Наши партнеры

Выгодно аренда авто калининград гостиница в компании РексРент.

Театральная энциклопедия
(страница 422)


АН. А. (рус. дореволюц. Т. к.), К. Р. (сов. Т. к.).

Музыкальный театр. Наряду с театрально-драма-тич. критикой развивалась и рус. оперная критика, являвшаяся неотъемлемой частью рус. муз. критики. Зарождение оперной критики в России относится к последней четв. 18 в. и тесно связано со становлением нац. композиторской школы. В 1792 на страницах журн. "Зритель" (издавался И. А. Крыловым и др.) возникла полемика о нац. самобытности рус. оперы. На рубеже 18-19 вв. муз. критику представляли в основном литераторы - любители музыки. Ввиду смешанного состава существовавших тогда театр. трупп русская оперная и театрально-драматическая критика этого времени тесно переплетались друг с другом.

В 19 в. интерес рус. прессы к муз. т-ру значительно возрос. С 1822 начал печатать статьи об оперной музыке и певцах В. Ф. Одоевский, выступивший инициатором полемики "моцартистов" и "россинистов". Разбором "Вольного стрелка" Вебера в 1825 дебютировал как муз. критик А. Д. Улыбышев, впоследствии прославившийся работой о Моцарте, содержащей блестящие разборы мн. его опер. В конце 20-х-нач. 30-х гг. Н. А. Мельгунов, Н. А. Полевой и др. писали о нац. художеств. стиле, критикуя романтич. оперы А. Н. Вере товского.

Новый этап в развитии муз. критики связан с пост. опер М. И. Глинки. Передовая критика оценила творческое развитие Глинкой нар. иск-ва. Мысль о новаторском значении "Ивана Сусанина" как реалистич. муз. трагедии была выражена в статьях Одоевского, Мельгунова и др., в высказываниях Гоголя, Белшь ского. Вплоть до 1860-х гг. рус. литераторы - Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, В. П. Боткин, Н. П. Огар„в, Ап. Григорьев, О. И". Сенковский, Ф. А. Кони и др. часто выступали с муз. критич. статьями. Жанро-во-драматургич. самобытность нац.-эпич. оперы "Руслан и Людмила" выдвинула перед критикой сложные эстетич. проблемы. С особой остротой они дебатировались в 60-е гг., когда вместе с расцветом рус. муз. школы муз. критика достигла высокого развития, выдвинув имена А. Н. Серова и В. В. Стасова. Серов, понимавший оперу только как муз. драму, отдавал предпочтение "Ивану Сусанину", недооценивая нац. своеобразие эпич. драматургии "Руслана и Людмилы". Стасов,верно понявший своеобразие и перспективность жанра "Руслана и Людмилы", несколько преуменьшал художеств. достоинства "Ивана Сусанина". Однако полемика Серова и Стасова не являлась столкновением антагонистич. муз. направлений, она велась в рамках передовой реалистич. эстетики и в конечном сч„те утверждала многообразие путей развития рус. оперного творчества. Оперы А. С. Даргомыжского также вызвали появление критич. работ Серова (о "Русалке") и Стасова (о "Раменном госте"). Оценивая "Каменного гостя", Стасов заострил внимание на вопросах речитативно-декламац. стиля, важного для реалистич. исканий композиторов {(Могучей кучки". Плодотворное воздействие на творчество Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова оказала ориентация Стасова на эпико-историч. сюжеты. Наряду со Стасовым страстным пропагандистом оперных произв. "кучкистов" был Ц. А. Кюи. Вместе с тем Стасов и Кюи пр9явили эстетич. односторонность, не оценив по заслугам лирико-драматич. оперы П. И. Чайковского. Первым определил выдающееся значение муз.-театр. творчества Чайковского Г. А. Ларош, к-рый высоко оценивал оперы Глинки, но вместе с тем выступал противником оперной эстетики "кучкистов". Объективно оценил оперное творчество "кучкистов" и Чайковского Н. Д. Кашкин. Рус. муз. критика 19 в. в работах крупнейших е„ представителей (прежде всего Серова и Лароша) стала важной областью рус. науки о музыке-музыкознания. Рус. муз. критики уделяли много внимания муз.-театр. исполнительству, систематически рецензировали спектакли. Стасов написал ряд ярких статей о выдающихся рус. оперных певцах - О. А. Петрове, А. Я. Петровой-Воробь„вой, Ф. И. Стравинском, Ф. И. Шаляпине.

Выступления рус. критиков по вопросам зап.-европ. муз. т-ра содержат высокие оценки опер Моцарта (Одоевский, Улыбышев, Чайковский, Ларош), Бетховена (Серов). С 60-х гг. большой интерес проявляется критикой к творчеству Вагнера. Вагнеровской теорией муз. драмы увлекался Серов, с к-рым горячо полемизировал Стасов. Разв„рнутую критику оперного стиля Вагнера дали в своих статьях Чайковский и Римский-Корсаков (критич. деятельность этих крупнейших композиторов, а также Бородина - блестящая страница в истории рус. муз. критики).

Дискуссии велись по вопросам франц. "большой оперы" (Мейербер), комич. оперы (Обер, Герольд) и лирич. оперы (Гуно, Тома, Бизе, Массне). Остро критикуя эти жанры в целом, деятели рус. муз. культуры положительно оценивали отдельные произведения. Широко обсуждались в рус. прессе итал. оперная музыка и исполнительство (вплоть до 80-х гг. постоянно действовала в России итал. антреприза). Передовой критике (в т. ч. Стасову, Чайковскому, Кюи) пришлось вести напряж„нную борьбу за признание рус. оперного творчества, против италомании придворных кругов, предоставлявших привилегии итал. труппам в ущерб развитию отечеств, муз. т-ра. Этим объясняется определ„нная недооценка нек-рых передовых явлений в итал. оперном творчестве (в частности, произв. Верди). Резко отрицательно отнеслась рус. критика к оперному веризму.

В 1890-1900-е гг. рус. муз. критика в целом признает оперное творчество Чайковского и "кучкистов" выдающимся достижением отечеств, композиторской школы. Но уже к 10-м гг. 20 в. назревает столкновение между реалистич. и модернистской оперной эстетикой. Демократич. природу, реалистич. основы оперного жанра отстаивают С. Н. Кругликов, Н. Д. Кашкин, Ю. Д. Энгель и др. В противоположность им Л. Л. Сабанеев, В. Каратыгин, Вл. В. Держановский, А.П.Коп-тяев и др. утверждали, что рус. оперное творчество 19 в. устарело (особенно нападали они на наследие Чайковского), отрицали основополагающее значение нар.-реалистич. начала в операх Мусоргского, навязывали религиозно-мистич. (в духе вагнеровского "Парси-фаля") толкование поздним операм Римского-Корсакова. В этой сложной обстановке прошла краткая, но яркая критич. деятельность молодого Н. Я. Мясковского, смело выступившего в защиту Чайковского и проявившего большой интерес к творчеству молодого И. Ф. Стравинского. В 1910-е гг. начал свои критич. выступления Б. В. Асафьев (наиболее ценная оперно-критич. работа этих лет посв. "Орестее" С. И. Танеева). В эти же годы рус. пресса широко отразила высокий расцвет реалистич. муз.-театр. исполнитель-ства (рецензии на выступления Ф. И. Шаляпина, Л. В. Собинова, А. В. Неждановой, И. В. Ершова, оперно-дириж„рскую деятельность Э. Ф. Направника С. В. Рахманинова, В. И. Сука).

Лучшие традиции рус. муз. критики, выработавшиеся в борьбе за утверждение демократич. и реалистич. основ отечеств, муз. т-ра, используются сов. муз. критикой.

В первые послеоктябрьские годы в центре внимания сов. оперной критики стало отношение к оперной классике. Важное значение е„ лучших образцов и традиций убежд„нно отстаивал в своих статьях А.В. Луначарский.опиравщийся на ленинские указания по вопросам культурного наследия. Б. В. Асафьев (Игорь Глебов) на страницах периодич. печати активно популяризировал рус. оперную классику. Асафьев совмещал деятельность критика с интенсивной исследовательской работой, отстаивая самобытность и оригинальность музыкальной драматургии русской оперы.

В 20-е гг. развернулась острая идейная борьба в оперной критике. Споры разгорелись по проблемам классич. наследия, совр. зарубежного муз. творчества, вокруг первых муз.-театр. произведений сов. композиторов. К сер. 30-х гг., после решительного отпора модернистским установкам АСМ (Ассоциация современной музыки), с одной стороны, вульгарной социологии РАПМ (Российская ассоциация пролетарских музыкантов)-с другой, в сов. оперной критике определилась ведущая роль марксистско-ленин-ской эстетики. Проблемам сов. оперного -творчества были посвящены дискуссии, организованные Союзом сов. композиторов в 1935-40-е гг. Наиболее острые споры разгорелись в связи с операми "Сем„н Кот-ко" С. С. Прокофьева и "В бурю" Т. Н. Хренникова, представлявшими различные решения проблем реалистич. оперной драматургии.

К этому времени определился круг ведущих сов. оперных критиков - Б. В. Асафьев, В. Э. Ферман, И. И. Соллертинский, М. С. Пекелис М. С. Друскин Г. Н. Хубов, А. И. Шавердян, Н. В. Туманина, Б. М. Яруспговский, Л. В. Данилевич и др. Для их деятельности стало характерным сочетание критико-публи-цистич; выступлений с исследовательской работой, в частности с разработкой теории оперной драматургии (в особенности в трудах В. Э. Фермана, М. С. Друскина, Б. М. Ярустовского).

Интенсивное развитие сов. оперной критики продолжалось в трудных условиях военных лет (1941-45). Особенно результативной явилась тогда научно-пуб-лицистич. деятельность Б. В. Асафьева. В послевоенный период внимание сов. критики сосредоточилось на проблеме освоения муз. т-ром совр. тематики, воплощения образа героя наших дней на основе творч. метода социалистич. реализма. В 1948 было опубликовано постановление ЦК ВКП(б) "Об опере "Великая дружба" В. Мурадели". Постановление ЦК партии "Об исправлении ошибок в оценке опер "Великая дружба", "Богдан Хмельницкий" и "От всего сердца" (1958) подтвердило принципы коммунистич.идейности и партийности сов. муз. иск-ва, сняло несправедливые обвинения в адрес ряда муз.-театр. произведений сов. композиторов и способствовало дальнейшему развитию сов. оперной критики.

С сер. 40-х гг. среди сов. театр.-муз. критиков выделились К. К. Саква, Е. А. Грошева, М. Д. Сабинина, И. Е. Попов, Л. В. Полякова и др. Активное участие в сов. оперной критике принимают видные сов.композиторы, вт. ч. Д. Б. Кабалевский.

Лит.: К р е м л е в Ю. А., Русская мысль о музыке, т. 1-3, Л., 1954-60; История европейского искусствознания, т. 1-2, М., 1963-65; История русской советской музыки, т. 1-4, М., 1956-65. В. Бр.

ТЕАТРАЛЬНАЯ МОНОПОЛИЯ - см. Монополия императорских театров.

ТЕАТРАЛЬНАЯ МУЗЫКА -- см. Музыка в драматическом театре.

"ТЕАТРАЛЬНАЯ НЕДЕЛЯ"-!) рус. сов. еженедельный иллюстрированный журнал по театру и смежным иск-вам; орган Гл. управления К-та по делам иск-в при СНК СССР. Выходил в Москве с 31 июля 1940 (ј1) по 30 июня 1941 (ј27) вместо ранее издававшейся "Декады московских зрелищ". В журн. печаталась: хроника текущей театр. жизни, информация о текущих премьерах, заметки об отдельных постановках, биографии, заметки, репертуар Моск. т-ров, кино и концертных организаций за неделю. 2) Рус. сов. еженедельный иллюстрированный журнал (московские театры, концертные залы, эстрада, цирк). Издание Моск. гор. объединения театрально-зрелищных касс. Выходил в Москве с 1-7 мая (ј1) 1956 по 21-26 января (.ј 4) 1959. Печатал: либретто и программы спектаклей моек. т-ров, высказывания видных мастеров иск-в, биография, очерки, обзоры по отдельным т-рам, сообщения о памятных театральных датах, библиографич. аннотации и др. А. Шн.

"ТЕАТРАЛЬНАЯ РОССИЯ" - рус. еженедельный иллюстрированный журнал. Состоял, из двух раздельных изданий - "Театральная газета" и "Музыкальный мир", выходивших параллельно с 11 дек. 1904 по 30 июля 1905. С 6 авг. 1905 (ј32) оба издания слились, выходили до 29 окт. 1905 в виде объедин„нного журнала "Т. Р." (подзаголовок - "Театральная газета и Музыкальный мир"). Редактор-издатель И. М. Кнозоровский. В журн. печатались общие статьи по вопросам т-ра, лит-ры, изобразит. иск-ва, музыки и муз. педагогики, небольшие бел-летристич. произв., помещались также хроника художеств. жизни столицы, корреспонденция из провинции и заграницы, библиография, разл. справочные сведения и др. "Т. Р." имела приложения "Современный репертуар", "Альбом "Театральной России"", "Стрелы" (сатира и юмор). А. Шн.

ТЕАТРАЛЬНАЯ ЦЕНЗУРА - см. Цензура театральная.

ТЕАТРАЛЬНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ - см. Энциклопедия театральная.

ТЕАТРАЛЬНО-ДЕКОРАЦИОННОЕ ИСКУССТВО- см. Декорационное искусство.

ТЕАТРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО - посредническая организация, занимающаяся вопросами предложения и спроса актерского труда. В России функции Т. а. выполняло Справочно-статистич. бюро, организованное в 1896 при Моск. бюро Рус. театр. об-ва. Через это бюро антрепрен„ры и актеры оформляли трудовые контракты. Официально утвержд„нным частным Т. а. в России было "Первое театральное агентство для России и заграницы" Е. Н. Рассохиной (осн. в Москве в 1892), просуществовавшее до Октябрьской революции. А. Шн. Лит.: "Новости сезона", 1896, ј 67, 7 окт., с. 2-3;

1902, .ј 838, 1 янв.; ј 932, 31 дек.; "Театр и искусство", 1906, .ј 23, с. 353-54; .ј 24, с. 369-70; Русский провинциальный театр. Воспоминания. Сб. статей, Л.-М., 1935, с. 144-47.

ТЕАТРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО - совокупность гос. постановлений, регулирующих и направляющих организацию и ведение театр. дела.

Указы и распоряжения верховной власти в Российской империи касались гл. обр. управления каз„нными т-рами (Мариинский и Александрийский в Петербурге, Большой и Малый в Москве) и предварительной цензуры пьес. Законодательные акты по отношению к каз„нным т-рам устанавливали состав и права дирекции, штаты театр. ведомства, ассигнование средств, монополию дирекции имп. т-ров на театр. представления и печатание афиш, правовое положение актеров, порядок деятельности театр. школы и т. п.

НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ УКАЗЫ И ПОСТАНОВЛЕНИЯ 18-19 вв.

1750. Указ о разрешении представлять в частных домах русские комедии.

1756. Указ императрицы Елизаветы Петровны Сенату об учреждении в Петербурге русского "для представления трагедий и комедий" театра.

1783. Указ об учреждении особого комитета для управления театральными зрелищами и музыкой (придворными и городскими каз„нными театрами).

1804. Устав о цензуре. Рукописные пьесы в столицах рассматриваются цензурными комитетами, а в городах, где нет комитетов,- директорами народных училищ под надзором местного начальства.

1809. Штаты театральной дирекции (об управлении каз„нными театрами, внутреннем распорядке, театр. школе, пенсиях артистам).

1823. Указ о правилах для отпущенных помещиками на волю и податных людей, допускаемых в артисты и театральные служители.

1826. Указ о подчинении театральной дирекции непосредственно министру двора.

1827. Повеление министру двора, чтобы чиновников, желающих поступить в актеры, лишали чинов.

1828. Устав о цензуре ("Драматические сочинения одобряются к представлению на театрах 3-м отделением собственной Его Имп. Величества канцелярии").

1839. Положение об артистах имп. театров (подразделение артистов на 3 разряда; предоставление права 1-му разряду получать поч„тное гражданство).

1842. Акт об объединении управления имп. театров обеих столиц. -у

1858. Указ о разрешении печатания в журналах и газетах статей об императорских театрах (с предварительной цензурой министра двора) и отмене рассмотрения статей о театре 3-м отделением.

1865. Правила о цензуре и печати (учреждение Главного управления по делам печати, которому передана из 3-го отделения предварительная цензура пьес).

1875. -Указ об освобождении столичных театров с принадлежащими им зданиями от ежегодного сбора в пользу городской казны.

1882. Указ об отмене исключительного права (монополии) дирекции имп. театров на устройство театр. зрелищ.

1888. Положение о дополнительной цензуре пьес для "народных театров, или театров, посещаемых вследствие низкой платы за места преимущественно простолюдинами".

1900. Положение об изменении закона о публичных зрелищах, устанавливающее новое расписание дней, когда запрещаются общенародные забавы, общественные увеселения, спектакли, концерты, маскарады и др.

В 1900 был опубликован "Проект законоположений по императорским театрам", составленный управляющим делами дирекции имп. т-ров В. П. Погожевым. Однако проект этот не был осуществл„н.

Основным законом, на к-рый опирались постановления административного (вернее полицейского) характера, был изданный в 1782 "Устав благочиния, или полицейский". Согласно этому уставу, театр. зрелища отдавались под надзор полиции, к-рая имела право назначать дни и часы представлений, учинять взыскания за нарушение порядка и др. Впоследствии этот устав был переименован в "Устав о предупреждении и пресечении преступлений", в 1916 переделан в "Устав благочиния и безопасности"; устав включал 16 статей под общим названием "О соблюдении порядка при публичных собраниях, зрелищах и увеселениях". Особым ограничениям подвергалась деятельность нар. т-ров.

Т. з. советского театра. В Советском Союзе, где т-ры национализированы на основе конституции и являются гос. самостоятельными предприятиями, их деятельность определяется как общим законодательством, так и рядом специальных положений. Т. з. изда„тся правительством и государственными органами, ведающими иск-вом. Т. з. направлено на улучшение творческо-производственной деятельности т-ров, регулирует и определяет организационные, трудовые и финансовые стороны их деятельности.

Включение т-ров в общегосударственную законодательную систему и учреждение гос. органов по руководству т-рами было осуществлено с первых дней существования сов. государства. Сов. государство, уделяющее большое внимание развитию всех видов иск-ва, уже в первые годы своего существования издало ряд постановлений, направленных на организацию и развитие т-ров. 9 (22) ноября 1917 Советом Нар. Комиссаров был издан декрет об учреждении Гос. комиссии по просвещению, к-рая впоследствии была реорганизована в Народный комиссариат по просвещению. В 1918 в Наркомпросе организован Театр. отдел (ТЕ О Наркомпроса) для общего руководства театр. делом в стране. В 1920 в Наркомпросе созда„тся Главполитпросвет с художеств. отделом, в 1928- Главное управление по делам иск-в (Главискусство), в 1933 - Управление театрально-зрелищными предприятиями (УТЗП). В 1936 постановлением ЦИК и СНЙ СССР были созданы Всесоюзный к-т по делам иск-в при СНК СССР, осуществлявший руководство т-рами всей страны, и Управления по делая иск-в союзных и автономных республик (отделы по делам иск-в в краях и областях). В 1953 Верховный Совет СССР издал постановление о создании Министерства культуры СССР. Соответственно были созданы министерства культуры в союзных и автономных республиках.

Важнейшим документом Т. з., имеющим крупнейшее историч. значение, является опубликованный 26 авг. 1919 за подписью В. И. Ленина декрет "Об объединении театрального дела". Декрет определил место т-ра в развитии сов. культуры, а также организационные и экономич. формы его деятельности (см. Национализация театров). Театр. имущество (здания, реквизит) было объявлено национальной собственностью и передано в пользование художеств. коллективам, проф. труппам. 7 авг. 1925 СНК РСФСР утвердил сеть т-ров, находившихся в ведении органов просвещения. Постановления Совнаркома РСФСР определяли возникновение нового вида т-ров - колхозных (5 дек. 1934), т-ров юного зрителя (21 февр. 1935). Кроме того, состоялось множество решений союзных и республиканских правительственных органов об организации отдельных художественных коллективов.

В области трудового законодательства, формирования театр. трупп и определения условий оплаты труда работников т-ра большое реформаторское значение имели решения, направленные на стационирова-ние т-ров, организацию во всех т-рах постоянных театр. трупп, ликвидацию системы формирования театр. коллективов на сезон или на год (приказы К-та по делам иск-в при СНК СССР от 4 апр. 1937 и от 27 апр. 1938 "О стационировании театральных трупп"). Постановление СНК СССР от 22 сент. 1939, инструкция К-та по делам иск-в "О порядке отнесения т-ров республиканского и местного подчинения к тарифным группам и работников этих т-ров к тарифным категориям" упорядочили оплату труда работников т-ров. Т-ры были отнесены к четыр„м тарифным группам, в зависимости от художественной значимости каждого т-ра и его местонахождения. Работники т-ров также относились к тарифным категориям, определяющим их оклады. Впоследствии развитие театрального иск-ва вызвало необходимость изменения этой системы. В 1956 было отменено деление т-ров на тарифные группы. Министерство культуры СССР утвердило новое Положение об оплате труда работников т-ров и установило должностные оклады, присуждаемые работникам т-ров в соответствии с их творческими данными и профессиональной квалификацией, вне зависимости от того, в каком т-ре они работают (оплата труда работников ведущих т-ров страны устанавливается специальными решениями правительства). В 1963 (3 авг.) Министерство культуры СССР утвердило типовые штаты творческих составов (см. "Справочник по вопросам оплаты и охраны труда работников культуры и искусства", 1964, с. 112-119).

В 1964 была повышена заработная плата ряду категорий работников т-ров. С 1966 введены новые условия оплаты труда творческих работников и административного персонала т-ров, повышена заработная плата. Министерство культуры СССР утвердило квалификационные характеристики работников и порядок тарификации творческого персонала театров (присвоение тарифной категории, определение окладов производится специальными комиссиями, в которые входят видные деятели т-ра, музыки, хореографического искусства и профсоюза работников культуры).

После опубликования общего законодательства по пенсионному обеспечению Совет Министров СССР постановлением от 6 авг. 1958 установил пенсии за выслугу лет нек-рым категориям артистов - балета, детского т-ра, музыкальной комедии, солистам-вокалистам оперы, музыкантам, играющим на духовых инструментах в оркестрах музыкальных т-ров. Постановлением от 13 янв. 1960 установлены пенсии за выслугу лет артистам драмы, оркестра, хора, мимического ансамбля, концертмейстерам-пианистам, артистам вокально-драматической части отдельных т-ров.

Сов. Т. з. предусматривает материальное поощрение работников т-ров. В 1965 установлено премирование работников т-ров за создание спектаклей высокого идейно-художественного качества и за перевыполнение производственно-финансовых планов: руководителям т-ров предоставлено право выплачивать штатным режиссерам, дириж„рам, балетмейстерам и художникам, а также лучшим исполнителям ролей (партий) дополнительное вознаграждение за создание спектаклей на совр. и историко-революц. темы высокого идейно-художественного уровня, получивших широкое признание общественности и зрителей. Совет Министров СССР установил (постановление от 5 нояб. 1965), что в т-рах образовывается фонд для улучшения культурно-бытовых условий работников и совершенствования производства. Министерству культуры СССР разрешено создавать централизованный фонд для поощрения драматургов, композиторов, режиссеров, артистов и др. творч. работников за создание выдающихся сценич. произведений, а также для финансирования мероприятий по повышению квалификации творческих работников: курсы с отрывом от производства (работникам, командируемым на курсы, сохраняется заработная плата по основной должности в течение срока пребывания на курсах); группа стаж„ров - режиссеров и дириж„ров при ведущих театрах (срок стажировки до двух лет, стаж„рам выплачивается в течение этого срока заработная плата)."

В области финансовой деятельности сов. Т. з. направлено на упрочение материального положения театр. коллективов, облегчение их производственной деятельности. Т. з. предусматривает ряд льгот для т-ров. Так, в 1949 т-ры были освобождены от налога со зрелищ, в 1953 установлено, что ассигнования на капитальный ремонт зданий т-ров могут выделяться Советами Министров союзных республик сверх установленной для т-ров дотации. 22 июня 1959 Советом Министров СССР разрешено Советам Министров союзных и автономных республик, крайисполкомам и облисполкомам использовать сверхплановые накопления т-ров на капитальный ремонт зданий т-ров и на приобретение для них необходимого оборудования.

С 1965 Советы Министров союзных республик устанавливают дотацию т-рам из бюджетов республик (постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 окт. 1965). Ряд постановлений правительства направлен непосредственно на улучшение творческой деятельности т-ров. Для оказания т-рам помощи в формировании репертуара Министерству культуры СССР и его органам на местах разрешено заказывать и приобретать драматические и музыкальные произведения за сч„т спец. ассигнований из бюджета. В 1963 при Министерстве культуры СССР и министерствах культуры союзных республик созданы репертуарно-редакционные коллегии, в к-рые входят квалифицированные редакторы, писатели, композиторы.

За выдающиеся творч. достижения в развитии сов. театр. и муз. иск-ва т-рам присваивается поч„тное наименование академического театра. Это наименование-устанавливается Министерством культуры СССР по представлению министерств культуры союзных республик.

Ряд указов и постановлений касается установления поч„тных званий для театр. деятелей - нар. артист СССР, нар. артисты, засл. деятели иск-в и засл. арт. республик (см. Поч„тные звания). Г р. 3. Лит.; Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1, т. 14, 15, 17, 19, 21, 24, 28, 30, 31, СПБ, 1830;

Данилов С. С., Материалы по истории русского законодательства о театре, в сб.: О театре, М.- Л., 1940, с. 177- 201;Погожев В., Столетие организации имп. Московских театров, вып. 1, кн.1-3, СПБ, 1906-1908; его же, Проект законоположения об имп. театрах, т. 1-3, СПБ, 1900 "Театр и искусство", 1900, ј46; 1902, ј1, 22, 23; 1904, .ј 4; 1911, .ј 20, 52; 1913, ј 2, 15; 1915, ј 24; 1916, ј 50;

191 7, .N'2 1 7, 22, 27, 41; Данилин Ю.И., Театральная жизнь в эпоху Парижской Коммуны, М."1936; Р о с т о ц-к и и Б. И., К истории борьбы за идейность и реализм советского театра, М.-Л., 1950; Родионов А., Материалы к истории театрального законодательства (1917-1927), в кн.: Театры Москвы 1917-1927. Статьи и материалы. М., 1928, с. 96-152; Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства, 1917, ј 2; 1918, ј46; 1919, ј 44; 1930, ј49; 1934, ј 43; 1935, ј 8; "Вестник театра", 1919, ј1, 10, 20;

1920, ј 49 и др.; "Изв. ВЦИК", 1918, ј 220; 1919, ј 199; 1925, ј 212; "Бюллетень Всесоюзного Комитета по делам искусств при СНК Союза ССР" с 1936 по 1941;

Справочник руководящих материалов Комитета по делам искусств при СНК Союза ССР, М.-Л., 1941; Сборник руководящих материалов по вопросам деятельности учреждений искусства, М., 1943; "Еженедельник НКПроса РСФСР", 1926, ј 27; Справочник по вопросам оплаты и охраны труда работников культуры и искусства, [М.],

ТЕАТРАЛЬНО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОМИТЕТ - совещательный орган при Дирекции имп. т-ров, существовавший в 1855-1917. Был учрежд„н для отбора лучших пьес к столетнему юбилею рус. т-ра, с нач. 60-х гг. превращ„н в постоянно действующий орган Дирекции имп. т-ров. К-т занимался рассмотрением новых пьес (рус. и переводных), предназначенных для пост. на имп. сцене. С 1891 состоял из двух отделений - Петербургского и Московского. В первый состав к-та входили: в Петербурге - Д. В. Григорович (председатель), А. А. Потехин, П. И. Вейнберг, П. П. Гне-дич; в Москве - Н. С. Тихонравов (председатель), А. Н. Веселовский, Н. И. Стороженко, Вл. И. Не-мпрович-Данченко. Среди др. деятелей, принимавших в разные годы участие в Т.-л. к.: И. А. Гончаров, А. Н. Майков, А. Ф. Писемский, Н. Ф. Сазонов. После реорганизации (1891) в состав Петербургского отделения входили - Ф. Д. Батюшков, М. И. Чайковский, И. Ф. Горбунов, П. О. Морозов, Н. А. Котляревский; Моск. отделения - И. И. Иванов, А. И. Южин-Сумбатов, А. И. Кирпичников, М. Н. Радаков и др.

Лит.: Островский А. Н., Собр. соч., т. 10, М., 1960, с. 49-59, 187-188; Южин-Сумбатов А. И., Воспоминания. Записки. Статьи. Письма, М.-Л., 1941, с. 204-211; Немирович-Данченко Вл. И., Избранные письма, М., 1954 (Театральное наследие, т. 2), с. 82- 85, 92-93. А. Шн.

ТЕАТРАЛЬНОСТЬ - специфическое художественное достоинство, присущее произведениям театрального искусства. ‚мкое и многостороннее понятие "Т." обладает разными оттенками смысла.

1) В наиболее общем плане (по аналогии с понятиями "музыкальность", "живописность") его употребляют в тех случаях, когда хотят подчеркнуть, что данное произв. органично природе театр. иск-ва, отличается выразительностью, достигнутой специфически театральными средствами (см. Театр. Режиссерское искусство Искусство актера).

2) Понятие "Т." употребляют для определения особой яркости и выразительности сценич. формы спектакля или актерского исполнения. Постановочное и исполнительское решение спектакля обладает качеством подлинной Т., если характер его образности соответствует стилю и жанру пьесы, помогает раскрытию е„ внутренней сути и смысла. Т., оторванная от решения идейно-смысловых задач, выдвинутых содержанием драматического действия спектакля, лишается своей поэтичности, художественной целесообразности, вырождается в формализм и трюкачество.

3) Определение собственной, неповторимой манеры театрального мышления какого-либо писателя (напр., театральность Шекспира, Мольера, Островского и др.). Это своеобразие, обусловливающее весь художественный строй драмы, должно быть почувствовано и понято т-ром, выявлено в системе всех элементов сценич. постановки. Обнаружить Т. пьес Чехова для Моск. Художеств, т-ра рубежа 19-20 вв. значило проникнуть в поэтич. мир Чехова, найти сценич. путь к раскрытию волнующей жизненной правды его драматургии, е„ психологич. богатства и глубоко зата„нного драматизма. Т-р ниспровергал привычные формы Т., считая, что он протестует против Т. вообще. На самом же деле, в постановках пьес Чехова он утверждал Т. нового типа, разрабатывал новый язык т-ра, рожд„нный особой образной природой чеховских пьес (подтекст, паузы, настроение, общение и пр.). Т. заложена в драме не только как потенция е„ театр. форм, но и как ключ к е„ содержанию. Показательно, что до МХТ пьесы Чехова считались лиш„нными Т. В основном тут сказывались две причины: отсутствие у актеров и зрителей родственного драматургу мировосприятия, а с другой стороны, то, что традиционное понятие о Т., обнаруживая свою узость, вс„ же оказывалось достаточно стойким. Борьба за т-р глубокой жизненной правды была борьбой и за новую Т.

4) Иногда Т. называют пристрастие режиссера и актеров к обнажению сценич. условности представления, нарочитому подч„ркиванию используемых в т-ре игровых и постановочных при„мов, сознательный отказ от создания на сцене иллюзии подлинной действительности. Современный т-р часто и во имя различных целей прибегает к такого рода Т., историч. истоком к-рой является т-р античности, средних веков, нек-рые виды нар. т-ра эпохи Возрождения (особенно итал. комедия дель арте). Т., понимаемая как условность, органична для восточного т-ра, проявляясь своеобразно в разных театр. системах. Т. восточного т-ра оказала воздействие и на при„мы европ. режиссуры 20 в.

Лит.: Ст а н и с л а в с к и и К., Моя жизнь в искусстве, Собр. соч., т. 1, М., 1 954; М е и е р х о л ь д В. С. О театре, СПБ, [1913]; Евг. Вахтангов. Материалы и статьи М., 1959; Таиров А., Записки режиссера, М., 1921 Бояджиев Г., Театральность и правда, М.-Л. 1945; Б р е х т Б., О театре. Сб. статей, пер. с нем., М. 1960. Т. Р

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница