Наши партнеры

Выгодно машина в аренду красноярск посуточно в компании РексРент.
Подробности Застройщики в Бенидорме здесь.

Театральная энциклопедия
(страница 440)


ГОЛНЦОУ (1963), "Прошу слова. сегодня (1964), "Планета Сиеранта" (1965) Коломийца, "Гроза над Гаванями" Левады (1964), "Ненаписанный портрет" Л. Письменной (1966).

У. д. постоянно пополняется псторпко-патрпотпч. и героико-революц. пьесами: драм. поэма Л. В. Боло-бана "Кирилла Кожемяка" (1948) посв. борьбе Киевской Руси против иноземных захватчиков; драма в стихах "Навеки вместе" Л. Дмитерко (1950)- борьбе нар. масс Украины за упрочение союза с рус. народом. О восстании революц. матросов под рук. лейтенанта Шмидта рассказывает трагедия "На Ч„рном море" Д. В. Суптелп (1956). Образы борцов Октябрьской революции воссозданы в пьесах "Арсенал" Су-ходольского (1956), "Ночь и пламя" (1957), "Синие росы" (1966) Зарудного. Историч. драма "Где шумел ковыль" А. И. Шияна (1962) воскрешает события ге-роич. борьбы запорожского казачества во 2-й пол. 17 в'. против татаро-турецкого нашествия. К 150-летию со дня рождения Т. Г. Шевченко (1964) Заруд-ный написал драму "Марина" (по одноим. поэме Т. Шевченко), в к-рой показывает борьбу трудящихся против своих угнетателей. Образ героя гражд. войны В. М. Примакова воссоздал И. Муратов в драме "Нейтральная зона" (1966).

Развивается жанр псторико-биографич. драмы. Пьесы, посв. жизни и деятельности Т. Г. Шевченко, написали И. Кочерга ("Пророк", соч. 1948), А. Ильченко ("Петербургская осень", 1954), Л. Болобан и Л. Пред-славич ("Рев„т и стонет Днепр широкий", 1961), Ю. Г. Костюк ("Слово правды", 1955), Ю. Яновский ("Молодая воля", 1948); Л. И. Смилянский написал пьесы об И. Франко ("Мужицкий посол", 1956) и о Лесе Украинке ("Красная роза", 1955). Драматургпч. портрет комп. Н. В. Лысенко дан в пьесе "Творец песни" Ю. А. Мокреева (1955). Образ рус. революционерки Софьи Перовской создал в пьесе "Первый гром" С. Е. Голованпвскпй (1956).

В жанре драматургии для юношества и детей на Украине работают: А. И. Шиян, А. И. Боженко, Г. Д. Плоткин, М. А. Талалаевский, Г. В. Кирилюк и др. Нар. т-ры и самодеятельные коллективы ставят одноактные пьесы Л. П. Грохи, В. М. Щеголива, Е. Кравченко, М. М. Ятко, А. Д. Очеретного и др. авторов. Либретто опер п оперетт пишут А. С. Ма-лышко, А. С. Левада, А. Ф. Турчинская, Г. Д. Плоткин. Ряд пьес создали драматурги А. Г. Ч уча, М. А. Андрневич, В. Д. Вакуленко, Я. В. Майстрен-ко, А. Школьник, И. Д. Рачада, М. И. Печенежский, И. И. Рядченко, М. М. Савченко, И. П. Гайда-енко, Б. А. Буркатов.

Драматурги стремятся к созданию сильных человеческих характеров - борцов за коммунизм и мир. В нар. драме "Правда и Кривда" М. А. Стельмаха (1964) создан яркий, полнокровный образ коммуниста, борющегося против косности, за счастье народа, пьеса "Страница дневника" Корнейчука (1965) утверждает непримиримость к устаревшим догмам, силу идеалов коммунизма. Сов. труженикам, актуальным проблемам современности посв. пьесы: "Очарованная мельница", "На Ивана Купала" Стельмаха, "Расплата" Корнейчука, "Тревоги дальних лет" Ильченко, "Дом с двумя антеннами" Буряковского, "Комедия с двумя инфарктами" Минко, "Спасибо тебе, моя любовь" Коломийца, "Письмо в ЦК" Плоткпна (все в 1966).

Лит.: Ф р а н к о I., Про театр ? драматург?ю, К., 1957;

Беле ЦКИЙА. II., Старинный театр в России [т.]1. Зачатки театра в народном быту и школьном обиходе Южной Руси - 7кpaины, М., 1923; В о з н я к М. С., Початки укрансько комед?, Льв?в, 1924; Резанов В., Драма укранська, вип. 1-6, К., 1926-29; Р у л ? н П., Рання укранська драма. К., 1927; Борщаговський О., Драматург?я ?вана Тоб?левича, К., 1947; Волинський П., ?. П. Котляревський, К., 1951; С т е ц е н к о Л., I. Карпенко-Карий (I. К. Тоб?левич), К., 1957; Йосипенко М. К., Марко Лукич Кроппвницький, К., 19oS;

Б ? л о ш т а и Я. П., Драматург?я ?вана Франка, 1л'., 1956; Мороз 3., Проблема конфл??\'ту в укранськ?й драматург?, К., 1959; Сокирко Л. Г., М. II. Стариць-кий. К., I960; Ш у б р а в с ь к и й, Драматург?я Тараса Шевченка, К., 196Т; Бабишкин O.K., Драматург?я Лес? Укранки, К., 1963; Ставицький О. Ф., Укранська драматург?я початку XX ст.. К., 1964.

Советская драматургия-Крыжа-новский С.,Сиротюк М., СтаринкевичЕ. (разделы "Драматург?я"), в кн.: История украинской советской лит-ры, К., 1965 (на рус. яз.); ?стор?я укрансько радянсько л?тератури, К., 1965; Ки-сельов И. М.. Драматурги Украни, К., 1967; Андр?анова Н., I. Кочерга, К., 1963; Йосипе н к о М., -Драматург?чна творч?сть Д. Бедзика, в кн.: Б е дз и к Д., Вибран? п'си, К., 1957; М е л ь н и ч у к-Л у ч к о Л., Драматург?я М. ?рчана, К., 1963; Ш л а п а к Д., Драматург?я Я. Галана. /Мистецтво", 1962, J\s4; Плачинда С., О. Довженко, К., 1964; Ш л а п а к Д., Драматург?я О. Колом?йця на сцен?, в сб.: Театральная культура, ј 3, К., 1966; С н-р о т ю к М., ?ван Микитенко..., К., 1959; Трип?льський А., Драматург?я О. Корн?йчука, К., 1950; Кобилець-кий Ю., Драматург ? час. Творч?сть О. Корн?йчука. К., 1965; К и л и м н и к О., Ю. Яновский, М., 1962.

Р. П., А. Ф. С. дореволюц. период, Дм. Ш. (сов. период).

УКРАИНСКИЙ ВОЛЫНСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ Т. Г. ШЕВЧЕНКО. Основан в 1940 в г. Луцке. Ядром творч. коллектива стали выпускники Киевского театр. пн-та. В 1945 в Луцк был перевед„н Миргородский передвижной т-р. Лучшие спектакли: "Правда" Корнейчука (1946), "Семья" Попова (1952), "Живой труп" (1954); "Свадьба Фигаро" Бомарше (1955), "Не суждено" Старгщкого (1956), "Ть?тар?вна" по Шевченко (1963) и др. В 1960 т-р гастролировал в ПНР. В труппе т-ра (1967): нар. арт. УССР Г. М. Канпшевскпй; засл. арт. УССР А. И. Юнпцкий, Ф. А. Балабуха, Н. Г. Фиалко; артисты X. И. Войтенко, Т. Г. Мальцева, В. А. Чупрына, О. Ф. Мошков, Л. А. Бальбуза и др. Гл. реж. - засл. арт. УССР Н. А. Мальцев, гл. худ. - Ю. Н. Мыц. Б\ Кор.

УКРАИНСКИЙ ДНЕПРОПЕТРОВСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ Т. Г. ШЕВЧЕНКО - см. Днепропетровский театр.

УКРАИНСКИЙ ДНЕПРОПЕТРОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ ИМЕНИ А. С. ПУШКИНА. Открылся в 1927 в Днепропетровске. В разные годы в т-ре работали реж.: Г. Затвор-ницкпй, И. Деева (с 1930), И. Юхпменко (с 1930), II. Кобрпнский, К. Капатский, И. Беркун (с 1935), П. Ру-дпн (с 1929). Вначале т-р ездил по Украине, поддерживал тесную связь со школами. Спектакли: "Федько Халамидник" Баженовой и Мамонтова (1929), "Федь- изобретатель" Омельченко (1930), "Зямка Копач" Даниэля (1935), "Назар Стодоля" Шевченко, "Ромео и Джульетта" (оба в 1934). С началом Отечеств, войны прекратил сво„ существование. С. Б.

УКРАИНСКИЙ ДОНЕЦКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ АРТЕМА. Создан в 1933 в Донецке (тогда Сталине) на основе Краснозаводского т-ра (Харьков). Открылся премьерой пьесы "Бастилия Божьей матери" Мики-тенко (реж. В. С. Василько). Первым худ. рук. т-ра был Василько, в состав труппы входили актеры: Л.М.Гак-кебуш, В. М.Добровольский, М. П. Смирнов, B.C. Дов-бищенко, Е. П. Зарницкая, Т. Вечора, М. Ильченко, И. М. Сикало, Н. Белодедова, В. Лазуренко, М. Орловский, Г. Чайка, М. Беляев, С. Лютневый (С. Лукьянов). Среди лучших работ т-ра: "Мастера времени" Кочерги (1934), "Банкир" Корнейчука (1937), "Урочище Зет" Суходольского (1940), "Я сын трудового народа" Катаева (1938), "Жизнь" Панферова (1940), "Пархоменко" Вс. Иванова (1940). В 1941-44 т-р работал в г. Джамбуле, Кзыл-Орде (Казах. ССР). В 1943 ему присвоено имя Артема. Среди спектаклей этих лет: "Фронт" (1943), "Нашествие" (1943); "Западная граница" Прута, Шпанова (1944), "Фриц и соловей" Смилянского (1945). Лучшие спектакли 50-60-х гг.: "Кремл„вские куранты" (1955); "Любовь на рассвете" Галана (1953), "Не называя фамилий" Минко (1953), "Вес„лка" (1961), "Антеи" (1962) Зарудного, "Человек за бортом" Школьника (1965), "Шумит Днепр" Суптели (1964), "Шестое июня" Шатрова (1966), "Страницы дневника" Корнейчука (1966).

Среди лучших пост. классич. драматургии: "Васса /Келезнова" (1937), "Борис Годунов" (1937), "Волки и овцы" (1941); "Наймычка" Карпенко-Карого (1938), "Лимерпвна" Мирного (1941), "Остались в дураках" Кропивницкого (1936), "Двенадцатая ночь" (1956);

"Не судьба" (1965) Старицкого. В 1949-63 т-ром руководил нар. арт. УССР Н. Смирнов. В 1965 в т-ре работают рус. и укр. труппы, имеются два стационара в Донецке и Макеевке. В составе т-ра (1966): нар. арт. УССР Н. П. Протасенко, засл. артисты УССР М. С. Адамская, Л. И. Усатенко, Е. И. Галинский, В. А. Загаевский, И. И. Корж, артисты М. И. Бондаренко, В. А. Грипак, Д. И. Жуков, Н. М. Харченко, 11. В. Завертнев, 3. Я. Чернилевская, И. И. Молош-пиков, Л. В. Пономаренко, А. М. Шевченко, Т. И. Ку-/кель, А. П. Скрипник, В. В. Козак, Н. П. Крамар, Ю. Р?. Суржа, Б. И. Шпфрин, А. Л. Бурлюк, Н. И. Гришовская, С. Т. Зпнченко, М. Т. Афанасьева, А. К. Малич, Н. К. Третяк, Ф. В. Полина. Л. Б.

УКРАИНСКИЙ ДОНЕЦКИЙ ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ. Создан в 1931 в Донецке (тогда Сталине). С 1932 т-р работал в Луганске (тогда Ворошилов-граде). С 1936 т-ром руководили режиссеры М. Ки-сиц, П. Ветров.

Основные пост. т-ра: "Штурм" Корнейчука (1931), "Винтовка ј 492116" Крона (1932), "Детство" по М. Горькому (1933); "Ревизор" (пост. Н.Н. Синельникова, 1934), "Сер„жа Стрельцов" Любимовой (1935), "Враги" (1936); "Дон Кихот" по Сервантесу (1937), "Снежная королева" Шварца, "Созвездие гончих псов" Паустовского (1939). После войны реорганизован в Кировоградский рус. драм. т-р. С. Б.

УКРАИНСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ И. Я. ФРАНКО (Киевский государственный ордена Ленина академический украинский д р а м а т и ч е с к и й т е-атр имени И. Я. Франко) - один из ведущих драматич. т-ров УССР. Основан на базе Нового Львовского т-ра и группы актеров Первого гос. дра-матич. т-ра УССР им. Т. Г. Шевченко (Киев) в янв. 1920 в г. Виннице после е„ освобождения Красной Армией. Основатели коллектива: Г. П. Юра, А. М. Бучма, А. М. Ватуля, М. М. Крушельницкий, К. П. Кошевский, М. И. Драк, М. X. Пилнпенко, П. Н. Самойленко, О. И. Рубчаковна и др. Позже в театр пришли Е. Т. Коханенко, Т. П. Юра, Ф. А. Барвинская, А. П. Юра - Юрский, В. Ф. Ва-рецкая, С. В. Тобилевпч, П. М. Нятко, А. И. Борисоглебская, Е. С. Ожеговская и др. Вскоре после основания т-р стал называться именем И. Я. Франко.

Продолжая и развивая реалистич. традиции мастеров дореволюц. укр. сцены с их ориентацией на жизненно правдивое пск-во актера, на достоверность психологии, быта и на музыкальность, т-р утверждает своими спектаклями героико-романтич. направленность творчества, обращается и к социальной комедии .

Первые годы деятельности т-ра были посв. поискам собственного пути в иск-ве, формированию актерского ансамбля. Т-р обслуживал части Красной Армии, рабочих, крестьян, ездил по городам и с„лам Украины, принимал участие в ряде политич. кампаний.

В числе лучших спектаклей т-ра в первые годы его деятельности - произведения классиков укр. драматургии: инсценировки поэм Т. Шевченко ("Иван Гус", "Большое подземелье") и И. Франко ("Похороны"), пост. пьес Леси Украинки ("Лесная песня"), И. Карпенко-Карого ("Суета", "Житейское море").

Большое место в. репертуаре т-ра занимает рус. зап.-европ. классика: "Ревизор", "На дне"; "Царь Эди-п" Софокла, "Фуэнте овехуна", "Свадьба Фигаро" и др.

В спектаклях т-ра отч„тливо звучат социальные мотивы, критика бурж. общества, его философии и морали, созданы образы людей из народа, показано богатство их духовного мира. Т-р часто обращается к психологич. и бытовой драме, комедии, к острой сатире.

После гастролей в Донбассе (1923) т-р был переведен в Харьков. В это время он ставит произв. молодой сов. драматургии: "97" Кулиша, "Поджигатели" Луначарского (1924), "Коммуна в степях" Кулиша, "Воздушный пирог" Ромашова (1925). Однако в этот период в иск-ве т-ра намечаются серьёзные противоречия. Ряд его спектаклей, осуществл„нных режиссером Б. Глаголпным ("Поджигатели", "Собака на сене"; "Святая Иоанна" Шоу и др.), содержат формалп-стнч. ошибки, противоречащие основной направленности иск-ва т-ра. Преодолевая эти ошибки, т-р продолжает идти реалистич. пут„м, основывается на жизненно правдивом актерском иск-ве. Укрепляются связи т-ра с советскими драматургами. С 1926 т-р работает в Киеве. Здесь были пост.: "Мятеж", "Бронепоезд 14-69" (1928); "Диктатура" (1929) и "Кадры" (1930) Микитенко, "Каменный остров" Корк-ейчука (1930), "Девушки нашей страны" Микитенко и "Страх" (1932); "Мастера времени" Кочерги (1934), пьесы Л. С. Первомайского, В. М. Киршона, В. П. Катаева. Спектакли т-ра этого периода - преимущественно многокартинные композиции, насыщенные нар. сценами, публицпстич. мотивами. Со временем на первый план выдвигается задача углубл„нной психологич. обрисовки характеров.

Сов. драматургия становится основой репертуара т-ра. Тесная дружба связывала т-р с И. Микитенко ("Бастилия Божьей матери", 1934, "Соло на флейте", 1935, "Дни юности", 1936) и А. Корнейчуком ("Гибель эскадры", 1933, "Платон Кречет", 1934, "Правда". 1937, "Богдан Хмельницкий", 1939, "В степях Украины", 1940).

Лучшие из этих спектаклей отличает масштабность мысли, бережное отношение к авторскому замыслу и творч. своеобразию "стиля, яркая образность сце-нич. решений, крепкий ансамбль актеров - исполнителей в традициях нар. укр. театр. иск-ва.

В 30-е гг. в коллектив приходят известные актеры: Н. М. Ужвий, Ю. В. Шумский, Д. Е. Мплютенко, Е. А. Осмяловская, В. Н. Добровольский, Е. П. Пономаренко, П. Т. Сергиенко и др.

Много и плодотворно работает т-р над постановкой пьес укр., рус. и мировой классики. В числе лучших спектаклей этих лет: "Бесталанная" (1937) и "Хозяин" (1939) Карпенко-Карого. "Маруся Богуславка" Старицкого (1941), "Борис Годунов" (1937), "Последние" (1937), "Последняя жертва" (1939), "Дон Кардьос" (1936), "Много шума из ничего" (1940). Крупнейшей работой т-ра была пост. драмы И. Франко "Украденное счастье" (1940), в к-рой с особенной полнотой воплотились осн. принципы пск-ва коллектива - глубокая народность, суровый мужественный реализм.

В 1940 т-р награжд„н орденом Ленина. В эти годы особенно ярко раскрывается пск-во режиссеров Г. П. Юры, К. П. Кошевского, В. Б. Вильнера, выдающихся актеров: А. М. Бучмы (Микола Задорожный - "Украденное счастье", полицмейстер Коломийцев - "Последние", В. И. Ленин - "Правда" Корнейчука), Ю. В. Шумского (Борис Годунов - о. п. Пушкина;

Богдан Хмельницкий, Галушка - о. п. и "В степях Украины" Корнейчука), Н. М. Ужвий (Юлия Тугина- "Последняя жертва", Марина Мнишек - "Борис Годунов", Беатриче-"Много шума из ничего"), Е. Осмялов-ской, В. Добровольского, Е. Пономарепко и др.

В период Великой Отечественной войны т-р находился в Узбекистане и Казахстане. Здесь были пост. спектакли "Фронт" (1942), "Русские люди" (1943) и др. Фронтовые бригады т-ра выступали в действующей армии.

Возвратившись в Киев в 1944, т-р пост. спектакли:

"Крещатый яр" Дмитерко (1944), "Приезжайте в Звонковое" (1945), позже "Макар Дубрава" (1948), "Калиновая роща" (1950) (оба спектакля отмечены Гос. н р. СССР), "Крылья" (1954), "Почему улыбались зв„зды" (1957), "Над Днепром" (1960) Корнейчука, "Победители" Чирскова (1946), "Молодая гвардия" по Фадееву (1947), "Профессор Буйко" (1949) и "Днепровские зв„зды" (1952) Баша, "За вторым фронтом" Собко (1949), "Не называя фамилий" Минко (1953).

В этих спектаклях созданы яркие типич. образы современников: Макар Дубрава - Бучма; Прокофий Ключка, Романюк, Буйко - Шумский; Наталия Ковшик, Екатерина Бессмертная - Ужвий; Тополя, Ветровой, Ромодан - Добровольский; Мария Смерека- Нятко и др.

На сцене т-ра создан ряд историч. спектаклей от "Свадьбы Свпчкп" Кочерги (1960), рассказывающей об освободительной борьбе народа в начале 17 в., до "Думы о Британке" Яновского (1957), воспевающей героику гражданской войны. Спектакли "Петербургская осень" А. Ильченко (1954) и "Пророк" Кочерги 1961) посвящены великому поэту-революционеру Т. Г. Шевченко, образ к-рого воплотили Д. Е. Ми-лютенко и Е. П. Пономаренко.

Новую интерпретацию получила классич. драматургия: "Вишн„вый сад" (1946), "Без вины виноватые" 1948), "Егор Булычев и другие" (1952); "Сто тысяч" (1945), "Мартын Боруля" (1950), "Бесталанная" (1965) Карпенко-Карого, "Горькая доля" Старицкого (1958), "Король Лир" (1959), "Много шума из ничего" (1964).

Т-р поддерживает постоянные связи с укр. писателями. Кроме пьес А. Е. Корнейчука, здесь ставились пьесы Я. В. Баша, Ю. А. Буряковского, Л. Д. Дмп-терко, Н. Я. Зарудного, А. Е. Ильченко, А. Ф. Коло-мийца, А. С. Левады, В. П. Минко, В. Н. Собко, А. И. Шияна и др.

В этот период наряду с Г. П. Юрой в т-ре работают режиссеры М. М. Крушельницкий, Б. Балабан, Б. Н. Норд, Е. А. Брилль, труппа пополнилась молод„жью, окончившей киевские и харьковские театр. ин-ты и студии.

Т-р тяготеет к масштабным спектаклям, насыщенным массовыми сценами, его иск-ву свойственно стремление к ярким сочным тонам, к полноте красок, сочетание глубокой эмоциональности с достоверностью быта, связанное с лучшими традициями укр. сцены. Среди значительных постановок т-ра последних лет- "Оптимистическая трагедия" (1961), "Правда и кривда" М. Стельмаха (1965), "Марина" (1964) Зарудного, "Страница дневника" (1965), "Расплата" (1967)Кор-нейчука, "Планета Сперанта" Коломийца, "Антигона" Софокла (1965), "Патетическая соната" Кулиша (1966).

В труппе т-ра (1967): нар. арт. СССР Н. М. Ужвий, П. В. Куманченко, В. М. Дальский, Е. П. Пономаренко; нар. арт. УССР О. Я. Кусенко, П. Т. Сергиенко; засл. арт. УССР Е. П. Лптвиненко, Ю. С. Ткаченко, Н. К. Копержинская, Г. Г. Яблонская, А. Е. Гашин-ский, А. В. Омельчук, Н. Л. Панасьев, М. А. Зад-непровский, В. П. Дашенко, А. М. Давиденко, Г. Т. Тесля, С. И. Станкевич, Н. Ф. Яковченко и др. Пост. спектаклей осуществляли режиссеры В. М. Скля-ренко, В. С. Лпзогуб, Д. А. Алексидзе, Л. В. Варпа-ховский.

В разные годы т-р гастролировал в Москве, Ленинграде, Тбилиси, Минске, Казани и др. городах. В 1950 - в Польской Народной Республике.

РЕПЕРТУАР ТЕАТРА

(в скобках указаны фамилии режиссеров и художников)

1920. "Грех". Винниченко (Юра, худ. Драк), "Ч„рная пантера и белый медведь" Винниченко (Юра, худ. Драк), "Молодость" Гальбе (Бучма, худ. Драк), "Обязан" Черка-сенко (Юра, худ. Драк), "Иван Гус" (те же), "Большое подземелье" (те же), "Лилия" (те же), "Завещание" (все по Т. Шевченко) (Бучма, худ. Драк), "Потонувший колокол" Гауптмана (Юра, худ. Драк), "Суета" Карпенко-Карого (Юра, худ. Драк), "Гибель "Надежды"" Хейерманса (Бучма. худ. Драк), "Свадьба Фигаро" (Юра, худ. Драк), "На дне" (те же); "Житейское море" Карпенко-Карого (те же); "Йола" Жулавского (Юра, худ. Шпинель), "Базар" Винниченко (Юра, худ. Драк), "Молодая кровь" Винниченко (те же), "Ложь" Винниченко (те же), "На первое гулянье" Василь-ченко (те же), "При свете костра" Олесь (те же), "Осень" Олесь (те же), "Бунтарь" Мирбо (те же), "Самсон и Далила"' Ланге (те же).

1921. "Лекарь поневоле" Мольера (В. Васильев, худ. Шпинель), "Гайдамаки" по Шевченко (Юра, худ. Шпп-нель), "Ревизор" (те же), "Мирандолина" ("Хозяйка гостиницы") (Бучма, худ. Шпинель), "Пан" ван Лерберга (Юра), "Северные богатыри" Ибсена (Бучма, худ. Шпинель), "Ури-эль Акоста" Гуцкова (Семдор, худ. Шпинель), "Царь Эдип" Софокла (Юра, худ. Шпинель), "Ч„рт и трактирщица" Кши-вашевского (Васильев), "Мысль" Андреева (Юра, худ. Драк), "Женитьба" (Васильев); "Горе лжецу" Грильпарцера (Юра. худ. Драк), "Панна Мара" Винниченко (те же), "Герцогиня Падуанская" Уайльда (те же), "Пригвожд„нные" Винниченко (те же).

1922. "Привидения" (Юра, худ. Драк), "Женитьба" (Василько); "Солнце безвременья" Пачовского (Юра, худ. Драк), "Сатана" Гордина (Коханенко, худ. Драк), "Лже-Мессия" Жулавского (Юра, худ. Драк), "Роман" Шел-дона (Василько), "Сватанье царя Латина" Старицка-Черня-ховской (Юра, худ. Драк), "Тартюф" (Коханенко, худ. Драк); "Лорензаччо" Мюссе (Юра, худ. Драк), "Лесная песня" Леси Украинки (Коханенко, худ. Драк), "Огни Ивановой ночи" Зудермана (Коханенко), "Куда ветер дует" Василь-ченко (Юра).

1923. "Фуэнте овехуна" (Юра, худ. Драк, 2-й вариант Цапок), "Похороны" Франко (Юра, худ. Драк), "Монна Ванна" Метерлинка (Коханенко, худ. Драк), "Мирандолина" ("Хозяйка гостиницы") (Коханенко, худ. Драк); "Эуген Несчастный" Толлера (Юра, худ. Магнер), "Йола" Жулавского (те же), "Грех" Винниченко (те же), "Суета" Карпенко-Карого (Юра, худ. Магнер), "Женитьба Фигаро" (Юра. худ. Цапок); -"Герцогиня Падуанская" Уайльда (Юра), "Дурные пастыри" Мирбо (Юра, худ. Магнер), "Ч„рная пантера и белый медведь" Винниченко (Юра), "Потонувший колокол" Гауптмана (Юра, худ. Цапок), "Мститель" Клоделя (Юра), "Парижская Коммуна" (автор неизвестен) (Юра).

1924. "Иуда" Мюзама (Юра, худ. Магнер), "Ревизор) (Юра, худ. Драк); "Лесная песня" Леси Украинки (Коханенко, худ. Цапок), "Красные солдаты" Витфогеля (Семдор, худ. Магнер), "Царь Эдип" Софокла (Юра, худ. Магнер), "Ложь" Винниченко (Юра), "Тартюф" (Коханенко, худ. Магнер); "Лже-Мессия" Жулавского (Юра, худ. Драк), "Гайдамаки" по Шевченко (Равинский, худ. Драк), "Привидения" (Юра, худ. Драк); "Поджигатели" Луначарского (Глаго-лин, худ. Драк), "Святая Иоанна" Шоу (те же), "97" Кулиша (Юра, худ. Драк), "Собака на сене" (Глаголин, худ. Драк):

"Волчья стая" ("Кража") Лондона (Юра, худ. Драк).

1925. "Моб" по Синклеру (Глаголин худ. Хвостов) "Вий" Вишни, по Гоголю (Юра, худ. Петрицкий), "Гайдамаки" по Шевченко (Ватуля, худ. Драк), "Воздушный пирог" Ромашова (Глаголин, худ. Петрицкий), "Коронный вор" по X. Бергстедту (Юра, худ. Драк), "Коммуна в степях" Кулиша (Юра, худ. Драк), "Каменный властелин" Л. Украинки (Юра, худ. Комарденков), "Фата Моргана" по М. Коцюбинскому (Кошевский, худ. Драк).

1926. "Мандат" Эрдмана (Глаголин, Петрицкий), "Продавцы славы" Паньоля, Нивуа (Юра, худ. Петрицкий), "Ревизор" (Василько, худ. Драк); "За двумя зайцами" Ярошенко, Василько (те же).

1927. "Седп" Моэма, Колтона (Смирнов, Искандер, Чу-пятов), "Сон в летнюю ночь" (Юра, худ. Комарденков);

"Лесная песня" Леси Украинки (Коханенко, худ. Драк), "Джума Машид" Венецианова (Попов, худ. Драк).

1928. "Мятеж" по Фурманову (Юра, худ. Цапок), "Похождения бравого солдата 'Швейка" по Гашеку (Юра, худ. Эрдман), "Бронепоезд 14-69" (Юра, худ. Цапок); "Над" Винниченко (Смирнов, Искандер), "Митькино царство" Лип-скерова (Смирнов, Искандер, худ. Комарденков).

1929. "Сигнал" Поливанова, Прозоровского (Юра, худ. Драк), "Мина Мазайло" Кулиша (Юра, худ. Шкляев), "Диктатура" Микитенко (Юра, худ. Цапок), "Город ветров" Кир-шона (Буторин, худ. Драк, Шкляев), "Делец" Газенклеве-ра (Смирнов, Искандер, худ. Шкляев).

1930. "Коммольцы" Первомайского (Кошевский, худ. Петрицкий), "Каменный остров" Корнейчука (Юра, худ. Драк), "Кадры" Микитенко (Юра, худ. Эрдман).

1931. "Выстрел" Безыменского (Юра, худ. Цапок), "Неизвестные солдаты" Первомайского (Смирнов, Искандер, худ. Федотов), "Дело чести" Микитенко (Юра, худ. Уман-ский), "Штурм" Корнейчука (Ткаченко, худ. Эрдман).

1932. ?Местечко Ладеню" Первомайского (Юра, худ. Мандель, Шпинель), "Страх" (Юра, худ. Курочка-Армашев-ский, Алексеева); "Плацдарм" Ирчана (Вир, Пластара, худ. Волков), "Девушки нашей страны" Микитенко (Юра, худ. Эрдман), "Трибунал" Решевского (те же).

1933. "Гибель эскадры" (Юра, худ. Драк, Уманский);

"Район" Городского (Ткаченко, худ. Борисовен), "Солдат-чародей" Котляревского, "На ревизию" Кропивницкого, "На первое гулянье" Васильченко (Юра, худ. Шкляев), "Женитьба Фигаро" (Юра, худ. Эрдман).

1934. "Бастилия Божьей матери" Микитенко (Юра, худ. Эрдман), "Суд" Киршона (те же), "Интервенция" Славина (Ватуля, Юрский, худ. Драк), "Чудесный сплав" Киршона, "Мастера времени" Кочерги (Юра, худ. Эрдман), "Платон Кречет" (Кошевский, худ. Федотов).

1935. "Соло на флейте" Микитенко (Юра, худ. Эрдман), "Маруся Шурай" Микитенко (Терещенко, худ. Бурчачек), "Начало жизни" Первомайского (Кошевский, худ. Драк), "Трус" Крона (Юра, худ. Уманский).

1936. "Суета" Карпенко-Карого (Терещенко, худ. Бо-рисовец), "Дон Карлос" (Юра, худ. Петрицкий); "Дни юности" Микитенко (Микитенко, худ. Уманский), "Устим Кар-мелюк" Суходольского (Кошевский, худ. Злочевский).

1937. "Банкир" Корнейчука (Юра, худ. Злочевский), "Борис Годунов" (Сушкевич, худ. Руди), "Последние" (Кошевский, худ. Цапок); "Бесталанная" Карпенко-Карого (Юра, худ. Каганис), "Правда" Корнейчука (Юра, худ. Руди).

1938. "Ой, не ходи, Грицю..." Старицкого (Юра, худ. Петрицкий, комп. Вериковский), "Честь" Мдивани (Ткаченко, худ. Гамрекели), "Ревизор" (Вильнер, худ. Эрдман);

"Ш„л солдат с фронта" Катаева (Юра, худ. Уманский).

1939. "Богдан Хмельницкий" Корнейчука (Юра, худ.Петрицкий, комп. Ревуцкий), "Судьба поэта" Голованивского (Бучма; худ. Уманский, комп. Данькевич), "Хозяин" Карпенко-Карого (Бучма, худ. Власюк), "Последняя жертва" (Вильнер, худ. Эрдман).

1940. "Много шума из ничего" (Вильнер, худ. Эрдман, комп. Данькевич); "Украденное счастье" Франко (Юра, худ. Уманский), "В степях Украины" Корнейчука (Юра, худ. Драк, комп. Мейтус), "Потомки" Яновского (Юра, худ. Коваленко, Кривошеина), "Страшный суд" Шкваркина (Ткаченко, худ. Эрдман).

1941. "Маруся Богуславка" Старицкого (Юра, худ. Мандель, комп. Ревуцкий).

1942. "Назар Стодоля" Шевченко (Бучма, худ. Драк), "Партизаны в степях Украины" Корнейчука (Кошевский, худ. Драк), "Наталка-Полтавка" Котляревского (Бучма, худ. Драк), "Фронт" Корнейчука (Кошевский, худ. Уманский), "Петр Крымов" Финна (Кошевский, худ. Уманский).

1943. "Русские люди" (Кошевский, худ. Уманский);

"Свадьба Кречинского" Сухово-Кобылина (Сергиенко, худ. Драк).

1944. "Крещатый яр" Дмитерко (Юра, худ. Уманский, комп. Штогаренко).

1945. "Миссия мистера Перкинса в страну большевиков" Корнейчука (Бучма, худ. Петрицкий), "Гибель эскадры" (Юра, худ. Драк); "Сто тысяч" Карпенко-Карого (Юра, худ. Драк), "Приезжайте в Звонковое" Корнейчука (Юра, худ. Эйсмонт, комп. Мейтус).

1946. "Он приш„л" Пристли (Гаккебуш, худ. Эрдман), "Вишн„вый сад" (Хохлов, худ. Меллер, комп. Козицкий);

"В пуще" Леси Украинки (Юра, худ. Драк). "Старые друзья" Малюгина (Гаккебуш, худ. Драк), "Победители" Чирскова (Юра, худ. Уманский).

1947. "Далеко от Сталинграда" Сурова (Бучма), "Коти-горошко" Шияна (Судец, худ. Драк), "Молодая гвардия" по Фадееву (Норд, худ. Уманский, комп. Мейтус), "Глубокие корни" Гоу, Д'Юссо (В. Гаккебуш, худ. Эрдман), "Правда" Корнейчука (Юра, худ. Руди).

1948. "Великая сила" Ромашова (Тягно, худ. Уманский), "Без вины виноватые" (Норд, худ. Сапегин); "Макар Дубрава" Корнейчука (Юра, Норд, худ. Петрицкий), "Вас вызывает Таймыр" Галича, Исаева (Норд, худ. Эрдман), "Житейское море" Карпенко-Карого (Юра, худ. Драк, комп. Ревуцкий), "На той стороне" Барянова (Норд, худ. Алыыиц), "Ученик дьявола" Шоу (те же).

1949. "Счастье" Павленко, Радзинского (Юра, худ. Дух-новский), "Двенадцатая ночь" (Варшавер, худ. Уманский);

"За вторым фронтом" Собко (Балабан, худ. Липкин), "Пока солнце взойд„т, роса очи выест" Кропивницкого (Балабан, худ. Нестеровская), "Заговор обреч„нных" Вирты (Норд. худ. Бобровников), "Маруся Богуславка" Старицкого (Юра, худ. Драк, комп. Ревуцкий), "Юлиус Фучик" Буряковско-го (Норд, худ. Бобровников), "Профессор Буйко" Баша (Балабан, худ. Духновский).

1950. "За горизонтом" Беркун, Гайдаенко (Норд, худ. Писаренко), "Мартын Боруля" Карпенко-Карого (Юра, худ. Драк), "Молодость" Зорина (Варшавер), "Калиновая роща" Корнейчука (Юра, худ. Петрицкий), "Завтра утром" Ильченко (Норд, худ. Меллер).

1951. "Назар Стодоля" Шевченко (Бучма, Дубовик, худ. Петрицкий), "На грани ночи и дня" Якобсона (Юра, худ. Эрдман), "Любовь Яровая" (Вильнер, худ. Духновский);

"Незабываемый 1919-й" Вишневского (Юра, худ. Коваленко, Кривошеина), "Мироед, или Паук" Кропивницкого (Юра, худ. Драк).

1952. "Честь 'семьи" Мухтарова (Бжесский), "Суета" Карпенко-Карого (Юра, худ. Драк), "Егор Булычев и другие" (Крушельницкий, худ. Меллер); "Днепровские зв„зды. Баша (Ивченко, худ. Борисовец), "Порт-Артур" Попова, Степанова (Юра, худ. Шаблиовский).

1953. "Земной рай" Василева (Гаккебуш, худ. Агранов). "Угрюм-река" по Шишкову (Василько, худ. Бобровников)" "Не называя фамилий" Минко 1Оглоблин, худ. Шаблиовский, комп. Майборода), "Дай сердцу волю, завед„т в неволю" Кропивницкого (Крушельницкий, худ. Греченко).

1954. "Извините, пожалуйста" Макаенка (Фомин, худ. Бобровников), "Петербургская осень" Ильченко (Балабан. худ. Немечек), "Крылья" Корнейчука (Юра, худ. Меллер). "Поезд можно остановить" Маккола (Балабан, худ. Бобровников).

1955. "Персональное дело" Штейна (Крушельницкий. худ. Коваленко, Кривошеина), "Домик на окраине" Арбузова (Крайниченко, худ. Меллер), "Иван Рыбаков" Гусева (Балабан, Крушельницкий, худ. Минский), "Похождения бравого солдата Швейка" по Гашеку (Юра, худ. Маткович), "Кража" Лондона (Крушельницкий, худ. Меллер), "Молчать запрещено" Минко (Сергиенко, худ. Бобровников).

1956. "Золотые листья" Собко (Гаккебуш, худ. Агранов), "Арсенал" Суходольского (Крушельницкий, худ. Меллер, комп. Мейтус), "Дядюшкин сон" по Достоевскому (Брилль. худ. Тряский), "Ой, не ходи, Грицю..." Старицкого (Добровольский, худ. Косьмина), "Человек ищет счастья" Школьника (Брилль, худ. Тряский), "Доктор философии" Нушича (Балабан, худ. Меллер), "Украденное счастье" Франко (Юра. худ. Уманский), "Банкир" Корнейчука (Харченко, худ. Меллер).

1957. "Последняя встреча" Левады (Брилль, худ. Духновский), "Лодка качается" Галана (Балабан, худ. Немечек), "Дума о Британке" Яновского (Юра, худ. Коваленко, Кривошеина), "Филумена Мартурано" Де Филипио (Брилль, худ. Меллер), "Кровью сердца" по Бойченко (Пасека, Кабачек, худ. Боровский), "Почему улыбались зв„зды Корнейчука (Крушельницкий, худ. Нирод, комп. Филиппенко).

1958. "Горькая доля" Старицкого (Юра, худ. Коваленко, Кривошеина), "Вес„лка" Зарудного (Балабан, худ. Боровский), "Гость с того света" Гаркуши (Лишанский, худ. Мигулько), "Долина слез" Гимера (Балабан, худ. Рабинович)" "На хуторе близ Диканьки" Минко (Юра, худ. Нирод).

1959. "Король Лир" (Оглоблиу, худ. Меллер, комп. Май-борода); "Блудный сын" Раннета (Кабачек, худ. Агранов), "Не суждено" Старицкого (Верещагин, худ. Щеглов), "Грани алмаза" Бобошко, Гончарова (Пасека, худ. Щеглов).

1960. "Барабанщица" Салынского (Насека. Пилявский, худ. Баладовский), "Свадьба Свички"- Кочерги (Юра, худ Нирод), "Над Днепром" Корнейчука (Крушельницкий, худ. Нирод), "Девичья судьба" Дмитерко (Оглоблин).

1961. "Пророк" Кочерги (Юра, худ. Коваленко, Кривошеина), "Оптимистическая трагедия" (Варпаховский, худ. Боровский); "Фауст и смерть" Левады (Оглоблин, худ. Меллер), "Щедрый вечер" Блажека (Добровольский, худ. Боровский), "Фараоны" Коломийца (Казна дий, худ. Нирод).

1962. "Игра без правил" Шейнина (Гриншпун. худ. Липкин), "День рождения Терезы" Мдивани (Алексидзе, худ. Лапиашвили), "На дне морском" Руденко (Оглоблин, худ. Нирод, комп. Филиппенко), "Мещанин во дворянстве" (Шей-ко, худ. Писаренко); "Ну и детки" Зарудного (Оглоблин,. худ. 'Нестеровская).

1963. "Истина дороже" Голованивского (Добровольский, худ. Бобровников), "Красные дьяволята" Бляхина, Полевого, Толбузина (Макарчук, худ. Духновский), "Где шумел ковыль" Шияна (Скляренко, худ. Писаренко, комп. МайПо-рода), "Остров твоей мечты" Зарудного (Оглоблин, худ. По-номаренко), "В воскресенье рано зелье собирала" по Кобы-лянско'й (Шкреба, худ. Коваленко, Кривошеина), "В степях Украины" ' Корнейчука (Шейко, худ. Боровский).

1964. "Регби" Кантена, Беллака (Лизогуб, худ. Чернышев), "Шельменко-денщик" Квитки-Основьяненко (Шкреба, худ. Липкин), "Марина" Зарудного (Скляренк, худ. Писаренко, комп. Майборода), "Петровка 38" Сем„нова (Пасека, худ. Бобровников), "Много шума из ничего" (Вильнер, По-номаренко, худ. Эрдман, Липкин); "Полномочный представитель" Шведова (Лизогуб, худ. Анищенко), "Фортуна" Зарудного (Скляренко, худ. Нестеровская).

1965. "Бесталанная" Карпенко-Карого (Шкреба, худ. Гандзецкий, Проценко, Нарбут), "Страница дневника" Корнейчука (Лизогуб, худ. Лидер, комп. Шамо), "Пылающее сердце" Евлампиева (Скляренко, Недошковскпй, худ. Нарбут), "Остановитесь" Рачады (Скляренко, Сергиенко, худ. Писаренко), "Антигона" Софокла (Алексидзе, худ. Лапиашвили, комп. Тактакишвили), "Правда и кривда" Стельмаха (Скляренко, худ. Анищенко, комп. Майборода), "Планета Сперанта" Коломийца (Лизогуб, худ. Коваленко).

1966. "Патетическая соната" Кулиша (Алексидзе, Сергиенко, худ. Лидер), "На границе" Школьника (ШкреПа, худ. Бобровников), "Шестое июля" Шатрова (Варпаховскпп, худ. Ворошилов).

Лит.: XX рок?в театра ?м. ?вана Франка (1920-1940)" К., 1940; Захаржевська О., Театр ?мен? ?вана Франка, К., 1949; Укранський драматичний театр. т. 2, К., 1959; Отдельные издания о мастерах театра. Ю Н Б

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница