Наши партнеры

Выгодная аренда https://www.rexrent.ru/city/stoimost-arendy-avtomobilya-v-moskve/ в компании РексРент.
Женское Пальто Вологда.

Театральная энциклопедия
(страница 445)


УРЛЮС (Urlus), Якобус(Жак) (9.1.1867-6.VI.1935)- голл. артист оперы (тенор). Пению учился в Амстердамской консерватории у К. ван Зантен. Дебютировал как концертный певец в 1887 в Утрехте, как оперный-в 1894 там же (в партии Канио) в составе труппы "Нидерландская опера". С 1900-солист Лейпцпгской оперы. Мощный голос, мастерство декламации помогли У. быстро выдвинуться в вагнеровском репертуаре (Лоэнгрин, Тангейзер, Парсифаль в о. п., Зигмунд - "Валькирия", Тристан - "Тристан иИзольда"). Известность У. была упрочена выступлениями в Байрейт-ском т-ре. Гастролировал на сценах крупнейших т-ров мира - "Ковент-Гарден" (1914), "Метрополптен-опе-ра" (1912-17), "Гранд-Опера" и др. Оставил мемуары "Моя карьера" ("Mijn loopbaan", Arnst., 1929). Вл. О.

УРСУЛЯК (Ursuleac), Виорика (р. 26. III.1899) - рум. артистка оперы (сопрано). Училась в Венской п Берлинской (класс Л. Леман) консерваториях. До 1934 пела в Венской гос. опере. В 1934-45 - солистка Берлинской оперы. Пела на сцене мн. нем. оперных т-ров, была участницей фестивалей в Зальцбурге, гастролировала в Загребской опере. У. известна как интерпретатор образов в операх Р. Штрауса, к-рып посв. ей и е„ мужу -дириж„ру К. Краусу, свою оперу "День мира" (исполнила партию Арабеллы). Выступала как концертная певица. А. Ив.

УРУГВАЙСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. В сво„м развитии У. т. п д. тесно связаны с драматургией и т-ром Аргентины (сходство историч. условий обоих гос-в, общность языка, культуры).

Первые театр. представления в нынешней столице Уругвая Монтевидео относятся к концу 18 в. В 1793 здесь был открыт Дом комедии, в к-ром эпизодически устраивались спектакли. Первое нац. драм. произв.стихотворная драма "Безупречная преданность закону, или Отомщ„нный Буэнос-Айрес" X. Педро Мар-тинеса, пост. в 1807 в честь освобождения Монтевидео от англ. захватчиков. Восстание против исп. господства, возглавляемое X. Артигасом (1810), определило патриотнч. мотивы пьес Б. Идальго (пантомимы, сопровождаемые пояснениями): "Чувства патриота", "Гражданская совесть", "Триумф" и др. Темы борьбы за нац. независимость, тираноборч. тенденции характеризуют уругв. драматургию нач. 19 в. В Монтевидео жили мн. аргент. драматурги, изгнанные из Аргентины за борьбу против диктатуры Росаса. X. Мармоль написал пьесы "Поэт", "Крестовый поход" (обе в 1824); пьесы, направленные против Росаса, писали уругвайские драматурги Ф. Хавьер де Ача ("Жертва Росаса", 1845), Эр. Фахардо ("Камила ОТорман", 1856).

С 30-х гг. 19 в. возникают уругв. и аргентино-уругв. труппы (напр., "Ориенталь" под рук. А. Гонсалеса и др.). В 1856 в Монтевидео построено здание т-ра "Со-лис", в к-ром ставились муз. спектакли (гл. обр. муз. комедии). В 1858 пост. первая нац. опера "Парижанка" Т. Хирибальди, но в репертуаре т-ров в 19 в. преобладали итал. оперы.

На рубеже 19-20 вв. в Уругвае получил развитие гаучо театр; ставились спектакли, затрагивавшие вопросы земельной собственности, проблемы общест-венно-политич. жизни страны. Пьесы, воспроизводившие местный быт, писал О. Мораторио: "Солдат Хуан", "Цветок пос„лка" (1894), "Родина и любовь", "Вина и наказание", "Мария". Э. Регулесу принадлежат драмы "Пасынок" (1892) и "Ребятишки". В. Перес Петит написал пьесы "Страдание креола", "Трус", А. Аро-стеги - "Хулиан Хименес" (1890), Б. Фернандес-и-М едина - "Креольский Фауст" и др.

В нач. 20 в. появились первые значит, произв. крупнейшего драматурга Уругвая и Аргентины Ф. Сан-чеса - представителя реалистич. направления в драматургии Лат. Америки. Ему принадлежат пьесы:

"Права здоровья" (1907), "Марта Груни" (1908), "Выгодное дело" (1909). Один из наиболее ярких последователей Санчеса, развивавший реалистич. принципы его драматургии,- Э. Эррера; в пьесах "Слепой лев" (1911), "Мораль Мисии Пако" (1911) он отразил нац. уклад, актуальные социальные и моральные проблемы. В это время была создана первая в Уругвае школа драм. иск-ва, в к-рой сформировалось творчество известных актеров П. Бекко, О. Кавилья, Д. Сапел-ли, Б. Эйрин и др.

К 1-й трети 20 в. относится творчество Э. Бьянки, автора соцнально-психологич. драм "Крах" (1910), "Заблудившиеся на свету" (1913), "Абсурдный человек", "Оставшиеся в живых" и др., и X. П. Бельяна, продолжившего традиции Санчеса в пьесах от. н. маленьких людях: "Да спас„т тебя бог" (1923), "Хоровод сына" (1924), "М„ртвый часовой" (1929) и др. Наряду с произв., продолжающими традиции критич. реализма, появляются буржуазно-бытописательские, модернистские и религиозно-мистич. пьесы. В. Мар-тинес Куитинъо, писавший вначале пьесы, направленные против социальных и нравственных пороков бурж. общества,"Сладкий чай" (1911), "Слепая сила" (1917), "Развал" (1922),- затем обратился к изображении) патологпч. явлений, к изощр„нному психологизму. Его пьесы, отразившие модернистские влияния, были проникнуты духом христианской покорности. Одноактная пьеса Ф. Эспанолы "Бегство в зеркало" (1937) положила начало сюрреалистскому направлению в уругв. драматургии. Комедии, близкие пьесам X. Бенавенте, писал Ф. Имхоф - "Два пламени" (1924), "Эутанасия" (1927) и др.

В 30-40-х гг. деятели уругв. культуры, искавшие новые пути развития театр. иск-ва, создавали по примеру Аргентины т. н. "независимые т-ры" - много-чпсл. любит, театр. труппы, деятельность к-рых противостояла коммерческим, развлекательным театрам и варьете. Среди них - "Эль Гальпон", "Театре дель пуэбло", "Театро универснтарио". Видное место в театр. жизни страны заняли труппы Э. Сены, Бекко-Лаканау, П. Гьяльдрони. Большое значение для развития нац. т-ра имела деятельность антрепрен„ра К. Бруссы, в театр. коллективах к-рого работали известные уругв. актеры: Розита, Джоконда, С. и К. Аррие-та, К. и X. Мендес, С. и К. Санчес, К. и Э. Теста, М. Савалуа, X. Ортис, А. Коланери.

Среди драматургов сер. 20 в. выделяются: X. Ланг-снер, автор бытовых драм и сатирич. комедий ("Избранники" и др.), А. Ларрета ("Служба мрака"), Э. Пласа Ноблиа ("Вилла"), X. Савала Муньис ("Перекр„сток"), Ф.Сильва Вальдес ("Сантос Вега", "Обольститель из пампы", "Разбитое зеркало"). Популярностью пользуются сайнете сарсуэлы и т. п. Созда„тся драматургия для детей. В 50-х гг. 20 в. в Монтевидео организованы постоянные проф. т-ры: "Компа-нья насьональ де комедиас" (в системе SOD RE) под рук. X. П. Бликсена, А. Куротто и Р. Негро, "Комедия насьональ" под рук. X. Савалы Муньиса (выступает в здании т-ра "Солис"). В уругв. т-рах выступали и ставили спектакли аргент. актеры и режиссеры М. Ксиргу, А. Диссеполо, А. дель Чиопо. В Монтевидео имеется Консерватория (осн. в 1905). Работает школа драм. иск-ва, организованная в 1949 М. Ксиргу.

Лит.: Солодовников А., Франция, Канада, Уругвай, "Театр", 1955, ј 12; S abat Pe bet J. С., Teatro nacionale, в кн.: R e у 1 e s C., Historia sintetica de la literatura uruguaya, Montevideo, 1931; Teatro uruguayao contemporaneo, Madrid, 1960. Jf. C.

УРУСОВ, Александр Иванович [псевд. - Александр Иванов; 2(14).IV. 1843 - 16(29).VII. 1900] - рус. театр. критик. В 1866 окончил юридический факультет Московского университета. Как театр. критик У. выступал в журн. "Библиотека для чтения", в газетах "Русские ведомости", "Новости". Заведовал театр. отделом в петерб. газ. "Порядок".

Театрально-критпч. деятельность У., ценившего традиции Гоголя н Островского, была проникнута демократич.тенденциями. Пропагандируя театр. взгляды Золя, он понимал натурализм как поиски правды в т-ре. У.автор статей о М. С. Щепкине, Г. Н. Федотовой, М. Н. Ермоловой, П. А. Стрепетовой.

Соч.: Статьи... Письма... Воспоминания о нем, т. 1-3, M., 1907.

Лит.: Долгов Н., Князь Урусов и театр. "Аполлон", 1915, ј 6-7, с. 48-56; К у г e л ь А. Р., Профили театра, [М.], 1929, с. 109-30. Юл. Р

УРУСОВ, Петр Васильевич [12(23).IV.1733-20.VII (1. VIII).1813 ], князь,- рус. антрепрен„р. Был моек. губернским прокурором. С 1772 содержал в Москве рус. т-р (с 1776 совм. с М. Медоксом). Спектакли т-ра шли на Знаменке, в доме графа Р. И. Воронцова. Здесь состоялись премьеры комич. опер "Розана и Любим" Николева (1778), "Мельник - колдун, обманщик и сват" Аблесимова (1779), пост. трагедия "Димитрий Самозванец" Сумарокова (1780). В т-ре играли И. И. и Н. Ф. Калиграф, А. Г. Ожогин, В. П. Померанцев, С. Н. Сандунов. В 1780 здание т-ра сгорело, и У. от участия в моек. антрепризе отказался.

Лит.: Чаянова О., Театр Маддокса в Москве 1776- 1805, М., 1927, с. 24-30. В. Вир.

УРУСОВА, Виктория Арнольдовна [р. 1(14).XI. 1909} - рус. сов. артистка балета, педагог. Засл. арт. РСФСР (1942). В 1925 окончила в Баку балетную студию (класс С. Н. Кеворкова) при Т-ре оперы и балета (ныне - Т-р оперы и балета им. Ахундова). В 1925-33 (с небольшими перерывами) - солистка балетной труппы этого т-ра, в 1933-58 (с перерывами)- солистка Саратовского т-ра оперы и балета им. Чернышевского.

Партии: Одетта-Одилия; Царь-Девица ("Кон„к-Горбунок" Пуни), Китри ("Дон Кихот") Тао Хоа, Эсмеральда; Мельничиха ("Треуголка" де Фальи), Зарема; Трактирщица ("Платочек невесты" Кенешшеи).

В 1958 ушла на пенсию. С 1925 препода„т классич. танец: в 1925-33 - в балетном уч-ще в Баку, с 1933- в Саратовском хореографич. уч-ще. М. Кл, УСАТОВ, Дмитрий Андреевич [10(22).II.1847- 10. (23). VIII.1913] - рус. артист оперы (тенор), педагог. В 1873 окончил Петерб. консерваторию (класс К. Эверарди). Пел на провинциальных сценах. В 1880-89 - солист Большого т-ра (Москва), где был первым исполнителем партий в операх Чайковского:

Ленский; Андрей ("Мазепа"), Вакула ("Черевички"). Обладал красивым голосом приятного тембра.

Др. партии: Альфред, Альмавива; Элеазар ("Маккавеи" Рубинштейна), Собинин ("Иван Сусанин"),- Баян ("Руслан и Людмила"), Рауль ("Гугеноты"), Фауст; Беппо ("Корделия" Соловь„ва) и др.

Уйдя со сцены, в„л педагогич. работу. Был вок. педагогом Ф. И. Шаляпина (1892-94, Тифлис). В. Бр.

УСАЧ‚В, Александр Артемьевич [6(18).VIII.1863- 21.1.1937] - рус. сов. актер. Засл. арт. Республики (1934). В 1888-91 учился на драм. курсах при Петерб. театр. уч-ще (класс Н. Ф. Сазонова). В 1891- 1937 - актер Александрийского т-ра (ныне - Ле-нингр. т-р драмы им. Пушкина). Дебютировал в роли Молчалина ("Горе от ума"). актер по преимуществу комедийный, точный в деталях, подробностях, У. был также виртуозным исполнителем маленьких ролей. У. вносил в исполнение своих ролей тонкий юмор, яркую жизненность и реализм, использовал при„мы гротеека.

Роли: Вурм ("Коварство и любовь"), Добчинский, Хлестаков, Шпекин ("Ревизор"), Репетилов, Загорецкий, князь Тугоуховский ("Горе от ума"), Шприх ("Маскарад"), Яша ("Вишн„вый сад"), Счастливцев; Патлен ("Адвокат Патлен"), Син Бин У ("Бронепоезд 14-69"), Коко, Петрищев ("Плоды просвещения"), Хотяков ("Рельсы гудят" Киршона), Костюк ("Ярость" Яновского), Захаров ("Страх"), Печенегов ("Враги") и др.

С о ч.: Повесть об одном актере. Л.. 1935.

Лит.: Данилов С., Мастер эпизодической роли, "Рабочий и театр", 1937, ј 3; Ю р ь e в Ю., Записки, т. 1- 2, Л.-М., 1963. С. Г.

УСЙГЛИ (Usigli), Родольфо (р. 17.XI.1905)-' мексиканский драматург, театр. деятель. Учился в школе музыки и декламации. В 1924 выступил как театр. критик, в 1.929 - как драматург (пьеса "Четыре дороги"). В драматургии У. получили отражение разные стороны жизни совр. Мексики: в пьесе "Хамелеон" (1937; Мехико - 1947) показан авантюризм политич. деятелей, в пьесах "Средний тон" (1937, труппа М. Т. Монтоя, Мехико) и "Ещ„ одна весна" (1945, Т-р В. Фабрегас, Мехико)-экономич. упадок и нравственный кризис представителей средних классов, в пьесе "Семья ужинает дома" (1942, т-р "Идеал") -быт "нуворишей". Большой успех в Мексике имела пьеса "Реб„нок и туман" (1936), разрабатывающая проблемы психопатологии, и "Джако-девочка" (1952, т-р "Колон"), показывающая пороки совр. бурж. общества.

Лучшие произв. У. отличаются глубиной анализа психологии героев, тонкой ироничностью, живостью диалога. В нек-рых из них проявляется склонность У. к эстетству, увлечению парадоксами. У. занимался режиссурой, переводами пьес. Препода„т историю т-ра и историю драмы в ун-те Мехико и др. учебных заведениях. Автор "Путеводителя драматурга" (1940).

Соч.: Mexico en el teatro, Mexico, 1932.

Лит.: Magana Esquivel A. yLamb R. S., Breve historia de teatro mexicano, Mexico, 1958. ff, C.

УСКОВ, Владимир Викторович [р. 21.VI(4.VII). 1907] - рус. сов. актер. Нар. арт. РСФСР (1950). Учился в студии под рук. А. Н. Морозова. Выступал в эстрадных и драматич. коллективах, в оперетте.

В 1930 окончил Ленингр. техникум сценпч. нск-ва (мастерская Л. С. Вивьена и В. В. Сладкопевцева). В 1930-35 - актер Ленингр. Большого драматич. т-ра им. Горького. Роли: Граммофонов ("Мой друг" Погодина), Мокроусов ("Егор Булычев и другие");

Фнлька-анархист ("Интервенция" Славина). В 1937- 1941 работал в Новом ТЮЗ,е, где особенно широко раскрылось характерно-комедийное дарование актера. Роли: Арзамасов ("Третья верста" Дэля), Горявин ("Первая вахта" Вальде), Варлаам ("Борис Годунов"). В годы Отечеств, войны служил в Ленингр. т-ре па-родного ополчения, где сыграл роли Глебы ("Русские люди") и Ивана Горлова ("Фронт"). В 1943-48 - актер Ленингр. драматич. т-ра, с 1948 - Ленингр. т-ра Комедии. Роли: академик Левкоев ("Софья Ковалевская" бр. Тур), Сганарель ("Дон Жуан" Мольера), Васильков ("Бешеные деньги" Островского), Министр-администратор ("Обыкновенное чудо" Шварца), Петухов ("Воскресенье в понедельник" Дыховичного и Слободского), граф Зефиров ("Лев Гурыч Синичкин" А. Бонди по водевилю Ленского).

Творчеству У. присущ злой, порой резкий комизм, он беспощадно разоблачает внутр. сущность отрицат. персонажей, показывает их пустоту и духовное убожество. С. Ц.

УСМАНОВ, Абулхак (1910-42) - тадж. сов. актер и драматург. В 1929 вступил в труппу Т-ра им. Лахути. Работал в передвижном колх. т-ре, тадж. филармонии и др. учреждениях иск-ва. В 1933 написал драму "Борьба", к-рая считается первой значит, много-актной пьесой в тадж. драматургии. В ней рассказывается о борьбе трудового народа и Красной Армии против басмачества (пост. в Т-ре им. Лахути). У. принадлежит ряд одноактных пьес, в т. ч. "Кто была Бе-гим?" (1936). Я.//.

УСМАНОВ, Шамиль (26.XII.1898-3.XII.1937) - тат. сов. драматург. Один из основоположников тат, сов. драматургии. Чл. Коммунистич. партии с 1917. Фронтовые тат. труппы и др. тат. т-ры пост. пьесу У. "В кровавые дни" (1919) о гражд. войне. В пьесе "Первый шаг" (1919) показано пробуждение классового самосознания рабочего класса и сплочение его вокруг партии большевиков, в драме "Байская дочь" (1922, Тат. драм. т-р) изображены события гражд. войны и восстановит, периода. Последняя пьеса У. "Запоздалый приказ" (1934) о переходе нац. частей, обманутые буржуазией и интервентами, на сторону Красной Армии на Оренбургском фронте.

Соч.: Сайланма эсэрлэр. Казан, 1958, 1965. Лит.: Я х и н А., Шамил Усманов драматуриясе. Казан, 1959; его же, Шамил Усманов, Казан, 1963; История татарской совете кой литер атуры, М., 1965. ф. Г.

УСПЕНСКИЙ, Андрей Васильевич (р. 22.VI. (5. VII). 1902] - рус. сов. драматург. Лит. деятельность начал в 1921 в газ. "Харьковский пролетарий". Выступает как драматург с 1927. Автор пьес "Константин Тер„хин" (совм. с В. М. Киршоном, 1927, Т-р им. МГСПС, Ленингр. Большой драматич. т-р), "Поединок" (1930, Ленингр. т-р Комедии), "Молодой человек" (1936, Моск. т-р транспорта), "Жили три друга" (1948, Моск. драматич. т-р), "Навстречу жизни" (1949, Моск. т-р им. Станиславского). Комедия У. "Девушка с веснушками" (1961, Т-р им. Ермоловой) прошла в 120 т-рах страны, ставилась в Румынии и Болгарии. У.- автор инсценировки (совм. с И. В. Штоком) романа Тургенева "Дворянское гнездо" (1958, МХАТ).

Соч.: Поединок, М., 1934; Молодой человек, М., 1935;

Навстречу жизни, М., 1950; Девушка с веснушками, М., 1963; Пьесы, М., 1964. ц Мор.

УСПЕНСКИЙ, Виктор Александрович [19(31).VIII. 1879-9.X.1949] - рус. сов. музыкант-этнограф и композитор. Нар. арт. Туркм. ССР (1929) и Узб. ССР (1937). Доктор искусствоведения (1943). Окончил Пе-терб. консерваторию (1913), с 1918 жил в Ташкенте. Автор муз. драмы "Фархад и Ширин" (1936, Узбекский муз.-драматич. т-р, позднее - Т-р оперы и балета им. Навои, Ташкент; 2-я ред. 1937, совм. с Г. А. Мушелем, там же), музыки к пьесе "Муканна" Алим-жана (1943, Янги-юль) и др. Музыка У. основана на нар. узб. мелодике и муз.-поэтич. жанрах. В„л муз.-этнографич. (Ин-т искусствознания, Ташкент, 1932- 1949) и педагогич. работу (Народная консерватория, Ташкент, 1918-22; муз. уч-ще, там же, 1928-34;

Консерватория, там же, 1936-49). Т. В.

УСТИНОВ (Ustinov), Питер Александер (р. 16. IV. 1921) - англ. актер, режиссер, драматург. Внучатый племянник худ. А. Н. Бенуа. Театр. образование получил в "Лондон тиэтр студио" под рук. М. Сен-Дени. Первая актерская работа - Дядин в пьесе Чехова "Леший" (т-р "Барн", г. Шир, 1938), первая режиссерская работа - "Квадратура круга" Катаева (1941, т-р "Водевиль", Лондон). В 1939 дебютировал в Лондоне как актер "Плейере тиэтр клаб", выступает в разл. т-рах Лондона. У.- автор пьес: "Дом сожалений" (1942, "Артс тиэтр"), "Дуй в собственную дуду" (1943, т-р "Плейхаус", Оксфорд), "Нос Бэнбери" (1944, т-р "Уиндхемс"), "Безразличный пастух" (1948, т-р "Крайтерион"), "Человек в плаще" (1950, Эдинбургский фестиваль; режиссер этого спектакля), "Миг правды" (1951, т-р "Адельфи"), "Любовь четыр„х полковников" (1951, т-р "Уиндхемс"; исп. роль Карабос-са), "Без голубя" (1953, т-р "Савой"; режиссер этого спектакля), "Пустой стул" (1956, т-р "Ройял", Бристоль), "Романов п Джульетта" (1956, т-р "Пиккадил-ли"; исп. роль Генерала; снял фильм на сюжет этой пьесы), "Париж не так весел" (1958, "Плейхаус", Оксфорд), "Финальный этап" (1962, т-р "Сэвилл"; исп. гл. роли). С 1964 - руководитель (совм. с Ф. Данлопом и Дж. Невиллом) Ноттпнгемского репертуарного т-ра. Драматургия У. характеризуется усложн„нностью, элементами фантастики, переплет„нными с реальностью. Внешне причудливые пьесы У. поднимают проблемы совр. жизни, но трактуют их подчас абстрактно. Драматург уводит зрителя в область общих рассуждений о добре и зле. Отказ от конкретизации и точных реалистич. решений характерен и для актерских работ У.: Илья Петрович ("Преступление и наказание" по Достоевскому), сержант Доуд ("Любовь в Албании" Линклейтера) и др.

Лит.: Williams G., P. Ustinov, L., 1957. ф.К.

УСТИНОВА, Татьяна Алексеевна [р. 19.XII.1908 (1.1.1909)] - рус. сов. балетмейстер. Нар. арт. СССР (1961). Чл. Коммунистич. партии с 1928. В 1931 окончила Моск. хореографич. техникум. В 1933-43 - актриса и балетмейстер Центр, т-ра юного зрителя (Москва). С 1938 - гл. балетмейстер Гос. рус. нар. хора им. Пятницкого.

Пост.: "Калининская кадриль" (1939), "Девичий воронежский хоровод" (1944), "Журавель", "Белый плат" (1950), "Русские хороводы", "На колхозной свадьбе", "Ряженые" (1952), "Сибирская цепочка" (1957), "Скоморошьи забавы", "На свадьбе" (1960), "Хохломские ложкари", "Расцветай, земля весенняя" (1963), "Камаринская", "Орловская пляска", "Сказ о русской земле" (1966) и др.

У. является постановщиком-балетмейстером мн. заключит, концертов Всесоюзных смотров художеств. самодеятельности. Автор теоретич. работ: "Русские народные танцы" (1950), "Русские танцы" (1955), "Беречь красоту русского танца" (1959), "Зв„здный хоровод" (1965). Ставила танцы в кинофильмах. Лауреат Гос. пр. СССР (1949 и 1952).

Лит.: Мартынов И., Государственный Русский народный хор им. Пятницкого, М., 1953; Хор им. Пятницкого (1911-1961), [Сб.], М., 1961.

УСТРОЙСТВО СЦЕНЫ. Устройство совр. сцены явилось результатом длительной эволюции, связанной с общим развитием театр. иск-ва и принципов декорационного оформления спектакля. Эстетика и драматургия античного т-ра, т-ра эпохи Шекспира или Мольера и др. обусловили соответствующее устройство сценич. площадки (см. Древнегреческий театр. Древне римский театра Сцена).

Современная сцена представляет собой сложное ар-хитектурно-техническое сооружение. В одних случаях это портальная сцена, снабж„нная разнообразной сценической техникой (см. Оборудование сцены}, в других - трансформирующаяся сцена, которая может превращаться в одну из обычных театр. сцен. Глубинная сцена, возникшая в 18 в., является осн. типом совр. сцены. Она отделяется от зрительного зала портальной стеной и сообщается с ним через портальный про„м - зеркало сцены. Для глубинной сцены обязательно ч„ткое ограничение е„ пределами портальной арки. Размеры портала определяются характером представления (опера, драма), вместимостью зрительного зала и особенностями его структуры. В свою очередь портал определяет размеры осн. частей глубинной сцены. Глубинная сцена состоит из 3 частей - колосников, собственно (или основной) сцены и трюма. Колосники - верхняя часть сцены

(высота не менее 2 м}, служащая для установки блоков сценич. механизмов и для работ, связанных с подвеской элементов оформления спектакля. Над колосниками помещаются дымовые люки (см. Люки дымовые). Основная сцена (по высоте в 3 раза больше зеркала сцены) занимает пространство между колосниковой реш„ткой и планшетом сцены. Она состоит из т. н. игровой (пли средней) сцены, доходящей до уровня высоты зеркала сцены, и верхней сцены, находящейся выше зеркала сцены и служащей для размещения навесных декораций, приборов верхнего освещения, разл. сценпч. механизмов. Верхняя сцена оборудована рабочими (пли машинными) галереями и переходными мостиками. Рабочие галереи' (их ширина зависит от ширины сцены) имеют несколько ярусов, расположенных вдоль правой и левой стены, а также и по задней стене сцены. Первая галерея находится на 1-1,5 м выше зеркала сцены. Расстояние между галереями 2-4 м. Рабочие галереи сообщаются между собой и со сценич. площадкой лестницами и лифтами (по вертикали), переходными мостиками (по горизонтали), к-рые служат и для выполнения ряда сценич. эффектов. Непосредственно под самыми мостиками в целях максимального использования сценич. пространства подвешиваются софиты, освещающие живописные декорации. Трюм, или нижняя сцена, занимает пространство, расположенное ниже сценич. площадки. Иногда состоит из неск. этажей, верхний из к-рых паз. первым трюмом (далее идут 2, 3, 4-й ит.д. трюмы). В трюме размещены установки разл. сценич. механизмов, подъ„мно-опускных устройств и приспособлений для сценических эффектов. Наиболее важный-первый трюм, высота которого должна быть не менее 2-2,25 м; сюда сходят или "проваливаются" по ходу действия некоторые персонажи, отсюда они могут появиться на сцене, здесь же располагается суфл„рская будка и светорегулятор-ная будка.

По горизонтали сцена делится на авансцену, просцениум, игровую часть, закулисные пространства, или боковые карманы, и арьерсцену. Авансцена - передняя часть сцены. Просцениум представляет собой чгть сцены, выступающую в сторону зрительного зала и расположенную перед занавесом. И г р о в а я часть сцены делится на планы, т. е. на отдельные участки сцены, параллельные портальной стене. Каждый план оборудован комплектом штанкетных и индивидуальных подъ„мов, а также софитом. Настил игровой площадки сцены при неподвижном планшете одинаков на каждом плане. Он состоит из ряда съ„мных* прямоугольных деревянных щитов (размер 1 м X 1 м, толщина 50-60 мм}. Принцип съ„мных щитов да„т возможность поднимать и опускать персонажей в любом месте сценической площадки, не нарушая е„ конструкции. При оборудовании сцены поворотным кругом или подъ„мно-спускным планшетом принцип настила несколько меняется. В закулисных пространствах устанавливаются декорации для следующей картины спектакля (сюда же транспортируются декорации прошедшей картины), находятся пульты управления разл. сценич. механизмами, помещается светоаппаратура спектакля, в муз. т-ре - пульт режиссера, ведущего спектакль, площадка хормейстера, место машиниста сцены и др. В пределах закулисных пространств находятся и рабочие галереи. Боковые карманы (см. Карманы сцены) устраиваются для динамичной смены декораций с помощью накатных площадок - фурок. Благодаря электроприводу площадки могут перемещаться к портальному отверстию и обратно. Высота кармана должна быть больше высоты зеркала сцены, а глубина - больше ширины зеркала сцены. Арьерсцена - глубинная часть сцены. По размеру она меньше осн. сцены. Имеет колосники и трюм, в к-ром обычно помещается сейф для хранения в скатанном виде мягких живописных декораций. Она оборудована декорац. подъ„мами и др. механизмами. Осн. назначение арьерсцены - увеличение глубины осн. сцены. На арьерсцене обычно устанавливаются декорации последующих картин спектакля, приборы свето- и кинопроекций (в оперном т-ре здесь же смонтирована система колоколов). Ген. Ш.

УТЕПБЕРГ‚ЦОВ, Сабирбай (р. 23.V.1916) - каракалпакский сов. актер. Нар. арт. Каракалп. АССР (1957). Чл. Коммунистич. партии с 1956. В 1934-39 учился в Каракалп. студии ГИТНСа. С 1940 - артист Каракалпакского т-ра (Нукус). У. играет гл. обр.характерные роли. Созданные им сценич. образы отличаются остротой социальной характеристики, нар. юмором.

Роли: Садираддии молла ("Коклен батыр" Дарибаева), Мулла Дуст ("Проделки Майсары" Хамзы),Утеген ("Тазагуль" Мажитова), Куден ("Бахыт Ходжанинзова), Бекмурза пшан ("Гарип ашик" Бегимова и Алланазарова), Максим ("Лево-ниха на орбите") Мака„нка) и др. /\ /

УТ‚СОВ, Леонид Осипович [р. 9(21). III. ISO:), Одесса] - рус. сов. артист эстрады. Нар. арт. СССР (1965). В детстве учился играть на скрипке. С КШ работал в т-рах миниатюр Кременчуга, Одессы, Херсона, Запорожья. Одновременно начал выступать на эстраде. В 1921-28 У.- актер моек. Т-ра революционной сатиры, оперетты "Славянский базар", петроградского т-ра Сатиры, оперетты "Палас т-р", где У. исполнил роли:

Бонн ("Сильва" Кальмана), Князя ("Граф Люксембург" Легара), Андрея Дудки ("Республика на кол„сах" Мамонтова), Т„лкина ("Шулер" Шкваркина) и др. У. был первым исполнителем на эстраде произв. Бабеля, Багрицкого, Уткина, Зощенко. У. подготовил "сгшт-тп-ческий спектакль"-"От трагедии до трапеции), и к-ром исполнил драматич. (Раскольников - "Преступление и наказание" по Достоевскому) и буффон-но-комич. (Менелай - "Прекрасная Елена" Оффен-баха) роли, гпмна-стич. номера на трапеции, играл на скрипке и гитаре, дирижировал хором и оркестром.

В 1928 У. организовал первый в Советском Союзе театрализованный джаз (Теа-джаз, позже - Государственный эстрадный оркестр РСФСР) и стал его дириж„ром, исполнителем песен, конферансье. В содружестве с' И. О. Дунаевским, В. И. Лебедевым-Кумачом, В. 3. Массом и Н. Р. Эрдманом У. создал экс-центрич. муз. комедийные обозрения - "Джаз на повороте" (1930), "Музыкальный магазин" (1932) и др. В 1932-34 снимался вместе с джазом в фильме "Вес„лые ребята". У. является пропагандистом сов. песни. Он исполнял произв. Дунаевского ("Марш вес„лых ребят", "Сердце", "Песня верной любви", "Дорогие мои москвичи" и др.), Соловь„ва-Седого ("Казачья кавалерийская" и др.), Листова ("Гренада", "Тачанка"), Книппера ("Полюшко-поле"), Блантера ("Партизан Железняк"),

Табачникова (У Ч„рного моря"), Хренникова ("Московские окна") и др. У. возродил на эстраде старинные рус., солдатские, матросские песни ("Раскинулось море широко", "Нелюдимо наше море", "На сопках Манчжурии" и др.).

Голос У. небольшой, мягкого тембра. Исполнение отличается простотой, задушевностью, теплотой. У. не только по„т, но и играет песню, создавая "песенную новеллу".

В 1955 выступил в роли Шельменко ("Шельменко-денщик" Квитки-Основьяненко, Т-р им. Гоголя, Москва).

Соч.: Записки актера, M.-Л., 1939; С песней по жизни, М., р61; Моя Одесса, "Москва", 1964, ;ј 9.

Лит.: ДмитриевЮ., Искусство советской эстрады, [М.], 1962; Д а л ь ц e в 3. Г., Москва, 1917-1923, в кн.:

У истоков. Сб. статей, М., 1960; Долински'й М., Ч e p -т о к С., Леонид Утесов, "Муз. жизнь", 1960, ј 10; .Тиме E., Дороги искусства, М.-Л., 1962. М.Лифш.

УТРЕННИК - название спектакля (представления,. концерта), даваемого в первой половине дня. У. устраиваются обычно в воскресные и праздничные дни по удешевл„нным ценам - специально для детей (детские У.), а также для взрослых. В дореволюц. России, где не было т-ров для детей, У. предназначались для детей и подростков. Однако к устройству утренних спектаклей антрепрен„ры подходили с коммерч. целями, У. отличались невысоким художеств. уровнем, слабым актерским составом. Исключение представляли лишь У. в моек. Т-ре Корша и др. столичных т-рах (Малый т-р), в т-рах, возглавляемых прогрессивными театр. деятелями (Н. Н. Синельников, Н. PI. Соболыциков-Самарин, П. П. Гайдебуров и др.). Значит, событием был поставленный K.C. Станиславским в Моск. Художеств, т-ре утренний спектакль для детей "Синяя птица" Метерлинка (1908).

В СССР У.- неотъемлемая часть работы т-ра. Спек-такли-У. регулярно показывают все ТЮЗы страны. по воскресеньям и в дни каникул-многие драматические и музыкальные т-ры. А. Шн.

УУЛИ, Хейно (Эйно) Аугустович (р. 14.XII. 1906) - эст. сов. режиссер и артист оперы (тенор). Засл. деят. иск-в Эст. ССР (1957). Окончил Таллинскую консерваторию по классу пения А. Тамм (1932). В 1929-31 У.хорист т-ра "Эстония" (Таллин); в 1932-33 - артист оперетты и драмы т-ра "Угала" (Вильянди); в 1934-36 - солист оперы и оперетты, реж. т-ра "Ванемуйне" (Тарту); в 1936-51 (с небольшим перерывом) - реж. (нек-рое время худ. рук. и гл. реж.) т-ра оперы и балета "Эстония" (Таллин), где пост. св. 40 опер, среди них - "Тихий Дон" Дзержинского (1939), "Пиковая дама" (1940), "Севильский цирюльник" (1943); "Огни мщения" Э. Каппа (1945, 1948), "Пюхаярв" (1946) и "Берег бурь" (1949, Гос. пр. СССР) Эрнесакса. У. присуще стремление к детализации худ. образов и хора; он уделяет большое внимание выразительности слова. Ар. Т.

УЧЕБНЫЙ ТЕАТР - рус. сов. театр. Создан в Москве в 1958 при ГИТИСе. Предназначен для производственной практики студентов театр. учебных заведений. На сцене У. т. ставятся курсовые, дипломные, выпускные спектакли учащихся ГИТИСа, театр. уч-щ им. Щепкина и им. Щукина, Школы-студии им. Не-мировича-Данченко, а также отдельные спектакли В ГИК а и др. театр. учебных заведений страны. Среди спектаклей, показанных т-ром: "Таня" Арбузова, "Горячее сердце" (Театр. уч-ще им. Щукина), "Светит, да не греет" Островского, "Оптимистическая трагедия" (Театр. уч-ще им. Щепкина), "Борис Годунов", "Последние"; "Метель" Леонова (Школа-студия им. Немировича-Данченко), "Дачники"; "Король-Олень" Гоцци (актерский ф-т ГИТИСа), "Вид с моста" Миллера (режиссерский ф-т ГИТИСа), "Три сестры" (ВГИК), "Бедность не порок" (таджикская студия

ГИТИСа), "Тартюф"; "Наша молодость" Карташ„ва по роману В. Кина "По ту сторону" (ГИТИС), "Фиалка Монмартра" Кальмана, "Порги и Бесс" Гершвина, "Сказки Гофмана" Оффенбаха, "Сын клоуна" Дунаевского (отделение муз. комедии ГИТИСа) и мн. др. Спектакли ставят художеств. руководители и преподаватели курсов и студий.

У. т. находится в системе ГИТИСа, возглавляется Художеств, педагогич. советом (председатель В. О. Топорков), имеется также Студенческий совет.

Кроме показа спектаклей, в У. т. проводятся встречи студентов с мастерами иск-в, отч„ты студенческих бригад, выезжающих в летние каникулы на целину, новостройки и др.

Лит.: "Театральная жизнь", М., 1961, .ј 12, с. 26.

А. Шн.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница