Наши партнеры

https://dragonmoney104.online
Купить одежду Вологда.

Театральная энциклопедия
(страница 481)


ЧЖЭНДАНЬ - женское амплуа кит. традиц. т-ра. Сложилось в юанъской драме. Позднее получило назв. амплуа "женщин в скромных одеждах" (см. Дань). , С. С.

ЧЖЭНМО - амплуа кит. традиционного т-ра, сложилось в юанъской драме. Ч.- гл. герой, исполняющий основную вокальную партию. Вл. С.

ЧЖЭНШЭН - мужское амплуа кит. традиционного т-ра. Сложилось в куныпаньском жанре (см. Кунъцюй). Положительный молодой герой. В пекинской музыкальной драме Ч.- пожилой герой Лао-шэн (см. Шэн)\ часто представитель знати и императорской фамилии, а также чиновник, интеллигент и др. С. С.

ЧЙКИ (Csiky), Гергей (8.ХП.1842-19.XI.1891)--венг. драматург. Один из первых представителей критич. реализма венг. драматургии. Лит. деятельность начал в 1872, будучи профессором теологии. В 1880 написал первую комедию "Дармоеды" (1880, Нац. т-р, Будапешт). В течение последующих лет создал цикл социально острых сатирич. комедий, высмеивавших пороки бурж.-дворянской Венгрии. В фарсе "Мукани" (1880) драматург обличает карьеризм и коррупцию, в комедии "П„страя нищета" (1881) показывает характеры чиновников. В пьесе "Пузыри" (1887) Ч. рассказывает о сословии "джентри" - разорившихся венг. дворян, приспособившихся к новым бурж. условиям жизни. В трагедии "Железный человек" (1886) Ч. пытается создать гражданскую драму о жизни совр. ему бурж. общества по образцу античной трагедии. В историч. пьесе "Рожд„нный для великого" (1890), на материале истории движения итал. карбонариев, Ч. разоблачает политику католич. церкви. Последняя комедия Ч.- "Бабушка" (1891)- пародия на венг. сентиментально-развлекат. драматургию конца 19 в. Благодаря сценичности была одной из самых репертуарных пьес Ч. (последняя пост. в 1964 в Будапештском т-ре оперетты). В большинстве своих пьес Ч. разрешает острые социальные проблемы благополучной развязкой.

Соч.: Дармоеды, в сб.: Классическая драматургия стран народной демократии, т. 2, М., 1955, с. 307-414.

Лит.: L u k ас s Gy., A modern drama fejludesenek tortenete, Bdp., 1911; Hegedus G., Csiky Gergely, Bdp., 1953. А. Гер.

ЧИЛИЙСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Истоки театр. иск-ва Чили - в обрядах, культовых церемониях, плясках индейцев, населявших страну. Первые театр. представления относятся к эпохе колонизации Чили испанцами (конец 30-х гг. 16 в.). Священники-миссионеры стремились использовать эти представления в целях религиозной пропаганды. В 17 в. театр. представления устраивались в Сантьяго и Консепсьоне во время свадебных празднеств (в 1693 была пост. комедия "Чилийский Геркулес" неизв. автора). В 1709 в столице построено небольшое здание т-ра "Колисео". Здесь шли пьесы преим. исп. драматургов А. Сегрето, А. де Солиса-и-Риваденейры, X. Руиса, Л. Сагредо, X. Уртадо де Мендосы. Большим успехом пользовались под, тонадильи, сайнете и энтремиш, ставились также пьесы Лопе де Вега, А. Морето и др. В 1789 построено здание нового т-ра "Колисео" в Сантьяго, в 1791 открыт т-р в Вальпараисо.

После провозглашения независимости Чили (1818) в Сантьяго начал работать т-р "Рамада". На его сцене были пост. первые произв. нац. драматургии: "Дочь Юга, или Независимость Чили" (1823) и "Чилийка" (1827) Магальянеса. Значит, влияние на развитие Ч. т. и д. в сер. 19 в. оказало творчество аргент. писателей В. Фиделя Лопеса, Д. Ф. Сармьенто, живших в Чили в изгнании. Они способствовали утверждению романтич. направления в чилийской драматургии. С романтизмом связано творчество драматургов К. Бельо (пьесы "Любовь поэта", 1842), Р. Минвьелье ("Эрнест", 1842, и др.). После 1841 в Чили работал один из крупнейших аргент. актеров-романтиков X. А. Касакуберта. В 40-е гг. в чилийских т-рах ставились пьесы В. Гюго, А. Дюма-отца.

В 19 в. в Сантьяго были открыты "Т-р Республики" (осн. в 1848), "Театро мунисипаль" (в 1857). Однако в них выступали гл. обр. исп. труппы. Драматургия конца 19-1-й четв. 20 вв. отмечена усилением реа-листич. тенденций. В произв. Д. Барроса Г peca и особенно А. Асееедо Эрнандеса впервые показаны жизнь и быт народа, критически освещены отрицат. явления совр. жизни Чили.

Театр. иск-во Чили интенсивно развивалось в 30-40-е гг. 20 в. Во мн. городах страны организовывались любительские театр. коллективы (гл. обр. студенческие и профсоюзные). В 1939 организован "Малый университетский т-р" в Сантьяго под рук. П. де ла Барры, в 1941 по его же инициативе начал работать "Экспериментальный т-р" Чилийского ун-та (ныне наз. "Институт театра"). В 1943 открылся Опытный т-р Католич. ун-та, одним из организаторов к-рого был П. Мортейру. В 1946 в Сантьяго основана Нар. школа сценич. иск-ва.

Среди т-ров, организованных в 50-е гг.: труппы под рук. Р. Фронтауры, В. А. Варгаса, А. Флореса, т-р при Об-ве театр. авторов. В 1951 создан клуб драматургов, к-рый устраивает театр. конференции, диспуты, лекции по вопросам т-ра и драматургии, организует фестивали нац. иск-ва, учреждает премии театр. деятелям. Крупнейшее театр. помещение Чили - "Театро мунисипаль", где ставятся драм. и оперно-балетные спектакли, устраиваются концерты. Муз.-драм. представления (типа ревю) идут в зданиях мн. кинотеатров страны. Среди др. т-ров столицы- "Пти реке", "Ателье", "Театро мимико".

В репертуаре чилийских т-ров произв. чилийских драматургов А. Асеведо Эрнандеса, Д. Барроса Гре-са, С. дель Кампо, С. Водановика, Г. Роепке, Ф. Де-бесы, Ф. Куадры, X. Луко Кручаги, Э. Бунстера, пьесы Шекспира, Мольера, К. Гольдони, Тирсо де Мо-лины, Лопе де Вега, Г. Ибсена, Гоголя, Чехова, Б. Брехта, Л. Пиранделло, Ж. Жироду, Т. Уайлдера и др. Среди видных театр. деятелей: режиссеры П. Ортус, А. Сире, X. Лильо, Э. Дитборн, актеры Р. Парада, К. Пас, Ш. Роман, М. Малуэнда.

Лит.: Medina ToribioJ., Historia de la literatura colonial de Chile. Santiago, 1878; Torre Revello J., Origenes del teatro en Hispano-America, "Cuaderno de cultura teatral", 1937, JSra" 8, р. 37-64; Maria y Campos А. de, Breve historia del teatro en Chile, Mexico, 1940.

Балет. В Чили издавна были распространены танцы местного индейского населения. С 16-17 вв. их постепенно вытесняли танцы и муз.-танц. представления, завез„нные из Испании. После установления независимости Чили (1818) организуется оперный т-р. С 1857 в Сантьяго работает "Театро мунисипаль", где ставятся первые муз. произв., написанные чилийскими композиторами. В 19 в. иностр. балетные труппы познакомили чилийских зрителей с балетными спектаклями. После гастролей рус. балетных трупп (труппа А. П. Павловой, "Русский балет де Базиля" и др.) в 20-30-х гг. были открыты первые частные балетные школы. Первый проф. балетный коллективБалет Чилийского ун-та-организован в 1941 в Сантьяго (с 1957 носит назв. Чилийский нац. балет). Среди его организаторов были артисты экспрессионистского направления (ученики нем. балетмейстера К. Йосса), в их числе танцовщик и балетмейстер Э. Утхофф, возглавивший эту труппу. В репертуар были включены лучшие пост. Йосса (антивоенный балет "Зел„ный стол" Коэна, 1948) и балеты, пост. Утхоффом ("Блудный сын" на муз. Прокофьева, 1955, и др.). Среди др. пост.- балеты композиторов Лат. Америки:

"Калаукан" Чавеса, балетм. П. Бунстер, 1959; "Порог сна" Саласа, балетм. М. Л. Солари, 1951, и др. Труппа финансируется Чилийским ун-том. Спектакли строятся преим. на танцах модерн и нар. танцевальных мотивах. В'1959 в Сантьяго была организована труппа О. Чинтолези "Балет современного иск-ва". Труппа знакомит зрителей с классич. и совр. европ. репертуаром. Среди пост.: "Шопениана" (1960), "Жи-зель" (1961), "Коппелия" (1962), 2-й акт из балета "Лебединое озеро" (1962) и др.'Труппа финансируется муниципалитетом и выступает в "Театре мунисипаль". Оба коллектива имеют свои школы. Школа Чилийского нац. балета находится при Нац. консерватории музыки (Сантьяго). Е. С. (балет).

ЧИЛИНГАРЯН, Армен Аршакович (р.1916)-арм. сов. театр. художник. Засл. деят. иск-в Арм. ССР (1960). Чл. Коммунистич. партии с 1946. Учился в Ле-нингр. Академии художеств (1927-31). Лучшие работы: "Храбрый Назар" Демирчяна (1934, Ереванский рабочий т-р), "Мещанин во дворянстве" (1936); "Из-за чести" Ширванзаде (1939), "Король Лир" (1953)- в Т-ре им. Сундукяна, "Соломенная шляпка" Лабиша (1940), "Дети солнца" (1942) - в Ереванском рус. т-ре им. Станиславского. Л. Хал.

ЧИМАРОЗА (Cimarosa), Доменико (17. XII. 1749- 11.1.1801)- итал. композитор, певец, скрипач, кла-весинист, капельмейстер и педагог. Учился в Неаполитанской консерватории Санта-Мария ди Лорето у А. Саккини, П. Галло, Ф. Фенароли. В 1787-91 был капельмейстером итал. оперной труппы в Петербурге. С 1793 - придворный капельмейстер и учитель музыки в Неаполе. Участник восстания неаполитанских патриотов (1799).

Представитель неаполитанской оперной школы, Ч. является крупнейшим композитором 2-й пол. 18 в. Он создал оперу "Тайный брак" (1792, Вена), завершившую эволюцию жанра оперы-буффа. Опера отличается мастерством драматургич. композиции, яркими характеристиками персонажей, изяществом стиля, мелодиями, впитавшими интонации фольклора. Ч. создал ряд значит, произв. и в жанре оперы-сериа:

"Горации и Куриации" (1796, т-р "Фениче", Венеция), "Орест" (1783, Неаполь), "Юний Брут" (1782, Генуя), "Ахилл при осаде Трои" (1797, т-р "Арджентина", Рим), "Артемисия" (1801, т-р "Фениче", Венеция). Ч. стремился драматизировать этот жанр, вв„л в действие хор, обогатил новыми колористич. находками оркестр. Творчество Ч. не только завершило эволюцию итал. оперы 18 в., но и в значит, мере подготовило оперную реформу, к-рую осуществил в нач. 19 в. Дж. Россини.

О п e р ы-б у ф ф: "Причуды графа" (1772, т-р "Фьорен-тини", Неаполь), "Трое влюбл„нных" (1777, т-р "Балле", Рим), "Возвращение дона Каландрино" (1778, там же), "Причуды любви" (1778, т-р "Фьорентини"), "Итальянка в Лондоне" (1779, т-р "Балле"), "Женские хитрости" (1794, т-р "Фьорентини"), "Великодушные враги" (1798, т-р "Балле"), "Неосторожный 'счастливец" (1797, там же); Опер ы-с e p и а:

"Кай Марий" (178-1, "Т-р делле Даме", Рим), "Клеопатра" (1789, т-р "Эрмитаж", Петербург), "Дева солнца" (1789, Каменный т-р, там же), "Пенелопа" (1794, "Т-р дель Фондо", Неаполь) и др.

Лит.: С a rfi b i a s i Р., Notizie sulla vita e sulle opere di D. Cimarosa, Mil., 1900-1901; Bona ventura A., Cimarosa, Torino, 1915; Ш e н Д., Доменико Чимароза и его опера "Тайный брак". Л." 1939. Св. Г.

ЧИНИЗЕЛЛИ (Ciniselli) - итал. цирковая семья. Деятельность Ч. протекала гл. обр. в России. 1) Г а э-т а н о Ч. (1815-81)-антрепрен„р, конный акробат, дрессировщик-наездник. С 1841 работал в Петербурге и Москве сначала как артист цирка; с конца 1860-х гг. имел цирковую антрепризу. В 1877-8.1 был владельцем и руководителем выстроенного им в Петербурге стационарного цирка. Тут же выступала его жена - наездница и танцовщица на лошадях - В и л ь-гельминаЧ. (1817-86). 2) А н д р e о Ч. (1840- 1891) - дрессировщик и наездник, сын Гаэтано Ч. Был руководителем цирка после смерти отца. 3) С ц ипионе Ч. - цирковой антрепрен„р, второй сын Гаэтано. Руководил петербургским цирком в 1891- 1919. Здесь же выступала его жена - наездница Л ю -ц и я Ч.

В России работали: сыновья Гаэтано Ч.- дрессировщики-наездники: Алессандро, Андрее (младший), Эрнесто; дочери Гаэтано Ч. - наездницы: Вирджиния, Шарлотта и Эмма; жена Алессандро Ч.- Генриетта, жена Андрее Ч. (младшего) - Клотильда; жена Эрнесто Ч.- Каролина; дети Эрнесто Ч.: дочь Газелла, сыновья - антрепрен„р, дрессировщик, наездник Андрее Ч. и клоун Анджеле Ч. А. Шн.

"ЧИО-ЧИО-САН", "Мадам Баттерфлай" ("Madame Butterfly") - опера Дж. Пуччини, либр. Дж. Джакозы и Л. Иллики по новелле Дж. Лонга и драме Д. Беласко. Пост. \1 февр. 1904, Милан, т-р "Ла Скала" (дириж„р Кам-панини; Чио-Чио-сан - Сторкио, Пинкертон - Ценател-ло, Шарплес - Де Лука). Затем опера ставилась во мн. странах мира, в т. ч.: Лондон (1905, на итал. яз., 1907), Нью-Йорк (1906), Париж (1906), Барселона (1907), Берлин (1907), Вена (1907), Мадрид (1907, на итал. яз.) и мн. др.

В России пост. 25 янв. 1911, Оперный т-р Зимина, Москва (пер. В. Алексеева; дириж„р Плотников, пост. Оленин, худ. Маторин; Чио-Чио-сан - Люце, Пинкертон-Пикок, Шарплес - Бочаров). 1913, Мариинский т-р (пост. Боголюбов, худ. Голов, по эскизам Коровина; Чио-Чио-сан - Кузнецова, Сузуки - Панина, Шарплес - Каракаш). На сов. сцене пост. 25 февр. 1922, Петроград, Т-р оперы и балета (дириж„р Похитонов, пост. Боголюбов, реж. Циммерман, худ. Коровин; Чио-Чио-сан - Талонкина, Сузуки - Николаева, Пинкертон- Большаков); 1925, Экспериментальный т-р, Москва (дириж„р Ипполитов-Иванов, пост. Петровский, худ. Петровский, Сапегин); 1935, Муз. т-р им. Немировича-Данченко, Москва (дириж„р Столяров, пост. Мордвинов, рсж. Златогоров и Камерницкий); 1938, Ле-нингр. Малый оперный т-р (дириж„р Кондрашин, декорации по эскизам Коровина). В 1938 пост. Оперно-драматич. студией им. Станиславского, Москва; в 1949 - Большим т-ром, Москва (дириж„р Мелик-Пашаев, реж. Домбровский, худ. Сапегин и Петровский; Чио-Чио-сан - Шпиллер, Пинкертон - Большаков, Сузуки - Гагарина, Шарплес - Селиванов); 1966, там, же.

Пост. в др. городах Сов. Союза: Ереван (1934, 1944), Минск (1937, 1940, 1945), Ташкент (1939), Львов (1940), Фрунзе (1943, 1959), Алма-Ата (1944), Киев (1945, 1962), Таллин (1945), Куйбышев (1946, 1955), Ашхабад (1947), Рига (1948), Вильнюс (1948), Одесса (1953), Тбилиси (1956), Кишин„в (1963).

Издания: "Ч.-Ч.-с." - партитура, Mil., G. Ricordi fe C-ie, Г1920]; клавир. Mil., G. Ricordi C-ie, 1907; клавир с рус. текстом, пер. Б. С. Алексеева, М., Музгиз, 1938 и 1962. И. Гр.

ЧИРГАЛ-ООЛ, Алексей Боктаевич (p.24.IV.1924)- тувинский сов. композитор, дириж„р, педагог, актер. Засл. деят. иск-в РСФСР (1964). Окончил Кызыльскую театр. студию (1945, актерское отделение) и Казанскую консерваторию (1957, класс А. С. Лемана). В 1941-51 - актер Тувинского нац. т-ра. В 1957- 1960- зав. муз. частью, с 1962 - дириж„р Тувинского муз.-драм. т-ра.

Роли: Седип ("Хайыран бот" Кок-Оола), Семис-Лама "Донгур-Оол" Тока), Хлестаков; Д1ван Карась ("Запорожец за Дунаем"), Олег Кошевой ("Молодая гвардия"), Павел Корчагин ("Как закалялась сталь") и др.

В 1960-62 - директор Кызыльского муз. уч-ща, преподаватель класса композиции. Д. Ив.

ЧИРИКОВ, Евгений Николаевич [24.VII(5.VIII). 1864-18.1 1932, Прага]рус. писатель, драматург. В рассказах и повестях Ч. 1880-1900-х гг. изображены пошлость мещанского быта рус. провинции, лдейный кризис народнической интеллигенции. По предложению М. Горького Ч. печатался в изд-ве

-"Знание". Как драматург впервые выступил в 1902 {"На дворе во флигеле"). Автор пьес: "Мария Ивановна" (1907, Т-р Корша), "Лесные тайны" (1910, Т-р Лит.-художеств. об-ва, Петербург), "Царь природы" (Гри-боедовская пр.; 1909, Малый т-р, Москва), "Шакалы" 1911, т-р "Комедия и драма", Петербург) и др. Особое место в творчестве Ч. занимают пьесы, отразившие революц. настроения эпохи: "Евреи" (1903), "Мужики" (1905, в России была запрещена цензурой, пост. в

1903 в Софии на .болг. яз.; в 1907 в Харбине), "Иван Мироныч" (1905, МХТ), "Дом Кочергиных" (опубл. 1910). Наибольший обществ, резонанс получила пьеса "Евреи", созданная под впечатлением евр. погрома в Кишин„ве. Запрещ„нная первоначально в России цензурой, она была пост. в 1904 в Берлине труппой П. Н. Орленева, затем шла в Лондоне, Нью-Йорке, Чикаго, Бостоне; в 1905 пост. в Новом т-ре Л. Б. Явор-ской (Петербург), Т-ре Корша.

Пьесы Ч. пользовались успехом у публики, благодаря точности жанровых зарисовок, злободневности. Ч. умер в эмиграции.

Соч.: Собр. соч., т. 1-17, М., 1910-16 (т. 6, 9-пьесы);

"Иван Мироныч", "Мужики", в кн.: Драматургия "Знании". Сб. пьес, М., 1964.

Лит.: Д е р м а н А., Е. Н. Чириков, в кн.: Русская литература XX века (1890-1910), под ред. С. А. Венгерова, т. 2, ч. 1, кн. 4, М., 1 915; О р л е н е в П. Н., Жизнь и творчество русского актера Павла Орленева,описанные им самим, М.- Л., 1961, с. 49, 311; Л и н с к и и В л., Новый театр. "Театр и искусство", 1905, ј 48, с. 740. ff Дев.

ЧИРКОВ, Борис Петрович [р. 31.VII(13.Vin). 1901]-рус. сов. актер. Нар. арт. СССР (1950). Чл. Рщммудистич. партии с 1945. Деп. Верх. Совета CCCPQSbro созыва. В 1926 окончил Ленингр. ин-т сцвничиск-в и вступил в труппу ЛенТЮЗа. Играл Иванушку ("Кон„к-Горбунок" по Ершову), Санчо Пан-са ("Дон Кихот" по Сервантесу), Тиля Уленшпигеля (о. п. по "Легенде о Тиле Уленшпигеле" Де Костера). В конце 20-х гг. выступал в мюзик-холле, исполняя буффонную роль Паташона в миниатюре "Пат, Паташон и Чарли Чаплин" вместе с Н. П. Черкасовым и П. А. Бер„зовым. В 1930-32 работал в Ленингр. Красном т-ре, с 1932-актер Нового ТЮЗа, здесь сыграл роль солдата Власова в спектакле "Третья верста" Дэля, а также остро комедийную роль Фельдфебеля в спектакле "Музыкантская команда" Дэля. Другие роли этого периода: Самозванец ("Борис Годунов"), профессор Ве-дель ("Продолжение следует" Бруштейн). Ч. -. один из актеров, творчество к-рых способствовало развитию в сов. т-ре нар. темы. Его ранние сценич. образы исполнены задора, комедийного обаяния. Выразительность и чувство формы сочетаются в его игре с тонкими психологич. нюансами. С конца 30-х гг. Ч. работал в кино.

В 1945-50 работал в Т-ре-студии киноактера (играл роль Кузовкина-"Нахлебник" Тургенева и др.). В 1950 Ч. вступил в труппу Моск. т-ра им. Пушкина. Роли:

Микола Задорожный ("Украденное счастье" Франко), Лебедев ("Иванов" Чехова), инженер Порогов ("Дневник женщины" Финна). Исполнение ролей Кузовкина и Задорожного отличается глубоким драматизмом. С 1966 Ч.- в труппе Моск. т-ра им. Гоголя.

Ч. получил широкую известность как киноактер. Он создал образ большевика Максима в трилогии "Юность Максима", "Выборгская сторона", "Возвращение Максима" (Гос. пр. СССР, 1941); снимался также в фильмах "Глинка" (гл. роль, Гос. пр. СССР, 1947), "Учитель", "Верные друзья", "Суд чести" (Гос. пр. СССР, 1949), "Донецкие шахт„ры" (Гос. пр. СССР, 1952) JI мн. др.

Соч.; Опыт и раздумья. Об искусстве актера, М., 1964. Лит.: Дрейден С., Борис Чирков, "Искусство кино", 1937, No 8; Козинцев Г., Отрывки из книги о киноактерах, там же, 1938, .ј 1; ОлидорО., Народный артист СССР Б. П. Чирков, М., 1950. И. Вел.

ЧИРСКОВ, Борис Ф„дорович [23.VII (5.VIII). 1904- 22.VI.1966]-рус. сов. драматург. В 1925 окончил Ле-нингр. ун-т (отделение языка и лит-ры ф-та обществ. наук). Лит. деятельность начал в 1932. Автор пьесы "Победители" (1946, MX AT, Ленингр. т-р драмы им. Пушкина), пост. во мн. т-рах страны. Автор сценариев фильмов "Валерий Чкалов", "Великий перелом" и др. Пьеса и сценарии Ч. посв. подвигам сов. людей в дни Великой Отечественной войны и жизни современников. И. В.

ЧИСТАЯ ПЕРЕМЕНА - смена или перестановка декораций, производимая в максимально короткий срок без закрытия занавеса (на глазах у публики). Обычно Ч. п. производятся в полной темноте при выключенном свете.

ЧИСТЯКОВ, Борис Ильич [р. 10 (23). VI. 1914]- укр. сов. дириж„р. Нар. арт. УССР (1960). Чл. Ком-мунистич. партии с 1946. В 1937 окончил Киевскую консерваторию (класс Г. И. Компанейца). С 1937- дириж„р Т-ра оперы и балета им. Шевченко (Киев).

Дирижировал операми: "Наталка-Полтавка" (1949), "Утопленница" (1950) Лысенко, "Отелло" Верди (1940) и др.; балетами- "Тщетная предосторожность" (1937). "Коппелия" (1943); "Лесная песня" Скорульского (1945), "Раймонда" (1947); "Маруся Богуславка" Свечникова (1951), "Под небом Италии" Юровского (1952), "Золушка" (1949), "Спящая красавица" (1954), "Ромео и Джульетта" (1954);

"Лилея" Данькевича (1956), "Бахчисарайский фонтан" (1956), "Красный цветок" ("Красный мак", 1949), "Дон Кихот" (1952); "Тени забытых предков" Кирейко (1963), "Каменный цветок" Прокофьева (1965) и др. А. Ив.

ЧИСТЯКОВА, Валентина Николаевна (р. 18. IV. 1900)- укр. сов. актриса. Нар. арт. УССР (1943) и Нар. арт. Узб. ССР (1943). Творч. деятельность начала в 1918 в Молодом т-ре (Киев). С 1919 работала в Киевском драматическом т-ре. В 1922-59 - актриса Харьковского т-ра им. Шевченко (до 1935- "Березиль").

Ч. создавала сценич. образы, отмеченные драматич. темпераментом, мастерством перевоплощения, глубиной чувств, тонко воплощала замысел автора. Крупнейшие работы Ч.: Катерина ("Гроза"), Лучицкая ("Талан" Старицкого), Евгения ("Евгения Гранде" по Бальзаку), Цезарина ("Жена Клода" Дюма-отца), фру Альвинг ("Привидения"), Оксана ("Гайдамаки" по Т. Шевченко), Лида, Марина Тайга ("Платон Кречет", "Банкир" Корнейчука), Грета Норман ("Жизнь начинается снова" Собко), Диана ("Не называя фамилий" Минко), Одарка ("Дай сердцу волю - завед„т в неволю" Кропивницкого).

С 1959 препода„т мастерство актера в Харьковском ин-те искусств. С. 3.

ЧИТАЛИЩНЫЙ ТЕАТР - самодеятельный болг. т-р. Получил назв. по имени читален ("читалищ"), при к-рых создавались самодеят. драматич. труппы, строились зрительные залы, где устраивались регулярные представления. Наибольшего расцвета достиг в 1856-76. Первые болг. спектакли - "Многострадальная Геновева" Хеббеля и "Михаил-Мышкоед" Добро-плодного (1856)-были показаны в Ч. т. городов Лома и Шумена. В эти же годы возникают театр. коллективы при читалищах в Свиштове, Бяла-Черква, Лес-ковце, Тырнове, Габрове, Казанлыке и др. городах и с„лах. В них работали К. Пишурка, С. Добро плодный, Бачо Киров (Петров), Д. Шишманов и др. деятели болг. культуры и т-ра. Ч. т. ставили пьесы Д. Вой-никова, В. Друмева, Т. Станчева и др. В их деятельности принимали участие болг. эмигранты Румынии, России (в Бессарабии работал болг. революционер Христо Ботев). Собранные от спектаклей средства использовались революц. комитетами для поддержки нац.-освободит, борьбы. Ч. т. положили основу болг. проф. т-ра, их представления стали одной из популярных форм культурно-просветительной работы.

Лит.: Чилингиров С., Български читалища преди-освобождението, С., 1930; Юбилеен сборник по случай 35-та годишнита на Разградското читалище "Развитие", Разград, 1904; Юбилеен сборник. 1856-1926. Ломското гражданско читалище "Постоянство", Лом, 1927; на рус. яз.-К о н д а-р е в Н., Народные читальни в Болгарии, С., 1947; Д е р-ж а в и н К., Болгарский театр. Очерк истории М - Л 1950- . ' А. Ив.

ЧИТАУ, Александра Михайловна [1832-20.III (2. IV). 1912]- рус. актриса. В 1849 дебютировала в Александрийском театре (Наташа - "Своя семья" Грибоедова, Шаховского и Хмельницкого). Наиболее полно талант Ч. раскрылся в ролях молодых героинь в пьесах Островского: Дуня ("Не в свои сани не садись", 1-я пост. на Александрийской сцене, 1853), Мария Андреевна ("Бедная невеста"), Любовь Гордеевна ("Бедность не порок"). Ч. передавала тончайшие оттенки чувств своих героинь. "Это сама истина на сцене без заученных движений, без принятых сценических уловок",-писал о ней А. Кони. Среди лучших ролей Ч. также: Дуня ("Станционный смотритель" по Пушкину), Таня ("Маркитантка" Кукольника). В 1854, выйдя замуж за гвардейского офицера М. И. Огар„ва, Ч. была вынуждена уйти из т-ра. Позже Ч. фактически руководила антрепризами мужа во Владимире и Кронштадте, оказала большое влияние на формирование талантов ряда молодых актеров, среди к-рых были А. П. Ленский, Ф. Ф. Козловская и др. С 1868 Ч. снова вступила в труппу Александрийского т-ра; исполняла в этот период роли грандам и старух. Наиболее значительны роли: Гурмыжская; Мур-завецкая ("Волки и овцы"), графиня Хрюмина ("Горе от ума") и др. В 1882 окончательно оставила сцену.

Лит.: А. М. Читау, [некролог], "ЕИТ", СПБ, 1912 вып. 7; "Пантеон", СПБ, 1854, т. 13, кн. 1; т. 14, кн. 4; т. 17" кн. 9; т. 18, кн. 11. С К

ЧИТАШВЙЛИ, Дик (Давид Иосифович) (р. 1913) - сов. артист эстрады; фокусник, иллюзионист. Окончил Институт физической культуры в Тбилиси. В 1936 занял первое место на грузинской студенческой олимпиаде оригинальных жанров; вскоре стал выступать на эстраде как фокусник-манипулятор. С сер. 1950-х гг. переш„л на иллюзионный жанр. Для Ч. характерны сдержанность исполнительской манеры, тонкий юмор, изящество. А. Шн.

ЧИТРАС‚НА (р. 26. I. 1921) - цейлонский танцовщик и балетмейстер. Учился у своего отца (постановщика шекспировских спектаклей в цейлонских драм. труппах), а также у цейлонского танцовщика и знатока кандийских танцев Лапая Гуру. Совершенствовался в Индии у Гопинатха и в Ин-те Р. Тагора. Ч.-первый цейлонский проф. танцовщик и балетмейстер, создавал на основе тра-диц. нац. танцев новые хореографич. композиции. В 1944 организовал школу и труппу. Вначале ставил отдельные танцы, затем хореографич. спектакли:

"Видура", "Равана" (на сюжет "Рамаяны"), "Наль и Дамаянти" (на сюжет из "Махабхараты", муз. Амарадева), "Чандали" (1951) по Тагору, где впервые в цейлонском балете затронута социальная тема. В 1957 на фестивале молод„жи и студентов в Москве был показан балет Ч. "Триумф мира". В 1960 пост. балет "Карадия" ("Сол„ная вода") Амарадева, к-рый был показан в Москве в 1963 во время гастролей труппы Ч. С 1955 труппа носит назв. "Цейлонский балет Читрасены". В е„ составе Ваджира - первая цейлонская проф. танцовщица, а также нар. танцовщики - Лапая Гуру, Банду, Сена и др. Е. С.

ЧИХЛАДЗЕ, Михаил Серапионович (р. 24.VI. 1902)- груз. сов. актер. Нар. арт. Груз. ССР (1950). В 1927-29 учился в студии при Т-ре им. Руставели. С 1929 - актер этого т-ра. Роли: Солейман ("Измена" Сумбатова-Южина), Хевисбери Гоча (о. п. Шаншиа-швили), Шуфтерле ("Разбойники"), Лухуми ("Бахт-риони" Гачечиладзе по Важа Пшавела) и др.

Лит.: Февральский А., Театр имени Руставели, М., 1959. Э. Г.

ЧИЧИНАДЗЕ, Алексей Виссарионович (р. 26.XII. 1921)- сов. артист балета, режиссер. Засл. арт. РСФСР (1965), засл. деят. иск-в Груз. ССР (1966). В 1941 окончил Московское хореографическое училище (класс П. А. Гусева), в 1955 - балетмейстерский ф-т ГИТИСа. В 1941-44- артист балета Большого т-ра, с 1944-солист балета, а с 1955 - балетмейстер Музыкального т-ра им. Станиславского и Немиро-вича-Данченко.

Партии: Зигфрид ("Лебединое озеро"), Фентон ("Виндзорские проказницы" Оранского), Феб ("Эсмеральда") и др.

Пост.: "Дочь Кастилии" Глиэра (1955), "Охридская легенда" Христича (1958), "Франческа да Римини" на муз. Чайковского (1960), "Дон Жуан" на муз. Р. Штрауса (1962), "Поэма" на муз. Цинцадзе (1964), "Иоланта" (1966) - все в Муз. т-ре им. Станиславского и Немировича-Данченко; "Концертная сюита" на муз. Дебюсси (1956, Париж), "Франческа да Римини" (сезон 1960-61, Амстердам), "Дон Кихот" (1964, Варшава) идр.

ЧИШКО, Олесь (Александр) Сем„нович [р. 20. VI (2. VII). 1895) - укр. и рус. сов. композитор, артист оперы (тенор). Засл. деят. иск-в Узб. ССР (1940) и РСФСР (1957). Чл. Коммунистич. партии с 1948. В 1924 окончил вок. ф-т Харьковского муз.-драм. ин-та, в 1938 - композиторский ф-т Ленингр. консерватории (класс П. Б. Рязанова). В 1925-31 - солист оперных т-ров Харькова, Киева, Одессы. В 1931-38 - солист Ленингр. филармонии и Ака-демич. капеллы; в 1939-40 - организатор и рук. Ансамбля песни и пляски Балтийского флота; в 1946-48 - солист Ленингр. Малого оперного т-ра. Первый исполнитель партий: Пьер Безухов ("Война и мир" Прокофьева), Кобзарь ("Тарас Буль-ба" Лысенко), Петр ("В плену у яблонь" Чишко). В 1923 дебютировал как композитор оперой "Юдифь" (Новороссийская студия Л. Кича).

Оперы: "В плену у яблонь" (1931, Одесский т-р оперы и балета), "Броненосец " Пот„мкин"" (1937, Т-р оперы и балета им. Кирова, Ленинград; 1938, Большой т-р, Москва; 2-я ред. 1955, Ленингр. Малый оперный т-р), "Махмуд Тароби" (1944, Т-р оперы и балета им. Навои, Ташкент); музыка к драматич. спектаклям и др. соч.

В 1948-64 - преподаватель Ленингр. консерватории.

Лит.: Г у с и н И., О. С. Чишко. Очерк жизни и творчества, Л.,1960; БудяковскийА., "Броненосец "Пот„мкин"", Л., 1960; Гринберг М., Музыкальный героический спектакль "Броненосец "Потемкин"" в Ленинграде, "Театр", 1937, ј 5; Христиансен П., "Броненосец "Потемкин"" в Большом театре, "Советская музыка",1938, 1. * Ек. Л., А. Ив.

ЧМШКЯН, Георг Арутюнович [7(19).III.1837, Тифлис,- 28.XII. 1915 (10.1.1916), Петербург] - арм. актер, режиссер, драматург, театр. деятель. Окончил Арм. духовную семинарию Нерсесян и Рус. землемерное уч-ще в Тифлисе. Сценич. деятельность начал в 1862 в Тифлисе. В 1863 стал организатором, режиссером и актером нового арм. проф. т-ра. Ч.-основоположник арм. реалистич. сценич. иск-ва. В сво„м творчестве он сочетал романтич. пафос с правдивым изображением действительности. Ч. утверждал на сцене драматургию Шекспира, Мольера, Сундукяна, Гоголя, Островского, боролся против псевдоисторич. драматургии и е„ ложнопатетич. трактовки на сцене. В репертуаре т-ра Ч. были историч. пьесы, способные воспитывать патриотич. чувства народа, он сам часто выступал в ролях арм. полководцев: Вартан Мамиконян (о. п. Кареняна), Ерванд ("Сандухт" Терзяна), Аршак ("Аршак Второй" Галфаяна), Самвел (о. п. дкимяна) и др. Ч. играл драматич., трагедийные, комедийные и фарсово-водевильные роли. Он считался лучшим исполнителем ролей в пьесах Сундукяна: Масисян ("Хатабала", 1866), Ми-каэл ("Ещ„ одна жертва", 1870), Пэпо (о. п., 1871). В этих образах Ч. особенно акцентировал тему социального протеста. Творч. дружба Ч. и Сундукяна - двух великих реформаторов арм. т-ра - ознаменовала новый, высший этап его развития, характеризующийся утверждением реализма на арм. сцене. Лучшие роли Ч. в зап.-европ. драматургии: Отелло, Ш„йлок, Карл Моор; Эрнани, Анд-желло (о. п. Гюго), Сга-нарель ("Лекарь поневоле" Мольера), Жорж Данден (о. п. Мольера). С именем Ч. связано первое знакомство арм. зрителя с рус. клас-сич. драматургией. В 1864 он перев„л и поставил "Не в свои сани не садись" Островского, где исполнял роль Вихорева. Затем выступал в ролях Кречин-ского; Скалозуба ("Горе от ума") и др.

Ч. был одним из самых образованных и многосторонних деятелей арм. т-ра. Он переводил драматич. произведения с рус. и франц. яз., сам писал водевили, бытовые комедии, драмы ("Приглашение на хаш", "Вместо семьи невеста", "В двух семьях" и т. д.). В этих пьесах Ч. затрагивал вопросы семьи, воспитания. Лучшая из них - "Учительница" (1890), посв. теме равноправия женщины в обществе.

Со своей труппой Ч. побывал почти во всех городах Закавказья, где проживали преим. армяне, популяризировал сценич. иск-во среди широких масс. В 1879 ездил в Константинополь (Стамбул) и пригласил П. Адамяна, Си рану йш и др. выдающихся арм. актеров Константинопольского т-ра в свою труппу. Ч. часто выступал в печати со статьями, рецензиями и воспоминаниями об арм. т-ре. Его иск-во было насыщено прогрессивными, освободит, идеями, выражало лучшие черты арм. народа.

Соч.: Воспоминания (на арм. яз.), Ер., 1953. Лит.: Арутюнян С., Геворг Чмшкян, Ер., 1960 на арм. яз.). Б. А.

ЧМШКЯН, Сатеник (наст. фам. и имя-Т е р-А б р а-мян Егисабет) (1849-30.XII.1907) - арм. актриса. Сценич. деятельность начала в Тифлисской арм. труппе (1863). Характерная и драматич. актриса, одна из лучших исполнительниц ролей в драматургии Г. Сундукяна: Кекел, Эпимия, Шушан ("Пэпо"), Маргарит, Наталия, Хампери ("Хатабала"), Саломэ, Анани ("Ещ„ одна жертва"). Б. А.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница