Наши партнеры

проектирование актового зала
Магазин женской одежды Electra Style.

Театральная энциклопедия
(страница 454)


ФЛОРЕСКУ (Florescu), Арта (р. 1921) - рум. ap тистка оперы (лирич. сопрано). Нар. арт. СРР (1964). С 1945 - солистка Рум. т-ра оперы и балета в Бухаресте. Обладает мягким голосом красивого тембра, блестящей вок. техникой. Особенно хорошо исполняет лирич. партии.

Партии: Антонида ("Иван Сусанин"), Виолетта; Дездемона ("Отелло" Верди), Мими, Чио-Чио-сан, Тоска; Графиня ("Свадьба Фигаро"), Эльза, Ева ("Лоэнгрин", "Нюрнбергские мейстерзингеры" Вагнера), графиня Верденберг ("Кавалер роз" Р. Штрауса) и др.

Была на гастролях в СССР (1958, 1964) и др. странах. Вед„т педагогич. работу; профессор Бухарестской консерватории.

Лит.: Parocescu N., Arta Florescu, "Muzica", Bue., 1958, Ns 7. А. Ив.

ФЛОРИДОР (Floridor; наст. имя и фам.- Жозиас де С у л а с; Soulas; 1608-71) - франц. актер. Дворянин по происхождению, Ф. оставил службу в гвардии и вступил в странствующую труппу. В 1635 выступал в т-рах Лондона. С 1640 работал в т-ре "Маре" (Париж), где после ухода со сцены актера Г. Мондо-ри исполнял гл. роли во мн. трагедиях П. Корнеля. В 1643 переш„л в т-р "Бургундский отель". Играл роли Горация, Цинны, Эдипа (во. п. Корнеля), Масиниссы ("Софонисба" Мере), Пирра, Нерона ("Андромаха", "Британник" Расина) и др. Сохраняя облагороженную манеру игры, свойственную актерам классицист-ского направления, Ф. в то же время боролся с жеманностью и риторич. напыщенностью, присущими иск-ву ряда его современников (Монфл„ри, Бельроз и др.). Он первый из франц. актеров отказался от напевной читки, стремился придать сценич. персонажам черты жизненной достоверности. Мольер в сво„м "Версальском экспромте" из всех крупных актеров "Бургундского отеля" не задел насмешкой лишь Ф.

Лит.: Mongredien G., Les grands comediens du XVII siecle, P., 1927, p. 131-58.

ФЛОРЙНСКИЙ, Василий Иванович (1888-27.VII. 1955) - рус. сов. актер. Засл. арт. РСФСР (1936). Окончил драматич. отд. Моск. филармонич. об-ва. Артистич. деятельность начал в 1912 в Введенском нар. доме в Москве. Затем работал в т-рах Калуги, Иванове; в Киевском т-ре рус. драмы, в т-рах Архангельска, Смоленска, Пятигорска и др. Наиболее продолжительный период творч. жизни Ф. связан с Воронежским т-ром (1937-55), где были созданы самые значит, работы актера. Ф. был одним из первых исполнителей роли В. И. Ленина в спектакле "Человек с ружь„м" (1937). Образ В. И. Ленина был в дальнейшем воплощ„н им в спектаклях "Путь к победе" А. Н. Толстого и "Кремл„вские куранты". Ф. был актером широкого творч. диапазона, но особенно значительны его работы в рус. классич. репертуаре: царь Ф„дор Иоан-нович (о. п. А. К. Толстого), Протасов ("Дети солнца" Горького), Расплюев ("Свадьба Кречинского"), Басов ("Дачники"), Телегин ("Дядя Ваня"). К лучшим ролям Ф. относятся также Полоний ("Гамлет"), Швач ("Разлом"), Костя-капитан ("Аристократы" Погодина), Гайдар ("Фронт"), Кутузов ("Фельдмаршал Кутузов" Соловь„ва). Н. Мор.

ФЛОТА ТЕАТРЫ - см. Театры. Советской Армии и Военно-Морского Флота.

ФЛОТОВ (Flotow), Фридрих фон (26.IV.1812- 24.1.1883) - нем. композитор. Учился в Париже у А. Рейха (1828-30). Жил в Германии, Франции, Австрии. На творчестве Ф. сказалось влияние франц. оперной школы. Автор св. 25 опер, в т. ч.: "Кораблекрушение Медузы"(совм. с О. Пилати и А. Гризаром, 1839, т-р "Ренессанс", Париж), "Алессандро Страделла" (1844, Гамбург), "Марта" (1847, Вена, Придворная опера; сохраняется в репертуаре оперных т-ров мира до настоящего времени).

Др. оперы: "Софья Екатерина" (1850, Берлин), "Индра" 1852, Вена), "Наида" (1865, Петербург, на рус. яз.), "Зиль-да" (1866, Париж, т-р "Опера комик"), "Тень" (1866, там же). Ф. также автор 5 балетов, оперетты "Вдова Грапен" (18о9, Париж, т-р "Буфф паризьен"), музыки к драматич. спектаклям.

Лит.: Серов А. Н., "Марта", в его кн.: Избранные статьи, т. 2, M., 1962, с. 396-408; S v о b о d a R., Fr. von Flotows Leben..., Lpz., 1892. Ал. M.

ФОДОР (Fodor), Янош(р. 2. III. 1906) - венг. артист оперы (бас-баритон). Нар. арт. ВНР (1964). С 1938 - солист Венг. оперного т-ра в Будапеште.

Партии: Петур ("Банк-бан" Эркеля), Галицкий; Во-тан, Голландец ("Валькирия", "Летучий голландец" Вагнера), Мефистофель ("Фауст"), Амонасро, Филипп II ("Аида", "Дон Карлос" Верди) и др.

Пр. им. Кошута (1951). Гастролировал в СССР в 4950 и 1954. Л. Ив.

ФОДОР-МЕНВЬЕЛЬ (Fodor-Mainvielle, по мужу - M е н в ь е л ь), Жозефин (13.X.1789-14.VIII.1870) - франц. артистка оперы (сопрано). В детстве вместе со своим отцом, скрипачом и композитором Ж. Федором, приехала в Петербург. Училась пению в Петерб. театр. уч-ще у Д. Чимарозы и Дж. Паизиелло. В 1810 дебютировала в придворном спектакле "Деревенские певицы" Фьораванти. Пела в Петербурге до 1814. Затем выступала в Париже (т-р "Опера комик", Итал. т-р), Лондоне (т-р "Ковент-Гарден"), Неаполе (т-р "Сан-Карло"), Вене и др. городах Европы. Об иск-ве Ф.-М. восторженно отзывались е„ современники. Оставила сцену в 1833. Написала "Размышления и советы касательно искусства пения".

Партии: Церлина ("Дон Жуан" Моцарта), Розина;

Дездемона, Семирамида ("Отелло", Семирамида" Россини) и др.

Соч.: Reflexions et conseils sur l'art du chant. P., 1857.

Лит.: U n ff е r J. С., J. Mainvielle-Fodor, W., 1823;

T h u r n e r A., Les reines du chant, P., 1883. Вл. О.

ФОКИН, Анатолий Ф„дорович (р. 1927) - рус. театр. художник. Засл. деят. искусств Удм. АССР (1956) и РСФСР (1958). Чл. Коммунистической партии с 1951. В 1950 окончил рязанское художественное уч-ще и начал работать в т-ре в Барнауле, затем в Ижевске, Уфе.

С 1960-гл. художник Кишин„вского рус. т-ра. Художник реалистич. школы, Ф. использует лаконичные выразительные средства. Работы его отмечены фантазией, ч„тким раскрытием образа спектакля. оформил спектакли: "Вей, ветерок!" Райниса (1952), "Кремл„вские куранты" (1955); "Олеко Дундич" Каца и Ржешев-ского (1958), "Иркутская история" Арбузова (1960), "Проводы белых ночей" Пановой (1961), "Океан" Штейна (1963), "Солдат на чужбине" Штока (1963), "Коллеги" Акс„нова (1962), "Поднятая целина" Шолохова (1964, Краснодарский т-р), "104 страницы про любовь" Радзинского (1965) Д. П.

ФОКИН, Михаил Михайлович [11(23).IV.1880- 22.VIII.1942] - рус. артист балета, балетмейстер. В 1898 окончил Петерб. театр. уч-ще, где учился у П. К. Карсавина, А. В. Ширяева, П. А. Гердта, Н. Г. Легата. Был зачислен танцовщиком в балетную труппу Ма-риинского т-ра. Танец Ф. отличался высоким л„гким прыжком, благородной грациозной манерой. С начала своей творч. деятельности Ф. стремился осмыслить и индивидуализировать классич. партии, из к-рых лучшими были:

Арлекин ("Арлекинада" Дриго), Дезире ("Спящая красавица"), Люсь-ен ("Пахита" Дельдеве-за и Минкуса), Базиль ("Дон Кихот"), Соло p ("Баядерка" Минкуса), Жан д„ Бриен ("Раймонда"), Зигфрид ("Лебединое озеро") и др.

Исполнял также характерные танцы, а позднее партии в своих постановках: Рэнэ д„ Божанси ("Павильон Армиды" Н. Черепнина), Амун ("Египетские ночи" Аренского), Юноша ("Шо-пениана"), Пьеро и Арлекин ("Карнавал"), Негр ("Исла-мей" на муз. Балакирева), Эрос (о. п. на муз. Чайковского) и др.

Первые балеты Ф. пост. для учеников Петерб. театр. уч-ща ("Ацис и Галатея" Кадлеца, 1905, "Сон в летнюю ночь" на муз. Мендельсона, 190.6). Затем пост. в Мариинском т-ре спектакли: "Эвника" Щербач„ва, "Павильон Армиды" (1907), "Египетские ночи", "Шопе-ниана" (1908). В этих спектаклях Ф. выступил Как балетмейстер-новатор и реформатор Опираясь на искания современной живописи и т-ра, он противопоставил отвлеч„нным образам классического балета конкретные человеч. характеры.

Ф. работал в содружестве с художниками А. Н. Бе-нуа, Л. С. Бакстом, Н. К. Рерихом, А. Я. Головиным, М. В. Добужинским. Использовал симфоническую музыку Н. А. Римско-го-Корсакова, П. И. Чайковского, М. И. Глинки, Р. Шумана, Ф. Шопена, И. Ф. Стравинского, М. Равеля, С. В. Рахманинова. В своих пост. балетмейстер стремился отразить многообразие и сложность жизни. В светлую, праздничную атмосферу балетов Ф. диссонансом входили темы одиночества человека, безудержности губительных страстей, призрачных гр„з о счастье и др. Эти темы потребовали новых выразительных средств. Ф. приш„л к отрицанию классич. танца как системы художеств. мышления и пользовался им в отдельных случаях, когда это содействовало выражению определ„нных характеров или эмоций. В его балетах нац. колорит, передача атмосферы эпохи достигались включением изобразительного иск-ва, пластики, нар. танца. Ф. часто обращался к стилизации, перенося в хореографию вазовую живопись, старинные гравюры. Но при этом он всегда стремился выразить в своих пост. совр. мироощущение. В. 1905 (в Петерб. театр. уч-ще) начал педагогич. деятельность, к-рую продолжал до конца жизни. Его учениками были Е. М. Люком, Е. П. Гердт, Е. А. Смирнова, П. Н. Владимиров, Н. П. Ивановский и др.

В 1909 начались триумфальные гастроли Ф. за рубежом в "Русских сезонах", организованных С. П. Дягилевым. Ф. был руководителем балетной труппы "сезонов", вначале его пост. составляли основу репертуара. В 1918 Ф. уехал в Стокгольм, а затем - в США. В 1936-39 работал в труппе "Русский балет Монте-Карло" (спектакли этого периода сохраняются в репертуаре зарубежных балетных трупп). В 1942 пост. спектакль "Русский солдат" на муз. Прокофьева, посвятив его героич. сов. воинам.

Пест.: "Половецкие пляски" в опере "Князь '"торы) (1909, т-р "Шатле", Париж), "Карнавал" (зал Павловой, Петербург), "Шехеразада" ("Гранд-Опера", Париж), "Жар-Птица" Стравинского (там же) - все в 1910, "Петрушка" Стравинского (1911, т-р "Шатле"), "Дафнис и Хлоя" Равеля

(1912, там же), "Стенька Разин" на муз. Глазунова (1915, Мариинский т-р, Петроград), "Арагонская хота" на муз. Глинки (1916, там же), "Испытания любви" на муз. Моцарта (1936, Казино, Монте-Карло), "Дон Жуан" на муз. Глюка (1936, т-р "Альгамбра", Лондон), "Паганини" на муз. Рахманинова (1939, "Ковент-Гарден", Лондон), "Синяя борода" на муз. Оффенбаха (1941, Дворец изящных иск-в, Мексика) и др.

Соч.: Против течения. Воспоминания балетмейстера. Статьи, письма, Л.М., 1962. '

Лит.: Иванов И., М. Фокин. П., 1923; Светлов В., Современный балет, СПБ, 1911; Левинсон А., Старый и новый балет. П., 1914; Борисоглебский М. [сост.], Материалы по истории русского балета, т. 2 Л., 1939; Стравинский И., Хроника моей 'жизни' Л., 1963; Beaumont С., Michel Fokine and his bal-lets, L., 1935. p д

ФОКИН, Николай Сергеевич [р. 6(19). XII. 1912 j- укр. сов. артист оперы (лирич. тенор). Нар. арт. УССР (1960). Чл. Коммунистич. партии с 1953. Окончил Киевскую консерваторию в 1946. С 1937 работал на Киевском радио; в 1938-41 - солист оперной студии Киевской консерватории; в 1941-45 - Ансамбля песни и танца Киевского военного округа; в 19461948-Ансамбля красноармейской песни и пляски сов. войск в Германии. В 1948-54 - солист Львовского т-ра оперы и балета, с 1954 - Т-ра оперы и балета им. Шевченко.

Партии: Альфред, Герцог; Ромео ("Ромео и Джульетта" Гуно), Альмавива, Ленский; Юродивый ("Борис Годунов"), Петро ("Наталка-Полтавка" Лысенко), Люченцио ("Укрощение строптивой" Шебалина), Сергей Тюленин ("Молодая гвардия" Мейтуса) и др.

Выступает в концертах как исполнитель камерных вок. произв. и укр. нар. песен. С. 3.

ФОКУСНИК (от нем. Hokuspokus - фокус) -артист цирка или эстрады, демонстрирующий появление, исчезновение, превращение разл. предметов. Номера Ф. строятся на быстрых, точных, незаметных движениях. Ф. называют также манипулятором, санжи-ровщиком, престидижитатором. Др. вид Ф.иллюзионисты, применяющие сложные механизмы, крупную аппаратуру, широко использующие для обмана зрения законы оптики (свет, цвет, зеркала), химию, электричество. Номера иллюзионистов превращаются порой в целую программу с большим числом участников, использованием балета, дрессированных животных, нарядных костюмов, фейерверков, с включением театрализованных сценок. Ф. строит свои трюки на уч„те психологии публики, в частности на умении отвлечь е„ внимание в нужный момент. Среди сов. Ф.-Э. Т. Кио, Д. Читашвили, А. Ако-пян, А. Фурманов, 3. А. Тарасова, А. Г. Шаг, А. Г. и Р. М. Сокол, П. Нассо. Среди Ф. за рубежом - Бу-ден, Кефало Данте Каланаг.

Лит.: К и о. Фокусы и фокусники, М., 1958; В а д и-мов А., Искусство фокуса, М., 1959. j[f g

ФОЛ‚СКУ(Ро1е8си), Джордже (17.IX.1884- 17.XL 1939) - рум. артист оперы (бас). В 1910 окончил Бухарестскую консерваторию. В 1909-39 - солист, в 1924-31 - председатель об-ва "Кармен" в Бухаресте. В 19.11 дебютировал на сцене Брашовского т-ра. В 1914 стал одним из создателей "Студенч. оперы", а в 1919-"Рум. оперы". Был солистом Бухарестского т-ра оперы и балета. Выступал на гастролях во Франции, Германии, Польше. Обладал сильным и высоким басом красивого тембра, драматич. дарованием.

Партии: Драгош ("Трагическая свадьба" Катарджи), Ион, Иеромонах ("Напастью, "Константин Брынковяну" Дрэгоя), Постум ("Бландузийский источник" Космовича), Борис Годунов, Галипкий, Дон Базилио; Мефистофель (о. п. Бойто, "Фауст"), Нилаканта ("Лакме"), Фальстаф (о. п. Верди), Лепорелло, Зарастро, Осмин ("Дон Жуан", "Волшебная флейта", "Похищение из сераля" Моцарта), Рокко ("Фиделио" Бетховена) и др.

Профессор Бухарестской консерватории (1924-28, 1930-34).

Лит.: Colfescu A., George Polescu, "Muzica", Вис., 1958, JMs 3; G o s m a V., 25 de ani de la moartea lui Gheorghe Folescu, там же" 1964э JSTs 12. А. Цв"

"ФОЛЬКСБЮНЕ" (нем. Volksbuhne - народная сцена) - нем. театр. общество. Осн. в 1890 в Берлине литератором Б. Вилле под назв. "Фрейе фольксбюне" ("Свободная народная сцена"). Провозгласив своим лозунгом "искусство для народа", общество сочетало практику рабочих т-ров и нар. ун-тов. Для членов-пайщиков из среды рабочих, ремесленников и мелкой буржуазии устраивались театр. представления (по сниженным ценам) силами актеров разл. берлинских т-ров (сначала по воскресеньям, затем в будни). Ставились пьесы классич. репертуара (Шекспир, Шиллер, Г. Э. Лессинг, В. Г„те, Гоголь) и совр. пьесы, содержащие элементы социального протеста (Г. Ибсен, Г. Гауптман, Л. Н. Толстой). Об-во организовывало также муз. и лит. вечера, популярные лекции по вопросам иск-ва. Усиление влияния с.-д. партии на деятельность "Ф." способствовало процессу идейной дифференциации среди е„ членов. В 1892 Вилле вышел из союза и основал "Новую свободную народную сцену" (Neue Freie Volksbuhne), а "Ф." возглавили сначала выдающийся деятель герм. рабочего движения Ф. Меринг, позже К. Шмидт. В 1913 обе группы объединились вновь и в 1914 открыли в рабочем квартале Берлина т-р "Народная сцена", работавший на средства пайщиков. По примеру берлинского об-ва возникли подобные организации и в др. городах Германии. На основе их в 1920 было создано объединение об-в "Ф.".

Распространение оппортунистич. течений в германской с.-д. партии привело "Ф." к компромиссу с бурж. иск-вом. Против мелкобурж. влияния в союзах "Ф." активно боролась молод„жная оппозиция, сформировавшаяся внутри объединения (20-е гг.). В период господства фашистов (1933-45) объединение было ликвидировано.

В ГДР объединение "Ф." вновь учреждено в 1947. Его деятельность была направлена на укрепление экономич. базы гос. и коммунальных т-ров, ставших подлинными очагами нар. культуры. После выполнения этой задачи объединение "Ф." в 1953 было распущено. В ФРГ общества "Свободной нар. сцены" существуют, но т-ры по своему характеру не отличаются от обычных коммерческих.

"ФОЛЬКСОПЕР" (нем. Volksoper - народная опера) - оперный т-р в Вене (Австрия). Открыт в 1904 как частный оперный т-р Р. Симонса. Дириж„ры - А. фон Цемлинский (1906-08), Ф. Вейнгартнер (с 1919), Ф. Штидри (с 1924), затем Л. Блех. В репертуаре т-ра- оперы Р. Вагнера, Дж. Верди, Дж. Пуччини, Ю. Битне-ра, В. Кинцля, Р. Штрауса. В 1924 в т-ре была пост. опера Ш„нберга "Счастливая рука". В 1929-31 здесь работала драматич. труппа, в 1931 снова оперная, названная "Оперный т-р города Вены". Среди солистов т-ра: Г. Гроб, X. Херц, Г. Этти, Л. Велич. Дириж„р - Р. Колиско. В репертуаре - оперы нем. и итал. композиторов, классич. оперетты. Осенью 1944 т-р был закрыт, а в 1945 снова начал функционировать. С 1950 т-р стал второй сценой Венской гос. оперы (Staatsoper in der Volksoper). Руководитель -X. Юх. В репертуаре т-ра: "Свадьба Фигаро", "Богема" (1945); "Бал-маскарад" Верди, "Багдадский цирюльник" Корне-лиуса, "Джанни Скикки" Пуччини (1946); "Цыганский барон", "Летучая мышь", "Ночь в Венеции" И. Штрауса (1948), "Нищий студент" Милл„кера (1949), "Бер-науэрин" Орфа, "Святая с Бликер стрит" Менотти, "Новости дня" Хиндемита (1955), оперетты Ж. Оффен-баха, Ф. Легара, Л. Фалля и др. С 1955 гл. дириж„р т-ра - Ф. Зальмхофер.

Лит.: G i е l e r E., Die Geschichte der Volksoper in Wien von Rainer-Simmons bis 1945, W., 1961. Ал, М.

"ФОЛЬКСШТЮК" (Volksstuck) - жанр нем. драматургии; пьесы на сюжет из нар. жизни. Часто носят гротескно-комический или сатирич. характер.

"Ф." обычно исполнен юмора, жизне утверждения, изобилует нар/танцами, комич. ситуациями. Большинство этих пьес тесно связано с традициями областнической лит-ры. В 18-19 вв. получил особое распространение в юж. Германии (Мюнхен) и Австрии (Вена). Различаются анонимные "Ф.", ставившиеся непрофессиональными актерами, и литературные драмы, ставившиеся на проф. сцене, гл. обр. небольшими т-рами предместий. "Ф." писали австрийские драматурги И. Страницкий, И. Н. Нестрой, Л. Анцен-грубер. В 20 в. мастер "Ф."-нем. драматург К. Цук-майер.

Лит.: N a d l e r J., Das osterreichische Volksstuck, Baden, 1922; R o m те 1 0., Die Alt-Wiener Volkskomodie. Ihre Geschichte ... bis zum Tode Nestroys, W., 1952; R e u s-chel K., Das deutsche Volksschauspiel, Bielefeld, 1922;

Schmidt L., Das deutsche Volksschauspiel. In zeitgenossischen Zeugnissen vom Humanismus bis zur Gegenwart, B., 1954; его же, Volksschauspiel, W., 1957. Harn. B.

ФОМИН, Евстигней Ипатович [5 (16).VIII.1761- конец апреля (ст. ст.) 1800] - рус. композитор, один из создателей рус. оперы. В 1767-82 учился в петерб. Академии художеств (с 1776 в муз. классах). Был послан в Италию (1782-85), занимался у Дж. Мартини и С. Маттеи в Болонской филармонич. академии, членом к-рой был избран в 1785. Ф.- крупнейший рус. оперный композитор конца 18 в. Его опера "Ямщики на подставе" ("Игрище невзначай", 1787) - вершина рус. песенной оперы. Возвышенным трагизмом отличается мелодрама Ф. "Орфей" на текст Я. Б. Княжнина (1792, пост. 1800, обе в Петербурге). Ф.- автор оперы-балета "Новгородский богатырь Боеславич" (1786, Эрмитажный т-р, там же), комич. опер - "Американцы" (1788, пост. 1800, Каменный т-р, там же) на текст И. А. Крылова и "Золотое яблоко" (1803, Петербург), хора к трагедии "Яро полк и Олег" В. А. Озерова (1798). Музыка его опер -"Вечеринки, или Гадай, гадай, девица" (соч. 1788), "Колдун, ворожея и сваха" (соч. 1791), "Клоридаи Милон" не сохранилась.

Лит.: Финагин А. В., Евстигней Фомин..., в сб.:

Музыка и музыкальный быт старой России, т. 1, Л., 1927;

Доброхотов Б., Е. И. Фомин, М.-Л., 1949.

В. Бр.

ФОНВИЗИН, Денис Иванович [3 (14). IV. 1745, Москва,- l (12). XI 1.1792, Петербург] - русский драматург. Род. в дворянской семье. В 1755 поступил в гимназию при Московском университете, откуда в 1760 был перевед„н на философский ф-т Ун-та. В нач. 60-х гг. служил секретар„м кабинет-министра И. П. Елагина. Тогда же началась публицистич. и лит. деятельность Ф. Он становится одним' из крупнейших рус. просветителей 2-й пол. 18 в. Гневно, со злой саркастической иронией изобличал Ф. деспотизм и беззаконие, царящие в России. С 1769 был секретар„м Н. И. Панина, возглавлявшего комиссию иностранных дел.

Первый драм. опыт Ф.- перевод трагедии Вольтера "Альзира, или Американцы" (1762). В 1764 Ф. написал комедию в стихах "Корион", представлявшую собой переделку "на рус. нравы" франц. драмы "Сидней" Гресси. Вскоре Ф. обратился к созданию рус. нац. комедии, написав в конце в0-х гг. пьесу "Бригадир". Здесь изображался рус. быт; типы петиметра Иванушки и пустой щеголихи-советницы были хорошо знакомы рус. читателю и зрителю. Автор обличал жестокость, тупоумие, дикость нравов провинциальных помещиков. Большой силы реалистич. обобщения достиг автор в образах Бригадира, Бригадирши и Советника. Конфликт пьесы строился на столкновении помещиков-крепостников с молодыми деятелями дворянского просвещения России. Написанная с соблюдением классицистских правил (единство места, времени и действия, резкое деление героев на положительных и отрицательных и т. д.), комедия эта благодаря живому, подлинно разговорному языку, жизненности образов стала новшеством на рус. сцене не только по сравнению с классицистскими комедиями А. П. Сумарокова, но и с сентименталистскими пьесами В. И. Лукина. Впервые пост. в 1780 в Петербурге в Вольном российском т-ре Книпера на Царицыном Лугу пьеса "Бригадир" долгое время не сходила со сцены рус. т-ра.

В 1781 Ф. написал комедию "Недоросль", к-рая заняла первое место в рус. сатирич. лит-ре екатерининского времени. Проблема воспитания молодого поколения рус. дворянства, поставленная в центре пьесы, привлекала рус. просветителей 18 в. Однако содержание комедии выходило за пределы этого вопроса. В ней Ф. затронул важнейшие социально-поли-тич. проблемы своего времени, выступил обличителем жесто костей и беззакония крепостного права, призывал к ограничению власти помещиков над крестьянами. В образах Простаковой, Скотинина, Митрофанушки отражены типич. черты "злонравных" помещиков, те обществ, пороки, против к-рых боролся Ф. Мн. имена персонажей комедии (Митрофанушка, Скотинин и др.) вскоре стали нарицательными. Помещикам-самодурам в "Недоросле" противостоят образы Правдина, Стародума, Милона - носителей прогрессивных просветительских идей.

Творчество Ф. развивалось в рамках классицизма, но именно он сделал в рус. лит-ре первый шаг на пути создания реалистич. драмы. Несмотря на то, что в "Недоросле" (так же, как и в "Бригадире") соблюдены ком-позиц. правила классицистской комедии, эта пьеса по своей внутр. сути "взрывала" идейно-художеств. принципы классицизма: е„ герои - не отвлеч„нные носители идей, а живые люди, поставленные в конкретную бытовую среду, их язык строго индивидуализирован. Появление комедии стало важнейшим событием в рус. художеств. и обществ, жизни. Гоголь видел в "Недоросле" образец истинно общественной комедии, Пушкин называл эту пьесу "народной сатирой". Первая пост. "Недоросля" состоялась 24 сент. 1782 в Петербурге на сцене Вольного российского т-ра Книпера на Царицыном Лугу в бенефис И. А. Дмитревского (исполнял роль Стародума; Правдин - Плавильщиков, в пост. принимал участие автор). В Москве эта пьеса пост. в 1783 (Стародум - Померанцев). Оба спектакля имели большой успех. Последняя пьеса Ф.- "Выбор гуверн„ра", посвящ„нная воспитанию молодого дворянства, в идейно-художеств. отношении значительно уступает "Бригадиру" и "Недорослю".

Ф. оказал огромное влияние на рус. т-р и драматургию. "В его лице,отмечал Белинский,- русская литература как будто даже преждевременно сделала огромный шаг к сближению с действительностью..." (Полн. собр. соч., т. 10, 1956, с. 11). Ф. "...была начата,- писал Горький,великолепнейшая и, может быть, наиболее социально-плодотворная линия русской литературы - линия обличительно-реалистическая" ("История рус. лит-ры", см. Архив А.М.Горького, т. 1, 1939, с. 25). Традиции Ф. были продолжены в последующее время Н. В. Гоголем и М.Е.Салтыковым-Щедриным.

Соч.: Сочинения, письма и избранные переводы, СПБ, 1866; Первое полн. собр. соч. как оригинальных, так и переводных, М., 1888.

Лит.: Тихонравов Н.С., Материалы для полного собрания сочинений Д. И. Фонвизина, СПБ, 1894; В язсмский П. А., Фон-Визин, СПБ. 1848; Ключевский В. О., "Недоросль" Фонвизина (опыт исторического объяснения учебной пьесы). Собр. соч., т. 8, М., 1959;

Асеев' Б. Н., Возникновение русской реалистической драмы. Д. И. Фонвизин, в его кн.: Русский драматический театр XVII-XVIII веков, М., 1958; Всеволодский-Гернгросс В. Н., Русский театр второй половины XVIII века, М., 1960, с. 201-226; Благой Д. Д., Д. И. Фонвизин, М., 1945; Б е р к о в П. Н., Театр Фонвизина и русская культура, в сб.: Русские классики и театр. Л.-М., 1947; Макогоненко Г. П., Денис Фонвизин, М.-Л., 1961. ' Д, А*л., И. Рос.

ФОНТАНН (Fontanne), Линн (р. 6.ХП.1887) - амер. актриса. В 1905 дебютировала в т-ре "Друри-Лейн" в пантомиме "Золушка". Затем играла в разл. т-рах Англии. В 1910 впервые выступила в Нью-Йорке. В 1916 вторично приехала в США, играла в труппе Л. Тейлор и др. т-рах США. В 1922 вышла замуж за актера А. Ланта, к-рый стал е„ партн„ром. Особое значение имела деятельность Ф. в т-ре "Гилд" (1924- 1929), где она и Лант были ведущими актерами постоянной труппы. В этом т-ре Ф. играла роли: Актриса ("Гвардеец" Мольнара, 1924), Раина и Элиза ("Оружие и человек", 1925, и "Пигмалион", 1926, Шоу), Гру-шенька ("Братья Карамазовы" по Достоевскому,

1927), Нина Лидс ("Странная интерлюдия" О' Нила,

1928). После ухода из т-ра "Гилд" Ф. и Лант стали популярными актерами Бродвея. С успехом играли в л„гких совр. комедиях С. Бермана, Т. Реттигена, Н. Коуарда; игра их отличалась элегантностью, остротой, высоким мастерством. Ф. выступала и в т-ре "Гилд". Роли: Катарина ("Укрощение строптивой", 1935); Ирена ("Восторг идиота" Шервуда, 1936), Алк-мена ("Амфитрион 38" Жироду, 1937), Аркадина ("Чайка", 1938); Миранда ("Не будет ночи" Андерсена, 1940).

В 1958 т-р "Глобус" в Нью-Йорке был переименован вТ-р А. Ланта - Л. Фонтанн. В этом т-ре Ф. исполнила роль Клэр Цаханасян ("Визит пожилой дамы" Дюрренматта, 1958).

Лит.: Freedley G., The Lunts..., L., 1957. К. Г. фбНТЕЙН (Fonteyn), Маргот (наст. фам.- Х у-к е м; Hoockam) (p. 18.V.1919) - англ. артистка балета. Училась в студии С. Астафьевой в Лондоне и в школе "Сэдлерс-Уэллс". В 1933 впервые выступила в труппе "Вик-Уэллс балле". Вначале Ф. удавались партии, требующие отделки мелких партерных движений, лирич. окраски. Начиная с 50-х гг. танец Ф. обр„л большую свободу и широту. Исполнительница стала стремиться к глубоким муз.-сценич. образам. Особое влияние оказало на Ф. иск-во Г. С. Улановой

(гастроли балета Большого т-ра в Лондоне, 1956). Лучшая партия Ф.Аврора (1946). Особой выразительностью отличалось исполнение партий Ундины (о. п. Хенце, 1958), Маргариты ("Маргарита и Арман" на муз. Листа, 1963), Джульетты (1965), в .к-рых Ф. передавала средствами танца сложные оттенки человеческой психологии. С 1954 - президент Королевской академии танца. В 1956 ей присвоено поч„тное звание "Дейм". В 1961 приезжала на гастроли в Москву и Ленинград с труппой Королевский балет (исполнила партии Ундины, Жар-Птицы).

Партии: Одетта-Одиллия, Жизель; Сванильда ("Коп-пелия"). Балерина (в балетах "Балле империаль" на муз. Чайковского, "Симфонические вариации" на муз. Франка, "Петрушка" Стравинского), Хлоя ("Дафнис и Хлоя" Равеля), Невеста ("Поцелуй феи" Стравинского), Пери (о. п. Дюка),' Золушка; Жар-Птица (о. п. Стравинского), Сильфида ("Шопениана"), Жена мельника ("Треуголка" де Фальи) и др.

Лит.: Fisher П., Margot Fonteyn, L., 1953 ("Dancers of today", series ј 1); M o n a h a n J., M. Fonteyn, L., 1957; Money K., The art of Margot Fonteyn, N. Y., 1966. Ham. P.

ФОР (Faure), Жан Батист (15.1.1830-9.XI.1914) - франц. артист оперы (баритон). Окончил Парижскую консерваторию в 1852. В 1852-60-солист т-ра "Опера комик"; в 1861-76 - т-ра "Гранд-Опера". Ф.- первый исполнитель партий: Нелюско ("Африканка", 1865; эта партия была соч. Мейербером специально для Ф.), Гамлет (о. п. Тома, 1868), Паддок ("Кубок Фульского короля" Диаса, 1873) и др. Гастролировал в Лондоне, Брюсселе, Берлине и др. городах Европы.

Партии: Маркиз Поза ("Дон Карлос" Верди), Мефистофель ("Фауст" Гуно), Яго ("Отелло" Россини), Дон Жуан (о. п. Моцарта) и др.

В 1857-60- проф. Парижской, с 1871 - инспектор пения Брюссельской консерватории. Написал книги по вок. иск-ву. Автор песен, изданных в 4 тетрадях.

Соч.: La voix et le chant: traite pratique, P., 1886;

Aux jeunes chanteurs, P., 1898.

Лит.: Curzon H. de, Croquis d'artistes, P., 1898. Вл. О.

ФОР (Fort), Поль (1.11.1872 - апрель 1960) - франц. поэт, драматург, театр. деятель. Представитель младшего поколения фрвнц. символистов; испытал влияние С. Малларме, П. Верлена, Ж. Мореаса. Ф. выступал против мещанской бульварной драматургии и т-ра, против натурализма в театр. иск-ве. Эти взгляды он изложил в манифесте, изданном при открытии "Театра o'ap" ("Художественный театр"), созданного им в 1890 в Париже. В своей творч. практике в этом т-ре Ф. поэтизировал упадочные настроения, характерные для "конца века", утверждал уход от действительности, сценические образы, являющиеся "символами вечных ценностей". Художеств. взгляды Ф. отражали эстетику символистского т-ра раннего периода его развития. Ф.- автор пьес: "Маленькое животное" (1890, "Т-р д'ар"), "Людовик XI, занятный человек" (1921, т-р "Одеон"), "Приятели короля Луи" (1926, т-р "Комеди Франсез"), "Золото" (1927, "Одеон") и др.

Лит.: Гвоздев А. А., Западноевропейский театр на рубеже XIX и XX ст., Л.- М., 1939; К n о w I e s D., La reaction idealiste au theatre depuis 1890, P., 1934. A. Я.

ФОРА (итал. fora и fiori - вне, вперед, наружу) - в итальянском театре возглас одобрения с требованием повторения (то же, что бис).

ФОРБС - РОБЕРТСОН ( Forbes-Robertson), Джон-стон (16.1.1853-6.XI.1937) - англ. актер и антрепрен„р.В 1874 дебютировал в т-ре "Принсесс" (Лондон). Затем гастролировал с,Э. Терри. Играл в разл. лондонских т-рах, в т. ч. в труппе Банкрофтов. Первый крупный успехроль Данстэна Реншоу в пьесе Пинеро "Беспутный" (т-р "Гаррик"). В 1895 был одним из руководителей т-ра "Лицеум", где пост.: "Ромео и Джульетта" Шекспира (1895), "intona злословия" Шеридана (1806), "Гамлет" (1897), Жкбет" (1898). Партн„ршей Ф.-Р. в этих спектаклях была Патрик Кэмп-белл. Театр. критика считала Ф.-Р. лучшим Гамлетом и Ромео своего времени. Образы, созданные актером, отражали конфликты совр. ему эпохи. Иск-во Ф.-Р. сочетало эмоциональность и мастерство. В своих пост. уделял много внимания точности историч. атмосферы, цветовой гамме, костюмам, муз. оформлению спектакля. В 1898 гастролировал в Берлине. В том же году играл вместе с Кэмпбелл в Т-ре принца Уэльского, где пост. пьесу "Пелеас и Мелисанда" Метерлинка (исполнял роль Голо). Часто гастролировал в США. Был награжд„н титулом Кавалера Британской империи (1913). После 1915 уш„л со сцены (выступал эпизодически). Снимался в кино.

Соч.: A player under three reigns, L., 1925. Лит.: Бернард Шоу о драме и театре. М., 1963; Scott С., Some notable Hamlets of the present time..., L., 1900, p. 119-43; Agate J.. Those were the nights, L., 1947, p. 66-71 (Forbes-Robertson-Hamlet); I rv i n g L., Henry Irving..., L., 1951; Joseph В., The tragic actor, [L. 1959], p. 360-97. ф f{

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница