Наши партнеры

Лучший поставщик игр Dragonmoney в 2024 году.
Недвижимость в Испании каталог Недвижимости.

Театральная энциклопедия
(страница 469)


ХОХЛОВКИНА (по мужу -Золотарев-ская), Анна Абрамовна [р. 30.X(H.XI).1898] - рус. сов. музыковед. Автор ряда исследований по европ. муз. т-ру. Вела педагогич. работу в Моск. консерватории (1932-41), с 1935 - доцент.

Соч.: "Севильский цирюльник" Дж. Россини, 2 изд., М., 1958; "Арлезианка". (К литературно-музыкальному спектаклю), М., [1957]; Ж. Бизе. Две сюиты из музыки к "Арлезиан-ке", М., 1957; Жорж Визе, М., 1954; Ж. Визе, М., 1959; Берлиоз, М., 1960; "Фиделио" Л. Бетховена, М., 1961; Западноевропейская опера. Конец XVIII - первая половина XIX века. Очерки, М., 1962; Вопросы специфики оперного образа, в сб.: Советская музыка, М., 1954, с. 278-326; "Война и мир" Сергея Прокофьева, там же, 1946, ј 8-9; "Бэла" - опера АН. Александрова, там же, 1946, ј 11; Опера "Дон Жуан" на экране, там же, 1956, ј 5; "Свадьба Фигаро" в Большом театре, там же, 1956, .No 8; Есть ли выход из кризиса? (О западноевропейской опере XX века), там же, 1960, ј7. А. Ив.

ХОХРЯКОВ, Виктор Иванович [р. 13(26).VII. 1913] - рус. сов. актер и режиссер. Нар. арт. РСФСР (1965). Чл. Коммунистич. партии с 1939. Работу в т-ре начинал во вспомогат. составе Башк. т-ра драмы (1926). В 1933 окончил Ленингр. театр. техникум (педагог Н. В. Петров). Затем работал J Харгжовском т-ре рус. драмы (1933-40), в Моск. т-ре транспорта (1940-53). С 1953-актер Малого т-ра. Образы, создаваемые X., отличаются яркостью жизненных красок.

Роли: в Т-р е транспорта - Глоба ("Русские люди"), Вершинин ("Бронепоезд 14-69"), Киреев ("Машенька"), Телегин ("Хождение по мукам" по А. Н. Толстому), Никур ("Буря" Лациса), Лопес ("Испанский священник" Флетчера); в Малом т-р е-Потапов ("Московский характер" Софро-нова), генерал Рыбаков ("Иван Рыбаков" Гусева), Овчаренко ("Крылья" Корнейчука), Яагуп ("Браконьеры" Раннета), Егоров ("Перед ужином" Розова), Живота ("Доктор философии" Нушича), Ор„л ("Нас где-то ждут" Арбузова), Тонио ("Украли консула" Мдивани), Митрич ("Власть тьмы") и др.

Пост.: "Случайные встречи" Бахнова и Костюковского (1956, Т-р транспорта), "Каменное гнездо" Вуолийоки (1957, Малый т-р, совм. с М. Н. Гладковым) и др.

Снимается в кино. Гос. пр. СССР (1949 и 1951) за работу в кино.

Соч.: Приметы нового, в сб.: Герои современности на сцене, М., 1953; Слово к драматургам, в сб.: Типический образ на сцене, М., 1953.

Лит.: 300 ролей, 6000 спектаклей, "Театр", 1953, No 2, с. 151. Е. X.

ХРЕННИКОВ, Тихон Николаевич [р. 28.V(10. VI). 1913] - рус. сов. композитор и обществ, деятель. Нар. арт. СССР (1963). Деп. Верх. Совета СССР 6-го созыва и Верх. Совета РСФСР 3-5-го созывов. Чл. Коммунистич. партии с 1947. Окончил Моск. консерваторию в 1936 (класс композиции В. Я. Шебал!?-на). X.- автор ряда симф. произв., пьес для фп., песен, романсов. Первая опера X.- "В бурю" (1939, Муз. т-р и-м. Немиро вича-Данченко; Театр оперы и балета им. Кирова;

1956, Дрезденский гос. оперный т-р) по роману Вирты "Одиночество" о кулацком восстании 1919-21. Здесь впервые в сов. опере среди действ, лиц был В. И. Ленин. Лучшие черты этого произв.- щедрый мелодизм, связанный с городским фольклором. Ко-мич. опера Х/-"Фрол Скобеев" по пьесе Аверкиева (1950, Муз. т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко; 1966, нов. ред. "Безродный зять", Новосибирск) воспроизводит жанровые сцены допетровской Руси в контрастах нежной лирики и сочного юмора, ярмарочного разгула и обрядности. В опере "Мать" по М. Горькому (1957, Большой т-р, Москва) X. уделяет особое внимание лирико-драматич. и жанрово-бытовым сценам. Отсюда - преобладание песенной ариозности. Оперетта "Сто чертей и одна девушка" (1963, Моск. т-р оперетты) посв. борьбе комсомольцев с сектантами.

Музыка для т-ра занимает видное место в творчестве композитора. Непосредственность, изящество, остроумие, народность муз. языка, характерность образов отличали музыку X. к спектаклю "Много шума из ничего" (1936, Т-р им. Вахтангова). X.- автор музыки к др. драм. спектаклям: "Мик" Шестакова (1934, Центр, детский т-р), "Концерт" Файко (1936, Моск. т-р Революции), "Без вины виноватые" (1937, Т-р им. Вахтангова), "Ш„л солдат с фронта" Катаева (1938, там же), "Романтики" Ростана (1939, Центр, детский т-р), "Дон Кихот" Булгакова по Сервантесу (1941, Т-р им. Вахтангова), "Давным-давно" Гладкова (1942, ЦТКА), "День рождения" бр. Тур (1945, там же), "Умные вещи" Маршака (1965, Малый т-р) и др. X. пишет музыку к фильмам.

Гос. пр. СССР (1942, 1946 и 1952). X.- первый секретарь Союза композиторов СССР (с 1948).

Лит.: Кухарский В., Тихон Хренников, М., 1957;

Кремле в Ю., Т. Хренников, М., 1963. В. Лель.

ХРЙСТИЧ, Зоя Петровна (р. 1. ? 1.1932) - укр. сов. артистка оперы (лирич. сопрано). Нар. арт. УССР (1965). Чл. Коммунистич. партии с 1954. В 1956 окончила Одесскую консерваторию (класс О. Н. Благовидовой). В том же году в партии Наталки ("Наталка-Полтавка" Лысенко) дебютировала на сцене Театра оперы и балета им. Шевченко. С 1956 - солистка этого т-ра. Голос X.- яркого серебристого тембра, легко льющийся по всему диапазону.

Партии: Катерина (о. п. Аркаса), Оксана ("Запорожец за Дунаем"), Галя, Елена ("Назар Стодоля", "Богдан Хмельницкий" Данькевича), Иоланта (о. п. Чайковского), Эльза ("Лоэнгрин"), Микаэла; Маргарита ("Фауст"), Леонора ("Трубадур") и др.

Выступает как концертная певица. Лауреат между-нар. конкурсов вокалистов в Женеве, Вене, Тулузе, Софии. С 1965 вед„т педагогич. работу в Киевской консерватории. А. Ив.

ХРЙСТИЧ (Христи?), Стеван [7(19).VI.1885 - 21.VIII.1958] - югосл. (сербский) композитор, дириж„р и муз. деятель. Учился в консерватории в Лейпциге (1904-08) у С. Креля и Р. Гофмана (теория) и А. Никиша (дирижирование). В 1913-14 работал дириж„ром в Нац. т-ре (Белград). С 1924 до 1935- директор и дириж„р оперной труппы при этом т-ре. X.- автор музыкальной драмы "Сумерки" (1925, Нац. т-р, Белград; 2-я ред. 1954, там же), балета "Охридская легенда" (1947, там же; 2-я редакция 1958, Музыкальный т-р Станиславского и Немировича-Данченко), музыки к драматич. спектаклям и фильмам. Действит. член Сербской академии наук (1950); с 1908 занимался педагогической работой, в 1937-51 - профессор Муз. академии в Белграде. Альб. Я., Г. Шум.

ХРИСТОВ, Борис (р. 15.У.1914) - болг. артист оперы (бас). Засл. арт. НРБ (1950). Окончил юридич. ф-т Софийского ун-та. Пел в Студенч. академич. хоре, в хоре "Гусла". В 1942 уехал в Италию и стал учеником певца Р. Страччари. Как оперный артист дебютировал в 1946 в т-ре г. Реджо-ди-Калабрия в партии Коллена ("Богема"), С 1946 - солист римского т-ра "Квирино" и т-ра "Комунале" (Триест), в 1949-50 - Софийской нар. оперы. Затем пел в т-рах Неаполя ("Сан-Карло"), Венеции ("Ла Фениче"), Милана ("Ла Скала"). С 1952 гастролировал в Италии, Испании, Франции, Швейцарии, Англии, Португалии и др. странах. X. - выдающийся совр. оперный артист, развивающий шаляпинские традиции исполнения (особенно в области русской муз. классики) в сочетании с чертами итал. бельканто.

Партии: Пимен, Борис Годунов, Варлаам ("Борис Годунова), Че-ревик ("Сорочинская ярмарка" Мусоргского), Собакин ("Царская невеста"), Досифей ("Хованщина"), Галицкий Кончак ("Князь Игорь")

Кочубей ("Мазепа), Мефистофель ("Фауст"), Моисей (о. ? Россини), Оровезо ("Норма" Беллини), Робинзон ("Тайный брак" Чимарозы), Фиеско, Филипп II, Рамфис, Банко Прочида ("Симон Бокканегра", "Дон Карлос", "Аида" "Макбет", "Сицилийская вечерня" Верди), Каспар ("Вольный стрелок" Вебера), Агамемнон ("Ифигения в Авли-де" Глюка), Креонт ("Орфей и Эвридика" Глюка), Рокко ("Фиделио" Бетховена), Комендант и Торговец золотом ("Кардильяк" Хиндемита), Олоферн ("Юдифь" Онеггера) и др.

Лит.: С т с ? а н о в-Т и н т е ? о в Ст., Борис Христов, "Българска музика", С., 1954, .ј 8, с. 13-25. А. Ив.

ХРИСТОВ, Добри [2(14).II.1875-20.1.1941] - болг. композитор, муз. теоретик, фольклорист, хоровой дириж„р, педагог. Академик. В 1903 окончил Пражскую консерваторию по классу композиции Д. Дворжака. X.первый болг. оперный хоровой дириж„р; основал хоровое об-во "Гусла" в Варне (1897-99, 1903-06) и руководил им, в 1907- рук. хором "Родная песня", к-рый с 1908 участвовал в спектаклях "Болгарского оперного товарищества". В нач. 20-х гг., принимая участие в рабочем хоре Георги Киркова, работал над созданием муз.-драм. сцены "Стачка" на слова X. Смирненского. Написал детские оперы:

"Дети-борцы" (1917) из жизни македонских детей во время освободительных войн, "Умный пахарь" (1932) на сюжет нар. сказки, "Царица осень" (1938), "Дед мороз и первая весна" (1938) и др. X.- автор многочисл. теоретич. трудов по музыке и оперных либретто. В 1920-22 преподавал в первой болг. драм. школе под рук. К. Сагаева, с 1922 - в Софийской консерватории (с 1925 - профессор).

Лит.: Кабакчиева О., Творчеството на Добри Христов,'С., 1940; Камбуров И., Добри Христов. Живот и дело на народния композитор, С., 1942; КрыстевВ., Добри Христов, пер. с болг., М., 1960. А. Ив.

ХРИСТОМАНОС (???????????), Константинос (1867-1911) - греч. режиссер, писатель, драматург. Учился в Вене. Ок. 1901 возвратился в Грецию и организовал в Афинах т-р "Новая сцена" ("Неа скини"). режиссерская деятельность X. в этом т-ре способствовала возрождению реалистич. традиций совр. театр. иск-ва Греции, воспитанию нового демократич. зрителя. X. вн„с в драматургию новую тематику, отразил совр. ему жизнь греч. народа. Пост. X. были посв. совр. социальной проблематике. Спектакли, пост. X., исполнялись на новогреч. яз. вместо архаичного, непонятного народу языка, на к-ром играли в греч. т-рах 19 в. Первая пост. X.- "Алкеста" Еврипида (1901), пьеса была переведена на новогреч. яз. Это вызвало протест сторонников архаич. традиций. Автор драмы "Три поцелуя". Я. М.

ХРОМЧЕНКО, Соломон Маркович [р.21. XI (4.XII). 1907] - русский сов. артист оперы(лирич. тенор). Засл. арт. РСФСР (1947). Чл. Коммунистич. партии с 1939. Окончил Киевский муз.-драм. ин-т им. Н. В. Лысенко (1932) и аспирантуру в Московской консерватории (1934).В 1934- 1957 - солист Большого т-ра. X. обладает л„гким голосом красивого тембра и мягкого звучания.

Партии: Ленский; Владимир Игоревич ("Князь Игорь"), Юродивый ("Борис Годунов"), Индийский гость ("Садко"), Бонн ("Руслан и Людмила"), Запевала ("Тихий Дон"), Альмавива, Альфред;

Джеральд ("Лакме") и др. Выступает как концертный певец. М. Р. ХРУКАЛОВА, Зинаида Сем„новна (p.25.VI.1907)- укр. сов.актриса. Нар. арт. УССР (1951). Чл. Коммунистич. партии с 1940. Училась на вокальном ф-те Киевского муз.-драм. ин-та им. Н. В. Лысенко (1925-29). После окончания ин-та была принята в Т-р им. Франко (1929). С 1932 работала в Одесском т-ре им. Октябрьской революции. В 1933-62 - артистка Днепропетровского укр. драм. т-ра им. Т. Шевченко. Обладая выразительной сценич. внешностью, большим темпераментом, X. создала образы волевых женщин, надел„нных сильными чувствами.

Роли: Оксана, Наталия Ковшик ("Гибель эскадры", "Калиновая роща" Корнейчука), Ганна Золотаренко ("Навеки вместе" Дмитерко; Гос. пр. СССР, 1951.), Любовь Яровая;

Комиссар ("Оптимистическая трагедия"), Мария Тюдор (о. п. Гюго), Маруся ("Маруся Богуславка" Старицкого), Варка ("Бесталанная" Карпенко-Карого), леди Мильфорд ("Коварство и любовь"), Катерина ("Гроза"), Анна ("Украденное счастье" Франко), Наталка ("Наталка-Полтавка"), Донна Анна ("Каменный властелин" Л. Украинки), Ганна Лихта ("Заговор обреч„нных" Вирты), Зинька ("Две семьи" Кро-пивницкого). С. 3.

ХРУСТАЛ‚В, Михаил Михайлович [р. 18.1Х(1.Х). 4905] - рус. сов. эстрадный артист балета. Засл. арт. РСФСР (1947). Чл. Коммунистич. партии с 1954. См. Редель и. Хрустал„в.

ХУАГУ (букв.- цветистый барабан) - театр. представление в Юж. и Центр. Китае, одна из песенно-танц. самодеятельных форм, распростран„нных в сельской местности. На их основе к середине 14 в. сложилось нар. театр. представление, получившее назв. "хуагу си" (игра цветистых барабанов, или т-р цветистых барабанов). В этом жанре впоследствии выступали проф. актеры, и он стал одной из форм традиц. т-ра сицюй. Спектакль "хуагу си" состоит из миниатюр, включающих куплеты и сценки на бытовые, подчас сатирич. темы. Миниатюры построены на фольклорных мелодиях и несложных танц. движениях. В них участвуют обычно 3-4 человека; мужчины играют на гонгах, женщины - на цветистых барабанах. С. С.

ХУАДАНЬ- см. Дань.

ХУАДЭНСЙ (букв.- т-р разноцветных фонариков) - вид кит. т-ра. Распростран„н в провинции Юньнань. В нек-рых районах, особенно сельских, X. сохранил форму нар. песенно-танц. увеселений. Представления X. строятся на мелодиях местных нар. новогодних песен. По традиции представления устраивались только в канун лунного нового года, но со времени антияпон. войны (1937-45) X. стал использоваться для антияпон. пропаганды среди населения. Труппы, дающие представления X., становятся постоянными, а спектакли регулярными, вводится новый злободневный репертуар. X. приобр„л популярность среди широких слоев населения.

Лит. (на кит. яз.): С ю и Ц з я-ж у и, Юньнань хуадэн юй миндай сяоцюй, в кн.: Юань Мин Цин сицюй яньцзю луньвэнь цзи, Пекин, 1957. Дл Ж

ХУАЛЯНЬ - см. "Цзин".

ХУАЦЗЮЙ - разновидность кит. т-ра - разговорная драма. См. Китайская драматургия и театр.

ХУБАИ (Hubay), Ен„ (15.IX.1858-12.III.1937)- венг. скрипач, композитор, педагог, дириж„р. Первоначальное муз. образование получил у своего отца- композитора Карла X. В 1871-75 учился в Высшей муз. школе в Берлине у И. Иоахима, в 1878 совершенствовался у А. Вь„тана в Париже.

Оперы: "Алинор" (1891), "Кремонский скрипач" (1894, обе пост. в Венг. оперном т-ре, Будапешт), "Сельское зло" (1896, там же и в Венском оперном т-ре), "Мохароза" (1903), "Любовь Лавотты" (1906, обе в Венг. оперном т-ре), "Анна Каренина" по Л. Толстому (1920, Дрезденский оперный т-р;

1923, Венг. оперный т-р), "Под маской" (1931), "Афродита" (1935), "Пет„фи-симфония" для певцов, хора и оркестра (1923), балет "Чардаш-сцены" (1937, все в Венг. оперном т-ре).

X.- основатель всемирно известной скрипичной школы. В 1890 гастролировал в России. С 1882 преподавал в Брюссельской консерватории; с 1886 - профессор, в 1919-34- директор Будапештской консерватории.

Лит.: Н а г a s z t-i E., Hubai Jeno, Bdp., 1913. А. Ив.

ХУБАИ (Hubay), Миклош (р. 3.IV.1918) - венг драматург. Образование получил в Будапеште и Женеве. Творч. деятельность начал в 1939, написав пьесу "Похищение Европы", отличающуюся острой антибурж. направленностью. Следующая пьеса "Без героев" (1942) обличала пассивность, филистерство венг. мещанства и мелкобурж. интеллигенции. Обе пьесы были запрещены хортистской цензурой. После освобождения страны от фашистской оккупации (1945) драматург возвращается к активной деятельности, уделяет большое внимание теме интеллигенции, пишет психологич. драму "Венгерское лето" (1954, Т-р им. Мадача), политич. памфлет "Это - война" (1959, Т-р им. Пет„фи), муз. драму (совм. с композиторами И. Вашем и Д. Ранки) "ТрАночи одной любви" (1960, там же) о поэте-антифашисте М. Радноти.

В 60-е гг. в пьесах X. появляются условные сценич. образы, он обращается к острой сценич. форме. Пьесы последних лет посв. проблеме становления новой социалистич. морали ("Тишина за дверью", 1963, . и др.). В 1963 издал сб. статей о совр. венг. драме. X.-автор переводов на венг. яз. произведений Ж. П. Сартра, Р. Шеридана и др.

Соч.: Hosokkel es hosok nelkul, Bdp., 1964; Megvalto mutatvany, Bdp., 1965; C'est la guerre, в сб.: Современные венгерские пьесы, М., 1967 (вступит, статья А. Гершковича). А.Гер.

ХУБОВ, Георгий Никитич [р. 26.IV(9.V).1902] - рус. сов. музыковед, публицист. Член Коммунистич. партии с 1943. Окончил Моск. консерваторию (1930). Работал в редакции журн. "Советская музыка" (1933-39, в 1952-57 - гл. редактор), возглавлял муз. редакцию Всесоюзного радио (1941-46), был секретар„м Союза композиторов СССР (1952-57). С 1932 в„л педагогич. работу, с 1936 - доцент Моск. консерватории.

Соч.: А. П. Бородин, М., 1933; Себастьян Бах, 4 изд., М., 1963; Музыкальная культура СССР, 1940 (рукопись);

Жизнь А. Серова, М.-Л., 1950; О задачах развития советской музыки, М., 1953; О музыке и музыкантах. Очерки и статьи, М., 1959; Арам Хачатурян, М-, 1962; Мусоргский, М. (в печати). , В.Ю.

ХУГЛЯРЫ (исп., ед.ч.-juglar)-название нар. бродячих актеров в Испании. Первые сведения о X. относятся к 11-12 вв. X. были осн. исполнителями нар. представлений, носивших язычески жизнерадостный характер.

ХУДАЙБЕРГ‚НОВА, Роза (р. 19. V. 1923) - туркм. сов. актриса. Нар. арт. Туркм. ССР (1964). Чл. Коммунистич. партии с 1961. В 1941 окончила драм. студию в Ашхабаде. В 1945-62 - артистка драмы и концертно-эстрадной группы Чарджоуского областного драм. т-ра. С 1963 - солистка Чарджоу-ской филармонии. Выступает как эстрадная певица.

Роли: Биби -("Счастье Биби" Эседова), Санавар ("Сердечные тайны" Рахманова), Хонзада ("Бай и батрак" Хамзы), Леб„дкина ("Поздняя любовь" Островского), Марианна ("Забавный случай" Гольдони) и др. 4. Цв.

ХУДАНЯН, Арус Акоповна [р. 11(23).1.1897]- арм. сов. актриса. Нар. арт. Арм. ССР (1954). Сце-нич. деятельность начала в 1913 в тифлисской труппе под рук. А. Вруйра. С 1931 - актриса арм. Киро-ваканского т-ра им. Абеляна. Играет комедийные и характерные роли.

Роли: Зарнишан ("Злой дух" Ширванзаде), Шушан, Хам-пери, Саломэ ("Пэпо", "Хатабала", "Ещ„ одна жертва" Сун-дукяна), Анна ("На заре" Гулакяна), Кабаниха ("Гроза" Островского), Амаспюр ("Сое и Вардитер" по Прошяну) и др.

Б. А. ХУДЕКОВ, Сергей Николаевич (1837-1927)- русский драматург и историк балета. В 1871- 1917 - редактор-издатель "Петербургской газеты". С 60-х гг. выступал в печати со статьями и рецензиями о т-ре и балете. X. был близким другом М. И. Пе-типа, оказывал помощь в подготовке нек-рых его пост., написал либретто балетов "Зорайя" Минкуса (1881), "Весталка" М. Иванова (1888), участвовал в разработке либретто балетов "Царь Кандавл" Пуни (1868) и др. Собрал редкую коллекцию рисунков, фотографий и др. материалов по балетному иск-ву 17-19 вв. и др. Автор 4-частной "Истории танцев всех врем„н и народов" (последняя часть, посв. рус. балету, сгорела в типографии; сохранилось несколько экземпляров) и пьес "Петербургские когти", "Герои т„много мира" и др.

Соч.: История танцев всех времен и народов, ч. 1-3, СПБ-П., 1913-15; ч. 4, П., [1917].

Лит.: Борисоглебский М. В. [сост. ], Материалы по истории русского балета, т. 1-2, Л., 1938-39; К р а-совская В.. Русский балетный театр второй половины XIX века, Л.-М., 1963. Я. Л.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЧТЕНИЕ - публичное исполнение произведений литературы (стихов, прозы, а также публицистики). Особый вид эстрадного искусства. Выразительное устное слово составляло основу иск-ва нар. сказителей - рус. сказочников, скоморохов, арм. ашугов, казах, акынов, бродячих япон. рассказчиков. Античная Греция славилась устным творчеством поэтов-импровизаторов. Иск-во декламации культивировалось в Др. Риме. Во Франции иск-во выразительного чтения входило в число предметов школьного образования. Значение X. ч. особенно возрастало в периоды общественных подъ„мов. Так, напр., в эпоху франц. революции 1848 актриса Рашель выступала с исполнением "Марсельезы". Е„ традиции продолжила актриса Агар. Среди выдающихся зап.-европ. актеров, выступавших в жанре X. ч.,бр. Коклен, В. Дежазе (Франция), И. Кайнц (Германия), Г. Ирвинг (Англия) и др.

Особое место в истории X. ч. занимают т. н. авторские чтения. В России замечательными исполнителями собственных произведений были Пушкин, Гоголь, Островский, позднее Маяковский. Проф. иск-во X. ч. зародилось на вечерах лит. чтений М. С. Щепкина (стихи Пушкина, Шевченко). Эти два направления (авторские чтения и проф. иск-во X. ч.) своеобразно слились в творчестве импровизатора-рассказчика, автора "Сцен из народного быта" И. Ф. Горбунова. В период, предшествовавший первой рус. революции 1905-07, большое распространение получили концерты X. ч., на к-рых исполнялись произв. прогрессивных писателей. Эмоциональностью, героич. приподнятостью отличалось чтение

М. Н. Ермоловой (в е„ репертуар входила гражд. лирика Пушкина, Лермонтова, Некрасова). Замечательным чтецом был В. Н. Андреев-Бурлак, с именем к-рого связано появление на эстраде композиций-инсценировок по произв. Достоевского, Гоголя. Но наряду с реалистическим, проникнутым передовыми идеями своего времени иск-вом X. ч. в нач. 20 в. получила распространение манерно стилизованная читка стихов под музыку (см. Мелодекламация). Исключение представляли выступления в жанре мелодекламации В. Ф. Комиссаржевской, Н. Н. Хо-дотова.

В сов. время X. ч. стало самостоятельным видом исполнительства, обогатилось новыми формами. Первым проф. мастером художественного слова был А. Я. Закушняк, выступавший с "Вечерами интимного чтения", "Вечерами рассказа". Традиции Закушняка получили блестящее развитие в иск-ве В. Н. Яхонтова. Используя в своих лит. монтажах музыку, реквизит, свет, детали костюма, средства мгновенного перевоплощения в образ, Яхонтов основал "Т-р одного актера", названный им "Современником". Иск-во чтеца-сказителя, пропагандирующего эиич. творения мировой лит-ры, культивирует С. А. Ко-чарян. Оригинальностью отличается творчество И. Л. Андроникова. Выступая со своими устными рассказами, посв. выдающимся писателям, актерам, уч„ным, Андроников достигает перевоплощения, точно воспроизводит жест, мимику, интонации голоса, особенности мышления изображаемого лица. К выдающимся исполнителям принадлежали В. К. Се ре ж никое, А. Г. Шварц, В. Н. Акс„нова, цр. Среди совр. чтецов - такие мастера художеств. слова, как Д. Н. Журавл„в, А. Н. Глумов, В. Н. Попова, С. М. Балашов, Э. И.Каминка, Н. А. Голубенцев, А. Е. Азарин, А. Гончаров, В. В. Сомов, Я. М. Смоленский и др.

В наст. время в иск-ве X. ч. различают два направления - исполнение одних чтецов вс„ более приближается к игре, другие используют манеру "рассказчика". Осн. формами X. ч. являются: выступление чтеца в смешанном концерте (эта форма получила огромное распространение не только в проф. иск-ве, но и в самодеятельности); самостоятельный литературный концерт, состоящий из ряда произведений или целостной композиции; чтец, иллюстрирующий лекцию лит. произведениями.

В СССР насчитывается св. тысячи проф. чтецов. X. ч. породило в СССР самостоятельную режиссуру (Е. Б. Гардт, работавшая еще с Закушняком, Е. Е. Попова, работавшая с Яхонтовым, Н. А. Бендер и др.).

Лит.: Верховский Н., Книга о чтецах, М.-Л., 1950; Аксенов В., Искусство художественного слова, М., 1954; Бендер Н., Работа чтеца, М., 1956; Искусство звучащего слова. [Сб. статей], сост. О. М. Итина, вып. 1, М., 1965. А. Д., В. П.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ (ОБЩЕДОСТУПНЫЙ) ТЕАТР - см. Московский Художественный академический театр СССР имени М. Горького.

ХУДОЖНИК ТЕАТРАЛЬНЫЙ - художник, создающий средствами изобразительного иск-ва (живописи, архитектуры, скульптуры и т. д.), в соответствии с замыслом и постановочным планом режиссера-постановщика, зрительный образ спектакля (см. Декорационное искусство. Костюм театральный). Замысел художника, зафиксированный в эскизах" макетах, чертежах и др., воплощается работниками театр. мастерских и цехов т-ра.

ХУДОЛ‚ЕВ, Иван Николаевич (1869-1932) - рус. сов. актер и режиссер. Работал в моек. Малом т-ре (1893-1918 и в 1921-23) и его филиале - Новом т-ре.

Роли: Шпекин, Хлестаков ("Ревизор"), Молчалин; Агишин ("Женитьба Белугина" Островского и Соловь„ва), Милов до-ров, Муров ("Без вины виноватые"), Беркутов ("Волки и овцы"), Лыков ("Девичий переполох" Крылова), Корнев ("Старый закал" Сумбатова-Южина), Альмавива ("Севильский цирюльник" Бомарше), Деметрий ("Сои в летнюю ночь" Шекспира), лорд Горинг ("Идеальный муж" Уайльда, был режиссером этого спектакля), Аполлодор ("Цезарь и Клеопатра" Шоу) и др.

Был актером и режиссером кино (с 1923). Занимался также педагогия, деятельностью. А. Шн.

ХУДОЛ‚Й, Леонид Ф„дорович [р. 30.V (12.VI). 1907] - рус. сов. дириж„р. Засл. деят. иск-в Латв. ССР (1954). Член Коммунистич. партии с 1944. В 1933-35 - дириж„р-ассистент Большого т-ра (Москва), в 1935-40 - дириж„р Оперного т-ра им. Станиславского, в 1948-50-Оперной студии им. Станиславского (Москва), в 1950-51-гл. дириж„р Белорусского (Минск), в 1951-54 - Латвийского (Рига), в 1954-58 - Харьковского, в 1958-63 - Горьков-ского т-ров оперы и балета. С 1963 - гл. дириж„р Молдавского т-ра оперы и балета (Кишин„в).

Дирижировал операми: "Маскарад" Артамонова (1957), "Буковинцы" ("Карпатская быль") Карминского (1957), "Борис Годунов" (1955); "Овод" Спадавеккиа (1958)- в Харьковском т-ре онеры и балета; "Иван Сусанин" (1950); "Морозко" Красева (1951) - в Белорус. т-ре онеры и балета (Минск);

"Князь Игорь" (1952); "Семья Тараса" Кабалевского (1952)- в Т-ре оперы и балета Латв. ССР; "Ермак" Касьянова (1962), "Каменный гость" Даргомыжского (1963) - в Горьковском т-ре оперы и балета; "Аурелия" Гершфельда (1963), "Отелло" Верди (1964), "Антоний и Клеопатра" Лазарева (1965)-в Молд. т-ре оперы и балета и др.

Выступает в качестве симфонич. дириж„ра и муз. критика. В„л педагогич. работу в Московской, Ташкентской, Рижской, Харьковской, Кишин„вской консерваториях (доцент). А. Ив. ХУММАЕВ, ‚ламан (10.XI.1921-7.X. 1952)- туркм. сов. артист оперы (тенор). Нар. арт. Туркм. ССР (1952). Чл. Коммунистич. партии с 1946. В 1941 окончил оперную студию, при Туркм. т-ре оперы и балета. В 1942-52 - солист этого т-ра.

Партии: Аман ("Счастливая молодость" Корчмар„ва), Тахир ("Зохре и Тахир" Мухатова и Шапошникова), Биль-биль ("Гюль и Бильбиль" Шапошникова), Гариб ("Шасенем и Гариб" Овезова), Меджнун ("Лейли и Меджнун" Овезова и Мейтуса), Ахмет ("Юсуп и Ахмет" Шехтера и Кулиева), Канио; Пинкертон ("Чио-Чио-сан") и др.

Лит.: К е р и м и К., Туркменский театр. Очерки истории, М., 1964. А. Ив.

ХУМППИ, Юрий Ялмарович [р. 26.1(8.11). 1909] - фин. сов. актер. Нар. арт. РСФСР (1966). Сценич. деятельность начал в фин. рабочем т-ре в Канаде. В 1934 приехал в Сов. Союз. Работал лесорубом, сплавщиком. В 1940 вступил в труппу Фин. драм. т-ра в Петрозаводске. X.- характерный, комедийный актер. Обладает мягким заразительным юмором, острой наблюдательностью. Создал яркие нац. нар. характеры в пьесах фин. драматургов. Роли:

Пенттула ("Кража со взломом" Кант), Пелх„-Кустаа ("На сплавной реке" Паккалы), Тобиас ("Сельские сапожники" Киви), Хиппо ("Куллерво" Эркко по мотивам "Калевалы"), Пекка Эвастийна ("Бабье лето" Лассилы). В числе лучших ролей X.: Хлестаков;

Пикалов ("Любовь Яровая"), Фирс ("Вишн„вый сад"), Счастливцев; Трубач ("Егор Булычев и другие"), Бублик ("Платон Кречет") и др.

Лит.: ЧеботаревскаяТ., В пути, "Театр", 1959, ЛЪ 12; Карело-финский драматический театр. Сб., Таллин, 1956. М. Лифт.

ХУН ШЭНЬ (1894-1955) - кит. драматург, режиссер. В 1920, вернувшись из США, где получил образование, принимал участие в работе демократич. театр. объединений: Шанхайской театр. ассоциации и Юж. об-ва. В 1922 написал антимилитаристскую пьесу "Чжао-Дьявол". Позднее возглавил драма-тургич. об-во "Рассвет", в к-ром пост. свои пьесы, в т. ч. "Веер молодой госпожи". В 1930-31 опубликовал "деревенскую трилогию" - пьесы "Мост Угуй", "Ароматный рис" и "Драконов омут" - значит, произведение кит. лит-ры критич. реализма. В период антияпон. войны (1937-45) руководил театр. труппами "Спасение родины" и "Сопротивление врагу", писал патриотич. пьесы. После образования КНР написал пьесу "Это и есть американский образ жизни" и др. В. Ад.

ХУРШЙД (наст. ' фам. -Шарафутдинов), Шамсутдин (май 1892-13.IX.1960) - узб. сов. поэт и драматург, режиссер, переводчик. Засл. деят. иск-в Узб. ССР (1941). Один из создателей жанра узб. музыкальной драмы. Лит.. деятельность начал в 1912. Писал стихи и литературно-критические статьи. Сценическую деятельность начал в 1915 в Ташкентской любительской театр. труппе "Ту ран", где сыграл ряд комедийных и остро характерных ролей в пьесах азерб., тат. и узб. авторов. В 1918 написал первую пьесу - драму "Новое и старое" - о борьбе молод„жи Туркестана против реакционеров (пост. Образцовой краевой драматической узб. Tpynnoii). Творчество X. способствовало становлению и развитию сов. узб. т-ра и драматургии. Написал пьесы "Безграмотный бай"(1918),

"Маленький солдат" (1919), трагедию "Приговор Сиявуша" (1920), драму "Сын кузнеца" (1920), исто-рич. драму "Туркестан" (1920). X. принадлежат муз. комедии "Которая лучше" (1924), "Смех и слезы" (1926) и др. Особое место в творчестве X. занимают пьесы "Фархад и Ширин" и "Лейли и Меджнун" на сюжеты поэм Навои, пост. в 1923-24 Образцовой краевой драм. труппой и др. узб. муз.-драм. т-рами и являющиеся первыми нац. муз. спектаклями. Пьесы X. широко ставились в 20-нач. 30-х гг. узб. т-рами. X. является также автором либретто опер "Лейли и Меджнун" (1940), "Фархад и Ширин" (1957), пост. в Т-ре оперы и балета им. Навои. Перев„л на узб. яз. пьесы азерб., рус. и др. авторов (У. Гаджибекова, Мамедкулизаде, Шиллера, Билль-Белоцерковского и др.). В 1924-29 был режиссером узб. труппы "Тилак" ("Стремление").

Соч.: Фархад и Ширин, в кн.: Литературный Узбекистан" Таш., 1939; Лейли и Меджнун, Таш., 1948; Избр. произведения, Таш., 1967. Нас.

ХУРШЙЛОВ, Магомед Абдуллаевич (1905-1958)- даг. сов. писатель, драматург. Лит. деятельность начал в 1935 (писал на рус. яз.). Написал пьесы "Андалал, или Разгром Надир-шаха" (1944), "Суровые дни" (Кумыкский т-р, 1954), "Шамиль, или Заложники" (1945). В 1955 инсценировка его романа "Сулак-свидетель" пост. в Лезгинском драм. т-ре (1960-2-я ред.). Писал историч. драмы. Пьесы X. ставились в Аварском, Кумыкском, Лезгинском т-рах. М. Я.

ХУСАЙНОВ, Сатти (1906-1955) - узб. сов. драматург, публицист, лит. и театр. критик. Чл. Коммунистич. партии с 1926. В 1929 окончил Среднеазиатский коммунистич. ун-т. Учился в Ин-те истории, философии и лит-ры (ИФЛИ) в Москве. Литературно-критич. деятельность начал в 1926. Автор пьес:

"Муть" (1930, Т-р им. Хамзы), "Подъ„м" (1931, Андижанский т-р), "Победа" (1933, там же) и др. Пьесы X. отражают острую классовую борьбу в период строительства социализма и победу сов. строя в городе и деревне. Писал статьи и рецензии по вопросам т-ра и драматургии.

Соч. (на узб. яз.): "Юксалиш", Тош., 1931; "Тугри пул меваси", Тош., 1932; "Галаба", Тош., 1933; "Омонат, Тош., 1934; "Кизил та„кчилар", Тош., 1935; Узбек, театри, Самарканд, 1929. М. Ра.

ХУСЕА (Huszka), Ен„ (24.IV.1875-2.II.1960) - венг. композитор. В 1896 окончил Будапештскую коне. X.- представитель венской оперетты, следовал традициям И. Кальмана и Ф. Легара. Его произв. ставились в т-рах Вены, Нью-Йорка, Москвы ("Баронесса Лили") и др. городов мира.

Оперетты: "Герцог Бобслей" (1902, Нар. т-р, Будапешт), "Хризантема" (1903), "Гюль Баба" (1905), "Барон Ребус" (1909, все в Королевском т-ре, Будапешт), "Волшебная любовь" (Г907, Нар. т-р), "Свобода, любовь" (1955, Венг. т-р оперетты в Будапеште) и др.

Лит.: Magyar szinhaztortenet, Bdp., 1962, old. 197-08, 20 i, 240. А. Ив.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница