Литература. 8 класс (1 часть)
К***

К*** («Я помню чудное мгновенье...) (1825). В шесть строф Пушкин вместил целую историю встреч и разлук с А. П. Керн. Сначала (первые две строфы) — мимолётная встреча, потом (следующие две строфы) — унылая жизнь в заточении, когда лирический герой «забыл» «голос нежный» и его затворничество протекало

Без божества, без вдохновенья,
Без слёз, без жизни, без любви.

И наконец, последние две строфы — пробуждение души, упоение творчеством, жизнью, наслаждение красотой, увенчанные любовью:

И сердце бьётся в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слёзы, и любовь.

Стихотворение «К***», однако, не только автобиографично. В нём есть другой план, в котором раскрыта тема красоты, тема поэтического вдохновения. Любовь пришла к Пушкину после того, как «душе настало пробужденье», когда все духовные силы поэта встрепенулись для приятия жизни, все творческие способности раскрылись и чувствам стала внятна красота. Тогда и приходит любовь, гармонически венчающая всю картину. Стихотворение «К***» даёт возможность понять очень важные черты Пушкина-художника. Жизнь вне гармонии, без красоты, без любви, без творчества бедна и однообразна. Поэт отторгнут от мира, он не слышит бытия, не видит его красок. Но вот приходит чудо преображения души, и исчезают «томленья грусти безнадежной», «тревоги шумной суеты». Душа открывается всему миру, и мир открывается душе. Поэт готов внимать бытию и отвечать ему поэтическим словом. Мир предельно расширяется, поэт вбирает его впечатления, обретает гармонию с ним. В душе поэта также утверждается согласие. Приобщение к бытию происходит необъяснимым образом, благодаря «чудному мгновенью», преображающая сила которого сродни религиозному откровению («как мимолётное виденье») и явлению неземного ангельского лика («как гений чистой красоты»).

К***

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,

Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.


И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слёзы, и любовь.

Размышляем о прочитанном

2. С чем связано вдохновение поэта? Почему ему так важно пробуждение души?

Учимся читать выразительно

Подготовьте выразительное чтение стихотворения наизусть, интонационно подчеркнув слова, повествующие о пробуждении души и пришедшем к поэту вдохновении.

Обогащаем свою речь

2. Объясните значение слов и словосочетаний и введите их в собственную речь: Отечество, ветреность, проповедь, беспутность, расправа, доложить, осыпать укоризнами, недоросль, тянуть лямку, поневоле, изумлённый.

Проект

1. Используя ресурсы Интернета и статью в разделе учебника «Литературные места России», подготовьте заочную экскурсию «Пушкин в Оренбурге».

2. Подготовьте и проведите в классе викторину «Пушкин и его родословная» (при подготовке используйте материалы книги «Читаем, думаем, спорим...» 8 класс).