Литература. 8 класс (1 часть)
Александр Сергеевич Пушкин

Александр Сергеевич

ПУШКИН

1799—1837

Литература. 8 класс (1 часть) Александр Сергеевич Пушкин

История была неотъемлемой частью жизни и творчества поэта. Пушкину органически присущ историзм, включающий память его собственных предков, прошлое народа, место и роль России в мировой цивилизации и раздумья о её будущем.

Пушкина интересовали важнейшие проблемы истории: народные движения, историческая роль царей, трагизм столкновения государственного и личного начал в истории. Его привлекали переломные моменты российской истории, яркие исторические личности, исторические события, насыщенные глубоким содержанием. Пушкинское отношение к истории было лишено чёрно-белых оценок и подходов.

Большое значение он придаёт силе народного мнения. В «Борисе Годунове» даже измученные голодом и поборами люди из народа способны не только на скорую расправу с ненавистными боярами, но и на сочувствие погибшим родственникам Годунова. Пушкин симпатизирует руководителям народных восстаний (Разин, Пугачёв), но отрицает бунт «бессмысленный и беспощадный». Он показывает Петра I как гениального реформатора, гениального полководца, основателя Петербурга, радетеля о науке и культуре, но, с другой стороны, сочувствует «маленькому человеку», незащищенному и страдающему («Медный всадник»). Понимая величие петровских реформ и их историческую необходимость, Пушкин не мог смириться с подавлением личности и свободы простого человека.

Пушкин выступает не только автором художественных произведений на историческую тему («Капитанская дочка», «Медный всадник» и др.), но также историком («История Пуга чёвского бунта», «История Петра» и др.). По сути, он был первым историком крестьянской войны под предводительством Пугачёва.

Пушкин внимательно изучает исторические документы (летописи, исторические повести и т. д.), над которыми трудится «ревностно и добросовестно». Источником его исторических взглядов были и устные исторические предания.

В то же время А. С. Пушкин следил за современной ему исторической наукой, откликаясь на труды русских историков. Он обращался к античной и всемирной истории. Всё это помогло ему осознать место России в мировом историческом процессе.

Е. Иванов

Проверьте себя

1. Какие проблемы истории интересовали Пушкина? Как поэт относился к истории? Какие произведения на исторические темы, созданные Пушкиным, вам известны? Каким событиям они посвящены?

2*. Как вы понимаете высказывание поэта: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие»?

З*. «В творчестве Шекспира, Гёте, Скотта Пушкина привлекало, — пишет литературовед Л. Фризман, — умение передать историческую действительность как подлинно жизненную правду». Как вы понимаете эти слова?

5. В каком из произведений поэта идёт диалог двух героев в келье Чудова монастыря? Кто эти герои и о чём они ведут разговор? О каком труде «усердном, безымянном» идёт речь и с какой целью создаются «правдивые сказанья»? Из каких произведений эти строки?

Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык


Смиряй себя молитвой и постом,
И сны твои видений лёгких будут
Исполнены...