Наши партнеры

Electra Style Магазин женской одежды Вологда.
https://forum.zaymex.ru/

Театральная энциклопедия
(страница 412)


ТАДЖИКСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА ИМЕНИ С. АЙНИ (Таджикский государственный ордена Ленина театр оперы и балета и м. С. А и н и) - ведущий муз. т-р Тадж. ССР. Создан в Душанбе в 1940 на базе тадж. муз. т-ра (1936-40). В труппу вошли певцы: Т. Фазылова,

Б. Тураев, А. Муллокандов, X. Ахмедов, X. Таиров; танцоры и танцовщицы: Г. Валамат-заде, А. Азимова, А. Исхакова, М. Кабилов и др. В 1941 т-р принял участие в декаде тадж. иск-ва в Москве, показав первые тадж. оперы - "Восстание Восэ", "Кузнец Кова" Баласаняна, первый тадж, балет "Две розы" Ленского, муз. представление "Лола" Баласаняна и Урбаха.

В 40-60-х гг. т-р осуществил пост. новых тадж. опер: "Тахир и Зухра" (1944), "Невеста" (1946) Ленского; "Бахтиор и Ниссо" Баласаняна (1954), "Пулат и Гульру" Сайфиддинова (1957), "Комде и Мадан" Шахиди (1960), а также тадж. балеты: "Лейли и Мед-жнун" Баласаняна (1947, вторая ред. 1957, Гос. пр. СССР 1949), "Дильбар" Ленского (1954, 2-я ред. 1956), "Голубой ков„р" Вольберга (1958) и др. С 1954 в т-р пришло новое поколение тадж. артистов, окончивших вок. отделение Моск. консерватории: Л. Кабирова, Р. Бурханов, Ф.Хакимова, Я. Галибови др.и Ленингр. хореографич. уч-ще: С. Азаматова, Б. Джурабаев, М. Бурханов, М. Сабирова, Б. Исаева, Ш. Турдыева и др. С 1944 в т-ре ставятся также рус. и зап.-европ. классич. оперы, к-рые исполняются на рус. языке. Балетная труппа ставит произв. мировой классики и сов. авторов.

Росту т-ра способствовали работавшие в его труппе в разл. время: дириж„ры - Л. Кауфман, засл. деят. иск-в РСФСР Д. Далгат; П. Боленко; реж. - засл. деят. Тадж. ССР Р. Корох и С. Саидмурадов; засл. арт. Тадж. ССР В. Рейнбах; А. Макаровский; балетмейстеры - засл. деят. иск-в РСФСР К. Я. Голейзов-ский, засл. деят. Тадж. ССР А. Проценко; художники - нар. худ. БССР и засл. деят. иск-в Тадж. ССР Е. Чемодуров, засл. деят. иск-в Тадж. ССР В. Фу-фыгин; В. Суслов; зав. вок. частью - засл. арт. Тадж. ССР Е. Прокофьев и др.

В труппе т-ра (1966) - нар. арт. СССР балерина Л. Захидова, нар. арт. Тадж. ССР певица X. Мавля-нова; певцы - засл. арт. Тадж. ССР X. Ахмедов, Л. Кабирова, Р. Толмасов, А. Абдурауфов; танцовщики-заел. арт. Тадж. ССР М. Сабирова, Б. Исаева, В. Кормилин; артисты - Ш. Турдыева, С. Азаматова и др.; дириж„ры - засл. арт. Тадж. ССР И. Аб-дуллаев и Э. Айрапетянц.

РЕПЕРТУАР ТЕАТРА

(в скобках указаны фамилии постановщиков)

1939-40. "Восстание Восэ" Баласаняна (Корох), "Лола" Баласаняна и Урбаха (Саидмурадов, Муллокандов, Рейнбах).

1941. "Кузнец Кова" Баласаняна (Камерницкий, Зиновьев), "Две розы" Ленского (Голейзовский), "Вечер балета" (Проценко).

1942. "Песня гнева" Баласаняна (Лапидский), "Розия" Баласаняна и Шахиди (Корох).

1943. "Нурхон" Яшена (Умаров), "Тщетная предосторожность" (Проценко).

1944. "Евгений Онегин" (сцены из оперы, Ханзель).

1945. "Тахир и Зухра" Ленского (Корох, Саидмурадов);

"Бахчисарайский фонтан" (Проценко).

1946. "Паяцы" (Рейнбах), "Евгений Онегин" (Корох, Рейнбах); "Невеста" Ленского (Рейнбах, Саидмурадов).

1947. "Лебединое озеро" (Проценко); "Лейли и Меджнун" Баласаняна (Валамат-заде).

1948. "Штраусиана" (Валамат-заде), "Пиковая дама" (Корох); "Шехеразада" на муз. Римского-Корсакова (Проценко), "Кармен" (Корох).

1949. "Ходжа Насреддин" Арапова и Джалилова (Саидмурадов), "Золупгка" (Валамат-заде), "Сказка о царе Сал-тане" (Рейнбах), "Князь Игорь" (Фрид).

1950. "Майская ночь" (Рейнбах), "Чио-Чио-сан" (Мартов), "Тоска" (Фрид), "Красный мак" (Азимова), "Евгений Онегин" (Фрид).

1951. "Травиата" (Мартов), "Русалка" (Мартов), "Севиль-ский цирюльник" (Руч).

1952. "Кето и Котэ" Долидзе (Мартов), "Лауренсия" (Валамат-заде), "Фауст" (Руч); "Доктор Айболит" Морозова (Азимова), "Запорожец за Дунаем" (Мартов).

1.953. "Семья Тараса" Кабалевского (Баранников), "Царская невеста" (Григории), "Эсмеральда" (Валамат-заде), "Риголетто" (Баранников).

1954. "Аида" (Мартов), "Бахчисарайский фонтан" (Валамат-заде); "Бахтиор и Ниссо" Баласаняна (Златого ров), "Дильбар" Ленского (Валамат-заде).

1955. "Демон" (Логачев), "Дон Кихот" (Боярский), "Ио-ланта" (Вейзер), "Щелкунчик" (3-й акт, Боярский); "Аршин мал алан" Гаджибекова (Муллокандов), "Цыганский барон" Штрауса (Боярский).

1956. "Красная шапочка" Кюи (Лысенко), "Мазепа" (Савинов); "Таня" Крейтнера (Чекрыгина), "Лебединое озеро" (Сасоев).

1957. "Дильбар" Ленского (Валамат-заде), "Лейли и Мед-жнун" Баласаняна (Валамат-заде), "Пулат и Гульру" Сай-фиддинова (Саидмурадов, Чекрыгина), "Перикола" Оффен-баха (Мартов).

1958. "Лола" Урбаха и Баласаняна (Саидмурадов), "Луиза Миллер" Верди (Чекрыгина), "Фауст" (Лысенко); "Голубой ков„р" Вольберга (Валамат-заде), "Жизель" (Конюс), "Пиковая дама" (Макаровский), вечер балета (Ильинская);

"Восстание Восэ" Баласаняна (Валамат-заде).

1959. "Укрощение строптивой" Шебалина (Макаровскнй), вечер одноактных балетов (Ильинская, Воскресенская), "Евгений Онегин" (Макаровский); "Корневильские колокола" Планкета (Мартов), "Севильский цирюльник" (Макаровский).

1960. "Черевички" Чайковского (Макаровский), "Корсар" Адана (Валамат-заде), "Комде и Мадан" Шахиди (Валамат-заде).

1961. "Лиса-обманщица" Цветаева (Макаровский), "Большой вальс" на муз. Штрауса (Трегубов), "Риголетто" (Чекрыгина), "Лакме" (Чекрыгина); "Знатный жених" Урбаха (Валамат-заде), хореографич. композиции (Беркут).

1962. "Лебединое озеро" (Иванов, Горский), "Кармен" Макаровский); "Шурале" Яруллина (Завьялов), "Проделки Майсары" Юдакова (Валамат-заде), "Паяцы", "Болеро" на МУЗ. Равеля (Макаровский, Завьялов).

1963. "Доктор Айболит" Морозова (Завьялов), "Дочь Кубы" Листова (Макаровский), "Аида" (Макаровский); "Петя и волк" Прокофьева (Завьялов), "Тропою грома" Караева (Конюс).

1964. "Севастопольский вальс" Листова (Бакалейников), "Хосият" Ленского (Бакалейников), "Тоска" (Бакалейников), "Горная легенда" Тер-Осипова (Корягин).

1965. "Летучая мышь" Штрауса (Александрова), "Риголетто" (Бакалейников). Н. Н.

ТАДИЧ (Тади?), Любивое (р. 31.V.1929) - югославский (сербский) артист драмы. В 1953 окончил Академию театр. иск-ва в Белграде. В 1948-57 - артист Белградского драм. т-ра, в 1957-59 - Югославского драм. т-ра; с 1959 - Нац. драм. т-ра.

Роли: Раскольников ("Преступление и наказание" по Достоевскому), Том ("Стеклянный зверинец" Уильямса), Биф ("Смерть коммивояж„ра" Миллера), Аэдат ("Кавказский меловой круг" Брехта), Городничий; Рогожин ("Идиот" по Достоевскому; Октябрьская пр., 1960), Доктор ("На грани безумия" Крлежи). С 1954 снимается в кино.

Г. Шум.

ТАЖДАРОВА, Нагима Ахмадулловна (1888- 1948) - тат. сов. актриса. Нар. арт. Тат. АССР(1939) и засл. арт. РСФСР (1940). В 1915 дебютировала на сцене труппы "Сайяр". Работала под рук. А. Кареева; роли: Мария Антоновна ("Ревизор"), Коринкина ("Без вины виноватые"), Ю линька ("Доходное место"). С 1917 работала в Оренбургской труппе "Ширкат"; роли: Галиябану (о. п. Файзи), Луиза ("Коварство и любовь"), Амалия ("Разбойники"). В годы гражданской войны была актрисой фронтовой труппы. В 1922-26 работала в Башкирском т-ре драмы. С 1926- актриса Т-ра им. Камала. Роли: Татьяна ("Разлом"), Оксана ("Гибель эскадры"), Гульниса ("Потоки" Гиз-зата), Сажида ("Шамсикамар" Аблиева), Нафига ("Минникамал" Амирова). Сценич. образы Т. отмечены ярким национальным своеобразием, мастерством перевоплощения.

Лит.: Е н и к и Э., Н. Таждарова, Казан, 1957 (на тат. яз.). X, 7Г.

ТАЖИБАЕВ, Абдильда (р. 15.1.1909) - казах, сов. поэт н драматург. Начал драматургич. деятельность в 1939, написав в соавторстве с М. Ауэзовым пьесу "Белая бер„зка" из эпохи гражданской войны. Т. принадлежит фантастич. сказка "Ков„р Жомарта" (в соавторстве с Г. Л. Рошалем, 1945). Новой колхозной жизни посв. пьеса "Цвети, степь" (пост. 1952, возобн. 1958 под назв. "Одно дерево не лес"). Силой драматизма, напряж„нностью действия отличается пьеса "Май-ра" (1957), рисующая жизнь казах, нар. певицы в нач. 20 в. Углубл„нная психологич. драма "Портрет" ("Приятели", 1962), посв. жизни казах, интеллигенции, и комедия "Перед свадьбой" ("Обманутый обманщик") подтверждают зрелость драматургич. творчества Т. Для муз. т-ра Т. написал либретто оперы "Глубокое озеро" (1939) и балета "Весна" (1940).

Соч.: "Майра", в сб.: Пьесы драматургов Казахстана, Алма-Ата, 1958, и в сб.: Советская казахская драматургия, М., 1958; "Одно дерево не лес", в сб.: Современная драматургия, кн. 9, М., 1959; "Обманутый обманщик", "Простор", 1964, ;ј 7; "Портрет", "Театр", 1963, Л?? 7.

Лит.: Очерк истории казахской советской литературы, М., 1960. Н. Л.

ТАЗИ‚ - 1) форма иранского религиозного т-ра. Представление Т. носит обрядовый характер, устраивается в память имама Хусейна (убит в 680) и его семьи. Т. известны в Иране со времени правления шиитской династии Бундов (935-1055) и достигли наибольшего распространения при правлении Сефевидов (1502-1736). Бытуют среди шиитов Ирана, Юж. Азербайджана и др. Т. происходят во временных, специально для этого приспособленных помещениях (такие). Один или несколько исполнителей по очереди распевают или декламируют в течение девяти дней тексты о мучениях Хусейна. На десятый день организуется уличная процессия, впереди идут люди, истязающие себя и выкрикивающие при этом "шах-сей-вахсей" (искаж„нная форма "шах Хусейн - вай Хусейн"). Процессию завершает группа актеров, разыгрывающая сцену убийства Хусейна.

Тексты представлений Т. начали записывать ок. 17-18 вв., они явились основой для развития персидской трагедии. 2) Одна из лит. форм персидской трагедии (первые записи относятся к 17-18 вв.). Сохранившиеся тексты Т. большей частью анонимны и представляют промежуточную форму между нар.-поэтич. творчеством и художеств. лит-рой. Известны неск. сборников трагедии Т.: "Битва за веру" ("Джанге шахадат"), приписываемый Фетх-Али-шаху Каджару (состоит из 33 сцен, часть из к-рых переведена на франц. яз.); сб. В. Лпттена (состоит из 15 сцен); сб. Л. Пелли (37 сцен, изд. в 1879 на. англ. яз.). Наиболее значит. Т. - анонимная пьеса "Амир Теймур и губернатор Шама" (соч. в конце 18 в.).

Представления Т. разыгрывались без занавеса, во временных помещениях, иногда использовались услов' ные декорации (большая посудина с водой изображала реку, пальмовые деревца в кадках-пальмовую рощу). Грим отсутствовал. Герои делились на положительных и отрицательных (имамханха и шемрханха). В 19 в. Т. приобрела форму дворцового т-ра. Такие спектакли ставил Мирза Мохаммед Тагн. Представления Т. сохранились в провинциальных городах и отдал„нных районах страны.

Лит.: Б е р т е л ь с Е. Э., Персидский театр. Л., 1924;

К о р-0 г д ы X., Современная персидская литература, М., 1965; на персидском яз. - Абульгасем Джаннати А т а и, Бонйаде немайеш дар Иран (Создание театра в Иране), Тегеран, 1955. ,Y. К.-О.

ТАИРОВ, Александр Яковлевич [24.VI(6.VII). 1885, Ровно, - 25.IX.1950, Москва] - рус. сов. режиссер. Нар. арт. РСФСР (1935). Работу в т-ре начал как актер в 1905 в труппе М. М. Бородая в Киеве. Сезон 1906/07 был актером Т-ра В. Ф. Комисса ржевской в Петербурге. До 1913 играл в т-рах Петербурга, Риги, Симбирска, три года в Передвижном т-ре П. П. Гайде-бурова; начал здесь режиссерскую деятельность, поставил "Гамлета" (1908), "Дядю Ваню" (1908) и др. В 1913 Т. окончил юридич. ф-т Пе-терб. ун-та. В том же году вступил в Свободный т-р

(рук. К. А. Марджанов), где пост. спектакль "Ж„лтая кофта" Хезельтона-Фюрста (1913) и пантомиму "Покрывало Пьеретты" Шницлера (муз. Донаньи, 1913).

В 1914 Т. вместе с А. Г. Коонен и группой молодых актеров создал Камерный театр. с к-рым связана вся его дальнейшая жизнь. Т. - один из крупнейших режиссеров-реформаторов театр. иск-ва 20 в. Назвав Камерный т-р "театром эмоционально-насыщенных форм" (см. "Записки режиссера", 1921, с. 49), он противопоставлял сво„ начинание как натурали-стич. т-ру, так и принципам "условного театра", провозглаш„нным Вс. Э. Мейерхольдом в 1905-07. В иск-ве "неореализма" (так Т. назвал творчество Камерного т-ра начального периода - см. там же) Т. стремился к изощр„нному мастерству, к репертуару романтич. и трагедийному, к сюжетам легендарным и поэтическим, к изображению больших, сильных чувств. Спектакль "Сакунтала" Калидасы, поставленный Т. в день открытия Камерного т-ра, определил его творч. платформу. Программными спектаклями Т. были также: "Женитьба Фигаро" (1915);

"Покрывало Пьеретты" Шницлера (1916) и особенно "Фамира Кифаред" И. Анненского (1916) и "Саломея" Уайльда (1917). В этих режиссерских работах Т. утверждалась сила человека, непобедимость чувств. Та же направленность сохраняется в творчестве Т. и в последующие годы.

В 1917-21 он ставит "Король Арлекин" Лотара (1917), "Адриенна Лекувр„р" Скриба (1919), "Принцесса Брамбилла" по Гофману (1920), "Благовещение" Клоделя (1920). Спектаклям Т. этих лет присуща абстрактность характеров и образов, утверждение извечного, вневременного смысла проблем Любви и Смерти (особенно отч„тливо это сказалось в пост. "Ромео и Джульетты" Шекспира, 1921).

Переломным спектаклем в творчестве Т. стала "Фед-ра" Расина (1922), образы к-рой Т. углубил и приблизил к первоисточнику (к античной трагедии). А. В. Луначарский назвал этот спектакль первым большим шагом сов. т-ра к подлинной монументальности. Пост.

"Грозы" Островского (1924) л "Святой Иоанны" Шоу (1924) связаны с переходом Т. к "конкретному реализму", как он назвал новый этап истории Камерного т-ра, характеризующийся разрывом Т. с "абстракциями". Гл. спектакли этого периода - цикл постановок пьес О'Нила "Косматая обезьяна" (1926), "Любовь под вязами" (1926) и "Негр" ("У всех детей господа бога есть крылья", 1929); позже - "Машиналь" Тредуэлл (1933) - посв. острым проблемам жизни совр. Запада. Стремление Т. к сннте-тич.сценич. иск-ву определило появление новых муз. спектаклей - "Жирофле-Жирофля" (1922) и "День п ночь" (1926) Лекока, современное обозрение "Ку-кироль" (1925); одним из первых опытов создания советской оперетты был спектакль "Сирокко" на музыку Половинкина (1928). В 1930 Т. первым на советской сцене осуществил постановку Брехта ("Опера нищих", 1930).

Стремясь к созданию совр. героич. спектакля, Т., однако, долгое время не находил в сов. драматургии пьес, отвечавших требованиям времени и поэтике Камерного т-ра. Иногда выбор был неудачен ("Наталья Тарпова" Сем„нова, 1929). Более удачными опытами были пост. пьес "Патетическая соната" Кулиша (1931), "Неизвестные солдаты" Первомайского (1932). Эти поиски завершились пост. "Оптимистической трагедии" Вс. Вишневского (1933) - замечательного образца героич. революционной романтики на сов. сцене.

В 1934 Т. пост. спектакль "Египетские ночи" (1934, композиция из произв. Шоу, Пушкина и Шекспира). Вокруг этой и др. работ Т. разгорались ожесточ„нные споры, дискуссии. Многие из его экспериментов подвергались чрезмерно суровой и несправедливой критике (напр., пост. комич. оперы "Богатыри" на текст Д. Бедного, 1936).

В 40-е гг. Т. пост. спектакли "Мадам Бовари" по Флоберу (1940), "Старик" Горького (1946), к-рые вошли в число лучших постановок классики в советском т-реВ этих спектаклях снова возникает постоянная идея Т. - утверждение сильной человеческой личности; режиссер трактует Эмму Бовари как человека, восстающего против мещанской пошлости, в "Старике" Т. подч„ркивает мысль о том, что Мастаков предпочитает умереть стоя, чем "жить на коленях". В спектакле "Чайка" (1944) Т. утверждает "веру в человека, в его звезду, в его будущее, в его возможности" (журн. "Театр", 1965, ј 9). Продолжая работу над совр. героико-романтич. спектаклем, Т. ставит пьесы, посв. Великой Отечественной войне.- "Пока не остановится сердце" Паустовского (1943) л "У стен Ленинграда" Вс. Вишневского (1944).

Одним из гл. положений Т. как теоретика режиссуры является мысль о самоценности театр. иск-ва, о спектакле как самостоятельном художеств. произведении. На раннем этапе творчества эта мысль приводила Т. к недооценке роли драматургии, к-рую он воспринимал лишь как материал для спектакля. Позднее, отойдя от подобной полемически крайней точки зрения, Т. становится тонким интерпретатором стиля разных писателей. Однако неизменно на протяжении всего своего пути он утверждал право режиссера на переосмысление драм. произв., на смелые и острые трактовки совр. и классич. пьес, считая, что это право приобретается глубоким и всесторонним знанием изображаемой эпохи и современности. Не менее важным художеств. принципом Т. было утверждение права на творч. самостоятельность каждого отдельного театр. организма внутри единого метода сов. иск-ва. Т. постоянно обновлял при„мы своего иск-ва, сценич. поэтику; он сохранял убеждение, что "реализм-широк и необъятен, но его просторы начинаются там, где кончается подражательность" ("Из черновой тетради А. Я. Таирова", см. журн. "Театр", 1964, ј 10, с. 73). Ожесточ„нный противник натурализма, Т. отстаивал образность, обобщ„нность сценич. иск-ва.

Утверждая синтетичность т-ра, Т. еще до революции придавал большое значение музыке в драм. спектакле, декорационному оформлению, костюмам, требовал от актеров всестороннего развития мастерства, в частности виртуозного владения пантомимич. иск-вом. В созданной им при Камерном т-ре школе студийцы и актеры занимались всеми видами сценич. движения. Ставя спектакли разл. жанров, Т. добивался того, чтобы актеры Камерного т-ра могли играть мистерию и арлекинаду, трагедию и оперетту. К работе в Камерном т-ре Т. привлекал крупных художников и композиторов.

С первых своих шагов непрерывно экспериментируя, Т.отказался от традиционной сценич. коробки-павильона, строил действие спектаклей на нескольких плоскостях, а иногда одновременно на разных площадках сцены, делал цвет одним из самых гл. элементов оформления, придавал большое значение сценич. освещению, ритму и музыкальности сценич. действия. В ранние годы это порой служило Т. только для создания красивого, выразительного зрелища; но в лучших своих спектаклях Т. достигал подлинного слияния всех выразительных средств театр. иск-ва во имя глубокого раскрытия характеров, конфликтов, идей. В творчестве Т. понятие целостного образа спектакля становилось зримым и конкретным. Иск-во Т., его творч. принципы оказали большое влияние на мн. деятелей совр. зарубежного и рус. т-ра.

Т. был активным общественным деятелем. В 1917 он стал первым председателем Моск. союза артистов, в 1919-36 был членом президиума ЦК Рабис, с 1944- вице-президентом театр. секции В О КС. Много выступал в печати.

Соч.: Прокламации художника, [М., 1917]; Записки режиссера, [М.], 1921; Структурный реализм-метод Камерного театра, "Советский театр", 1931, ј 2-3, с. 28-34;

В поисках стиля, "Театр и драматургия", 1936, ј 4, с. 201- 204; Театр и драматург, в кн.: Театральный альманах, кн. 6, М., 1947, с. 110-130; Из черновой тетради А. Я. Таирова, "Театр", 1964, .ј 10; Автобиография, в кн.: Актеры и режиссеры, М., 1928, с. 253-58.

Лит.: М а р к о в П., Новейшие театральные течения, М., 1924, с. 37-39, 64; Державин К., Книга о камерном театре. 1914-1934, Л., 1934; Л у н а ч а р с к и и А. В., "Федра" в Камерном театре, К десятилетию Камерного театра, "Косматая обезьяна" в Камерном театре, в его кн.: О театре и драматургии, Избр. соч., т. 1, М., 1958, с. 408-26; Политические отклики западной прессы на гастроли Московского Государственного Камерного театра, М., 1924; Эфрос А., [Камерный театр и его художники], в кн.: Камерный театр и его художники, 1914 - XX - 1934, M., 1934; Э р e н -б у р г И., Люди, годы, жизнь. Собр. соч., т. 8, М., 1966, с. 336-37, 370-74; К о о н e н А., Из воспоминаний о Таирове, "Театральная жизнь", 1961, ј 11, с. 23-25; .No 12, с. 24, 25; ;ј 13, с. 22-25; Головашенко Ю., Таиров, "Театр", 1965, ;ј 9, с. 90-101. Юр. Г.

ТАЙЛЕР (Tyler), Ройялл (18.VII.1757-26.VIII. 1326) - амер. драматург. Окончил Гарвардский ун-т. Автор нескольких комедий, фарсов, комич. опер, религиозных пьес. В историю амер. т-ра вош„л как автор первой амер. нац. комедии "Контраст", к-рая была пост. в Нью-Йорке в 1787 в т-ре "Джон-стрит". Эта просветительская комедия, высмеивающая англоманию, написанная под влиянием Р. Шеридана, пользовалась большим успехом.

Др. драм. произв.: комич. опера "Майский день в городе, или Нью-Йорк в волнении" (1787, т-р "Джон-стрит", Нью-Йорк), "Спекуляция в Джорджии, или Земля на Луне" (1797, т-р "Хеймаркет", Бостон), фарс "Остров Барратария", две религиозные драмы "Иосиф и его братья" и "Суд Соломона" (опубликованы анонимно) и др.

Соч.: Four plays, Princeton, 1941 (America's lost Dlavs v. XV), то же, 1965.

Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 2, М., 1957. /f, /\

"ТАЙНЫЙ БРАК" ("II Matrimonio segreto") - опера Д. Чимарозы, либр. Дж. Бертати по комедии Д. Гарри-ка и Дж. Колмена-старшего, пост. 7 февр. 1792, "Придворный и нац. т-р". Вена. Опера шла на сценах всего мира' Прага (1792, на итал. яз.), Лейпциг (1792, на итал. яз ), Милан (1793), Барселона (1793, на итал. яз.), Лондон (1794, на итал. яз.), Брюссель (1798), Париж (1801, на итал. яз.), Варшава (1805), Амстердам (1806), Нью-Йорк (1834, на итал. яз.) и др.

В России шла в Петербурге на итал. яз., 1794 (или 1795); там же в 1850, на сцене итал. оперы. На рус. яз. пост. в 1895, Петербург, Михайловский т-р (пер. Н. Юрина; дириж„р Крушевский; Джеронимо-Корякин, Паолино-MnxinnoB, граф Робинсон - Шаляпин, Фидельма - Фриде, Лизетта - Куза, Каролина - Михайлова).

На сов. сцене пост. в 1925, Оперная студия им. Станиславского, Москва (руководитель пост. Станиславский, реж. Соколова и Алексеев; Джеронимо - Ниверский, Степанов, Лизетта - Мельтцер, Шаншиева, Каролина - Шарова, Людвиг, Фидельма - Романова, Липина, граф Робинсон - Полянский, Терновский, Паолино - Лемешев, Смирнов). В 1954 пост. Башкирским т-ром оперы и балета, Уфа. Ставилась также Оперными студиями Ленингр., Моск., Одесской и Бакинской консерваторий.

Издания: "Т. б."-партитура и клавир. Mil., Ricordi Cie, [s. d. ]; клавир с рус. текстом - опера с речитативом Э. Крушевского и пер. Н. Венцеля, исполняемых на сцене имп. С.-Петербургской оперы, М., Юргенсон, [1896]. Н.Гр.

ТАЙОВСКИЙ (Tajovsky), Йосеф (наст. фам. - Г р e г о р-Т а и о в с к и и; 18.Х.1874-20.V.1940) - словацкий драматург. Работал учителем. В 1920 начал драматургич. деятельность. Осн. пьесы, к-рые Т. сам назвал "картинами из жизни народа", - "Женский закон" (1904, Мартин), "Мать" (1907, там же), одноактные пьесы "Тьма" (соч. 1907) и "Грех" (соч. 1911), "На службе" (соч. 1911) - не ставились в т-рах; пьеса "Путаница в имении" пост. в 1910 (Мартин). Т. писал также героич. драмы на историч. сюжеты ("Смерть Дюрка Лангсфельда",1924, Кошице). Пьесы "Е„ первый роман" (1930, "Словацкий Нац. т-р", Братислава),"Меч-татели"(соч. 1934), "Герой" (1938, "Словацкий Нац. т-р, Братислава) рассказывают о пролетарском движении в условиях бурж. Чехословакии, о жизни в Чехословацкой Республике после 1918. Творчество Т. связано с утверждением реализма в словацкой драматургии. Т. перев„л для словацкого т-ра водевили А. П. Чехова.

Соч.: Dielo v Siestich zvazkoch, zv. III-IV, Bratislava, 1954-55.

Лит.: Literarnoh-istoricky sbornik Slovenskej Akademie vied a umeni. Rocnik VIII, Bratislava, 1951. Л. Сол.

ТАЙСКИЙ ТЕАТР - т-р народности тай, населяющей провинцию Юньнань (КНР). В основе театр. иск-ва этого народа лежат нар. танцы, исполняемые в сопровождении пения. Вначале эти танцы были ритуальными, но затем содержание песен утратило религиозный характер. Известны старинные муз. драмы: "Песни девушки и юноши", "Двенадцать коней", "Пахари". Во 2-м десятилетии 20 в. театр. деятель Дао Пэй-шэн организовал труппу тайских актеров, к-рая стала исполнять пьесы традиц. кит. т-ра. Вокальные и хореографич. части представления исполнялись раздельно. Кроме традиц. кит. драм, создавались представления, основанные на нар. легендах, "Лотос с тысячью лепестков", "Седьмая сестра" и др.

После образования КНР (1949) ставятся агитационные пьесы ("Хорошо в народной коммуне" и др.). Возникла новая форма т-ра - цзаньхэ, исполнителями к-рой стали певцы, выступавшие в буддийских храмах

(после 1958 певцы объединились в труппы). Они исполняют муз. драмы из совр. жизни народа тай: "Возвращение", "Горе рыбаков", "Красная семья", "Илай-хань". В представлениях Т. т. используются ударные и струнные муз. инструменты, сходные с китайскими. Мужчины в традиц. пьесах выступают в кит. одеждах, а женщины - в нац. тайских костюмах, в пьесах о современности или на сюжет нар. легенд все актеры - в нац. одеждах. Ал. Ж.

"ТАК ПОСТУПАЮТ ВСЕ", "Так поступают все женщины, или Школа влюбл„нных" ("Cosi fan tutte, ossia La Scuola degli amanti"), "В с e они таков ы", - опера В. А. Моцарта, итал. либр. Л. да Понте, пост. 26 янв. 1790, Вена, "Придворный и нац. т-р" (Фьордилиджи - Феррарези дель Вене, До-рабелла - Вилльн„в, Деспина - Д. Буссани, Гульель-мо -*- Ф. Буссани). Опера шла на мн. сценах мира под разл. названиями. В России - в 1813 и 1831 на итал. яз.

На сов. сцене пост. в 1920 т-ром Комич. оперы под рук. Марджанова,Петроград. 7 апр.1962 пост. в Москве Муз.т-ром им. Станиславского и Немировича-Данченко. Спектакль основан на первоначальном варианте оперы; пер. текста Улиц-кого (дириж„р Шавердов, пост. Златогорова, реж. Мельтцер, худ. Лушин; Фьордилиджи-Громова, Зенкова, Дорабелла- Саркисян, Исакова, Гульельмо - Кратов, Феррандо - Матвеев, Деспина - Юдина, Потаповская, дон Альфонсо - Тал-мазов). Пост. в др. городах Сов. Союза: т-р "Ванемуйне", Тарту (1959, дириж„р Кылар, пост. Вяльяотс, худ. Сандер);

Т-р опе'ры и балета Лит. ССР, Вильнюс (1962).

Издания: "Т. п. в.",-партитура, акад. изд.: Wolfgang Amadeus Mozart's Werke, Serie V, Lpz., Breitkopf . Hartel [1879]. H. Гр.

ТАКАИШВЙЛИ, Александр Александрович (29. IX. 1895-1959) - груз. сов. режиссер. Нар. арт. Груз. ССР (1941). Учился на юридич. ф-те Киевского и Моск. ун-тов; затем занимался в студии при Тбилисском рус. т-ре.

В 1925 поступил в Т-р им. Руставели. В 1928 принял участие в организации груз. ТЮЗа, руководил этим т-ром до 1945. Пост. в этом т-ре спектакли "Сурам-ская крепость" по Чонкадзе (1934), "Нацаркекия" Гамрекели и Нахуцришвили (1935), "Доходное место" (1945), "Ромео и Джульетта" (1942) и др. Осуществил неск. пост. в др. т-рах Грузии, в т. ч. в Т-ре оперы и балета им. Палиашвили. В Т-ре им. Марджанишвили пост. спектакль "Ревизор" (1951). В 1945-56-худ. рук. Т-ра им. Грибоедова. Лали К.

ТАКАИШВЙЛИ, Сесиль Дмитриевна (р. 30.IX. 1906)- груз. сов. актриса. Пар. арт. СССР (1956). В 1926 окончила драматическую студию

(рук. А. H. Пагава) и была зачислена в труппу Т-ра им. Руставели. В 1930 приглашена в Кутаисский т-р (с 1933, Т-р им. Марджанишвили в Тбилиси) и стала одной из ведущих актрис этого т-ра. Исполнительское иск-во Т. отличается остротой формы, сочным, самобытным юмором, яркой характерностью.

Среди ролей: Кристине ("Гурия Ниношвили" по Нино-швили), Параскева ("Из искры" Дадиани), Гвиристине ("Свадьба колхозника" Какабадзе), Огудалова ("Бесприданница"), Катарина ("Укрощение строптивой"), Сюзанна ("Свадьба Фигаро"), Прюданс ("Маргарита Готье" Дюма-сына), Елизавета ("Мария Стюарт"); Бабушка ("Я, бабушка, Илико и Илларион" Думбадзе и Лордкипанидзе).

Выступает на эстраде. Снимается в кино. Лали К

ТАКЕР (Tucker), Ричард (р. 28.VII.1914)-амер.' артист оперы (лирико-драматич. тенор).Ученик П. Олт-хауса (Нью-Йорк). В 1945 дебютировал в т-ре "Метрополитен-опера". Гастролировал в Италии, Англии, Австрии и др. странах.

Т.- выдающийся представитель итал. вок. школы, исполнитель произв. композите ров-веристов. Голос Т. отличается красотой тембра, мягкостью, пластичностью звука.

Партии: Герцог, Альфред, Рудольф; Кавалер де Грие, Джонсон, Калаф, Пинкертон ("Манон Леско", "Девушка с Запада", "Турандот", "Чио-Чио-сан" Пуччини); Энцо ("Джоконда" Понкьелли), Эдгар ("Лючия ди Ламмермур" Доницетти) и др. Вс. Т.

ТАКЙН КОДО ХМАЙН, Такин Кодо Х м а -и н г (наст. имя-У Лун; 23. III. 1876- 23. VI. 1964),- бирм. писатель, драматург, общественный деятель. В 90-х гг. начал выступать как драматург. В последующее десятилетие написал более 80 пьес, в т. ч. "Упа-ка-Ма Схава", "Тхила", "Тиридаммадока Мин". В пост. этих пьес принимали участие ведущие бирм. актеры и театр. деятели У Пху Ньоу, У Аун Бала, У Поу Сейн, У Сейн Кадоун. В этих пьесах драматург рассказывал о героич. подвигах бирм. народа, воспевал его силу и величие, призывал к борьбе за национальную независимость. В условиях жесточайшей колониальной цензуры это была одна из форм пропаганды национальной независимости.

Т. К. X. - лауреат Междунар. Ленинской пр. "За укрепление мира между народами" (1954). Г. П.

ТАККИНАРДИ (Tacchinardi), Никола (3.IX.1772 или 10.IX.1776-14. III. 1859) - итал. артист оперы (тенор). С 1804 пел на итал. оперной сцене. В 1805 был приглаш„н в миланский т-р "Ла Скала". С успехом гастролировал за границей. Т. - представитель школы бель канто. Обладал голосом баритонального тембра, большой силы и красоты. Пение Т. отличалось благородством фразировки, виртуозным колоратурным мастерством. Особое внимание обращал Т. на сценич. сторону исполнения, добиваясь скульптурной выразительности движений. В начале творческой деятельности был исполнителем партий в операх-буффа. Лучшая партия Т. - Отелло (о. п. Россини). Оставил сцену в 1831.

Др. партии: барон Коллоандр ("Мельничиха" Паизиелло), Цезарь ("Цезарь в Галлии" Николини), Аврелиан, Альмавива, Родриго ("Аврелиан в Пальмире", "Севильский цирюльник", "Дева озера" Россини) и др.

Занимался педагогич. деятельностью. Автор книги "Об опере в итальянском театре и о е„ недостатках"

(Флоренция, 1833).

Лит.- Piccini G. (Jarro), Le memorie di un impresario fiorentino, Firenze, 1892. Св. Г.

TAKOHHE (Taconnet), Туссен Гаспар (4. VI 1.1730- 29.XII.1774) - франц. актер и драматург. Работал в Парижском ярмарочном т-ре, осн. в 1759 Ж. Б. Николе. Создал маску башмачника - центр, персонажа пьесок, построенных на импровизационном использовании "простонародного" жаргона. Т. сочинил ок. 80 таких пьесок: "Башмачник-адвокат", "Башмач-ник-дворяыин", "Влюбл„нный-башмачник", "Шелу-шилыцнцы с рынка" и др. Играл также и в пьесах др. авторов ("Разбогатевший босяк", "Калека" и др.). Популярность Т. была так велика, что вскоре после смерти он стал героем неск. пьес - "Таконне и Пре-виль", "Таконне у Рампонно", "Таконне, или актер бульваров" (здесь гл. роль играл Фредерик-Леметр, 1852, т-р "Варьете") и др.

Лит.: Manne E. D. de Menetrier G., Galerie historique des comediens de la troupe de Nicolet..., Lyon, 1869 1877; Campardon E., Les spectacles de la Foire... (1595-1791), P., 1877. A. Мое.

ТАКСЕЛЛЬ (Taxell), Лиза (p. 9.VII.1931) - фин. артистка балета. Училась в школе Нац. финского балета у А. Сакселина и И. Коскинен, позднее - в Париже и Лондоне. С 1947 - в труппе Нац. финского балета (с 1955 - солистка", а с 1958 - ведущая солистка).

Партии: Жизель, Одетта-Одиллия; Сванильда ("Коппе-лия"), Мария ("Бахчисарайский фонтан"), Блонделен ("Ска-рамуш" Сибелиуса) и др. Е. С.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница