Литература. 8 класс (1 часть)
Частушки

ЧАСТУШКИ

Народные частушки — небольшие лирические песни, обычно имеющие форму четырёхстрочного рифмованного куплета.

Частушки — поздний жанр по времени своего происхождения. Первые упоминания о частушках относятся к 60-м годам XIX века.

Частушки как художественный материал использовались М. Горьким, В. Маяковским, А. Твардовским и другими писателями и поэтами.

Среди художественных особенностей частушек фольклористы отмечают параллелизм (чаще всего параллельное изображение явлений природы и состояний человека, его переживаний), например:

Снежки белы, снежки белы
Были да растаяли,
Любили меня, девоньку,
Любили да оставили.

Иногда в частушках встречается сравнение:

Не даёшь мне, мамка, воли,
Улечу, как пташка, в поле...

Чаще в частушках встречаются эпитеты, уменьшительные суффиксы (девонька, лесок, колечко, аленький цветочек). Частушки богаты различными повторами, служащими для эмоциональной выразительности. В частушках постоянно присутствует рифма. Исполнялись частушки двумя девушками или парнем и девушкой, иногда под гармонику или другие инструменты, иногда безо всякого музыкального сопровождения.

Под твою, милый, игру
Песен не напеться,
На тебя, хороший мой,
Век не наглядеться.

* * *

Моё сердце взволновалось,
Как на Волхове вода.

Моё сердце никогда.

* * *

 

Проводила я забаву
За литой чугунный мост.
От росы ли тропка смокла,
От моих ли горьких слёз?!

* * *

Я вечор, вечор, вечор
Простояла у ветёл.
Я ветёлочки рвала —
Сказали: милого ждала.

Paзмышляем о прочитанном

1. Расскажите о народных песнях. Какие существуют группы народных песен? Что вам известно об обрядовом фольклоре? Какие народные песни вы знаете и какие из них вам нравятся?

2. Каковы особенности лирических, исторических песен? Какие настроения передаёт каждая из них и какие чувства сообщает слушателям?

3. В чём сходство и различие народных исторических песен и былин?

4. Расскажите о своеобразии жанра частушек. Как они исполняются? Какие музыкальные инструменты сопровождают народные песни и частушки? Умеете ли вы исполнять частушки? Как в частушках отражается время?

6. Какое отношение народа к Пугачёву передают исторические песни? Чего в них больше — уважения, жалости, сострадания, осуждения? Какие художественные выразительные средства помогают народным певцам сообщить эти чувства слушателям?

Обогащаем свою речь

1. Какие чувства привносят в народные песни слова: зелененьку, конопельку, ноченька, звёздочка, сердечный, родной, миленький?

2. Что подчёркивается в народной исторической песне словами: добрый молодец, походы удалые, житьё свободное, народный заступник, родный батюшка, красно солнышко?

Творческое задание

1. Подготовьте одну из народных песен к исполнению или речитативному произнесению.

2. Подготовьте собственный текст частушки на школьную тему или исполнение одной из частушек (напевное произнесение).