Литература. 11 класс (2 часть)
Русская проза

РУССКАЯ ПРОЗА

в 50—90-е годы

НОВЫЙ ТИП ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ТЕЧЕНИЯ. ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ

И ИСТОРИЧЕСКИ-КОНКРЕТНОЕ В ХАРАКТЕРАХ.

ОБНОВЛЕНИЕ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫХ ФОРМ

Сороковые годы как этап осмысления Великой Отечественной войны, предшествующий «оттепели», имели свои обретения и утраты, отразившиеся в самом характере литературного процесса.

столбами были пресловутые постановления по вопросам литературы, печати, репертуара, неудачных оперных спектаклей.

Впрочем, не следует сужать представление об этой эпохе только до уровня безусловно заданных произведений, игравших роль прожектора, направленного на образец для подражания, — таких, как «Далеко от Москвы» (1948) В. Ажаева, «Кавалер Золотой Звезды» (1947—1948) С. Бабаевского, «От всего сердца» (1948) Е. Мальцева, «Счастье» (1947) П. Павленко и др.

В литературе этих лет вопреки всяким догмам, предписаниям происходило накопление положительного опыта, углубление реалистических традиций.

В 50-е гг. появились художники, которые искали иной путь к народу. Этот путь, часто сопряженный с непониманием, травлей (арестов писателей, исключая кампанию против «космополитов», не было!), прочерчивали рассказ «Возвращение» А. Платонова, поэма «Дом у дороги» А. Твардовского, роман «Русский лес» Л. Леонова, очерки «Районные будни» В. Овечкина и, наконец, коллективная лирическая летопись, впрочем со строго индивидуальными мелодиями, — поэзия фронтового поколения (Б. Слуцкого, А. Межирова, А. Фатьянова, С. Орлова, Е. Винокурова, С. Гудзенко, П. Шубина, Ю. Друниной и др.). Не преуменьшая достоинств этих и других художников, выделим две фигуры, по-разному значимые и для этого периода, и для всего художественного ренессанса 60—80-х гг.