Театральная энциклопедия
(страница 487)


ШВЕДСКАЯ КОРОЛЕВСКАЯ ОПЕРА (Svenska Kungliga Operan) - ведущий муз. т-р Швеции. Создана на основе придворной оперной труппы в Стокгольме, впервые выступившей в 1773 в помещении "Болхюс-театра" (капельмейстер и рук. Ф. Уттини). В 1782 труппа перешла в спец. выстроенное здание, выступала там до 1891. В 1898 построено новое здание т-ра (на 1264 места). Т-р управляется акционерным об-вом, получает субсидии от государства и муниципалитета.

На сцене т-ра пост. почти все швед. оперы, в т. ч. оперы И. Наумана, Ф. Бервальда, И. Хальстр„ма и др. С конца 19 в. здесь ставятся оперы Глюка, Моцарта. Вебера, Россини, Беллини, Доницетти, Мейер-бера, Вагнера и др. В т-ре выступали выдающиеся швед. вокалисты, гастролировали зап.-европ. певцы, балетные труппы (в т. ч. труппа М. М. Фокина, 1913-14, 1917). При т-ре существовала оперная школа (в 1942 слита с оперным классом Стокгольмской консерватории), работает балетная школа и музей танца. Среди руководителей т-ра - композитор X. Нордквист (1884-92), реж. Г. Лагербьельке (1823-27) и X. Андре (1939-49), певец и вок. педагог К. Ю. Форселль (1924-39), певец Ю. Берглунд (с 1949) и др.

Лит.: Gustaf Ill's Opera (utg. H. Nublom), Stockh., 1923: Det hande pa Operan 1939-1949, Stockh., 1951; The Royal Opera Stockholm. A presentation of the Royal Swedish Opera and its history, Stockh., 1960. См. также лит. при ст. Шведский театр (раздел Музыкальный театр). Вл. О.

ШВЕДСКИЙ ТЕАТР. Зачатки театр. действия, судя по памятникам древнескандинавской поэзии, содержались в выступлениях скальдов на пирах викингов. Ч„тко выраженные элементы театрализации были присущи языч. религиозным обрядам. В конце 12 в. дат. летописец Саксон Грамматик писал о театр. представлении во время обряда зимнего жертвоприношения в Упсале. После введения католичества в церквах разыгрывались мистерии, миракли, литургические драмы. С началом Реформации (16 в.) стали организовываться многочисл. школьные и студенч. труппы, к-рые наряду с пьесами швед. авторов - М. Астероферуса, Ю. Мессениуса, Я. Кро-нандера, ставили произв. Еврипида, Теренция и др. античных драматургов. Группа студентов Упсаль-ского ун-та создала в 1682 труппу, явившуюся первым швед. проф. т-ром. В 1686-91 этот т-р выступал в Стокгольме; ставил переработанные франц. класси-цистские трагедии. В 1757 церковные власти запретили театральные представления в школах и университетах.

В 17-18 вв. в столице гастролировали нем., франц., нтал. и голл. труппы, стремившиеся устранять местных конкурентов. Однако представители либерального дворянства призывали к созданию нац. т-ра. В 1737 комедией "Шведский франт" К. Гюллен-борга открылась "Корол.евская шведская сцена" в Стокгольме. Эта труппа вскоре распалась, не выдержав конкуренции франц. и итал. гастрол„ров, выступавших в дворцовых т-рах в Дротнингхольме (1766) и Грипсхольме ,(1781). Большого развития достиг Ш. т. в 18 в. во время царствования короля Густава Tit, рассматривавшего театр. иск-во как идеологич. оружие для утверждения великодержавного абсолютизма и прославления особы короля. В 1787 в Стокгольме был основав. Королевский'драматический театр. ставивший пышные спектакли в духе франц. классицизма. С нач. 19 в. этот т-р постепенно перестал быть сугубо придворным. Здесь ставились пьесы Шекспира, Шиллера, швед. драматургов-романтиков- Ю. Стагнелиуса, Б. Бескова, X. Вийкандера, сформировалось творчество крупных актеров-реалистов - Л. Юртсберга, Э. Х„гквист, а также актеров, создавших отечеств, романтич. школу актерского иск-ва:

Э. Свартс, Н. Алъмл„ф, Г. Дальквист, Ф. Вестердаль и др. Одновременно организовывались т-ры в провинции, гл. обр. передвижные труппы, периодически выступавшие в крупных городах. Наиболее видными были антрепризы Э. Сванберга, П. Ю. Деланна, С. Торслова. В 1842 была нарушена монополия Королевского драм. т-ра. В Стокгольме возник ряд частных т-ров, среди к-рых наиболее значительным стал Новый т-р (осн. 1842). Романтич. тенденции преобладали в Ш. т. вплоть до 80-х гг. 19 в.

В конце 19-нач. 20 вв. Ш. т. приобр„л общеевроп. известность благодаря творчеству И. А. Стриндберга. Теоретич. высказывания Стриндберга о т-ре и драматургии, изложенные им в предисловии к драме "Фрекен Юлия" (изд. 1888) и в статье "О современной драме и о современном театре" (1889), сыграли большую роль в развитии направления натурализма в зал.-евро п. театр. иск-ве. В 1907 был осн. экспериментальный "Интимный театр" (Стокгольм), где под рук. реж. А. Фалька ставились драмы Стриндберга. Однако пост. пьес Стриндберга, Г. Ибсена, Б. Бь„рнсона и др. совр. сканд. драматургов были явлениями эпизодическими в Ш. т. Дарования ведущих актеров - Н. Персонне, Э. Вассер, К. В. Э. Хилъберга, У. Торслова, X. Муландера, А. Пальме, Ю.Хокансон, А. де Валя и др. раскрывались преим. в произв. классич. драматургии (Шекспир, Шиллер, Мольер, Хольберг). К нач. 20 в. в Стокгольме работало 7 частных т-ров, из к-рых лишь Шведский т-р стремился к художеств. исканиям; постоянные труппы работали в Г„теборге, Мальм„, Хельсингборге.

Расцвет Ш. т., рост его влияния на духовную жизнь страны начался после 1-й мировой войны. Он был связан с деятельностью режиссеров П. Линдберга и У. Муландера, их монументальными, исполненными высокого гражданского пафоса пост. Эсхила, Софокла, Шекспира и в особенности Стриндберга, П. Лагеркви-ста и Я. Бергмана. Большое значение представляли попытки Линдберга претворить в жизнь идею "массового, нар.т-ра", близкого демократич. зрителю. Среди лучших актеров этого времени - И. Экман, И. Хедквист, Т. Тейе, П. Линдстед-Бруниус, И. Тидблад, Л. Хан-сон, М. Экстрем, Э. Эклунд, В. Ш„стр„м. В 30-е гг. 20 в. репертуар Драм. т-ра (Стокгольм), Г„теборг-ского и др. ведущих т-ров обогатился пьесами швед. и зарубежных драматургов (Р. Вернлунн, С. Сивертс, В. Муберг, X. Гревениус, Н. Григ, К. Абелль, Ф. Вольф, К. Чапек и др.), посв. актуальным поли-тич. и социальным проблемам, направленными против угрозы фашизма и войны. Многообразные идейно-эстетич. поиски, смелое экспериментаторство определялись деятельностью режиссеров Л. Л. Лестадиуса, Р. Карстена, Т. Хаммарена, К. Стр„ма. Ведущая тенденция швед. театр. культуры этого времени - стремление к выразительной зрелищности и глубокая интеллектуально-психологич. насыщенность спектакля. В 40-е гг., наряду с утверждением высокой граждейственности, поисками совр. выразительности, усилилось тяготение к формотворчеству, некритич. следование модернистским экспериментам.

Наиболее значит, деятели совр. Ш. т.- режиссеры А. Ш„берг и И. Бергман. Творчество Ш„берга, связанное с Драм. т-ром, исполнено социальной направленности, жизнеутверждения. И. Бергман, работавший в т-рах Хельсингборга, Мальм„, Г„теборга (в 60-е гг.- директор Драм. т-ра), созда„т глубокие по философской направленности спектакли. Среди др. видных режиссеров - С. Малъмквист, И. Ентеле, У. Гам-лин, Б. Экерут. Ведущие актеры совр. Ш. т.- И. Тулин, Б. Андерсон, Г. Фрид, А. Бь„рк, Э. Э. Дальбек, Г. М. Волъгрен, М. Сюдов, Д. Эк, Г. Бь„рнстранд, К. У. Хеннинг, X. Л„венадлер, У. Пальме, Я. Кулле, И. Кристенсон, П. Оскарсон. В 1966 в Стокгольме работало 18 т-ров, среди них: Драм. т-р. Городской т-р. В репертуаре швед. т-ров - произведения Шекспира, Чехова, Брехта, Стриндберга, Бергмана, Лагерквиста, совр. швед. и западноевропейских драматургов.

При Королевском драм. т-ре и Городском т-ре (Ге-теборг) работают школы, готовящие актеров. С 1921 изда„тся театр. журнал "Сен о салон". Научно-исследовательскую и популяризаторскую работу в области театр. иск-ва вед„т Театр. музей при Дротнингхолъм-ском дворцовом театре.

Лит.: PersonneN., Svensk teatern, bd l-8, Stuckh., 1913-27; N o r d e n s v a n G., Svensk teater och svenska skadespelare, bd 1-2, Stockh., 1917-1918; B e i j c r A., Teaterrecensioner 1925-1949, Stockh., 1954; Hillestrom G., Theatre and hallet in Sweden, Stockh., 1953; Dramaten 175 ar. Studier i svensk scenkonst, Stockh., 1963. Вл. М.

Музыкальный театр. Опера. Первые оперные представления в Швеции были даны в 1652 итал. труппой В. Альбричи. Итал. и франц. оперные труппы гастролировали в Швеции в конце 17 и сер. 18 вв., часть певцов осталась в Стокгольме. Ф. Ут-тини (с 1768 - придворный капельмейстер) написал оперный спектакль "Фетида и Полей" и пост. в 1773 с вновь созданной им труппой. Эта труппа составила основу т-ра Шведской королевской оперы. Первые оперы на шведском яз. были сочинены нем. музыкантами- "Густав Васа" Наумана (1786) и "Густав Адольф и Эбба Брахе" Крауса (1778) на швед. текст скальда Ю. Кельгрена. В конце 18-19 вв. ставятся произв. зарубежных композиторов.

Первые произведения швед. композиторов - опера "Фронд„ры" А. Линдблада (1835), зингшпиль "Люди из Вермланда" А. Рендаля (1846), "Эстрелла де Сория" Ф. Бервальда (1862) и др. Во 2-й пол. 19 в. усиливается интерес к нац. фольклору, связанный с развитием в швед. музыке романтич. направления. Наиболее видные представители этого направления в опере - И. Хальстр„м ("Плен„нная горным духом", 1874) и Ю. А. Халлен ("Викинг Харальд", 1881). В конце 19 - нач. 20 вв. нац.-романтич. тенденции в муз. т-ре продолжали В. П етерсон-Бергер ("Арнльот", 1910, "Пророки страшного суда", 1919), Т. Рангстрем ("Невеста короля", 1919), H. Берг ("Энгельбрект", 1929) п др. Швед. композиторы 20 в.- К. Аттерберг, Д. Вирен и др., сохраняя верность нац. муз. традициям, отражали в сво„м творчестве и совр. течения (экспрессионизм, неоклассицизм и др.). Кроме Швед. королевской оперы, к-рая приобретает мировую известность, оперы и оперетты ставятся в театрах Г„теборга, Мальм„; оперетты - в "Оскар-театре" (Стокгольм), муз. спектакли идут и в Дротнингхолъмском дворцовом театре. Среди выдающихся швед. исполнителей 1920 вв. певицы: Ж. Линд, Л. Микаэли, С. Абб, Э. Гулъбрансон, К. Нилъсон, Н. Ларсен-Тодсен, Б. Нилъсон\ певцы: И. Данстр„м, Ю. Гюнтер, К. Ю. Форселль, Ю. Бъ„рлинг, Э. Бейрон, С. Бъ„рлинг, Л. Бъ„ркер, А. Ф. Эдман и др.

Лит.: Dahlgren F. A., Forteckning of v er svenska skadespel uppforda pa Stockholms teatrar 1737-1863, Stockh., 1866; Svanberg J., Kungliga teatrarne under ett halft sekel 1860-1910, t. 1-2, Stockh., 1917-18; Den svenka operan genom tiderna, в кн.: Svenska konstnarer..., Stockh., 1943; M o b e r g C. A., Das Musikleben in Schweden, Hamb., 1956. Вл. О.

Балет. Начиная с 30-х гг. 17 в. в Стокгольме периодически ставились балетные спектакли. В 1773 была организована постоянная труппа (с 19 в. носит назв. Королевский балет). В 18 - нач. 19 вв. здесь выступали преим. дат. и франц. танцовщики. Первым швед. балетмейстером был А. Селиндер, к-рый познакомил швед. зрителей с романтич. балетом (40-е гг. 19 в.). В кон. 19 - нач. 20 вв. швед. балет приш„л в упадок. Приезд в страну в 1913 рус. танцовщика и балетмейстера M. M. Фокина способствовал развитию швед. балета. В 20-е годы была организована труппа "Шведский балет", к-рая успешно выступала в Париже. Труппу возглавлял Я. Берлин - ученик Фокина. Берлин пост. несколько балетов, используя нац. фольклор ("Ночь на Ивана Купалу" Альфвена), но гл. обр. труппа ставила балеты франц. композиторов. Спектакли оформляли также франц. художники ("Сотворение мира" Мийо в оформлении Ф. Леже и др.). В этой труппе выдвинулись артистки Е. Хассельк-вист и К. Ари. В 30-е гг. швед. балет испытал сильное влияние свободного и экспрессионистского танцев, пропагандистом к-рого был танцовщик Ю. Альго. После 2-й мировой войны в Королевском балете работали англ. танцовщики, в частности M. Скипинг, поставившая классич. балеты, а также англ. балетмейстер А. Тюдор, возглавлявший эту труппу в 1962- 1964 и осуществивший здесь свои известные пост.: "Огненный столп" на муз. Ш„нберга, "фрачные элегии" на муз. Малера и др. С 1964 труппу возглавляет канадский танцовщик и балетмейстер Б. Макдоналд. Наиболее известные швед. балетмейстеры Б. Кулъберг, И. Крамер и Б. Окессон. В своих пост. они используют классич. танец, сочетая его со свободным танцем. Балетмейстеры обращаются к нац. сюжетам, привлекают швед. композиторов. В числе пост. 50-60-х гг.:

"Рыцарь и шесть принцесс" Нюстр„ма, "Сизиф" Блум-даля, "Бендик и Аролилья" С„нстервольда, "Икар" Бека и др. Наиболее известные швед. артисты балета (60-е гг.): Г. Линдгрен, Э. M. Розен, Э. Раш, M. Ор-ландо, И. Броссе, Г.Андерсон, Т. Лагерборг, братья M. и Ю. Менгарелли, Б. Хольмгрен, В. Сендберг, Т. Родин, Э. Клавсен, К. Селлинг и др. Е. С.

ШВЕЙЦАРСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Драма и театр. иск-во в Швейцарии развивались на тр„х ЯУ.- французском, немецком и итальянском.

Театр и драматургия на франц. я з. складывались на основе церковно-ритуального действа. Среди первых известных драм. произв."Диспут между душой и телом", "Мистерия о мироздании" (15 в.). В 16 в. во время Реформации в протестантских кантонах Швейцарии создавались пьесы, направленные против католицизма: "Нравоучение о недуге христиан" M. Маленгра (1533, Невшатель), "Комедия о кончине больного папы" К. Бадиуса (1561), "Комедия о недужном мире с пустым брюхом" Ж. Бьенвеню (1568, Женева). Наиболее крупный деятель протестантской драматургии кальвинист Т. Веза написал антикатолич. драму в стихах "Жертвоприношение Авраама" (1552, Лозанна). В 16 в. была написана первая "игра о Телле" (Teilspiel) "Тень Штауффахера" Ж. Дюшена (1584). Получил распространение жанр фастнахтшпиля: "Комедия о людях, взыскующих доироги времени, и .uci.if.iiirtuivi u-боре", "Матушка Дурь и батюшка Бонтан" (1523), в к-рых проявились черты боевой политич. сатиры.

В 17 в. т-р и драматургия в протестантских областях Швейцарии подвергались преследованиям, шла борьба между сторонниками и противниками т-р а. В католич. кантонах театр. жизнь была более активной, но пьесы писались гл. обр. на лат. яз. Лишь в 1738 в Женеве появилась первая проф. труппа и в течение 2 лет играла пьесы французских драматургов.

Большое значение для Ш. т. и д. имело многолетнее пребывание в Швейцарии Вольтера, жившего с 1754 близ Женевы (имение Делис), в 1758-78 - в Фер-не. В домашних т-рах под рук. Вольтера, а также в Лозанне и Женеве ставились его пьесы: "Заира", "Китайский сирота", "Магомет", "Скифы", "Альзира" и др.

Были построены театр. здания в Шатлене (близ Женевы, 1786), в Лозанне (1781), в Женеве (1782 и 1789).

Под влиянием идей Ж. Ж. Руссо, призывавшего организовывать народные зрелища, в Веве устраивались театрализованные "праздники виноградарей".

С сер. 19 в. приобретают известность драматург M. Монье, автор "Комедий марионеток" (1871), направленных против европ. монархов, а также Ж. Мю-лозер ("Правильная линия", 1854, "Суп с капустой", 1869, "Мадам Лили", 1875), В. Россель (драма "Да-вель", 1848, посв. нац. герою 18 в.), А. Рибо ("Юлия Альпинула", 1893).

В 1879 в Женеве был открыт "Гран театр", построенный по образцу т-ра "Гранд-Опера" в Париже (здание сгорело в 1951).

В конце 19 - нач. 20 вв. появляются (впервые на франц. яз.) фестшпили - "праздничные действа" - "Невшатель Швейцарский" Ф. Годе (1898), "Народ в Во" А. Варнери (1903). Влияние символизма, начавшего развиваться в Швейцарии в конце 19 в., сказалось в творчестве Ж. Виолетта, выступившего со стихотворными арлекинадами и фарсами "Жестокая любовь" (1903), "В сумерках", "Господин Изабелла" (оба в 1905).

Наиболее видный деятель Ш. т. и д. 1-й четв. 20 в.- Р. Моракс. Последователь M. Метерлинка, он написал поэтич. драмы "Генриетта" (1908), "Алиенор" (1910), в к-рых сильны символистские мотивы, драмы "Телль" (1914), "Царь Давид" и "Юдифь", основанные на исто-рич. и библейском материале, и др. В 1908 Моракс вместе с братом и композитором Г. Доре организовал т-р "Жора" (Мезьер, близ Лозанны), в к-ром ставились гл. обр. его пьесы (в т. ч. "Мудонская красавица", 1931, с муз. А. Онеггера).

В 1915-22 в Женеве работал франц. режиссер Ж. Питоев, к-рый пост. здесь спектакли, составившие в дальнейшем основу репертуара его труппы в Париже. '

Распростран„нными жанрами Ш. т. и д. 1-й пол. 20 в. являются стилизованные мистерии, а также

"праздничные действа", аллегорич. оратории - "Мистерия об Аврааме" (1916, пост. в старинной церкви Пулли), "Вильгельм Бешеный" (1916, "Т-р комедии", Женева), Ф. Шаванна, "Поющая слава" (1922), "Мора" (1926), "Город на заре" (1941) Г. Рейнольда, "Жертва" Ж. Ж. Гайара (1942) и др. Начиная с 30-40-х гг. большой известностью пользуется творчество драматурга А. Жери; его лучшая пьеса - "Шестой этаж" (1937), перевед„нная и пост. во мн. странах, в т. ч. в СССР.

Среди швейц. драматургов: Л. Понсе ("Разделение наций", 1939), В. Томи ("Битвы", 1940), Л. Брасле ("Книга жизни", 1932, "Видение в пути", 1933, "Битва до рассвета", 1938), Л. Голи ("Соломенная свадьба", 1956, "Капитан Карагез", 1960).

В 50-е гг. в Лозанне открылись т-ры: "Пти-Шен" {в 1953), "Боль„" (в 1954), ежегодно проводятся Меж-дунар. фестиваль (в июне), Фестиваль итал. оперы (октябрь).

С 1935 изда„тся журнал "Театральный месяц".

Лит.: Stadier E.,Nef A., Zweihundert Jahre Ber-лег Theater 1700-1953, Bern, 1954. C.B. П.

Театр и драматургия на нем. яз. Драматургия в Швейцарии начала развиваться в эпоху позднего средневековья на основе церковного богослужения. В эпоху Возрождения на швейц. драматургию большое влияние оказало "открытие" античной драматургии, прежде всего - рим. комедии.

Духовные драмы вначале ставились на лат., а с 13 в. и на нем. яз. Театр. представления устраивались во время пасхальных празднеств, масленицы, позднее - на рождество, а также по случаю разл. торжеств и погребений. В 1250 на площади маленького городка Ааргау пост. "Пасхальная игра о Мури" на нем. яз. о смерти и, воскресении Христа.

На рубеже 15-16 вв., в эпоху религиозных распрей, религиозно-политич. сатиры, пьесы с библейскими и античными сюжетами использовались как средство борьбы между католиками и протестантами. Большинство этих пьес написано простым языком, понятным для зрителей из народа.

Наиболее известный драматург 16 в.- П. Генген-бах, автор пьесы "Старый швейцарец" (1514), в к-рой осуждается швейц. молод„жь, служащая ради обогащения в иностр. войсках. Большую известность приобрела также его пьеса "Десять возрастов" (1515, Базель), обличающая ложь и обман. Генгенбаху принадлежит и пьеса "Пожиратели мертвецов" (1521 или 1522), направленная против пороков духовенства.

Пьесы видного драматурга Н. Мануэля "О папе и его пасторах", "О разнице между папой и Христом" (1523, Берн) проникнуты ненавистью к церковникам. Нар. лукавство, юмор характерны для его пьесы "Коробейник" (1525) о мелком плуте, к-рый пытается обмануть крестьян.

В 1512 пост. в Альтдорфе первая швейц. светская пьеса на нем. яз. "Игра о Телле", приписываемая В. Компару, герой к-рой Вильгельм Телль призывает народ к восстанию против фогтов и тиранов. В 1514 в Цюрихе пост. пьеса "О старых и молодых швейцарцах", приписываемая Б. Шпроссу. Это первая швейц. драма на нем. яз., сюжет к-рой основан на событиях современности. Цюрихский драматург Я. Руф использовал пьесу Шпросса в работе над своей пьесой "Кузен Генрих, или О благополучии и упадке Швейцарии" (1539). Среди известных швейц. драматургов 16 в.- Г. Буллингер, автор пьесы "Лукреция и Брут" (1526, Базель), призывавшей бороться с тиранами, 3. Блец, написавший фарс "Маркольф" (1546) о хитром и ловком крестьянине, к-рый побеждает в споре с цар„м Соломоном. Одним из лучших драматургов, работавших в жанре комедии, был Т. Штиммер, автор "Сатирических сцен из жизни молодож„нов" (ок. 1580).

В 17 в. протестантское духовенство запретило пост. спектаклей в Цюрихе и др. городах. В связи с религиозными войнами драматургия и театр. иск-во пришли в упадок. Среди немногих драм. произв. 17 в.- "О борьбе горациев и куриациев..." И. Веттера (1654), "Пьеса о тр„х королях" И. П. Шпихтига (1654), "Печальные мысли христианской души под именем Гугиофиле о страшных страданиях и смерти Христа" (1678, г. Цуг).

В 18 в. получило распространение любительское театр. иск-во. Жители деревень и городов разыгрывали пьесы о смерти и воскресении Христа, ставили "Пьесу о тр„х королях", "Антихрист и страшный суд" Ф. Севера. Большим успехом пользовались пьесы на библейские сюжеты Г. Рица.

В 1801 был создан проф. т-р в Санкт-Галлене. Во 2-й пол. 19 в. крупным явлением швейц. драматургии было творчество И. В. Видмана, в пьесах к-рого утверждались демократич. идеи: "Ифигения в Дельфах", "Эразм Роттердамский" (обе в 1865), "Арнольд Бре-шианский" (1867). На рубеже 19-20 вв. известностью пользовался драматург А. Отт, автор историч. драм и трагедий: "Агнесса Бернауэр" (1889), "Розамунда" (1892), "Карл Смелый и союзники" (1896). К драматургии обращался писатель, поэт К. Шпитлер, написавший драмы "Парламентарий" (1889), "Скупой" (1892).

В 19 в. происходило дальнейшее развитие нар. т-ра. Ставились фестшпили, сюжеты к-рых были основаны на событиях отечеств, истории, нар. легендах и преданиях. Как правило, они были написаны на одном из швейц. диалектов, ставились в дни торжественных праздников (победа швейц. кантонов над иноземными завоевателями, объединение кантонов, основание городов и т. п.). В пост. фестшпилей участвовали только любители. Наиболее значит, представления состоялись в 1886 (500-летие битвы при Земпахе), 1891 (600-летие основания г. Берна).

В годы господства гитлеризма в Германии выделялось творчество драматургов X. Мюлештейна ("Безбожники", 1932, Базель), Я. Бюрера ("А другого пути нет?", 1933), защищавших прогрессивные идеи.

Только после 2-й мировой войны возникли благоприятные условия для развития Ш. т. и д. В сер. 40-х гг. 20 в. начали творч. деятельность крупнейшие совр. швейц. драматурги M. Фриш-"И вот они вновь поют" (1945), "Китайская стена" (1946), "Когда закончилась втшна" (1949), "Бидерман и поджигатели" (1958), "Андорра" (1961) и Ф. Дюрренматт - "Так написано" (1947), "Визит пожилой дамы" (1956), "Физики" (1960), "Метеор" (1966) и др. В драматургии Фриша и Дюр-ренматта, близкой по художеств. при„мам зап.-ев-роп. "интеллектуальной драме", или "драме идей", острая антибурж. направленность сочетается с настроениями гуманистич. скептицизма.

Драматурги В. М. Диггельман, О. Штайгер, У. Троллер, М. Шмид обращаются к важным проблемам современности. Нек-рая часть совр. драматургов - Д. Векслер, К. Мангольд, У. Енни, В. Шмидлер - следуют зап.-европ. авангардистским течениям.

Наряду со столицей Швейцарии Берном крупным театр. центром является Цюрих. В этом городе работает "Шаушпильхауз" - ведущий швейц. т-р (осн. в 1908 под назв. "Пфауэнтеатер"), в течение мн. лет (1938-61) возглавлявшийся видным режиссером О. Вельтерлином. Под его руководством были впервые пост. мн. пьесы Б. Брехта и др. драматургов-антифашистов. Драм. т-ры работают также в Люцерне, Базеле.

Среди, видных театр. деятелей - О. Эберле, Т. Отто, Л. Линдтберг, X. Гнеков, В. Босхард.

Лит.: Schweizer Theatergeschichte, Zurich, 1914; Ehe r-1 e 0., Theatergeschichte der inneren Schweiz, Konigsberg, 1929; Lang P., Das Schweizer Drama 1914-1944, в кн.:

Jahrbuch der Gesellschaft fur schweizerische Theaterkultur, XIV, Elgg., 1944; S с h о о p G., Das Zurcher Schauspielhaus im zweiten Weltkrieg, Z., 1957. Г. Е.

Музыкальный театр. История оперного творчества и муз. т-ра в Швейцарии начинается позднее, чем в центр, странах Европы. В 18 в. в Люцерне было исполнено неск. зингшпилей Ф. Мейера фон Шауэнзе, включавших элементы швейц. народной музыки ("Посольство с Парнаса", 1746, "Празднество мира", 1751, "Брут", 1753, "Потерянный кошел„к скупца", 1754, и др). Мн. композиторы, уроженцы Швейцарии, не находили возможности для деятельности в своей стране и уезжали в Германию или Францию. Первые оперные спектакли в Цюрихе состоялись в 1788. Оперная труппа Кобервейна из Страсбурга выступила здесь с оперой "Король Теодор в Венеции" Паизиелло (в концертном исполнении). В конце 18 в. были пост. "Армида" Сальери и "Кора" Наумана. В 1820-е гг. ряд опер написал Ф. Шнидер фон Вартензе ("Эстел-ла", 1825, "Фортунат", 1827), затем И. Грейт, А. Мюллер ("Бегство в Швейцарию", 1841, Цюрих), Г. Г„ц ("Укрощение строптивой", 1874).

Регулярные оперные спектакли начались в Цюрихе с 1834. В начале 50-х гг. история Цюрихского т-ра связана с именем Р. Вагнера, дирижировавшего в т-ре в сезон 1850-51, а р 1852 под его управлением была пост. опера "Летучий голландец" (показанная затем в Лозанне и Женеве). С тех пор оперы Вагнера заняли прочное место в репертуаре Цюрихского т-ра. С конца 50-х гг. 19 в. в Цюрихе ставятся оперы Верди, с конца 19-7 нач. 20 вв.-оперы Сметаны, Леонкавалло, Масканьи, Сен-Санса, Р. Штрауса.

В 1834 открылся Муниципальный т-р в Базеле. Основу репертуара долгое время составляли оперы итал. композите ров. В 1887 был пост. ряд опер Моцарта, в 1892 - "Тристан и Изольда" Вагнера. В 20 в. в репертуаре базельской оперной труппы значит, место заняли произв. Пуччини, Р. Штрауса ("Арабелла", под упр. автора, 1934), ставились оперы Г. Губера ("Симплициус", 1912, "Дары моря", 1918).

В конце 19-20 вв. на сцене Цюрихского т-ра поставлены оперы швейц. композиторов: "Весна мира" (1894), "Кудрун" (1896) Г. Губера, "Ильзебилль" Ф. К лозе (1903), "Ратклиф" (1916), "Приключения Казано вы" (1925) Ф. Андре, оперы О. Ш„ка (от раннего зингшпиля "Эрвин и Эльмира", 1916, до "Пентесплеи", 1927, и "Замка Дюранд", 1943), И. Г. Давида, П. Мориса и др. В 20-30-е гг. здесь были пост.: "Юдифь" (1927), "Амфион" (1933) Онег-гера (швейцарца по происхождению), "Сердце" Пфитц-нера (1931), "Воццек" А. Берга (1932), "Леди Макбет Мценского уезда" Шостаковича (1935), "Матис-жи-вописец" Хиндемита (1938). В 1941 здесь была пост. "Жанна д'Арк на костре" Онеггера, в 1945 впервые в Европе исп. "Порги и Бесс" Гершвина. В 1957 состоялась премьера оперы Ш„нберга "Моисей и Аарон". Т-р пост. оперы швейцарских композиторов: "Волшебный остров" Г. Зутермейстера (1942), "Волшебный напиток" Ф. Мартена и др. Среди пост. Муниципального т-ра 1950: "Питер Граймс", "Поругание Лукреции", "Опера нищих" Бриттена и др.

В т-ре работали: дириж„ры - Ф. Абт, Г. фон Бю-лов и др.; реж.- Э. Ройкер и др. В 1947-56 т-ром руководил Г. Циммерман.

Оперные спектакли ставятся гастрольными труппами и в др. городах Швейцарии. В Гор. муниципальном т-ре Берна наряду с драматич. спектаклями идут оперы и оперетты (гл. дириж„р т-ра - Н. Эшбахер). В Санкт-Галлене оперные спектакли ставились с 1803, в Люцерне -с 1839 (здесь пост. ряд швейцарских опер, в т. ч. "Завещание" В. Верли, 1934), в Лозанне - с 1871, в Женеве - с 1879 ("Гранд т-р", где в 1958 была пост. опера "Месье Жабо" Р. Вюатаза).

На развитие швейцарской оперы оказали влияние нар. празднества-фестшпили (Festspiel), связанные с традициями нар. хоровой музыки и ведущие сво„ начало с 1886. Эти празднества происходили на открытом воздухе с участием нар. масс и были приурочены к особо торжеств, датам (1891, торжество в честь семисотлетия города Берна с музыкой К. Мунцигера, и др.).

Совр. оперное творчество Швейцарии представлено именами: Ф. Мартен ("Буря", 1956), В. Буркхард ("Ч„рный паук", 1949), Г. Зутермейстер, Р. Либерман ("Леонора 40-45", 1952, "Пенелопа", 1954, "Школа ж„н", 1955), X. Хауг ("Орфей", 1954, Париж, "Зеркало Агриппины", 1954), А. Шиблер, Р. Обусье ("Амфитрион", 1951, Берлин). Оперное творчество этих композиторов тесно связано с муз. жизнью Германии и Франции.

Лит.: R u e g g R., Die ersten 50 Jahre des Zuricher Stadttheater (1834-1884)" Z., 1925; W eis s F., DHS Basier Stadttheater, Basel, ['1934]; G у s i F., R. Wagner und die Schweiz, Frauenfeld-Lpz., 1929; Merlan W., Basels Musikleben im 19. Jahrhundert, Basel, 1920; В е с k e r G., La musique en Suisse..., Gen., 1923; С h e r b u l u i e z A. E., Die Schweiz in der deutschen Musikgeschichte, Lpz., 1932, E b e r l e 0., Theatergeschichte der inneren Schweiz, Konigsberg, 1929; Schweizer Musikbuch. Hrsg. von W. Schul), Bd 1-2, Z., 1939; Schuh W., Schweizer Musik der Gegenwart. Kritiken, Essays, Ansprachen, Z., 1948; К о l l e r E., F. J. L. Meyer von Schauensee, sein Leben und seine Werke, Frauenfeld-Lpz., 1922; Theater im Zurich. 125 Jahre Stadttheater, Z., 1959; Refardt E., Musik in der Schweiz, Bern, 1952. Ал. М.

ШВЕЙЦЕР (Schweitzer), Антон (6.VI.1735-23.XL 1787) - нем. композитор. Учился музыке в Байр„пте. Работал придворным капельмейстером в Хильдбург-хаузене, руководил оперной труппой в Веймаре п Готе. Ш.- автор зингшпилей, среди к-рых особенно известен "Деревенский кузнец" (1772, Веймар; 1774, Гота; 1777, Франкфурт-на-Майне - разл. варианты), опер-"Алкеста" (1773, Веймар), "Розамунда" (1781, Мангейм), монодрамы "Поликсена" (1793, Веймар), музыки к мелодраме "Пигмалион" Руссо (1772, Веймар) и др. соч. Ал. M.

ШВ‚МБЕРГЕР, Виктор Александрович [р. 10 (22).1.1892] - рус. сов. драматург и режиссер т-ра кукол. Засл. деят. иск-в Кирг. ССР (1947). Учился в студии Е. Б. Вахтангова. актерскую деятельность начал в 1919 в Киеве, в передвижном т-ре "Памяти жертв Революции". Ш.- один из организаторов "Театра детской книги" (впоследствии 1-й Моск. т-р кукол, 1930-33), худ. рук. Моск. обл. т-ра кукол (1933-41). В 1945-56 - худ. рук. т-ра кукол во Фрунзе. Деятельность Ш. способствовала росту проф. мастерства актеров и созданию репертуара для т-ра кукол.

Пьесы и инсценировки: "Горицвет" (1922), "Белый пудель" по А. И. Куприну (1934), "Бери Баар" по О. Уайльду (1936), "Медведь и девочка" (1944), "Охотник Таласа" (совм. с К. Эшмамбетовым, 1946), "Голубой ястреб" (1949), "Похищение Гульбары" (1950).

Пост.: "Еж и Петрушка" Зака (1930, Т-р детской книги, Москва), "Ревизор" (1935, Моск. обл. т-р кукол), "Охотник Таласа" (Т-р кукол, Фрунзе, 1946), "Похищение Гульбары" (1950, там же).

Соч.: Театр кукол, М., 1934; Как научиться управлять куклой. Л., 1936 (совм. с В. М. Пот„мкиной); Спектакль театра кукол, М., 1937; Пьесы, Фрунзе, 1958. Д. Бр.

ШВЕРУБОВИЧ, Вадим Васильевич [р. 28.VII (10.VIII).1901 ]-рус. сов. театр. деятель. Засл. деят. иск-в РСФСР (1948). С 1920 работал в постановочной части Моск. Художеств, т-ра. В 1922-24 - зам. заведующего, а в 1932-59 - зав. постановочной частью этого т-ра (в 1926-30 - зав. постановочной частью б. Александрийского т-ра, в 1930-32 - Студии Малого т-ра). С 1946 вед„т преподавательскую работу. Руководитель постановочного ф-та Школы-студии МХАТа.

Соч.: режиссер и оформление спектакля, М., 1955, 2 изд., 1965; режиссерский коммент. и оформление спектакля в книгах: Горький М., "Враги", М-, 1937; В и p т а Н., "Земля", М.-Л., 1938; Трен„в К., "Любовь Яровая" М.-Л., 1940; В с. Иванов, "Бронепоезд 14-69, М.-Л." 1940. С. Г.

ШЕБАЛИН, Виссарион Яковлевич [29.V(11.VI). 1902-28. V. 1963] - рус. сов. композитор, педагог и обществ, деятель. Нар. арт. РСФСР (1947). Был депутатом Верх. Совета РСФСР 2-го созыва. Д-р искусствоведения. Окончил Моск. консерваторию (1928, класс композиции Н. Я. Мясковского). Ш.автор 5 симфоний, произв. для камерного ансамбля, вок. и хоровых. Музыка Ш. отличается законченностью и ясностью музыкального языка, нац. своеобразием. Наиболее крупное соч. Ш. для т-ра-комическая опера "Укрощение строптивой" (1957, Большой т-р). Опера отличается динамичностью развития действия, мелодич. яркостью, мастерством вок. ансамблей, изяществом оркестровки. Написана она в традиц. жанре комич. оперы; в ней перемежаются ариоз-ные формы и "сухой" речитатив, широко используется при„м лейтмотивности. Др. соч. Ш. для т-ра - опера "Солнце над степью" (1958, Москва, Ансамбль сов. оперы В ТО) о гражданской войне на Дону; муз. комедия "Жених из' посольства" (1942, Свердл. т-р муз. комедии). Ш. сделал новую редакцию и оркестроку оперы Мусоргского "Сорочинская ярмарка", а также оркестровал его же незаконч. оперу "Саламбо", дописал 2-й акт в опере "Запорожец за Дунаем", создал новую ред. этой оперы, дописал нек-рые вок. партии и оркестровое сопровождение в опере "Воевода" Чайковского, восстановил по авторским эскизам отдельные фрагменты из "Лебединого озера" и "Ундины" Чайковского. Ш. писал музыку ко мн. спектаклям, в т. ч.: "Командарм 2" Сельвинского (1929), "Баня" Маяковского (1930), "Последний решительный" Вишневского (1931), "Дама с камелиями" Дюма-сына (1934)-все в Т-ре им. Мейерхольда; "Лестница славы" Скриба (1936), "Мария Стюарт" (1941) - обе в Т-ре Революции;

"Любовь Яровая" (1936); "Стакан воды" Скриба (1936), "Каменный гость", "Моцарт и Сальери", "Скупой рыцарь" Пушкина (1937) - все в Т-ре-студии под рук. Завадского; "Гамлет" (1958, Т-р им. Вахтангова), "Мастерица варить кашу" Чернышевского (1952, ЦТСА), "Веер леди Уиндермиер" Уайльда (1959, Малый т-р, Москва) и др. Автор музыки к фильмам.

С 1928 в„л педагогич. работу в Моск. консерватории (с 1935 - профессор, в 1942-48 - директор). Лауреат Гос. пр. СССР (1943, 1947).

Лит.: История русской советской музыки, т. 4, ч. l. M., 1963; Б э л з а П., В. Шебалин, М.-Л., 1945; Протопопов В л., О музыке В. Шебалина, "Сов. музыка", 1958, 11. В. Делъ.

Ш‚БЕРГ (Sjoberg), Альф (р. 21.VI.1903) - швед. режиссер. В 1925 окончил школу при Королевском драм. т-ре (Стокгольм), на сцене к-рого дебютировал в качестве актера. С 1930 - режиссер этого т-ра. Ученик и последователь У. Муландера, Ш. развивал принципы эпич. зрелища, в к-ром глубокое исследование внутр. мира героев сочетается с напряж„нным драматизмом. Центр, проблема творчества Ш.- человек и история, личность и противоборствующие поли-тич. силы. Спектаклям Ш. присущи яркая театральность, красочность, ритмич. экспрессия. В 30-е гг. пост. антифашистские спектакли, проникнутые идеями социализма: "Святое семейство" Вернлунда (1934), "Наша честь, наше могущество" Грига (1937), "Человек без души" (1938), "Победа во тьме" (1940) Лагер-квиста, "Анна Софи Хедвиг" Абелля (1939). Полемич. осмыслением традиц. трактовок отличается работа Ш. над произв. классич. скандинавской драматургии:

"Юхан Ульфшерна" Хедберга (1932), "Аморпна" (1951), "Драгоценности королевы" (1957) Альмквиста, "Йун Габриэль Боркман" (1947), "Бранд" (1950) Ибсена, "Карл XII" (1940), "Фрекен Юлия" (1949), "Эрик XIV" (1950), "Мастер Улоф", "Отец" (1959) Стриндберга. Ш. стремится к созданию лаконичного, но „мкого образа эпохи, среды, к скульптурно чеканной пластичности сцен. Среди лучших спектаклей также:

"Преступление и наказание" по Достоевскому (1941), "Кровавая свадьба" Гарсиа Лорки (1944), "Мухи" Сартра (1945), "Приговор„нный к смерти" Дагермана

(1947), "Философский камень" Лагерквиста (1948), "Тартюф" (1949), "Ревизор" (1959); "Швейк во второй мировой войне" (1963), "Мамаша Кураж и е„ дети" (1965) Брехта. Ш.- один из крупнейших швед. кинорежиссеров. Поч„тный доктор философии Лундского ун-та.

Лит.: В e i } e r A., Teaterrecensioner 1925-1949, Stockh., 1954; Theatre in Sweden. .Special issue of "World Theatre", v. 4, J\ 2, Brux., [1955]; Eriksson G., Alf Sjoberg, Stockh., 1966 (в печати).

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница