Наши партнеры

Лучший поставщик игр Dragonmoney в 2024 году.
Женское Пальто Вологда.

Театральная энциклопедия
(страница 462)


ХАРАКТЕРНЫЙ АКТ‚Р (франц. caractere, от греч. ???????? - отпечаток, своеобразие) - актер, исполняющий роли, отмеченные ярко выраженным сословным, бытовым, внешним своеобразием. В 18 в. различали актеров, игравших характерные и полухарактерные (demi-caractere) роли в комедиях, мещанских драмах и мелодрамах (трагедия требовала возвышенно-отвлеч„нной, внебытовой манеры игры). Среди крупнейших русских X. а. конца 18 - нач. 19 вв.- А. М. Крутицкий, С. Н. Сандунов, А. Е. Пономар„в, А. А. Померанцева и др. Развитие реалистич. тенденций в европ. т-ре 19 в. привело к необходимости ставить любой персонаж в связь со средой, эпохой, обществ, бытом. актеры, стремясь к художеств. правде, искали во всех изображаемых ими типах черты социальной, исто-рич., бытовой характерности. М. С. Щепкин характерен в трагедийной роли Барона ("Скупой рыцарь" Пушкина), В. В. Самойлов - в роли короля Лира, Л. П. Никулина-К осицкая - в роли Катерины ("Гроза"). Во всех этих случаях характерность была не только внешней, но и внутренней: она окрашивала собой психологию персонажа, его устремления и чувства. А. Е. Мартынов в "характерной" роли Тихона ("Гроза") и П. М. Садовский в роли Любима Тор-цова ("Бедность не порок") и др. выходили за рамки этого амплуа, углубляли свою игру до трагич. звучания. Реализм, по сути дела, ликвидировал амплуа, и в этом смысле К. С. Станиславский говорил, что характерность должна присутствовать в каждом образе, в т. ч.-героя, любовника. Понятие X. а. обычно применяется в совр. т-ре лишь для того, чтобы подчеркнуть доминирующую особенность творч. индивидуальности актера. Г. Р.

ХАРАКТЕРНЫЙ ТАНЕЦ (франц. danse de caractere-танец в характере, образе; danse caracteristique - характерный танец) - вид сценического танца. Является неотъемлемой частью всей школы классического танца. В 17-18 вв. X. т. наз. танц. антре комедийных, сатирич., гротесковых, буфонных, пародийных персонажей, исполняющих нар. или жанрово-бытовые танцы. В балетах 18-нач. 19 вв. выразит. средства X. т. вводились в партии, требующие своеобразной характеристики (Арлекин, Пьеро, Крестьянин, Ремесленник, Матрос и др.). В романтич. балете 30-40-х гг. 19 в. X. т. стали называть нац. нар. танцы (сценич. варианты), к-рые вводились в балетные спектакли. К концу 19 в. выработалась академич. форма X. т., основанная на использовании высокой проф. техники классич. танца. В нач. 20 в. в России сложилась школа сценич. X. т., получившая окончат. теоретич. оформление в работах сов. хореографов и педагогов по танцу. X. т. наш„л особенно широкое применение в сов. балете, где нар. танцы сочетаются с элементами классич. танца, но при этом сохраняюг свой нац. характер. Такой X. т. называют нар.-сценич., или сценпч. нар. танцем,. См. Балет, Танец.

Лит.: Лопухов А. В.,Ширяев А. В., Бочаров А. И., Основы характерного танца, Л.- М 1939

' А. И'.

ХАРАНГОЗО (Harangozo), Дьюла (р. 19.IV. 1908)- венг. артист балета, балетмейстер. В 1925-28 учился у Э. Брада. Первая значит, партия - Губернатор ("Треуголка" де Фальи), к-рую он исполнил в 1928 в Будапештском т-ре оперы и балета, утвердила X. как ведущего танцовщика.

Среди др. партий: Торговец лошадьми ("Сцена в Чарде" Хубай), Деревянный принц (о. п. Бартокг), Старый кавалер ("Чудесный мандарин" Бартока), Йожи ("Хитрые студенты" Фаркаша), Коппелиус ("Коппелия") и др.

В 1936 впервые выступил как балетмейстер, пост. балет "Сцена в Чарде".

Среди др. пост.: "Салат" Мийо (1938), "Половецкие пляски" из оперы "Князь Игорь" (1938), "Ромео и Джульетта" на муз. Чайковского (1939), "Деревянный принц" (1939) и "Чудесный мандарин" Бартока (1945), "Хитрые студенты" Фаркаша (1949), "Платочек невесты" Кенешшеи (1951), "Коппелия" (1953); "Шехеразада" на муз. Римского-Корса-кова (1960), "Лудаш Мати" Сабо (1961) и др.

В своих пост. X. стремится раскрыть характеры действ, лиц, его иск-во отличается разнообразием хореография, при„мов, интересом к нар. темам и танцам. X. часто выступал за границей как танцовщик и постановщик. Балеты X. входят в репертуар мн. зарубежных балетных коллективов. Г. Кор.

ХАРГЕЛЬ, Яан Яанович (30.XI. 1912 - 30.1. 1966) - эст. сов. дириж„р. Засл. деят. иск-в Эст. ССР (1965). В 1938 окончил Таллинскую консерваторию. В 1930-41 работал в оркестрах Таллинского рабочего т-ра, т-ра "Эстония", Таллинского радио. С 1944 - дириж„р т-ра "Ванемуйне" (Тарту). Дирижировал мн. спектаклями, среди к-рых оперы эст. композиторов: "Огни мщения" (1945) и "Певец свободы" (1950) Каппа, "Пюхаярв" (1947), "Берег бурь" (1949), "Боевое крещение" (1958), "Женихи из Мульгпмаа" (1960), "Мари и Мих-кель" (1965) Эрнесакса, "Викинги" Аава (1955), балет "Калевипоэг" Каппа (1950) и др. В„л педаго-гич. работу в Тартуском муз. уч-ще и в Таллинской консерватории (с 1940). Эв. К.

ХАРИШЧАНДРА, Бхаратенду (1850-1885) -инд. драматург. Основоположник новой драматургии на хинди. Автор восьми пьес, среди к-рых: трагедия "Нильдеви" (1880), сатирич. комедии "Насилие религии да не будет насилием" (1873) и "Противоядие от яда - яд" (1876), драма на мифологич. сюжет "Честный Харишчандра" (1875), символич. драмы "Бедствие Индии" и "Мать-Индия" (1876) и др. X. принадлежат адаптированные переводы шести классич. санскритских пьес ("Видья-Сун-дар", "Чандравали". "Ратна-вали" и др.) и "Венецианского купца" Шекспира. Новаторство X. сказалось в отходе от канонов, предписанных классич. санскритским трактатом по драматургии "Натьяшастра" (ок. 2-4 вв. н. э.). Он изменил традиционный сюжет и характеры действующих лиц, отказался от неизменной композиции (молитва-пролог, вступительный и заключительный монологи первого актера, благополучный конец и др.). X. явился реформатором в области языка: наряду со стихами он вводил в свои пьесы прозаич. текст, написанный на совр. лит. яз. хинди. X. писал сатирич. пьесы, обличающие ханжеский, лицемерный мир святош и лжепророков, разоблачал колонизаторов, ввергнувших его народ в нищету и бесправие. Остро социальные пьесы X. положили начало прогрессивному направлению в инд. драматургии.

X. участвовал в создании любительских театр. коллективов в Бенаресе ("Бхаратенду натак мандали" и "Банарас катак мандали") и Аллахабаде ("Рамлила натак мандали"), противостоящих коммерч. т-рам компаний парсов. Просветит, целям служила публи-цистич. деятельность X. (основал ежемесячник "Журнал Харншчандры", где с 1873 печатались дра-матургич. произведения, и журн. "Женское образование"). Автор теоретич. труда "Драма".

Лит.: Драматургия и театр Индии. Сб. статей, М., 1961;

П о т а б е н к о С. И., Драматургия хинди в борьбе за свободу и независимость Индии, М., 1962; Вишневская Н.А., Индийская одноактная драма, М., 1964. Св. П.

ХАРЛАМОВ, Алексей Петрович (1876-1934)- рус. сов. актер, засл. арт. УССР. Окончил Моск. 'филармоническое театр. уч-ще в 1898. Был сразу же принят в *Моск. Художеств, т-р, где работал в 1898- 1903. Играл Ваську Пепла в спектакле "На дне" (первый исполнитель) и Петра в "Мещанах". С 1904 работал в крупных театр. городах: Риге, Киеве, Новочеркасске, Ростове, Харькове, Одессе, где играл ведущие роли: Незнамов; Глуховцев ("Дни нашей жизни" Андреева), Роберт ("Честь" Зудермана), Освальд, Гамлет. X. обладал пытливым умом, ярким темпераментом, красивым голосом. Работая в т-рах разных городов, он стремился утверждать принципы Станиславского и Немировича-Данченко. X. играл разнохарактерные роли, но наиболее значительными были роли с глубоким психологич. содержанием. В 1914 он переехал в Одессу, где работал с перерывами до 1930-х гг.

Среди лучших ролей: Керженцев, Савва и Тот ("Мысль", "Савва", и "Тот, кто получает пощ„чины" Андреева), Иоган-нес ("Одинокие" Гауптмана), Раскольников ("Преступление и наказание" по Достоевскому), Карандышев ("Бесприданница").

Последние годы жизни в связи с болезнью ушел из т-ра и занимался педагогич. работой.

ХАРЛАМОВА, Валентина Борисовна [р. 23.11 (8.III). 1911] - рус. сов. актриса. Нар. арт. СССР (1959)'. Деп. Верх. Совета Казах. ССР 4-го и 6-го созывов. Сценич. деят. начала в 1933. Работала в театрах городов Йошкар-Олы (Марийская АССР), Мурома. С 1937 - в Алма-Атинском рус. т-ре.

Роли: Эсмеральда ("Собор Парижской богоматери" по Гюго), Евгения Гранде (по о. п. Бальзака), Варя ("Парень из нашего города"), Надежда ("Варвары"), Лиза ("Победители" Чир-скова), Даша ("Хождение по мукам" по А. Н. Толстому), Лариса ("Бесприданница"), Анна Петровна ("Платонов" Чехова), Любовь Яровая; Хлебникова, Линда ("Персональное дело", "Гостиница "Астория"" Штейна), Фи-лумена Мартурано (о. п. Де Фипиппо), Полина ("Фальшивая монета" Горького), Софья ("Зыковы"), Забродина ("Ленинградский проспект" Штока), Го-дерилья ("Король Лир"), Раневская ("Вишн„вый сад"), Жустайлок ("Ночные раскаты" Ауэзова) и др. М. Лифт.

ХАРТОГ (Hartog), Ян де (р. 22.IV.1914) - голл. писатель, драматург. Написал пьесы: "Туман" 1940), "Дьявол и барышня Порядочность", "Мельница 6" (обе в 1941), "Шкипер воли божьей" (1947), ;Почтовая карета" (1950), "Кровать с балдахином", Ковчег" (обе в 1951), "Гибель "Свободы11", "Смерть рысы" (обе в 1956) и др. С 1943 жив„т в Англии.

Вл. О.

ХАРЧЕНКО, Василий Иванович (р. 14.1.1910)- кр. сов. режиссер, актер. Нар. арт. УССР (1954). Чл. оммунистич. партии с 1940. В 1933 окончил Киев-;кий муз.-драм. ин-т им. Н. Лысенко. В 1933-47 - режиссер и актер Т-ра им. М. К. Заньковецкой. В 1947-52-худ. рук. Львовского ТЮЗа. В 1952-56главный режиссер Львовского т-ра оперы и балета. Спектакли, пост. X., характеризуются точностью раскрытия замысла и стиля автора, яркой театральностью.

1957-гл. реж. Киевской музкомедии. С 1956 вед„т педагогич. работу.

Среди пост.: "Отелло"; "Свадьба Свички" Кочерги, "Путь на Украину" Левады, "Ваграмова ночь" Первомайского, "Уриэль Акоста" Гуцкова, "Гайдамаки" но Шевченко- в Т-ре им. Заньковецкой; "Непокор„нная полтавчанка" Лубенского, "Семья" Попова - в Львовском ТЮЗе;

"Тихий Дон"; "Таня" Крейтнера, "Молодая гвардия" Мей-туса - в Львовском т-ре оперы и балета.

Среди ролей: Тур ("Богдан Хмельницкий" Корнейчука), Хламушка ("Пойд„шь - не верн„шься" Кочерги), Руднев ("Люди с чистой совестью" Вершигоры), Петр ("Чудесный сплав" Киршона) и др.

Автор пьес и инсценировок: "Бессмертные" (1946), "Гайдамаки" по Шевченко (1964), "Сильнее смерти" (1945). Л. Б.

ХАРЬКОВ - областной центр УССР (ок. 1092 тыс. жит. на 1966). Один из старейших театр. городов Сов. Союза. Первое театр. представление в городе состоялось в 1780; наряду с любителями, в н„м участвовала группа танцовщиков во главе с "отставным с.-петербургского театра дансером Иваницким" [Квитка (Основья-н е н к о) Г. Ф., История театра в Харькове]. С 1791 в X. начала показывать спектакли труппа под рук. Д. Москви-ч„ва. Демократии, направленность репертуара труппы (ставились гл. обр. сатирич. комедии, мещанские драмы и комич. оперы рус. авторов) вызывала недовольство верхушки дворянского общества. В 1793 Москвич„в был отстран„н от руководства т-ром. В 1795 т-р в X. возглавил бывший актер петерб. имп. т-ра Т. В. Константинов. Большое значение в жизни харьковского т-ра имела деятельность антрепрен„ров И. Ф. Штейна и особенно Л. Ю. Млотковского. В 1841 Млотковский построил в X. новое театр. здание. При Штейне и Млотковском в X. работали актеры М. С. Щепкин,. К. Т. Соленик, Н. X. Рыбаков, Л. И. Млотковская и др. В 1819 силами харьковской труппы во главе с М. С. Щепкиным в Полтаве была пост. "Наталка Полтавка" Котлярев-ского. Этот спектакль положил начало укр. проф. т-ру. В 20-30-е гг. 19 в. в Харькове работала смешанная рус.-укр. труппа. Во 2-й пол. 19 в. антрепризу в X. держал Н. Н. Дюков. В это время здесь играла рус. труппа, гастролировали крупнейшие актеры: рус. (М. Н. Ермолова, В. Ф. Комиссаржевская), укр. (М. К. Заньковецкая, М. Л. Кро-пивницкий, Н. К. Садовский, П. К. Саксаганский), иностр. (Э. Дузе, Сара Бернар, Э. Росси). В 10-х гг. 20 в. расцвет харьковского т-ра связан с именем актера, режиссера и антрепрен„ра Н. Н. Синельникова. Стремясь ориентироваться в своей работе на демократич. аудиторию, он, помимо обычного "ходового" репертуара, ставил произв. классич. драматургии, пьесы совр. прогрессивных драматургов (Горький, Чехов). Синельников создал в X. сильную труппу, в не„ входили такие актеры, как С. Л. Кузнецов, В. М. Петипа, М. М. Тарханов и др. В 1874 в X. был основан оперный т-р. На его сцене выступали: Э. К. Павловская, Е. П. Кад-мина, Ю. С. Кипоренко-Даманский, М. И. Литвипенко-Вольгемут, И. С. Паторжинский.

После Октябрьской революции театр. жизнь в городе развивалась особенно интенсивно. Уже в первые годы Сов. власти в X. был создан ряд новых рус. и укр. театр. коллективов. Среди них: 1-й Советский т-р (1919), 1-й Гос. укр. т-р им. Шевченко (1920), Героич. т-р (1921), Т-р революционной сатиры (1921), Краснозаводский т-р (1922). Продолжал свою деятельность и т-р под рук. Синельникова. В 1923 в X. начал работать Т-р им. Франко под рук. Г. П. Юры, в 1926 этот т-р был перевед„н в Киев, а на его место приглаш„н из Киева т-р "Березиль", руководимый Л. Курбасом. Впоследствии на базе этом т-ра "Березиль" возник Укр. драм. т-р им. Шевченко; в т-ре сформировались дарования впоследствии крупнейших режиссеров и актеров - М. М. Крушельницкого, А. И. Сердюка, Д. И. Антоновича-Будько, Е. В. Бондаренко, П. В. Куманченко и др.

В X. работают (1966): Укр. драматический т-р им.Шевченко (1934), Русский драматический т-р им. Пушкина (1933), Т-р оперы и балета им. Лысенко (1925), Т-р музкомедии (1929), Т-р юного зрителя, Областной т-р кукол им. Крупской (1932), ряд нар. т-ров. Имеются филармония, цирк, Ин-т иск-в с театр. отделением (ф-ты актерский и режиссерский).

Лит.: Квитка (Основьяненко) Г. Ф., История театра п Харькове, Соч., т. 4, X., 1890; Плетнев А.,У истоков Харьковского театра (1780-1961),X., 1960; Черняев Н., Харьковский иллюстрир. театральный альманах, X., 1900;

К л и н ч и н А. П., Л. И. Млотковська, К., 1958; его же, Н. X. Рыбаков, М., 1952. Ар. Я.

ХАРЬКОВСКИЙ РУССКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ А. С. ПУШКИНА - рус. сов. театр. Открылся 17 нояб. 1933 спектаклем "Ревизор". Т-р возглавляли: Н. В. Петров (1933-36), А. Г. Крамов (1936-51). Значит, роль в становлении коллектива сыграл известный театр. деятель Н. Н. Синельников (1933-37). Эти режиссеры принесли в т-р высокую проф. культуру, уважение к реалистич. традициям рус. сценич. иск-ва. В состав труппы вошли: Л. Н. Колобов, С. Т. Строева-Сокольская, К. Н. Вертышев, Н. Н. Васильев, А. И. Зра-жевский, А. Н. Парамонова, С. И. Милич, А. Н. Медведева, Л. А. Скопина, А. П. Воронович, Д. В. Зер-калова, Я. Г. Азимов, позднее - В. В. Золотар„в, II. С. Любич, А. М. Волин, К. А. Суковская, В. М. Венцковский, В. М. Аристов, Н. В. Тамаро-ва, В. Ф. Матов, В. Н. Северов, А. А. Линецкая, П. А. Осокин и др.

В 1939 т-ру присвоено имя А. С. Пушкина. Творч. работа т-ра с первого же сезона была направлена на создание цельного, сплоч„нного коллектива, с ч„ткой художеств. программой. Центр, место в репертуаре т-ра заняла сов. драматургия, отражающая актуальные проблемы современности. Среди лучших спектаклей: "Интервенция" Славина (1933), "Чапаев" Фурмановой и Лунина (1934), "Слава" Гусева (1936), "Беспокойная старость" (1937), "Оптимистическая трагедия" (1938).

В годы Отечеств, войны т-р работал в Улан-Удэ, Хабаровске, Иркутске. Пост. патриотич. спектакли о героич. борьбе сов. народа: "Русские люди" (1942), "Жди меня" (1943) Симонова, "Фронт" (1943), "Нашествие" (1944).

Среди значит, работ т-ра в последующие годы:

"За тех, кто в море!" Лаврен„ва (1946), "Доблесть народная" Аристова (1947), "Московский характер" Софронова (1948), "Русский вопрос" (1946); "Дорогой бессмертия" Товстоногова и Брагина (1953), "Мать своих детей" Афиногенова (1955), "Коллеги" Акс„нова (1962), "Палата" Ал„шина (1962), "Рассудите нас, люди" Андреева (1963), "Поднятая целина" по Шолохову, "Карьера Артура Уи" Брехта (оба в 1964).

Особое место в репертуаре т-ра заняли пьесы о жизни В. И. Ленина: "Человек с ружь„м" (1933), "Кремл„вские куранты" (1940); в этих спектаклях образ В. И. Ленина создал А. Г. Крамов. В 1949 пост. спектакль "Семья" Попова, в 1966 - "Шестое июля" Шатрова.

На протяжении своей истории т-р всегда был активным пропагандистом отечеств, классики. На его сцене пост.: "Егор Булычев и другие" (1933), "Враги" (1938), "На дне" (1941), "Мещане" (1948), "Варвары" (1951), "Зыковы" (1960), "Горе от ума" (1934), "Таланты и поклонники" (1934), "Без вины виноватые" (1935), "На всякого мудреца довольно простоты" (1937), "Бесприданница" (1947); "Анна Каренина" (1938), "Воскресение" (1949) по Толстому, "Плоды просвещения" (1958) и др. Ставятся также спектакли зарубежной классич. и совр. драматургии.

В 1933 при т-ре создана драм. студия.

В труппе т-ра (1966): нар. арт. УССР А. М. Волин, Н. В. Тамарова, И. С. Любич; засл. арт. РСФСР Н. И. Подовалова; засл. арт. УССР В. А. Аврашов, П. П. Антонов, К. П. Гайжевская, Ю. П. Жбаков; актеры Б. Е. Березовский, М. В. Коломийский, Е. В. Лысенко, А. И. Москаленко, В. Д. Розен, Н. П. Скоркина, А. В. Столярова, В. М. Сухарева, Б. М. Табаровский, В. М. Шаповалов, Н. Д. Шеремет. Гл. реж. т-ра (с 1964) - В. И. Ненашев. Р. Б.

ХАРЬКОВСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ Т. Г. ШЕВЧЕНКО - см. Украинский драматический театр имени Т. Г. Шевченко.

ХАРЬКОВСКИЙ ТЕАТР МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМЕДИИ (Харьковский государстве н-н ы и украинский театр музыкальной комедии) - старейший на Украине т-р оперетты. Создан в 1929. Первые спектакли т-ра - "Орфей в аду" Оффенбаха, "Запорожец за Дунаем";

"Цыганский барон" И. Штрауса - носили экспериментальный характер. Т-р возглавили: Б. А. Балабан, затем М. В. Авах (гл. режиссер), Д. И. Козачковский (режиссер), Б. С. Крыжановский (гл. дириж„р), В. К. Верховинец (гл. балетмейстер). В составе т-ра были артисты: В. П. Новинская, Н. И. Попова, Л. Г. Ивашутич, Н. П. Иванов, К. И. Передерников, С. П. Макарченко. С 1936 т-р становится творческой лабораторией укр. оперетты. Здесь были пост.: "Со-рочинская ярмарка", "Майская ночь" (1936), "Свадьба в Малиновке" ("Назар Забара", 1937) Рябова, "Амурский гость" Клебанова и Нахабина (1938), "Пали-вода" Жданова (1939), "В новогоднюю ночь" Бенца (1941). В годы Отечеств, войны т-р работал в Узбекистане. В 1945 вернулся в Харьков. Пост.: "Из-за горы каменной" Крыжановского (1947), "Мария" Заславского (1947), "Вольный ветер" Дунаевского (1948), "Свадьба в Малиновке" (1949), "Красная калина" (1954) Рябова, "Зв„здные ночи" Бенца (1957), "Пальмовый остров" Финаровского (1960), "На рассвете" Сандлера (1965).В т-ре работали режиссеры: М. В. Авах, Я. И. Бортник, М. А. Луковецкий, II. С. Радомыж-ский, засл. деят. иск-в Латв. ССР Б. Г. Рощин; дириж„р - засл. арт. УССР С. И. Солящанский; худ. - Н. И. Соболь, М. И. Панадиади; солисты - нар. арт. УССР Д. Д. Пономаренко, засл. арт. УССР и Узб. ССР Р. И. Уманская; 3. И. Мизиненко, засл. арт. УССР Н. П. Иванов и др. В труппе т-ра (1966): гл. дириж„р Б. В. Чебоксаров, гл. режиссер А. И. Синявский, гл. худ. С. И. Иоффе; солисты - нар. арт. Узб. ССР Л. Г. Ивашутич, засл. арт. УССР К. И. Передерников, Н. И. Попова; арт.- М. И. Свирская, Д. П. Шадурская, Л. Д. Романенко, Е. И. Холодов, М. И. Хорольская, Ю. Н. Бурых и др. Ю. С.

ХАРЬКОВСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА- см. Украинский театр оперы и балета имени Н. В. Лысенко. '

ХАРЬКОВСКИЙ ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ- см. Львовский театр юного зрителя имени М. Горького.

ХАСАНОВА, Таджихон (р. 25.VI.1916) - узб. сов. актриса. Нар. арт. Кирг. ССР (1940). Деп. Верх. Совета Кирг. ССР 2-4-го созывов. С 1929 - актриса Ошского узб. т-ра им. Кирова.

Роли: Лолахон, Джамиля (о. п. и "Бай и батрак" Хамзы), Дильбар, Гюльсара ("Два коммуниста" и о. п. Яшена), Ширин ("Фархад и Ширин" Хуршида), Халима (о. п. Зафари), Адолат (о. п. Акрамова), принцесса Турандот (о. п. Гоцци), Агафья Тихоновна ("Женитьба"), Дунька ("Любовь Яровая"), Зулейха ("Аджал ордуна" Турусбекова), Гюльчохра ("Аршин мал алан" Гаджибекова) и др. . А. Ив.

ХАСКГЛЛ (Haskell), Арнолд Лайонел (р. 19.VII. 1903) - англ. балетный критик, историк балета, педагог. Окончив Кембриджский ун-т, в 1928-33 работал балетным критиком в газете "Дейли телеграф". В 1930 основал в Лондоне совм. с Ф. Дж. С.

Ричардсоном балетное "Об-во Камарго" и руководил "Балетным клубом" (1930). Содействовал организации балетной школы при труппе "Сэдлерс-Уэллс" (ныне Школа королевского балета; с 1946 - директор). X.вице-президент Королевской академии танца. В 1947-64 возглавлял издания Балетного ежегодника. Регулярно печатает крнтич. статьи в газетах и балетных журналах. Опубликовал ряд статей о сов. балете.

Соч.: Some studies in ballet, L., 1928; Vera Trefilova:

a study in classicism, L., 1928; Anton Dolin. The "First chapter", L., 1929; Tamara Karsavina, L., 193U; Ballet in England, L., 1932; Our dancers, L., [1932]: Balletomania. The story of an obsession, L., 1934; Diaghileff, L., 1935; The balletomane's scrap book, L., 1936; Prelude to ballet, L., 1936;

Dancing round the world, L., 1937; Ballet, L-, 1938 (неоднократно переиздавался); Ballet panorama, L., 1938; Balletomanes album, L., 1939; Ballette Poland, L., 1940; National ballet. L., 1943; The making of a dancer, L., 1946; In his true center, L., 1951; A picture history of ballet, L., 1954;

The stor v of the dance, L" I960; The Russian genius in ballet, L., '1963. E. C.

ХАСРЕЙТЕР (Ha?reiter), Йозеф (1845 - ум. после 1930) - нем. артист балета и балетмейстер. В 1870- 1919 - солист балета Венской оперы (с 1918-Венская гос. опера), балетмейстер, в течение ряда лет - главный балетмейстер и управляющий танц. школой. Работал с художником Ф. Гаулем, либреттистом Г. Ре-гелем и др. Деятельность X. способствовала развитию хореографич. иск-ва Австрии.

Пост.: "Фея кукол" (1888), "Студенческая любовь" (1894) и "Маленький мир" (1904) Байера, "Вокруг Вены" (1894) на муз. И. Штрауса, "Остров сирен" (1892), "Свадьба в парикмахерской" (1894) и "Красный башмачок" (1898) Р. Мадера, "Золотой сказочный мир" Берте (по сказкам бр. Гримм, 1893), "Жемчужина Иберии" Хельмесбергера-млад-шего (1902, совм. с И. Сирени), "Суд Париса" Скофица (1908), "Фавн и Нимфа" Клейна (1917) и др. Был известен также как автор самоучителей старинных танцев.

Соч.: Sir Rog'er, Lancier zum Selbstunterricht, W., 1895;

Die Quadrille a la Cour, oder Les Lanciers, W., 1895.

Лит.: Худеков С. H., История танцев, ч. 3, П., 1915, с. 368-76. Г. Ш.

ХАУК (Hauch), Йоханнес Карстен (12. V. 1790 - 4. III. 1872) - дат. драматург. Представлял умеренное крыло дат. романтич. школы. Пытался сочетать приверженность принципам национально-историч. трагедии А. Эленшлегера с влиянием нем. романтиков. В трагедиях "Баязет" (1828), "Тпбериус" (1828, Королевский т-р), "Грегориус VII" (1829) X. ставит проблему взаимосвязи личности п истории, но решает ее с отвлеч„нно-академич. риторичностью. Более успешно эта тема решена в драмах из древнесканди-навской истории - "Свен Грате" (1841, Королевский т-р), "Маршал Стиг" (1850, там же). Популярностью пользовалась "драматическая сказка" - "Сестры из Киннекюлле" (1841, пост. там же в 1849), осн. на фольклорных мотивах.

Соч.: Drammatiske vaerker, dl 1-3, Kbh., 1852-59;

Udvalgte skrifter, bd 1-3, Kbh.. 1926-29.

Лит.: G a 1 s t e r K., Carsten Hauchs Manddom og Alderdom, [bd 1-2], Kolding, 1930-35. Вл. М.

XAXAHOB, Дудар Соломонович (р. 4.VII. 1921)- осетинский сов. композитор, педагог. Засл. деят. иск-в С.-О. АССР (1960), засл. деят. иск-в Груз.ССР (1957). Чл. Коммуннстпч. партии с 1942. В 1952 окончил Тбилисскую консерваторию (класс композиции II. II. Туския), в 1961аспирантуру. В 1937-40 работал в Юго-Осетинском т-ре (Цхпнвали) н Грузинском ТЮЗе (Тбилиси).

С 1943 ведет педагогич. работу.

Автор оперетт: "Хандзериффа" (1948, Юго-Осет. т-р), "Вольная борьба" (1961, Сев.-Осет. т-р, Орджоникидзе), "Хамат и Зарина" (1964, там же); балетов: "Ацамаз и Агунда" (1965, Хореографич. уч-ще, Орджоникидзе), "Хетаг" (соч. 1963); музыки к драм. спектаклям.

Лит.: Музыкальная культура автономных республик РСФСР, М., 1957. А. Ив.

ХАЧАНЯН, Амбарцум Мисакович fl (13). II. 1894 - 30. VI. 1944] - арм. сов. актер. Засл. арт. Арм. ССР (1935). Один из основоположников Т-ра им. Сундукяна (1922). В 1933-36 был актером Ереванского рабочего т-ра им. Горького. X.- популярный комедийный актер арм. т-ра и кино. Яркие комедийные образы X. носили народный характер. Его игра была окрашена мудрым, оптимистич. юмором, отличалась простотой и естественностью выразительных средств, виртуозной л„гкостью и ч„ткостью.

Лучшие роли: Сганарель ("Дон Жуан"), Дядя Багдасар, (о. п. Пароняна), Пикалов ("Любовь Яровая"), Раснлюев ("Свадьба Кречинского"); Счастливцев; Гзпр ("На заре" Гулакяна), Поп ("Капутан" Демирчяна), Фальстаф ("Виндзорские проказницы"); Абисогом ara ("Высокочтимые попрошайки" Пароняна), Первый могильщик ("Гамлет) и др.

С 1925 снимался в кино ("Намус", "Шор и Шоршор", "Храбрый Назар" и др.). /;. д.

ХАЧАТРЯН, Тушик Константиновна [р. 11(24). VIII. 1905] - арм. сов. артистка оперы (лирико-коло-ратурное сопрано). Нар. арт. Арм. ССР (1956). Чл. Коммунистич. партии с 1949. Окончила Ереванскую консерваторию (1933, класс Н. Г. Кардян). В 1932-58 - солистка Т-ра оперы и балета им. А. Спендиарова.

Партии: Антонида ("Иван Сусанин"), Марфа; Маргарита ("Фауст"), Джильда; Ануш (о. п. Тиграняна), Маро ("Даиси" Палиашвили) и др. / p

ХАЧАТУРОВ, Николай Григорьевич [р. 14 (27).VI. 1907] - рус. сов. актер. Нар. арт. Узб. ССР (1966). Окончил театр. студию при Узсовпрофе (1930). Сце-нич. деятельность начал в Ташкентском т-ре юного зрителя (1935-36). С 1938 - в Рус. драм. т-ре им. Горького (Ташкент). X. - характерный актер, созда„т острые по рисунку, разработанные до мельчайших деталей сценич. образы.

Роли: Рахим ("Заря Востока" Сафарова), Дулитл ("Пигмалион" Шоу), Епиходов ("Вишн„вый сад"), Мурзавецкий ("Волки и овцы"), Бен Акиба ("Урнэль Акоста" Гуцкова), Барон ("На дне"), Мулладост ("Проделки Майсары" Хамзы), Доменико Сориано ("Филумепа Мартурано" Де Филиппо), Шварц ("Потерянный сын" Арбузова), Колумб ("Ромео, мой сосед" Гаджиева), Полоний ("Гамлет ), Порфирий ("Метель" Леонова), Консул ("Украли консула" Мдивани), Дорн ("Чайка") п др. ? д

ХАЧАТУРЯН, Арам Ильич [р. 24,V(6.VI). 1903]- арм. п pvc. сов. композитор и общественный деятель. Нар. арт. СССР (1954), нар. арт. РСФСР (1947), Арм. ССР (1955) и Груз. ССР (1963). Член Коммунистич. партии с 1943. Депутат Верх. Совета СССР 5-го созыва. Учился композиции у М. Ф. Гнесина (Муз. техникум им. Гнесиных, Москва), затем у Н. Я. Мясковского в Моск. консерватории, к-рую окончил в 1934. Творчество X. органически связано с муз. фольклором Закавказья, в особенности Армении, и обогащено мн. достижениями проф. муз. культуры 20 в. Автор многочисленных сим-фонич. и камерно-инструментальных произв., X. писал также для т-ра.

Первый балет X. "Счастье" (1939, Т-р оперы п балета им. Спендиарова, Ереван) стал основой для балета "Гаянэ" (1942, Ленингр. т-р оперы и балета им. Кирова, на сцене Пермского т-ра оперы и балета;

2-я ред. 1952, Т-р оперы и балета им. Кирова; 3-я ред. 1957, Большой т-р). Яркая эмоциональность, красочность, жанровая характерность музыки способствовали популярности этого произв. На основе "Гаянэ" X. написал 3 симф. сюиты. Балет X. "Спартак)) (1956, Т-р оперы и балета им. Кирова) - хореографич, драма, исполненная романтич. силы п герои-ко-трагич. пафоса. Это -монументальная живописная фреска с грандиозными массовыми сценами. Музыка балета отличается экспрессивностью и широтой симф. развития. На материале балета X. создал 3 симф. сюиты. X.- автор музыки к драм. спектаклям, среди к-рых особую популярность завоевала психологически насыщенная, красочная музыка к спектаклю "Маскарад" (1941, Т-р им. Вахтангова, Москва).

Среди др. спектаклей: "Разор„нный очаг" и "Хатабала" Сундукяна, "Восточный дантист" Пароняна (все - в 1929-32, Драматич. студия при Доме культуры Арм. ССР, Москва), "Макбет" (1933, Т-р им. Сундукяна, Ереван), "Валенсианская вдова" Лопе де Вега (1940, Моск. т-р им. Ленинского комсомола), "Кремл„вские куранты" (1942, МХАТ); "Глубокая разведка" Крона (1943, МХАТ), "Макбет" 1955, Малый т-р, Москва), "Король Лир" (1958, Т-р им. Моссовета) и др. X.- автор музыки к фильмам.

С 1952 - профессор Моск. консерватории и Муз.-педагогич. ин-та им. Гнесиных. Доктор искусствоведения. Ленинская пр. (1959, за балет "Спартак") и Гос. пр. СССР (1941, 1943, 1946, 1950). Чл. Академии наук Арм. ССР (1963) и поч„тный чл. Итал. академии "Санта-Чечилия" (1960). Чл.-корр. Академии иск-в ГДР. Поч„тный профессор Мексиканской консерватории.

Лит.: Шнеерсон Г., Арам Хачатурян, М., 1958;

Тигранов Г., Балеты А. Хачатуряна, М., 1960; Х у-б о в Г., Арам Хачатурян, М., 1 962; Шостакович Д., Яркий талант, "Сов. музыка", 1959, ј 6. В. Делъ.

ХАЧАТУРЯН (Хачатуров), Сурен Ильич [30.111(11.IV). 1889-5.VII.1934]-сов. театр. деятель, режиссер. В 1916 окончил историко-филологич. ф-т Моск. ун-та. С 1910 работал в МХТ. В 1913 вош„л в организационную группу Первой студии МХТ. После реорганизации студии в т-р (МХАТ 2-й) X. был зав. постановочной частью т-ра. Одновременно работал режиссером в Моск. детском т-ре, в белорус. т-ре в Витебске, в Ленинаканском т-ре им. Мравяна. Участвовал в организации драматич. студий в Москве (белорус., евр., укр., груз.). Основатель и худ. рук. Моск. арм. драм. студии (1918-22). Пост. спектакли: "Пиноккио" по Коллоди (совм. с А. Д. Диким), "Гайавата" Огнева, "Работник Балда" по Пушкину в Моск. детском т-ре. Был одним из постановщиков спектакля "Двенадцатая ночь" в МХАТе 2-м и др.

Б. А.

ХАЧИКЯН, Евгения Сергеевна [р. 3(16).IL1915] -арм. сов. артистка оперы (лирико-драматич. сопрано). Нар. арт. Арм. ССР (1961). Окончила Тбилисскую консерваторию (1936, класс Л. А. Михальской). С 1938 - солистка Т-ра оперы и балета им. А. Спен-диарова (Ереван).

Партии: Аида; Леонора ("Трубадур"), Валентина ("Гугеноты"), Тоска, Чио-Чио-сан; Наташа ("Русалка"), Маша ("Дубровский" Направника), Лиза, Тамара; Аревик ("Лу-сабацин" Степаняна), Сусанна ("Намус" Ходжа-Эйнатова), Шушан ("Давид-бек" Тиграняна), Елена Николаевна ("Молодая гвардия" Мейтуса) и др. - /f. Г.

ХАШД‚У (Hasdeu), Богдан Петричейку (16.11. 1838-25.VIII.1907) - рум. писатель, драматург, уч„ный. В 1867 в Национальном т-ре в Бухаресте была пост. его первая пьеса "Рэзван-Воевода" (позднее получила назв. "Рэзван и Видра"), в к-рой впервые в румынской драматургии героем пьесы был народ. Пьеса написана с большой трагич. силой и искренним лиризмом. В ней использовано богатство нар. фольклора (пословицы, песни и др.). Эта драма в стихах выражает патриотич. тенденции. Автор осуждает социальное порабощение и расовые предрассудки. Пьеса щироко ставилась в т-рах страны и сохраняется в репертуаре т-ров СРР. В одноактной комедии "Три волхва" X. высмеивает тех, кто засоряет рум. язык неологизмами и латинизмами. Автор исследований в области лингвистики, филологии. В 1879 был избран генеральным секретар„м Рум. академии наук, в 1883 - член Петербургской академии наук.

Соч.: Razvan-voda, Buc., 1867; Избранное, пер. с молд., Кишин„в, 1957.

Лит.: Istoria literaturii romane, v. 2, Вис., 1955, р. 54- 73; Романенко Н., Б. П. Хашдеу, Кишин„в, 1959. Е. Л.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница