Наши партнеры

Выгодно прокат авто ростов на дону без водителя посуточно в компании РексРент.
магазин женской одежды в Вологде

Театральная энциклопедия
(страница 479)


ЧЕХОВ, Михаил Александрович [16(28). VIII. 1891, Петербург,-30.IX.1955, Биверли-Хилс, Калифорния] -. рус. актер, режиссер, театр. педагог. Засл. арт. Республики (1924). Племянник А. П. Чехова. В 1911 окончил Театр. школу А. С. Суворина в Петербурге. Работал в т-ре Лит.-художеств. об-ва, где обратил на себя внимание исполнением роли царя Ф„дора ("Царь Ф„дор Иоанновпч" А. К. Толстого,

1912). В 1913 Ч. вступил в труппу МХТ, участвовал в работе 1-й Студии МХТ и МХАТа 2-го. Решающее влияние на формирование его творческой индивидуальности имели театр. и этич. идеи К. С. Станиславского, Л. А. Сулержицкого и Е. Б. Вахтангова. Сценич. образы, созданные Ч. в спектаклях 1-й Студии МХТ,- Кобус ("Гибель "Надежды"" Хейерманса, 1913), Фри-бе ("Праздник мира" Гауптмана, 1913), Калеб ("Сверчок на печи" по Диккенсу, 1914), Фрезер ("Потоп" Бергера, 1915) - выдвинули его в число крупнейших рус. актеров. Ч. прош„л сложный путь от абстрактной проповеди добра, красоты, морального совершенствования до воплощения трагедии личности, оказавшейся между двух миров, не находящей своего места в жизни. Выдающимися достижениями актера стали образы: Мальволио ("Двенадцатая ночь", 1917), Эрик XIV (о. п. Стриндберга, 1921) в 1-й Студии МХТ; Гамлет (1924), Аблеухов ("Петербург" Белого, 1925) и Муромский ("Дело" Сухово-Кобылина, 1927) - во МХАТе 2-м; Хлестаков (1921)-в спектакле МХАТа. Сценич. образы Ч. отличались новаторством, смелостью замысла, мастерством перевоплощения. Обостр„нное восприятие мира, яркая экспрессия, глубокий лиризм делали его игру (в трагедии, комедии, фарсе) эмоционально заразительной. Виртуозное мастерство, тщательная отделка внешнего рисунка роли определялись его блестящим даром импровизации, совершенным владением телом, тонко разработанной темброво-интонационной мелодикой речи. Будучи последователем Станиславского, Ч. в то же время искал собственных путей в иск-ве т-ра. В 1919-22 руководил студией ("Чеховская студия"), где занятия по системе Станиславского сочетались с экспериментами по совершенствованию актерской техники. Среди воспитанников студии - В. Д. Бендина, В. А. Громов, М. О. Кнебель, В. Н. Татаринов и др. В 1924 Ч. становится во главе 1-й Студии МХТ, преобразованной в том же году во МХАТ 2-й. Однако разногласия внутри т-ра, а также противоречия мировоззрения Ч., связанные с увлечением антропософией, приводят в 1928 к его уходу из МХАТа 2-го. В том же году Ч. уехал за границу.

Эмиграция пагубно отразилась на актерском творчестве Ч. Оторвавшись от взрастившей его почвы рус. театра, оказавшись в чуждой ему театр. и языковой среде, Ч. не сумел обрести прочного положения в иск-ве. Его многократные попытки организовать репертуарные т-ры в Париже, Праге, Нью-Йорке кончались неудачей. Выступая в т-рах Европы и США, Ч. создал лишь два значительных новых сценич. образа - Иоанн Грозный ("Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого, Рига, Гос. т-р, 1933) и Фома Опискин ("Село Степанчиково" по Достоевскому, Рига, театр Русской драмы, 1933). Ч. руководил студиями в Каунасе и Риге (1932-34), драм. курсами при т-ре"Груп"вНью-Йорке (1935), театр. школой в Англии (1936-39), переехавшей в начале войны в США, т-ром "Чехов-Плейере", созданным из воспитанников этой театр. школы (1939- 1940), группой "Экторс лабо-ратори" в Голливуде (40-е гг.). Среди учеников 4.- англ. актер П. Роджерс.амер. киноактеры Г. Пек, Ю. Бриннер и др. Итогом творч. опыта Ч. явилась книга "О технике актера" (1943-45).

Работа Ч. в кино, начатая им еще в СССР ("Человек из ресторана", 1927), была продолжена в Германии и США ("Зачарованный", "Рапсодия" и др.).

Др. роли: Епиходов ("Вишн„вый сад"), Миша ("Провинциалка" Тургенева), Доктор ("Мнимый больной" Мольера) - МХТ; Пьер ("Архангел Михаил" Бромлей) - 1-я Студия МХТ.

Пост.: "Двенадцатая ночь" (1930. Берлин, т-р "Габнма";

1933, Каунас, Гос. т-р; 1941, Нью-Йорк), "Гамлет" (1932, Каунас, Гос. т-р; 1932, Рига, Гос. т-р), "Смерть Иоанна Грозного" (1933, Рига, Гос. т-р); "Село Степанчиково" (1933, Рига, Т-р Рус. драмы), "Ревизор" (1933, Каунас, Гос. т-р;

1946, Голливуд), оперы "Парсифаль" Вагнера (1934, Рига, Оперный т-р) и "Сорочинская ярмарка" Мусоргского (1942, Нью-Йорк, "Метрополитен-опера").

С о ч.:* Путь актера. Л., 1928; Постановка "Ревизора" Гоголя в Театре им. В. Э. Мейерхольда, в сб.: Гоголь и Мейерхольд, М., 1927; То the actor. On the technique of acting, N. Y., 1953.

Лит.: Эфрос Н., "Сверчок на печи", Студия Московского Художественного театра, П. , 1918; М а р к о в П. А., Первая Студия МХТ (Сулержицкий - Вахтангов - Чехов), в кн.: Правда театра, М., 1965; Нов и.ц'к и и П. П.. Проблема актера, предисл. к кн.: Чехов М., Путь актера, Л., 1928; Соболев Ю., Актеры, М., 1926; Дикий А. Д., Повесть о театральной юности, М., 1957; Б и р м а н С. Г., Путь актрисы, М., 1959; Кнебель М. О., Процесс становления режиссера, М., 1966 [Автореферат дисс.]. В. Ю.

ЧЕХОВ, Михаил Павлович (1865-14.XI.1936) - русский писатель, драматург, театр. критик, беллетрист. Брат А. П. Чехова, первый его биограф. В своих книгах "Антон Чехов и его сюжеты" (1923) и "Вокруг Чехова" (1933) Ч. описывает историю создания и постановки на сцене ряда пьес А. П. Чехова ("Иванов", "Медведь",. "Чайка", "Дядя Ваня" и др.), рассказывает об отношениях Чехова с драматургами, антрепрен„рами, актерами, воссозда„т ряд портретов театр. деятелей того времени. Ч. принадлежит также книга "Антон Чехов, театр. актеры и "Татьяна Репина"" (1924). Эта книга посвящена пьесе "Татьяна Репина", написанной А. П. Чеховым как отклик на одноим„нную пьесу А. С. Суворина (пьеса А. П. Чехова изд. в 2 экземплярах в 1889).

Ч.- автор комедий-шуток, водевилей: "За двадцать минут до звонка" (1894, пост. 1896, Панаевский т-р, Петербург), "Ваза" (1896, пост. 1897, Суворин-ский т-р, Петербург), "Голубой бант" (1898, пост. 1899, Об-во любителей драм. и муз. искусства, Ярославль) и др. Выступал как театр. критик (псевд.- "Ч.", "М. Ч.", "М. Ч-хов") в ярославских газетах и в петерб. печати, был представителем Рус. театрального общества в Ярославле (1899-1901).

Соч.: Антон Чехов и его сюжеты, М., 1923; Антон Чехов, театр. актеры и Татьяна Репина", П., 1924; Вокруг Чехова, 4 изд., М., 1964.

ЧЕХОСЛОВАЦКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Образование в 1918 самостоятельного государства - бурж. Чехословацкой республики - вызвало подъ„м культурной жизни страны, в т. ч. и драматургии (историю развития драматургии до 1918 см. в ст. Словацкий театр и драматургия и Чешская драматургия). Реалистич. драматургию с углубл„нным изображением характеров представляли драматурги Ф. Шрамек ("Лето", 1915, "Гагенбек", 1920, "Месяц над рекой", 1922, и "Суд". 1925), И. Маген ("Небо, ад, рай",1919, "Дезертир", 1924, "Между двумя грозами", 1918). Маген писал также своеобразные пьесы, т. н. "либретто для фильма" - "Сокровище короля Кадма" (1926), "Потерпевшие кораблекрушение" (1927), утвердившие спектакль вес„лой клоунады. В 20-е гг. получает распространение реакционная драматургия. В пьесах, пост. на чеш. сцене, отразились стремления сгладить социальные противоречия, проявилась растерянность бурж. интеллигенции. Увлеч„нность символич. драмой сказалась в послевоен. творчестве драматурга В. Дыка ("Ондрей и дракон", 1921, "Забывчивый", 1931) и первых драматургич. произв. Ф. К. Шальды ("Толпы", 1922). В психологич. Д)аме Шальды "Реб„нок" (1923) нашли отражение антибурж. тенденции. Те же тенденции обнаруживает пьеса "Честный Матей" Дворжака и Климы (1922).

Большое значение в развитии Ч. д. в период межвоенного двадцатилетия (1918-38) имело творчество К. Чапека. Он отразил основные проблемы жизни Чехословакии тех лет - от разочарования в идеалах общественной гармонии ("R. IJ. R.", "Из жизни насекомых", совм. с И. Чапеком, "Средство Макро-пулоса") до призыва к антифашистской борьбе ("Белая болезнь", "Мать"). Выражением постоянной оппозиции официальному бурж. т-ру и драматургии явилась деятельность Я. Вериха и И. Восковца, ставивших в Освобожд„нном т-ре собственные пьесы, сатирически осмеивавшие бурж. гос-во. От озорного веселья в пьесе "Вест-покет ревю" (1927) и гротеска в комедиях "Цезарь" (1932), "Ос„л и тень" (1933) драматурги приходят к созданию антифашистских комедий: "Палач и шут" (1934), "Баллада из тряпья" (1935), "Тяж„лая Барбара" (1937).

Драматургию поэтич. метафоры, лирич. обобщения создали поэт В. Незвал ("Влюбл„нные из киоска", 1932, "Манон Леско", 1940), В. Ванчура ("Учитель и ученик", 1927, "Озеро Укереве", 1935, "Алхимик", 1932), писатель и художник А. Гофмейстер ("Поющая Венеция", 1932, "Молод„жь у рампы", 1935). Значит, место в развитии демократич. репертуара занимала драматургия Ф. Лангера ("Обращение Фердишай Пишто-ры", 1929, "Верблюд сквозь игольное ушко", 1923, "Периферия", 1925, "Ангелы среди нас", 1931). В его пьесах была показана жизньаизших слоев общества, для к-рых драматург требовал социальных прав.

Пьесы К. Чапека и Лангера получили популярность во мн. странах Европы и Америки.

Развитие словацкой драматургии этого периода связано прежде всего с возникновением в 1920 в Братиславе первого проф. т-ра. Основой репертуара Словацкого Нац. т-ра были пьесы И. Тайовского:

"Е„ первый роман" (1930), "Мечтатели" (1933) и "Герой" (1933), отразившие события, связанные с обострением социальной борьбы и с пролетарским движением в стране. Популярностью пользовались остро сати-рич. комедии И. Стодоли: "Чай у пана сенатора" (1930), "Иожко Пучик и его карьера" (1931), лирич. пьеса "Жена пастуха" (1928), нсторич. драма "Марина Гавранова" (1941) и др. Социальные драмы И. Ю. Бар-ча-"3000 человек" (1934), "В конце пути" (1939), комедия "Жирный кусок" (1940) и его психологич. драма "Мать" (1944) продолжали развитие словацкой драматургии.

Широкое движение рабочей театр. самодеятельности Чехословакии вызвало обогащение драматургии. В 1929 был создан "Коллектив драматич. авторов коммунистов" (КОДАК), в к-рый входили рабочие, молодые редакторы, а также театр. деятели и писатели. Здесь создавались пьесы для рабочей театр. самодеятельности. Словацкий писатель-коммунист Я. По-ничан написал для рабочего т-ра пьесы "Два мира", "Правда худобы" (обе в 1925), П. Илемницкий - пьесу "Забастовка" (1924) и др.

С установлением нар.-демократич. строя в Чехословакии (1945) начались возрождение и перестройка нац. театр. иск-ва и дальнейшее развитие Ч. д. Перед чеш. драматургами была поставлена задача - выразить новые тенденции жизни, раскрыть внутренний мир человека, строящего социализм. Авторы пьес обращались к фактам современности, к истории рабочего движения. Появились пьесы о новом отношении к труду - "Бригада шлифовальщика Каргана" Кани (1949), "Орденоносцы" Стеглика (1953), "Мосты на Восток" Мнячко (1952); пьесы о революц. прошлом рабочего класса - "Духцовский виадук" Цаха (1950), "Встанут новые бойцы" инсц. В. Незвала по роману А. Запотоцкого (1949); пьесы о совр. деревне - "Козье молоко" словацкого драматурга Я. Скальки (1951), "Буки подполянские" Кралика (1949), "Они спорят с толком" Прахаржа (1951). Но, улавливая историч. смысл, многообразие событий, драматурги еще не могли показать, как эти события отражаются на психологии людей, не умели через характеры раскрыть существо и ход историч. перемен. Первым опытам чехословацкой социалистич. драматургии не хватало мастерства композиции, внутренней динамики, яркости изобразительной формы. Незрелость драматургии проявилась в подмене совр. тем производств. сюжетами. Новый этап в развитии Ч. д. начался в 1955, когда драматурги главное внимание сосредоточивают на духовном мире современников - "Интеллигенты" Яриша и "Я хотел бы вернуться" Ф. Пав-личека (обе в 1955). Дальнейшее развитие чеш. и словацкой драматургии характеризуется стремлением ещ„ глубже раскрыть духовный мир совр. человека, поисками разнообразных драматургических форм, многообразием жанров. Моральный облик современника, борьбу за чистоту нравственных идеалов людей нового мира показывают пьесы П. Ко-гоута "Такая любовь" (1957), "Третья сестра" (1960), "Двенадцать" (1963), пост. во мн. странах мира, в т. ч. в т-рах Сов. Союза. Острой публицистичностью, передовой идейной направленностью характеризуются пьесы словацкого драматурга и театр. теоретика П. Карваша (1920), к-рый созда„т произведения разл. жанров: психологич. драмы "Пациент ИЗ" (1955), "Полуночная месса" (1959), комедии "Дипломаты" (1957), "Воскресение дедушки Коломана" (1961), публицистич. диалог "Язва" (1963), трагедию "Антигона и другие" (1962), сатирич. гротеск "Большой парик" (1965). Эти пьесы утверждают красоту человека социалистического общества, критикуют реакц. тенденции.

Для развития Ч. д. принципиальное значение имело обращение к драматургии ряда крупнейших поэтов. Пьесу "Сегодня еще заходит солнце над Атлантидой" (1957) поэт В. Незвал посвятил проблемам мира и воины, она исполнена поэтич. обобщ„нности, включает элементы аллегории, символики. Поэт Ф. Грубин в драмах "Августовское воскресенье" (1958), "Хрустальная ночь" (1961) сочетает лиризм и гражданственность, стремление к пспхологич. анализу. Поэт М. Кундера в пьесе "Владельцы ключей" (1962) использует при„м параллельного действия и диалога, он обличает мещанство, достигая философского обобщения. Драматургия И. Топола характеризуется наблюдательностью, осмыслением совр. жизненных процессов в традиц. форме психологич. драмы: "Их день" (1959), "Конец мясопуста" (1963), "Кошка на рельсах" (1965). Принципы психологич. драмы развивают произведения драматургов старшего поколения:

Ф. Павличека ("Лабиринт сердца", 1959, "Борьба с ангелом", 1963), Л. Ашкенази ("Гость", 1962), M. Стег-лика ("Семь разгневанных женщин, или Ненапрасно загубленная суббота", 1965). Лирич. направленность придал жанру психологич. драмы молодой словацкий драматург И. Русняк ("У ч„рта на куличках", 1965).

В развитие комедийного жанра значит, вклад вн„с Я. Дрда, создавший комедии, в к-рых нац. традиции получили совр. осмысление ("Шутки с ч„ртом", 1945;

"Далскабаты - грешная деревня, или Забытый ч„рт", 1959). Творч. манере Дрды близка драматургия М. Кубатовой ("Как контрабас попал на небо", 1958), О. Данека ("Свадьба брачного афериста", 1962) и др. Большое распространение получила сатирич. комедия. Особой популярностью пользуются комедии В. Блажека "Третье желание" (1958), "Слишком щедрый вечер" (1960), а также муз.-сатирич. обозрение Когоута по роману К. Чапека "Война с саламандрами" (1963). Нек-рые молодые драматурги М. Угде ("Король Вавра", 1964), И. Клима ("Замок", 1964), В. Гавель ("Праздник в саду", 1963;

"Уведомление", 1965) и др. обращаются к при„мам театра абсурда. Их пьесы объединяют остро сатирич. направленность, воинственный задор в борьбе с пережитками старого. Для Ч. д. конца 60-х гг. характерно стремление к углубл„нной психологич. разработке характера героя, анализу его внутр. мира и в то же время использование при„мов гротеска, парадокса.

Лит.: Современные чехословацкие пьесы, М., 1960;

Ашкенази Л., "Гость из ночи", "Иностранная литература", 1962, ј l; Б лаже к В., Третье желание, М., 1 961; е г о ж е. Щедрый вечер, М., 1961; Да не к О., Кле-пачек женится, М., 1962 (все 3 пьесы в изд. ВУОАП);

К а р в а ш П., "Пациент 113", M., 1957; Метеор, в сб.: Современная драматургия, кн. 5, М., 1958; Дипломаты, "Театр" 1959, 4; Святая ночь, М.-Л., 1960; Когоут П., Дом, где мы родились (Третья сестра), в сб.: Современная драматургия, кн. 32, М., 1962; Кундера М., Поворот ключа, пер. с чеш. Свободное изложение А. Штейна, "Театр", 1963, ј 3; П а в л и ч е к Ф., Я хотел бы вернуться, М., 1957; С т е г л и к М., Орденоносцы, в сб.: Пьесы. Драматургия стран народной демократии, М., 1956;

Гаек И., Широта социалистического реализма, "Вопросы литературы", 1962, ј 5; Гее Я., Пути развития послевоенной чехословацкой драматургии, в сб.: Вопросы болгарской и чехословацкой литературы, М., 1962, с. 195-272;

Г е ц Ф., Пятнадцать лет развития чешской драмы, в сб'. Театра Чехословакии, Прага, 1960; М р а з А., Развитие словацкой драматической литературы после 1945 года, там же, Прага, 1960. с. 22-26; К а р .в а ш П., Обращаться к человеку, "Проблемы мира и социализма", 1965, ј 1, Приложение "Искусство и современность", с. 6-12; Солнце-в а Л., Чехословацкий театр сегодня М. 1962; Ceskoslovenske divadlo 1945 - 1960, "Divadlo", 1960, .ј 5; H a-jek J., Cas dramatu, Praha, 1957; Kopecky J., Nedokoncene zapasy, Praha, 1961. Д Сол

ЧЕХОСЛОВАЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР

(Narodni divadlo) - ведущий т-р Чехословакии. Открыт 18 ноября 1883 в Праге. Здание Ч. Н. т. было построено на берегу реки Влтавы на нар. средства; пожертвования проводились под девизом - "Народ - для себя". Сбор проходил по всей стране, охватил самые широкие слои населения и вылился в мощную демонстрацию протеста чеш. народа против нац. угнетения. При закладке фундамента т-ра 29 мая 1868 присутствовали делегации от всех славянских народов. После десяти представлений, в 1881 т-р сгорел. Под тем же девизом "Народ - для себя" снова был организован сбор средств, к-рые помогли восстановить здание и завершить его строительство в 1883 (арх. И. Зитек, худ. М. Алеш, В. Гинайс, И. Жени шек). Т-р состоял из тр„х самостоятельных трупп: оперной, балетной и драматической. В этих коллективах были собраны лучшие актеры, режиссеры и художники. Он стал центром чеш. театр. культуры. Репертуар драматич. труппы состоял из пьес чеш. драматургов Л. Строупежницкого, бр. А. и В. Мршти-ков, Г. Прейссовоп, А. Ирасека и др. Были пост. произв. Л. Н. Толстого ("Власть тьмы"), А. П. Чехова ("Три сестры"), М. Горького ("Мещане"), У. Шекспира, Г. Ибсена и др. Первый спектакль оперной труппы - опера Б. Сметаны "Либуше" (1881), затем в репертуар вошли произведения 3. Фибиха - "Мессинская невеста" (1884), "Гроза" (1885), А. Дворжака - "Дмитрий" (1882), "Ч„рт и Кача" (1899). В 1888 в т-ре были пост. спектакли "Евгений Онегин" и "Лебединое озеро" (2-й акт), премьерами к-рых дирижировал П. И. Чайковский. В 1892 была пост. опера "Пиковая дама" (Чайковский присутствовал на премьере). Балетная труппа выступала в танц. сценах оперных спектаклей.

Руководство т-ром осуществлялось "Товариществом", состоявшим из меценатов Праги, вносивших крупные денежные паи. "Товарищество" подчинялось сейму. До 1900 Ч. Н. т. возглавляли сторонники консервативной бурж. партии старочехов. В нач. 20 в. в балетной труппе осуществляются пост. наиболее значит, произв. рус. хореографии: "Лебединое озеро" (1903), "Щелкунчик" (1908). Формируются основы нац. балетного репертуара: балеты-пантомимы О. Недбала на сюжет чеш. нар. сказок - "Глупый Гонза" (1902), "Из сказки в сказку" (1908). В 1900-18 художеств. руководство драматич. труппой осуществлял Я. Квапил, оперной - К. Коваржовиц (1900-20). Квапил развивал принципы психологпч. школы актерского иск-ва, был одним из инициаторов пражских гастролей МХТ(1906). В эти годы в драматич. труппе Ч. Н. т. работали выдающиеся чеш. актеры: Э. Воян, Г. Квапилова, М. Гюбнерова, И. Мошна. В 1918-39, в годы после установления в Чехословакии нац. независимости, т-р отражал классовую борьбу. В дальнейшем Ч. Н. т. становится вс„ более академичным и отходит от острых общественных проблем. Только отдельные актеры (Я. Пруха, Р. Наскова 3. Балдова, Ф. Смолин) продолжали утверждать на его сцене принципы реалистич. иск-ва, воплощать идеи демократизма и гражданственности. В 1921-35 драматич. труппой руководил К. Г. Гилар. В эти годы особое внимание уделялось оформлению спектаклей. Реж. И. Ф рейка совм. с худ. Ф. Тресте-ром осуществил значит, постановки, в т. ч. "Ромео и Джульетта", "Юлий Цезарь" Шекспира, "Борис Годунов".

В оперной труппе работали дириж„ры и. композиторы: Коваржовиц, О. Острчил, В. Талих, О. Ефе-миаш; певцы: Б. Бенони, Э. Дестинова, К. Буриан, О. Маржак, Р. Матурова, В. Климент и др. Крупнейшими пост. труппы были "Борис Годунов" (1910) и "Е„ падчерица" Яначека (1916). В 40-е гг. на сцепо

Ч. Н. т. ставятся антифашистские произв. К. Чапека:

"Белая болезнь" (1937), "Мать" (1938). В оперной труппе Острчил ставил и произведения совр. чеш. композиторов: Л. Яначека, О. Еремиаша и др. Балетную труппу возглавлял Р. Ремиславский, осуществлявший пост. балетов из репертуара гастролировавшей в Праге труппы С. П. Дягилева ("Петрушка" Стравинского, 1925, "Сказки нашей бабушки...", 1925), произведений чеш. композиторов - "Иштар" (1924) и "Шпали-чек" (1933) Мартину, "Доктор Фауст" Шквора (1927). В 1944 т-р был закрыт. После освобождения Чехословакии от оккупации (1945) Ч. Н. т. возобновил свою деятельность - 13 мая 1945 была показана опера "Проданная невеста" Сметаны. В 1945-53 художеств. руководство т-ром осуществляли И. Гонзль, Я. Пруха, li. Достал, С. Махов.

Т-р по-прежнему состоит из тр„х трупп: оперной, балетной и драматической, спектакли идут на тр„х сценах (в разных зданиях), получивших самостоятельные наименования: Т-р им. И. К. Тыла, Т-р им. Б. Сметаны и собственно Нац. т-р (на каждой из сцен идут оперные, балетные и драматич. спектакли). В коллективе т-ра объединяются выдающиеся представители разных поколений: старшего - 3. Ште-панек, Л. Досталова, II. Богач; среднего - Я. Пи-вец, Р. Лукавскип, Д. Медржнцка, К. Г„гер, И. Шей-балова, М. Вашова, В. Фабианова, Б. Загорский, О. Крейча, и младшего - II. Тришска и М. Томашева (до 1965), Л. Мунзар, Б. Голишева, Я. Главачева и др. Мн. совр. чехословацкие драматурги начали творч. деятельность, написав пьесы специально для Ч. Н. т.: поэт Ф. Грубин написал "Августовское воскресенье" и "Хрустальную ночь"; И. Топол - "Их день", "Конец масленицы"; М. Кундера - "Владельцы ключей" и др. Руководство Ч. Н. т. осуществляли: драматич. труппой - Я. Пруха (1953-54), 3. Штепанек (1954-55), О. Крейча (195(3-62), И. Маршалек (1962-65), В. Вейражка (с 1965); оперной-Я. Сейдель (1958-63), В. Кашлик (с 1963); балетной- С. Махов (1946-51), П. Немечек (с 1958). Гл. худ. т-ра - И. Свобода.

Деятельность Махова в балетной труппе способствовала возрождению чехословацкой хореографии, поискам е„ нац. своеобразия. Эти тенденции наиболее полно раскрываются в спектаклях, пост. на сюжеты отечественной лит-ры: "Философская история" (1949, по А. Ирасеку) и "Викторка" (1950, по Б. Немцовой) Востржака и др. Махов создал одну из наиболее крупных европ. балетных трупп (ок. 150 чел.). Среди солистов труппы - О. Скалова, М. Кура, В. Шилга-нова, Р. Эллингерова, Я. Маншингрова, М. Дротне-рова, В. Йилек, О. Стодола, В. Мальцев, И. Блажик, О. Шанда и др. В оперной труппе работали дириж„ры - 3. Халабала, М. Зуна, Р. Брон, Я. Кром-бгольц, В. Нейман. Труппой руководил Я. Сейдель.

Среди лучших спектаклей 40-60-х гг.: драматические - "Русские люди" (1945); "Наши гордецы" Строу-пежницкого (1945), "Кремл„вские куранты" (1946), "Ревизор" (1948), "Враги" (1953); "Комедиант" Осборна

(1958), "Мариша" А. и В. Мрштиков (1956), "Августовское воскресенье" Грубина (1958), "Гамлет"

(1959), "Чайка" (1960); "Драгомира и е„ сыновья" Тыла (1960); "Смерть коммивояж„ра" Миллера (1961), "Кавказский меловой круг" Брехта (1962), "Владельцы ключей" Кундеры (1962), "Ромео и Джульетта" Шекспира (1963), "Конец масленицы" То пола (1964); оперные - "Борис Годунов" (1954); "Е„ падчерица" Яначека (1955), "Сватоплук" Сухони (1960), "Путешествие пана Броучка" Яначека (1960), "Евгений Онегин" (1960); "Далибор" Сметаны (1961), "Повесть о на' стоящем человеке" Прокофьева (1961), "Ромео, Джульетта и тьма" Фишера (1962), "Псоглавцы" Ковар-жовица (1962), "Укрощение строптивой" Шебалина (1962), "Пиковая дама" (1963); "Любовь к тр„м апельсинам" Прокофьева (1963); балетные - "Золушка" (1948), "Славянские танцы" на муз. Дворжака (1956), "Юность" Чулаки (1959), "Отелло" Гануша (1959), "Дафнис и Хлоя" Равеля (1960), "Каменный цветок Прокофьева (1961), "Легенда о любви" Меликова (1963), "Последний одуванчик" Васка (1965).

Лит.: Солнцева Л., Чехословацкий театр сегодня, М., 1962, с. 50-68; Театр в Чехословакии. Сб. статей (Театральный институт), Прага, [б. г. ]; Современный чехословацкий театр. Прага, 1963; П е т р ш и к о в а В., Балет в Чехословакии, "Чехословакия", 1955, ј 5, с. 18-21; S с h m i-dova L., Ceskoslovensky balet, rPraha, 1962J; Kniha o Narodnim divadle. 1883-1963, Praha, 1964. Д Сол.

ЧЕХОСЛОВАЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР ИМЕНИ Б. СМЕТАНЫ - см. Чехословацкий Национальный театр.

ЧЕХОСЛОВАЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР ИМЕНИ И. К. ТЫЛА -см. Чехословацкий Национальный те.атр.

ЧЕХОСЛОВАЦКИЙ ТЕАТР. Возникновение самостоятельного бурж. гос-ва - Чехословацкой республики (1918) - привело к объединению т-ров Чехии и Словакии (историю развития т-ра до 1918см. ст. Словацкий театр и драматургия и Чешский театр}. Чеш. и словацкий т-ры, принимавшие участие в борьбе своих народов за независимость, получили благоприятные условия для развития. К ранее существовавшим Нац. т-ру и Гор. т-ру на Внноградах в Праге, Чеш. Нац. т-ру в Брно, Нац. т-ру в Пльзене прибавились вновь организованные - Гор. т-р в Брно (1919), Словацкий Нац. т-р в Братиславе (1920), Гор. т-р в Оломоуце (1920) и др.

Кроме проф. т-ров, развивается широкая сеть пролетарских самодеят. коллективов. Еще в 1911 было организовано театр. объединение "ДДОЧ" (Союз рабочей театр. самодеятельности). После возникновения в 1921 Коммунистич. партии Чехословакии, "ДДОЧ", включавший 500 рабочих коллективов, становится одной из форм массовой пролетарской пропаганды. С поисками новых, более действенных театру форм связано создание реж. И. Гонзлел и поэтом И. Зороп "Дедрасбора" (Рабочий драматич. ансамбль), знакомившего рабочую аудиторию с революц. поэзией. В 1921 возникает Пролеткульт, членами к-рого становятся "Дедрасбор" и "ДДОЧ". В 1920 создается проф. т-р "Революционная сцена" (рук. Э. А. Лонген, пост. здесь в том же году пролог "Мистерпи-Буфф" Маяковского). В 1921 возникает т-р "Соцпалистич. сцена". Эта организация привлекала пролетарского зрителя в проф. т-ры. Деятельность чехословацких т-ров в 1918-38 во многом определялась вкусами бурж. зрителя. В то же время, вопреки официальной политике, прогрессивные театр. деятели страны стремились создавать антибурж. по направленности, спектакли, вели борьбу за высокое театр. иск-во. В Нац. т-ре в Праге были пост.: "Из жизни насекомых" (1922, 1926, 1932), "Белая болезнь" (1937), "Мать" (1938), "R. U. K." (1920, 1939) K. Чапека, "Дитя" Шальды (1923), "Ромео и Джульетта" (1924), "Гамлет" (1930), "Юлий Цезарь" (1936) Шекспира. В Т-ре на Виноградах, наряду с пьесами Ф. Веде-кинда, Я. Гильберта, П. Клоделя и др., ставились:

"Зори" Верхарна (1920), "Гуситы" Дворжака (1920), "Средство Макропулоса" (1922, 1927), "Разбойник" (1928), "R. U. R." (1929) K. Чапека, "Периферия" Лангера (1925), "Двенадцатая ночь" (1923), "Сон в летнюю ночь" (1933), "Отелло" (1930), "Фауст" (1932);

"Яношик" Магена (1922), "Цезарь и Клеопатра" Шоу (1936) и др.

Возникают новые проф. и полупроф. революц. т-ры. В 1925 был организован "Освобожд„нный театр", где режиссер И. Гонзль ставил своеобразные по форме политич. ревю антибурж. направленности. Основными исполнителями этих ревю были актеры

fi. Bo.cnofien и Я. Верих, музыку писал композитор Я. Ежек. В 1933 создан т-р "Д-34", стремившийся пропагандировать принципы пролетарского иск-ва. Руководитель т-ра Э. Ф. Буриан привл„к к деятельности "Д-34" литераторов, актеров, певцов, танцовщиков, музыкантов, художников. В спектаклях этого т-ра использовались новые средства сценич. выразительности, они отличались мастерством сценич. речи, выразит, пластикой, музыкальностью, новаторскими принципами сценич. мастерства. На деятельность т-ра "Д-34" оказал влияние сов. т-р и особенно творчество В. Э. Мейерхольда и А. Я. Таирова. Прогрессивные тенденции проявились и в деятельности гос. т-ров. В Т-ре на Виноградах были пост.: "Виринея" по Сей-фуллиной (1927), "Поднятая целина" по Шолохову (1933), "Гибель эскадры" (1937); в Нац. т-ре - "Дорога цветов" Катаева (1935), "Платон Кречет" (1936), "Васса Железнова" (1937); в Гор. т-ре в Оломоуце - "Оптимистическая трагедия" (1936); в т-ре в Кладно- "Цемент" по Гладкову (1927).

Развитие чеш. актерского иск-ва характеризовалось стремлением к более углубл„нному психологич. раскрытию сценич. образа. Это нашло выражение в творчестве актеров: В. Выдры, 3. Балдовой, Л. До-сталовой, Р. Тумы, Б. Карена, 3. Штепанека, О. Шейн-пфлуговой, Ф. С.чолика, Я. Прухи. В 1918-39 появляются новые режиссеры: К. Г. Гилар, ставивший в 1921-35 спектакли в Нац. т-ре (Прага); И. Фрейка, один из создателей "Освобожд„нного т-ра", работавший с 1929 в Нац. т-ре (Прага); Я. Квапил, развивавший принципы психологич. т-ра; Я. Бор, уделявший большое внимание рус. классич. драматургии, инсценировкам романов Л. Н. Толстого ("Анна Каренина") и Ф. М. Достоевского ("Бесы", "Братья Карамазовы", "Преступление и наказание"). режиссеры революц. т-ров: И. Гонзль, Буриан, В. Гамза, А. Курш - в Праге; И. Бездичек, А. Подгорский, И. Скршиван - в Брно; Я. Шкода, К. Палоуш - в Остраве; О. Стпи-бор - в Оломоуце, переосмысливая достижения сов. т-ра, боролись за политическую остроту театрального искусства и его активное воздействие на широкие слои зрителя.

В 1918-39 происходит формирование чехословацкого декорац. иск-ва, к-рое становится одним из важнейших компонентов т-ра. Широкую известность получают художники: В. Гофман, Ф. Трестр, Ф. Зеленка, Ф. Музика, Я. Сладек, И. Вениг, И. Чапек, И. Лада, И. Габриел, Я. Зрзавы, М. Коуржил. Рост театр. иск-ва в эти годы связан с появлением театр. критики (3. Неедлы, Ю. Фучик, Б. Вацлавек, К. Конрад, М. Майорова и др.).

Словацкий т-р в 1918-39 вста„т на путь борьбы за проф. мастерство. В 1920 открылся Словацкий Нац. т-р (Братислава), в к-рый входили четыре труппы (оперная, балетная, опереточная, драматическая). Но из 188 драматич. спектаклей, пост. в 1920-25, только 27 исполнялись на словацком яз. В 1936 была выделена самостоят, словацкая труппа, к-рая до 1939 выступала совм. с чеш. на сцене Словацкого Нац. т-ра. Словацкие актеры ставили произведения нац. авторов, слав. драматургов и зап.-европ. классику:

"Мать" (1922), "Путаница в имении" (1924, 1928), "Софья Зузи" (1925), "Герой" (1929), "Новая жизнь" (1932), "Женский закон" (1938) И. Тайовского; "Последняя симфония" (1930), "Король Святоплук" (1935) П. Сто доли; "Проволочник" (1926), "Приключения при дожинках" (1936) Я. Паларика; "Ирод и И po диада" Гвездослава (1937); "Проделки Скапена" (1922), "Гамлет" (1931), "Тартюф" (1936), "Двенадцатая ночь" (1936), "Сон в летнюю ночь" (1938). Были пост. пьесы сов. драматургов: "Квадратура круга" (1931) и "Дорога цветов" (1936) Катаева, "Страх" (1933) и "Портрет" (1935) Афиногенова, "Васса Железнова" (1937).

Одновременно с проф. т-ром в Словакии происходит развитие разнообразных форм театр. самодеятельности, центром к-рой становится город Мартин. В 1922 здесь созда„тся Союз театр. любителей Словакии, к-рый изда„т свой журнал. В 1918-39 выдвигаются актеры с яркой индивидуальностью - А. Багар, Г. Арбет, И. Келло, О. Бородачова-Орсаго-ва. Вначале словацкую труппу возглавлял режиссер Я. Бородач, к-рый тяготел к пспхологич. т-ру, высоко ценил иск-во МХТ. Позднее здесь работали реж. В. Шульц, Я. Ямницкий.

В 1939-45, в период фаш. оккупации, труппы т-ров сокращаются. Мн. т-ры закрываются оккупац. войсками. Из репертуара были изъяты пьесы авторов тех стран, с к-рыми гитлеровская Германия вела войну (рус. классика, Шекспир и др.). В концентрационные лагеря были заключены многие прогрессивные театральные деятели Буриан и др.), в нацистских застенках погибли Стпбор, Скршпван, Вап-чура и др. В США эмигрировали Верих, Восковец, Ежек.

После освобождения Чехословакии от оккупации (1945) правительство ликвидировало частные театр. антрепризы, были определены основные принципы новой театр. системы: т-ры перешли в ведение республиканских, областных и гор. управлений (Советов), армии, профсоюзов, Союза чеш. молод„жи. Театр. иск-во было поставлено на службу широкому зрителю, проходила активная демократизация т-ра. В 1945 созданы театр. коллективы: Реалистич. т-р (позднее им. Неедлы), "Т-р им. 5 мая", "Т-р сатиры" - в Праге; "Сельский т-р", обслуживающий сельского зрителя, организован театр. ин-т, учебный т-р "Диск" и др. В 1948 принят Закон о т-ре. В 1948-53 усилилась борьба за новую драму, к-рая рождалась совм. усилиями коллективов т-ров и молодых драматургов. Появились спектакли, посв. теме труда и рабочему классу: "Бригада шлифовальщика Каргана" Кани (1949, т-р "Д-34"), "Духцовский виадук" Цаха (1950, Реалистич. т-р им. Неедлы), "Орденоносцы" Стеглика (1953, Т-р им. Тыла, Пльзень). Национальный традиц. жанр сказки использовался для выражения идей современности в спектакле "Шутки с ч„ртом" Дрды (1945, Нац. т-р, Прага). В пост. классич. драматургии проявилось стремление к отражению современности. Так были решены спектакли: реж. Гонзлем-"Ян Гус" Тыла (1945), "Мариша" бр. Мршти-ков (1948), "Мещане" (1949) - в Нац. т-ре в Праге;

Бурианом - "Ромео и Джульетта" Шекспира (1945)- в т-ре "Д-34"; Хофбауэром - "Макбет" (1948)- в Гор. т-ре в Пльзене; Фрейкой - "Достигаев и другие" (1948)- в Гор. т-ре на Виноградах; Куршем - "Кут-но горские рудокопы" (1949)- в Гос. т-ре Остравы;

Шкодой - "Доходное место" (1950) - в Нац. т-ре в Праге; Палоушем - "Гроза" (1951) - в Реалистич. т-ре им. Неедлы; Штепанеком - "Мать" К. Чапека (1953) - в Художеств, т-ре армии (Прага). Значит. событием театр. жизни явилась пост. "Кремл„вских курантов" (1946) в Нац. т-ре в Праге, где впервые в истории Чехословакии актер Пруха создал образ В. И. Ленина.

Интерес актеров к системе Станиславского наш„л выражение в конференции, посв. теоретич. наследию Станиславского (1951, Прага).

Одновременно с положит. явлениями в деятельности Ч. т. имели место ошибки. Администрирование, нивелирование творч. индивидуальностей, забвение традиций чехословацких революц. т-ров 30-х гг. ограничивали творч. развитие т-ра, вели к ослаблению его воздействия на зрителя. Декларируя сво„ стремление к активному вмешательству в новую жизнь, т-р на практике вс„ больше уходил от не„, теряя связь со зрителем.

Решения XX съезда КПСС и конференция КПЧ (1956) оказали благотворное воздействие на обществ. жизнь Чехословакии, помогли деятелям т-ра осмыслить допущенные ими ошибки, увидеть перспективу развития. С 1956 художеств. деятельность т-ров становится особенно активной, ведутся поиски новых сценич. форм, полнее раскрываются творч. индивидуальности актеров и режиссеров. Спектакль "Такая любовь" Когоута (1957) в Реалистич. т-ре им. Неедлы ставил нравств. проблемы, волнующие человека нового социалистич. общества. В спектакле "Сегодня еще заходит солнце над Атлантидой" Незвала (1957, Нац. т-р, Прага) при„мы аллегории и поэтич. метафоры используются для отражения проблемы мира и войны.

Т-ры обращаются к освоению творч. опыта 20-80-х гг. Реж. Буриан в 1956-58 восстанавливает в т-ре "Д-34" лучшие спектакли 30-х гг. ("Швейк" по Гашеку, "Тр„хгрошовая опера" Брехта, "Опера на ярмарке", "Крысолов" по Дыку и др.). В репертуар т-ров включаются пьесы В. В. Вишневского ("Оптимистическая трагедия", 1958, Нац. т-р, Прага; "Первая Конная", 1959, Гос. т-р, Брно); В. В. Маяковского ("Мистерия-Буфф", 1960, там же); Б. Брехта ("Мамаша Кураж не„ дети", 1958, Т-р им. Неймана, Прага). В 1957 был создан Союз творч. работников т-ра (Svaz ceskoslovensky divadelni on unfelcu), к-рый ежегодно проводит в Карлови-Вари фестивали, выпускает бюллетень "Дивадельни новины", журнал "Дивадло".

Событием театр. жизни Чехословакии стали спектакли: "Августовское воскресенье" Грубина (1958), "Иркутская история" Арбузова (1960), "Полуночная месса" Карваша (1961), "Владельцы ключей" Кундеры (1962), "Ромео и Джульетта" Шекспира (1964); "Конец масленицы" Топола (1964), "Из жизни насекомых" К. Чапека (1965)-в Нац. т-ре (Прага); "Гость" Ашке-нази (1962), "Война с саламандрами" Когоута по К. Чапеку (1963), "Золотая карета" Леонова (1965)- в Т-ре на Виноградах, "Игра любви и смерти" Рол-лана (1965)-в пражском Камерном т-ре; "Мистерия-Буфф" Маяковского (1962), "Война" по Буриану (1962), "Всеобщее пение петухов" (1962), "Преследование и убийство Жан Поля Марата" Вейса (1965) - в Гос. т-ре в Брно и др.

В 60-х гг. в Праге и Брно появился ряд небольших т-ров ("малые сцены"): "Рококо" (1957), Т-р на Заб-радли (1958), "Семафор" ("Семь малых форм", 1959), "Вечернее Брно" (1959), "Параван" (1960), Драматический клуб (1964), Т-р за Браной (1965).

В 1967 в Чехословакии - 65 т-ров с 83 труппами. Среди актеров старшего и среднего поколения: Л. Пешек, Досталова, Смолик, О. Шейнпфлугова, Б. Загорский, О. Крейча, Р. Лукавский, В. Фабианова, И. Шей-балова, В. Шмераль, К. Май, К. Г„гер, В. Храмостова и др. Борьба за определение творч. облика каждого т-ра привела к развитию иск-ва нац. режиссуры: Крейча, М. Махачек, Я. Плескот, К. Палоуш, Л. Писто-риус, В. Логницкий, В. Дудек, Е. Соколовский, А. Радок, О. Орнест, Я. Гросман, К. Новак, В. Гуде-чек, В. Адамек и др. Среди театр. художников Чехословакии: И. Свобода, О. Шимачек, 3. Коларж, В. Нывлт, Ф. Тр„стер, Васербауэр.

В 1944-65 было создано 11 словацких т-ров с 23 труппами. Среди них: Словацкий камерный т-р в Мартине (1944), Словацкий т-р в Прешове (1944), Новая сцена в Братиславе (1946), Т-р им. П. Илемниц-кого в Жилине (1946), Высшая сцена иск-в (1949) и др. Развитие получила словацкая драматургия. В Словацком Нац. т-ре пост. спектакли, посв. современности: "Буки подполянские" (1949), "Святая Варвара" (1953) Кралика; "Метеор" (1945), "Люди с нашей улицы" (1951), "Полуночная месса" (1959), "Антигона и другие" (1962), "Большой парик" (1965) Карваша; "Свежее древо" Буковчана (1954), "Мосты на восток" Мнячко (1954) .и др. Среди др. спектаклей: "Песня нашей весны" Будского (1956), "Кровавый суд. или Кутногорские рудокопы" Тыла (1956), "Ромео п Джульетта" Шекспира (1957), "Оптимистическая трагедия" (1957); "Жизнь Галлилея" Брехта (1958); "Белая болезнь" Чапека (1958), "Иркутская история" Арбузова (1960), "Иванов" Чехова (1961); "Дачники" (1963); "Как вам это понравится" Шекспира (1965);

"Идиот" по Достоевскому (1965) и др. Словацкий Нац. т-р гастролировал в Сов. Союзе (1961) и в Польше (1962). Словацкую режиссуру представляют: И. Буд-ский, И. Лихард, К. Захар, Я. Какош, Т. Раковскип, И. Циел, И. Палка, П. Гаспра. В 1944-65 в словацком т-ре выросло новое поколение актеров:

М. Грегор, Ю. Пантик, Л. Худик, М. Губа, И. Кро-нер, К. Махата, В. Заборский, Ц. Фильчик, М. Кра-ловичева, 3. Груберова, В. Стрнискова, В. Мюллер и др.; художники: Л. Выходил, П. Габор, В. Су-ханек.

Лит.: Kniha o Narodnim divadle. 1883-1963, Praha, 1964; Padesat let mestskych divadel prazskych. 1907--1957, Praha, 1958; Pamatnica Slovenskeho narodneho divadla. Sbornik, Bratislava, 1960; Ohst M., S с her l A., K dejinam ceske divadelni avantgardy. J. Honzl, Е. Burian Praha, 1962; Ji rane k J., Vit Nejedly. Z historie boju o novou, socialistickou kulturu, Praha, 1959; Divadlo S. K., Neumanna. 1948-1958, Praha, 1959; Ci s a r J., ivot, jevisti, Formovani ceske realisticke kritiky, Praha, 1962; K v a p i j J., O cem vim, cast 1-2, Praha, 1946-47; Vojta J.. Cesta k narodnimu divadlu Praha, 1958; Stepanek Zd.. Herec (Vzpominky narodniho umelce Zdenka Stepanka). Praha, 1961; Palenicek L., Jaroslav Prucha, Praha, l 961: F u-cik J., Divadelni kritiky, в его кн.: Dilo Julia Fucika, sv. 10, Praha, 1956; Honzl J., K novemu vyznamu umeni. J. Honzl. Divadelni uvahy a programy 1920-1952, Praha, 1956; Neumann S. K., O umeni, Praha, 1958; Ztvarnete skutecnost. Kurt Konrad, Praha, 1963; H o l z k n e с h t V., J. Jezek a Osvobozene divadlo, Praha, 1957; Kopecky J., Nedokoncene zapasy. Divadlo v socialisticke revoluci, Praha, 1961; B l a n d a O., Ladislav Pesek. Praha, 1964; D v o-r a k A., Jiri Plachy, Praha, 1964; Vrbka S., Julius Pan-tik, Praha, 1964; Herman Z., Valtr Taub, Praha, 1964;

Sucharipova H., Radovan Lukavsky, Praha, 1963;

UrbanovaA., Vitezslav Vejrazka, Praha, 1963; Ada m-cova A., Karel Hoger, Praha, 1962; Theater-Divadlo. Vzpominky ceskych divadelniku na nemeckou okupaci a druhou svetovou valku, Praha, 1965; Фучик Ю., О театре и литературе. Сб. статей, Л.-М., 1964; Солнцева Д., Чехословацкий театр сегодня, М., 1962; ее же, Сцена и время, М., 1966. Л. Сол.

Музыкальный театр. Опера. Образование независимого бурж. чехословацкого государства - Чехословацкой республики - определило коренной перелом в развитии муз.-театр. культуры чехов и словаков. Установление творч. контактов и организац. сближение чеш. муз. т-ра с рождавшимся словацким муз. т-ром привело к образованию чехословацкой муз.-театр. культуры. Но при всей родственности оба т-ра сохраняют свою самобытность.

Вершина развития чеш. оперы связана с творчеством Л. Яначека. Он написал оперы: "Вылеты пана Броучка" (1920. Нац. т-р, Прага), "Катя Кабанова" по драме А. Н. Островского "Гроза" (1921, Брно), "Лисичка-плутовка" по мотивам рассказов Р. Тес-ноглидека (1924, там же), "Средство Макропулоса" по о. п. К. Чапека ,(1926, там же), "Из м„ртвого дома" по роману Ф. М. Достоевского (1930, там же). Другим выдающимся чеш. композитором, писавшим для муз. т-ра, был Б. Мартину (15 опер и 10 балетов), творчество к-рого тесно связано с чеш. нар. муз. культурой. Среди его произв.: оперы "Игры о Марии" на духовные тексты и слова нар. поэзии (1934) и "Театр в предместье" (1936, Нац. т-р, Брно), поэтич. драма "Жюльетта" на текст франц. поэта Ж. Неве (1938, Нац. т-р, Прага), муз. комедия в стиле дель арте "Мирандолина" по Гольдони (1959, там же), муз. трагедия "Греческие пассионы" по роману греч. писателя Н. Казандзакиса (1959). С 1930-х гг. Мар тину писал также оперы для радио и телевидения:

"Голос леса" (1935, Пражское радио), "Комедия на мосту" (1937, там же), "Женитьба" по Гоголю (1953, Нью-Йорк, телевидение).

В 1924 композитор О. Еремиаш создал оперу "Братья Карамазовы" (1928, Нац. т-р, Прага) по о. п. Достоевского, О. Острчил - сказку "Иванушкино царство" (1934, Брно) на сюжет "Сказки об Иване-дураке и его двух братьях" Л. Н. Толстого. Среди др. произв. чеш. композиторов: сказка "Фонарь" В. Новака по о. п. Ирасека (1923, Нац. т-р, Прага), "Кумушка-смерть" Р. Карела (1933) на нар. сказочные мотивы, четверти-тоновая опера "Мать" А. Хабы (1931, Мюнхен; 1947, Нац. т-р, Прага), комич. опера "Переполох в Эфесе" Крейчи по "Комедии ошибок" Шекспира.

После освобождения Чехословакии от фашистской оккупации (1945) муз. иск-во получило широкое развитие, в н„м наметился процесс демократизации. Увеличилось число оперных т-ров в стране. Центр муз. иск-ва переместился из Чехии в Словакию. Создателями самобытных произв. для муз. т-ра явились словацкие композиторы Э. Сухонъ и Я. Циккер. Оба они учились у Новака в Пражской консерватории и восприняли лучшие традиции чеш. оперного иск-ва. Сухонь написал оперы: "Крутнява" (1949, Нац. т-р, Братислава; в СССР шла под назв. "Водоворот") и "Сватоплук" (1960, там же) на сюжет из мифологии. Циккер выступил как оперный композитор с драматич. легендой о жизни словацкого нац. героя, боровшегося против феодалов,- "Юро Яно-шик" (1954, там же). Вслед за ней появились оперы- "Бег Баязид" (1957, там же), "Воскресение" по роману Л. Н. Толстого (1962, Прага) и "Мистер Скруг" по новелле Диккенса "Рождественская песнь" (1958), Вклад в словацкое оперное творчество вн„с Л. Голо-убек, чех по происхождению, проживавший в Словакии. Он написал оперы - "Семья" (соч. 1960) и "Профессор Мамлок" (соч. 1966).

Из оперных произв. чеш. композиторов, появившихся после 1945, выделяются оперы Я. Гануша - "Пламенная" (соч. 1944) и "Факел Прометея" (соч. 1964) о жизни человечества в атомном веке; опера "Ромео, Джульетта и тьма" Фишера (1962) по одноим. новелле Я. Отченашека - об оккупации Чехословакии. Я. Пауэр написал комич. одноактную оперу "Болтливый слизняк" (1950) по сказке Д. Глоуха и историч. оперу "Сусанна Войиржова" (1956) по одноим. пьесе Я. Бора. В. Кащлик написал оперу "Кракатит" (1960) по роману Чапека -об ответственности уч„ных и изобретателей за их открытия.

Чехословацкие композиторы обращаются к рус. и сов. литературе - "Дурень" Ф„рстера (1936, Нац. т-р, Прага) на сюжет "Сказки об Иване -дураке" Л. Н. Толстого, "Новая земля" Хабы (соч. 1936) по Ф. В. Гладкову, "Генерал Адамов" Гарашты (1945) по Б. А. Лаврен„ву.

Социальнс-революц. тематика нашла отражение в опере "Ткачи" В. Неедлы (соч. 1938) по одноим. драме Г. Гауптмана.

В стилистич. отношении чеш. оперное нск-во развивалось под воздействием творчества Яна чека. Это сказалось в стремлении к характерным интонациям, передающим особенности живой человеч. речи со всеми е„ индивидуальными чертами.

Оперетта в 1918-45 имела чисто коммерческий характер. После 1945 в этом жанре возникли творч. искания: перерабатывались комедии и водевили чеш. и иностр. авторов, создавались оперетты о совр. жизни чеш. и словацкого народов. Популярность получили: "Пани Марианка, мать полка" Трояна (1951), "Мельничиха из Гренады" (1954) и "Отпуск с Ангелом" (1955) Калаша, оперетты М. Махека. В Словакии - оперетты Г. Дусика, М. Новака и др. В целом чехословацкая оперетта развивается в направлении "мьюзикл" -муз.-сценич. произв., преим. комедийного характера, с использованием разнообразных жанров и выразит, средств современной эстрадной и бытовой музыки, хореографии, оперетты и оперы ("Праздник в Гарлеме" А. Фрида, соч. 1960, и др.).

Творч. успехи чехословацкого муз. т-ра связаны с лирич. комедийным т-ром малых форм, особенно с деятельностью пражского "Освобожд„нного театра", музыку к спектаклям к-рого писал композитор Я. Ежек. Традиции "Освобожд„нного т-ра" продолжали многочисл. "малые сцены" Праги и Брни.

В чехословацком муз. т-ре работали мн. выдающиеся исполнители. Во главе оперной труппы Национального т-ра в Праге в 1920-35 стоял дириж„р О. Острчил, объединивший талантливых мастеров сцены: реж. Ф. Пуймана, художников Ф. Киселу и В. Гофмана, а также ряд выдающихся певцов. После Острчила руководство т-ром перешло к В. Талиху. В Национальном т-ре Праги работали дириж„ры - О. Еремиаш, К. Недбал, Я. Пауэр, Я. Сейдель; певцы-В. Зитек, М. Подвалова, М. Тау-берова, М. Красова, В. Беднарж, Э. Гакен и др. В оперном т-ре Брно работали дириж„ры - Ф. Нейман, 3. Халабала, Ф. Йилек, реж. М. Вассербауэр; в Братиславе - О. Недбал и К. Недбал. Среди худ. руководителей небольших оперных коллективов - Б. Лишка (с 1955 руководит оперой в Пльзене);

Р. Вашата (в 1949-56 руководил оперой в Остраве, с 1960 - в Либерце) и др. В области оперетты и муз. комедии ведущее положение занимал актер, режиссер и театр. антрепрен„р О. Нови.

Перед 2-й мировой войной в Чехословакии существовали муз. т-ры в Праге, Брно, Братиславе, Ко-шице, Пльзене, Либерце, Остраве, Опаве и Оломоуце. После 1945 были созданы оперные т-ры в Усти над Лабой, Банска-Бистрице и т-р оперетты в Теплице. В 1966 в Чехословакии работало 14 оперных и 8 опереточных коллективов. Мн. т-ры (Чехословацкий национальный театр. Чехословацкий театр на Виногра-дах, Т-р И. К. Тыла в Пльзене и др.) объединяют оперную, опереточную, балетную и драматич. труппы. Эти коллективы поочер„дно выступают на двух и более параллельно работающих сценах.

Идейно-художеств. вопросами т-ра занимается муз.-драматич. секция Союза чехословацких театр. работников и секция крупных сценич. форм Союза чехословацких композиторов. Вопросы чехословацкой муз.-театр. культуры рассматриваются на страницах ежемесячного журнала "Дивадло" ("Театр") и "Гудебни розгледи" ("Музыкальное обозрение", издание Союза чехословацких композиторов). Ир. Б.

Балет. После образования Чехословацкой республики (1918) организуются балетные труппы в Братисяаве, Брно, Остраве, Оломоуце, к-рыми руководят балетмейстеры В. Калина, М. Цвеич, Э. Габз-дил, И. Юдл. Создаются частные балетные школы. В репертуары т-ров вводятся балеты на муз. чеш. композиторов: Б. Мартину ("Иштар", 1924, Нац. т-р, Прага; "Кто на свете всех сильнее", 1924, балетная труппа в Брно; "Мятеж", 1926, там же), В. Новака ("Никотина" - пантомимы, 1930; "Синьорина Молодость",1933, Прага). Получают известность чеш. танцовщики и балетмейстеры И. Енчик, С. Махов, И. Псота.

В 1945, после освобождения страны от нем.-фашистских захватчиков, организуются балетные т-ры в городах: Пльзене, Опаве, Кошице, Ческе-Будейо-вице, Кладно, Усти над Лабой. В 1948 возникают танц. ансамбли (Чехословацкий Гос. ансамбль песни и танца, словацкие ансамбли "Слук" и "Лучница" и др.). В 1946 в Праге, Братиславе и Брно при консерваториях организуются хореографич. отделения. В 1949 в пражской Академии иск-в создана кафедра хореографии.

В 1946-51 балетную труппу праж. Нац. т-ра возглавил Махов, труппу Т-ра оперы и балета им. Яначе-ка в Брно в 1947-51-балетм. Нсота. Махов привл„к к работе в Нац. т-ре лучших композиторов, либреттистов, художников. Особенности чеш. хореографич. школы наиболее полно раскрываются в спектаклях, построенных на реалистич. драматургии, с большим количеством игровых сцен. Появляются балетные спектакли, разнообразные по стилю и творч. манере, отличающиеся высокой культурой сценич. оформления. Совм. с балетным критиком и теоретиком Я. Реймозером и комп. 3. Востржаком Махов пост. балеты по лит. произведениям чеш. классиков: "Философская история" по А. Ирасеку (1949), "Виктор-ка" по книге Б. Немцове и "Бабушка" (1950). Спектакли'отличались разнообразием хореографических при„мов, тонкой психологической разработкой характеров.

В Нац. т-ре были пост. балеты: "Славянские танцы" на муз. Дворжака (1956), "Спартак" (1957); "Слуга двух господ" Бургхаузера (1958), "Юность" Чулаки (1959), "Каменный цветок" Прокофьева (1961), "Легенда о любви" Меликова (1963), "Последний одуванчик" Васка (1965). Среди ведущих танцовщиков труппы Национального т-ра: М. Кура, О. Скалова, М. Дротнерова, В. Шилганова, Я. Петржик, Р. Ма-залова, И. Блажек, О. Шанда; здесь работают балетмейстеры: И. Блажек, А. Ланда, К. Тот. С 1958 труппой руководит И. Немечек.

Другой крупный балетный коллектив страны - труппа Словацкого Нац. т-ра в Братиславе, к-рой с 1961 руководит балетмейстер К. Тот, последователь сов. хореографич. школы. В этой труппе работают: Г. Герени-Старостова, И. Мначкова. Здесь пост. спектакли: "Красный мак" (1954); "Платочек" Кенешшеи (1955), "Тропою грома" Караева (1961), "Весна священная" Стравинского (1964).

Балетная труппа Т-ра оперы и балета им. Яначека (Брно) формировалась под рук. балетм. Псоты - мастера монументальных спектаклей, опытного педагога. Он осуществил первую пост. балета "Ромео и Джульетта" (1938), воспитал поколение чеш. танцовщиков, в т. ч. M. Kypy, к-рый руководил труппой с 1964. В труппе т-ра ученики Псоты: В. Авратова, В. Вагнерова, М. Фигарова, И. Нермут. В 1962-64 труппой руководил балетм. Л. Огоун, стремившийся к поискам новых танц. форм, выражающих совр. темы. Среди спектаклей балетного т-ра в Брно: "Ромео и Джульетта" (1947, 2-я ред.), "Пламя Парижа" (1958), "Баллада о моряке" Крижека (1962), "Голубая рапсодия" на муз. Гершвина (1962), "Ленинградская симфония" на муз. Шостаковича (1962).

В 1964 создана балетная труппа "Новый балет Праги" (организаторы Огоун и П. Шмок). Эта камерная экспериментальная труппа разрабатывает новые хореографич. формы, ищет новые выразит, средства. Труппа подготовила -2' программы из 9 одноактных балетов на муз. Г. Малера, Б. Бартока, К. Дебюсси; спектакль "Хиросима" на муз. В. Букови (1964, балетм. Огоун).

В 1965 труппа выезжала на гастроли (ГДР, Италия, Австрия, СССР).

Лит.: SchmidovaL., Ceskoslovensky balet, [Praha, 1962]. Я. Ulep.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница