Наши партнеры

https://forum.zaymex.ru/

Театральная энциклопедия
(страница 427)


ТЙМИН, Александр Иванович (р. 11.IX.1910) - рус. сов. художник. Нар. художник РСФСР (1960). Окончил Омский художеств. техникум (1930). В 1934 поступил художником в Бурятский т-р драмы (с 1938муз.-драм. т-р), с 1948 - гл. художник Бурятского т-ра оперы и балета.

Среди спектаклей, оформленных Т.: "Энхэ-Булат ба-тор Фролова и Ямпилова (1940); "Алеко" Рахманинова (1957), "Князь Игорь" (1959), "Побратимы" Аюшеева (1958), "Красавица Ангара" Книппера и Ямпилова (1958), "Борис Годунов" (1962); "Юдифь" Серова (1964), "Отелло" Верди (1965) и др. Работает в кино.

Декорации Т. отмечены яркой эмоциональностью, богатством фантазии, тщательным воссозданием эпохи. Лит.: Искусство Бурятской АССР, Улан-Удэ, 1959;

Соктоева И., Живопись Советской Бурятии, Улан-Удэ, 1965.

ТИМКОВСКИЙ, Николай Иванович [псевд. - Н. Криницкпй; 15(27).IV.1863-18.II.1922]- рус. драматург. Окончил историко-филологич. ф-т Моск. ун-та. Лит. деятельность начал в 1891. Автор пьес (в т. ч. одноактных пьес-шуток), ставившихся в Малом, Александрийском т-ре, в др. т-рах Москвы и Петербурга, в провинции. Нек-рые пьесы Т. были удостоены премий ("Убежище", 1907, 1-я премия конкурса им. Островского). Проявляя большой интерес к нар. т-ру, Т. выступал по этому вопросу в печати, писал пьесы для нар. сцены, был составителем (совм. с Н. А. Поповым) и автором предисловия книги "Народный театр. Сборник" (1896). В пьесах Т., написанных в нач. 20 в., отразились настроения интеллигенции, разочаровавшейся в идеалах, страдающей от монотонности будничной жизни, проявились мотивы безысходности, тоски.

Пьесы: "Два лагеря" (1895), "Гувернантка" (1896), "Защитник" и "В борьбе за жизнь" (1897), "Сильные и слабые" (1902), "Дело жизни" (1903), "Грань" (1911), "Тень" (1913) и др.; пьесы-шутки: "Шашки" (1891), "У страха глаза велики" (1894), "За обедом" (1898) и др.

Соч.: Сочинения, кн. 1-13, М., 1914-19; Пьесы, т. 1-2, М., 1908. С. Г.

ТИМОФЕЕВА, Нина Владимировна (р. 11. VI. 1935) - рус. сов. артистка балета. Нар. арт. РСФСР (1963). Депутат Верх. Совета СССР 7-го созыва. В 1944-53 училась в Ленингр. хореографич. уч-ще. В 1951, будучи ученицей, выступила в партии Маши ("Щелкунчик") в Ленингр. т-ре оперы и балета им. Кирова. В 1953-56 - солистка этого т-ра. С 1956 - солистка Большого т-ра. Т. в совершенстве владеет танц. техникой. Е„ иск-во отличается музыкальностью, драматизмом, чувством совр. пластики.

Партии: Жизель, Лауренсия, Китри, Аврора, Раймонда; Диана д„ Мирель ("Пламя Парижа"), Мехменэ-Бану ("Легенда о любви" Меликова), Хозяйка Медной горы ("Каменный цветок"), Лейли ("Лейли и Меджнун" Баласа-няна) и др.

Гастролировала в Финляндии (1958), на Кубе (1960), в ГДР (1965) и др.

Лит.: "Театр", 1955, ј 5, с. 188, "Советская женщина", 1962, ј 9, с. 12-14. Г. Ш.

ТИМОХИН, Владимир Ильич (р. 19.VI.1929) - укр. сов. артист оперы (лирико-драматич. тенор). Нар. арт. УССР (1965). Чл. Коммунистич. партии с 1964. Учился вМоск. и Ленингр. консерваториях (1951- 1955). В 1953-56 - солист Т-ра оперы и балета им. Кирова (Ленинград), с 1956- Т-ра оперы и балета им. Шевченко (Киев). Т. обладает красивым голосом большого диапазона, с сильным верхним регистром. Исполнению Т. присущи мягкий лиризм, задушевность, стремление к характерности.

Партии: Эдгар ("Лючия ди Ламмермур" Доницетти), Андрий ("Тарас Бульба" Лысенко), Олекса ("Арсенал" Майбороды), Рудольф, Доэнгрин, Каварадосси и др. Ю. С.

ТИМОШЕНКО И БЕР‚ЗИН - сов. артисты эстрады. Нар. арт. Укр. ССР (1960). Тимошенко Юрий Трофимович (р. 2. VI. 1919), Б е р е з и н Ефим Иосифович (р. 11.XI. 1919).

Окончили Киевский театр. ин-т (1941), где с успехом конферировали на институтских вечерах. Первую программу "Давайте не будем", где Т. выступал в роли милиционера, а Б. - театрального осветителя, показали еще будучи студентами.

В годы войны выступали в Ансамбле песни и танца Юго-Зап. фронта. Образы-маски Милиционера и Осветителя уступили место напористому повару Галкину (Березин) и хитроватому банщику Мочалкину (Тимошенко), разыгрывавшим сценки и исполнявшим вес„лые, злые куплеты.

После войны (с 1946) Т. и Б. снова выступали с конферансом в образах Милиционера (Тимошенко) и склонного к риторике Монт„ра (Березин). Диалоги артистов были построены на споре; черты резон„рства у Березпна и яркая комедийность у Тимошенко часто переходили в патетику и лирику. актеры создавали образы своих современников-патриотов, протестующих против реакционных явлений. Вскоре они отказались от своих костюмов - милицейской формы и монт„рской спецовки, ограничивавших развитие характера их героев, и стали выступать в обычных пиджачных костюмах под комич. псевдонимом - Штепсель (Бере-знн) и Тарапунька (Тимошенко).

Т. и Б. своим конферансом объединяют отдельные концертные номера в цельное представление, но шутки, миниатюры, интермедии этого эстрадного дуэта выходят за пределы конферанса и являются самостоятельными номерами программы. Репертуар Т. и Б. (осн. авторы В. Бахнов и Я. Костюковский) злободневен, остро ставит разл. темы. Артисты осмеивают бюрократов, взяточников, очковтирателей, демагогов. Соединение рус. (Березин) и укр. (Тимошенко) языков помогает использовать богатство юмора обоих народов, иллюстрирует их дружбу, подч„ркивает различие изображаемых актерами характеров. Среди программ Т. и Б. в 50-60-х гг.-"Двадцать с гаком". Т. и Б. неоднократно снимались в кино. Тимошенко удостоен Гос. пр. СССР (1950, фильм "Падение Берлина").

Лит.: Бахнов В., Костюковский Я., Тара-пунька и Штепсель, М., 1957; Мартич Ю., Откуда возникает искра, "Театральная жизнь", 1964, ј 6; Дмитриев Ю., Двадцать с гаком, "Театр", 1955, ј 5. М. 3.

ТИНН, Олев Эдуардович (р. 3.IX.1920) - эст. сов. актер. Засл. арт. Эст. ССР (1962). Чл. Коммунистпч. партии с 1958. В детстве участвовал в спектаклях эст. т-ра "Драмастудио" (Таллин), сценич. деятельность начал в 1941-44, работая в эст. нац. художеств. ансамблях (Ярославль). С 1944 - актер Т-ра им. В. Кингиссепа. В 1950 окончил Таллинский театр. пн-т. Начав с ролей молодых героев (Масленников "Дни и ночи" по Симонову и др.), Т. вскоре переш„л на характерные роли. С успехом играет комедийные и сати-рич. роли: Присыпкин ("Клоп" Маяковского), Фарфу-рпди ("Потерянное письмо" Караджале), Муна ("Авария" Паньта), Таску ("Венская почтовая марка" Лий-веса). Выступает по телевидению и на радио. С. Лев.

ТИНН, Эдуард Янович (р. 1899) - эст. сов. режиссер и актер. Засл. арт. Эст. ССР (1947). Сценич. образование получил в 1918 в Петрограде в школе под рук. Л. С. Вивьена, в 1924-27 в Таллинской эст. драматич. студии. Затем работал в эст. т-ре "Драмастудио" (1927-32) и в т-ре "Эстония" (1932-34). С 1936 - художеств. руководитель т-ра "Угала" в г. Вильянди, где пост. "Платон Кречет" (1936), "Андрее и Пэару" по Таммсааре (1938), "Отелло" (1939), "Чапаев" (1940). Исполнял в этих спектаклях гл. роли. В годы Отечеств, войны участвовал в работе эст. художеств. ансамблей в Ярославле. С 1944 работает в Т-ре им. Кингисеппа.

Роли: Полежаев ("Беспокойная старость", 1947), Забелин ("Кремл„вские куранты", 1947), Шадрин ("Человек с ружь„м", 1949), Курт Шнейдер ("Шакалы" Якобсона, 1951), Неизвестный ("Маскарад", 1954) и др.

ТЙНСКИЙ, Яков Сергеевич (1862-1922)-рус. актер. На сцене с 1881 (Харьков, антреприза Н. Н. Савина). До 1892 играл преим. в провинции (Екатеринбург, Казань, Киев, Самара, Саратов, Баку, города Сибири и др.), затем в Петербурге. В 1896-1906 и 1915-16-актер петрогр. Т-ра Лит.-художеств. об-ва. Т. пользовался большим успехом в ролях героев-любовников, позднее переш„л на роли пожилых героев и характерных резон„ров. Выступал также как чтец, занимался антрепрен„рской деятельностью. После Октябрьской революции работал в т-рах периферии.

Роли: Борис Годунов ("Царь Ф„дор Иоаннович", 1898, и "Смерть Иоанна Грозного", 1899, А. К. Толстого), Си-рано де Бержерак (о. п. Ростана, 1898), Калгуев "Новое дело" Вл. И. Немировича-Данченко, 1899), Чацкий, Арбенин; Бушуев ("Не последняя" Плещеева), Ждарский ("Ради счастья" Пшибышевского), Ласковский ("Большой человек" Колышко, 1909, и др.). А.Шн.

ТИНЧУРИН, Карим (15.IX.1887-7.V.1947) - тат. сов. драматург, актер, режиссер. Учился в медресе. Был исключ„н за участие в демократич. шакирд-ском (студенческом) движении 1905-07. В 1906 написал первую комедию "Дискуссия". С 1910 - актер, затем и режиссер труппы "Сайяр" (Казань), написал для этой труппы пьесы на совр. сюжеты: "Опасный шаг" (1912-14), "Первые цветы" (1913, там же, 1914), "Капризный жених", "Голодный влюбл„нный" (1915), "Последний привет", "Ветрогоны" (1916). Герои этих пьес находят смысл жизни в служении народу.

После Октябрьской революции Т. стал одним из создателей тат. сов. т-ра; с 1918-руководитель б. труппы "Сайяр", в 1922 участвовал в создании Гос. т-ра в Казани (ныне Т-р им. Г. Камала). Т., одному из первых деятелей тат. сцены, присвоено звание засл. арт. Тат. АССР (1926). Т. принадлежат первые сов. комедии на совр. сюжеты: "Юсуф и Зулейха" (1918), "Попугай" (1919), высмеивающие приспособленцев. Гибели старого мира посв. комедии "Американец" (Тат. гос. т-р, 1924) и "Без ветрил" (там же, 1927). Вместе с композитором С. Сайдашевым Т. способствовал развитию жанра муз. драмы: его муз. пьесы - "Голубая шаль" (1926), "Рой" (1929) и др. - пост. в Тат. академич. т-ре и др. т-рах. В пьесах "На реке Кандре" (соч. 1930), "Жаворонок" (совм. с Р. Ишмуратом, 1932), "Семья деда Булата" (совм. с К. Наджи, 1932, Тат. академич. т-р) и "Их было трое" (1935, там же) созданы образы современников, активных строителей новой жизни. Пьесы Т. отличаются нац. своеобразием, они насыщены юмором, написаны сочным нар. языком. Т. выступал в печати по вопросам театр. иск-ва.

Роли: Тагир ("Тагир и Зюгра" Бурнаша), Фердинанд, Вурм, Хлестаков; Гали ("Молодая жизнь" Кулахметова). В своих пьесах он играл роли Магзума ("Потухшие зв„зды"), Батырхана ("Без ветрил"), Жантимира ("Рой"), Искандера ("Америк анец"). Булата ("Голубая шаль"), Сафаргали ("Юсуф и Зулейха").

Пост. спектакли: "Голубая шаль" (1926), "На дне" (1932), "На реке Кандре" (1933), "Ревизор" (1932);

"Банкрот" Г. Камала (1932), "Враги" Сайфи-Казанлы (1934) и т. д. В 1937 Т. был незаконно репрессирован, посмертно реабилитирован. Его произв. приобрели вторую сценич. жизнь.

Соч.: Сайланма эсэрлэр. Казан, 1956.

Лит.: Г и з з а т Б., Предисловие к указанному выше изданию; Ишмурат Р., Талантливый драматург, "Совет эдабияты", 1957, ј 9 (на тат. яз.); Минский Г., Мастер сцены и пера, там же; Ишмуратов Р., Карим Тинчурин, "Советская Татария", 1957, 15 сентября (на рус. яз.); История татарской советской литературы, М., 1965. ф. Г.

ТЙПОТ, Виктор Яковлевич (16. III. 1893-12. X. 1960) - рус. сов. драматург, режиссер. Сотрудничал в "Синей блузе", автор произв. для эстрады, один из инициаторов создания Моск. т-ра Сатиры. Писал (в соавторстве с А. М. Арго, В. Е. Ардовым, Д. Г. Гутманом и др.) обозрения, шедшие на сценах т-ра Сатиры и др., - "Москва с точки зрения" (1924), "Спокойно, снимаю!" (1925), "Насч„т любви", "Мишка, верти!", "Любовь и вс„ остальное" (все в 1926), "Вечерний выпуск", "Игра" (оба в 1927), "Универмаг и волшебник" (1928). Т. является также соавтором либретто мн. сов. муз. комедий и оперетт: "Свадьба в Малиновке" (1937), "На берегу Амура" (1939)г "Беспокойное счастье", "Вольный ветер" (обе в 1947), "Девичий переполох", "Сын клоуна" (обе в 1950).

Т. ставил эстрадные номера, обозрение "Приготовьте билеты" (Т-р обозрений моек. Дома печати, 1929); был сорежиссером пост. "Я вас люблю" (1935) и "Год 1919" (1936) Прута в Центр, т-ре Красной Армии.

Л. Шн.

ТИРАСПОЛЬСКАЯ, Надежда Львовна (9.V.1867- 30. V. 1962) - рус. сов. актриса. Засл. деят. пск-в РСФСР (1931). В 1892 окончила Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. об-ва (ученица А. И. Южина). В том же году начала играть в провинции. В 1895- 1902 - актриса Малого т-ра. Затем (до 1956; с небольшими перерывами) работала в Александрийском т-ре (в сов. время - Ленингр. т-р им. Пушкина). Автор театр. мемуаров.

Роли: Джульетта ("Ромео и Джульетта" Шекспира), Юдифь ("Уриэль Акоста" Гуцкова), Маргарита Готье ("Дама с камелиями" Дюма-сына), Елена Кармина ("Женитьба Белугина"), Варвара ("Гроза"), Раневская ("Вишн„вый сад"), Мурзавецкая ("Волки и овцы"), миссис Хиггинс ("Пигмалион" Шоу) и др.

Соч.: Из прошлого русской сцены, М., 1950; Жизнь актрисы, Л.-М., 1962. Я. 3.

ТЙРСО ДЕ МОЛЙНА (Tirso de Molina, наст. имя и фам. - Габриель Т e л ь e с, Tellez) (ок. 1583, Мадрид, - 12.III.1648, Серия) - исп. писатель, драматург. Учился в ун-те Алькала-де-Энареса, в 1600 вступил в монашеский орден мерсенариев. Первая пьеса - "Стыдливый во дворце" (1605-06). В 1625 по решению церковных властей, выразивших недовольство тем, что Т. де М. пишет светские пьесы, он был временно выслан из Мадрида, но прекратил драматургпч. деятельность лишь ок. 1638, выпустив в 1627-36 несколько сборников своих пьес (чч. 1-5). В предисловии к 3-й ч. указывалось, что Т. де М. написал 400 пьес (сохранилось только 84 комедии и 5 "ауто").

Последователь и ученик Лопе де Вега, Т. де М. призывал к развитию нац. драматургии (новелла в сборнике "Толедские виллы", 1624). Присущие испанской ренессансной драме интерес к жизни страны, соединение элементов трагического и комического в одной пьесе, динамика действия характерны и для драматургии Т. де М. Вместе с тем его творчество завершало развитие ренес-сансного театра в Испании, в н„м заметны признаки кризиса гуманизма. Т. де М. принадлежат пьесы, написанные в духе "комедии плаща и шпаги". В этих пьесах рассказывается о борьбе молодых людей за право на любовь и счастье. Однако драматург не верит в высокую нравственную природу человека. Движущим мотивом поступков большинства его героев являются эгоизм, стремление к обогащению. В своих лучших комедиях Т. де М. обличает совр. ему дворянское общество: "Наказание легкомыслия" (соч. 1613), "Любовь и ревность заставят поумнеть" (1616, труппа Валь-деса), "Правда всегда помогает" (1623, труппа X. Б. Валенсиано в Кордове), "Любовь-целительница" (1625?), "Дон Хиль Зел„ные штаны" (изд. 163о), "Благочестивая Марта" (изд. 1636). В этих пьесах Т. де М. хитроумно усложняет сюжет, усиливает роль внешней интриги. В немногочисл. пьесах, посв. событиям истории, Т. де М. утверждает патриотич. идею величия Испании (трилогия о конкистадорах Писар-ро). В драме "Осмотрительность женщины" (изд. 1634) призывает к объединению страны вокруг королевской власти для борьбы против своеволия феодальной знати. В героич. комедии "Антона Гарсиа" (изд. 1635) Т. де М. показал народ, поддерживающий королевскую власть, но драматурга привлекает не гражданское самосознание людей из народа, а черты патриархальной наивности, преклонение перед личностью монарха. Особенно ясно ослабление темы нар. героики в таких пьесах Т. де М., как 1-я часть "Святой Хуаны" (1614), "Богородица оливковой рощи" (изд. 1636), где автор, осуждая насилие феодалов над крестьянами, утверждает в то же время, что люди из народа неспособны на активный протест. Несколько выделяется драма "Севпльский обольститель" (1630) - первая драм. обработка легенды о Дон-Жуане. Опираясь на фольклорные источники, автор созда„т сложный и противоречивый образ героя, в к-ром хищничество аристократа сочетается с героизмом, черты насильника-феодала - с дерзким вольнодумством. Откровенная назидательность, прямолинейность религиозно-поучительного замысла, особенно отч„тливо проявляющиеся в финале драмы, сближают е„ с религиозно-философскими пьесами - "Осужд„нный за недостаток веры" (изд. 1635) и др. Т. де М. принадлежит также большое число религ. пьес - "комедий о святых" и "ауто". В нек-рых из них, напр. "Лучшая жница" (изд. 1634), "Жена, повелевающая в доме" (изд. 1635), драматург обличает совр. ему жизнь, но одновременно проповедует пассивное ожидание вмешательства провидения.

В России драматургия Т. де М. пользовалась большой популярностью с конца 19 в. "Благочестивая Марта" переводилась С'. А. Юрьевым (1878), М. В. Ватсон (1898), Т. Л. Щепкиной-Куперник (1935). Пост. этой пьесы осуществлены в Т-ре Горевой (1889), Александрийском т-ре (1898), Михайловском т-ре (1915), Киевском рус. драм. т-ре (1937), Большом Драм. т-ре в Ленинграде (1938) и Т-ре Ленсовета в Москве (1938);

"Севпльский обольститель" перевед„н А. Н. Бежецким (1890) и В. А. Пястом (1923), пост. в 1890 Малым т-ром;

"Дон Хиль Зел„ные штаны", пер. В. А. Пястом (1923) и М. Л. Лозинским (1944), пост. в Ленингр. драм. т-ре (1955), Свердловском драм. т-ре (1963) и др.

Соч.: Comedias, por E. Cotarelo у Mori, v. l-2, Madrid, 1906-07 (Nueva biblioteca de autores espanoles, 1. 4, 9); Obras dramaticas completas, ed. critica por Blanca de los Rios, v. 1-3, Madrid, 1946-58; в рус. пер. - Театр. М.-Л., 1935 (предисловие Ф. В. Кельина); Три испанские "комедии, М.- Л., 1951 (пер. пьесы "Дои Хиль Зел„ные штаны").

Лит.: История западноевропейского театра, под ред. С. С. Мокульского, т. 1, М., 1956; К p ж e в с к и и Б. А., Статьи о зарубежной литературе, М.- Л., 1960; В u s h e e A. Н., Three centuries of Tirso de Molina, Phil.- L., 1939; Cotarelo у Mori E., Tirso de Molina. Investigaciones bio-bibliograficas, Madrid, 1893; Gabriel y Ramirez de Cartagena A. de. Alrededor de Tirso de Molina, Madrid, 1950. 3. Л.

ТИТЙНИЙ (Titinius; 2-1 вв. до н. э.) - др.-рим. комедиограф. Видный представитель тогаты. Сохранилось 15 назв. его комедий и отрывки из них (ок. 80 стихов): "Сестра-близнец", "Валяльщики", "Адвокат-ка", "Падчерица" и др. Исследования стилевых и лек-сич. особенностей дошедших фрагментов показывают, что Т. был последователем Плавта.

Лит.: Варнеке Б. В., История античного театра, М., 1940; [W e i n s t о с k St.], Titinius, в кн.: Paulys-Wissowa Realencyclopadie der classischen Altertumswissenschaft, 2 Reihe, Halbd 12, Stuttg., 1937, Kol. 1540-46. Лид. Ф.

ТИТОВ, Григорий Иванович [р. 1(14).1.1907] - удм. сов. певец (бас), актер муз. т-ра. Нар. арт. Удм. АССР (1949). Засл. арт. РСФСР (1950). В 1933-39 Г, -солист хора Удм. радиокомитета и Удм. ансамбля песни и пляски. В 1947 окончил Моск. консерваторию (класс Н. И. Сперанского). В 1947-50 - артист Удм. муз.-драм. т-ра; играл роль Камита Усманова в о. п. И. Г. Гаврилова с муз. Н. М. Греховодова.

С 1951- солист Удм. филармонии, совершил ряд концертных поездок по стране. В 19-61 исполнил партию Ивана Шестерикова в первой нац. удм. опере "На-' таль" Корепанова. Т. обладает сильным, густым, мягкого тембра голосом; исполнение его просто и задушевно.

Лит.: КостелянецГ., Заря над Камой, "Театральная жизнь", 1961, ј 15, с. 16-17. А. Ив.

ТИТОВ, Иван Иванович (1876-1941) - рус. сов. театр. деятель. Герой Труда (1938). Р;рупный специалист в области сценич. техники. С 16 лет был рабочим сцены в т-рах Москвы (в "Эрмитаже" у М. В. Лентов-ского, в Моск. частной рус. опере и др.). Работал под рук. известного машиниста-декоратора Большого т-ра К. Ф. Вальца. Принимал участие в спектаклях, оформлявшихся крупнейшими художниками - К. А. Коровиным, В. М. Васнецовым, Б. Д. Поленовым, А. Я. Головиным, М. А. Врубелем, а после 1917 - В. В. Дмитриевым, П. В. Вильямсом, В. Ф. Рынди-ным. С 1897 работал в Об-ве пск-ва и лпт-ры под рук. К. С. Станиславского и художника В. А. Спмова. Со дня открытия Моск. Художеств, т-ра (1898) был рабочим сцены, а с 1906 (до конца жизни) - машинистом сцены этого т-ра. Руководил монтировкой почти всех спектаклей МХАТа этого периода. Новаторство Т. заключалось в усовершенствовании технологии и техники монтировки, а главное в выработке своеобразных при„мов обучения и воспитания рабочих сцены. Т. давал консультации по строительству сцен т-ров, клубов. Деятельность Т. имела большое значение для повышения постановочной культуры советского театра.

Лит.: Станиславский в Обществе искусства и литературы, в сб.: О Станиславском, М., 1948; Г p e м и с л u в-ский И. Я., И. И. Титов - главный машинист сц-сны, в кн.: Ежегодник МХТ. 1943, М., 1945, с. 791- 9 i; 3 а и в-л и н Г. А., И. И. Титов, в кн.: Ежегодник MX AT. 1951- 1952, M., 1956, с. 375-96. Гр.З.

ТИТОВА, Мария Андреевна [р. 17(29).XII. 1899] - рус. сов. актриса. Нар. арт. РСФСР (1948). В 1920 окончила драматич. студию имени Грибоедова, в 1922 -24 - актриса 2-й Студии МХАТа. Дебютировала на сцене МХАТа в 1922 (играла роль Воды в спектакле "Синяя птица" Метерлинка). Свежестью и непосредственностью отличаются сценич. образы, созданные Т. в первый период е„ творчества: Марианна ("Сестры Жерар" В. 3. Масса по мелодраме Деннери и Кормона), Тоня ("Квадратура круга" Катаева), Наташа ("На дне"), Валентина ("Страх") и др. В последующем играла драматич. роли, создавала характерные образы:

Косова ("Земля" Вирты)у Марина ("Глубокая разведка" Крона), Матр„на Терентьевна ("За власть

Советов" Катаева). Эмоциональная сила отличала исполнение роли Паулины ("Зимняя сказка" Шекспира). Гос. пр. СССР (1950) за участие в спектакле "Чужая тень" Симонова.

Лит.: Ежегодник МХТ. 1943, М., 1945. Н. Мор. ТИТОВЫ - семья рус. музыкантов. 1) Николай Сергеевич (1-я пол. 18 в.-1776) - антрепрен„р, драматург, композитор, поэт. Содержал т-р в Москве (1766-69), в к-ром начали проф. деятельность впоследствии известные актеры - В. П. и А. Л. Померанцевы, вышедшие из университетской труглы (см. Университетский театр}, И. И. Кали-граф (Иванов), А. Г. Ожогин, Е. Залышкин. Представления давались в деревянном Головинском дворце в Лефортове. В 1769 Т. отказался от содержания т-ра из-за недостатка денежных средств. Написал неск. комедий, в т. ч. "Обманутый опекун" (изд. 1767), "Истинный друг" (изд. 1795), "Наследники" (изд. 1799), "пустельгу"-"Смотр невест, или Гуляние на Красном пруду", текст и музыку к "нац. рус. представлению"-"Новый год, или Встреча Васильева вечера" (соч. 1768). Я. Вир.

2) Алексей Николаевич [12(23).VII.1769- 8(20). X'l. 1827] - композитор и скрипач. Сын Н. С. Титова. Автор св. 10 опер, в т. ч. трилогии на текст А. Я. Княжнина - "Ям, или Почтовая станция" (1805, Петербург), "Посиделки" (1808, Петербург), "Девишник, или Филаткина свадьба" (1809, Петербург); музыки к драм. пьесам ("Суд царя Соломона" А. И. Клушина, 1803, и др.); балетов ("Бланка, или Брак из отомщения" на сюжет "Жиль-Блаза" Ле-сажа, 1803, Петербург, и др.); мелодрам (в т. ч. "Андромеда и Персей", 1802, Петербург, текст А. Я. Княжнина). Лучшие образцы музыки Т. насыщены нар. песенными оборотами. Дом Т. был одним из центров театр., муз. и лит. жизни Петербурга.

3) Сергей Николаевич (1770-1825) - композитор, виолончелист. Сын Н. С. Титова. Автор балета "Новый Вертер" (1799, петерб. Большой Каменный т-р), оперы-водевиля "Крестьяне, или Встреча незваных" (1814) и др.

Лит.: [Ф и и д е и з е н Н. ], ... Семья Титовых..., в кн.: Музыкальная старина. Сборник, вып. 2, СПБ, 1903;

Прокофьев В с.. Из истории русского просвещенного музыкального дилетантизма... Алексей Николаевич Титов ..., в сб.: Институт истории искусств. Временник Отдела истории и теории музыки, вып. 3, Л., 1927; Очерки по истории русской музыки. 1790-1825, Л., 1956; Г о-з е н п у д А., Музыкальный театр в России от истоков до Глинки, Л., 1959; Слонимский Ю., Балет "Новый Вертер" С. Титова, "Уч. зап. Гос. н.-и. ин-та театра, музыки и кинематографии", 1958, т. 2. В. Бр.

ТЙТТА РУФФО - см. Руффо, Титта. ТЙТЬЕНС (Titiens, Tietjens), Тереза (17.VIL1831- З.Х.1877) - нем. артистка оперы (сопрано). Дебютировала в 1849 на сцене Гамбургской оперы. Впоследствии выступала в оперных т-рах Франкфурта-на-Майне, Вены, Лондона, Парижа и др. городов Европы, гастролировала в США. Особый успех имела в героич. партиях: Валентина ("Гугеноты"), Фиделио (о. п. Бетховена), Медея (о. п. Керубини).

Др. партии: Графиня, Донна Анна ("Свадьба Фигаро", "Дон"Жуан" Моцарта), Норма (о. п. Беллини), Семирамида (о. п. Россини), Леонора ("Трубадур"),

Лит.: L.ahee' Н. С., Famous singers..., Boston, 1898. : -.: : " . Вл. О. ЙХАЧЕК (Tichatschek, Tichacek), Йосеф Алоис

SVILlii-18.I.1886) - чеш. артист оперы (тенор). 1830 работал хористом в "Кернтнертортеатре" (Вена). Йак солист дебютировал в 1837 в Граце. В 1838-70 был ведущим солистом Дрезденсюой придворной оперы, исполнял партий лирич. и героич. тенора. Т. был другом Вагнера, первым исполнителем партий Риенци и Тангейзера в одноим*.'операх композитора. Сила и красота голоса Т., его высокая музыкальность были отмечены мн. современниками, в т. ч. Вагнером и Берлиозом.

Лит.: Fiirstenau M., J. Tichatschek, Dresd., 1868.

Ал. M.

"ТИХИЙ ДОН" - опера И. И. Дзержинского, либр. Л. И. Дзержинского по мотивам романа М. А. Шолохова. Пост. 22 окт. 1935, Ленингр. Малый оперный т-р (дириж„р Самосуд, постановка Терешковича, реж. Закусова, худ. Руди; Пантелей Мелехов - Чесноков, Маркович, Ильинична-Комиссарова, Богничева,- Григорий Мелехов - Черныш„в, Пичугин, Ковальский, Петр - Бутягин, До-рошин, Дарья - Кристи, Софронова, Аксинья-Вельтер,

Головина, Ивницкая,"Наталья - Ф„дорова, Соколова, Засс, Генерал Листницкий - Аббакумов, Атлантов, Евгений Листницкий - Семенюта, Ольховский). 25 марта 1936 пост. в Большом т-ре (дириж„р Голованов, реж. Смолич, худ. Федоровский, балетм. Гусев; Пантелей Мелехов - Перегудов, Ильинична - Бутенина, Григорий Мелехов - Ханаев, Евлахов, Петр - Соловь„в, Чаплыгин, Дарья- Амборская, Рудницкая, Наталья - Шпиллер, Кругликова, Аксинья - Давыдова, Златогорова, 'Генерал ЛистницкийМихайлов, Редикульцев, Евгений Листницкий - Селиванов, Головин). 31 мая 1936 пост. в Муз. т-ре им. Немиро-вича-Данченко (дириж„р Столяров, художеств. руководитель Немирович-Данченко, пост. Мордвинова, реж. Злато-горов, худ. Волков; Пантелей Мелехов - Михеев, Ягод-кин, Ильинична - Розанова, Сергеева, Григорий Мелехов- Кутырин, Эфрос, Петр - Дойников, Коренев, Дарья - Козьмина, Степанова, Наталья - Кузнецова, Прейс, Аксинья - Големба, Данилова, Генерал Листницкий - Князев, Корсунов, Евгений Листницкий - И. Петров, Федосов). В 1949 в новой авторской редакции пост. в Ленингр. Малом оперном т-ре (дириж„р Коган, реж. Закусова, худ. Штерич; Григорий Мелехов - Пичугин, Аксинья - Овча-ренко, Головина, Лелива, Наталья - Кудрявцева).

Пост. в др. городах Сов. Союза: Ереван, Днепропетровск, Баку, Алма-Ата (1937), Ташкент (1937, 1951), Минск (1938, 1951), Тбилиси (1938), Таллин (1939, 1947), Рига, Вильнюс, Каунас (1940), Львов (1940, 1952), Горький (1950), Куйбышев (1952), Одесса (1953), Новосибирск (1953), Уфа (1956), Казань (1961). Пост. за рубежом: Брно (1937, пер. И. Урбана), Карл-Маркс-Штадт (ГДР, 1959).

Издания: "Т. Д.", клавир, М., Музгиз, 1937; вторая авторская редакция, Л., Музгиз, 1955. Н. Г р.

ТИХОМЙРНОВА, Ирина Викторовна [р. 18(31). VIL 1917] - рус. сов. артистка балета. Засл. арт. РСФСР (1951). В 1926-36 училась в Моск. хореография. уч-ще. В 1936-59 - солистка Большого т-ра. Исполняла разнохарактерные партии: Мария ("Бахчисарайский фонтан"), Жанна ("Пламя Парижа"; Гос. пр. СССР, 1947), Панночка ("Тарас Бульба" Соловь„ва-Седого), Аврора, Одетта-Однллия, Китрп, Золушка;

Ассоль ("Алые паруса" Юровского; первая исполнительница) и др.

Выезжала на гастроли в Венгрию, Финляндию, Грецию (1954), на Кубу, в Лат. Америку (1959) и др.

Лит.: Ирина Викторовна Тихомирнова, М., 1953 [Буклет], р JJJ

ТИХОМИРОВ, Василий Дмитриевич [17(29UIL 1876-20.VI.1956] - рус. сов. артист балета, балетмейстер, педагог. Нар. арт. Республики (1934). Один из выдающихся рус. педагогов-хореографов. В 1891 окончил Моск. театр. уч-ще (класс И. А. Ермолова) и был направлен для совершенствования в Петерб. театр. уч-ще. В 1893 дебютировал на сцене Мариин-ского т-ра. Свободное владение танц. техникой, широкий непринужд„нный жест, выразительность движений определили успех Т. Возвратившись в том же году в Москву, занял положение первого танцовщика в труппе Большого т-ра. Одновременно (с 1896) преподавал в Московском театр. уч-ще. Партии:

Конрад ("Корсар" Адана), Жан д„ Бриен

("Раймонда"), Базиль ("Дон Кихот"), Солор ("Баядерка" Минкуса) и др. В 1924-30 возглавлял балетную труппу Большого театра. В этот период пост. балеты "Сильфида" Шнейцгоффера (1925, 2-й акт), "Эсмеральда" (1926), осуществил первую постановку (совместно с Л. А. Лащилиным) балета "Красный мак" (1927), ставил танцы в операх. В 1920-31 преподавал в Московском театр. уч-ще. В своей педагогпч. практике стремился научно обосновать метод хореографич. образования. Деятельность Т. способствовала подъ„му хореографич. мастерства балетной труппы Большого т-ра. Среди учеников Т.: А. М. Балашова, М. П. Кандаурова, Е. В. Гельцер, Н. Б. Под-горецкая, Л. М. Банк, С. М. Мессерер и др.

Лит.: Большой театр. [Сб. статей], М., 1947; Б о ч а р-н и к о в а Е., Мартынова О., Московское хореографическое училище, М., 1954. Юр. Б.

ТИХОМИРОВ, Иосафат Александрович [1872 - 1(14).X.1908]-рус. актер и режиссер. В 1895 окончил драм. отделение Муз. драм. уч-ща Моск. филар-монич. об-ва (класс Вл. И. Немировича-Данченко). Играл в провинции. В 1898-1904 - актер и режиссер MX Т. Роли: Учитель ("Потонувший колокол" Гауптмана), Медведенко ("Чайка"), Леший ("Снегурочка" Островского), Федотик ("Три сестры"), Требо-ний ("Юлий Цезарь" Шекспира) и др. В 1903 по инициативе Горького Т. был приглаш„н режиссером в т-р Нар. дома в Н. Новгороде. В 1904 пост. в Т-ре В. Ф. Комиссаржевской в Петербурге "Дачники" Горького и "Привидения" Ибсена. Затем руководил спектаклями Общества нар. развлечений, был режиссером в моек. Введенском нар. доме (1906-08).

ТИХОНОВ, Кирилл Клементьевнч (р. 26.IV.1921)- рус. сов. дириж„р. Засл. деят. иск-в Тат. АССР (1957) и РСФСР (1962). Муз. образование получил в Моск. (1947) и Ленингр. консерваториях (1952, класс дирижирования Б. Э. Хайкина). Дириж„рскую деятельность начал в Пермском т-ре оперы и балета (1953- 1956). В 1956-60 Т.-гл. дириж„р Тат. т-ра оперы и балета им. М. Джалиля (Казань), с 1960 - гл. дириж„р Свердловского т-ра оперы и балета. В Пермском т-ре оперы и балета дирижировал операми: "Ч„рт и Кача" Дворжака (1953), "В грозный год" Крейтнера (1954), "Четыре грубияна" Вольф-Феррари (1956); в Тат. т-ре оперы и балета - "Джалиль" Жиганова (1957), "Одно сердце" Крейтнера (1959), "Неотосланные письма" Д. Файзи (1960); в Свердловском т-ре оперы и балета - "Орлиная крепость" Бабаева (1961), "Хованщина" (1964, в ред. Шостаковича) и др. Ир. Г.

ТИХОНОВ, Павел Ильич [15(27). II. 1877- 23. III. 1944] - рус. сов. артист оперы (бас), вок. педагог, обществ, деятель. Засл. деят. иск-в БССР (1940). Окончил юридич. ф-т Петерб. ун-та (1900), занимался пением у С. И. Габеля (Петерб.), окончил Одесскую консерваторию (1918). С 1905 - солист оперы Нар. дома (Петербург); в 1907-11 пел в оперных т-рах Киева и Одессы; с 1911 - солист Большого т-ра, где работал с перерывом до 1928(1917-19 в Одессе). Был председателем первой корпорации артистов-солистов и одним из организаторов муз.-вок. студии в Большом т-ре. В 1923-24 занимался в Оперной студии под рук. Станиславского.

Партии: Лотарио ("Миньон" Тома), Сусанин, Мельник; Мефистофель ("Фауст"), Додон ("Золотой петушок")" Фарлаф; Бартоло ("Се-вильский цирюльник"), Вотан ("Валькирия" Вагнера) и др.

С 1924 в„л педагогич. работу, в 1928- 1933-доцент вок. ф-та Моск. консерватории, с 1933- профессор Белорус. консерватории (Минск); в годы войны руководил в Саратове вок. ф-том объедин„нных Саратовской и Моск. консерваторий.

Лит.: Л е в и к С., Записки оперного певца, М., 1955, с. 57. М. Р.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница