Наши партнеры

Драгон мани официальное зеркало лучших игр в 2024 году.
Electra Style Магазин женской одежды Вологда.
запорная арматура

Театральная энциклопедия
(страница 448)


ФАРЕАШ (Farkas), Ференц (р. 15.XII.1905) - венг. композитор, педагог. В 1927 закончил Муз. академию в Будапеште у Л. Вейнера и А. Шиклоша, совершенствовался в Риме у О. Респиги (1929-31). Ф. автор балетов: "Три бродяги" (соч. 1932), "Хитрые студенты" (1949, Венг. гос. оперный т-р, Будапешт); комич. опер: "Волшебный шкаф" (1942, там же), "Милый Палко" на сюжет легенды о нар. мстителях, борцах за независимость Венгрии против австрийских магнатов в нач. 18 в. (1950, Венг. оперный т-р; пост. в СССР и Болгарии под назв. "Орлиные перья", в ГДР - под назв. "Смелые сердца Венгрии"); музыки к театр. пост. и фильмам. Творчество Ф. основано на венг. фольклоре. В своих произв. композитор сохраняет непосредственность и прелесть венгерских мелодий. С 1935 - проф. Высшей муз. школы в Будапеште, с 1941 - проф. консерватории в Ко-лошваре (с 1943 - директор). Автор муз.-теоретич. пособий. Пр. Кошута и Эркеля (1960). А. Ив.

ФАРКЕР (Farquhar), Джордж (1678-29.IV.1707)- англ. драматург. Был актером, затем офицером. Ф.- представитель предпросветптельской комедии нравов. Первая пьеса "Любовь и бутылка" (1698, т-р "Друри-Лейн"), написанная в традициях комедии эпохи Реставрации, принесла автору успех, закрепл„нный затем комедией "Верная супружеская чета" (1699, там же) и е„ продолжением "Сэр Гарри Уайлдер" (1701). Пьеса "Близнецы-соперники" (1702) близка сентиментально-нравоучительным комедиям Р. Стпла. Комедия "Непостоянный" (1702) - переделка комедии Ф. Бомонта и Дж. Флетчера. В 1704 в т-ре "Линкольне инн фплдс" пост. фарс "Почтовая карета". Наибольшее значение имели две пьесы Ф.-"Офицер-вербовщик" (1706, "Друри-Лейн") и "Хитрый план щеголей" (1707, т-р "Хеймаркет"). Первая - блестящий образец по-литич. и социальной сатиры, вторая - одна из лучших комедий нравов 18 в., отличается острыми комедийными ситуациями, точно выписанными картинами провинциальной жизни, реалистич. обрисовкой характеров. Имена нек-рых действующих лиц этой комедии стали нарицательными. Творчество Ф. способствовало утверждению демократич. направления в англ. т-ре и лит-ре.

Соч.: The dramatic works of George Farquhar, v. 1-2, L., 1892.

Лит.: H o t s o n J. L., The Commonwealth and Restoration stage, Cambr. (Mass.), 1928; С о n n e 1 y W., Young George Farquhar, L., 1949. Ю. К.

ФАРНЕЗЕ ТЕАТР (Teatro Farnese) - итал. театр. Здание построено в Парме в 1618-19 во дворце герцога Рануччо I Фарнезе ди Порто по проекту выдающегося арх. Дж. Б. Алеотти. Прямоугольный зал дворца (длина 87,22 м ширина 32,15 м, высота 22,67 м) раздел„н на две части - сцену-коробку с арьерсценой и зрительный зал на 4000 мест. Сцена (глубина 40, ширина 32,15 м, зеркало сцены 12мХ Xl2 м) была оснащена многопланными сменяющимися кулисами, что для 17 в. являлось технич. нововведением; портал сцены, украшенный колоннами, пилястрами, скульптурами в нишах, своей пышностью напоминал портал т-ра "Олимпико" (Виченца). Амфитеатр. состоящий из 14 рядов, построен на высоком цоколе в форме прямоугольника, заверш„нного полукружием. Орхестра была окружена балюстрадой на высоте первого ряда, к к-рому ведут 12 ступеней. Позади амфитеатра расположены 2 яруса арок с ложами в первом ярусе и галереей во втором. Т-р был открыт в 1628 в честь бракосочетания Одоардо Фарнезе с Маргаритой Тосканской. В 17-18 вв. здесь устраивались театр. представления (во время свадебных празднеств). В 19 в. в здании дворца находились музей древностей, библиотека и картинная галерея. В 1944 Ф. т. разрушен во время бомбардировки города. Принципы устройства Ф. т. были использованы в проектах "Большого драматич. т-ра" (Берлин, 1919, арх. Г. П„льциг), "Муниципального аудиториума" (г. Сент-Луис, США, 1934, арх. К. Говард Кран).

Лит.: Лук омский Г. К., Античные театры и традиции в истории эволюции театрального здания, т. 1, СПБ, 1913; Проблемы архитектуры, т. 2. кн. 2, M., 1937; Baedeker К., Italie septentrionale. P., 1908 (48. Parme, p. 323-29). В. Мюл.

ФАРРАР (Farrar), Джерал-дин (р. 28.II.1882) - амер. артистка оперы (лирич. сопрано). С 14 лет выступала в концертах (Мелроз и Бостон). С 1889 занималась пением в Париже у Трабаделло, в 1901- 1903- в Берлине у Л. Леман. В 1901 дебютировала в Берлинской опере, где работала до 1904; в 1904-06 пела вместе с Э. Карузо и Ф. И. Шаляпиным в Монте-Карло. С 1906 Ф.- солистка т-ра "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк), с к-рым в дальнейшем связана вся е„ творч. жизнь. Оставила сцену в 1922, выступала в концертах до 1931.

Ф.- выдающаяся певица 20 в. Голос е„ отличался красотой, пластичностью и чистотой звука. Обладала драматическим дарованием. Прославилась трактовкой партий в операх франц. и итал. композиторов.

Лучшие партии? Мими. Чио-Чио-сан, Тоска; Заза (о. п. Леонкавалло).

Др. партии: Маргарита, Джульетта ("Фауст", "Ромео и Джульетта" Гуно), Май он (о. п. Массне), Анджелика ("Сестра Анджелика" Пуччини, участвовала в междунар. премьере этой оперы, 1918). Снималась в кино. ?c. T

ФАРС (франц. farce, от лат. farcio - начиняю: средневековые мистерии "начинялись" комедийными вставками) - вид нар. т-ра, получивший распространение в 14-16 вв. в большинстве зап.-европ. стран. Связанный в своих истоках с нар. обрядами и играми, Ф. имел в каждой стране национально своеобразный характер. Один из путей формирования Ф.- проникновение комедийно-бытовых элементов в ми-стериальное представление (см. Мистерия). Одновременно Ф. складывался как самостоят, жанр, составляя наряду с моралите и соти репертуар театр. объединений горожан: камер риторов, "братства, шутовских обществ. Демократич., массовый площадной жанр Ф. отличался жизнерадостным вольнодумством нар. иск-ва, реалистич. конкретностью в воспроизведении жизненных явлений. Образы-маски Ф. (врач-шарлатан, уч„ный-педант, сварливая жена и т. д.), лиш„нные индивидуального начала, представляли собой первую попытку создания социальных типов. В Ф. грубовато, но весело изображались семейные неурядицы, осмеивались глупость, хвастовство, широко использовались при„мы внешнего комизма (драки, перебранки и т. п.). Ф. были насыщены буффонадой, исполнены презрения к высшим сословиям и феодально-религиозной морали; в них резко обличалась феодальная военщина, распутство монахов, мошенничество чиновников, сочувственно изображался простой люд. Но в то же время в рядеФ. отч„тливо проявились черты бюргерской идеологии - циничное прославление плутовства, бюргерской деловой изворотливости, насмешливо-недоброжелательное отношение к крестьянам.

Наибольшую известность получили франц. Ф.- "Лохань", цикл Ф. об адвокате Патлене и др. Традиции нар. Ф. оказали большое влияние на развитие демо-кратнч. направления во франц. актерском иск-ве (Табарен, Гро-Гильом, Готье-Гаргиль, Тюрлюпен и др.), на творчество Мольера. Традиции итал. Ф. стали основой итал. комедии делъ арте\ англ. Ф. (интерлюдия) наш„л претворение в комедиях Шекспира; исп. Ф.- в одноактных пьесах (пасос) Л. де Руэды, в интермедиях М. Сервантеса; нем.Ф.-фастнахтшппль- получил лит. воплощение в творчестве Г. Сакса. При„мы фарсовой буффонады сохранились в цирковой клоунаде.

В 19-20 вв. Ф. чаще всего не связан с нар. традицией. Это жанр бурж. коммерч. т-ра - развлекат. комедии; построенные на чисто внешних комич. при„мах. Однако фарсовая буффонада окрашивает мн. остро сатирич. произведения. Это особенно проявилось во франц. драматургии ("Король Убю" Жаррп, 1896, "Кнок" Ромена, 1923, "Топаз" Паньоля, 1928, и мн. др.). Немецкое народное фарсовое искусство оживает в пьесах Б. Брехта "Швейк во второй мировой войне" (1943), "Господин Пунтила и его слуга Мат-ти" (1948).

Лит.: История западноевропейского театра, под общ. ред. С. С. Мокульского, т. 1, М., 1956; История французской литературы с древнейших времен до революции 1789 г., т. 1, М.-Л., 1946; Три фарса об адвокате Пателене.М., 1951;

Petit de Julleville L., Histoire du theatre en France au Moyen age, pt. 2. Les comediens, P., 1885.

ФАСТНАХТШПИЛЬ (нем. Fastnachtspiel, букв.- масленичная игра, от Fastnacht - масленица и Spiel-игра) - часть карнавальных представлений 14-15 вв. От Ф. бер„т сво„ начало фарс 16 в. Ф. основан на принципе пародийности, осмеяния. Первоначально представлял собой бытовую сценку, обычно анекдотич. характера. В 15-16 вв. Ф. подвергся лит. обработке, тематика его расширилась, использовались сюжеты античной и рыцарской лит-ры, шванков. В период Реформации Ф. отражал политич. и религиозную борьбу того времени. Наиболее интересные Ф. исполнены жизнеутверждающего юмора, протеста против феодализма, проникнуты антиклерикальным духом. Однако в Ф. проявилась также и ограниченность бюргерской идеологии, Ф. часто высмеивали крестьянскую бедноту. Авторами многих Ф. были мейстерзингеры, ремесленники по профессии,- Г. Розенплют, Р. Гольц, а также глава мейстерзингеров Ганс Сакс, написавший Ф. "Странствующий школяр в раю", "Горячее железо" и др. Острая сатирпчность и демократизм Ф. вызывали протест феодалов и церкви. В 1539 нюрнбергские власти запретили карнавальные процессии и входившие в них Ф.

Лит.: Мокульский С. (сост.), Хрестоматия по истории западноевропейского театра, т. l, M., 1953; Lier L., Studien zur Geschichte der Nurnberger Fastnachtspiels, Nurnberg, 1889.

ФАСУЛАДЖЯН (П а п а 3 я н), Пайцар (1842- 1911) - арм. актриса. Сценич. деятельность начала в Константинополе в 1861. Работала в труппах под рук. А. Вардовяна, М. Мнакяна и своего мужа Т. Фа-суладжяна. С труппой Фасуладжяна гастролировала в Закавказье, России, Турции, Болгарии, Румынии. Автор пьесы "Сводница". В основном выступала в мелодраме.

Лучшие роли: Катрин Говард (о. п. Дюма-отца), Перние ("Парижские тайны" по Э. Сю), Амалия ("Сестра Тереза" Камолетти). Б. А.

ФАСУЛАДЖЯН, Товмас (1843-1903) - арм. актер, режиссер, драматург, театр. деятель. Сценич. деятельность начал в 1858 в Константинополе. Способствовал формированию проф. арм. т-ра в Константинополе (1861). Был одним из ведущих актеров и режиссером "Аревелян татрон" ("Восточный театр"). Организовывал театр. труппы, к-рые гастролировали по городам Турции, Закавказья, Сев. Кавказа, Болгарии, Румынии. Воспитал группу арм. актеров. Автор пьес "Чудо, или Деревянный меч", "Сын слепого", "Мы оба голодные, мы оба без денег". Как актер Ф. был близок романтич. направлению. Выступал в зап.-европ. мелодрамах, историч. трагедиях, комедиях.

Роли: Аршак II (о. п. Галфаяна), Ерванд ("Сандухт" Тер-зяна). Гарпагон, Тартюф; Бландраз ("Парижские тайны" по Э. Сю), Жорж ("Жизнь игрока" Дюканжа) и др. Б. А.

ФАТ (франц. fat, от лат. fatuus - глупый) - актерское амплуа: роли эффектных, самовлюбл„нных и ограниченных людей (преим. молодых): Дульчин ("Последняя жертва"), Миловзоров ("Без вины виноватые") и пр.

ФАТАЛИЕВ, Эйюб Джафар оглы (р. 7.XI. 1925) - азерб. сов. театр. художник. Засл. деятель иск-в Азерб. ССР (1964). Окончил Художественное уч-ще в Баку и Моск. художественный ин-т им. Сурикова (1952). В 1944-46 работал в Баку, в 1952-54- в Большом т-ре под рук. В. Ф. Рындина. В 1955- 1956 - художник, с 1957 - гл. художник Азерб. т-ра оперы и балета им. М. Ф. Ахундова. Работы Ф. отличаются национальным колоритом, яркой образностью, строгостью в отборе изобразительных средств. Среди работ Ф. "Асли и Керем" Уз. Гаджибекова, "Ашик Гариб" 3. Гаджибекова, "Даиси" Палиашвили, "Се-виль" Амирова, "Вагиф" Мустафаева, "Аида", "Демон", "Князь Игорь", "Борис Годунов"; балет "Гюлыпен" С. Гаджибекова. К. Кае.

ФАТУВЙЛЬ (Fatouville), Ноланде (1-я пол. 17 в.- 1715) - франц. драматург. Писал пьесы и небольшие сценки для итал. актера Дж. Д. Бьянколелли, а после его смерти (1688) - для его дочери К. Бьянколелли, выступавших в т-ре "Комеди Итальенн" в Париже. В лучших своих произв.сатирич. комедиях "Матрона Эфесская, или Арлекин Грапиньян" ("Арлекин-адвокат", 1682), "Банкрот" (1687) - высмеивал судейских чиновников, финансистов. Тип судьи-плута выведенный в "Арлекине Грапиньяне", стал во Фран ции нарицательным. Нек-рые пьесы Ф. представляли собой пародии на пьесы П. Корнеля, Ф. Кино ("Арлекин - император луны", 16S3, "Арлекпн-Яоон"). Последняя пьеса Ф. "Притворная невинность" ("Ложная скромница"), пост. в "Комеди Итальенн" в 1697, послужила причиной закрытия этого т-ра, т.к. под таким назв. существовал роман, в к-ром высмеивалась мор-ганатнч. жена короля г-жа Ментенон.

ФАТУЛЛАЕВ, Нусрет Мовсум оглы (р. 29.V. 1913) - азерб. сов. театр. художник. Нар. арт. Азерб. ССР (1949). Учился в азерб. художеств. техникуме (окончил в 1934), одновременно работал в Т-ре им. М. Азизбекова; с 1939 - гл. художник этого т-ра. Первая работа Ф.оформление спектакля "Гибель эскадры" (1934). К лучшим спектаклям Ф. относятся:

"Вагиф" (1938), "Ханлар" (1939), "Фархад и Ширин" (1941) С. Вургуна, "Алмас" (1959), "Невеста огня" (1960) Дж. Джабарлы, "Хаят" (1937), "Хороший человек" (1965) Ибрагимова, "Утро Востока" Мамедханлы (Гос. пр. СССР, 1948), "Отелло" (1949), "Зимняя сказка" (1955) Шекспира, "Орлеанская дева" Шиллера (1965), "С„з ярасы" Расулова (1966). Оформил спектакли и в др. т-рах. Работы Ф. отличаются яркостью, колоритностью, монументальностью художеств. решения спектакля. В. Над.

ФАТХУЛЛИН, Зиннат Равилович [р. 12 (25). IX. 1903] - узб. сов. писатель, драматург. Засл. деят. иск-в Узб. ССР (1960). Чл. Коммунистич. партии. Окончил пед. ин-т в Ташкенте, работал учителем. Дра-матургич. деятельность начал пьесой "Бутоны" (1928) о борьбе народа за новую, счастливую жизнь. Пьеса "Маска сорвана" (1932) показывает борьбу узб. народа против бурж.-националистич. идеологии, пьеса "Ор„л раздавлен" (1931) - борьбу с внутр. и внешними врагами Сов. власти. Пьесы "Независимость" (1933) и "Золотая осень" (1937) посв. хлопководам Узбекистана, "В дни испытаний" (1946) - героям Отечественной войны. Период борьбы за упрочение Сов. власти в Узбекистане отражает пьеса "Ценою жизни" (1957), написанная в соавторстве с Ш. Сагдуллой. Вопросы ирригации ставит пьеса "Кровь земли" (1963), комедия "Ласточка моей весны" (1964) показывает жизнь колхозников республики. Пьесы Ф. пост. в т-рах республики (узб. и рус.). Э. К.-Я.

"ФАУСТ" ("Faust") - опера Ш. Гуно, либр. Ж. Бар-бье и M. Kappe по драматич. поэме В. Г„те. Пост. 19 марта 1859, Париж, театр "Лирик" (Фауст - Барбо, Маргарита- Нарвало, Мефистофель - Баланке, Валентин - Рейнальд, Зибель - Февр, Марта - Дюкло). Затем опера обошла сцены мн. стран мира.

В России впервые шла в Петербурге в Итал. опере, дек. 18 63 (Фауст - Тамберлик, Маргарита - Барбо, Мефистофель - Эверарди). 15 сент. 1869 пост. в Мариинском т-ре, Петербург (Фауст - Комиссаржевский, Маргарита - Давыдова, Мефистофель-Кондратьев, Зибель - Лавровская, Валентин - Мельников, Марта - Леонова). Опера сохранялась постоянно в репертуаре петерб. и моек. т-ров. В 1914 пост. Т-ром муз. драмы, Петроград. 1

На сов. сцене пост. 25апр. 1918, Петроград, Мариинский т-р (дириж„р Коутс, пост. Палечек и Мельников, балетм. Иванов; Фауст - Пиотровский, Маргарита - Бронская, Мефистофель - Шаляпин, Валентин - Грохольский, Зибель - Павлинова). 27 окт. 1922, Петроград, Малый Оперный т-р (дириж„р Самосуд, пост. Феона). 5 апр. 1924, Москва, Большой т-р (дириж„р Пазовский, реж. Лосский, худ. Федоровский, балетм. Жуков; Фауст - Озеров, Маргарита - Держинская, Мефистофель - Ждановский). 29 марта 1949, там же (дириж„р Мелик-Пашаев, реж. Смолич, худ. Штоффер, балетм. Лавровский; Фауст - Козловский, Маргарита - Шпиллер, Мефистофель - А. Пирогов). 9 февр. 1961, там же (дириж„р Хайкин, реж.-пост. Р. Симонов, худ. Рындин, балетм. Лавровский). 8 апр. 1941 пост. Т-ром оперы и балета им. Кирова, Ленинград (дириж„р Ельцин, реж. Печковский, худ. Ходасевич, Басов, балетм. Чабу-киани). 5 нояб. 1949, там же (дириж„р Хайкин, реж. Смолич, худ. Ходасевич, балетм. Лавровский). Пост. в др. городах Сов. Союза: Ереван (1933, 1942, 1958), Ташкент

(1940), Харьков (1940). Рига (1948, 1960), Уфа (1950, 1962), Фрунзе (1952), Ашхабад (1953), Минск (1956), Одесса (1958), Горький (1960), Львов (1961), Ташкент (1962), Каунас (1964). Издания: "Ф."-клавир, P., Choudens, [s.d.];pyc. пер. Александрова, M., Юргенсон,[1879], и М., Гутхейль, [1900]; рус. пер. H. Калашникова, M., Музгиз, 1937, 1955. Я. Гр.

ФАЧЧО (Faccio), Франко (5. III. 1840- 21. VII. 1891) - итал. дириж„р и композитор. Учился в Миланской консерватории у С. Ронкетти-Мрнтевитти. В 1869-89 был дириж„ром т-ра "Ла Скала" (Милан). Ф.-один из крупнейших оперных дириж„ров 19 в., выдающийся интерпретатор оперных произв. Дж. Верди. Вершиной дириж„рской деятельности Ф. была пост. "Отелло" Верди (1887, т-р "Ла Скала") - первая пост. в Европе. Дирижировал первыми пост. опер в Италии- "Аида" (1872); "Искатели жемчуга" Визе (1886), "Ма-рнон Делорм" ГГонкьелли (1885), "Густав Ваза" Мар-кетти (1875), "Эдгар" Пуччини (1889) - все в т-ре "Ла 'Скала". Ф.- автор опер, в т. ч.: "Фламандские изгнанники" (1863, т-р "Ла Скала"), "Гамлет" (1865, т-р Карло Феличе, Генуя). Гастролировал как концертный дириж„р. В„л педагогич. деятельность в Миланской консерватории (1868-76).

Лит.: De Rensis R., F. Faccio e Verdi, Mil., 1934. Св. Г.

ФАЯЗОВ, Вахабджан Сабирович [р. 25.1Х(8.Х). 1912] - узб. сов. актер и режиссер. Нар. арт. Узб. ССР (1950). Чл. Коммуннстнч. партии с 1947. С 1932- актер Железнодорожного рабочего т-ра (Коканд); в 1933-34 - Кокандского т-ра им. Хамзы, с 1934 - Хорезмского обл. т-ра муз. драмы и комедии им. Огахи (Упгенч).

/Роли: Мулла Дуст ("Проделки Майсары" Хамзы), Фар-хад ("Фархад и Ширин" Хуршида по о. п. Навои, муз. Успенского), Меджнун ("Лейли и Меджнун" Хуршида по о. п. Навои, муз. Садыкова), Усман ("Разгром" Яшена), Тахир ("Тахир и Зухра" Абдуллы, муз. Джалилова), Хусейн Бай-кара ("Алишер Навои" Уйгуна и Султанова), Ташболта ("Влюбл„нный Ташболта" Гуляма, муз. Левиева) и др.

Пост.: "Проделки Майсары" Хамзы (1955), "Ш„лковое сюзане" Каххара (1952), "Коварство и любовь" (1954); "Му-кими" Абдуллы, муз. Джалилова и Мушеля (1955) и др.- все в Хорезмском т-ре. Снимался в кино.

ФЕВРАЛЬСКИЙ, Александр Вильямович [р. 20.11 (5. III). 1901 ] - рус. сов. театровед. Доктор искусствоведения (1962). Занимался в Гос. экспериментальных театр. мастерских под рук. В. Э. Мейерхольда. Лит. деятельность начал в 1919. Автор исследовательских и критич. работ о творчестве В. В. Маяковского и В. Э. Мейерхольда, о груз. и исп. т-ре и др.

С о ч.: 10 лет театра Мейерхольда, М.,1931; Маяковский- драматург, М.- Л., 1940; Театр им. Руставели, М., 1959;

Всеволод Мейерхольд, в сб.: В. Э. Мейерхольд, Тверь, 1923;

Сервантес - драматург, в кн.: Сервантес М., Интермедии, М.- Л., 1939; Драматургия Гарсиа Лорки, в кн.:

Гарсиа Лорка Ф., Кровавая свадьба, М.- Л., 1939;

Мистерия-Буфф, в сб.: Маяковский, Материалы и исследования, М., 1940; "Баня", в кн.: Владимир Маяковский, сб. 1, Л., 1940; Станиславский и Мейерхольд, в сб.: Тарусские страницы, Калуга, 1961; Прокофьев и Мейерхольд, в сб.:

Сергей Прокофьев, М.,1962, М., 1965; Маяковский в борьбе за революционный театр. в сб.: Маяковский и советская литература, М., 1964; Мейерхольд и Шекспир, в сб.: Вильям Шекспир, М., 1964; Испанский театр. в сб.: История западноевропейского театра,т. 4, М., 1964 (совм. с др.); Горький и Мейерхольд, "Вопросы литературы", 1966, ј 3.

ФЕВРЬЕ (Fevrier), Анри (2.X.1875-8.VII.1957) - франц. композитор. Учился в парижской Консерватории (у Ж. Массне), позже брал уроки у А. Мессаже. Автор многочисл. опер, среди к-рых: "Слепой король" (1906, т-р "Опера комик", Париж), "Монна Ванна" (1909, т-р "Гранд-Опера", там же), "Расколдованный остров" (1925, там же), "Олетта" (1927, Бордо); оперетт: "Кармозина" (1912, т-р "Гете", Париж), "Нагая женщина" (1932, т-р "Опера комик"), "Сильветта" (совм. с М. Дельма, 1932, т-р "Трианон лирик", Париж).

Ал. М.

ФЕДЕЛИ (Fedeli, от итал. fedele - верный, преданный) - итал. труппа комедии делъ ар те. Осн. и возглавлялась Дж. Б. Андреини. Первые сведения о "Ф." относятся к 1601. В 1606 и 1609 сливалась с действовавшей одновременно труппой "Аччези". В состав "Ф." входили актеры В. Андреини, Дж. Гаравини (Капи тан), Дж. Пеллезини (Педролино), Федерико (Панта-лоне) и Бенедетто (Леандро), Руччи, Б. Бонджованни (Грациано и др.). В роли Арлекина выступал Т. Мар-тинелли. Труппа устраивала представления во мн. городах Италии и гастролировала во Франции при дворе Марии Медичи (впервые в 1613, а затем в 20-е гг. 17 в.), а также в Праге и в Вене при дворе Фердинанда II. Последние сведения о труппе относятся к 1652.

Лит.: Дживелегов А. К., Итальянская народная комедия... ,2 изд., М., 1962; В e v i 1 а с q u a E., G. B. And-reini e la compania dei Fedeli, "Giornale storico della letteratura italiana", Torino, 1894-95, v. XXIII-XXIV

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ТЕАТРЫ (ед.ч. Federal Theatre)- гос. т-ры США, созданные правительством при участии президента Ф. Рузвельта в 1935 для обеспечения работой безработных актеров, режиссеров, художников и др. театр. деятелей. Ф. т. просуществовали до 1939. В Нью-Йорке и ряде др. крупнейших городов страны были организованы центры Ф. т. Деятельность т-ров координировалась центр, управлением под рук. театроведа X. Фланаган. Управление Ф. т. выпускало журнал "Федерал тиэтр мэгэзин", организовало репертуарное бюро, к-рое обслуживало также школьные и местные любительские театр. коллективы. В период наиболее интенсивной деятельности Ф. т. в их труппах, созданных в 40 штатах, было занято до 10 тыс. чел. Основу репертуара Ф. т. составляла клас-сич. и совр. драматургия (пьесы К. Марло, К. Гольдо-ни, Б. Шоу), пьесы амер. драматургов (Э. Раиса, Ю. 0'Нила, С. Льюиса, П. Грина), а также пьесы молодых начинающих драматургов. Нек-рые Ф. т. разыгрывали миракли и моралите. Среди Ф. т. были и т-ры марионеток. Впервые в США Ф. т. ставили детские спектакли. К работе в Ф.т. привлекались крупнейшие деятели амер. т-ра: Э. Райе, О. Уэллес, С. Льюис. Спектакли давались не только на англ., но и на франц., нем., итал., исп. и евр. яз. В Нью-Йорке был создан Негритянский нар. федеральный т-р, поставивший "Макбета" (1936, реж. О. Уэллес).

Ф. т. выпускали "живые газеты" - театр. представления, посв. актуальным вопросам,- "Эфиопия" (1935, Нью-Йорк), разоблачающая попытки фашистской Италии захватить Абиссинию (рук. этой пост. драматург Э. Райе был вынужден отойти от руководства). В Нью-Йорке были пост. спектакли: "Энергия" - о проблемах распределения электроэнергии; "Одна треть нации" (1938) - о трущобах, в к-рых ютится третья часть населения США; "Несправедливость гарантирована" - о решении трудовых конфликтов в судопроизводстве США. Такие спектакли выпускались Ф. т. ив др. городах ("Лес" - в Сиэтле; "Водный контроль" в Новом Орлеане и др.). В 1939 Ф. т. были обвинены в антиамер. деятельности, вопрос о них обсуждался на Конгрессе. Несмотря на выступления театр. деятелей и массовые демонстрации в защиту Ф. т., Конгресс США запретил деятельность этих т-ров.

Лит.: Whitman W., Bread and circuses. A study of Federal theatre, N. Y., 1937; H u g h e s G., A history of the American theatre. 1700-1950, N. Y., 1951. К. Г.

ФЕДИН, Константин Александрович [р. 12(24). II. 1892] - рус. сов. писатель. Деп. Верх. Совета РСФСР 3-го и 4-го созывов. Учился в Моск. коммерч. ин-те (1911-14). Лит. деятельность начал в 1913 как журналист. Впоследствии написал ряд произв., выдвинувших его в число крупнейших сов. романистов. Наибольшую популярность завоевали романы Ф. "Первые радости" (1945) и "Необыкновенное лето" (1947-48) - 1-я и 2-я части трилогии, удостоены Гос. пр. СССР в 1949 (3-я часть трилогии "Кост„р" опубликована позднее). На основании этих романов автор (совм. сВ.Е. Месхетели сделал одноим. инсценировки, пост. в Т-ре им. Вахтангова (1950, 1951, реж. Захава). Ф. принадлежит также пьеса "Испытание чувств" (1942, т-р "Комедии", Казань). Ф.-член Сов. комитета защиты мира. Н. Мор.

Ф‚ДОРОВ, Василий Михайлович (гг. рожд. и смерти неизв.) - рус. поэт и драматург. Принадлежал к сентименталистскому направлению (см. Сентиментализм}. Наибольшим успехом у публики пользовалась его драма "Лиза, или Следствие гордости и обольщения" (1803, Петербург), написанная на сюжет повести Н. М. Карамзина "Бедная Лиза".

Др. пьесы (в т. ч. и одноактные): "Любовь и добродетель" (1803), "Клевета и невинность" (1805), "Не бывать фате" (1807), "Прасковья Борисовна Правду хина" (1813), "Русский солдат, или Хорошо быть добрым господином" (1803), "Благодетельный расточитель" (1807), "Правда глаза колет" (1821), "Удачный обман" (1823).

Лит.: Р о д и н а Т. М., Русское театральное искусство в начале XIX века, М., 1961. С. Г.

Ф‚ДОРОВ, Павел Степанович [1803-11(23). III. 1879] - рус. драматург. Дебютировал в 1830 (водевиль "Мир с турками"). Гл. обр. переделывал на "рус. лад" франц. водевили и комедии. Пьесы его с успехом шли в Александрийском и Малом т-рах. Написал 74 пьесы (из них только 17 оригинальных): "Архивариус" (1838), "Габриэль и адъютанты" (1841), "Хочу быть актрисой, или Двое за шестерых" (1840), "Путаница" (1841), "Роза и Картуш" (1841), "Довольно" (1849), "Аз и Ферт" (1850), "Утка и стакан воды" (1852), "Любовь и предрассудок" (1853) и др. Ф. был соавтором Н. А. Некрасова по комедии "Похождения Петра Степанова, сына Столбикова" (по роману Г. Ф. Квитки-Основьяненки, 1842). В водевилях Ф. выступали Н.О. Дюр, Вас. Вас. и Вера Вас. Самойловы, М. Г. Савина и др. В 1853-79 Ф. был начальником репертуарной части петерб. т-ров и управляющим Петерб. театр. уч-ща.

Соч.: Сочинения и переводы, т. 1, М., 1874. Лит.: Сто лет. Александрийский театр-Театр госдрамы, Л., 1932. С. Г.

Ф‚ДОРОВА (Ф„дорова 2-я), Софья Васильевна [16(28).IX.1879-3.1.1963] - рус. артистка балета. В 1899 окончила Моск. театр. уч-ще (класс Н. П. До-маш„ва), в том же году была принята в труппу Большого т-ра. Вначале исполняла преим. характерные танцы в балетных и оперных спектаклях: индийский танец ("Баядерка" Минкуса), испанский танец ("Лебединое озеро", "Раймонда"; "Аленький цветочек" Гартмана), чардаш ("Коппелия") и др. Ф. стремилась раскрыть нац. колорит, нар. характер танца; большое значение придавала костюму. Иск-во Ф. способствовало утверждению характерного танца как одного из осн. компонентов балетного спектакля. Исполнение партий Кошечки ("Спящая красавица"), Гюльнары ("Корсар" Адана и Пуни), Старухи ("Золотая рыбка" Минкуса) обратило на Ф. внимание А. А. Горского, к-рый поручил ей ведущую партию Эсмеральды в одной из своих лучших пост. "Дочь Гудулы" на муз. Симона. Большое внимание Ф. уделяла внутр. раскрытию образа. В е„ иск-ве вспышки темперамента, доходящие порой до экстаза, сочетались со светлой поэтичностью, лиричностью. Выразительный танец Ф. часто нарушал традиции классич. школы.

Партии: Жоржетта ("Парижский рынок" Пуни), Медора ("Корсар"), Лиза ("Тщетная предосторожность"); Принцесса ("Волшебное зеркало" Корещенко), Жизель и др.

В 1909-13 успешно выступала в "Русских сезонах за границей". В 1918 окончила сценич. деятельность, в 1922 эмигрировала во Францию.

Лит.: Григоров С., Балетное искусство и С. В. Федорова 2-я, М., 1914; "Весы", 1907, ј 8, с. 99; Фокин М., Против течения, Л.-М., 1962. А. Дин.

ФЕДОРОВСКИЙ, Ф„дор Ф„дорович [14(26).XII. 1883, Чернигов,- 7.IX.1955, Москва] - рус. сов. театр. художник. Нар. художник СССР (1951). Действительный член (с 1947)и вице-президент (1947-53) Академии художеств СССР. В 1907 окончил декоративное отделение Строгановского художеств. уч-ща; преподавал здесь' до 1923: Творч. деятельность Ф. связана с муз. т-ром. Как театр. художник впервые выступил в 1907, создав декорации к опере "Кармен" для Оперного т-ра Зимина. В этом т-ре оформил также спектакли: "Демон" (1909), "Снегурочка" (1910), "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин" 1914) и др. Наиболее значительная работа Ф. этого периода - декорации к спектаклям "Хованщина" Мусоргского (1913, для антрепризы С. П. Дягилева в Париже), "Чародейка" Чайковского (1913. Опера Зимина'). В своих лучших ранних декорациях, отмеченных любовью к самобытной культуре рус. народа, его истории, нац. традициям, Ф. проявил себя как художник, остро чувствующий форму муз. произв.

После Октябрьской революции участвовал в оформлении революц. празднеств, писал плакаты. В 1921 был назначен зав. художественно-постановочной частью, а затем гл. художником Большого т-ра СССР (работал до 1941 и в 1947-53). Первые крупные работы Ф. для Большого т-ра - декорации к операм "Кармен" (1922) и "Лоэнгрин" (1923), балету "Испанское каприччио" (1923, муз. Римского-Корсакова).

В этих пост. проявились новые тенденции в иск-ве Ф. Колорист и живописец, он овладевал новыми тех-нич. при„мами планировки тр„хмерного сценич. пространства. С помощью писаных и объ„мных частей декораций, конструктивных по форме костюмов, Ф. достигал редкой эмоциональной выразительности и напряж„нной динамики цвета. С нач. 20-х гг. Ф. воспринимает спектакль как единый синтетпч. художеств. образ. Совершенствуя живописно-объ„мные принципы декорационных решений, опираясь на истоки народного иск-ва, Ф. создал в Большом т-ре декорации к операм "Борис Годунов" (1927), "Царская невеста" (1931), "Псковитянка" (1932). Эти работы позволили Ф. вскоре осуществить его монументальные замыслы - декорации к операм "Князь Игорь" (1934) и "Садко" (1935). Сохраняя на протяжении всей творч. жизни особую склонность к героико-эпич. темам, Ф. стал одним из немногих театр. художников, посв. себя рус. муз. классике. Дляиск-ва Ф. характерны широта художеств. обобщений, глубокое ощущение своеобразия рус. природы и нац. зодчества, выявление самобытности нац. характера, силы и могущества творч. духа рус. народа. Для художника были характерны повышенная звучность палитры, темпераментная манера письма, энергичная пластич. лепка формы (цветом), монументальность и масштабность решений. Он достигал тончайшей нюансировки цвета и света в поэтич. пейзажах и вместе с тем полнозвучности в драматич. картинах спектакля. Мастерски оркеструя колористич. гамму костюмов с декорациями в массовых сценах, Ф. создавал единый зрительный образ спектакля, исполненный поэтич. одухотвор„нности.

Крупнейшие работы Ф.: "Тихий Дон" Дзержинского (1936), "Князь Игорь" (1944), "Борис Годунов" (1947), "Садко" (1949), "Хованщина" (1950) - все в Большом т-ре СССР, "Иван Сусанин" (1939, Ленингр. т-р оперы и балета им. Кирова) и др.

Лит.: Марголин С., Художники театра за 15 лет, М., 1933; Гиляровская Н., Ф. Ф. Федоровский, М.-Л., 1946; Ф. Ф. Федоровский (текст Ю. Платонова), М., 1948, [Альбом]; Ф. Ф. Федоровский. Избранные произведения (вступ. ст. А. Солодовникова), М., [1956, Альбоу]; Костина Е., Ф. Ф. Федоровский, М., 1960. \ Кос.

ФЕДОРЦЕВА, Софья Владимировна (р. 8.III. 1900) - укр. сов. актриса. Нар. арт. УССР (1946). В 1920 окончила Львовский педагогия, ин-т, в 1923- польскую драм. студию. Сценич. деятельность начала в 1923. В 1925-27 работала во Львовском украинском театре. В 1927-60 - в Т-ре им. Шевченко (до 1935 - "Березыь").

Среди лучших ролей: Маруся ("Дай сердцу волю, завед„т в неволю" Кропивницкого), Шкандибиха ("Лымеривна" Мирного), Катерина ("Гроза"), Глафира ("Егор Булычев и другие"), Эмилия ("Отелло"), 'Мария Тюдор (о. п. Гюго), Оксана, Соломин ("Гибель эскадры", "Богдан Хмельницкий" Корнейчука), Ингигерда ("Ярослав Мудрый" Кочерги), Анна Золота ренко ("Навеки вместе" Дмитерко), р. /7.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница