Наши партнеры

Выгодно аренда авто посуточно в самаре в компании РексРент.

Театральная энциклопедия
(страница 478)


ЧЕРНУТОВ, Борис Булгатанович (р. 15.XII. 1919) - бурят, сов. художник. Нар. художник Бурят. АССР (1959). Чл. Коммунистич. партии с 1943. Ещ„ подростком в 1936 поступил учеником художника в Бурятский драм. т-р, затем стал художником и гл. художником этого т-ра. Ч. выразительно переда„т быт, колорит эпохи, стиль автора, строго и точно отбирает детали. Среди его лучших работ: "Гроза" (1945, 1950), "Слуга двух господ" (1953), "Враги" (1955); "На той стороне" Барянова (1955), "Кремл„вские куранты" (1957). В пост. бурят, пьес воссозда„т поэзию родного края, улусный быт дореволюц. Бурятии: "Кнут Тайши" Намсараева (1945, 1950), "Хитрый Будамшу" Шагжина (1954), "Сэсэгмаа" Туму-нова (1957). Жизнь нового совр. бурят, села и города показывают спектакли: "Ровесники" Пурбуева (1958), "Первый год" (1956) и "Совесть" (1960) Шагжина, "Семья Базара" Халматова (1965).

Лит.: Ходорковская Л., Бурят-Монгольский театр. М., 1954; Искусство Бурятской АССР. Сборник, Улан-Удэ, 1959; Найдакова В., Современный бурятский драматический театр (1949-1962 гг.), (Улан-Удэ 1962]- Вал. Н.

ЧЕРНЫШ‚В, Иван Егорович [псевд.- Иван Егоров; 20. VI (2. VII).1834 - 16(28). XI. 1863] --рус. драматург и актер. По окончании Петерб. театр. уч-ща (учился у П. И. Григорьева) выступал в провинции; с 1856 в Александрийском т-ре (играл второстепенные роли). В 1852 дебютировал как драматург ("Сборы на Крестовский" - Александрийский т-р). В конце 50-х гг. сблизился с группой поэтов передового сатирич. журн. "Искра", принимал в н„м участие. В 1858 написал для А. Е. Мартынова одноактную пьесу "Жених из долгового отделения" (пост. в том же году в Александрийском т-ре), рассказывающую о трагич. судьбе маленького забитого чиновника. Обличительной направленностью отмечены также пьесы Ч. "Не в деньгах счастье" (1859, Александрийский т-р; Боярышников - Мартынов), "Отец семейства" (1860, там же; Трубин-Разладин - Мартынов) и др. Во мн. драмах Ч. ощущается влияние творчества А. Н. Островского. Ч.автор романа "Уголки театрального мира" (СПБ, 1875), повести "Петербургские актрисы".

Др. пьесы: "Испорченная жизнь" (1862, Малый т-р. Кур-чаев - Самарин), "Зачастую" (1863, Александрийский т-р), "Ч„рненькие и беленькие" (1873, Малый т-р) и др.

Лит.: А л ь т ш у л л е р А., Александр Евстафьевич Мартынов, Л.-М., 1959, с. 163-79. С. Г.

ЧЕРНЫШ‚ВА, Людмила Сергеевна [14 (27). IX. 1908-15.VIII. 1963] - рус. сов. актриса. Нар. арт. РСФСР (1960). Чл. Коммунистич. партии с 1951. Начала творч. путь в Рязанском ТЮЗе в 1922. В 1929-36 - актриса Моск. мюзик-холла (роль Раечки - "Под куполом цирка" и др.). В 1936 вступила в труппу Центр, детского т-ра. Играла вес„лых, озорных ребят, немного фантаз„ров, прямых и честных мальчишек и девчонок: Гаврик ("Белеет парус одинокий" Катаева), Сер„жа ("Белый пудель" по Куприну), Женя Хват ("Особое задание" Михалкова), Тимка Жохов ("Дорогие мои мальчишки" Кассиля), Валерий ("Красный галстук" Михалкова), Клава ("Где-то в Сибири" Ирошнпковой). Роли в спектаклях-сказках: Крошечка-Хаврошечка ("Баба-яга" Розанова), ‚ж ("Сказки" Маршака). В сер. 50-х гг. Ч. начала играть характерные роли, при этом открылись новые стороны е„ дарования - склонность к психологически глубоким характеристикам и к сатирич. обобщениям. Роли: Аверина, т„тя Тамара ("В добрый час!", "Неравный бой" Розова), Новикова ("Друг мой, Колька!"), т„тя Саша ("Бывшие мальчики" Иваптер). Снималась в кино ("В добрый час!" и др.).

Лит.: Хижнякова Г., Людмила Чернышева, "Театр", 1965, JVo 8. А. О.

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ, Николай Гаврилович [12(24).' VII.1828, Саратов,-17(29).X.1889, там же] - рус. писатель, драматург, критик и публицист. Один из создателей русской материалистической эстетики. Идейный вдохновитель революционно-д емок ратич. движения 60-х гг. в России. Род. в семье священника. В 1842- 1846 учился в саратовской семинарии, в 1846-50 - на историко-филологич. ф-те Петерб. ун-та. В 1854 начал сотрудничать в журн. "Современник"; позднее совместно с Н. А. Добролюбовым и Н. А. Некрасовым возглавил его и превратил в орган ре-волюц. демократии. Значительное внимание в журнале уделялось вопросам драматургии и театра.

В 1853-55 Ч. написал ряд статей по эстетике, а в 1855 защитил диссертацию "Эстетические отношения искусства к действительности", представляющую собой разв„рнутый манифест революционно-демократич. лагеря в рус. иск-ве. В этих работах Ч. развил эстетич. принципы В. Г. Белинского и создал целостную материалистич. теорию иск-ва-высшее достижение эсте-тич. мысли до появления трудов К. Маркса. Центр. проблема эстетики Ч.- соотношение иск-ва и действительности. Борясь против идеалистич. эстетики Гегеля и Фпшера, Ч. показал, что прекрасное в иск-ве есть отражение прекрасного в жизни, что эстетич. идеалы классов и сословий определяются условиями их жизни, а само пск-во не может быть сведено только к понятию красоты. Истинным содержанием иск-ва, утверждал Ч., является жизнь в е„ широчайших проявлениях ("общепнтересное в жизни"), главное в иск-ве - человек, его духовный мир, его судьба. В соответствии с этим первый "общий характеристический признак искусства" в эстетике Ч.- образное воспроизведение "интересных сторон и явлений действительной жизни". Второй - объяснение е„. Третий - приговор явлениям жизни с позиций передового общественного идеала. Выполнив эти задачи, иск-во, по Ч., становится "учебником жизни", нравственным двигателем общества, способствует его преобразованию.

В диссертации и статьях Ч. ("Очерки гоголевского периода русской литературы", 1855-56, и др.) были высказаны также мысли, непосредственно относящиеся к театр. иск-ву. Сурово оценивая состояние рус. драм. т-ра 50-х гг., Ч. отмечал, что драм. сцена стоит в стороне от прогрессивных идей эпохи, испытывает воздействие рутины, консерватизма. Ч. обосновывал и защищал принципы реалистич. школы актерской игры, противопоставляя е„ ремесленным при„мам и подражательности.

В своих эстетич. и критич. статьях Ч. выступал за крптич. реализм, революционный демократизм и народность иск-ва. Критика Ч. идеалистич. представлений о возвышенном, трагическом и комическом оказала влияние на развитие творчества передовых рус. драматургов (А. Н. Островский и др.). Защищая гоголевское направление в рус. лит-ре, Ч. боролся против враждебных ему школ "здравого смысла" (рецензия на комедию "Габриэль" Ожье, 1854), "лож-новеличавой" во главе с Н. В. Кукольником ("Очерки гоголевского периода...") и мнимо-обличительной (анализ пьесы В. А. Соллогуба "Чиновник", "Заметки о журналах", 1856). Ч. выступал против славянофильских тенденций, имевших место в раннем творчестве А. Н. Островского (статья о пьесе "Бедность не порок", 1854), и приветствовал возвращение драматурга на путь критич. реализма (статья о пьесе "Доходное место", 1857). Эти статьи явились первой разв„рнутой оценкой творчества Островского революц.-демо-кратпч. критикой. В своих статьях, а также в студенческом сочинении о "Бригадире" Фонвизина, работе "Лессинг, его время, его жизнь и деятельность" (1856-57) Ч. стремился приблизить драму к выполнению тех общественно-политич. и нравствен-но-психологич. задач, к-рые в это время решались в жанрах романа и повести, отвергал многочисл. схо-ластич. законы и ограничения, сковывавшие развитие драматургии. Эстетика Ч. не лишена существенных противоречий (антропологизм, просветительство и утилитаризм), к-рые особенно сказались в трактовке Ч. осн. эстетич. категорий, а также в обосновании происхождения, задач и предмета иск-ва. Тем не менее созданная Ч. мате риалистич. теория художеств. деятельности человека сыграла большую роль в развитии т-ра и драматургии.

В 1862 Ч. был арестован и заключ„н в Петропавловскую крепость, где написал свой знаменитый роман "Что делать?" (1863; был инсценирован, в сов. время- инсц. "Новые люди", 1952, Моск. т-р им. Ленинского комсомола) и драматич. сценку "Кто угодно, что угодно" (1864). В 1864 Ч. был сослан на каторгу в Сибирь. Там он написал неск. пьес, к-рые играли рабочие-политкаторжане Александровского завода.

При жизни Ч. ни одно из этих произв. не было опубликовано и не ставилось на проф. сцене. Наиболее значительна из них комедия "Мастерица варить кашу" (соч. до 1871), представляющая собой остроумную пародию на пастораль, насыщенная многочпсл. политич. нам„ками (пост. в Центр, т-ре Сов. Армии, 1952; в роли Карелиной - Л. II. Добржанская). В семейно-бытовой комедии "Великодушный муж/ и социально-бытовой драме "Драма без развязки" (обе в 70-е гг.) Ч. сатирически из, бражал "хозяев жизни" и с симпатией-новых людей.

Соч.: Полн. собр. соч., т. 1-16. М., 1939-53; Эстетика, М., 1958.

Лит.: Шага н о в В. Н., Н. Г. Чернышевский на каторге и в ссылке, СПБ, 1907; В у р с о в В. II., Мастсрстьо Чернышевского-критика, Л., 1959; Каган М. С., Эстетическое учение Чернышевского, М.- Л., 1958; Ник о л а-е в М. П., Художественные произведения Н. Г. Чернышевского, написанные на каторге и в ссылке, Тула, 1958; С о-л о в ь е в Г. А., Теория искусства Н. Г. Чернышевского, в кн.: Чернышевский Н. Г., Эстетика, М.. 1958.

Люд. Д.

ЧЕРРЙТО (Cerrito), Фанни (Франческа) (11.V. 1817, Неаполь,-6. V. 1909, Париж) - итал. артистка балета. Хореографич. образование получила в школе т-ра Сан-Карло в Неаполе у П. Хюса, в дальнейшем совершенствовалась у К. Блазиса, Ж. Перро и А. Сен-Леона. Дебютировала в т-ре Сан-Карло в 1832. В 1836-37, после выступлений в Риме и Турине, гастролировала в Вене, в 1838- 1840-в т-ре "Ла Скала" (Милан), 18401847 - в Лондоне, 1847 - в Париже, 1855-56 - в Петербурге и Москве. В 1857 оставила сцену. Была выдающейся танцовщицей роман-тич. балета, первой исполнительницей мн. партий: Альма ("Альма, или Дочь огня" Ко ста, 1842). Ундина в одноим. балете Пуни (второе назв. - "Наяда и рыбак"), где прославилась исполнением "танца с тенью" (1843), Кати ("Маркитантка" Пуни, 1844), "Па де катр" Пуни (с М. Тальони, Л. Гран и К. Грпзи, 1845) и."Па богинь" Пуни (с Гран и Тальони, 1840), Фатьма ("Мраморная красавица" Пуни, 1847) и др, Танец Ч. отличался живостью, артистизмом, она обладала хорошей техникой, гибкостью. Выступала как балетмейстер, сотрудничала с Перро при пост. балетов - "Альма" и "Ундина". Совм. с Сен-Леоном (своим мужем) пост. балет "Маркитантка". В Лондоне пост. "Розиду" Пуни (1845; исполняла заглавную партию), в Париже - "Джемму" Габриелли (1854; также исполняла заглавную партию). В России Ч. выступала в конце артистич. деятельности и не имела большого успеха.

Лит.: Плещеев А., Наш балет, СПБ, 1896, с. 152-54;

Beaumont С. W., The complete book of ballets, L., 1951, p. 464-68; Guest I., Fanny Cerrito, L., 1956, Ham. P.

ЧЕСТИ (Cesti), Марко Антонио (наст. имя-Пьетро) (крещ„н 5.VIII.1623-14.X.1669) - итал. композитор. Францисканец. Ученик А. Аббатини и Карис-сими. Первая опера Ч.- "Оронтеа" была пост. в Венеции в 1649. В последующие годы работал во Флоренцин и Инсбруке, был певчим папской капеллы в Риме, вице-капельмейстером при дворе в Вене.

Оперы: "Александр, победитель самого себя" (1651, т-р "Санти-Джованни э Паоло", Венеция), "Влюбл„нный Цезарь" (Itiol, там же), "Арджиа" (1655, Инсбрук), "Дори" (1661, Флоренция: в др. городах под назв. "Верная раба"), "Великодушие Александра" (1662, Инсбрук), "Тит" (1666, т-р "Санти-Джованни э Паоло", Венеция), "Празднества Нептуна и Флоры" (1666, Вена), "Немилость Амура" (1667, там же), "Семирамида" (1667, там же; в Венеции и Модене под названием "Счастливая раба"), "Венера-охотница" (1669, Инсбрук).

Наряду с Ф. Кавалли Ч.- представитель венецианской оперной школы, один из крупнейших итал. композиторов 17 в. В его операх героич., романич., сказочные мотивы соединяются с вес„лыми комедийными ситуациями. Оперы Ч. рассчитаны на яркие зрелищно-постановочные эффекты. Им предшествуют обычно большие аллегорич. прологи. Лучшая опера ц "Золотое яблоко" (166(3 или 1667, Вена).

Лит.: Wo I f f H. Chr., Die Venetianische Oper ili der zweiten Halfte des 17. Jahrhunderts, B., 1937; P i r r o 11 a N.. Cesti e Abbatini"Opera", "Santa Cecilia". Roma, 1953, giu, p 31-p o л л а н Р., Опера в XVII веке в Италии, Германии п Англии, пер. с франц., М., 1931. Св. Г.

ЧЕСТНОКОВ, Владимир Иванович [р. 30.111(12. IV).1904] - рус. сов. актер. Нар. арт. СССР (1960). Чл. Коммунистич. партии с 1941. В 1920-22 занимался в Вольной студии (рук. Е. П. Рарпов), в 1924 окончил школу рус. драмы. В 1924-28 - актор Театра-студии мри Ленингр. акаде-мич. т-ре драмы. В 1928- 36 и с 1953 -в труппе Ленингр.. т-p а драмы им. Пушкина. В 1937-42 - актер Ленингр. т-ра им. Ленинского комсомола, в 1942-46 - театра Краснознам„нного Галтийского флота, в J946-53-Ленингр. драматич. т-ра. В первые годы работы в т-ре играл роли:

Почтмейстер ("Ревизор"), Фадпнар ("Соломенная шляпка" Ла-биша), Волгин ("Чудак" Афиногенова), Фурманов ("Мяте/к" по Фурманову), PIac-тальский ("Страх"). Среди ролей в Т-ре им. Ленинского комсомола - Незнамов;

Сафиров ("Земля"Вир-ты), Джо Бонапарт

("оолотои мальчик" идетса), тиране ди игр/гр11 '- " Ростана). Среди ролей, сыгранных в т-ре Балтийско го флота: Сафонов ("Русские люди"), Огнев ("Фронт"), Горбунов ("Офицер флета" Крона), Сибирцев ("У стен Ленинграда" Вишневского). В Ленингр. драматич. т-ре Ч. играл роли: Сабурова ("Дни и ночи" по о. п. Симонова), Пушкина ("Александр Пушкин" Дэля). Здесь Ч. создал одну из своих лучших работ - ро-мантич. образ Дона Сезара де Базана (о. п. Дюма-нуара и Деннери, спектакль был экранизирован).

Сценич. образы Ч. сочетают глубокую человеческую простоту с острой, часто неожиданной характерностью. Его герои живут сложной и напряж„нной эмоциональной жизнью. Это отличает лучшие работы Ч. в т-ре им. Пушкина: Алексей Иванович ("Игрок" по о. п. Достоевского), Фиеско ("Заговор Фиеско" Шиллера), Левин ("Второе дыхание" Крона), Кроссман ("Осенний сад" Хелман), Голубков ("Бег" Булгакова). Ч. создал образ В. И. Ленина в спектаклях т-ра им. Пушкина-"Грозовой год" Каплера, "Суровое счастье" Михайлова, "Цветы живые" Погодина, "Между ливнями" Штейна, в фильме "В дни Октября".

С 1966 Ч.- художеств. рук. Ленингр. т-ра драмы им. Пушкина.

Гос. пр. СССР (1950) за исполнение роли Забелина в фильме "Академик Иван Павлов".

Соч.: Как я работал над образом Ленина, Л.-М., 1960. Лит.: Шире к и и Ю., Дорога актера, "Псн-во и жизнь", 1938, Л?.' 11-12; Пергамент А., Владимир Честноков, "Театра, 196'i, Л'." 11 ; M a p x a с e в Л., Главная роль, Л., 1963. С. /(.

ЧЕТВ‚РТАЯ СТУДИЯ МХТ - рус. сов. театр. Организован в 1921 под рук. актеров МХТ Г. С. Бур-джалова, В. В. Лужского и Е. М. Раевской. Открылся в 1922 спектаклем "Обетованная земля" Моэма. Второй спектакль т-ра-"Слоя семья" Шаховского, Грибоедова, Хмельницкого (1923). После смерти Бур-джалова (1924) студия нек-рое время находилась без руководителя, в 1925-27 во главе е„ стоял М. М. Тарханов, впоследствии в т-р пришли режиссер В. Ф. Ф„доров, гл. художник И. Ю. Шлепянов. В составе актеров студии были: Е. Ф. Асенкова, А. М. Бреусопа, О. П. Матисова, С. Л. Морской, А. И . Михайлов, Н. С. Плотников, В. Новиков, М. Л. Роксано-ва и др. Были пост. спектакли - "На земле" Низового (1925), "Не было ни гроша, да вдруг алтын" Островского (1926), "Цемент" Гладкова (1927). В 1927 Ч. с. МХТ была реорганизована в "Реалистический театр". Н. Вел.

ЧЕХ (Cech), Адольф (наст. имя и фам.- Адольф Ян Антонин Т а у с и к; Tausik) (И.ХП.1841--27. X II. 1903) - чеш. дириж„р. Выступал в пражских хорах и любительском т-ре. С 1862 - хормейстер, с 1864 - дириж„р, с 1876 - гл. дириж„р оперы Пражского временного т-ра (с 1881 - Нац. т-р). Наиболее близки Ч. были оперы итал. композиторов и Дж.Мейер-бера. Позже с успехом дирижировал операми чеш. композиторов и Р.Вагнера. Начиная с исполнения "Ли-буше" (1881), Ч. дирижировал премьерами всех опер Б. Сметаны и премьерами опер А. Дворжака ("Якобинец", 1889; "Ч„рт и Кача", 1899), 3. Фибиха ("Мессин-ская невеста", 1883; "Шарка", 1897). Впервые в Нац. т-ре дирижировал оперой '"Лоэнгрин" (1885).

Лит.: Nejedly Z., Dejiny opery Narodniho divadla..., dl 1-2, Praha, 1949. ' Ал. М.

ЧЕХОВ, Антон Павлович [17(29).1.1860, Таганрог,- 2(15).VII.1904, Баденвейлер (Германия), похоронен в Москве] - рус. писатель. Лит. деятельность начал, занимаясь на медицинском ф-те Моск. ун-та. С 1880 печатал юмористич. рассказы. В творчестве Ч, отразились обществ, порядки, нравы и настроения пред-революц. эпохи и прежде всего - нравственный мир, гражданская неудовлетвор„нность, идейные искания рус. интеллигенции. В своих повестях и драмах Ч. воплотил идеи свободы личности, раскрепощ„нности мысли и чувства, непосредственного и полного восприятия мира, широкого и гармоничного нравственного развития человека. В них выражен протест против всего, что мешает человеку, "одар„нному разумом и творческой силой", жить достойно его самого. Осуждая социальную атмосферу совр. ему России, Ч. выступал против любого угнетения личности, рабства политического и духовного.

Интерес Ч. к драматургии и т-ру сказался уже в гимназнч. годы. Будущий писатель часто бывал в таганрогском т-ре, принимал участие в домашних спектаклях, где разыгрывались сочин„нные им самим сценки, отражавшие таганрогскую жизнь. В начале 80-х гг. Ч. написал т. н. "Пьесу без названия", представляющую собой ещ„ довольно неумелую попытку охарактеризовать нравы интеллигенции, показать людей, лиш„нных возвышенных целей (пьеса была извлечена из чеховских рукописей и в 1923 опубликована; впоследствии ставилась на сцене под названием "Платонов"). На рубеже 80-90-х гг. Ч. создал несколько драматич. этюдов и водевилей: "О вреде табака" (1886), "Лебединая песня" ("Калхас", 1887), "Медведь" (1888), "Свадьба" (1889), "Трагик поневоле" (1889), "Юбилей" (1891). Нек-рые из них были с успехом поставлены столичными т-рами России, а также на провинциальных сценах. Впоследствии "Свадьбу" пост. Е. Б. Вахтангов (1920), а в Т-ре им. Мейерхольда чеховские водевили ("Предложение", "Юбилей", "Медведь") были соединены в спектакль "33 обморока" (1935). Обновляя жанр водевиля, Ч. отказался от хитросплетений интриги, традиционных куплетов и, опираясь на свой опыт в области юмористического рассказа, достиг предельной яркости и компактности диалога.

Во 2-й пол. 80-х гг. появились пьесы "Иванов" (1887-89) и "Леший" (1889). Поев. острым граждан-ско-нравств. проблемам жизни интеллигенции, они подготовляли зрелую драматургию писателя. Комедия "Леший" (пост. 1889, Т-р Абрамовой, Москва), не имевшая успеха на сцене и считавшаяся Ч. неудачной, была использована при создании пьесы "Дядя Ваня". Драма "Иванов-" шла на сценах Т-ра Корша в Москве (1887, в гл. роли - Давыдов) и Александрин-ского т-ра в Петербурге (1889, Иванов - Давыдов, Саша - Савина, Сарра - Стрепетова) и вызвала оживл„нную полемику в печати. В образе Иванова отразились симпатии Ч. к той части интеллигенции, к-рая пыталась проявить обществ, активность. Но. рисуя душевную неуравновешенность и идейную неустойчивость своего героя, Ч. показал, что его идеи были основаны не на трезвом понимании действительности, а на туманных мечтах, на юношеской ро-мантич. экзальтации, субъективистских иллюзиях. В этой пьесе Ч. осуждал не только обывательское перерождение и примирение с действительностью, но и бесперспективный протест против не„, связанный с одержимостью, фанатизмом.

В 1895-1903 Ч. создал крупнейшие драм. произв.:

"Чайка", "Дядя Ваня", "Три сестры", "Вишн„вый сад". Герои этих пьес мечтают о полноте жизни, хотят сделать сво„ существование осмысленным. Показывая, как жизненные обстоятельства препятствуют осуществлению этих стремлений, Ч. своим творчеством объективно утверждал, что не только социально-бытовой уклад, но и вся обстановка политического угнетения в России порождала культурную отсталость, рутину, каз„нщину, всеобщую гражданскую приниженно сть.

В глубоком разладе с действительностью находятся герои пьесы "Чайка" (1895-96). Их характеры и судьбы наводят на мысль, что люди истинно творческие обречены на одиночество, заблуждения, мучительные кризисы. Треплев, с его искренней враждебностью к рутине, с навязчивой идеей "новых форм" и интересом к вселенским абстракциям, со временем убеждается, что заш„л в тупик. Нина Заречная, к-рая все-таки нашла сво„ призвание, обречена судьбой на страдания, житейскую неустроенность. Творчество Тригорина оказывается односторонним и фальшивым, т. к. оно не раскрывает глубоких конфликтов современности, построено на лит. стандартах. Лишь Арка-дина, любящая больше всего себя в искусстве, благополучна и довольна. Пост. в 1896 на сцене Александрийского т-ра, "Чайка", несмотря на тонкую, одухотвор„нную игру В. Ф. Комиссаржевской (роль Нины Заречной была одной из лучших в репертуаре актрисы), успеха не имела: для традиционной режиссуры чеховский драматургич. стиль оказался недоступным. Подлинное "открытие" этой пьесы принадлежало молодому Моск. Художеств, т-ру. Спектакль, пост. в 1898 в МХТ (реж. Немирович-Данченко и Станиславский; Аркадина - Книппер, Треплев - Мейерхольд, Нина - Роксанова, Маша - Лилина, Шамраев - Артем), знаменовал собой рождение нового театра и сложившегося при пост. пьес Ч. особого стиля игры - психологически тонкой, сдержанной, передающей малейшие оттенки настроений и вместе с тем эмоционально напряж„нной.

Выдвигая в "Дяде Ване" (большинство литературоведов относит пьесу к 1896) в качестве ведущего сюжетного мотива разочарование в профессоре Серебрякове близких ему людей (Войницкого, Елены Андреевны, Сони), Ч. предостерегал от слепой, недостойной мыслящего человека приверженности к ходячим мнениям и признанным авторитетам. Изображая Серебрякова человеком бездарным и ч„рствым, Ч. отрицал и осуждал его общественную позицию, низводя с пьедестала современных ему либеральных доктрин„ров. Серебрякову, а отчасти и его почитателям, противопоставлен в пьесе труженик и мечтатель Астров.

В образе Астрова воплотились горькие размышления Ч. о том, что люди пытливой мысли, чувствующие себя ответственными за судьбы общества, не могут найти достойного применения своим силам. В окт. 11899 пьеса "Дядя Ваня" была пост. в МХТ (реж. Станиславский и Немирович-Данченко; Астров - Станиславский, Соня - Лилина, Елена Андреевна - Книп-пер-Чехова, Войницкий - Вишневский, Вафля - Артем и др.).

Для МХТ написана пьеса "Три сестры" (1900, пост. 1901, реж. Станиславский, Немирович-Данченко, Лужский; Маша - Книппер-Чехова, Ирина - Андреева, Ольга - Савицкая, Наташа-Лилина, Вершинин - Станиславский и др.). В образах се-.стер Прозоровых, Тузенбаха и Вершинина Ч. показал ; демократически мыслящую интеллигенцию, мечтавшую о труде, исполненном "поэзии и мыслей". В пьесе слышится отдал„нное предвестие событий революции 1905 (монолог Тузенбаха в 1-м акте). Одухотвор„нности, благородству этих людей, стремящихся к осмысленному существованию, но не находящих в жизни достойного для себя места, недовольных, ищущих, разочарованных, Ч. противопоставил атмосферу бездуховности, пошлости, серости провинциального быта.

Пьеса "Вишн„вый сад" (1903), тоже предназначенная для МХТ (пост. в янв. 1904, реж. Станиславский и Немирович-Данченко; Раневская - Книппер-Чехова, Аня - Лилина, Лопахин - Леонидов, Гаев - Станиславский, Трофимов - Качалов и др.), как бы подводит итог многолетним раздумьям Ч. о судьбах рус. культуры. Здесь писатель выходит за пределы привычной для него темы интеллигенции. Показывая обаятельных, по-своему интеллигентных помещиков Раневскую и Гаева, Ч. в то же время подч„ркивает их беспечность, легкомыслие, привычку жить за чужой сч„т. Развенчивает также писатель и бурж. дельца Лопахина, претендующего на роль строителя новой жизни. В образе Пети Трофимова, демократически мыслящего студента, отразились надежды Ч. на новое поколение, а вместе с тем и сомнение, сумеет ли оно привести Россию к свободе и счастью. Изображая своих героев людьми неустроенными и жалкими, чу-дакамм и "недот„пами", Ч. будил тревожную мысль о том, что вс„ человечески ценное в его современниках по-прежнему находится в противоречии с условиями бытия. В то же время обилие комич. эпизодов прида„т пьесе мажорный тон, побуждает воспринимать неурядицы в доме Раневской как предвестие близких и благотворных сдвигов.

В пьесах Ч. сказалось его трезво-критич. отношение к интеллигенции. Возвышенные мечты героев Ч. носят лирически-созерцательный характер. Между их высокими романтич. помыслами и реальными намерениями возникает резкое несоответствие. Действ. лица пьес Ч. предстают перед враждебной им действительностью беспомощными и беззащитными. Это находит выражение в их наивных надеждах на полноту личного счастья, в сетованиях, жалобах, тревожных излияниях, горьких шутках, язвительных замечаниях. Глубокий драматизм судеб своих героев Ч. облекает в форму скорбно-иронического лиризма, но и в то же время пьесы Ч. выражают не только сострадание, но и уважение писателя к той части интеллигенции, к-рая сумела устоять против духовного рабства и обывательщины. Герои пьес Ч. стремятся обрести "сверхличный" смысл существования, подчинить его общественно значимой идее. И "обертоном" их внутр. жизни становятся. возвышенно-романтич. умонастроения, к-рые от пьесы к пьесе становятся вс„ богаче, содержательнее, глубже (особенно заметно это в "Тр„х сестрах"). Внешняя пассивность героев Ч. таит в себе внутр. активность. В их душах не прекращается трудная борьба: стремясь избавиться от необоснованных, иллюзорных надежд и увидеть мир без прикрас, они одновременно сопротивляются отчаянию, к к-рому их ведут крушение иллюзий и познание бытия.

Зрелые пьесы Ч. не укладываются в традиц. систему драматич. жанров. В них нет присущего жанру драмы резкого противопоставления одного-двух героев окружающей их среде, резких столкновений и борьбы, раскрывающих формирование характеров. Не являются пьесы Ч. и комедиями, в привычном смысле слова. Вслед за Горьким совр. литературоведы нередко наз. их лирич. комедиями. Обращение Ч. к конфликтам предреволюционной действительности, крайне сложным и острым, обусловило разработку новых принципов построения драмы. Если в традиционных драматич. жанрах источником противоречий в жизни героев были постоянно менявшиеся по ходу действия взаимоотношения между ними, то у Ч. характеры, судьбы, умонастроения героев находятся в непосредственной связи с общей атмосферой современного им бытия. В отличие, напр., от Островского, Ч. акцентировал не сами по себе попытки людей достигнуть каких-то частных житейских целей, а их настойчивое стремление познать собственную жизненную миссию, обрести возвышенную цель бытия, найти достойное дело. Вследствие этого драматич. переживания персонажей порождаются гл. обр. не преходящими столкновениями характеров, а длительными и устойчивыми жизненными положениями. Гражданская неудовлетвор„нность становится личной драмой и овладевает героями Ч. независимо от того, что происходит с ними в каждый отдельный момент. В связи с этим сюжетная интрига утрачивает организующее значение и уже не сосредоточивает в себе осн. противоречий судеб героев: исчезают традиц. завязки, перипетии, развязки, единый, "сквозной" конфликт между действ, лицами. Происходящее на сцене в большинстве случаев не знаменует "поворотных" моментов, не означает перехода героя от одного жизненного этапа к другому.

В произв. Ч. ослаблена динамика волевых действий героев. В его пьесах мало традиционных диалогов-схваток. Преобладающей стихией являются диалоги-беседы, т. е. простой обмен репликами: человек делится с собеседником своими мыслями, не совершая к.-л. поступков. Динамичность пьес Ч. связана с постоянной изменчивостью душевных состояний действ. лиц. Настроения и эмоциональные раздумья персонажей проявляются в их реакции на окружающее. Мелкие бытовые подробности становятся у Ч. своего рода поводами для выражения человеческих чувств. При этом каждое душевное движение героя обусловлено двояко: внутренне - его общим тяж„лым состоянием, внешне - какой-либо бытовой частностью. Утонч„нные эмоциональные реакции героев сближают Ч. с писателями-импрессионистами. Но мимол„тные ощущения и впечатления для Ч. не объект отражения, а художеств. средство выявления идейно-нравственных исканий современников.

Раскрытие сложного мира настроений героев потребовало от Ч. разработки т. н. "подтекста"- косвенного обнаружения переживаний героев в их высказываниях. В диалогах-беседах персонажей его пьес важен скрытый эмоциональный смысл, к-рый не совпадает с внешним, предметно-логич. значением высказывания, а иногда даже ему противоречит. При наличии "подтекста" огромную роль приобретает сти-листич. окраска реплик. Для Ч. характерна стилистика контрастного сопоставления речевых стихий: будничные, разговорные выражения и интонации постоянно чередуются с поэтически возвышенными. Это достигается широким использованием эмоциональной лексики, тропов, инверсий, риторич. вопросов, повторов, нагнетанием однородных членов предложения. Благодаря новым при„мам организации драматургич. действия сюжеты пьес Ч. становились монолитными, цельными; они характеризовались не причинно-следственной, не внешней, а ассоциативной, внутренней связью между репликами, диалогами, эпизодами, актами. Композиция пьес Ч. определяется изменениями общего эмоционального строя изображаемой им жизни.

Выступая в качестве драматурга, Ч. принимал живое участие в постановках своих пьес на сцене Художественного т-ра. Он в„л интенсивную переписку с режиссерами и актерами, давал советы и в то же время при доработке пьес принимал во внимание адресованные ему суждения. Нек-рые роли в "Тр„х сестрах" и "Вишн„вом саде" созданы с уч„том данных актеро'в этого т-ра. Ч. неоднократно выступал в качестве помощника и советчика современных ему драматургов.

Появление драматургии Ч. было подготовлено предшествующим развитием лит-ры. Уже Тургенев и Островский нередко предпочитали углубл„нную психологич. разработку характера острым и динамичным интригам, прибегали к "контрапунктическому" чередованию эпизодов, использовали при„м, к-рый позднее стали называть "подтекстом". В какой-то мере подготовляла творчество Ч. и зап.-европ. драматургия конца 19 в. (с большим интересом, хотя и критически, относился Ч. к творчеству Г. Ибсена, М. Метерлинка) и рус. писатели 80-нач. 90-х гг. ("Иванов" и "Чайка" проблематикой и своими сюжетными мотивами напоминают нек-рые пьесы современных Ч. авторов). Но именно творчество Ч. знаменовало радикальный сдвиг в истории драматургии и т-ра. Его пьесы опровергают ряд положений теории драмы, считавшихся незыблемыми (принципы единства внешнего конфликта, волевой активности драматич. героя, стремительности развития действия), и тем самым открывают перед драматургией широкие горизонты. Влияние Ч. сказалось на творчестве драматургов нач. 20 в. (М. Горький, Л. Андреев). Традиций Ч. развивают и сов. драматурги (М. А. Булгаков, А. Н. Афиногенов, А. Н. Арбузов, В. С. Розов, А. М. Володин). Художеств, опыт Ч. сказался и в творчестве зарубежных драматургов (Б. Шоу, О'Нил, Л. Хелман, Дж. Пристли и др.).

Драматургия Ч. оказала большое воздействие на развитие театр. иск-ва. При жизни писателя его пьесы ставились не только в МХТ, но и на провинциальных сценах. Впоследствии они стали важной предпосылкой для формирования системы Станиславского (см. Станиславского система), способствовали углублению психологич. разработок характеров в сценич. иск-ве, активизации театр. режиссуры, перенесению акцента с внешней, событийной стороны действия на раскрытие "жизни человеческого духа". Драматургия Ч. помогла театральному иск-ву изжить условно-патетич. декламацию, овладеть эмоциональным содержанием разговорной речи, бытовой жестикуляции. Выдающимся явлением сов. театр. иск-ва стал-спектакль В. И. Немировича-Дан-ченко "Три сестры" (1940), в к-ром играли Хмел„в (Тузенбах), Тарасова (Маша), Еланская (Ольга), Степанова и Гошева (Ирина), Болдуман (Вершинин), Ливанов (Сол„ный), Грибов (Чебутыкин), Станицын (Андрей Прозоров), Георгиевская (Наташа), В. А. Орлов (Кулыгин) и др. Этот спектакль, характеризовавшийся исключительной целостностью ансамбля, органически сочетавший масштабность обобщения с психологич. глубиной, на протяжении многих лет пользовался большим успехом у публики.

К числу крупных достижений сов. т-ра принадлежит образ Войницкого, созданный в 1947 Б. Г. Добронравовым в новой постановке МХАТ "Дяди Вани". Строго следуя драматургич. принципам Ч., прибегая к скупой, как бы намекающей жестикуляции, используя будничные интонации, актер раскрывал чувства героя в их предельной напряж„нности. Разочарования и порывы дяди Вани становились в его исполнении высокой, исполненной трагизма страстью. Среди наиболее значительных чеховских спек таклей: "Вишн„вый сад" в Т-ре им. Франко в Киеве (1946, реж. К. П. Хохлов; Раневская - Ужвий), в Т-ре им. Сундукяна в Ереване (1951, реж. В. М. Аджемян), "Дядя Ваня" в Ленингр. т-ре драмы им. Пушкина (1946), в Узб. т-ре им. Хамзы в Ташкенте (1957. в загл. роли - Ш. Бурханов), в Т-ре им. Леси Украинки в Киеве (1960, в загл. роли - Романов), ".Иванов" в Моск. т-ре им. Пушкина (1955, в загл. роли- Б. Смирнов) и Малом т-ре (1960), "Три сестры" в т-ре "Эстония" в Таллине (1948, реж. и исполнитель роли Вершинина - Лаутер), в Ленингр. Большом драм. т-ре (1965, реж. Г. А. Товстоногов) и др.

Художеств, принципы Ч. и Станиславского получили развитие не только в рус., но и зап.-европ. т-ре. Драмы Ч. прочно вошли в репертуар сов. и зарубежных т-ров. Ещ„ при жизни Ч. его пьесы ставились за рубежом ("Медведь", 1905, Малый т-р, Берлин, реж. М. Рейнхардт; "Чайка", 1902, Бреславль, н др.). Всемирной популярности Ч. способствовала поездка МХТ за границу в 1906. Особенно резко возрос интерес к пьесам Ч. на протяжении двух последних десятилетий. Наиболее значительны пост., осуществл„нные Ж. Питоевым, сначала в Швейцарии, затем во Франции ("Дядя Ваня" и "Чайка", 1921), Ж.-Л. Бар-ро во Франции ("Вишн„вый сад", 1944), в Италии Л. Висконти ("Три сестры", 1952). К Ч. неоднократно обращался англ. театр "Олд Вик"; в 40-50-х гг. в Англии и др. странах большой популярностью пользовался спектакль "Дядя Ваня" с участием Л. Оливье и Р. Ричардсона. Значит, место занимают чеховские роли в репертуаре англ. актера Дж. Гил-гуда. Ч. стал одним из самых репертуарных драматургов. Его пьесы ставятся в странах народной демократии, Зап. Европы, в Америке, Японии, па Цейлоне.

Произв. Ч. часто исполнялись и исполняются с эстрады мастерами художеств. слова (И. М. Москвин, О. Л. Книппер-Чехова, А. И. Шварц, Д. Н. Журавл„в, И. В. Ильинский и др.). Ряд рассказов Ч. был инсценирован для т-ра ("П„стрые рассказы", Ленингр. т-р Комедии, 1960, и др.). Мн. произв. Ч. экранизированы ("Медведь", 1938, "Свадьба", 1944, "Попрыгунья", 1955, "Дама с собачкой", 1960, и др.). Соч.: Собр. соч., т. 10, Пьесы, М., 1963. Лит.: Б а л у х а т ы и С. Д., Чехов - драматург, Л., 1936; Ермилов В., Драматургия Чехова, М., 1954;

Бердников Г. П., Чехов - драматург, Л.- М . 1957;

В о р о в.с к и и В., Лишние люди, в его кн.: Литературно-критические статьи, М., 1948; Б я л ы и Г., Драматургическое мастерство Чехова, "Театр", 1954, ј 7; Т у р о в-с к а я М., На разломе эпох, там же, 1960, ј 1; М о д з е-л е в с к а я Н., Рыцари вечного разлада, "Новый мир" 1960, ј 1; БерковскийН. Я., Чехов, повествователь и драматург, в его кн.: Статьи о литературе, М.- Л.. 1962;

Х а л и з е в В., Уроки Чехова-драматурга, "Вопросы литературы", 1962, ј 12; С т р о е в а М., Чехов и советская драма, "Театр", 1960, Л'о 1; Юзовский Ю., Традиции русской драмы. [Островский, Чехов], там же, 1958, Л1' 2;

Лакшин В., Толстой и Чехов, М., 1963; С е м а н о-ва М. Л., Чехов и советская литература. 1917-1935, М.-Л., 1966; Григорьев М. С., Сценическая композиция чеховских пьес, М., 1924; Г о ф м а н В., Язык и стиль Чехова-драматурга, в его кн.: Язык литературы, Л., 1936; С к а ф т ы м о в А. П., К вопросу о принципах построения пьес А. П. Чехова, в его кн.: Статьи о русской литературе, Саратов, 1958; Рос к и н А. П., Чехов. Статьи и очерки, М., 1959; Чехов и театр. Письма, Фельетоны. Современники о Чехове-драматурге, М.. 1961;

Сурков Е., Чехов и театр. в его кн.: На драматургические темы, М., 1962; Станиславский К. С., А. П. Чехов в Московском Художественном театре. Вступ. ст. В. Л. Виленкина, М" 1947; е г о ж е, Моя жизнь в искусстве. Собр. соч., т. 1, М., 1954 (см. гл. о первых постановках пьесы Чехова в MX Т); его же, "Чайка". Режиссерская партитура, Л.-М., 1938; Строева М., Чехов и художественный театр. Работа К. С. Станиславского и В. И. Не-мировича-Данченко над пьесами Чехова, М., 1955; Вл.И. Не-мирович-Данченко ведет репетицию. "Три сестры" А. П. Чехова в постановке МХАТ, 1940 г., [М., 1965];

Прокофьев В., Легенда о первой постановке "Чайки", "Театр", 1946; Л1 11-12; Рудницкий К., Возвращение Чехова [о постановке "Трех сестер" в Ленинградском Большом драматическом театре им. Горького], там же, 1965, ј 5; его же. Время, Чехов и режиссеры, в сб.: Вопросы театра, М., 1965; Альтшуллер А., Чехов на зарубежной сцене, "Театр", 1954, ј 7; Ш а х-А з и з о в а Т. К., Чехов и западно-европейская драма его времени, М., 1966;

П о г о ж е в а Л., Творчество Чехова на экране, "Искусство кино", 1954, Х 7. Вал. X.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница