Наши партнеры

Выгодно аренда автомобиля сочи посуточно в компании РексРент.
Квартиры в Аликанте - продажа новои недвижимости в жилых комплексах города Аликанте.

Театральная энциклопедия
(страница 490)


ШЕСТАКОВ, Николай Яковлевич [р. 20.Ц1.П). 1894] - рус. сов. драматург. Один из основоположников драматургии т-ров для детей. Начал лит. деятельность в 1915. Первая пьеса - "Два брата из Ар-плата" (1928, Моск. обл. ТЮЗ). В Моск. т-ре для детей были пост. пьесы "Алтайские Робинзоны" (1928), "Аул Гидже" (1929), в Моск. т-ре юного зрителя- "Путь дал„кий" и "Дом с привидениями" (1929). Проблемы дружбы, коллективизма, морали раскрываются драматургом то в форме психологич. драмы ("Креккинг", 1932, "Брат", 1933; обе пост. в Моск. т-ре для детей), то в форме совр. сказки ("Мик", 1934, Моск. т-р для детей). Пьеса Ш. "Финист -

Ясный сокол" (1939, МТЮЗ) пост. мн. сов. т-рами. В 1941 Ш. написал пьесы "Золотое перо" и "Сельский цирюльник". Пьеса "На заре туманной юности" (1942, Московский обл. ТЮЗ)-одна из первых пьес для детей, посв. Отечественной войне. Ш. принадлежат одноактные пьесы: "Задача ј 375" (1941), "Вс„ хорошо, что хорошо кончается" (1950), "Благие намерения" (1955) и др.

Соч.: Алтайские Робинзоны, М., 1929; Аул Гидже, М., 1930; Дом с привидениями, М., 1930; Путь дал„кий, М.- Л., 1931; Финист - Ясный сокол, М., 1939; Мик, в сб.: ... Открываем занавес, М., 1962.

. Лит.: Гозенпуд А., Театр для детей, в кн.: Очерки истории русского советского драматического театра, 1917- 1934,т.1,М., 1954; Гурко Г., О пьесах-сказках, в кн.:

Театральный альманах, кн. 6, М., 1947; Горбунова E., Сказки для театра, "Театр", 1940, ј 3; М и н д л и н Э., Первые годы детских театров, в кн.: Театральный альманах, кн. 8, М., 1948; Макарьев Л., На путях развития драматургии для детей, "Рабочий и театр", Л., 1933, ј ?з. Е. X.

ШЕСТАКОВА, Мария Ефимовна (р. 8. II 1.1911) - рус. сов. художник. Нар. художник Бурятской АССР. В 1931 окончила Иркутский художеств. техникум. С 1946 - художник Бурят, муз.-драм. т-ра (с 1950- Бурят, т-р оперы и балета). Иск-во Ш. характеризуется тонкостью и музыкальностью в передаче цветовой гаммы декораций и костюмов, проникновением в стиль эпохи, поисками выразительных костюмов, помогающих созданию сценич. образа.

Оформила спектакли: "Евгений Онегин" (1948, 1957), "Лебединое озеро" (1948, 1957); "Во имя любви" Батуева и Майзеля (1958), "Красавица Ангара" Книппера и Ямпилова (совм. с Тиминым, 1959), "Баядерка" Минкуса (1960), "Овод" Спадавеккиа (1961), "Тропою грома" Караева (1964) и др.

Лит.: Соктоева И., Живопись советской Бурятии, Улан-Удэ, 1965. Вал. Н.

ШЕСТАЕОВСКАЯ, Юлия Степановна [19(31'). V. 1871-12.VII.1939] - укр. сов. актриса. После окончания гимназии работала учительницей в нар. школе. В 1888 вступила в труппу М. Старицкого. В труппе М. Кропивницкого (1892-97) и в театр. коллективах под руководством Д. Гайдамаки исполняла гл. роли: Олеся, Домаха ("Олеся", "Сумасброд" Кропивницкого), Маруся ("Ой, не ходи, Грицю...", "Маруся Богуславка" Старицкого), Харитина ("Наймичка" Карпенко-Карого).

В сов. т-ре развивала лучшие традиции укр. реа-листич. т-ра. Работала в Днепропетровском т-ре им. Т. Шевченко и др. т-рах. Играла роли Няни ("Анна Каренина"), Старой женщины ("Оптимистическая трагедия").

Ш. обладала большим сценич. обаянием, темпераментом. Е„ игре была присуща бытовая достоверность, искренность в передаче чувств.

Лит.: Мар'яненко ?. О., Сцена, актори, рол?, К., 1964, "Киевское слово", 1895, 25 июня, ј 2675, с. 3;

"Русское слово", 1897, 15 января, ј 14, с. 3; "Театр" К. 1938, ј с. 46. Е. Хл.

"ШЕСТ‚РКА". ("Les Six") - тзорч. содружество франц. композиторов. Получило назв. в 1920 по аналогии с рус. "пят„ркой" (так называли во Франции "Могучую кучку"). "Ш." объединила А. Онеггера, Ф. Пуленка, Д. Мийо, Ж. Орика, Ж. Тайфер, Л. Дю-рея. Идейный вдохновитель "Ш." - поэт, режиссер Ж. Кокто. "Ш." не имела единой художеств. программы, участников е„ сближала оппозиция к романтизму и импрессионизму, воздействие идей Э. Сати и И. Ф. Стравинского, а также поиски новых принципов композиции. Членами содружества был создан балет "Новобрачные на Эйфелевой башне" (1921, "Шведский балет", Париж). После 20-х гг. композиторы "Ш." стали искать самостоят, пути творчества, и их содружество распалось.

Лит.: Шесть (Новая французская музыка). Сб. статей Игоря Глебова, С. Гинзбурга, Дариуса Мило, Л., 1926;

ДюменилБ Р., Современные французские композиторы группы "Шести", пер. с франц.. Л., 1964; Шнеер-с о н Г.. Французская музыка XX века, М., 1964. Ал М

Ш‚ФЕР, Александр Николаевич [ЗО.У?П(??.?Х). 1866 - г. смерти неизв. ] - рус. композитор, дириж„р, педагог. В 1886 окончил Петерб. консерваторию. В 1898-1902 был дириж„ром частной Панаевской оперы, с 1902 - оперы Нар. дома (Петербург). Автор опер - "Цыганы" (1901, Нар. дом); одноактного балета "Остров фантазии" (1910, Мариинский т-р, Петербург). Дирижировал операми: "Цыганы" собств. соч. (1901), "Орлеанская дева" (1902), "Мазепа" (1906) Чайковского, "Роберт-Дьявол" Мейербера (1906) и др. в опере Нар. дома (Петербург). Л. Ив.

Ш‚ХТЕР, Борис Сем„нович [8(20). 1.1900-16. XII. 1961] - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Туркм. ССР (1944). Член Коммунистич. партии с 1940. Окончил Одесскую (1921, класс композиции) и Моск. (1929, класс Н. Я. Мясковского) консерватории. Автор опер-"1905 год" (совм. с А.А.Давиденко, 1935, радио, Москва; 2-я ред. 1955), "Юсуп и Ахмет" (совм. с А. Кулиевым, 1942, Туркменский т-р оперы и балета, Ашхабад), "Пушкин в изгнании", или "Пушкин и Мария Раевская" по мотивам романов П. А. Новикова "Пушкин в Михайловском" и "Пушкин на Юге" (концертное исполнение, 1958, Дом культуры Моск. ун-та; 1959, Свердловский т-р оперы и балета); музыки к драматич. спектаклям, популярных песен, симф. и др. соч. В 1934-41 - доцент Моск. консерватории.

Лит.: Белый В., Памяти Бориса Шехтера, "Муз. жизнь, 1962, JM 1. В. Делъ.

ШИКАН‚ДЕР (Schikaneder), Эмануэль (наст. имя и фам.- Иоганн Йозеф Шиккенедер; Schicke-neder) (l.IX.1751-21.IX.1812) - нем. актер, певец, режиссер, либреттист, театр. деятель. С 1773 - актер бродячих трупп, с 1778 - директор одной из них (в 1780-81-в Зальцбурге). В 1784-86 выступал в Вене, с 1789 возглавил "Фрейхаустеатр" в Видене (предместье Вены); в 1801-06 - один из руководителей т-ра "АН дер Вин" (Вена), где в 1805 состоялась премьера оперы "Фиделио" Бетховена. В 1807-09 - руководитель т-ра в Брюнне (Брно). Автор текста оперы Моцарта "Волшебная флейта", в первой пост. (1791, "Фрейхаустеатр") исполнял роль Папагено. Ал. М.

ШИЛЛЕР (Schiller), Леон (14.III.1887-25.III. 1954) - польский режиссер и театр. деятель. Получил муз. образование. режиссерскую деятельность начал в 1917 в "Т-ре Польски", в Варшаве. В 1922 выступал в т-ре "Редута". С начала творч. деятельности Ш. стремился создавать монументальные поэтич. спектакли, был последователем А. Мицкевича и С. Выспянского. Однако его первые работы носили несколько эстетский характер (стилизованный ми-стериальный спектакль "Пастораль", 1922). В 1924-26 (совм. с В. Хожицей и А. Зель-веровичем) возглавил передовой демократический Т-р им. В. Богуславского в Варшаве. Острую социальную борьбу отразили спектакли "Роза" Жеромского (1926) и "Божественная комедия" Красиньского (1926), осуществл„нные Ш. в этом театре. После закрытия театра властями Ш. переш„л в "Т-р Польски", где ставил произведения польской и мировой классич. драматургии. Спектакли Ш. "Самуэль Зборовский" (1927) и "Кордиан" (1930) Словацкого, "Болеслав Смелый" (1929) и "Освобождение" (1935) Выспянского, "Юлий Цезарь" Шекспира (1928) проникнуты бунтарской революц. романтикой. Выдающимся достижением Ш. на пути утверждения героич. монументального т-ра явилась пост. "Дзядов" Мицкевича

(1932, Львов). Протестом против социальной несправедливости бурж. мира были проникнуты спектакли:

"Тр„хгрошовая опера" Брехта (1929), "Цианкали" Вольфа (1930, Городской т-р, Лодзь), "Рычи, Китай!" Третьякова (1932, "Т-р Бельки", Львов). Во время 2-й мировой войны (с 1941) Ш. был заключ„н в концлагерь Освенцим, в 1944 перевед„н в лагерь Мурнау, освобожд„н сов. войсками.

Идейно-эстетич. программа Ш.- борьба за новаторский, героико-поэтич., социально насыщенный т-р- нашла выражение в его стремлении утвердить в новой Польше нар.-демократич. театр. иск-во. .Он руководил т-рами: Войска Польского в Лодзи (1945-49; пост. спектакль "Краковцы и горцы" Богуславского, 1946) и "Т-ром Польски" в Варшаве (с 1949; "На дне", 1949, "Бронепоезд 14-69", 1952, и др. спектакли). С 1933 в„л педагогич. работу по воспитанию режиссеров и актеров, в 1946 организовал театр. школу в Лодзи, с 1951 руководил отделом т-ра Гос. ин-та иск-в в Варшаве, созданным по его инициативе, редактировал журнал "Театральный дневник", был председателем Союза польских артистов т-ра и кино. Ш.- автор многочисл. статей и рецензий по вопросам т-ра и кино.

Лит.: "Teatr", 1954, ј 10; "Pamietnik teatralny", 1955. ј 3-4 (оба журнала посвящены памяти Л. Шиллера);

"Театр", 1950, ј 4, с. 91-100; 1962, ј 7, с. 160-62.

ШИЛЛЕР (Schiller), Фридрих (10.XI.1759, Map-бах,- 9. V. 1805, Веймар)- нем. поэт, драматург и теоретик иск-ва. Род. в семье офицера. Был принудительно зачислен в закрытое военное уч-ще, при дворе вюртембергского герцога Карла Евгения. Несмотря на жестокий казарменный режим училища, пристально следил за обществ, и лит. жизнью, читал Г. Э. Лессинга, Шекспира, Г„те, Ж. Ж. Руссо, увлеч„нно воспринимал идеи движения "Бури и натиска" ("Штурм унд дранг"). Ранние стихи Ш. выражали пылкое свободолюбие, ненависть к феодальному беззаконию, к тирании властей, отвращение к трусливому филистерству, симпатии к угнет„нным. В уч-ще Ш. написал свою первую драму "Разбойники" (1780) по мотивам новеллы К. Шубарта. В ней воплотились социэльно-этич. идеалы и художеств. принципы "Бури и натиска". Смертельная вражда кровных братьев (популярная тема в драматургии штюрмеров) олицетворяла столкновение благородного свободолюбия с корыстным властолюбием. Достоинства Карла делают его главар„м шайки разбойников, но эти же достоинства вынуждают его покинуть шайку, добровольно сдаться властям, т. к. "злом нельзя исправить зло". Пьеса имела характерные для движения "Бури и натиска" черты: противопоставление естественных страстей бездушной рассудочности, культ неограниченной свободы личности, отказ от нормативных, дисциплинарных ограничений и от примирения с действительностью. Пьеса первоначально была издана анонимно, пост. в 1782 в Мангеймском т-ре за пределами Вюртемберга. Каждый спектакль превращался в бурную манифестацию. Интеллигенция, молод„жь шумно приветствовали поэта, реакц. журналы резко осуждали пьесу. Герцог приказал арестовать Ш. (за самовольную отлучку за границу) и особым приказом воспретил "сочинять комедии и подобную чепуху". Осенью 1782 Ш. бежал из Вюртемберга [2-е изд. "Разбойников" вышло с именем автора и девизом In tyrannos! (На тиранов!)]. Наступили годы лишений и скитаний, мучительных разочарований и упорных поисков смысла жизни и творчества. К этому времени относится и первая тео-ретич. работа Ш., посв. сценич. иск-ву,-"О современном немецком театре" (1782). В духе просветит. традиций Ш. писал о назначении т-ра, к-рый "...развертывает перед нами разнообразное зрелище страданий человеческих. Он ...вознаграждает... приобретением мужества и опытности" (Собр. соч., т. 6, M., 1957, с. 20). В 1783 Ш. жил преимущественно в Мангейме, состоял в штате Мангеймского т-ра. Историч. драму "Заговор Фиеско в Генуе" (1784, Мангеймский т-р) Ш. назвал "республиканской трагедией". Герой пьесы, честолюбивый, умный аристократ возглавляет нар. восстание и сам узурпирует власть. Драматург оспаривал штюрмерский индивидуализм и воплощал в этом произв. свои представления о внутр. закономерностях любой политич. борьбы, неизбежно выдвигающей расч„тливых властолюбцев. Ш. карает героя, изменившего идеалам нар. свободы (Фиеско убивает республиканец Веррина), но завершает пьесу примирение республиканцев со старым герцогом. В спектакле Ш. изменил конец-Фиеско не погибал, а раскаивался в своих честолюбивых замыслах. Пьеса "Заговор Фиеско" имела меньший успех, чем "Разбойники". Ш. в письме к Рейнвальду 5 .мая 1784с горечью писал, что "республиканская свобода здесь звук без всякого значения, пустое слово". Знаменателен был успех его новой драмы "Коварство и любовь" (1784, Мангеймский т-р). Коварство бездушных честолюбцев, придворных карьеристов разрушает любовь молодого аристократа и девушки из плебейской семьи. Нем. Ромео и Джульетту убивает не слепая ненависть родовой вражды, не трагич. сцепление случайностей, как героев Шекспира, а хитроумные расч„ты, целеустремл„нная интрига, власть сословных предрассудков, т. е. конкретная действительность нем. феодального захолустья. Традиционно штюрмерское противопоставление благородной чувствительности бесчеловечному рассудку стало в этой пьесе - "...первой немецкой политически тенденциозной драме" (см. Ф. Энгельс, в'кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 30, с. 333) - общественно-исто рич. и художеств. правдой. Это подч„ркивается эпизодом, в к-ром рассказывается о продаже солдат в иностр. армии, об одном из гнусных обычаев нем. абсолютизма. С 1783 вМангейме Ш. начал издавать журн. "Рейнская Талия". В первом номере были опубликованы сцены новой драмы Ш. Дон Карлос" и текст речи "Театр. как нравственное учреждение", в к-рой Ш. стремился сочетать просветительные идеалы иск-ва с штюрмер-скими сентименталистскими представлениями о стихийной иррациональной чувственной природе художеств. творчества. В том же году Ш. переехал в Лейпциг, затем в Дрезден. Работа над пьесой "Дон Карлос" продолжалась более 4 лет и в окончат, варианте пьеса стала поэтич. и политич. трагедией (1787, Гамбургский, Мангеймский т-ры). Это - первая пьеса Ш.,написанная в стихах. Ш. отказывается от штюрмер-ской свободы языка и композиции. Поиски более строгой драматургич. формы выражают искания Ш. объективных гармонич. обществ, идеалов. Мятежный субъективизм "Бури и натиска", отвергающий законы морали, обществ, обязательства и эстетич. нормы, уступает осознанию ответственности индивидуума перед обществом, необходимости прочных нравственных принципов. Образ маркиза Позы олицетворяет бескорыстное, самозабвенное служение идеалам гражданской свободы, человечности. В пьесе реалистически раскрыты внутр. противоречия сложных, пластически изображенных персонажей. Показана несостоятельность просветительских иллюзий, невозможность перевоспитания тиранов, жесткая сила великодержавной власти, подавляющей гуманный порыв, даже если он возникает в душе самого монарха. В конце 80-х гг. Ш. испытывал идейно-творческий кризис, сомневался в смысле и задачах иск-ва. Считая, что лит-ра и т-р должны служить человечеству, Ш. отвергал штюрмерский нигилизм, требования абсолютной свободы страстей, неограниченного творческого самовыражения. Но он не соглашался с тем, что иск-во должно быть только вспомогательной силой, только средством распространения философских теорий, пропагандой нравственных законов. Он пристально исследовал собственное творчество ("Письма о Дон Карлосе", 1788), изучал историю, философию. Особое внимание Ш. привлекало античное иск-во. Он обращался к античным традициям, стремясь по-новому осмыслить художеств. наследство тех эпох, когда все виды иск-ва и поэзии имели решающее значение для обществ, жизни.Ш.приш„л к убеждению, что только слияние идейных, нравственных и эстетич. ценностей прида„т бессмертную силу художеств. произведениям. В 1788 Ш. перев„л "Ифигению в Авлиде" и "Финикиянок" Еврипида. В 1789 стал профессором истории в Иенском ун-те. События франц. бурж. революции 1789-94 воспринял как исторически необходимые следствия всего предшествующего развития феодальной государственности. Радовался крушению монархии, гордился тем, что его "Разбойники" имели успех в революц. Париже. В 1792 Конвент присвоил Ш. звание "почетного гражданина французской Республики". Однако отношение Ш. к событиям, происходившим во Франции, к новым обществ.-исто рич. проблемам, возникавшим из противоречивого развития бурж. революции, было сложным. Ш. судил о политических событиях не только как моралист, поборник абсолютных вечных законов гуманизма, но и как философ-историк; он раньше мн. современников увидел бесплодность террора, к-рый из средства революц. борьбы становился самоцелью и расчищал пути не революции, а реакции. В 1795 Ш. предсказал наступление военной диктатуры. События во Франции, окончившиеся коронованием Наполеона, общественно-политич. несостоятельность нем. феодальных государств, бедствия народа, войны и нищета обостряли идейно-творч. кризис поэта. Стараясь найти ответы на вопросы о смысле истории и смысле человеческой жизни, он усиленно изучал философию И. Канта, разрабатывал эстетич. теории, особенно много занимался теорией драмы и сценич. иск-ва ("О причине удовольствия, доставляемого трагическими предметами", "О трагическом искусстве", 1792, "Письма об эстетическом воспитании", 1795). Ш. считал построение истинной свободы "самым совершенным из произведений искусства" (Собр. соч.,т. 6. М., 1957, с. 253). Однако, подобно своему герою маркизу Позе, он понимал неосуществимость гуманнстич. общественных идеалов и поэтому утверждал необходимость эстетич. воспитания. В иск-ве и поэзии Ш. видел единственную возможность к осуществлению идеалов свободы, разума, человечности. Исследуя конкретно-исто-рич. развитие иск-ва, Ш. подч„ркивал его общечеловеческую непреходящую ценность, утверждая решающее обществ, и воспитательное значение иск-ва, отвергал требования прямой "моральной целесообразности в эстетических предметах" так же как классицистские ограничения пределов "дозволенного" в иск-ве.

В 1794 Ш. начал издавать лит. журнал "Оры" (Ногеп), в к-ром сотрудничал Г„те. Дружба с Г„те, начавшаяся в эти годы и усиливавшаяся после переезда в Веймар (1799), стала знаменательной страницей в истории нем. и мировой культуры. Ш. преклонялся перед Г„те, но, вопреки ему, считал необходимым идеализировать действительность в иск-ве во имя эстетич. воспитания человечества. Творч. метод Г„те, идущий от конкретного индивидуального опыта к художеств. обобщениям, Ш. противопоставлял методу поэтич. дедукции, ведущей от умозрительной общей идеи к конкретному индивидуальному образу ("О наивной и сентиментальной поэзии", 1795). Более десяти лет Ш. не писал драм. Это было время теоре-тич. исследований, философской лирики, баллад, которые Г„те назвал "маленькими драмами", и резкой полемики против романтиков. Но вскоре наступает новый период интенсивного и многообразного драматургич. творчества. В 1798-99 была написана трилогия "Валленштейн" - "Лагерь Валленштейна" (1798), "Пикколомини" (1799), "Смерть Валленштейна" (1799) - все три пост. в Веймарском т-ре, в 1800- "Мария Стюарт" (1800, Веймарский т-р), в 1800-01- "Орлеанская дева" (1801, там же), в 1804-"Вильгельм Теллъ" (1804, Веймарский т-р). Начатая в 1804 исто-рич. драма о смутном времени в России "Дмитрий" осталась незаконченной. Этим драмам, при всей разнородности их сюжетов, идей, исто рич. и нац. фона, присущи общие черты: крупные масштабы философской и социально-исто рич. проблематики, последовательное драматич. построение, реалистич. правдоподобие в изображении характеров, обществ, и личных отношений. При этом Ш. свободно обращается с исто-рич. фактами, группируя и даже видоизменяя их в соответствии с внутр. необходимостью драм. сюжета. Язык этих пьес более строгий, сдержанный. Герой трилогии "Валленштейн" - исто рич. лицо Альбрехт Валленштейн, главнокомандующий австр. императорских армий в годы Тридцатилетней войны. Одар„нный полководец, умный, трезвый, опытный политик оказывается бессильным и гибнет, когда пытается противоборствовать историч. необходимости. Для достижения цели, к-рую он считает благом государства, честолюбец применяет безнравственные средства - ложь, предательство, и его покидают самые преданные друзья.

Мария Стюарт, бывшая королева Шотландии, повинная в убийствах, кровавых усобицах, осуждена на смерть своей счастливой соперницей королевой Англии Елизаветой. Казнь Марии неизбежна потому, что этого требуют интересы британского государства, народ встревожен заговором е„ сторонников, угрозон новых войн и смут. Но страдания обреч„нной женщины, е„ жизнелюбие, смелость, мечты о свободе очищают виновную героиню, придают ей обаяние, вызывают сочувствие. Напротив, победившая е„ Елизавета - олицетворение торжествующей государственной власти - предста„т лицемерной, бесчеловечно жестокой.

Героиня "Орлеанской девы" - скромная пастушка Жанна д'Арк, победоносная воительница за свободу родины, гибнет потому, что, полюбив, она нарушила роковой обет (Ш. существенно видоизменяет и легенду, и историю; его героиня погибает не на костре, а в бою, в решающий миг она спасает короля и умирает победительницей). Коллизия "Мессинской невесты" развивается по строгим законам "трагедии рока" с хорем, соблюдением тр„х единств. Это - единственный у Ш. опыт классицистской драматургии.

Вильгельм Телль - один из персонажей швейцарского фольклора, становится в драме Ш. нац. героем. В драме сочетаются нар. предания, летописная история и непосредственное отражение политич. современности. Вильгельм Телль - вольный охотник, добрый богатырь, защитник слабых - сперва действует в одиночку, следуя только ;своей совести. Но затем множество разных действующих лиц объединяется одной общей необходимостью борьбы против угнетения. Решающее значение в этой пьесе имеют декоративный фон, муз. сопровождение, реалистич. детали бытовой обстановки (предусмотрены подробными ремарками). Эти и др. реалистич. черты драматич. поэтики Ш. закономерно связаны с тем, что впервые в истории мирового т-ра героем драмы стал народ, не как безликая масса, а в живом сочетании индивидуальных характеров и судеб. Драма и прежде всего центр. образ Вильгельма Телля олицетворяют существенно новое для Ш. и для всей европ. лит-ры представление о решающем историч. значении и нравственном величии нар.масс. Ш. вдохновенно поэтизирует вооруженную борьбу народа за гражданские права и человеческое достоинство. В сцене разрушения крепости Цвингури для современников было очевидным драматич. прославление разрушителей Бастилии. Но, утверждая право народа на восстание, на вооруж„нную борьбу против угнетателей ("если все испробованы средства, тогда разящий оста„тся меч"), Ш. вместе с тем настаивает, чтобы средства нар. борьбы были достойны е„ благородных целей. Нек-рые критики видят в гуманистич. морализме Ш. наивную ограниченность, филистерские предрассудки и этим объясняют художеств. недостаток его драм - риторичность, нарочитую идеализацию персонажей, служащих "рупорами" авторских идей, иллюстративную искусственность отдельных эпизодов, вс„ то, что К. Маркс и Ф. Энгельс назвали "шиллеризацией". Но проповедническая страстность поэзии Ш., е„ наивная и в то же время благородная целеустремл„нность, утверждение абсолютных законов человечности, необходимости деятельной доброты, свободы и правды в обществ. жизни, в отношениях между отдельными людьми создали бессмертное обаяние т-ра Ш. и побудили Белинского назвать Ш. благородным адвокатом человечества. Поэтому драмы Ш. занимали большое место в репертуаре первых сов. т-ров в годы гражд. войны, в эпоху становления сов. иск-ва.

Развитие драматургии Ш. от "Разбойников" до "Вильгельма Телля" определялось развитием его философских взглядов, общественно-исто рич. мировоззрения. На творчестве Ш. отразились опыт франц. революции, результаты войн и политич. кризисов, разрушение просветительских иллюзий, угасание мятежных настроений сентименталистов и романтиков. В своей первой юношеской драме он показал одинокого смятенного героя, запутавшегося в неразрешимых противоречиях и потерпевшего неизбежное поражение, а в последней драме он славит победу нар. восстания, героя, побеждающего в содружестве с народом. В творчестве Ш. проявлялись наивные идеа-листич. мотивы, он испытывал приступы отчаяния, но всегда оставался верен принципам гуманизма.

Сценическая история пьес Ш. Среди известных исполнителей пьес Ш. в Германии: "Р а з б о й-н и к и" - Г. Бек, И. Ф. Ф. Флекк, А.Матковский, Л. Бар-най (Карл); А. В. Иффланд, Л.Девриент, Э. Поссарт, II. Веге-нер (Франц). "Коварство и любовь" - Л. Барнай, М. Девриент (Президент); Г. Бек, И. Ф. Ф. Флекк, Э. Дев-риент, А. Зонненталь (Фердинанд); Иффланд (Вурм). "Дон К a p л о с" -И. Ф. Брокман, М. Девриент, К. Фихт-нер (Дон Карлос); Э. Девриент, А. Зонненталь, А. Матков-ский, А. Моисеи (маркиз Поза); А. В. Иффланд, А. Басерман (Филипп). "М ария Стюарт" - Ягеман, С. Шредер (Елизавета); Флекк, Ф. А. Унцельман, Ш. Вольтер (Мария). "Вильгельм Т е л л ь" - Л. Барнай, А. Моисеи (Вильгельм Телль).

В России: "Разбойники" - П. С. Мочалов, Н. X. Рыбаков, Роб. Адельгейм, П. В. Самойлов, М. В. Дальский (Карл); П. С. Мочалов, М. Т. Иванов-Ко-зельский, Раф. Адельгейм, М. Е. Дарский (Франц). "К о-варство и любов ь" - В. А. Каратыгин, П. С. Мочалов, Н. X. Рыбаков, Р. Б. Апполонский, М. В. Дальский, Ф. П. Горев, Н. П. Россов, Ю. М. Юрьев, К. С. Станиславский, А. А. Остужев (Фердинанд), Е. С. Сем„нова, Г. Н. Федотова (леди Мильфорд); М. И. Велизарский (Луиза), М. С. Щепкин (Вурм), П. С. Мочалов, М. С. Щепкин (Миллер). "Дон К а р л о с" - В. А. Каратыгин, П. С. Мочалов, М. В. Дальский (Дон Карлос); А. П. Ленский (Филипп), А. И. Южин, М. М. Петипа (маркиз Поза). "М ария С т ю а р т" - Г. Н. Федотова (Елизавета), М. Н. Ермолова (Мария). "Орлеанская д е в а" - М. Н. Ермолова (Иоанна).

Наиболее значит, постановки пьес Ш. на советской сцене: "Разбойники" - Большой драматический т-р, Петроград (1919,Карл - Максимов, Франц - Монахов), Малый т-р (1929, Карл - Остужев, Франц - Рыбников), Т-р им. Руставели (под назв. "Ин Тиранос", 1933, Карл - Хорава, Франц - Васадзе); "Дон Карлос" - Большой драматич. т-р (1919, Филипп - Монахов, Дон Карлос - Максимов, маркиз Поза - Юрьев); "Коварство и любовь" - пьеса особенно много ставится в нац. республиках - Армении, Грузии, Узбекистане, Таджикистане, Киргизии, Эстонии и др.; "Мария Стюарт" - Ленингр. Новый т-р (1938, Мария - Будрейко), Моск. т-р Ленсовета (1940, Мария -По-ловикова), Моск. т-р Революции (1941, Елизавета-Гли-зер, Мария-Супротивная), Театр им. Марджанишвили (1955, Елизавета - Такайшвили, Мария - Анджапаридзе), Художеств. т-р Латв. ССР (1956, Мария - Берзинь), МХАТ (1957, Елизавета - Степанова, Мария - Тарасова).

На сюжеты пьес Ш. написаны оперы: "Луиза Миллер" (в основу положена пьеса "Коварство и любовь") Дж. Верди (1849, т-р "Сан-Карло", Неаполь), "Дон Карлос" Дж. Верди (1867, "Гранд-Опера", Париж), "Орлеанская дева" П. И. Чайковского (1881, Мариинский т-р, Петербург), "Вильгельм Телль" Дж. Россини (1829, Париж).

Соч.: Gesammelte Werke, B d 1-8, В., 1954-55; Samtliche Werke, Hist.krit. Ausgabe. Hrsg. 0. Gunther, G. Witkowski, Bd 1-20, Lpz., 1910-1911; Полное собр. соч. в переводах русских писателей. Ред. Н. Гербель, 7 изд., т. 1-3, СПБ, 1893; Собр. соч., под ред. С. Венгерова, т. 1- 4, СПБ, 1901-1902; Собр. соч., под ред. Ф. П. Шиллера, т. 1-8, М.-Л., 1936-1950; Собр. соч., под ред. Н. Н. Виль-монта и Р. М. Самарина, т. 1-7, М-,1955-57; Избр. произв. т. 1-2, M., 1959.

Лит.:' Бахтин Н., Библиографич. очерк русской лит-ры о Ш., в кн. Шиллер Ф., Собр. соч., т. 4, СПБ, 1902; Шиллер Ф. П., Фридрих Шиллер, М., 1955;

Лозинская Л. Я., Фридрих Шиллер, М., 1960;

Wiese B. von. Die deutsche Tragodie von Lessing bis Hebbel, Hamb., 1948; Der Dramatiker F. Schiller und sein Verhaltnis zur Buhne, Munster, 1955; L o t a r P., Friedrich Schiller, Stuttg., 1959. JJee. K.

ШЙЛЛЕР-ТЕАТР(8спШег-Тпеа1ег)- нем. театр. Находится в Зап. Берлине. Открыт в 1894 на средства акционерного об-ва. В наблюдательный совет об-ва входили представители прогрессивной интеллигенции (режиссер М. Грубе, писатели Г. Зудерман и О. Ней-ман-Хофер, директор Нац. галереи М. Иордан). Они стремились создать художественно-просветительский т-р для широкой публики с репертуаром из произведений нац. и мировой классики и лучших совр. драм. "Ш.-т." открылся в помещении бывшего "Вальнер-театра" (в 1902 был открыт его филиал). В 1907 об-во, получив часть средств от районного магистрата, открыло второй "Ш.-т." в р-не Шарлоттенбурга. Директором двух т-ров и филиала был Р. Л„венфельд. Благодаря системе абонементов часть билетов продавалась по удешевл„нным ценам. С целью приобщить широкую публику к классич. лит-ре устраивались поэтич. вечера, перед началом спектакля читались лекции о пьесе, в театр. программах подробно анализировался творческий путь автора и его драматич. произведение. Театр включил в репертуар мало известные пьесы нем. драматургов (Г. Сакса), осуществил пост. пьес прогрессивных нем. авторов 19 в. ("Коса и меч" Гуцкова, "Журналисты" Фрейтага), скандинавских драматургов. Однако в репертуаре т-ра уже в первые сезоны были также и незначительные комедии и фарсы.

После 1-й мировой войны "Ш.-т." в р-не Шарлот-тенбурга стал филиалом Гос. т-ра. В 1919-30 этими т-рами руководил реж. Л. Йеснер. Здесь ставились произв. Шиллера, Шекспира, Граббе, а также нем. авторов 20 в."Король Николо" Ведекинда (1924), "Музыка" (1927), "Газ" (1928) Кайзера, классич. берлинские фарсы. В 20-х и нач. 30-х гг. отдельные пост. в "Ш.-т." осуществляли режиссеры Ю. Фелинг, Э. Энгельс, Л. Бергер. Выступали актеры В. Франк, А. Гранах, Б. Минетти, А. Штрауб, М. Коппенх„фер, П. Бильдт, А. Вешер, Л. Бютель и др. В период нацизма во главе "Ш.-т." стоял актер Г. Георге. В конце 2-й мировой войны здание т-ра в результате бомбардировок было разрушено, вновь восстановлено в 1951. С 1951 "Ш.-т." вместе с "Шлоспарк-театром" и "Театральной мастерской" входит в группу т. н. "городских театров". Эти т-ры объединены под художеств. руководством режиссера Б. Барлога и имеют общую труппу численностью в 120 чел. Среди ведущих актеров труппы - Э. Дейч, Э. Шредер, К. Рад-дац, П. Мосбахер, Л. Pay. Приглашаются режиссеры из др. зап.-герм. т-ров (Ф. Кортнер, Л. Бергер, В. Шмидт) и из т-ров др. стран. Т-р получает дотации от гор. управления Берлина. В репертуаре т-ра преобладают классич. пьесы, а из пьес совр. авторов преимущественно ставятся произв. франц., англ., амер. драматургов (Ионеско, Беккет). К значительным работам т-ра относятся спектакли: "Жизнь Галилея" (1964), "Господин Пунтила и его слуга Мат-ти" (1965) Брехта и "Убийство Жан-Поля Марата" Вепса (1965).

Лит.: Weddingen O., Geschichte der Theater in Deutschland, Bd l, B., 1904; J h e r i n g H., Von Reinhardt bis Brecht, B., 1964. ff. H.

ШЙЛЛИНГС (Schillings), Макс фон (19.IV.1868-23. VI 1.1933) - нем. композитор, педагог и дириж„р. Учился в Мюнхенском ун-те. В 1908-18 - генеральный директор Королевского т-ра в Штутгарте; в 1919-25 - интендант гос. Берлинской оперы. Ш.- один из продолжателей традиций Р. Вагнера. Испытал также влияние экспрессионизма.

Оперы: "Ингвельде" (1894, Карлсруэ), "День трубачей" (1899, Шверин; 2-я ред.-1931, Берлин), "Мона Лиза" (1915, Штутгарт; 1925, Ленингр. Малый оперный т-р). Ш. принадлежит также муз. трагедия "Молох" (1906, Дрезден), музыка к драм. спектаклям.

Лит.: Richard A., Max Schillings, Munch., 1922.

Ал. M. ШЙЛЬДКРАУТ (Schildkraut), Рудольф (27.IV. 1862-15.VII.1930) - нем. актер. Учился у Ф. Мит-тервурцера. Затем выступал в австр. и венг. провинц. т-рах как опереточный тенор. В 1893 вступил в труппу венского "Раймунд-театра", где быстро приобр„л популярность. В 1898 переш„л в венский "Карл-театр", в 1900 - в гамбургский Нем. т-р. В 1906-16 Ш.актер берлинского Нем. т-ра. В 1920 уехал в США, играл в Нью-Йорке и др. сев.-амер. городах. В 20-е гг. в основном работал в кино (снимался с 1914). Известный рус. театр. критик А. Р. Кугель считал Ш. одним из лучших нем. артистов. Ш. с одинаковым успехом выступал в трагедийных и комедийных ролях.

Лучшие роли: Шейлок, король Лир, Франц Моор;

Мефистофель (",Фауст" Г„те), Даниэль ("Юдифь" Хеб-беля), Пер Гюнт (о. п. Ибсена). Энгстранд ("Привидения"), Янкель Шепшович ("Бог мести" Аша). Игра Ш. отличалась большой трагич. силой, темпераментом и ярким юмором. Особенно удавались Ш. характерные роли, требующие подч„ркнутой мимики и речевой (иногда диалектной) характеристики. Играя роли отрицательных персонажей, Ш. отказывался от прямолинейной трактовки, углубляя и осложняя психологич. характеристики. Вершина актерского иск-ва Ш.- образ Шейлока, к-рого он играл как представителя униженного, страдающего народа. Следуя взглядам Гейне, Ш. показывает человечность Шейлока, отстаивающего свои права, человеческое достоинство.

Лит.: Клюев В. Г., Первые шекспировские спектакли М. Рейнгарда, в кн.: Ежегодник Ин-та истории иск-в. Театр. М., 1958; Jacobs M., Deutsche Schauspielkunst, В., 1954; S с h i l d k r a u t J., My father and I, N. Y., 1959. Ham. В.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница