Наши партнеры

Выгодно аренда автомобиля посуточно екатеринбург в компании РексРент.
Застройщики в Бенидорме - купить квартиры и апартаменты в Бенидорме.

Театральная энциклопедия
(страница 425)


ТЕЛУГУ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ - театр п драматургия народа телугу, населяющего Юж. Индию (штат Андхра-Прадеш) (см. ст. Андхра}.

ТЕЛЬГАРАЕВ, Сайфулла (р. 1910) - казах, сов. актер. Нар. арт. Казах. ССР (1958). Чл. Коммуни-стич. партии. В 1930-32-рук. Карагандинского ТРАМа. С 1932 - актер Казахского академич. т-ра. Игра Т. отличается естественностью, обаянием, мягким юмором.

Среди ролей: Сайран ("Дружба и любовь" Абишева), Жомарт, Джумажан ("На границе, "Ночные раскаты" Ауэзо-ва), Айдар ("Миллионер" Мустафина), Жайнак ("Чокан Ва-лиханов" Муканова), Пикалов ("Любовь Яровая"), Кандыба ("Калиновая роща" Корнейчука), Минутка ("Победители" Чирскова), Ф„дор ("Любовь на рассвете" Галана), Родриго, Грумио ("Отелло", "Укрощение строптивой"), Бобчинский ("Ревизор"), Вася ("Таланты и поклонники"), Труффаль-дино ("Слуга двух господ"), Кокым ("Единая семья" Абишева), Лука ("На дне"), Абильбек ("Одно дерево не лес" Тажибаева).

ТЕЛЬС (Те1з),'Эллен (псевдоним; наст. имя и фам.- Элла Ивановна Бартельс; по первому мужу- К н и п п е р, по второму - P а б ен е к; ок. 1881- после 1930) - рус. танцовщица, педагог и балетмейстер. В 1904-07 училась в балетной школе в Берлине у Е. Дункан (сестры А. Дункан). В 1907-10 под фамилией Книппер-Рабенек преподавала сценич, движение в МХТ. Одновременно выступала на эстраде как танцовщица (последовательница А. Дункан). В конце 1910 открыла в Москве пластич. Студию Рабенек, выступала со своими ученицами с программой пластич. танцев в Москве, Лондоне, Мюнхене, Будапеште, Париже и др. Во 2-й пол. 1919 под псевдонимом Эллен Т. открыла в Вене школу художеств. танца и эстетич. движения, где пост. "В пещере горного короля" на муз. Грига, "Свиданья при лунном светел на муз. Дебюсси, "Праздник хмеля" на муз. Сен-Санса, "Полонез" на муз. Шопена. Балеты, пост. Т., отличались художеств. цельностью, в них утверждались реалистич. принципы системы Станиславского.

Лит.: К. С. Станиславский. Материалы. Письма. Исследования, М., 1955, с. 128-29 (Театральное наследие, т. 1 ); С и д о р о в А. А., Современный танец, М., 1922, с. 41 ;

J u n k V., Handbuch des Tanzes, Stuttg., 1930. Г. Ш.

ТЕЛЯКОВСКИЙ, Владимир Аркадьевич (1861- 1924) - рус. театр. деятель. Окончил Академию Генерального штаба, служил в кавалерии. В 1898- 1901 - управляющий Моск. конторой Имп. т-ров. В 1901-17 - директор Имп. т-ров. Энергичный администратор, Т. способствовал поднятию художеств. уровня каз„нных т-ров Москвы и Петербурга, привлекал к работе в этих т-рах молодых, талантливых артистов и режиссеров (Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, В. Э. Мейерхольд и др.), выдающихся художников, связанных с объединением "Мир искусства" (К. А. Коровин, А. Я. Головин). Вместе с тем, охраняя "существующий порядок", Т. оберегал каз„нные т-ры от проникновения на их сцену общественно значимого репертуара.

В 1898-1917 в„л дневник, представляющий большой историко-культурный интерес (50 тетрадей; хранятся в Театр. музее им. Бахрушина). Автор книг.

Соч.: Воспоминания, Л.-М., 1965 (Вступ. ст. и комментарии Д. И. Золотницкого); Императорские театры и 1905 год, Л., 1926; Мой сослуживец Шаляпин, Л., 1927. АН. А.

ТЕМБР (франц. timbre) - одно из осн. качеств звука, определяющее его "окраску" и "характер". Благодаря Т. звучание одного инструмента или певческого голоса отличается от других. Т. зависит от формы и частоты колебаний звука и определяется числом и интенсивностью сложных гармонпч. призвуков, т. н. частичных тонов или гармоник (обертонов), к-рые возникают при одновременном колебании полного объ„ма звучащего тела (струны, столба воздуха) и его частей. Т. низких звуков обладают большим числом гармоник (до 20 и более), чем Т. высоких (2-3). Т. зависит также от материала звучащего тела, от способа звукоизвлеченпя, от звукопро водимости среды, в к-рой возникает и распространяется звук. Я. А.П.

ТЕМЕЛКОВ, Аспарух (21. III. 1896 - 20. III. 1964) - болг. актер. Нар. арт. НРБ (1963). Чл. Болг. коммунистпч. партии с 1918. Сценич. деятельность начал в 1917 при клубе Коммунистич. партии в Варне. В 1920-21 - актер труппы "Лада" (Варна). В последующие годы работал в провинц. труппах. С 1935-в Нар. т-ре в Софии (в 1954-57 - директор этого т-ра). Творчество Т. было связано с утверждением реализма в болг. т-ре. Социально острые сценич. образы Т. вошли в историю т-ра Болгарии. Одним из первых среди болг. актеров Т. начал выступать в сов. репертуаре: Берест ("Платон Кречет"), Потапов

("Московский характер" Софронова) - за обе роли Т. удостоен в 1950 Димитр. пр.; Леонид Борисович ("Машенька"). Значит, работа Т.- образ Георгия Димитрова в спектакле "Лейпциг, 33" по пьесе Компанейца и Кронфельда (Народный т-р, София;

Димитр. пр., 1952).

В числе лучших ролей отечеств, драматургии: Македонский ("Изгнанники" Вазова), Найден ("Мастера" Стоянова), Динко ("Вампир" Страшимирова), Вылчан ("Боряна" Йовкова), Витанов ("Когда гром ударит" Яворова), Городулин ("На всякого мудреца довольно простоты"). Несчастливцев. Пост. "Мораль пани Дульской" Запольской (1936, "Популярный т-р") и др. спектакли. А. Ив.

Лит.: "Театър", С., 1964, V" 5, с. 61-62.

ТЕМП (итал. tempo, от лат. tempns - время)- степень скорости, быстроты движения. 1) В музыке- скорость движения метрических единиц. Т. определяет абсолютную скорость, с к-рой исполняется муз. произведение, в отличие от относительной скорости, связанной с ритмич. соотношениями. Т. обусловлен содержанием и характером произведения. 2) В театре темио-ритмом спектакля наз. нарастание или спад, ускорение или замедление, плавное течение или бурное развитие действия. См. Ритм спектакля. 3) В балете - часть танц. па (термин возник в конце 18- нач. 19 вв.). Выполняется слитно в один при„м на одну долю муз. такта. Па состоит обычно из двух или тр„х Т., каждый из к-рых слагается из нескольких одновременно выполненных движений, необходимых для перехода из одной танц. позиции (позы) в др. Т. наз. также фигура (или часть фигуры), заимствованная из какого-либо бального пли балетного танца, используемая в танц. классе, в учебно-тренировочной работе. Танцмейстеры создавали спец. учебные танц. композиции (комбинации); нек-рые из них широко используются в танц. классах (напр.. Temps lie).

Лит.: R a m e a u Р., Le maitre a danger, qui enscignc la maniere. P., 1725; Despreaux J. E., Mes passe-tenips, chansons..., t. 2, P., 1806; В e a u m o n t C. W. and I d z i-k o w s k i St., A manual of the theory and practice of classical theatrical dancing, L., 1940 (Cecchetti method); В а-г а н о в а А. Я., Основы классического танца, Л.-М., 1948, 1963. А. И.

ТЕНЕВ, Владимир Стефанов (р. 10.V. 1882) - болг. актер, режиссер и театр. деятель. Нар. арт. НРБ (1950). Творч. деятельность начал в 1905 как актер Нар. т-ра и т-ра "Слеза и смех" (София), затем выступал в т-рах Пловдива, Русе (рук. т-ром в 1914-22), Варны и др. С 1925 - вновь актер Нар. т-ра, в 1939-41 - директор этого т-ра.

Творчество Т. отличается глубиной, интеллектуально острым анализом роли. Ему близки герои, исполненные сильных страстей, отличающиеся гражданственностью, бескомпромиссностью, честностью, верой в светлое будущее.

В 1932-34 и в 1936-45-председатель Союза артистов Болгарии.

Роли: Оргон ("Тартюф"), Златил ("Боряна" Йовкова). Дойчин Радионов ("Царской милости" Зидарова) - за эти три роли удостоен Димитр. пр.; Банко ("Макбет"), Миллер ("Коварство и любовь"), Жадов ("Доходное место") и др.

Лит.: Пенев П., Лекции по история на българския драматически театър, ч. 4, С., 1958, с. 153; Крънзов Г., Театър и драматургия. С., 1963, с. 129-39; "Театър", С., 1962, ј 7, с. 40-41, 42. Н. Пр.

ТЕНЕВ, Любомир (р. 25.IV. 1915) - болг. театровед и театр. критик. Засл. деят. иск-в НРБ (1965). В 1944 окончил юридич. ф-т Софийского ун-та. Выступал с театр. рецензиями и критич. статьями в журнале "Иск-во и критика" и др. С 1948 - доцент, а с 1953 - профессор Высшего ин-та театр. нск-ва.

Соч.: Курс по античен и западноевропейски театър, ч. 1, С., 1952; Драма и сцена, С., 1959; Драматургия и съвременност,С., 1 961 ; Крыстю Сарафов, в кн. : Сто лет болгарского театра, пер. с болгарского. М-, 1962, с. 157-60; Нови драми след септември 1944 година, "Изкуство", 1948, кн. 1; По следите на българската драма, "Септември", 1948, кн. З, с. 112-17; Хамлет. Лит.-критич. анализ, С., 1965; Театрални светлини, С., 1965: Актьори и роли, С-, 1966, А. Ив.

ТЕНИН, Борис Михайлович [р. 10(23).Ш.1905]-рус. сов. актер. Нар. арт. РСФСР (1950). В 1922 окончил Гос. ин-т муз. драмы. В 20-х гг. играл в моек. Вольной мастерской Вс. Мейерхольда. В 1923 вступил в передвижную труппу "Комедианты". В 1924 работал в "Синей блузе"; в 1925 играл в Театре имени Мейерхольда, затем вернулся в "Синюю блузу". В последующие годы Т.- акте!) моек. т-ров - т-ра "Современной буффонады". в 1927-28 - Т-ра Дома печати, в 1928- 1932 - т-ра "Обозрений", в 1932-36-Мюзик-холла. В 1937 вступил в труппу Ленингр. т-ра Комедии, где работал до 1946. Впоследствии переехал в Москву и работал в Театре-студии киноактера,в 1955- 62- в Моск. театре Сатиры, с 1862- в Моск. драматич. т-ре.

Т. начинал сцен и ч. деятельность как комедийный актер-импровизатор, имел склонность к эксцентриаде, гротеску, буффонаде. Его творчество отличается сатирич. остротой, театральностью. Первая роль - старый подписчик в обозрении по М. Твену "Как я редактировал сельскохозяйственную газету". В Мюзик-холле играл роли клоуна Боцо ("Артисты Варьете"), циркача Мартынова ("Под куполом цирка").

Роли: в Ленингр. т-ре Комедии-Пархоменко ("Сын народа" Германа), Синичкин ("Лев Гурыч Синичкин" Ленского в новой лит. обработке А. Бонди), сэр Тоби ("Двенадцатая ночь"), Чарльз Стентон ("Опасный поворот" Пристли), Питер Уорн ("Дорога в Нью-Йорк" Малюгина), Боб Мэрфи ("Русский вопрос"); в Моск. т-ре Сатиры - Педро Лангара ("Человек с того света" Дыховичного),барон Кровт ("Профессия миссис Уоррен" Шоу), Человек будущего ("Мистерия-Буфф"), Крутицкий ("На всякого мудреца довольно простоты"), Шатовер ("Дом, где разбиваются сердца" Шоу).

От эксцентрики Т. переходил к разв„рнутым формам драмы, к реалистич. бытовым ролям, ему близок нар. т-р. В сатприч. ролях ч„тко выявляет социальную сущность образа. Искренность чувства сочетается в творчестве Т. с л„гкой, отточенной формой.

Среди работ 60-х гг. роли: Д слотов ("Временный жнлец Полякова), Отец ("Мать" Чапека), Илл ("Визит дамы" Дюрренматта).

Преподавал в Моск. цирковом техникуме клоунаду (1933). Снимается в кино; фильмы - "Бесприданница". "Человеке ружь„м", "Русский вопрос" (Гос. пр. СССР; 1948).

"TEHHEHT", "Т е н н е н т л и м и т е д", - одна из крупнейших англ. театр. фирм. Осн. в 1936 в Лондоне антрепрен„ром X. М. Теннентом (Tennent; ум. в 1941). Деятельность фирмы "Т." характеризуется стремлением к пост. значит, произведений отечеств, и иностр. драматургии, привлечением для этого лучших исполнителей. Фирма содействует созданию ансамблевых спектаклей, отличающихся высоким качеством оформления и музыки. В 1947 при фирме создан филиал - "Теннент продакшенс лимитед", в руководство к-рого вошли Дж. Гил-гуд и Р. Ричардсон.

За годы своего существования фирма субсидировала пост. мировой и отечественной классики: "Кандида" Шоу (1937, т-р "Глобус"), "Гамлет" (1939, т-р "Лицеум"); "Ученик дьявола" Шоу (1940, т-р "Пиккадилли"), "Месяц в деревне" Тургслева (1943, т-р "Сент-Джеймсес"), "Герцогиня Мальфи" Уэбстера (1945, т-р "Хеймаркет"), "Соперники" Шеридана (1945, т-р "Крайтирион"), "Антоний и Клеопатра" Шекспира (1946, т-р "Пиккадилли"), "Преступление и наказание" по Достоевскому (1946, т-р "Нью"), "Три сестры" (1951, т-р "Ол-дуич"), "Светские обычаи" Конгрива (1953, т-р "Лирик", Хам-мерсмит), "Гедда Габлер" Ибсена (1954, там же), "Жетидина с моря" Ибсена (1961, т-р "Куинс"); постановки пьес совр. драматургов: "Стража на Рейне" Хелман (1942, т-р "Олдуич"), "Глубокие корни" Гоу и Д'Юссо (1947, т-р "Уиндемс"), "Смерть коммивояж„ра" Миллера (1949, т-р "Финикс"), "Жаворонок" Ануя (1955, т-р "Лирик", Хаммерсмит), "Дневник Анны Франк" Гудрич и Хэкетта (1956, т-р "Финикс"), "Человек для всех врем„н" Болта (1960, т-р "Глобус").

Фирма привлекала к работе крупных режиссеров il актеров: Г. Байем-Шоу, М. Бенталл, Т. Гатри, Дж. Гилгуд, Э. Эванс, С. Джонсон, А. Куэйл, М. Лейтон, Дж. Невилл, Р. Паско, М. и В. Ред-грев, Р. Ричардсон, П. Скофилд, Ф. Робсон, Р. Хели-ман, П. Эшкрофт и др.; художников: Б. Аронсон;

С. Битон, П. Майо, О. Мессел, Т. Моисеевич, Мотли (псевдоним О. С. и М. Харрис и Э. Монтгомери), А. Холленд и др. Спектакль "Гамлет" в пост. П. Брука был показан на гастролях в Сов. Союзе (1955). Ф. К.

ТЕННЕССИ УЙЛЬЯМС - см. Уильяме Теннесси.

ТЕННИСОН (Tennyson), Алфред (6. VI II. 1809- 6. X. 1892) - англ. поэт и драматург. Род. в семье сельского священника. Лит. деятельность начал в 1830, с 1850 - поэт-лауреат. В 1884 ему был присвоен титул лорда. Как драматург впервые выступил в 1847, написав мелодраму в стихах "Принцесса". Автор пьес на псторич. и сказочные сюжеты "Королева Мария" (1876, т-р "Лицеум", в обработке Г. Ирвинга), "Гарольд" (изд. 1876; 1928, "Бирмингемский репертуарный т-р"), "Сокол" (1879, т-р "Сент-Джеймсес"), "Кубок" (1881, т-р "Лицеум"), "Жители лесов" (1892, там же), "Беккет" (1893, там же) н пьесы на совр. сюжет - "Майское обещание" (1882, т-р "Глобус") и др. В своих пьесах Т. пытался продолжить традиции романтической драматургии, но они не утвердились в репертуаре т-ров, т. к. появились в период господства бурж. бытовой драмы и мелодрамы. Нек-рый успех имели только пьесы "Беккет" и "Кубок".

Лит.: История английской литературы, т. 2, вып. 2, М, 1955. Ю. К.

ТЕНОР (итал. tenore, от лат. teneo - держу) - 1) Высокий мужской певческий голос. Диапазон: д о малой октавы - до 2-й октавы. В совр. нотной записи партия Т. обозначается октавой выше е„ действительного звучания. Партии Т. приобретают ведущее значение в европ. опере с начала 19 в., после снижения популярности певцов-кастратов. Осн. разновидности Т.: лирический (тенор ди грациа - tenor di grazia) п драматический (тенор ди форца - tenor di forza).

Лпрпч. Т. свойственны мягкая задушевность тембра, способность к передаче мелодий певучего характера, л„гкая подвижность. Партии: Альмавива, Фауст, Ленский; Юродивый ("Борис Годунов"), Левко ("Майская ночь") и др. Драм. Т. отличается большой силой звучания на вс„м диапазоне, выразительным, горячим, ярким тембром. Певцы, имеющие драм. Т., исполняют обычно партии мужественных, энергичных героев: Рауль ("Гугеноты"), Радамес; Отелло (о. п. Верди), Хозе, Канио, Герман, Садко. Бывает также лирико-драм. Т. (меццо-характерный) и Т.-аль-тино (диапазон до м и 2-й октавы, для к-рого предназначены нек-рые оперные партии: Звездоч„т ("Золотой петушок"), Капитан ("Воццек" Берга) и др. Выдающиеся певцы-Т.: Н. Н. Фигнер, В. П. Дамаев, Л. В. Собинов, Д. А. Смирнов, Дж. Рубини, Э. Тамберлик, Т. Скипа, Э. Карузо, М. Ланца, Б. Джильи, М. дель Монако, Дж. диСтефано,А. Нурри, Г. Зобиан, М. Гар-сиа (отец); среди сов. певцов- И. В. Ершов, H.C. Ханаев, С. П. Юдин, Н. К. Печковский, И. С. Козловский, С. Я. Лемешев, Г. М. Нэлепп, 3. И. Анджапаридзе.

2) Один из средних голосов в многоголосном произв. или партия средних голосов-в хоре.

Лит.: Львов М., Из истории вокального искусства, М., 1964; Т и м о х и н В., Выдающиеся итальянские певцы, М., 1962; Озеров Н., Оперы и певцы, М., 1964.. Д,

TEO Наркомпроса - театр. отдел Народного комиссариата просвещения РСФСР. Создан в янв. 1918 для руководства театр. делом. ТЕО боролся за создание нового революц. т-ра, нового репертуара, за освоение культурного наследия прошлого. Большое влияние на деятельность ТЕО Наркомпроса оказал "Декрет об объединении театрального дела", подписанный В. И. Лениным в авг. 1919. В состав ТЕО входил ряд секций (историко-теоретич., репертуарная, режиссерская, педагогич.) и отделов (экспериментальный, детских т-ров, национальных т-ров и др.). ТЕО организовывал лекции и диспуты, рассылал рекомендательные списки лучших драм. произв., занимался уч„том и охраной частных театр. библиотек, музеев и коллекций. Указами Ленина в ведение ТЕО были переданы Театр. музей им. А. А. Бахрушина в Москве (февр. 1919) и Ин-т истории иск-в в Петрограде (1920).

ТЕО возглавляли А. В. Луначарский, В. Э. Мейерхольд и др. В 1920 ТЕО был реорганизован: часть его функций передана Управлению акаде-мич. т-рами (рук. Е. К. Малиновская), др. часть- Главполитпросвету.

Лит.: Очерки истории русской советской драматургии, т. 1, 1917-1934, Л., 1963, с. 9-10, 27-28, 30; Литовский О., Так и было. Очерки. Воспоминания. Встречи, М., 1958, с. 182-84; Первые мероприятия Наркомпроса по управлению театрами, "Исторический архив", 1959, N" i, янв.-февр., с. 50-60; В ТЕО (Сводка работ), "Вестник театра", 1921, ј 78-79, с. 22-24. Д. Ним.

ТЕОДОР [Theodore, наст. имя и фам.-Мари-Мадлен Крепе (Crepe); 6.X. 1760 - 9.IX.1799]- франц. артистка балета. Ученица Ж. Б. Лани. Дебютировала в Парижской Опере в 1777. В 1785-96 (с перерывами) - ведущая танцовщица "Т-ра Гран" в Бордо, где выступала в балетах своего мужа балетмейстера Ж. Доберваля. Партии: Луиза ("Дезертир" на муз. Монсиньи),Лиза ("Тщетная предосторожность", 1789; первая исполнительница). Гл. партии в балетах "Ветреный паж", "Деревенский праздник", "Телемак на острове Калипсо". Танец Т. был грациозным и воздушным. Ж. Ж. Новер отмечал л„гкость и непринужд„нность е„ исполнения: "благодаря одной лишь эластичности подъ„ма ступни,- писал он,- даже не сделав прыжка, она создавала впечатление пол„та и* будто бы вовсе не касалась пола".

Лит.: Слонимский Ю., Тщетная предосторожность, Л., 1961, с. 7-9; Классики хореографии, Л.-М., 1937, с. 66; Х у д e к о в С. Н., История танцев, ч. 3, П., 1915, с. 50; Du Bois A., Une page de la vie d'une danseuse francaise au XVIII siecle, m-lle Theodore, Brux., 1896; Т о u-chard Lafosse G., Chroniques seeretes et galantes de l'Opera. 1667-1845, v. 3, P., 1846, p. 146-52,265-67.

A. A. B. ТЕОДОРЙНИ (Teodorini), Елена (25. III. 1857- 1. III. 1926) - рум. артистка оперы (меццо-сопрано), педагог. Училась в Миланской консерватории (1871-76). В 1877-80 участвовала в спектаклях итал. труппы в Бухаресте. Т.- первая рум. артистка, выступавшая в т-ре "Ла Скала" (1880-83, 1893-94, 1901 и др. годы). В 1896-97 - солистка Рум. лирич. ансамбля (Бухарест). Пела в разд. городах Румынии и мн. др. стран. Участвовала совм. с Дж. Штефэнеску в организации первой рум. постоянной оперной труппы. Т. обладала сильным голосом широкого диапазона (исполняла партии контральто, меццо-сопрано и сопрано), большим артистич. темпераментом и музыкальностью.

Партии: Адальжиза, Амина ("Норма", "Сомнамбула" Беллини), Розина; Семирамида (о. п. Россини), Амнерис;

Азучена, Дездемона ("Трубадур", "Отелло." Верди), Рахиль ("Жидовка" Галеви), Зибель ("Фауст"), Валентина, Селика ("Гугеноты", "Африканка" Мейербера) и др.

Вела педагогия, деятельность (профессор консерватории неск. стран, в т. ч. Аргентины). Автор трудов по иск-ву пения.

Лит.: Cosma V., Cintareata Elena Teodorini, Buc., 1962. А. Ив.

ТЕОДОРЯН (Teodorian), Валентин (р. 4.VI.1928)- рум. артист оперы (лирич. тенор). Засл. арт. СРР. В 1949 окончил Бухарестскую консерваторию. С 1949 - солист Бухарестского т-ра оперы и балета. Обладает гибким голосом, умеет передавать вок. средствами юмор. Гастролировал в СССР, Югославии, Болгагрии и др. странах.

Партии: Эрнесто ("Дон Паскуале" Доницетти), Риннуччио ("Джанни Скикки" Пуччини), Балоняну, Штефан ("Восстание", "Девушка с гвоздиками" Думитреску), Рикэ Вентуряно ("Бурная ночь" Константинеску), Альмавива, Рудольф, Альфред, Герцог; Бельмонт ("Похищение из сераля" Моцарта), Джеральд ("Лакме"), Владимир Игоревич ("Князь Игорь") Ленский; Юродивый ("Борис Годунов") и др.

Лит.: Colfescu А., Valentin Teodorian, "Muzica", Вис., 1963, ј 1, old. 42-43. Л. Ив.

ТЕР-АБРАМЯН, Арменак Ефремович (р.15.IX. 1898-1957) - арм. сов. артист оперы и оперетты (тенор). Нар. арт. Арм. ССР (1954). В 1920 окончил Тбилисскую консерваторию. В 1937-41 - солист Т-ра оперы и балета им. Спендиарова (Ереван). Был одним из организаторов (1942) и первых артистов Армянского т-ра муз. комедии в Ереване.

Партии: Саро ("Ануш" Тиграняна), Сето ("Лусабацин" Степаняна) и др. А. Ив.

ТЕР-ГЕВОНДЯН, Анушаван Григорьевич [24.11 (8.III). 1887-6.VI. 1961]-арм. сов. композитор и муз. деятель. Нар. арт. Арм. ССР (1953). Окончил Петерб. консерваторию в 1915 (учился у А. К. Лядова, В. П. Калафати, Я. И. Витоля, М. О. Штейн-берга и А. К. Глазунова). Т.-Г.автор опер-"Седа" (соч. 1921), "В лучах солнца" (1949, Т-р оперы и балета им. Спендиарова, Ереван); балетов-"Невеста огня" (соч. 1934), "Анаит", (1940, там же); музыки к драм. спектаклям и фильмам. В„л педагогич. работу в Тбилисской (1918-25), Ереванской (1926-30 - директор, с 1938 - профессор, с 1949 - зав. теоретико-композиторской кафедрой) и Бакинской (1934-38) консерваториях.

Лит.: Тигра нов Г., Армянский музыкальный театр. т 2, Ер., 1960, гл. 1. Кн. Г.

ТЕР-ГРИГОРЯН, Григор Арамович [2(15).I. 1916] -арм. сов. драматург. Засл. деят. иск. Арм. ССР (1961). Чл. Коммунистич. партии с 1945. Окончил строительный (1939) и историч. (1947) ф-ты ереванских Политехнич. и Педагогич. ин-тов. Автор драм и комедий: "Эти зв„зды наши" (1949), "Возрождение" (1953; обе с Л. Карагезяном), "Ошибка Со-фик" (1956), "Последние гвоздики" (1958), "Весенний дождь" (1960), "Вс„ - или ничего" (1960), "Умирающая флора" (1962), "Мой любимый Жорж" (1963) и др. Пьесы Т.-Г. посв. современной жизни. Ставились в Театре им. Сундукяна и др. армянских т-рах. "Последние гвоздики" - в Т-ре им. Моссовета (1960). Б. А. Соч.: Весенний дождь. [Пьесы], Ер , 1962.

ТЕР-ГРИГОРЯН, Микаел Мовсесович (1827-69)- арм. драматург. В 1858 окончил медицинский ф-т Моск. ун-та. Доктор медицинских наук. Один из активных организаторов, арм. проф. т-ра в Тифлисе (1863). Автор реалистич. социально-бытовых драм, комедий, фарсов, водевилей, противостоящих мело-драматич. репертуару арм. т-ра того времени. Пьесы Т.-Г.-"Скупой", "Ах, мой вечер", "Бурдючок Пэпо", "Невеста и свекровь", "Кто виноват?", "Вот тебе и сватовство", "Обручение Нипо", "Наставление старухам", "Нашла коса на камень" и др.-с 60-х гг. 19 в. часто ставились на арм. сцене. Б. А.

ТЕР-ГРИГОРЯН, Эмин Овакимович (1855- 26. XII. 1939) - арм. драматург, театр. деятель. Окончил Лазаревский ин-т в Москве. Автор драм и водевилей. Первая пьеса Т.-Г. "Инжир Хечо" (1869, Лазаревский ин-т) часто ставилась в арм. проф. и любительских т-рах, переведена на азерб., груз., тур. яз. Автор драм - "Жертва лишения", "Любовь или смерть", "Под маской благотворительности" (1892), "Дамоклов меч", "Меч и огонь"; комедий- "Мода", "Дикарка", ."Домовой", "Двое влюбленных", "Причиной раздора был я". Пьесы Т.-Г. отражали социальные противоречия арм. действительности. В 1908-13 в журн. "Ушарар" ("Суфл„р", в Тифлисе) были напечатаны воспоминания Т.-Г. о театр. жизни Еревана в 70-х гг. 19 в. Б. А.

ТЕР-ДАВТЯН, Геворк Захарьевич [13(25). VIII. 1850 -13.XI. 1934]- арм. сов. актер. Нар. арт. Арм. ССР (1923). Сценич. деятельность начал в 1872. Один из крупнейших арм. комедийных актеров-реалистов.

Роли: 1-й могильщик ("Гамлет", 1880), Белогу-бов ("Доходное место", 1880), Молчалян ("Горе от ума", 1881), Добчин-ский ("Ревизор", 1882), Жевакин ("Женитьба", 1882), Шприх ("Маскарад", 1882), Шут ("Король Лир", 1887) и др.

В исполнении Т.-Д. роли старика Гико в пьесе Сундукяна "Пэпо" нашли выражение лучшие традиции сце-нич. иск-ва (играл эту роль и на открытии Т-ра им. Сундукяна в 1922). В связи с 50-летием сценической деятельности Т.-Д. первый среди армянских актеров получил звание Нар. арт. Арм.ССР. Реалистич. иск-во Т.-Д. высоко ценили писатели Г. Сундукян, О. Туманян, великий итал. трагик Э. Росси. Б. А.

TEPEBCAT (Театр революционной сатиры) - рус. сов. театр. Т. в значит, степени был т-ром малых форм, агитпьес, злободневных полит-обозрений. Т. является предшественником "Синей блузы" и "Живой газеты", был близок им по идейно-художественным задачам. Организован в 1919 в Витебске при Политуправлении Зап. фронта поэтом М. Я. Пустыниным. В репертуаре т-ра были агитпье.сы и политобозрения, написанные Пустыниным,А. М. Арго-11 др. авторами. С 1920 Т. работал в Москве (реж. Д. Г. Гутман, худ. В. П. Комарденков). Начиная с 1920 аналогичные т-ры возникают в Петрограде,. Томске, Киеве, Баку и др.

В репертуаре моек. Т.: "Мужичок" Шишкова, "Новый фронт" Криницкого, политич. обозрение-"Путешествие Бульбуса 17-21" Гутмана, Адуева, Арго (все в 1920-21), "Город в кольце" Минина, "Железная пята" по Дж. Лондону, "Земля обетованная" - политсатира Д. Бедного (все в 1921); "Овод" Вой-нич (1922). В этот период т-р постепенно переходит к многоактным спектаклям, острого политич. социального звучания. режиссерами т-ра были: А. П. Петровский, М. А. Разумный, В. Б. Вильнер и др. В 1922 Т. реорганизован в Моск. театр Революции.

Лит.: Московский театр Революции. 1922-1932. Сб. статей, [М.], 1933. Л. Ним.

ТЕРЕГУЛОВ, Мамед Ханифа Гасанович (27.XI. 1877-18.XII.1942) - азерб. сов. актер и театр. деятель. Чл. Коммунистич. партии с 1905. Герой Труда..

Окончил в 1899 Закавказскую учительскую семинарию в Гори, работал педагогом в Ереванской губернии, затем в Баку. Т. оказал большую помощь в формировании нац. муз. т-ра (1910). Был одним из ведущих исполнителей (баритон), способствовал организации оперного хора. Создавал яркие сценич. образы в муз. произв. У. Гаджибекова и М. Магомаева: Нофель ("Лейли и Меджнун"), Ма-ставар ("Шах Аббас и Хуршид Бану"), священник Арсен ("Асли и Керем"), Шах-Аслан ("Шах Ис-маил") и др. К. Kac.

ТЕРЕНЦИЙ, Публий Теренций Африканец (Publius Тегеп1л18А1ег)(ок.185-159до н.э.),- древнеримский драматург. По античным свидетельствам, родом из Карфагена. В раннем возрасте попал в Рим в качестве раба к сенатору Теренцию Лукану, к-рый дал ему образование и отпустил на волю. Т. написал 6 комедий в жанре паллиаты: "Андриянка" (166 до н. э.), "Свекровь" (165), "Сам себя наказывающий" (163), "Евнух" и "Формион" (обе 161), "Братья" (160).

Т. примыкал к влиятельной эллинофильской группировке Сципиона Младшего, к-рая стремилась к примирению обществ, противоречий в среде римских граждан, а в области идеологии пропагандировала социальный мир, гуманное отношение к людям. В соответствии с этой либерально-филантропич. установкой Т. ориентировался в основном на произв. Ме-нандра и отказывался от комич. при„мов Плавта (буффонада, нарушение театр. иллюзии и т. п.). Осн. внимание Т. обращал на изображение характеров героев, часто используя для этого варианты одних и тех же сценич. персонажей. Т. подч„ркивал положит. качества героев (благожелательное отношение родителей к детям, чистота чувств молодых людей). Так, напр., в комедии "Свекровь" действующие лица проявляют максимальное благородство и сочувствие друг к другу в трудных жизненных обстоятельствах, в комедии "Братья" утверждается либеральная система воспитания юношества, основанная на гуманистич. принципах эллинистич. философии, требующая взаимного доверия, уважения в отношениях между поколениями.

Используя традиционные для новой аттич. комедии ситуации (насилие, соверш„нное над девушкой неизвестным молодым человеком; потеря или похищение реб„нка с последующим его "узнаванием"; любовь молодых людей, не встречающая одобрения у родителей), Т. стремился к естественному и правдоподобному сюжету, к раскрытию чувств, побуждающих героев к действию. Он отказался от экспозиционного пролога, характерного для греч. образцов, и достиг более увлекательного развития интриги; прологи использовались Т. для лит. полемики и изложения своих творч. принципов (в частности, обоснование права на контаминацию).

Произв. Т. способствовали созданию новой европ. комедии. "Евнух" наряду с "Племянниками" Плавта послужил образцом для комедии Ариосто "Подмен„нные" (1509). "Формион" стал основой комедии "Плутни Ска-пена" (1671), в "Школе мужей" Мольера заметно влияние "Братьев". Эта комедия Т. благодаря е„ "просветительской" тенденции была особенно популярна в 18 в. ("Холерик" Камберленда, 1774), а творчество Т. привлекало внимание создателей и теоретиков "мещанской драмы" (Д. Дидро, Г. Э. Лессинг).

Соч.: [Tragedie], t. 1-2, Р., 1958; в рус. пер. - Комедии, пер. А. В. Артюшкова, М.-Л., 1934; "Адельфы" (введение и комментарий С. И. Соболевского), М., 1954.

Лит.: Савельева Л. И., Художественный метод П. Теренция Афра, Казань, 1960; Norwood G., The art of Terence, Oxf., 1923; Duckworth G., The nature of roman comedy, Princeton, 1952; В г о z e k M., Terencjusz i jego komedie, Wr., 1960. В. Я.

ТЕРЕШКОВИЧ, Макс Абрамович [i 7(29). XI. 1897-24.11.1939] - рус. сов. актер, режиссер, педагог. Творч. деятельность начал в 1914 в Моск. т-ре им. В. Ф. Комиссаржевской. В 1920-22 работал в Т-ре РСФСР 1-м, в 1922-33 - в Моск. т-ре Революции.

Лучшие роли: Интеллигент ("Мистерия-Буфф" Маяковского, 1921), Тарелкин ("Смерть Тарелкина" Сухо-во-Кобылина, 1922), Крон,'Гранатов ("Озеро Люль", 1923, "Человек с портфелем", 1928, Файко), Коромыс-лов, Севастьянов ("Воздушный пирог", 1925, "Конец Криворыльска", 1926, Ромашова), Ермаков ("Инга" Глебова, пост. Т., 1929). Т. играл гл. обр. остро сати-рич. роли, соединяя яркую театральность, при„мы гротеска с художественной правдой. С 1927 выступал как режиссер. В 1929 организовал Театр-студию им. А. В. Луначарского, к-рая в 1931 влилась в труппу Театра-студии им. М. Н. Ермоловой. В 1933-36 был художеств. руководителем этого т-ра. Пост. спектакли: "Бедность не порок" (1933), "Последняя жертва" (1934); "Бойцы" Ромашова (1934, совм. с А. И. Пла-тоновым), "Искусство интриги" Скриба (1935), "M'd-чеха" Бальзака (1936) - оба совм. с М. О. Кне-бель.

Др. пост.: "Наследство Рабурдена" Золя (1927, Т-р Революции), "Город Глупов" (по "Истории одного города" Салтыкова-Щедрина, 1932, Моск. т-р Сатиры), "Тихий Дон" Дзержинского (1985, Ленингр. Малый оперный т-р), "Луиза Миллер" Верди (1936, Ленингр. т-р оперы и балета им. Ки-Рова). А. Шн.

ТЕРЕЩЕНКО, Марк Степанович (р. 6.1.1894) - укр. сов. режиссер. Засл. арт. УССР (1930). В 1914 окончил муз.-драм. школу Н. Лысенко в Киеве. Сценич. деятельность начал как актер в Молодом т-ре (Киев). В 1921-26 возглавлял Т-р Г. Михайличенко в Киеве, пост. здесь на основе лит. композиций монументальные представления, т. н. "мистецтва д1йства":

"Печаль последняя", "Поэма отваги", "Небо горит", "Карнавал", "Дом Нового века" и др. В 1927-32 работал как режиссер и художеств. руководитель в Одесском гос. драм. т-ре, в Харьковском т-ре Революции. Пост. спектакли: "Диктатура", "Кадры", "Девушки нашей страны" Микитенко, "Рельсы гудят", "Хлеб" Киршона, "Страх" Афиногенова. Работал в кино. Автор книги о режиссерском построении массовых сцен "Мистецтво д1йства" (1921), воспоминаний о ведущих деятелях укр. сов. т-ра. Вед„т педагогич. работу. Л. Б,

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница