Наши партнеры

Выгодно аренда авто без ограничения пробега екатеринбург в компании РексРент.

Театральная энциклопедия
(страница 506)


ЭШКРОФТ (Ashcroft), Пегги (наст. имя - М а р-г а р е'т; р. 22. XII. 1907) - англ. актриса. Театр. образование получила в Центр, школе драм. иск-ва (Лондон) под рук. Э. Фоджерти. В 1926 дебютировала в роли Маргарет ("Милый Брут" Барри, "Бирмингемский репертуарный т-р"). С 1927 играла в разл. т-рах Лондона, в т. ч. в "Олд Вик" (1923-33, 1940, 1950-51), и в Стратфорде-он-Эйвон. Первый значит. успех - роль Наоми ("Еврей Зюсс" по Фейхтвангеру, 1929, "Дьюк оф Йорке т-р"). Затем исполнила роли Дездемоны ("Отелло", 1930, т-р "Савой"; Отелло - П. Робсон), Клеопатры ("Цезарь и Клеопатра" Б. Шоу, 1932, т-р "Олд Внк"). В 1934-40 работала с рус. режиссером Ф. Ф. Комиссаржевским, оказавшим большое влияние на формирование актрисы.

Среди ролей: Нина ("Чайка", 1936, т-р "Нью"), Ирина ("Три сестры", 1938, т-р "Куинс"), Елена ("Дни Турбиных", 1938, т-р "Финикс"), Виола ("Двенадцатая ночь", 1950, т-р "Олд Вик"), Беатриче ("Много шума из ничего", 1950, Мемориальный т-р, Стратфорд-он-Эйвон), Корделия ("Король Лир", 1950, там же), Порция ("Венецианский купец", 1953, Мемориальный т-р, Стратфорд-он-Эйвон), Шен Те ("Добрый человек из Сезуана" Брехта, 1956, труппа "Инглиш стейдж компани"), Ребекка ("Росмерсхольм" Ибсена, 1959, там же),

Катарина ("Укрощение строптивой", 1960, Мемориальный т-р, Стратфорд-он-Эйвон), Раневская ("Вишн„вый сад",'1961- 1962. т-р "Олдуич", Лондон), королева Маргарита ("Генрих VI" и "Ричард III" Шекспира, 1963, Мемориальный т-р, Стратфорд-он-Эйвон), Аркадина ("Чайка", 1964, т-р "Ройял Корт").

Э.- актриса разностороннего дарования. Иск-во е„ отличается мастерством психологии, анализа. Э. играла утонч„нных, нежных, чувствительных героинь и женщин мужественного волевого характера. Ей удаются роли, исполненные трагич. пафоса, и комедийные. В истории развития англ. т-ра Э. занимает место в одном ряду с такими выдающимися актрисами, как С. Сиддонс, Э. Терри, С. Торндайк, Э. Эванс, В. Ли. В 1961 удостоена поч„тного звания доктора лит-ры Оксфордского ун-та, в том же году имя Э. присвоено т-ру в г. Кройдоне.

Лит.: К е о w n Е., Peggy Ashcroft, L., 1955. A. A.

ЭШМАМБ‚ТОВ, Касымбек (р. 15. XI. 1910) - кирг. сов. драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1944. Первая пьеса - стихотворная драма "Сарынд-жи" по мотивам кирг. эпоса (1939,Кирг.ТЮЗ,Фрунзе). Автор пьес: "Близнецы" (1939, Нарынский муз.-драм. т-р), "Три пути" (1961, Пржевальский драм. т-р) - о воспитании молод„жи. Пьеса для кукольного т-ра "Охотник Таласа" (1940, совм. с В. А. Швембергером). Для драматургии Э. характерна романтич. приподнятость, яркая обрисовка нац. быта. Перев„л на кирг. яз. трагедии Шекспира ("Гамлет", "Отелло" и "Король Лир") и ряд пьес рус. драматургов. Автор либретто балета "А нар".

Соч.: Эгиз бала. Пьесалар, Фрунзе, 1959 (на киргиз, яз.). Д. Бр.

ЭШПАИ, Яков Андреевич [17 (29). X. 1890-20. II. 1963] - марийский сов. композитор, хоровой дириж„р, педагог, фольклорист. Засл. деят. иск-в Map. АССР (1941). В 1930 окончил Моск. консерваторию (класс Г. Э. Конюса), в 1933-аспирантуру. Кандидат искусствоведения (1946). В 1913-27-преподаватель пения, музыкант, хормейстер. Совм. с И. С. Паланта-ем Э. является основоположником марийской проф. музыки. Написал музыку к спектаклям Марийского т-ра: "Шурко" Шкетана, "Мулшатар" (совм. с Л. Н. Сахаровым) и "Марийская рота" Чавайна (1934) и произв. др. жанров. А. Ив.

ЮАНЬСКАЯ ДРАМА - китайский т-р эпохи монгольской династии Юань (13-14 вв.). Ю. д. называется также т-р цзацзюй, получивший развитие в Северном Китае (30-40-е гг. 13 в.; носила название бэйцзюй- сев. пьесы) и позднее распространившийся на юге страны.

В Юаньскую 'лпоху существовала и южная драма (наньси), популярная на юго-востоке страны. Ю. д. возникла на основе т-ра юаньбэнь периода Цзинь (12-13 вв.). Включала пение, сказ, танц. и цирковое иск-во. В отличие от юаньбэнь, импровизационного т-ра, Ю. д. имеет фиксированные тексты пьес (поэтич. арии, прозаич. диалоги, ремарки). Пьесы писали проф. драматурги, объедин„нные в цехи (шухуэй). Среди них были выходцы из уч„ного сословия, не нашедшие применения на гос. службе из-за недоверия мопг. правителей к кит. интеллигенции. Т-р обслуживал гл. обр. быстро растущее торговое и ремесленное население городов. Ю. д. была тесно связана с др. демократич. жанрами театр. иск-ва. Она отображала нар. протест против нац. и социального гн„та, стремление народа к счастью и справедливости.

Для т-ра Ю. д. характерна ж„сткая регламентация формы, особенно муз.-вокальной структуры. Единицей композиционного членения пьесы является "тао"- цикл из 8-15 арий, написанный в одной из 9 распростран„нных ладотональностей и объедин„нный сквозной рифмой. Для арий использовались готовые мелодии, чередовавшиеся в более или менее определ„нной последовательности. Четыре (в редких случаях пять или шесть) тао, к к-рым в начале или середине пьесы добавлялся неполный цикл из двух или тр„х арий ("сецза", "клин"), составляли одну цзацзюй. Пьеса могла состоять и из неск. цзацзюй ("Западный флигель" Ван Ши-фу - из пяти). На протяжении одной цзацзюй пел лишь один исполнитель (амплуа чжэнмо или чжэндань). Иногда отдельные арии (обычно комические) поручались др. исполнителям. Осн. амплуа Ю.д.- мо, да-нь, цзин и чоу\ "цза" ("смесь") - совокупность второстепенных амплуа.

Сведения об исполнительском иск-ве Ю. д. ограничены. актеры и актрисы играли персонажей обоего пола. Здесь сложилась система символич. грима и стилизованного костюма; декорации отсутствовали, но бутафория имела большее значение, чем в позднем традиц. кит. т-ре. В крупных городах существовали большие театр. помещения (до 1000 мест); задняя половина сцены служила кулисами, на передней (в глубине) помещался оркестр, на авансцене - актеры. Бродячие труппы пользовались примитивными балаганами. Оркестр состоял из 3-5 человек и включал ударные (барабан и кастаньеты), духовые (флейта), а позднее струнные (пипа) инструменты. Труппы, обычно немногочисленные (5-10 человек), строились по цеховому принципу, актеры часто были связаны родственными отношениями.

В эпоху Юаньской династии кит. драматургия впервые становится лит. жанром. Сохранилось ок. 150 пьес. Из них 30 дошло до нас (изд. в нач. 14 в.); диалоги их конспективны, нет деления на акты. Большинство пьес известно по изданиям 16-17 вв., в к-рых диалоги значительно расширены, арии частично изменены, выделены - исходя из разбивки на тао - акты (чже). Ранние тексты служили, очевидно, лишь памяткой для певцов, тогда как более поздние основывались на полных ("дворцовых") записях пьес. Позднее тексты подвергались обработке, в диалогах допускалась импровизация. Для пьес Ю. д. характерны стихотворные заставки и концовки, подч„ркивающие идею произведения, его настроение, дающие прозаич. и стихотворные характеристики персонажей. Широко использовалась разговорная речь, особенно в ариях; диалоги более книжны по стилю, за исключением речей комич. персонажей (см. Китайская драматургия и театр. Бо Пу, Ван Ши-фу, Гу-анъ Ханъ-цин, Ма Чжи-юанъ).

Лит.: Гайда И. В., Театр китайского народа, М., 1959; Ф е д о р е н к о Н. Т., Гуань Хань-цин..., М., 1958; на кит. яз.- Ван Г о-в э и, Сицюй луньвень цзи, Пекин, 1957; Ч ж о у И-б а и, Чжунго сицзюй чанбянь, Пекин, 1960; Чжу Чжао-нянь, Юаньская драма, Пекин, 1962; на япон. яз.- ‚сикава Кодзиро, Гэн дзацу-гэки кэнкю, Токио, 1948, 1954. Вл. С.

ЮГО-ОСЕТИНСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР имени Коста Хетагурова. Создан в 1931 в Цхинвали из местного осетинского драм. кружка. В состав т-ра вошли и участники осетинского кружка в Тбилиси. Первыми актерами т-ра были: А. Гуг-каева, А. Бекоев, Г. Губиев, С. Джатиева, В. Джиоев, Л. Джичоева, И. Дзахов, И. Качмазов (Кавказаг), Т. Кокоев (Кокоити), К. Лохов, А. Магкаев, Д. Ма-миев, 3. Туаев, М. Урусов, В. Хетагуров, Г. Хубу-лов, Н. Чабиева, Н. Чочиева, М. Шавлохов и др.

Т-р открылся в новом здании пьесой "Лихорадка" С. Церетели, в пост. В. Хетагурова. Затем были пост.:

"Ч„рная туча" А. Коцоева (1932), "Иные нынче времена" А. Цагарели (1932), "Хазби" Е. Бритаева (1933), "Овод" по Войнич (1934) и др.

В 1934 при груз. Т-ре им. Руставели была открыта осетинская студия, пополнившая впоследствии состав т-ра. В нач. 1935 был приглаш„н режиссер В. Мур-гулия. К созданию спектаклей привлекались композиторы В. Галаев и Н. Гудиашвили, художники М. Туганов, Т. Гаглоев. Выросли молодые режиссеры - Г. Губиев, А. Магкаев. В 1936-39 были пост. пьесы: "Платон Кречет" (1936), "На дне (1937);

"Две сестры" ‚. Бритаева (1938), "Дуня" К. Хетагурова (1939), "Арсеш Шаншиашвили (1939) и др. В 1939 цхпнвальскому т-ру присвоено имя Коста Хе-тагурова. В 1940 в Тбилиси состоялся показ юго-осет. театр. иск-ва. Были показаны спектакли: "Огонь" Бердзенишвнли, "Дуня" Хетагурова и "Пастуший хутор" Шавлохова.

В 1941 в коллектив т-ра вступили молодые осет. актеры, окончившие Ленингр. театр. ин-т. В репертуар т-ра вошли выпускные стектакли этой группы:

"бтелло", "Последние", "Гроза", "Слуга двух господ". К режиссерской работе обратились выпускники ин-та 3. Чабиева и Г. Кабпсов. В годы войны были осуществлены пост.: "Бойцы родины" А. Магкаева (1942), "Русские люди" (1943); "Скала героя" Г. Гулия (1946) и др.*

В 50-е гг. в содружестве с местными драматургами поставлены спектакли: "Непокор„нный народ" В. Гаг-лоева (1952), "Илико" Д. Джиоева (1953), "Залина" В. Гаглоева (1956) и др. Были пост. также пьесы драматургов Сев. Осетии: "Женихи" А. Токаева (1951), "Песня Софьи" Р. Хубецовой и Г. Хугаева и др.

В начале 1957 в Тбилиси состоялась декада юго-осет. иск-ва и лпт-ры. В нач. 1960 Юго-Осет. т-р пополнился новыми актерами, окончившими Школу-студию МХАТ. В эти годы были пост. спектакли:

"Кремл„вские куранты" (1960), "Гамлет" (1962); "Хаз-би Е. Бритаева (1963, возобн.), "Сердце матери" С. Кайтова (1965).

Большой вклад в развитие Юго-Осет. т-ра внесли: нар. арт. Груз. ССР С. Джатиева, Н. Чабиева, Д. Ма-миев, 3. Гаглоева; засл. арт. Груз. ССР С. Газзаев, В. Цховребов, В. Гаглоев, С. Маргиев, Т. Таугазов и др. режиссеры т-ра: засл. деят. иск-в Груз. ССР В. Кайров, Г. Кабисов.

Лит.: Ц а б а е в В., Юго-Осетинский государственный театр им. К. Хетагурова, [Цхинвали], 1957. Вас. Ц.

ЮГОСЛАВСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. В 1918, после образования Королевства сербов, хорватов и словенцев (с 1929 - Югославия), правительство стало проводить реакц. политику, направленную на подавление прогрессивных сил страны. В 20-е гг., в обстановке острой идейной и классовой борьбы, происходило становление нац. драматургии. Складывалась революционная пролетарская драматургия, создаваемая молодым поколением югосл. писателей. В произведениях одного из ведущих драматургов этого направления - хорватского писателя М. Крлежи, получил выражение протест против войны и капитализма:

"Галиция" (в 1920 была запрещена, затем шла в переработке под назв. "В лагере"), "Вучьяк" (1923). В драме "Голгофа" (1922) драматург пытался рассказать о рабочем движении. Новая драматургия испытывала воздействие экспрессионизма.

В словенской драматургии этих лет проявились мистицизм, склонность к изображению патологич. явлений человеч. психики. Обращаясь к темам войны (С. Майцен - "Касия", 1919), революционного движения (А. Лесковец - "Юрий Плевнар", 1927; М. Ярц - "Вергерий", 1932), драматурги трактовали их в от-влеч„нно-этич. аспекте. В пьесах на сюжеты из жизни крестьян сказались натуралнстич. тенденции (Ф. Фпнжгар - "Развалина жизни", А. Новачан -"Ве-лея", обе в 1921). В хорватской драматургии отч„тливо проявлялись модернистские тенденции. Пьесы М. Беговича ("Авантюрист у дверей", 1926; "Без третьего", 1931, и др.), обладавшие формальными достоинствами, были далеки от общественной проблематики.

В конце 20-х гг. под влиянием рабочего и антифашистского движения появились реалистич. пьесы прогрессивных югослав, драматургов. В 30-х гг. усилилось внимание к социальным проблемам. В эти годы сербский драматург Б. Нушич вновь обратился к комедийному жанру и написал свои лучшие сатирич. комедии: "Госпожа министерша" (1929), "Покойник" (1937) и др. Крлежа создал цикл реалистич. пьес, в т. ч. "Господа Глембаевы". Драматург показал разложение, антпгуманизм капиталистич. общества. Драматургии Крлежи близко творчество М. Фельдмана, его пьесы посв. острой социальной проблематике. Разоблачая австро-венг. военщину ("Заяц", 1932), ложный патриотизм ("В тылу", 1939), Фельдман по-новому, реалистически решал антивоенную тему, призывая к борьбе за мир.

Новые тенденции последовательно развивал в своем творчестве словенский драматург Б. Крефт. Его историч. пьеса "Великий бунт" (1936) - крупнейшее произв. югосл. драматургии 30-х гг. Социальным темам посв. драма И. Краньца "Директор Чампа" (1935), обличающая бюрократизм, семейная драма И. Брнчнча "В четыр„х стенах" (1936). В словенской комедии преобладали фарсовые и сатирич. гротесковые пьесы ("Происшествие в городе Гога С. Грума, 1931, и др.). В хорватской и сербской комедиографии получила распространение легковесная комедия (Л. Бобич и др.).

В послевоенные годы значит, успехов достигла драматургия на македонском яз.; еще в сер. 19 и нач. 20 вв. были созданы дидактич. пьесы И. Хаджи Константинова-Джина и историч. драмы ("Македонская кровавая свадьба" Чернодрпмского, 1900, и др.). Получила развитие т. н. нар. пьеса ("Беженка" Ил„ского, 1927, "Антица" Крле, 1939) и комедия ("Человек наступил" Ил„ского, 1937). Сочный нар. яз., широкое использование фольклора, обаятельные образы простых людей определили популярность этих пьес. В конце 30-х гг. в македонской драматургии усилились социальные мотивы. В пьесах "Барышники" (пост. 1938) и "Миллион мучеников" (пост. 1940) Крле показана жизнь мелких торговцев и ремесленников, угнет„нных капиталистич. законами.

Во время 2-й мировой войны традиции прогрессивной югосл. драматургии продолжили писатели, участвовавшие в нар.-освободит, движении: в Словении - М. Бор ("Трудный час"), в Сербии - Б. Чо-пич ("Новые женщины"), в Хорватии - Ш. Шпмато-вич ("Победа не мрамор"), в Македонии - Дж. Ма-лески ("Человек с пятью именами") и др. Их пьесы (чаще всего одноактные) посвящены освободит, борьбе и нар. революции. В первое послевоенное десятилетие в Словении создавались пьесы о нар.-освободит. борьбе, о партизанах: "Оборванцы" Бора (1946), "Огонь и пепел" Пуц (1949) и др. Выступали драматурги: в Хорватии - М. Божич ("Отступление", 1949), в Сербии - Ч. Миндерович ("Расцвела ежевика", 1950), в Македонии-В. Ил„ский ("Сын и отец", 1955). Тема социалйстич. строительства получила отражение в драме О. Бихали-Мерина "Литейная" (1949). Утверждению социализма в словенской деревне посв. трилогия И. Потрча о семействе Крефлов (драма "Имение Крефлов", 1937, показывает тяж„лую жизнь сельской бедноты до установления нар. республики; пьеса "Лацко и Крефлы", 1948, отражает участие крестьян в нар.-освободит. борьбе; заключит, часть трилогии - "Крефлы", 1952, посв. социалйстич. преобразованиям в деревне). Македонский драматург К. Чашуле посв. этой же теме пьесу "Задруга" (пост. в сезон 1950/51).

В 50-е гг. в Ю. д. появились упадочные тенденции, в пьесах о нар.-освободит. борьбе выражались песси-мистич. настроения ("Над пропастью", 1952, и "Белые бабочки", 1955, хорватского драматурга Д. Роксан-дича). Относительность этич. ценностей утверждала пьеса "В конце пути" Матковича (из цикла пьес "Действо вокруг смерти", 1954) и др. В пьесах на совр. тематику наблюдается отход от больших проблем современности. Хорватская драматургия показывает мелкие заботы маленького человека, утверждает спасительность иллюзий ("Качели на плакучей иве" Божича, "Ярмарка гр„з" Матковича, обе в 1957).

В словенской драматургии получили распространение сатнрич. пьесы н фарсы, высмеивающие совр. капиталистич. общество: "Сказка о смехе" Торкара (1953), "Золотой октябрь" Пуц (1954), "Атомная пляска" Грюна (1954). Разрабатывалась тема конфликта личности п общества: "Жизнь побеждает" (1955) и "Свет большого одиночества" (1956) Гофмана. Историч. пьесы пишет Крефт: "Крайнские комедианты" (1948), "Баллада о поручике и Марютке" (по Лаврен„ву, 1960).

В конце 50-х гг. нек-рые югосл. драматурги пытались создать философскую драму, обобщ„нно освещающую морально-этпч. проблемы. На эту драматургию большое влияние оказала философия экзистенциализма. Ма-ринкович стремится выразить неразрывность трагического и комического ("Глория", 1955); Бихали-Мерин показывает столкновение личных стремлений человека с общественными установлениями ("Невидимые ворота", 1957); М. Маткович в пьесе "Геракл" (1957, из цикла пьес "И боги страждут") отрицает возможность истинного героизма; Крлежа, показывая борьбу добра и зла, утверждает необходимость сопротивления злу насилием и проповедует скептицизм ("Аретей, или Легенда о св. Анциле, Райской птице", 1959). Пьесы эти абстрактны, вместо реалистич. характеров в них выведены схематичные фигуры, выражающие те или др. идеи, ситуации условны, действие происходит в нереальной, фантастич. обстановке.

В совр. Ю. д. широкое развитие получила комедия. Бурж., мещанская мораль разоблачается в комедиях сербского драматурга С. Куленовича ("Ужин"), хорватского драматурга И. Хорвата ("Палец перед носом") (обе в 1947). Отрицательные явления совр.жизни (карьеризм, спекуляция, снобизм) высмеивал хорватский сатирик Ф. Хаджич ("Скучная комедия", 1952, "Все мы всего-навсего люди", 1956, и др.). Жизнь совр. молод„жи получила отражение в комедии М. Бело-вича и И. Чирилова "Комната на четверых". Хорватские драматурги пишут комедии на диалектах: ча-кавском ("Каролина Риекская" Гервайса, 1952), кай-кавском ("Своего тела господин" Колара, 1956). См. Сербский театр и драматургия. Словенский театр и драматургия, Хорватский театр и драматургия.

Лит.: Бошковски И., Оплеменета игра, Скоп?е, 1957; Matarevic V., Suvremena domaca drama na zag-rebackim pozornicama (1945-1960), в кн.: Hrvatsko narodno kazaliste 1860-1960, Zagreb, 1960, s. 129-151; M a t k о v i c М., Marginalija zu Krlezino dramsko stvaranje, в его кн.: Dra-maturski eseji, Zagreb, 1949, s. 239-291; P a v s i c-B о г V., Pogled na slovcnsko dramatiko po Cankarju, в его кн.:

Kritika, Ljubljana, 1961, s. 7-119. См. также лит. при ст. Сербский театр и драматургия и Хорватский театр и драматургия. Алъб. К.

ЮГОСЛАВСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР (Ju-goslovensko dramsko pozoriste) - один из ведущих т-ров Югославии. Открыт 3 апр. 1948 в Белграде. Труппа т-ра объединила лучших актеров всех республик Югославии. Художеств, руководство осуществляется Советом, к-рый возглавляли: М. Дединац (1948-53), В. Глигорич (заведующий лит. частью;

1948-59); ведущие режиссеры - Б. Ступица (1948-55), М. Милошевич, Т. Танхофер, М. Белович. В 1963-66 худ. рук. Ю. д. т. был М. Белович, зав. лит. частью - И. Чирилов. С 1966 во главе т-ра стояли писатель и театр. критик Э. Финци, зав. лит. частью Чирилов. Ведущие актеры т-ра: Б. Веселиновпч, Н. Грегурич, М. Димнтрпевич, И. Колесар, Н. Микулич, Н. Ризнич, О. Спиридоновпч, Р. Ферари, М. Црно-бори, М. Живанович, Л. Йованович, Л. Тадич, Б. Пле-ша, С. Жигон, С. Дегермич, С. Симич и др.

В т-ре ставится отечественная п зарубежная драматургия: "Дядя Маройе" Држича (1948), "Леда",

"На грани безумия" Рхрлежи (1953, 1963), "Глория" (1956) и "Альбатроо (1959) Маринковича, "Сабинянки" Петровича (1959), "Чистые руки" Христича (1960), "Проклятая Авлня" Андрнча (1962), "Опечаленная родня" Нушпча (1955); "Любовь Яровая" (1948), "Егор Булычев и другие" (1951); "Братья Карамазовы" по Достоевскому (1957), "Клоп" (1960), "Гамлет" (1962); "Ифигения в Тавриде" Г„те (1960), "Смерть Дантона" Бюхнера (1963), "Затворники из Альтоны" Сартра (1960), "Калигула" Камю (1960), "Заложники" Бнэна (1964) н др. В 1956 и 1965 т-р гастролировал в Сов. Союзе.

Лит.: Deset g'odina rada Jugoslovenskog dramskog pozo-rista, Beograd, 1958. Д Сол.

ЮГОСЛАВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР (Na rodno pozoriste) - один из старейших т-ров Югославии. Открыт 30 окт. 1869 в Белграде пьесой Дж.Мале-тпча "Посмертная слава князя Михаила Обреновича". Первым руководителем т-ра был И. Джорджевпч. Т-р объединил лучших актеров Сербии. Одним из ведущих деятелей т-ра на протяжении долгого времени (с 1898) был М. Исайлович. На сцене Ю. Н. т. ставились пьесы ведущих драматургов Сербии, Хорватии, Словении: М. Држича, И. Стерии-Поповича, М. Бана, И. Суботича, И. Гундулпча, Т. Брезовачки, М. Боговпча, И. Войновича, И. Косора, Л. Костича, Т. Трифковича, М. Глишича, Д. Илича, Б. Нушича, И. Цанкара, М. Крлежи и др. В репертуаре были также произв. Шекспира, Мольера, Гольдонн, Гоголя, Островского. В 1894 предприняты попытки ставить оперные спектакли. В 1920 была создана постоянная оперная труппа. В 1924-35 т-р переживал творч. подъ„м. В эти годы его директором и муз. руководителем стал видный сербский композитор и дириж„р С. Христич. Ставились итал. и нем. оперы, произведения П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корса-кова, А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, А. Дворжака, С. Монюшко, композиторов Югославии - Христича, К. Барановича, П. Коньовича и др. В 1921 в т-ре была создана балетная труппа, к-рая распалась во время 2-й мировой войны и восстановлена в 1946. После освобождения страны от фашистской оккупации Ю. Н. т. продолжает свою деятельность; на его сцене выступают оперная, драматич. и балетная труппы. Театр возглавлял театр. критик М. Грол, в 1961 его сменил М. Богданович. Ведущие режиссеры драматич. труппы: Б. Ступица, И. Кулунджич, Х.Клайн, Б. Бороздан; актеры: А. Йованович, О. Миличевич, М. Ступица, Р. Плаович, С. Биелич, Н. Попович, Л. Кретич, В. Пантелпч, Б. Каталпнич и др. В репертуаре т-ра произведения зарубежной классики, нац. драматургия, пьесы совр. драматургов: "Господа Глем-баевы" и "Аретей" Крлежи, "Долгая жизнь короля Освальда" и "Варфоломеевская ночь" Лукича и др. С 1920 при т-ре существует драматпч.-балетная школа. Л. Сол.

ЮГОСЛАВСКИЙ ТЕАТР. После образования самостоятельного югосл. государства (в 1918 - Королевство сербов, хорватов и словенцев, с 1929 - Югославия) театр. нск-во получило более благоприятные условия для развития. Однако в 1918-41 т-рам Югославии приходилось преодолевать трудности, связанные с реакц. политикой правящих кругов, усилившейся после установления в стране профашистской диктатуры (1929). В этот период ведущими т-рами страны были: Нац. т-р в Белграде, Хорватский Нац. т-р в Загребе, Сербский Нац. т-р в Нови-Саде, Словенский Нац. т-р в Любляне.

В Нац. т-ре выступали выдающиеся мастера сербского т-ра: актеры - П. Добринович, И. Станоевич, М. Гаврилович, С. Тодорович, Д. Гинич, актрисы - Ж. Стокич, 3. Тодосич и др. В актерском иск-ве распространение получила романтич. школа, представптелем к-рой был Д. Милутинович. При„мы совр. режиссуры и высокую театр. культуру принесли в т-р режиссеры М. Исайлович (в 1920-27), Б. Га-велла (в 1926-29), М. Кулунджич (в 1929-39). В репертуаре Нац. т-ра преобладала передовая отечеств. драматургия, ставились комедии Б. Нушича, ранее не шедшие в т-рах,- "Подозрительная личность" (1923, соч. 1887), "Депутат" (1924, соч. 1883), а также "Госпожа министерша" (1929), "Белград когда-то и теперь" (1933), "Покойник" (1937); пьесы Д. Николаевича - "Многие лета..." (1926), "Лозунг" (1927), "По трупам" (1931); Р. Плаовича и М. Джоковича - "В среду - пятница" (1939), "Вода с горы" (1933) и др. Т-р ставил также пьесы совр. хорватских драматургов - М. Крлежп, М. Беговича, комедии П. Петровича, популярностью пользовался словенский драматург И. Цанкар. В репертуар включались произв. сербской классики (И. Стерпя-Поповпч, К. Трифко-вич, Дж. Якшич), переводные пьесы (Л. Пирандел-ло, Б. Шоу, К. Чапек), рус. драматургия ("Власть тьмы", "Плоды просвещения", "Дядя Ваня", "Чайка", "Бесприданница", "Лес" и др.).

Сербский Нац. т-р в Нови-Саде с 1919 получал гос. дотацию. Среди актеров в 20-30-е гг. были:

М. Динич-Хаджи, Д. Спасич, М. Маркович, К. Ва-силевич, М. Тодоспч и др. Директором (1924-28) и режиссером (1923-28) был Б. Войнович. В 1924-27 режиссером работал также Р. Веснич. Они пост.:

"Ученик дьявола" Шоу, "Антигона" Софокла, "Сон в летнюю ночь", "Привидения". В 1928 здание этого т-ра сгорело и коллектив объединился с гор. т-ром в Осиеке. Новисадско-Осиекский т-р существовал до 1932. Он получал гос. субсидию и был передвижным. В труппе т-ра были актеры: Т. Танхофер, Д. Кранчевич, Т. Стойкович; актрисы - И. Танхофер, Р. Кранчевич и др. В 1936 для городов Нови-Сад, Суботица, Сомбор, Петровград и Крагуевац был создан Национальный т-р Дунайской бановины (воеводства). В него вошла труппа Сербского Национального т-ра и др. актеры. В этом т-ре многие годы работал художник М. Шербан, поднявший уровень постановочной культуры т-ра. На сцене т-ра шли пьесы Нушича, Крлежи, Плаовича п Джоковича п др. Широко была представлена рус. ("Ревизор", "Свои люди - сочт„мся", "На дне"; "Дни нашей жизни" Л. Андреева) и зап.-европ. ("Генрих IV" Пиранделло, "Белая болезнь" Чапека) драматургия.

В годы 1-й мировой войны деятельность Хорватского и Словенского Национальных т-ров протекала в сложных условиях. Правительство игнорировало культуру хорватов и словенцев. Была введена цензура, препятствовавшая пост. прогрессивной драматургии, сокращавшая тексты пьес. В 1921-26 отмечается подъ„м в деятельности Хорватского Нац. т-ра. В эти годы труппу возглавлял Ю. Бенешич, а директором и гл. режиссером был Б. Гавелла. Пост. спектакли "Ричард III" Шекспира, "Голгофа" (1922), "Бу-чьяк" (1923) Крлежи и др. Драматургия Крлежи способствовала утверждению на хорватской сцене актуальной общественной проблематики, формированию новых средств сценич. выразительности. Т-р вводил в репертуар нац. классику: впервые была пост. комедия "Диоген, или Слуга двух потерянных братьев" Брезовачки (1925, соч. 1805), пьесы дубровницких драматургов 16 в.: "Дядя Маройе" (1938) и "Тирена" Држича, "Рабыня" Луцича (пост. под назв. "Пир молодого Деренчина", 1939). В т-ре шли также пьесы совр. хорватских авторов М. Фельдмана, М. Беговича, К. Месарича, П. Петровича-Пенни и др. Из сербской драматургии чаще всего ставились пьесы Нушича, из словенской - Цанкара и Крефта. В т-ре работали режиссеры и актеры: И. Раич и Т.Строцци, М. Ружичка-Строцци, М. Михичич, М. Димитриевич; И. Павич, И. Папич, И. Бадалич и др. В 30-е гг. т-р испытывал материальные трудности, усилилось давление цензуры, происходила частая смена руководства.

В нач. 20-х гг. была заново сформирована труппа Словенского Национального т-ра в Любляне. В не„ вошли крупнейшие словенские актеры - И. Левар, М. Скрбиншек, М. Данилова; режиссер О. Шест! Директором т-ра в 1919-23 и 1925-43 был словенский поэт п драматург П. Голия. Постепенно освобождаясь от искусственной театральности и мелодраматизма, характерных для словенского т-ра конца 19 в., коллектив т-ра создавал психологически разработанные образы, утверждал ансамблевость исполнения. Прогрессивную направленность т-ра определило творчество актеров М. Веры, И. Левара, реж. О. Шеста и др. Здесь были пост. пьесы Шекспира в переводах О. Жупанчича ("Двенадцатая ночь", 1923;

"Макбет", 1926, п др.), пьесы совр. словенских авторов - "Раковина" Крайгера (1921), "Вероника Десе-ницкая" Жупанчича (1924), "Происшествие в городе Гога" Грума (1931). Символистская и экспрессионистская направленность характеризовала спектакли режиссера Ц. Дебевца ("Красавица Вида" Цанкара, "Соната призраков", 1933, п др. пьесы Стрпндберга) Своеобразной живописностью отличались комедийные спектакли реж. Б. Ступицы ("Дядя Маройе" Држича, 1941, "Школа ж„н" Мольера, 1942). Большое значение для развития т-ра имела деятельность Га-веллы, пост. в Любляне трилогию Крлежп ("Господа Глембаевы", 1931, "Леда", 1932, "В агонии", 1933) и др. Возникли словенские любительские т-ры: Шеп-тякобский (1920), Рабочий (1925), т-ры в Любляне, Народный т-р в Мариборе.

Театр. иск-во Боснии, Черногории и Македонии развивалось медленнее вследствие экономич. отсталости этих областей и реакционной нац. политики правительства Югославии. Национальный т-р в Сараево был открыт в 1919. В его труппу вошли актеры из передвижных коллективов. В 1925-28 т-р возглавлял Б. Нушич. В репертуар входили пьесы Шекспира ("Отелло" и др.), сербских драматургов ("Скупой, или Кир-Яня" Стерии-Поповича, "Депутат" Нушича). В 1928 этот коллектив объединился с т-ром в Сплите и образовал Национальный т-р Западных областей (в 1935 т-ры вновь разделились). В 1931 возобновил работу постоянный проф. т-р в Цетинье, называвшийся Национальным т-ром Зетской бановины. В 1919-41 в Скопле работал Сербский Национальный т-р, расцвет деятельности к-рого относился к 30-м гг. (спектакли шли на македонском яз.). В это время были поставлены "Беженка" (под назв. "Ленче Кумановче") и "Человек наступил" (под назв. "Чор-баджий Теодос" или "Школьные проделки") Ил„с-кого, "Деньги - это убийство" Крле (1938). В городах Македонии существовали также любительские театр. коллективы (рабочие и студенческие).

Во время 2-й мировой войны большинство югосл. т-ров закрылось. При партизанских объединениях были организованы труппы, состоявшие из актеров-профессионалов и любителей. Они ставили небольшие пьесы о нар.-освободит, борьбе, стихи, инсценировки, пантомимы. Ставились также пьесы Гоголя, Нушича, Стерии-Поповича.

Сразу же после освобождения от фашистских оккупантов в стране (1945) началось восстановление т-ров. В 1944-45 работали Нац. т-р в Белграде, т-ры в Хорватии, Словении, Сербии, ставившие преим. нац. классику.

Идея сближения нац. культур Югославии нашла отражение в создании в 1948 Югославского драматического теятря(Белград),в к-рый вошли ведущие мастера разл. нац. т-ров: А. Паранос и М. Ступица, М. Црнобори,

С. Север, Р. Ферари, М. Айваз; художник М. Шер-бан, супруги Танхофер, режиссер Б. Ступица и др. Т-р стремится ставить прогрессивную драматургию. Были пост. спектакли: "Бабьи сплетни" Гольдони (1948), "Дядя Маройе" Држича (1949, реж. Ступица), "Патриоты" Стерни-Поповича (1949), "Егор Булычев и другие" (1951, реж. М. Милошевич), "Откровение" по роману Д. Чосича "Раздел" (1961, реж. М. Бело-вич). Т-р дважды гастролировал в СССР (1956 и 1965).

В 50-е гг. театр. иск-во приобрело широкую популярность. Открыты новые т-ры, к-рые ставят препм. совр. драматургию. В Югославском драм. т-ре были пост. пьесы сербских драматургов: "Расцвела ежевика" Миндеровича (1950), "Наследство" по роману Д Чосича "Корни" (1956), "Приключения Николе-тины Бурсача" Чоппча (1957), а также произведения совр. зап.-европ. авторов: "Смерть коммивояж„ра" Миллера (1951), "Бал воров" Ануя (1952). В т-ре работали режиссеры М. Дедич, П. Динулович, С. Йовановпч; актеры Э. Маркович, Л. Тадич; актрисы О. Маркович, Е. Микулич и др. В своих пост. т-р широко использует совр. средства сценич. выразительности (кино н др.).

В Хорватии работает Загребский драматич. т-р, к-рый был осн. в 1953 группой актеров Хорватского Нац. т-ра. Здесь пост.: комедия "Своего тела господин" Колара (1956), "Качели на плакучей иве" (1957) и "Ш„лковые туфельки" (1958) Божича, "Ярмарка снов" Матковича (1958).

В 1956 в Югославии созданы экспериментальные т-ры: Камерная сцена Хорватского Нац. т-ра, Экспериментальный т-р в Любляне, "Ателье 212" в Белграде. Значит, место в репертуаре этих т-ров занимает переводная драматургия (Э. Ионеско, С. Бек-кет) и совр. югосл. драматургия, отмеченная модернистскими тенденциями. Т-р "Ателье 212" работает по принципам европ. бурж. т-ров (труппа набирается для каждой постановки заново). Среди др. т-ров страны: т-р "Комедия" (Загреб, 1950), "Современный" (Белград, 1959), "Вес„лый т-р "Бен-Акиба1'" (Нови-Сад, 1960). Существуют также кукольные, детские и юношеские т-ры.

После 1945 получило развитие театр. иск-во ранее отсталых областей. Нац. т-ры открыты в Сараево, Цетннье, в Скопле (Македонский Нац. т-р). Постоянные проф. т-ры возникли во мн. крупных городах Югославии (Риека, Сплит, Пула, Крагуевац, Зеница, Мостар, Битоль и др.). Созданы т-ры нац. меньшинств (албанская и тур. труппы при Македонском Нац. т-ре, Венгерский Нац. т-р в Суботпце).

Большое место в театр. жизни страны занимают фестивали: с 1950 ежегодно проводится театр.-муз. фестиваль - Дубровннцкпе летние игры (в Дубровнике), во время к-рого на открытых площадках разыгрываются пьесы дубровницкой драматургии 16- 17 вв., пьесы Шекспира, П. Корнеля, К. Гольдони, В. Г„те. С 1956 в Нови-Саде также ежегодно проводится театр. фестиваль имени И. Стерии-Поповича ("Стерийно позориште"), на к-ром проф. театр. коллективы страны выступают с пост. совр. отечеств. драматургии.

В 1946 в Нови-Саде осн. Союз любительских т-ров. Среди высших театр. учебных заведений Югославии - академии театр. иск-ва в Белграде (организована в 1948), Загребе (организована в 1950), Любляне (организована в 1945).

Лит.: Београдско драмско позориште. Пет година рада (1949-1954), Београд, 1954; Jugoslovensko dramsko pozoriste, Beograd. Pet godina rada (1948-1953), Beograd, 1953;

Linhartovo izrocilo, Ljubljana, 1957; The Theatre in Jugoslavia, Beograd, 1 955.

См. также лит. при ст. Сербский театр и драматургия и Хорватский театр и драматургия.

Музыкальный театр. Опера и оперетта. В 1920 начала работу постоянная оперная труппа

Нац. т-ра в Белграде, директором к-рой в 1924-35 был С. Хрпстич. В 1920-41 в труппе работали дириж„ры - К. Баранович (1927-29 и с 1946), И. Бре-зовшек, П. Милошевич, Л. Матачич; солисты - Е. Пинтерович, М. Йованович, Б. Хаджич, М. Буга-ринович, И. Рнявец, 3. Гюнгенац. В т-ре ставились произв. класспч. оперного репертуара, сербские оперы: "На заре" Бинички (1923), "Покрывало вилы" Коньовича (1924), "Сумерки" Хрпстича (1925), "Тиран" Крстича (1927), "Зетский князь" (1929) н "Коштана" (1931) Коньовича, "Джурадж Бранкович" Наста-спевича (1940), произведения хорватских композиторов - "Хасанагинпца" Шафранек-Кавича (1934), "Танцует Дорпца" Одака (1935), "Эро с того света" Готоваца (1937), "Никола Шубич-Зринский" Зайца (1939).

После окончания 2-й мировой войны оперная труппа Нац. т-ра в Белграде возобновила свою работу (1945) под рук. О. Данона; дириж„ры-К. Баранович, П. Милошевич, Д. Миладинович и др.; солисты - 3. Гюнгенац, М. Бугаринович, 3. Зикова, И. Рпявец, Н. Цвейич, Ж. Цвейич, А. Маринкович, из молодых исполнителей-А/. Чангалович, Б. Цвейич, М. Миладиновпч, Р. Бакочевич, Д. Старц, Д. Попович. Труппа ставила нац. оперы: "Коштана" (1950), "Зетский князь" (1946), "Крестьяне" (1952) Коньовича, "Сумерки" Хрп-стпча (1954), "Эро с того света" Готоваца (1949), "Невеста из Цетинграда" Барановича (1951), "Неграмотная" Лхотки-Калинского (1954), "Тыква, возомнившая себя чашей" Логара (1956), "Горный венок" Гер-цигонп (1957), а также произв. совр. зарубежных композиторов - "Катя Кабанова" Яначека (1956), "Любовь к тр„м апельсинам" Прокофьева (1959), "Орфей" Стравинского (1953).

Кроме оперы, в Белграде функционируют т-ры оперетты.

Оперная труппа Хорватского Нац. т-ра (Загреб) существует с 1909. В ней работали дириж„ры - С. Альбпнп (1909-19), М. Сакс (1919-20), П. Коньович (1921-26, 1933-39), Ф. Рукавина (1927-29), К. Баранович (1929-43); солисты-Р. Букшек, Д. Христич, 3. Гюнгенац, 3. Кунц-Миланов, И. Гостич, 3. Зикова, С. Юринац, М. Радев и др. Пост. оперы - "Эро с того света" (1935), "Морана" (1931) Готоваца, "Стрижено-брито" Барановпча (1932), "Танцует Дорпца" Одака (1934); оперетты - "Мисс Ева" (1930), "Вечный жених" (1935) Пренца. В 1945-56 т-р возглавлял М. Сакс; работали: дириж„ры - М. Башич, Д. Жебре, С. Хубад, Б. Папандопуло; солисты - В. Руждьяк, М. Подвинец, Р. Францл, Н. Жунец, М. Радпч, М. Кларич, Ф. Паулпк.

Среди муз. пост. 50-х гг.- "Мила Гойзалича" (1952), "Станац" (1958) Готоваца, "Рона" Папандо-пуло (1956, Нац. т-р в Риеке), "Эквиноций" Бранко-вича (1950), сценич. оратория "Горный венок" Гер-цигони (1958, Хорватский Нац. т-р). Оперетты с 1950 ставит загребский т-р "Комедия".

В 1918 сформирована оперная труппа Словенского Нац. т-ра в Любляне(под рук. Ф. Рукавины, в 1925-39 под рук. М. Полнча). Здесь пост. произв. словенских композиторов-"Ч„рные маски" Когоя (1929). "Соблазн в долине св. Флориана" Бравничара (1930), "Крест на горе Савпце" (1921) и "Саломея" (1929) Остерца. В нек-рых произведениях сказалось влияние экспрессионизма. После 2-й мировой войны в т-ре были пост. "Эквиноций" Козины, "Вероника Десеницкая" Швары (обе 1946) н др. В оперную труппу Словенского Нац. т-ра вошли дириж„ры-М. Полнч, С. Хубад, Д. Шва-ра, Д. Жебре, Б. Лесковиц, Ц. Цветко; солисты - М. Брайник, В. Буковец, Р. Францл, В. Герловичева, Л. Корошец, Р. Коритник, Ф. Лангус, Ф. Лупша, Д. Мерлак, С. Смерколь, Б. Стритар, Н. Видмар-Стри-тар. Труппа гастролировала в Советском Союзе (1964).

Оперы и оперетты периодически ставились в Сербском Нац. т-ре в Нови-Саде. В 1920-27 спектаклями дирижировали - М. Маржинец, Л. Матачич, Д. Три-шер. С 1947 оперная труппа вошла в состав Сербского Нац. т-ра. Здесь работали дириж„ры - В. Илич, П. Милошевич, Л. Бута, В. Попович, Р. Бручи; солисты - Р. Немет, М. Хаднаджев, А. Чепе и др.

С 1947 оперные спектакли регулярно ставятся в Нац. т-ре в Скопле; дириж„ры - Т. Скаловски, Л. Матачич и др. В 1945-55 существовала постоянная опера при Нац. т-ре в Суботице (директор и дириж„р М. Асич) и при Нац. т-ре в Сараево; оперные труппы имеются также вт-рах городов Осиек, Риека. Алъб. К.

Балет. До 1918 балетные спектакли в Югославии носили* случайный характер и лишь с образованием Югославского государства появились постоянные балетные коллективы. В 20-е гг. возникли первые школы и балетные труппы в оперных т-рах Белграда, Загреба и Любляны. Их руководителями были рус. танцовщики (Е.Полякова, Маргарита Фроман и ее брат Макс Фроман). В 1924 пост. первый нац. балет "Пряничное сердце" Барановича в Загребе (балетм. Маргарита Фроман), в 1933 - "Охридская легенда" Христича, в 1938 - "Ч„рт в деревне" Лотки. В 30-40-е гг. получили распространение балеты на материале жизни Югославии, в к-рых использовался танц. фольклор. Первые балетмейстеры, обратившиеся к нац. материалу,- Фроманы, Пиа и Пино Млакары О. Хармож.

После 2-й мировой войны балетные труппы организованы в городах Сараево, Нови-Сад, Скопле, Мари-бор, Риека и Осиека. В Белграде работал один из ведущих балетмейстеров Югославии Д. Парлич, в Загребе-А. Ройе, затем М. Иованович, в Любляне-Мла-кары, в Сараево - Ф. Хорват, в Нови-Саде - Г. Македонский. Если в 40-50-е гг. творч. направление каждой труппы определялось деятельностью балетмейстера и труппы были разобщены, в последующие годы творч. связь между отдельными труппами возросла, репертуар обогатился, появились местные балетмейстеры. Наряду с многоактными балетами на сюжеты из истории, фольклора, совр. жизни Югославии, использовавшими элементы нац. хореографии, ставились одноактные (часто бессюжетные) балеты на клас-сич. музыку, балеты зарубежных композиторов, в т. ч. и сов. балеты. В числе ведущих артистов балета Югославии - М. Славенска (Чорак), М. Мискович, И. Биегович, С. Кастл, В. Костич, К. Обрадович, Р. Парнел, М. Санина, Д. Сифниос, 3. Степан, Н. Лотка, М. Момчилович, М. Спаремблек, Д. Трни-нич и др.

Илл. см. на отдельном листе к стр. 1025-1026.

Лит.: М аг i n k о v i c-R а k ic В., Nikolajevic R., Ballet yougoslave, Beograd, 1958. E. С.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница