Литература. 5 класс (2 часть)
Города и годы

Города и годы

Старый Лондон пахнет ромом,
Жестью, дымом и туманом.
Но и этот запах может
Стать единственно желанным.

Ослепительный Неаполь,
Весь пронизанный закатом,
Пахнет мулями и слизью,
Тухлой рыбой и канатом.

Город Гамбург пахнет снедью,
Лесом, бочками, и жиром,
И гнетущим, вездесущим,
Знаменитым добрым сыром.

А Севилья пахнет кожей,
Кипарисом, и вервеной [1],
И прекрасной чайной розой,
Несравнимой, несравненной.

Вечных запахов Парижа
Только два. Они всё те же:

И фиалок запах свежий.

Есть чем вспомнить в поздний вечер,
Когда мало жить осталось,
То, чем в жизни этой бренной
Сердце жадно надышалось!..

Но один есть в мире запах,
И одна есть в мире нега:
Это русский зимний полдень,
Это русский запах снега.

Лишь его не может вспомнить
Сердце, помнящее много.
И уже толпятся тени
У последнего порога.

Фонохрестоматия ((« Слушаем актёрское чтение »))

Дон-Аминадо. «Города и годы»

1. Как вы думаете, почему так подробно и долго поэт перечисляет запахи разных городов?

2. Что хочет сказать поэт тем, что он не может вспомнить запах русского снега? Почему так мучительно пытается это сделать?

3. Каково настроение поэта, вынужденного жить вдали от родины? Удалось ли актеру передать это настроение?

Размышляем о прочитанном

1. Какие мысли передают нам поэты, рассказывая о Родине и родной природе, вспоминая минуты особого состояния души?

2. Постарайтесь зрительно представить картины, которые воссоздаёт И. А. Бунин в стихотворении «Помню долгий зимний вечер...», опишите их устно с использованием лексики стихотворения: долгий зимний вечер, тускло льётся свет лампады, буря плачет, золотые волны ржи, тихий шёпот лета и т. д. Какие художественные средства помогают поэту передать своё настроение?

3. Какие изобразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы) помогают поэтам так необычно рассказать о родной природе и выразить собственные настроения и чувства?

4. Какие мысли и чувства сообщает читателю Дон-Аминадо строфой стихотворения «Города и годы»?

Но один есть в мире запах,
И одна есть в мире нега:
Это русский зимний полдень,
Это русский запах снега...

5. Как вы думаете, в чём хочет убедить читателя Н. М. Рубцов в стихотворении «Родная деревня»?

6. Как связаны в стихотворении Н. М. Рубцова любовь к родной земле и нравственно-душевное взросление человека?

Литература и изобразительное искусство

1. Прочитайте стихотворения Д. Б. Кедрина и А. А. Прокофьева, внимательно рассмотрите репродукцию картины В. М. Васнецова «Алёнушка». Стихотворения Кедрина и Прокофьева — два разных по содержанию произведения, хотя и близких по настроению. В чём различие и в чём сходство двух стихотворений? Какое из этих стихотворных произведений понравилось вам больше? Почему? Эти стихотворения перекликаются с сюжетом картины Васнецова. Какие строки из стихотворений Кедрина и Прокофьева это подтверждают?

2. На переплёте вашего учебника помещена репродукция картины известного русского художника М. В. Нестерова «Лель». Лель — сказочно-мифологический образ юноши-пастуха, музыканта и певца, — стал в произведениях русских поэтов, художников, композиторов символом самой поэзии. Внимательно рассмотрите репродукцию картины. Напишите небольшое сочинение по картине, стараясь наиболее точно передать то поэтическое состояние природы, которое сумел запечатлеть живописец. Поразмышляйте над вопросом: «Можно ли средствами живописи передать звучание музыки?» Удалось ли это сделать М. В. Нестерову? Какова, по вашим ощущениям, музыка Леля? Попробуйте описать её в вашем сочинении.

Обогащаем свою речь

Подберите синонимы к поэтическим выражениям. Какие новые оттенки смысла появились в найденных вами словосочетаниях?

долгий зимний вечер —

золотые волны ржи —


шёпот зреющих колосьев —

Проект

Используя ресурсы Интернета, подготовьте вместе с одноклассниками иллюстрированный сборник стихотворений «Родная природа в русской поэзии» (составители работают над содержанием сборника, художники — над иллюстрациями, литературоведы готовят вступительную статью).

Примечания

[1]