Литература. 11 класс (1 часть)
К читателям

К ЧИТАТЕЛЯМ

Дорогие выпускники!

Перед вами учебник литературы XX, уже ушедшего в прошлое и ставшего историей века. Этот век вместил в себя много сложных и противоречивых событий.

Вам, кому предстоит жить в новом столетии, безусловно, важно учиться на уроках прошлого. Меняется мир, меняются представления о ценностях этого мира. Формируется и новый взгляд на русскую литературу.

С. Есенине, М. Шолохове вы найдете портреты А. Ахматовой, М. Цветаевой, М. Булгакова, А. Платонова, Е. Замятина, И. Бабеля. Эти очерки и портреты складываются в общую панораму единой литературы XX столетия, на какое- то время насильственно разорванной на два потока. В книге восстанавливается целостная картина литературной деятельности И. Бунина, А. Куприна, И. Шмелева, А. Ремизова, А. Аверченко, Н. Тэффи и других представителей Русского зарубежья, вплоть до И. Бродского. Вы войдете в волшебный мир творчества очень непохожих, а порой и прямо противоположных один другому художников слова, с тем чтобы самостоятельно оценить то, что вам ближе, что вызывает ответное движение вашей души, или то, что, возможно, от вас далеко и не трогает ваше сердце и ум.

Ваши старшие братья и сестры (не говоря уже о ваших родителях) читали в прежних учебниках, что главная и едва ли не единственная традиция русской литературы сводилась к революционно-освободительным идеям. Сегодня такой взгляд переосмысляется. И революционно-освободительна я традиция ведь была лишь частью того богатого и широкого явления, каким предстает великая русская литература с ее нравственными ориентирами, глубинной духовностью и гуманизмом, инстинктом государственности и религиозно-философским осмыслением мира. Своими корнями она уходит в толщу народной мифологии, фольклора, сказки (в которой «добру молодцу урок»), былин и «преданий старины глубокой», запечатлевая русский национальный характер, его широту, богатырскую удаль, способность к меткой шутке и в то же время — добродушие, склонность к созерцательности и решительную потребность в идеале.

Героико-патриотическая поэзия Державина, всеохват- ность русской жизни и эллинская прозрачность Пушкина, волшебный романтизм Лермонтова, мифология Гоголя, космизм Тютчева, философские искания Толстого и Достоевского с их напряженным осмыслением предназначения человека, тайны жизни и смерти, думается, намечают основную перспективу в движении нашей литературы как целого. В недрах XIX столетия уже рождается следующее, которое открывается так называемым Серебряным веком литературы и искусства и проходит под знаком переосмысления прежних ценностей.

Давайте вместе совершим самое краткое путешествие по этому известному и все еще полному загадок континенту, имя которому — литература XX столетия.

В причудливо-пестрой, движущейся панораме начала века, отвергая и сменяя друг друга, складываются литературные течения, главным из которых становится символизм. Одновременно громко заявляют о себе писатели, которых традиционно именуют реалистами,— молодой Горький с его воспеванием «босяка», Бунин, сочетающий в стихах и прозе созерцательность с глубоким и тонким проникновением в психологию человека, бытописатель «реки жизни» Куприн. Центральной фигурой русской литературы становится Блок, автор пророческих стихов о судьбах России. Это подтвердилось и судьбой самого Блока — его трагическим сопряжением с революцией 1917 г. (поэма «Двенадцать»),

«Бесов» Достоевского, у Ф. Сологуба мы встречаем уже «Мелкого беса»). Этот новый кризис приводит к появлению новых, больших и малых, группировок: эгофутуризм (Игорь Северянин), кубофу- туризм (Хлебников, Бурлюк, молодой Маяковский), крестьянские поэты (Клюев, молодой Есенин) и т. д. Итоговыми для Серебряного века русской литературы могут служить направления акмеизма (от греческого «акме» — вершина) и неоклассицизма (поэзия Гумилева, Ахматовой, Мандельштама, стихи и проза Кузмина, поэтическое творчество Волошина). С началом Октябрьского переворота происходит разделение русской литературы на два потока — в метрополии и в изгнании, в каждом из которых происходят свои специфические процессы.

Не следует, конечно, чернить целые десятилетия в жизни народа, как нет смысла и закрывать глаза на противоречия нашего прошлого. Давайте порассуждаем вместе.

В начале 20-х гг. осуществляется широкомасштабная попытка построения искусственной «пролетарской культуры» — культуры класса, не имеющего отечества, национальной самобытности, истории, религии и народных традиций. Внутри этого течения происходит беспощадная борьба группировок («Кузница», «Октябрь», «напостовцы» и «налитпостовцы»), однако наиболее близким ортодоксальному большевизму оказывается Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП), идеологи которой — «неистовые ревнители» — обрушиваются на здоровые силы в литературе, обвиняя их в несоответствии коммунистической догме. Из предреволюционного футуризма вырастает Левый фронт искусств (ЛЕФ), эпигонским оформлением крайностей которого становится конструктивизм. Расцветают декоративно-эфемерные группки, преследующие цели эпатажа обывателя и рожденные люмпенской богемой: биокосмизм, люминизм и т. д. Но главной силой в подцензурной литературе остаются писатели (как сформировавшиеся до Октябрьского переворота, так и новые имена), получившие наименование «попутчиков». Они образуют содружества, правда, не охватывающие всей массы писателей («Перевал», «Серапионовы братья» и их наставник Е. Замятин, крестьянские поэты Есенин, Клюев, Клычков, Орешин). К концу 20-х гг. наблюдается последовательное ужесточение цензуры; жертвами идеологического террора становятся такие талантливые писатели, как Е. Замятин, М. Булгаков, А. Платонов; в трагическом борении с собой погибают С. Есенин и В. Маяковский. Итогом подавления остатков плюрализма и разномыслия стал Первый съезд советских писателей (1934), когда погибло большинство группировок.

Между тем советская литература состоялась как совершенно неповторимый феномен, правда, напоминающий отдаленно литературу классицизма с ее условностями, категоричностью деления героев и некоторым резонерством.

На все это богатое и живое литературное творчество накладывается, однако, жесткая догма метода социалистического реализма, который трактуется как итог человеческого прогресса в области культуры. Нет, мы не хотели бы быть понятыми превратно. В рамках социалистического реализма (но и вопреки ему) создавались замечательные романы, стихи, пьесы. Достаточно назвать имена М. Горького, В. Маяковского, Л. Леонова. Но поразмыслим сами: укладывается ли в это тесное ложе творчество таких писателей, как Есенин, Булгаков, Платонов, Зощенко, Пильняк, Бабель, Ахматова, Мандельштам? Недаром их произведения годами и десятилетиями замалчивались, многие при жизни их авторов не увидели света, а те, что были опубликованы, подверглись резкой критике. А разве гениальный роман XX в. «Тихий Дон» Шолохова (при, безусловно, коммунистическом мировоззрении его творца) может быть бесспорно и однозначно отнесен к литературе социалистического реализма? Не случайно тогдашних ученых в тупик ставил вопрос: какой Григорий Мелехов, положительный или отрицательный? Но бывают не только неправильные ответы, но и неправильные вопросы. Эпохальным героям, видимо, такие мерки просто не подходят. Лучшие писатели взрывали догмы соцреализма.

«Мастер и Маргарита» (напечатан с цензурными изъятиями еще в 1966 г.), Платонов, Мандельштам, Гумилев, Ахматова в литературе метрополии; Бунин, Шмелев, Набоков, Мережковский, Зайцев, Замятин и его антиутопия «Мы» в литературе Русского зарубежья. В литературу приходят новые имена писателей — А. И. Солженицына, В. Т. Шаламова, В. Астафьева, Н. Рубцова, В. Белова и т. д. (1960-е гг.).

Трагический опыт писателей разных поколений воплотился в произведения, которые ныне составляют единую русскую литературу XX в., с которой вам и предстоит познакомиться.

Кратко расскажем о самом учебнике. Он состоит из обзорных и монографических глав. Обзорные главы обстоятельно характеризуют литературный процесс конкретной исторической эпохи, начиная с 20-х до 90-х гг. Это позволит вам глубже постичь особенности того периода в развитии отечественной литературы, в котором развивалось творчество того или иного писателя.

Обращаем ваше особое внимание на обзорный раздел «Литература Великой Отечественной войны», написанный писателем Л. И. Лазаревым, хорошо знавшим таких поэ- тов-фронтовиков, как Семен Гудзенко, Давид Самойлов, что ушли на фронт, «не долюбив, не докурив последней папиро сы». Главу отличает исповедальная искренность и особая достоверность очевидца.

В монографических разделах подробно рассказывается о биографии писателя, о его самовоспитании и духовном формировании. Ведь биография любого художника тесно связана с его творчеством, и знание ее помогает понять истоки литературного пути автора, проследить историю создания произведения.

50— 60-х гг., переживших поэтическую весну после «оттепели».

В 11-м классе вы завершаете свое литературное образование, но авторы учебника хотят, чтобы вы не расставались с интересными книгами: стихами, рассказами, повестями, романами, чтобы в будущем вы смогли аргументированно высказать свою точку зрения на то или иное литературное произведение, просмотренные фильмы и спектакли. Для этого необходимы знания теории литературы. Поэтому после каждого раздела в учебнике вы встретитесь с определенным кругом теоретических понятий, о которых идет речь в главах учебника.

Проверить и обобщить полученные вами на уроках знания вы сможете, если попытаетесь основательно ответить на вопросы, предлагаемые после изучения определенной темы, написать сочинение или реферат. На помощь вам придет «Краткий словарь литературоведческих терминов», а также рекомендательная аннотированная библиография (раздел «Советуем прочитать»).

Успехов вам в постижении своеобразного мира литературы XX в.!