Наши партнеры

Выгодно аренда авто телефон в компании РексРент.
Женское Пальто Вологда.

Театральная энциклопедия
(страница 473)


ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕАТР ТРАНСПОРТА - см.

Московский драматический театр имени Н. В. Гоголя.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕАТР ЧЕХОСЛОВАЦКОЙ АРМИИ - см. Чехословацкий театр на Виноградах.

ЦЕРЕТЕЛИ, Акакий Ростомович[9(21).У1.1840, Сач-хере Шорапанского уезда,-26.1(8.11). 1915, там же]- груз. поэт, революц. демократ. В 1859-62 занимался в Петерб. ун-те на ф-те восточные яз. Совм. с И. Чавчавадзе участвовал в возобновлении деятельности груз. проф. т-ра. Ц. следовал взглядам рус. революц. демократов, в своих произв. выступал против порабощения крестьян, царского режима. Написал ряд драматич. произв. Пьеса Ц. "Арсен" (1865) о предводителе крестьянского восстания была запрещена царской цензурой. Постановки пьес "Коварная Тамара" (1885) и "Патара-кахи" ("Маленький кахетинец", 1889), выражавших идеи нац.-освободит, движения, превращались в политич. демонстрацию. Исто-рич. драма "Патара-кахи" стала подлинно нар. пьесой, е„ ставили в школах и клубах городов и деревень. Решающей силой освободит, движения в пьесах Ц. были крестьяне, трудящиеся. Ц. написал драму "Медея" (1896) по мотивам древнегреч. трагедии. Для актрисы Н. Габуния написал комедию "Кинто" (1879). Революц. движение получило отражение в пьесах "Рассвет" (1903), "Реакция" (1910) и др.

Возглавляя нац. драм. т-р (1880 и 1903), Ц. способствовал развитию груз. сценич. иск-ва по пути реализма. Ц. придавал большое воспитат. значение т-ру, выступал против превращения т-ра в увеселительное учреждение. "Театр тоже школа для народа,- писал Ц.,- увлекательная и исправляющая". Ц. считал актера учителем народа, помощником писателя, подч„ркивал гражданственность, общественную активность актерского иск-ва, призывал к созданию нар. т-ра.

Будучи одним из руководителей Груз. драматич. об-ва (80-е гг.), Ц. способствовал воспитанию поколения актеров и театр. деятелей: В. А. Абашидзе, В. С. Алекси-Месхишвили, М. М. Сапарова-Абашидзе, В. Л. Гуния, К. А. Марджанишвили, Ш. Н. Дадиани и др.

Соч. (на груз. яз.): Полн. собр. соч. в 7 тт., т. 5. Драматические произведения, примеч. И. Гришашвили, Тб., 1949; О театре [Письма. Вступит' статья, составление сборника и примеч. Н. Гвинепадзе, В. Кикнадзе], Тб., 1955 (Серия: Груз. театр. об-во. Деятели грузинского театра о сценическом искусстве).

Лит. (на груз. яз.): Асатиани А., Жизнь А. Церетели, Тб., 1940; Герсамия С., А. Церетели и грузинский театр. Тб., 1949; Гачечиладзе А., Очерки по истории грузинской драматургии и театра второй половины XIX в., Тб., 1953. Д. Д,

ЦЕРЕТЕЛИ, Окропир Георгиевич (1797-1863) --груз. драматург. Автор комедии "Женитьба имеретинского князя", представляющей собой первую попытку лит. переработки сценариев берикаоба. Этой комедией, рисующей жизнь груз. деревни, Ц. положил начало нац. реалистич. драматургии. Ц. сам поставил свою комедию в Горисе в 1845.

Лит.: Джанелидзе Д.. Грузинский театр с древнейших времен до второй половины XIX в., Тб., 1959; Г а-чечиладзе А., Очерки из истории грузинской драматургии и театра, Тб., 1957 (на груз. яз.). Д. Д.

ЦЕРЕТЕЛИ, Тамара Сем„новна [р. 1(14). VIII. 1900] - сов. эстрадная певица. Исполнительница цыганских романсов и цыганских нар. песен. Засл. арт. Груз. ССР (1958). Училась в Тбилисской консерватории. В 1920 начала выступать на эстраде. Сдержанность, благородство и проникновенность исполнения, большая музыкальность, прекрасные голосовые данные (звучное контральто мягкого, грудного тембра), мастерское использование стилевых особенностей цыганской песни (резкая смена темпов, свободный ритм) определили успех Ц., ставшей вскоре одной из самых популярных певиц этого жанра. Значит, влияние на творч. развитие Ц. оказали е„ постоянные аккомпаниаторы:

Б. А. Прозоровский - композитор, автор мн. романсов (нек-рые из них входили в репертуар Ц. - "Караван",

"Вернись" и др.), и 3. Н. Китаев. Наряду со старинными романсами, цыганскими нар. песнями Ц. исполняла также груз. нар. песни ("Сулико", "Светлячок" и др.) и лирич. песни сов. композиторов (М. Г. Фрадкина, К. Я. Листова и др.). Ю. Гл.

ЦЕРЕТ‚ЛЛИ, Николай Михаиле вич[ 1(13). X.I 890- 6.11.1942] - рус. сов. актер и режиссер. Во время занятий на Курсах драмы А. И. Адашева был приглаш„н М. Рейнхардтом в труппу Нем. т-ра, гастролировавшего в Москве. Выступал с этим т-ром в Вене, Мюнхене и Париже. В 1916-28 (кроме 1924) работал в Камерном т-ре. Дебютировал в роли Фа-мира ("Фамира Кифаред" Анненского). Лучшие роли Ц. в этом т-ре: Арлекин ("Король Арлекин" Лотара)" Иоканаан ("Саломея" Уайльда), Солдат ("Ящик с игрушками" Дебюсси), Морис Саксонский ("Адриенна Лекувр„р" Скриба и Легуве), Джилио ("Принцесса Брамбилла" по Гофману), Ромео ("Ромео и Джульетта" Шекспира), Ипполит ("Федра" Расина), Мараскин ("Жирофле-Жирофля" Лекока), Четверг ("Человек, который был Четвергом" по Честертону), Ибен ("Любовь под вязами" О'Нила), Казаков ("Сирокко" Зона и Данцгера). Обладал прекрасными внешними данными, музыкальностью, тонким чувством ритма и сценич. выразительностью движения. После ухода из Камерного т-ра Ц. выступал гл. обр. как режиссер. Работал в Моск. т-ре оперетты, в 1929-34 - в Большом т-ре (пост. "Русалку", "Богему"), в 1934-38- в Калининском т-ре (пост. спектакли: "Хозяйка гостиницы", "Адриенна Лекувр„р" и др.). Затем Ц. работал в Мо-гил„вском рус., в Костромском т-рах, в 1940-41 - в Ленингр. т-ре Комедии (играл Камило в "Вален-сианской вдове" Лопе де Вега). Выступал в концертах как чтец. Снимался в кино. А. Шн.

ЦЕРКОВНЫЕ ДЕЙСТВА - театрализованные обряды рус. православной церкви. Первое упоминание о Ц. д. относится к 16 в. Известны Ц. д. пасхального ("Шествие на осляти", "Умовения ног") и рождественского {Пещное действо) циклов. Обряд "Шествие на осляти" иллюстрировал евангельский рассказ о въезде Иисуса Христа в Иерусалим (торжественное шествие патриарха на коне и царя, державшего под уздцы его коня, через Красную площадь к Успенскому собору; в свите шли духовенство, царская охрана, знатные люди). На четв„ртый день после "Шествия на осляти", в четверг на страстной неделе, исполнялось "Умовение ног", воспроизводившее сцену из "Тайной вечери" (архиерей, исполнявший роль Христа, омывал ноги священникам, изображавшим учеников Христа). Наиболее театрализованным было Пещное действо.

Лит.: Всеволодский-Гернгросс В., История русского театра, т. 1, Л.-М., 1929, гл. III; его же, Русский театр. От истоков до середины XVIII в., М., 1957, с. 37-42; Асеев Б. Н., Русский драматический театр XVII-XVIII веков, М., 1958, с. 30-32. Ю, Д.

ЦЕРКбВСКИЙ (Бакалов-Церковский), Цанко Генов (16.X.1869-2.V.1926) - .болг. поэт, драматург. Лит. деятельность начал в 1891. Ц.- представитель критич. реализма в болг. лит-ре. Основная тема его произведений - жизнь болг. деревни. В 1910 написал комедию "Удальцы" (1946, Нар. т-р, София). В пьесе чередуются комич. и лирич. эпизоды, введены нар. игры и обряды. Пьеса "Под старым небом" (1921, там же) - семейно-бытовая драма о тяж„лой доле болг. женщины в деревне. Ц. написал также бытовую комедию "Сорвиголова" ("Сельская честь", соч. 1908; 1937, т-р под рук. Тотевой).

Соч.: Луди-Млади, С., 1946; Халосник, С., 1908; Под старото небо. С., 1921.

Лит.: Павлов Т., Цанко Бакалов-Церковски, С., 1946; "Българска сбирка", 1909, кн. 3, с. 214-15. А.Ив.

ЦЕС‚ВИЧ, Платон Иванович [25.XI(7.XII).1879 - 30.Xl.l958] - рус. сов. артист оперы (бас). Нар. арт. РСФСР (1947). С 17 лет начал артистич. деятельность в укр. труппах. С 1904 - солист труппы Харьковской оперы под художеств. руководством М. О. Штейн-берга, в 1906-07 - оперы Нар. дома (Петербург), с 1907 выступал в Одессе, Харькове, Киеве. С 1915-солист Большого т-ра, затем -Оперного т-ра Зимина. В 1918-23 выступал в городах Украины и Кавказа, в 1925-26 и 1932 - в оперных т-рах Франции и Италии, в 1933-48-гл. образом в концертах (в России). Обладал подвижным могучим голосом красивого тембра и большого диапазона.

Партии: Мельник; Гремин ("Евгений Онегин"), Кочубей {"Мазепа"), Царь Салтан ("Сказка о царе Салтане"), Борис Годунов, Сусанин, Дон Базилио; Филипп ("Дон-Карлос" Верди) и др.

Лит.: Левик С. Ю., Записки оперного певца, М., 1955, с. 56-57. М. Р. ЦЕТ‚ТИС (Центральный техникум театрального искусства) - см. ГИТИС. ЦЕТНЕРОВИЧ, Павел Владиславович (23.XII. 1894-6. X.I 963) - рус. сов. актер и режиссер. В 1917 окончил Моск. ун-т (физико-математич. ф-т). В 1917-18 играл в Никольском т-ре. В 1918 переехал в Иркутск, где начал работать в Сов. гор. т-ре актером. В 1921-22 стал художеств. рук. вновь организованного Иркутского т-ра (пост. здесь спектакли "Потоп" Бергера, "Ученик дьявола" Шоу, "Принцесса Турандот" Гоцци). В 1922 переехал в Москву и поступил в ГИТИС на курс В. Э. Мейерхольда; в 1922-32 работал в Театре им. Мейерхольда режиссером-лаборантом. В 1932 переш„л в Реалистический театр. где участвовал в пост. спектакля "Мать" по Горькому (реж. Н. П. Охлопков). В 1934-37 работал в Центр, т-ре Красной Армии, одновременно ставил спектакли в т-ре им. ЛОСПС и в МТЮЗе ("Адвокат Патлен", "Матрос и школяр" и др.). Затем пост. ряд спектаклей в Моск. т-ре для детей, в Центр, т-ре Транспорта. В 1941-45 работал в Новосибирском ТЮЗе, где пост. "Комедию ошибок" Шекспира, "Хозяйку гостиницы" и др. В 1946 пост. в Моск. т-ре драмы "Л„нушку" Леонова. В 1946-57- гл. режиссер МТЮЗа.

Пост. спектакли: "Двенадцать месяцев" Маршака (1947), "Начало пути" Любимовой (1947), "Гастелло" Штока (1948), "Аттестат зрелости" Гераскиной (1949), "Суворовцы" Рысса и Моторина (1950), "Павлик Морозов" Губарева (1952), "Гимназисты" Трен„ва (1953), "Право на счастье" Гераскиной (1957). В нач. 60-х гг. ставил спектакли в разл. т-рах: "Отел-ло" (Липецкий т-р, 1961); "И один в поле воин" по роману Дольд-Михайлика (Псковский т-р, 1960), "Лиса и виноград" Фигейреду (Горьковский т-р, 1962). Ц, Вел.

ЦЕЦИЛИЙ (Caecilius), Стаций (р. ок. 220 - ум. ок. 168 до н. э.) - др.-рим. драматург. Был рабом, затем получил свободу, но продолжал носить имя своего патрона Цецилия. Сохранилось 40 назв. комедий Ц. и небольшие отрывки из них .(ок. 300 стихов). Наиболее крупные фрагменты комедии "Ожерелье" приводятся Авлом Геллием (см. "Аттические ночи", II, 23), к-рый анализирует их, сравнивая с одноим. ко-' медией Менандра, и показывает отличие произв. Ц. от греч. прототипов (новоаттич. комедии Менандра, Посидиппа, Филемона) в трактовке образов, построении диалога, стихотворных размерах. Цицерон отмечал недостатки языка Ц., но называл его "пожалуй, высшим комическим поэтом" (см. "О лучшем роде ораторов", 1, 2).

Соч.: Roroanorum comicorum fragmcnta, Lipsiae, 1898; в рус. пер. [отрывки], в кн.: Теренций П., Адельфы, Комедия, М., 1954.

Лит.: История римской литературы, под ред. С. И. Соболевского, т. 1, М., 1959. Лид. Ф.

ЦЗАЦЗЮЙ (букв.- смешанные представления) - один из видов кит. т-ра. В 12-14 вв. термин "Ц." означал любое театр. представление: выступления комиков, муз.-песенные сценки, т-р марионеток и др. Наибольшего расцвета Ц. достигает в 14 в. Пьесы, написанные для этого т-ра, также наз. цзацзюй (см. Юанъский театр}. Позднее т-ром Ц. стали наз. синтетич. представления, в к-рых сочетались речевые, вокальные партии, танец, акробатика. Ал. Ж.

"ЦЭИН", ц з и н ь (второе наименование - х у а -л я н ь - раскрашенные лица),- одно из осн. амплуа кит. традиционного т-ра. Впервые появилось в т-рв эпохи Сун (10-13 вв.). Высокой степени развития достигло в пекинской музыкальной драме. "Ц." включает роли положительных и отрицательных героев. Исполнение этих ролей отличается резкостью движений, артисты говорят нарочито грубым голосом, накладывают густой яркий грим. Иногда исполнение ролей "Ц." включает комич. элементы, как в амплуа чоу. "Ц." разделяются на роли гражданские и военные. Существуют разновидности "Ц.": фэнь мянь (припудренное лицо) - злодей (белый грим), хэйтоу (ч„рная голова) - честный, но недал„кий чиновник (ч„рный грим) и др. Наиболее известные исполнители этого амплуа Хоу Си-жуй, Юань Ши-хай и др. С. С.

ЦЗИНСЙ (столичный театр или столичная драма, пекинская музыкальная драма)- один из ведущих жанров кит. традиционного т-ра сицюй. Возник в кон. 18-1-й пол. 19 вв. на основе местных т-ров в провинциях Аньхой и Хубэй. Формировался под влиянием кунь-шаньского т-ра. Отличит, признак этого т-ра - высокий уровень актерского мастерства (см. Пекинская музыкальная драма).

ЦИГНАДЗЕ, Вера Варламовна (р. 24.IX.1926) - груз. сов. артистка балета. Нар. арт. Груз. ССР (1955). В 1943 окончила Бакинское хореографич. уч-ще и в том же году была принята в труппу Т-ра оперы и балета им. Ахундова. С 1946 - ведущая солистка Т-ра оперы и балета им. Палиашвили. Творчество Ц. связано со становлением и развитием груз. сов. балетного т-ра, с лучшими образцами совр. груз. хореографии. Танец Ц. отличается высокой техничностью, мягкой женственностью и л„гкостью движений.

Партии: Китри ("Дон Кихот), Одетта-Одиллия, Жизель, Тао Хоа, Аврора; Фея добра ("Синатле Киладзе; Гос. пр. СССР, 1948), Лауренсия; Ирема ("Горда" Торадзе; Гос. пр. СССР, 1951); Дездемона ("Отелло" Мачавариани), Тамара ("Демон" Цинцадзе) и др.

Гастролировала в США, Лат. Америке, Австрии, Швеции.

Лит.: Х у ч у а П., Тбилисский государственный ордена Ленина театр оперы и балета им. 3. Палиашвили, Тб., 1958. Эт. Г.

HlIKKEP(Cikker), Ян (р. 29.VII.1911) - словацкий композитор и муз. педагог. Учился в Пражской консерватории у Я. Кржички по классу композиции, а также по классу органа и дирижирования, затем в Вене у Ф. Вейнгартнера. Ц. обогатил словацкую муз. культуру совр. выразит, средствами. Композитор тяготеет к созданию широких историч. картин. Непосредственность, эмоциональность, темперамент придают музыке Ц. острый драматизм.

Автор опер: "Юро Яношик" (1954, Нац. т-р, Братислава;

2-я ред.- 1 956, там же), "Бег Баязид" (1957, там же), "Мистер Округ" (по рождественским рассказам Диккенса, 1958), "Воскресение" (по Л. Толстому, 1962, Прага).

Вед„т педагогич. работу. В 1939-49 - преподавал в Братиславской консерватории, с 1951 - в Высшей академии муз. иск-в в Братиславе (профессор).

Лит.: S a m k о J., Jan Cikker. Profil skladatela, Brat., 1955; V o l e k J., Opera roku Vzkriseni, "Hudebni rozhledy", 1962, ј 13. Ал. М.

ЦИМБАЛ, Сергей Львович [р. 28.IX(11.X).1907] - рус. сов. критик. Чл. Коммунистич. партии с 1945. В 1929 окончил Высшие курсы искусствоведения (Ленинград). В 1932-38 был зам. ответств. редактора и членом редколлегии журналов "Рабочий и театр", "Искусство и жизнь"; в 1946-47 - зав. лит. частью Ленингр. т-ра Комедии. Автор ряда монографий и статей о сов. актерах и драматургах. Преподавал в Ленпнгр. театр. ин-те (1946-47), с 1959 - в Ленингр. ин-те т-ра, музыки и кинематографии.

Соч.: актер-мыслитель, в кн.: И. Н. Певцов. 1879-1934, Л., 1935; ... Н. К. Симонов, Л., 1951 (под псевд. С. Остро-ухов); А. И. Лариков, Л., 1951; Творческая судьба Певцова, Л.-М., 1957; актер и драматург, Л.-М., 1960: Евгений Шварц, [Л., 1961]; Василий Меркурьев, Л.-М., 1963;

Театральная новизна и театральная современность, Л.-М., 1964; Зрелость актера (О творчестве Ю. В. Толубеева), в сб.: Театральный альманах, Л., 1947; Оптимистическая трагедия, в кн.: Полк обращается к потомству, М.-Л., 1960; Мера правды и мера искусства, "Театра, 1948, ј 2;

Мысль и воображение актера, "Нева", 1955, ј 1; Язык театра и современность, там же, 1962, ј 12; Театральные сказки Евгения Шварца, в кн.: Ленинградские писатели детям. Л., 1954; Добрая и беспокойная фантазия сказочника, в кн.: Шварц E., Пьесы, Л., 1960; Об Александре Копкове, в кн.: К о п к о в А., "Слон" и "Царь Потап", Л., 1964. С. Др.

ЦЙННЕР (Zinner), Хедда (р. 20.V.1907) - нем. писательница, драматург. В 4923-25 посещала Венскую театр. школу и проходила стажировку в "Рай-мундтеатре". Играла в т-рах Штутгарта, Баден-Ба-дена, Бреслау, Цвиккау. В 1929 вступила в Коммунистич. партию Германии и начала работать журналисткой в газ. "Роте фане" (Берлин). Из-за преследований со стороны нацистов в 1933 эмигрировала за границу. В 1934 открыла в Праге нем. политико-са-тирич. кабаре "Студио 1934", в к-ром началась е„ драматургич. деятельность. В 1935-45 жила в СССР. С 1945 жив„т в ГДР.

Используя документальные материалы, Ц. написала драму "Ч„ртов круг" (1953), посв. Г. Димитрову (Нац. пр. ГДР, 1954, в 1957 по этой пьесе пост. фильм). Ей принадлежат также: пьеса для радио "Генерал Ландт" (1951, по мотивам романа М. Додд "Посеешь ветер"), историч. драма "Лютовцы" (1955), пьеса "В любом случае подозрительно" (1959), комедия "Что было бы, если бы..." (1959), драма "Баллада о Равенсбруке" (1961), посв. интернациональной солидарности женщин, борьбе с гитлеровцами в нацистском концлагере, пьеса для детского т-ра "Место действия - учительская" (1961). И. Н.

ЦИНЦАДЗЕ, Сулхан Ф„дорович (р. 23.VIII.1925)- груз. сов. композитор. Нар. арт. Груз. ССР (1961). Окончил Моск. консерваторию в 1950 по классу виолончели С. М. Козолупова и в 1953 - по классу композиции С. С. Богатыр„ва. В 1944-46 - участник струнного квартета Груз. филармонии.

Автор оперы "Золотое руно" (соч. 1953), оперетты "Паутина" (1964, Тбилисский т-р муз. комедии), детского балета "Сокровище голубой горы" (1956, Т-р оперы и балета им. Палиашвили, Тбилиси), балетов - "Демон" (либр. В. М. Чабукиани по о. п. Лермонтова, 1961, там же) и кПоэма" на муз. своей Второй симфонии (1965, Моск. муз. т-р им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко); музыки к кинофильмам и др. Д ff g

ЦИРЙХОВ, Петр Казбекович (р. 7.VI.1911) - осетинский сов. актер. Нар. арт. С.-О. АССР (1945), засл. арт. РСФСР (1949). Чл. Коммунистич. партии с 1944. В 1935 окончил ЦЕТЕТИС (ныне ГИТИС им. Луначарского). Работает в Сев.-Осет. муз.-драм. т-ре со дня его основания (1935). Создал галерею ярких нац. характеров в пьесах осетинских драматургов.

Роли: Пастух ("Две сестры" Бритаева), Мулдар ("Свадьба" Джимиева), Уари ("Женихи" Токаева), Цела ("Желание Паша" Туаева), Фаюнин ("Нашествие"), Швандя и профессор Горностаев ("Любовь Яровая"), Сиплый ("Оптимистическая трагедия"). Павлин ("Егор Булычев и другие"), Берсенев ("Разлом"), Курослепов (Горячее сердце").

В пьесе "Кремл„вские куранты" Ц. .играл роль В. И. Ленина. Л. Ним.

ЦИРК (лат. circus, букв - круг) - здание для цирковых представлений. В Др. Риме - эллипсовидная арена с трибунами. На арене демонстрировались бега колесниц. В перерывах между заездами выступали акробаты, эквилибристы, жонгл„ры, комики и др. Большой цирк в Риме, по словам Плиния Старшего, вмещал до 250 000 зрителей.

В Испании, Мексике и нек-рых др. странах - большая арена, окруж„нная местами для зрителей, предназначенная для демонстрации боя быков.

Совр. Ц. имеет круглую арену диаметром ок. 13 м, обнес„нную ж„стким барьером, и сферический купол, необходимый для воздушных гимнастич. номеров. См. Цирковое искусство.

Лит.: Сергеенко М. E., Жизнь древнего Рима, М.-Л., 1964, гл, "Цирк"; Кузнецов E., Цирк, М.-Л., 1931, гл. l. f0, Д,

"ЦИРК" - рус. сов. двухнедельный иллюстрированный журнал. Орган Центр, управления гос. цирками (ЦУГЦ). Выходил в Москве с 10 янв. 1925 по 23 апр. 1927 в изд. ЦУГЦа (1926 - в изд. Теакинопечати). Наряду с обширным хроникально-информационным материалом о деятельности цирков в СССР и за рубежом здесь публиковались обзорные статьи, статьи-справки историч. характера, творч. портреты отечественных и зарубежных артистов цирка, библио-графич. заметки и др. Преемником "Ц." был журнал "Цирк и эстрада". . А. Шн.

"ЦИРК И ЭСТРАДА" - рус. сов. двухнедельный журнал, посвящ„нный вопросам циркового и эстрадного иск-ва. Выходил в Москве с 1927 по 1930 в изд. Теакинопечати. С 1963 выходит журн. "Советская эстрада и цирк".

ЦИРКОВОЕ ИСКУССТВО - вид иск-ва, предусматривающий демонстрацию силы, ловкости и смелости, включающий шутки клоунов, большие тема-тич. представления, т. н. пантомимы, и др. Первоосновой циркового представления являются трюк, номера, построенные на эксцентрике.

Происхождение Ц. и. связано с обрядами, играми, бытом. На Востоке, в частности в Китае, ремесленники, чтобы показать крепость сплет„нного ими каната, ходили и бегали по нему, растянув канат между двумя подставками. Так рождалось иск-во канатоходцев. Акробатич. номера первоначально связаны с культовыми действиями. Проф. акробаты, эквилибристы, жонгл„ры были известны в Др. Греции, Др. Риме, Китае, Византии и др. странах. В период средневековья бродячие артисты выступали на городских и сельских площадях, демонстрируя акроба-тич. номера.

С 16 в. в Европе получили развитие школы верховой езды (конные бои требовали особой подготовки всадников), в к-рых гл. внимание отводилось вольтижировке; позже возникли высшая школа верховой езды, дрессировка лошадей. Выдвинулись наездники:

Ч. Фиаск, Паскваль, Гризо, дОр и др. В Лондоне с нач. 60-х гг. 18 в. конные представления дают Ш. Прайс и Т. Джонсон, в Вене-Поте, Уийр и Семсон, в Париже - Гиам и др. Иск-во наездников и дрессировки лошадей демонстрировалось в специально построенных манежах (амфитеатрах). В 1764 в Москве и в 1765 в Петербурге такие амфитеатры построил англ. наездник Дж. Бейтс. В 1770 Ф. Астлей организовал в Лондоне школу верховой езды, в к-рой давались конные представления. В 1780 он выстроил амфитеатр. где выступали наездники, дрессировщики, акробаты, ставились пантомимы, включавшие конные номера ("Смерть капитана Кука"). Это был первый стационарный цирк. В 1782 Астлей организовал такие же представления в Париже. В 1807 Л. и А. Франкони выстроили в Париже новое здание, назвав его Олимпийским цирком, т. к. по приказу Наполеона I (1806) количество т-ров в Париже было строго ограничено. С тех пор все зрелищные предприятия, включавшие конные номера, именовались цирками. Франкони внесли в конные представления элементы театрализации (сцены на лошадях). Из ярмарочных балаганов в цирк переходит ярмарочный акробат Ж. Б. Ориоль, соединивший акробатику и эквилибристику с при„мами клоунады, и др. акробаты, гимнасты, эквилибристы, жонгл„ры. В цирке ставятся эффектные феерии, в к-рых гл. место занимают конные ман„вры и сражения; в них прославляются походы Наполеона, Франция ("Въезд Генриха IV в Париж", "Орлеанская дева" и др.).

В др. странах также создаются стационарные и полустационарные цирки: Христофа де Баха - в Вене (1808), Ж. Турниера - в Петербурге (1827) и др. Развитие получают передвижные цирки-Б. Фуро, Ф. Луассе, Ш. Прайса, А. Гверра и др. В 40-х гг. 19 в. на первое место выходит предприятие Э. Ренца, к-рый усилил трюковую и комедийную направленность номеров, отказался от приспособления к вкусам аристократич. публики (что было характерно для Франкони и его подражателей). В 1856 Ренц выстроил каменный цирк в Берлине. Среди крупных цирков сер. 19 в.- цирки Б. Луассе в Голландии, Дании и Швеции, В. Карре - на Балканах (в 1863 создал стационар в Амстердаме). Постоянные цирки открывают в Берлине Г. Шуман (1868), в Брюсселе- Э. Вульф (1892). В этих цирках получают развитие конно-акробатич. номера: жокеи, парфосная езда, сальто-мортале на лошади. Увеличиваются группы дрессированных лошадей, усложняются исполняемые дми трюки. В области высшей школы верховой езды выделяется англичанин Д. Филлис, дебютировавший в Париже в 1873.

Во 2-й пол. 19 в. появляются ков„рные клоуны. Они исполняют комич. интермедии в паузах между номерами, выступают в карикатурных бытовых костюмах. Среди первых ков„рных клоунов: Том Бел-линг, Гедвик, Гийон, Коваллини и др. Маска Пьеро, перешедшая на арену из нар. фарсов, трансформируется в иск-ве т. н. белого клоуна, к-рый вместе с т. н. рыжим разыгрывает комич. сценки (ант-ре). Среди клоунских дуэтов известность получили Футит и Шоколад, выступавшие с 80-х гг. в Париже. Позднее появляются клоуны-дрессировщики: Билли Гайден, Ричард Рибо, Гиберт Беллинг и др., клоуны-музыканты Д. и В. Прайс, Даниелло, Талони и др.

В области иск-ва канатоходцев существ, изменение происходит после замены в сер. 19 в. пенькового каната металлич. тросом, на к-ром демонстрируются сложные акробатич. пирамиды (Ж. Блонден, труппы Нейс, Боризони, Ниагара и др.). Развитие получает жанр воздушной гимнастики. В 1859 Ж.Леотар впервые демонстрирует в парижском цирке воздушный пол„т. Сестры Гофман вводят сетку, в труппе Гегельман появляется ловитор, впервые исполняется т. н. перекр„стный пол„т. Разнообразными становятся жонгл„рские и акробатич. номера, в них появляются элементы театрализации. В 1850 англ. акробаты бр. Ко-телли вводят икарийские игры, в 1904 в Вене венгерские акробаты Волерт демонстрируют подкидную доску, при помощи к-рой возрастает высота прыжка.

Из зверинцев в цирк переходят дрессировщики и укротители; в 1863 в цирке Ренца выступал с шестью львами Т. Батти. В 70-х гг. была сконструирована центр, (опоясывающая манеж) клетка. В 1887 торговец животными и владелец зоосада в Гамбурге К. Гагенбек организовал передвижной зооцирк, где демонстрировались дрессированные животные.

В цирковых программах появляются номера трюковой фигурной езды на велосипедах и роликах; в 90-х гг. Ш. Наузет создает первый механич. аттракцион - езда на велосипедах по почти отвесным стенам огромной "корзины". Появление новых цирковых жанров вызывает сокращение конных номеров, но в них увеличивается количество трюков (акробаты на лошадях Фредиани, Лекюссон'и др.).

Совершенствуются технич. при„мы, применяемые при пост. феерий; в 1886 в Париже был выстроен новый цирк, арена к-рого за неск. минут покрывалась водой. Этот при„м был использован и другими цирками. Ставятся феерии, пропагандирующие милитаристские устремления буржуазии ("Нибелунги" -в берлинском цирке Ренца, 1880, "Сибирь" - в берлинском цирке Буша, 1904, и др.). Ренц культивирует развлекательные представления ("Крысолов из Гамелана", 1881, "Япония, или Лукавые ж„ны микадо", 1887).

В США в' 1873 предприниматель Ф. Т. Барнум создал огромный передвижной цирк, в к-ром представления шли одновременно на тр„х манежах, в программу включались аттракционы, построенные на демонстрации разл. уродов. В 1883 антрепрен„р и актер Буффало Билл организовал цирк "Дикий запад", в к-ром ковбои и индейцы демонстрировали спортивные игры на лошадях - родео, ставились конные пантомимы на сюжеты войны белых переселенцев с индейцами.

Своеобразно развивался цирк в странах Азии. В Китае он сблизился с представлениями класспч. т-ра. Китайский цирк включал ряд оригинальных жанров: игра с лентами, зонтами, упражнения на турнике, прыжки через огонь и ножи, подъ„м на ремнях и др. Особыми жанрами обогатили Ц. и. и японские артисты: метание ножей, упражнения на лестнице, на подвешенном бамбуке, подъ„м и спуск по наклонному канату и др. Из Индии в цирк пришла дрессировка змей, иллюзионные трюки, заимствованные у факиров, и др. В Африке развитие получила прыжковая акробатика, связанная с религиозным культом. В 19 в. на аренах Европы появляется ряд выдающихся акробатов-прыгунов арабов.

В нач. 20 в. и после окончания первой мировой войны бурж. цирк переживает кризис. Резко сокращается число стационаров. Отсутствие ясных творческих принципов и режиссуры приводит к художественному эклектизму. В программах появляются антихудожественные номера, рассчитанные на обывательские вкусы, сокращается число подлинно цирковых номеров, клоунада теряет злободневное содержание, сводится к комбинациям разл., часто грубых, трюков, распространение получают т. н. "смертные" номера, строящиеся на опасных для жизни артиста трюках.

Крупнейшие цирки сер. 20 в.: во Франции - Зимний (Париж), Ранси, Кароли; в ФРГ - Кроне-Зембах, в Швеции - Тролле Родин, в Швейцарии - Кни, в Дании - Шумана, в Англии - Миле. Неск. месяцев в году работает королевский цирк в Брюсселе. При общем упадке Ц. и. в Европе в 20 в. вс„ же выдвинулись нек-рые первоклассные цирковые артисты: дрессировщики лошадей - Г. Адольфи, Г. Шуман, М. Кристенсен, Тролле Родин; укротители хищных животных - Г. Мерман, Р. Саваде, А. Шнейдер, К. Бауман и др.; клоуны-Фрателли-ни, Антонет и Бебе, А. Грок, А. Заватта, Порто и др.; воздушные гимнасты - Кадоно, Амадори, Ализе, М. Богари; жонгл„ры - Э. Растелли, М. Труцци и др.

Широкое развитие получает Ц. и. в странах нар. демократии. В ГДР, где цирк имеет давние традиции, он достиг выдающихся успехов, выдвинулся ряд первоклассных исполнителей. В Берлине и Лейпциге имеются стационарные цирки. В стране действует большое число передвижных цирков,' изда„тся цирковой журнал "Артистик". Стационарные цирки построены в Румынии (Бухарест), Болгарии (София), Корейской Народно-Демократической Республике (Пхеньян), в Монгольской Народной Республике (Улан-Батор), в Польше, Чехословакии, Югославии, Китае, Венгрии; широко распространены передвижные цирки. Международное признание получили артисты стран нар. демократии: акробаты Фалуди, дрессировщик лошадей Я. Доннерт, дрессировщик слонов Криштоф Штерн (Венгрия), дрессировщик хищников К. Малек, воздушная гимнастка М. Рихтерова, жонгл„ры Бремловы, велофигуристы Балла (Чехословакия), клОун Тошке Казаров, эквилибристы Добрич, турнисты Злато вы (Болгария), эксцентрик Цында-рика, дрессировщик медведей Ватою (Румыния), дрессировщики В. Монтаг, Кольдамс, эквилибристы Бальтос, клоуны Хинта, Дзинели и Дзиринс (ГДР), клоуны Двораковский и Кордиум (Польша). В ГДР, Венгрии, Болгарии созданы спец. цирковые школы. В странах нар. демократии к работе в цирке привлечены режиссеры, художники, литераторы, композиторы. Здесь ставятся цирковые обозрения и пантомимы на совр. и историч. сюжеты.

Русское Ц. и. Истоки рус. Ц. и.- в выступлениях нар. актеров-скоморохов, известных с 11 в. Эти выступления включали сатирич. сценки, жонглирование, акробатику, звукоподражание, дрессировку. С 18 в. развитие получают балаганы на нар. гуляниях, где выступали цирковые артисты. В 18- 19 вв. устраивались театрализованные конные карусели, кавалькады и др. конные зрелища. У народов Кавказа и Ср. Азии вс„ более зрелищный характер приобретает джигитовка. В 18 в. возникает конный цирк. В нач. 19 в. цирковые представления проводятся в Петербурге в манеже графа Завадовского.

В 1822 на Крестовском острове строится спец. здание для конных выступлений. В 1827 в Петербурге построил цирк Ж. Турниер, в 1845 - итальянец А. Гвер-ра, в 1846 - французы Ж. Лежар и П. Кюзан. В 1849 в Петербурге был открыт каз„нный (императорский) цирк. Для подготовки цирковых артистов при театр. уч-ще было создано спец. отделение. В 1853 В. Н. Новосильцев построил стационарный цирк в Москве на Петровке. В провинции работали передвижные цирки, в т. ч. крепостные цирки С. С. Апраксина и др.

Широкое распространение в сер. 19 в. получили цирковые представления на нар. гуляниях, особенно сатирич. выступления скоморохов. Но правящие классы стремились помешать развитию нар. иск-ва, опошлить его, в цирках появляются антиэстетич. номера, ставятся реакционные по содержанию пантомимы ("Молодцы, казаки", 1851, и др.). В 1873 в Пензе созда„тся крупнейший рус. цирк, к-рый возглавляют братья А. А. и П. А. Никитины - выходцы из крепостных крестьян, уличные и балаганные артисты. Они хорошо знали вкусы демократич. публики и привлекали в свой цирк выдающихся мастеров, ранее выступавших преимущественно в балаганах. Но, будучи предпринимателями, заинтересованными прежде всего в доходах, Никитины включали в свои программы и антихудожеств. номера.

С конца 19 в. большинство крупных городов России имело стационарные цирки: в Петербурге - С. Чини-зелли и "Модерн", в Москве - А. Саламонского (с 1880) и Никитиных (с 1911), в Киеве- П. С. Крутикова, в Одессе-С. А. Малевича, в Ташкенте-Цинцадзе, в Ниж-нем-Новгороде - Никитиных, в Харькове - Грик-ке, в Риге - Саламонского, в Варшаве - А. Чини-зелли и др. Кроме того, в России работало ок. 100 передвижных цирков. Среди известных рус. артистов были: дрессировщики лошадей - П. С. Крути-ков, Саламонский, Мердер, Е. 3. Панкратов и др.; наездники - Н. М. Сыч„в, В. Т. Соболевский, П. Фе-досеевский, Р. С. Гамсахурдия и др.; укротители - И. Л. Филатов, Веретин, Жеребилов, А. и П. Фарух и др.; жонгл„ры - Пащенко, Лизет и В. А. Жанто и др.; воздушные гимнасты - Руденко, Каврелис (Ковригины) и др.; клоуны-дрессировщики-И. А. Козлов, Л.Н. Лавров и др.; эквилибрист Н. Л. Степанов: канатоходец Ф. Ф. Молодцов; акробаты-П. Федосеевсккй, Со-сины, Ивановы; велофигуристы-Б. П. Краев-Червин-ский, Я. Польди и др.; борцы и атлеты - И. М. Под-дубный, И. М. Заикин, И. В. Шемякин, П. Ф. Крылов и др. Перенеся на арену джигитовку, А. Гудцов, Али Бек Кантемиров, Л. М. Хундадзе создали новый цирковой жанр. Большим успехом пользовались выступления канатоходцев из Ср. Азии и Кавказа. Рус. клоуны -сатирически высмеивали представителей господствующих классов. А. Л. и В. Л. Дуровы соединяли острые злободневные шутки с демонстрацией отлично выдрессированных животных, муз. клоуны "Бим-Бом" (И. С. Радунский с партн„рами Ф. Кортези, М. А. Станевский, Н. И. Вильтзак и др.) перемежали сатирич. интермедии и куплеты с игрой на муз. инструментах. К сатире, злободневным сюжетам обращались клоун-акробат В. Е. Лазаренко, клоуны-буфф С. С. Альперов и Бернардо (Б. С. Мухницкий). На аренах провинциальных цирков ставились пантомимы, прославлявшие нар. героев ("Степан Разин", "Тарас Бульба" и др.). В то же время в 20 в. рус. бурж. цирк переживал идейный и художеств. кризис. На аренах выступали исполнители скабрезных куплетов, салонных танцев (танго), пошлых романсов. В клоунады проникают грубые трюки, унижающие че-ловеч. достоинство исполнителей, получают распространение т. н. "смертные" номера, пантомимы, пропагандирующие охранительные и империалистич. идеи буржуазии. Цирк постепенно теряет значение подлинно нар. иск-ва.

Советское Ц. и. Сразу после Окт. революции цирки были подчинены Нар. комиссариату просвещения. Декрет об объединении театр. дела, подписанный В. И. Лениным 26 авг. 1919, утверждал демокра-тич. основу Ц. и. В 1919 А. В. Луначарский выступил в журн. "Вестник театра" (.ј 3) со стать„й "Задачи обновл„нного цирка", утверждая, что сов. цирк должен быть местом демонстрации физич. красоты человека, в н„м должны процветать клоунада, в первую очередь сатирическая, ставиться пантомимы и карнавалы, обращающиеся к истории, фантастике. В 1919 в Наркомпросе созда„тся спец. организация по руководству цирковым делом в стране. К работе в цирке привлекаются писатели: В. В. Маяковский, Демьян Бедный, Н. А. Адуев, А. М. Арго, И. С. Рукавишников и др.; балетмейстеры: А. А. Горский, К. Я. Голейзовский, Н. М. Фореггер и др.; художники: П. В. Кузнецов, Б. Р. Эрдман и др. В репертуар включаются пантомимы, балеты, интермедии часто агитационного характера. Острые злободневные номера показывали клоуны В. Е. Лазаренко, Л. К. и К. К. Таити, Д. С. и С. С. Альперовы и др. Артисты выступали перед красноармейцами, во фронтовой обстановке.

Т. к. в годы первой мировой, а потом гражд. войны многие цирковые труппы распались, Наркомпрос и ЦК Рабис решили пригласить в 1922 для гастролей в СССР иностр. артистов. Демонстрируя высокие тех-нич. достижения, эти артисты в то же время утверждали образцы бурж. искусства. В эти годы определилась необходимость подготовки кадров сов. цирковых артистов. В 1927 организуется Моск. уч-ще циркового иск-ва, в 1930 при Ленингр. цирке созда„тся Мастерская по подготовке номеров. В 1934 в крупнейших цирках утверждаются художеств. руководители: в Московском - Э. Б. Краснянский, затем Б. А. Шахет, Ю. С. Юрский; в Ленинградском- Е. М. Кузнецов, затем Е. П. Гершуни; в Киевском- Н. М. Форегер. Создаются деревенские цирки для обслуживания села.

С 30-х гг. цирковые представления ставятся спец. режиссерами и оформляются художниками, музыку для них пишут композиторы. Обычно они представляют собой единое художественное целое, подчин„нное определ„нной теме. В цирках создаются большие пантомимы - феерии на историч. и совр. темы с ярко выраженной героич. направленностью: "Ч„рный пират" (в Москве - 1927, в Ленинграде - 1928, реж. Э. М. и В. Ж. Труцци), "Махновщина" В. М. Масса (в Москве - 1929, в Ленинграде - 1930, реж. В. Ж. Труцци, Э. Б. Краснянский, худ. Н. И. Ро-гач„в, композитор И. О. Дунаевский). В 1930 в Москве, а в 1931 в Ленинграде пост. пантомима "Москва горит" ("1905 год") В. В.Маяковского. В Москве ставились детские пантомимы: "Кон„к-горбунок" (1935), "Ночь перед Рождеством" (1936).

Сов. клоуны обращаются к злободневным темам, к сатире, публицистике, отказываются от грубых, примитивных сценок бурж. цирка. Новое развитие получает иск-во В. Л., В. Г. и Ю. В. Дуровых, В. Е. и В. В. Лазаренко, бр. Кольпети, бр. Танти, Д. С. Аль-перова, Макса (М. И. Ф„доров) и Мишеля (М. П. Каля-дин), Г. Л. Рашковского и Н. А. Скалова, Жака и Морица (Д. П. Демаш и Г. 3. Мозель), Н. А. Антонова и В. М. Бартенева (Пат и Паташон) и др. Артисты создают новые образы, близкие к современной жизни: Карандаш (М. Н. Румянцев), К. А. Бер-ман и др.

В жанре дрессуры продолжают работать укротители хищников: Н. П. Гладильщиков, Б. А. Эдер; дрессировщики лошадей - Н. А. Никитин, Е. М. Ефимов, И. П. Манкевич, Б. П. Манжелли и др. В программу включаются новые по содержанию номера: акробаты с дрессированными верблюдами "Кадыр-Гулям" (рук. В. К. Янушевский).

Сов. артисты демонстрируют в своих номерах рекордные достижения Ц. и. Сов. цирк утверждает передовые эстетич. принципы, стремится показать зрителям образцы силы, ловкости, смелости, красоту человека. Это наглядно показывают акробаты с подкидными досками-Океанос, Н. К. Бено. Дарвест, Инго, Беляковы; акробаты-прыгуны Осташенко; эквилибристы с лестницами и шестами - Мирославские, Вой-ницкие, А. Н. Ширай, А. Симадо, Французовы, Р. Ману-кян; канатоходцы - Свирины, Тарасовы; исполнители воздушного пол„та - Донато, Е. И. Морус. Рябинины, Джиовани, Кольдо; акробаты на мотоциклетах - Ващенко, Маяцкие; жонгл„ры - 3. И. Махлин, Н. П. Барзилович, Т. Т. Брок, А. Н. и В. Н. Кисе; жонгл„ры на лошади-А. Фабри, Н. Л. Ольховиков, жокей Александров-Серж; джигиты - Али Бек Канте-мировы, Тугановы и др.; воздушные гимнасты-Бара-ненко, Волгины, Платоновы и др.;турнисты-Смета-нины, Круффи (Бирюковы), Банола и др.; иллюзионисты-Кио, 3. А. Тарасова,?, и А. Сокол, А. Г. Шаг, Клео Доротти, А. А. Вадимов и др.; исполнители ика-рийских игр-Александровы, Плинер и др.; велофи-гуристы-Польди, Вартанио, Александровы и др.; стрелки-снайперы - А. С. Александров, Ринглер и др.; силовые жонгл„ры - Нелипович и др.

За выдающиеся достижения в области Ц. и. Московский цирк был в 1939 награжд„н орденом Ленина, Ленинградский - орденом Трудового Красного Знамени. Большая группа деятелей цирка удостоена поч„тных званий, награждена орденами и медалями.

В годы Великой Отечественной войны цирковые бригады выезжали на фронт, выступали в госпиталях и на призывных пунктах. В 1942 в Москве пост. пантомима "Трое наших" Афиногенова и Бурского о героизме сов. воинов (реж. Н. М. Горчаков, худ. Б. Р. Эрдман). В др. цирках шли пантомимы: "Бандит с большой дороги" (автор и реж. Л. К. Танти, Архангельск, 1941), "Враг будет разбит" (.реж. М. Л. Писарницкий, Ашхабад, 1943) и др.

С 1943 в СССР проводятся смотры новых номеров. На них демонстрировались новаторские образцы Ц. и.: эквилибристки на семафоре-гиганте сестры Кох, дрессированные слоны А. Н. Корнилова, "Медвежий цирк" В. И. Филатова, воздушные гимнасты на летающей торпеде-В. М. Лисин и Е. Л. Синьковская, воздушный номер "Пропеллер в пике" в исполнении П. С. Чер-неги и С. А. Разумова и др.

После окончания войны начинается новый расцвет сов. Ц. и. .В Ростове-на-Дону, Минске, Киеве, Горьком, Ярославле, Иркутске, Пензе и др. городах строятся новые здания. В 1964 Совет Министров СССР принял решение о строительстве 40 новых цирков. Наряду со стационарными работают передвижные цирки и бригады.

Все крупные сов. цирки возглавляют гл. режиссеры: в Москве - М. С. Местечкин, в Ленинграде - Г. С. Венецианов, в Киеве - Б. Заиц, в Харькове - Е. М. Зискинд, в Туле - А. И. Вольный, в Ростове-на-Дону - Е. А. Рябчуков, в Иванове - Е. П. Тимошенко и др. В цирках работают режиссеры:

Н. Н. Зиновьев, А. М. Ольшанский, А. А. Федорович, А. Н. Пономар„в и др.; художники - А. А. Судаке-вич, А. А. Фальковский, Л. А. Окунь и др.

Пост. новые цирковые спектакли: "Карнавал на Кубе" (Москва, 1962, сценарий Л. А. Кулиджанова, Ю. В. Никулина, Местечкина, реж. Месте-чкин, худ. Окунь), "Бахчисарайская легенда" (Минск, 1963, реж. Зиновьев, худ. Фальковский), "Отважные"

(Омск, 1953, автор и реж. Местечкин, худ. Окунь), "Выстрел в пещере" (Ленинград, 1954, сценарий Остро во го и Венецианова, реж. Венецианов и Л. К. Танти, худ. И. А. Коротков), "Приключение поводыря с медведем" (Ленинград, 1953, авторы Н. Р. Эрдман и Зиновьев, реж. Зиновьев, худ. Л. Н. Си-лич) и др.

Созданы нац. цирковые коллективы: украинский, белорусский, грузинский, армянский, азербайджанский, литовский, латышский, развивающие традиции нар. Ц. и. В программы включаются номера, созданные в республиках: дагестанские канатоходцы Цовк-ра, тувинские жонгл„ры Оскал Оол, осетинские наездники Иристон, узбекские наездники Ходжаевы и другие. Организованы цирковые коллективы: "Мо-лод„жный", "Юность", "Цирк на льду", "Конный цирк", коллектив для постановки тематических представлений (например, "Пароход ид„т "Анюта"" Ардова, Триваса и Шапировского, режиссер Е. А. Ряб-чуков).

Для сов. цирка характерно новое направление в клоунаде- создание образа-маски, близкого к действительности. Выступления клоунов насыщены сатирой, они включают в свои номера при„мы акробатики и др. цирковых жанров. Среди исполнителей:

О. К. Попов, Ю. В. Никулин, М. И. Шуйдин, Л. Г. Енгибаров, Г. М. Маковский, Г. Ротман, А. Н. Ни-келаев, А. С., М. С. и Р. С. Ширман и др. Сов. артисты цирка добиваются успехов во всех жанрах. Подлинно новаторские номера создали укротители зверей А. Н. и Т. Н. Буслаевы, И. Н. Бугримова, М. П. Назарова, В. М. Запашный, В. П. Тихонов, В. И. Филатов и др.; иллюзионисты - 3. А. Тарасова, Р. М. и А. Г. Сокол, А. Г. Шаг и др.

Сов. цирк утверждает красоту и смелость человека, достигая высокого мастерства. Он отказывается от грубости, унижения человеческого достоинства, от номеров, представляющих опасность для исполнителей, демонстрирующих патологию, физич. уродство. Для каждого выступления постановщик и исполнители номера находят своеобразную, яркую форму, создают художеств. оформление. В СССР выступают выдающиеся мастера цирка из многих стран мира. В свою очередь, сов. артисты показывают сво„ иск-во на всех континентах. Ю. Д'

Лит.: Кузнецов Е., Цирк, М.-Л., 1931; его же, Арена и люди советского цирка, Л.-М., 1947; Д м и т р и е в Ю., Русский цирк, М., 1953; его же, Советский цирк, М., 1963; его же. Искусство цирка, М., 1964; Радунский И. С., Записки старого клоуна, М., 1954; Румянцев М. Н., На арене советского цирка, М., 1954; А л ь п е-р о в Д. С., На арене старого цирка, М., 1936; Дуров А. Л., В жизни и на арене, ч. 1-3, Воронеж, 1914; Дуров В., Мои четвероногие и пернатые друзья, М., 1914; Советский цирк, Л.-М., 1938; Огни манежа, [М.], 1961, Эдер Б., Мои питомцы, М., 1955; К и о, Фокусы и фокусники, М., 1958;

Филатов В., Аронов А., Медвежий цирк, М., 1961;

Конев Ф., Полвека под куполом цирка, М., 1961; Кох 3., Вся жизнь в цирке, М., 1963; Ангарский В., Викторов А., Олег Попов, [М., 1964]; Ре ми Т., Клоуны, [пер. с франц,], М., 1965.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница