Наши партнеры

Женская одежда в Вологде.

Театральная энциклопедия
(страница 491)


ШИМАНОВСКИЙ (Szymanowski), Кароль [24.IX (6.X).1882-29.III.1937] - польский композитор и пианист. Один из крупнейших представителей национального музыкального иск-ва. Уже в детстве Ш. написал две оперы "Золотистый пик" и "Роланд" (вместе с братом Феликсом). Теории музыки и игре на фортепиано учился у Густава Нейгауза (отца Г. Г. Ней-гауза), брал частные уроки гармонии и теории композиции у М. Завирского и 3. Носковского (1901-05, Варшава). С 1905 - участник объединения "Молодая Польша". Гастролировал с концертами в Германии, Австрии, Франции, США, России (Москва, Петербург, Киев и др.).

Ш.- автор опер: "Хагит" (соч. 1913, пост. 1922, Варшавский оперный т-р), "Король Рожер" (1926, там же), музыка к-рой носит психологически углубл„нный характер; балетов: "Мандрагора" (1919, Польский т-р, Варшава), "Харнаси" (1935, Прага); оперетты "Брачная лотерея, жених ј 69, или Главный выигрыш" (соч. 1909); музыки к драме Т. Мициньского "Князь Пот„мкин" и др. соч. В ранних произв. Ш. наряду с нац. элементами, воспринятыми от Шопена, заметно влияние А. Н. Скрябина и франц. импрессионистов. Музыка Ш., в основе своей лирическая, отличается изысканной мелодикой, красочностью гармонич. ткани.

В„л ' педагогич. работу в Варшавской консерватории (в 1926-29 - директор).

Соч.: Избранные статьи и письма. [Вступит, ст. 3. Лис-сы. Сост., пер. и коммент. А. Фарбштейна], Л-, 1963.

Лит.: G l i n s k i M.. "Le roi Roger" de Szymanowski, "La revue musicale", 1926, .N" l, p. 264-65; Got a c h o -w s k i St., K. Szymanowski, [Kr. ], 1956; L o b a c z e w -s k a St., Karol Szymanowski. Zycie i tworczosc (1882- 1937), Kr., 1950. Л. Коз.

ШИМАНЬСКИЙ (Szymanski), Станислав (р. 17.VI. 1930) - польский артист балета. В 1948-50 работал в балетной труппе Т-ра оперетты (Варшава), в 1950-57- в Ансамбле Польской армии, с 1957 - солист балетной труппы оперного т-ра в Варшаве.

Партии: Ротбарт ("Лебединое озеро"), Меркуццо ("Ромео и Джульетта"), Мазепа (о. п. Шелиговского), Орфей (о. п. Стравинского) и др.

ШИМКО, Тамара Ивановна (р. 28.IV.1928) - белорус. сов. артистка оперы (лирич. сопрано). Нар. арт. БССР (1963). В 1952 окончила Минскую консерваторию (класс О. Н. Нестеренко). Совершенствовалась в Италии (у Пьяццо и Л. Риччи) как стипендиат

ЮН ЕС}" О. С 1952 - солистка Белорусского т-ра онеры и балета (Минск). Ш. созда„т лирич. муз.-сценич. образы.

Партии: Маргарита ("Фауст"), Чио-Чио-сан, Микаэла;

Манон (о. п.Массне), Недда ("Паяцы"), Дездемона ("Отелло" Верди), Джоконда (о. п. Понкьелли), Виолетта, Мими;

Иоланта ("Иоланта"), Татьяна; Ксения ("Борис Годунов"), Электра ("Орестея" Танеева), Наталья ("Тихий Дон" Дзержинского), Луиза ("Обручение в монастыре" Прокофьева), Марыся ("Михась Подгорный" Тикоцкого), Светлана ("Колючая роза" Семеняко), Юленька ("Надежда Дурова" Богатыр„ва), Юзефа ("Ясный рассвет" Туренкова) и др.

Гастролировала в Болгарии, Польше, Румынии.

Я. Hue.

ШИРАЙ, Нази Александровна (р. 1928) - сов. артистка цирка, жонгл„р. Засл. арт. Арм. ССР. Работает в цирке с 1944. Выступления Ш. отличаются своеобразным нац. колоритом, темпы и ритмы е„ исполнения синхронно сливаются с нац. мелодиями. Лауреат 6-го Всемирного фестиваля молод„жи и всесоюзных конкурсов артистов цирка. Гастролировала за рубежом.

Лит.: Гончаров М., Нази Ширай, "Советский цирк", 1959, ј 3, с. 5. , А. Шн.

ШИРВАНЗАД‚, Александр Минасович (наст. фам.- М о в с е с ян) [7(19).IV.1858, Шемаха, Азерб. ССР,- 7.VIII.1935, Кисловодск] - арм. писатель и драматург. Нар. писатель Арм. ССР (1930). В произв. Ш. (романах, пьесах, повестях, рассказах) впервые в арм. лит-ре показан большой промышленный город с его противоречиями, выведены капиталисты и рабочие. С большой реалистич. силой Ш. раскрыл пороки, социальный антагонизм бурж. общества. Хищнической алчности и бездушию капиталистов Ш. противопоставил самоотверженность, гуманизм пролетариев. Драматургия. произв. Ш. утверждали и развивали реалистич. традиции Г. Сундукяна. В пьесах Ш. показан процесс распада патриархальных нравов, возникновение и разложение армянской буржуазии. Первые психологические семейные драмы Ш."Евгине" (1901, Тифлис, труппа армянского драм. об-ва), "Арменуи" (1910, там же) - посв. проблеме брака, положению женщины в бурж. обществе. Ш. обличает лицемерие мещан-ско-филистерской морали, бурж. либерализм, ханжество в бурж.-семейных отношениях, приводящее к гибели человеческой личности. В 1911-12 Ш. на основе своих ранее изданных повестей написал драмы "Намус" ("Честь", 1911, там же), "Злой дух" (1912, там же), где обрисовал тяж„лую жизнь простых людей, угнет„нных темнотой и фанатизмом. Разложение бурж. семейных отношений отражают и пьесы "Шарлатан" (1907), "На развалинах" (1907), в к-рых сказались нек-рые либеральные колебания автора, порожд„нные наступлением реакции после поражения революции 1905. Эти же тенденции проявились в драмах "Погибший" (1912, пост. запрещена цензурой) и "В дни кошмара" (1917, Тифлис, Т-р артистич. об-ва). Вершиной драматургии Ш. явилась драма "Из-за чести" (1904, Баку), построенная на остром социальном конфликте, раскрывающая хищническую сущность бурж. общества.

Живя в Париже, Ш. приветствовал установление Сов. власти в Армении и Закавказье. Возвратившись в 1926 в Сов. Армению, он стал одним из активных создателей новой, социалистич. культуры. В поли-тич. комедии "Кум Моргана" (1927, Т-р им. Сундукяна) Ш. показал гибель арм. буржуазии, е„ жалкое существование в эмиграции. Пьесы Ш. постоянно ставятся арм. т-рами Еревана, Ленинакана, Тбилиси. Баку. По мотивам драмы "Намус" и "Из-за чести" созданы одноим. фильмы, опера "Намус" (комп. Ходжа-Эйнатов). Инсценировка романа "Хаос" осуществлена Т-ром им. Сундукяна (1959).

Соч. (на арм. яз.): Полное собр. соч., т. 1-9, Ер., 1950-55; Собр. соч., т. 1-10, Ер., 1958-62; на рус. яз.- Избранные соч. в 3-х тт., Тифлис, 1936-38; Избранное, М., 1952; "Честь", 2 изд., М.-Л., 1930; "Хаос", М., 1935, то же, 1956.

Лит. (на арм. яз.): Тертерян А., Ширванзадс, Тифлис, 1911; Т а м р а з я н Г р., Драматургия Ширванзаде, Ер., 1954; его же, Ширванзаде. Жизнь и творчество. Ер.,1961. р. Г р.

"ШИРКАТ" ("Товарищество") - тат. театр. Создан в 1915 в Оренбурге артистами В. Муртазин-Иман-ским и М. М утиным, ушедшими из труппы "Сайяр". В труппе "Ш." также работали татарские актеры Ка-мал первый, Г. Мангушев, С. Байкина, М. Иман-ская, Ф. Самитова, Л. Сыртланова. В этой же труппе начал свою деятельность X. Абжалилов и Ф. Иль-ская. В репертуаре труппы видное место занимала тат. драматургия - "Первое представление", "Из-за подарка", "Тайны нашего города", "Банкрот", "Распутство" Г. Камала, "Хаджи женится" Ш. Камала, "Галиябану" Файзи, "Молод„жь" и "Неравные" Амирхана, а также-"Доходное место", "Коварство и любовь", "Скупой"; "Лекарь поневоле" Мольера и др. После Февральской революции труппа поставила ряд пьес, ранее запрещ„нных цензурой ("Молодая жизнь" Кулахметова и др.), систематически организовывала концерты-митинги для революционных воинских частей.

В 1918 из артистов "Ш." в Оренбурге был создан тат. "Восточный" т-р, в труппе к-рого были Н. Са-каев, Г. Мангушев, X. Абжалилов и др. В 1922 т-р был преобразован в гос. Оренбургский татарский т-р. , X. Г.

ШИРОБОКОВ, Степан Павлович [р. 18.XII. 1912] - удм. сов. поэт и драматург. Нар. поэт Удм. АССР (1963). В 1939 окончил Ижевский учительский ин-т. Лит. деятельность начал в 30-х гг. Во 2-й пол. 50-х гг. Ш. обращается к драматургии. Пьеса "Чук-дор" ("У волка своя тропа") призывает к бережному отношению к природе, борьбе с браконьерами (1956, Удм. т-р). Комедия "Если нет любви..." (1961, Удм. т-р) посв. молод„жи, выбору жизненного пути. Ш.- автор одноактных пьес о совр. жизни: "Неизвестный художник", "Любишь - не любишь" и др.

Соч.: У волка своя тропа (Чукдор), "Молот", Ижевск, 1956. J\l 6, 7; Яратон ке бвбл, в кн.: Чупчи вера..., Ижевск, 1962; Чупчи вера... [Сб.], Ижевск, 1962. Д. Ив,

ШИРЬ‚, Вера Карловна [р. 18(31). 1.1915] - рус. сов. актриса. Нар. арт. Азерб. ССР (1961). Чл. Ком-мунистич. партии с 1942. С 1933 занималась в студии при Бакинском рус. т-ре, с того же года играла на сцене. По окончании студии (1937) была зачислена в труппу Бакинского рус. т-ра. Исполняла роли:

Мирандолина-; Маша ("Живой труп"), Надежда Дурова (о. п. Кочеткова и Липскерова), Шура ("Русские люди"). В годы войны Ш. много выступала на фронте. В послевоенные годы исполнила роли: Варвара Огар-нова ("Счастье" Павленко), Меланья ("Дети солнца"), Анна Ильинична ("Семья" Попова), Шахрабану ха-нум ("Мусье Журден" Ахундова), Малютина ("Персональное дело" Штейна), пани Дульская ("Мораль пани Дульской" Запольской), т„тушка Пери ("Зачем ты жив„шь"? Касумова и Сеидбейли), Тереза ("День рождения Терезы" Мдивани), королева Елизавета ("Мария Стюарт").

Одновременно с работой в т-ре Ш. (с 1934) выступает как чтец (произв. сов. рус. и азерб. поэтов, писателей-классиков), работает на радио и телевидении. Г. К.-К.

ШИРЯЕВ, Александр Викторович [29.VIII(10.IX). 1867-25.IV.1941] - рус. сов. артист балета, педагог. балетмейстер. Засл. арт. РСФСР (1921). Окончил балетное отделение Петерб. театр. уч-ща; занимался у Л. И. Иванова, М. И. Петипа, П. А. Гердта, П. К. Карсавина. В 1877-81 исполнял роли детей в спектаклях Александрийского т-ра. В 1885, по окончании уч-ща, был принят в балетную труппу Мариинского т-ра. Выдвинулся как характерный танцовщик в комедийных и гротесковых партиях. На премьере "Щелкунчика" (1892) исполнил партию Шута, проявив виртуозную акробатич. технику. Такой же характер имело исполнение партии Шута в балете "Млада" Минкуса. актерское дарование Ш. проявилось в партиях "злодеев" и в комедийных партиях: фея - Карабос ("Спящая красавица"), Абдерахман ("Раймонда"), Марселина ("Тщетная предосторожность"), Коппелиус ("Коппелия"), Кассандр ("Арлекинада" Дриго) и др. С 1896 Ш. фактически был помощником балетмейстера, в 1901, после смерти Л. И. Иванова, занял его место. Пост. балет Армсгей-мера "На перепутье" (1904). В 1902 возглавил гастроли группы рус. танцовщиков в Монте-Карло, затем неоднократно выступал как балетмейстер за рубежом.

Гл. заслуга Ш. в истории рус. балета - создание класса характерного танца. В 1905 Ш. был уволен из т-ра, что вызвало протест балетной труппы Мариинского т-ра. Вернулся в т-р только после Октябрьской революции. С 1918 в„л класс характерного танца в Ленингр. хореографич. уч-ще (имя Ш. присвоено учебному т-ру этого уч-ща). Написал совм. с А. В. Лопуховым и А. И. Бочаровым книгу "Основы характерного танца" (1939).

Лит.: Борисоглебский М. [сост. ], Материалы по истории' русского балета, т. 1, Л., 1938, с. 309-10;

Красовская В., Русский балетный театр второй половины XIX в.. Л.- М., 1963, с. 437-41. В. Кр.

ШИУКАШВЙЛИ, Нико Иванович (1870-1938) - груз. драматург. Лит. деятельность начал в 1887. Для его первой пьесы "Засохший лист" (1892) и для последующих пьес - "Дружба" (1908), "Уродство" (1910), "Светлячок" (1912) - характерен уход от обществ. проблематики, любовные и бытовые сюжеты. Пьесы Ш. входили в репертуар груз. т-ров в годы реакции (1907-12). После установления Сов. власти в Грузии Ш. делает попытку отобразить современность в комедии "Американский дядюшка" (1926, Т-р им. Руставели). В репертуар сов. т-ров вошла его пьеса "Дурачок" (в новом варианте, 1938, Т-р им. Руставели), отображающая революц. события в годы реакции. Драматургии Ш. присущи мелодраматич. эффекты, образность языка и живость диалога, яркость характеров персонажей. Стремясь возродить импровизационный т-р нар. масок, Ш. написал пьесу "Берикаоба". С 1922 в„л педагогич. работу в драм. студиях, преподавал сценич. речь.

Соч. (на груз. яз.): Пьесы, Тб., 1953; Дикция и художественная речь, Тб., 1926.

Лит. (на груз. яз.): Дадиани Ш., Нико Шиукаш-вили, в его кн.: Статьи, кн. 2, Тб., 1954. Д.ДШЙФМАН (Szyfman), Арнольд Станислав Зыгмунт

(23.XI.1882-11.1.1967) - польский режиссер, театр. деятель, литератор. После окончания гимназии в Кракове (1901) учился в Ягеллонском ун-те (Краков), где в 1906 получил степень доктора философии. В том же i -"ду написал комедию "Фифи" (пост. в Краковском т-ре) и основал в Кракове т-р малых форм "Фиглики" ("Шутки"). В 1908 был инициатором создания и затем руководителем первого в Варшаве лит. кабаре "Мо-мус". С 1909 стремился организовать в Варшаве новый совр. т-р. В 1913 основал "Театр Польски", был директором этого т-ра (с перерывами в 1915-18, 1939-45, 1949-55), с 1957 - поч„тным директором этого т-ра. Одновременно с руководством "Т-ром Польски" был директором т-ров - "Малы" (Варшава, 1918-39), Городского (Лодзь, 1925-27), "Камераль-ны" (Варшава, 1949). Руководил "Т-ром Вельки" (с перерывами) в 1915-18, 1939-45. С 1950 руководил восстановлением этого т-ра, разрушенного во время войны (открыт в 1965).

Постановкой пьесы "Иридион Красиньского, к-рой открылся "Т-р Польски" в Варшаве (1913), Ш. выдвинулся в число крупнейших польских режиссеров. В спектаклях, осуществл„нных на этой сцене,- "Пигмалион" (1914), "Гамлет" (1922 и 1947), "Небожественная комедия" Красиньского (1920), "Ромео и Джульетта" Шекспира (1931), "Орестея" Эсхила (1947) - отч„тливо проявились особенности творческого метода Ш.: бережное отношение к лит. первоисточнику, поиски точной формы сценич. воплощения, выражающей внутр. строй пьесы, гармонич. сочетание всех компонентов спектакля. При вс„м своеобразии режиссерских работ Ш., для всех них характерно стремление режиссера "никогда не покидать почвы действительности, логики и правды жизни и театра". В руководимых им коллективах и прежде всего в "Т-ре Польски" Ш. объединил лучших польских актеров. Автор трудов о т-ре и воспоминаний.

В 1918 пост. "Дамы и гусары" Фредро в Моск. драматич. т-ре Суходольских.

Соч.: Moja tulaczka wojenna, Warsz., 1960; 55 lat w teatrze, Warsz., 1961; Labirynt teatru, Warsz., 1964.

Лит.: Lorentowicz Jan, Teatr Polski w Warszawie. 1913-1938, Warsz., 1938; Teatr Polski. 1913-Г948, Warsz., 1948. Б. Рос.

ШИФРЙН, Ниссон Абрамович [16(28).VI.1892 - 3.IV.1961] - рус. сов. театр. художник. Нар. художник РСФСР (1958). Чл. Коммунистич. партии с 1944. Окончил киевский Коммерческий ин-т (1916,. экономич. отделение). Одновременно учился в Киеве в художественной студии А.А. Мурашко (1912-15), затем в студии А. А. Экстер (1918- 1919). В 1919 начал работать художником-постановщиком. Оформил спектакли "Зел„ный остров" Лекока (Т-р муз. комедии, Киев), "200 ООО" Шолом-Алейхема и "Бог мести" Ш. Аша (1920, Евр. т-р, там же), "Мнимый больной" и "Жорж Данден" Мольера (1921, Рус. драм. т-р, там же), "Заговор Фиеско в Генуе" Шиллера (1928, т-р "Березиль", Харьков) и др. С 1922 работал преим. в Москве: в Гос. т-ре для детей ("Гайавата" по Лонгфелло, 1923), Т-ре имени МГСПС ("Саранча" Ланского, 1926, "Штиль" Билль-Белоцерков-ского, 1927), Педагогич. т-ре для детей ("Приключения синьора Кихады" по Сервантесу, 1926,"Ч„рный Яр" Афиногенова, 1928), Т-ре рабочих ребят ("Токмаков переулок" Смирновой, 1931, "Улица радости" Н. Зархи, 1932) и других. Художник изобретательно использовал многообразные виды композиции сценического пространства, смену фрагментов оформления, вращение круга сцены, фактуру материалов и пр. Для декораций этого периода характерно обнажение сценич. конструкции, подч„ркнутая условность при„мов. В лучших декорациях конца 20-нач. 30-х гг. Ш. достиг реалистич. сценич. образности. Творч. встреча с режиссурой МХАТ (оформление спектаклей "Хлеб" Киршона, 1931, "Страх" Афиногенова, 1931, позднее "Разлом", 1950,- в МХАТе, "Сорочинской ярмарки" Мусоргского в Муз. т-ре им. Немировича-Данченко, 1932) способствовала преодолению конструктивистской сухости в иск-ве художника.

В 1935-61 Ш. был гл. художником Центр, т-ра Сов. Армии (ЦТСА). Большое влияние на его творчество оказала совм. работа с реж. А. Д. Поповым. В декорациях к спектаклям, пост. Поповым, раскрылись осн. качества дарования Ш.: тесная связь изобразительного решения спектакля с замыслом режиссуры, острота жизненных наблюдений, склонность к художеств. обобщению, органич. включение живописи в сценич. действие, особый ритм и динамика объ„мно-пространственной композиции.

Лучшие работы Ш. в ЦТСА: "Гибель эскадры" Корнейчука (1934), "Сталинградцы" Чепурина (1944), "Полководец" Трен„ва (1945), "Сказка о правде" Алигер (1946), "Флаг адмирала" Штейна (1950;

Гос. пр. СССР, 1951), "Москва, Кремль" Афиногенова (1956), "Укрощение строптивой" (1937) и "Сон в летнюю ночь" (1941) Шекспира. Ш. оформил также спектакли: "Как вам это понравится?" Шекспира (1940) и "Счастье" Павленко (1948, совм. с М. Г. Генке) в моек. Т-ре им. Ермоловой, "Дни и ночи" Симонова в МХАТе (1947), балет "Мирандолина" Василенко в Большом т-ре (Л 949), "Московский характер" Софронова в Малом т-ре (1948; Гос. пр. СССР, 1949).

В нек-рых декорациях Ш. 40-х гг. проявились чуждые его творчеству черты иллюстративной описатель-ности, громоздкой помпезности. Эти черты успешно были преодолены художником в работах конца 50-х гг. Свободой и л„гкостью форм, смелым использованием принципов сценич. условности отмечены декорации Ш. к спектаклям: "Барабанщица"Салынского(1958)и"Женитьба" (1959, оба в ЦТСА), "Чайка" (1960, МХАТ), "Виндзорские насмешницы" Шекспира (1957, Т-р им! Моссовета), "Золотой тел„нок" по Ильфу и Петрову (1958, Моск. т-р Сатиры) и др. Итогом многолетнего опыта Ш., значит, событием сов. декорац. иск-ва было оформление спектакля "Поднятая целина" по Шолохову (1957, ЦТСА). В этой работе художника, метафорически раскрывающей тему спектакля, динамика пространственной композиции, эмоциональная насыщенность цвета и света слились в единый синтетич. образ (илл. см. в т. 2, вкл. к стр. 357).

Ш. в„л преподавательскую работу (Центр, студия иск-в, Киев, 1920-22, ВХУТЕИН, 1929-30 ГИТИС 1934-36).

Соч.: Художник в театре, Л., 1964; Моя работа в театре, М., 1966.

Лит.: Попов А., Художественная целостность спектакля, М., 1959; его же, Воспоминания и размышления о театре, М., 1963; Пожарская М. Н., Вступительная статья к каталогу "Выставка произведений народного художника РСФСР, Лауреата Гос. премий Ниссона Абрамовича Шифрина", М., 1962, с. 5-14; е„ же, Мудрый художник, "Театр", 1962, ј 5, с. 125-31. 6П

ШИХМАТОВ, Леонид Моисеевич [р. 27.VI (9.VII). 1887] - рус. сов. актер. Засл. арт. РСФСР (1946). В 1918-20 учился в Моск. драм. студии под рук. Вахтангова, в 1920 был принят в труппу студии (ныне Т-р им. Вахтангова). С 1926 вед„т педагогич. работу в Театр. уч-ще им. Вахтангова (доцент с 1946).

Роли: Калаф ("Принцесса Турандот" Гоцци), Дон Пабло ("Комедии" Мериме), Ржевский ("На крови" Мстиславского) Дидье ("Марион Делорм" Гюго), Фердинанд ("Коварство и любовь"). Лаэрт ("Гамлет"), Завьялов ("Дорога цветов" Катаева), Шебалин ("Трус" Крона), Бенигсен ("Фельдмаршал Кутузов" Соловь„ва), Стентон ("Опасный поворот" Пристли), Де Гиш ("Сирано де Бержерак" Ростана) Гоуард ("Глубокие корни" Гоу и д'Юссо), Браун ("Миссурийский вальс" Погодина), Броги ("Необыкновенное дежурство" Лю-товского), Альфре ("Филумена Мартурано" Де Филиппе, пр. на фестивале "Московская весна", 1956), Кисель ("Прав да и кривда" Стельмаха) и др.

Соч.: Сценические этюды, вып. 1-2, М., 1964-66.

ШИШЙГИН, Фирс Ефимович [р.17(30).VIII.1908]- рус. сов. режиссер. Нар. арт. СССР (1964). Чл. Ком-мунистич. партии с 1940. Учился в Ленингр. техникуме сценич. иск-ва (1929-33). Творч. деятельность начал в Ленинграде, был режиссером Т-ра классич миниатюр (1928) и ТРАМа (1929-33). В 1933-45-художеств. руководитель т-ров Дальнего Востока (Уссурийского, Спасского, Владивостокского и др.). В 1945- 1947 - гл. реж. Ставропольского т-ра, в 1947-50 - режиссер Моск. театра драмы и комедии, в 1950-56 - гл. реж. Волгоградского т-ра, в 1956-'-60 - Воронежского театра им. А. Кольцова. С 1960 - директор и гл. реж. Ярославского т-ра им. Волкова. Для творчества Ш. характерно тяготение к героико-романтич., масштабным постановкам, большое внимание в его спектаклях уделяется массовым народным сценам.

Лучшие пост.: "Разгром" по Фадееву (1933), "Порт-Артур" Степанова и Попова (1952), "Великий государь" Соловь„ва (1953), "Виринея" СейфуллИх.ой и Правдухина (1957), "Третья патетическая" Погодина.

Ш. стремится включать в репертуар руководимых им т-ров новые пьесы, много работает с драматургами. Он был одним из первых постановщиков пьес: "Воробь„вы горы" Симукова (1940), "Совесть" Чепурина (1950; Гос. пр. СССР, 1951), "Большой шаг" Шейнина (1953), "Кредит у Нибелунгов" Куна, "Хозяева жизни" Чепурина (обе в 1961), "Ф„дор Волков" Севера (1963), "Панфиловцы" Назарова (1965). В 1958 пост. спектакль "Алексей Кольцов" Кораблпновой, посв. жизни выдающегося рус. поэта. Ставит также классич. драматургию - "Лжец" Гольдони (1941), "Дуэнья" Шеридана (1945), "Горячее сердце"; "Старик" Горького (оба в 1947), "На дне" (1952), "Чайка" (1960); "Дети солнца" (1962).

Лит.: Корм у шина Г., Беспокойный художник, "Театр. жизнь", 1958, .ј10 .Зубков Ю., Вот они, вечно живые!. Там же, 1965, ј 14. М.Лифш.

ШИШКОВ, Матвей Андреевич (1832-5. VI. 1897) - рус. театр. художник. Академик петерб. Академии художеств (1869). Профессор декорационной живописи (1884). Учился в Моск. Строгановском уч-ще и одновременно у декоратора моек. имп. т-ров X. Шеньяна. С 1849 - ном. декоратора моек. имп. т-ров. В 1852 переехал в Петербург, где работал под рук. А. А. Роллера. С 1857 - декоратор петерб. имп. т-ров. Ш. был ведущим представителем историко-бытового направления в рус. театрально-декорац. иск-ве, мастером архитектурно-перспективной живописи. Изучая памятники древнерус. архитектуры и труды историков, Ш. сообщал декорациям к пост. рус. пьес и опер историч. бытовую достоверность, нац. колорит. Среди его лучших работ - декорации к спектаклям: "Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого (1867, Александрийский т-р, совм. с В. Г. Шварцем и Г. Г. Гагариным), "Борис Годунов" Пушкина (1870, Александрин-ский т-р, на сцене Мариинского т-ра, совм. с М. И. Бочаровым) и одноим. опера Мусоргского (1874, Ма-риинский т-р, совм. с Бочаровым), "Купец Калашников" Рубинштейна (1880-89, Мариинский т-р). В 70-е гг. под влиянием живописи передвижников Ш. стремился создавать декорации, правдиво изображающие крестьянский быт,- "Кузнец Вакула" Чайковского (1877, Мариинский т-р, совм. с Бочаровым) и др.

Ш. был крупным педагогом, руководил работой молодых декораторов. В 1878 организовал класс театр.-декорац. живописи при Академии художеств.. просуществовавший до 1892. Здесь учились мн. русские художники-декораторы (К. М. Иванов и др.).

Лит.: Стасов В. В., По поводу "Иоанна Грозного" на русской сцене, Собр. соч., т. 3, СПБ, 1894; его ж е Постановка "Бориса Годунова" Пушкина, там же; его же, По поводу новой постановки "Руслан и Людмила", там же;' Сыркина Ф. Я., Русское театрально-декорационное искусство второй половины XIX века, М., 1956.

ШИШОВ, Иван Петрович [26.1Х(8.Х).1888-6.11. 1947] - рус. сов. композитор, педагог, музыковед. В 1914 окончил муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. об-ва (класс композиции А. Н. Корещенко и А. Д. Кастальского). Дирижировал хоровыми и оперными коллективами, преподавал в Нар. консерватории (Москва). Автор опер: "Тупейный художник" по о. п. Н. С. Лескова (1929, Большой т-р, Москва), "Меткий стрелок" (соч. 1933), "Петр I" (соч. 1940); балета "В гостях у казаков" (соч. 1942), музыки к спектаклям драм. т-ров и соч. др. жанров. В 1925-31 в„л педагогич. работу в Моск. консерватории (доцент), С 1930 - редактор Музгиза. А. Ив.

ШИЯН, Анатолий Иванович [р. 23.111(5.IV). 1906] - укр. сов. писатель, драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1942. Лит. деятельность начал в 1929. Автор пьес-сказок для детей: "Котигорошко", "Летающий корабль", "Ивасик-Телесик". В 1960 написал историч. драму "Где шумел ковыль". Ш. принадлежат также-пьесы "Дружба" (1932), "Лошади" (1933), пьеса "Зарницы" (1956) о борьбе украинских партизан с фашизмом и драма "Вечерняя песня" (1961) из совр. колхозной жизни, "Тихая обитель" (1966) из жизни женского монастыря в дни революции. Пишет одноактные пьесы и радиопьесы. Выступает как театр. критик. Л. Б,

ШКАРОВСКИЙ, Ниссон Адольфович (13.VI.1904 -' 29. V.I 964) - рус. сов. дириж„р, педагог. Нар. арт РСФСР (1957). Засл. арт. Казах. ССР (1938). Чл. Коммунистич. партии с 1941. В 1918 окончил Одесскую консерваторию. JC этого времени - солист оркестра и дириж„р опертых т-ров в Одессе, Нижнем Новгороде, Тифлисец/Саратове, Самаре. В 1934-49 - гл. дириж„р и .Художеств, руководитель оперных т-ров в Самаре (Куйбышев), Алма-Ате, Свердловске. С 1949- гл. дириэкр Саратовского т-ра оперы и балета. Гос. пр. CCCP"T(l950, "От всего сердца" Жуковского в Саратовском оперном т-ре). С 1949 в„л педагогич. работу в Саратовской консерватории.

Дирижировал операми: "Снегурочка", "Тихий Дон" (обе в 1935), "Бахчисарайский фонтан" (1936) - в Куйбышевском т-ре оперы и балета; "Айман и Шолпан" Бруси-ловского (1938, Т-р оперы и балета им. Абая, Алма-Ата);

"Дубровский" Направника (1945), "Княжна Мери" Дехте-р„ва (1946) - оба в Свердловском т-ре оперы и балета;

"В грозный год" ("Вадим", 1952), "Таня" (1956) Крейтнера, "Богдан Хмельницкий" Данькевича (1954), "Золотой петушок" (1956); "Три толстяка" Рубина (1957), "Олеся" Листова (1959) и др.- в Саратовском т-ре оперы и балета. 4. Цв.

ШКАФЕР, Василий Петрович (1867 - после 1937)- рус. сов. режиссер и артист оперы (тенор). Засл. арт. РСФСР (1925). Учился пению у Д. М. Леоновой, в Московском филармоническом училище, затем в муз.-драм. уч-ще при Об-ве иск-ва и лит-ры в Москве (класс Ф. П. Комиссаржевского). Совершенствовался в Италии (Милан) и в Москве у Франкетти. В 1892 дебютировал в партии Ленского в оперной труппе Киевского гор. т-ра. В 1893-94 - солист Товарищества оперных артистов Панаевского т-ра (Петербург). В 1896-1902 - реж. и актер Моск. частной рус. оперы, где исполнил партию Моцарта вместе с Ф. И. Шаляпиным в опере "Моцарт и Сальери" Римского-Корсаков", С 1902 занимался режиссурой оперных спектаклей. В 1904-06 - реж., в 1910-17 - гл. реж. и солист, в 1917-23 - председатель Совета Большого т-ра; в 1906-10 - реж. Мариинского т-ра, в 1923-35 - зав. оперной труппой и реж. ГАТОБа (ныне Т-р оперы и балета им. Кирова, Ленинград). В„л педагогич. работу в Моск. консерватории.

Партии: Василий Шуйский ("Борис Годунов"), князь Голицын ("Хованщина"), Бомелий ("Царская невеста"), Гагин ("Ася" Ипполитова-Иванова) и др.

Пост.: "Царская невеста" (1899, впервые на рус. сцене), "Сказка о царе Салтане" (1900) - в Моск. частной рус. опере; "Золотой петушок" (1909); "Самсон и Далила" Сен-Санса (1917) - в Большом т-ре; "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" Римского-Корсакова (1907, впервые на рус. сцене), "Тристан и Изольда" Вагнера (1908, совм. с В. Э. Мейерхольдом), "Боярыня Вера Шелога" и "Псковитянка" Римского-Корсакова (1933) - в Мариин-ском т-ре (ныне Т-р оперы и балета им. Кирова) и др.

Соч.: Сорок лет на сцене русской оперы. Воспоминания. 1898-1930, Л., 1936. Л. Ив.

ШКВАЛОВ (наст. фам,- С а м г и н), Иван Павлович [р. 1(13).1.1899] - рус. сов. актер и режиссер. Нар. арт. Узб. ССР (1946) и Тадж. ССР (1951). Сценич. деятельность начал в 1918, первоначально в рабочем т-ре-студии при железнодорожных мастерских ст. Муром. Затем работал в т-рах Горького, Саранска, Пензы, Иванова, Свердловска, Челябинска, Тобольска и др. С 1933 - актер и режиссер Самаркандского рус. т-ра. С 1946 работает в т-ре Сов. Армии Туркестанского военного округа.

Роли: Гай ("Мой друг" Погодина), Кошкин ("Любовь Яровая"), Гранатов ("Человек с портфелем" Файко), Васильков, Телятев ("Бешеные деньги" Островского), Арбенин ("Маскарад"), Сергей Луконин ("Парень из нашего города"), Сафонов ("Русские люди"); Паратов; Иван Рыбаков (о. п. Гусева), Кузьмин ("Губернатор провинции" бр. Тур и Шейнина), Ромодан ("Крылья" Корнейчука), Забелин ("Кремл„вские куранты"); комиссар Горячев ("Крепость над Бугем" Смирнова).

Пост.: "Бешеные деньги"; "Слава" Гусева (оба в 1936), "Коварство и любовь"; "Батальон ид„т на запад" Мдивани (оба в 1941), "Чужой реб„нок" Шкваркина (1936), "Платон Кречет" (1937); "Проделки Майсары", "Бай и батрак" Хам-зы (оба в 1940), "Честь" Мдивани (1949) и др. Гл. режиссер народного радиотеатра (Ташкент). В. Д.

ШКВАРКИН, Василий Васильевич [р. 17(29).V. 1894] - рус. сов. драматург. Первая пьеса - историч. драма "Предательство Дегаева" (1925, Т-р им. МГСПС).

В дальнейшем Ш. пишет гл. обр. комедии, в к-рых лирика сочетается с острой сатирой. Комедии Ш. обличают мещанство, бюрократизм. Положительные герои его пьес борются против бурж. пережитков в сознании людей. В лучшей пьесе Ш.- "Чужой реб„нок" (1933, Ленингр.т-р Комедии, Моск. т-р Сатиры)-ч„тко определились особенности творчества драматурга: светлый юмор, ирония, мастерское владение при„мами комедийного т-ра. Пьесы Ш. широко ставились в сов. т-ре и за рубежом. Ш. принадлежат также пьесы:

"Вредный элемент" (1927, Студия Малого т-ра), "Шулер" (1929, там же и Ленингр. т-р Комедии), "Простая девушка" (1937, Моск. т-р Сатиры), "Весенний смотр" (1937, Ленингр. т-р Комедии), "Страшный суд" (1939, там же), "Последний день" (1945, Т-р им. Вахтангова), "Мирные люди" (1945, Ленингр. т-р Комедии) и др.

Соч.: Комедии, М., 1954.

Лит.: Фролов В., О советской комедии, М., 1954.

И. В. ШКЕТАН [наст. имя и фам.- Яков Павлович Майоров; 17(29).Х. 1898-16.V.1937] - марийский сов. писатель, драматург. Один из основоположников марийской советской литературы. После Октябрьской революции был организатором передвижной марийской труппы, работал как режиссер и актер. В 1919 написал сво„ первое дра-матургич. произв.пьесу "Лишний" из жизни дореволюц. марийской деревни (дост. участниками художеств. самодеятельности Обл. парт. школы). Теме революции и гражд. войны посв. пьеса "Весна победила" (1922). Крушение собственнич. психологии, рождение сельской кооперации показаны в драме "Сардай" (1922). В пьесах "Эх, родители!" (1923), "Бешеный" (1922) Ш. высмеивает отживший жизненный уклад. В пьесе "Восход солнца" (1932) драматург призывает к бдительности. О дна из последних пьесШ.- "Урожай" - посв. колхозному строительству (1933). Комедии Ш. ("Кривоносый лапоть", 1935, и др.) проникнуты нар. юмором, написаны образным языком, высмеивают реакц. взгляды, бюрократизм, тщеславие. Большое влияние на творчество Ш. оказал М. Горький (даже свой псевдоним - по-русски "одинокий"- Ш. взял в подражание псевдониму Горького). Пьесы Ш. были пост. Марийским т-ром в Йошкар-Оле, к-рый носит имя Ш. Ставились также Передвижной марийской труппой, нац. драм. кружками.

Соч.: Пьеса - Шамыч, в его. кн.: Пьесы, Йошкар-Ола, 1950; Пьеса - влак, [Собр. соч.]. Роман, пьеса, ойлымаш, очерк да статья-влак, т. 1, Йошкар-Ола, 1962 (на марийском яз.); Восход солнца. Пьесы, пер. с марийского, Йошкар-Ола, 1954. (Послесловие Б. Бассаргина "М. Шкетан - драматург").

Лит.: Э м а н С., М. Шкетанын драматургийже,- "Марий альманах", Йошкар-Ола, 1948, ј 22, с. 165-68; его же, Драматургия Шкетана, в кн.: Ученые записки МарНИИ языка, лит-ры и истории, вып. IV, Йошкар-Ола, 1951, с. 59- 80; Асылбаев А., Классик марийской лит-ры, в альманахе "Молодость", кн. 7, Йошкар-Ола, 1948; Че р н ы х С., Драматургия классика марийской советской лит-ры М. Шкетана начала 20-х годов, в кн.: Ученые записки Каршин-ского гос. педагогич. ин-та, вып. 3, Карши, 1959, с. 79-96;

Бассаргин Б. А.,М. Шкетан. О жизни и творчестве писателя, Йошкар-Ола, I960 (имеется библ., с. 117-19).

А. Ив.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница