Наши партнеры

светодиодный экран купить
Electra Style Магазин женской одежды Вологда.

Театральная энциклопедия
(страница 470)


ХУТОРНАЯ (наст. фам.- Островерхова), Елизавета Алексеевна (р. 11.VI.1886) - укр. сов. актриса. Засл. арт. УССР (1952). Работу на сцене начала в т-ре Н. Садовского (1907-17), потом выступала в агитбригадах на фронтах гражд. войны. С 1920 работала в т-рах Винницы, Одессы, Полтавы, Запорожья. В 1942-57 - актриса Житомирского (ныне - Запорожского) т-ра им. Н. Щорса.

Лучшие роли: в дореволюц. т-ре - Василина ("Суета" Карпенко-Карого, 1911), Феодосия ("Две семьи" Кропивниц-кого, 1915), Зинька ("Лесной цветок" Яновской, 1916), Еленка ("На первой гулянке" Васильченко, 1914); Долорес ("Каменный властелин" Л. Украинки, 1914)1, в сов. время - Анна Андреевна ("Ревизор", 1937), Сверчиха ("За двумя зайцами" Старицкого, 1940), бабушка Вера ("Молодая гвардия", 1952), Мария Тарасовна ("Платон Кречет", 1957).

Снималась в кино. Творчеству X. присущи реали-стич. направленность, выразительность деталей, нац. колорит. X. выступает как театр. критик. Л. Б.

ХУЧУА, Павел Васильевич [р. 16(29).VII.1905]- груз. сов. музыковед. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1959). Кандидат искусствоведения. В 1937 окончил Ленингр. консерваторию. Автор ряда исследований по истории груз. муз. т-ра. С 1937 - лектор Груз. филармонии. Вед„т педагогич. работу в Тбилисской консерватории: с 1951 - доцент кафедры истории музыки, с 1957 - и. о. профессора.

Соч. (на груз. яз.): Дудэ Дзнеладзе, Тб., 1960; Захарий Палиашвили, Тб., 1961; Мелитон Баланчивадзе, Тб., 1961 (на рус. яз.-Тб., 1964); Шалва Тактакишвили, Тб., 1962; на рус. яз.: П. И. Чайковский. Тб., 1940; Государственный заслуженный ансамбль народного танца Грузии, Тб., 1958;

Тбилисский государств, ордена Ленина театр оперы и балета им. Захария Палиашвили, Тб., 1958 и 1962; Балет "Отелло" (муз. А. Д. Мачавариани), Тб., 1958; Советская опера и балет, в сб.: Грузинская музыкальная культура, М., 1957, и др.

ХЬЕЛЛАНН (Kielland), Аксель (14.II.1907-25. XI. 1963) - норв. драматург. Лит. деятельность начал в 1927. В пьесах "Человек, которого все хотят убить" (1938), "Ночь в Осло" (1939), "Деньги тетушки Рагны" (1940, все пост. в Новом т-ре, Осло) реалистически воспроизведена социально-политич. обстановка предвоенной Норвегии, выражен гневный протест против фашизма. После немецко-фашистской оккупации страны (1940) был арестован гестапо, бежал в Швецию, где в 1943 написал драму "Если народ хочет жить" (т-р "Свободная норв. сцена", Стокгольм). Это произв., воспевающее героич. борьбу норв. народа против нем. оккупантов, нелегально распространялось в Норвегии. Пьеса "Никогда, так никогда" (1947, Новый т-р, Осло) - суровая отповедь коллаборационистам, попытка разобраться в историч. корнях возникновения квислинговщины. В основу пьесы "Господь и его слги" (1955, Нац. т-р, Осло), раскрывающей духовный крах, аморальность, беспринципность и карьеризм священнослужителей, положены материалы действительного судебного процесса. Идеей активной борьбы за мир проникнута драма "Он сказал нет" (1959, Нац. т-р), получившая междунар. признание. Антивоенные мотивы звучат в сатирич. комедии "Е„ высочество, моя жена" (1961, Нац. т-р), направленной против участия Норвегии в НАТО. X. стремился продолжать направление политпч. "драмы идей" Н, Грига; его пьесы злободневны, открыто тенденциозны, отличаются точным анализом взаимосвязей человека с обществ, жизнью, но порой внутр. мир героев изображается в этих пьесах неглубоко, схематично. На сов. сцене пост. пьеса "Он сказал нет" (1960, Центр, т-р Сов. Армии).

Соч.: "Он сказал нет", пер. с норв., М., ВУОАП, 1960; то же в сб.: Современная драматургия. Альманах, кн. 18, М., 1960; Herren og hans tjenere, Oslo, 1955.

Лит.: Gjesdahl Р., Premierer og portretter, Oslo, 1957. Вл. М.

ХЭНКИН (Hankin), Сент-Джон Эдуард Чарлз (25.IX.1869-15.VI.1909) - англ. драматург. Автор пьес "Два мистера Уэтербис" (1903), "Возвращение блудного сына" (1905, т-р "Корт"), "Милосердие, которое началось дома" (1906, там же), "Помолвка Кассилис" (1907), "Конец Д e Мюллен" (1908). В этих пьесах X. старался решать социальные проблемы совр. ему общества, отстаивал принципы реалистич. драматургии, выступал против сентиментальности. Однако, натуралистически изображая действительность, X. не видел средств борьбы со злом, приходил к пессимистич. выводам.

Лит.: Н о w e Р. Р., Dramatic portraits, L., 1913. ф. ff.

ХЭНСБЕРРИ, Хансберри (Hansberry), Лоррейн (19.V.1930-12.1.1965)негритянский драматург. Жила в США. В 50-х гг. сотрудничала в газете "Фридом", основанной П. Робсоном. В первой пьесе "Изюминка на солнце" (1959) X. утверждает человеческое достоинство негра, борется за равноправие своего народа. Это-первая пьеса негритянского автора, пост. на Бродвее (отмечена пр. "Кружка нью-йоркских театр. критиков"). Психологич. драма "Лозунг в окне Сиднея Брустайна" (1964, "Лонгэкр т-р") направлена против реакц. философии и иск-ва, утверждающих пессимизм, отчаяние, капитулянтство и абсурд. Последняя пьеса X. "Белые" показывает жизнь одной из африканских стран накануне независимости.

Соч.: "Изюминка на солнце", "Иностранная литература", 1959, ј 11; The sign in the Sidney Brustein 's window, N. Y., 1965.

Лит.." О s s i D., On the significance of Lorraine Hansberr ry, "Freedomways", 1965, v. 5, .ј 3; Сое R.'L., Le nouveau dramaturge noir et son oeuvre, "Unite africaine", [DakarJ, 1964, 18 mai, ј 1.02. Г 3

ЦАГАРЕЙШВЙЛИ, Валериан Герасимович [р. 21.IV(4.V).1901 ] - груз. сов. композитор, педагог. Засл. деят. пск-в Груз. ССР (1950). Чл. Комму-нистич. партии с 1950. В 4942 окончил Тбилисскую консерваторию (класс композиции А. М. Баланчи-вадзе). В 1935-43 - зав. муз. частью Груз. т-ра муз. комедии (Тбилиси). С 1950 - худ. рук. Гос. ансамбля нар. песни и танца Груз. ССР.

Автор детских опер: "Друзья" (соч. 1952), "Глупый мышонок" (соч. 1965); муз. комедий: "Сады цветут" (1940), "Голубые скалы" (1941), "Затмение солнца" (1943, 1964), "Азнауреби" ("Дворяне", 1945), "Арсен" (1945), "Любовь троих" (1946, все - в Грузинском т-ре муз. комедии, Тбилиси) и др.; музыки к драматич. спектаклям.

С 1923 вед„т педагогич. работу. А. Ив. ЦАГАРЕЛИ, Авксентий Антонович (21.11. 1857- 25.Vili. 1902)-груз. драматург. Творчество Ц.-значит. этап в развитии нац. проф. т-ра. Его пьесы "имели целью дать картины из нынешней жизни, и по этому пути никто не пошел дальше Цагарели" (И. Ч а в ч а-в а д з e). Творчество Ц. отразило разочарование передовых кругов в движении народников, процесс развития капитализма. Ц. пытается создать образ нового героя, борца за справедливость. В его драматургии получает развитие обличительно-реалистич. направление революц.-демократич. лит-ры. В первой пьесе Ц. "Иные нынче времена" (1878) показана драма пореформенного крестьянства. Автор рисует бессилие крестьян, притесняемых помещиками, изображает городскую ремесленную и мелкоторговую среду, противостоящую несправедливости. А. Н. Островский, видевший эту пьесу на груз. сцене (1883), высоко е„ оценивал. Героиня комедии "Ханума" (1882) - женщина с тв„рдым характером. Поборниками справедливости в этой пьесе являются представители городской бедноты. Живость действия, яркость характеристик, острые диалоги, обилие комич. положений определили успех комедии на груз. сцене. В комедии "С чем п-рид„шь, с тем уйд„шь" (1902) Ц. разоблачает т. н. "патриотов" - мелкобурж. интеллигентов, стремящихся к обогащению. В пьесе находят отражение пессимистич. настроения, характерные для нек-рых групп интеллигенции на рубеже 20 в., и в то же время создан образ волевого, нравственно чистого человека. Среди лучших пьес Ц.- "Цимбирели" (1886). Историко-романтич. пьесы Ц. ("Грузинка-мать" и др.) менее удачны. Мастер бытовых реали-стич. комедий, Ц. использовал традиции как нац., так и рус., и мировой драматургии. Пьесы Ц. переведены на арм. и осетинский яз. На сюжеты пьес Ц. созданы: комич. опера "Кето и Котэ" Долидзе, фильмы-"Ханума", "Кето и Котэ", "Иные нынче времена". Соч. (на груз. яз.): Комедии, Тб., 1936.

Лит. (на груз. яз.): Г р и ш а ш в и л и И., Асико Цагарели, в его кн.: Литературные очерки, Тб., 1952, с. 339-59;

Джанелидзе Д., Авксентий Цагарели, в кн.: Сахио-ба, Тб., 1958, с. 47-55; Хуцишвили С., Авксентий Цагарели, Тб., 1958. Д.ДЦАЙДАНЬ - комич. женское амплуа кит. традиционного т-ра. Существует в двух жанрах традиц. т-ра - в пекинской музыкальной драме и банцзы. С. С

ЦАККОНИ (Zacconi), Эрмете (14.IX.1857-14.X. 1948) - итал. актер. Род. в актерской семье. С детских лет выступал на сцене вместе с родителями. С 1873 играл в передвижных итал. труппах. С 80-х гг. занимал положение ведущего актера в труппах под рук. Дж. Эмануэля, К. Росси, Дж. Б. и В. Марини. Формирование творчества Ц. проходило в период, когда в зап.-европ. т-ре и драматургии господствующим направлением стал натурализм. Ц. следовал за драматургами - натуралистами в их стремлении раскрыть психологию "научно-исследованного" человека; он испытывал влияние учения психиатра-криминалиста Ч. Ло-мброзо, уделял большое внимание изучению вопросов психопатологии, явлений наследственности и др. Тщательный анализ болезненных состояний человеческой психики сопровождался у Ц. точным воспроизведением клинич. подробностей. Стре мясь к углубл„нной трактовке образов, актер чрез мерно подч„ркивал психич. и физич. страдания геро ев. В Освальде, одной из лучших ролей, Ц. с патоло-гич. натурализмом передавал нервное, граничащее с истерией, состояние больного героя. В 90-е гг. Ц. сыграл роли, к-рые в дальнейшем также стали основными в его творчестве: Никита ("Власть тьмы"), Кузовкин ("Нахлебник" Тургенева), Коррадо ("Гражданская смерть" Джакометти). В 1894 организовал собств. театр. труппу, к-рая ставила произв. совр. драматургов: Г. Ибсена, Г. Гауптмана, М. Метер-линка, Дж. Джакозы, Дж. Роветты, ГГ Коссы, М. Праги и др. В 1897 Ц. гастролировал в Вене. В 1899 и 1911 был приглаш„н Э. Дузе в е„ труппу; участвовал в спектаклях "Джоконда", "Слава", "М„ртвый город" Д'Аннунцио, "Полусвет" Дюма-сына. В шекспировских трагедиях Ц. особый успех имел в ролях Гамлета и Макбета, меньше удались ему, по отзывам итал. критиков, роли Отелло и короля Лира. Играл также роли Саула (в о. п. Альфьери), Фигаро; Кина ("Кин, или Беспутство и гений" Дюма-отца), гл. роль в пьесе "Кардинал Ламбертини" Те-стони и др. В 1911 и 1921 с триумфальным успехом выступал в Париже. В 1921 он вновь выступал вместе с вернувшейся на сцену Э. Дузе ("Женщина с моря" Ибсена, "Закрытая дверь" Праги). В 1923 гастролировал в Юж. Америке. Ц. постоянно обновлял репертуар, вводя в него произв. совр. драматургов:

Д. Тумиати, Д. Никкодеми, А. Новелди и др. Среди значит, сценич. работ, осуществл„нных Ц. в последние годы творчества: граф дя Роккамонте ("Веер" Гольдони), Сократ ("Похвала Сократу" Платона). В канун 2-й мировой войны Ц. оставил сцену, но в 1942 вернулся к театр. деятельности, возглавлял труппу вместе с М. Баньи, Л. Кортесе, Дж. Стиваль, Эрнес Цаккони (дочь Ц.).

Ц. неоднократно гастролировал в России (1898, 1917-18, 1922). С 1912 снимался в кино.

Лит.: Папазян В., По театрам мира, М.-Л., 1937, с. 133-141; Игнатов С., История западноевропейского театра нового времени, М.-Л., 1940; С e r v i A., Tre artisti:

Emanuel, Zacconi, Novelli, Bologna, 1900; К e г r A., Schau-spieikunst.... В., [1904]; Bracco R., Tra le arti e gli artisti, Napoli, 1919; Parolieri G., Ermete Zacconi, Bologna, 1960.

ЦАЛИКОВ, Маирбек Курманович (р. 12. V. 1911)- осет. сов. актер, режиссер, драматург, засл. арт. РСФСР (1949), нар. арт. С.-О. АССР (1955). Чл. Ком-мунистич. партии с 1945. В 1935 окончил ЦЕТЕТИС (ныне ГИТИС им. А. В. Луначарского). Со дня основания Сев.-Осет. муз.-драм. т-ра работает в этом т-ре. Яркий характерный актер, свободно владеет иск-вом монолога.

Роли: Астрахан ("Ч„рный туман" Джимиева), Дудар ("Дудар и его друзья" Хачирова), Прохор ("Bacca Желез-нова"), Фигаро, Яровой; Кривенко ("Победители" Чирскова), Байрам ("Семья Аллана" Мухтарова). Своеобразием, психо-логич. глубиной отличалась трактовка роли Яго.

режиссерскую работу начал в 1943. Пост. спектакли: "Жорж Данден" Мольера, "Сказка" Туаева, "Наши друзья" Хубецовой, "Женихи" Токаева, "Волшебник из Стракониц" Тыла и др.

Драматургич. деятельность начал в 1945. В 1956 написал комедию-водевиль "Похождение Мурата", в 1965 - комедию "Упрямец" о бригадирах комму-нистич. труда. Перев„л на осетинский яз.: "Жорж Данден" Мольера, "Забавный случай" Гольдони, "Не вс„ коту масленица" Островского, "Оптимистическую трагедию", "Гибель эскадры" и др. С 1935 вед„т педагогич. работу. В 1948 выпустил актерский курс студии при нац. т-ре. Л. Ним.

ЦАМ (тибетское ч х а м, монг. ц а м-танец)-тибетские пантомимич. танцы. Возникли в глубокой древности в буддийских монастырях. Сюжеты Ц. заимствованы из легенд о божествах ламаистского пантеона.

Получили распространение у народов, исповедующих буддизм (монголы, буряты и др.). Исполнялись в дни религиозных празднеств ламами (буддийскими монахами).

Существовало множество вариантов Ц. Полное содержание их до наст. времени хранится ламами в глубокой тайне. Существуют разл. толкования сюжетов Ц. Одни исследователи считают, что в Ц. изображается парад демонов и богов в представлении человека, попавшего в загробный мир; другие утверждают, что пантомима изображает кару, постигшую гл. врага буддизма - тибетского царя Ландарма, убитого буддистами в 842. По мнению нек-рых исследователей, Ц. воспроизводит поздний вариант жертвенных обрядов.

Пантомимич. танцы Ц. являются одновременна театр. зрелищем и религиозным обрядом. Нек-рые монастыри славятся своей традиционной постановкой того или другого Ц. В тибетских монастырях есть письменные руководства для постановки Ц.

Представление Ц. готовилось заранее: за две недели обновлялись костюмы, подготавливалась особая площадка, посреди двора устанавливали балдахин (под к-рым впоследствии приносили жертву божествам), где происходили пляски танцовщиков в специально обозначенных мелом или мукой концентрич. кругах. Рядом с площадкой, в особом павильоне или под открытым небом, размещался оркестр.

Пантомимич. танцы исполнялись в масках, изображавших головы разл. животных, богов с лицами, искаж„нными страшной гримасой, головы людей увеличенных размеров. Исполнители ролей богов носили яркие и дорогостоящие костюмы; демоны выступали в масках с рогами, клыками, оскаленной пастью и выпученными глазами; владыка ада - в маске, изображающей голову быка; духи м„ртвых - в масках и одеяниях, воспроизводящих человеческий скелет. Среди действующих лиц Ц.- буйволы, олени, обезьяны. Элементы светского и нар. т-ра включают комич. сцены и сцены с участием маски "белого старика" - владыки земли (после ритуального танца он исполняет комич. сценку опьянения). Обычно представление Ц. заканчивалось выступлением "ша-наков" (чер-ношапочных волхвов, служителей демонич. божеств добуддийской веры тибетцев).

Существует Ц. с диалогами. Это - переходная стадия от танц. пантомимы к драматич. театр. представлениям. С появлением комич. персонажа ("белого-старика") Ц. с диалогами получает новое содержание. В Ц. теперь изображаются не только божества и гении, но и простые смертные, действие переносится в более реальную обстановку. В этих Ц. пантомима и танец перемежаются диалогами и хоровым пением.

Эпизоды из жизни тибетского отшельника и поэта Миларайбы составляют осн. содержание Ц., получившего назв. "цам Миларайбы". Этот Ц. ставится лишь в нек-рых монастырях.

В сер. 18 в. Ц. получил развитие в Монголии (впервые исполнен в монастыре Эрдени-Цзу). Сначала для постановки Ц. приглашались тибетские ламы. Впоследствии постановкой Ц. занимались монг. ламы, следуя записям, заимствованным из тибетских монастырей. В Монголии были распространены как пантомимич. танц. Ц., так и Ц. с диалогами.. Вначале Ц. был только частью религиозного обряда. Позднее он становится театр. зрелищем. Из-за монастырской ограды действие Ц. было перенесено на площадь перед монастыр„м, что ускорило процесс превращения его в театр. зрелище, в кром религиозное начало постепенно утрачивалось. Последнее представление Ц. в Монголии состоялось в 1928.

Лит.: Авдеев А. Д., Происхождение театра. М." 1929; П о з д н e e в А. М., Очерки быта буддийских мопастырсй и буддийского духовенства в Монголии..., СПБ, 1887, Ш а с т и н а Н., Очерки монгольского театра, "Современная Монголия", 1935, ј 3, с. 92-93; Шастина Н., Цам, "Хозяйство Монголии", 1928, ј 6, с. 35-49; В л а д а м и-рцов Б., Тибетские театральные представления, "Восток", 1923, кн. 3. с. 97-107. Люд. Л.

ЦАНКОВ, Иосиф (р.7.X.1911)- болг. композитор. Автор оперетт: "Проданная любовь" (1937), "Жуана" (1940, "Кооперативный опереточный т-р"), "Держись, Жужи!" (1941), "Золотая вдова" (1945). Ц.- один из создателей совр. болг. музыки л„гкого жанра, пишет для эстрады.

Лит.: Павлов Е., Иосиф Цанков на 50 години, "Бъл-гарска музика", 1961, ј 9, с. 22-23. А. Ив.

ЦАНЬЦЗЮНЬСЙ - одна из ранних театр. форм в Китае. Возникла в эпоху Тан (618-907). Ц.- сати-рнч. диалог (интермедия) двух персонажей (пань-цзюшг и цангу), сопровождающийся танц. движениями. Тема диалогов (чаще импровизированных)- злободневные события, осмеяние человеческих пороков; используются каламбуры и др. шуточные при„мы. Наиболее известный исполнитель этой театр. формы в эпоху Тан - Ли Сянь-хао. В последующее время Ц. получила широкое распространение, число участников интермедий стало произвольным. В Ц. могли принимать участие и актрисы. В т-„ эпохи Сун (960-1279) амплуа цаньцзюнь и цангу соединились в комич. амплуа фуцзин. С. С.

ЦАО ЮЙ (наст. имя - В а н ь Ц з я-б а о; р. 1910) - кит. драматург. Учился в ун-те Цпнхуа. Первая пьеса "Ураган" ("Тайфун", 1933) близка по .форме к "трагедии рока". В ней разоблачается быт феод. семьи, погрязшей в пороках, утверждаются демократич. идеалы. Одна из лучших пьес Ц. Ю."Восход солнца" (1935) - показывает жизнь большого города, острые конфликты, возникающие под влиянием развития капитализма в Китае. В дальнейшем в драмах Ц. Ю. поднимаются социальные и моральные проблемы; в пьесе "Дикая природа" (1937) изображ„н антагонизм между помещиками и крестьянами; "В раздумье" (1938-39) - политич. сатира на гоминьдановцев; "Синантропы" (1940) посв. томе распада феод. устоев в семье. Ц. Ю.автор инсц. романа Ба Цзиня "Семья" (1942).

После образования КНР (1949) написал пьесу "Ясное небо" (1954) - об идейном формировании новой интеллигенции; был одним из авторов историч. драмы "Меч мужества" (1962). Пьесы Ц. Ю. составляют основу репертуара т-ра совр. разговорной драмы хуацзюй.

Соч. в рус. пер.: Пьесы, т. 1-2, М., 1960; на кит. яз.- Цао юй сюаньцзи, Пекин, 1951.

Лит.: "Советское китаеведение", М., 1958, ј 4, с. 71-84.

В. Ад.

ЦАПЛИН, Виктор Иванович [р.16(29). IX.1903]- рус. сов. артист балета, балетмейстер и педагог. Засл. арт. РСФСР (1951). Чл. Коммунистич. партии с 1938. В 1911-19 учился в Моск. хореографич. уч-ще (класс Н. П. Домаш„ва и Н. Г. Легата). В 1920-55- солист балетной труппы Большого т-ра.

Ц.- характерный танцовщик, его иск-во сочетает традиции рус. классич. балетной школы и принципы совр. хореографии. В 1922-23 - балетмейстер моек. драматич. т-ров (бывший Т-р Корша, Малый т-р, Госцентюз, Т-р им. Вахтангова, Центр, детский т-р, Т-р оперетты и др.), ставил танцы в цирке.

Партии: Иванушка ("Кон„к-Горбунок" Пуни), Санчо Панса ("Дон Кихот"), Марцелина ("Тщетная предосторожность"), Коппелиус ("Коппелия"), Жером и Гаспар ("Пламя Парижа"), Шут ("Лебединое озеро") и др.

Пост.: "Красный мак" (1929, Тифлисский т-р оперы и балета), "Пламя Парижа" (1935, Харьковский т-р оперы и балета), "Тщетная предосторожность" (1956, т-р "Храм неба", Пекин), танцы в операх: "Алмаст" Спендиарова, "Броненосец "Пот„мкин"" Чишко, "Кармен", "Фауст", "Иван Сусанин" и др.

С 1924 ставил танцы на эстраде, выступал также в нек-рых пост. им эстрадных номерах, лучший из к-рых - "Подхалим" на муз. П. И. Чайковского.

Балетмейстерскую деятельность сочетал с педагогической. Преподавал классич. танец на вечерних хореографич. курсах при Большом т-ре (1927), в хореографич. техникуме' ГОМЭЦа (где в 1929-32 был также художеств. рук. и зав. учебной частью). С 1937-педагог Театр. уч-ща им. Щукина (Москва). Помимо танца, препода„т введ„нный им в программу курс-"развитие выразительности тела". В 1959 этот же курс преподавал в Театр.'уч-ще им. Щепкина, в 1959-61 - курс мастерства актера в Моск. хореографическом уч-ще. Г. Ш.

ЦАПОК, Георгий Антонович (р. 2. V. 1896) - укр. сов. художник. В 1918 окончил Харьковское худо жеств. уч-ще. Работу в т-ре начал в 1916. В 1920-28- художник 1-го Гос. укр. т-ра для детей. Оформлял спектакли в т-рах Харькова, Киева, Днепропетровска. В 1939-46 -гл. художник Харьковского рус. т-ра. Декорации Ц. создают психологич. атмосферу спектакля, отличаются конструктивной ч„ткостью, стилевой заверш„нностью.

Оформил спектакли: "Мятеж" (1928); "Диктатура" Микитенко (1929), "Последние" (1937) - Т-р им. Франко; "Русские люди" (1942), "Фронт" (1943), "Кремл„вские куранты" (1944) - Харьковский рус. т-р; "Наймычка" (1945) - Харьковский т-р оперы и балета. А. Др.

ЦАР‚В, Михаил Иванович [р. 18.ХЦ1.ХП). 1903]-рус. сов. актер. Нар. арт. СССР (1949). Чл. Коммунистич. партии с 1949. В 1919-21 учился в Школе рус. драмы в Петрограде (класс Ю. М. Юрьева). Ещ„ студентом (в 1920) вступил в труппу Петрогр. Большого драматич. т-ра, где работал до 1923.В 1923-24-актер Василеостровского театра, 'в 1924-25 - Моск. т-ра "Комедия" (б. Т-р Корша); затем работал в театрах Махачкалы, Казани, Симферополя. В 1931-33-актер Ленингр.ака-демич. т-ра драмы, в 19331937-Т-ра им. Мейерхольда (играл Армана Дюваля-"Дама с камелиями" Дюма-сына). В 1937 вступил в труппу Малого т-ра.

В творчестве Ц. нашли развитие романтич., героич. традиции рус. актерского иск-ва. Он созда„т крупные, сильные сценич. характеры, образы людей прямых и непосредственных в выражении своих чувств. Через всю творч. жизнь Ц. прошла работа над ролью Чацкого, сыгранной актером в спектаклях ленингр. Василеостровского т-ра, Т-ра им. Мейерхольда, Малого т-ра (этот спектакль был также экранизирован как фильм-спектакль). В роли Чацкого выразились присущие иск-ву Ц. гражданственность, публицистичность. Он наделил своего героя глубокой человечностью, душевной широтой, раскрывал в образе Чацкого тему "нетерпимости к несправедливости". Исполнение этой роли отличала присущая Ц. высокая культура сценич. речи. Среди лучших ролей Ц.: Ф„дор Протасов ("Живой труп", 1951), Глумов ("На всякого мудреца довольно простоты", 1939), Жадов (1948); Иванов (о. п. Чехова, 1960). Одна из любимых ролей актера - Арбенин ("Маскарад", 1962), в исполнении к-рой актер передал трагедию безверия, гневно обличал лживое светское общество.

Образы мужественных, сильных людей созданы Ц. в совр. репертуаре: Огнев и Ромодан ("Фронт", 1942, и "Крылья", 1955, Корнейчука), Боровский ("За тех, кто в море!" Лаврен„ва, 1947, Гос. пр. СССР, 1947), Смит ("Русский вопрос", 1947). Наряду с ролями, выражающими романтико-героич. начало, в репертуаре

Ц. есть роли комедийно-характерные, обнаруживающие склонность актера к мягкому юмору и остро сати-рич. обличению: полковник Ростанев ("Село Степан-чиково" по Достоевскому, 1957), дон Сезар де Базан ("Рюи Блаз" Гюго, 1949), профессор Хиггинс ("Пигмалион" Шоу, 1943). Многогранность таланта Ц. определила создание таких разл. сценич. образов, как тра-гич. Макбет (1955) и сатирич. Фамусов (1963). В образе шекспировского героя Ц. акцентировал беспощадную энергию, храбрость, изощр„нное лицемерие; во внешне обаятельном хлопотуне Фамусове раскрывал облик реакционера, сплетника, бюрократа.

Ц. прида„т большое значение выразит, речевой характеристике образов. Он выступает с концертными программами, читает, произв. Пушкина и Лермонтова, Тютчева и Есенина и др. Снимается в кино.

В 1950-63 - директор Малого т-ра. С 1935 вед„т преподавательскую работу, сначала в школе при Т-ре им. Мейерхольда, с 1941- в Театр. уч-ще им. Щепкина (профессор с 1962). Ц.- председатель Совета Всероссийского театр. об-ва (ВТО). Президент сов. Нац. центра Междунар. ин-та т-ра.

Др. роли: Ал„ша ("Дети Ванюшина" Найд„нова, 1926), Фердинанд; князь Пожарский (о. п. Крюковского, 1932), Незнамов (1939); Уриэль Акоста (о. п. Гуцкова, 1940), Шарль Гранде ("Евгения Гранде" по Бальзаку, 1 939), Пушкин ("Наш современник" Паустовского, 1949), Батура ("Калиновая роща" Корнейчука, 1950), принц Гонзаго ("Эмилия Галотти" Лессинга, 1953), мэр Оурден ("Луна зашла" Стейнбека, 1963), Вожак ("Оптимистическая трагедия", 1967).

Лит.: Филиппов В л., М. И. Цар„в в роли Феди Протасова, в кн.: Ежегодник Малого т-ра, 1953-54, M., 1956; Зубков Ю., Михаил Цар„в, "Театр", 1961, .N" 11;

Велихов E., Верный рыцарь слова, там же, 1964, Vo 3;

Жаров М., Артист, поэзия, время, там же, 1966, A9 2.

А О "ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА" - опера Н. А. Римского-Корсакова, либр. композитора и И. Ф. Тюменева по одноим. драме Л. А. Мея. Пост. 22 окт. 1899, Москва, Товарищество частной оперы (дириж„р Ипполитов-Иванов, реж. Шкафер, худ. Врубель; Собакин - Мутин, Марфа - Забела-Врубель, Грязной - Шевел„в, Малюта Скуратов - Тарасов, Лыков - Секар-Рожанский, Любаша - Ростовцева, Бомелий - Шкафер, Сабурова - Гладкая, Дуняша - Страхова); 30 окт. 1901, Петербург, Мариинский т-р (дириж„р Направник и Блуменфельд, худ. Иванов и Ламбин; Собакин - Сибиряков, Марфа - Больска, Грязной - Тартаков, Малюта -Антоновский, Лыков - Орешкевич, Любаша - Славина, Бомелий - Даверин-Кравченко, Сабурова - Гладкая); 1916, Большой т-р (дириж„р Купер, пост. Оленина, худ. Коровин, Голова, Дьячков; Собакин - В. Петров, Марфа - Нежданова, Грязной - Савранский, Малюта - Цесевич, Лыков - Куржиямский, Любаша - Павлова, Бомелий - Эрнст, Дуняша - Антарова).

На сов. сцене пост. 24 ноября 1922, Москва, Оперный т-р Зимина (дириж„р Ипполитов-Иванов, реж. Званцев; Собакин - Пирогов, Марфа - Баратова, Грязной - Головин, Любаша - Петрова-Званцева, Лыков - Лабинский); 1924, Ленингр. т-р оперы и балета (позднее Т-р оперы и балета им.

Кирова) (дириж„р Самосуд). В 1926 пост. на открытии Оперной студии-т-ра им. Станиславского (пост. Станиславского, муз. консультант Сук, дириж„р Жуков, худ. Симов); 2 дек. 1936, Ленингр. Малый оперный т-р (дириж„р Хайкин, пост. Раппопорта, худ. Кустодиев, хормейстер Бауер). В Большом т-ре - 1937, 1955, 1962, 1966. В 1944 возобн. Муз. т-ром Станиславского и Немировича-Данченко.

Среди исполнителей: Нежданова, Барсова, Степанова, Катульская, Шпиллер, Шум-ская, И. Масленникова (Марфа); Обухова, Златогорова, Давыдова, Борисенко, Авдеева (Любаша); Мигай, Кибка-ло (Грязной).

Пост. в др. городах Сов. Союза: Минск (1933, 1938, 1949) Харьков (1937, 1940, 1945), Баку (1938, 1944), Тбилиси (1939, 1952), Ереван (1940), Алма-Ата (1940, 1946, 1957), Львов (1945), Ташкент (1945), Одесса (1946, 1957), Рига

(1950), Вильнюс (1952), Душанбе (1953), Ашхабад (1956), Таллин 959) и др.

Пост. за рубежом: Прага (1902), Хельсинки (1906, на рус. яз., 1927), Париж (1911, на рус. яз.), Нью-Йорк (1922, на рус. яз.), Берлин (1923), София (1923), Любляна (1924). Загреб (1924), Лондон (1931, на рус. яз.), Таллин (1932), Брио (1934), Стокгольм (1945).

Издания: "Ц. н." - партитура и клавир, Лейпциг, Беляев, 1899; акад. изд.- Полное собр. соч., партитура, т. 9 (А, Б) и клавир, т. 37, М., Музгиз, 1956. Н. Гр.

"ЦАРЬ И ПЛОТНИК, ИЛИ ДВА ПЕТРА"

("Zar und Zimmermann, oder Die zwei Peter)- опера А. Лортцинга, его же либр. Пост. 22 дек. 1837, Лейпциг (Петр I - Рихтер, Петр Иванов - Лортцинг, Ван Бетт- Бертхольд, Мария - Гюнтер, Лефорт - Погнер, лорд Синд-гем - Беккер, маркиз фон Шатонеф - Свобода, вдоза Бра-ве - Лортцинг). Опера шла во мн. странах мира, в т. ч.:

Копенгаген (1841, на нем. яз., 1846), Прага (1841, на нем. яз., 1846), Вена (1842), Стокгольм (1843), Загреб (1844, на нем. яз., 1898), Амстердам (1845, на нем. яз., 1886), Будапешт (1848), Нью-Йорк (1857, на нем. яз., 1882), Брюссель (1864, на нем. яз., 1867), Лондон (1871) и др.

В России опера шла под назв. "Царь-плотник"; пост. 26 марта 1908, Москва, Новый т-р (Оперный т-р Зимина) (пер. Орловой, дириж„р Букке, пост. Ивановского; Петр I - Сперанский, Петр Иванов - Эрнст, Ван Бетт - Оленин, Мария - Цветкова, Лефорт - Чугунов, лорд Синдгем - Шаповалов). На сов. сцене пост. 5 февр. 1919, Петроград, Михайловский т-р (дириж„р Фительберг, пост. Боссе, реж. Циммерман, балетм. Петров; Петр I - П. Андреев, Петр Иванов - Большаков, Ван Бетт - Журавленке, Мария - Коваленко, Лефорт - Белянин, лорд Синдгем-Боссе, маркиз де Шатонеф - Третьяков); 1940, Свердловский т-р онеры и балета им. Луначарского, пост. под назв. "Петр I в Саарда-ме", новое либр. И. Келлера и С. Королькова (дириж„р А. Людмилин, реж. Келлер, худ. В. Людмилин, хормейстер Преображенский); 1957, Ленингр. Малый оперный т-р (дириж„р Дониях, пост. Соловь„ва, худ. Соломко, хормейстер Е. Лебедев, балетм. Боярский).

Издания: "Ц. и п."- клавир, Lpz., С. F. Peters, [s. d.J. Н. Г р.

ЦАХРАЦУ (арм., букв.- глумящийся) - актер арм. древнего н средневекового площадного т-ра. Ц. играли в масках, изображающих хищных зверей и домашних животных, иногда облачались в звериные шкуры. В своих представлениях использовали басенный эпос и сказочные сюжеты, исполняли роли "оборотней", надевая сдвоенные маски (одна сторона маски изображала человеческое лицо, другая - морду льва, медведя, волка, лисы, собаки). Представления Ц. были исполнены демократизма и носили ,анти-феодальный и антиклерикальный характер.

Лит.: Г. Г о я н, 2000 лет арм. театра, т. 2, М., 1959, с. 66-68,311-318, 328-336. Г. Г.

ЦВЕЙГ (Zweig), Стефан (28. XI. 1881-22.II.1942) - австр. писатель. Изучал терм. филологию и философию в ун-тах Вены, Берлина. С приходом к власти фашистов эмигрировал в Англию (1934), затем в Бразилию (1940). Не видя путей борьбы с фашизмом, покончил жизнь самоубийством. Произведения Ц. были запрещены при фашизме. Ц. принадлежат пьесы: стихотворная трагедия "Терсит" на сюжет "Илиады" (1908, Дрезден), стихотворная драма "Дом у моря" (1912, "Бургтеатр"; 1956, Моск. драм. т p им. Станиславского), трагедия на библейский сюжет "Иеремия" (1918, Цюрих). Написал также камерную психологич. драму "Легенда одной жизни" (1918, Гамбург). Протест против войны и призыв к миру соединяется в драматургии Ц. с гуманистич. утверждением права человека на счастье. В статье "Будущий театр духа" (1921) Ц. призывает к сценич. иск-ву, праздничному, возвышающему зрителя. Вместе с Ж. Роменом Ц. обработал сатирич. комедию Б. Джонсона "Вольпоне" (1926, "Бургтеатр"). В эпилоге, написанном Ц. к драме Л. Н. Толстого "И свет во тьме светит" (шедшей под назв. "Бегство к богу", 1928, Киль), Ц. рассказал о последних днях жизни писателя. В историч. трагикомедии "Агнец бедняка" (1930, Ганновер, Любек) Ц. высмеивает Наполеона. Написал либретто комич. оперы Р. Штрауса "Молчаливая женщина" (по о. п. Б. Джонсона, 1935, Дрезден).

Соч.: Gesammelte Werke, Bd 1-12, [s. I.], 1961; в рус. пер.-Легенда одной жизни, М.-П., 1926; "Вольпонэ", М-, 1946; Домик у моря, М., 1956.

Лит.: Courts G., Das Problem des unterliegenden Helden in den Dramen S. Zweigs, Koln, 19C2. Harn. B.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница