Наши партнеры

Выгодно аренда автомобиля в сочи без водителя в компании РексРент.

Театральная энциклопедия
(страница 446)


"УЧ‚НАЯ КОМЕДИЯ" (Commedia erudita) - жанр итал. драматургии и т-ра эпохи Возрождения. Истоки "У. к."- в др.-рим. комедии. "У. к." сформировалась как самостоят, жанр к нач. 16 в. Предпосылками развития "У. к." явилось изучение и переводы комедий Плавта и Теренция, а также пост. латинских комедий школярами и студентами под рук. уч„ных-гуманистов (напр., пост. пьес Плавта, осуществл„нных П. Лето в Риме в 70-х гг. 15 в., спектакли во время придворных празднеств в 80-90-х гг. 15 в.). Родоначальник оригинальной "У. к." - поэт и драматург Л. Ариосто; его произв. определили два направления в развитии "У. к." - чисто развлекательное ("Каланд-рия" Биббиены) и сатирическое ("Мандрагора" Макиавелли, комедии П. Аретино, Дж. Бруно). Авторы "У. к." первоначально придерживались канонов римской комедии, но в дальнейшем их произв. обогащались реалистич. мотивами, заимствованными гл. обр. из новеллистики. Богатый жизненный материал, вводимый этими авторами в "У. к.", часто приводил к разрушению традиционной сюжетной схемы, но не имел стройной композиционной структуры. Будучи обособленной от демократич. аудитории, "У. к." оставалась чуждой современному ей народному т-ру и поэтому была лишена сценич. достоинств. Усиление реакции в Италии во 2-й пол. 16 в. вызвало идейную деградацию жанра, ограничение тематики адюльтерными сюжетами, сведение действия к фабульным хитросплетениям. Герои "У. к." лишались индивидуальных черт, превращались в условные театр. типы.

Сюжеты "У. к." часто использовались в сценариях комедии дель арте, а также в комедиях исп. драматургов (Б. Торрес Наарро, Лопе де Руэда), Шекспира (второй сюжетный мотив "Укрощения строптивой"), Мольера ("Любовная досада", написанная по сюжетам комедии "Выгода" Се-кки).

Лит,.: Блох Я. Н., Итальянская ученая комедия эпохи Возрождения.. Предисловие, в кн.: Макиавелли Н., Мандрагора, Берлин, 1924; История западноевропейского театра, вод общ. ред. С. С. Мокульского, т. 1, М., 1956;

Дживелегов А. К., Итальянская народная комедия..., 2 изд., М., 1962; Б о я д ж и e в Г., Комедии итальянского Возрождения (вступ. ст.), в сб.: Комедии итальянского Возрождения, пер. с итал., М., 1965. Г р. Б.

УЧИЛИЩЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИМЕНИ Б. В. ЩУКИНА (Театральное училище имени Б. В. Щукина при Государственном театре имени Ев г. Вахтангова) - высшее театральное учебное заведение в Москве. Вед„т начало от моек. Студенческой драм. студии, руководимой Е. Б. Вахтанговым с 1913 (см. Вахтангова студия; студия помещалась в Мансуровском пер., отсюда с„ др. назв.Мансуровская студия). С 23 окт. 1914 в студии начались систематич. занятия. Здесь получили театр. образование Ю. А. Завадский, Б. Е. Заха-ва, А. А. Орочко, В. К. Львова, И. М. Толчанов и др. В 1920 студия была преобразована в Третью студию МХАТ. В 1921 на е„ основе был создан т-р (с 1926 - Т-р им. Вахтангова), при к-ром сохранилось уч-ще.

В 1932 уч-ще преобразовано в театр. техникум, к-рый начал выпускать актеров и для др. т-ров. В 1945 уч-ще приравнено к высшему учебному заведению.

В результате творческой деятельности Т-ра им. Вахтангова и полувекового опыта уч-ща сложилось то направление в театр. иск-ве, к-рое известно под назв. "вахтанговского". Основываясь на системе Станиславского, воспитывая у учащихся чувство правды, преподаватели уч-ща в то же время пытаются пробудить у будущих актеров стремление к остроте формы, яркой зрелищности, праздничной театральности. Большое внимание в уч-ще уделяется преподаванию спенпч. движения, танца, пластики, гимнастики и др. Среди воспитанников студии Вахтангова и уч-ща - Б. В. Щукин (с 1939 уч-ще носит его имя), Р. Н. Симонов, Ц. Л. Мансурова, Е. Г. Алексеева, В. Д. Бендина, Н. М. Горчаков, Н. П. Русинова, М. Д. Синельникова, В. Н. Яхонтов, А. И. Горюнов, М. С. Державин, В. Г. Кольцов, А. О. Степанова, А. Н. Грибов, В. П. Марецкая, В. А. Орлов, Н. О- Гриценко, Ю. П. Любимов, Л. В. Целиковская, Г. А. и Л. А. Пашковы, Ю. К. Борисова, М. А. Ульянов, Ю. В. Яковлев, Л. М. Фетисова и др. Почти весь актерский коллектив Т-ра им. Вахтангова состоит из воспитанников этого уч-ща. В наст. время в уч-ще преподают Б. В. Захава (он же ректор), Львова, Толча-нов, Мансурова, Алексеева, А. И. Ремизова и др.

В 1959 в уч-ще открылось заочное отд. для подготовки режиссеров нар. т-ров - руководителей театр. самодеятельности. Имеется кафедра режиссуры, также нац. студии (состоялись выпуски актеров для сев.-осетинского, молдавского, кумыкского, лакского т-ров) , А.Д.

УЧИЛИЩЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИМЕНИ М. С. ЩЕПКИНА при Государственном академическом Малом театре - одно из старейших театр. высших учебных заведений СССР. История его создания восходит к Московскому театральному училищу, офиц. учрежд„нному 28 дек. 1809. В уч-ще обучали танцам, музыке и драм. иск-ву. Моск. театр. уч-ще неразрывно связано с Малым т-ром, являлось частью этого т-ра, осн. источником пополнения его труппы. В уч-ще преподавали крупнейшие актеры Малого т-ра, развивавшие демократич. традиции рус. сценич. иск-ва. С 1830-х гг. и до конца жизни здесь преподавал М. С. Щепкин. Среди его учеников - В. И. Живокинн, С. В. Шумский, И. В. Самарин (впоследствии выдающийся театр. педагог), П. В. и С. В. Васильевы, Н. М. Медведева, Г. Н. Федотова. Выпускницей уч-ща была М. Н. Ермолова. В 1863 уч-ще получило постоянное помещение на Неглинной ул. В 1871 драм. класс уч-ща закрыли. В 1888 открыты Драм. курсы, просуществовавшие до 1909. Здесь преподавали актеры - О. А. Правдин, Г. Н. Федотова, А. П. Ленский. Воспитанниками курсов были А. А. Остужев, П. М. Садовский, М. Ф. Ленин, Е. Д. Турчанинова, В. Н. Рыжова, В. Н. Пашенная. Деятельность курсов возобновилась лишь в 1918. Уч-ще стало первым сов. театральным учебным заведением. В 1938 ему присвоено имя М. С. Щепкина, в 1943 оно получило права высшего учебного заведения. Студенты уч-ща участвовали в спектаклях Малого т-ра, проходили практику в производственных цехах. В 1959 открыто вечернее отделение. Верность демократич. и реалистич. традициям рус. т-ра, высокая культура сценич. речи стали основой воспитания актера школы Малого т-ра. В сов. время преподавателями уч-ща были В. Н. Пашенная, Н. Ф. Костромской, К. А. Зубов; в наст. время работают М. И. Цар„в, Н. А. Анненков, Л. А. Волков, В. И. Цыганков, М. Н. Гладков, О. М. Головина и др. Наряду с воспитанием актеров для рус. т-ров уч-ще подготовило кадры и для нац. т-ров (Таджикистана, Якутии, Татарии, Кабардино-Балкарии). Среди окончивших уч-ще- актеры Малого т-ра Н. А. Анненков, К. А. Ликсо, Н. В. Подгорный, К. Ф. Роек, О. М. Хорькова и др. В 1963 уч-ще вошло в состав Гос. ин-та театр. иск-ва им. Луначарского (ГИТИС). С 1966 снова является самостоятельным театр. учебным заведением при Гос. академич. Малом т-ре.

Лит.: Погожев В. П., Проект законоположений об императорских театрах, т. 1-3, СП Б, 1900; Московское театральное училище..., "ЕИТ", СП Б, 1910, ј 1; Московский Малый театр. 1824-1924, [М., 1924]. Д. Лоб.

УЧИЛИЩЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ - среднее специальное учебное заведение в Москве, подготавливающее работников для художественно-постановочных и технич. цехов т-ров, киностудий, телевизионных студий. Организовано в 1931. В уч-ще имеются отделения: художественно-бутафорское, художественно-грим„рное, художественно-костюмерное, по театральной светотехнике, оборудованию сцены, радиозвукотехнике. Здесь готовят художников-бутафоров, художников-грим„ров, художников-модельеров совр. и историч. театр. костюма, театр. светоэлектротехников, техников-механиков по механич., электротехнич. оборудованию и технологии сцены, радиозвукотехников, художников по театр. куклам, светоэлектротехников киностудии и телевидения. Подготовка специалистов проводится на дневных и вечерних (открыты в 1960) отделениях. В 1952 аналогичное учебное заведение было создано в Одессе (имеются отделения художественно-бутафорское, художественно-грим„рное, художественно-костюмерное, светотехническое). Художественно-бутафорское, художественно-грим„рное и художественно-костюмерное отделения существуют также при Ташкентском республиканском художественном уч-ще. И. Б р.

УЧИЛИЩЕ ЦИРКОВОГО И ЭСТРАДНОГО ИСКУССТВА (ГУЦЭИ) - среднее спец. учебное заведение, готовящее артистов цирка и эстрады. Осн. в Москве в 1927. Имеет физкультурно-акробатич. отделение с 4-летним сроком обучения и при н„м детскую группу (с пятого класса) с 7-летним сроком обучения. Это отделение готовит акробатов, эквилибристов, гимнастов, жонгл„ров. В 1955 открыто отделение клоунады (дневное) с 4-летним сроком обучения и вечернее - с 5-летним сроком обучения. Оно готовит соло-клоунов, буффонных клоунов, клоунов у ковра, муз. клоунов-эксцентриков, артистов речевых и оригинальных жанров. Общеобразовательные предметы в уч-ще преподаются в объ„ме, принятом для ср. спец. учебных заведений.

Воспитанниками училища являются: нар. арт. РСФСР Карандаш (М. Н Румянцев), О. К. Попов, засл. арт. РФСР И. Хромов, Н. А. Логач„ва, засл. арт. Арм. ССР Л. Енгибаров, лауреат Всесоюзн. конкурса артистов эстрады Б. Амарантов и мн. др. М. 3.

У ЧИН У (гг. рожд. и смерти неизв.)-бирм. драматург, режиссер и поэт, живший в 1-й пол. 19 в. Создатель драматургич. жанра пьяза. Был образованным человеком. Долгое время жил в г. Ава, где руководил придворной труппой, для к-рой писал пьесы. Сюжеты мн. своих пьес У Ч. У заимствовал из буддийских джатак (легенды о жизни Будды). Сохранились четыре многоактные пьесы и нек-рые отрывки из пьес У Ч. У:

"Махо" - о хитроумных деяниях министра-мудреца, "Ветандайя" - о злоключениях беспечного принца, "Дейвагоунбан" ("Бог-демон") - фантастич. повествование о любви заколдованного принца и красавицы-принцессы и драма "Парпахейш-о борьбе за власть и справедливость. В пьесах У Ч. У впервые в бирм. драматургии герои обретают реальные человеческие характеры. Реформируя дворцовую драму, У Ч. У усиливает напряж„нность драматургич. действия, вводит речевую характеристику героев, преодолевает статичность нац. драматургии. Но, стремясь создать декламац. драму, У Ч. У исключал из своих пьес пение и танцы, сокращал муз. сопровождение, комедийные элементы.

Лит.: MaungHtin A u n g, Burmese drama, Oxf., 1937, 1946, 1956 (переизд.). К). О.

"УЧИТЕЛЬ ТАНЦЕВ" ("El maestro de danzar") - комедия в 3 д. в стихах Лопе де Вега. Соч. 1594.

В СССР пост. 31 дек. 1946 Центр, т-ром Сов. Армии (реж. Канцель, худ. Федотов, хореограф Бурмейстер; Альдема-ро - Зельдин, Белардо - Перцовский, Рикардо - Сорокин, Альбериго - Коновалов, Фелисьяна - Добржанская, Флорела - Т. Алексеева, Тевано - Благообразов, Ванда-лино - М. Майоров, Тельо - Халецкий). Пьесу ставили:

Ростовский-на-Дону т-р (1949), Т-р им. Леси Украинки, Т-р им. Октябрьской революции в Одессе, Фрунзенский рус. т-р (все в 1950), Владивостокский т-р. Кировоградский т-р (оба в 1951), Барнаульский, Калужский т-ры, Т-р им. Марджанишвили (все в 1952), Т-р муз. комедии в Ереване, Дра-матич. т-р в Кургане, Потийский т-р (все в 1953), Рус. дра-матнч. т-р в Мукачеве (1959), Т-р им. Эристави в Гори, Т-р им. Пушкина в Орске (оба в 1960), Кустанайский т-р (1962), Белгородский и Рыбинский т-ры (оба в 1965).

Издания: Первая публикация, Мадрид, 1653; Рус. пер.-Т. Л. Щепкина-Куперник, М., ВУОАП, 1946; отд. изд., М. -Л., 1948; в кн.: Щепкина-Купер-н п к Т. Л., Избр. переводы, М., 1957, и в кн.: Лопе д e В е-г а. Собр. соч., т. 2, М., 1962. А. Шн.

УШАКОВ, Иван Михайлович [6(19).1.1910 - 26.VIII.i966]-белорус. сов. художник. Засл. деят. иск-в БССР (1949). Окончил Витебское художеств. уч-ще. В 1933 начал работать как художник-декоратор в 1-м Белорус. гос. т-ре (ныне Т-р им. Я. Ку-палы). В 1939-52 - гл. художник этого т-ра. Вн„с большой вклад в развитие белорус. театр.-декорационного иск-ва. Лучшие работы У.- "Катерина Жерносек" Климковича (1938), "Гибель волка" Са-муйл„нка (1939), "Константин Заслонов" Мовзона (1947), "Извините, пожалуйста!" Мака„нка (1954)-отмечены знанием жизни, быта белорус. народа. Воссоздавая белорус. пейзаж, художник делает его активным участником спектакля. Творчество У. реалистично, характеризуется широким использованием выразит. средств живописи.

Оформил спектакли: "Фландрия" Сарду (1941), "Парень из нашего города" (1941), "Фронт" (1942); "Полещуки" Романовича (1944), Заложники (1944), "Это было в Минске" Кучара (1949), "Цитадель славы" Губаревича (1950), "Вишн„вый сад" (1951); "Макар Дубрава" Корнейчука (1952) и др.

Лит.: Барышау Р. I. (сост.), ?ван М?хайлав?ч Ушако [Альбом], М?нск, 1959; Театральна-дэкарацыйнае мастацтва Савецкай Беларус? [Альбом. Сост. и автор текста Г. I. Барышау], М?нск, 1958. Люд. Ш.

УШАНОВ, Гиният Абдуллович [5(17).V.1894- 11.VIII.1947] - башк. советский актер. Нар. арт. Башк. АССР (1944). Сценич. деятельность начал в 1919 как актер н один из основателей первого нац. проф. т-ра в Стерлитамаке (впоследствии Башк. т-р драмы). Выступал также как музыкант, танцовщик и режиссер.

Роли: Юмагул, Буранбай ("Ашказар", "Башкирская свадьба" Бурангулова), Карагол (о. п. Юлтыя), Вафа ("Башмачки" Ибрагимова), Гайса ("Зимагоры" Мифтахова), Мулла ("Черноликие" Гафури), Ляпкин-Тяпкин ("Ревизор"), Вышневский ("Доходное место"), Карандышев; Бубнов ("На дне"), Обаб ("Бронепоезд 14-69") и др.

Лит.: Б e р д и н Г., Башкорит сэхнэЬенен боркете, "Акидел", 1964, ј 5, с. 87-91. А. Ив.

"УШАРАР" ("Суфлер")-арм. театр. и лит. иллюстрированный журнал. В 1907 вышло 12 номеров, в 1908-5, в 1909-4, в 1912-2, в 1913-2.

Редакторы-издатели-М. Меграбян, затем Г. Ипе-кян и А. Вруйр. Журнал способствовал становлению реализма и демократич. направления в арм. т-ре. Здесь были напечатаны рецензии, статьи, воспоминания об арм. т-ре. Б. А.

УШЙНСКАС, Стасис Юозо (р. 20.VII.1905) - ли-тов. художник. Засл. деят. иск-в Лит. ССР (1947). Учился в Каунасской художеств. школе (1925-28) и в Высшей гос. школе Прикладного иск-ва в Париже (1929-33). Декорац. иск-вом занимался под рук. Ф.

Леже. В 1930-х гг. принимал активное участие в развитии литовского театр. декорац. иск-ва. Работал с реж. А. Олекой-Жилпнскасом. Спектакли У.- "Хижина дяди Тома" по Бичер-Стоу (1933), "Любовью не шутят" Мюссе (1933), "Макбет" (1939) - утверждали на литовской сцене принцип конструктивного оформления. Оформил также спектакли: "Двенадцатая ночь" (1933); "В тени богатыря" Сруоги (1936), "Тихий Дон" Дзержинского (1940), "Летучая мышь" Штрауса (1963) и т. д. В 1935 организовал первый в Литве т-р кукол, просуществовавший до 1936. С 1933 вед„т педагогич. работу. Профессор (с 1946). В.Кул.

УШЭН - см. Шэн,

УЭБСТЕР, Вебстер (Webster), Джон [1570(1580?)- 1625 (1634?)]-англ. драматург. Ок. 1602 -имя У. упоминается в записях антрепрен„ра Ф.Хенсло в числе авторов, поставлявших пьесы его труппе. У. писал ире-им. в соавторстве с др. драматургами. В сотрудничестве с драматургом Т. Деккером написал пьесы "Леди Джейн" (2 части, 1602, труппа "Слуги лорда-адмирала"; изд. под назв. "Сэр Томас Уайет", 1607), "Эй, на Запад!" (1604, труппа мальчиков-актеров школы св. Павла; изд. 1607), "Эй, на Север!" (изд. 1607). К числу шедевров трагич. жанра принадлежат пьесы "Белый дьявол" (ок. 1611, труппа королевы Анны) и "Герцогиня Мальфп" (1613, труппа "Слуги короля"; в 1613 роль Фредерика исполнял Р. Б„р-бедж). У.-один из крупнейших после Шекспира авторов поэтпч. трагедии эпохи англ. Возрождения. Заимствуя сюжеты из хроники совр. жизни Италии, драматург показал мрачные картины придворной жизни, где царят хищничество, коварство, месть и злоба. У. приближается к Шекспиру и о глубине психологич. характеристик, напряж„нности трагич. конфликта. Он создал значит, женские образы: куртизанка Вит-ториа Коромбона ("Белый дьявол"), сочетающая очарование и силу страсти с порочностью; герцогиня Мальфи - женщина большой душевной силы и красоты, героич. страдалица, преодолевающая во имя любви сословные предрассудки. Жанр "трагедии мести" обретает у драматурга реалистич. направленность. Он с горечью констатирует крах гуманистич. идеалов, утверждение бесчеловечности в окружающем мире.

С о ч.: Complete works, v. 1-4, L., 1927; в рус. пер.- Белый дьявол, в кн.: Аксенов И. А., Елисаветинцы, вып. 1, М., 1916; Герцогиня Амальфи, пер. П. Мелковой, в кн.: Современники Шекспира, под ред. А. Смирнова, т. 2,М., 1959.

Лит.: История английской литературы, т. 1, вып. 2, М.-Л., 1945, с. 124-26; S t о 1 1 E. E., Webster, Boston, 1905; В r o o k e R., John Webster and the Elizabethan drama, L., 1916; L e e с h С., John Webster, L., 1951; S с о t t-K i 1 v e г t I., John Webster, L., 1964. A.A.

УЭБСТЕР (Webster), Клара (24.XII.1821-17.XII-1844) -'англ. артистка балета. Танцу училась у своего отца Бенджамина У. В 1830 дебютировала в т-ре "Ройял" (Бат). Впервые выступила в Лондоне в 1838 в т-ре "Хеймаркет" в комедии "Романтическая вдова". Играла в т-рах Дублина, Ливерпула, Манчестера. В 1841, возвратившись в Лондон, выступала в балетной труппе т-ра "Ройял". Иск-во У. отличалось высокой техникой (элевацией), выразительностью, позволявшими сравнивать его с иск-вом Ф. Эльслер и Ф. Черрито. Помимо балета, выступала в драматич. репертуаре, исполняла роли травести (Эдвард - "Ричард III" и др.).

Партии: Агнес ("Гентская красавица" Адана), Нэнси ("Леди Генриетта" Флотова и Бургмюллера), Медора ("Корсар" Адана), Луиза ("Дезертир" на муз. Монсиньи), Зелика ("Восстание в гареме" Лабарра; выступая в этой партии, получила смертельные ожоги).

Лит.: Guest J., Victorian ballet-girl. The tragic story of Clara Webster, L., 1957. Нащ. Р.

УЭБСТЕР (Webster), Маргарет (р. 15.III.1905) - амер. актриса и режиссер. Дочь известных англ. актеров Бенджамина У. и М. Уитти. Дебютировала в

1924 в т-ре "Нью" (Лондон). В течение нескольких лет выступала в разл. репертуарных т-рах в классич. пьесах. В 1929-30 играла в т-ре "Олд Вик" (Лондон), где в 1932 исполнила роль леди Макбет. С 1936 работает в США.

Среди ролей У.: Маша ("Чайка"), Раневская ("Вишн„вый сад"), Ольга ("Три сестры") и др. Лучшие пост. У.- пьесы Шекспира. Большим успехом пользовалась пост. "Отелло" с П. Робсоном в загл. роли (1943, т-р "Гилд"), трактованнаякак трагедия чернокожего в расистском обществе. Этот спектакль имел в годы войны антифашистскую направленность. Среди др. пост. У.: "Гамлет" (1938, т-р "Сент-Джеймс", Нью-Йорк), "Буря" Шекспира (1945, т-р "Алвин", там же).

-В 1946 совм. с Е. Ле Галъенн организовала "Американский репертуарный т-р", где пост. "Генрих VIII" Шекспира (1946), "Андрокл и лев" Б. Шоу (1947), "Йун Габриэль Боркман" Ибсена (1947). В 1948-50 руководила Гастрольной шекспировской труппой, показывавшей в ун-тах и колледжах США спектакли:

"Гамлет", "Макбет", "Юлий Цезарь", "Укрощение строптивой". Ставила спектакли в разл. т-рах США и др. стран: "Ричард III" (1953, т-р "Сити сентр", Нью-Йорк), "Венецианский купец" (1956, Шекспировский Мемориальный т-р, Стратфорд-он-Эйвон), "Мера за меру" (1957, "Олд Впк", Лондон). Пост. в "Метрополитен-опера" оперы "Дон Карлос" Верди (1950), "Аида" (1951); в т-ре "Нью-Йорк сити опера" - "Троил и Крессида" Уолтона (1955), "Макбет" Верди (1957), "Укрощение строптивой" Геца (1958) и др. Свои взгляды на режиссуру У. изложила в книге "Шекспир без слез" ("Shakespear without tears"). У. трактует пьесы Шекспира как вечную и изначальную борьбу добра и зла, в к-рой победу одерживает человечность.

Соч.: Shakespeare without tears, N. Y., 1957. К. Г. УЭЛЛЕС (Welles), Орсон (р. 6.V.1915) - амер. актер и режиссер. Дебютировал в 1931 в т-ре "Гейт" в Дублине (Ирландия) в роли герцога Вюртембергского ("Еврей Зюсс" по Фейхтвангеру). Вернувшись в США, играл в гастрольной труппе К. Корнелл (1933-34), где исполнял роли Меркуцио ("Ромео и Джульетта" Шекспира), Мэрчбенкса ("Кандида" Б. Шоу) п др. С 1934 работал в Нью-Йорке, с 1936 - в федеральных театрах. Пост. в Народном негритянском т-ре "Макбета", после успеха этого спектакля стал руководителем федеральных т-ров (Нью-Йорк), где пост. свои лучшие спектакли и сыграл лучшие роли:

"Доктор Фауст" Марло (1937, исполнил загл. роль), "Юлий Цезарь" Шекспира (1937, роль Брута). Пьеса Шекспира была пост. в совр. костюмах, без декораций, тираноборческий пафос трагедии направлен против фашизма. Своей художеств. и политич смелостью спектакль вызвал недовольство руководства федеральных т-ров. У. пришлось уйти из этого театр. объединения. Он организовал свой т-р "Меркурий", где пост.: "Праздник башмачника" Дек-кера, "Дом, где разбиваются сердца" Шоу (играл роль капитана Шатовера), "Смерть Дантона" Бюхпера (играл роль Сен-Жюста) - все пост. в 1938. После закрытия федеральных т-ров в 1939 У. исполнил роль Фальстафа в собственной композиции "Пять королеп (1939, Бостон) по хроникам Шекспира, в 1947 пост. "Макбет" (т-р "Солт Лейк Сити").

Среди др. пост. и ролей: "Отелло" (исп. загл. роль, 1951, т-р "Сент-Джеймс", Лондон), "Моби Дик" (собств. инсц. по роману Г.Мелвилла; роль Ахава, 1955, "Дьюк оф Йорке т-р". Лондон), "Король Лир" (йен. загл. роль, 1956, т-р "Сити Сентр", Нью-Йорк), "Носороги" Ионеско (1960, т-р "Ройял Корт", Лондон).

Работает в кино как актер н режиссер (реж. фильма "Гражданин Кейн", 1941, и др.).

Лит.: Noble P., The fabulous Orson Welles, L , 1956.

К. Г. УЭСКЕР (Wesker), Арнолд (р. 24. V. 1932) - англ. драматург. В 1957 поступил в Лондонскую школу кинематографии ("Лондон скул оф филм текник"). В 1958 написал пьесу "Ячменный суп с курицей" (пост. в том же году, т-р "Белгрейд", Ковентри), к-рая вместе с пьесой "Корни" (1959, там же) и "Я говорю о Иерусалиме" (1960, там же) составили трилогию (целиком пост. в 1959-60 в "Инглиш стейдж компани". Лондон). Трилогия представляет собой социально-политич. хронику, охватывающую период 1936-60- время, насыщенное большими псторич. событиями. Герои У.простые рабочие люди. В пьесе "Кухня" (1959, "Инглпш стейдж комиани", 1961 - там же, в новой редакции) У. воссозда„т картину разобщения людей, живущих в бурж. обществе. В пьесе "Жареная картошка к любому блюду" (1962, там же) показаны будни одной из баз англ. военно-воздушного флота, где обучаются л„тчики-новобранцы. В 1963 драматург написал телевизионную пьесу "Угроза" о совр. молод„жи. По инициативе У. в 1962 был создан "Центр 42", задачей к-рого является сближение профсоюзов с представителями иск-ва. За активные политич. выступления против ядерного вооружения У. в 1962 был на нек-рое время заключ„н в тюрьму.

Лит.: "Иностранная литература", 1962, ј 1, с. 201-08;

Современный английский театр. М., 1963; Глумова-Глухар„ва Э., Западный театр сегодня, М., 1966, с. 101-05; Т а у 1 о г J. R., Anger and after, L., 1963.

Ф. К.

ФАБИЯНСКАЯ, Елена Адальбертовна [г. рожд. неизв.- ум. 3 (15). V 1.1869] - польская и рус. актриса. В нач. 50-х гг. 19 в. играла в польск. труппах в Житомире и Клеве. С 1857 - на рус. сцене. Выступала преим. на юге России (Киев, Воронеж, Херсон, Одесса, Полтава и др.). Игра Ф. была отмечена тонкостью, одухотвор„нностью. Е„ лучшая роль - Лиза-вета ("Горькая судьбина" А. Ф. Писемского). С успехом играла также роли: Слепая мать (переводная драма "Нищая"), Курчаева ("Испорченная жизнь" Черныш„ва), Адрпенна Лекувр„р (о. п. Скриба н Легуве), Мария ["Материнское благословение" Деннери, пер. Н. А. Перепельского (Некрасова)], Верочка ("Дочь русского актера" П. И. Григорьева).

Лит.: "Театральный и музыкальный вестник", 1857, M 28, с. 456,1858, 6, с. 65-66,1859, ј 19, с. 196,1860, Д'" 24, с. 192; Николаев Н. И., Драматический театр в Киеве, К., 1898; Лихачев В. И-, Из театральных воспоминаний, "Театр и искусство", 1909, ј 29. А. Кл.

ФАБР (Fabre), Эмиль (24.III.1869-25.IX.1955) - франц. драматург, театр. деятель. В нач. 90-х гг. принимал участие в организации "Свободного т-ра" (Марсель), в к-ром по примеру "Свободного т-ра" Антуана стремился воплотить сценпч. принципы Золя. Ф. полемически противопоставлял свои пьесы совр. адюльтерно-салонной драматургии, ставил в них значит, экономич. и социальные проблемы. Ранняя комедия Ф. "Деньги" (1895, "Свободный т-р", Париж) рисует характерные черты бурж. семьи, хищническую, циничную жажду обогащения. В комедии "Общественная жизнь" (1901, т-р "Ренессанс") и драме "Победители" (1908, Т-р Антуана, реж. и исполнитель гл. ролей Ф. Жемье) Ф. раскрывает лживую сущность бурж. демократии, обличает беспринципную борьбу за власть. Навеянная панамским скандалом пьеса "Позолоченное чрево" (1905, т-р "Одеон") показывает механику финансовых операций биржевых дельцов, погоню за наживой, к-рая приводит к разорению и гибели тысячи людей. Пьеса "Саранча" (1911, т-р "Водевиль") разоблачает легенду о "цивилизаторской миссии" белых людей, показывает преступление франц. колониальных властей во Вьетнаме. В пьесе "Крупный буржуа" (1914, Т-р Антуана) Ф. создал резко обличительный образ дельца.

В своих произв. Ф. широко использовал натуралис-тич. принцип "научной" документальности (газетные статьи, статистич. сводки, парламентские отч„ты и т. д.), что придавало им черты иллюстративности, хроникальность. В стличие ст последовательных натуралистов, Ф. не пассивный наблюдатель, а публицист, пьесы его открыто тенденциозны. Но, резко разоблачая буржуазию, Ф. не видел обществ, силы, способной противостоять коррупции правящих верхов. Не принимая идеи коренного обществ, переустройства, Ф. боялся революц. подъ„ма масс. В его пьесах преобладают мрачные пессимистич. тенденции.

Ф. инсценировал романы О. Бальзака "Жизнь холостяка" (1905, т-р "Одеон", реж. и исполнитель роли Филиппа Бридо - Ф. Жемье) и "История величия и падения Цезаря Биротто" (под назв. "Цезарь Биротто", 1910, Т-р А-нтуана).

В 1913-36 руководил т-ром "Комеди Франсез". Был поч„тным председателем Общества драматургов и композиторов.

Соч.: Theatre, v. 1-5, Р., 1920-29; в рус. пер.- "Позолоченное чрево", М., 1907; "Хищница" (есть четыре перевода: 1904, 1937, 1938, 1957, под назв.: "Полковник Бридо", "Хищница", "Омут", "Тимон Афинский", Одесса, 1908, ли-тогр., "Саранча", Л.- М., 1959) см. послесловие Финкель-штейн Е. Л., Эмиль Фабри и его пьесы); La litterature et les arts contemporains..., 1910; Souvenirs, "Exelsior", 1933, 27 aout; La Comedie Francaise, P., 1942.

Лит.: Sorel E., Essai de psychologie dramatique..., P., 1910; Thalasso, Le theatre libre, 1909. E. Ф.

ФАБР ДГЛАНТЙН (Fabre d'Eglantine; наст. имя и фам.- Филипп Франсуа Назер Ф а б р) (28.VII.1755-5.IV.1794)-франц. драматург. Творч. деятельность начал как актер. В 1779-80 в г. Маастрихте было пост. первое произв. Ф. д'Э. для т-ра - одноактная комич. опера "Лаура и Петрарка" (муз. Ф. Л. Рувейзера). В историю франц. т-ра Ф. д'Э. вош„л как один из осн. драматургов первого этапа бурж. революции конца 18 в. В его комедии ""Филинт" Мольера, или Продолжение "Мизантропа"" (17S-0, т-р "Комеди Франсез") поднимался вопрос о новых чертах характера человека, о герое, утверждающем демократии. идеалы. В комедии "Выздоровевший от дворянской спеси" (1791, там же) сатирич. разоблачение феодального режима сочетается с либерально-примиренч. тенденцией. Друг п последователь Дантона, Ф. д'Э. переш„л во время якобинской диктатуры на сторону контрреволюции и был казн„н.

Лит.: История западноевропейского театра, т. 3, М., 1963.

ФАБРЕГАС (Fabregas), Вирхпнпя (1872-18. XI. 1950) - мексиканская актриса. Училась в Нац. ин-те изящных иск-в (Мехико). В 1892 начала сценич. деятельность. Играла гл. роли в лучших пьесах Лопе де Вега, П. Кальдерона, А. Глмеры, X. Бенавенте, Б. Переса Гальдоса, пропагандировала произв. нац. драматургов - Р. Уснгли, X. Впльяуррутпя, X. Але-хандро и др. Гастролировала во всех странах Лат. Америки и во мн. европ. странах. В 1917 организовала и возглавила собств. театр. труппу (Т-р Фабре-гас) в Мехико, работала здесь как актриса и режиссер. Снималась в кино. Творчество Ф. способствовало развитию мексиканского театр. пск-ва. И С.

ФАБРИ (Fabbri), Диего (р. 2. VII. 1911) - итал. драматург. В 1928-37 написал пьесы "Цветы горя",

"Возвращение", "Их грех", "Миражи", "Воспоминания", "Земля вновь зацветает", к-рые ставились в школах и церковных приходах. Пьесы "Орбиты" (1941, труппа Мапьн-Павезе) и "Солнечная книжная лавка" (1942, т-р "Квирпно", Рим), посв. жизни итал. провинции, проникнуты горечью и грустью. В пьесе "Болота" (1942, "Театре делле арти", Рим) заметно влияние католич. драматурга У. Бетти. После падения фашистской диктатуры" в момент подъ„ма демо-кратич. движения в Италии Ф. призывал к объединению католиков с коммунистами. Позднее стал крупнейшим представителем итал. католич. драматургии. Пьеса "Инквизиция" (1950, труппа Бенасси-Мальталь-яти, Милан) о душевном кризисе священника и юноши, хотевшего принять духовный сан, награждена Нац. пр. Наибольшую известность получила пьеса "Суд над Иисусом" (1955, "Никколо-театр", Милан), в к-рой ставится проблема отношений между церковью, верующими и остальным миром. Пьеса отличается напряж„нным драматизмом, живыми сценичными диалогами. Бурж. зрителю импонирует мистико-католич. интеллектуальность и нек-рое "вольнодумство" пьес Ф. Он пишет также драмы, развлекательные комедии на морально-бытовые сюжеты: "Соблазнитель" (1951, труппа Столпа - Морелли), "Семейный суд" (1953, т-р "Мандзони", Милан), "Лгунья" (1956, труппа Дж. Лулло-Р. Фальк-А. Гуарнье-ри-Р. Валли, Милан). Произв. Ф. ставятся во Франции, Испании, Бельгии, ФРГ, странах Лат. Америки и др. Ф.- автор мн. радио- и телепьес, видный сценарист. В 1945-50 был генеральным секретар„м Католич. киноцентра.

Др. пьесы: "Бдение перед битвой" (1956), "Бред" (1958),

"Портрет неизвестного" (1962), "Наперсник" (1964). Соч.: Teatro, v. 1-2, Firenze, 1959-60. Лит.: Р a n d o 1 f i V., Teatro italiano contemporaneo

1945-1959, Mil., 1959. Г. Д. Б.

ФАВАР (Favart), Мари Жюстин (15.VI.1727- 21.IV.1772) - франц. артистка. Жена Ш. С. Фавора. С 1745 выступала в т-ре "Опера комик" (Париж), с 1749 - в т-ре "Комеди Итальенн" (там же). Исполнила ряд ролей в комедиях-водевилях Фавара:

Роксолана ("Три султанши"), Анетта ("Анетта и Любен"), Изабелла ("Изабелла и Гертруда"), Бастьен-на ("Любовь Бастьена п Бастьенны"), Среди партий:

Серпина ("Служанка-госпожа" Перголези). Ф. обладала выдающимся комедийным дарованием, огромным сцеиич. темпераментом, музыкальностью. Прославилась исполнением ролей крестьянок. Принимала участие в литературной работе своего мужа.

Лит.: Р о u g i п A., M-me Favart, etude theatrale, Р., 19I2. Ал. M.

ФАВАР (Favart), Шарль Симон (13.XI.1710 - 12. V. 1792) - франц. драматург, либреттист, композитор. Лит. деятельность начал пьесами для ярмарочного театра. Среди ранних произв.: "Бинокль" (1734, т-р на Сен-Жерменской ярмарке), "Алжирский паша" (1741, т-р на Сен-Лоранской ярмарке). Стал известен после пост. пьесы "Искательница разума" (1741, т-ры на Сен-Жерменской и Сен-Лоранской ярмарках). В 1743 Ф. был приглаш„н антрепрен„ром Ж. Монне для работы в т-р "Опера комик", где он участвовал в подготовке спектаклей, подбирал актеров и т. п. После 1745 в течение нек-ро-го времени работал вместе со своей женой, актрисой М. Ж. Фаеар, в Брюсселе. С 1751 его деятельность была связана с т-ром "Комеди Итальенн", объединившимся в 1762 с т-ром "Опера комик" и получившим в 1783 назв. Т-р Фавара (или "Зал Фавара"). Ф.- один из видных представителей демократич. жанра ко-мич. оперы (см. Опера}, сложившегося в 18 в. во Франции. Он создал блестящие образцы жанра пародийной комедии-водевиля, основу к-рому положил А. Р. Лесаж, и комедий с ариеттами. Ф. принадлежат многочисл., гл. обр. одноактные пьесы, а также либретто комич. опер, балетов (мн. из них написаны совм. с др. авторами)*, музыку к к-рым сочиняли известные композиторы того времени (Э. Р. Дуни, А. Довернь, Ф. А. Филидор, А. Э. Гретри и др.). Во всех комедиях Ф. сюжет строится на любовных переживаниях изящных дам и кавалеров, драм. элементы преобладают над музыкальными. Ф. стремился приблизить т-р к реальной действительности, вводил в качестве действ. лиц крестьян, использовал нар. язык: песенки, исполнявшиеся его героями, часто напомина-ш уличные мелодии.

В числе лучших пьес Ф.: "Любовь Бастьеиа и Бастьенны" (1753, т-р "Комеди Итальенн), " Праздник любви, пли Лука и Колинетта" (1754, там же), "Аиот-та и Любен" (1762, там же), "Фея Ургела, или Тот, кто нравится дамам" (1765, Фонтенбло). Пьеса Ф. "Солиман II, или Три султанши" (1761, "Комоди Итальенн") проанализирована Г. Э. Лессингом ("Гамбургская драматургия") и удостоена его похвалы. Ф. выступал и как композитор, писал музыку к нек-рым своим пьесам. С началом Франц. бурж. революции отош„л от театр. деятельности.

Соч.: Oeuvres choisies, t. 1-3, P., 1830 (совм. с М-nie Favart); Memoires et correspondance litteraires, v. 1-3, P., 1808.

Лит.: Карская Т. Я., Французский ярмарочный театр. Л.-М., 1948; История западноевропейского театра, под общей ред. С.С.Мокульского, т. 2, М., 1957; D e s b o u 1-miers A.-J., Histoire du theatre de ГОрега-comiqiie, v. 1-2, P., 1769; Font A., Favart. l'opera comique et la comedie-vaudeville aux XVII et XVII Г siecles. P., 1894;

Albert M., Les theatres de la Foire, P., 1900; Dumo u 1 i n M., Favart et M-me Favart. Un menage d'artistes au 18 siecle. P., [1912]; С u с u e i G., Les creatures de l'Opera-comique francais, P., 1914.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница