Наши партнеры

Выгодно аренда авто краснодар от 21 года в компании РексРент.

Театральная энциклопедия
(страница 430)


ТОЛЬНАИ (Tolnay), Клари (р. 1914) - венг. актриса. Нар. арт. ВНР (1954). После освобождения Венгрии от оккупации (1945) работала в т-ре "Вигсинхаз". С 1949 - ведущая актриса Т-ра им. Мадача (Будапешт). Т. близки роли, требующие внутр. перевоплощения, психологич. раскрытия духовного мира героини (Лауренсия; Джульетта - "Ромео и Джульетта" Шекспира, Нора и др.). В рус. классич. репертуаре создала точные по психологич. рисунку образы:

Любовь Андреевна ("Вишн„вый сад"), Ирина ("Три сестры"), Елена ("Мещане"). С большой силой исполнила трагедийную роль Матери в пьесе "Марта" П. Мюллера, написанной для Т. Одна из лучших ролей Т. в совр. зарубежной драматургии - Бланш ("Трамвай, именуемый "Желание""Теннесси Уильямса), в к-рой актриса показала трагедию т. н. "маленьких людей" совр. Америки. В 1966 вместе с Т-ром им. Мадача была на гастролях в Сов. Союзе. Выступала в трагич. роли Клитемнестры ("Электра" Борнемис-сы). Дважды лауреат пр. им. Кошута (1951 и 1952). Снимается в кино. А. Гер.

Лит.: "Театр", 1965, ј 10, с. 133-40.

ТОМА (Thomas), Шарль Луи Амбруаз (5.VIII.1811- 12.11. 1896) - франц. композитор. Окончил Парижскую консерваторию (1832) у Ф. В. Калькбреннера (фп.) и Ж. Ф. Лесюэра (композиция), был удостоен Римской пр. за кантату "Герман и Кетти". В 1837 дебютировал в Париже как оперный композитор ("Двойная лестница", т-р "Опера комик"). Известность приобр„л в жанре лирич. оперы. Наиболее популярна "Миньон" по роману Г„те "Годы учения Вильгельма Мейстера" (1866, там же). Обращаясь к сюжетам классич. лит-ры, Т. снижал их социально-философское содержание, ограничиваясь личными, интимными переживаниями героев. Таковы - "Сон в летнюю ночь" (1850), "Гамлет" (1868, т-р "Гранд-Опера"), "Франческа да Римини" (1882, там же). Вместе с тем оперы Т. сценичны и музыка их отличается искренностью, мелодич. изяществом, тонкостью оркестровки.

Др. оперы: "Парикмахер регентства" (1838); "Цветущая корзина" (1839), "Карлина" (1840, обе в т-ре "Опера комик"), "Граф Карманьола" (1841, т-р "Гранд-Опера"), "Анжелика и Медор" (1843), "Мина" (1843, обе в т-ре "Опера комик"), "Кади" 1849, т-р Лирич. оперы), "Двор Целимены" (1855), "Психея" (1857), "Карнавал в Венеции" (1857), "Роман Эльвиры" (1860, все в т-ре "Опера комик") и др.; балеты - "Цыганка" (1839), "Бетти" (1846), "Буря" (1889, все в т-ре "Гранд-Опера").

С 1836 Т. в„л класс композиции в Парижской консерватории (с 1852-профессор, в 1871-93 - директор). Среди учеников Т.-композитор Ж. Массне. Т.-чл. Ин-та Франции (1851).

Лит.: Hanslick Ed., Die moderne Oper, В., 1880, Кар. VII; Delaborde H., Notice sur la vie et les ?uvres (TAmbroise Thomas, P., 1896; С u r z o n H. d e, A. Thomas, P- l. В. Ю.

TOMAC (Thomas), Брандон (25.XII. 1856-19.VI. 1914)-англ. драматург, актер. Автор фарса с переодеваниями "Т„тка Чарлея" (1892), пользовавшегося длительной популярностью. Пьеса переведена на мн. языки, В 1921 в роли студента Чарлея выступал Дж. Гилгуд (Лондон). На рус. сцене пьеса впервые пост. в 1894 в Т-ре Корша, в роли Чарлея - П. Н. Ор-ленев, затем в этой же роли выступал С. Л. Кузнецов и др. крупные актеры. Из других пьес Т. (многие в соавторстве с др. драматургами) наиболее известна мелодрама "Цветной сержант" .(1885).

Соч.: "Т„тка Чарлея", "Сцена", 1894, вып. 17,г. 1-82;

"Т„тушка Чарлея", М., 1937.

Лит.: Gielgud J., Early stages. L., 1939, p. 68- 70; Brande n-T h o m a s J., Charley's aunt's father, a life of Brandon Thomas, L., 1955; "Артист", 1895, ј 45, кн. 1, разд. XX, с. 206-07. Вл. Ш.

ТОМАШЕВСКАЯ, Вера Дмитриевна [p.ll(24).VL 1907]-рус. сов. актриса. Нар. арт. Карел. АССР (1956). В 1929 окончила студию РТО в Ленинграде. В 1929- 1937 работала в ленингр. т-рах "Синяя блуза", "Молод„жная сатира", Т-ре Санпросвета, Ленингр. обл. т-ре, в 1942-44 - актриса Ленингр. обл. филармонии. В 1937-40 и в 1944-63 работала в Петрозаводском т-ре. Совм. с А. М. Высоцким выступала в тематич. лекциях-концертах, посв. творчеству Островского, Пушкина, Гоголя и др.

Роли: Мурзавецкая,Фетиния Мироновна ("Волки и овцы", "Не было ни гроша, да вдруг алтын" Островского), Анна Дмитриевна ("Живой труп"). Мадам Пернель ("Тартюф"), Дуэнья (по о. п. Шеридана), миссис Кленэм ("Крошка Дор-рит" по Диккенсу), Берсенева ("Разлом"), Мария Сергеевна ("Золотая карета" Леонова), Анастасия Ефремовна, Клавдия Васильевна ("В добрый час!", "В поисках радости" Розова). А. Ив.

ТОМАШЕВСКИЕ - евр. актерская семья. Выходцы из России, играют в т-рах США. 1) Борис (р. 1886) - актер, режиссер, антрепрен„р, драматург; один из основоположников евр. т-ра в США. Держал антрепризы и выступал как актер в Нью-Йорке, Чикаго, Филадельфии, Балтиморе, Бостоне и др. городах США; вначале исполнял женские роли (Миреле - комедия-водевиль "Бобе-Яхне" Гольдфа-дена и др.). В дальнейшем играл роли: Уриэля Ако-сты (о. п. Гуцкова), Гамлета; Гдале Лурье (мелодрама "Братья Лурье" Гордина), Мефистофеля ("Фауст" Г„те). Выступал в опереттах, мелодрамах, комедиях-водевилях,

2) Беси (урожд.- Кауфман; р. 1889). Жена Бориса Т. Играла вместе с мужем. Роли: Суламифь, Либеле, Миреле (о. п., "Цвей кунелемлех", "Бобе-Яхне" Гольдфадена), Хана ("Слушай, Израиль!" Дымова), Ива ("Цена любви" Золотаревского) и др. Держала антрепризы.

Соч.: Томашевский Б., Театральные произведения, Нью-Йорк, 1908; Томашевская Беси, История моей жизни, Нью-Йорк, 1916 (обе книги на яз. идиш). А.Шн.

ТОМБЕРГ, Елизавета Степановна [р. 15(28). I. 1909]-карельская сов. актриса. Нар. арт. СССР (1959). Депутат Верх. Совета СССР 6-го созыва. В 1932 'начала сценич. деятельность в финском драм. т-ре в Ленинграде. В 1940 перешла в Гос. финский т-р Карельской АССР в Петрозаводске. Т.-актриса большого обаяния. Е„ сценич. героини -значительные женщины, надел„нные волей, умом. Иск-во актрисы отличается внутр. силой, широким диапазоном. Играет трагедийные и комедийные роли, ей близки героика и гротеск.

Роли: Васса Железнова (1951); Мария Львовна ("Беспокойная старость"), Раневская ("Вишн„вый сад"). Хозяйка ("Женщины Нискавуори" Вуолийоки), Эльза ("Ветер с юга" Грина; Гос. пр.СССР, 1950),фру Бон("Люди с Дангора" Андерсена Нексе,1955), Меланья ("Егор Булычев и другие"), Марта ("Сельские сапожники" Киви, 1959),Майя ("Насплавной реке" Паккала, 1945), Гурмыжская ("Лес"); Мария Ивановна ("Бессмертные зв„зды" Гракова и Иванова, 1959), Екатерина Лагутина ("Мать своих детей" Афиногенова, 1958), Бабушка

("Деревья умирают стоя" Касоны, 1960), Мамаша Кураж ("Мамаша Кураж и е„ дети" Брехта, 1966). С. Кол.

ТОММ, Элеонора Николаевна [р. 13(26). IV.1915] - укр. сов, артистка оперы (меццо-сопрано). По национальности эстонка. Нар. арт. УССР (1964). Занималась пением у М. Г. Людвиг. В 1949 окончила Киевскую консерваторию (класс Д. Г. Евтушенко). В 1948 дебютировала на сцене Т-ра оперы и балета им. Шевченко (Киев) в партии Вани ("Иван Сусанин"; Гос. пр. СССР, 1949). С 1948 - солистка этого т-ра. Т. обладает сильным и глубоким голосом густого тембра, исполняет партии героические и драматические. По„т также контральтовые партии.

Партии: Соломин ("Богдан Хмельницкий" Данькевича), Лукерья ("Заря над Двиной" Мейтуса), Ирина ("Судьба человека" Дзержинского), Ратмир ("Руслан и Людмила"), Кончаковна ("Князь Игорь"), Марина Мнишек и Ф„дор ("Борис Годунов"), Любовь ("Мазепа"), Марфа ("Хованщина"), Амнерис; Азучена ("Трубадур"), Ульрика ("Бал-маскарад" Верди), Кармен; Ортруда ("Лоэнгрин") и др.

Выступает как камерная, певица. А. Ив.

ТОМО‚СИ МУРАЯМА - см. Мураяма Томо„си. ТОМПУРИ (Tompuri), Элли (20.1.1880-1962)-фин. актриса. Училась в Париже (Т-р Антуана), в Вене ("Бургтеатр") и др. В 1900-02 - актриса Финского Нац.т-ра (Хельсинки), в 1903-04 - актриса Шведского т-ра (Хельсинки), в 1904-05 - актриса и директор Таммерфорсского т-ра. В 1919-20 была организатором и директором т-ра "Свободная сцена" (Хельсинки). Автор книг и мемуаров.

Роли: Джульетта ("Ромео и Джульетта" Шекспира), Катюша Маслова ("Воскресение" по Л. Толстому), Кир-сти ("Смерть Элины" Нюмерса), Нора; Маргарита Готье ("Дама с камелиями" Дюма-сына), Медея (о. п. Еврипида) и др.

Выступала с чтением стихов в США, СССР, Германии, Франции и др.

Соч.: Minun tieni, Hels., 1942, Mihin paattyki tie?, Hels., 1944; Sammumattomia tahtia, Hels., 1950, и др.

С. Л. ТОМСКИЙ, Александр Романович [р. 3(16).1.1905]- рус. сов. артист балета и балетмейстер. Засл. арт. Узб. ССР (1947). В 1923 окончил вечерние курсы при Моск. хореографич. уч-ще (класс А. М. Мессе-рера). В 1923-27-артист балета Свободной оперы (Москва), в 1927-29-солист балетной труппы Моск. т-ра оперетты, в 1929-41 - артист балета и балетмейстер в т-рах оперы и балета гг. Свердловска, Харькова, Саратова, Перми, Куйбышева, Ташкента, где пост.: "Красный мак"; "Корсар" Адана и Пуни и др. В Т-ре оперы и балета им. Навои пост. первый узб. балет "Шахида" Таля (1939). В 1941-48-балетмейстер и танцовщик Муз. т-ра им. Станиславского и Не-мировича-Данченко, в 1948-51-артист балета Большого т-ра, в 1957-58-художеств. руководитель балетной труппы этого т-ра, в 1951-54 - художеств. руководитель балета Моск. эстрады, в 1960-62- гл. режиссер муз. вещания Центр, телевидения. В

1962-64 - зам. художественного руководителя балетной труппы Муз. т-ра им. Станиславского и Неми-ровича-Данченко. С ноября 1964-управляющий балетной труппой Большого т-ра. . Пост. за рубежом: Чехословакия - "Бахчисарайский фонтан" (1954), "Лебединое озеро" (1955), "Каменный цветок" (1958); Польша - "Каменный цветок" (1961); Чили - "Лебединое озеро" (1962). А. Дин. ТОНАДЙЛЬЯ (tonaldil-la) - жанр исп. театр. представления. Возник из песенно-танцевального номера (tonada), открывавшего комедию или исполнявшегося между действиями (17- нач. 18 вв.). К середине 18 в. Т. формируется как самостоятельный театральный жанр. Представляет собой вокально-муз. и танц. представление с несложным сюжетом. По содержанию и по форме Т. была нар. жанром, пользовавшимся популярностью у демократич. зрителя и отрицавшимся аристократич. публикой. В нар. бытовых сценках нередко содержались сатирич. выпады против господствующих классов, против распростран„нной в то время галломании. Музыка и танцы были народными или создавались композиторами на основе муз. фольклора. Первая Т. "Трактирщица и погонщик" приписывается комп. Л. Мисону; она пост. в 1757 в Мадриде. Кроме Мисона, к-рый за 10 лет сочинил 180 Т., -в этом жанре выступали комп. М. Пла, А. Герреро, А. Эстеве-и-Гримау, Б. де Ласерна (автор св. 800 Т.), X. Вальедор. В большинстве случаев они писали также и либретто; среди драматургов-либреттистов известны Р. де ла Крус. Л. Ф. Комелья, С. Васкес. В конце 18 в. на Т. сказалось влияние итал. компч. оперы. В числе исполнителей Т. видные актеры:

X. Ладвенант, М. и Т. Гарридо, М. А. Фернандес ("Ла Карамба"), М. Ладвенант, М. Гарсиа и др. К сер. 19 в. Т. сошла со сцены, оказав значит, влияние на др. малые жанры исп. т-ра, в частности на сарсуэлу.

Лит.: Cotarelo y Mori E., Coleccion de entremeses, loas, bailes, jacaras y mojigangas desde fines del siglo XVI a mediados del XIX, v. 1-2, Madrid, 1911; его же, Historia de la Zarzuela, Madrid, 1934; P e d r e l l F., Teatro lirico espanol anterior al siglo XIX, v. 1-2, La Coruna, 1897- 1898; Subira J., La tonadilla escenica, v. 1-3, Madrid, 1928-30; его же. Tonadillas teatrales ineditas, Madrid, 1932. ??. П.

ТОНДУ, Тоомас (наст. имя и фам.- Юри Юрьевич К о и к) (6.XII. 1888 - 22.VIII. 1928) - эст. актер. Сценич. деятельность начал в т-ре "Ванемуйне" (1907). В 1911-12 работал режиссером и актером т-ра в Вильянди. В 1912 переш„л в т-р "Эстония" (Таллин). Творчество Т. отличалось искренним, часто лирич. комизмом и стремлением к аналитич. работе над ролью.

Лучшие роли: Эрнест ("В усадьбе "'Пюве"" Китцберга, 1916), Пелеас ("Пелеас-и Мелисанда" Метерлинка, 1919), Поташ ("Поташ и Перламутр", 1920), Гарпагон ("Скупой", 1923). М. Вал.

ТОНС, Эдгар Оттович (р. 17.1.1917) - латыш. сов. дириж„р. Нар. арт. Латв. ССР (1962). В 1943 окончил Латв. консерваторию по классу контрабаса, в 1950 по классу дирижирования Л. Э. Вигнера. В 1950-52-стаж„р в Т-ре оперы и балета им. Кирова (Ленинград). С 1947 - дириж„р, с 1954 - гл. дириж„р Т-ра оперы и балета Латв. ССР (Рига). Гастролировал с Т-ром оперы и балета Латв. ССР в Москве (1955), Ленинграде (1958, 1961, 1964), Киеве и др. городах. Т. обладает высокой муз. культурой, мн. работает над пост. совр. опер. Рукооодил пост. опер: "Банюта" Калныня (1953), "К новому берегу" (1955), "Зел„ная мельница" (1958), "Опера нищих" (1965) Зариня, "Тангейзер" (1956), "Валькирия" (1963) Вагнера, "Саломея" Р. Штрауса (1959), "Война и мир" Прокофьева (DGl), "Судьба человека" Дзержинского (1962), "Катерина Измайлова" Шостаковича (1963), "Питер Граймс" Бриттена (1964); дирижировал балетами: "Ромео и Джульетта" Прокофьева (1953), "Сакта свободы" Скултэ (1955) и др.

'Лит.: Кенигсберг А., Эдгар Тоне, "Сов. музыка", 1965, .No 7. Я. В.

ТОНЯНУ (Toneanu), Bacime (15.X.1869-30.IIL 1933) - рум. актер. Образование получил в Бухарестской консерватории (ученик Ш. Веллеску). В сезон 1888-89 И. Л. Караджале пригласил Т. в труппу бухарестского Нац. т-ра, где он работал до 1925. Т. обладал ярким комедийным дарованием, его иск-во было глубоко гуманистично, заразительный юмор иногда переходил в беспощадную сатиру. Иск-во Т. способствовало утверждению нац. драматургии в рум. т-ре.

Роли: Фароруриди, Пордаке ("Потерянное письмо", "Во время карнавала" И. Л. Караджале), Рэдеш ("Рэзван и Видра Хашдеу), Зелик Шор ("Манасса" Романа), Лэкустэ-Воевода ("Сынзяна и Пепеля" Александри), Арган ("Мнимый больной"), Фигаро и др.

ТОПАНОВ, Александр Михайлович (1903-1959) - хакасский сов. драматург. Один из основоположников хакасской сов. лит-ры. Лит. деятельность начал в 1920. Принимал активное участие в работе кружков художеств. самодеятельности. Создал в Абакане кружок "Синей блузы", на базе к-рого в 1931 был осн. Хакасский нац. т-р, и был первым художеств. руководителем этого т-ра и актером. Автор пьес: "С грамотой без нужды" (соч. 1928; пост. 1932, Хакасский нац. т-р), "Чертополох" (1932), "От ружья к трактору" (1933, там же), "Классовые враги" (1933, там же), "Бабий выигрыш" (1938, там же). Пьесы Т. показывают классовую борьбу в деревне в период коллективизации, старое и новое в жизни хакасов. В период Отечеств, войны Т. написал одноактные пьесы "Кровь за кровь", "Стальные сердца", "Месть". Написал (совм. с Н. М. Зингеровским) муз. комедию "Одураченный Хорхло (1942, там же), в к-рой широко использовал хакасский фольклор.

Лит.: Трояков П., Очерки развития хакасской литературы, Абакан, 1963; его же. Хакасская драматургия, "Записки Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории", 1958, вып. VI.

Д. Ив.

ТОПЕНГ - индонез. традиционный театр масок. Получил развитие в раннем средневековье. Испытал влияние инд. иск-ва. Сюжеты представлений заимствуются из древнеинд. эпоса "Рамаяна" и "Махаб-харата", а также разл. легенд и историч. хроник. Наиболее распространены яванская и балийская театр. форма Т.-ваянг. В этих представлениях часто гротесково изображаются традиционные герои - надменные раджи, отважные воины, лукавые царедворцы и др.

Т. называют также маску, к-рую носят актеры этого т-ра (сделана из дерева и раскрашена). Во время представления актер держит маску зубами за деревянную ручку или кожаный ремешок, прикрепл„нный к задней стенке. актер в силу этого лиш„н возможности говорить и представление сопровождает ведущий, к-рый носит полумаску. Сценич. образы Т. статичны, игра актеров условна. В спектакль вводятся танц. сцены. На острове Бали Т. используют также актеры (паджечаны), каждый актер играет несколько ролей и по ходу спектакля меняет маски.

Лит.: Восточный театр. Сб. статей, под ред. А. М. Мер-варта, Л.,1929; "Budaya", Djokjakarta, 1957, .ј 6; Wagner F. A., Indonesia. The art of an island group (Methnen), L., 1959. Д. Д.

. ТОПОЛ (Topol.), Йосеф (р. 1.1 V. 1935) - чехословацкий драматург. В 1955 окончил Академию иск-в (АМУ) в Праге. Будучи студентом, написал драматич. поэму "Полночный ветер" (1955, Художеств. т-р армии, Прага). Пьесы Т.: "Их день" (1959, Нац. т-р, Прага), посв. совр. молод„жи Чехословакии, "Конец мясопуста" (1963, Т-р им. Стнбора, Оломоуи) рассказывают о крахе индивидуализма; "Кошка на рельсах" (1965, "Т-р За браной", Прага) раскрывает духовный мир молодого поколения совр. Чехословакии. В своих пьесах Т. стремится к психологич. обрисовке образов, детальной разработке характеров, философскому осмыслению проблем современности. Перев„л для пражского Нац. т-ра пьесы "Чайка" Чехова и "Ромео и Джульетта" Шекспира.

Соч.: "Pulnocni vitr", Praha, 1956; "Jejich den", Praha, 19в0; "Konec masopustu", Divadlo, 1963, ј 5; "Kocka na kolejich", "Divadlo", 1965, ј 2.

Лит.: Солнцева Л., Чехословацкий театр сегодня, М.. 1962. Д. Сол.

ТОПОРКОВ, Афанасий Яковлевич (ок.1727-1761)- рус. артист балета. В 1738-42 обучался в танц. школе Ж. Б. Ланде (первый набор). По окончании школы вошёл в состав первой рус. балетной труппы. Выступал в т. н. "серьёзных" балетах на пасторальные и мифологич. сюжеты, к-рые были пост. Ланде и А. Ринальди (Фоссано), а также в аллегорич. балетах. С 1752 - придворный танцмейстер.

Лит.'. Ш т е л и н Я., Музыка и балет в России XVIII века, Л., 1935; Борисоглебский М. [сост. ], Материалы по истории русского балета, т. 1, Л., 1938; К р а-совская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.-М., 1958; Бахрушин Ю. А., История русского балета, М., 1965. Г. Ш.

ТОПОРКОВ, Василий Осипович [р. 4(16).III.1889]- рус. сов. актер. Нар. арт. СССР (1948). Доктор искусствоведения (1965). В 1909 окончил Петерб. театр. уч-ще. В 1909-14-актер Петерб. т-ра Лит.-художеств. об-ва. С успехом сыграл роль Платона Каратаева ("Война и мир" по Л. Н. Толстому). В 1919-27 работал в б. Т-ре Корша. Играл гл. обр. характерные, часто комедийные роли: Труф-фальдино ("Слуга двух господ"), Бальзаминов ("Женитьба Бальзампнова" Островского), капитан Христоферсон ("Анна Кристи" О'Нила), Сан-чо Пансо ("Освобожд„нный Дон Кихот" Луначарского). С 1927 работает во МХАТе.

Т.-актер широкого творческого диапазона, блестящий мастер внешнего и внутреннего перевоплощения. Одно из его основных качеств - умение довести характерность каждой роли, сущность его героя "до высшей меры", по выражению К. С. Станиславского. Игра актера отличается предельной органичностью, острым, выразительным внешним рисунком. Первые актерские работы Т. во МХАТе, подготовленные под рук. Станиславского,- кассир Ванечка ("Растратчики" Катаева, 1928) и Чичиков ("М„ртвые души", 1932). С глубоким проникновением в природу творчества Гоголя Т. сыграл Чичикова; он создал образ авантюриста-приобретателя, основанный на ясном социальном анализе явлений, отличавшийся тонким психологич. рисунком. То же сочетание беспощадности психологич. анализа и л„гкости, изящества комедийной формы продемонстрировал Т. в роли одураченного, доверчивого Оргона ("Тартюф", 1939). Образ страстного мечтателя, человека высокой принципиальности и чистоты создал Т., играя роль председателя горисполкома коммуниста Береста ("Платон Кречет", 1935). Одержимость человека, отдающего все силы труду, передал Т. в роли геолога Мориса ("Глубокая разведка" Крона, 1943;

Гос. пр. СССР, 1946). Значительными в творчестве актера были такие разнохарактерные образы, как маскирующийся контрреволюционер Антонов ("Земля" Вирты, 1937), агент царской охранки Битков ("Последние дни" Булгакова, 1943), Аркашка Счастливцев (1948), грустнонелепый Епиходов ("Вишн„вый сад", 1949), философ Эзоп ("Лиса и виноград" Фигейреду, 1958), Мак ("Над Днепром" Корнейчука, 1961). Одна из лучших ролей Т.са-тирич. образ профессора Кругосветлова ("Плоды просвещения" Толстого, 1951; Гос. пр. СССР, 1952).

Т. выступает и как режиссер, пост. спектакль "Последние дни" Булгакова (1943, совм. с В. Я. Ста-ницыным), совм. с М. Н. Кедровым завершил пост. "Тартюфа" (1939); с Н. М. Горчаковым пост. спектакли "Азорские острова" и "Весенний смотр" Шквар-кина в Моск. т-ре Сатиры. Т.-страстный пропагандист системы К. С. Станиславского, в многочисл. книгах, статьях, беседах, лекциях он популяризирует сущность театр. педагогики Станиславского. Занимается педагогич. деятельностью в Школе-студии МХАТа (с 1948 - профессор). /

Др. роли: Тихон ("Гроза"), Павлин ("Егор Буличов и другие", 1934), Сэм Уэллер ("Пикквикский клуб" по о. п. Диккенса, 1934), Хрипун ("Фронт", 1942), Дергач„в ("Последняя жертва" Островского, 1944), Ремизов ("Дни и ночи" Симонова, 1947), Лемм ("Дворянское гнездо" по о. п. Тургенева, 1957).

С о ч.: К. С. Станиславский на репетиции, М.-Л., 1949;

О технике актера, М., 1954; Разведчики будущего, в сб.:

Образ моего современника, М., 1951; Из жизни в театре, в сб.: Театральный альманах, кн. 3 (5), М., 1946; Теория и практика системы К. С. Станиславского, "Театр", 1950, ,ј 2; Действие, слово, сверхзадача, там же, 1950, ј 11;

Жизненная правда сценического действия, там же, 1951, ;ј 11; Актер в ансамбле, там же, 1952, ј 4; К. С. Станиславский, режиссер-педагог, "Театральная жизнь", 1961, Л" 7, 8, 9, 23; Импровизация в творчестве актера, там же, 1964, ј 7.

Лит.: Полякова Е., Художник воинствующего гуманизма, "Театр", 1950, ј 4; ее же , Полвека и еще четверть века, "Театральная жизнь", 1964, ј 6; Ю з о в-с к и и Ю., "Тартюф", в его кн.: Зачем люди ходят в театр. М., 1964. А. О.

ТОРАДЗЕ, Давид Александрович (р. 14. IV. 1922) - груз. сов. композитор. Нар. арт. Груз. ССР 1961). Чл. Коммунистнч. партии с 1951. В 1939-41 учился в Моск. консерватории (класс Р. М. Глиэра), в 1948 окончил Тбилисскую консерваторию, в 1951 там же - аспирантуру. Автор опер: "Призыв гор" (1947), "Невеста севера" (1958); балетов: "Горда" (1949; Гос. пр. СССР, 1951), "За мир" (1953, все пост. в Т-ре оперы и балета им. Палиашвили, Тбилиси); муз. комедий: "Натэла" (1948), "Мститель" (1952, обе пост. в Тбилисском т-ре муз. комедии); музыки к драматич. спектаклям и фильмам; симфонпч., камерных и вок. произв. С 1954 препода„т в Тбилисской консерватории (с 1964 - доцент).

Лит.: Г р о ш е в а Е., Новые достижения советской оперной культуры, "Театр", 1951, ј4; Рославлева Н., Балет "Горда", "Муз. жизнь", 1958, ј 4. В. Бр.

ТОР‚ЛЛИ (Torelli), Джакомо (1.IX. 1608 - 17. VI. 1678) - итал. театр. архитектор и декоратор. Работал в венецианских т-рах "Сан-Джованни-э-Паоло", "Новпссимо", где усовершенствовал систему кулисных машин, примен„нную его учителем Дж. Алеотти. С 1645 был директором т-ра "Пти-Бурбон" в Париже. Участвовал в пост. спектаклей: "Притворная сумасшедшая" (1641-45, муз. Ф. Сакрати), "Андромеда" П. Корнеля (1650), "Деидамия" (1644), "Свадьба Фетиды и Пелся" (1654) Кавалли, "Докучные" Мольера (1661) и др. Машины, изобрет„нные Т. для этих пост., давали возможность производить быстрые перемены декораций. Вернувшись в Италию (1662), разработал проект постройки т-ра "Фортуна" (г. Фано), строительство к-рого было завершено в 1677.

Лит.: Извеков Н. П., Техника сцены, М.-Л., 1940. с. 50-52.

ТбРНДАЙК (Thorndike), Сибил (р. 24. X. 1882) - англ. актриса. Муз. образование получила в "Гилд-холл-скул"-школе музыки, театральное-в Академии Б. Грита. В 1904 дебютировала в Кембридже, в т-ре "Нью", в TpynneJB. Грпта. В 1904-08 гастролировала с этой труппой в США. С 1908 играла в труппах А. Э. Хорнимен, Ч. Фромана. В 1914 впервые выступила на сцене т-ра "Олд Вик". В дальнейшем играла в разл. т-рах Лондона, но к работе в т-ре "Олд Вик" возвращалась неоднократно. Среди лучших ролей: леди Макбет; Гекуба ("Троянки" Еврп-пида), Осе ("Пер Гюнт" Ибсена), Иокаста . ("Эдип-царь" Софокла), Кандида и Жанна (о. п. и "Святая Жанна" Б. Шоу), Беатриче ("Ченчи" Шелли), Медея (о. п. Еврппида). Выступала в ролях шекспировского репертуара. Т.- актриса большой трагедийной силы. Многие бытовые образы, созданные Т., отмечены искренностью, лиризмом, отличаются психо-логич. глубиной, интеллектуальностью. Играя роли Жанны и Осе, Т. трактовала эти персонажи как выразительниц нар. мудрости. В 1939-44 с труппой "Олд Вик" играла в рабочих пос„лках и деревнях Англии. Много гастролировала: в Юж. Африке, Франции, США, Египте, Палестине, Германии, Австралии, Индии и др. В 1963 выступала с Л. Кэссоном (мужем и постоянным партн„ром) на сцене т-ра "Хей-маркет" с отрывками из различных пьес и чтением стихов. С 1922 снималась в кино.

Лит.: Thorndike R., Sybil Thorndike, L., 1929;

Т г e w i n J. С., Sybil Thorndike, L., 1955. ф, К.

ТОРОПОВ, Акиндин Маркелович [р. 18.IV. 1918] - рус. сов. театр. художник. Засл. деят. иск-в Кирг. ССР (1964). Окончил декоративное отд. Самаркандского художеств. уч-ща (1939). Работу в т-ре начал во Фрунзе (ТЮЗ, 1936). В 1945-47 - гл. художник т-ра рус. драмы, с 1947 - Кирг. драм. т-ра.

Оформил спектакли: "Царь Ф„дор Иоаннович" А. К. Толстого (1946, фрунзенский Т-р рус. драмы); в Кирг. драм. т-ре: "Мы не те, что были" Маликова и Куттубаева (1951), "Егор Булычев и другие" (1953), "Дочь Атабека" Абдумо-мунова (1955), "На высокой земле" Маликова (1956), "Кур-манбек" Джантошева (1957), "Джаныл" Маликова и Куттубаева (1959), "Судьба отца" Джакиева (1960), "Лицом к лицу" (1961), "Материнское поле" (1964), "Джамиля" (1965) по Айтматову,"Король Лир" (1963), "Горе от ума" (1966) и др. Д.Бр.

ТОРРЕС HAAPPO (Torres Naharro), Бартоломе де (последняя четв. 15 в.ок. 1531) - исп. поэт и драматург. Был солдатом, попал в плен в Алжире, после освобождения стал священником, жил в Риме и Неаполе. Пьесы Т. Н. ставились во дворцах знати и опубликованы в сб. "Пропалладия" ("В честь Афины Паллады", 1517). В предисловии к этой книге Т. Н. излагает свои взгляды на драм. иск-во. Опираясь на нек-рые принципы античной поэтики и итал. уч„но-гуманистич. т-ра, Т. Н. считал возможным смешение в пьесе трагич. и комич., отказывался от деления пьес на "высокие" и "низкие" жанры, разделяя их по стилевому признаку на "комедии вымысла" ("comedias a fantasia") и "бытовые комедии" ("comedias a noticia"). Большинство пьес Т. Н. - "комедии вымысла" у пьесы с фантастич. сюжетами ("Хасинта") и комедии с вымышленным, но правдоподобным сюжетом -/- "Серафина", "Трофей", пост. во дворце папы Льва X, 1512. Пьесы "Акилана" (подражание "Подмен„нным" Ариосто), "Гименеа", трактующие темы любви, чести, явились прообразом "комедии плаща и шпаги". В числе "бытовых комедий" - "Солдатчина" (соч. ок. 1514), "В людской" (пост. во дворце папы Льва Х между 1513 и 1516) - сатирич. жанровые зарисовки: первая показывает бесчинства солдат, вторая - разложение нравов в папском Риме.

Соч.: Propaladla and other works, v. 1-4, [Phil.] (Pennsylvania), 1943-61.

Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 1, М., 1956; П e т р о в Д. К., Заметки по староиспанской комедии, СПБ, 1907; G i I 1 e t J. E., Torres Naharro and the Spanish drama of the sixteenth century, в кн.: Estudios eruditos in memoriam de A. Bonilla y San Martin, v. 2, Madrid, 1930, p. 437-68. 3.77.

ТОРРОЭЛЬЯ (Torroella), Альфредо (1845-1879)'- кубинский публицист, поэт, драматург. В своих пьесах "Любовь и бедность" (1864) и в особенности "Мулат" (1876), в к-рой Т. впервые в кубинской драматургии остро поставил проблему расовой дискриминации, Т. изображает жизнь бедняков, но освещает е„ с филантропии, позиций. Написал также неск. бытовых комедий: "Маска на маске" (1866), "Золотой лавр" (1867) и др.

Лит.: А г rom J. J., Historia de la literatura dramatica cubana. New Haven - L., 1944. 3. /7.

ТОРСКИЙ, Владимир Ф„дорович [р. 12(24). IV. 1888] - рус. сов. режиссер, актер и театр. деятель. Засл. арт. РСФСР (1934). Окончил Лазаревский пн-т восточных языков (Москва) и юрпдич. ф-т МГУ. Проф. сценич. деятельность начал в 1908. В 1909 дебютировал в Екатеринодаре в труппе Т-ра Корша и до 1914 работал в этом т-ре. Затем работал в т-рах Казани, Тифлиса, Краснодара, Ростова-на-Дону. Роли: Буланов ("Лес"), Звездич, Казарин ("Маскарад"), Константин ("Дети Ванюшина" Найд„нова) и др. В 1925-37 работал в Красноярске, Новосибирске, Томске, Иркутске. В 1931-37- гл. реж. 2-го Зап.-Сибирского т-ра в Омске (с 1934 - Синтетич. т-р); в этом т-ре ставились драм. спектакли, а также муз. комедии и оперные спектакли; с 1936 наз. Омский драм. т-р. В последующие годы Т. работал в Ленингр. Большом драм. т-ре, Ростовском-на-Дону т-ре, в Т-ре им. Моссовета и др. В 1945-48 - худ. рук. Калужского т-ра. С 1952 - актер и режиссер Моск. филармонии (лит.-муз. отдел). режиссерские работы Т. отличались романтич. приподнятостью и яркой ко-медийностью. Большое внимание Т. уделял муз. оформлению спектакля. Пост. спектакли: "Любовь Яровая"; "Выстрел" Безыменского и др. На арене цирков Томска и Омска пост. спектакли "Любовь Яровая"; "Мария Тюдор" Гюго.

Др. пест.: "Ревизор";' "Царь Ф„дор Иоаннович" А. К. Толстого, "Егор Булычев и другие", "Последние"; "Фландрия" Сарду, "Оптимистическая трагедия", "Бронепоезд 14-69", "Нашествие", "Молодая гдардия"; "Патетическая соната" Кулиша и др.; "Прекрасная Елена" Оффенбаха, "Сильва" Кальмана. Юр. К.

"ТОСКА" ("Tosca") - опера Дж. Пуччини, либр. Дж. Джакозы и Л. Иллики по драме В. Сарду "Флория Тоска". Пост. 14янв. 1900, Рим, т-р "Костанци" (дириж„р Муньоне;

Тоска - Даркле, Каварадосси - Де Марки, Скарпиа - Джиральдони, Анжелотти - Галли). Затем опера ставилась на сценах мн. стран мира, в т. ч.: Лондон (1900, на итал. яз., 1915), Мадрид (1900, на итал. яз.), Нью-Йорк (1901, на итал. яз., 1903), Бухарест (1902, на итал. яз., 1920), Париж (1903), Варшава (1903, на итал. яз.), Прага (1903), Будапешт (1903), Стокгольм 904), Брюссель (1904), Берлин (1907), Вена (1907), Копенгаген (1910), София (1925) и др.

В России впервые шла в Одессе (1900, на итал. яз.). В 1904 пост. в Москве Товариществом рус. частной оперы (Т-р Солодовникова; Тоска - Веселовская, Каварадосси - Фигнер, Скарпиа - Гладков, Анжелотти - Бедлевич). В

i 912 поставлена Оперным т-ром Зимина (дириж„р М. Купер, худ. Федотов). На сов. сцене пост. в 1934, Ленингр. Малый оперный т-р, под назв. "Флория Тоска" (дириж„р Самосуд, реж. Шубин, худ. Бобышев). В 1930 пост. Большим т-ром (дириж„р Савич, реж. Петровский, худ. Лужец-кий). Пост. в др. городах Сов. Союза: Ереван (1937, 1948), Рига (1945), Одесса (1945), Львов (1948), Вильнюс (1950), Киев (1954), Саратов (1956), Горький (1956), Минек (1957), Свердловск (1959), Баку (1960), Ашхабад (1960), Кишин„в (1962), Фрунзе (1962), Душанбе (1964). .

Издания: "Т."-партитура. Mil., G. Ricordi, С . [1924];клавир, там же, [1899]; клавир с рус. текстом,-пер. Фреддерихса, М., Гутхейль, [1904]; нов. русский текст- А. Машистова, М., Музгиз, 1959. ff, Гр.

ТОСКАНЙНИ (Toscanini), Артуро (25. III. 1867, Парма,- 16. I. 1957, Нью-Йорк) - итал. дириж„р, один из крупнейших симфонич. и оперных дириж„ров. Учился в Пармской консерватории (1876-85), играл в оркестре (виолончель). Как дириж„р дебютировал в спектакле итал. труппы в Рио-де-Жанейро ("Аида", 1886). В Италии впервые выступил в качестве дириж„ра оперы "Эд-мея" Каталани (Турин). В 1887-98 дирижировал во мн. т-рах Италии. Пост. оперы:

"Паяцы" (1892, Милан), "Богема" (1896, Турин), впервые в Италии оперу "Гибель богов" Вагнера (1896, там же). В 1898-1903, 1906-08 и 1921-28 возглавлял миланский т-р "Ла Скала", где пост. оперы: "Турандот" Пуччини (1926), "Нерон" Бойто, "Дебора и ИаэльУ (1922) и "Фра Герардо" (1928) Пиццетти. В 1903-04 и в 1906 дирижировал в т-ре Буэнос-Айреса. В 1928 эмигрировал из фашистской Италии, поселился в США, где рук. т-ром "Метрополитен-опера" (1908-15), спмф. оркестрами Филармонии (до 1936) и Нац. радио-вещат. компании (1937-53) в Нью-Йорке.

Т. приобр„л мировую известность как интерпретатор итал. репертуара и опер Вагнера. Впервые в Америке пост. "Бориса Годунова" (1913). В 30-х гг. руководил муз. фестивалями в Байр„йте и Зальцбурге. Выступал как симф. дириж„р во мн. странах. Один из дириж„ров-новаторов, Т. сочетал абсолютную верность авторскому тексту и тонкое чувство современности, способствовал очищению муз. т-ра от оперной рутины.

Лит.: Цвейг С., Артуро Тосканини, Избр. произведения в 2 тт., т. 2, М., 1956; Adorno Th., Klangfiguren, В.-Frankf./M., 1959; Chotzinoff S., Toscanini, N. Y., 1956; M a r s с h R. C., Toscanini..., Phil.-N. Y., 1956; Taubmann H., The maestro: the life of Arturo Toscanini, N. Y., 1951 (в итал. пер.-Roma, 1957). Ал. М.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница