Наши партнеры

Выгодно аренда машины сочи стаж 1 год в компании РексРент.

Театральная энциклопедия
(страница 504)


ЭСТОНСКИЙ ТЕАТР. Эст. нар. творчество и обряды богаты театр. элементами. Вторжение нем. захватчиков в Эстонию в нач. 13 в. и установившийся в результате этого многовековой социальный и нац. гн„т задержали развитие эст. культуры. Возможность зарождения эст. нац. т-ра появилась только во 2-й пол. 19 в. Но ещ„ в 16 в. преподаватели и учащиеся Домской школы в Таллине давали представления на лат. и нем. яз., сходные с мистерией. В нач. 17 в. в Таллине выступали бродячие нем. труппы. В 1665 был создан первый частный т-р. Спектакли, вначале носившие религиозный характер, становились вс„ более светскими, что вызывало протесты духовенства. В 1784 А. Коцебу основал в Таллине любительский т-р. Спектакли шли на нем. яз., но в пост. одной из пьес Коцебу ("В1е уа1егИспе Ег\уаг1ип") были включены диалоги и арии на эст. яз. В 1809 в Таллине был открыт проф. нем. т-р. Спектакли на нем. яз. ставились и в Тарту. Зарождение Э. т. связано с нац. движением 2-й пол. 19 в., направленным против господства прибалтийско-нем. дворянства и пережитков крепостничества.

24 июня 1870 в Тарту в помещении певческого об-ва "Ванемуйне" (осн. 1865) состоялся первый эст. спектакль: была пост. пьеса эст. писательницы Л. Койдулы, "Двоюродный братец из Сааремаа", затем е„ же "Сваты-бер„зки, или Марет и Мийна" (1870) и "Этакий мульк, или Сто пудов соли" (1871). В спектаклях участвовали представители эст. интеллигенции, студенты и гимназисты. Эти спектакли в силу своего антифеодального и народно-демократич. характера способствовали распространению театр. иск-ва по всей стране. Любительские спектакли устраивались в Таллине (1871), Нарве (1873), Вильянди (1873), Куресааре (1876), Пярну (1878) и др. В Петербурге первое представление на эст. яз. состоялось в 1873. В 80-х гг. спектакли ставились во многих сел. местностях. В 1883 осн. "Объединение эстонских актеров", к-рое издавало и пьесы.

Большие заслуги в развитии эст. сценич. иск-ва принадлежат А. Вийре - первому эст. проф. режиссеру и дириж„ру. Он организовал из любителей полу-проф. труппу при об-ве "Ванемуйне" и руководил этой труппой в 1878-1903. Под рук. Вийры состоялся первый муз. спектакль на эст. яз."Прециоза"

Вебера (1883). Были пост. классич. пьесы "Магомет" Вольтера (1885), "Скупой" Мольера (1886), "Венецианский купец" (1888) и "Укрощение строптивой" Шекспира (1889). Затем в репертуаре стали доминировать феерии и зингшпили. Псевдо-романтич. иск-во Вийры не удовлетворяло эст. интеллигенцию, к-рая обращалась к принципам критич. реализма. В 1903 Вийра уш„л из "Ванемуйне".

В 1901 в Тарту была создана театр. труппа "Таа-ра" под руководством К. Юнгхольца, предпочитавшая совр. репертуар (Г. Ибсен, Г. Зудерман, М. Хальбе) и утверждавшая реалистич. манеру игры. Эта труппа пользовалась поддержкой демократич. интеллигенции (работала до 1905). В 1895 в Таллине при об-ве "Эстония" организуется постоянная театр. труппа, в к-рую вошли актеры: П. Пинна, Т. Альтерман, А. Триллъярв, А. Пинна, Б. Иыггис (Б. Куускемаа), А. Маркус и др. Знаменательным событием была пост. этой труппой пьесы М. Горького "На дне" (1903).

Накануне револвэции 1905-07 театр. жизнь Эстонии была оживл„нной. В стране работало более 80 полупроф. и любит, коллективов. Борьба за развитие нац. культуры подготовила условия для создания в 1906 проф. трупп - "Ванемуйне" в Тарту и "Эстонии" в Таллине. Т-р "Ванемуйне" возглавил реж. К. Меннинг, создавший новую труппу из молодых актеров. Меннингу удалось достичь в этом т-ре ан-самблевости исполнения. В 1906-14 в "Ванемуйне" широко ставились произв. нац. драматургии: пьесы А. Китцберга, О. Лутса, Э. Вильде. Меннинг поднял сценич. культуру т-ра, добился высокого профессионализма. Но реалистич., художеств. принципы Мен-нинга пришли в противоречие со взглядами буржуазии, и в 1914 он покинул т-р. Труппа т-ра "Эстония" пополнилась новыми актерами: Э. Вилъмер, Т. Тонду, Э. Курним, А. Лаутер и др. режиссерами стали П. Пинна, Т. Альтерман и К. Юнгхольц. Если т-р "Ванемуйне" добивался ансамблевости исполнения, то спектакли т-ра "Эстония" создавались в расч„те на отдельных талантливых актеров. В 1908 здесь впервые были пост. оперные спектакли. Широко ставились оперетты.

Строительство новых театр. зданий в Тарту ("Ванемуйне", 1906), Таллине ("Эстония", 1913) и Пярну ("Эндла", 1911, ставший с этого года третьим проф. эст. т-ром) способствовало дальнейшему развитию эст. театр. иск-ва.

В канун революции 1905-07 в Эстонии возникли пролетарские театр. кружки в Таллине, Нарве, Пярну и Вильянди. Постоянный кружок был создан в Таллине при Нар. доме фабрики Лютера (1908-14). Им руководили большевики Ю. Росфельдт и А. Ум-берг,. С 1914 работал кружок при об-ве "Валвая". На основе этого кружка в 1917 в Таллине осн. первый проф. пролетарский т-р, называвшийся Т-ром таллинских рабочих. Такой же т-р был создан в Нарве. В годы буржуазного господства в Эстонии (1920- 1940) в нац. культуре обострилась борьба двух культур. В 30-х гг. эст. буржуазия встала на путь фашизма, правящие круги требовали от т-ров укрепления бурж. идеологии. В Эстонии работали т-ры: Драм. т-р в Таллине (1916-24), т-р "Ванемуйне" в Тарту, т-р "Эстония" в Таллине, "Драма-студио" (создан в 1924, с 1937 -эст. Драм. т-р), "Утренний т-р" (1920-24), таллинский Рабочий т-р (1926-41, 1941-44 - Малый т-р), Передвижной т-р (1927-29), т-р "Угала" в Вильянди, Нарвский т-р. Полупроф. т-ры существовали в Выру ("Каннель"), Валге ("Сяде"), Куресааре (Куресаареский т-р). Большое значение для дальнейшего развития эст. сценич. иск-ва имела театр. студия "Драмастудио" в Таллине, подготовившая четыре выпуска актеров. Подготовкой актеров занималась и Студия драматич. иск-ва в Тарту. В 1938 при Таллинской консерватории была открыта школа сценич. иск-ва. Получили .развитие муз. т-р, балет.

Чем сильнее было стремление буржуазии влиять на т-р, тем сплоч„ннее и упорнее противостояли этому демократически настроенные деятели т-ра. В 1937 в Тарту организуется Рабочий т-р, руководители к-рого были тесно связаны с подпольным рабочим движением (т-р был закрыт в 1939 приказом начальника внутр. безопасности). В конце 30-х гг. осуществлены значит, спектакли: "Белая болезнь" Чапека (1938) и "Табачная дорога" Колдуэлла (1939) - в эст. Драматнч. т-ре, "Железный дом" Таммлаана (1938) в таллинском Рабочем т-ре, "Мать" К. Чапека (1938) в т-ре "Эстония" и др. Деятели Э. т. продолжали поддерживать связи с сов. сценич. иск-вом. Ставились пьесы М. Горького, А. Е. Корнейчука, Н. Ф. Погодина, В. П. Катаева, В. В. Шкваркина и др. На сцене т-ра "Эстония" были осуществлены пост. оперы "Тихий Дон" и балета "Красный мак". Большое значение имело изучение системы Станиславского.

Значит, творч. успехов добились режиссеры:

П. Пылъдроос, А. Лаутер, Л. Калмет, А. Сярее, А. Сунне, П. Сепп, Э. Уули, Р. Ольбрей, А. Людик; актеры: П. Пинна, Л. Рейман, Э. Вильмер, X. Лаур, X. Глезер, Ю. Кальола, А. Тальви, Р. Бауман, К. Карм, А. Эскола, Р. Тармо, Л. Линдау, А. Юксип, А. Теэтсов и др.

Новый период в истории Э. т. наступает с восстановлением Сов. власти (1940). Национализация т-ров упрочила их экономич. состояние, пополнились творч. составы т-ров, из репертуара были изгнаны пустые, не представляющие идейно-художеств. ценности пьесы, пост. пьесы К. А. Трен„ва, А. Н. Арбузова, М. Горького, Б. А. Лаврен„ва, А. Е. Корнейчука и др. В Раквере создан новый проф. т-р (1940).

В годы Великой Отечеств, войны многие деятели Э. т. работали в Эст. художеств. ансамблях в Ярославле (П. Пинна, А. Лаутер, П. Пыльдроос, И. Там-мур, А. Ребане, В. Ратасепп, Э. Ратасепп, Л. Мартин, К. Ирд, Э. Кайду, Ю. Ярвет, О. Тинн, К. Тоом и др.). Эст. сценич. деятели,. находившиеся во время войны на территории, оккупированной фашистами, продолжали работать в т-рах, стараясь ставить преим. классич. драматургию.

В послевоен. годы эст. сценич. иск-во характеризуется развитием драматургии, муз. жанров, ростом художеств. мастерства, овладением методом социа-листич. реализма. Большое значение получила драматургия А. Якобсона, направленная на разоблачение классового врага и бурж. идеологии. Эту же цель преследуют в своих пьесах М. Рауд, И. Семпер, А. Хинт. В 50-е гг. на эст. сцене утверждается новая проблематика-ценность человека, преодоление внутр. конфликтов, поиски своего места в совр. обществе. Современность, е„ углубл„нное отражение стали осн. темой спектаклей, созданных по пьесам Ю. Смуула, Э. Раннета и А. Лийвеса.

В утверждении метода социалистич. реализма решающее значение имело развитие эстонской драматургии; ставятся пьесы рус. сов. авторов (Л. М. Леонов, В. В. Маяковский, В. С. Розов, В. В. Вишневский). Выдающиеся спектакли были созданы при пост. произв. Шекспира, Ибсена, А. Китцберга, Э. Внльде, Л. Койдулы.

Ряды режиссеров пополнились новыми именами - К. Ирд, Э. Найду, К. Адер, И. Таммур, А. Сатс, У. Вялъяотс, В. Пансо и др. Пополнение Э. т. дали три выпуска Эст. гос. театр. ин-та (1949, 1950, 1951), выпуск эст. студии ГИТИСа (1953) и выпуски хорео-графич. уч-ща (с 1953).

В 1956 в Москве состоялась декада эст. иск-ва и лит-ры, в к-рой участвовал т-р "Эстония", Т-р им.

Кингисеппа и т-р "Ванемуйне". Декада свидетельствовала о том, что эст. т-ры выросли в сильные художеств. коллективы, обладающие яркой творч. самобытностью. Значительно возрос уровень периферийных т-ров (т-р "Угала" и др.), создающих своеобразные спектакли и работающих над воспитанием молодых актеров.

В конце 50-х и в 60-е гг. расширяется репертуар, ставятся пьесы зарубежных авторов (Б. Брехт, А. Миллер, X. Лакснесс, Н. Хикмет, Л. Фейхтвангер). Эст. драматургия распространяется за пределы республики (Э. Раннет, А. Якобсон, А. Лийвес, Ю. Смуул и др.).

В Эстонской ССР работает (1967) девять т-ров: в Таллине - т-р "Эстония", Т-р им. Кингисеппа, рус. Драм. т-р, Т-р кукол, ТЮЗ; в Тарту - т-р "Ванемуйне", в Вильянди - т-р "Угала", в Пярну - Драм. т-р им. Койдулы (до 1953 - "Эндла"), Раквереский т-р. В Эст. ССР работают 12 нар. т-ров и свыше 1000 самодеятельных театр. кружков.

Среди деятелей Э. т.: нар. артисты СССР - А. Лаутер, К. Карм, Т. Куузик, А. Эскола, Г. Отс и А. Талъ-ви; нар. артисты Эст. ССР - X. Лаур, Э. Маазик, О. Геррец-Лунд, М. Тарас, А. Ребане, В. Ратасепп, Э. Лийгер, В. Гурьев, А. Архипенко, К. Ирд, Э. Кайду, И. Таммур, А. Сатс, Т. Рандвийр, В. Отсус, И. Урбель. К. Каск.

Музыкальный театр развивался в Эстонии в недрах драм. т-ра. Первоначальными его жанрами были зингшпиль и оперетта. Последняя занимала значит, место и в дальнейшем в драм. т-рах:

"Угала" (до 1939), Нарвском т-ре (до 1942). Пярну-ском т-ре (до 1949). В 20-х и 30-х гг. 20 в. были осуществлены отдельные оперные пост. Основными очагами эст. нац. муз.-сценич. жанров стали т-ры "Ванемуйне" (Тарту) и "Эстония" (Таллин, с 1949- Эстонский т-р оперы и балета "Эстония"),

В нем. т-рах Таллина, Тарту и Пярну оперные и др. муз. представления давались с начала 19 в. В этих городах гастролировали муз. труппы из России и Германии. Основоположником муз. Э. т. стал А. Вийра. Под его рук. в т-ре "Ванемуйне" силами любителей были пост.: мелодрама "Прециоза" Вебера (1883), оперетты - "Корневильские колокола" План-кета (1885), "Фатиница" Зуппе (1887), "Цыганский барон" И. Штрауса (1898), "Синяя борода" Оффен-баха (1890), первый эст. зингшпиль "Король из Уду-мяэ" П. Якобсона (1894), "Иосиф" Мегюля (1899) - единств, оперная пост. в т-ре за 20 лет (до 1919).

Муз. репертуар любительской труппы т-ра "Эстония" в конце 19 в. состоял в основном из зингшлилей нем. композиторов. В 1906 был создан проф. т-р "Эстония", в труппу *к-рого вошли: дириж„р О. Херманн, певцы М.' Пумбо, А. Струцкин, позже - А. Сяллик, О. Микк-Крулль, Л. Виркхауз, X. Эйнер, Б. Хансен и др. (мн. из них - воспитанники Петербургской консерватории); режиссер большинства пост.- П. Пинна. В 1912 при т-ре был организован муз. отдел, регулярно дававший хоровые и симф. концерты (дириж„ры А. Топман, Р. Кулль и др.), а в 1919 - Высшее муз. уч-ще (на базе к-рого в 1923 была создана Таллинская консерватория). Основой муз. репертуара т-ра "Эстония" до 1918 оставалась оперетта, оперные спектакли ставились эпизодически. Большая заслуга в усилении роли оперы принадлежала дириж„рам Р. Куллу (работал в 1912-20, 1924-41) и А. Каппу (1920-24), концертмейстеру С. Мамонтову (1923-32).

Развитие муз. т-ра в бурж. период было ограничено вкусами и коммерч. целями об-в, содержавших т-ры. Прогрессивным артистам, дириж„рам, режиссерам приходилось вести борьбу против засилия оперетты (в т-ре "Ванемуйне" опера приобрела равноправное положение лишь в 1930-е гг.). Большим событием муз. жизни стала пост. в т-ре "Эстония" оперы "Борис Годунов" (1930, с участием А. Ардера в заглавной роли) и "Тихого Дона" Дзержинского (139) - первой сов. оперы на эст. сцене (реж. Э. Уули, в гл. ролях К. Отс, Э. Ваарман). Ведущими артистами оперы стали-К. Вийтоль, Б. Ханзен, К. Отс, И. Аав-Лоо, А. Вийсимаа, О. Тороков-Тийдеберг, М. Рунги и др., оперетты -А. Людик, М. Лайд и др.

Первые пост. эст. опер появились в конце 20-х гг. Это - героико-романтич. опера "Викерцы" ("Викинги") Э. Аава (1928, т-р "Эстония"; 1935, т-р "Ване-муйне"), оперы А. Лембы-"Дева холма" (1929), "Любовь и смерть" (1931), "Эльга" (1934) и епера А. Ведро "Каупо" (1932 - все в т-ре "Эстония").

Развитие муз. театр. иск-ва Эстонии, временно прерванное нем.-фашистской оккупацией, продолжается после освобождения страны. Здание т-ра "Эстония", разрушенное во время войны, было восстановлено в 1947.

В 40-50-е гг. в т-ре "Эстония" работали: реж. Э. Уули, А. Винер, дириж„ры П. Нигула, К. Рауд-сепп, балетмейстер А. Экстон; в т-ре "Ванемуйне" - реж. К. Ирд, дириж„р Я. Харгель.

На сцене обоих т-ров ставились эст. нац. оперы, основная тема к-рых - борьба народа за свою свободу: "Огни мщения" Э. Каппа (1945, т-р "Эстония" и т-р "Ванемуйне") на тему борьбы эстов против поработителей-крестоносцев; "Лембиту" В. Каппа (1961, Эстонский т-р оперы и балета) - о восстании эстов против тевтонских рыцарей; оперы Г. Эрнесак-са: "Берег бурь" (1949, там же, Гос. пр. СССР, 1951;

1949. т-р "Ванемуйне"), "Пюхаярв" (1946, Эст. т-р оперы и балета; 1947, т-р "Ванемуйне"), "Боевое крещение" Эрнесакса (1957, Эст. т-р оперы и балета; 1958, т-р "Ванемуйне"), "Певец свободы" Э. Каппа (1950, Эстонский т-р оперы и балета, Гос. пр. СССР, 1952;

1950. т-р "Ванемуйне") - первая эст. опера на совр. тему, посв. событиям Отечеств, войны. На эту же тему Э. Капп написал оперу "Неуловимая" (1961, т-р "Ванемуйне"). Борьбе с воен. опасностью посв. опера "Железный дом" Э. Тамберга (1965, Эстонский т-р оперы и балета), сценич. воплощение получила его "Лунная оратория" (1963, т-р "Ванемуйне") о покорении космоса. Лирич. характер носит опера "Лебединый пол„т" В. Тормиса (1966, т-р "Ванемуйне"). В сер. 50-х гг. заложены основы эст. комич. оперы - "Рука об руку" (1955, Эстонский т-р оперы и балета; 2-я ред.-зингшпиль "Мари и Михкель", 1965, т-р "Ванемуйне"), "Женихи из Мульгимаа" Г. Эрнесакса (1960, т-р "Ванемуйне"), а также детской оперы-"Зимняя сказка" Э. Каппа (1958, т-р "Ванемуйне"; 1960, Эстонский т-р оперы и балета), "Хитрый Антс и Сатана" Р. Пятса (1962, т-р "Ванемуйне") и др. В составе оперных трупп обоих т-ров в 60-е гг.: реж. П. Мяги, У. Вяльяотс, К. Ирд; дириж„ры Н. и В. Ярви, К. Рауд-сепп, Э. Клас, Э. Кылар; солисты-Т. Куузик, Г. Отс, Э. Маазик, О. Лунд, М. Тарас, В. Гурьев, А. Кюль-ванд, У. Таутс, X. Крумм, Э. Ани, Л. Марк и др.

Среди наиболее значит, пост. т-ра "Эстония": оперы - "Евгений Онегин" (1949), "Дон Жуан" (1952), "Борис Годунов" (1952); "Отелло" Верди (1963), "Порги и Бесс" Гершвина (1966); балеты-"Виндзорские проказницы" Оранского (1947), "Лебединое озеро" (1954);

"Юность" Чулаки (1952), "Тропою грома" Караева (1962), "Щелкунчик" (1965); оперетты-"Беспокойное счастье" Милютина (1949) и др. В т-ре "Ванемуйне" пост. оперы: "Так поступают все" Моцарта (1959), "Обручение в монастыре" Прокофьева (1962), "Тр„хгрошовая опера" Вейля (1964); балеты-"Ромео и Джульетта" Прокофьева (1946), "Медный всадник" (1952); "Пе.р Гюнт" на муз. Грига (1959) и др.

В 50-е гг. получила развитие эст. оперетта. Немногочисленные зингшпили и оперетты, созданные эст. авторами ранее, отличались недостаточным профессионализмом. Исключением были лишь зингшпиль "Сватовство" Ю. Симма (1915, т-р "Ванемуйне"), обошедший все эст. т-ры и сохраняющийся в их репертуаре, и оперетта "Рыбачка" П. Ардна (Э. Россмана) (1941, т-р "Эстония"). В 50-60-е гг. к жанру оперетты обратились мн. эст. композиторы. На сцене эст. т-ров были пост.: "Дороги сходятся" А. Сыбера (1957, т-р "Ванемуйне"), "Огни родной гавани" Э. Арро и Л. Нормета (1958, Эстонский т-р оперы н балета), "Стелла Поларис" Л. Нормета (1961, там же), "Пожалуйста, что Вам угодно?" Б. Кырвера (1962, т-р "Ванемуйне"), "Удивительные приключения мухумцев" А. Ойта (1962, Эстонский т-р оперы и балета), "Письмо до востребования" Ю. Раудмяэ (1965, там же) и др. Особую популярность приобрели первые эст. сов. оперетты: "Румму Юри" Э. Арро и Л. Нормета (1954, т-р "Ванемуйне"; 1955, Эстонский т-р оперы и балета) и "Только мечта" Б. Кырвера (1955, т-р "Ванемуйне"). Среди актеров оперетты: Э. Пярн, А. Меринг, Ф. Мальмстен, А. Сээп и др.

Мн. произв. эст. авторов исполняются в др. городах Сов. Союза: в Риге ("Огни мщения") Э. Каппа, "Румму Юри" Э. Арро), Саратове ("Неуловимая" Э. Каппа), в Москве, Ленинграде, Магадане, Каунасе ("Только мечта" Б. Кырвера), Вильнюсе ("Тийна", "Северный сон" Л. Аустер, "Хитрый Антс и Сатана" Р. Пятса); в Шверине (ГДР) ("Балет-симфония" Э. Тамберга).

Иск-во классич. танца в Эстонии долго не получало развития, оно тормозилось в значит, степени отсутствием балетного уч-ща. В 1918-19 была создана первая балетная труппа при т-ре "Эстония". В е„ составе были: Р. Ольбрей, Э. Хольц, Л. Лооринг, Р. Роод и др.; рук.- С. Смиронина (Севун). Первый балет ("Коппелия") пост. В. Кригер, к-рая гастролировала в Таллине (1922). В 1926-44 балетную труппу т-ра "Эстония" возглавляла Р. Ольбрей. Регулярные балетные спектакли ставятся с 1936. Среди танцовщиков труппы т-ра: К. Мальдутис, Г. Раудсепп, Б. Блинов, А. Койт, В. Хагус. В т-ре "Ванемуйне" с 1935 балетной труппой рук. И. Урбель, балетные спектакли ставятся с 1941; танцовщики - В. Отсус, У. Вяльяотс и др. Первый сов. балет "Красный мак" был пост. в 1939 (т-р "Эстония"); в 1940 - "Лебединое озеро" (там же).

В бурж. период не было пост. ни одного нац. балета. Первый эст. балетный спектакль "Кратть" Э. Тубина на нар.-сказочный сюжет состоялся в 1943 (т-р "Ванемуйне") .

Первый эст. сов. балет - хореографич. поэма "Ка-левипоэг" Э. Каппа, создан на основе эст. эпоса и впервые пост. в т-ре "Эстония" (1948; 1950 в т-ре "Ванемуйне"). Этапным спектаклем стал также балет "Тийна" Л. Аустер (1955, Эстонский т-р оперы и балета; 1958, т-р "Ванемуйне"). На сцене эст. т-ров пост. балеты: "Золотопряхи" Э. Каппа (1956, Эстонский т-р оперы и балета), первый эст. детский балет "Северный сон" Л. Аустер (1960, там же), "Балет-симфония" Э. Тамберга (1960, т-р "Ванемуйне"; 1963, Эстонский т-р оперы и балета), "Мальчик и бабочка" Э. Тамберга, "Улица" X. Юрисалу и "Универмаг" Я. Коха (все в 1963, Эстонский театр оперы и балета). Среди эст. танцовщиков: X. Пуур, Т. Ранд-вийр, А. Лейс, Ю. Улла, Э. Керге, М. Маазик, Е. Позняк, Ю. Вилимаа; балетм. М. Мурдмаа, Э. Суве и др.

Лит.: Театры Советской Эстонии, Таллин, 1956; М*узыка Советской Эстонии[Сб. статей], Таллин, 195 6; Вахтер А., Эстонская ССР, М., 1957 (Муз. культура союзных республик); "Estonia" teater. 1906-1924, Tallinn, 1924; Poldmae R., Koidula teater, Tallinn, 1963; Andresen N., August Bachmann ja Hommikteater, Tallinn, 1966; Ird K., Tartu Toolisteater, Tallinn. 1966; Karner J., "Estonia" kuuskummend aastat, Tallinn" 1925; Eesti Noukogude Teater. 1940-1960, Tallinn, 1960; Noukogude Eesti muusika, Tallinn, 1960; NormetL., TonsonH., Operett mujal ja meil, Tallinn, 1963; T o p м и с Л., Эстонский советский балетный театр (Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. искусствоведения), М., 1963. .Ар. Т,

ЭСТОНСКИЙ ТЕАТР "ВАНЕМУЙНЕ-см. "Ванемуйне".

ЭСТРАДА (искусство эстрады) - вид сценич. иск-ва, соединяющего в одном представлении (концерте) выступления нескольких артистов (чтецов, куплетистов, певцов, музыкантов, фокусников, акробатов, танцоров, конферансье, звукоподражателей и др.). Могут быть также сольные концерты, в к-рых участвует один артист. Из-за краткости каждого выступления (10-15 минут) эстрадное иск-во получило назв. иск-ва малых форм. Сценич. образы артистов Э. не отличаются психологич. сложностью, но они обычно выразительны, ярки, гротескны. истоки эстрадного иск-ва - в представлениях бродячих актеров: в России - скоморохов, во Франции - жонгл„ров, в Германии - шпильманов, в странах Ср. Азии - дорвозов и масхарабозов и др. Их выступления включали сатирич. сценки, пение, танцы, жонглирование, акробатику, дрессировку. В 16- 17 вв. это иск-во получает развитие на нар. гуляниях, ярмарочных площадях, в балаганах. С 18 в. в оперно-балетные и драматич. спектакли включаются дивертисменты, состоящие из отдельных вокальных, муз. и танцевальных номеров (позже в дивертисменты включается чтение и исполнение куплетов). Из хоров, получивших широкое распространение в 18-19 вв., выделяются певцы, танцоры, исполнители комич. дуэтов, куплетисты.

В нач. 18 в. в Англии возникают мюзик-холлы, представления к-рых состояли из коротких пьес, пения, танцев, буффонных интермедий. В 1890 в Лондоне был организован мюзик-холл "Альгамбра", в 1904 - мюзик-холл "Колизей". Эта форма распространяется во многих странах мира. Во Франции в конце 18 и нач. 19 вв. на подмостках ярмарочных т-ров с большим успехом исполняются злободневные сатирич. песенки и куплеты, часто имеющие фольклорную основу. В 1850-х-70-х гг. созда„тся большое число увеселительных заведений, по преимуществу рассчитанных на бурж. посетителей. В них выступали артисты, гл. обр. музыканты и певцы. Рестораны с Э. получили назв. кафе-шантанов (крупнейшие из них - "Эльдорадо", "Алькасар", "Батаклаи"). В своих выступлениях артисты иногда затрагивали социальные проблемы, но чаще ограничивались развлекательными целями, насыщали свои номера эротикой. Для этого вида иск-ва характерно стремление донести до слушателя текст песни, часто переход от пения к своеобразной мелодекламации (к тому, что было названо сИзеиз). Известными стали певцы И. Гильбер, певшая о жизни обездоленных, А. Брюан, выступавший в образе бродяги и этим эпатировавший бурж. публику.

В 80-90-е гг. кафе-концерты распространились в Германии, Дании, Бельгии и др. странах Европы. В Германии гл. внимание было обращено на танцевальное иск-во (чаще всего выступления женских ансамблей) и цирковые номера. Популярность получили эксцентрич. выступления-швейцарский клоун Грок и др.

С 80-х гг. 19 в. во Франции создаются кабаре, в них даются импровизированные представления, в к-рых принимают участие поэты, музыканты, актеры, исполняющие пародии, злободневные песенки, стихи, сатирич. сценки, танц. номера (салонные танцы, модернизированные танцы апашей и др., в к-рых широко используется акробатика). Здесь же появляется конферансье, объявляющий фамилии выступающих и разговаривающий со зрителями. Успех кабаре привлекает к ним бурж. публику. Постепенно выступления артистов теряют свою непосредственность, задор, становятся грубыми, пошлыми (первые коммерч. кабаре открылись в Париже в конце 19 в.). В России первые кабаре были открыты в 1908 Москве - "Летучая мышь и в Петербурге - "Кривое зеркалом. Развитию Э. мешало то, что эстрадные артисты выступали пре-им. в ресторанах, увеселительных садах и т. д., что накладывало свой отпечаток на репертуар, манеру исполнения. Но и в этих трудных условиях выдвигаются талантливые исполнители: чтец И. Ф. Горбунов, куплетисты - Н. Ф. Монахов, П. Ф. Жуков, С. А. Сокольский, Г. В. Молодцов, Ю. В. Убейко и др.; певцы - Варя Панина, А. Д. Вяльцева, Юрий Морфесси, А. И. Рупин и др.; конферансье - Н. Ф. Балиев, Я. Д. Южный, А. Г. Алексеев, К. Э. Гибш-ман и др.; танцоры - Никифоровы, Пешковы, Орлик и др.

В совр. бурж. странах Э. и теперь служит для развлечения гл. обр. бурж. зрителя. Эстрадные представления даются в варьете и мюзик-холлах, где ставятся обозрения (ревю) обычно эротич. характера. Эстрадные артисты выступают также в ресторанах и перед сеансами в кино. Вошедшие в 20 в. в моду джазы (эстрадные оркестры) исполняют преим. танц. музыку и выступающие с ними певцы поют бессодержательные песенки. Большое место в программах уделяется выступлениям ансамблей танцовщиц (г„рлс), демонстрирующих ритмически ч„ткие танц. движения. Но наиболее талантливые и прогрессивные эстрадные артисты стремятся сатирически показать в своих выступлениях бурж. действительность; обращаясь к де-мократич. зрителям, они говорят им о больших человеческих чувствах. Это присуще иск-ву певцов: М. Шевалье, Ж. Бекер, Э. Пиаф, И. Монтану, Ш. Азнавуру, Ж. Беко, Ж. Брель и др. (Франция); П. Робсону, X. Белафонте, Д. Дей, Э. Фицджеральду, П. Сигеру (США); Р. Лоретти (Италия) и др. С джаз-оркестрами, руководимыми Б. Гудменом, Л. Армстронгом, Д. Эллингтоном, на Э. выступают талантливые артисты.

Широкое развитие получила Э. в странах социали-стич. лагеря. Среди эстрадных артистов этих стран известность приобрели: Ж. Паэпоску (Румыния), Р. Ка-раклаич (Югославия), Г. Лоубалова (Чехословакия), Б. Рыльска (Польша), А. Кемпер и В. Ваххольц (ГДР), конферансье и артист театра миниатюр К. Кру-ковский (Польша) и др. В Берлине работает самый большой в Европе театр-варьете "Фридрихштадтпалас-театр", в к-ром выступают лучшие эстрадные и цирковые артисты из всех стран мира. В Бухаресте широко известен Т-р обозрений, в Польше особенно много т-ров миниатюр, обращающихся к злободневным темам. В Чехословакии успех имеют эстрадные т-ры пантомимы. Систематически проводятся междунар. конкурсы эстрадных песен в Югославии (Загреб) и Польше (Сопот).

Советская эстрад а. С первых дней Сов. власти иск-во передовых артистов Э. было обращено к победившему народу. В декрете об объединении театр. дела (1919), подписанном В. И. Лениным, отмечена демократич. сущность эстрадного иск-ва. Наряду с т-рами Э. была подчинена Нар. комиссариату просвещения. Органы Сов. власти стремились очистить эстрадное иск-во от грубости и пошлости бурж. Э. К работе над эстрадным репертуаром были привлечены: В. В. Маяковский, Демьян Бедный, А. М. Арго, В. Е. Ардов, Я. П. Ядов, М. Я. Волжанин; композиторы-И. О. Дунаевский, М. И. Блантер, Д. Я. Покрасс и др. На Э. пришли режиссеры Д. Г. Гутман, Н. М. Фореггер, Б. А. Шахет и др.

Артисты обращаются к актуальным темам, к сатире, к публицистике. Артистич. бригады выезжали на фронты для художеств. обслуживания красноармейцев. В 1919 был создан Театр революц. сатиры (Теревсат), в к-ром работали эстрадные артисты.

Этот т-р давал свои представления в клубах, .на вокзалах для красноармейцев, уезжающих на фронт, на трамвайных платформах. Такие т-ры возникали в др. городах. В годы нэпа снова появилась Э. в ресторанах, но пошлый репертуар и вульгарная манера исполнения встречали суровую критику со стороны общественности и прессы.

Особое внимание обращалось на развитие Э. в рабочих клубах. В 1920-х гг. была создана живая газета "Синяя блуза", к-рая откликнулась на важнейшие события дня. Со злободневными, остро сатирич., публицистич. фельетонами выступали Н. П. Смирнов-Сокольский, Г. И. Афонин, П. Я. Курзнер, Г. Б. Немчинский и др.; сатирпч. куплеты и песенки, направленные против врагов революции, пели Б. С. Борисов, И. С. Набатов и др.; с рассказами М. М. Зощенко, обличающими мещанство, выступал В. Я. Хенкпн; пошлость, сентиментальность в иск-ве высмеивал в своих выступлениях с куклами С. В. Образцов. Выдвинулись конферансье: М. Н. Гар-кави, А. А. Гриль, А. А. Глинский, А. А. Менделе-впч, П. Г. Райский и др. Гражд. лирику в песенном жанре утверждает Л. О. Ут„сов. Рус. песни исполняет Л. А. Русланова, песни народов СССР-И.П.Яунзем, Тамара Ханум и др. В жанре лприч. эстрадной песни выступала Тамара Церетели, затем К. И. Шуль-женко и др. В эстрадном хореографич. иск-ве утверждается высокая пластичность, мастерство, музыкальность: А. А. Редель и М. М. Хрустал„в, Н. Мир-зоянц и Г). Резцов, М. И. Попна и А. И.Каверзин, Т. Д. и А. 3. Деллан, Л. Ивер и А. Нельсон и др. Среди артистов других жанров: жонгл„ры А. Рапитто, акробаты бр. Руденко, вентролог М. М. Донская и др.

В 1926 в Москве и в 1927 в Ленинграде, а потом в Н. Новгороде, Ростове-на-Дону, Баку, Таганроге и др. городах были открыты эстрадные т-ры - мюзик-холлы. Здесь ставились обозрения и эстрадные программы ("Как 14-я дивизия в рай шла" Д. Бедного, 1934, и др.). В спектаклях этих т-ров участвовали артисты С. А. Мартинсон, М. В. Миронова, Б. М. Тенин и др. В 1939 создан Ленингр. т-р миниатюр (худ. рук. и ведущий исполнитель А. И. Райкин). Т-р обращается к общественно значимым темам, использует при„мы острого гротеска. В 1928 организован театрализованный джаз-оркестр, соединяющий музыку, песню, танец, конферанс, эксцентрику (худ. рук. Л. О. Ут„сов). С 1939 проводятся всесоюзные и всероссийские конкурсы эстрадных исполнителей.

В годы Великой Отечеств, войны артисты Э. выступали па фронтах, в госпиталях, на предприятиях. Они исполняли патриотич. репертуар, высмеивали фашистских главарей. Помимо эстрадных бригад, создавались т-ры миниатюр ("Вес„лый десант", худ. рук. В. С. Поляков и др.). За выступления на фронтах орденами и медалями награждены Л. А. Русланова, Л. Б. Миров, М. В. Новицкий и мн. др.

После войны возникли новые эстрадные коллективы: в 1956 - Саратовский т-р миниатюр (худ. рук. Л. Г. Горелик), в 1959 - Моск. т-р миниатюр (худ. рук. В. С. Поляков), в 1960 - Моск. мюзик-холл (худ. рук. А. П. Конников). Здесь ставятся обозрения:

"Когда загорится звезда" (1960), "Москва - Венера, далее везде..." (1961). "Тик-так, тик-так" (1963) Ды-ховичного и Слободского.

Кроме эстрадных оркестров под рук. Л. О. Ут„сова, Э. И. Рознера, О. Л. Луядстрема, Б. Б. Рен-ского, успешно работают оркестры республик: Украинской ("Дншро"), Грузинской ("Рэро"), Армянской, Азербайджанской, Узбекской, Латвийской и др. Созданы вокальные ансамбли: "Дружба" (худ. рук. А. А. Броневицкий), "Юность" и др.

Выдвинулся ряд мастеров речевого п вок. жанра:

Л. Б. Миров, М. В. Новицкий, Ю. Т. Тимошенко,

Е. И. Березин, М. В. Миронова, А. С. Менакер, П. Л. Муравский, А. С. Белов, К. П. Смирнова, А. И. Шуров, Н. Н. Рыкунин, П. В. Рудаков, В. П. Нечаев, Г. Т. Орлов, А. Б. Лившиц, А. С. Левен-бук, Б. С. Брунов, О. А. Милявский, Э. 3. Радов и др. Артисты эти обращаются к важнейшим проблемам современности, используют героич. и сатирич. жанры.

Новые произведения для Э. создали писатели:

В. 3. Масс, М. А. Червинский, В. А. Дыховичный, Ф. А. Липскеров, М. Р. Слободской и др. Песни для Э. создают композиторы Т. Н. Хренников, В. П. Соловь„в-Седой, В. И. Мурадели, А. Н. Цфасман, А. И. Островский, О. Б. Фельцман, А. Н. Пахмутова, Н. В. Богословский и др.

Лучшие эстрадные певцы: К. И. Шульженко, Л. Г. Зыкина, Г. М. Великанова, Э. 3. Горовец, Э. С. Пьеха, И. Д. Кобзон, Э. А. Хиль, М. В. Кри-сталинская и др.- вс„ чаще обращаются к гражд. лирике, воспевают современность.

Развитию эстрадного иск-ва способствовали режиссеры А. П. Конников, А. П. Тутышкин, Д. В. Тун-кель, Е. П. Гершуни, Г. М. Полячек и др.

Высокого мастерства достигло пск-во танца народов СССР, демонстрируемое в эстрадных концертах Ансамблем нар. танца СССР (худ. рук. И. А. Моисеев), ансамблями - "Бер„зка" (худ. рук. Н. С. Надеждп-на), танца Украинской ССР (худ. рук. П. П. Вирский), танца Грузинской ССР (худ. рук. Р. Ш. Рамишвили и И. И. Сухишвили) и др. Развитие получил жанр эстрадного танца, включающий танцевальную эксцентрику, хореографич. акробатику, ритмич. танцы и др. Выдающегося успеха добился М. Эсамбаев, создающий танцевалыю-драматич. миниатюры. Возрождается иск-во пантомимы (Б. Амарантов и др.). В 1963 организован Молод„жный пантомимич. ансамбль (худ. рук. Н. Павловский).

Всю организационно-творч. работу в области Э. осуществляет Мосэстрада (Москва), Ленэстрада (Ленинград) и филармонии в республиках и областях. Гастроли эстрадных артистов по СССР и за рубежом проводит Союзконцерт, по РСФСР - Росконцерт, по Украине - Укр. концерт. Сов. эстрадные артисты с успехом демонстрируют сво„ иск-во во многих странах мира. В 1965 в Москве был провед„н Всесоюзный фестиваль эстрадной песни и танца. В Москве и Киеве имеются студии для подготовки и переподготовки эстрадных номеров. В 1961 Гос. уч-ще циркового иск-ва преобразовано в эстрадно-цирковое. В 1927-30 выходил журн. "Цирк - эстрада", с 1963 выходит журн. "Советская эстрада и цирк".

Лит.: Кузнецов Е. М., Из прошлого русской эстрады, М., 1958; Дмитриев Ю. А., Искусство советской эстрады" [М.], 1962. Ю. Д.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница