Литература. 7 класс (2 часть)
Стихотворения о родной природе

Стихотворения о родной природе

Валерий Яковлевич

БРЮСОВ
1873—1924

Первый снег

Серебро, огни и блестки —
Целый мир из серебра!
В жемчугах горят березки,
Черно-голые вчера.

Это — область чьей-то грезы,
Это — призраки и сны!
Все предметы старой прозы
Волшебством озарены.

Экипажи, пешеходы,
На лазури белый дым,
Жизнь людей и жизнь природы
Полны новым и святым.

Воплощение мечтаний,
Всемогущего игра,
Этот мир очарований,
Этот мир из серебра!

Фёдор Сологуб1

* * *

Забелелся туман за рекой,
Этот берег совсем не высок,
И деревья стоят над водой,
И теперь я совсем одинок.

Я в кустах поищу хворостин
И в костер их на берег сношу,
И под ними огонь воскрешу,
Посижу, помечтаю один.

И потом, по теченью реки,
Потихоньку пойду босиком, —
И завижу вдали огоньки,
Буду знать я, что близок мой дом.

Сергей Александрович
ЕСЕНИН
1895—1925

* * *

Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Взвенивает лес.

Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Темным елям снится

По лугу со скрипом
Тянется обоз —
Суховатой липой
Пахнет от колес.

Слухают ракиты
Посвист ветряной...
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной!..

Николай Алексеевич
ЗАБОЛОЦКИЙ
1903—1958

* * *

Я воспитан природой суровой,
Мне довольно заметить у ног
Одуванчика шарик пуховый,
Подорожника твердый клинок.

Чем обычней простое растенье,
Тем живее волнует меня
Первых листьев его появленье
На рассвете весеннего дня.

В государстве ромашек, у края,
Где ручей, задыхаясь, поет,
Пролежал бы всю ночь до утра я,

Жизнь потоком светящейся пыли
Все текла бы, текла сквозь листы,
И туманные звезды светили,
Заливая лучами кусты.

И, внимая весеннему шуму
Посреди очарованных трав,
Все лежал бы и думал я думу
Беспредельных полей и дубрав.

Николай Михайлович
РУБЦОВ
1936—1971

Тихая моя Родина

В. Белову

Тихая моя Родина!
Ивы, река, соловьи...

В детские годы мои.

— Где же погост? Вы не видели?
Сам я найти не могу. —
Тихо ответили жители:
— Это на том берегу.

Тихо ответили жители,

Купол церковной обители
Яркой травою зарос.


Там, где купаться любил...
Тихая моя Родина,
Я ничего не забыл.

Новый забор перед школою,

Словно ворона веселая,
Сяду опять на забор!

Школа моя деревянная!..
Время придет уезжать —

Будет бежать и бежать.

С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,

Вопросы и задания

  1. Какие строчки, приметы родных мест, обозначенных авторами, показались вам особенно запоминающимися?
  2. Какие стихотворения о родной природе вы стали бы читать, когда вам грустно или радостно? Приведите примеры, как через стихотворение о родной природе автор передает нам свое настроение. Какие литературные приемы (эпитеты, сравнения, метафоры и пр.) помогают автору в этом?
  3. Подготовьте наиболее понравившееся стихотворение к конкурсу на тему «Тебе, родной край, посвящается», предварив свое чтение небольшим рассказом о поэте (используйте «Справочник имен» и советы актеров по художественному чтению).

  1. Какие художники-пейзажисты вам известны? Расскажите об одном из них (например, о Левитане), продемонстрируйте репродукции его картин. Используйте в рассказе отрывок из статьи К. Г. Паустовского «Заметки о живописи».
  2. Подумайте, картины каких художников-пейзажистов2 (Шишкин, Саврасов, Левитан и др.) близки к каждому из авторов произведений, включенных в раздел «Тихая моя Родина...».
  3. Создайте устный или письменный рассказ по одной из картин, включив в него строки стихотворений о родной природе, на тему «Всякому мила своя сторона».

1 Псевдоним Федора Кузьмича Тетёрникова.

2 Художник-пейзажист — художник, автор картин, изображающих природу.