Наши партнеры

Выгодная аренда https://www.rexrent.ru/city/arenda-avto-v-chelyabinske-bez-voditelya-posutochno/ в компании РексРент.
Electra Style Одежда Вологда.
смотреть онлайн новые индийские фильмы здесь

Театральная энциклопедия
(страница 434)


ТРЮМ - см. Устройство сцены.

ТУАЕВ, Давид Афанасьевич (15.X.1903-3.VIII. 1964) - осетинский сов. драматург. Засл. деят. иск-в С.-О. АССР (1955). Работал инженером-электриком в JPocTOBe-на-Дону, на Садонских рудниках. В 1941 в Сев.-Осет. т-ре (Орджоникидзе) была пост. его первая пьеса "Мать сирот", в к-рой показано зарождение революц. мысли горцев под влиянием борьбы пролетариата. Пьеса имеет героич. звучание. Т. написал также пьесу "Сумасшедший пастух", в годы Отечеств. войны-сатирич. комедию "Поминалыцики" (1942), пьесы: "Свинец" (1942) о горняках Садона, "Наступление продолжается", "Семья Татархана", "Нарт Сыр-дон" (1943) по мотивам эпоса и первую осетинскую муз. комедию "Желание сердца" ("Желание Паша", 1944) о жизни дореволюц. Осетии. Эмоциональность образов, лиризм, широкое использование нац. муз. фольклора определили популярность этой комедии, сохраняющейся в репертуаре осетинского т-ра. Т. принадлежит одна из первых осетинских пьес для детей - "Сказка" (1945), созданная по мотивам нац. фольклора. В 1945 он написал пьесу "Фатима Харзое-ва", затем "Под белой горой"-о рабочих Садонских рудников. К 100-летию со дня рождения Коста Хе-тагурова в Сев.-Осет. т-ре была пост. пьеса Т. "Коста" (1959). В 1963 там же пост. его пьеса о новой колхозной деревне "Ваши знакомые", в 1964 - "Два сына" о гражд. войне в Осетии. Пьесы Т. ставились и в Грузии, Татарии, Кабарде. Аза X.

ТУБАЕВ, Мухамед Мударович (р. 14.IX.1919) - кабардинский сов. актер и драматург. Нар. арт. Каб.-Балк. АССР (1951), засл. арт. РСФСР (1957). Чл. Коммунистич. партии с 1944. В 1936 поступил в Театр. студию в Нальчике. С 1938 - актер кабардинского колх.-совх. т-ра, с 1940 - Каб.-Балк. драм. т-ра им. А. Шогенцукова (в 1941-47 находился в рядах Сов. Армии). Играл героико-романтич. и характерные роли:

Платон Кречет; Фердинанд ("Коварство и любовь"), С. М. Киров ("Аул Батыр" Шортанова), боец за счастье народа Канамат ("Канамат и Касбулат" Ше-риева), зловещий Амырхан ("Мать сирот" Туаева), создал искренние образы людей, исполненных душевной чистоты: Максим Максимыч ("Бэла" по Лермонтову), парторг колхоза Жантемир ("На чужого коня не садись" Тубаева и Яралова), патриот Жантоха ("Испытание" Теунова).

Как драматург дебютировал в 1938 пьесой "Маджид и Марьят" по мотивам кабардинского фольклора. Героизму сов. людей в Отечеств, войне посв. пьеса "Парень из Кабарды" (1949). Совр. жизнь кабардинского народа Т. изображает в пьесах: "Светлый путь" (1951), "На чужого коня не садись" (совм. с А. Ярало-вым, 1960), "Счастье надо беречь" (1960). Написал ряд одноактных пьес. Драматургия Т. вошла в репертуар Каб.-Балк. т-ра и др. т-ров Сев. Кавказа.

ТУБИН, Линда (р. 22.VIII.1905)- эст. сов. актриса, Занималась в Тартуской музыкальной школе. В 1927 стала работать в т-ре "Ванемуйне" (Тарту), выступала как солистка оперы и драм. актриса. С 1940 - актриса Т-ра им. В. Кингисеппа (Таллин). Сценич. творчество Т. отмечено эмоциональностью, лспхологич. глубиной.

Партии: Микаэла ("Кармен"), Мюзетта ("Богема", 1934), Вайке ("Викерры" Аава, 1935), Сантуцца ("Сельская честь" Масканьи, 1935), Сольвейг ("Пер Гюнт" Грига, 1940).

Роли:Василиса ("Надне"), Тийна ("Оборотень" Китцбер-га), Анна Николаевна ("Нашествие", 1945), Простакова ("Недоросль", 1952) и др. М. Вал.

ТУБИН, Эдуард (р. 18. VI, 1905) - эст. композитор и дириж„р. Окончил Тартуское высшее муз. уч-ще (1930, класс композиции X. Эллера). В 1934-44 - дириж„р т-ра "Ванемуйне" (Тарту). Пост. здесь оперы "Тихий Дон" Дзержинского (1940), "Чио-Чио-сан" (1940); оперетту "Орфей в аду" Оффенбаха (1940); балет "Эсмеральда" (1941) - первую самостоятельную пост. балетной труппы этого т-ра. Написал музыку к ряду драм. спектаклей т-ра "Ванемуйне". Т.- автор первого эст. балета "Кратть" (1943, 1961, т-р "Ванемуйне"; 1944, 1966, т-р "Эстония"). С 1944 жив„т в Стокгольме, зав. муз частью Дротнингхольмского дворцового т-ра. Ар. Т.

ТУВИНСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Тувинская драматургия зародилась в сер. 20-х гг. 20 в.

В своих пьесах тувинские драматурги обличали античеловечные феод. порядки ("Ханский закон" коллектива авторов, "Добрый день" В. Кок-оола) сатирически изображали духовных лиц - лам и шаманов ("Человекоподобная еда" С. Сарыг-оола и Хойлакаа), раскрывали значение революции для освобождения трудящегося человека, ярко изображали старую и новую жизнь ("Чего мать не видела, дочь увидит" Сарыг-оола, "Женщина" С. Тока), поднимали общественно-политич. и моральные проблемы ("Узун-Кара и Семис-Кара" Тока, "Не забывайте джут", "Чалым-Хая" Кок-оола). В годы становления национальной драматургии пьесы тув. писателей носили гл. обр. агитационный характер, им была свойственна нек-рая наивность, схематизм. К концу 30-х гг. тувинская драматургия достигла значит, успехов; в 1936-38 появляются пьесы: "Хайыран бот" Кок-оола и "Тонгур-оол" Тока, сохраняющиеся в репертуаре. Трагич. гибель героини пьесы Кок-оол показал как неизбежное следствие феодальных порядков. Пьеса Тока - сатира на политически беспечного руководителя, в ней показано коварство врага, содержится призыв к бдительности (обе пьесы в дальнейшем подверглись значительной переработке).

После вступления Тувы в состав СССР (1944) драматурги стремились отразить новые процессы жизни, писали о коллективизации, строительстве социализма. Этим темам были посв. пьесы: "Учитель в сумоне" (1948) и "На стане" (1947) Сарыг-оола, "Стремление" О. Саган-оола(1950). В пьесе Саган-оола "В одном сельсовете" (1954) разоблачается бюрократизм и карьеризм; в драме "Спою тебе" рассказывается о борьбе со старым, о* победе нового, в историч. драме "Пробуждение" показаны рост политич. сознания аратов (крестьян) под влиянием Октябрьской революции и революц. события в Туве в 1918-21. Пьеса Тока "Осуществл„нная мечта" посв. Вел. Отечеств, войне, дружбе народов СССР.

В 50-60-е гг. расширился круг драматургов. Одноактные пьесы писали К. Кудажи, С. Сюрюн-оол. Кок-оол написал комедию "Ах, красавица!" и пьесу "Самбажык" о восстании аратов против феодалов в 19 в. К. Сагды в пьесе "Путь девушки" рассказала о тувинской молод„жи. Сарыг-оол написал первое тувинское оперное либретто "Чечен и Белекмаа", М. Мун-зук - пьесу "Товарищ директор" о жизни тувинского совхоза. Тув. проф. т-р возник в сер. 30-х гг.

В 1936 по решению Президиума Малого хурала Тув. Нар. Республики основана театр. студия в Кызыле (открылась пьесой "Хайыран бот" Кок-оола). Студия совмещала производственную деятельность с учебной, готовила кадры работников т-ров. Большую помощь тув. народу в развитии нац. культуры оказали деятели сов. иск-ва: режиссер И. Исполнев, композиторы Р. Миронович, А. Акс„нов, хормейстер С. Булатов. В 1940 было образовано Театр. уч-ще, в к-ром занимались и актеры т-ра. Ставились спектакли; "Мятеж", "Любовь Яровая", "Русские люди". В 1939 группа актеров во главе с В. Оскал-оолом организовала цирковой коллектив, получивший широкую известность.

В 1945 в Туве создан проф. нац. т-р. В 1947 при т-ре создана рус. труппа. В 1950 при Нац. т-ре организована актерская студия. В 1958 Нац. т-р реорганизован в Муз.-драм. т-р; муз. комедии идут на рус. и тувинском яз. (в 1955 труппу пополнили выпускники тувинской нац. студии при Ленингр. театр. ин-те). Тувинская труппа муз.-драм. т-ра пост. пьесы тувинских драматургов, в т. ч.: "Стремление" (1949), "Пробуждение" (1957), "В одном сельсовете" (1954) Саган-оола, "Ах, красавица!" (1959), "Самбажык" (1963) Кок-оола, "Тонгур-оол" (1950, 1961), "Осуществл„нная мечта" (1954) Тока, "Товарищ директор" Мунзука (1961), "Дорогу осилит идущий" ("Счастье трудных дорог") В. Журавл„ва (1964), "Любовью надо дорожить" С. Пюрбю (1964).

Тувинский т-р пост. произв. Островского ("Гроза", 1962, и др.), Гоголя ("Ревизор", 1952), Горького ("Васса Железнова", 1958), Шиллера ("Коварство и любовь", 1965), рус. сов. драматургии ("Человек с ружь„м", 1957, в роли В. И. Ленина - О. Намдара), пьесы туркм., казах., хакасских, бурятских, осетинских, укр., белорус. драматургов. В 1941 пост. первый тувинский муз. спектакль "Хайран-бот" (музыка осн. на нар. мелодиях, обраб. А. Акс„новым). В 1964 комп. Р. Кенденбиль закончил оперу "Чечен и Белек-маа" на сюжет сказки С. Тока.

Среди тув. певиц и певцов: .засл. арт. РСФСР Кара-Кыс, Мунзук, арт. Д. Дамба-Даржа, Л. Хур-гулек, О, Болдукпан. В числе деятелей тувинского т-ра: засл. арт. РСФСР Л. Севильбаа, М. Мунзук, В, Кок-оол, Но Кысыгбай, X. Конгар, нар. арт. Тувинской АССР Н. Ользей-оол, арт. Т. Сат, Е. Кенденбиль, Б, Бады-Саган, Г. Дугержаа п др. Гл. реж, т-ра работали: Н. В. Стаховский, И/ С. Забродин, Е. А. Меркулович, А. М. Киссельгоф, В. В. Журавл„в (с 1964), заел, арт. РСФСР С. П.Майер, О. Сиин-оол, комн. С. Кайдан, А. Лаптан, А. Чиргал-оол, С, Базыр-оол, Р. Кенденбпль, художники Н. П. Ка-широв, засл. деят. иск-в С. К. Ланзы.

В 1967 в республике работали: Муз.-драм. т-р в Кызыле, Чаданский нар. т-р (осн. в 1960), Кызыльский нар. т-р,

Лит.' Тыва литература. Допчу тоочузу, Кызыл, 1964;

КалзанА" К вопросу о закономерностях развития тувинской драматургии, "Ученые записки Тувинского научно-исследовательского ин-та языка, литературы и истории", Кызыл, 1961, вып. 9; Анчима X., 25-летие Тувинского театра - важная веха в культурной жизни трудящихся области, там же; ТавакайА., Твои артисты, Тува, "Нева", 1955, ј5;Алянский Ю-, Далекое и близкое, "Театр", 1956, ј 8; К и с с е л ь г о ф А., В далекой Туве, "Театральная жизнь", 1958, ј 6; Аксенов А., Тувинская народная музыка, "Сов, музыка" 1960 " А. Ив'.

ТУТАНОВ, Александр Александрович [19.III (31. III).1871-6.III.1960] - рус- сов. актер, режиссер, педагог. Нар. арт. Азерб. ССР (1936). Начал театр. деятельность в любит, кружке в Москве (1888). 10 лет работал в Т-ре Корша в Москве и в т-рах крупных городов Европ. России и Сибири. Роли: Чацкий, Гамлет; Петруччио ("Укрощение строптивой") и др. С 1915 руководил т-ром Товарищества артистов Российского театр. об-ва (ТАРТО) в Тифлисе. С 1924 жил в Баку. Принимал активное участие в развитии азерб. театр. иск-ва. Был рук. и гл. реж. Т-ра им. Азизбекова, ТЮЗа им. М. Горького.

Т. был пропагандистом рус. реалистич. иск-ва, воспитал многих деятелей театр. иск-ва РСФСР, Азербайджана, Грузии и Армении. В„л педагогич. работу, с 1945 заведовал кафедрой актерского мастерства в Азерб. театр. ин-те им. М. А. Алиева (с 1947 - профессор).

Пост.: "Ревизор" (1924), "На дне" (1925); "Вильгельм Телль" Шиллера (1925), "Дон Жуан" Мольера (1926), "Гаджи Кара" Ахундова (1926), "Оевиль" (1928), "Алмас" (1931), "Невеста огня" (1928) Джабарлы, "Гамлет" (1926): "Загмук" Глебова (1929), "Макбет" (1936) - в Т-ре им. Азиабекова;

"Тартюф" (1937), "Ромео и Джульетта" (1937)-в Бакинском рус. т-ре; "Разбойники" (1937) - в Бакинском арм. т-ре;

"Ревизор" (1939), "Не было ни гроша, да вдруг алтын" (1941) - в ТЮЗе. Г. К.-К.

ТУГАНОВ, Михаил Николаевич (р. 2.VIII.1900)- сов. артист цирка; наездник. Нар. арт. РСФСР (1958). Чл. Коммунистической партии с 1942. Начал работу в цирке в 1922 в труппе джигитов Алп-Бек. В 1923 выступил со своим номером. В 1928 пост. конную пантомиму "В горах Кавказа", продемонстрировав высокое мастерство дрессировки лошадей и джигитовки. Подготовил сцены конного боя в пантомиме "Шамиль" (1936). В 1940 создал и возглавил ансамбль донских казаков (наездники, плясуны, певцы, музыканты, соединявшие высшую школу верховой езды, казацкую джигитовку, виртуозное исполнение сложнейших приемов кавалерийского боя с пением и пляской). В начале Отечественной войны все артисты ансамбля стали бойцами Сов. Армии. После войны Т. собрал коллектив и возобновил выступления, придав им большую артистичность и обогатив новыми трюками.

Лит.: К у з н е ц о в Е., Арена и люди советского цирка, М. - Л., 1947; Дмитриев Ю., Советский цирк, М.,1963. М. 3.

ТУГ‚ЛОВ, Нурдин Сооронбаевич (р.15. IX.1920) - кирг. сов. артист балета, балетмейстер и педагог. Засл. деят. иск-в Кирг. ССР (1958). В 1935-41 учился в Ленингр. хореографич. уч-ще. В 1941-42 и с 1945- солист балетной труппы Киргизского театра оперы и балета (Фрунзе), с 1950 - балетмейстер, а в 1958-64- гл. балетмейстер этого т-ра. С 1946 препода„т во Фрунзенском хореографич. уч-ще.

Партии: Вацлав, Ну-рали ("Бахчисарайский фонтан"), Зигфрид ("Л ебединое озеро"), Ли Шан-фу ("Красный цветок") и др. Пост.: "Анар" Власова и Фере (2-я ред. 1950), "Чолпон" Раухвергера (1956), "Эсмеральда" (1955); "Корсар" Адана и Пуни (1961), "Ромео и Джульетта" (1962); танцы в операх - "Токтогул" Малдыбаева и Абдраева, "Аджал ордуна" Власова, Малдыбаева и Фере, и др. Ст. М.

ТУЗЛУКОВ, Борис Димитриевич [р. 5(18).V. 1909] - рус. сов. театр. художник. Засл. деят. иск-в РСФСР (1955). Учился в Курской гор. студии живописи и рисунка. В 1934 - художник и педагог изостудии Бауманского детского дома культуры (Москва). С 1936 - художник Центр, т-ра кукол под рук. С. В. Образцова (Москва).

Т. создал своеобразный оформительский стиль спектаклей т-ра кукол. Его пост. отличаются единством образного решения кукол и декораций, умением раскрыть характер персонажа в пластич. выражении. Куклам Т. присущ особый стиль, сочетающий ч„ткость скульптурной формы, изящество пропорций с тонкой цветовой гаммой костюма.

Среди работ: "Кот в сапогах" Владычиной (1937), "Большой Иван" Образцова и Преображенского (1937), "Путешествие в странные страны" Полякова (1939), "Король-Олень" Сперанского (1943, по Гоцци), "Краса ненаглядная" Сперанского (1948), "Ч„ртова мельница" Штока и Дрды (1953), "Соломенная шляпка" Лабиша (1959), "Царевна-Лягушка" Гернет (1960), "Божественная комедия" Штока (1961), "И-го-го!" Сперанского (1964) и др. fy Дис.

ТУЙБАЕВА, София Эрджановна (р. 30. 1.1913) - тадж. сов. актриса. Нар. арт. Тадж. ССР (1941). С сер. 20-х гг. участвовала в спектаклях школьного самодеятельного кружка в Бухаре, затем в спектаклях местного узб. т-ра. В 1929- 1931-актриса Т-ра им. Хам-зы, с 1931 - Т-ра им. Лаху-ти. Играла -роли героинь:

Дильбар ("Два коммуниста" Яшена, 1931), Турсун ("Ху-джум" Яна, 1931), Ширин ("Борьба" Усманова, 1933) и др. Дарование Т. в полной мере раскрылось во 2-й пол. 30-х гг. В эти годы она сыграла роли; Луизы ("Коварство и любовь"), Дездемоны;

Бахтияр ("Клевета" Сапдму-радова и Исмаилова), Гурдо-фарид ("Рустам и Сухроб"

Пирмухаммед-заде и Волькенштейна). Т. развивает в сво„м творчестве тему борьбы женщины за свободу, за право на счастье, тему страстного протеста против насилия и гн„та. Роли: Лауренсия (1942), Джульетта (1947); Саодат (о. п. Саидмура-дова и Рабиева, 1948), Любовь Яровая (1955); Ши Пин ("Тайфун" Цао Юя, 1958), Сарвар ("Приговор матери" Ансори, 1962) и др. Играла роль Н. К. Крупской в спектакле "Ураган" Киямова и Абдулло (1957).

Творчеству Т. присущи глубокая эмоциональность и высокий драматизм, лприч. тонкость, обаяние, орга-нич. единство речевого и пластпч. рисунка роли, тщательность отделки деталей. Актриса обладает большой художеств. культурой, чувством меры. Она свободно, непринужд„нно и изящно играет комедийные роли - Туанет ("Мнимый больной"), Пошл„пкина ("Ревизор"), Холнисо ("Ш„лковое сюзане" Каххара), Гульбпби ("Сердце сердцу весть пода„т" Киямова и Мороз), развивая в сво„м исполнении традиции нар. тадж. т-ра. С 1933 снимается в кино. ff jf

ТУЙГУН, Шукурджан (р. 12. II 1.1909) - узб. сов. драматург, писатель. Окончил Ин-т просвещения в Бухаре и ф-т яз. и лит-ры Бакинского ун-та (1930). Лит. деятельность начал в 1928. Как драматург выступил в 1939, издав пьесу "Бохадыр" о прошлом узб. народа. В 1941 совм. с А. Умари написал драму "Месть" о героизме воинов-узбеков на фронтах Великой Отечеств, войны. В пьесе "Мухаббад" (1946) Т. рассказывает о сов. людях в первый послевоен. год, в пьесе "Хикмат" (1951)-об узб. интеллигенции. Пьесы Т. были пост. в Т-ре им. Хамзы и др. узб. т-рах, а также в тадж. и туркм. т-рах.

Соч.: Пь„салар, Таш., 1955; Однотомник, Таш. 1959;

"Пилля-ая", Таш., 1965.

Лит.: Узбекская драматургия, т. 2, Таш., 1958; Писатели Советского Узбекистана, Таш., 1959. В Д

ТУКАЕВ, Газим Мутагарович [р. 14(27).III.1909]- башк. сов. актер. Нар. арт. Башк. АССР (1954). Засл. арт. РСФСР (1955). Чл. Коммунистпч. партии с 1947. Окончил театральное отделение Уфимского техникума искусств. С 1930 - актер Башкирского т-ра драмы (Уфа). Играет главным образом характерные и комедийные роли.

Роли* Якуб ("Карлугас" Бикбая), Ишмай ("Тансулпан" Даяна), Шаги, Дервиш ("Одинокая бер„за", "В ночь лунного затмения" Карима), Земляника, Яичница ("Ревизор", "Женитьба"), Шмага; Бальзаминов ("Женитьба Бальзаминова" Островского), Телегин ("Дядя Ваня"), Перчихин, Татарин, Трубач ("Мещане", "На дне", "Егор Булычев и другие"), Пикалов ("Любовь Яровая"), Шадрин ("Человек с ружь„м") и ДР- А. Ив.

ТУКАЙ, Габдулла [14(26). IV.1886- 2(15). IV.1913]- тат. поэт, основоположник нац. демократпч. лит-ры. Т. способствовал организации нац. проф. т-ра. В стихотворений "Театр" (1907) он определяет сущность реалп-стич. сценич. иск-ва. Т. считал т-р школой народа и призывал к правдивому изображению жизни. В четверостишиях, посв. первой тат. актрисе С. Гиззатуллиной-Волжской, поэт определяет место и назначение актера в обществ, жизни. Написал несколько рецензий на спектакли и пьесы.

Мн. произв. Т. послужили основой для создания пьес, баллад и опер. По мотивам поэмы "Шурале" написаны пьеса-сказка "Находчивый юноша" Аппаковой, балет "Шурале" Ф. Яруллина. По мотивам др. произведений Т.-балет "Золотой гребень" Бакирова. Комп. Р. Губайдуллин написал оперу "Кисекбаш" по поэме Т., а драматург А. Камал - пьесу для кукольного театра.

С о ч.; Сайланма эсэрлэр, т. 1-2, Казан, 1946-1948. У 1-С

ТУКЙЧИ (Tukici), Ибрахим (р. 4. VI. Г926) - алб арт. оперы (тенор). Засл. арт. НРА (1961). В 1957 окончил Моск. консерваторию. С 1957 - солист Т-ра оперы и балета в Тиране. Партии: Ленский; Туридду ("Сельская честь" Масканьи) и др. Р. К.

ТУКМАНОВА, Арина Ивановна (1778-1804) - рус. артистка балета. В 1797 окончила Петерб. театр. школу; училась у Дж. Канцианиа и И. И. Вальберха. С 1794 выступала на сцене придворного т-ра в спектаклях балетм. Ш. Ле Пика, П. Шевалье, Вальберха. С 1'799 - ведущая танцовщица петерб. балетной труппы. Танец Т. отличался благородством, высокой техникой, лукавой грацией. С успехом выступала также как оперная и комедийная актриса. В 1803 из-за болезни была вынуждена покинуть сцену.

Партии: Зефир ("Амур и Психея"), Берениса ("Возвращение Полиорцета"), Вакханка ("Ариана, покинутая Тезеем на острове Наксосе" Мартин-и-Солера), Лусинда ("Оракул" Мартин-и-Солера), Грация ("Свадьба Фетисы и Пе-лея" Париса).

Лит.: Архив Дирекции императорских театров, вып. 1 (1746-1801), отд. 3, СПБ, 1892; Борисоглебский М. В. [сост.], Материалы по истории русского балета, т. 1, Л., 1938. Л. И.

ТУЛЕБАЕВ, Мукан Тулебаевич [28.11(13.111). 1913-2. IV. 1960] - казах, сов. композитор и обществ. деятель. Нар. арт. СССР (1959). Засл. деят. иск-в Казах. ССР. Чл. Коммунистпч. партии с 1956. Был деп. Верх. Совета Казах. ССР 4-го и 5-го созывов. В 1951 окончил Моск. консерваторию (класс композиции Н. Я. Мясковского и В. Г. Фере). Т.-автор опер "Амангельды" (совм. с Е. Г. Брусиловским, 1945, Т-р оперы и балета им. Абая, Алма-Ата), "Биржан и Сара" (1946, там же, Гос. пр. СССР, 1949; вторая ред. 1957); музыки к фильмам, песен, романсов и инструментальных произведений. В„л педагогическую деятельность в Алма-Атинской консерватории. Был председателем Союза композиторов Казах. ССР (1956-60).

Лит.: Ч у м б а л о в а, М. Т. Тулебаев, в кн.: Композиторы Советского Казахстана, Алма-Ата, 1958; Ж у б а н о в А., Мукан Тулебаев, Алма-Ата, 1963 (наказах, яз.). Б. Е.

ТУЛЕГ‚НОВА, Бибигуль Ахметовна (р. 16.XII. 1929) - казах, сов. артистка оперы (колоратурное сопрано). Нар. арт. Казах. ССР (1959). В 1954 окончила Алма-Атинскую консерваторию. В 1954-56- солистка Т-ра оперы и балета им. Абая (Алма-Ата), с 1956 - Казах, филармонии. Обладает серебристым по тембру голосом. Партии: Джильда; Норина ("Дон Паскуале" Доницетти), Кыз-Жибек (о. п. Брусилов-ского). Выступает в концертах с исполнением классич. репертуара и народных песен. Концертировала во многих городах СССР, Китая, Польши, ГДР, Вьетнама. Б. Е.

ТУЛЛАЛЬ (букв. - беганье и скакание) - инд. нар.-театр. танец, зрелище (др. назв.- катакха-лп бедных). Т. появился в нач. 19 в. Основоположником его считают танцовщика Канчана Намбиара. Получил распространение у народности малаяли (штат Керала). Т. несложный танец; танцовщик, двигаясь в быстром темпе вперед и назад, перемежает это движение прыжками и одновременно по„т. Т. получил широкое распространение в народе благодаря своему демократич. характеру: по сравнению с дорогостоящими оформлениями представлений катакхали пост. Т. д„шевы и, следовательно, доступны беднякам. Сатирич. куплеты, к-рые исполняет танцовщик-певец в Т., направлены против несправедливости, жрецов, феодалов и помещиков. Св. П.

ТУМАНИНА, Надежда Васильевна [р. 1(14).IX. 1909] - рус. сов. музыковед. В 1936 окончила Моск. консерваторию (историк о-теоретич. ф-т, класс В. Э. Фермана). С 1951 - ст. науч. сотрудник Сектора музыки народов СССР Ин-та истории иск-в (Москва). Вед„т педагогич. работу. В 1934-45 - преподаватель истории музыки в Моск. муз. техникуме (ныне - Уч-ще им. Гнесиных); в 1939-44- ассистент кафедры истории зарубежной музыки Моск. консерватории, в 1944-49 и с 1957 - доцент кафедры истории рус. музыки (там же), в 1949-57 - зав. этой кафедрой. Т.- автор науч. исследований по истории рус. муз. т-ра.

Соч.: М. П. Мусоргский. Жизнь и творчество, М.-Л., 1939; Чайковский и музыкальный театр. М., 1961; Чайковский. Путь к мастерству, М., 1962; Оперное творчество Чайковского, М., 1957 (совм. с В. В. Протопоповым); Музыкальная трилогия "Орестея", в кн.: Памяти Сергея Ивановича Танеева. 1856-1946, М.-Л., 1947; Отечественная герои-ко-трагическая опера Глинки "Иван Сусанин", в сб.: М. И. Глинка, М.-Л., 1950; Музыка Глинки к трагедии Кукольника "Князь Холмский", там же, и др. А. ffg

ТУМАНИШВИЛИ, Автандпл Бпртвеловпч (1793- ок. 1820) - груз. драматург. С 1814 работал в Петербурге в 4-м департаменте Сената. В 1819 был обвин„н в "противозаконной переписке", лиш„н прав и звания и отдан в солдаты. Автор фарса "Разговоры" (1814), сатирически осмеивающего груз. аристократию, направленного против крепостного права, развивающего традиции т-ра сахиоба. Эта пьеса определила значение Т. как основоположника груз. обличительной реалп-стич. комедии. Д. Д.

ТУМАНИШВИЛИ, Михаил Бпртвеловпч (1818- 1875)-груз. театр. критик. С 1851 печатал в груз. и рус. журналах и газетах театр. рецензии и статьи о спектаклях груз. т-ра Г. Эриставп (Тифлис), где нек-рое время работал суфл„ром. В своих статьях Т. защищал реалистич. направление театр. иск-ва, рассматривал т-р как просветительское учреждение, призванное пропагандировать прогрессивные идеи. Много внимания уделял творчеству драматургов и актеров:

3. Антонова, Г. Дванадзе, Г. Джапаридзе и др. Писал рецензии на спектакли Тифлисского русского театра. Д. Д.

ТУМАНИШВИЛИ, Михаил Иванович (р. 6.11. 1921) - груз. сов. режиссер. Нар. арт. Груз. ССР (1961). Чл. Коммунистич. партии с 1943. Окончил режиссерский ф-т Груз. театр. ин-та (Тбилиси) по классу

Г. А. Товстоногова (1949). С этого же года - режиссер Т-ра им. Ш. Руставели (в 1965-66- гл. реж.). Яркой сценич. формой, выразительными мизансценами, выдумкой, искрящимся весельем отличался пост. Т. спектакль "Испанский священник" ФлеТчера (1954). режиссерские находки, острота характеристик, изобретательность присущи и др. комедийным спектаклям Т.: "Доктор философии" Нушича (1956), комедия-сказка "Чинчрака" Нахуцришвили (1963), "Повесть о любви" Буачидзе (1958) и др. В спектакле "Такая любовь" Когоута (1959) Т. проявил склонность к глубокому психологизму, эмоциональности, гра-фич. ч„ткости, ритмичности сценич. действия, яркости сценич. формы. В 1951 пост. спектакль "Люди, будьте бдительны!" по Ю. Фучику, в 1966 - "Король Лир". С 1949 Т. вед„т педагогич. деятельность в Груз. театр. ин-те им. Ш. Руставели.

Лит.: Абхаидзе Ш. и ШвангирадзеН., Ордена Ленина гос. театр им. Ш. Руставели (Краткий очерк), Тб., 1958; Февральский А., Театр имени Руставели, М., 1959; УрушадзеН., (статьи), "Сабчота хеловнеба", 1959,.ј 12, с. 69-77, 1960, JSTs 10, с. 49-56.

ТУМАНОВ (Т у м а н и ш в и л и), Иосиф Михайлович [р. 2(15).1.1909] - сов. реж., педагог. Нар. арт. СССР (1964). Чл. Ком-мунистпч. партии с 1956. Сценич. деятельность начал в Тбилиси в 1923. Окончил драм. курсы под рук. Ю. А. Завадского .(1929), Был актером Т-ра-студии Завадского (1925-32), где сыграл ряд ведущих ролей и пост. "Дело о душах" Голичнпкова и Попа-рпгопуло (1931) и др. В 1933-34 Т.- гл. реж. Моск. рабочего художеств. т-ра, где пост. "На острове Хондо" Пушкога; в 1934 - 36 - реж. Нового т-ра, пост. "Дети Ванюшина" Найд„нова и др. В 1936-1946 - реж., с 1938 - гл. реж. Оперного т-ра им. Станиславского (с 1941-Муз. т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко). Пост. оперы- "Дарвазское ущелье" Степанова (1939, совм. с М. Л. Мельтцер под рук. Станиславского), "Бал-маскарад" Верди (1941), балет "Лола" Василенко (1943, совм. с В. П. Бурмейсте-ром) и др. В 1946-53 Т.- худ. рук. Моск. т-ра оперетты. Содействовал утверждению в репертуаре т-ра спектаклей современной темы. Пост.: "Вольный ветер" Дунаевского, "Летучая мышь" И. Штрауса (обе в 1947), "Беспокойное счастье" (1948), "Трембита" (1949, Гос. пр. СССР, 1950), "Девичий переполох" Милютина (1950), "Самое заветное" Соловь„ва-Седого (1952) и др.

В 1953-61 - гл. реж. Моск. т-ра им. Пушкина. Пост.: "Поезд можно остановить" Маккола (1954), "Жена" Борщаговского, "Белый лотос" Винникова и Осноса (обе в 1956), "Деревья умирают стоя" Касоны (1958), "Столпы общества" Ибсена (1961). С 1962 Т.- гл. реж. Кремл„вского Дворца съездов, а с 1964 и Большого т-ра. Пост. на сцене Дворца съездов первые оперные спектакли: "Дон Карлос" Верди (1963), "Октябрь" Мурадели (1964), отличавшиеся масштабностью и выразительностью нар. сцен. В 1966 пост. оперы - "Сказание о невидимом граде Китеже..." Римского-Корсакова и "Мазепа" в Большом т-ре.

Т. был худ. рук. декад бурятского (1940) и грузинского (1958) пск-ва и лит-ры в Москве и постановщиком заключит, концертов мн. нац. декад. Пост. первую бурят, оперу "Энхе-Булат батор" Фролова (Улан-Удэ, 1940); груз. оперы-"Абесалом и Этери" Палиашвили (1953, Т-р оперы и балета им. Палиашвили, Тбилиси) и "Невеста севера" Торадзе (1958, там же). С 1928 Т. вед„т педагогич. работу. С 1951 - преподаватель, с 1965 - профессор ГИТИСа; худ. рук. курсов актеров и режиссеров муз. т-ра.

Лит.: К а н н Е., Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко в дни войны, в сб.: Театр. М., 1944;

ГрошеваЕ., Образы и маски, "Театр", 1948, ј 11 ;А. К., Творческие итоги Московского театра оперетты, "Сов. музыка", 1950, .ј 4; Н е с т ь е в И., "Дон Карлос", "Муз. жизнь", 1963, ј 23. M. Лифш.

ТУМАНЯН, Ованес Тадевосович [7(19).II.1869, село Дсех, ныне - Туманян Арм. ССР,- 23. III. 1923, Москва] - арм. поэт. В молодости увлекался т-ром. Принимал участие в любительских спектаклях, выступал с П. Адамяном, о к-ром написал воспоминания. Произв. Т., насыщенные глубоким драматизмом, послужили либретто для пьес, киносценариев, опер (оперы "Ануш" Тиграняна, "Алмаст" Спендиарова и др.). Т. писал рецензии и статьи об арм. т-ре, защищая реалистич. и демократич. принципы в иск-ве.

Лит.: Туманян-критик, Ер., 1938 (на арм. яз.). Б. А.

ТУНКЕЛЬ, Давид Владимирович (29.III.1905-18.VI. 1966)- рус. сов. режиссер. Засл. деят. иск-в РСФСР (1954). В 1927 окончил театр. школу при Т-ре Революции и был принят в труппу этого т-ра. В 1936-66- режиссер Центр, т-ра Красной (ныне Советской) Армии. Т. был режиссером в пост. А. Д. Поповым спектаклях: "Дело" Сухово-Кобылнна (1940), "Полководец"? Трен„ва (1945). Самостоятельно пост.: "На всякого мудреца довольно простоты" (1941); "За тех, кто в море!" Лаврен„ва (1947), "Тихий океан" Прута (1949), "Варвары" (1955); "Физики" Дюрренматта(1965). В творч. биографии режиссера большое место занимает совр. драматургия. Он пост. пьесы: "За вторым фронтом" Собко (1949), "Стрекоза" Бараташвили (1953), "Извините, пожалуйста" Мака„нка (1954), "Крепость над Бугом" Смирнова (1956), "Караван" Штока (1957, совм. с А. А. Петровым), "Якорная площадь" Штока (1960), "Бой с тенью" В. Тура (1966) и ряд др. Т. ставил спектакли и в др. т-рах: "Кляксы" Дыхович-ного и Слободского (1959) в Моск. т-ре эстрады и миниатюр, "Гурий Львович Синичкин" Дыховичного, Слободского, Червинского (1963), "Четв„ртый позвонок" по о. п. Ларни (1961) - оба в Московском театре Сатиры.

Для режиссерского творчества Т. характерна тщательная работа с актером, психологич. разработка образов. Спектаклям Т. присущи юмор, комедий-ность. Я. Мор. ТУОНГ- см. Вьетнамский театр и драматургия. ТУОРИЛА,Суло Александрович [р. 9(22).VI.1911]- карельский сов. режиссер и актер. Нар. арт. Карел. . АССР (1956). Засл. дсят. иск-в РСФСР (1959). В 1932 окончил Ленингр. драм. техникум. В 1932 вош„л в труппу вновь организованного фин. драм. т-ра в Петрозаводске. С 1948 вед„т и режиссерскую деятельность.

Роли: Труффальдино ("Принцесса Турандот" Гоцци), Максимов ("За тех, кто в море!"Лаврен„ва),Годун("Разлом"), Хлестаков, Егор Булычев; Оскар ("Сын рыбака" Лациса), Астров ("Дядя Ваня"), Куллерво (о. п. Киви), Дронов ("Вс„ оста„тся людям" Ал„шина) и др.

Пост.: "За тех, кто в море!" Лаврен„ва, "Люди с Дангора" Андерсена-Некс„, "Сельские сапожники" Киви, "Беспокойная старость" Рахманова. (7 Кол.

ТУР, братья [псевдоним; наст. фам.- Т у б е л ь-с к и и, Леонид Давидович (11.IV.1905-14.II.19()1) и Рыже и, Петр Львович (р. 24.1.1908)] - рус. сов. драматурги. Лит. деятельность начали в 1923 как журналисты. Среди первых пьес - "Нефть" (1930, Ленингр. т-р драмы им. Пушкина), "Утопия" (1930, Ленпнгр. Большой драм. т-р) - обе совм. с Л. Гор-вым и А. П. Штейном, "Земля и небо" (1932, Красный т-р, Ленинград). Т. написали (совм. с Л. Б. Шейниным) пьесу "Очная ставка" (1938, Камерный т-р, Москва) - одну из первых пьес, посв. работе сов. разведки. Эта пьеса, как и мн. др. пьесы Т., имеет напряж„нный, действенный сюжет,острые коллизии, стремительно разв„ртывающуюся интригу. Т. (совм. с Шейниным) принадлежит пьеса "Губернатор провинции" (1947, Моск. т-р им. Ленинского комсомола), показывающая мирную политику Сов. Союза, его прогрессивное историч. значение в борьбе за мир.

Среди др. пьес: "Восточный батальон" (1935, Центр, т-р Красной Армии), "Генеральный консул" (совм. с Шейниным, 1939, моек. Камерный т-р), "Неравный брак" (совм.с Шейниным, 1941, Моск. т-р Сатиры, Центр, т-р Красной Армии), "Дым отечества" (1942), "Поединок" (совм.с Шейниным,1944), "Кому подчиняется время" (совм. с Шейниным, 1946, Т-р им. Вахтангова), "Софья Ковалевская" (1948, Моск. т-р им. Ленинского комсомола), "Особняк в переулке" (1949, там же), "Третья молодость" (1 952, Моск.т-р драмы), "Колесо счастья" (1955, Моск.т-р им. Ленинского комсомола), "После разлуки" (1957, Т-р им. Вахтангова), "Побег из ночи" (1958, моек. Т-р им. Маяковского), "Северная мадонна" (1961, моек. Т-р им. Ермоловой).

В 1960 П. Л. Тур написал пьесу "Посторонняя женщина" (1964, Ленингр. т-р Комедии). В соавторстве с А. С. Тур - пьесу "Перебежчик" (1965, Т-р им. Маяковского) об интернациональной дружбе народов. Пьесы Т. "Софья Ковалевская", "Побег из ночи", "Северная мадонна", "Перебежчик" отличаются более глубоким раскрытием образов героев. Пьесы Т. ставились на сценах зарубежных т-ров (Австралия, Англия, Венгрия, Румыния, Чехословакия и др.). По сценариям Т. пост. неск. фильмов; Гос. пр. СССР (1950) за участие в работе над сценарием фильма "Встреча на Эльбе".

Соч.: Драмы, М., 1962; Перебежчик, М., 1966. Лит.: Носова Г., "Губернатор провинции" в Сиднее, "Огонек", 1949, .N" 6; К а р а г а н о в А., Сценический образ и актерская мысль, "Театр", 1950, ј 9; Р о ш е р Р., Пьесы советских авторов на сценах ГДР, "ГДР. Информация и иллюстрации", 1960, ј 9.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница