Наши партнеры

https://dragonmoney104.online

Театральная энциклопедия
(страница 461)


ХАЛЬМЕ (Halme), Карле Алберт (4.XII.1864- 20.IX.1946) - фин. актер, драматург и театр. деятель. В 1888 - актер Финского т-ра в Хельсинки, в 1901 играла Шведском т-ре, в 1903-04 и в 1912 - 13 - в Провинциальном т-ре Выборга. Был основателем и директором двух ведущих т-ров Финляндии - Таммерфорсского т-ра (1904-05) и Народной сцены в Хельсинки (1907-11). В 1915-20 возглавлял собственный гастрольный т-р. Известен как выдающийся исполнитель ролей героич. репертуара: Куллерво (о. п. Эркко), Даниэль Хьюрт (о. п. Векселля), Отелло, король Лир и др. Автор более 40 пьес. Среди них: "В тисках" (1900), "Надломленные" (1903), "Безземельные" (1909), "Аристократы полей" (1911-12), "Глухомань", "Аттила", "Ерна"" "Небо". Х.-автсУр воспоминаний (1928). С. Л.

ХАЛЬСТР‚М (Hallstrom), Ивар Кристиан (5.VI. 1826-11.IV.1901) - швед. композитор. Автор первой оперы на нац. сюжет -"Плен„нная горным духом" (1874, Стокгольмская Королевская опера). В своих произв. X. опирался на нар. творчество.

Др. соч.; оперы -"Викинги" (1877), "Пер-свинопас" (1887), "Дочь Гренады" (1892), "Маленькая Карин" (1897) и др.; оперетты-"Герцог Магнус и русалка" (1867), "Волк мельника" (1871), "Серебряное кольцо" (1880), "Аристотель"-(1886), "Дьявольские струны" (1900) и др. (все пост. в Стокгольмской Королевской опере); балеты, вокальные и фп. произведения. Вл. О.

ХАЛЮТИНА, Софья Васильевна [10(22).1.1875- 10. III. 1960] - рус. сов. актриса, педагог. Нар. арт. РСФСР (1948). X.- ученица В. И. Немировича-Данченко по муз.-драм. уч-щу Моск. филармонич. об-ва. С 1898 -актриса МХТ.

Лучшие роли: Эйлиф ("Доктор Штокман" Ибсена), Анютка ("Власть тьмы"), Олаф'("Столпы общества" Ибсена), Ду-няша и Шарлотта ("Вишн„вый сад"), Тильтиль ("Синяя птица" Метерлинка), Сонка ("Анатэма" Л. Андреева), Озе ("Пер Гюнт" Ибсена), Амалия ("Страх"), Миссис Уордль ("Пикквикский клуб" по о. п. Диккенса), Горностаева ("Любовь Яровая"), Графиня-бабушка ("Горе от ума") и др.

Творчество актрисы отличалось ч„ткостью формы, точностью внешнего рисунка. Она создавала сценич. образы, исполненные тонкой психологич. правды. В 1909-14 руководила драм. курсами (Школа С. В. Халютиной). Как театр. педагог работала в разл. студиях- и школах. В 1921 организовала Т-р им. Блока, просуществовавший один сезон.

Лит.: Соболев Ю., Халютина, "Зрелище", 1923, ј 62, с. 32. С. Г.

ХАМЕРИК (Hamerik) (наст. фам.- Х а м м е-р и х; Hammerich), Асгер (8.IV. 1843 - 13.VII. 1923) - дат. композитор. Музыке учился у Н. Гаде л И. Гартмана в Копенгагене, у X. Бюлова в Берлине, у Г. Берлиоза в Париже. Автор симф. произв. и опер, среди к-рых: "Маленькая Тове" (на собств. текст, 1865, зал "Плейель", Париж), "Вендетта" (1870, Милан), "Путешественник" (1871, Венская государственная опера).

Сын Х.-Эббе (5.ТХ.1898-15.VIII.1951) - дат. композитор, дириж„р. Автор опер: "Степан" (1924, Майнц), "Леонардо да Винчи" (1939, Антверпен), "Мария Груббе" (1939, Копенгаген), "Попутчик" (1946, Копенгаген) и др.; балета "Диот чсия" (1927, Антверпен) и др.

XAM3A, Хаким-заде Ниязи [22.11(6.111). 1889- 18.III.1929] - узб. сов. поэт, драматург, театр. деятель, композитор, актер. Основоположник нац. проф. драматургии и т-ра. Нар. поэт Узб. ССР (1926). В 1914-17 написал пьесы - "Отравленная жизнь", "Фируза Ханум", "Польза науки", "Проделки Норму хамеда домуллы", "Мухтарият, или Автономия", и начал работу над трилогией "Трагедия мобилизованных". Из этих пьес полностью сохранилась только первая, опубликованная в 1916. В эти годы X. стоял на просветительских позициях. Он боролся против феод. и религиозного гн„та, отстаивал идеи просвещения народа, равноправие женщин. В 1915 организовал в Коканде полупроф. театр. труппу, к-рая ставила пьесы X. и азерб. драматургов.

Приняв Октябрьскую революцию, X. посвятил сво„ творчество служению идеям Коммунистич. партии. В годы гражд. войны он создал сво„ лучшее произведение - драму "Бай и батрак" (1918), в к-рой показан путь узб. трудящихся к революции, рост их самосознания. Драма была пост. почти всеми узб. театральными коллективами. (В 1939 утерянный текст пьесы был восстановлен и обработан К. Яшеном и в том же году пост. на сцене Т.-ра им. Хамзы; реж. Ба-баджанов, Гафур - Хидоятов, Джамиля - Ишанту-раева).

В 1917 X. создал в Фергане первый узб. сов. т-р, с к-рым выступал на фронтах гражд. войны. В это время пост. пьесы: тетралогию "Ферганские трагедии", трилогию "Трагедия мобилизованных", сатирич. комедии "Наказание клеветников", "Кто прав?", "Удочка" и др. В своих произведениях X. поднимал актуальные вопросы, показывал идейный л нравств. рост узб. трудящихся, создавал образы смелых, мужественных борцов-коммунистов. Тема освобождения трудящихся масс, победы революции в Туркестане тесно связана в творчестве X. с темой раскрепошения женщин Востока.

В последний период драматургич. деятельности X. написал пьесы: "Прежние выборы", "Прежние казни, или Проделки Майсары", "Дело хозяйки притона, или Тайны паранджи" (все в 1926), в к-рых нарисовал яркую картину обществ, жизни в доре-волюц. Туркестане, и драму "Последние дни мирового капитала" (1927, к 10-летию Октября). Драмы X. отличаются острой конфликтностью, подч„ркнутой тенденциозностью, динамичностью стиля. В наиболее зрелых своих произв. X. показал себя мастером со-циально-психологич. анализа.

X. участвовал в организации и становлении почти всех узб. театр. коллективов эпохи гражд. войны, оказал огромное влияние на развитие нац. актерского иск-ва. Осн. режиссерские работы X.: "Бай и батрак", "Ферганские трагедии", "Трагедии мобилизованных". Важнейшие роли: Гафур ("Бай и батрак"), "коммунист Талаат ("Ферганские трагедии"), революционер Саидхан ("Трагедии мобилизованных").

Пламенный революционер и нар. трибун, X. вызывал страх и ненависть контрреволюционеров. Погиб от рук классовых врагов и религиозных фанатиков в селении Шахимардан.

Соч.: Сочинения в 2 тт., пер., Таш., 1960 (т. 2. Пьесы).

Лит.: Рахманов М., Хамза и узбекский театр. Таш., 1960; Турсунов Т., Формирование социалистического реализма в узбекской драматургии, Таш., 1963; Вопросы узбекской советской лит-ры, Таш., 1959. М. Рах.

ХАМИДЙ, Латыф Абдулхаевич [р. 4(17).VII. 1906] - казах, сов. композитор. Засл. деят. иск-в Казах. ССР (1945). Hap. арт. Казах. ССР (1966). В 1938 окончил тат. оперную студию при Моск. консерватории (класс Г. И. Литинского). Был заведующим муз. частью и дириж„ром Казах, т-ра драмы (Алма-Ата) и оркестра им. Курмангазы. Произв. X. отличаются яркой мелодичностью, широким использованием элементов нар. казах, муз. творчества, ясностью формы.

Автор опер: "Абай" (1944, совм. с А. Жубановым, Т-р оперы и балета им. Абая, Алма-Ата; нов. ред. 1956, там же), "Тулеген Тохтаров" (совм. с Жубановым, 1947, там же; нов. ред. 1961, там же),"Джамбул и Айкумыс" (соч. 1946), "Джамбул" (1950); оперетты "Балбулак" ("Медовый родник", 1948, Семипалатинск, Караганда); музыки к драм. спектаклям и фильмам, а также камерных и симф. произв.

С 1944 - преподаватель, а с 1950 - доцент Алма-Атинской консерватории.

Лит.: А р а в и н П., Л. А. Хамиди, в сб.: Композиторы Сов. Казахстана, Алма-Ата, 1958; Ьазак халкынын музыкалык театры (Музыкальный т-р казахского народа), Алма-Ата, 1961; Юсфин А., Латыф Хамиди, М., 1964;

Гизатов Б., Латыф Хамиди, Алма-Ата, 1966. Б. Е.

ХАМЙДОВ, Абдул Хамид Хамидович (р. 15.Х. 1920) - чеченский сов. актер, режиссер, драматург. Нар. арт. Чечено-Ингушской АССР (1959). Чл. Коммунистич. партии с 1960. В 1938-41 учился на актерском ф-те ГИТИСа. В 1961 окончил Ленингр. театр. ин-т. В 1941-44 и с 1959 - актер и директор Чечено-Ингушского т-ра в Грозном (в 1944-56 работал в учреждениях иск-в Казахстана и Киргизии).

X.- остро характерный актер. В числе его ролей:

Ходжич ("Олеко Дундич" Каца и Ржешевского), Яссон ("Храбрый Кикила" Нахуцришвили и Гам-рекели), князь Мусост ("Сурхо - сын Ады" Гадаева и Батукаева).

Написал драму "Совдат и Дауд" (1942), направленную против старых пережитков в сознании людей, в соавторстве с А. Алексеевым - пьесу "Девушка с гор" (1960), в 1965 - комедию "Падение Бож-Али" о совр. жизни чеченского села, одноактные пьесы для художеств. самодеятельности. Перев„л на чеченский яз. ряд пьес. Е. Ж.

"ХАМИЙЕТ" ("Благодеяние") - азерб. театр. труппа. Создана в 1906 в Баку при редакции большевистской газ. "Текамюль" ("Эволюция"). Труппа, в состав к-рой входили лучшие актеры: М. А. Алиев, Г. Араб-линский, А. Рзаев, Дж. Гаджинский и др., ставила перед собой задачу пропаганды со сцены нац. т-ра передовых идей своего времени. Активную помощь ей оказывали рабочие-большевики. Здесь были пост. спектакли: "Невежество" Нариманова, "Из-под дождя, да в ливень" Везирова, "Медный рудник" Мусеви,. "Ревизор". Спектакли ставились в нар. домах нефтяных районов Баку и пользовались успехом у рабочих зрителей. Отсутствие помещения, слабая материальная база, малочисленность труппы привели к е„ распаду (1908). Часть актеров вошла в труппу, созданную при об-ве "Ниджат". К. Кае.

XAMMAPEH (Hammaren), Турстен (7.V.1884 - 18.111.1962) - швед. актер, режиссер, театр. деятель. В 1908 дебютировал на сцене Королевского драм. т-ра (Стокгольм). В 1912-22 - актер Шведского т-ра (Стокгольм). Среди лучших ролей - Отел-ло; Мастер Улоф (о. п. Стриндберга), Ранк ("Кукольный дом" Ибсена), Маркурелл ("Маркуреллы из Вадчепинга" Я. Бергмана), Тюгесен ("География и любовь" Бь„рнсона), Маттиас Клаузен ("Перед заходом солнца" Гауптмана). В 1923-26 руководил т-ром в Хельсинг„ре, в 1926-34 - "Лоренсберг-театром" (Г„теборг), труппа к-рого в 1934 стала ядром вновь организованного Городского т-ра. Под рук. X. этот т-р стал одним из лучших в Швеции. X. было свойственно стремление к иск-ву, характеризующемуся общественно-политич. направленностью, актуальностью. Спектакли его имели публицистич. звучание, отличались гармоничным ансамблем. Лучшие пост.: яркие антифашистские спектакли "Палач" Лагер-квиста и "Нильс Эббесен" Мунка (оба в 1944), "Густав Ваза" Стриндберга (1934), "Раскольников" (по роману Достоевского "Преступление и наказание", 1935), "Кориолан" Шекспира (1938), "М„ртвые без погребения" Сартра (1947). Глубокий психологизм, стремление к совр. прочтению отличало пост. драм. Ибсена:

"Дикая утка" *(1935), "Привидения" (1937), "Пер Гюнт" (1942), "Росмерсхольм" (1952), "Женщина с моря" (1954). Оставив в 1950 т-р, X. до конца жизни продолжал занятия в основанной им учебной студии при т-ре. Он воспитал видных режиссеров (И. Бергман, X. Вальгрен, А. Фальк; И. Йентеле) и актеров (С. Милиандер, К. Йельм, А.Эк, А. Третов, П. Оскар-сон, Б. Экерут).

Лит.: H j e r n K., Teater vid Gotaplatsen. Goteborgs. stadsteater 1934-1959, Goteborg, 1959. В л M

ХАМРАЕВ, Раззак [р. 2 (15)V. 1910] - узб сов. режиссер и актер. Нар. арт. Узб. ССР (1951). Чл. Коммунистич. партии с 1945. Окончил Ташкентский ин-т просвещения (1925-30). С 1934- гл. реж. Наманганского т-ра. В 1954 окончил режиссерский ф-т Ташкентского театр.-художеств. ин-та им. Островского. С 1946 работает режиссером и актером т-ра им. Мукими, с 1959 - гл. режиссер.

Пост.: "Два коммуниста" Яшена (1932), "Халима" Зафа-ри (1934), "Коварство и любовь" (1939); "Алтын Куль" Уйгу-на (1952), "Мукими" Абдуллы (1954), "Любовь к Родине.)-Фатхулина и Сагдуллы (1957), "Влюбл„нный Ташболта"-Гуляма (1961), "Тайны паранджи" Хамзы (1961), "Милые девушки" Шангитбаева и Байсеитова (1963), "Ноди-ра" Раззакова, Хаитбаева (1963).

Роли: Назым ("Тахир и Зухра" Абдуллы), Василий Иванович ("Нурхон" Яшена), Меливой ("Влюбл„нный Таш-болта" Гуляма), Кенжа ("С твоей любовью" Умарова), Мукими (о. п. Абдуллы).

С 1954 вед„т педагогич. работу в театр. ин-те. С 1945 снимался в кино. Гос. пр. СССР (1946). С. Мир.

ХАМФРИ (Humphrey), Дорис (17. X. 1895- 29. XII. 1958) - амер. танцовщица, балетмейстер, педагог. С 8 лет училась танцам в Чикаго у М. Вуд Хинман,. с 1917 - в школе "Денишоун" у Р. Сен-Дени и Т. Шоуна. Выступала в их труппе до 1928, осуществив здесь свои первые постановки ("Трагика" и др.). В 1928 совм. с Ч. Вейдманом организовала школу и труппу, где преподавала и ставила танцы, основываясь на созданной ею танц. системе, к-рая сочетала элементы классич. танца, с танцами модерн. Пост.:

"Жизнь пч„л" по Метерлинку (1929), трилогия "Театральные сцены", "Мои красные огни" и "Новый танец" Риггера (1935-36), "Следствие" Ллойда. После войны X. работала балетмейстером и руководила Студией совр. танца. X.- одна из самых популярных исполнительниц танца модерн. В своих пост. она критически изображала совр. бурж. общество, выступала против войны, рассказывала о тяж„лой жизни бедняков. Хореографич. композиции, пост. X., входят в репертуар мн. балетных коллективов США и др. стран. Е. С.

ХАНАЕВ, Никандр Сергеевич [р. 27.V(8.VI). 1890]-рус. сов. артист оперы (драматич. тенор). Нар. арт. СССР (1951). В 1921-24 учился в Моск. консерватории у Л. Г. Звягиной. В 1925 был принят в оперную студию при Большом т-ре (Москва). В 1926-54 - солист Большого т-ра. Редкий по красоте, силе и диапазону голос мужественного, плотного тембра, высокое вок. и актерское мастерство выдвинули X. в число корифеев сов. оперной сцены. Самобытность художеств. трактовки соединялась у него с технич. блеском исполнения. Дарование X. с наибольшей силой раскрылось в рус. классическом оперном репертуаре. X.- выдающийся исполнитель партий Германа, Садко;

Собинина ("Иван Сусанин"), Шуйского ("Борис Годунов").

Темпераментно, мужественно и благородно, с полной технической свободой исполнял X. труднейшие партии Отелло (о. п. Верди) и Хозе. Лучшая партия X. в сов. операх - Григорий Мелехов ("Тихий Дон").

Др. партии (исполнял также лирич. партии): Самозванец ("Борис Годунов"), князь Голицын ("Хованщина");

Князь ("Русалка"), Лыков ("Царская невеста"), Синодал;

Гришка Кутерьма ("Сказание о невидимом граде Китеже" Римского-Корсакова), Михаиле Туча ("Псковитянка"), Бирюч ("Снегурочка"), Финн ("Руслан и Людмила"), Оле ("Оле из Нордланда" Ипполитова-Иванова), Маршал-скороход ("Иван-солдат" Корчмар„ва), Андрей ("Прорыв" Потоцкого), Матюшенко ("Броненосец Пот„мкин" Чишко), Абеса-лом ("Абесалом и Этери" Палиашвили), Нарработ ("Саломея" Р. Штрауса), Вальтер и Фогельзанг ("Нюрнбергские мейстерзингеры" Вагнера), Зигмунд ("Валькирия" Вагнера), Радамес ("Аида"), Рауль ("Гугеноты"), Каварадосси;

Тибальд ("Ромео и Джульетта" Гуно) и др.

Выступал как концертный певец. Гос. пр. СССР (1943, 1949, 1950).

Лит.: Р ы б а с о в а Т., Н. С. Ханаев, М.- Л., 1950;

Лемешев С. Я., Подвиг таланта, "Сов. музыка", 1965, .ј 6. В. Бр.

ХАНАМИТИ (дорога цветов) - в япон. т-ре Кабу-ки - помост, идущий от сцены через партер в глубь зрительного зала. Служит дополнит, сценич. площадкой, используется для выхода и ухода актеров, а также для исполнения наиболее значит, сцен. X. сооружали под углом к зеркалу сцены (как хасига-кари в т-ре Но), затем начали строить перпендикулярно. К 1740 X. приобретает форму, близкую современной. В 18-19 вв., кроме основного X. (хон-ханамити), идущего от левой части сцены, устраивали более узкий вспомогат. помост (кариханамити), идущий от правой части сцены. В глубине зала эти помосты соединялись, образуя замкнутую систему. В дальнейшем, в целях экономии места, от такой сложной системы отказались. В совр. т-ре Кабуки обязателен только основной X. (вспомогательный применяется редко). X. используют и в европ. т-ре, т. к. помост да„т возможность разнообразить мизансцены (спектакли Н. П. Охлопкова и др.). Л. Г.

ХАНДАСУРЭН (Т у д э в и и н; р. 1915) - монг. актриса. Нар. арт. МНР (1956). Чл. Монгольской нар.-революц. партии с 1938. С 1933 - в Гос. муз.-драм. т-ре. X. играет гл. обр. характерные роли.

Роли: Нансалмаа и Хоролмаа ("Среди печальных гор" Нацагдоржа), Замбага ("Молодая мать Замбага" Ичинхор-ло), Катерина ("Гроза"), Росава ("Волынщик из Стракониц" Тыла), Дулмаа ("Крылья победы" Явухулана и Дугарсан-жи), Раневская ("Вишн„вый сад") и др.

Снимается в кино. Г. У.

ХАНЗЕН, Леопольд Мартович (27.XI.1879- 15.II.1964) - эст. сов. актер. Нар. арт. Эст. ССР (1957). Театр. деятельность начал в 1899 в т-ре "Ванемуйне". В 1903-05 работал в т-ре эст. об-ва "Иман-та" (Рига). В 1906-28 и с 1944 - вновь в т-ре "Ване-муйне". В 1933 - 41 работал в таллинском т-ре "Драмастудио". Лучшие роли: Аким ("Власть тьмы", 1908), Лука ("На дне", 1909) и др. Самобытность и глубина таланта X. особенно полно раскрывались при исполнении пьес эст. авторов.

Роли: Плиухкам ("Кочан капусты" Лутса), Пийбелехт ("Пизухянд" Вильде), Ганс Шмидт ("Губернатор провинции" бр. Тур и Шейнина), Юлиус Алликас ("Перелом" Семпера), слепой Юхан ("Песня обольщения" Хинта).

Написал воспоминания: "По путям "Ванемуйне"" (1960) и "Король-пастушонок" (1964). Эв. К.

ХАНКА (Hanka), Эрика (18.VI.1905-15.V.1958)- австр. артистка балета, балетмейстер, педагог. Занималась танцем в венской Академии музыки и изобразительного иск-ва, затем в школе "Фолькванг" К. Йосса в Эссене. В 1936 - солистка и ассистент балетмейстера в Городском т-ре Дюссельдорфа, работала в К„льне, Эссене, Гамбурге. В 1942-58 - педагог и балетмейстер Венской оперы. Пост. здесь:

"Безделушки" Моцарта, "Классическая симфония" на муз. Прокофьева, "Абраксас" Эгка, "Медуза" (1957) и "Хоровод золотого тельца" (1955) фон Эйнема" "Отель Захер" Хельмерсбергера (1958), "Венецианский мавр" Блахера (1955). Воспитала мн. танцовщиков балетной труппы Венской оперы. В своих спектаклях X. сочетала при„мы классич. танца с ритмопластикой, стремилась вводить в репертуар Венской оперы классич. балеты. Е. С.

ХАНКЕЛЬДЙЕВ, Каримджан (р. 4.V.1912) - узб. сов. актер. Нар. арт. Узб. ССР (1964). В 1934-57 работал в Андижанском т-ре муз. драмы им. Ю. Ахун-бабаева.

Роли: Холмат, Юсуп ("Бай и батрак", "Холисхон" Хам-зы), Кенджа ("Пол„т орла" Султанова), Мадумар ("Офтоб-хон" Яшена), Жевакин ("Женитьба") и др.

С 1958 - актер узб. ТЮЗа (Ташкент). Здесь исполнил роли: Бурбана ("Муса Джалиль" Исан-бета), Али ("Горянка" Гамзатова, 1963). Э. К.-Я.

ХАНОВ, Александр Александрович [р. 29. IV (12.V).1904] - рус. сов. актер. Нар. арт. РСФСР (1947). Учился в "Ин-те живого слова" под рук. В. Н. Всеволодского-Гернгросса (Петроград, педагоги П. П. Гайдебуров и Н. Ф. Скарская). В 1923 переехал в Москву и был принят в школу при Т-ре Революции. В 1924 приглаш„н С. М. Эйзенштейном в Моск. т-р Пролеткульта. Работал в этом т-ре до 1934, сыграл здесь роли: профессор Друмонд, Басов, Шмелев ("По ту сторону щели", "Гляди в оба!", "Малиновое варенье" Афиногенова). С 1934-актер Т-ра Революции (ныне Т-р им. Вл. Маяковского).

Роли: Игнатов ("Таня" Арбузова), Гаранин ("Becifa в Москве" Гусева), Стрижень ("Гибель эскадры" Корнейчука), Иван Болотников (о. п. Добржанского), Огнев ("Фронт"), Шульга ("Молодая гвардия", Гос. пр. СССР, 1947), Добро-творский ("Закон чести Штейна, Гос. пр. СССР, 1949), Черногубов, Коновалов ("Персональное дело", "Гостиница "Астория"" Штейна), Макавеев ("Садовник и тень" Леонова), Сердюк ("Иркутская история" Арбузова), капитан Костров о. п. Файко), шоф„р Климов ("Современные ребята" Шатрова), Креонт ("Медея" Еврипида), Эдип ("Царь Эдип" Софокла).

Играет главным образом характерные роли. С 1939 снимается в кино (роль Козьмы Минина в "Минине и Пожарском", Гос. пр. СССР, 1941) и др. Выступает на радио. Л. Ним.

XAHCOH (Хансен), Бернхард (Бенно) Бернхар-дович (20.III.1891 - 26.IV. 1952) - эст. сов. артист оперы (бас). Засл. арт. Эст. ССР (1946). Один из основоположников проф. эст. вок. иск-ва. Учился пению в Петерб. консерватории у М; М. Чупрынни-кова (1914-17), совершенствовался в Италии (1925). В I11 40 артист оперетты и драмы т-ра "Эстония"- в 1912-18 - хорист Мариинского т-ра (Петербург), в 1918-27 и 1929-52 - солист оперы театра "Эстония". X. обладал красивым голосом бархатного тембра большого диапазона; в молодости пел также некоторые баритональные партии, отличался врожд„нной музыкальностью и артистизмом.

Партии: Онегин и Гремин ("Евгений Онегин"), Борис Годунов, Пимен, Варлаам ("Борис Годунов"), Кончак ("Князь Игорь"), Мельник; Жермон ("Травиата"), Фальстаф ("Виндзорские проказницы" Николаи), Симон Бокканегра (о. п. Верди), Дон Базилио ("Севильский цирюльник"), Вахо ("Викерцы" Аава), Ако ("Каупо" Ведро), Тимошка ("Эльга" Лембы), Мехис ("Огни мщения" Э. Kanna), Пастор и Хозяин корчмы ("Пюхаярв", "Берег бурь" Эрнесакса) и др. Ар. Т.

XAHCOH (Hanson), Ларе (26.VII. 1880 - 8.IV. 1965) - шведский актер. В 1909 окончил школу при Драм. т-ре (Стокгольм). Работал в Шведском т-ре (Гельсингфорс, 1910-13), "Интимном т-ре" (Стокгольм, 1913 - 20), "Лоренсберг-театре" (Г„теборг, 1920-21). С 19Z2 до конца жизни - актер Драм. т-ра. Нервная, экспрессивная манера игры, стремление к воссозданию сложных характеров людей, обуреваемых неистовыми страстями, особенно ярко проявилась в исполнении ролей в пьесах Шекспира и И. А. Стриндберга. Многогранность дарования X. проявились в таких разных ролях, как: Ромео ("Ромео и Джульетта" Шекспира), Гамлет, Ричард III, Яго, Макбет, король Лир; Юлий Цезарь (о. п. Шекспира). Стриндберговские образы становились в интерпретации X. современными, выражали социальные и нравственные конфликты, присущие шведскому обществу сер. 20 в.: Мастер Улоф, Густав Ваза, Карл XII (в о. п.), Юнас Перссон, Офицер, Неизвестный, Отец ("Эрик XIV", "Игра мечты", "Путь в Дамаск", о. п.). На протяжении мн. лет X. был крупнейшим киноактером Швеции. В 1925-28 снимался в Голливуде (США).

Лит.: В e i j e г A., Teaterrecensioner 1925-1949,Stockh., 1954. Вл. М.

ХАН ТХЭ ЧХОН (р. 26.II.1906) - корейский драматург. Творч. деятельность начал в 1935 как автор одноактных пьес. В 1935 пост. его первая пьеса "Тхосонран" ("Художественный т-р"). После освобождения Кореи Сов. Армией (1945) писал пьесы для Центр, художеств. труппы (Пхеньян). Гл. темы творчества X. Т. Ч. этого времени - борьба за новую власть ("Скала", 1946, Центр, художеств. труппа), становление нового человека ("Факел", 1947, Гос. драм. т-р), восстановление и развитие нар. хозяйства ("Великая артерия", 1948, там же). Пьесы X. Т. Ч. сыграли большую роль в утверждении принципов социалистич. реализма в корейской драматургии. Значит, место в творчестве X. Т. Ч. занимала -также тема преемственности революц. традиций -

"Пэктусаш (по поэме Чо Ги Чхона, 1948, Гос. драм. т-р), "Пора молодости" (1962, Хесанский драм. т-р). В годы освободит, войны корейского народа (1950-53) на сценах ведущих т-ров страны ставились его пьесы:

"Приказ только один" (1952, Пхеньянский гор. т-р), "Земляки" (1952, Художеств, т-р Корейской нар. армии) - о героизме и патриотизме народа в борьбе с интервентами.

Соч.: Менън„н хана паке паттианатта (Приказ только один). Сборник пьес, Пхеньян, 1953 (на корейск. яз.).

Лит.: (на корейском яз.) "Чосон есуль" (Корейское искусство), 1965, ј 10, с. 2-10. /\ Ди

ХАНУШКЕВИЧ (Hanuszkiewicz), Адам (р. 16. VI. 1924) - польский актер, режиссер, театр. деятель. После окончания драматич. школы в г. Жешуве играл в т-рах гг. Кракова, Познанп и др. В 1945 дебютировал в Варшаве. В 1960-63 - артист п режиссер "Т-ра Драматычны" (Варшава). С 1963-директор и худ. рук. "Т-ра Повшехны". X.- один из крупнейших деятелей совр. польского т-ра. Его исполнительское нск-во отличается тонкой эмоциональностью, высоким интеллектом, изяществом. X. - выдающийся исполнитель ролей мирового репертуара п классич. польской драматургии: Гамлет; Дон Жуан (о. п. Мольера), Раскольников ("Преступление и наказание" по Достоевскому), Цезарь Барыка ("Канун весны" по Жеромскому), Поэт ("Свадьба" Выс-пяньского). режиссерское мастерство X. близко его исполнительскому пск-ву. Судьба героя, драматическп остро п психологически напряж„нно раскрывающаяся X.-актером, становится в его режиссерской интерпретации неотъемлемой частью общей атмосферы всего спектакля. Пост. его присущи высокое чувство гражданственности, псторич. ответственности героя за будущее народа. В своих режиссерских работах X. достигает широких историко-философских обобщений. В спектакле "Свадьба" (1964, "Т-р Пов-шехны"), отличавшемся зрелищной яркостью, тема напряж„нного ожидания свободы н бесплодность этого чаяния раскрывается в исполненном горькой поэзии и иронии образе Поэта, созданном X. Внутренняя боль и острый сарказм характеризуют пост. произведений Л. Толстого, С. Выспяньского, С. Жеромского, Ф. М. Достоевского, три произведения к-рого ("Бесы", "Братья Карамазовы", "Преступление и наказание") X. сам инсценировал. Диалоги этих спектаклей всегда наполнены большим психо-логпч. содержанием, они динамичны, обладают особой острой, "синкопической", мелодией. Психологич. достоверность, внимание к деталям - также одно из осн. качеств X.- актера и режиссера. Для спектаклей X. характерен единый принцип декоративного решения - предельно обнаж„нная сцена (работает совм. с худ. К. Панкевичем).

Среди пост.: "Платонов" Чехова (1960), "Береника" Расина (1962), "Кс„ндз Марек" Словацкого (1963), "Колумбы рождения 20" по о. п. Братного (1965), "Женитьба Фигаро"; "Освобождение" Выспяньского (обе в 1966), "Пан Вукольский" по Прусу (1967) и др.

Лауреат Гос. пр. ПНР (1962).

Лит.: "Театр", 1965, .ј 8, с. 141-48; 1966, ј 5, с. 167;

1966, 11, с. 148-50. Е. X.

ХАНЬЦЗЮЙ - один из видов кит. традиционного т-ра сицюй. Сформировался в 30-40-е гг. 19 в. в городах Ханькоу, Учан и в провинции Хубэй, позднее получил распространение в др. провинциях. Т-р X. формировался под влиянием цинцянского и аньхой-ского т-ров. В 30-е гг. 19 в. актеры т-ра X. выступали в Пекине; большой популярностью пользовались характерные для этого т-ра мелодии сипи, что определило влияние т-ра X. на формирование мело-дич. строя пекинской музыкальной драмы. Основные амплуа т-ра X. те же, что и в др. жанрах традиционного кит. т-ра. Различие лишь в большей детализации (насчитывает десять амплуа: мо, цзпн, шэн, дань, чоу, вай, сяо, те, фу, цза). Подъ„м искусства т-ра X. относится к 50-70-м гг. 19 в. Известностью пользовались пьесы "Гора Дпнцзюньшань", "Четв„ртый сын навещает мать", "Поимка и освобождение Цао Цао", "Опьянение Ян Гуй-фэй", "Юй Тан-чунь" и др., вошедшие в репертуар мн. жанров традиционных т-ров, а также пьесы, возникшие в т-ре X.: "Гора Шоуяшпань", "Рубка цветов тростника" и др.

В конце 19 в. получает развитие актерское иск-во т-ра X. Среди лучших исполнителей: Чжань Чжи-да, Юань Хун-тай и др. К концу 19 - нач. 20 вв. т-р X. перестал отвечать возросшим интересам передовой кит. интеллигенции. Общественная и политич. жизнь страны выдвигала требование пост. совр. пьес. В 1920 была организована труппа "Тянь-чунь кэбань", деятельность к-рой способствовала обновлению т-ра X. В 1926 в т-ре X. появляются первые женщины-актрисы. В нач. 30-х гг. нек-рые труппы т-ра X. испытывают влияние зап. "развлекательного" т-ра. В период антияпон. войны, в обстановке общенац. подъ„ма т-р X. ставил патриотич. произведения, проникнутые идеей нац. освобождения.

Среди известных актеров т-ра X.: Чэнь Бо-хуа, Ли Ло-кэ и др.

Лит.: Ч ж у Ч ж а о - н я н ь, Чжунго сицюй, Пекин, 1963. 1 Г С

ХАРАДЗЕ, Надежда Васильевна (р. 28.XII.1912)- груз. сов. артистка оперы (лирико-колоратурное сопрано). Нар. арт. Груз. ССР (1946).' Окончила Тбилисскую консерваторию (класс Е. А. Вронского). С 1936 - солистка Т-ра оперы и балета им. Палиашвили (Тбилиси).

Партии: Мариха ('"Абесалом и Этери" Палиашвили), Тинатин ("Сказание о Тариэле" Мшвелидзе), Кетеван, Марадо ("Свадьба соек", "Лашкара" Андриашвили), Царевна ("Непрошенные гости" Букия), Турпа, Лиса ("Маленький кахетинец", "Красная шапочка" Гокиели), Розина, Виолетта, Джильда; Марфа ("Царская невеста") и др.

С 1960 препода„т в Тбилисской консерватории (и. о. доцента). А. Ив.

ХАРАЗЯН, Амо (Амазасп) Гевондовпч [8(20).IV. 1880 - 6. VIII. 1957] - арм. Сов. театр. деятель, режиссер, актер. Нар. арт. Арм. ССР (1933). Учился в Моск. уч-ще филармонич. об-ва у В. И. Немировича-Данченко (1896-98). Сценическую деятельность начал в Тифлисе в 1898; организовывал спектакли в рабочих р-нах Тифлиса и для рабочих бакинских нефтепромыслов. В 1908 создал труппу "Новая драма". С 1915 возглавлял арм. драм. труппу Нар. дома им. Зубалова. Де-мократич. направленность деятельности X. определила значение его творчества и популярность среди широких кругов зрителя.

В 1920 организовал в Ка-раклисе один из первых сов. т-ров, тогда же в Ереване- передвижной т-р, выступавший в районах Армении и др. республик Закавказья. В 1928 на основе этого коллектива создан Гос. передвижной т-р, к-рому в 1933 было присвоено имя X. С 1950 работал в Эчмп-адзине (т-р закрыт в 1952). Имя X. носит с 1955 Ар-ташатский т-р. X. был видным деятелем нар. т-ра, популяризатором сценич. иск-ва среди широких масс зрителей.

Роли: Уриэль Акоста (о. п. Гуцкова), Царь Эдип (о. п. Софокла), Отелло; Коррадо ("Семья преступника" Джако-метти), Кавалер ("Трактирщица"), Берсенев ("Разлом"), Элизбаров ("Из-за чести" Ширванзаде), Раевский ("Рожд„нные бурей" по Н. Островскому) и др.

Пост.; в Гос. передвижном т-ре- "Ярость" по Яновскому (1930), "Станционный смотритель" по Пушкину (1937), "Волки и овцы" (1940); "Из-за хлеба" по Прошяну (1936) и др.

X. - автор переводов пьес, инсценировок ("Станционный смотритель" по Пушкину, "Из-за хлеба" по Протяну, "Рожд„нные бурей" по Островскому).

Лит.! Саркисян С., Амо Харазян, Ер., 1959 (на арм. яз.). Б. А.

ХАРАЗЯН, Ашхен Аршаковна [р. 29.IV (11.V). 1892] - арм. сов. актриса, режиссер. Засл. арт. Арм. ССР (1939). Сценич. деятельность начала в 1916 в Тифлисе, в арм. драм. труппе Нар. дома им. Зуба-лова. В 1920-50 работала в передвижном т-ре под рук. А. Г. Харазяна.

Роли: Кручинина; Мурзавецкая ("Волки и овцы"), Васса Железнова; Маргарит ("Из-за чести" Ширванзаде), Миран-долина ("Трактирщица"), Юдифь ("Уриэль Акоста" Гуцкова), Татьяна ("Разлом"), Маргарит ("Ярость" по Яновскому) и др.

Пост. спектакли: "Злой дух", "Из-за чести" Ширванзаде. Б А

ХАРАКТЕР СЦЕНИЧЕСКИЙ - сценич. тип '(образ, индивидуальность), к-рый созда„т актер, играя в спектакле. От обычного характера, встречающегося в жизни, X. с. отличается своим эстетич. качеством. В н„м все элементы внутр. и внешней характеристики подчинены художеств. замыслу, выступают в строгом единстве. Правда и выразительность X. с. проверяются общим замыслом роли, гл. идеей спектакля. Создавая X. с., актер не может не принимать во внимание художеств. направления, к к-рому принадлежит пьеса (реалистич., романтич. и др.), е„ жанровых особенностей (комедия, психологич. драма, трагедия), авторской манеры, методов, при„мов и стиля (Шекспир, Чехов и др.). Внутри той или иной театр. системы (нар. площадного т-ра - нар. фарса, итал. комедии масок; разных видов восточного т-ра, т-ра классицизма, романтизма, реализма на его различных этапах) определяется стремление к выработке единой методологии построения X. с.

Создание X. с.- гл. цель актерского творчества. Она осуществляется на протяжении спектакля как результат участия актера в драматич. действии, выполнения исполнителем сценич. задач. В т-ре, где жизнь изображается посредством действия, т. е. через столкновение и становление характеров людей, их мировоззрений, где общественные процессы преломлены и отражены в образе людей, в их сознании, психологии, X. с. является главным ключом к постижению жизни, е„ закономерностей, противоречий и связей. Т. Р.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница