Литература. 5 класс (1 часть)
К читателям

К читателям

Наш великий поэт Александр Сергеевич Пушкин сказал: «Чтение — вот лучшее учение». И действительно, род человеческий бесконечно многим обязан тому университету, имя которому — Книга. В этом университете приобретаем мы необходимые знания и получаем уроки нравственности, духовности, без которых оскудели бы разумом и очерствели бы сердцем. Русские летописи донесли до нас не только «земли родной минувшую судьбу», но и сведения о библиотеке Ярослава Мудрого1 о том, что исстари «прилежали к книгам» образованнейшие люди нашего Отечества.

Подвижническая деятельность Ивана Фёдорова2 открыла новую эпоху в истории русской книги. «Учительное» слово становилось отныне доступным широкому кругу читателей.

Когда человек берёт в руки книгу, между ним и автором происходит доверительный разговор наедине; такой разговор может быть только между самыми близкими людьми. А герои полюбившихся книг, вызванные к жизни могучим воображением художников, становятся столь же реальными, как личности, существовавшие в действительности. Каждый сам определяет свой «круг чтения», как и круг друзей, подбирает собственную «золотую полку». Но для этого нужна изрядная подготовка.

В плавании по безбрежному морю книг доверяться надлежит надёжным маякам. Прав был русский литературный критик XIX века Виссарион Белинский: читать дурно выбранные книги хуже и вреднее, чем ничего не читать.

Чтение художественной литературы — своего рода творчество или, по крайней мере, сотворчество. Оно требует навыка и затрат внутренней энергии. Но только творческое чтение доставляет истинное наслаждение, способствует духовному развитию человека.

Недаром писатель Владимир Набоков3 считал, что «хороший читатель», большой читатель, активный и творческий читатель — это перечитыватель. Каждый большой писатель заслуживает такого большого читателя. В их диалоге раскрывается истина о человеке и мире.

По книге С. Бэлзы «Человек читающий»

Знакомимся с учебником

  1. Как вы понимаете пушкинское определение: «Чтение — вот лучшее учение»?
  2. Благодаря кому на Руси «учительное» книжное слово стало доступно широкому кругу читателей? Благодаря труду людей каких профессий рождается книга?
  3. «уметь читать» и когда происходит между автором и читателем «доверительный разговор»? Бывали ли случаи, когда вы наслаждались, увлекались чтением и между вами и автором возникал «доверительный разговор»?

    Назовите книги, отдельные произведения, которые вы любите перечитывать.

  4. Рассмотрите внимательно учебник (автор, редактор, художники — авторы иллюстраций и рисунков к произведениям, вопросы, задания, словарь и т. д.). Подготовьте пересказ статьи, предварительно составив небольшой план. Каковы ваши суждения, размышления об учебнике, с которым вам предстоит работать в этом году (содержание, оформление)? Какова роль каждого из тех, кто создавал книгу? Подготовьте развёрнутый ответ.
  5. Покажите родителям свой учебник по литературе. Попросите их вспомнить и рассказать вам про учебник, по которому они учились в школе.

Обогащаем свою речь

  1. «переплёт», «обложка», «титульный лист», «выходные данные» и т. д.; найдите все эти элементы в вашем учебнике.
  2. Как назвал В. Набоков «хорошего читателя»? Есть ли среди ваших родных и знакомых такие читатели? Какие книги вы хотели бы перечитывать много раз?
  3. Найдите изображения старинных книг в Интернете. Опишите их устно.
  4. Что, по вашему мнению, отличает их от современных книг?

Совершенствуем свою речь

  1. Объясните каждую из приведённых пословиц. Придумайте небольшой рассказ, используя одну из них.

  2. «доверие», словосочетание «доверительный разговор»? Введите эти слова в предложение собственной конструкции.
  3. Поработайте со словарём синонимов. Какие слова мы называем сленгом? Какие из слов синонимического ряда предпочтительнее для разговорной речи: хорошо — отлично — классно — блеск — клёво; плохо — худо — дрянь — лабуда?
  4. Подготовьте вместе с учителем устное сообщение на тему «Как могут обогатить устную речь произведения русских писателей-классиков» (новыми словами, образными выражениями, пословицами...). Выступите с этим сообщением перед одноклассниками.

1 Ярослав Мудрый (ок. 978—1054) — великий князь Киевский. Рядом побед в войнах обезопасил южные и западные границы Руси.

2 —1583) — основатель книгопечатания в России и на Украине. В 1564 г. выпустил первую русскую печатную книгу «Апостол».

3 В. В. Набоков (1899—1977) — русский писатель. С 1919 г. жил в эмиграции. Выходец из старинной дворянской семьи. Закончил Кембриджский университет. Свои произведения писал на русском и английском языках.