Литература. 8 класс (1 часть)
Исторический труд А. С. Пушкина

ИСТОРИЧЕСКИЙ ТРУД А. С. ПУШКИНА

Давно известно, что Пушкину в высшей степени присуще историческое чувство и историческое мышление. Историзм — одно из тех свойств художественного гения поэта, которое легло краеугольным камнем в основание его реализма.

Можно сказать, что историю, особенно русскую, Пушкин воспринимал исключительно лично, интимно, и это нисколько не мешало, наоборот, помогало ему видеть истинный, хотя подчас затаённый, отнюдь не лежащий на поверхности её смысл. Свою жизнь Пушкин вписывал в историю России, которую, в свою очередь, просматривал и через призму своей судьбы человека и поэта. Это органическое слияние личного удела и исторического движения покоилось на убеждении Пушкина в неостановимости исторического процесса, который определяет вполне постигаемые чувством и разумом законы, побуждающие людей, участников исторического действа, выбирать ту или иную позицию, не оставаться пассивными и равнодушными зрителями.

В «Истории Пугачёвского бунта» Пушкина интересовала прежде всего «пугачёвщина», то есть само восстание, а не его инициаторы, вожди и вдохновители. Они обрисованы Пушкиным скупо, в отличие, например, от «Капитанской дочки», где столь выразительны портреты Пугачёва, Хлопуши, Белобородова и даже рядовых участников крестьянской войны. В «Истории Пугачёвского бунта» всё повествование занял размах восстания и как бы «образ» восстания в народном сердце и в народной памяти.

Взрыв возмущённой народной стихии, по мысли Пушкина, лишён какой-либо чёткой политической сознательности, хотя её элементы проскальзывают в действиях восставших. В «Капитанской дочке» Пугачёв рассказывает Гринёву притчу об орле и вороне. Смысл её многозначен: с одной стороны, народ возжаждал вольной и яркой жизни, где его силы могли бы развернуться.

Однако, с другой стороны, смысл притчи оттеняет и политическую наивность народа, пользующегося моментом. Он действует импульсивно, словно в экстазе. Им руководит не сознание, а социальный инстинкт. Ощутив свободу, он превращает её в разгул, и она сразу оборачивается своеволием и произволом. Мечта Пугачёва, как признаётся он Гринёву, — «поцарствовать». Пушкинский герой в ответ на притчу Пугачёва резонно замечает: «Но жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину».

Повесть Пушкина вобрала в себя богатый материал, освоенный и обобщённый в «Истории Пугачёвского бунта». И это касается самых разнообразных деталей: золочёного «дворца» Пугачёва, портретов мятежников, их реплик, характеристик персонажей, описаний Оренбурга и Казани, предметов быта и обихода, разговоров и поведения. За каждой строкой чувствуется полное погружение в эпоху, в психологию исторических лиц. Но главное всё же в том, что вымышленные герои Пушкина включились в большое историческое движение, определившее их судьбы, заставившее их делать выбор. Они невольно оказываются причастными к истории, слушают её, непосредственно извлекая нравственные уроки. И по воле Пушкина они переживают самые яркие, самые счастливые минуты, каких уже никогда, пожалуй, не будет в их жизни: чувство первой застенчивой любви, смертельные опасности, отчаяние, разлуки, тревоги, гибель родных, наветы, клевету, суд и наказание, неожиданные милости и прощения, — всё им дано испытать и не запятнать чести, не потерять достоинства, закалить себя, укрепиться в любви и тихо, мирно, покойно окончить свои дни. Немногим выпадает на долю жить в поворотные, крутые моменты истории и быть в самой гуще её роковых событий. Пушкинские герои общаются с главными её участниками, с теми, кто её творит. История прошла через их сердца. Они встречаются с Пугачёвым и Екатериной II, воюют с восставшими и обращаются к ним за помощью.

Следуя исторической истине, Пушкин не привёл Гринёва в стан Пугачёва. Его герой не признал самозванца Петром III. Пушкин знал, что ни один дворянин из «хороших» (то есть древних, потомственных) фамилий не служил Пугачёву. Лишь Шван- вич (один из прототипов Швабрина) оказался изменником, да и то уклонялся от поручений и при первой возможности сбежал и явился с повинной. В повести Швабрин делается предателем по собственной воле из-за своей человеческой низости. На самом деле он попал в плен. Так что из общего закона, столь отчётливо выведенного Пушкиным, Шванвич не исключался. Как бы то ни было, Гринёв Пугачёву не служит, но самозванец его помиловал и даже оказал помощь, вырвав Марью Ивановну из рук Швабрина.

Ясно, что в «Капитанской дочке» исторические события призваны оттенить человеческие качества героев. Это равно относится и к Гринёву, и к Пугачёву, и к второстепенным персонажам. Например, генерал Рейнсдорп в «Истории Пугачёвского бунта» — нерешительный, глуповатый, лишённый военного таланта незадачливый полководец. В «Капитанской дочке» у Андрея Карловича Р. эти качества сохранены, но, кроме них, он ещё и верен старой дружбе, и добр, и способен на сожаление.

Задачи, стоявшие перед Пушкиным в «Истории Пугачёвского бунта» и в «Капитанской дочке», обусловили отличающийся подход к изображению исторических фигур. Прежде всего это относится к Пугачёву.

Первый план исторического труда заняло крестьянское движение, а в «Капитанской дочке» — Пугачёв. В «Истории Пугачёвского бунта» последовательно описан ход восстания: противостояние лагерей, расслоение внутри каждого из них, действия бунтовщиков и правительственных начальников. Тут — сама история, как она реально совершалась.

Пугачёв нарисован в «Капитанской дочке» куда более живо, чем в «Истории Пугачёвского бунта». «Его видишь, его слышишь», — писал Вяземский. И надо сказать, что это имеет первостепенное значение для художественной мысли Пушкина. Если «Историей Пугачёвского бунта» поэт преследовал практическую цель — указать на необходимость преобразований, то «Капитанской дочкой» он художественно решал более отдалённую, но не менее глубокую гуманистическую проблему: как достичь единства нации, как примирить противоречия и на какой основе это возможно. Оказалось, что почва для сближения «мужицкого царя», повстанца Пугачёва, и дворянина Гринёва есть, она ещё не в настоящем, а в будущем. Пугачёв и Гринёв — в разных лагерях, но человечность, уважение к личности других людей, к их простым чувствам объединяют пушкинских героев. Пугачёв, следуя народной нравственности, заступается за сироту, он как-то по- отечески сочувствует Гринёву и предлагает даже сыграть свадьбу и попировать. А Гринёв, проявляя жалость к замерзающему мужику, предостерегая его от предвидимого печального конца, искренне желает Пугачёву добра, и тот это чувствует и ценит. Так дворянин и враг дворян находят общий язык, между ними на короткий срок устанавливается взаимопонимание, и Пушкину оно особенно дорого.

Человечность Вожатого в «Капитанской дочке» высвечена ярче, чем в «Истории Пугачёвского бунта». Но не забудем, сколь многим в «Капитанской дочке» поэт был обязан добросовестному и проницательному историку, автору «Истории Пугачёвского бунта».

В. Коровин

Проверьте себя

1. В чём заключался историзм Пушкина? В чём разница подхода А. С. Пушкина к пугачёвскому восстанию в «Истории Пугачёвского бунта» и «Капитанской дочке»?

2. Внимательно прочитайте статью об историческом труде Пушкина, составьте её цитатный план и постарайтесь пересказать её содержание.

3*. Сопоставьте главы из «Истории Пугачёвского бунта» с текстом «Капитанской дочки». Найдите разницу в отношении автора к Пугачёву и объясните её.

СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ

Со стихотворными и прозаическими произведениями А. С. Пушкина вы знакомы с самого раннего возраста. Какие его стихотворения вы знаете наизусть? Какие прозаические произведения вы перечитывали много раз?

1. Вы прочитали и обсудили повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Сейчас прослушали главу «Вожатый» в исполнении Юрия Васильева. На чём сосредоточивает внимание актёр? Какие интонации, логические ударения помогают вам представить характер вожатого?

2. Какие новые впечатления о героях повести появились у вас после прослушивания актёрского чтения?

4. Как настраивает музыка на восприятие бурана, как передаёт особое, тревожное состояние героев?

5. Как меняется темп чтения актёра, когда вожатый ведёт разговор с хозяином постоялого двора?

6. Какое впечатление у вас возникает при чтении актёром первого и второго отрывков?

7. Как меняется настроение чтеца при чтении главы «Сирота»?

Размышляем о прочитанном

Глава I. Сержант гвардии

1. Глава называется «Сержант гвардии». О ком рассказывается в этой главе? Какова была семья Гринёва? Какую роль в его детстве играли Савельич и Бопре? Как провожали Петрушу родители на службу и какими словами напутствовал его отец?

2. Как характеризует Гринёва и Савельича эпизод с Зуриным?

Глава II. Вожатый

1. Почему глава начинается народной песней? Как характеризует Гринёва разговор с Савельичем, каков характер Савельича? Дорога, буран — расскажите об этом. Какой смысл для дальнейших событий имеет сон Петруши? Опишите портрет Вожатого, его таинственный разговор с хозяином. В чём его иносказательность?

2. Как отблагодарил Гринёв Вожатого?

3. Чем интересен разговор Гринёва с генералом? Как Гринёв объяснил генералу выражение «держать в ежовых рукавицах»? Каков истинный смысл этого выражения? Проверьте, как объясняется этот оборот в фразеологическом словаре.

Глава III. Крепость

1. Что представляли собой Белогорская крепость, порядки, заведённые в ней? Чем объяснить такой «семейный» характер отношений между людьми в крепости? Расскажите о её обитателях — Иване Кузмиче, его жене, Швабрине, Марье Ивановне. Какое значение имеет солдатская песня, стоящая эпиграфом к третьей главе?

2. Каковы ваши впечатления о каждом из героев?

Глава IV. Поединок

1. Как проявили себя Гринёв и Швабрин в главе «Поединок»?

2. Что нового вы узнали о них? Какие черты характера стали проявляться в Гринёве?

Глава V. Любовь

1. Перескажите подробно главу от лица Марьи Ивановны. Расскажите, какие черты характера проявили герои во взаимоотношениях друг с другом. Какой смысл вкладывает автор в народную песню — эпиграф?

2. Что можно сказать о Швабрине?

3. Как вы понимаете слова Гринёва о «благом потрясении»?

1. Опишите губернию, которая «обитаема была множеством полудиких народов». Можно ли считать, что этим описанием Пушкин как бы подготавливает читателя к событиям, которые произойдут в Белогорской крепости?

2. Какие приготовления начались в крепости после получения письма от генерала?

Глава VII. Приступ

2. Как вели себя немногочисленные защитники крепости? О чём хочет сказать автор фразой: «Народ повалил на площадь; нас погнали туда же»? Как приняли смерть Иван Кузмич, Иван Игнатьич, Василиса Егоровна?

Глава VIII. Незваный гость

1. В чём смысл эпиграфа к этой главе?

2. Кого Гринёв называет «новобранными изменниками» и почему?

4. Каким предстал Петруше военный совет Пугачёва? Почему Пугачёв простил дерзкие и правдивые речи Гринёву?

Глава IX. Разлука

1. Швабрин на службе у Пугачёва. Савельич предъявляет счёт Пугачёву. Прощание с Марьей Ивановной. Прочитайте и прокомментируйте названные эпизоды.

2. Подготовьте близкий к тексту пересказ эпизодов.

1. Как встретился Гринёв с генералом? Что происходило в городе на военном совете? О каком «подкупательном движении» говорили на совете?

2. Что происходило при осаде города?

3. О чём писала Марья Ивановна?

Глава XI. Мятежная слобода

2. Что значат слова Пугачёва: «Улица моя тесна; воли мне мало»?

3. Какое значение имеет сказка Пугачёва об орле и как отреагировал на неё Гринёв? В чём смысл этого диалога?

Глава XII. Сирота

Глава XIII. Арест

Почему Гринёву пришлось расстаться с Марьей Ивановной?

Глава XIV. Суд

1. По чьей вине Гринёв привлечён к суду и почему оправдан?

3. Подумайте, как происходило взросление героя: от недоросля к человеку достойному и честному. Вспоминаются ли при этом «благие потрясения»?

4. Как относится автор к героям? Подтвердите своё мнение цитатами из текста произведения. Что можно сказать о пушкинском отношении к восстанию, восставшим, Гринёву, Пугачёву, Маше Мироновой?

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

1. Кто главные герои романа? Почему он назван «Капитанская дочка»?

считают, что истоки настоящего лежали в прошлом России и что там надо было искать и найти от веты на вопросы, которые волновали поэта. Согласны ли вы с этим суждением? Можно ли в прошлом найти объяснение современным событиям?

3. Приступая к роману, Пушкин изучил документы, манифесты, указы Екатерины II, воспоминания современников Пугачёвского восстания, он писал: «Я прочёл со вниманием всё, что было напечатано о Пугачёве, и сверх того 18 толстых томов разных рукописей, указов, донесений и проч. Я посетил места, где произошли главные события эпохи, мною описанной, проверяя мёртвые документы словами ещё живых, но престарелых очевидцев...», затем создал научный труд «История Пугачёвского бунта».

Найдите на «Карте путешествий А. С. Пушкина» те места, где пришлось побывать поэту, когда он подготавливал материалы для исторической повести о Пугачёве и «Капитанской дочки». Расскажите, что вы об этом знаете.

4. Подготовьте рассказы о действующих лицах романа — Пугачёве, Швабрине, Гринёве, Маше, Савельиче.

5. Вспомните, какой пословицей начинается первая глава. Что хотел сказать ею автор? Каковы тема и идея «Капитанской дочки»? Какова концовка романа «Капитанская дочка» и в чём её смысл?

«проверки» устраивает автор Гринёву и Швабрину на честность и на милосердие? В чём смысл четырёх встреч героев? Какие особенности человеческих характеров и человеческого общения они раскрывают?

7. Подняться над жестоким веком, сохранив в себе гуманность, человеческое достоинство и уважение к живой жизни людей, — такой видят главную мысль романа некоторые литературоведы. Согласны ли вы с такой точкой зрения?

Можно ли считать, что Пушкин мечтал, чтобы Гринёв соблюдал честь дворянина, Савельич — честь крестьянина и чтобы человечность объединяла все сословия? Какие герои «Капитанской дочки» и когда проявляют человечность (сочувствие, сострадание, доброту, честность)?

Литература и другие виды искусства

Рассмотрите иллюстрации художников А. Бенуа, П. Соколова, С. Герасимова, Д. Шмаринова к роману А. С. Пушкина. Найдите в тексте и прочитайте эпизоды из романа, изображённые на рисунках. Какие черты характеров героев романа подчёркивают иллюстраторы?

Какие вечные проблемы поднимает А. С. Пушкин в этом произведении? В чём современно звучание романа? Напишите сочинение- эссе на эту тему.

1. Сопоставьте отрывки из книги «История Пугачёвского бунта» Пушкина с прочитанным вами романом. Какие документы, описания событий, по вашему мнению, в той или иной степени отражены в пушкинском тексте «Капитанской дочки»?

Сравните портрет Пугачёва в романе и в «Истории Пугачёвского бунта». В чём сходство и в чём разница?

Известный историк В. О. Ключевский признавал, что в «Капитанской дочке» больше истории, чем в «Истории Пугачёвского бунта». Как вы понимаете это высказывание? Что хотел сказать этим историк? Подготовьте развёрнутый письменный ответ на этот вопрос.

2. Итак, мы выяснили, что внимание к истории для крупного писателя не ограничивается только произведениями, посвящёнными историческим событиям, что в любом произведении, как пишет литературовед В. И. Коровин, прошедшем испытание временем, в той или иной степени автор касается истории, жизни и деятельности людей определённой эпохи, следовательно, отражает историческое время, характеры людей этой эпохи, своеобразие их поступков, взаимоотношений. Кроме того, не существует в подобном случае ограничения жанра произведений. Согласны ли вы с этим суждением литературоведа? Постарайтесь на примерах произведений разных жанров одного писателя подтвердить эту точку зрения. Подготовьте сообщение по этой проблеме в письменной или устной форме.