Литература. 7 класс (1 часть)
Стихотворения о родной природе

Стихотворения о родной природе

Познакомьтесь со стихотворениями русских поэтов о родной природе, подумайте, каким настроением проникнуто каждое из них.

«Исторически сложилось так, что Россия оставалась в XIX веке крестьянской страной. Большинство ее населения жило в деревнях и селах, занималось земледелием и было самым бедным, самым обездоленным классом, — пишет литературовед В. Коровин в предисловии к книге „Поэзия сельской жизни". — Неурожаи несли с собой голод, болезни и гибель целых губерний (областей), вызывали стихийные бунты, подавляемые правительством. И все-таки духовная жизнь народа никогда не замирала. Защитниками интересов крестьян стали писатели — В. Белинский, М. Салтыков-Щедрин, Н. Некрасов. Крестьянскую Россию, ее заботы, самую душу крестьянина хорошо понимали А. Пушкин и И. Тургенев, М. Лермонтов и Лев Толстой, А. Кольцов и А. Чехов.

Русские писатели, показывая жизнь народа, крестьянскую нужду, тоску мужика по счастливой доле, раскрывали и неисчерпаемые внутренние силы народа, душевное здоровье, бодрость духа, жажду воли и „привычку к труду благородную".

В поэзии издавна осень, зима, весна и лето всегда означают нечто большее, чем обычные времена года. Они связаны с пробуждением и расцветом жизненных сил, настроениями радости и веселья, грусти и печали.

Родная природа привлекала поэтов своей скромной простотой. В ней нет показной красоты, она полна спокойствия и раздолья, степенности и величия. Чувство любви к родной земле для русского поэта — это вера в народ и его возможности ».

Задания

  1. Вспомните, в каких стихотворных и прозаических произведениях вы встречали описания природы и какую роль они выполняли.
  2. Прочитайте самостоятельно стихотворения под рубрикой «Край ты мой, родимый край...». Подумайте, какие настроения авторы сообщают нам.
  3. Выучите наизусть стихотворения, которые наиболее близки вашим настроениям.

В. А. Жуковский

Приход весны

Зелень нивы, рощи лепет,
В небе жаворонка трепет,
Теплый дождь, сверканье вод,
Вас назвавши, что прибавить?
Чем иным тебя прославить,
Жизнь души, весны приход?

А. К. Толстой

* * *

Край ты мой, родимый край,
Конский бег на воле,
В небе крик орлиных стай,
Волчий голос в поле!
Гой ты, родина моя!

Свист полиочный соловья,
Ветер, степь да тучи!

Благовест

Среди дубравы

Храм пятиглавый
С колоколами.

Их звон призывный
Через могилы

И так уныло!

К себе он тянет
Неодолимо,
Зовет и манит

В край благодатный,
Забытый мною, —
И, непонятной
Томим тоскою,


И плачу снова,
И отрекаюсь я
От дела злого;

Далеко странствуя

Через пространства я
Лечу небесные,

И сердце радостно
Дрожит и тает,

Не замирает...

* * *

Замолкнул гром, шуметь гроза устала,
Светлеют небеса;
Меж черных туч приветно засияла

Еще дрожат цветы, полны водою
И пылью золотой.
О, не топчи их с новою враждою
Презрительной пятой.

Родина

Под небом мертвенно-свинцовым
Угрюмо меркнет зимний день,
И нет конца лесам сосновым,

Один туман молочно-синий,
Как чья-то кроткая печаль,
Над этой снежною пустыней
Смягчает сумрачную даль.

  1. Какие краски используют поэты и художники для описания природы?
  2. Прочитайте и другие стихотворения, в которых воспевается красота родного края. Подготовьте их к конкурсному чтению, предварив его небольшим рассказом об авторе.
  3. Прочитайте и объясните пословицы, используйте их в своей речи: «Без первой ласточки весна не обходится», «Бывает год, что на день семь погод», «Весна дает цветы, а осень — плоды», «В зимний холод всякий молод», «Лето собирает, а зима поедает», «Лето работает на зиму, а зима на лето». По одной из пословиц подготовьте устное или письменное сочинение.