Литература. 5 класс (2 часть)
Рассказ танкиста

Рассказ танкиста

Был трудный бой. Всё нынче как спросонку,
И только не могу себе простить:
Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,
А как зовут, забыл его спросить.

Лет десяти — двенадцати. Бедовый,
Из тех, что главарями у детей,
Из тех, что в городишках прифронтовых
Встречают нас как дорогих гостей.

Машину обступают на стоянках,
Таскать им воду вёдрами — не труд,
Приносят мыло с полотенцем к танку
И сливы недозрелые суют...

Шёл бой за улицу. Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперёд.
А он гвоздит — не выглянуть из башен,
И чёрт его поймет, откуда бьёт.

Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился, — столько всяких дыр.
И вдруг к машине подбежал парнишка:
— Товарищ командир, товарищ командир!

Литература. 5 класс (2 часть) Рассказ танкиста

«Вот солдаты идут...» Худ. Ю. Непринцев

Я знаю, где их пушка. Я разведал...
Я подползал, они вон там, в саду...
— Да где же, где?.. — А дайте я поеду
На танке с вами. Прямо приведу.

Что ж, бой не ждёт. — Влезай сюда, дружище!
И вот мы катим к месту вчетвером.
Стоит парнишка — мины, пули свищут,

Подъехали. — Вот здесь. — И с разворота
Заходим в тыл и полный газ даём.
И эту пушку, заодно с расчётом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём.


От дома к дому шёл большой пожар.
И, помню, я сказал: — Спасибо, хлопец! —
И руку, как товарищу, пожал...

Был трудный бой. Всё нынче как спросонку,

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

Размышляем о прочитанном

1. Почему рассказчик не может себе простить, что забыл спросить мальчика, как его зовут?

«Весной 1942 года» А. Т. Твардовский вспоминает о тех впечатлениях, которые произвела на него война: «Вряд ли я когда в жизни был так взволнован чем-либо подобным. Закат стоял над дорогой, широкой, укатанной, зимней, степной дорогой на выезде из деревни.

На необычайном, малиновом крае неба вставали густые синие и чёрные дымы деревни. И всё было так непередаваемо говоряще и значительно — степь, Россия, война, — что сжималось сердце и словно нечем было дышать».

Расскажите, какой показана война в воспоминаниях А. Твардовского о войне и в стихотворении «Рассказ танкиста».

Литература и изобразительное искусство

Что изображено на картине Ю. Непринцева? Как это можно соотнести со стихотворением А. Твардовского «Рассказ танкиста»?

((« Слушаем актёрское чтение »))

А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста»

1. Вспомните стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино». В нём тоже был рассказ о войне, о сражении. Похожи ли рассказчики в этих стихотворениях? Каким характером наделяет актёр своего танкиста? Каким вы его представляете себе: молодым, средних лет, весёлым, задорным, подвижным или степенным, неторопливым, основательным?

2. Как вы думаете, почему поэт в конце стихотворения вновь напоминает нам, что подвиг юного героя остался безымянным, имя парнишки так и осталось неизвестным?

Подготовьте выразительное чтение стихотворения, постарайтесь при чтении передать характеры персонажей.

Совершенствуем свою речь

1. Как вы понимаете следующие строки, словосочетания?

— Всё нынче как спросонку...

— Бедовый, из тех, что главарями у детей...

— А он гвоздит — не выглянуть из башен...

— ... за каким домишкой он примостился...

— ... заходим в тыл и полный газ даём.

И эту пушку, заодно с расчётом,

2. Расскажите о том, какое впечатление произвело на вас это стихотворение, используя слова и словосочетания из произведения А. Т. Твардовского.

3. Поговорите с вашими родственниками о любимых ими стихотворениях, песнях, частушках времён Великой Отечественной войны. Как вы думаете, почему песни военных лет остаются популярными и в мирное время?