Наши партнеры

Выгодно прокат автомобилей уфа посуточно без водителя в компании РексРент.
аудиовизуальный система

Театральная энциклопедия
(страница 416)


ТАРЬЯН, Степан Микаелович (17.VII.1899-20.V. 1954) - арм. сов. театр. художник и скульптор. Засл. деят. иск-в (1945). Чл. Коммунистич. партии с 1942. Окончил Ленингр. академию художеств (1927). Лучшие оформления Т.- пост. пьес Г. Сундукяна в Т-ре им. Сундукяна: "Хатабала" (1927, 1940, 1945), "Пэпо" (1929, 1948), "Разор„нный очаг" (1938). В этих работах проявилось глубокое знание художником быта и колорита старого Тифлиса, острая наблюдательность в изображении типажей, социальной среды. Оформил также спектакли: "Наполеон Коркотян" Демирчяна (1934), "Васса Железнова" (1937), "Человек с ружь„м" (1938). Создал ряд скульптурных и графич. портретов мастеров арм. сцены: Г. Аветяна, О. Гулазян, М. Манвеляна и др. Л'. Хал.

ТАСЕВА, Ирина Димитрова (р. 2.VIII.1910) - болг. актриса. Нар. арт. НРБ (1964). В 1930, окончив драм. школу при софийском Нар. т-ре, начала в этом же т-ре сценич. деятельность. Вначале исполняла роли девочек бесхитростных и наивных, затем перешла к остро характерным и драматич. ролям. За исполнение ролей Машеньки (о. п. Афиногенова), Шуры ("Егор Булычев и другие") и Инны ("Памятные встречи" Утевского) была удостоена в 1950Дими-тровской пр.

Роли: Глория Шипченска ("Любовь" Василева), Раина ("Две молодки полюбили" Влайкова), Тюнде ("Чонгор и Тюнде" В„р„шмарти), Джульетта ("Ромео и Джульетта" Шекспира), Луиза; Эболи ("Дон Карлос"), Елка ("Гераковы" по Елину Полину), Хедвиг ("Дикая утка" Ибсена) и др.

Лит.: П е н е в П., Лекции по история на български драматически театър, ч. 4, С., 1958, с. 208-10. А. Ив.

ТАССО (Tasso), Торквато (11.III.1544 - 25.IV. 1595) - итал. поэт и драматург. Получил университетское образование в Падуе и Болонье. Был придворным поэтом кардинала Л. д'Эсте, а затем - герцога А. дЭсте. Т.автор пьесы "Аминта" (1573, труппа "Джелози"), ставшей классич. образцом пасторального жанра в Зап. Европе. Т. соблюдал закон единства действия, достигал л„гкости и прозрачности в развитии драм. сюжета. В своей пасторали Т. выражал идеалы придворной аристократии, прославлял знатных особ феррарского двора, скрытых под буко-лич. именами. Вместе с тем в "Аминте" выражено ренессансное мироощущение, утверждаются благородные и цельные чувства, любовь, преодолевающая препятствия. В 1586 написал трагедию "Король Торн-смунд", отличавшуюся поэтич. достоинствами, но близкую по сюжету к "трагедии ужасов".

Соч.: Аминта, М.-Л., 1921, 2 изд., М.-Л., 1937.

ТАТАЕВ, Ваха Ахмедович (р. 1914) - чечено-ингушский сов. актер, театр. деятель. Нар. арт. Чечено-Ингушской АССР(1959). Член Коммунистич. партии с 1941. Депутат Верх. Совета Чечено-Ингушской АССР (1958, 1963).

Сценич. деятельность начал как актер Чечено-Ингушского т-ра в 1938 (позднее был директором этого т-ра). В 1939-41 занимался в нац. студии ГИТИСа. В 1941 снова работала Чечено-Ингушском т-ре (актер и директор). В 1944-56 жил в Казахстане, был зам. директора Т-ра оперы и балета им. Абая, Алма-Атинского ТЮЗа и др. С 1957 - министр культуры Чечено-Ингушской АССР.

Роли: Сурхо ("Сурхо - сын Ады" Гадаева и Батукаева), Олеко Дундич (о. п. Каца и Ржешевского), Отелло; капитан Ибрагимов, Берс (о. п. и "Тамара" Базаркина).

ТАТАРСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ. Элементы тат. нар. драмы появляются еще в древности и связаны с нар. играми и обрядами. Они сохранились в произв. древней лит-ры, в мэзэк (подобие анекдотов), в нар. праздниках (сабантуях) и др.

Проф. драматургия возникла у татар Поволжья в последней четверти 19 в., в период расцвета тат. просветительского движения. Пьесы основоположников Т. д. Г. Илъясы "Несчастная девушка" (1887) и Ф. Хали-ди "Против "Несчастной девушки*4" (1888) отличались актуальностью проблем (защита образования и др.). В них противопоставлялась честная жизнь людей труда порочным нравам богачей, были созданы образы прогрессивных людей своего времени. Герои этих пьес говорили на нар. яз. В 1898 написана первая пьеса Г. Камала "Несчастный юноша".

Подъ„м Т. д. начинается после возникновения нац. проф. т-ра (1906, Казань). В 1908 Г. Камал написал комедию "Первое представление", показывающую рождение тат. т-ра в борьбе против реакционеров, в 1912комедию "Банкрот", разоблачающую нравы бурж. общества. В сатирической комедии "Тайны нашего города" (1911) он показывает реакц. сущность тат. буржуазии. В 1906-12 произведения для т-ра создают Г. Камал, Г. Кулахметов, Ф. Амирхан, И. Богданов, С. Рамиев и мн. др. В драмах и комедиях "Молод„жь" Ф. Амирхана, "Живи, Зубайда,живу и я", "В медресе" С. Рамиева, "Вопрос'0 помаде" И. Богданова, "Молодая жена" Д. Таждарова и др. были поставлены актуальные проблемы, воплощены мысли и чувства демократич. слоев общества, осмеивались отсталость, предрассудки, мешающие прогрессивному развитию общества. Положительные герои этих пьес- люди, стремящиеся получить образование и работать на благо народа.

В истории Т. д. особое значение имело творчество Г. Кулахметова, ставшего родоначальником тат. пролетарской лит-ры. В его пьесах "Две мысли" (1905, пост. 1918) и "Молодая жизнь" (1908, пост. 1917) впервые в Т. д. созданы образы революционеров и представителей передовой интеллигенции.

С 10-х гг. выдвигаются драматурги М. Файзи, Ш. Камал, К. Тинчурин, Ф. Бурнаш, Ф. Сайфи-Казанлы и др. Эти писатели обратились к изображению жизни народа; тат. сцена обогатилась образами простых людей, трудящихся деревни. Широкую популярность получили комедии Ш. Камала "Хаджи эфенди женится" (1915) и драма Файзи "Галиябану" (1916-17), положившая начало жанру муз. драмы в Тат. т-ре. Трагич. судьба татар, интеллигенции в условиях царизма показана в пьесах "Первые цветы" К. Тинчурина (1913), "Скучная жизнь" Ф. Сайфи-Казанлы (1914), "Неравные" Ф. Амирхана.

Новый этап развития Т. д. наступил после Октябрьской революции, формирование е„ связано с драматургией Тинчурина, Бурнаша и др. В пьесе Бурна-ша "Молодые сердца" (1918) созданы картины жизни народа, образы простых людей, введена нар. музыка. В те годы авторы стремились приблизить события прошлого к современности. Бурнаш в пьесе "Тахир и Зух-ра" переосмыслил легенду о Тахире и Зухре. В роман-тич. традициях написаны его пьесы "Безземельные" (1922) и "Заблудшая девушка" (1920, пост. 1926). Файзи принадлежат пьесы о прошлом тат. народа ("Любимая", 1920, "На берегу Урала", 1922, "Белый колпак", 1923). Пьесы, посв. современности, создали писатели, к-рые сами были участниками революц. движения и гражданской войны: "Новые люди" Г. Ибрагимова (1920) о героич. участниках гражданской войны; "Враги" Сайфи-Казанлы (1920) о партии - вожде революц. движения; "Первый шаг" (1919), "Байская дочь" (1922) Ш. Усманова. В муз. драмах "Милая Хафиза" Г. Камала (1921) и "Красная звезда" Файзи (1923) отображены перемены, к-рые принесла' в деревню революция.

Сер. 20-х гг. отмечена появлением произведений во всех жанрах драматургии. Особенно широкое развитие получает комедия: пьеса "Американец" Тинчурина (1924) разоблачала бурж. интеллигенцию; тема крушения старого мира ещ„ полнее была выражена Тин-чурином в сатирич. комедии "Без ветрил" (1926) и Н. Исанбетом в пьесе "Бегство" ("Переселение", 1925); жизнь тат. деревни в прошлом воспроизвел Т. Гиззат в комедии "На„мщик" (1925).

В пьесах Тинчурина "Голубая шаль" (1926) и "Рой" (1929) героями были крестьяне, борющиеся за свободу. С драматургией Тинчурина связано также утверждение в Т. д. жанра муз. драмы; сюжет мн. его пьес строится на нар. песне.

В 20-е гг. заложены основы жанра историч. драмы. Одна из первых попыток создания историч. драмы - "Восстание Пугач„ва" Галяу (1926). Жанр историко-революц. драматургии был представлен пьесами "Зарытое оружие" X. Такташа (1927), "Казань" Г. Кутуя (1927), "Бишбуляк" Т. Гиззата (1932, пост. 1938).

В нач. 30-х гг. появились пьесы, показывающие формирование характера нового человека: "Камиль" X. Такташа, "Семья деда Булата" Тинчурина и К. Наджми, "Письмо на платке" С. Баттала, "Вихри" А. Зулкарая. Тинчурин написал пьесу "На реке Кандре", отразившую становление новых сопиали-стич. отношений между личностью и коллективом. Появляются пьесы о рабочем классе: "В вороньем гнезде" (1929) и "Горы" (1931) Ш. Камала, "Славное время" Р. Ишмурата, "Ткачиха Асма" Ф. Бурнаша (1932) и др. Психологич. драму о победе творч. труда над рутиной, о становлении характера коммуниста-творца создал Ш. Камал; его пьеса "За туманом" (1934) утверждает принципы сов. гуманизма, уважение к человеку труда. О рождении новых черт характера сов. человека рассказывает и драма Ф. Сайфи-Казанлы "Зубаржат" (1936).

Воспитание нового человека в труде переплеталось с темой партии. Драматурги стремились показать роль партии в воспитании людей, создавали в своих пьесах образы коммунистов ("На реке Кандре", "За туманом", "Зубаржат").

Сер. 30-х гг. отмечена новыми успехами в жанре комедии на совр. сюжет: "Их было трое" Тинчурина (1935), "Славная эпоха" Гиззата (1936, пост. 1937), "В лесу" Ф. Хусни (1938), "Гюльчэчэк" Г. Минского (1939), "Единоличник Ярулла" Бурнаша (изд. 1940) и др., появились комедии на сюжеты сказок и легенд:

"Смелые девушки" Гиззата, "Хужа Насретдин" Н. И сан бета.

30-е гг.- период развития тат. историко-революц. драматургии. О жизни и борьбе шахт„ров до революции рассказывает пьеса "В вороньем гнезде" Ш. Камала (1929); в пьесах "Искры" (1934) и "Потоки" (1937) Гиззата показаны эпизоды борьбы крестьянства под рук. революционеров-большевиков. Образы тат. женщин, пробуждающихся к сознательной жизни, созданы в драмах "Шамсикамар" М. Аблиева (1938) и "Пламя" Гиззата (1940).

Во 2-й пол. 30-х гг. и нач. 40-х гг. выдвигается ис-торико-биографич. драматургия. В драме "Тукай" А. Файзи (1938) создан образ крупнейшего тат. поэта, отдавшего жизнь борьбе за счастье народа. Н. Исанбет написал пьесы "Сахибжамал Волжская" (др. назв.- "Гульжамал", 1943)-о первой тат. артистке и "Мул-ланур Вахитов" (1948)-о тат. революционере, погибшем от рук белогвардейцев. В пьесе М. Гали и X. Уразикова "Каюм Насыров" (1945) воссоздан образ первого тат. просветителя. А. Файзи написал драму "Пугач„в в Казани" (1947, пост. 1951).

В годы Отечественной войны появились пьесы о ге-роич. борьбе сов. народа, защищающего Родину: "Тай-масовы" (1941) и "Священное поручение" (соч. 1944) Гиззата, "Шакир Шигаев" Ф. Карима (1943) и "Марьям" Исанбета (1943). Патриотич. подвигам тружеников тыла посв. пьесы "Возвращение" Р. Ишмурата (1942), "Минникамал" (1944) и "Песня жизни" М. Ами-ра (1947). В этих пьесах созданы образы тат. женщин, выдвинутых на руководящую работу, овладевающих искусством воспитания людей. Но в 40-х гг. появлялись и пьесы, в к-рых сказалось влияние "теории" бесконфликтности. Это были схематичные пьесы, посв. гл. обр. семейно-бытовым сюжетам.

Одной из центр, тем в драматургии 50-х гг. становится тема социалистич. труда. В пьесах Т. Гиззата, Н. Исанбета, М. Амира, Р. Ишмурата, Г. Насретдинова и др. созданы образы сов. людей - творцов новой жизни, разоблачаются пережитки старого ("Светлый путь", 1947, "Близкий друг", 1950, "В новой слободе", 1952, Ишмурата и др.). Современность конфликтов и характеров отличает комедии и драмы Насретдинова ("Кушнарат", 1952, "Дорогие минуты", 1953, "Родная деревня", 1954), Гиззата; Исанбета ("Зифа" и др.).

С сер. 50-х гг. драматурги Татарии обращаются к созданию крупных характеров. Образ поэта-героя Джалиля воссоздают Ишмура-т ("Бессмертная песнь", 1956) и Исанбет ("Муса Джалиль", 1957); казанскому периоду жизни В. И. Ленина посв. пьесу "Буре навстречу" Ишмурат (1962). Он же написал пьесу о сов. моряках, победителях океана - "Их было четверо" (1960).

В 50-60-е гг. в Т. д. пришел новый отряд писателей: Ю. Аминов, С. Кальметов, X. Вахит, Ш. Зайни, Ш. Хусаинов, Э. Шамиль, И. Юзеев, А. Гилязов, Ш. Шахгали, Г. Сагидуллин и др.

Разлагающее влияние частнособственнической идеологии и эгоизма на личность показано в пьесах "Корни" Ю. Аминова (1961), "На заре" Ш. Шахгали (1959), "Годы и пути" (1956), "Братья Тагировы" (1965) Ф. Хусни. Молод„жи, становлению характера посв. пьесы "Неписанные законы" Ю. Амннова (1953)" "Таинственная мелодия" Р. Ишмурата (1958), "Первая любовь" (1960) и "Пол„т ласточки" (1964) X. Ва-хита, "Медные колокольчики" А. Гилязова (1960)" "Горицвет" И. Юзеева (1960), "Дом в тени" С. Каль-метова (1963), "Зять профессора" (1953) и "Зубайда- дитя человеческое" (1965) Ш. Хусаинова. Эти пьесы отмечены активными поисками новых жизненных Конфликтов, образов героев современности.

Лит.: С а а д и Г., Татарская театральная литература и история ее развития, в сб.: Татар театры (1906-1926), Казан, 1926 (на тат. яз.); Г ый з з а т Б., Драматургия, в кн.: Татар Совет эдэбияты тарихы. Очерклар, Казан, 1960 (на тат. яз.); его же. Очерки татарской драматургии, в кн.: История татарской советской литературы, М., 1965; его ж е, О татарской драматургии начала XX века. Предисловие к сборнику: Пьесы татарских драматургов-классиков, Казань, 1958; ГиниятуллинаА.К. [сост.], Писатели Советского Татарстана, Казань, 1957; Г а и н у л-л и н М., Татарская литература и публицистика начала XX века, Казань, 1966, гл. IV, с. 295-347. ф. Г.

ТАТАРСКИЙ МЕНЗЕЛЙНСЕИЙ ТЕАТР (М е н - зелинский татарский драматический колхозно-совхозный театр). Создан в 1935 на основе студии, возникшей на базе кружка при Казанском клубе кооперации и госторговли. Местом работы нового т-ра был избран районный центр Мензелинск. В труппу т-ра вошли выпускники студии, бывшие кружковцы - Г. Шарифзянов, Н. Гиззатуллина, М. Зайнуллин, молодые актеры" окончившие театр. уч-ща,- X. Салимова, Р. Шаки-рова и крупнейший мастер тат. т-ра Г. Казанский.

Т-р открылся спектаклями: "В вороньем гнезде" Ш. Камала и "Славная эпоха" Гиззата. В последующие годы т-р пост. спектакли: "Без вины виноватые", "Поздняя любовь", "Бесприданница" Островского" "Васса Железнова", "Коварство и любовь". В творч. содружестве с драматургом Ю. Аминовым был создан спектакль "Неписанные законы", поднимающий вопросы социалистич. морали. Среди др. пост. пьес тат. драматургии: "Сердечные бури" Шагимуратова" "Вторая молодость" Хуснуллина, "Цветы осыпаются" Сагидуллина, "На пороге жизни" Шакурова, "И у птицы свои крылья" Аминова. Т-р ставит муз. драмы и комедии; "Голубая шаль" Тинчурина, "Га-лиябану" М. Файзи. Здесь впервые была пост. пьеса местных драматургов Багаутдинова и Бикчантаевой "Незабываемые годы", в к-рой образ В. И. Ленина создали актеры 3. Зиганшин, засл. арт. Тат. АССР А. Фасхутдинов, а образ Ф. Э. Дзержинского - засл. арт. Тат. АССР М. Зайнуллин.

Театр да„т в год 670-700 выездных спектаклей, обслуживает колхозников и рабочих совхозов республики, жителей насел„нных пунктов. Т-ром руководит С. Амутбаев.

ТАТАРСКИЙ ТЕАТР. Тат. проф. т-р возник в годы первой русской революции. Один из первых публичных спектаклей ("Несметное дитя" Н. Камала), организованный передовой тат. интеллигенцией, среди к-рой были драматурги Г. Кулахметов и Г. Ка-мал, состоялся в Казани 22 дек. 1906. Но еще в 1905 И. Кудашев-Ашказарский организовал в Оренбурге небольшую труппу из любителей, в к-рой начал свою деятельность тат. актер и режиссер Муртазин. Здесь была пост. переделка пьесы А. Н. Островского "В чужом пиру похмелье" под назв. "Свет и тьма" (действие пьесы было перенесено в тат. среду). В

1907 в труппу вступили первая тат. актриса С. Гиз-затуллина-Волжская и А. Карие в.

Представители передовой тат. интеллигенции драматурги Г. Камал, Г. Кулахметов, Ф. А мирхан, поэт А. Тукай боролись за создание нац. т-ра, придавая ему большое значение в деле воспитания народа. Рождению и развитию т-ра способствовала тат. большевистская орг-ция и газета "Урал" (Оренбург). Однако реакционно настроенная буржуазия и религиозные фанатики вели ожесточ„нную борьбу против передового иск-ва. Власти также препятствовали деятельности тат. труппы. Жестокая цензура, сопротивление реакционеров, отсутствие материальной базы обрекали труппу на тяж„лое существование, т-р был вынужден гастролировать по городам России. В конце 1907 руководителем и режиссером труппы был выбран А. Кариев. В труппе, наз. "Сайяр" ("Передвижник", "Странствующая"), работали актеры Б. Болгарский, 3. Баязитский, к-рым приходилось играть и женские роли, т. к. привлечь к работе в т-ре женщин в те годы было невозможно. В 1910 в труппу вступили К. Шамиль, Г. Болгарская, Г. Камал 1-й, Г. Мангу-шев, К. Тцнчурин и др. Роли героинь исполняла С. Гиззатуллина-Волжская. Труппа ставила пьесы Г. Камала, определившие реалистич. направленность молодого тат. т-ра. В 1907 впервые была пост. драма Камала "Несчастный юноша", в 1908-его же комедия "Первое представление", высмеивающая реакционеров, препятствующих пост. спектаклей на родном яз. Этот спектакль вызвал яростный протест мусульманского духовенства. В 1908 имамат (высший духовный совет) принял указ, запрещавший театр. представления на тат. яз., но труппа продолжала свою деятельность, выступая за пределами Казани. В 1909-10 были пост. пьесы "Молод„жь" Амирхана, утверждающая необходимость просвещения народа; "Женитьба", "Коварство и любовь", переделка пьесы Островского"В чужом пиру похмелье" под назв. "Свет и тьма". Для пост. пьес Гоголя, Островского, Горького приглашались режиссеры рус. т-ров: Н. Зимовой, В. Зотов и М. Громов. Девизом труппы "Сайяр" стал просветительский призыв "К свету!". В 1911-12 пост. сатирич. комедии Г. Камала "Тайны нашего города" и "Банкрот", показывающие быт и нравы купеческой среды, высмеивающие либеральную буржуазию и религиозный фанатизм. В гл. ролях этих спектаклей выступал А. Кариев, создававший реалистич. портреты, отмеченные нац. своеобразием, острой сатиричностью.

В 1912 С. Гиззатуллина-Волжская организовала в Уфе вторую тат. труппу "Нур" ("Луч"). Здесь работали Ф. Самитова, 3. Богданова, К. Шамиль, Г. Казанский, Ш. Шамильский и др. Репертуар первого сезона состоял преим. из произв. Г. Камала. В 1915 в Оренбурге Муртазин силами местных любителей создал третью тат. проф. труппу "Шир кат" ("Товарищество"). Здесь начали свою сценич. жизнь выдающиеся тат. актеры Ф. Илъская и X. А бжалилов. Но ведущее положение по-прежнему занимала труппа "Сайяр", среди спектаклей которой были: "Без вины виноватые" (1915), "Ревизор" (1916); "Первые цветы" Тинчу-рина (1915), "Хаджи эфенди женится" Ш. Камала (1915), "Неравные" Амирхана (1915), "Галиябану" Файзи (1917). Весной 1917 труппа "Нур", а летом "Сайяр" пост. драму Г. Кулахметова "Молодая жизнь" о пробуждении классового самосознания рабочего-татарина.

На развитие Т. т. с первых дней его возникновения оказывала положительное воздействие рус. драматургия. Октябрьскую революцию труппа "Сайяр" встретила пост. пьесы Горького "Мещане" (12 нояб. 1917; Нил - Султанов, Бессеменов -- Кариев). Затем был пост. спектакль "Вишн„вый сад" (1918), повторявший спектакль МХТ. В дни, когда территория

Татарии была захвачена белогвардейцами (1918), актеры труппы "Сайяр" покинули город; совм. с актерами др. трупп они организовали фронтовые бригады (ок. 10), обслуживавшие бойцов Красной Армии. В оренбургской труппе "Ширкат" (с 1918 "Восточный т-р") было пост. представление "Гимн труду" (1918, Оренбург). Фронтовая труппа ставила пьесы Ш. Усманова, Г. Камала, К. Тинчурина. Большой успех имела муз. драма М. Файзи "Галиябану"- спектакль, положивший начало новому жанру в тат. т-ре.

После изгнания белогвардейцев в Казани была организована тат. труппа, в которую вошли актеры дореволюционных тат. трупп и участники самостоятельного коллектива "Анг" ("Разум"). На основе этой труппы был создан Первый показательный гос. тат. т-р (1920). Здесь были пост. спектакли: "Новые люди" Ибрагимова, "Первый шаг" Усманова, "На дне" и др.

Широкое развитие получили в эти годы деревенские т-ры. В 1920 в районном центре Мамадыше был организован передвижной т-р "Сабанчи" (руководитель К. Шамиль, актеры М. Рахматуллина, А. Муратов и др.).

В 1920 началось строительство здания для т-ра. В этом же году в Самаре открылась первая тат. Драм. студия, руководителями и педагогами к-рой были К. Тинчурин и 3. Султанов. (Среди окончивших студию: М. Абсалямов, X. Уразиков, Р. Файзи и Т. Гиззат).

8 нояб. 1922 в Казани открылся Тат. гос. т-р им. Красного Октября (в 1939 т-ру присвоено имя Г. Камала), в состав к-рого вошли лучшие актеры трупп "Сайяр", "Нур", "Ширкат". -4-92 создан первый тат. театр. техникум им. А. КариеваТОднотгр„-меннсГв Каз"н"?ущеетаова ли рабочий Алафузовский т-р и Т-р им. М. Л. Вахитова. Тат. т-ры возникали в Москве (1918-34), Астрахани (на основе театр. труппы "Нур" создан Башк. т-р, с 1919 - Башк. гос. т-р), в Перми, Уфе, Оренбурге ("Восточный т-р", 1918-19), в Ср. Азии (в Ташкенте до 1941).

Среди лучших спектаклей Тат. гос. т-ра 20-х гг.:

"Бегство" Исанбета (1925) - сатирич. пьеса о разложении деревенской буржуазии; трагедия X. Так-таша "Сыновья земли" (1923) и его же пьеса "Зарытое оружие" - о победе революции, пьесы Ш. Камала "Огонь" (1928) - о бдительности сов. людей, о защите социалистич. государства от врагов, "В вороньем гнезде" - о формировании рабочего класса. К концу 20-х гг. в репертуаре т-ра утверждается совр. тематика: ставятся пьесы Г. Минского - "Шлем" (о жизни сов. воинов), "Семья Мансуровых" и др.

Рост актерского мастерства показали пост. классич. драматургии: М. Абсалямов создал образ царя Грозного в драме А. К. Толстого "Смерть Иоанна Грозного", 3. Султанов-образ Городничего. Трагедийный талант М. Мутина раскрылся в гл. ролях спектаклей "Отелло" (1923), "Гамлет" (1925), "Разбойники".

В сер. 20-х гг. в репертуаре Тат. гос. т-ра им. Красного Октября утверждаются муз. спектакли. В 1925 состоялась премьера первой нац. оперы "Сания" (муз. Г. Альмухаметова, В. Виноградова и С. Габаши). Продолжают ставиться пьесы К. Тинчурина, Т. Гиззата, музыку к к-рым писал композитор С. Сайдашев (после 1933 муз. спектакли не ставились, см. ниже раздел Музыкальный театр). В 1927 Тат. т-р был переименован в Тат. гос. академи-чэский театр. В 1926 состоялся первый выпуск воспитанников театр. техникума (Г. Булатова, X. Са-лимжанов, К. Бариев, 3. Закиров, Р. Ишмурат и др.). В 1928 в Казани начал издаваться тат. театр. жури. "Тамашачы" ("Зритель", существовал до 1930). В 1931-32 в Казани работал Т-р малых форм (с

1932 - ТРАМ), в 1933-36 - Тат. рабочий театр (здесь играли Ф. Халитов, К. Гильманов и др., рук. А. Мазитов). В 1935 организован Татарский Мензе-линский театр (рук. С. Амутбаев). В труппу т-ра вошли выпускники театр. техникума и студии Тат. гос. академич. т-ра. В 1933 создан филиал Тат. ака-демич. т-ра, к-рый вскоре стал самостоятельным т-ром, получившим наименование Передвижного республиканского. В труппу этого т-ра влились актеры Моск. тат. т-ра (худ. рук. Г. Ильясов).

В годы Отечеств, войны т-ры Татарии пост. спектакли: "Таймасовы" Гиззата о патриотизме сов. людей, "Минникамал" Амира о колх. деревне, трагедию "Марьям" Исанбета о борьбе сов. людей против фашизма, историч. спектакли "Тукай" А. Файзи, "Каюм Насыров" Гали и Уразикова-в Т-ре им. Камала, "Семья патриота" Насретдинова, "Возвращение" Ишму-рата, "Таинственный вклад" Гиззата-в Передвижном т-ре. Выдающимся событием театр. жизни стала пост. трагедии "Король Лир" в Т-ре им. Камала (1945, реж. В. Бебутов; Лир - X. Абжалилов).

В 1943 создан Альметьевский колхозно-совхозный т-р. В 1944 для пополнения состава т-ров Тат. АССР при ГИТИСе им. А. В. Луначарского была создана Тат. студия.

В послевоен. годы развивается историч. драматургия. В Т-ре им. Камала пост. драма Файзи "Пугач„в в Казани" (1949), историко-революц. драма Исанбета "Мулланур Вахитов" (1948) и др. Среди лучших совр. спектаклей: "Песня жизни" Амира (1947), "Настоящая любовь" (1948) Гиззата - в Т-ре им. Камала. Были пост. лучшие произв. рус. сов. драматургии: "За тех, кто в море!" Лаврен„ва, "Человек с ружь„м", "Беспокойная старость". Но влияние "теории" бесконфликтности отрицательно сказалось на ряде спектаклей т-ра ("В новой слободе" Ишмурата, "Гузель" Исанбета и др.).

XX съезд КПСС, определивший дальнейшие пути развития театр. иск-ва, способствовал росту Т. т.

В сер. 50-х гг. были пост. спектакли, правдиво отражающие жизнь народа: "Зять профессора" Хусаи-нова (1953), "Зифа" Исанбета (1953, пост. 1954) - в Т-ре им. Камала, "Неписанные законы" Аминова (1956)-в Мензелинском т-ре, "Скрытые следы" Вахи-та (1956)-в Передвижном т-ре. Среди пост. классич. репертуара - "В вороньем гнезде" и "Хаджи эфенди женится" Ш. Камала, "Искры" Гиззата - в районных т-рах, "Поздняя любовь" и "Бедность не порок", Островского, "Ревизор", "Слуга двух господ" - в Т-ре им. Камала.

В 1957 в Москве состоялась декада тат. иск-ва и лит-ры, участниками к-рой были Т-р оперы и балета им. Мусы Джалиля, Т-р им. Камала, Мензелинский т-р, Нар. т-р Кировского р-на Казани, т-р им. Качалова.

В конце 50-х гг. дальнейшее развитие получила тат. историч. драма. О Мусе Джалиле пост. спектакли "Муса Джалиль" Исанбета в Т-ре им. Камала (1957), "Бессмертная песнь" Ишмурата в тат. Передвижном т-ре (1958) и Казанском русском т-ре им. Качалова (1956).

Новые обращения т-ров к драматургии Тинчурина и Ф. Бурнаша после их реабилитации обогатили репертуар т-ров; были пост.: "Без ветрил" (1958), "Голубая шаль" (1956), "Казанское полотенце" (1956) Тинчурина, "Тахир и Зухра" Бурнаша (1958)-в Т-ре им. Камала, "Молодые сердца" Бурнаша (1956) - в Альметьевском т-ре и др.

В Передвижном т-ре осуществлены пост. спектаклей: "Седые волосы матери" Мирзагитова (1963), "Палата" Ал„шина (1964), "Лесной парень" Закирова (1965); в Мензелинском т-ре поставлены: комедия Аминова "Корни" (1961), драма Шакурова "На пороге жизни" (1961), пьеса Аминова "И у птицы свои крылья".

В 60-е гг. в Т-ре им. Камала были созданы спектакли: "Зубайда - дитя человеческое" Хусаинова-о воспитании молодежи, историч. драма "Гульжамал" Исанбета-о борьбе тат. просветителей за становление т-ра, "Братья Тагировы" Хусни, "Пол„т ласточки" Вахита.

Альметьевский т-р показал спектакли: "Босоногая" Гилязова и драму "Когда пылают огни" Ахунова.

В Татарии работают (1967): Т-р оперы и балета им. Мусы Джалиля, тат. Т-р им. Камала, Казанский рус. т-р им. Качалова, Мензелинский и Альметьевский т-ры, Передвижной т-р, ТЮЗ, Бугульминский рус. т-р, Казанский т-р кукол, а также б. коллектив Дворца культуры им. 10-летия Октября, к-рым руководит засл. деят. культуры Тат. АССР К. Мухаметзянов, и Нар. *т-р Сов. района- рук. засл. арт. Тат. АССР И. Султанов, Челнинский и Атнинский нар. т-ры.

Большое значение в развитии Т. т. имело творчество нар. арт. СССР X. Г. Абжалилова, нар. арт. Тат. АССР 3. Г. Султанова, засл. арт. Тат. АССР М. Мутина.

Среди деятелей тат. лит-ры и иск-ва: нар. артисты Тат. АССР Г. Ф. Булатова, Ф. И. Халитов, А. Р. Ша-муков, К. С. Камал 3-й, Г. М. Болгарская, Н. С. Гай-нуллин, Г. В. Ибрагимова, Ф. С. Ильская, Р. А. Зи-ганшина, Ф. X. Камалова, Г. С. Камская, М. Ки-чубаев, X. Ю. Салимжанов, X. И. У разиков, К. Ш. Шамиль.

Лит.: Татар театры (1906-1926). Сб. статей. Казан, 1926; Губайдуллин X., Татар театры тарихына ма-териаллар, в сб.: Татар теле йэм эдэбияты, икенче китап, Казан, 1963, с. 294-304; Усманова Р., Из истории татарского драматического театра в первые годы Советской власти, Казань, 1958; Шакуров С., Минзэлэ театры, "Совет адебияты", 1956, .ј 11; Кумысников X., Якты йолдыз, "Казан утлары", 1966, .ј5; Г и з з а т Б., Драматургия (разделы), в кн.: История татарской литературы, М., 1965 (гл. 1, 2, 3, 4); К ашшаф Г., Беренче артистка, Казан, 1958; С-арымсаков Ш., А. Кариев, Казань, 1957. X. К.

Музыкальный театр сформировался после Октябрьской революции, когда были сняты религиозные запреты, препятствовавшие развитию нац. танца и муз.-ансамблевого исполнительства. Музыка пришла в Т. т. сначала как компонент драматич. спектакля (см. предыдущий раздел). Отдельные сце-нич. ситуации иллюстрировались нар. песнями. Иногда нар. песяя становилась сюжетной канвой драматич. пьесы: "Галпябану" М. Файзи (1917), "Башмачки" Ибрагимова (1922), "Голубая шаль" Тинчурина (1925) и др. Становление тат. муз. драмы и комедии связано с именами С. 3. Сайдашева и Д. X. Файзи; популярность получили драма Гиззата "На„мщик" с муз. Сайдашева (1928), комедия Исанбета "Хужа Насрет-дин" с муз. Файзи (1939). Первые тат. нац. оперы - "Сания" (1925) и "Эшче" ("Рабочий", 1930) Г. С. Альмухамето ва, В. И. Виноградова и С.Габаши основаны на интонациях тат. нар. песен.

В'1934-38 при Моск. консерватории работала Тат. оперная студия, подготовившая кадры для тат. муз. т-ра - певцов и композиторов. Тат. композиторы соединили опыт рус. музыки с тат. муз. традициями (пентатонный лад, прихотливый мелодич. распев, характерные тембры). С первых шагов развития нац. муз. т-ра тат. композиторы проявили интерес к темам современности.

Основоположником тат. оперы является Н. Г. Жиганов, автор 8 опер, написанных в разл. жанрах - историко-героич. ("Беглец", 1939, "Свобода", 1940), сказочно-эпич. ("Алтынчеч", 1941, "Тюляк", 1945), лирико-драматич. ("Ильдар", 1942, 2-я ред. 1954 под назв. "Дорога победы"; "Честь", 1953, "Поэт", 1947, "Джалиль", 1957,- все пост. в Т-ре оперы и балета им. М. Джалиля, Казань). Значит, вклад в развитие нац. муз. т-ра внесли: М. А. Музафаров ("Галиябану", 1940), Д. X. Файзи ("Неотосланные письма", 1960), С.З. Сайдашев и А. С. Ключар„в ("На„мщик", 1961), М.А.

Юдин ("Фарида", 1945), X. В. Валиуллин ("Самат", 1957, "На берегу Д„мы", 1965, пост. там же). В качестве либреттистов выступили: М. М. Джалиль, А. С. Файзи, Т. К. Гиззат, X. Вахит, Ш. Бикчурин и др.

Тат. балет зародился в недрах муз.-драматич. и оперных спектаклей, ак самостоятельный жанр сформировался в связи с сюжетами нар. сказок (большинство в изложении Г. Тукая). Первый нац. балет - "Ш урале" Яруллина (1941) пост. на мн. сценах Сов. Союза и за рубежом. В обл. балета работают: Жиганов ("Зюгра", 1946), Э. 3. Бакиров ("Золотой гребень", 1957), Р. Г. Губайдуллин ("Отсеч„нная голова", 1958), Ключар„в ("Горная быль", 1959), 3. Г. Хабибуллин ("Раушан", 1961,- все пост. в Т-ре оперы и балета им. М. Джалиля) и др,

Тат. муз. комедия во многом близка водевилю. Простая мелодичная музыка включается в спектакль в виде отдельных номеров, но вместе с тем органично связана с действием. Первая лирико-бытовая тат. муз. комедия - "Башмачки" Д. Файзи (1942). Ему принадлежат также муз. комедии: "Чайки" (1944;

2-я ред. 1955) и "На берегу Волги" (1949; 2-я ред. 1950 под назв. "Золотая осень"). Среди музыкальных комедий др. авторов - "Мелодии тальянки" Баки-рова (1963).

Лит.: Гиршман Я., Опера, балет и музыкальная комедия, в кн.: Музыкальная культура Советской Татарии, м- Э. Я. Шум.

ТАТАРСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ Г. КАМАЛА (Г о - с уд а р с т вен ны и ордена Ленина академический театр имени Г. Камала). Создан в 1922 в Казани на основе Первого показательного т-ра. Вначале наз. Тат. гос. т-ром им. Красного Октября. В его труппу вошли лучшие артисты дореволюц. тат. трупп "Сайяр", "Нур", "Ширкат" и труппы "Анг", созданной в 1919: Г. Болгарская, Н. Таждарова, Н. Арапова, 3. Султанов, С. Айдаров, Н. Сакаев, М. Абсалямов, Б. Тарханов, К. Шамиль, Р. Кушловская, Г. Уральский, М. Му-тин и др. режиссерами т-ра были К. Тинчурин, М. Мутин, К. Шамиль, Ш. Шамильский, художниками-декораторами - С. Яхшибаев, П. Сперанский.

В первые годы в т-ре шли спектакли: "Безземельные" Бурнаша, "Серебряная монета" Гиззата, "Последний привет" и "Стереги, взорв„тся" Тинчурина, "Зарытое оружие" Такташа, "Ревизор"; "Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого, "Принцесса Турандот" Гоцци, "Гамлет", "Отелло".

Значит, этапом в истории т-ра стала пост. сатирич. пьесы Н. Исанбета "Бегство" ("Переселение", 1925), разоблачающей тат. духовенство и буржуазию (мулла Гайнетдин - Абсалямов), и сатирич. комедии К. Тинчурина "Без ветрил" (1926, пост. 1927) о крахе тат. купечества в годы Сов. власти (Батырхан - Тинчурин, Мисбах - Султанов, Дилбар - Ильская).

В 1925 пост. первая нац. опера "Сания" композиторов Г. Альмухаметова, В. Виноградова, С. Габа-ши. С этого времени муз. спектакли прочно входят в репертуар театра "Ставятся "Галиябану" и "Асыл яр" Файзи, "Казанское полотенце" и "Голубая шаль" Тинчурина, "Молодые сердца" Бурнаша и др.

В 1927 т-р получил новое помещение и ему было присвоено звание академического. Труппа пополнилась молодыми актерами первых выпусков тат. театр. техникума: Г. Булатова, Г. Нигматуллина, X. Салимжанов, 3. Закиров, К. Бареев, К. Тума-шева и др.

Среди этапных спектаклей 20-х гг.: "Разлом" (1928- реж. Г. Девишев; Годун - Шамильский, Берсенев-Султанов, Татьяна - Таждарова, фон Штубе - Айдаров, Боцман - Абжалилов). "Мятеж" по Фурманову (1928), драма Ш. Камала "В вороньем гнезде"

(1929) о пробуждении сознания тат. рабочего класса. К концу 20-х гг. в репертуаре т-ра утверждается совр. тематика: "Шлем" и "Семья Мансуровых" Минского. Труду рабочих посв. пьеса "Гудок" Джамиля.

В 30-е гг. на тат. сцене вс„ чаще ставятся произв. рус. сов. драматургии: "Страх" Афиногенова, "Жизнь зов„т" Билль-Белоцерковского, "Рельсы гудят" Кир-шона и др. В 1930 т-р участвовал во Всесоюзной театр. олимпиаде. В 30-е гг. продолжается работа над произв. совр. нац. драматургии: т-р ставит пьесу С. Баттала "Письмо на платке" (1932) о коллективизации с. х-ва, муз. Драму Тинчурина "На реке Кандре" (1933) о зарождении социалистич. отношений в деревне, "За туманом" Ш. Камала (1934) о рабочем классе и др. В сер. 30-х гг. в т-р пришли молодые режиссеры: Г. Ильясов, Г. Исмагилов, С. Булатов, Ш. Сарымсаков, Р. Ишмуратов. Они стремились утвердить в сценич. практике коллектива творч. принципы Станиславского. Среди лучших спектаклей 30-х гг.:

"Гибель эскадры" (1934); "Профессор Мамлок" Вольфа (1935), "Враги" (1936). Выдающимся театр. событием стала пост. драмы Гиззата "Славная эпоха" о современной колхозной жизни (1937, реж. X. У разиков). В 1937 пост. драма Гиззата "Потоки", раскрывающая социально-общественный конфликт в тат. деревне периода 1-й мировой войны (реж. Г. Исмагилов; Биктимир - Абжалилов, Гульниса - Тажда-рова, Айсылу - Ильская, Мирвали - Шамиль-ский). В конце 30-х гг. т-р обратился к историч. драматургии, пост. драму "Тукай" Файзи (1938, реж. Ш. Сарымсаков, художники М. Сутюшев и X. Курбатов: Тукай - Камал 3-й). В 1939 в связи с 60-летием со дня рождения Галиасгара Камала т-ру было присвоено его имя.

В 1940 пост. комедия Исанбета "Хужа Насретдин" (реж. X. У разиков и К. Тумашева, художник П. Сперанский; Насретдин - Абжалилов и К. Шамиль), ставшая одним из самых популярных спектаклей и сохраняющаяся в репертуаре т-ра.

В годы Отечественной войны пост. спектакли:

"Парень из нашего города", "Русские люди" (1942); драма "Таймасовы" Гиззата (реж. Ш. Сарымсаков, худ. М. Сутюшев) о борьбе сов. народа с иноземными захватчиками. Выдающимися событиями театр. жизни воен. лет стали пост. трагедии Исанбета "Марьям" (1943), посв. сов. девушке, отдавшей жизнь в борьбе с фашизмом (реж. Ш. Шамильский; Марьям - Ибрагимова и Зиганшина), и драмы М. Амира "Мин-никамал" (1944, реж. X. У разиков, худ. П. Сперанский; Минникамал - Булатова), посв. труженикам тыла, патриотизму сов. народа.

Продолжалась работа над произв. историч. драматургии: "Тукай" Файзи (1942, 2-я ред.; Тукай-Гафу-ров), "Каюм Насыров" Гали и Уразикова (1945) о первом тат. просветителе, "Возвращ„нный город" В. Брагина (1943) о деятельности Серго Орджоникидзе в годы гражд. войны (реж. В. Бебутов; Серго - Камал 3-й).

Т-р систематически ставил произв. классич. и тат. драматургии: "Собака на сене" (1942); "Банкрот" Г. Камала (1944), "Хаджи эфенди женится" Ш. Камала (1945), "Гроза" (1944). Всесоюзную известность получил спектакль "Король Лир" (1945, реж. В. Бебутов, худ. П. Сперанский; Лир - Абжалилов, Шут - Ягудин).

В послевоен. годы пост.: "Песня жизни" Амира (1946, пост. 1947), "За тех, кто в море!" Лаврен„ва (1946), "Мулланур Вахитов" Исанбета (1948), "Человек с ружь„м" (1947, реж. Ш. Сарымсаков; исполнители роли Ленина - Шамуков и Гайнуллин).

Но т. н. теория бесконфликтности оказала отрицательное воздействие на деятельность т-ра, пост. слабые спектакли ("Гузель" Исанбета, "Шумит ясная поляна" С. Кальметова и др.).

В 1950 труппа пополнилась молодыми актерами - выпускниками Тат. студии ГИТИСа им. А. В. Луначарского (класс О. И. Пыжовой): Ш. Асфандиярова, А. Галеева, А. Хайруллина, Г. Камалова, Р. Бикчан-таев, П. Исанбет, Д. Ильясов. Из театральной студии и Казанского театр. уч-ща пришли Р. Хайрет-динова, В. Закиров, Ш. Биктимиров, А. Губайдул-лин и др.

В 50-е гг. большое место в репертуаре заняла классика, были пост. драма "Галиябану" Файзи (1953), "Слуга двух господ" (1949, реж. А. Юсупов; Труффаль-дино - Шамуков); "Несчастный юноша" Г. Камала

(1954, реж. Ш. Сарымсаков; Карим бай - Абжалилов, Биби - Камалова, Гайни - Галеева). Среди совр. спектаклей этих лет - комедия "Зять профессора" Хусаинова (1953), сатирич. комедия "Зифа" Исан-бета 1953, пост. 1954, реж. X. У разиков; Балтаев - Шамуков, Эсмеральда - Асфандиярова, Калямзя - Камская), разоблачавшая чуждые сов. человеку пережитки прошлого.

После XX съезда партии на сцене т-ра были возрождены пост. пьес К. Тинчурина и Ф. Бурнаша, незаконно репрессированных в период культа личности. Большой успех имела муз. драма "Голубая шаль" Тинчурина (1956, композитор С. Сайдашев, реж. Ш. Сарымсаков). Остро публицистич., гротескный характер носил спектакль "Без ветрил" по сатире Тинчурина о политич. и моральном распаде тат. купечества, националистич. буржуазии (1958, реж. Ш. Сарымсаков, худ. А. Тумашев; Мисбах - Абжалилов, Рокыя - Хайруллина, Батырхан - Кульба-рисов).

На декаде тат. иск-ва и лит-ры в 1957 т-р показал спектакли: "Голубая шаль" Тинчурина, "Хужа На-сретдин" и "Зифа" Исанбета, "Тревожные дни" Гиз-зата, "Минникамал" Амира, "Король Лир". Т-р был награжд„н орденом Ленина. Многие актеры получили поч„тные звания.

К 40-летию Октября т-р подготовил первую нац. исто-рич. трагедию "Муса Джалиль" Исанбета (реж. П. Исанбет, худ. М. Сутюшев, композитор X. В. Валиул-лин; Муса Джалиль - Халитов).

После XXII съезда КПСС в истории т-ра наступил новый подъ„м. В 1960-61 труппа пополнилась выпускниками Тат. студий Театр. уч-ща им. Щепкина (класс М. Н. Гладкова). В сезоне 1962-63 пост. спектакли "Бешеные деньги" (реж. М. Салимжанов) и "Враги" (реж. А. Михайлов). Пост. историч. драма Н. Исанбета "Гульжамал" (1963), отражающая рождение нац. т-ра, жизнь первой тат. артистки С. Гиззатуллиной-Волжской (реж. П. Исанбет, худ. А. Тумашев; Гульжамал-Галеева, Хафиз - Халитов). Пост. пьесы тат. драматургов: "Первая любовь"(1960), "Добро пожаловать" Вахита (1962), "Братья Тагировы" Хусни (1965, реж. Ш. Сарымсаков), драма "Зубайда- дитя человеческое" Хусаинова (1965, реж. X. У разиков) о воспитании молод„жи, "Последнее письмо" Вахита (1965, реж. М. Салимжанов). Дружбе тат. и укр. народов посв. спектакль "Навеки вместе" Бик-чурина (1964).

В труппе т-ра (1967): М. X. Салимжанов -гл. режиссер, П. Н. Исанбет - режиссер, засл. деят. иск-в Тат. АССР М. Г. Сутюшев - гл. худ.; нар. арт. РСФСР и Тат. АССР: Ф. И. Халитов, А. Р. Шамуков; засл. арт. РСФСР и нар. арт. Тат. АССР: Н. С. Гай-нуллин, Ф. С. Ильская, X. И. У разиков; нар. арт. Тат. АССР: Г. В. Ибрагимова, Р. А. Зиганшина; засл. арт. Тат. АССР: Ш. И. Асфандияров, Ш. X. Бик-тимиров, И. Н. Гафуров, А. А. Зиатдинов, Д. Г. Ильясов, В. Е. Минкина, М. Г. Миннибаева, М. И. Надрю-ков, Г. Н. Нигматуллина, И. А. Султанов, Р. К. Хай-рутдинова, А. Н. Фаткуллин.

Лит.: Г о я н Г., Национальные театры в дни Отечественной войны, в сб.: Театр. М., 1944, с. 134-49; Кумысников Х.Х., Абжалилов, Казань, 1957; С е ч и н В., Перемены, "Театр", 1959, ј 5, с. 75-77; Ш а м о-в и ч Е., Разговор о мастерстве. На спектаклях Казанского татарского акад. театра им. Г. Камала, "Театр", 1955, .ј 6, с. 52-60; на тат. яз.-Г. Камал исемендэге Ленин орденлы Татар дэулэт акад. театры. Тезучесе X. Кумысников, Казан, 1957; Сарымсаков Ш., Данлы юл, "Совет эдэбияты", 1957, ј 1; Е н и к и Э., Н. Таджарова, Казан, 1957; его же, Шакир Шамилский турында истэлэклэр, Казан, 1965; Кумысников X., Сэхнэ остасы, "Совет эдэбияты", 1956, ј 12; М е с а г ы и т ь Ф., Ф. Ильская, Казан, 1957; его же, X. Уразиков, Казан, 1957; Р а х-м а н к у л о в Ш., 3. Солтанов, Казан, 1957; его же, Фатыйма Камалова, Казан, 1965; Шэрэфиев Ф., Г. Болгарская, Казан, 1957. X К

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница