Наши партнеры

Выгодная аренда https://www.rexrent.ru/city/arenda-mashiny-na-mesyacz-v-kazani/ в компании РексРент.
Магазин женской одежды Electra Style.
автомобиль

Театральная энциклопедия
(страница 439)


УЗБЕКСКИЙ ТЕАТРАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ (Ташкентский театрально-художественный институт имени А. Н. Островского). Организован в Ташкенте в 1945. Имеет актерский (с отделениями драма-тич. т-ра, кино, муз. драмы), режиссерский и театроведческий ф-ты. В 1954 создано художеств. отделение (специальности: живопись, скульптура, театр.-декорац. живопись, художеств. керамика, декоративно-прикладная скульптура, графика и др.). В 1959 открыто вечернее отделение с актерским, режиссерским и театроведческим ф-тами, а в 1962 - заочное отделение (с актерскими и театроведческими группами). С 1965 на дневном отделении начал работать искусствоведческий ф-т. Ин-т имеет большое значение для подготовки кадров для Узбекистана и др. республик Ср. Азии и Казахстана.

Среди выпускников ин-та: нар. арт. Узб. ССР Я. Абдуллаева, 3. Мухамеджанов, засл. арт. Узб.

ССР И. Алиева,* Э. Малпкбаева (Т-р им. Хамзы),. X. Умаров, Б. Ихтияров, С. Пулатов (Т-р им. Му-кимп), А. Талипов, В. Кадыров (Узб. ТЮЗ, Ташкент); режиссеры обл. т-ров: засл. деят. иск-в Узб. ССР Т. Арифджанов, М. Бабаев, А. Якубходжаев, режиссер Т-ра им. Мукими А. Рахимов и др.

В ин-те работали М. Уйгур и Я. Бабаджанов; среди педагогов: нар. арт. СССР С. Ишантураева, нар. арт. Узб. ССР Т. Ходжаев, Ш. Магзумова, засл. арт. Узб. ССРН. Алиева, засл. деят. иск-в Узб. ССР И. В. Ра-дун, доценты Я. С. Фельдман, Л. Ходжаева и др. На художеств. отделении, созданном при участии О. Та-тевосяна, преподают нар. худ. Узб. ССР Р. Ахмедов,. В. Рыфтин и др.

С 1957 ин-т выпустил 6 сборников "Уч„ных записок" и учебное пособие "Вопросы маркспстско-ленинской эстетики" (1965).

Первым директором ин-та (до 1950) был проф. М. П. Верхацкий, затем Я. Э. Велиев; с 1959 - кандидат философских наук, доцент X. Абдуллаев.

Лит.: Воспитание кадров и театральное образование в Узбекистане, в сб.: Объедин„нная научная сессия, посвящ„нная 40-летию Узбекской GCP и Коммунистической партии Узбекистана. Тезисы Докладов, Таш., 1964.

УЗБЕКСКИЙ ЦИРКОВОЙ КОЛЛЕКТИВ - см. Цирковые коллективы.

УЗИН, Владимир Самойлович [13(25).VH.1887 - 24. V.1957] - рус. сов. театровед, литературовед. Лит. деятельность начал в 1906. Осн. работы У. посвящены истории исп. лпт-ры и т-ра. У. составил аннотированную опись всех пьес Лопе де Вега. Автор перевода пьес "Сам у себя под стражей" Каль-дерона (М., 1945), "Дурочка" Лопе де Вега (М." 1949) и др.

Соч.: Общественная проблематика драматургии Сервантеса и Лопе де Вега, М., 1963; Испанский театр. в кн.:

История западноевропейского театра, т. 1, М., 1956; Сервантес об актерском искусстве, в сб.: Ежегодник Ин-та истории искусств, М., 1948; Перелицованная классика. О некоторых постановках пьес Лопе де Вега, "Театр", 1946, .ј 7- 8; "Шекспир мертвый и Шекспир живой" и "Последние пьесы Шекспира", в кн.: Шекспировский сборник, М., 1948;

Театр в странах Латинской Америки, в кн.: Страны Латинской Америки, М., 1949; Редактор переводов, вступит. статей, примечаний: Испанский театр XVII в., М., 1946;

Лопе де Вега, Учитель танцев, М., 1948; Лопе д е Вега, "Фуэнте Овехуна", М., 1952. С. Г.

УЗНАВАНИЕ (?????????-??, от ???????? - узнаю) - один из при„мов построения др.-греч. драмы. У. устраняло препятствия, положенные драматургом в основу пьесы (например, низкое социальное положение героини), изменяло взаимоотношения героев, приводило действие к благополучному концу (соединение влюбл„нных молодых людей, счастье супругов). В трагедии У. основывалось не только на внешних приметах (родинка, амулет и т. п.), но и на сопоставлении разных обстоятельств в судьбе героя (например, в "Царе Эдипе" Софокла). При„м У. переш„л затем в ново-европ. бурж. комедию, где сохранялся почти до конца 19 в.

УЗУНОВ, Димптр (р. 10. XII. 1922) -болг. артист оперы (драматич. тенор). Нар. арт. НРБ (1964). Учился в Софийском ун-те, брал уроки пения у X. Брымбарова. С 1942 - солист Софийского радио, затем пел в оперетте; с 1948 - солист Софийской нар. оперы. Гастролировал в СССР (в 1953-54 проходил стажировку в Большом театре), США и мн. странах Европы. У. - выдающийся представитель совр. болг. муз. т-ра. Обладает сильным, красивым голосом с баритональными низами. Артист огромного темперамента, У. переда„т тончайшие нюансы психологии героев. Особенно удаются У. партии, отличающиеся большой драматической напряж„нностью и патетикой.

Партии: Момчил (о. п. Пипкова), Самозванец ("Борис Годунов"), Водемон ("Иоланта"), Лыков ("Царская невеста");

Павка ("Семья Тараса" Кабалевского), Хозе, Канио, Рада-мес; Отелло (о. п. Верди), Бакхус ("Ариадна на Никсосе" Р. Щтрауса) и др.

Лауреат Междунар. конкурса вокалистов в Париже (1955). Димитр." пр. (1959).

Лит.: Карапетров К. Изкуство, което не познава покоя, "Българска музика", 1964, ј 6; Троицкая Г.. Семь современных певцов, "Театр", 1960, JS% 2. А Ив.

УЙВЕР (Weaver), Джон (21. VII.1673-24.IX.1760)- англ. танцовщик, балетмейстер и теоретик танца. В 1702-33 выступал в Лондоне в т-ре "Друри-Лейн" препм. в ролях Арлекина, требовавших не только драматпч. одар„нности, но и танц. техники. В 1702 пост. в т-ре "Друри-Лейн" первый пантомимный балет "Трактирные завсегдатаи",- в 1717 - классич. балет "Любовь Марса и Венеры", в к-ром пантомима сочеталась с танцем. В теоретич. труде "Очерк истории танца" (1712) У. впервые разделил танцы на роды и виды, а также применил термин сценический танец. У. утверждал принципы действенного танца и способствовал его развитию, был одним из предшественников Ж. Ж. Новера. В 1706 перев„л и опубликовал впервые в Англии работу Фейе о записи танца, под назв. "Орхезография", а в 1721 "Анатомические и механические лекции", в которых впервые установил связь между анатомией человеческого тела и техникой танца.

Соч.: Orchesographie, L., 1706; A small treatise of time and cadence in dancing, L., 1706; An essay towards an history of dancing, L., 1712; History of the mimes and pantomimes, L., 1728; The loves of Mars and Venus, L., 1718: Anatomical and mechanical lectures upon dancing, L., 1721.

Лит.: Lawson J., A history of ballet and its makers, L.. 1964, p. 27-30. Ham. P.

УЙЛКИ (Wilkie), Аллеи (гг. рожд. и смерти не-изв.) - австрал. актер, театр. деятель. Род. в Англии. В 1915 приехал в Австралию и до 1926 выступал в организованной им "Шекспировской труппе" в городах Австралии и Новой Зеландии. Пост. здесь ок. 25 пьес Шекспира, комедии драматургов 18 в. В 1920 организовал постоянную труппу, состоящую из молодых австрал. актеров. В конце 20-х гг. 20 в. работал в Канаде, затем вернулся в Англию. Г. Ш.

УЙЛЕИНСОН (Wilkinson), Норман (1882-1934)- англ. театр. художник. Окончил Бирмингемскую школу иск-в. Лучшие работы У. относятся к нач. 20 в. Известны декорации и костюмы У. к шекспировским спектаклям "Зимняя сказка", "Двенадцатая ночь" (оба в 1912) и "Сон в летнюю нОчь" (1914), пост. реж.

X. Гренвилл-Баркером в т-ре "Савой". Среди последних работ - "Сон в летнюю ночь" (1932, Стратфорд-он-Эйвон) и "Ромео и Джульетта" (1933, Театр. об-во, Лондон). В л. Ш. УЙЛКПНСОН (Wilkinson), Тейт (27.X. 1739 -16.

XI. 1803) - англ. актер и театр. деятель. Ученик С. Фута. Получил известность как мим. Успешно выступал в Лондоне и Дублине, гастролировал в провинции. Более 30 лет руководил зрелищными предприятиями в Йорке, в к-рых начали свою сценич. деятельность известные англ. актеры (Р. Кембл, Ч. Мэ-тьюс, С. Сиддонс и др.). Автор книг "Мемуары" ("Memoirs", 1790) и "Странствующий владелец театра" ("Wandering patentee", 1795). Ю. К.

УЙЛКС (Wilks), Роберт П6б-27.П.1732) - англ. актер. В 1690 начал сценич. деятельность в т-ре "Друри-Лейн", затем переш„л в Дублинский т-р, где завоевал большую популярность, после чего снова вернулся в "Друрп-Лейн". В 1711-32 совм. с Б. Бутсом и К. Сиббером руководил этим т-ром.

Успех принесли ему комич. роли в пьесах Дж. Фар-кера: Гарри Уайльдер ("Верная супружеская чета" и "Сэр Гарри Уайльде?"), капитан Плюм ("Офицер вербовщик"), Арчер ("Хитрый план щеголей"); роль дона Феликса в комедии Сентливр "Чудо". Исполнял также роли Макдуфа ("Макбет") и Гамлета.

Лит.: Do ran J., ...Annals of the English stage..., v. 1 N. Y., 1865; История западноевропейского театра, т. 2. М., 1957. Ю. К.

УЙЛСОН (Wilson), ДжонДовер (р. 13.VII. 1881) - англ. лит. и театр. критик. Учился в Кембриджском ун-те. Один из крупнейших англ. шекспироведев. С 1921 -редактор "Нового кембриджского издания соч. Шекспира" (каждая пьеса издана отдельным томом). У. пересмотрел старые методы текстологии, обновил шекспировский текст (спорные прочтения слов, пунктуация, ремарки пьес). Осн. текстологич. работы: "Введение в текст "Бури1'" (1921), "Рукопись шекспировского "Гамлета"" (1934) и "Новые пути шекспировской текстологии" (в "Шекспировском обозрении", 1954-58). Критич. работы У. основаны на глубоком знании псторико-культурных фактов, они всегда оригинальны, хотя и не бесспорны: "Судьбы Фальстафа" (1943), "Что происходит в "Гамлете"" (1939), "Счастливые комедии Шекспира" (1962). У.-проф. Королевского колледжа (1924-35), Эдинбургского ун-та (1935-45).

Соч.: Textual introduction, в кн.: The works of Shakespeare. The Tempest, Cambr., 1921, p. XXIX-XLIV; The Manuscript of Shakespeare's Hamlet..., Cambr., 1934; What happens in Hamlet, Cambr., 1935; The fortunes of Falstaff Cambr., 1943; The New way with Shakespeare's texts... "Shakespeare survey", Cambr., 1954, ј 7; 1955, .ј 8; 1956 .ј 9; 1958, М 11; Shakespeare's happy comedies, L. 1963. A. A

УЙЛТОН, М. - см. Банкрофт.

УЙЛЬЯМС, Теннесси, Теннесси Уильяме [(Williams, Tennessee), наст. имя и фам.-Томас Л а н и р (Lanier); p. 26. III. 1914]- амер. писатель, драматург. Учился в Мпссурийском университете, который не закончил. В 1936- 1938 сблизился с труппой артистпч. молод„жи "Мам-мерс" ("Фигляры", Сент-Луис), к-рая пост. ранние неопубликованные пьесы У. В 1944 в Чикаго пост. пьеса "Стеклянный зверинец", разрабатывающая близкую драматургу тему.- беззащитность чистых натур, неизбежность гибели добра и красоты в совр. мире. После драмы "Трамвай, именуемый "Желание1'" (1947, театр Барримор, Пулицеровская пр.) за драматургом упрочилась репутация "авангардиста". В пьесе "Лето и дым" (1948) У. показывает противоречия между физической и духовной жизнью человека. В драме "Татуированная роза" (1950, т-р "Эрлангер", Чикаго) звучат ноты социального протеста. Аллегорич. драма "Путь действительности" (1953, т-р "Мартин Век") показывает кризис дряхлеющей совр. цивилизации. Пьеса завершается оптпмистич. концовкой, драматург утверждает, что амер. народ сумеет разорвать паутину мракобесия и лжи. Грубость и дикость нравов жизни юж. амер. провинции, разлагающая власть денег об-личаются в пьесах "Кошка на раскал„нной крыше"

(1955, Пулицеровская пр.) п "Орфей спускается в ад" (1957, т-р "Продыосерс", Нью-Йорк; 1961, Т-р им. Моссовета, Москва). В драме "Ночь игуаны" (1962) и особенно в пьесе "Не надо благостных слов" (1963, т-р "Морско") усиливаются религиозные мотивы, выдвигается тема грядущего искупления человечества за пороки цивилизации. Творчество У. отражает противоречия в развитии совр. культуры США. В н„м сказывается влияние пдеалистич. теорий, модернистской эстетики: безысходная тоска по чистоте и справедливости, неверие в их достижимость, почти сентиментальная нежность к обездоленным и беззащитным и в то же время - утверждение власти чувственности, зоологич. начала в человеке. Пьесы У. отмечены натуралистпч. зоркостью и социальной слепотой. Сложные противоречия мироощущения У. определяют эклектичность его художеств. метода. Драматург выдвигает теорию "пластического т-ра", по к-рой символы становятся естественным языком драмы, текст пьес является лишь "формулой существования спектакля". У. - мастер драматургич. миниатюры (одноактные пьесы в сб. "Американские блюзы", 1940; "Двадцать семь телег с хлопком и другие одноактные пьесы", 1945).

Соч.: Four plays, L., 1956; в рус. пер.-"Орфей спускается в ад", "Иностранная литература", I960, .ј 7;

"Стеклянный зверинец...", М., 1967.

Лит.: 3 л о б и н Г., На сцене и за сценой, "Иностранная литература", 1960, ј 7, с. 199-210; его же, Современная драматургия США, М., 1965; Орлова Р., Потомки Гекльбери Финна, М., 1964; Л о у с о н Д. Г., [Статья], "Иностранная литература", 1962, .ј 8, с. 186-96; Gas-sner J., The theatre in our times, N. Y., [1955]; его же, Theatre at the crossroads, N. Y., 1960; F a 1 k S. L., Tennessee Williams, N. Y., 1962; Nelson В., Tennessee Williams. His life and work, L., 1961.

УЙЛЬЯМСОН (Williamson), Джеймс Кассиус (26. VIII.1845-6.VII.1913) - австрал. актер, театр. деятель. Род. в США. В 1874 начал сценич. деятельность в т-ре "Ройял" в Мельбурне. Был одним из прогрессивных деятелей австрал. т-ра. В 1882-90 совм. с театр. деятелями А. Гарнером, Дж. Масгро-вом возглавлял крупную театр. монополию, куда входили т-ры городов Мельбурна ("Ройял", "Прин-сесс"), Сиднея ("Ройял") и Аделаиды ("Аделейд рой-ял"). В т-рах этого объединения ставились драматич. и муз. спектакли. В 1889 У. организовал танц. труппу, в 1897 открыл в Мельбурне балетную школу. Г. Ш.

УЙНСТЭНЛИ (Winstanley), Элиза (1818-2.XII. 1882) - австрал. актриса и писательница. В 1834-48 выступала в Сиднее, исполняла трагедийные и комедийные роли. В 1848-65 работала в Англии в т-рах Лондона и др. городов. Роли: Констанца ("Король Джон" Шекспира), миссис Квпкли ("Фальстаф" Ха-кетта) и др. В 1865 оставила сцену, посвятив себя лит. деятельности. Автор воспоминаний.

Соч.: Shifting scenes in theatrical life, L., 1859. Г. Ш.

УЙПЬЯРД, У и нард (Wynyard), Дайана [наст. имя ифам.-Дороти Изабел Кокс (Сох); 16.1.1906-май 1964] - англ. актриса. С 1925 работала в т-ре "Глобус", играла в разл. городах Англии, в 1927-29 - в Ливерпульском репертуарном т-ре. С 1929 - актриса т-ров Лондона ("Олд Вик", "Олдуич", "Ппккадиллп" и др.) и Стратфорда-он-Эйвон. Исполнила роли: Элиза Дулптл ("Пигмалион"), Сара Мюллер ("Стража на Рейне" Хелман), Гертруда, Порция, Катарина, Дездемона, леди Макбет, Беатриче ("Гамлет", "Венецианский купец", "Укрощение строптивой", "Отелло", "Макбет", "Много шума из ничего"), Анна ("Игрушки на чердаке" Хелман), Аркадина ("Чайка") и др. У. была эмоциональной актрисой, обладавшей большим сценич. обаянием, лиричностью. Творчество е„ характеризовалось острым чувством современности; создавая историч. образы, актриса обычно наделяла их чертами своих современниц. В 1955 была в Сов. Союзе с т-ром под {)ук. П. Брука. С 1932 снималась в кино. ф. К.

УЙЧЕРЛИ (Wycherley), Уильям (ок. 1640-1.1. 1716) - англ. драматург. Крупнейший комедиограф эпохи Реставрации. Род. в дворянской семье. Учился в Оксфорде. Время написания и пост. пьес У. точно не установлено. Автор комедий "Любовь в лесу, или Сент-Джемский парк" (1671), "Джентльмен - учитель танцев" (1671-72). Наибольшее значение имеют две последние комедии У.- "Деревенская жена" (1675, т-р "Друрп-Лейн") по пьесам "Школа ж„н" Мольера и "Евнух" Теренцня, и комедия "Прямодушный" (1676, там же), написанная под влиянием "Мизантропа" Мольера. В этой комедии У. первый среди драматургов эпохи Реставрации сатирически изобразил знатных корыстолюбцев и лицемеров. Действие комедий У. построено на параллельном развитии нескольких интриг, они отличаются сценичностью, действующие лица имеют ч„ткую характеристику. У. не свойственна пспхологич. разработка образов, он мастер лаконичной комедийной характеристики. Творчество У. завершило комедиографию эпохи Реставрации и оказало значит, влияние на последующее развитие англ. драматургии.

С о ч.: The works of the ingenious mr William Wycherley, L., 1713; The dramatic works,.., with biographical and critical notices by L. Hunt, L., 1851; The complete works..., ed. by М. Summers, v. 1-4, L., 1924; The complete works. N. Y., 1964.

Лит.: Holland N., The first modern comedies. The significance of Etherege Wycherley and Congrevc, Cambr. (Mass.), 1959. fQ f{

УЙГУР, Маннон (наст. фам.- М а д ж и д о в; 11. X.1897-16.X.1955) - узб. сов. режиссер, актер, драматург. Один из основателей узб. сов. т-ра. Нар. арт. Узб. ССР (1932). Сценич. деятельность начал в 1916 как любитель-актер в труппе "Турон" (Ташкент). В 1919 организовал и возглавил узб. проф. труппу им. Карла Маркса (Ташкент), участвовал в спектаклях как актер. В 1924-27 учился в Москве в драматической студии при Узб. доме просвещения. По окончании студии вош„л в состав Театра им. Хамзы, был режиссером и худ. рук. этого театра. У. вн„с вклад в создание реа-листич. узб. актерской школы. Играл преим. комедийные роли: Эшимкул (в своей пьесе "Туркестанский лекарь") и др., а также драматич. роли -Гафур ("Бай и батрак" Хамзы), Рахим ("Халима" Зафари). Спектакли, пост. У., отличались точностью социальных характеристик, ярким нац. колоритом, выразительностью мизансцен. Особое внимание У. уделял работе над сценич. речью. Среди пост. У.: "Бай и батрак" Хамзы (1919), "Халима" Зафари (1920), "Два коммуниста" Яшена (1929), "Маска сорвана" Фатхул-лина (1932), "Сожж„м" Яшена (1932), "Гамлет" (1935);

"Предатели" Фахтуллина (1938), "Джалалетдин" Шейх-заде (1944), "Песня жизни" Уйгуна (1947), "Алишер Навои" Султанова и Уйгуна (Гос. пр. СССР, 1949), "Мукими" Абдуллы (1954) и др.

У. написал одноактные комедии ("Туркестанский лекарь", 1918, и др.), переводил пьесы с азерб. и тат. яз. В„л педагогич. работу в Ташкентском театр.-художественном ин-те.

УЙГУРСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Уйгуры - народ древней и самобытной культуры. В 70 - 80-х гг. 19 в. ок. 100 тыс. уйгуров перешли из китайской провинции Синьцзян в Россию и расселились на территории совр. Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Туркменистана. С давних врем„н во время празднеств исполнялись массовые танцы, сказители читали старинные поэмы, выступали нар. комики и фокусники. Однако проф. т-ра у уйгур до Октябрьской революции не было.

Установление Сов. власти в Туркестане вызвало огромную активность художеств. творчества уйгурского народа. В 1919 в Алма-Ате, Джаркенте (ныне г. Панфилов), Чплике и др. были созданы драм. кружки, в 1920 появились коллективы "Синей блузы". Из наиболее одар„нных участников художеств. самодеятельности в 1934 в Алма-Ате был создан первый в истории уйгурского народа проф. т-р. Его создатели- участники самодеят. кружка при алма-атинском клубе нац. меньшинств во главе с драматургом и актером Д. Асимовым. Первым худ. рук. был А. Ар-добус, а с 1935 - В. Азимов. Вначале коллектив выступал с концертной программой, состоящей из нар. песен и танцев, показывал одноактные и двухактные инсценировки, написанные Асимовым. В 1936 на основе самодеят. кружка был создан второй уйгурский проф. т-р в Казахстане - Джаркентский колх.-совх. т-р (худ. рук. А. Шамиев, затем А. Дуйсенов). Здесь были пост.: "Дочь Родины" С. Исмаилова (1936), "Звон" И. Саттарова (1939), "Хамдам" Д. Яхьярова (1940), "Япза-Янза" Д. Еркимбекова (1940), а также пьесы Гольдони, Мольера, В. Шкваркина, Г. Мусре-пова. В 1939 Совнарком и ЦК КП(б) Казахстана вынесли постановление "О развитии уйгурского искусства", по к-рому уйгурский т-р в Алма-Ате был реорганизован в межрайонный передвижной т-р с базой в с. Чилик Алма-Атинской обл., в 1962 из Чилика т-р вернулся в Алма-Ату. В Узбекистане уйгурский т-р был создан в 1935. В 1943 начал работать республиканский уйгурский т-р с базой в Андижане (Узб. ССР). Худ. рук. т-ра был В. Азимов. В труппе работали: М. Тохтаева, Р. Ибрагимова, С. Рузыскулова, Д. Асимов и др.

Источниками уйгурской драматургии являются богатый нац. фольклор, историч. прошлое и совр. жизнь народа. В 1935 Д. Асимов и А. Садыров написали муз. драму "Лейлихан и Анархан" на сюжет одноим. популярной уйгурской песни (1935, Алма-Атинский т-р), рассказывающей о трагич. судьбе уйгурской бедноты, е„ борьбе за свободу. Пьеса в течение 30 лет не сходит со сцены. Истории переселения уйгуров из Китая в Россию посв. пьеса "Омак-Омрак" Абдули-на и Камалова (1938, Алма-Ата), совр. колхозной жизни - "Борьба за колхозы" Ахметова (1937), "Зажиточный колхоз" Тораханова (1935), на фольклорный сюжет написана драма "Герип и Санам" И. Саттарова п В. Дьякова (1941), сохраняющаяся в репертуаре т-ра.

Уйгурский т-р, работавший в Алма-Ате и в Чили-ке, в содружестве с нац. драматургами создал спектакли: "Любовь к Родине" С. Салпева (1938), "Манан" К. Хасанова (1945), "Дружба" А. Махпирова (1948), "Медовой ключ" Е. Баймухамедова (1949), "Делегат Данпяр" Ш. Баижанова (1952). Узб. т-р в Андижане ставил муз. и драм. спектакли: "Лейлихан и Анархан" Д. Асимова и А. Садырова (1943) и "Тахир и Зухра" Абдуллы (1944), "Аршин мал алан" Гаджи-бекова (1945) и др.

В 50-60-е гг. пост. спектакли: "Назугум" К. Хасанова (1955) - муз. драма о девушке-героине, поднявшей свои народ на борьбу с иноземными захватчиками, "Садыр Палуан" А. Махпирова (1957), посв. нар. поэту и герою нац.-освободительного движения, "Таинственный кинжал" Д. Асимова (1956) - о переселении уйгуров из Илийского края в Семиречье в нач. 80-х гг. прошлого века, "Если скрываешь болезнь..." К. Хасанова, С. Башояна, Л Смоляниновой (1959),

"Заря над Кульджой" А.Исматуллы и С. Тпллп (1961)- о борьбе уйгуров Китая против гоминдановцев и амер. миссионеров, "Нужен ли доктор" М. Зульпукарова и С. Хасанова (1963) - сатирич. комедия, направленная против пережитков прошлого, и др.

От первых постановок, носивших фольклорно-бы-товой, натуралистич. и этнографич. характер, нац. т-р постепенно переш„л к совр. спектаклям разных жанров. Многие спектакли носят характер муз. драмы, в них используются нац. муз. традиции, обогащ„нные новыми формами (музыка к спектаклю "Садыр Палуан", написанная К. Кужамьяровым, п др.). В 1956 на сцене Казах, т-ра оперы и балета в Алма-Ате была пост. первая опера, написанная уйгурским композитором Кужамьяровым "Назугум", в основе к-рой - музыка этого же композитора к одноим. пьесе К. Хасанова. Дирижировал оперой уйгурский дириж„р Г. Ду-гашев.

В репертуаре т-ра видное место занимают произв. рус., сов. и зарубежных авторов: "Лекарь поневоле" Мольера (1941), "Слуга двух господ" Гольдони (1940), "Нурхон" (1948), "Гюльсара" (1951) Яшена, "Свадьба в Малиновке" Александрова (1948), "Женихи" Токаева (1951), "Ш„лковое сюзане" Каххара (1952), "Хозяйка гостиницы" (1953); "Бай и батрак" Хамзы (1954), "Е„ друзья" Розова (1954), "Женитьба" (1955);

"Семья" Попова (1957), "Зыковы" (1959); "Алжир, родина моя!" по Дибу (1962), "Влюбл„нный Ташбол-та" Гулама (1964), "Отелло" (в загл. роли - А. Шамиев) и др.

Труппа Уйгурского т-ра в Алма-Ате обслуживает уйгурские районы Казахстана, выезжает на гастроли в Киргизию, Узбекистан, Туркмению. В Алма-Ате проводятся декады уйгурского иск-ва. В 1957 труппу пополнили выпускники Ташкентского театр. нн-та. В 1964 при т-ре открылась актерская студия.

Среди деятелей уйгурского т-ра: нар. арт. Казах. ССР М. Семятова, С. Саттарова, Р. Илахунова; засл. арт. Казах. ССР X. Илиева, М. Бакиев, Г. Джалилов, Р. Тохтанова, А. Акбаров, 3. Акбарова, А. Шамиев, А. Супиев; солисты А. Ахмадпи, И. Нурметова; музыканты - С. Кадыров, Ю. Саитов, Г. Казимов, 3. Сетеков, Т. Имиров; танцоры - X. Джалилова, Т. Бахтибаев, Р. Разиева и др.; реж. М. Зайнавдп-нов, композитор И. Масимов п др. С 1955 Уйгурский т-р в Алма-Ате возглавляет засл. деят. пск-в Казах. ССР С. Башоян.

Лит.: Захарова И., Материальная культура уйгуров Советского Союза, "Краткие сообщения Ин-та этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР", 1954, вып. 20; К а н а п и н А. К., В а р ш а в с к и и Л. И., Искусство Казахстана, Алма-Ата, 1958; Театры Казахстана. [Фотоальбом], Алма-Ата, 1961; Кужемьяров К., Уйгурский театр. "Огон„к", 1955, М 50; Виноградов В., Первая уйгурская опера, "Сов. культура", 1957, 16 м'арта. А. Ив.

УКРАИНКА, Леся [наст. имя и фам. - Лариса Петровна Косач; 13(25). 11.1871, Новгород-Волынский,- 19. VII(1. VIII). 1913, Сурами] - укр. поэтесса и драматург. Лит. деятельность начала еще в дет- . ские годы (1884). Принимала деятельное участие в освободительной борьбе против царизма, особенно во 2-й пол. 90-х гг. Болезнь (туберкул„з) заставляла У. в последние годы жизни почти постоянно быть вдали от родины (Италия, Египет и др.).

К драматургии У. обратилась уже будучи известной поэтессой. Первая пьеса "Голубая роза" (1896, поставлена труппой М. Кропивницкого в 1898) полемически направлена против бытовизма и этнографизма, свойственных украинской драматургии 19 в. У. стремилась расширить тематику украинской драмы, ввести в не„ проблемы, важные для передовой интеллигенции того времени.

В дальнейшем в творчестве У. центр, место занимает жанр драматпч. поэмы'. Поэтесса использует сюжеты и образы мировой лит-ры, подчиняя их разработке проблем, близких передовой общественности е„ времени, потребностям революц. борьбы с царизмом. Особенность драматич. поэм У.высокое напряжение философской мысли, показ столкновения двух ан-тагонистич. начал, исход к-рого всегда трагический. В драматнч. поэмах "Вавилонский плен" (1903) и "На руинах" (1904), созданных на материале древней истории иудейского народа, У. призывает к борьбе против нац. угнетения. Накануне первой рус. революции она пишет фантастнч. драму "Осенняя сказка", в к-рой рабочие с красным знаменем вступают в открытый бой со своими угнетателями (была опубликована только в сов. время).

Большинство драматич. произведений У. написано в 1905-13. В них проявилась общественная чуткость поэтессы, е„ стремление отразить актуальные проблемы своей эпохи. В годы революции 1905-07 У. завершила драматич. поэму "В катакомбах" (1905), где создан образ раба первых веков христианства, к-рый порывает с христианской общиной и ид„т к восставшим. В драме "Кассандра" (1907) создан трагич. образ пророчицы, ей дано "знать правду", но не дано "управлять правдой", отвратить нависшую над е„ родиной смертельную опасность. Столкновение при-поднято-романтич. и утилитарного взглядов на иск-во лежит в основе конфликта драматич. поэмы "В пуще" (1910, "Молодой т-р" 1918, Т-р им. Франко, 1946, Киевский т-р им. Леси Украинки, 1957).

В драматургии У. важное место занимает проблема гуманизма, к-рая ставится в неразрывной связи с проблемами демократии, прогресса, роли народа и личности в истории. В драматич. диалоге "Три мгновения" (1905), этюде "Иоганна, жена Хуса" (1909), драме "Руфин и Присцилла" (1909) У. осуждает слепое следование догмам, террор и тиранию, подч„ркивает пагубность устранения от действенной по-литич. борьбы, пассивного подчинения деспотизму.

Выдающимся художеств. созданием У. является драма-феерия "Лесная песня" (1911, пост. 1918, "Молодой т-р"), написанная на основе укр. (волынского) фольклора. В ней нашла глубокое художеств. воплощение тема противоречия между высоким призванием человека и повседневной житейской реальностью, между поэзией и действительностью. Любовь русалки к человеку выражает гуман?стич, смысл поэтич. начала жизни. Пьеса вошла в репертуар мн. укр. т-ров. По мотивам "Лесной песни" коми. М. А. Скорульскнй написал балет, комп. В. Д. Кирейко - оперу.

Драма "Каменный властелин" (1912) представляет собой оригинальную интерпретацию образа Дон Жуана. В этом образе У. развенчивает бурж. анархиствующий индивидуализм с большой психологпч. глубиной и показывает неизбежную закономерность превращения человека, отказывающегося от всяких принципов, в покорного слугу деспотизма (пост. 1914 в т-ре Н. Садовского в Киеве; в сов. время пост. рядом т-ров).

Имя У. присвоено ведущему рус. т-ру УССР в Киеве.

С о ч.: Твори, в 10 томах, К., 1963-65; Собр. соч. в 4 томах, М., 1956-57.

Лит.: Леся Укранка. Публ?кац?, статт?, досл?дження, т. 1-3, К., 1954-60; КаспрукА., Леся Укранка. Л?тературний портрет, К., 1963; Бабишк?н О. К., Драматург?я Лес? Укранки, К., 1963. А. Ф. С.

УКРАИНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Элементы драмы заложены в многочисл. нар. укр. обычаях и обрядах (свадебный обряд - сватанье, обручение, свадьба), в нар. играх.

Древняя укр. драма связана со школьным образованием. Укр. школы, возникшие в конце 16 - нач.

17 вв., заимствовали духовную драму из польских школ, но воспринимая от иезуитских драм нек-рые образы, сюжеты, древняя укр. драма самостоятельно перерабатывала этот материал.

Первые драм. произведения - "Вирши с трагедии Христос пасхон..." А. Скульского (1630) и "Размышление в муце Христа спасителя нашего..." И. Волко-вича (1631). Особое развитие школьная драма получила в Киевской академии во 2-й пол. 17-1-й пол.

18 вв. Авторами драм были преподаватели пиитики. Укр. школьные драмы делятся на 4 группы: 1) драмы на библейские сюжеты рождественского и пасхального циклов, типа мистерии ("Комедия на день рождества Христова" Д. Туптало, до 1702, "Торжество естества человеческого" неизв. автора, 1706, "Комическое действие", 1736, и "Властотворный образ че-ловеколюбья божия" М. Довгалевского, 1737, и др.);

2) драмы о святых (анонимная драма "Алексей, человек божий", 1673, "Комедия на Успение Богородицы" Туптало, конец 17 в.); 3) драмы аллегорические ("Тра-гедокомедпя о награждении в сем свете приисканных дел, мзды в будущей жизни вечной" В. Лащевского, 40-е гг. 18 в., "Воскресение из м„ртвых" Г. Конис-ского, 1747); 4) драмы на нсторич. сюжеты. Авторы этих пьес пытались приблизиться к современности, затрагивали злободневные вопросы. Трагедокомедия Феофана Прокоповича "Владимир..." (1705), связана с событиями совр. автору жизни; прославляя Владимира, автор стремился прославить Петра I; "Милость божия, Украину от неудоб носимых обид лядскпх чрез Богдана Зиновия Хмельницкого, преславного войск запорожских гетмана, свободившая..." (неизв. автора, 1728), изображает события нац.-освободительной войны укр. народа против шляхетской Польши; псторпч. драмы М. Козачпнского - "Трагедия, сиречь печальная повесть о смерти последнего царя сербского Уроша V7 по падении Сербского царства" (1733), исторнко-панетирич. драма "Благоутро-бпе Марка Аврелия" (1744). Самыми популярными были драмы первой группы. После того как в 60-х гг. 18 в. ректор Киевской академии С. Мыслав-ский запретил всякие представления в стенах академии, школьная драма на Украине пришла в упадок.

В школьной укр. драме развивался своеобразный вид укр. нар. драмы - интермедии. Обычно это бытовые сцены из жизни народа, окрашенные искрящимся юмором, подчас острой сатирой (анонимные интермедии К' польской драме Якуба Гаватовича о смерти Иоанна Крестителя, показанной на ярмарке в Ка-менке-Струмиловой в 1619; также девять интермедий из рукописного Дерновского сборника конца 17 - нач. 18 вв., пять интермедий к рождественской драме Митрофана Довгалевского "Комическое действие", 1736, п пять интермедий к его же пасхальной драме "Властотворный образ человеколюбия божия", 1737, пять интермедий к пасхальной драме Г. Ко-нисского "Воскресение из м„ртвых", 1747, п пр.). Авторами интермедий были преимущественно студенты укр. школ, гл. обр. Киевской академии. Они же разыгрывали интермедии во время каникул по городам и с„лам Украины. В нек-рых интермедиях (напр., к драмам Довгалевского) звучит протест против социального и нац. порабощения укр. народа польской шляхтой. Большинство интермедий отличалось динамичностью, подвижностью, гибкостью диалога. В них использовались при„мы гротеска. В 17-18 вв. получает развитие кукольный т-р - вертеп. Вертепная драма состояла из канонич. рождественской драмы п ряда бытовых сценок, не связанных единой сюжетной линией.

В отличие от зап.-европ. и рус. драматургии, на Украине класспцпстич. драмы не было. Одна из особенностей укр. лит-ры нач. 19 в.- сочетание сентиментализма, романтизма и реализма - проявилась и в первых образцах новой У. д. В традициях укр. интермедий и в то же время в тесной связи с новой рус. комедией нач. 19 в. написан водевиль В. А. Гоголя-Яновского "Простак, или Хитрость женщины, перехитр„нная солдатом" (ок. 1813, изд. 1862) - бытовая картинка из жизни укр. села. Этот водевиль отличается народностью и богатством языка.

Родоначальником новой У. д. явился И. П. Котля-ревский автор пьес "Наталка-Полтавка" и "Солдат-чародей" (1819). "Наталка-Полтавка" определена автором как "комическая опера". Но пьеса вышла далеко за рамки этого жанра; в ней нашли отражение нац. особенности характеров и нар. быта, она отличается большими сценическими достоинствами. "Солдат-чародей" - образец водевильного жанра. Яркий и живой язык пьес Котляревского, щедрое использование нар. песен и обрядов, пристальное внимание к подробностям крестьянского быта стали отличительными чертами укр. драмы 19 в.

Под влиянием Котляревского в 30-40-е гг. появляется ряд укр. пьес, многие из к-рых построены по сюжетной схеме "Наталкн-Полтавки" ("Чары, или Несколько сцен из народных былей и рассказов украинских" К. Тополи, 1834; "Любка, или Сватанье в с. Рихмах" П. Котлярова, 1835; "Черноморский побыт на Кубани" Я. Кухаренко, 1836; "Купала на Ивана" С. Писаревского, 1838, и др.). Но авторы их не смогли развить и углубить реалистич. традиции Котляревского. В этих пьесах усиливаются этнографич. элементы (напр., подробное изображение свадебного обряда), подменяющие реалистич. воспроизведение жизни.

Важное место в У. д. занимает творчество Г. Ф. Квитки (Основьяненко). После нескольких сатирич. комедий на рус. яз., созданных в фонвизпн-ских традициях, он пишет комедии "Шельменко, волостной писарь" (соч. 1831) и "Шельменко-денщик" (1837), в к-рых все персонажи, кроме гл. героя, говорят по-русски. Эти пьесы явились резкой сатирой на общественные порядки, в частности на жизнь укр. дворянства. Строгость композиции, динамичность, жизненная правдивость пьесы "Шельменко-денщик" определяют интерес к ней совр. т-ров. Лучшей в драматургии Квитки-Основьянепко является его пьеса "Сватанье на Гончаровке" (1836) - реалистич. картина крестьянской жизни. Хотя она названа автором "оперой в тр„х действиях", но она имеет больше черт оперетты и водевиля и развивает традиции Котляревского. Первая в У. д. комедия с переодеванием- водевиль Квитки-Основьяненко "Бой-жинка" (1839). Типичным образцом сентиментализма является его мелодрама "Искренняя любовь, или Милый дороже счастья" (1842).

Романтич. направление У. д. получило выражение в исторнч. пьесах "Савва Чалый" (1838) и "Переяславская ночь" (1840) Н. II. Костомарова, слабых в сценич. отношении.

Новый этап в развитии У. д. знаменовала собой историко-бытовая драма "Назар Стодоля" Т. Г. Шевченко (1843). В основе драматич. конфликта - столкновение двух противодействующих сил: казацкой верхушки и рядовых казаков, борющихся против угнетения. "Назар Стодоля" - пьеса большой жизненной правды и художеств. простоты, яркой театральносттг и острой сценичности. Главное в ней - развитие характеров и драматич. конфликта. Шевченко творчески использовал мотивы и образы нар. творчества, вв„л в пьесу картины нар. обычаев и обрядов. Язык персонажей - народный, образный. Шевченко проявил себя большим знатоком законов сцены, что обеспечило его пьесе успех в будущем.

В 40-50-е гг. в У. д. господствует жанр водевиля ("Два брата с Санжаривкп, третий с Хорола" И. X. Дрейсига, 1846, "Кум-мельник, или Сатана в бочке" В. Дмитренко, 1850, водевили Г. Д. и С. Д. Карпенко, А. Ващенко-Захарченко и др.). Среди популярных пьес 60-х гг.: псторич. мелодрама "Гаркуша" А. П. Стороженко (1862), комич. опера "Запорожец за Дунаем" С. С. Гулака-Артемовского (1863), комедия "Был конь, да уездился" Д. Костянтиновича (1864), водевили "Бывалыцина" А. Велисовского, "Покойник Опанас" А. Янковского (1862) и др.

Колонизаторская политика царизма, циркуляры и указы правительства (1863, 1876) о запрете укр. лит-ры и т-ра тормозили развитие У. д. Разрешение на организацию спектаклей на укр. яз. в 1881 и создание, несмотря на запреты, укр. проф. трупп вызвали острую потребность в создании репертуара. Пьесы писали пионеры укр. т-ра, создатели проф. нац. трупп- М. Л. Кропивницкий и М. П. Старицкий. Ещ„ в 70-е гг. они выступили продолжателями лучших традиций Котляревского п Шевченко. Представители романтпч. направления, они объединили в своих пьесах о жизни укр. народа социальные п нац. мотивы. Это проявилось в многочисленных переработках, инсценировках лит. произведений др. авторов, сделанных Кропивницким и Старицким, и в их оригинальных пьесах на бытовые темы: "Дай сердцу волю, завед„т в неволю" (1863), "Пока солнце взойд„т, роса очи выест" (1882) и др. Кропивницкого, "Ой не ходи, Грицю, тай на вечерницю" (1887), "Цыганка Аза" (1888) н др. Старицкого, а также в псторич. пьесах: "Невольник" (1872), "Тытаривна" (1891) Кропивнпцкого, "Богдан Хмельницкий" (1887), "Маруся Богуславка" (1897), "Тарас Бульба" (1897), "Оборона Буши" (1898), "Последняя ночь" (1899) Старицкого. В романтпч.-бытовых пьесах Кропивницкого и Старицкого элементы драматич. действия переплетались с вокально-музыкальными н хореографическими, в них трагическое чередовалось с комическим, этнографич. праздничность сочеталась с повседневностью. Для творчества этих драматургов характерна социальная направленность, пронизывающая все комич. и мелодраматич. ситуации. В нек-рых пьесах Старицкий ("Не суждено", 1881) и Кропивницкий ("Мироед, пли Паук", 1882, "Олеся", 1891) сосредоточивают сво„ внимание на новых конфликтах и общественных типах, рожд„нных интенсивным проникновением в деревню капита-лнстич. отношений. В конце своего гворч. пути эти драматурги приходят к реалистич. драме, углубляют психологич. характеристики героев. Старпцкий пишет пьесы из жизни интеллигенции ["Зимний вечер", 1888, "Разбитое сердце", 1891, "Судьба" ("Талан"), 1893], Кропивницкий отражает в драматургии события первой рус. революции ("Трудное время", "Беспорядок", 1906).

Тему отношения интеллигенции к народу, поисков путей служения интересам народа разрабатывал с народнич. позиций Б. Д. Гринченко. В пьесах "Облекло тучами" (1895), "На общественной работе" (1898) положительным героем является интеллигент, отдающий себя делу просвещения и помощи угнет„нному крестьянству. Романтпч. характер носят его исторпч. драмы: "Ясные зв„зды" (1894), "Степной гость" (1897), "Средь бури" (1897).

Социально-бытовые пьесы на темы нар. жизни создали во второй половине 19 в. Панас Мирный ("Ли-меривна", 1883), А. Я. Конисский ("Порвалась нитка", 1886), В. С. Мова-Лиманский ("Старые гн„зда и молодые птицы", 1886), Г. М. Бораковский ("Из моря житейского", "Злом счастья не добудешь", история, драма "Маруся Чурай - украинская пес-нстворка", 1888, и др.), Н. А. Янчук ("Пылып-музы-кант", 1875, "Питомец", 1890, "На чужбине", 1892, и др.), О. Пчилка ("Мировое дело", 1892, и др.)

Наиболее видным представителем укр. реалистич. бытовой драматургии 2-й пол. 19 в. является И. К. Карпенко-Карый. Им написаны социально-бытовые драмы ("Бурлак", 1883, "Бесталанная", 1886, "Наймичка", 1885, "Чумаки", 1897, и др.), социальные комедии ("Мартын Боруля", 1886, "Сто тысяч", 1890, "Хозяин", 1900, "Суета", 1903, и др.), в к-рых глубоко и правдиво отражены классовые противоречия в послереформенном селе; историч. пьесы, носящие ро-манТич. окраску ("Бондаривна", 1884, "Паливода 'XVIII столетия", 1893, "Лихая искра поле сожж„т п сама исчезнет", 1896, "Гандзя", 1902). Среди этих пьес выделяется трагедия "Савва Чалый" (1899), высокохудожеств. реалистич. произведение на сюжет из истории Гайдамачины на Украине. В этой пьесе осуждается ренегатство политич. деятелей и воспевается героизм нар. масс в борьбе с поработителями- польской шляхтой. Лучшие пьесы Карпенко-Каро-го благодаря мастерству, глубине пспхологич. анализа, силе и яркости социальных характеристик, сценич. мастерству вошли в золотой фонд укр. клас-сич. драматургии, крупнейшие произведения к-рой отмечены реалистич. образностью, искренностью, лиризмом.

Иными были пути развития драматургии на землях Галиции, Буковины и Закарпатья, к-рые входили в состав Австро-Венгрии. В 1848 в связи с возникновением любительских спектаклей появились переделки пьес укр. и зап.-европ. драматургов. Первые оригинальные пьесы: "Дело в селе Клекотине", "Отчаянье арендатора" Р. Моха (1849), "Добродетель превышает богатство" А. В. Духновича (1850) и др. Создание проф. т-ра во Львове и объявление драматич. конкурса в 1864 способствовали появлению ряда пьес о совр. жизни народа ("Подгоряне" И. Гушалевича, 1864, "Так вам и надо" Ю. Федьковича, 1865, "Мещанка" П. Свенцицкого, 1866, и др.) и историч. прошлом ("Раксолана" Г. Якимовича, 1865, "Федько Острож-ский" Е. Огоновского, "Настася" В. Ильницкого, 1866, и др.). В 70-80-е гг. в зап.-укр. драматургии преобладают историч. пьесы (К. Устиянович, Ю. Федь-кович, Ос. Барвинский и др.). Элементы критики тогдашней действительности содержали пьесы И. И. Во-робкевича ("Гнат Приблуда", 1875, "Убогая Марта", 1878, "Блудный сын", 1885, и др.), проникнутые религиозным морализаторством. Наиболее крупным драматургом был Г. И. Цеглинский, к-рый в своих лучших пьесах ("Шляхта ходачковая", 1886, "Аргонавты", 1889, "Торговля жемчугами", 1895) сатирически осмеивал отдельные стороны жизни мелкой буржуазии и духовенства, но при этом он оставался на реакц., клерикальных позициях. Смело и решительно выступил против фальшивых, антиреалистич. тенденций в лит-ре и драматургии И. Я. Франко, автор социальных комедий "Рябина" (1893) и "Учитель" (1894), псторич. драмы-сказки "Сон князя Святослава" (1895), своеобразных одноактных пьес ("Последний крейцер", 1879, "Мастер Чирняк", 1896, "Будка ј 27", 1895, и др.). Драматургич. творчество Франко уравнивает зап.-укр. драматургию с передовой вост.-укр. драматургией. Выдающееся произведение У. д. этого периода- социально-пснхологич. драма Франко "Украденное счастье" (1891), изображающая жизнь подкарпатских крестьян. Это крупнейшее, социально-насыщенное, мастерское по лит.-сценич. форме произведение постоянно сохраняется в репертуаре укр. т-ров.

В нач. 20 в. драматургич. деятельность продолжали И. К. Карпенко-Карый и М. Л. Кропивннцкий. В этот же период появляются новые драматурги, отражавшие в своих пьесах важные явления современности, в частности события революции 1905-07:

Г. М. Хоткевич ("Смутное время", 1906), Л. А. Яновская ("В предрассветном тумане", 1906, "Жертвы , 1908), С. Ф. Черкасенко ("Вьюга", 1907) п др. В эти годы выступает с мастерскими маленькими комедиями С. В. Васильченко ("На первое гулянье", 1911, "Зиля-Королевич", 1913, "В тени", 1914, "Петухи, не пойте, ночь не уменьшайте", 1917).

Рост освободительного движения, распространение идей социализма и марксизма влияли на развитие драматургии. Передовой зритель требовал решительного расширения проблематики пьес. Щедрое использование фольклора, прямое заимствование сюжета из фольклорного источника, внешняя орнаментация драматпч. действия песнями, танцами, сценами свадебных обрядов становятся анахронизмом. Успешно начатое Карпенко-Карым, Франко и др. драматургами конца 19 в. расширение сферы художеств. изображения, утверждение социально значимой проблематики, завершили те, кто приш„л на смену этим драматургам.

Своеобразный, новаторский этап в развитии У. д. конца 19 - нач. 20 вв. представляет творчество Леси Украинки. Уже в первой е„ драме "Голубая роза" (1896) показан сложный социально-психологпч. конфликт в среде интеллигенции. С именем Леси Украинки связан расцвет философской драмы в У. д. В драм. поэмах на темы из древней и новой истории ("На руинах", 1904, "В катакомбах", 1905, "Кассандра", 1907, "В пуще", соч. 1909, "Адвокат Мартиан", 1911, "Оргия"" 1913) Леся Украинка обратилась к важным социально-этич., политич. проблемам своего времени. В драме "Каменный властелин" (1912) она по-новому интерпретировала вечную тему о Дон Жуане, претворив драму человеческой любви в социальную драму. Вершиной творчества Леси Украинки явилась драма-феерия "Лесная песня" (1911), трагедийный конфликт к-рой построен на столкновении мечты и действительности, вечного стремления человека к прекрасному и про-заич. течения повседневной жизни. Драма отражает глубокую веру народа в победу добра над злом, света над тьмой. В годы, когда укр. драматурги испытывали влияние упадочнич. концепций, в драме Леси Украинки проявилась прогрессивная направленность е„ творчества.

Идейный кризис лит-ры и иск-ва после подавления революции 1905 отразила драматургия В. К. Винни-ченко. Порвав с демократич. традициями, отказавшись от участия в освободительной борьбе, он проповедовал в своих пснхологич. драмах ("Дисгармония", 1905, "Великий Молох", 1907, "Ложь", 1910, "Ч„рная пантера и белый медведь", 1911, "Натусь", 1912) т. н. "новую" могаль. Упадочнич. тенденции насаждала также символистская драма, представителем к-рой был А. И. Олесь ("По пути в Сказку", 1910, "Трагедия сердца", 1911, "Танец жизни", 1913, и др.). Символистские тенденции проявились и в пьесах С. Черкасенко ("Сказка старой мельницы", 1914, "О чем ковыль шелестел", 1916) и др.

Советская драматургия. Украинская советская драматургия развивалась на основе достижений У. д. 19 - нач. 20 вв., творч. традиций Кот-ляревского, Квитки-Основьяненко, Старицкого, Кро-пивнпцкого, Карпенко-Карого, Франко, Леси Украинки и художественного претворения новой, социалистической действительности.

Зачинателями укр. сов. драматургии выступили писатели, вышедшие из трудовых слоев народа, поднятые к творчеству революцией, грозными битвами гражданской войны, напряж„нной классовой борьбой в городе и в деревне: И. А. Кочерга П. Г. Кулиш, М. Ирчан, А. В. Головко, О. Вишня, Д. Й. Бедзик, И. Д. Днепровский, И. К. Микитенко и др. В то же время в становлении и развитии сов. У. д. приняли активное участие писатели старшего поколения - С. В. Васильченко, Я. А. Мамонтов, Е. М. Кротевич, начавшие лит. деятельность еще до Октября.

Я. А. Мамонтов, преодолевая присущую ему абстрактно-символическую манеру, написал пьесы "Когда народ освобождается" (1923), "До третьих петухов"

(1925), в к-рых стремился показать борьбу нар. масс за социальное и нац. освобождение. Трагикомедия Мамонтова "Республика на кол„сах" (1928) - сатира на бурж.-националистич. анархистов.

Др. драматург старшего поколения - И. А. Кочерга основывал сюжеты на событиях из истории нар.-освободительных движений: "Фея горького миндаля"

(1926), "Алмазный жернов" (1927). В своеобразном жанре феерии Кочерга изображает события гражд. войны - пьеса "Марко в аду" (1928).

Революц. пафосом, публицистичностью пронизана драматургия М. Ирчана. Он создал образы новых героев - мужественных борцов за социализм, коммунистов-подпольщиков. Пьесы "Бунтарь" (1920), "Двенадцать" и "Семья щ„точников" (1923), "Подземная Галицпя" (1925), так же как и написанная позже драма "Плацдарм" (1932), знаменовали важный этап в У. д. В драматургии Ирчана получили отражение битва двух миров - социалистического и капиталистического, столкновение антагонистич. сил истории - рабочего класса и буржуазии.

В сер. 20-х гг. в драматургию приш„л Н. Г. Кулиш. Его пьеса "97" (1924) была пост. мн. т-рами Сов. Союза. Она выразила гл. конфликт этого времени - борьбу беднейшего крестьянства против кулачества, за новую жизнь. Большой победой драматурга является создание самобытного, нар. характера, вожака крестьян. Следующая пьеса Кулиша - "Коммуна в степях" (1925) посв. проблеме перехода крестьянства к коллективным формам хозяйствования. Но попав под влияние бурж.-националистич. концепций и левацко-анархистских лозунгов, Кулиш допустил искажение сов. действительности в пьесах "Народный Малахий"

(1927), "Мина Мазайло" (1929). О возвращении драматурга на позиции социалистич. реализма свидетельствует пьеса "Патетическая соната" (1931), в к-рой развенчиваются националистич. романтика и фальшивые "сверхклассовые идеалы", утверждаются красота и величие революц. подвига.

В становление новой У. д. значительный вклад вн„с И. Днепровский, творчество к-рого отличается романтич. приподнятостью и лиричностью, б драме "Любовь и дым" (1924) показано восстановление ме-таллургич. завода, изображены представители рабочего класса, их борьба против врагов новой жизни. В драме "Яблоневый плен" (1926) раскрыт духовный мир борцов революции, ставится вопрос о чести и долге сов. человека перед народом. Днепровскому принадлежат также пьесы "Шахта "Мария (1931) и "Последний главковерх" (1931).

Крупнейшим произв. У. д. периода е„ становления была пьеса "Диктатура" И. К. Микитенко (1929). Здесь воплощена тема союза рабочего класса и крестьянства в ходе преобразования нашей страны. Положив в основу пьесы конфликт между кулаками и саботажниками, с одной стороны, и крестьянами украинского села и рабочими судостроительного завода-с другой, драматург показал жизненную силу диктатуры пролетариата, опоэтизировал ведущую роль рабочих, прокладывающих путь к социализму.

В 20-х гг. новые пьесы пишут С. В. Васильченко ("Кармелюк", 1927), Е. М. Кротевич ("Секретарь премьер-министра", 1924; "Сентиментальный ч„рт", 1923), Д. И. Бедзик ("Шахт„ры", 1924), В. П. Мин-ко ("Герои будней", 1927).

В конце 20-х - нач. 30-х гг. были написаны пьесы:

"Дело чести" (1931), "Девушки нашей страны" (1932) Микитенко; пост. первые пьесы А. Е. Корнейчука - "На грани" (1928), "Каменный остров" (1930), "Штурм" (1930); Я. А. Галана - "Груз" (соч. 1928), "Вероника" (1930); Л. С. Первомайского - "Коммольцы" (1929);

Ю. И. Яновского - "Завоеватели" (1932), отображавшие революц. борьбу и социалистическое строительство.

Эпич*. панораму битвы за власть Советов создал Корнейчук в своей героич. трагедии "Гибель эскадры" (1933). Историч. масштабность событий, индивидуализация образов, яркие массовые сцены, напряж„нный драматизм определили успех этой нар. драмы Корнейчука, исполненной героики и романтики, выражающей коммуннстич. идейность. Др. пьеса Корнейчука "Правда", написанная к 20-летию Октября (1937), воссозда„т образ В. П. Ленина, показывает дружбу рус. и укр. народов, боровшихся за Сов. власть.

Геропко-романтич. характер носит и нар. драма Ю. И. Яновского "Дума про Британку" (1937), показывающая борьбу за победу Сов. власти на Украине. В этой пьесе созданы образы борцов революции, отважно сражающихся с классовыми врагами. В дра-матич. поэмах "Неизвестные солдаты" (1931) и "Ваг-рамова ночь" (1933) Л. С. Первомайский возвеличивает героику подвигов, соверш„нных во имя торжества революции и нового строя.

Проблемы социалистич. преобразования города и деревни, утверждение новых обществ, отношений, формирование сов. человека - осн. темы У. д. в 30-е гг.

Эти темы отразил в своей драматургии И. К. Мп-китенке. Герои его пьес - самоотверженные труженики индустриального фронта ("Девушки нашей страны", 1932), энтузиасты, овладевшие высотами науки и техники ("Кадры", 1930), активные борцы против воинствующего эгоизма и человеконенавистничества ("Соло на флейте", 1935), носители новой морали, сов. патриотизма ("Дни юности", 1936). Вопросы социа-листич. морали разрабатываются также в пьесах И. А. Кочерги ("Пойд„шь - не верн„шься", 1935, "Имя", соч. 1937, "Выбор", 1938), Я. А. Мамонтова ("Архитектор Шалько", 1935) и др.

Выдающееся произв. сов. драматургии - пьеса А. Е. Корнейчука "Платон Кречет" (1934). Жизненно правдивый, одухотвор„нный образ врача и уч„ного Платона Кречета стал олицетворением молодой сов. интеллигенции, воспитанной ленинской партией, в н„м воплощена идея верного служения народу, философия оптимизма и жизнелюбия.

И. А. Кочерга, мастер создания сложных сюжетов" острых конфликтов, напряж„нного драматургич. действия, также обращается к сов. действительности. Его пьеса "Мастера времени" (1934, др. назв."Часовщик и курица"), повествующая о столкновении представителей двух противоположных идеологий. символизирует гибель бурж. строя и победу настоящих властителей времени и пространства - строителей социализма. В этой драме особенно ч„тко выражены характерные черты художественной манеры драматурга - сочетание реального и фантастического, "приземл„нного" и символического.

В У. д. 30-х гг. широкое распространение получают пьесы о колхозной жизни, показывающие новые социалистические отношения на селе, борьбу крестьянства против кулачества. Эту тематику разрабатывали Г. М. Мизюн, В. 3. Гжицкий ("Наступление", 1931), Н. Г. Кулиш ("Прощай, село", 1933), Я. А. Мамонтов ("Свой человек", 1936), Ю. И. Яновский ("Потомки", 1940). Корнейчук в яркой и сочной комедии "В степях Украины" (1940) показал конфликт между передовыми людьми колхозного села и теми, кто мешает движению сов. общества к коммунизму.

Среди историч. драм 30-х гг. - нар. повествования "Свадьба Свички" Кочерги (соч. 1930), "Богдан Хмельницкий" Корнейчука (1939), "Устим Кармалюк" В. А. Суходольского (1936). К историко-биографич. жанру относятся драматич. поэмы: "Шевченко и Чернышевский" П. Г. Тычины (1939), "Судьба поэта" С. Е. Голо-ванивского (1939), драма в стихах "Камо" А. С. Левады (соч. 1936). Героич. страницы революц. борьбы трудящихся зап. областей Украины, подпавших под иго польской шляхты, фашизма, и образы передовых борцов-коммунистов воссозда„т Я. А. Галан в пьесе "Ячейка" (1932). Др. пьеса Галана - "99%" (1930) разоблачает укр. бурж. националистов, предающих интересы народа.

В годы Отечеств, войны были созданы: пьеса "Фронт" Корнейчука (1942), критиковавшая отжившие методы ведения войны, прославляющая отважных воинов - защитников Родины, и "Ярослав Мудрый" Кочерги (1944, Гос. пр. СССР, 1947) - нар. эпопея о героич. прошлом укр. и рус. народов, о любви к Отечеству.

В послевоенные годы героика Отечеств, войны оста„тся одной из ведущих тем в У. д. Художеств, выявление источников сов. патриотизма, показ высоких моральных качеств сов. людей, начатые в пьесе "Фронт", продолжены в пьесах "Генерал Ватутин" Л. Д. Дмитерко (1947), "Профессор Буйко" Я. В. Баша (1949), "За вторым фронтом" (1949), "Жизнь начинается снова" (1950), "Киевская тетрадь" (1963) В. Н. Собко, "Прага оста„тся моей" Ю. А. Буряковскогс (изд. 1951), "Когда м„ртвые оживают" И. Д. Рачады (изд. 1965). Подвиги сов. людей в Отечеств, войне запечатлены также в пьесах "Непокор„нная полтавчанка" П. А. Лу-бенского, "Солдатская поэма" Е. С. Кравченко, "Пламенные сердца" С. Снигура.

Темы У. д. послевоенного двадцатилетия (1945- 1965) связаны с отражением социалистической действительности, утверждением высокой морали сов. человека. Значит, творч. успехов добились драматурги старшего поколения, выросли и молодые драматурги. Новая проблематика получила выражение в творчестве Корнейчука. Изображая в пьесе "Макар Дубрава" (1948) конфликт между творч. отношением к труду и косностью, бюрократизмом, драматург создал полнокровный образ хозяина жизни, труженика, пламенного патриота. В пьесе разв„рнута правдивая картина новаторского труда горняков Донбасса, раскрыт их духовный мир, стремление к светлому будущему. Пьеса Корнейчука "Калиновая роща" (1950), несмотря на нек-рую пдплличность в изображении колхозной жизни, трактовала важные проблемы коллективного труда, морали и быта сов. людей. Два стиля руководства - ленинский, творческий, и догматический, бюрократический - противопоставлены в пьесе "Крылья" (1954), в к-рой романтич. образ крыльев выражает устремл„нность сов. людей к борьбе за светлое будущее. Др. произв. Корнейчука - "Почему улыбались зв„зды" (1957), "Над Днепром" (1960) - посв. важным социальным и морально-этич,. проблемам современности. В послевоенной драматургии Корнейчука нашли выражение лучшие черты его творчества - внимание к актуальным проблемам современности, яркость характеров, острая конфликтность, сочный нар. юмор, романтич. приподнятость. Значит. вклад в развитие У. д. вн„с Я. А. Галан. В пьесе "Под золотым орлом" (1947) показано, как сов. патриоты ведут в Зап. Германии борьбу против англо-амер. "покровителей", пытающихся склонить их к предательству Родины. Герои драмы "Любовь на рассветен (1949) утверждают новую жизнь в зап.-укр. деревне в остром конфликте с кулаками и предателями. Галан возвеличивает сов. человека - борца, творца и патриота. Образная публицистичность, заверш„нность конфликтов, компактность сюжета и композиции, выразительность характеров, раскрывающихся в действиях и поступках, романтичность - таковы отличительные черты творчества драматурга. Пьесы "Под золотым орлом" и "Любовь на рассвете" пост. во мн. т-рах страны и за рубежом.

Во 2-й пол. 40-х гг. в области драматургии выступил А. П.Довженко. Его пьеса "Жизнь в цвету" (соч. 1946), посв. И. В. Мичурину, отличается композиционной собранностью, динамичностью, остротой, философской насыщенностью, эмоциональным богатством. Нар. драма "Потомки запорожцев" (1953, пост. 1961), к-рую автор назвал драматич. поэмой, изображает события нач. 30-х гг., коллективизацию укр. деревни. Показывая борьбу с кулачеством, писатель раскрывает также столкновение между чиновниками-бюрократами и тружениками-колхозниками.

Жизнь рабочего класса и технич. интеллигенции в центре пьес В. А. Суходольского("}],о.лъпа.я Елена", 1947), Ю. А. Мокреева ("Зв„зды над копрами", 1947), Я. Ваша ("Днепровские зв„зды", 1951), Ф. Г. Вольного ("Мера любви", 1951), Л. Д. Дмитерко ("Пути человеческие", 1954), В. Н. Собко ("Клятва Алины Корчак", 1955, и "Песня под зв„здами", 1960), И. Л. Муратова ("Радостный берег", 1960).

Жизнь деревни в 50-60-е гг. отражена в драм. произв. Н. Я. Зарудного. В пьесах "Весна" (1950), "Большое поручение" (1951), "Прилетают журавли" (1954), "Вес„лка" (1958), "Если ты любишь..." (1959), "Антеи" (соч. 1961) созданы образы сельских тружеников, борющихся за гуманные, человеческие отношения в обществе. Драматургии Зарудного присущи сценичность, колоритность характеров, юмор, афористичность языка.

На темы колх. строительства написаны пьесы "Комсомольская линия" Е. С. Кравченко (1951), "Завтра утром" А. Е. Ильченко (1952), "Золотые артезиа-ны" И. И. Волошина (1952), "Молчать запрещено") В. П. Минко (1955), "Яблоко раздора" М. А. Бирюкова (1951), "Леся" М. А. Андриевич (1960), "Ключи к счастью" А. 3. Корниенко (1958), "Влюбл„нные сердца" И. И. Барабаша (1962). Борьба трудящихся Зап. Украины за новую жизнь отражена в пьесах:

"На большую землю" А. Ф. Хижняка (1949). "Весенний поток" (1950), "Ярослава" (1952) 3. И. Прокопенко, "Не той дорогой" Корниенко (1956), "На высокой полонине" М. Бирюкова (1965).

У. д. разрабатывает морально-этич. проблемы жизни сов. общества. Многими т-рами были пост. комедия "Не называя фамилий" Минко (1953), разоблачающая карьеризм и угодничество, и драма "Дочь прокурора" Яновского (1954), ставящая вопрос об ответственности отцов за судьбы детей, за идейную и жизненную закалку молодого поколения. Остроконфликтная драма Зарудного "М„ртвый бог" (1960) направлена против мещанства и религии. Стихотворная философская трагедия А. С. Левады "Фауст и смерть" (1961), на сюжет о пол„те человека в космич. пространство и трагич. гибели уч„ного-астрофизика, продолжает традиции философской драматургии Кочерги.

Опыт укр. классической драматургии использует в своей комедии "Фараоны" А. Ф. Коломиец (1961), в к-рой созданы привлекательные образы наших современниц.

Моральный облик молодого человека, определение его жизненной цели, пафос труда и созидания, духовный рост стали темами пьес "Остров моей мечъы- (1963), "Фортуна" (1965) Зарудного, "Где же тво„

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница