Наши партнеры

https://forum.zaymex.ru/

Театральная энциклопедия
(страница 438)


УЗБЕКСКАЯ ТРУППА ИМЕНИ КАРЛА МАРКСА - первая узб. сов. труппа в Ташкенте. Создана в 1919 под рук. М. Уйгура (состав труппы: А. Хи-доятов, Ф. Умаров, М. Мухамедов, К. Якубов, Г. Зафари, Я. Бабаджанов, А. Джалилов и др.). Спектакли: "Последние дни Айдалузии" Ордубады, "За-хоки Морон" Юнуса, "Туркестанский лекарь" Уйгура, "Бай и батрак", "Отравленная жизнь" Хамзы, "Повстанцы Индии" Фитрата, "Халима" Зафари.

4 ноября 1919 труппа выехала с агитпоездом для обслуживания боевых частей Актюбинского фронта, а в сер. 1920 - на Ферганский фронт. В конце 1920 труппа им. К. Маркса была расформирована в связи с реорганизацией и созданием Образцовой краевой драматической труппы. М. Рах.

УЗБЕКСКИЙ МУЗЫКАЛЬНО - ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ МУКИМЙ - см. Мукими имени театр.

УЗБЕКСКИЙ ТЕАТР. Истоки У. т. относятся к эпохе возникновения древних государств на территории Ср. Азии. Существовал в виде устного проф. т-ра масхарабозов и кызыкчи, а также кукольного т-ра (ручные куклы и куклы-марионетки).

Остро сатирич. представления этих т-ров высмеивали баев, судей, представителей духовенства, а позднее - царских чиновников. Исполнители проходили школу многолетнего обучения под рук. своих наставников. Представления строились на основе определ„нного сюжетного каркаса, актеры импровизировали текст в процессе исполнения. Иск-во узб. старинного т-ра требовало от исполнителей знания жизни, большой наблюдательности, остроумия, разносторонней актерской подготовки - умения танцевать, петь, играть на муз. инструментах и пр. актеры выступали на площадях во время нар. праздников и на семейных торжествах. Они объединялись в цехи, имели свой устав и выборного старшину. Наиболее сильные труппы часто приглашались ко дворам правителей (напр., в 19 в. ко двору коканд-ских ханов), однако иск-во актеров оставалось глубоко народным. Особенное развитие т-р масхарабозов и кызыкчи получил в 19 в.; его крупнейшие представители- Бед„-шим, Закиришан, Саади Махсум и др. стремились приблизить сво„ иск-во к жизни. С конца 19 в. отдельные масхара-бозы и кызыкчи входили в состав рус. цирковых трупп. Т-р устной традиции сохраняется и в сов. время, приобретая новое содержание. Его репертуар наряду с традиц. произведениями включает сатирич. комедии, направленные на преодоление пережитков в сознании людей. Крупным мастером старинного т-ра в сов. время был Юсуфджан Шакар-джанов - ученик Закиришана и Саади Махсума.

Рост освободительного движения в Туркестане и оживление культурной жизни в период революции 1905-07 вызвали зарождение любительских кружков в среде интеллигенции. Вначале ставились пьесы тат. и азерб. драматургов. Большое значение для развития У. т. имел опыт рус. театр. культуры. Под воздействием рус., тат. и азерб. культур формировалась нац. узб. драматургия демократич. направления, создавались любительские и полупроф. кружки.

Лит. узб. драма начала развиваться в 10-х гг. 20 в. и делилась на два направления - демократич., просветительское, возглавляемое Хамзой Хаким-заде Ниязи, и буржуазное - джадистская драматургия и любит, кружки, пользовавшиеся поддержкой части буржуазии. В предреволюц. годы Хамза написал ряд пьес, в т. ч. "Отравленная жизнь" (1915). В конце 1915 Хамза создал в Коканде любительскую труппу, состоявшую из демократич. молод„жи.

После победы Октябрьской революции началось интенсивное развитие узб. нац. культуры, в т. ч. театр. иск-ва. Основоположник узб. сов. драматургии, Хамза стал и организатором проф. т-ра, режиссером и актером. Первый узб. проф. т-р-Краевая разъездная мусульманская политическая труппа - создан Хамзой в Фергане в конце 1917. В Ташкенте, летом 1919, М. Уйгур организовал второй узб. т-р, к-рый наз. труппой им. Карла Маркса. Позднее по инициативе и при ближайшем участии Хамзы возникли т-ры в Коканде (1919), Андижане (1919), Хиве (1922) и др. городах. Во всех городах Туркестана - при клубах, школах, учебных заведениях, в частях Красной Армии развивалась театр. самодеятельность, из числа участников к-рой вышли многие актеры узб. т-ра.

Деятельность первых узб. проф. коллективов проходила гл. обр. на фронтах гражд. войны. Они ставили пьесы Хамзы ("Бай и батрак", "Ферганские трагедии", "Наказание клеветников", "Удочка" и др.), комедию Уйгура "Туркестанский лекарь", муз. драму Зафари "Халима" и др. В 1920 часть актеров ферганского коллектива влилась в труппу им. Карла Маркса, образовав Образцовую краевую драм. труппу . Многие из одар„нных е„ участников во главе с М. Уйгуром, а также группа талантливых самодеятельных актеров из других городов были в 1924 направлены в Москву для занятий в театр. студии при Узб. доме просвещения. В 1925 другая группа молодых узб. актеров начала заниматься в театр. техникуме в Баку. После окончания моек. студии в 1927 молодые актеры вошли, в состав самаркандской Центр, гос. труппы. В том же году был осуществл„н второй набор в студию, выпускники к-рой в основном вошли в состав узб. т-ра в Бухаре. 'В 1929 Центр, гос. труппа реорганизована в Гос. узб. драм. т-р в Ташкенте, к-рому в 1931 присвоено имя Хамзы, а в 1933- звание академического. Этот т-р стал ведущим т-ром республики, он способствовал возникновению др. театр. коллективов как в Ташкенте, так и в областных городах. На сцене его были осуществлены пост. пьес нац. авторов, произведений рус. сов. драматургии, рус. и зап.-европ. классики. Рост Т-ра пм. Хамзы был обусловлен одар„нностью исполнителей, школой, к-рую прошли многие из них, и привлечением опытных рус. режиссеров. Вместе с тем в нач. 30-х гг. т-р испытал влияние формалистич. тенденций. Против этих тенденций выступали передовые деятели театр. иск-ва.

В конце 20-х и в 30-е гг. в репертуар Т-ра им. Хамзы вошли пьесы: "Два коммуниста" (1929, затем переработана под названием "Разгром", 1934), "Сожж„м" (1932), "Честь и любовь" Яшена (1936), "Любовь Яровая" (1937), "Гроза" (1938). Этапными спектаклями явились "Гамлет" (1935) и "Отелло" (1941), драма Хамзы "Бай и батрак" (1939).

На рубеже 30-х гг. в Узбекистане происходит дальнейшее развитие сети проф. т-ров. Создаются новые коллективы - в Намангане (1929), Бухаре и Самарканде (1930), Фергане (1931), а также районные и колх.-совх. т-ры. В 1929 на базе существовавшего с 1926 Этнографич. ансамбля во главе с М. Карп-Якубовым созда„тся Гос. узб. муз.-драм. т-р. В том же году организуется ТЮЗ. Интенсивно развивается популярный в народе жанр муз. драмы. В 30-е гг. появляется ряд пост. этого жанра - "Гюльсара" Яшена и Мухамедова (1935), "Товарищи" (1930) и "Нур-хон" (1943) Яшена. В 1939 была пост. опера "Буран" Ашрафи и С. Василенко. В этом же году на базе Узб. муз.-драм. т-ра организован Гос. т-р оперы и балета, к-рому в 1947 присвоено имя Алишера Навои, в 1959- звание академического. В 1939 в Ташкенте создан Гос. узб. т-р муз. драмы и комедии им. Мукими.

В годы Отечеств, войны, в тесном содружестве с мастерами временно эвакуированных т-ров Москвы и Украины деятели узб. иск-ва создали ряд патриотич. спектаклей. Среди них: "Смерть оккупантам" Яшена (1942), "Пол„т орла" Султанова (1942), "Муканна" Алимджана (1943) - Т-р им. Хамзы; "Даврон ата" Яшена и Абдуллы (1941) - Т-р им. Навои, "Курбан Умаров" Абдуллы и Чусти (1941) - Т-р им. Мукимп.

В послевоенный период репертуар т-ров Узбекистана значительно обогатился, были созданы новые пьесы узб! авторов, осуществлена пост. переводных пьес. В Т-ре им. Хамзы пост. пьесы, ставящие проблемы коммунистич. партийности и морали,- "Ш„лковое сюзане" А. Каххара (1952), "Хуррият" Уйгуна (1958), "Люди с верой" Султанова (1960), "Я вижу зв„зды" Азимова (1965) и др.; историко-революц. спектакли - "Путеводная звезда" Яшена (1958) и др.; исторнч. спектакли - "Алишер Навои" Уйгуна и Султанова (1945, 1948), "Мирза Улугбек" Шейхзаде (1961). Яркое воплощение нашла тема борьбы народов стран зарубежного Востока за свою независимость - "Рассказ о Турции" Хикмета (1953), "Алжир, родина моя!" по Дибу (1957). Интенсивно развивается оперное иск-во; лучшие нац. спектакли - "Дилярам" Ашрафи (1958), "Хамза" Бабаева (1961), "Свет во мраке" Хамраева (1965) и др. В муз. драме совр. сюжеты вытесняют легендарные.

Характерные особенности У. т.- героико-роман-тич. устремл„нность, большая эмоциональная насыщенность в жанрах трагедии и драмы; открытое, непосредственное выражение чувств, приподнятость, даже торжественность стиля в моменты эмоционального подъ„ма у актеров муз. драмы (этому способствовал интерес к легендарным и историч. сюжетам). К созданию психологии, глубоких образов тяготеют мастера Т-ра им. Хамзы. Узб. актерам присуще умение ярко, достоверно воспроизводить атмосферу нац. быта, конкретной обстановки. В жанре комедии У. т. тяготеет к ярким локальным сатирич. краскам, сочной комедийной игре, что связано с традициями старинного площадного т-ра и опирается на высоко развитое в народе иск-во острословия (аския).

В 1967 в Узбекистане работал 21 театр (из них 6 в Ташкенте), в т. ч. 3 рус. драматич. в Ташкенте, Самарканде, Фергане и 1 каракалпакский в Нукусе. Имеются 2 т-ра оперы и балета - академический им. Алишера Навои в Ташкенте и Самаркандский (открыт в 1964); узб. т-ры драмы - им. Хамзы в Ташкенте, им. Хамзы в Коканде, им. X. Алпмджана в Самарканде и Катта-Кургане, Республиканский ТЮЗ им. Ю. Ахунбабаева в Ташкенте. Остальные узб. т-ры, в т. ч. и один из ведущих - Т-р им. Му-кими, ставят спектакли жанра нац. муз. драмы, но включают также в свой репертуар узб. и переводные драмы; в числе этих т-ров - Ферганский т-р им. М. Горького, Андижанский т-р им. Ю. Ахунбабаева, Наманганский т-р им. А. Навои, т-ры в Бухаре, Ургенче, Карши, Термезе, Джизаке.

В т-рах оперы и балета, в ТЮЗе и Республиканском т-ре кукол работают по две труппы (узб. и рус.).

Наряду с проф. т-ром в Узбекистане вс„ шире развивается самодеят. иск-во. В 1966 насчитывалось около 5 тыс. самодеят. кружков с числом участников до 80 тыс. чел. Большинство кружков - смешанные, театрально-музыкально-танцевальные. Работает 31 нар. т-р.

В развитие узб. театр. пск-ва значительный вклад внесли драматурги - Хамза Хаким-заде Ниязи, К. Яшен, Н. Сафаров, 3. Фатхуллин, У. Исмаилов, Уйгун, И. Султанов, А. Каххар, М. Шейхзаде, С. Абдулла, С. Азимов и др.; композиторы - М. Аш-рафи, Т. Садыков, Р. Глиэр, С. Василенко; режиссеры и актеры - М. Уйгур, А. Хидоятов, С. Ишанту-раева, Я. Бабаджанов, М. Миракилов, М. Кузнецова, А. Джалилов, Ш. Бурханов, А. Ходжаев, Н. Рахи-мов, А. Гинзбург, Л. Сарымсакова, Р. Хамраев, Т. Ходжаев; в опере - М. Кари-Якубов, М. Муха-медов, А. Насырова, Э. Юнгвальд-Хилькевич; в балете - Тамара Ханум, М. Тургунбаева, Г. Измайлова.

Лит.: Рахманов М., Хамза и узбекский театр. Таш., 1960; Уварова Г., Узбекский драматический т-р, М., 1959; Узбекский советский театр. под ред. А. М. Рыбника, кн. 1, Таш., 1966; Олидор О., В борьбе за сценический реализм, М., 1957; Фельдман Я., Характер народа и сценические образы, Таш., 1961. А. Р., М. Рах.

УЗБЕКСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ ХАМЗЫ (У з - бекский государствен ныи ордена Ленина академический драматический театр им. Хамзы) - старейший проф. драм. т-р Узбекистана. Коллектив сложился на основе объединения участников Краевой разъездной мусульманской политич. труппы, организованной Хамзой Хаким-заде Ниязи в Фергане в 1917, и труппы им. Карла Маркса под рук. М. Уйгура, созданной в 1919 в Ташкенте. В 1920 в Ташкенте была создана Образцовая краевая драматич. труппа, наиболее одар„нные участники к-рой вместе с талантливой молод„жью из самодеятельности были направлены в 1924 в Москву, где при Узб. доме просвещения открылась театр. студия. Выпускники студии составили в 1927 ядро Центр, гос. труппы в Самарканде (с 1931 - Т-р им. Хамзы в Ташкенте). В 1933 т-р получил звание академического, в 1937 награжд„н орденом Ленина.

В числе ведущих мастеров т-ра на первом этапе его деятельности были: М. Уйгур, А. Хидоятов, С. Ишантураева, Я. Бабаджанов, X. Исламов, М. Мухамедов, М. Миракилов, М. Кузнецова, А. Джалилов, С. Алимов, Л. Назруллаев, С. Табибуллаев, Ш. Каюмов, 3. Хидоятова,. Т. Султанова и др. В дальнейшем труппа пополнилась актерамп, вышедшими из самодеятельности,- Ш.Бурхановым, А.Ход-жаевым, Н. Рахпмовым и др., а после организации в Ташкенте Театр. ин-та (1945) - его выпускниками.

В 20-30-е гг. в т-ре, наряду с М. Уйгуром п Я. Бабаджановым, работали рус. режиссеры В. В. Тиханович, П. А. Алексеев, О. Г. Девпшев, С. Н. Воронов, В. С. Вптт и др.

В первые годы после организации т-р показывал спектакли, подготовленные в студийный период:

"Ревизор"; "Принцесса Турандот" Гоцци, а также новые узб. пьесы - "Фархад и Ширин" Хуршида по поэме Навои (1926), п др. В эти же годы т-р пост. спектакли: "Шторм" Билль-Белоцерковского (1927), "Загмук" Глебова (1928), "Бронепоезд 14-69" (1929);

"Мятеж" по Фурманову (1929). В 1929 осуществлена пост. драмы К. Яшена "Два коммуниста". В конце 20-х гг. коллектив, объединивший лучшие творч. кадры республики, стал центром театр. культуры Узбекистана. Сочетая демократпч. традиции нац. лит-ры и иск-ва с опытом рус. т-ра, коллектив, преодолевая бурж. влияния, боролся за утверждение передового, реалистич. иск-ва.

В нач. 30-х гг. пост. пьесы молодых узб. драматургов: "Вредители хлопка" Исмаплова (1930),"История заговорила" Сайда н Сафарова (1931), "Маска сорвана" Фатхуллина (1932). "Сожж„м" (1932) и "Разгром" Яшена (1934), а также переводная сов. драматургия:

"Человек с портфелем" Файко (1930), "Мой друг" Погодина, "Интервенция" Славина (обе в 1934) и др. Однако в эти годы в ряде пост. т-ра сказалось увлечение формалистич. экспериментаторством ("Ревизор", "Слуга двух господ" и Др.).

В 30-е гг. т-р стал лабораторией нац. драматургии. Во 2-й пол. 30-х гг. т-р достигает творч. зрелости. Освоение метода социалистич. реализма, опыта рус. театр. культуры, развитие передовых нац. традиций обусловили подъ„м актерского иск-ва. Значит, спектаклями этого периода были "Гамлет" (1935, нов. ред. 1939 и 1949) и "Отелло" (1941), гл. роли в к-рых играли А. Хидоятов и С. Ишантураева. Большое значение имели пост. узб. драматургии: "Честь и любовь" Яшена (1936), "Бай и батрак" Хамзы (1939), а также спектакли: "Любовь Яровая" (1937), "Егор Булычев и другие" (1939), "Человек с ружь„м" (1940).

В годы Великой Отечеств, войны т-ром пост. спектакли: "Олеко Дундич" Ржешевского и Каца, "Смерть оккупантам" Яшена, "Пол„т орла" Султанова, "Джа-лалетдин" Шейхзаде, "Муканна" Алимджана и др., в создании к-рых принимали участие крупнейшие сов. режиссеры С. М. Михоэлс и И. Н. Берсенев.

В послевоенные годы репертуар т-ра значительно расширился, возрос уровень актерского мастерства и режиссуры (в 1951-58 и 1960-65 гл. реж. т-ра был А. О. Гинзбург). Т-р создал ряд спектаклей, глубоких по содержанию, своеобразных и смелых по форме. Продолжая развивать близкие узб. иск-ву нар.-ге-роич. и романтич. традиции, т-р обращается к углубл„нному раскрытию социально-психологич. сущности персонажей. Наиболее значит, пост. 40-60-х гг.:

"Алишер Навои" Уйгуна и Султанова (1945, новая ред. 1948), "За тех, кто в море!" (1947); "Хамза" Яшена и Умари (новая ред. 1949), "Мещане" (1951), "Ревизор" (1952); "Ш„лковое сюзане" Каххара (1952), "Рассказ о Турции" и "Легенда о любви" Хикмета (1953), "Разбойники" (1955); "Дочь Ганга" по Тагору (1956), "Алжир, родина моя!" по Дибу (1957), "Путеводная звезда" Яшена (1958), "Юлий Цезарь" Шекспира, "Хуррият" Уйгуна (обе - 1958), "Люди с верой" Султанова (1960), "Мирза Улугбек" Шейхзаде (1961); "Топол„к мой в красной косынке" по Айтматову (1964), "Жизнь женщины" ("Украденная жизнь") Моримото Каору (1965), "Король Лир" (1966).

В составе т-ра (1967): нар. арт. СССР Ш. Бур-ханов, С. Ишантураева, Н. Рахпмов, А. Ходжаев; нар. арт. Узб. ССР С. Алимов, Я. Абдуллаева, Г. Агзамов, И. Болтаева, Ш. Каюмов, 3. Мухамеджа-нов, X. Латыпов, 3. Садрпева, Т. Султанова, С. Та-бибуллаев, 3. Хидоятова, К. Ходжаев, X. Ходжае-ва, М. Юсупов и др.

РЕПЕРТУАР ТЕАТРА

(в скобках указаны фамилии постановщиков)

1919. "Последние дни Андалузии" Ордубады (Уйгур), "Туркестанский лекарь" Уйгура (Уйгур), "Научный дом" Уйгура (Уйгур), "Бай и батрак" Хамзы (Уйгур), "Двенадцатичасовое правительство" Уйгура (Уйгур), "Хор-хор" Му-загайнй (Уйгур).

1920. "Жертвы тирании" Хамзы (Уйгур), "Халима" За-фари (Уйгур), "Истинная любовь" Фитрата (Уйгур), "Повстанцы Индии" Фитрата (Уйгур).

1921. "На войне" Гумерского (3. Сайд), "Один вид домашнего воспитания" Везирова (3. Сайд), "Муж л жена" Гаджибекова (3. Сайд), "Не та, так эта" У. Гаджибекова (3. Сайд), "Яркын-ой" Чулпана (Уйгур), "Кто виноват" ("Разруха") (3. Сайд), "Коварство и любовь" (Камал 1-й);

"Марал" Джавида (Уйгур).

1922. "Жизнь игрока" Дюканжа (Камал 1-й), "Або Муслим" Фитрата (Уйгур).

1923. "Шейх Санан" Джавида (Уйгур), "Разбойники" (Уйгур); "Сатана" Джавида (Уйгур), "Фархад и Ширин" Хуршида (Уйгур).

1924. "Лейли и Меджнун" Хуршида (Уйгур).

1925. "Скупой" (Канцель); "Семья преступника" Джа-кометти (Камал 1-й), "Абулфаиз-хан" Фитрата (Камал 1-й).

1926. "Яркын-ой" Чулпана (Камал 1-й), "Фархад и Ширин" Хуршида (Камал 1-й), "Ревизор" (Канцель); "Эхо" Билль-Белоцерковского (Канцель), "Сон на посту" (Свердлин), "Ещ„ раз женюсь" Чулпана (Свердлин), "Каторжник" Лисенко-Коныча (Камал 1-й).

1927. "Принцесса Турандот" Гоцци (Канцель, Симонов, Басов), "Шторм" Билль-Белоцерковского (Берковский и Тиханович), "Арслан" Фитрата (Уйгур), "Яркын-ой" Чулпана (Уйгур), "Халима" Зафари (Уйгур), "Слуга двух господ" (Тиханович).

1928. "Рост" Глебова (Тиханович), "Арслан" Фитрата (Уйгур), "Загмук" Глебова (Тиханович), "Кузнец Кова" Сами (Бабаджанов), "Худжум" Яна (Уйгур), "Кулак" Чулпана (Уйгур).

1929. "Приговор" Левитиной (Демерт), "Сигнал" Поливанова и Прозоровского (Рощин), "Бронепоезд 14-69" (Демерт); "Фархад и Ширин" Хуршида (Уйгур), "Мятеж" Фурманова и Поливанова (Алексеев), "Два коммуниста" Яшена (Уйгур).

1930. "Человек с портфелем" Файко (Алексеев), "Муть" Хусаинова (Уйгур), "Вредители хлопка" Исмаилова (Деви-шев), "Невеста огня" Джабарлы (Уйгур).

1931. "Рычи, Китай?" Третьякова (Фрид), "Овечий источник" (Девишев); "История заговорила" Сайда и Сафарова(Уй-гур и Бабаджанова), "Ор„л раздавлен" Фатхуллина (Уйгур), "Бомбей" Эс Хабиб Вэфа (Велижев).

1932. "Накануне" Ходжаева (Бабаджанов), "Ван Ши-бин" Фурманского и Радионова (Воронов), "Маска сорвана" Фатхуллина (Уйгур), "Тайный акт" Машраба (Низаметди-нов), "Сожж„м" Яшена (Уйгур).

1933. "Улица радости" Зархи (Воронов), "Независимость" Фатхуллина (Уйгур и Алимов), "Шадман" Анкабая (Бабаджанов).

1934. "Мой друг" Погодина (Витт), "Рустам" Исмаилова (Алимов), "Хозяйка гостиницы" (Абидов); "Разгром" Яшена (Бабаджанов), "Интервенция" Славина (Витт).

1935. "Гамлет" (Уйгур), "Ревизор" (Витт), "Женитьба" (Каюмов); "Шах-наме" Джанана (Уйгур), "Чудесный сплав" Киршона.

1936. "Дорога к счастью" Валидова (Ишантураева и Ка-риева), "Честь и любовь" Яшена (Витт), "Коварство и любовь" (Бабаджанов).

1937. "Большой день" Киршона (Илялов), "Пограничники" Билль-Белоцерковского (Чиркин), "Любовь Яровая" (Витт).

1938. "Гроза" (Витт); "Предатели" Фатхуллина (Уйгур), "Аваз" Хидоятова (Бабаджанов), "Тимур" Исмаил-заде (Илялов), "Родина" Мдивани (Табибуллаев и К. Ходжаев), "Измена" Юденич и Витта (Витт).

1939. "Пробуждение" Сафарова (Каюмов), "Егор Булычев и другие" (Илялов); "Бай и батрак" Хамзы (Бабаджанов), "Ташкент в кольце" Юденич и Витта (Витт), "Гамлет" (Чиркин и Уйгур).

1940. "Принцесс Турандот" Гоцци (Уйгур), "Молодое племя" Нуритдинова (Турдыев), "Бохадыр" Туйгуна (Витт), "Павел Греков" Ленча и Войтехова (Ладыгин), "Холисхон" Хамзы (Бабаджанов), "Человек с ружь„м" (Бабаджанов).

1941. "Отелло" (Ладыгин и Уйгур), "Тартюф" (Ладыгин);

"Профессор Мамлок" Вольфа (Ладыгин), "Друзья" Исмаил-заде (Бабаджанов), "Фронт" Соловь„ва (Бабаджанов).

1942. "Хамза" Яшена и Умари (Бабаджанов), "Олеко Дундич" Ржешевского и Каца (Каюмов), "Смерть оккупантам" Яшена (Уйгур), "Пол„т орла" Султанова (Берсенев и Турдыев).

1943. "Муканна" Алимджана (Михоэлс и Уйгур), "Мать" Уйгуна (Турдыев).

1944. "Овечий источник" (Каюмов); "Рискованная шутка" Уйгуна (Турдыев), "Бесприданница" (Амантов); "Джа-лалетдин" Шейхзаде (Уйгур).

1945. "Алишер Навои" Уйгуна и Султанова (Уйгур), "Маскарад" (Амантов).

1946. "Бранденбургские ворота" Светлова (Рубинштейн и Каюмов), "Мухаббат" Туйгуна (Турдыев).

1947."За тех, кто в море!" Лаврен„ва (Гинзбург), "Песня жизни" Уйгуна (Уйгур), "Русский вопрос" (Ладыгин), "Кремл„вские куранты" (Ладыгин).

1948. "Женитьба" (Каюмов); "Глубокие корни" Гоу и Д'Юссо (Ладыгин), "Слуга двух господ" (Ладыгин); "Бах-тияр" Туйгуна (Абидов), "Алишер Навои" (2 вар.).

1949. "Новбахор" Уйгуна (Абидов и Турдыев), "Честь семьи" Мухтарова (Уйгур и Ладыгин), "Московский характер" Софронова (Ладыгин), "Лекарь поневоле" Мольера (Абидов), "Гамлет" (Ладыгин и Уйгур), "Без вины виноватые" (Гинзбург); "Из искры" Дадиани (Ладыгин).

1950. "Генерал Рахимов" Яшена (Бабаджанов), "Незабываемый 1919-й" Вишневского (Ладыгин), "За окнами посольства" бр. Тур (Турдыев), "Проделки Скапена" (Т. Ходжаев);

"На Новой земле" Каххара (Бабаджанов).

1951. "Заря Востока" Сафарова (Бабаджанов), "Мещане" (Гинзбург); "Хикмат" Туйгуна (Т. Ходжаев), "Коварство и любовь" (Бабаджанов и Илялов), "Ромео и Джульетта" (Гинзбург).

1952. "Семья" Попова (Т. Ходжаев), "Ревизор" (Гинзбург); "Дорогой бессмертия" Брагина и Товстоногова (Т. Ходжаев), "Макар Дубрава" Корнейчука (Бабаджанов и Гинзбург), "Ш„лковое сюзане" Каххара (Гинзбург и Т. Ходжаев), "Васса Железнова" (Батыров), "Любовь Яровая" (Гинзбург и Уйгур).

1953. "Рассказ о Турции" Хикмета (Гинзбург), "Непрощаемые грехи" Уктамова (Турдыев), "Легенда о любви" Хикмета (Гинзбург и Уйгур), "Сердечные тайны" Рахманова (Т. Ходжаев).

1954. "Священная кровь" по Айбеку (Т. Ходжаев), "Пролитая чаша" Ван Ши-фу (А. Ходжаев), "Больные зубы" Каххара (Гинзбург).

1955. "Гроза" (Гинзбург); "Шамсикамар" Аблиева (Турдыев), "Разбойники" (Гинзбург); "Настоящая любовь" Якубова (Т. Ходжаев), "Последнее раскаяние" Уйгуна (Гинзбург).

1956. "Персональное дело" Штейна (Т. Ходжаев), "Холисхон" Хамзы (Магзумова), "Дочь Ганга" по Тагору (Гинзбург), "Забавный случай" .Гольдони (Т. Ходжаев), "Хаджи эфенди женится" Камала (Турдыев).

1957. "Алжир, родина моя!" по Дибу (Гинзбург), "Верность" Якубова (Магзумова и А. Ходжаев).

1958. "Путеводная звезда" Яшена (Т. Ходжаев), "Дядя Ваня" (Радун); "Хуррият" Уйгуна (Т. Ходжаев), "Юлий Цезарь" Шекспира.

1959. "Фуркат" Авезова и Т. Ходжаева (Т. Ходжаев), "Блудный сын" Раннета (Т. Ходжаев), "Дядя и племянники" Бабаджана (Турдыев).

1960. "Люди с верой" Султанова (Кабулов), "Хамза" Яшена и Умари (Бабаджанов, Гинзбург, Табибуллаев).

1961.' "Когда цветут яблони" Якубова(Кабулов), "Мирза Улугбек" Шейхзаде (Гинзбург), "Здравствуйте, зв„зды" ("Фауст и смерть") Левады (Кабулов), "Почта" Тагора (Гинзбург), "Сомнение" Уйгуна (Кабулов), "Честь" Шир-ванзаде (Шакиров).

1962. "Хозяин" Соболева (Кабулов), "Голос из гроба" Каххара (Гинзбург), "Ч„рные птицы" Погодина (Гинзбург), "Огонь" Гусейна (Кабулов).

1963. "Солнце за каждой тучей" Ф. Ходжаева (Кабулов), "Неизвестный" Султанова (Гинзбург и А. Ходжаев), "Оптимистическая трагедия" (Гинзбург); "Первая любовь" Ва-хида (Каюмов).

1964. "Кровавый мираж" Азимова (Гинзбург), "Опасный путь" Шукрулло (Каюмов), "Топол„к мой в красной косынке" по Айтматову (Т. Ходжаев).

1965. "Я вижу зв„зды" Азимова (Гинзбург и А. Ходжаев), "Убийца" Уйгуна (Т. Ходжаев), "Украденная жизнь" Моримото Каору (Т. Ходжаев).

1966. "Король Лир" (Ладыгин). Лит.: Уварова Г., Узбекский драматический театр. М., 1959; ОлидорО., В борьбе за сценический реализм,

М., 1957; Гос. ордена Ленина академич. узбекский театр драмы им. Хамзы, Таш., 1957; Фельдман Я., Характер народа и сценические образы, Таш., 1961; Рахманов М., Хамза и узбекский театр. Таш., 1960; Узбекский советский театр. под ред. А. М. Рыбника, кн. 1, Таш., 1 1966. А. Р., М. Рах.

УЗБЕКСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА ИМЕНИ АЛИШ‚РА НАВОЙ (Узбекский государственный ордена Трудового Красного Знамени академический театр оперы п балета им. А. Навои) - ведущий муз. т-р Узб. ССР. Т-р стал тюнером в области овладения европ. муз. культурой и приобщения узб. народа к европ. музыке. Начало т-ру положила узб. концертно-этнографич. труппа под рук. М. Кари-Якубова (1926, в составе труппы: Тамара Ханум, Уста Алим Камилов и др.), преобразованная в 1929 в муз.-экспериментальный ансамбль и в том же году - в Гос. узб. муз.-драм. т-р Наркомпроса Узб. ССР. В составе т-ра были: X. На-сырева, Л. Сарымсакова, Б. Мирзаев и др.; реж. 3. Кабулов, затем М. Мухамедов; зав. муз. частью Т. Джалилов. К работе т-ра были привлечены композиторы-В. А. Успенский, Н. Н. Миронов, позднее Т. Са-дыков, Г. А. Мушель и драматурги-К. Яшен, Ш. Хур-шид, С. Абдулла и др. Первый спектакль - "Хали-ма" Зафари. Т-р ставил муз.-драматич. спектакли па совр. тематику: "Товарищи" Яшена (1930), "Из некрыт (1931) и "Кому" (1932) Кадыри, "8 марта" Мухамедова (1932), "Ичкарида" (1933) и "Гюльсара" (1935) Яшена и Мухамедова, "Шторм" Абдуллы (1934) (все с муз. Джалилова, последний с муз. Джали-лова и Рахимова), "Худжум" Яна и Чулпана (1935) с муз. Садыкова и др. Популярными стали инсценировки поэм А. Навои, созданные Хуршидом,- "Фар-хад и Ширин" (1933; в 1936 и 1937 в муз. ред. Успенского, Мушеля, Цвейфеля) и "Лейли и Меджнун" (1933) с муз. Садыкова. В 1933 впервые сделана попытка пост. нац. балета-"Пахта" ("Хлопок") Рославца. В 1930 т-р принял участие в 1-й Всесоюзной олимпиаде т-ров народов СССР, в 1937 - в декаде узб. лпт-ры и иск-ва в Москве.

В 1938 в т-ре была пост. казах, опера "Ер Таргын" Брусиловского, в 1939 - азерб. опера "Нергиз" Ма-гомаева и первая узб. опера "Буран" Ашрафи и Василенко. В 1939 т-р был реорганизован в Т-р оперы п балета (с 1948 им. Навои).

В 1940 на сцене т-ра были пост. балет "Гуляндом" Брусиловского и опера "Лейли и Меджнун" Глиэра и Садыкова. В 1941 пост. "Великий канал" Ашрафи и Василенко. В годы Великой Отечеств, войны (1941- 1945) коллектив т-ра пост. ряд патриотич. муз.-драм. произведений. Это муз. драмы о военных и трудовых подвигах узбеков - "Даврон ата" Яшена и Абдуллы с муз. Садыкова и Козловского, "Меч Узбекистана" Погодина, Алимджана, Абдуллы, Уйгуна с муз. Садыкова, Джалилова, Бурханова, Клумова, Вайн-берга, Хасанова и "Шерали" Гуляма, Халила с муз. Ашрафи, Василенко, Козловского; оперы о героич. прошлом узб. народа - "Улугбек" Козловского и "Махмуд Тораби" Чишко; балет на легендарную тему "Акбиляк" Василенко. В 1944 т-р впервые обращается к классич. произв., осуществив пост. оперы "Кармен". В 1945 был пост. балет "Бахчисарайский фонтан".

В 1948 коллектив т-ра переш„л в новое здание (арх. Щусев) и был объедин„н с рус. оперным т-ром под рук. композитора М. Ашрафи, реж. Э. И. Юнгваль-да-Хилькевича; худ. В. А. Рыфтин. В т-ре на узб. яз. пост.: "Пиковая дама" (1947), "Евгений Онегин" (1948); "Гюльсара" Глиэра и Садыкова (1948), пост. балеты - "Коппелия" (1947), "Дон Кихот" (1948), "Красный мак" (1949); "Балерина" Мушеля (1949).

В 50-е и 60-е гг. т-р возобновил ряд старых опер и балетов и пост. новые оперы - "К„р-оглы" Гаджибе-кова (1950), "Алмаст" Спендиарова (1953), "У под-ножья Саян" Ряузова (1953), "Искатели жемчуга" (1956); узб. оперы - "Тахир и Зухра" Джалилова и Бровцына (1955), "Фархад и Ширин" Успенского и Мушеля (1957), "Дилярам" Ашрафи (1958), "Зейнаб и Аман" Садьищва, Зейдмана, Раджаби, Закирова (1958), "Проделки Майсары" Юдакова (1959), "Хам-за" С. Бабаева (1961), "Сердце поэта" Ашрафи (1962), "Песни Хорезма" Юсупова (1964); балеты - "Лебединое озеро" (1950), "Медный всадник" (1950); "Юность" Чулаки (1951), "Спящая красавица" (1953); "Шурале" Яруллина (1956), "Маскарад"'Л апутина (1958) и др.; узб. балеты - "Акбиляк" Василенко (1951), "Ойниса" Гиенко, Закирова (1957),"Мечта" Акбарова (1959),"Каш-мирская легенда" Мушеля (1961), "Человек, который сме„тся" Зейдмана (1962), "Семург" Бровцына (1964).

Узб. солисты т-ра с успехом выступают в пост. рус. коллектива т-ра. Т-р выезжает на гастроли по Узбекистану; неоднократно показывал свои спектакли за пределами республики. Отдельные солисты оперы и балета (X. Насырова, Г. Измайлова, Г. Маваева, М. Тургунбаева, К. Юсупова, Б. Карцева и др.) выступали за рубежом.

В т-ре в разное время работали: композитор и дириж„р М. Ашрафи; дириж„ры - Г. А. Дониях, С. Г. Чареков, Н. Б. Грубин; режиссеры - 3. Кабулов, Таджи Зода, Э. И. Юнгвальд-Хилькевпч, Э. И. Каплан. С. М. Михоэлс, Ф. А. Ковал„в; художники - Ш. Шорахимов, В. А. Афанасьев, М. А. Гвоздиков, В. А. Рыфтин; балетмейстеры - Уста Алим Камилов, Тамара Ханум. М. Тургунбаева. А. Р. Томский, И. И. Арбатов, В. Н. Губская, Е. Н. Барановский, П. К. Иоркин, Т. Г. Литвинова и мн. др.

В труппе т-ра (1966): дириж„ры - нар. арт. Узб. ССР Б. Иноятов, Ф. Шамсутдинов, засл. арт. Узб. ССР А. Абдукаюмов, засл. деят. иск-в Узб. ССР Н. А. Гольдман; режиссеры - нар. арт. Узб. ССР М. Мухамедов; реж. Г. С. Миллер, М. Миралимбаева; художники - нар. худ. Узб. ССР М. Мусаев, худ. М. Юлдашев, Т. Шорахимов; балетмейстеры - засл. арт. Узб. ССР А. Кузнецов; балетм. И. Юсупов; солисты оперы - нар. арт. СССР С. Кабулова, X. Насырова, нар. арт. Узб. ССР К. Б. Давыдова, К. Закиров, Н. Хашимов, С. Ярашев, Д. Низамход-жаев, засл. арт. Узб. ССР А. Азимов, С. Вахидов, М. Д. Давыдов; солисты балета - нар. арт. СССР Г. Измайлова, нар. арт. Узб. ССР Г. Маваева, Б. Кариева, К. Юсупова, засл. арт. Узб. ССР Р. Султанов, В. Проскурина, Р. Тангуриев, X. Камилова и др.

РЕПЕРТУАР ТЕАТРА

(в скобках указаны фамилии постановщиков)

1929. "Халима" Зафари (Уйгур, Кабулов), "Аршин мал алан" Гаджибекова (Эйхенвальд), "Ризаворчи" Гамар-линского (Кабулов, Мухамедов), "Товарищи" Чулпана (Джурабаев).

1930. "Товарищи" Яшена, муз. Джалилова (Мухамедов).

1931. "Из искры" Кадыри, муз. Джалилова и Четверта-кова (Дымов).

1932/ "Кому" Кадыри, муз. Джалилова (Мухамедов), "8 марта" Мухамедова, муз. Джалилова (Кабулов).

1933. "Ичкарида" Яшена, Мухамедова, муз. Джалилова (Кабулов), "Фархад и Ширин" Хуршида, муз. народная (Кабулов), "Лейли и Меджнун" Хуршида, муз. Садыкова (Мухамедов), "Пахта" Рославца (Бек).

1934. "Шторм" Абдуллы, муз. Джалилова и Рахимова (Кабулов).

1935. "Худжум" Яна и, Чулпана, муз. Садыкова (Таджи Зада), "Гюльсара" Яшена и Мухамедова, муз. Джалилова (Таджи Зада).

1936. "Фархад и Ширин" Хуршида, муз. народная, обработка Успенского (Юнгвальд-Хилькевич).

1937. "Фархад и Ширин" Хуршида, муз. Успенского, Мушеля, Цвейфеля (Юнгвальд-Хилькевич), "Гюльсара" Яшена и Мухамедова, муз. Джалилова, обработка Глиэра (Мухамедов, М. Кариева), "Аршин мал алан" Гаджибекова (Ковалев).

1938. "Ер Таргын" Брусиловского (Юнгвальд-Хилькевич).

1939. "Нергиз" Магомаева (Юнгвальд-Хилькевич), "Буран" Ашрафи и Василенко (Юнгвальд-Хилькевич), "Шахида" Таля (Томский, Тургунбаева, Уста Алим Камилов).

1940. "Лейли и Меджнун" Глиэра и Садыкова (Мухамедов), "Сердце гор" Баланчивадзе (Барановский), "Гуляндом" Брусиловского (Арбатов), "Аист„нок" Клебанова (Губская, Егоров).

1941. "Великий канал" Ашрафи н Василенко (Мухамедов), "Даврон ата" Яшена и Абдуллы, муз. Садыкова и Козловского (Мухамедов).

1942. "Улугбек" Козловского (Каплан, Михоэлс), "Шерали" Гуляма и Халила, муз. Ашрафи, Василенко, Козловского (Мухамедов), "Меч Узбекистана" Погодина, Алим-джана, Абдуллы, Уйгуна, муз. Садыкова, Джалилова, Бурханова, Клумова, Вайнберга, Хасанова (Мухамедов).

1943. "Акбиляк" Василенко (Лопухов).

1944. "Кармен" (Юнгвальд-Хилькевич); "Махмуд Тора-би" Чишко (Мухамедов).

1945. "Бахчисарайский фонтан" (Иоркин).

1946. "Гуляндом" Брусиловского (Барановский), "Акбиляк" Василенко (Барановский).

1947. "Пиковая дама" (Юнгвальд-Хилькевич); "Долина счастья" Василенко и Ашрафи (Юнгвальд-Хилькевич), "Коп-пелия" (Иоркин).

1948. "Евгений Онегин" (Юнгвальд-Хилькевич); "Дон Кихот" Минкуса (Иоркин), "Тахир и Зухра" Джалилова и Бровцына (Юнгвальд-Хилькевич), "Гюльсара" Глиэра и Садыкова (Мухамедов).

1949. "Балерина" Мушеля (Иоркин, Тургунбаева), "Красный мак" (Иоркин).

1950. "К„р-оглы" Гаджибекова (Мухамедов), "Буран" Ашрафи и Василенко (Мухамедов), "Лебединое озеро" (Иоркин); "Гуляндом" Брусиловского (Барановский), "Медный всадник" (Смирнов).

1951. "Акбиляк" Василенко (Иоркин), "Юность" Чула-ки (Литвинова).

1952. "Балерина" Мушеля (Барановский, Литвинова), "Эсмеральда" (Литвинова).

1953. "Великий канал" Ашрафи и Василенко (Каплан, Смирнова), "Алмаст" Спендиарова (Мухамедов), "У подно-жья Саян" Ряузова (Мухамедов), "Берег счастья" Спадавеккиа (Губская), "Спящая красавица" (Губская).

1954. "Лейли и Меджнун" Глиэра и Садыкова (Мухамедов), "Доктор Айболит" Морозова (Собко, Завьялов).

1955. "Тахир и Зухра" Джалилова и Бровцына (Юнгвальд-Хилькевич), "Семь красавиц" Караев (Давиташвили), "Аленький цветочек" Корчмар„ва (Собо).

1956. "Искатели жемчуга" Бизе (Навроцкий), "Шурале" Яруллина (Литвинова), "Лебединое озеро" (Завьялов).

1957. "Фархад и Ширин" Успенского и Мушеля (Мира-лимбаева), "Жизель" (Засс); "Ойниса" Гиенко и Закирова (Литвинова).

1958. "Дилярам" Ашрафи (Юнгвальд-Хилькевич), "Зей-наб и Аман" Садыкова, Зейдмана, Раджаби, Закирова (Мухамедов), "Маскарад" Лапутина (Смирнов).

1959. "Проделки Майсары" Юдакова (Канделаки), "Мечта" Акбарова (Измайлова, Завьялов), "Лебединое озеро" (Сатуновский).

1960. "Лейли и Меджнун" Глиэра и Садыкова (Мухамедов), "Шопениана" (Каминская), "Дон Кихот" Минкуса (Сатуновский), "Петя и Волк" на муз. Прокофьева (Завьялов), "Шехеразада" на муз. Римского-Корсанова, "Штрау-сияна"; "Болеро" на муз. Равеля (Измайлова), "Золотой ключик" Зейдмана (Литвинова).

1961. "Хамза" Бабаева (Мухамедов, Сатуновский), "Бахчисарайский фонтан" (Сатуновский); "Кашмирская легенда" Мушеля (Измайлова).

1962. "Сердце поэта" Ашрафи (Миллер, Азимов), "Человек, который сме„тся" Зейдмана (Сатуновский).

1963. "Гюльсара" Глиэра и Садыкова (Мухамедов), "Тропою грома" Караева (Юсупов).

1964. "Песни Хорезма" Юсупова (Миллер), "Дон Жуан" Фейгина (Кузнецов), "Семург" Бровцына (Юсупов).

1965. "Франческа да Римини" на муз. Чайковского (Му-минов), "Тени" Минкуса (Кузнецов).

Лит.: Соколов Н., Театр оперы и балета в Ташкенте, М., 1949; Пеккер Я., Узбекская опера, М., 1963. ?. Д,

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница