Наши партнеры

Выгодная аренда https://www.rexrent.ru/city/arenda-avto-v-barnaule-bez-voditelya/ в компании РексРент.
сценический театр

Театральная энциклопедия
(страница 435)


ТУР (фр. tour - поворот, кругооборот, от лат. torno - круглю) - в хореографическом искусстве полный (или частичный) оборот танцовщика или танцовщицы в какой-либо танц. позе; телу прида„тся вращательное движение (или поворотный толчок). Частичные повороты могут выполняться на 1 (unquart du tour), 2 (demitour) и на 3/ (trius quart du tour). T. исполняются как на полу (a terre; tour lent, tour chaines), так и в воздухе (tour en l'air). Л. И.

ТУРАЛЫСОВ, Георгий Михайлович [р. 9(22).IV. 1903] - якутский сов. театр. художник. Засл. деят. пск-в РСФСР (1957) и нар. художник ЯАССР (1946). Чл. Коммунистич. партии с 1956. Основоположник якут. декорац. иск-ва. В 1929 окончил ВХУТЕИН (театр.-декорац. отд.). Работал художником в Вилюй-ском народном доме (1922-24). С 1929 - режиссер и художник, с 1930 - гл. художник Якутского т-ра (ныне Муз.-драм. т-р им. П. А. Ойунского). Т.- первый проф. театр. художник Якутии. В 30-40-е гг. большое место в своих работах уделял пейзажу, придавая ему эмоциональность, поэтичность. Особенно удачны его картины суровой северной природы. С 50-х гг. в работах Т. живопись сочетается с объ„мными декорациями, с тщательной разработкой планировки сцены.

Оформил спектакли: "Братья" Ефремова (1936, 1949);

"Ньюргун Боотур" - муз.драма Сивцева (1940) и опера Жир-нова и Литинского (1945, 1948, 1957), "Манчары" Протодья-конова (1942 и 1948), "Под майским небом" Гоголева (1963), "Любовь Яровая" (1942), "Человек с ружь„м" (1947), "Недоросль" (1935), "Ревизор" (1938), "Коварство и любовь" (1952), "Отелло" (1955), "Снегурочка" (1964), "Лебединое озеро" (1961) и др.

Лит.: Якутский государственный муз.-драм. театр им. П. А. Ойунского, Якутск, 1957; Каталог выставки, Якутск, 1953; СметанинТ., Художник Г. М. Туралысов, Якутск, 1959. ' М.Лифш.

ТУРГЕНЕВ, ИванСергеевич[28.Х(9.Х1).1818, Ор„л,- 22.VIII(3.IX).1883, Буживаль, Франция]-рус. писатель. Окончил философский ф-т Петерб. ун-та (словесное отделение). В начале своего творч. пути Т. находился под влиянием романтизма; его первый лит. опыт - дра-матич. поэма в стихах "Сте-но" (1834)-подражание "Ма-нфреду" Байрона. В 40-е гг., в результате сближения с В. Г. Белинским и редакцией журн. "Современник", Т. становится продолжателем гоголевских традиций крп-тич. реализма, писателем "натуральной школы". В своих статьях и рецензиях (на драму "Смерть Ляпунова" Гедеонова и трагедию "Генерал-по-ручпк Паткуль" Кукольника,

1846) Т. критиковал господствовавшую ходульную драматургию официозно-реакц. направления, призывал к созданию самобытных драм. произв., к-рые правдиво отражали бы рус. действительность. В 1843 Т. написал драм. очерк "Неосторожность", в к-ром метко пародировал эпигонскую псевдоромантпч. драматургию. Первой оригинальной реалистич, комедией Т. была пьеса "Безденежье" (1845, пост. 1852, Александрин-скпй т-р; спектакль был показан только два раза). В ней дана картина петерб. нравов; по своей критич. направленности п сюжетным мотивам она перекликается с "Ревизором". Связь с гоголевским направлением наиболее ярко проявилась в т. н. социально-бытовых психологич. комедиях "Нахлебник" (1848) и "Холостяк" (1849). В основе их - гуманистич. тема маленького человека, протестующего против угнетения личности, сохраняющего сво„ достоинство. Стремление к глубокому психологич. раскрытию характеров персонажей, изображению социальной среды, определяющей эти характеры, отличают бытовые жанровые сцены в пьесах Т. Правдивое воспроизведение быта в сочетании с поэтич. лиризмом и психологически тонкой разработкой характера стало впоследствии осн. особенностью драматур-гич. стиля Т. Комедия "Нахлебник", воспринятая реакц. критикой как пьеса, направленная против русских дворян, была запрещена цензурой. Показанная впервые в 1849 в домашнем спектакле у М. С.Щепкина (для к-рого Т. написал роль Кузовкин, а также роль Мошкина в "Холостяке"), она была пост. в т-ре лишь в 1862 (Малый т-р на сцене Большого т-ра, бенефис Щепкина; Александрийский т-р, в репертуаре не удержалась, вновь пост. в 1889). Комедия "Холостяк" пост. в 1849 *в Александрийском, в 1850 в Малом т-рах (Мошкина играл М. С. Щепкин; в 1859 в той же роли с огромным успехом выступил в Александрийском т-ре А. Е. Мартынов). В обличительной сатирич. комедии "Завтрак у предводителя" (1849) Т. рисует быт помещиков-крепостников, осмеивает ограниченность, некультурность, своекорыстие дворянского об-ва. Пост. в 1849 в Александрийском т-ре в бенефис П. А. Каратыгина, пьеса была затем запрещена цензурой. Драм. произв. Т. не пользовались широким признанием публики и критики, не понимавшими новаторской сущности драматургии Т. Его пьесы требовали новых средств сценич. выразительности, к-рые ещ„ не были найдены т-рами. Неудачи постановок и гонения цензуры побудили автора впоследствии прекратить драматур-гич. деятельность (1852).

Оригинальность, новаторство драматургии Т. наиболее ярко проявились в его лирико-психологпч. комедиях "Где тонко, там п рв„тся" (1847) и "Месяц в деревне" (1850). "Без преувеличения скажу...,-писал о первой его пьесе Н. А. Некрасов,- что вещицы более грациозной и художественной в русской нынешней литературе вряд ли отыскать" (Полн. собр. соч. и писем, т. 10, 1952, с. 114). Драм. конфликт этой пьесы, развивающийся на фоне обыденной усадебной жизни, представлен в виде своеобразного пси-хологич. поединка персонажей, построенного на остроумном, живом, богатом по подтексту диалоге. Образ Горского выражает черты будущего рефлектирующего героя Т.- дворянина-интеллигента, лиш„нного твердых убеждений, неспособного к решительным поступкам. Пост. в 1851 в Александрийском т-ре с цензурными сокращениями, пьеса эта успеха не имела и после 3-го представления была снята с репертуара. В 1912 пьеса "Где тонко, там и рв„тся" была пост. в МХТ (Горский - Качалов, Вера - Гзовская). Глубина психологич. анализа, поэтичность, тонкость нюансов отличают пьесу Т. "Месяц в деревне" (1850, первонач. назв. "Студент"; пьеса была запрещена цензурой). Основное содержание пьесы составляет тема социального неравенства: автор раскрывает психологию персонажей, принадлежащих к разным социальным классам. Вялости чувств, рефлексии, бездеятельности, безволию дворянина Ракитина противопоставлены в этой пьесе душевное здоровье, сила, цельность, молодой задор разночинца-демократа Беляева. Представителем де-мократич. лагеря является и врач Шпигельский. В пьесе звучит также тема любви, показанная автором в разл. аспектах - лирпко-драматпч. (Наталья Петровна - Ракптин, Верочка - Беляев), комическом (Шпигельскпй - Лизавета Богдановна). В комедии "Месяц в деревне" отч„тливо сказались особенности драматургии Т., делающие е„ предшественницей драматургии А. П. Чехова: простота и ясность сюжета сочетаются в ней с насыщенностью внутр. психологпч. действия, характеры героев раскрываются препм. в переживаниях, диалогах, словесных поединках, в под- текстах, паузах, нам„ках, недомолвках. Опубликован-* ная в первой запрещ„нной для сцены редакции лишь в 1869, пьеса с купюрами была впервые пост. в 1872 в Малом т-ре (бенефис Е. Н. Васильевой, исполнившей роль Натальи Петровны), а в 1879 - в Александрийском т-ре (бенефис М. Г. Савиной). Роли Верочки, а затем Натальи Петровны стали лучшими работами М. Г. Савиной. Наиболее глубокую и верную интерпретацию эта пьеса получила в спектакле МХТ в 1909 (реж. Станиславский и Москвин, Наталья Петровна - Книппер-Чехова, Ракитин - Станиславский).

Последние две одноактные комедии Т.- "Провинциалка" (1850, пост. 1851, Малый т-р, бенефис Щепкина, игравшего роль Ступендьева, в том же году в Александрийском т-ре, Ступендьев - Мартынов;

1912, МХТ, Любин - Станиславский) и "Вечер в Сорренто" (1852, пост. 1885, Александрийский т-р, бенефис Савиной). Сцена "Разговор на большой дороге" (1850), посв. П. М. Садовскому, предназначена для чтения с эстрады. Драматургия Т. характеризуется прогрессивными обличительно-критич., гуманистич. тенденциями, острым чувством современности, высокими художеств. достоинствами. Пьесы Т. имеют большую сценич. историю, ставятся также и за рубежом.

В конце 60-х гг. Т. написал на франц. яз. четыре либретто оперетт на муз. П. Виардо ("Слишком много ж„н", "Последний колдун", "Людоед", "Зеркало"). Т. выступал также как критик (рецензии на переводы драмы Шиллера "Вильгельм Телль", 1843, трагедии Г„те "Фауст", 1844, на комедию Островского "Бедная невеста", 1851, позднее "Речь о Шекспире", 1864, и др.). На сценах т-ров широко идут инсценировки романов Т. ("Дворянское гнездо" и др.).

Соч.: Собр. соч., т. 9 - Сцены и комедии, М., 1962;

Полн. собр. соч. и писем, т. 2, 3, М.-Л., 1961-62; Литературное наследство, т. 73, кн. 1, М., 1964.

Лит.: Гроссман Л., Театр Тургенева, П., 1924;

Тургенев и театр. М., 1953; Драматургия Тургенева, в кн.:

Петрове. М.,И. С.Тургенев, М., 1961; Станиславский К. С., Моя жизнь в искусстве, Собр. соч., т. 1, М., 1954, с. 326-32; Литературное наследство, т. 73, кн. 1, М., 1964, с. 69-258. Я. 3.

ТУРГУНБАЕВА, Мукаррам [р. 30.IV(13.V).1913]- узб.сов. артистка балета, балетмейстер. Нар. арт. СССР (1959). Чл. Коммунистич. партии с 1953. Деп. Верх. Совета Узб. ССР 3-5-го созывов. Одна из выдающихся исполнительниц узб. нар. и совр. танцев. Творч. деятельность начала в 1929 в первом узб. муз.-драм. т-ре. Танц. иск-ву училась у Ю. К. Шакирджанова, У. А. Камилова, Тамары Ханум. . Одна из создательниц первого узб. балета "Шахида" Таля (1939). Т. исполнила заглавные партии в нац. балетах "Гуляндом" Брусилов-ского (1940), "Акбиляк" Василенко (1943) и др. Основываясь на нар. танц. традициях, Т. стремилась приблизить национальный танец к современности. В 1954 организовала женский хореографич. ансамбль "Ба-хор", к-рый затем был преобразован в Гос. ансамбль танца Узб. ССР (1963). Среди лучших танц. композиций, созданных Т.: сольные - "Ожидание", "Смелая девушка", "Хлопок" и др.; массовые - "Андижанская полька", "Уйгурский", "Большая игра", "Наман-ганские яблочки" и др.

В 1934-41 преподавала в Балетном уч-ще в Ташкенте, в 1945-57 - в Узб. хореографич. уч-ще. Гос. пр. СССР (1946. 1951). Л. Ав.

ТУРДЫЕВ, Амин (р. 10.VI.1910) - узб. сов. актер и режиссер. Нар. арт. Узб. ССР (1956). Чл. Коммунистич. партии с 1942. Участвовал в театр. самодеятельности. В 1929 принят в Рабочий передвижной т-р, в 1931 - в Т-р им. Хамзы. Затем работал как актер и режиссер в Самаркандском и Наманганском т-рах. С 1937 - снова в Т-ре им. Хамзы. Т.- характерный, разноплановый актер.

Роли: Шадрин ("Человек с ружь„м"), Макар Дубрава (о. п. Корнейчука), Прохор Храпов ("Васса Железнова"), Турахан-бай ("Путеводная звезда" Яшена), Заргаров ("Больные зубы" Каххара), Линьков ("Хозяин" Соболева), Кассий ("Юлий Цезарь" Шекспира), Вожак ("Оптимистическая трагедия"),

Пост. в Т-ре им. Хамзы: "Мать" Уйгуна (1943), "Пол„т орла" Султанова (1942, совм. с И. Н. Берсеневым), "Новбахор" Уйгуна (1949, совм. с Д. Абидовым), "Шамсикамар" Аблиева (1955), "Рискованная шутка" Уйгуна (1944), "Дядя и племянник" Бабаджана (1959) и др.

Ставил спектакли в обл. т-рах, с 1963-гл. режиссер ТЮЗа им. Ахунбабаева. Снимается в кино. Вед„т лит. работу. Я. Ф.

ТУРЕЛЬ (Tourel, анаграмма фам. Э л ь - Т у р, El-Tour), Дженни (р. 22.VI.1910) - канадская артистка оперы (меццо-сопрано), франко-русского происхождения. Ученица рус. певицы А. Эль-Тур. В 1933 дебютировала в партии Кармен на сцене "Опера комик" (Париж), была солисткой этого т-ра до 1940. В 1941 переехала в США. В 1944 с успехом выступила на сцене т-ра "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк). После окончания 2-й мировой войны гастролировала в Англии, Франции, Италии, Голландии. Участвовала в премьере оперы Стравинского "Карьера мота" (Венеция, 1951). С 1950-х гг. выступает как концертная певица. Голос Т. отличается обширным диапазоном, ровностью и пластичностью звука, красивой, бархатной окраской. Одна из лучших совр. исполнительниц вок. лирики Чайковского.

Партии: Розина; Миньон (о. п. Тома), Кармен; Адаль-жиза ("Норма" Беллини), Шарлотта ("Вертер" Массне) и др.

Вс. Т.

ТУРЕНКЙВ, Алексей Евламппевпч [ 9 (21). I.I 886 - 27. IX. 1*958] - белорус. сов. композитор, педагог, муз.-обществ, деятель. Засл. деятель иск-в БССР (1939). Был депутатом Верх. Совета БССР 1-го созыва. Учился в Петерб. консерватории (1911-14, класс композиции А. К. Лядова и Н. А. Соколова). Автор опер "Цветок счастья" (1940, Белорус. т-р оперы и балета,. Минск), "Ясный рассвет" (1958, 1963, там же) и др.,. балета "Лесная сказка" (соч. 1952); музыки к драм. спектаклям и фильмам. Произв. Т. созданы на основе белорус. нар. песенности. В 1919-34 в„л педа-гогич. работу в Могил„ве п Гомеле. А. Ив., Б. См.

ТУРЕЦКИЙ БОЛЬШОЙ ТЕАТР - один из ведущих гос. т-ров Турции. Осн. в 1945 в Анкаре. Состоит из оперной и драматич. трупп. См. Турецкий театр и драматургия.

ТУРЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГОРОДСКОЙ ТЕАТР. Осн. в 1914 в Стамбуле. Первоначально наз. "Дарюльбедайи Османи" ("Османский храм иск-ва"), с 1931 получил новое наименование - Городской т-р (см. Турецкий театр и драматургия).

ТУРЕЦКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Наиболее древние виды театр. иск-ва Турции - кукольный и теневой т-ры (караг„з), площадные игровые представления ("орта оюну") и выступления рассказчиков-импровизаторов (меддахов). Эти формы нар. творчества положили начало развитию совр. тур. т-ра.

Проникновение европ. т-ра в Турцию началось с конца 18 в. Реформы периода Танзимата (40-70-е гг. 19 в.) в области просвещения и культуры способствовали развитию театр. иск-ва. На гастроли в Стамбул и др. города Турции начали приезжать европ. проф. театр. труппы. Постоянными посетителями спектаклей, как правило, были представители немусульманских народов многонациональной Османской империи: армяне, греки и др. Любители-армяне организовали первые театр. труппы Турции, способствовавшие созданию тур. проф. т-ра. В сер. 50-х гг. 19 в. Наум Эфенди построил в одном из стамбульских кварталов (Галатасарае) первое театр. помещение - "Наум тиятросу", предназначавшееся вначале для гастролей европ. театр. трупп. С 1860 в "Наум тиятросу" ставились спектакли на арм. яз., исполнителями к-рых были выпускники театр. школ. Приток зрителей турок в "Наум тиятросу" увеличился после того, как в программах начали печатать содержание спектаклей на тур. яз. Важным этапом в истории театр. иск-ва Турции явилось создание в Стамбуле арм. т-ра "Гедик-паша" (1869), на сцене к-рого регулярно ставились и спектакли на тур. яз. Театр "Гедик-паша" возглавил Гюллю Акоп (Вардовян) -актер, режиссер и переводчик, объединивший вокруг т-ра прогрессивных тур. литераторов и общественных деятелей: Му-стафа Фазыл-пяша, Реджаизаде Экрем, Али-бей, На-мык Кемалъ и др. На сцене т-ра ставились пьесы Намы-ка Кемаля, Шемседдина Сами, Эбуззия Тевфика и Ахмеда Мидхата, направленные против деспо-тич. феодально-мусульманских устоев. В репертуар т-ра включались также произведения Шекспира, Шиллера, Мольера, Гюго и др.Наряду с армянами и греками в т-ре выступали турки (Ахмет Фехим, Ахмет Неджип, Хамит и др.), мн. из к-рых раньше принимали участие в представлении "орта оюну". Женские роли исполняли греч. и арм. актрисы, т. к. религия запрещала тур.- женщинам выступать в т-ре.

Установление в Турции реакц.-деспотич. режима в период правления султана Абдул-Хамида II (1876 - 1909) затормозило развитие тур. т-ра. В 1882 т-р "Гедик-паша" был закрыт, а здание - разрушено. В эти годы были предприняты попытки организации т-ра в провинции. Ахмет Вефик-паша, меценат и переводчик пьес Мольера, создал т-р в г. Бурса, где в 1882-85 он был губернатором. В труппу вошли актеры "Гедик-паша". Т-р просуществовал более 3 лет. Однако усилия меценатов и общественности не смогли предотвратить общий процесс упадка Т. т. и д. Театр. труппы ставили адаптированные легковесные комедии и мелодрамы.

Популярностью пользовалась труппа М. Минакья-на, в составе к-рой были арм. и тур. (Фехим, Алексьян Эфенди и др.) актеры.

Большое значение для последующего развития тур. театр. иск-ва на рубеже 19 и 20 вв. имела деятельность т-ра "Тулуат" ("Театр импровизации"), к-рый возглавил антрепрен„р и актер Абдурреззак Эфенди. Позднее были созданы труппы, к-рыми руководили актеры Шевки, Кель Хасан и др. В этих т-рах работали тур. актеры: Нашит, Мукбиль Салих Саит, Мехмет Али Эфенди и популярные комики Али Риза и Дюмбюллю Исмаил.

Младотурецкая бурж. революция 1908, восстановившая режим конституционной монархии, вызвала нек-рое оживление в театр. жизни Турции. Прогрессивная интеллигенция стремилась объединить актерские силы и создать постоянный нац. т-р. В любительском т-ре Реза Руги, ставившем классич. зап.-европ. драматургию, впервые в Турции был пост. "Гамлет" (1913), заглавную роль исполнял один из лучших тур. актеров Мухсин Эртугрул. В репертуар любительских и полупроф. т-ров включались пьесы тур. писателей 2-й пол. 19 в.- Намыка Кемаля, Ахмеда Мидхата, Абдулхака Хамида, а также пьесы совр. драматургов - Дженаба Шахабеддина, Халида Зип, Ака Гюндюза, Решада Нури Гюнтекина, Халида Фах-ри, Юсуфа Зии. В 1914 муниципалитет Стамбула открыл консерваторию, получившую назв. "Дарюль-бедайи Османи" ("Османский храм иск-ва"). Среди учащихся школы-студии, созданной при консерватории, были первые актрисы-турчанки Афифе, Бехпре, Мемдуха, Бейза, Рефика (позднее из-за преследования реакционеров они были вынуждены оставить сцену).

Отсутствие средств и поддержки правительства мешало созданию нац. т-ра. Театр. об-ва и полупроф. т-ры, проработав один сезон, распадались.

В 1916 спектаклем "Чюрюк темель" ("Гнилой фундамент") Хюсейна Суата в здании стамбульского т-ра "Тепебаши" выпускники студии "Дарюльбедайи Османи" открыли первый нац. тур. т-р. Этот т-р получал дотацию от муниципалитета. Однако просуществовал недолго: после капитуляции Турции в 1918 и оккупации Стамбула войсками держав Антанты театр. жизнь в Турции снова замирает. Возрождение т-ра стало возможным только после завершения нац.-освободит. войны 1919-22 и провозглашения Турецкой республики (1923).

С 1926 "Дарюльбедайн Османи" вновь стал финансироваться стамбульским муниципалитетом, а в 1931 был преобразован в Городской т-р. Большая заслуга в развитии тур. театр. иск-ва принадлежит Мухспну Эртугрулу (возглавившему с 1927 "Дарюльбедайп Османи") и его сподвижникам - актерам и режиссерам Васфи Риза Зобу, Кязиму К„рмюкчу, Галибу Ар-джану. В 1925, 1927 и 1934 Эртугрул приезжал в Сов. Союз, где знакомился с сов. театр. иск-вом, изучал систему К. С. 'Станиславского и др. Городской т-р поддерживал творч. связь с т-рами Москвы, Ленинграда, Баку и в последующие годы. Наряду с пьесами зап.-европ. авторов здесь ставились пьесы, посв. нац.-освободит, борьбе тур. народа: "Голубая молния" Ака Гюндюза, "Хабер", "Герой" и "Родина" Фарука Нафыза, "Пастух" и "Атилла" Бехчета Кемаля, "Эпопея десяти лет" Хамида Фахри и др. Здесь же были пост. пьесы Назыма Хикмета "Череп" (1932), "Дом покойника" (1932), "Всеми забытый" (1935), ставившие проблему роли личности в каппта-листич. обществе, разоблачавшие общественный строй, уродующий жизнь человека. В 30-е гг. Городской т-р пост. пьесы рус. классич. драматургии:

"Живой труп", "Анна Каренина", "Ревизор", "Женитьба", "Волки и овцы", "На дне", пьесы Чехова и др. В течение продолжительного времени Городской т-р оставался ведущим драматическим т-ром страны. В его труппе работали известные актеры - Галпб Бе-дие, Хюсейн Кемаль, Рашид Боран, Асфи Риза п др.

В годы 2-й мировой войны в Анкаре был создан Государственный т-р, деятельность к-рого вызвала появление ещелескольких т-ров - Большой т-р (опер-но-драматич.),1алый т-р. Третий гос. т-р, Детский т-р, Камерный т-р и Консерватория. Все эти т-ры были затем объединены в единую организацию - государственные т-ры.

В Стамбуле (1965) работает св. 17 т-ров, пять из них (Драматич. т-р, Т-р драмы и комедии, "Ка-дык„й тиятросу", Малый оперный т-р, Новый т-р), находящихся на гос. субсидии, составляют особую театр. организацию - городские т-ры. Остальные т-ры ("Арена тиятросу", "Азак", "Бульвар", "Дормен", "Генар" и др.) - частные. Существуют также любительские театр. труппы при высших учебных заведениях ("Джеп тиятросу", Молод„жный т-р, Т-р технического университета, Т-р Академии изящных искусств и др.). Нек-рые труппы в Анкаре и Стамбуле ставят спектакли для детей. Созданы организации, популяризирующие нск-во т-ров караг„з и "орта оюну".

В 1963-64 на сцене стамбульских т-ров были пост. спектакли: "Отелло" ("Малая сцена"); "Цезарь и Клеопатра" Шоу, "Храбрый солдат Швейк" по Гашеку ("Арена тиятросу") и др. Среди пост. сезона 1964 -65:

"Тартюф"; "Пигмалион" Шоу, "Узники Альтоны" Сартра* ("Оралоглу тиятросу"), а также пьесы тур. драматургов-"Перед оттепелью" Джевдета Фехми Баш-кута (под назв. "Переселение" пост. в Т-ре им. Азиз-бекова, 1964), "Мечтатель" Решада Нури Гюнтекина, "Зяблики" и "Муртаза" Орхана Кемаля, "Идите сюда" Азиза Несина, "Али из Кешана" Халдуина Танер и др.

Среди лучших тур. актеров: Генго Эркал, Йилды-рым Eнал, актрисы - Айфер Ферай, Айла Алган и др.

Лит.: Современная Турция, М., 1958,с 250-55; Современная Турция, М., 1965, с. 299-302; Sabr? EsatSi-yavusgil, Folklorda, Sahnede ve resimde turk, "Yeni Turkiye", istanbul, 1959; Mehmet Fuat, Tiyatro tarihi, istanbul, 1961, s. 303-45; "Turkiye y?ll?g?", 1963, s. 327-332; XIX yuzy?l Turk tiyatrosu tarihi, Ankara, 1963; "Turkiye yilligi", 1964 s. 393-396; "Turkiye y?ll?g?", 1965. s- 417-22.

P. Kop.

ТУРКМЕНСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Нац. драматургия в Туркмении возникла после Октябрьской революции, в годы гражд. войны. Первая туркм. пьеса - "Взятие Кизыл-Арвата красными войсками", написана в 1919 рабочим X. Аташевым. В 1920 слушатель учительских курсов X, Ханов написал пьесу "Генерал Колмыков" о зверствах царского генерала (пьеса не сохранилась). В 1922 А. Каушутов в пьесе "Закаспийский фронт" воссоздал один из эпизодов революц. борьбы трудящихся с врагами, запечатлел победу революции.

Т. д. зародилась в русле агитационной драматургии первых послереволюц. лет. В 20-х гг. создавались пьесы гл. обр. на бытовые темы и пьесы о борьбе с басмачеством. Против принудительного брака направлены пьесы: "Неравенство" Б. Абдуллина (1927), "Айджамал" Ш. Керими (1925) и "Торг не состоялся" Яраданкули (1926). В пьесе "Без калыма" А. Хал-дурдыева (1929) показана борьба сов. людей за раскрепощение женщины-туркменки. Этой же теме посв. пьеса "Кровавый лес" Каушутова (1928). Курителей опиума и невежественных знахарей высмеивает пьеса "Терьякеш и табиб" Б. Кербабаева (1926).

Значит, идеи, образы и конфликты выдвигает Т. д. в 30-е гг. Пьесы "В пустыне Кара-Кумы" Ш. Р?екило-ва, X. Чарыева, М. Клычева (1934) и "Кель" Г. Карпова, Н. Новроцкой и Д. Волжина (1935) посв. борьбе с басмачеством и раскрепощению женщины-туркменки. В пьесах "Подъ„м" Кербабаева (1937) и "Айна" А. Карлиева (1937) сделана попытка показать совр. жизнь колхозного крестьянства.

Во 2-й пол. 30-х гг. развитие Т. д. ид„т по тр„м руслам: историко-революц. пьесы ("Джума" Каушутова 1939), пьесы на сюжет из совр. жизни республики ("Шемшат" Т.Эсеновой,1937, пост. 1941), героико-роман-тич. пьесы, основанные на фольклоре и произведениях туркм. классич. лит-ры ("Кеймир К„р" К. Бурунова и Б. Аманова, 1940, "Зохре и Тахыр" Аманова и X. Чарыева, 1939). Туркм. драматурги расширяют тематич. и жанровые границы. Возникают новые жанры - Драма ("Айна"), трагедия ("Зохре и Тахыр"), комедия ("Шемшат"), разрабатываются разл. темы. Развитие Т. д. этих лет характеризуется реалистич. образностью, повышением мастерства драматургов, стремлением к психологически точной обрисовке характеров, использованием* при„мов и средств рус. и мировой драматургии. Изменилась природа драматич. конфликта: в основе многих пьес не социальное столкновение противодействующих сил, а морально-этич. проблемы, борьба с пережитками прошлого в сознании людей ("Шемшат" Эсеновой).

В годы Великой Отечеств, войны драматурги создали ряд произведений на историко-фольклорном материале. Кербабаев написал историко-биографич. драму "Махтумкули" (1941), инсценировал дестан "Хур-луга и Хемра" (1943), Каушутов написал героич. драму "Гер оглы" по мотивам туркм. эпоса (1943), Аманов - трагедию "Солтан Санджар" (1945) и комедию "Кемпне" (1942).

Большое внимание уделялось созданию либретто опер и балетов для организованного нац. муз. т-ра. На совр. сюжет были написаны пьесы: "Любовь к Родине" (1941), "Братья" (1944) Кербабаева, "Кур-бан Дурды" Кербабаева и А. Кекилова (1942) и др,

Решения партии по идеологическим вопросам определили дальнейший путь развития нац. туркм. драматургии. В конце 40-х - нач. 50-х гг туркм. писатели обратились к совр. тематике. Они показывали в своих пьесах лучшие черты колх. крестьянства, рабочего класса, сов. интеллигенции, В эти годы были созданы пьесы: "Семья Аллана" (1947), "Вес„лый гость" (1954) Г. Мухтарова, "Сын пастуха" (1949) и "Серебряный портсигар" (1949) Г. Мухтарова и К. Сейтлиева, "Испытание" Б. Аннанурова (1952). Т. д. приобретает черты, присущие всей сов. .драматургии: широта охвата жизненных явлений, углубл„нное проникновение в сущность изображаемых событий и характеров, яркий нац. колорит, многообразие тем, жанров, конфликтов. Среди драматургич. произв. 50-60-х гг.: инсценировка романа Кербабаева "Решающий шаг" (1957), пьесы "30-е годы" (1958), "На рассвете" (1962), "Кто преступник?" (1963) Мухтарова, "Совесть" Б. Пурлиева (1964) и др.

Лит.: Керими К., Туркменский театр. М., 1964;

Репин И., Расцвет культуры Советского Туркменистана, Ашхабад, 1957; Очерк по истории туркменской советской литературы, ч. 1-2, Ашхабад, 1958-62 (на туркм. яз.), Степанова Е. И., Развитие туркменской советской драматургии, Ашхабад, 1957. f{. Kep.

ТУРКМЕНСКИЙ ТЕАТР. До Октябрьской революции туркм. народ не имел проф. т-ра. Его заменяли муз. и поэтич. фольклор, иск-во нар. певцов (бахши) и сказителей (гоенде), игры и обряды, включавшие элементы театр. зрелища. В 1926 была организована первая туркм. драм. студия, объединившая участников самодеятельных театр. кружков, возникших в годы гражд. войны под влиянием выступлений рус., узб., азерб., тат. трупп. В этом же году в Ашхабаде'создан рус. т-р (ныне - Ашхабадский гос. рус. драм. т-р им. Пушкина), ставший пропагандистом рус. сценич. культуры в республике.

В 1929 на базе студии возник проф. туркм. т-р (ныне - Туркм. гос. т-р драмы им. Молланепеса). С деятельностью т-ра связано зарождение и развитие в нач. 20-х гг. туркменской драматургии. Т-р открылся спектаклем "Без калыма" Халдурдыева. Затем были пост. пьесы: "Подъ„м" (1937), "Решающий шаг" (1957) Кербабаева, "Джума" Каушутова (1939, 1966), "Кеймир К„р" Бурунова и Аманова (1940,1965), "Айна" Карлиева (1937), "Шемшат" Эсеновой (1941), "Семья Аллана" (1949), "30-е годы" (1958), "Кто преступник?" (1963) Мухтарова, "Сын пастуха" (1949), "Серебряный портсигар" (1949) Мухтарова и Сейтлиева, "Кушкин-ская крепость" Атаджанова (1964) и др. В репертуар т-ра включалась классич. драматургия. Были пост.:

"Ревизор" (1934, 1945, 1955), "Доходное место" (1950), "Без вины виноватые" (1951), "Враги" (1941), "Васса Железнова" (1959), "Отелло" (1940, 1954), "Король

Лир" (1964), комедии К. Гольдони, Мольера и др. Из пьес сов. драматургов - "Любовь Яровая" (1937), "Русский вопрос" (1948), "Кремл„вские куранты" (1960), "Платон Кречет" (1936) и "Фронт" (1943); "Ле-вониха на орбите" Мака„нка (1961), "1905-й год" Дж. Джабарлы, "Больные зубы" Каххара (1956) и др. Т-р ставил пьесы драматургов зарубежного Востока:

"Тайфун" Цао Юя (1956), "Легенда о любви" Назы-ма Хпкмета (1957), "Белый лотос" по Шудраке (1958).

Иск-во т-ра определяется творчеством талантливых актеров, среди к-рых: нар. арт. СССР-А. Кульмаме-дов, Сона Мурадова, Б. Аманов, нар. арт. Туркм. ССР- К. Бердыев, М. Черкезов, Н. Союнова, А. Дурдыев, К. Дурдыев, М. Сейтниязов, А. Бекмурадов, Сурай Мурадова, Н. Бекмиев, К. Херраев. Т-р пополнялся выпускниками студии ГИТИСа, воспитанниками О. И. Пыжовой, Б. В. Бибикова и Н. В. Петрова; среди молодых актеров - засл. арт. Туркм. ССР X. Аннама-медов, А. Курбандурдыев, О. Хаджимурадов и др.

В числе нац. режиссеров: А. Карлиев, М. Сейтниязов, Б. Аманов; первый туркм. театр. художник - X. Аллабердыев. Большую помощь в развитии т-ра оказали рус. режиссеры: А. Аврусин, Н. Теппер, 3. Вин, И. Громов, Я. С. Фельдман, пост. на сцене т-ра ряд спектаклей. Значит, вклад в развитие театр.-декорационного иск-ва республики внесли рус. театр. художники А. Лушин и X. Кордыш.

В 1955 театр принимал участие в декаде туркм. иск-ва и лит-ры в Москве; показал спектакли "Семья Аллана" Мухтарова, "Ревизор", "Отелло". В 1930, 1936, 1959, 1965 гастролировал в Москве.

В 30-е гг. организованы т-ры в областных городах:

Мары, Ташауз, Керки и колх.-совх. т-ры. Значит. спектакли были созданы на сцене Марыйского т-ра .пм. Кемине. В 1963 открыт Туркм. ТЮЗ (Ашхабад), в труппу к-рого вошли выпускники туркм. студий ГИТИСа.

В 1940 в Ашхабаде был открыт Муз. т-р (ныне - Туркм. гос. т-р оперы и балета им. Махтумкули). Большое место в репертуаре т-ра заняли спектакли, использующие муз. и поэтич. фольклор туркм. народа. Значит, помощь в развитии туркм. Муз. т-ра оказали рус. композиторы, принявшие участие в создании ряда опер совм. с туркм. музыкантами: "Зохре и Тахыр" Шапошникова (1941; 2-я ред. 1952, совм. с Му-хатовым), "Абадан" Ю. Мейтуса и А. Кулиева (1943), "Шасенем и Гариб" Шапошникова и Д. Овезова (1944), "Кемине и казы" Шапошникова и Мухатова (1947), "Лейли и Меджнун" Мейтуса и Овезова (1946), "Айна" Шапошникова и Овезова (1957), "Сона" А. Агаджико-ва (1964); балетов - "Алдар Косе" Корчмар„ва (1942), "Чудесный лекарь" М. Равича и Н. Мухатова (1960), "Студенты" X. Алланурова и И. Якушенко (1964), "Сахры" Равича (1964).

В 1955 т-р принял участие в декаде туркм. лит-ры и иск-ва в Москве (спектакли: "Шасенем и Гариб" Шапошникова и Овезова, "Евгений Онегин"; "Алдар Косе" Корчмар„ва).

Значит, вклад в развитие нац. муз. иск-ва внесли: нар. арт. СССР М. Кулиева, А. Аннакулиева; нар. арт. Туркм. ССР X. Аннадурдыев, X. Аннаев, Е. Хуммаев; засл. арт. Туркм. ССР X. Мамедъяров, А. Курбанов, М. Масумов, К. Ризаев; солисты балета Б. Мамедова, X. Мурадов, Л. Кондюкова и др., реж. нар. арт. СССР А. Карлиев, дириж„ры - засл. деят. иск-в Туркм. ССР X. Аллануров, Нуры Мухатов, балетм. К. Джапаров, хормейстер Б. Нигматулин.

Илл. см. на отдельном листе к стр. 17-18.

Лит.: К е р и м и Г., Туркменский театр оперы и балета, Ашхабад, 1962 (на туркм. яз.); Туркменский государственный театр оперы и балета, М., 1955; Степанова Е., Развитие туркменской советской драматургии, Ашхабад, 1957; К е р и м и К., Туркменский театр. М., 1964. Я. Кер., Л. Ив.

ТУРКМЕНСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА ИМЕНИ МАХТУМКУЛИ (Туркменский ордена Труд о. вог о-Красного Знамени театр оперы и балета и м. Махтумкули)муз. т-р Туркм. ССР. Создан в 1941 на базе туркм. Муз. т-ра (1940). В 1956 т-ру присвоено имя Махтумкули.

В 1937 при Туркм. драм. т-ре в Ашхабаде был создан муз. сектору в к-рый входили симф. оркестр, хор из 22 чел., неск. певцов-солистов и 10 танцоров. Одновременно была открыта туркм. оперная студия с двумя отделениями - вок. и балетным. Первая пост. муз. сектора - муз.-драм. спектакль "Бахчисарайский фонтан" по Пушкину (1938). В 1938 на основании Постановления Совнаркома Туркм. ССР ранее созданная Туркм. оперная студия реорганизована в спец. учебное заведение. Е„ окончили певцы: А. Аннакулиева, Е. Хуммаев, X. Аннаев, С. Мурадова и др. В студии преподавали: С. Березн„в, М. Акопян, хормейстер Э. Дивентман.

В 1939 состоялась премьера первой туркм. муз. драмы "Зохре и Тахыр" о" музыкой А. Г. Шапошникова - композитора, способствовавшего развитию муз. культуры республики. В 1940 открыт Туркм. гос. муз. т-р. В его состав вошли выпускники оперно-балетной студии, артисты муз. сектора драм. т-ра и оркестр. Муз. рук. и гл. дириж„р С. Я. Орланский (до 1945). 10 февр. 1941 состоялась премьера туркм. оперы "Судьба бах-ши" Кахиани. В 1941 т-р возглавил Т. Е. Шарашпдзе (худ. рук. и гл. реж.). В состав труппы вошли студенты туркм. отделения Моск. консерватории. Активное участие в создании т-ра приняли туркм. композиторы - В. Мухатов, А. Кулиев, Д. Овезов, дириж„р X. Аллануров. К созданию репертуара были привлечены туркм. писатели, рус. и укр. композиторы. В результате творч. содружества А. Г. Шапошникова, К. А. Корчмар„ва, Б. С. Шехтера, Ю. С. Мейтуса с А. Кулиевым, В. Мухатовым, Д. Овезовым в годы Отечеств, войны было написано и пост. 9 опер и балетов на нар. туркм. муз. материале. Среди первых пост. т-ра - опера "Зохре и Тахыр" Шапошникова (1941). В 1952 Шапошников совм. с Мухатовым написал 2-ю ред. оперы на либр. А. Карлиева; в оперу были введены развитые арии и ансамбли, драматизирован речитатив. В 1942 т-р пост. первую туркм. оперу на совр. тему - "Счастливая молодость" Корчмар„ва. Этапными работами муз. т-ра военного периода явились пост. опер - "Абадан" Мейтуса и Кулиева (1943), воспевающей героич. подвиги сов. воинов (в 1950 театр пост. новую ред.), и "Шасенем и Гариб" Шапошникова и Овезова на основе музыкального фольклора.

В 40-е и 50-е гг. туркм. муз. т-р обращается к клас-сич. наследию. На туркм. языке были пост. произведения айковского, Римского-Корсакова, Бородина, Верди, Пуччини и др. Ставятся оперные и балетные произведения мировой классики и сов. композиторов: "Евгений Онегин" (1946), "Пиковая дама" (1958), "Лебединое озеро" (1953), "Русалка" (1952), "Князь Игорь" (1960), "Раймонда" (1958), "Травиата" (1947), "Риголетто" (1948), "Аида" (1958), "Чио-Чио-сан" (1947), "Фауст" (1953), "Кармен" (1954), "Севильский цирюльник" (1956), а также: "К„р-оглы" (1957), "Аршин мал алан" (1961) У. Гаджибекова, "Бахчисарайский фонтан" (1946), "Красный мак" (1951); "Юность" Чулаки (1957), "Сердце гор" Балан-чивадзе (1950) и др.

На основе народного сказания 18 в. Мейтус и Овезов создали оперу "Лейли и Меджнун" (1946). В 1947 Шапошников и Мухатов написали первую туркм. комич. оперу "Кемине и казы". В 1955 т-р принял участие в декаде туркм. лит-ры и иск-ва в Москве (спектакли "Шасенем и Гариб", "Евгений Онегин" и др.). В 1964 в т-ре пост. опера "Сона" Агаджикова.

Т-р явился творч. лабораторией по созданию туркм. сов. оперы. Он объединил вокруг себя нац. композиторов, дириж„ров, режиссеров, воспитал большую Группу туркм. артистов.

В т-ре работали: режиссеры А. Карлиев, Б. Анна-нуров, М. Кепбанов, Я. Ф. Фельдман, И. И. Келлер, А. Л. Колтыпин; дириж„ры Д. Овезов, Г. Р. Ступ-пель, X. Аллануров, Г. А. Столяров; балетмейстеры Г. С. Гуринович, Д. И. Бененсон, Л. В. Ошурко, Н. С. Холфин, Л. В. Якобсон, К. Джапаров, И. К. Ковтунов; художники А. П. Фальковский, П. И. Смирнов, X. Аллабердпев, X. X. Кордыш, А. Кулиев; артисты оперы X. Аннадурдыев, Е. Хуммаев, С. Дурдыева, А. Оразова, А. Хакимов; артисты балета В. Чиротанова, Г. Бабаева, Н. Реджепова, Р. Розые-ва, Т. Сатлыклычева, К. Керими, 3. Тухватулина, Р. Г. Самгина, Р. Аннакурбанов, X. Исмаилов, X. Му-радов, И. Гельдыев, М. Ахундов, М. Клычев, А. Ма-медов, О. Ниязов, Б. Какабаев и др.

В труппе т-ра (1967): певцы - нар. арт. СССР А. Ан-накулиева, М. Кулиева; нар. арт. Туркм. ССР X. Ан-наев; засл. арт. Туркм. ССР М. Шахбердыева, С. Мурадова, М. Кульмамедова, И. Кузьмина, А. Кур-банов, Б. Артыков, К. Ризаев, М. Масумов, X. Ма-медьяров; артисты А. Алашаева, Р., Грехова-Удяе-ва, Д. Караджаев; в балете - засл. арт. Туркм. ССР Б. Мамедова, Л. И. Кондюкова; арт. Р. Чарыева, Г. Хуммаева, Н. П. Раткина, А. П. Сонин и др. Гл. реж.-А. А. Макаровский, реж.- М. Кепбанов; гл. дириж„р - засл. деят. иск-в Туркм. ССР X. Аллануров; дириж„ры - засл. деят. иск-в Туркм. ССР Н. Муха-тов, М. Мередов; гл. балетм. - Н. Н. Корягин, ба-летм.- засл. деят. иск-в Туркм. ССР К. Джапаров; гл. хормейстер - засл. деят. иск-в Туркм. ССР Б. Ниг-матулин; гл. худ. - А. Кулиев, худ. - Б. Марченко; хормейстер - Ч. Мурадов.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница