Наши партнеры

Выгодно прокат авто в аэропорту в компании РексРент.
Магазин одеждыКупить пальто Вологда.

Театральная энциклопедия
(страница 466)


ХМЕЛЬНИЦКИЙ, Николай Иванович [11(22). VIII. 1791- 8(20).IX. 1845] - рус. драматург. Потомок Богдана Хмельницкого. Окончил Петербургский Горный корпус, был дипломатом и крупным чиновником, участвовал в Отечеств, войне 1812. X. известен как автор т. н. "благородной комедии" и водевиля - жанров, популярных на рус. сцене в 10- 20-х. гг. 19 в. Идейные воззрения X. носили либерально-ограниченный характер. Но вместе с тем он был близок к передовой молод„жи своего времени - писателям А. С. Пушкину, А. С. Грибоедову, А. А. Жандру, П. А. Катенину. X. выступал против устарелых норм классицизма, охранительных и псев-дорус. тенденций в совр. комедии, стремился приблизить рус. лит. язык к разговорному.

Первая комедия X.- "Говорун" (1817). Затем были пост.: "Шалости влюбл„нных" (1817), "Воздушные замки" (1818), "Бабушкины попугаи" (1819), "Нерешительный, или Семь пятниц на неделе" (1819), "Карантин" (1822), "Суженого кон„м не объедешь, или Нет худа без добра" (1821), "Новая шалость, или Театральное сражение" (1822), "Светский случай" (1826), "Взаимные испытания" (1829), "Новый Парнас" (1829). Совм. с А. А. Шаховским и Грибоедовым X. написал комедию "Своя семья, или Замужняя невеста" (1818,

X. принадлежит сцена из 3-го акта - "экзамен Наташи"), совм. с Н. В. Всеволожским - водевиль "актеры между собою, или Первый дебют актрисы Троеполь-ской" (1821).

Считая, что комедия призвана развлекать и веселить зрителя, X. строил действие на любовной интриге, мотивах волокитства, сватовства и т. п. Обычно драматург показывал в своих героях одно свойство характера - болтливость, нерешительность, пустопорожнюю мечтательность и др. Произв. X. отличаются сценичностью, л„гкостью стиха, живостью диалога. Хотя пьесы X. являются переделками франц. комедий, в них в то же время подмечены черты рус. жизни. Злободневность, умение пародировать своих лит. противников, остроумные водевильные куплеты, изяш-ный, очищенный от всего "грубого" язык обеспечивали огромный успех комедиям-водевилям X. (почти все пьесы X. тотчас по написании ставились в Петербурге и Москве). Сценич. успеху пьес X. способствовали участие в них таких блистательных водевильных актеров, как А. Е. Асенкова, И. И. Сосницкий, Л. О. Дюрова, М. И. Вальберхова, и музыка А. Н. Верстовского, А. А. Алябьева и др. О творчестве X. (и особенно о его достижениях в области стиха) высоко отзывался Пушкин, опытом стихотворной комедии X. воспользовался, глубоко развив его, Грибоедов.

В 40-е гг. X. написал несколько пьес на историч. темы ("Царское слово, или Сватовство Румянцева", "Богдан Хмельницкий" и др.). X. принадлежат также мастерские, близкие к подлиннику переводы комедий Мольера ("Школа женщин", 1821, "Тартюф", ок. 1828) и др.

Соч.: Собр. соч., т. 1-3, СПБ, 1849; Пьесы: "актеры между собой...", "Суженого кон„м не объедешь", в сб.: Старый русский водевиль, М., 1937; см. также сб.: Русский водевиль (вступ. статья В. В. Успенского), Л.-М., 1959, с. 51-72; Стихотворная комедия конца XVIII-начала XIX вв., (вступ. ст. М. О. Янковского), М.-Л 1964 с. 276-433.

Лит.: Слонимский А. Л., Комедия первой четверти XIX века, в кн.: История русской литературы, т. 5, ч. 1, М.-Л., 1941, гл. 5. Я. Лит.

ХМЕЛЬНИЦКИЙ,

Юлий Осипович [род. 15(28).XII. 1904]-рус. сов. актер, режиссщь Йар.арт.РСФСйТЙбОр Окончил ЦЕТБЗДГС (1925). Сценич. /деят. начал в "Синей бяузе". В 1925-47 -/актер Моск. Камерно yb т-ра, где исполнял роли: Мориса Саксонского и Аббата ("Адриейна Леку-врер" Скрдуба), Мака ("Опера нищих" Брехта с муз.Веиля), Мараскина ("Жрофле-Жироф-ля" Лекока) и др. В 1947-52 X. - артист Моск. театра оперетты. В 1952-56 - гл. реж. Волгоградского т-ра муз. комедии. Здесь он осуществил пост.: "Поют сталинградцы" Лис-това (1955), "Фиалка Монмартра" Кальмана (1953) и др. В 1956-64 - гл. реж. Ленингр. театра муз. комедии.

Пост.: "Мистер Икс" Кальмана (1956; 1957 экранизация), "Поцелуй Ча-ниты" Милютина (1957),

"Только мечта" Кырвера (1959), "Друзья Милены" Мниха (1961), "Сердце балтийца" Листова (1964), "Герцогиня Ге-ролыптейнская" Оффенбаха (1963) и др.

X.-актеру присущи точность рисунка, острая характерность, музыкальность, пластичность. Отличит. чертами X.-режиссера являются яркая театральность, стилевое единство спектакля.

С 1932 в„л педагогич. работу в уч-ще Камерного т-ра, в 1948-50-в Муз. уч-ще им. Глазунова, в 1950-52-в ГИТИСе.

Лит.: Янковский М. О., Советский театр оперетты, Л.-М., 1962. At. Лифш.

ХМЕЛЬНИЦКИЙ ТЕАТР (Украински и музыкальн о-д р а мат и чески и театр имени Г. И. Петровского) - основан в 1934 как Винницкий рабоче-крестьянский передвижной т-р. С 1938- Каменец-Подольский областной т-р им. Г. И. Петровского, с 1954 - Хмельницкий т-р. Среди лучших спектаклей т-ра - "Гибель эскадры" (1939); "Маруся Богуславка" Старицкого (1935), "Суета" Карпенко-Карого (1948), "Таланты и поклонники" (1950), "Последние" (1954); "Это было в Шепетовке" Собко (1956), "В воскресенье рано зелье собирала" по О. Кобылянской (1960), "Фараоны" Коломийца (1962), "Дорогое наследство" Корецкого (1960), "М„ртвый бог" Зарудного (1961), "Океан" Штейна (1962), "Испанцы" Лермонтова (1965), "Человек со звезды" Вит-лингера (1964), "Мужики" Реймонта (1964).

В составе труппы (1966): засл. арт. УССР Д. Чайковский, Н. Колесникова, С. Колчинский, Г. Фнгур-ский; артисты В. Андриенко, Н. Балабан, Г. Белецкая, М. Манойло, И. Богданович, В. Будный, Л. Гущэн-ко, В. Ковтун, В. Грищенко, В. Павленко, Ю. Пине-вич, М. Салин, А. Боричко, И. Шулкевский, В. Иванов, Л. Иванова, В. Калинина, Р. Крыжановская, А. Куриленко, Н. Наталова и др.

ХОВАНСКИЙ (наст. фам.- У л у п о в), Александр Панкратьевич [19(31).III.1890-12.XII.1962] - рус. сов. актер. Нар. арт.,РСФСР (1954). Творч. деятельность начал в 1908 в Архангельском т-ре, затем служил в Вильнюсе, Владивостоке, Воронеже, Петроградском академич. т-ре драмы (1919-24), Саратове. Сыграл роли: Чацкого, Незнамова, Каранды-шева, Жадова, Хлестакова, Фердинанда, Барона, Шванди. Создал сатирич. образ Сем„на Рака ("Воздушный пирог" Ромашова). С 1933 - в Центр, т-ре Красной Армии (ныне Центр, т-р Советской Армии); в 1944-46 одновременно работал в МХАТе.

Роли: Ленчицкий ("Бойцы" Ромашова), Ф„дор Таланов ("Нашествие"), Кобза ("Гибель эскадры"), Скундрел ("Голос Америки" Лаврен„ва), Нельсон ("Флаг адмирала" Штейна; Гос. пр. СССР, 1951), Глумов ("На всякого мудреца довольно простоты"). Беркутов ("Волки и овцы"), Тарелкин

"Дело" Сухово-Кобылина), Прохор ("Васса Железнова"), Эрскин ("Он сказал нет" Хьелланна), Гарднер ("Профессия миссис Уоррен" Шоу).

X. обладал ярким темпераментом, мастерством сце-нич. речи, его сценич. образы отличались точностью и выразительностью формы. М. Лифш. "ХОВАНЩИНА" - опера (народная музыкальная драма) М. П. Мусоргского, его же либр. на историч. сюжет (из врем„н стрелецких бунтов конца 17 в.). Начата в 1872, завершена и оркестрована Н. А. Римским-Корсаковым в 1883. Впервые пост. 9 февр. 1886 силами Музыкально-драматич. кружка любителей, Петербург (дириж„р Гольд-штейн). 27 окт. 1893 - силами артистов Рус. оперного товарищества, Петербург; 1897, Москва, Рус. частная опера дириж„р Эспозито, худ. Васнецов, Коровин, Малютин;

Иван Хованский - Бедлевич, Марфа - Селюк, Досифей - Шаляпин, Голицын - Карклин, Шакловитый - Соколов, Андрей Хованский - Иноземцев, Эмма - Антонова); 1910, Москва, Оперный т-р Зимина (дириж„р Палицын, реж. Оленин, худ. Маторин; Иван Хованский - Запорожец, Голицын - Секар-Рожанский, Марфа - Петрова-Званцева, Досифей - Петров, Шакловитый - Шевел„в); 1911, Мари-инский т-р (дириж„р Коутс, пост. Шаляпина, реж. Мельников, худ. Коровин; Иван Хованский - Шаронов, Марфа - Збруева, Досифей - Шаляпин, Голицын - Ершов, Шакловитый - П. Андреев, Андрей Хованский - Лабинский);

1912, Большой т-р (дириж„р Похитонов, пост. Шаляпина, худ. Коровин, балетм. Горский); 1913 Петербург, Т-р муз. драмы (дириж„р Бихтер). Пост. также в Киеве (1892, 1909) а Тифлисе (1912). За рубежом: 1913, Париж, "Театр Ели-сейских полей" (на рус. яз., силами артистов антрепризы С. Дягилева, в ред. Стравинского и Равеля, дириж„р Купер, худ. Федоровский; Досифей - Шаляпин, Марфа - Петренко); там же, 1923. "Гранд-Опера" (на франц. яз.); Лондон (1913, т-р "Друри-Лсйп", на рус. яз.); там же, 1917 и 1919 (англ. пер. Р. Ньюмарч); Барселона (1923, на рус. яз.), Франкфурт (1924), Милан (1926, т-р "Ла Скала"), Дрезден (1927), Загреб (1926), Филадельфия (1928), Буэнос-Айрес (1929), Лион (1930, на рус. яз.), Нью-Йорк (1931, на рус. яз.), Турин (1931, на рус. яз), София (1933), Люб-ляна (1934), Будапешт (1937), Женева (1954), Берлин (1959), Афины (1961), Ницца (1962), Лондон (1963, т-р "Ковент-Гарден").

На сов. сцене пост. 27 сент. 1918, Мариинский т-р, Петроград (дириж„р Похитонов, пост. Шаляпина, худ. Коровин); в 1928, Москва, Большой т-р (дириж„р Сук, реж. Лапицкий, худ. Курилко, балетм. Лащилин); там же, 1939, в ред. Римского-Корсакова, с включением сцены "Казнь стрельцов" (дириж„р Штейнберг, реж. Раппопорт, худ. Юон, балетм. Долинская; Досифей - Батурин, Марфа - Давыдова, Иван Хованский - Лубенцов, Голицын - Евлахов, Шакловитый - Политковский); там же, 1950 (дириж„р Голованов, реж. Баратов, худ. Федоровский, балетм. Корень, хорм. Шорин); 1960, Ленинград, Т-р оперы и балета им. Кирова (в ред. Ламма и инструментовке Шостаковича; дириж„р Ельцин, пост. Баратова, худ. Федоровский, хорм. Михайлов; Иван Хованский - Кривуля, Марфа - Кузнецова, Досифей - Константиновский, Голицын - Ульянов, Шакловитый - Лаптев, Андрей Хованский - Матвеев, Эмма - Шубина). Среди выдающихся сов. исполнителей:

Рейзен, И. Петров, Яшугин (Досифей); Обухова, Максакова, С. Преображенская, Борисенко, Авдеева (Марфа). В 1959 опера экранизирована в новой оркестровке Шостаковича. Пост. в др. городах Сов. Союза: Саратов (1941), Новосибирск (1952), Пермь (1953), Киев (1963), Горький (1963), Свердловск (1964)

Издания: "X."- партитура, ред. Н. А. Римского-Корсакова, СПБ, Бссссль, [1883, литогр. ]; ред. П. Ламма, оркестровка Д. Шостаковича, М., Музгиз, 1964; клавир - ред. Н. А. Рпмского-Корсакова, СПБ. Бессель, [1883]; то же, М., Музгиз, 1960; сост. и проработал по автографам композитора П. Ламм, М., Музгиз, 1931 (Полн. собр. соч т- 2). Н. Г р.

ХОВЕЛЬЯНОС, Ховельяно с-п-Р а м и р e с (Jovellanos у Ramirez), Гаспар Мельчор де (5.1.1744- 27.XI.1811)-исп. поэт, драматург, обществ, и полптич. деятель. Один из крупнейших исп. философов-просветителей, автор поэтич. произв. в духе революционного патриотич. классицизма. В 1769 написал трагедию "Пелайо" о героич. борьбе испанцев против мавров (изд. в 1779, пост. под назв. "Мунуса", т-р "Принсипе", 1792, Мадрид). Под влиянием теории мещанской драмы Д. Дидро написал драму "Честный преступник" (1774, т-р в Аранхуэсе) о проблеме смертной казни. Этич. и гражданский пафос определили успех этой пьесы в Испании, Франции, Англии и Германии. В "Докладной записке об игрищах, представлениях и публичных развлечениях" (1790) X. дал обзор развития исп. т-ра и с позиций просветительского классицизма осудил драматургию Ф. Лопе де Вега и его современников, сделав исключение лишь для П. Каль-дерона и А. Морето.

Соч.: Obras escocidas, v. 1-3, Madrid, 1935-46 (Clasicos castellanos, t. 110, 111, 129); Obras publicados e ineditas, Madrid, 1858-59. 1956 (Biblioteca de autores espanoles, v. 46, 50, 85-87).

Лит.: Artinano y Galdacano G. de. Jovellanos y su Espana, Madrid, 1913; Garcia P u e г t a s М., Jovellanos, Montevideo, 1954. j, jJ

ХОДАСЕВИЧ, Валентина Михайловна [р. 13(25). 111.1894] - рус. сов, театр. художница. Училась в художеств. студиях в Москве (у Ф. И. Рерберга), в Мюнхене (1910-11), Париже (1911-12; мастерская К. ван Донгена и Ж. Англада). Первая работа для т-ра - оформление спектакля "Дерево превращений" Гумил„ва (1919, Театр-студия петрогр. Театр. отдела). В 1918-21 - гл. художник т-ра Народная комедия (ей принадлежат декорации к спектаклю - "Работяга Словотеков" Горького и пьесам Мольера, Кальде-рона и др.). В т-рах Ленинграда X. оформила спектакли: "Близнецы" Плавта и "Обращение капитана Брасбаунда" Шоу (1923, оба в Большом драм. т-ре), "Отелло" (1927, Академич. т-р драмы), "Вольпоне" Бена Джонсона (1927, т-р "Комедия"), "Холопка" Стрельникова (1929, Т-р муз. комедии) и др. В 1925 X. оформила спектакль "Лукреция" Кавиккиоли в т-ре Пиранделло в Риме.

Не стремясь к иллюзорности декораций, X. создавала театрально-условное оформление сценич. площадки, л„гкое, удобное для актеров, праздничное по краскам, отмеченное ироничностью. Вкус, изобретательность, чувство стиля, присущие X., особенно ярко проявились в области сценич. костюма; избегая перегруженности декоративными элементами, используя броские детали, X. достигала в костюме ч„ткой образной характеристики персонажа, остроты, современности формы.

В дальнейшем X. работала гл. обр. в муз. т-ре. В 1932-36 была гл. художником Ленингр. академич. т-ра оперы и балета им. Кирова. Оформила здесь спектакли: "Золотой век" Шостаковича (1930), "Бахчисарайский фонтан" Асафьева (1934, возобн. 1946), "Эс-меральда" Пуни (1935), "Дочь народа" ("Татьяна") Крейна (1947), "Спартак" Хачатуряна (1956) и др.

Др. работы: "Москва горит" ("1905 год") Маяковского (1931, Ленингр. госцирк), "Бахчисарайский фонтан" (Большой т-р, 1944 и 1954), "Ломоносов" Вс. Иванова (1953), "Двенадцатая ночь" (1955)-МХАТ и др.

"Лит.: Валентина Ходасевич. Сб. статей М. Кузьмина, С. Радлова, С. Мокульского, А. Мовшенсона, Л., 1927;

Каталог выставки работ художницы В. М. Ходасевич. 15 лет в театре. Вступ. ст. С. Радлова, Л., 1934; Мин Е., Творческие этапы Валентины Ходасевич..., "Рабочий и театр", 1935, ј 1, с. 10-11. М. П.

ХОДЖАЕВ, Алим [р. 24.1Х(7.Х). 1910] - узб. сов. актер. Нар. арт. СССР (1959). Чл. Коммунистич. партии с 1945. Деп. Верх. Совета Узб. ССР 6-7-го созывов. Во время обучения в Бухарском ин-те просвещения участвовал в театр. самодеятельности. В 1929 вступил в труппу Т-ра им. Хамзы. В 1951 окончил режиссерские курсы в Москве.

Роли первого периода творчества - Козлов и Шегабут-динов ("Мятеж" по Фурманову, 1929), Гафарзаде ("Исто-'рия заговорила" Сайда и Сатарова, 1931), Урман ("Сожж„м" Яшена, 1932), Эльбай ! .'("Маска сорвана" Фатхулли-на, 1932), Пулат ("Два коммуниста" Яшена, 1929), Розен-кранц ("Гамлет", 1935), Анучкин ("Женитьба", 1935), Фердинанд (1936); Лаэрт ("Гамлет", 1936), Яровой (1937); Низамов (1938, "Предатели" Фатхуллина) и др. Уже в первый период проявились пытливость, трудолюбие артиста, его склонность к аналитич. методу работы над ролью. Особое место в творчестве X. заняли образы представителей передовой интеллигенции. Играя эти роли, X. переда„т глубину размышлений своих героев о жизни, выявляет присущее им интеллектуальное начало, окрашивает свои образы мягкой задушевной лирикой. X. создал образы выдающихся представителей узб. народа - поэтов Алишера Навои (Гос. пр. СССР, 1949) и Хамзы Хаким-заде Ниязи (1942, 1949, 1960). В этих образах раскрывается одна из основных тем творчества X.- художник и народ.

Большое значение для творчества X. имела его работа над образом Гамлета (1939, 1949), трактовка к-рого отличалась философской глубиной. Играя роли положительных героев, X. выражал во многих из них черты характера сов. интеллигенции на разных этапах истории сов. государства: Бродский ("Интервенция" Славина, 1934), Умар ("Пол„т орла" Султа-нова, 1942), Забелин ("Кремл„вские куранты", 1947), Клобуков ("За тех, кто в море!", 1947), Кедров ("Генерал Рахимов" Яшена, 1950), Саттар ("Сердечные тайны" Рахманова, 1953), Полторацкий ("Путеводная звезда" Яшена, 1958), Ярослав ("Фауст и смерть" Левады, 1961), Садик Сахибович ("Убийца" Уйгуна, 1965). Одна из лучших работ X.- образ профессора Юлдаша Камилова ("Люди с верой" Султанова, 1960), показывающий моральную силу сов. человека.

Мастерство перевоплощения, разоблачительная острота проявились в ролях отрицательных персонажей: Яго (1941), Паратов ("Бесприданница", 1944), Петр Бессеменов ("Мещане" Горького, 1951), Гульд ("Русский вопрос", 1947), Сало-хиддин ("Заря Востока" Сафарова, 1951). Среди других ролей актера:

Карл Моор ("Разбойники", 1955), Нолинак-ха ("Дочь Ганга" по Тагору, 1956), король Лир (1966), Нияз ("Неизвестный" Султанова, 1963) и др. Иск-во X. отмечено лиризмом и и н т е ллектуальностью. Его игра отличается тонкостью и изяществом выразительных средств, музыкальностью речи, грацией, пластикой движений.

X. выступает и как режиссер; пост. в т-ре имени Хамзы спектакль "Пролитая чаша" (1954) и др. Снимается в кино.

Лит.: Фельдман Я. С., Олим Хужаев, Тош., 1962 (на узб. яз.); его же, Алим Ходжаев, Таш., 1963 (на рус. яз.);

Уварова Г., Узбекский драматический театр. М., 1959; О л ид о р О., В борьбе за сценический реализм, М., 1957; Государственный ордена Ленина акад. узбекский театр драмы им. Хамзы, Таш., 1957. Я. Ф.

ХОДЖАЕВ, Кудрат

(p.lO.V.1911) - узб. сов. актер и режиссер. Нар. арт. Узб. ССР (1959). Окончил актерский ф-т ГИТИСа (1936). Творч. деятельность начал в узб. ТРАМе (1930-32). С 1936 - актер Т-ра им. Хамзы. В 1942 начал режиссерскую работу, был гл. реж. узб. т-ров в Самарканде (1943), Намангане (1949-52), Ташкентского ТЮЗа (1947). В 1952 вернулся в Т-р им. Хамзы.

Творчество X. отмечено остротой мысли, высоким техническим мастерством. Особенно значительны сатирич. образы X. Исполнение этих ролей характеризуется оригинальностью трактовки, точностью и остротой рисунка.

Роли: Вурм ("Коварство и любовь", 1951), Камиль ("Рассказ о Турции" Хикмета, 1953), Ильхам ("Сердечные тайные Рахманова, 1953), Хаким ("Священная кровь" по Айбеку 1954), Франц Моор (1955), Джоген ("Дочь Ганга" по Тагору, 1956), Поэт ("Ходжи эфенди женится" Камала, 1956), Комиссар ("Алжир, родина моя!" по М. Дибу, 1957) Юлпй Цезарь (о. п. Шекспира, 1958), Салихбай ("Бай и батрак" Хамзы, 1958), Серебряков ("Дядя Ваня", 1958), Генералгубернатор ("Фуркат" Авезова и Т. Ходжаева, 1959), Сакоки /"Мирза Улугбек" Шейхзаде, 1961), Хаким ("Почта" Тагора, 196)), Аслзода Саидхон ("Кровавый мираж" Азимова, 1964), Турсунов ("Я вижу зв„зды" Азимова, 1965).

С 1936 занимается педагогич. работой, с 1952 вед„т курс актерского мастерства в Ташкентском театр.-художеств. ин-те.

Лит. (на узб. яз.): Театр им. Хамзы, Тош. 1957, с. 152-154. В. Д.

ХОДЖАЕВ, Саиб Ходжаевич (р. 5.XIL1910) - узб. сов. артист. Нар. арт. Узб. ССР (1939). Чл. Ком-мунистич. партии с 1945. В 1927 начал сценич. деятельность в Кокандском узб. драм. т-ре, затем переш„л в Андижанский т-р. С 1939 работает в Т-ре им. Мукими. X.- яркий комедийный актер, сохраняющий в сво„м творчестве традиции нар. т-ра кызыкчи. Среди ролей: Мулладост ("Проделки Майсары" Хамзы), Хузур Ходжа ("Нурхон" Яшена), Вели ("Аршин мал алан" Гаджибекова), Ташболта ("Влюбл„нный Ташболта" Гуляма), Нарходжа ("Сын женится" Гуля-мова). Г. Pax.

ХОДЖАЕВ, Ташходжа Умарович (р. 1.IX.1922) - узб. сов. режиссер, театр. педагог. Нар. арт. Узб. ССР (1959). Чл. Коммунистич. партии с 1944. В 1951 окончил режиссерский ф-т Ташкентского театр.-худож. института. режиссерскую деятельность начал в 1950 в Т-ре им. Хамзы (в 1958-60 и с 1966 - главный режиссер этого т-ра).

Пост.: "Семья" Попова (1952), "Дорогой бессмертия" Брагина и Товстоногова (1952), "Ш„лковое сюзане" Ках-хара (совм. с А. Гинзбургом, 1952), "Сердечные тайны" Б. Рахманова (1953), "Священная кровь" (собств. инсц. романа Айбека, 1954), "Персональное дело" Штейна (1956), "Путеводная звезда" Яшена (1958), "Хуррият" Уйгуна (1958), "Фуркат" (собств. пьеса, совм. с Б. Авезовым, 1959), "Топол„к мой, в красной косынке" по повести Ч. Айтматова (1964), "Жизнь женщины" ("Украденная жизнь") Моримото Каору (1965), "Монсерра" Роблеса (1967).

Перев„л на узб. яз. ряд произв. рус. и зарубежной классич. драматургии, пьес рус. сов. драматургов, книгу К. С. Станиславского "Работа актера над собой". Вед„т педагогич. работу в Ташкентском театр.-худож. ин-те. А. Р.

ХОДЖАЕВА, Лола (р. 18.IX. 1923) - сов. артистка цирка, наездница. Выступала с 8 лет в узб. цирковых представлениях. Ввела в традиционный цирковой номер новые, более сложные трюки (перепрыгивала на спине лошади через широкое полотно, в то время как лошадь брала барьер). Своеобразие номера - в сочетании традиционного циркового жанра с нац. узб. оформлением (костюм, характерные движения).

Лит.: Дмитриев Ю., Советский цирк, М., 1963. М. 3.

ХОДЖАЕВА, Халида (р. 9. V.I 912) - узб. сов. актриса. Нар. арт. Узб. ССР (1956). В 1930 окончила узб. драм. студию в Москве и поступила в узб. т-р Бухары. С 1933 - актриса Т-ра пм. Хамзы.

Роли: Дильбар ("Разгром" Яшена), Хонзода ("Бай и батрак" Хамзы), Санобар ("Сердечные тайны" Рахманова), Рахбар ("Настоящая любовь" Якубова), Гульсун ("Священная кровь" по Айбеку). Э. К.-Я.

ХОДЖАНИЯЗОВ, Сапар (р. 15.1.1910) - каракалпакский сов. писатель, драматург, актер и режиссер. Засл. арт. Узб. ССР (1955), засл. деят. иск-в Кара-калп. АССР (1957). Чл. Коммунистич. партии с 1952. Сценич. деятельность начал в 1935 в Каракалпакском т-ре в качестве актера. В 1936-39 учился в Кара-калп. студии ГИТИСа. Лит. деятельность начал в 1938 драмой "Айша". В годы войны X. написал пьесу "Бзинг бахадыр" (1944, ТЮЗ) о героизме сов. людей. В драматургии X. осн. место занимает тема труда, образы современников, борьба передовых людей с пережитками старого. Автор муз. комедий "Зияда" (1948), "Молодые сердца" (1953), "Талуас" (1962), "Девушки" (1963), "Насильно мил не будешь" (1957). Муз. драма "Бахыт" (1957) показывает борьбу народа за установление Сов. власти в Каракалпакии.

Один из осн. мотивов произв. X.- тяж„лая судьба каракалпакских женщин в дореволюц. время. Пьесам X. присуща сатирич. острота. В них используются нар. пословицы и поговорки, образные выражения" обряды, юмор.

Роли: Митя ("Бедность не порок"), Байсары ("Алпамыс" Давкараева), Макдональд ("Голос Америки" Лаврен„ва), Хожа Багман ("Гарин ашик" Бегимова и Алланазарова) и др.

Пост.: "Дочь Арала" Шамуратова и Аймурзаева (1 948), "Козы Корпеш и Баян Слу" Мусрепова (1950), "Алтын куль"' Уйгуна (1950), "Бай и батрак" Хамзы (1951), "Больные зубы" Каххара (1955), "Кыз-Жибек" Мусрепова (1951), "Мой авторитет" Калимбетова (1962) и др.

Соч.: "Суймегенге суйкенбе", Сайланды пьесэлэр тон-ламы, Некие, 1960. f?

ХОДЖА-ЭЙНАТОВ, Леон Александрович [10(23).' III.1904-7.X.1954] - сов. композитор. По национальности армянин. Засл. деят. иск-в Арм. ССР (1945). В 1926-28 учился у А. А. Спендиарова в Ереване. В 1931 окончил Центр, муз. техникум в Ленинграде (класс композиции П. Б. Рязанова). В 1931-36 - дириж„р и зав. муз. частью в драм. т-рах Ленинграда. Автор опер: "Шлюз" (1931, Ленингр. дом иск-в), "Мятеж" по Фурманову (1938, Малый оперный т-р, Ленинград), "Семья" (1940, Одесский т-р оперы и балета), "Намус" ("Честь", 1945, Т-р оперы и балета им. Спендиарова, Ереван) и др.; оперетты (совм. с М. Я. Фер-кельманом) "Моя любимая" (1938, Ленингр. т-р муз. комедии); музыки к драм. спектаклям. Х.-Э. принадлежит редакция и инструментовка опер "Аршак 11у Чухаджяна (1945), "Давид-бек" Тиграняна (1950).

Лит.: "Намус", [Ер.], 1945 (на рус. и арм. языках);

Тигранов Г., Армянский музыкальный театр. т. 1, Ер., 1956; Д р ус к и н М., Леон Александрович Ходжа Эйнатов, Л., 1956. Кн. Г., А. Ив.

ХОДЖЙКОВ, Кулахмет (р. 22.XI.1914)-казах, сов. театр. художник. Засл. деят. иск-в Казах. ССР (1966). В 1936 окончил Художеств, студию в Ленинграде. В 1931 начал работать в Казах. т-,ре драмы. Х.-рер-вый казах, театр. художник-декоратор. С 1943 - художник-постановщик на киностудии "Казахфильм".

Оформил спектакли: "Енлик и Кебек" Ауэзова (1932), "Мстислав Удалой" Прута (1933), "Документ" Рахманкулова, "Хан Кене" Ауэзова, "Талтанбай" Май-лина (все в 1934), "Отелло" (совм. с М. Ускенбаевым и Симкиным, 1939), "Абай" Ауэзова и Соболева (эскизы костюмов), "Не вс„ коту масленица" Островского (оба в 1940), "Евгения Гранде" по Бальзаку, "Марабай" Хусаинова, "Товарищи" Абишева (все в 1941), "Абай" Жубанова и Хамиди (1944) и др. К.Н.

ХбДОТОВ, Николай Николаевич [2(14).11.1878- 16.II.1932]- рус. актер. С детства увлекаясь т-ром, участвовал в домашних и гимназич. спектаклях, позднее - в представлениях любительских трупп. В 1895 поступил на Драм. курсы Петерб. театр. уч-ща (класс В. Н. Давыдова), по окончании к-рых в 1898 был принят в Александрийский т-р. Хорошие сценич. данные, обаяние, красивый голос т„плого тембра, передающий малейшие оттенки настроений сценич. персонажа, искренность и теплота исполнения сразу привлекли внимание к молодому актеру. Лирич. талант X. раскрылся в ролях Бо-родкина, Карандышева, Леля, Платона ("Не в свои сани не садись", 1898, "Бесприданница", 1900, "Снегурочка", 1900, "Правда хорошо, а счастье лучше", 1905, Островского). Большое влияние на молодого X. оказала его дружба с В. Ф. Комис-саржевской, творчество к-рой было проникнуто демократич. идеями, отличалось высокой гражданственностью. Ноты протеста, появившиеся в иск-ве X., наиболее отч„тливо звучали в ролях молодых интеллигентов и особенно студентов (X. был любимым актером студенч. молод„жи): Треплев ("Чайка", 1902), Беляев ("Месяц в деревне", 1903), Петя Трофимов ("Вишн„вый сад", 1905). Одной из лучших ролей X. был Жадов (1913). Однако протест X. носил пассивный, безысходный характер. Человечность, душевная открытость, чистота и благородство его героев осложнялись чертами неврастенич. надрыва. Огромным успехом пользовался X. в ролях Раскольникова и князя Мышкина ("Преступление и наказание" и "Идиот" по Достоевскому, 1907). Последняя роль принадлежала к лучшим созданиям артиста. X. раскрывал искренность, человеческую одар„нность, душевную щедрость Мышкина. Отказываясь от изображения патоло-гич. черт персонажа, X. только в конце спектакля показывал, как возвращается к Мышкину, не выдержавшему тяжких потрясений, его болезнь.

Среди крупнейших работ X. роли: царь Ф„дор ("Царь Ф„дор Иоаннович" А. К. Толстого, 1914), Протасов ("Живой труп", 1911). Др. роли: Недыхляев ("Кручина" Шпажинского, 1898), Андрей Калгуев ("Новое дело" Немиро вича-Данченко, 1900), Освальд ("Привидения", 1907), Астров (1909), Гамлет (1911). X. в„л концертную деятельность, к-рая имела ярко выраженную гражданственную устремл„нность. Совм. с пианистом Е. Б. Вильбушевичем X. создал новый эстрадный жанр мелодекламации. Среди его лучших работ на эстраде - "Буревестник" Горького, "Каменщик" Брюсова, "Море" Пушкина п др. Был постоянным и активным организатором разл. благотворительных концертов и вечеров в пользу рабочих и студенч. организаций. В 1908, следуя примеру Комиссар-жевской, X. открыл "Современный т-р" (просуществовал один год), где были пост. "Варвары" (играл роль Черкуна), "Рлоун" Куприна, "Бог мести" Аша и др. X. был известен и как драматург ("На перепутье", 1908, "Госпожа "пошлость"", 1909, "Красная нить", 1911, все в Александрийском т-ре). Занимался педаго-гич. работой: в 1909-12 преподавал на Драм. курсах Риглер-Воронковой, затем открыл свои Драм. курсы (1912-14).

После Октябрьской революции продолжал работу в б. Александрийском т-ре (кроме перерыва по болезни в 1917-21). Наряду с исполнением своих старых ролей (Мышкин, царь Ф„дор и др.) выступал также в пьесах сов. драматургов:

Василий ("Виринея" Сей-фуллиной и Правду хина, 1926), Красильников ("Штиль" Билль-Белоцер-ковского, 1927), Иловайский ("Высоты" Либедин-ского, 1929). В 1929 оставил сцену.

Соч.: Близкое-далекое, М.-Л., 1962; На перепутье, СПБ[1909]; "Госпожа "пошлость"", СПБ, 1909; Красная нить, СПБ, 1911.

Лит.: Юрьев Ю. М. Записки, т. 1-2, Л. - М. 1963; Малютин Я. О. актеры моего поколения Л.-М., 1959. Юл, р

Х ОДУЛОВ, Дмитрий Ф„дорович [р. 2(15).VIII. 1912] - якут. сов. актер. Нар. арт. СССР (1958). Деп. Верх. Совета СССР 6-го созыва, деп. и член Президиума Верх. Совета ЯАССР 5-го созыва. По окончании драм. студии при Якут. муз.-драм. т-ре им. Ойунского был принят в труппу т-ра (1934) (ныне Якут. муз.-драм. т-р им. Ойунского). Начав выступать в эпизодич. ролях во время занятий в студии, X. уже в первые годы работы в т-ре (1935) сыграл одну из центр, ролей (Николая) в пьесе "Братья" Ефремова, раскрыв сложность, противоречивость и самобытность этого персонажа. Вскоре X. занял ведущее положение в коллективе. Он играл роли:

Белого шамана ("Красный шаман" Ойунского), Петра ("Любовь" Сафронова). Знание нар. жизни и занятия с рус. режиссерами обогатили молодого актера. Он создал галерею образов, отмеченных широтой диапазона, глубиной социальной и психоло-гич. характеристики, историч. достоверностью. актер ищет выразительные и рельефные приметы образа - жест, походку, мимику, ритм, манеру речи, грим. Его герои в произв. якут. совр. драматургов отличаются нац. своеобразием, демократичностью: легендарный юноша Лоокут ("Лоокут и Ньюргусун" Сметапина), первые якут. коммунисты, волевые, мужественные - Джуур ("Кузнец Кюкюр" Сивцева), Чоркин, пред. колхоза Иван ("Человек" и "Разрыв сетей" Морди-нова), бунтарь, борец за нар. счастье Манчары (о. п. Протодьяконова). В острой манере играл X. роль деспотичного Эксюкю ("Айаал" Сивцева).

Среди лучших работ X.: Платон Кречет; Сафонов ("Русские люди"), профессор Мамлок (о. п. Вольфа), Егор Булычев, Сатин, Несчастливцев; Правдин ("Недоросль"), Ляпкин-Тяпкин ("Ревизор"), Эзоп ("Лиса и виноград" Фигейреду). В 1955 X. исполнил роль Отелло, утверждая гуманистич. идеи, присущие трактовке этого образа на сов. сцене.

С 60-х гг. X. занимается режиссурой; пост. спектакли: "Сыгый Кырынастыр" Избекова (1962), "Красный шаман" Ойунского (1963). Выступает как мастер худож чтения.

Лит.: M а к с и м о в Д., С м о л я p В., Народный артист, Якутск, 1965. M. Лифш.

ХОДУРСКИЙ, Антоний Марцельевич (р. З.Х. 1903) - рус. сов. актер. Нар. арт. РСФСР (1954). Учился в 'Одесской театр. студии (педагог С. С. Це-нин). Сценич. деятельность начал в 1921 в Одесском "Т-ре революционных исканий" ("Теревиск"). Работал здесь до 1925. Играл характерные и комедийные роли. Затем работал в Саратовском (1925- 1927 и в 1930-33), Воронежском (1927-29), Пензенском (1929-30) т-рах. С 1933 - актер Центр. т-ра Сов. Армии. Здесь X. формируется в актера, создающего точные, отмеченные изящным, тонким юмором характерные образы.

Роли: граф Нурин ("Давным-давно" Гладкова), Крутицкий ("На всякого мудреца довольно простоты"); Фрегат

("Гибель эскадры"), Гремио ("Укрощение строптивой"), Го-родищев ("Мастерица варить кашу" Чернышевского), Ни-кифорэ ("Стрекоза" Бараташвили), Хабибуллин ("Душа солдата" Шатуновского), Крофтс ("Профессия миссис Уоррен" Шоу), Фирс, Гаев ("Вишневый сад"). Снимался в кино.

Лит.: Т у н к e л ь Д., Точный актер, "Театр", 1964, 2. Д. Ним.

ХОДЫРЕВ, Илья Михаилович [р. 19.VII(1.VIII). 1907] - рус. сов. театр. художник. Засл. деят. иск-в Удм. АССР (1955). Чл. Коммунистич. партии с 1949. В 1931 окончил дневной рабфак Ленингр. академии художеств. В 1931-33 учился на декоративно-конструкторском ф-те этой академии. Творч. деятельность X. в осн. протекала в т-рах Удмуртии. Был гл. художником Т-ра оперы в Ижевске (1934-36), Удм. драм. т-ра (1936-37), Ижевского рус. драм. т-ра (1937-40), 2-го драм. театра Удмуртской АССР (передвижной театр. 1941-46). С 1946 - гл. художник Театра кукол в Ижевске.

Оформил спектакли: "Евгений Онегин" (1934, Т-р оперы, Ижевск), "Хамит Усманов' Гаврилова (1941, Удм. драм. т-р), "Разбойники") (1941, Ижевский рус. драм. т-р), "Русские люди" (1942, 2-й драм. т-р Удм. АССР), "Кошкин дом" Маршака (1953), "Слон„нок" Владычипой (1965)-оба в Т-ре кукол в Ижевске и др. А. Ив.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница