ЧАСТУШКИ
Народные частушки — небольшие лирические песни, обычно имеющие форму четырёхстрочного рифмованного куплета.
Частушки — поздний жанр по времени своего происхождения. Первые упоминания о частушках относятся к 60-м годам XIX века.
Частушки как художественный материал использовались М. Горьким, В. Маяковским, А. Твардовским и другими писателями и поэтами.
Среди художественных особенностей частушек фольклористы отмечают параллелизм (чаще всего параллельное изображение явлений природы и состояний человека, его переживаний), например:
Снежки белы, снежки белы
Были да растаяли,
Любили меня, девоньку,
Любили да оставили.
Иногда в частушках встречается сравнение:
Не даёшь мне, мамка, воли,
Улечу, как пташка, в поле...
Чаще в частушках встречаются эпитеты, уменьшительные суффиксы (девонька, лесок, колечко, аленький цветочек). Частушки богаты различными повторами, служащими для эмоциональной выразительности. В частушках постоянно присутствует рифма. Исполнялись частушки двумя девушками или парнем и девушкой, иногда под гармонику или другие инструменты, иногда безо всякого музыкального сопровождения.
Под твою, милый, игру
Песен не напеться,
На тебя, хороший мой,
Век не наглядеться.
* * *
Моё сердце взволновалось,
Как на Волхове вода.
—
Моё сердце никогда.
* * *
Проводила я забаву
За литой чугунный мост.
От росы ли тропка смокла,
От моих ли горьких слёз?!
* * *
Я вечор, вечор, вечор
Простояла у ветёл.
Я ветёлочки рвала —
Сказали: милого ждала.
Paзмышляем о прочитанном
1. Расскажите о народных песнях. Какие существуют группы народных песен? Что вам известно об обрядовом фольклоре? Какие народные песни вы знаете и какие из них вам нравятся?
2. Каковы особенности лирических, исторических песен? Какие настроения передаёт каждая из них и какие чувства сообщает слушателям?
3. В чём сходство и различие народных исторических песен и былин?
4. Расскажите о своеобразии жанра частушек. Как они исполняются? Какие музыкальные инструменты сопровождают народные песни и частушки? Умеете ли вы исполнять частушки? Как в частушках отражается время?
6. Какое отношение народа к Пугачёву передают исторические песни? Чего в них больше — уважения, жалости, сострадания, осуждения? Какие художественные выразительные средства помогают народным певцам сообщить эти чувства слушателям?
Обогащаем свою речь
1. Какие чувства привносят в народные песни слова: зелененьку, конопельку, ноченька, звёздочка, сердечный, родной, миленький?
2. Что подчёркивается в народной исторической песне словами: добрый молодец, походы удалые, житьё свободное, народный заступник, родный батюшка, красно солнышко?
Творческое задание
1. Подготовьте одну из народных песен к исполнению или речитативному произнесению.
2. Подготовьте собственный текст частушки на школьную тему или исполнение одной из частушек (напевное произнесение).