Литература. 5 класс (1 часть)
Бородино

Бородино

Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спалённая пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, ещё какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!»

— Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля...
Не будь на то Господня воля,
Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
»

И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут1.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдём ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
«Пора добраться до картечи!»2
И вот на поле грозной сечи3
Ночная пала тень.

4,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак5 открытый:
Кто кивер6 чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.

И только небо засветилось,
Всё шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рождён был хватом7:
Слуга царю, отец солдатам,
Да, жаль его: сражён булатом,
Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умрёмте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали

Литература. 5 класс (1 часть) Бородино

«Бородинская панорама». Худ. Ф. Рубо

Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пёстрыми значками,
Драгуны8 с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась — как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,

Слились в протяжный вой...

Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять...
Вот затрещали барабаны —
И отступили басурманы9.

Товарищей считать.

Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри — не вы.

Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не Божья воля,
Не отдали б Москвы!

Размышляем о стихотворении «Бородино»

  1. «Бородино»?
  2. Какой мыслью и какими настроениями оно пронизано?
  3. От чьего лица ведётся рассказ? Что этим достигается?
  4. О чём сожалеет поэт и что его радует?
  5. Как вы понимаете строки?

    — Не будь на то Господня воля,

    Не отдали 6 Москвы!..

    — Уж мы пойдём ломить стеною,

    Уж постоим мы головою

    За родину свою!..

    — Полковник наш рождён был хватом:

    Слуга царю, отец солдатам...

  6. Перечитайте внимательно текст и расскажите, какие картины природы и картины боя проходят перед мысленным взором читателя.
  1. Кого объединяет слово «наш» в таком тексте?

    Изведал враг в тот день немало,

    Наш рукопашный бой!..

  2. Подготовьте выразительное чтение наизусть стихотворения «Бородино».
  3. «Бородино» — это первое стихотворение М. Ю. Лермонтова, напечатанное по его воле и с его ведома. Оно было откликом на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. В основе этого стихотворения — раннее стихотворение поэта «Поле Бородина». «Бородино», по мнению литературоведов, является открытием в истории русской реалистической поэзии. Вместо торжественных звуков в победных одах Ломоносова, Державина, других поэтов звучит тихий голос бывалого солдата, грустное сознание «невозвратимых утрат и жертв». Впервые в отечественной литературе историческое событие увидено глазами рядового воина.

    Критик Белинский отмечает простодушие и благородство солдата. Какие черты характера солдата заметили вы? Подтвердите свой ответ примерами из текста.

    1. Подготовьте устный или письменный отзыв на выразительное чтение стихотворения «Бородино» одним или несколькими вашими одноклассниками.
    2. Как интонационно подчёркнуты строки, в которых чувствуется горечь и сожаление о погибших в сражении воинах?
    3. Сравните чтение ваших товарищей с чтением актёра. Что вам понравилось, а что нет? Как бы вы прочитали это стихотворение?

Примечания

1 — полевое укрепление.

2 Картечь — артиллерийский снаряд, предназначенный для поражения противника на близком расстоянии.

3 — сражение, битва.

4 Лафёт — станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия.

5 Бивак — стоянка войска под открытым небом.

6 — высокий круглый военный головной убор из твёрдой кожи.

7 Хват — удалой, смелый человек.

8 Улан, драгун — так называли солдат кавалерийских частей в дореволюционной армии.

9 Басурманы — здесь: враги.