Наши партнеры

Лучший поставщик игр Dragonmoney в 2024 году.

Театральная энциклопедия
(страница 503)


РЕПЕРТУАР ТЕАТРА с 1940

(в скобках указаны фамилии постановщиков)

1940. Драмы - "Компромисс" Раудсеппа (А. Сярев), "Гнездо" Бирабо (П. Пинна), "День его возвращения" Налковска (А. Сярев), "Связь" Вильде (А. Сярев), "Васса Железнова" (А. Сярев); "Азбука жизни" Паньоля (А. Сярев), "Укрощение строптивой" (А. Сярев). Оперы - "Кармен" (Э. Уули); "Трубадур" Верди (Э. Уули), "Майская ночь" Римского-Корсакова (Э. Уули), "Дон Карлос" Верди (Э. Уули), "Пиковая дама" (Э. Уули). Балет - "Лебединое озеро" (Р. Ольбрей). Оперетты - "Рокси и е„ чудо-команда" Абрагама (А. Людик), "Дьявольский всадник" Кальмана (А. Людик), "Летучая мышь" Штрауса (А. Людик).

1941. Драмы - "Мать" по Горькому (А. Сярев), "Оборотень" Китцберга (А. Сярев), "Осторожно, окрашено" Фо-шуа (X. Парис), "Пер Гюнт" Ибсена (А. Сярев), "Тартюф" (А. Сярев). Оперы - "Травиата" (А. Винер) и др. О п е-р-е т т ы - "Свадьба в Малиновке" Александрова (А. Людик), "Рыбачка" Ардна (А. Людик), "Вес„лая вдова" Легара (А. Людик).

1944. Драмы - "Этакий мульк, или Сто пудов соли" Койдулы (X. Компус), "Мнимый больной" (X. Лаур);

"До петухов и до зари" Китцберга (А. Сярев), "Азбука жизни" Паньоля (А. Сярев), "Русские люди" (А. Лаутер). Оперы - "Риголетто" (Э. Уули).. "Евгений Онегин" (Э. Уули).

Балет - "Кратт" Тубина (Р. Ольбрей). Оперетта - "Сильва" Кальмана (А. Людик).

194 5. Драмы - "Осторожно, окрашено" Фошуа (А. Ся-рев), "Школа злословия" Шеридана (А. Сярев), "На всякого мудреца довольно простоты" (X. Лаур); "Туман над заливом" Штока (А. Лаутер), "Этакий мульк, или Сто пудов соли" Койдулы (А. Сярев), "Приказ времени" Семпера (Ф. Моор), "Гамлет" (А. Сярев). Оперы- "Мадам Баттерфляй" ("Чио-Чио-сан") (Э. Уули), "Демон" (Э. Уули), "Тоска" (Ю. Роосаар, Э. Уули); "Огни мщения" Э. Ranna (Э. Уули). Бале т-"Бахчисарайский фонтан" (А. Экстон). О n e p e т -гу ы -"Фиалка Монмартра" Кальмана (А. Людик), "Три мушкет„ра" Бенацкого (А. Людик).

1946. Драмы- "Крысы" Раудсеппа (А. Сярев), "Лисички" Хелман (А. Лаутер), "Под каштанами Праги" Симонова (А. Сярев), "Враги" (А. Лаутер); "Тийсеноосен с Тагатипу" Раудсеппа (А. Лаутер), "Жизнь в цитадели" Якобсона (А. Сярев), "За тех, кто в море!" Лаврен„ва (Г. Ту-голесов). Оперы- "Риголетто" (Ю. Роосаар), "Пиковая -дама" (Г. Туголесов); "Пюхаярв" Эрнесакса (Э. Уули), "Паяцы" (Г. Туголесов). Оперетта- "Песня пустыни" Ромберга (Людик).

1947. Драмы - "Шхуна Тагарананских рыбаков" Хин-та (А. Сярев), "Русский вопрос" (А. Лаутер); "Сирано де Бер-жерак" Ростана (А. Сярев), "Ржавчина" Якобсона (А. Лаутер), "Три сестры" (А. Лаутер). Оперы - "Кармен" (Г. Туголесов), "Тихий Дон" (Г. Туголесов), "Богема" (Э. Уули); "Дон Паскуале" Доницетти (Ю. Роосаар). Б а-л g ,р - "Виндзорские проказницы" Оранского (А. Экстон). Оперетта - "Нищий студент" Милл„кера (А. Меринг).

1948. Драмы - "Глубокие корни" Гоу и Д'Юссо (А. Сярев), "Мужество" Березко (А. Лаутер), "Хозяева Тил-лерейну" Раудсеппа (А. Меринг), "Волки и овцы" (А. Сярев); "Джо Келлер и сыновья" Миллера (А. Сярев), "Два лагеря" Якобсона (А. Лаутер), "Лев на площади" Эренбурга (А. Лаутер), "Госпожа министерша" Нушича (Л. Калмет). Оперы- "Иоланта" (Ю. Роосаар), "Севильский цирюльник" (Г. Туголесов); "Огни мщения" Э. Каппа (Э. Уули). Балеты - "Калевипоэг" Э. Каппа (X. Тохвельман), "Итальянское каприччио" Чайковского (А. Койт), "Лебединое озеро" (А. Экстон). Оперетта - "Цыганский барон" Штрауса (сына) (А. Людик).

1949. Драмы- "Отелло" (А. Сярев); "Ветер с юга" Грина (Л. Калмет). Оперы- "Фауст" (Г. Туголесов), "Мадам Баттерфляй" (Э. Уули), "Евгений Онегин" (А. Винер); "Берег бурь" Эрнесакса (Э. Уули), "Русалка" (А.Винер). Балет - "Лауренсия" Крейна (А. Экстон). Оперетты - "Великий скрипач" ("Паганини") Лсгара (Э. Уули), "Уличные певцы" ("Перикола") Оффенбаха (Э. Уули), "Вольный ветер" Дунаевского (Э. Уули), "Беспокойное счастье" Милютина (П. Мяги).

1950. Оперы- "Травиата" (А. Винер), "Проданная невеста" (Ю. Роосаар); "Певец свободы" Э. Каппа (А. Винер), "Морозко" Красева (Э. Уули). Балеты- "Доктор Айболит" Морозова (Б. Фенстер), "Красный мак" (А. Экстон, А. Винер). Оперетты - "Роз-Мари" Фримля (П. Мяги), "Трембита" Милютина (П. Мяги).

1951. Оперы - "Князь Игорь" (А. Винер), "Лакме" (О. Раукас); "Молодая гвардия" Мейтуса (А. Винер). Балеты- "Ромео и Джульетта" (С. Отс), "Эсмеральда" Пуни, Глиэр, Василенко (В. Бурмейстер). Оперетты - "Шумит Средиземное море" Фельцмана (X. Малмстен), "Ночь в Венеции" Штрауса (П. Мяги).

1952. Оперы- "Дон Жуан" (А. Винер), "Борис Годунов" (А. Винер). Балеты - "Юность" Чулаки (Б. Фенстер), "Лола" Василенко (Т. Рамонова), "Шехеразада" Рим-ского-Корсакова (Т. Рамонова), "Щелкунчик" (Т. Рамонова). Оперетта - "Рядом с тобой" Александрова и Матвеева (П. Мяги).

1953. Оперы - "Демон" (А. Винер), "Риголетто" (Ю. Роосаар). Б а л e т - "Калевипоэг" Э. Каппа (И. Урбель, У. Вяльяотс). Оперетты - "Холопка" Стрельникова (П. Мяги), "Кето и Котэ" Долидзе (В. Канделаки), "Летучая мышь" Штрауса (П. Мяги).

1954. Оперы- "Паяцы" (А. Винер), "Руслан и Людмила" (А. Винер), "Запорожец за Дунаем" (А. Винер). Балеты- "Лебединое озеро" (В. Бурмейстер); "Карнавал" Шумана (С. Отс), "Мнимый жених" Чулаки (Б. Фенстер). Оперетта - "Песнь моя, лети с мольбою" Шуберта (П. Мяги).

1955. Оперы - "Рука об руку" Эрнесакса (К. Ирд), "Кармен" (А. Винер). Балеты- "Бахчисарайский фонтан" (И. Вольский); "Тийна" Аустер (Б. Фенстер). О n e p e т -т ы - "Румму Юри" Нормет, Арро (А. Меринг, П. Мяги), "Вес„лая вдова" Легара (П. Мяги).

1956. Оперы - "Никита Вершинин" Кабалевского, "Огни мщения" Э. Каппа (П. Мяги, Э. Уули). Балет - "Золотопряхи" Э. Каппа (В. Пяри). Оперетта - "Продавец птиц" Целлера (П. Мяги).

1957. Оперы- "Тоска" (Л. Немирович-Данченко), "Пиковая дама" (А. Винер); "Боевое крещение" Эрнесакса (К. Ирд), "Сказки Гофмана" Оффенбаха (П. Мяги). Балет - "Раймонда" (В. Пяри). Оперетта - "Баядерка" Кальмана (В. Лутс).

1958. Оперы- "Свадьба Фигаро" (П. Мяги); "Летучий голландец" Вагнера (П. Мяги). Балеты - "На берегу моря" Юзелюнаса (В. Гривицкас), "Дон Кихот" (В. Пяри).

Оперетты - "Где-то на юге" Камени (В. Лутс), "Огни родной гавани" Арро, Нормета (К. Сювалеп).

1959. Оперы- "Дал„кие берега" Реймана (И. Там-мур), "Царская невеста" (П. Мяги);"Манон" Массне (У. Вяльяотс). Балеты - "Жизель" (В. Пяри); "Болеро" Равеля, "Штраусиана", "Шопениана" (В. Бурмейстер). Оперетты - "Оперный бал" Хойбергера (П. Мяги), "Марица" Кальмана (В. Лутс), "Когда Адам отдыхает" Золотоноса (В. Вий-симаа).

1960. О n e ры - "Зимняя сказка" Каппа (Л. Калмет), "Франческа да Римини" Рахманинова (П. Мяги), "Укрощение строптивой" Шебалина (П. Мяги). Балеты - "Ригонда" Гринблата (Н. Тангиева-Бирзниеце), "Вальс" Равеля (В. Бурмейстер), "Северный сон" Аустер (В. Гривицкас). Оперетта - "Сенсация в Лондоне" Кавана (Э. Тоона).

1961. Оперы - "Лембиту" В. Каппа (У. Вяльяотс), "Моцарт и Сальери" Римского-Корсакова (П. Мяги), "Иоланта" (П. Мяги); "Бал-маскарад" Верди (П. Мяги). Б а л с-т ы-"Калевипоэг" Э. Каппа (В. Бурмейстер, С. Отс), "Каменный цветок" Прокофьева (Ю. Григорович, Н. Уланова). Оперетты"Стелла Поларис" Нормета (Э. Тоона), "Белая акация" Дунаевского (В. Лутс).

1962. Оперы - "Украденное счастье" Мейтуса (У. Вяльяотс), "Демон" (А. Винер, У. Вяльяотс), "Богема" (П. Мяги), "Травиата" (А. Винер, У. Вяльяотс). Балет ы- "Тропою грома" Караева (В. Пяри), "Спящая красавица" (В. Пяри). Оперетты - "Удивительные приключения мухумцев" А. Ойта и Ю. Смуул (С. Ныммик), "Ромео, мой сосед" Хаджиева (У. Вяльяотс).

1963. Оперы - "Бравый солдат Швейк" Спадавеккиа (У. Вяльяотс), "Отелло" Верди (П. Мяги), "Кармен" (У. Вяльяотс); "Девушка с Запада" Пуччини (П. Мяги), "Мадам Баттерфляй" ("Чио-Чио-сан") (У. Вяльяотс). Балеты - "Доктор Айболит" Морозова (восстановленный спектакль Б. Фенстера), "Улица" Юрисалу, "Мальчик и бабочка" Тамберга, "Универмаг" Коха (У. Вяльяотс), "Симфонические танцы" по Рахманинову (И. Генералова), "История солдата" Стравинского (Э. Суве), "Балет-симфония" Тамберга (М. Мурдмаа). Оперетты - "Божественная комедия" Штока (С. Ныммик), "Песня пустыни" Ромберга (Г. Отс), "Моя прекрасная леди" Лоу (В. Пансо).

1964. Оперы- "Мазепа" (У. Вяльяотс), "Волшебная флейта" (П. Мяги), "Аида" (П. Мяги); "Испанский час" Равеля (У. Вяльяотс). Балеты - "Берег надежды" Петрова (В. Пяри), "Любовь-волшебница" де Фальи (М. Мурдмаа). Оперетт ы-"Принцесса цирка" Кальмана (Г. Отс), "Вест-сайдская история" Бернстайна (В. Руммо, X. Тохвельман).

1965. Оперы - "Железный дом" Тамберга (У. Вяльяотс), "Тоска" (У. Вяльяотс). Балет ы-"Ромео и Джульетта" (Л. Лавровский), "Щелкунчик" (Э. Суве), "Золушка" Прокофьева (М. Мурдмаа). О n e p e т ты-"Письмо до востребования" Раудмяэ (С. Ныммик), "Венская кровь" Штрауса (П. Мяги).

Лит.: Karner J., "Estonia" teatri arenemislugu, "Lf-hed tuulde", Tallinn, 1958; "Estonia" teater. 1906-1931, Tallinn, 1931; Государственный академический театр оперы и балета "Эстония" 1906-1956, Таллин, 1956. Леа Т.

ЭСТОНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Возникновение эст. драматургии совпадает с рождением эст. т-ра. Оно было связано с нац.-освободительным движением 2-й пол. 19 в., направленным против господства прибалтийских баронов в Эстонии. Создательница эст. нац. т-ра Л. Койдула была первым эст. драматургом. Е„ пьесы "Двоюродный братец из Сааремаа" (1870), "Сваты-бер„зки, или Марет и Мийна" (1870) и "Этакий мульк, или Сто пудов соли" (1871) определяли демократия. направленность в развитии эст. сценич. иск-ва, утверждали просветительские тенденции. Тесно связана с идеями нац.-освободительного движения пьеса К. Р. Якобсона "Артур и Анна, или Люди нового времени", первоначально написанная на нем. яз. (1861), в 1867 перевед„нная на эст. яз. На эст. сцене пьеса эта, имевшая острую антифеод, направленность, была пост. только в 1873. Хотя пост. этой пьесы наталкивались на запреты цензуры, она стала одной из наиболее популярных пьес 19 в. Известным драматургом 19 в. был И. Кундер. В его пьесах "Разумный мульк и мудрый тартусец" (1874), "Сумасшествие Муру Мику" (1874), "Кингуский Лаос" (1887) и особенно в его лучшей пьесе "Служивый" (1885) отражены общественные противоречия в эст. деревне 19 в., выведены яркие нар. образы.

Развитие эст. лит-ры и сценич. иск-ва на рубеже 20 в., углубление критич. реализма определили дальнейшее развитие драматургии. К этому времени относится творчество А. Китцберга и Э. Вилъде. Ещ„ до основания проф. эст. т-ра (1906) Китцберг писал комедии, предназначенные для деревенской сцены: "Пун, га-Мярт и Уба-Каарель" (1894), "Завещание Пеете-ра Пила" (1897), "Портной Ыхк и его счастливый жребий" (1903). Лучшие драматич. произв. Китцберга способствовали становлению нац. эст. т-ра. В сво„м творчестве, тесно связанном с жизнью народа, Кит-цберг развивает принципы критич. реализма. Драма "Оборотень" (1911), посв. трагич. судьбе вольнолюбивой крепостной девушки, исполнена страстного протеста против угнетения народа. В драме "Бог мошны" (1912) Китцберг показывает страшную власть денег. К этому же периоду относятся пьесы: "В вихре ветров" (1906), о личной драме батрака на фоне революц. событий 1905 и комедия из деревенской жизни "На хуторе Пюве" (1910). В своих последних пьесах Китцберг отражает уродливые явления, сопутствовавшие формированию эст. буржуазии, углублению противоречий между городом и деревней (драма "Красный петух", 1920, комедия "Проклятый хутор", 1923). Большинство пьес Китцберга пост. впервые в т-ре "Ванемуйне". Пьесы Э. Вильде глубоко отражают обществ, противоречия. Большую популярность получила комедия "Домовой" (1914),отличающаяся яркими образами, мастерским диалогом. Пьеса остро высмеивает карьеристов, показывает зависимость бурж. лит-ры от капиталистов. В драме "Неуловимое чудо" (1913) автор трактует проблему взаимоотношений художника и бурж. общества, раскрывает зависимость человеческих отношений от противоречий капиталистич. строя. Этой же теме посв. драма "Связи" (1917). К нач. 20 в. также относятся пьесы популярного эст. прозаика О. Лутса: "Паунвере" (1913), одноактные комедии "Кочан капусты" (1913), "Дельцы" (1913), отличающиеся народностью, юмором, пристальным вниманием к жизни эст. деревни, обличающие мещанское самодовольство. Репертуарным автором был также К. Рутоф (1879-1940), написавший пьесы "Против течения" (1905), "Камень" (1914).

В бурж. период первостепенное значение для развития эст. т-ра имели пропев, классика эст. лит-ры А. X. Таммсааре. Ему принадлежат пьесы "Юдифь" (1921) - социально-философская драма, написанная на сюжет библейской легенды и направленная против псевдогеройства, и "Королю холодно" (1936)-остроумная политич. сатира на скатившуюся к фашизму бурж. Эстонию. Большое значение в развитии эст. т-ра 30-х гг. имели инсценировки романов Таммсааре: "Правда и справедливость (право)", "Хозяин Кырбоя", "Жизнь и любовь", "Новый сатана из Пыргупыхья". В них проявились реализм и гуманистич. сила творчества писателя. На сценах т-ров ставились также инсценировки романов и рассказов Э. Вильде ("Война в Махтра", 1933, "Молочник из Мяэкюла", 1934) и О. Лутса ("На задворках", 1934, "Тихий уголок", 1935, "Весна", 1937, "Лето", 1937, "Свадьба Тоотса", 1938). Ценный вклад в драматургию внесли пьесы писателей М. Метсанурка, Я. Кярнера (1891- 1958), А. Антсона (1899-1945) и др., имевшие общественно-критич. и демократич. направленность. Революц. идеи нашли отражение в пьесе Э. Таммлаана "Железный дом" (1938), призывавшей к борьбе против капиталистов. Пьеса утверждает, что разрешение социальных конфликтов может произойти лишь пут„м бескомпромиссной борьбы рабочего класса за свои права.

Большое место в репертуаре бурж. т-ра занимали пьесы драматурга X. Раудсеппа. Его комедии отличаются искрящимся юмором, остроумным диалогом и яркостью характеров. Наиболее популярная пьеса Раудсеппа - комедия "Микумярди" (1929), в к-рой авто p высмеивает бурж. партии, их погоню за властью. Бурж. политиканов разоблачают и др. комедии Раудсеппа, но они не достигают политич. остроты пьесы "Микумярди".

С восстановлением Сов. власти в 1940 открылась новая глава Э. д. Пьесы М. Рауда ("Меч в воротах", 1941, "Закалка", 1945) и И. Семпера ("Приказ времени", 1945) были первыми попытками создания эст. сов. драматургии. Развитие Э. д. продолжается во 2-й пол. 40-х гг. Наиболее значит, явление Э. д. этого периода - творчество А. Якобсона. Борьба против бурж. идеологии, разоблачение классового врага - основные темы пьес Якобсона. Его лучшие сценические произведения: "Жизнь в цитадели" (194u) и "Борьба без линии фронта" (1947). В первой пьесе автор наносит удар по аполитичности, во второй разоблачает националистический миф о единстве эст. народа, распространявшийся в бурж. Эстонии. Обе пьесы ставились во многих эст. т-рах. Против бурж. общества, его идеологии и бурж. пережитков были направлены и др. пьесы Якобсона:

"Два лагеря" (1948), "Шакалы" (1951), "Ангел-хранитель из Небраски" (1953) и "Утраченный рай" (1954). Вопрос о столкновении разл. мировоззрений ставили также писатели А. Хинт ("Шхуна Тагарананских рыбаков", 1947, "Куда идешь, товарищ директор?", 1949), И. Семпер ("Перелом", 1949) и др. В жанре историч. драматургии выступал Ю. Сютисте, написавший пьесу "Псы-рыцари" (1946) на сюжет борьбы древних эстов против нем. псов-рыцарей. Пост. пьесы получила современное звучание, т. к. в ней была проведена аналогия с только что закончившейся борьбой с фашизмом.

В сер. 50-х гг. в Э. д. появляется новая тема - ценность человека, преодоление внутр. конфликтов, определение своего места в совр. жизни. В пьесах Э. Раннета, Ю. Смуула (см. Дополнения), А. Лийвеса созданы образы современников, углубл„нно анализируются их переживания. Пьесы Э. Раннета "Совесть" (1956) и "Блудный сын" (1958) отличаются остротой конфликта. Столкновение противоречивых чувств и мыслей прида„т образам пьесы "Совесть" глубину, динамрку. Внутр. противоречия преодолевают и герои пьесы "Блудный сын", пост. мн. т-рами СССР. Пьесы Ю. Смуула "Атлантический океан" (1956) и "Леа" (1960) показывают людей в необычных положениях, сложность их взаимоотношений. В пьесах Смуула много сердечной любви к простому человеку, труженику. Его пьеса "Кихнуский Йынь" ("Дикий капитан", 1964) утверждает необходимость веры в людей. А. Лийвес в своих пьесах "Новогодняя ночь" (1958) и "По эту сторону горизонта" (1961) ставит вопрос, каким должен быть человек будущего коммунистического общества.

Э. д.. получает широкое развитие в сер. 50-х гг. Появляется много новых авторов. К драматургии обращаются писатели У. Лахт, Р. Парве, Э. Крустен, А. Каалеп и др. Снова начинают работать в области драматургии И. Семпер и М. Рауд. Расширяются и жанровые границы драматургии, появляются комедии и сатирич. пьесы. Среди них- "Атлантическая сел„дка" У. Лахта (1959), "Лабиринт благодати" Р. Парве (1959), "Гуси" Э. Раннета (1963), "Венская почтовая марка" А. Лийвеса (1963), "Вдова полковника" Ю. Смуула (1965). Из пьес для молод„жи выделяется "Ропс" Б. Кабура (1964).

Лит.: I z m es t j e v P., Eesti draamakirjandus sojajargsel ajal, в сб.: 15 aastat eesti noukogude kirjandust, Tallinn, 1955.; Ird K., Dramaturgiast ja moningatest tema "igavestest seadustest", в кн.: Kirjanduse radadelt, Tallinn, 1962;

Kask K., Dramaturgiast teatrikulastaja pilguga, там же, Tallinn, 1962; Nirk E., Eesti naitekirjanduse algus, в сб.: "Eesti noukogude. Teater". .Almanahh 3, Tallinn, 1957. K. Каск.

ЭСТОНСКИЙ ПЯРНУСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ Л. КОЙ ДУДЫ-эст. драм. т-р. Создан в 1878 на основе труппы певческого и театр. об-ва "Эндла". Спектакли давались регулярно, особенно активно работала труппа в нач. 20 в. В 1911 здесь был осн. третий эст. проф. т-р, первым спектаклем к-рого был "Оборотень" Китц-берга. В связи с нач. 1-й мировой войны деятельность т-ра временно прекращается и возобновляется лишь в 20-х гг. Наряду с драматич. спектаклями т-р начинает ставить и оперетты. В деятельности т-ра большое значение имели режиссеры А. Теэтсов и Э. Леммисте. В т-ре работали режиссеры таллинского т-ра "Эстония" К. Юнгхольц и А. Лаутер.

Новый этап в жизни т-ра начинается после восстановления Сов. власти в Эстонии в 1940. Большим событием стала пост. пьесы "Любовь Яровая" (пост. Леммисте). В 1944-48 т-р работал под руководством Э. Тюрка. Значит, успехи были достигнуты в годы, когда т-ром руководили режиссеры И. Таммур (1948- 1952) и К. Ирд (1952-55). Были пост. спектакли:

"Борьба без линии фронта" Якобсона (1948, реж. Л. Калмет), "Укрощение строптивой" (1949, реж. И. Таммур); "Пунга-Мярт и Уба-Каарель" Китцберга (1954, реж. К. Ирд), "Болотные черти" Т ал веста (1954, реж. П. Мяэотс).

В 1953 т-р был переименован в Пярнускпй драм. т-р им. Л. Койдулы. Среди спектаклей: "Бронепоезд 14-69" (1957); "Атлантическая сел„дка" Лахта (1959), "Почему улыбались зв„зды" Корнейчука (1958), "Вдова Капет" Фейхтвангера (1959), "Дамоклов меч" Хик-мета (1961), "Палата" Ал„шина (1962). режиссерами работали: Тоона, Харавее, М. Мерпнг.

В составе труппы (1967): засл. арт. Эст. ССР А. Сик-кель. актеры - Э. Алакюла, У. Лойт, О. Унгвере, Л. Тармо, X. Варемидр.; гл. режиссер - Э. Тоона, режиссер - А. Отс. К. Каск.

ЭСТОНСКИЙ (ТАЛЛИНСКИЙ) РАБОЧИЙ ТЕАТР- эст. драм. т-р. Создан в Таллине в 1926. Вначале спектакли давали выпускники "Драмастудио"; по инициативе рук. т-ра П. Пыльдрооса созда„тся постоянная труппа. Организуется учебная группа под рук. X. Глезера. Коллектив давал концерты со смешанной программой, в к-рую входили и короткие пьесы. В программу включались также выступления ораторов на темы рабочего движения и пролетарской культуры. (Подобные т-ры возникали в Пярну, Тарту, Нарве). В 30-е гг. т-р вырос в проф. коллектив, пользовавшийся популярностью у демократнч. зрителя.

В течение всей своей деятельности т-р находился в оппозиции к бурж. идеологии. Ставил социальные драмы и нар. муз. пьесы. Среди лучших спектаклей:

"Домовой" Вильде (1926, реж. Р. Энгельберг, 1930, А. Сярев), "Корни сорняков" Метсанурка (1933, П. Пыльд-роос), "Молочник из Мяэкюла" Вильде (1934, А. Сярев), "Война в Махтра" Вильде (1936, Пыльдроос), "Цветущее море" Мялька (1936, Сярев), "Топор и месяц" Рауда (1936, Пыльдроос), "Железный дом" Таммла-ана (1938, Пыльдроос), "Новый сатана из Пыргупыхья" Таммсааре (1939, Сярев). В репертуаре Э. (Т.) Р. т. была широко представлена сов. драматургия: "На дне" (1931, Глезер), "Егор Булычев и другие" (1933, Пыльдроос), "Платон Кречет" (1936, Сярев; 1940, Э. Тоона), "Аристократы" Погодина (1937), "Таня" Арбузова (1940), "Разлом" (1940), а также "Отелло" (1936); "Юнона и Павлин" 0'Кейси (1940), "Бравый солдат Швейк" по Гашеку (1930). Т-р ставил муз. пьесы: "Сватовство" Китцберга (1932, 1936), "Сплавщики леса" Паккала (1939), "Тр„хгрошовая опера" Брехта (1937) - все пост. осуществлял П. Пыльдроос в сотрудничестве с X. Тохвельман и Л. Сауль.

В т-ре работали актеры: А. Рандвийр, Р. Бауман, А. Теэтсов, А. Тамм, К. Вяльбе,Л. Рэммер, Я.Тынопа, Л. Рейал, О. Пылла, А. Лепп, О. Варе; режиссеры - П. Пыльдроос, А. Сярев, дириж„р - Л. Сауль, балетмейстер - X. Тохвельман, художник - X. Тамм.

С 1936 т-р издавал журн. "Рабочий театр". В годы немецкой оккупации ыаз. "Малый т-р". В 1944 здание было разрушено и деятельность т-ра не возобновилась. * Леа Т.

ЭСТОНСКИЙ РАКВЕРЕСКИЙ ТЕАТР - эст. драм. т-р. Осн. в Раквере в 1940. В 1954-61 гл. реж. т-ра был К. Сювалеп. Среди спектаклей: "В суровый край" Вильде (1955), "Мать" К. Чапека (1956), "Такая любовь" Когоута (1958). В 60-х гг. труппа пополнилась молодыми актерами. Была пост. пьеса Б. Брехта "Добрый человек из Сезуана" (1965).

В т-ре работают (1967): засл. арт. Эст. ССР А. Тойгер и Я. Саммул, актеры - М. Воог, Э. Грюн-фельд, У. Халла, Ф. Турбан, А. Юкскюла, 3. Юк-скюла, А. Вийльма, Э. Новекидр. Гл. реж. т-ра- М. Мерпнг. К. Каск.

ЭСТОНСКИЙ ТАЛЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ,АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ ИМЕНИ В. КИНГИСЕППА - крупнейший драм. т-р Эст. ССР. Осн. 26 авг. 1916. В состав т-ра вошли актеры, работавшие ранее в т-ре "Ванемуйне". Новый т-р получил наименование "Драматический". В числе основателей т-ра были А. Теэтсов, А. Маркус, К. Трийпус, А. Сунне, Э. Тюрк, О. Теэтсов и др. Осенью 1917 основная часть труппы вошла в только что созданный Т-р таллинских рабочих, рук. к-рого были большевики Ю. Росфельдт и А. Умберг. Драматпч. т-р возобновил свою работу весной 1918 после закрытия оккупационными нем. властями Т-ра таллинских рабочих. Здесь работали режиссеры Э. Тюрк, А. Сунне, А. Теэтсов, П. Ппнна, П. Сепп, О. Петерсон и др. Т-р ставил произв. реалистич. драматургии, но на его деятельности сказывались и импрессионистские символистские влияния. В начале 20-х гг. театр часто обращался к героической трагедии: "Царь Эдип" Софокла (1922), "Орлеанская дева" Шиллера (1923), "Овечий источник" (1923) и др. Из актеров выделялась Л. Рейман, игравшая Жанну Д'Арк, Марию Стюарт, Лауренсию, леди Макбет.

По инициативе т-ра в нач. 20-х гг. организовывались представления под открытым небом (реж. П. Сепп) и детские спектакли (реж. А. Сунне). В 1924 Драматич. т-р был закрыт бурж. правительством. В 1925 труппа объединилась с т-ром "Ванемуйне" в Тарту. В 1920 режиссер Драматич. т-ра П. Сепп организовал драматпч. студию ("Драмастудио"), первый выпуск к-рой (1924) стал основой нового т-ра, получившего наименование т-р "Драмастудио". Коллектив пополнялся выпускниками студии. В труппу входили:

И. Кальола, А. Суурорг, Р. Энгельберг, Ф. Моор, А. Хыймре, В. Алев, Э. Тпнн, Р. Опсола, X. Ласнер, С. Рээк, А. Тальви, О. Эскола и др. К ним присоединились актеры б. Драматич. т-ра: А. Сунне, М. М„льдре, Р. Тармо. Э. Тюрк и др. режиссерами были Л. Калмет (гл. режиссер т-ра в 1927 - 1941), К. Алуоя, Р. Тармо, А. Сунне. Т-р "Драмастудио" обслуживал сел. зрителей. Большое место в репертуаре занимали произв. эст. авторов (А. Таммсааре и др.), а также пьесы Р. Роллана, К. Чапека и др. Спектакли "Драмастудио" отличались глубиной психологич. анализа, исполнительским ансамблем, но в них проявлялись и черты бытописательства, склонность к жанровым характеристикам. Среди лучших спектаклей: "Учитель Бубус" Файко (1927), "Микумярди" Раудсеппа (1929), "Варгамяе" (1932) и "Жизнь и любовь" Таммсааре (1934), "Семеро братьев" Киви (1934), "Привидения" (1935). В 1937 т-р "Драмастудио" был переименован в Эст. драм. т-р. На его сцене были пост. спектакли: "Весна" (1937) и "Лето" (1937) Лутса, "Хозяин Кырбоя" Таммсааре (1937), "Песня об огненно-красном цветке" Линнанкоски (1938), "Белая болезнь" Чапека (1938), "Юдифь" Таммсааре (1939), "Табачная дорога" Колдуэлла (1939).

Восстановление в Эстонии Сов. власти (1940) расширило творч. возможности т-ра. Лучшие спектакли сезона 1940-41 - "На дне"; "Оборотень" Китцберга.

В годы фашистской оккупации т-р ставил преим. классич. спектакли.

В послевоен. годы т-р пост. спектакли, затрагивавшие крупные обществ, конфликты: "Псы-рыцари" Сютисте (1946), "Нашествие" (1945); "Борьба без линии фронта" Якобсона (1947), "Дни и ночи" Симонова (1947), "Кремл„вские куранты" (1947), "Человек с ружь„м" (1949). Большинство спектаклей пост. П. Пыльдроосом (в 1944-49 - директор и художественный рук.), к-рый создал в пьесах Н. Погодина образ Ленина.

В 1948 в труппу Драм. т-ра вошли актеры ТЮЗа, и кбллектив получил наименование "Новый т-р". В 1949 т-р "Эстония" был реорганизован в Театр оперы и балета, а драм. труппа т-ра "Эстония" во главе с актерами К. Кармом, А. Эскола, А. Тальви, X. Лау-ром, М. Лутсом, Р. Тармо и др. соединена с коллективом Нового т-ра, к-рый снова был назван Драм. т-ром. В 1952 т-ру было присвоено имя В. Кингисеппа, а в 1957 году - звание академич. т-ра. В начале 50-х гг. в труппу вошли молодые актеры, окончившие Эст. театр. ин-т и Эст. студию ГИТИСа.

Лучшие пост. т-ра отличаются целостностью, ан-самблевостью, психологич. глубиной, лаконичностью и выразительностью актерского исполнения. Ряду спектаклей присущи монументальность, героико-ро-мантич. направленность.

Среди спектаклей 50-х гг.: "Любовь Яровая" (Любовь - Тальви, Яровой - А. Эскола, Швандя - Там-мур), "Гибель эскадры"; "Антоний и Клеопатра" Шекспира (Клеопатра - Тальви, Антоний - Карм, Цезарь - А. Эскола), "Маскарад" (Арбенин - Карм, Нина - Лийгер); "Совесть" Раннета (Кустас Локк - Карм), "Оптимистическая трагедия" (Комиссар - Тальви, Алексей - Нууде) - все пост. И. Тамму-ром, "Господин Пунтила, и его слуга Матти" Брехта (реж. В. Пансо; Пунтила - Суурорг и Лаур, Матти - Нууде, Эва - Руммо), "Блудный сын" Раннета (Лээна Туйск - Вяльбе, Март Туйск - Карм), "Дон Карлос" (реж. Калмет; Карлос - А. Эскола, Поза - О. Эскола, Филипп - Карм).

Большое место в репертуаре т-ра занимает совр. драматургия. Пьесы А. Якобсона, И. Смуула, Э. Раннета, А. Лийвесаидр. эст. драматургов часто впервые ставятся в Т-ре им. Кингисеппа. Т-р обращается и к эст. классике, особенно к произв. А. Таммсааре (инсценировки романов "Правда и право", "Новый сатана из Пыргупыхья" и др.). Т-р участвовал в декаде эст. лит-ры и искусства в Москве (1956), гастролировал -в Москве, Ленинграде, Риге, Вильнюсе и Финляндии.

Крупнейшие спектакли 60-х гг.: "По эту сторону горизонта" Лийвеса, "Пер Гюнт" Ибсена (реж. И. Таммур; Пер Гюнт - А. Эскола и Арен, Озе - Рээк, Линдау, Сольвейг-Руммо), "Человек и бог" Таммсааре (реж. Пансо; Маурус-Эскола, Войтинский-Ярвет), "Мамаша Кураж и е„ дети" Брехта (реж. Таммур;

Кураж - Тальви и Линдау, Катрин - Эвер), "Венская почтовая марка" Лийвеса, "Кихнуский Иыннь" ("Дикий капитан") Смуула (1964, реж. Пансо;

Иыннь - Карм), "Ропс" Кабура (1964, реж. Друй;

Ропс - Рээк, Юри - Отсус).

В труппу т-ра входят (1967): нар. арт. СССР - А. Тальви, К. Карм; нар. арт. Эст. ССР - X. Лаур, А. Ребане, В. Ратасепп, В. Отсус; засл. арт. Эст. ССР - Э. Тинн, О. Тинн, К. Вяльбе, С. Рээк, И. Эвер, Р. Арен, Л. Тубин, В. Алев, Р. Нууде; гл. реж. т-ра (с 1952) - нар. арт. Эст. ССР И. Таммур, режиссеры-заел, арт. Эст. ССР А. Сярев, Л. Калмет;

Г. Кильгас, Б. Друй.

РЕПЕРТУАР ТЕАТРА с 1940

(в скобках указаны фамилии постановщиков)

1940. "Воды Ганитоге" Т„рнера (Р. Тармо), "Юнона и Павлин" 0'Кейси (Р. Тармо).

1941. "На дне" (Л. Калмет); "Евгения Гранде" Бальзака (А. Меринг), "Оборотень" Китцберга (Л. Калмет).

1945. "Нашествие" (Пыльдроос); "Медведь", "Сватовство" и "Юбилей" Чехова (А. Меринг), "Мирандолина" ("Хозяйка гостиницы") (Л. Калмет); "Дуэнья" Шеридана (П. Пыльдроос), "Новый сатана из Пыргупыхья" Таммсааре (П. Пыльдроос), "Семья Ферелли теряет покой" Хелман (А. Меринг), "Закалка" Рауда (П. Пыльдроос), "Король Лир" (Л. Калмет).

1946. "Инспектор приш„л" Пристли (А. Меринг), "Обыкновенный человек" Леонова (П. Пыльдроос), "Паунвере" Лутса (А. Меринг), "Псы-рыцари" Сютисте (Л. Калмет), "Самодуры" Гольдони (К. Алуоя).

1947. "Беспокойная старость" Рахманова (К. Алуоя), "Борьба без линии фронта" Якобсона (Л. Калмет), "Глубокая разведка" Крона (П. Пыльдроос), "Дни и ночи" Симонова (П. Пыльдроос), "Кремл„вские куранты" (П. Пыльдроос);

"Остров мира" Петрова (К. Алуоя), спектакль под открытым небом "Лембиту" Сютисте (Л. Калмет.)

1948. "Судьба Реджинальда Девиса" Кожевникова и Прута (Л. Калмет), "В одном городе" Софронова (А. Ребане), "Жизнь рассудит" Мариенгофа (Э. Тинн), "Горе от ума" (А. Ребане); "День отдыха" Катаева (Э. Тинн), "Старые друзья" Малюгина (И. Таммур), "Дом по улице Кару" Сеппа (П. Пыльдроос), "Домовой" Вильде (П. Пыльдроос).

1949. "Человек с ружь„м" (П. Пыльдроос); "Господин зел„ного мыса" Вольтера (Э. Тинн), "Куда ид„шь, товарищ директор?" Хинта (А. Сярев), "В степях Украины" Корнейчука (А. Лаутер), "Перелом" Семпера (П. Пыльдроос), "Кто виноват?" Мдивани (А. Лаутер), "Ревизор" (А. Лаутер); "Заговор обреч„нных" Вирты (А. Сярев), "Свадьба Кречинского" Сухово-Кобылина (Л. Калмет), "Московский характер" Софронова (А. Лаутер); спектакль под открытым небом "Гамлет" (А. Сярев).

1950. "Васса Желсзнова" (В. Ратассепп); "Чужая тень" Симонова (Э. Тоона), "Лес" (Р. Тармо); "Сын рыбака" Лациса (А. Сярев), "Строители" Якобсона (Лаутер), "Банкрот" Таммсааре (А. Сярев), "Далеко от родины" Митса (А. Ребане), спектакль под открытым небом "Путь борьбы" Руммо (А. Сярев).

1951. "На грани дня и ночи" Якобсона (А. Ребане), "Песня о любви" Мусрепова (А. Сярев), "Учитель танцев" Лопе де Вега (А. Сярев), "Дядя Ваня" (А. Винер); "Калиновая роща" Корнейчука (Э. Тинна), "Варгамяе" Таммсааре (А. Сярев), "Берег ветров" Хинта (А. Сярев), "Шакалы" Якобсона (А. Ребане).

1952. "Недоросль" (А. Ребане); "Как вам это понравится" Шекспира (П. Пыльдроос), "Женихи" Токаева (А. Сярев), "Сын рыбака" Лациса (А. Сярев), "Любовь Яровая" (И. Таммур); "Девицы-красавицы" Симукова (К. Сювалеп).

1953. "Дети солнца" (А. Сярев); "Новый сатана из Пыргупыхья" Таммсааре (П. Пыльдроос), "Шакалы" Якобсона (И. Таммур), "Женитьба Бальзаминова" Островского (К. Сювалеп), "Ловкая служанка" Гольдони (А. Сярев), "Стрекоза" Бараташвили (А. Сярев), "Варвары" (И. Судаков, И. Раевский), "Парень из нашего города" (О. Абдулов); "Два капитана" Каверина (А. Андерс), "Ангел-хранитель из Небраски" Якобсона (И. Таммур), "Свадьба Фигаро" Бомарше (Абдулов, Докутович), "Гибель эскадры" (И. Таммур); "Борьба без линии фронта" Якобсона (М. Чистяков), "Анкета" Гросса (А. Сярев).

1954. "Маскарад" (И. Таммур), "Весна" Лутса (В. Пансо, К. Кийск), "Не называя фамилий" Минко (А. Сярев), "Извините, пожалуйста!" и "Камни в печени" Мака„нка (К. Кийск), "Потерянное письмо" Караджале (Ю. Ярвет), "Оборотень" Китцберга (А. Сярев), "Утраченный рай" Якобсона (И. Таммур), "Война в Махтра" Вильде (И. Таммур).

1955. "Старый дуб" Якобсона (А. Сярев), "На задворках" Лутса (А. Сярев), "Антоний и Клеопатра" Шекспира (И. Таммур), "Домик на окраине" Арбузова (К. Кийск), "Королю холодно" Таммсааре (В. Пансо), "Вес„лый гость" Мухтарова (А. Сярев), "Король Кауготомы" Хинта (А. Сярев), "Живой труп" (И. Таммур); "В добрый час!" Розова (В. Руммо).

1956. "Бог мошны" Китцберга (И. Таммур, Л. Калмет), "Семеро братьев" Киви (В. Пансо), "Ореховая гора" Кахаса (В. Пансо), "Совесть" Раннета (И. Таммур), "Атлантический океан" Смуула (В. Пансо).

1957. "Шестой этаж" Жери (Л. Калмет), "Дом, где разбиваются сердца" Шоу (В. Пансо), "Три мушкет„ра" по Дюма (Б. Друй), "Не сотвори себе кумира" Файко (Л. Калмет), "Баня" Маяковского (И. Таммур), "Оптимистическая трагедия"; "Филумена Мартурано" Де Филиппе (В. Пансо), "Безымянная звезда" Себастьяна (П. Раудкиви).

1958. "Варгамяе" Таммсааре (А. Сярев), "Блудный сын" Раннета (И. Таммур), "Дон Карлос" Шиллера (Л. Калмет), "Господин Пунтила и его слуга Матти" Брехта (В. Пансо), "В поисках радости" Розова (А. Крууземент), "Егор Булычев и другие" М. Горького (Л. Калмет).

1959. "Синяя ракета" Лийвеса (И. Таммур), "Отцы и дети Варгамяе" Таммсааре (А. Сярев), "Человек с клячей" Чиприана (Л. Калмет), "Карточный домик" Стукалова (А. Сярев), "Тайфун" Цао Юя (А. Сярев).

1960. "Юдифь" Таммсааре (И. Таммур), "Портрет неизвестной женщины" Лийвеса (А. Крууземент), "Сапожники Нумми" Кив" (А. Сярев), "Браконьеры" Раннета (И. Таммур), "Неравный бой" Розова (В. Друй), "Третья патетическая" Погодина (И. Таммур), "Лето" Лутса (А. Сярев), "Плоды просвещения" (Л. Калмет).

1961. "Двое упрямцев" Хикмета (М. Меринг), "Свадьба Тоотса" Лутса (А. Сярев), "Соловей пел на заре" Кильгаса (И. Таммур), "Третье желание" Блажека (Г. Кильгас), "Сын" Арбузова (Б. Друй), "По эту сторону горизонта" Лийвеса (Г. Кильгас), "Дама-невидимка" Кальдерона (И. Таммур), "Летняя ночь наяву" Рауда (А. Сярев), "Роза и крест" Г. Кильгаса (X. Калмет).

1962. "Пер Гюнт" Ибсена (И. Таммур), "Слепой мужчина" Альта (Б. Друй), "Три толстяка" Олеши (Э. Абель), "Человек и бог" Таммсааре (В. Пансо), "Мамаша Кураж и е„ дети" Брехта (И. Таммур), "О ч„м умолчал пророк" Лийвеса (И. Таммур).

1963. "Клоп" (М. Меринг), "Двое на качелях" Гибсона (Л. Калмет), "На задворках" Лутса (А. Сярев), "Хозяева ключей" Кундсра (М. Меринг), "Гуси" Раннета (Я. Таммур), "Чужой" Альта (Б. Друй), "Авария" Панта (И. Таммур), "Венская почтовая марка" Лийвеса (Г. Кильгас).

1964. "Банкрот" Таммсааре (А. Сярев), "Совесть" Павлова (И. Таммур), "Ропс" Кабура (Б. Друй;, "В день свадьбы" Розова (О. Тинн, А. Сярев), 'Кихнуский Йынь" Смуула (В. Пансо), "Лестница" Лийвеса.

1965. "Змея и чаша" Раннета (И. Таммур), "Неуловимое чудо" Вильде (В. Пансо), "Тартюф" (А. Сярев); "Бригантина" Коростыл„ва (Б. Друй). "Кроваво-красная роза" Раннета (И. Таммур), "Ропс помогает всем" Кабура (X. Калмет).

1966. "Грешная деревня, или Забытый ч„рт" Дрда (Б. Друй), "Вдова полковника" Смуула (И. Таммур. X. Ваг), "О мышах и людях" Стейнбека (Т. Кильгас), "Троил и Крессида" Шекспира (И. Таммур), "Снимается кино" Рад-зинского (Т. Кильгас), "Марта" Альта (И. Таммур). К.Каск.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница