Наши партнеры

Женское Пальто Вологда.
https://forum.zaymex.ru/
автомобилей

Театральная энциклопедия
(страница 424)


ТЕАТР-СТУДИЯ КИНОАКТ‚РА - рус. сов. т-р. Находится в Москве. В 1940 при киностудии "Мосфильм" была создана постоянная труппа. Т-р ставил учебно-воспитат. задачи, здесь должны были работать киноактеры в перерывах между съ„мками. Худ. рук. т-ра был Г. Л. Рошаль. В годы Отечеств. войны осн. часть актеров работала в Ташкенте.

В 1945 т-р вновь создан при Министерстве кинематографии СССР. Открылся 7 июня 1946 спектаклем "Бранденбургские ворота" Светлова (реж. Б. А. Бабочкин). В т-ре проводились репетиции по фильмам, подготавливаемым к съ„мкам. С 1948 т-р получил наименование Студии киноактера (худ. рук. т-ра были С. А. Герасимов и М. И. Ромм). Здесь был пост. спектакль "Молодая гвардия" (реж. Герасимов), ставший затем основой одноим„нного фильма.

В 40-50-е гг. пост. спектакли: "За тех, кто в море!" Лаврен„ва (1947, реж. Н. С. Плотников), "Нахлебник" и "Завтрак у предводителя" Тургенева (1949, реж. Б. Лифанов), "Флаг адмирала" Штейна (реж. Э. П. Гарин и X. А. Локшпна), "Три солдата" Егорова и Победоносцева (оба в 1950), "Дети Ванюшина" Найд„нова (реж. Плотников), "Бедность не порок" (реж. А. Д. Дикий) (оба в 1952), "Бесприданница" (1953, реж. Р. Н. Симонов), "Смерть Пазухина" Салтыкова-Щедрина (1954, реж. А. Л. Грипич), "Попрыгунья" Чехова (1954, реж. С. И. Самсонов), "Мандат" Эрдмана (1956,реж. Гарин и Локшина), Обыкновенное чудо" Шварца (1956, реж. Гарин), "Гедда Габ-лер" Ибсена (1957, реж. А. В. Эфрос и Б. Малкин).

В 1961 в помещении Т.-с. к. был пост. спектакль "Несущий в себе" по сценарию Л. П. Сухаревской, в 1963-"Суровое поле" Калинина. В 1965 в репертуаре т-ра спектакли "Минуты жизни" Пейчева, "Сквозь ледяную мглу" (сценич. вариант фильма), "Вечер пантомим", в 1966 - "Иван Васильевич" Булгакова.

В труппе т-ра в разное время работали режиссеры Б. X. Бабочкин, С. А. Герасимов, М. И. Ромм, Э. П. Гарин,А. Л. Грипич, А. Д. Дикий и др.; актеры С. Ф. Бондарчук, М. А. Ладынина, Б. Ф. Андреев, Л. П. Орлова, Б. М. Тенин, Н. А. Крючков, Е. А. Кузьмина, Т. Ф. Макарова, Б. П. Чирков, С. А. Мартинсон, О. А. Жизнева, Л. П. Сухаревская, 3. А. Ф„дорова, П.М. Алейников, И.Н. Макарова, Н. В. Мордюкова, В. В. Дружников, В. И. Караваева и мн. др.

С 1964 гл. реж. т-ра - засл. деят. иск-в РСФСР Л. С. Рудник. С 1957 Т.-с. к. называется Центральной студией киноактера при киностудии "Мосфильм". Л. Ним.

ТЕАТР-СТУДИЯ ЛЕНИНГРАДСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА ДРАМЫ - русский советский театр. Открылся 23 марта 1925. Был создан для воспитания молодых актеров и проведения экспериментальной режиссерской работы. Были пост. спектакли: "Полубарские затеи" Шаховского, "Иван Козырь и Татьяна Русских" Смолина (оба в 1925), "Ревизор" (1927, реж. Н. В. Петров); "Соломенная шляпка" Лабиша (1928). режиссерское решение этих спектаклей в значит, степени отражало характерное для "экспериментальных театров" 20-х гг. стремление подчинить драматургич. материал внешней форме. В "Ревизоре", напр., глубокий сатирич. замысел Гоголя был принес„н в жертву безудержной эксцентриаде. Творч. удачей т-ра стал спектакль "Мятеж" (1928). Спектакли ставили режиссеры Н. В. Петров, Л. С. Вивьен, В. Р. Раппапорт, С. Э. Радлов, И. С. Зонне.

В спектаклях театра-студии участвовали актеры Ленннгр. академич. т-ра драмы, а студийцы играли в спектаклях этого т-ра. В студии начинали сценич. деятельность актеры: К. И. Адашевский, А. Ф. Борисов, Д. М. Дудников, О. Г. Казико, С. 3. Магарилл, В. Д. Медведева, Н. К. Симонов, Л. А. Скопина, Т. В. Сукова, В. И. Честноков. В 1929 театр-студия стала филиалом Академич. т-ра драмы (ныне- Ленингр. т-р драмы им. Пушкина), в 1931 часть студийцев перешла в основной состав т-ра. С. Ц.

ТЕАТР-СТУДИЯ НА ПОВАРСКОЙ - студия, существовавшая в Москве в мае - октябре 1905. Организаторы - В. Э. Мейерхольд и К. С. Станиславский. В состав студии входили молодые актеры и ученики театр. школ Москвы и Петербурга. Среди них- И. Н. Певцов, Н. Ф. Костромской, В. А. Подгорный, В. В.Максимов, Е. М. Мун-т и др. Деятельность студии носила экспериментальный характер. "СгеДо новой студии,- отмечал Станиславский, - ... сводилось к тому, что реализм, быт отжили свой век". Участники студии должны были "...изображать не самую жизнь, как она в действительности протекает, но так, как мы ее смутно ощущаем в грезах, в видениях, в моменты возвышенных подъемов" (Собр. соч., т. 1, 1954, с. 284). Для постановки были выбраны пьесы "Смерть Тентажиля" Метерлинка, "Шлюк и Яу" Гауптмана. Осуществляя программу условно-эстетич. т-ра, связанную с эстетикой символизма, студия обращалась к стилизации, сценич. действие подчиняла живописным, декоративным и муз. задачам;

Мейерхольд начинал работать прежде всего с художниками (В. Э. Репман и Н. П. Ульянов-"Шлюк и Я у"; Н. Н. Сапунов и С. Ю. Судейкин - "Смерть Тентажиля") и композитором (И. А. Сац). В занятиях с актерами он осн. внимание уделял внешнему рисунку, ритму речи, разработке жестов, движений. После просмотра этих спектаклей на генеральной репетиции К. С. Станиславский не сч„л возможным показать их публике. "...Замыслы студии,-писал он,- превратились в отвлеченную теорию, в научную формулу. Еще раз я убедился ..., что театр прежде всего для актера, и без него существовать не может..." (там же, с. 285). В октябре 1905 студия была закрыта. Эти же принципы Мейерхольд развивал в последующие годы в Т-ре В. Ф. Комиссар-жевской (см. Комиссаржевской театр).

Лит.: СтаниславскийК. С., Студия на Поварской, Собр. соч., т. 1, М., 1954, с. 278-86; Мейерхольд В с., О театре, СПБ, 1913, с. 3-14; Волков Н., Мейерхольд, т. 1, М.-Л., 1929, с. 196-217. Бор. П.

ТЕАТР-СТУДИЯ ПОД РУКОВОДСТВОМ Н. П. ХМЕЛ‚ВА - рус. сов. театр. Работал в Москве в 1932-36. Художественный рук. т-ра - Н. П. Хмел„в. Т-р открылся спектаклем "Не было ни гроша, да вдруг алтын" Островского (1934)- постановкой, ставшей программной работой т-ра. Хмел„в, возглавивший т-р, придавал большое значение воспитанию молодых актеров в традициях МХАТа. Т-р пост. также спектакли: "Комедианты" Гальперина, "Дальняя дорога" Арбузова и др.

Среди режиссеров т-ра: М. О. Кнебель, Е. С. Те-лешева, Г. А. Герасимов, Н. Д. Дашков; среди актеров: Е. В. Багорская, И. И. Беспалов, Б. Я. Варганов, С. Н. Дружинин, Е. Д. Дубовская, С. П. Козлова, Н. С. Козлова-Альбицкая, В. Г. Ко-миссаржевский, Е. П. Кононенко, Ф. Г. Корчагин, С. А. Маркушев, О. В. Николаева, В. Э. Радунская, И. И. Рябинин, И. Г. Савельев, И. И. Соловь„в, Н. В. Тополева, С. В. Ф„доров, Н. И. Филиппов и др. Спектакли т-ра оформляли художники: П. В. Вильяме, Ю. И. Пименов. В 1937 коллектив объединился с Т-ром-студией им. Ермоловой. В результате этого слияния был организован Московский театр имени М. Н. Ермоловой. С. Г.

ТЕАТР-СТУДИЯ ПОД РУКОВОДСТВОМ Р. Н. СИМОНОВА - русский сов. театр. Работал в Москве в 1928-37. Директор и худ. рук. - Р. Н. Симонов.

Здесь были пост. спектакли: "Красавица с острова Люлю" Заяицкого (1928), "Таланты и поклонники"; "Кто ид„т?" Шкваркина (оба в 1931), "Энтузиасты" Тарвид и Серебрякова, "Водевили эпохи французской революции" (оба в 1932), "Элен Джонс" Треду элла (1938), "Поднятая целина" по о. п. Шолохова, "Вишн„вый сад" (оба в 1934); "Семья Волковых" Давурина (1935), "Свидание" Финна, "Музыкантская команда" Дэля (оба в 1936), "Дубровский" по о. п. Пушкина, "Бесприданница", "Дети солнца" (все в 1937) и др.

В т-ре работали режиссеры А. М. Лобанов, Н. М. Рапопорт; художники И. С. Федотов, П. В. Вильяме, Б. А. Матрунин и др.; актеры: А. Р. Барский, В. Н. Благовидова, М. С. Волкова, А. М. Габович, Г. А. Георгиу, С. X. Гушанский, Л. И. Данчева, Н. А. Делекторская, И. М. Доронин, Ф. О. Заславский, В. В. Марута, И. В. Мурзаева, А. Б. Не-мировский, Н. Н. Паркалаб, Н. В. Пажитнов, И. Д. Прокофьев, 3. А. Сажин, Г. Е. Сергеева, 3. А. Соколова, И. Н. Теплых, К. И. Тарасова, Э. М. Тобиаш, С. М. Хмара, Г. Т. Черноволенко, Н. А. Штеренберг и др.

В 1937 т-р влился в труппу Моск. гос. центр, т-ра рабочей молод„жи (ныне - Моск. т-р им. Ленинского комсомола).

ТЕАТРЫ БУЛЬВАРОВ (Theatres des boulevards) - т-ры в Париже, расположенные на бульварах, разбитых в 17-18 вв. на месте прежних крепостных валов. Преемственно связаны с ярмарочными т-рами 17-18 вв. Строительство первых Т. б. было предпринято в сер. 18 в. антрепрен„рами ярмарочных т-ров. Первый т-р был открыт Ж. Б. Николе в 1759 на бульваре Тампль. Вначале здесь выступали актеры балаганных жанров - акробаты, канатоходцы, дрессировщики и др. В 1764 Николе основал "Т-р де гран данс„р дю руа", где ставил гл. обр. пьесы Г. Таконне. В 1769 H. M. Одино открыл т-р "Амбигю комик", Л. Леклюз - в 1778 т-р "Забавное варьете". Правящие круги стремились идейно ограничить массовый нар. т-р, насаждать в н„м грубое шутовство, цензура запрещала ставить лит. пьесы. Но вс„ же в пантомимах, парадах, арлекинадах, феериях, в комедиях-водевилях и комнч. онерах - осн. жанрах Т. б. 18 в.- звучало жизнерадостное свободомыслие, осмеивались нравы высших сословий, сочувственно изображались люди из народа. Борьба Т. б. против монополий и привилегий придворных т-ров подготовила бурж.-демократич. реформу театр. дела во Франции (декрет о свободе т-ров, принятый Законодательным собранием в 1791). Во время франц. бурж. революции конца 18 в. в Т. б. сформировались жанры мелодрамы и водевиля, ставились патриотич. спектакли.

С сер. 18-1-й пол. 19 вв. на т. Н. больших бульварах Бомарше, Тампль, Сен-Мартен, Бон-Нувель, Монмартр и др. возникли т-ры: "Гете", "Порт-Сен-Мар-тен", "Фюнамбюль", "Олимпийский цирк", "Фол и драматик", "Жпмназ", "Ренессанс" и др., успешно конкурировавшие с привилегированными т-рамп. В деятельности Т. б. проявилось влияние прогрессивных оппозиционных правительству обществ, настроений (особенно в 30-е гг. 19 в.).

Помимо мелодрам и водевилей, в Т. б. ставились произв. драматургов-романтиков В. Гюго, А, Дюма-отца, трагедии К. Делавиня, социальные мелодрамы Ф. Пиа, Ф. Сулье, драмы О. Бальзака. С Т. б. связано творчество выдающихся актеров демократич. т-ра Ж. Б. Г. Дебюро, Фредерика-Леметра, М. Дор-валь, П. Бокажа и др. После поражения революции 1848 в репертуаре этих т-ров получили преобладание буржуазно-охранит. тенденции.

Во 2-й пол. 19 в. ставились бытовые пьесы на сюжеты из совр. жизни, построенные гл. обр. на любовных перипетиях. Эти пьесы получили назв. "бульварных" пьес. В конце 19 - нач. 20 вв. сформировалось творчество видных актеров, нередко поднимавшихся до высокой сатиры, до блестящих зарисовок нравов.

В 20 в. парижские Т. б. стали обычными коммерч. т-рами. В них выступают разл. труппы, арендующие помещения для пост. какой-либо одной пьесы.

Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, тт. 2,3, M., 1957, 1960; Albert M., Les theatres des boulevards (1789-1848), P., 1902;

Beau lieu H., Les theatres du Boulevard du Crime, P., 1905; Ca i n G., Anciens theatres de Paris, P., 1906.

ТЕАТРЫ ВЕНСКИХ ПРЕДМЕСТИЙ - австр. театры. Возникли в кон. 18-нач. 19 вв. за гор. чертой Вены (в предместьях) в связи с развитием промышленности и увеличением населения венских окраин. В течение 1-й пол. 19 в. продолжали демократич. традиции австр. нар. иск-ва. С Т. в. п. связано творчество крупнейших драматургов и актеров Ф. Раймунда и И. Нестроя, драматургов А. Б„й-ерле, А. Глейха, К. Мейсля.

В 1781 в предместье Леопольда был открыт "Лео-польдштадттеатр)} (рук. К. Маринеллн); в 1787 в предместье Виден - "Виденертеатр", организованный 3. Шиканедером, перестроенный в 1801 и получивший наименование "Т-р ан дер Вин", в 1788 открыт "Йозефштадттеатр)) (рук. К. Мейер). Т. в. п., несмотря на нек-рые различия, развивали лучшие традиции нац. австр., а также славянского, нем. фольклора. Значит, влияние на эти т-ры оказала итал. опера 17-18 вв. Жизнерадостность, демокра-TII4. пафос, искренность, яркая театральность отличали иск-во Т. в. п. В их спектаклях преодолевались цензурные запреты, высмеивались представители господствующих классов.

ИСК-ЕС Т. в. п. было синтетичным: оно включало в драму музыку, танец, пение, было исполнено праздничности, творч. вдохновения. Расцвет Т. в. п. совпал с периодом подъ„ма нац. самосознания перед бурж. революцией 1848. С наступлением реакции п укреплением бурж. монархии после 1848 развитие этих т-ров приостановилось, их традиции во многом продолжали т-ры оперетты. Т. в. п. оказали воздействие на формирование творчества драматургов Л. Анценгрубера и Ф. Грпльпарцера.

Лит.: Holzer R., Wiener Vorstellbfihncn, W., 1951;

R o m m e l 0., Die Altwiener Volkskomodie, W., 1952; H a-d a m o w s k у A., Das Theater an der Wien, W., 1962: B a-u e r A., Das Theater in der Josefstadt zu Wien, W.-Munch., 1957. Л. Лоб.

ТЕАТРЫ САНИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ (с а н и тарного просвещения) - сов. театры, задачей к-рых является популяризация средствами пск-ва знаний по санитарии п гигиене, освещение вопросов нар. здравоохранения. Возникли в 20-е гг. как полусамодеятельные - полупроф. т-ры при домах санитарного просвещения в Москве, Ленинграде, Тбилиси, Одессе п нек-рых др. городах. Ставили пьесы гл. обр. на медицинские темы, проводили театрализованные лекции и беседы, агитационные инсценированные "суды", "живые газеты" п др. Среди Т. с. к. - Моск. передвижной Т. с. к. (1925-39, худ. рук. В. С. Смышляев), с 1935 т-р находился в ведении Ин-та санитарного просвещения Наркомздрава СССР (худ. рук. А. Д. Козловский). Т-р ставил спектакли: "Только раз" и "Заводские гудки" Крейна, "Жизнь призывает" Заяицкого, "Люди в белых халатах" Кпнгслея, "Платон Кречет"; "Конец Андрея Ивановича" Вересаева. В 1928 в Тбилиси был создан проф. Т. с. к. (работает при тбилисском Доме санитарной культуры). Т-р ставил пьесы, посв. разл. вопросам медицины. Среди пост. 50-60-х гг.:

"Кто будет отвечать" Калаи (об алкоголизме), "Зятья профессора" Нарспле (о борьбе с туберкул„зом). В 1942-4ti при Нн-те санитарного просвещения существовал передвижной т-р эстрады п миниатюр (худ. рук. В. Корол„в) в составе двух трупп- для обслуживания взрослых и-детей.

В наст. время Т. с. к. существуют в виде бригад при 'домах санитарного просвещения (Ленинград, Калуга п др.). А. Шн.

ТЕАТРЫ СОВЕТСКОЙ АРМИИ и Вое н н о-Морского Флота - проф. драматпч. т-ры, находящиеся в системе Министерства обороны СССР. До 1946 наз. т-рами Красной Армии. Ставят военно-историч., военно-оборонные и др. пьегы; одновременно работают над пьесами, посв. др. вопросам современности, над рус. и зарубежной классикой и над пьесами совр. прогрессивных зарубежных авторов. Возникновение т-ров этого типа относится к концу 20-х и нач. 30-х гг. Они создавались обычно на базе красноармейской и флотской самодеятельности, но постепенно в состав их входили проф. актеры, и т-ры становились творч. коллективами, ставящими значительные в идейном и художеств. отношении спектакли.

Сеть военных т-ров изменялась по мере реорганизации войск. В 30-50-е гг. работали т-ры: Т-р Северо-Кавказского воен. округа (Ростовский т-р Советской Армии), Ростов; Т-р Особого белорус. воен. округа,

Смоленск; Южно-Сахалинский т-р Дальневосточного воен. округа, Южно-Сахалинск; Т-р Туркестанского воен. округа, Ташкент; Т-р Краснознам„нного Балтийского флота, Ленинград; Т-р Центральной группы войск; Т-р Северной группы войск; 2-й т-р Группы советских войск в Германии. Т-ры систематически выступают перед воинами Сов. Армии и Военно-Морского Флота, а .также перед гражданским населением. В годы Великой Отечеств, войны т-ры обслуживали действующую армию.

Крупнейший т-р Вооруж„нных Сил - Центральный театр Советской Армии в Москве (осн. в 1929). Сиеди др. т-ров: Т-р дважды Краснознам„нного Балтийского флота, находящийся в Лнепае (осн. в 1930);

Т-р Прикарпатского воен. округа, Львов (ранее- Киев-Одесса, осн. в 1931); Т-р Краснознам„нного Черноморского флота, Севастополь (осн. в 1932);

Т-р Краснознам„нного Тихоокеанского флота, Советская Гавань (осн. в 1933); Т-р Краснознам„нного Северного флота, Мурманск (осн. в 1935);

Т-р Дальневосточного воен. округа, Уссурийск (осн. в 1937); Т-р Группы советских войск в Германии, ГДР (осн. в 1947). А. Шн.

ТЕБАЛЬДИ (Tebaldi), Рената (р. 1. II. 1922)- итал. артистка оперы (сопрано). Пению училась в Парм-ской консерватории у Бранкуччи и Кампогальяни, затем в Пезарском лицее им. Д. Россини у К. Мелис. На оперной сцене впервые выступила в Ровиго (1944). Затем пела в разл. городах Италии, гастролировала в странах Европы и Америки; с 1955 почти ежегодно выступает на сцене т-ра "Метрополнтен-опера"(Нью-Йорк), с 1948 шесть сезонов подряд пела в миланском т-ре "Л а Скала".

Т. обладает голосом красивого тембра, обширного диапазона, мягкого и прозрачного звучания, вок. мастерством, связанным с лучшими традициями итал. бельканто. Вначале Т. исполняла лирич. партии, впоследствии стала петь и драматические.

Партии: Эльза ("Лоэнг-рин"), Дездемона ("Отелло" Верди), Мими: Маргарита ("Фауст; "Мефистофель" Бой-то), Эльвира ("До'?т Жуан"), Аида. Леонора, Алиса Форд, Виолетта (о. п., "Сила судьбы", "Фальстаф", "Травиата" Верди), Тоска, Чио-Чио-сан; Валли (о. п. Франкетти), Адриен-на Лекуврер (о. п. Чилеа), Татьяна.

Лит.: Lauri Volpi G., Voci parallele, Mil., 1955;

H o l z e r R., Wiener Vorstellbuhnen, W., 1951. Св. Г.

ТЕЗАВРОВСКИЙ, Владимир Васильевич (1880- 1955) - рус. сов. актер и режиссер. Засл. арт. РСФСР (1945). В 1905-18 - актер МХТ. Роли: Кот ("Синяя птица" Метерлинка), Осрик ("Гамлет"), Шааф ("Месяц в деревне" Тургенева). В 1918 организовал в Одессе художеств. студию. Затем работал как режиссер в т-ре Массодрам (Одесса). В Свердловске (т-р "Красный факел") пост. спектакли "Рельсы гудят" Киршона, "Не было ни гроша да вдруг алтын" Островского, "Аристократы" Погодина. Был художеств. рук. Моск. обл. драматич. т-ра. В 1941-46-гл. режиссер Моск. обл. т-ра юного зрителя. Пост. в этом т-ре спектакли: "Пионер Павел Морозов" Яковлева, "Илья Муромец" Павленко и Радзинского,

"Бедность не порок"; "Голубое и розовое" Бруштейн, "Меч Китая" Маляревского.

ТЕЗИ, Т e з и Т p а м о н т и н и (Tesi Tramonti-ni), Виттория (13.II.1700-9.V.1775) - итал. оперная певица (контральто). Ученица ?. Реди и П. Кам-педжи. На сцене выступила впервые в 1716 (парм-ский театр "Дукале") в пасторали "Дафна" Астор-га. Пела в оперных т-рах Италии, гастролировала в Вене, Дрездене, Мадриде. Одна из выдающихся итал. певиц 18 в., Т. прославилась исполнением мужских партий лирич. ? героич.: Ахилл ("Ахилл на Скиросе" Сарро), Астианакт (о. п. Винчи) и др. В 1750 оставила сцену, преподавала пение. Среди е„ учениц -А. де Ампчис. Св. Г.

ТЕЙЛОР (Taylor), Том (19.X. 1817-12.VII. 1880) - англ. драматург и театр. критик. Образование получил в ун-тах Глазго и Кембриджа. В 60-е гг. ведал отделом театр. и худож. критики газеты "Тайме". В 1844 написал фарсы и бурлески, пост. в Лондоне в т-ре "Лпцеум". В 1845 с успехом была пост. комедия "Родителям ? опекунам" (там же). Заимствуя старые сюжеты, Т. переделывал их, внося черты совр. ему жизни. Широко ставились пьесы:

"Маски и лица" (1852, совм. с Ч. Ридом) - комедия из жизни актрисы П. Уоффингтон, "В тихом омуте черти водятся" (1855), "Наш американский кузен") (1858, Нью-Йорк), "Сухопутный маршрут" (1860), "Досрочно освобожд„нный" (1863), "Новые хозяева и старые земли" (1869). Принимал участие в любительских спектаклях, в т. i. в спектакле частного т-ра Ч. Диккенса.

Лит.: Cole m a ? .Т., Players and playwrights I have known, L., 1888; Tolles W., Tom Taylor and the Victorian drama, N.Y., 1940. ?. \

ТЕЛАРИИ (итал. telari, от tela - полотно) - приспособление для смены декораций, применявшееся в зап.-европ. т-ре в 16-17 вв. Т. конструировались в виде прямоугольных тр„хгранных призм, составленных из 3 рам с натянутым на них холстом, на к-ром были нарисованы дома, деревья, скалы и т. д. Каждая призма снабжалась поворотной осью, пропущенной через один из е„ углов в трюм сквозь планшет сцены, и поворачивалась в ту или другую сторону с помощью спец. рычага. Т., расположенные по краям 1-го, 2-го и др. планов сцены, создавали впечатление глубины. Во время действия рамы, навешенные с тыловой стороны Т., менялись. При повороте Т. менялся раздвижной живописный задник. Изобретение Т. приписывается итал. художнику Б. Буонталенти, применившему их в 1585 при постройке театр. зала и сцены во Флоренции, во дворце герцога тосканского. В дальнейшем Т. были использованы арх. И. Фуртен-бахом в Германии (17 в.). Прототипом Т. можно считать периакты античного т-ра.

Лит.: Гвоздев А. А., Иосиф Фуртенбах и оформление спектакля на рубеже ? VT-XVII веков, в кн.: О театре. Сб. статей..., П., 1929 (Временник отдела истории и теории театра, [вып.] III).

ТЕЛЕВИЗИОННАЯ ПОСТАНОВКА (от греч.

???? - далеко и лат. visio- видение) - один из жанров телевидения. Во многих странах мира (СССР, Англия, Франция, ГДР, Польша, Чехословакия, Италия, ФРГ, США, Канада, Япония, Австралия) в кон. 40-х-нач. 50-х гг. начали передавать по телевидению театр. спектакли непосредственно из т-ров. Вначале это была примитивная трансляция. Постепенно телевидение осваивало экранные средства выразительности, язык кино. В СССР в развитие телевизионного театра значит, вклад внесли режиссеры, пришедшие из т-ра,- П. Ф. Ермаков, С. П. Алексеев; режиссеры кино Н. О. Бравко, Б. П. Тамарин; режиссер радио А. А. Дарменко. В дальнейшем комедии, водевили, оперетты, эстрадные представления транслировались из театр. помещений, а спектакли, имеющие углубл„нную психология, направленность, передавались из телевизионного павильона. Возникли новые требования к актерскому исполнению: отказ от театрально подч„ркнутых, "педалированных" проявлений чувств; режиссеры телевидения добивались естественности и простоты в пластике, походке, речи исполнителей, гриме, костюме. Были созданы экранизации выдающихся спектаклей сов. т-ра: телефильмы "Эзоп" ("Лиса и виноград" Фигейреду, реж. Г. А. Товстоногов, Ю. А. Музыкант), "Укрощение строптивой" Шекспира (реж. С. Н. Колосов), "Евгения Гранде" по Бальзаку (реж. Алексеев). Замысел постановщиков этих спектаклей был раскрыт и углубл„н средствами экранного искусства.

Снятые на пл„нку спектакли позволили запечатлеть иск-во крупнейших мастеров т-ра - В. Н. Рыжовой, Е. Д. Турчаниновой, А. А. Яблочкиной, А. М. Бучмы, Г. П. Юры, Б. Н. Ливанова, А. Н. Грибова, М. Ф. Романова, Н. К. Симонова, С. Б. Межин-ского, С. В. Лукьянова, К. А. Зубова, М. И. Цар„ва, В. П. Полицеймако, Г. М. Ярона и мн. др. Отдельные телефильмы были отмечены призами на Между-нар. фестивалях телефильмов ("Эзоп", Монте-Карло, 1962; "П„стрые рассказы", Александрия, 1962; в том же году актриса Л. И. Касаткина, исполнительница роли Катарины в телефильме "Укрощение строптивой", была награждена в Монте-Карло призом Золотая нимфа за лучшее исполнение женской роли).

В сер. 50-х гг. появляются пьесы, специально написанные для телевидения, - теледрама, к-рая вслед за документальными, информационными жанрами постепенно занимает большое место в телепрограммах.

В зарубежных странах телевизионные пьесы пишут Б. Пристли, Д. Боуэн, К. Донкастер, Т. Уиллис, Дж. Осборн (Англия); П. Чаевский, Р. Роз, А. Миллер, Д. Шоу, Ж. Видаль, М. Дайн (США); Ф. Мориак, А. Моруа (Франция); Г. Родигаст, Г. Кальтофен, Г. Саковский, Р. Шнейдер, Г. Бенгш (ГДР); Э. Силь-ванус (ФРГ), Нобукос Тэрада (Япония); Л. Меш-терхази (Венгрия) и др.

В СССР телевизионные пьесы создаются преим. на основе лит. произв.; предпочтение отда„тся тем произв., в к-рых пристальное внимание уделяется внутр. миру человека. Среди лучших Т. п.: "Белые ночи" по Достоевскому, "Третья патетическая" Погодина (реж. И. Ермаков), "Наташа" по очерку А. Аграновского, "Соляра" по рассказу Е. Ячмене-вой (реж. М. Орлов), "Машенька" Афиногенова, "Семья Линден" Пристли (реж. М. Романов), "Северозападнее Берлина" Гонсовского (реж. С. Колосов), "Рассказ о первой любви" по рассказу Грибач„ва (реж. А. Липовецкий), "Сизиф и смерть" Мерля, "Обнаж„нная со скрипкой" Коуарда (реж. В. Плучек), "Как мимол„тное виденье" Бражина, "Большая кошачья сказка" Чапека (реж. Б. Кара-сик), "Кюхля" по Тынянову, "Смуглая леди сонетов" Шоу (реж. А. Белинский), "Я. Касьянов" Жуховнц-кого (реж. Б. Ниренбург), "Теперь пусть уходит" Пристли (реж. С. Алексеев), "Левашов" по Симонову (реж. Л. Пч„лкин), "За проходной" по Грековой (реж. Е. Радомысленский), "Перестань, Мадлен!" Тэсс (реж. В. Горбацевич), "Встреча" по В. Василевской (реж. В. Рыжков), "Кола Брюньон" по Роллану (реж. А. Гончаров), "Враги" по Казакевичу (реж. В. Беспалов).

В Т. п. разрабатываются разл. жанры, создаются оригинальные программы (серии, обозрения, лит. т-р, импровизации с участием зрителей и т. п.). В Т. п. используются методы документального телевидения, порой актеры вводятся в ситуации подлинной жизни.

Техника телевидения предоставляет возможность сохранять телеспектакли, телефильмы, широко их распространять.

Лит.: Ю p e н е в Р., Фильмы-спектакли, в сб.: Вопросы киноискусства, М., 1955; Ю p о в с к и и А., Специфика телевидения, М., 1960; Тамарин Б., Показ театральных спектаклей из телевизионной студии, М., 1960;

Ф и л д С., Как писать для радио и телевидения, М., 1962;

Мастерство телевизионного режиссера, М., 1962, пер. с англ.;

С а п п а к В., Телевидение и мы, М., 1963; 3 у б к о в а Е.,На перекр„стке тр„х искусств, "Театр", 1962, ј 7; К а-р я г и н А., Кино, театр. телевидение сегодня и завтра, в сб.: Вопросы киноискусства, вып. 7, М., 1963; Н е п о м н я-щий В., Откровение из Свердловска, "Театр", 1964, ј 1;

Глебова Т., Кто ты есть, телевизионный драматург?, там же, 1964, JsTa 2; К p ы м о в а Н., Телевидение и первая книга о н„м, "Новый мир", 1964, ј 2; Изображение, говорящее на тво„м языке, пер. с нем., М., 1965; Колосове., Последняя страница большой жизни, в сб.: режиссер, учитель, друг, М., 1966; Зарубежные авторы о радио и телевизионной драматургии. Сб. статей, М., 1965; Телевизионный редактор. Сб. статей, М., 1966. А. Дон.

Т‚ЛЕМАН (Telemann), Георг Филипп (14.IIL 1681 - 25.VI. 1767) - нем. композитор, капельмей' стер и органист. Музыкой занимался самостоятельно. С 1704 - органист в Лейпциге, затем - капельмейстер в Зорау, Эйзенахе, во Франкфурте-на-Майне. С 1721 жил в Гамбурге, где написал около 25 опер и в 1728 основал муз. журнал. Т. был одним из выдающихся композиторов Германии - современников Баха и Генделя. Написал большое количество произв. в разл. жанрах. Сохранилось лишь неск. комич. опер Т. (пост. в Гамбурге) - "Пимпинона" (1725), "Терпеливый Сократ" (1721), "Новомодный любовник Дамон" (1724), "Мирпвайс" (1728), "Эмма и Эгин-хард" (1728).

Лит.: О t t z е n n E. H. C., Telemann als Opernkomponist, B., 1902. Ал. М.

Т‚ЛЕШЕВА (Телешова), Екатерина Александровна (1804-57) - рус. артистка балета. По окончании Петерб. театр. уч-ща (класс Ш. Дидло и Е. И. Колосовой) в 1824 была принята солисткой в труппу Петерб. Большого т-ра, где вскоре заняла ведущее положение; была первой исполнительницей гл. партий в пост. балетм. Дидло, утверждала его новаторские принципы. По отзывам современников, обладала выдающимся мимич. дарованием, танцевала выразительно и легко. Сценическое обаяние и эффектная внешность снискали Т. многих поклонников среди писателей и художников, в числе к-рых был А. С. Грибоедов, посв. Т. восторженные стихи ("Телешовой...", 1824). Сценич. деятельность окончила 'в 1842.

Партии: Лиза ("Тщетная предосторожность"), Фенелла ("Немая из Портичи" Обера), Луиза ("Дезертир" на муз. Мон-синьи), Волшебница ("Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора" злого волшебника" Шольца), Федра ("Федра и Ипполит" Кавоса и Турина) и др.

Лит.: Худеков С. Н., История танцев, ч. 4, П., [1918]; Борисоглебский М. В., [сост. ], Материалы по истории русского балета, т. 1, Л., 1938; Слонимский Ю. И., Дидло..., М.-Л., 1958; Красовская В., Рус' ский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.-М., 1958. П. Л.

Т‚ЛЕШЕВА, Елизавета Сергеевна [26.1 (7.11). 1892 - 9. VII. 1943] - рус. сов. актриса, режиссер, педагог. Засл. арт. РСФСР (1933). Училась в драм. школе А. И. Адашева. В 1916 принята в труппу МХТ. В 1916-24 - актриса 2-й Студии МХАТа, одновременно играла в спектаклях МХАТа. Роли во 2-й Студии: Лебедева ("Зел„ное кольцо" Гиппиус), Игуменья ("Некуда" по Лескову), Беатрис ("Дама-Невидимка" Кальдерона), Екатерина I ("Елизавета Петровна" Смолина). Здесь же начала режиссерскую работу; пост. спектакли: "Разбойники" (совм. с И. Я. Судаковым и Б. И. Вершило-вым), "Гроза" (совм. с Судаковым). Во МХАТе Т. вела режиссерскую и педагогич. работу; принимала участие в создании спектаклей: "Безумный день, или Женитьба Фигаро" (1927, совм. с Вершил овым), "М„ртвые души" (1932, совм. с В. Г. Сахновским; худ. рук. обеих пост. Станиславский), "Горе от ума" (1938, совм. с Немировичем-Данченко), "Последняя жертва" (1944, совм. с Н. П. Хмел„вым и Г. Г. Конским). В 1932 Т. пост. в б. Т-ре Корша "Бесприданницу". В Центр, т-ре Красной Армии пост. спектакли "Мещане" (1935) и "Вассу Железнову" (1936). С 1916 вела педагогич. деятельность. Была одним из лучших педагогов, пропагандировала систему Станиславского. Преподавала в театр. школе при 2-й Студии МХАТа, в Студии, руководимой Н. П. Хмел„вым, в ГИТИСе, во ВГИКе.

Соч.: режиссерские комментарии, в кн.: Островский А. Н., Воспитанница, М., 1935; В. В. Лужский- педагог, в кн.: Ежегодник МХТ. 1946, M., 1948; Режиссерский комментарий, в сб.: "Васса Железнова". Материалы и исследования, М., 1946. С. Г.

ТЕЛЕШОВ, Николай Дмитриевич [29.Х(10.Х1). 1867-14.III. 1957]-рус. сов. писатель и театр. деятель. Засл. деят. иск-в РСФСР (1938). Образование получил в моек. Практической академии. Печататься начал в 1884; автор повестей и рассказов. Организовал лит. кружок "Среда" (существовавший с конца 90-х гг. 19 в. до 1916), объединявший прогрессивных писателей и драматургов (А. И. Куприн, Д. H. Ma-мип-Сибиряк, С. А. Найд„нов и др.). На собраниях кружка (проходивших у Т.) читались и обсуждались новые произв. его участников (в т. ч. и пьесы). Здесь бывали художник А. М. Васнецов, актеры В. II. Качалов, Ф. И. Шаляпин и др. После 1909 в кружок вошли А. Н. Толстой, К. А. Трен„в и др. Деятельность Т. как писателя-демократа, организатора кружка "Среда", активного участника сборников "Знание" высоко ценил М. Горький. С 1923 Т. был научным сотрудником Архивно-музейной части, с 1926 - руководителем музея МХАТа. Писал о совр. т-ре, актерах. В книгах "Литературные воспоминания", "Записки писателя" и др. большое внимание уделил т-ру.

Соч.: Избр. сочинения, т. 1-3, M., 1956; Начальные годы Художественного театра, "Красная новь", 1937, ј 6;

Музей Московского Художественного театра, в кн.: Московский Художественный Театр в иллюстрациях и документах, М., 1938; Литературные воспоминания, [M., 1931J; Все проходит, [М., 1931J; Записки писателя, М., 1943, поел. изд.- 1961. С. Г.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница