Наши партнеры

https://dragonmoney104.online

Театральная энциклопедия
(страница 405)


СТОЛЯРОВ, Григорий Арнольдович [8(20).IIL 1892-14.IX.1963] - рус. сов. дириж„р, педагог. Засл. деят. иск-в Казах. ССР (1947). В 1915 окончил Петрогр. консерваторию. Дириж„рскую деятельность начал в петрогр. т-ре "Ренессанс" (1915-17). Был гл. дириж„ром Одесского т-ра оперы и балета (1920-29), Муз. т-ра им. Немировича-Данченко (1930-38), Оперной студии им. Шацкого при Моск. консерватории (1937-39), Т-ра оперы и балета им. Абая (1945-48), Моск. т-ра оперетты (с 1954). Исполнительский стиль С. отличался высокой слаженностью ансамбля, большим муз. вкусом.

Пост.: Муз. т-р им. Немировича-Данченко - "Тиль Уленшпигель" Лотара (1931), "Сорочинская ярмарка" Мусоргского, "Корневильские колокола" Планкета (1932), "Катерина Измайлова" Шостаковича, "Травиата" (1934), "Чио-Чио-сан" (1935), "Тихий Дон" (1936); Моск. т-р оперетты - "Фиалка Монмартра" Кальмана (1954), "Белая акация" Дунаевского (1955), "Поцелуй Чаниты" (1956), "Фонари-фонарики" (1958) и "Цирк зажигает огни" (1960) Милютина, "Москва, Чер„мушки" Шостаковича (1959), "Летучая мышь" Штрауса (1962), "Сто чертей и одна девушка" Хренникова (1963) и др.

Дирижировал также симф. оркестрами. В„л педаго-гич. работу: был ректором Одесской (1923-29), профессором Московской (1934-43) и Казахской (1945- 1948) консерваторий, моск. Ин-та военных дириж„ров (1948-53). М. Лифш.

СТОММА, Здислав Францевич [р. 4(17).VIII.1907]- белорус. сов. актер. Нар. арт. БССР (1961). Чл. Ком-мунистич. партии с 1961. В 1929 окончил драм. студию при Польском т-ре БССР. Работал в польских т-рах БССР и УССР, в белорус. ТЮЗе. С 1940 - актер белорус. Т-ра им. Я. Купалы. С. обладает ярким комедийным дарованием. Его сценич. образы отличаются остротой, нар. юмором.

Роли: Долгоносик ("В степях Украины" Корнейчука, 1941), Дормедонт ("Поздняя любовь" Островского, 1944), Быковский ("Павлинка" Купалы, 1944), Епиходов ("Вишн„вый сад", 1951), Белогубов ("Доходное место", 1953), Левон ("Левониха на орбите" Мака„нка, 1961), Глапье ("Тысяча франков вознаграждения" Гюго, 1962).

Лит.: Н я ф „ д Ул., Беларуск? тэатр..., М?нск, 1959. Люд. Ш.

СТОППА (Stoppa), Паоло (р.16.VI.1906) - итал. актер. Учился в школе декламации при академии Сан-та-Чечилия. В 1927 дебютировал в т-ре. Работал в разл. итал. труппах, выступая гл. обр. в комедийных ролях. Известность получил в конце 30 - нач. 40-х гг., сыграв роли сэра Эндрью ("Двенадцатая ночь"), Алексея ("Игрок" по о. п. Достоевского), Улисса ("Гекуба" Еврипида), Демокоса ("Троянской войны не будет" Жироду ) и др. Встреча и работа (с 1945) с реж. Л. Висконти над ролями Раскольникова ("Преступление и наказание" по Достоевскому), Тома ("Стеклянный зверинец" Уильямса), Панда ра ("Троил и Крессида" Шекспира) и др. стала важным этапом творчества С. В 1946 С. вместе с Р. Морелли организовал труппу, в к-рой все спектакли ставил Висконти. От него С. воспринял стремление к иск-ву, проникнутому гуманизмом, раскрывающему трагич. судьбу человека в совр. бурж. обществе, любовь к творчеству К. Гольдони, А. П. Чехова, А. Миллера. С. сыграл роли кавалера Рипафратты ("Трактирщица" Гольдони), Андрея Прозорова, Войнипкого ("Три сестры", "Дядя Ваня"), Вилли Ломена, Эдди ("Смерть коммивояж„ра", "Вид с моста" Миллера), Али ("Купец из Смирны" Гольдони), Бернарда Шоу ("Милый лжец" Килти). В 1960 труппа Морелли-С. распалась, и С. работает гл. обр. в кино (снимается с 1935). Я. Каг.

СТЙРИН (Storm), Георге (р.16.III.1883) - рум. актер. Нар. арт. РНР (1952). В 1904 окончил Бухарестскую консерваторию, ученик К. Ноттара. Дебютировал в 1902 на сцене Нац. т-ра в Бухаресте. В 1909-12 - актер труппы А. Давиды. В 1914-24 и с 1941- Нац. т-ра в Бухаресте. В 1924 вош„л в труппу Т. Буландры, к-рая стала именоваться "Буландра - Манолеску - Максимилиан - Сторин". В 1947-52- профессор Бухарестской консерватории.

Роли: Лир; дон Саллюстий ("Рюи Блаз" Гюго), Крофтс ("Профессия госпожи Уоррен" Б. Шоу), Лопахин ("Вишн„вый сад"), Никита ("Власть тьмы"), Митя ("Братья Карамазовы" по Достоевскому), Вулпашин ("Барышня Настасия" Замфи-реску), Маттиас Клаузен ("Перед заходом солнца" Гаупт-мана) и др.

СТОРОЖЕНКО, Николай Ильич [10(22) .V.1836- 12(25).1.1906] - рус. уч„ный, историк зап.-европ., преим. англ., лит-ры и т-ра. В 1860 окончил историко-филологич. ф-т Моск. ун-та. С 1872 - профессор кафедры истории всеобщей лит-ры в ун-те. В 1894- 1901 - председатель Об-ва любителей российской словесности. С 1894 - председатель моск. отделения Театр .-лит. комитета при Дирекции имп. т-ров. Один из инициаторов и сотрудников журнала "Артист"; печатал в этом журнале театр. отч„ты и рецензии. С. - один из первых рус. исследователей истории зап.-европ. лит-ры и т-ра. Осн. его работы поев. Шекспиру (был избран вице-президентом Шекспировского об-ва в Англии). Автор пьесы "Троеженец" (1896, Малый т-р).

Соч.: Предшественники Шекспира, т. 1. Лили и Марло, СПБ. 1872; Шекспировская критика в Германии, "Вестник Европы". СПБ, 1869, .ј 10-11; Драматические сочинения Шекспира, "Критическое обозрение", 1880, Ns 5; Английская драма до смерти Шекспира, в кн.: Всеобщая история лит-ры, вып. 20, СПБ, 1886; Дилетантизм в шекспировской критике, "Русская мысль", 1889, кн. 10; Шекспир и Белинский, "Мир Божий", СПБ, 1897, кн. 3; Опыты изучения Шекспира, М., 1902; Шекспир и литература эпохи Возрождения, "Научное слово", 1904, кн. 4; Швкспир-Бэконовский вопрос, в кн.: Шекспир, т. 5, СПБ, 1904 (Библиотека великих писателей).

Лит.: Под знаменем науки, 'М., 1902 (юбилейный сборник); Памяти Н. И. Стороженка, М., 1909; Б о р о з-д и н И., Моск. профессор-гуманист Н. И. Стороженко, М., 1916; его же, Н. И. Стороженко и т-р, "Театр", М., 1946, ј 7-8. С. Л

СТОЯНОВ, Веселии (p.20.IV.1902) - болг. композитор и педагог. Нар. арт. НРБ (1962). Чл. БКП. В 1926 окончил Софийское муз. уч-ще, затем учился в Вене, в Высшем уч-ще муз. и драм. иск-ва. Возвратившись на родину, нек-рое время работал дириж„ром софийского т-ра "Одеон". С 1937 вед„т педагогич. работу в Софийской консерватории (с 1943- профессор, в 1943-45 и 1956-62 - директор). Написал оперы:

"Женское царство" (1935, софийская Нар. опера) - первая болг. комич. опера; "Саламбо" по о. п. Г. Флобера (1940, там же), "Хитрый Петр" по болг. нар. сказаниям (1958, там же). Оперы С. пронизаны юмором, отличаются эффектной оркестровкой, остротой муз. языка. Димитр. пр. (1951, 1962).

Лит.: Стършенов Б., В. Стоянов, С., 1962. А. Ив.

СТОЯНОВ, Коста (30.IX.1876-15.XII.1945) - болг. актер. В 1895 - актер варненской труппы "Прогресс" ("Напредък"). В 1897 принят в Софийский т-р "Слеза и смех", где дебютировал в роли маркиза де Преля ("Две сиротки" Деннери). В 1899-1901 работал в передвижном т-ре в провинции. С 1904 - актер Нар. т-ра в Софии; в 1923-24 - Русенского т-ра. Затем вернулся в Нар. т-р (София).

Роли: Исак ("Иванко" Друмева), Кир Тодор ("Бори-слав" Вазова), Драгоданоглу ("У подножия Витоши" Яворо-ва), Дядо Слава ("Свадьба змея" Тодорова), Сурсувул ("Боян-волшебник" Христова), Дикой ("Гроза"), Сол„ный ("Три сестры"), Ляпкин-Тяпкин ("Ревизор"), Шуйский ("Царь Ф„дор Иоаннович" А. К. Толстого), Костыл„в ("На дне"). Лир, Яго, Шейлок; Клавдий, Юлий Цезарь ("Гамлет" и о. п. Шекспира), герцог Альба ("Эгмонт" Г„те), Креон ("Медея" Ев ри-пида), Вальтер ("Коварство и любовь") и др

Лит.: "Театър", С., 1961, .ј 9, с. 61, А. Ив. СТОЯНОВ, Людмил [р.6(18).II.1888] - болг. пи сатель, общественный деятель. Нар. писатель Болгарии (1948). Депутат Великого Нар. собрания (с 1946). Чл. Болгарской коммунистич. партии с 1944. Дей-ствит. чл Болг. Академии наук (1946). Учился в плов-дивской гимназии. Лит. деятельность начал в 1905. В 1923 совм. с И. Даниэлем основал в Софии театр. студию, преподавал в ней, был редактором журн. "Театр-студия". Автор историч. драм:

"Томирис" (1921) - драматич. поэма о, нашествии орд хана Аспаруха в 7 в.; "Гибель Раковицы" (1924) - нар. драма о начальном периоде завоевания болг. земли турками в 14 в.; "Антигона" (соч.

1926, единственная пьеса С., пост. в 1962 Сливенским нар. т-ром)трагедия в стихах, в к-рой антич. сюжет используется для раскрытия темы борьбы с фашистским террором. В сатирич. комедии в стихах "Аполлон и Мидас" (1923) мифологич. сюжет используется автором для осмеяния реакц. лит. критики. Сатирически изображает монархию и бурж. политиков комедия "Волки стерегут стадо" (1936). Написал пьесу, направленную против антисемитизма,- "Ж„лтая звезда" (соч. 1952). В ранней драматургии С. сказалось влияние символистской эстетики, впоследствии он обратился к реалистич. принципам. Перев„л на болг. яз. драмы и трагедии Лермонтова, пьесы "Буря" (1914), "Сон в летнюю ночь" (1914), "Отелло" (1915) Шекспира, "Манфред" Байрона (1938). Автор ряда статей по вопросам театр. иск-ва. Димитр. пр. (1950). Соч.: Избрани произведения, т. 5, Пиеси. С., 1956;

Беседа с младите актьори, "Хиперион", С., 1924, кн. 2;

Театър и публика, "Литературни новини", 1928, ј 23; Едно театрално представление, "Заря", 1940, ј 5655; Пушкин и Шекспир, "Литературен фронт", 1946, ј 18; Шекспир - велик хуманист, там же, 1945, ј 80; За литературата, из-куството и културата, С., 1959.

Лит.: Зидаров К., Людмил Стоянов. Критико-био-графичен очерк, С., 1958; Людмил Стоянов. Юбилеен сборник, [С., 1949]; Павлов Т., Български поети и писатели. С., 1948, с. 197-222; Димов Г., Пятдесет години в служба на литературата и културата, в кн.: Стоянов Л., За литературата, изкуството и културата. С., 1959; Динеков П., Една антифашистка пиеса, в сб.:

Людмил Стоянов. Изследвания и статии за творчеството му, С., 1961; Вълчев В., Комедията "Вълците пазят ста-дото", там же, с. 169-76. А. Ив.

СТОЯНОВ, Рачо (6.XI.1883-12.1.1951) - болг. драматург. Творч. деятельность начал как актер, сотрудничал в печати, выступал со статьями о т-ре. Автор одной из лучших болг. пьес- "Мастера" (1927, Нар. т-р, София), проблемно-бытовой драмы о жизни небольшого провинциального городка в нач. 19 в. С. - автор сатирич. комедии "Политиканы" (соч. 1920), высмеивающей скудоумных провинциальных буржуа; одноактной комедии "Перед закрытыми воротами" (соч. 1938).

Лит.: Крънзов Г., Театър и драматургия. С., 1963, с. 17-48. А. Ив.

СТОЯНОВ, Сава (1881-1913) - болг. актер. С 1898- артист варненской труппы под рук. С. Кожуха рова и Т. С. Тончева. В 1904 работал в труппе "Бор-ба" в Софии. В 1905 - в "Современном т-ре", в 1907 - актер, режиссер Пловдивского общинного т-ра. С. обладал заразительным сценич. темпераментом, выразит. внешностью, красивым и сильным голосом.

Роли: Иванко (о. п. Друмева), актер ("На дне"). Карл Моор; Кин ("Кин, или Гений и беспутство" Дюма-отца), Вол-чанинов ("Борьба за жизнь" Тимковского), Рущиц, Рембов-ский ("Золотое руно" Пшибышевского) и др.

Лит.: До не в Г., Строители на българския театър, кн. 1, Плевен, [193.-], с. 91-101. А. Ив.

СТРАВИНСКИЙ, Игорь Ф„дорович [p.5(17).VI. 1882, Ораниенбаум] - рус. композитор. Сын певца Ф. И. Стравинского. Учился на юридич. ф-те Петерб. ун-та. Композицией занимался у Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Глазунова. Первые произв. С. развивали поздний стиль Римско-го-Корсакова и одновременно обнаруживали влияние франц. импрессионизма. Рус. интонации, пронизывающие ранние соч. С., сохранились и в дальнейшем его творчестве. Первые сценич. произв. С. написаны для "Рус. балета С. Дягилева" в Париже: балеты "Жар-Птица" (1910, Т-р Елисейских полей), "Петрушка" (1911, т-р "Шат-ле", оба пост. M. M. Фокиным), "Весна священная" (1913, Т-р Елисейских полей). К ним стилистически примыкает опера "Соловей" (1914, т-р "Гранд-Опера"; на е„ музыку пост. балет "Песнь соловья", 1920, там же). В последующих произв. С. проявляются черты конструктивистской ж„сткости и нарочитой скупости средств. Таковы сценич. представления (с пением и пантомимой) по мотивам рус. сказок (текст Ш. Рамюза) "Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана" (1922, там же), "Сказка о беглом Солдате и Ч„рте" ("История солдата", 1918, Лозанна), одноактная комич. опера "Мавра" по поэме "Домик в Коломне" Пушкина (1922, Монте-Карло), хореографич. кантата "Свадебка" (1923, т-р "Гете", Париж). В 20-30-е гг. С. порывает с традициями школы Римского-Корсакова (разрыв этот носил зачастую демонстративный характер). Обращаясь к сюжетам отдал„нных от современности эпох, он нарочито стремится подчеркнуть "вневременной" и "вненациональный" характер своего творчества; "мно-голикость" композитора, разнообразие манер его письма отражали тенденции неоклассич. стилизаторства. К этому периоду относятся балеты: "Пульчинелла" (1920, "Рус. балет С. Дягилева", "Гранд-Опера"), "Поцелуй феи" (1927, там же), "Аполлон Мусагет" (1928, Т-р Сары Бернар, Париж), "Игра в карты" (1937, пост. Дж. Баланчина, т-р "Метрополитен-опера"). Наиболее значит, произв. С. в эти годы - опера-оратория "Царь Эдип" (текст автора и Ж. Кокто по Софоклу, 1927, Т-р Сары Бернар) и мелодрама-балет "Персефона" (по А. Жиду, 1934, "Гранд-Опера"). Те же стилистич. тенденции выражают балет "Орфей" (1948, "Нью-Йорк сити балле") и опера "Похождения повесы" (текст У. Оде-на по мотивам гравюр У. Хогарта, 1951, т-р "Фениче", Венеция).

С нач. 1950-х гг. С. обращается к школе А. Ш„нберга, решительно отвергавшейся им ранее, использует т. н. додекафонную технику. Из сценич. произв. этого времени наиболее известен балет "Агон" (1957, "Нью-Йорк сити балле") и кантата "Потоп" (1962, Нью-Йорк, телевидение). С. принадлежит также ряд симфонич. и камерно-инструмент. произв. Яркая творч. изобретательность и композиц. техника, виртуозное владение оркестром обусловили значит. влияние С. на музыку 20 в. Однако по своей осн. направленности творчество С. чуждо прогрессивным реалистич. течениям совр. иск-ва. В своих теоретич. работах и многочисл. печатных высказываниях С. открыто провозглашает принцип формалистич. эстетики. Нек-рые произв. С. идут в т-рах СССР. В ГАТОБ в 1926 пост. "Пульчинелла", в 1927 - "Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана". В Ленингр. Малом оперном т-ре в 1962 пост. "Орфей" и возобновлены в пост. Фокина "Жар-Птица" и "Петрушка". В Большом т-ре в 1964 пост. "Жар-Птица", "Петрушка" и "История солдата", в 1965 - "Весна священная", "Петрушка" пост. также в т-ре "Эстония" (Таллин). В 1962 в Т-ре оперы и балета им. Cne ндиа рова пост. "Царь Эдип". Труппа "Нью-Йорк сити балле" (рук. Баланчин) показала в Москве и Ленинграде (1962) балеты "Аполлон Мусагет", "Агон". Музыка балетов С. исполняется в концертах. С 1910 С. жил преим. в Париже, с 1939-в США. В 1962 С. посетил Москву и Ленинград, дал ряд концертов как дириж„р.

Соч.: Хроника моей жизни, Л., 1963; Musikalische Poetik, Mainz, 1958; Expositions and developments, N. Y., 1962 (COBM. c R. Craft).

Лит.: Глебов И. (Б. Асафьев), Книга о Стравинском, Л., 1929; ЯрустовскийБ. M., Игорь Стравинский, M., 1963; Альшванг А., Избранные сочинения, т. l, M., 1964; Erhardt L., Balety Igora Stra-vinskiego, Krakow, 1962; V l a d R., Stravinsky, L., 1960.

СТРАВИНСКИЙ, Ф„дор Игнатьевич [8(20) .VI. 1843, Речицкий уезд Минской губ., - 21.XI(4.XII). 1902, Петербург] - рус. артист оперы (бас). Будучи студентом, выступал с успехом как певец в публичных концертах. В 1869 поступил в Петерб. консерваторию, к-рую окончил в 1873 по классу пения К. Эверарди. В 1873-76 пел на сцене оперного т-ра в Киеве, в 1876- 1902Марйинского т-ра. Исполнительская деятельность С., продолжившего традиции О. А. Петрова, - значит. этап в истории рус. реалистич. оперного иск-ва. Многогранный певец-актер, обладавший иск-вом перевоплощения, он с равным мастерством исполнял драматич. и комич. партии. На вс„м протяжении своего творч. пути С. боролся с оперной рутиной и фальшью. Он тщательно анализировал муз.-драматич. материал своих партий, уделял много внимания жесту, мимике, походке, костюму; будучи талантливым рисовальщиком, сам создавал грим для своих ролей. Сценич. образы С. отличались высокой жизненной правдой, пси-хологич. глубиной, законченностью муз .-сценич. воплощения, актерским мастерством. Голос С. большого диапазона (св. 2 октав) не обладал природной красотой тембра; мягкую певучесть, выравненность регистров, разнообразие вок.-декламац. красок певец приобр„л благодаря вдумчивому, упорному труду. Яркие, типич., разнохарактерные сценич. образы создал С. в сперах рус. композиторов: Олоферн, Ер„мка ("Юдифь", "Вражья сила" Серова), Мельник ("Русалка"), Варла-ам, Рангони ("Борис Годунов"), Голова, Панас ("Майская ночь", "Ночь перед рождеством" Римского-Корса-кова), Орлик ("Мазепа"), Андрей Дубровский ("Дубровский" Направника). В партии Фарлафа ("Руслан и Людмила") С., по словам В. В. Стасова, был достойным наследником Осипа Петрова и исполнял эту роль "с великим талантом". Был первым исполнителем партий в операх П. И. Чайковского: Светлейший ("Кузнец Вакула", 1876), Дюнуа ("Орлеанская дева", 1881), Мамыров ("Чародейка", 1887). Ряд замечат. образов создал в операх зап.-европ. композиторов: Дон Ба-зилио, Бартоло ("Севильский цирюльник"), Мефистофель ("Фауст" Гуно и о. п. Бойто), Марсель ("Гугеноты") и др. С большим мастерством исполнял С. и характерные эпизодич. роли (гу дошник Скула - "Князь Игорь", скоморох Дуда - "Садко" и др.). Был также выдающимся концертным певцом.

Лит.: С т а р к [Зигфрид] Э. А., Федор Игнатьевич Стравинский. 1843-1902, "ЕИТ". Сезон 1903-1904, СПБ. [1905], Приложение к вып. 14; его же. Петербургская опера и ее мастера. 1890-1910, Л.-M., 1940; Б о г д а-н о в-Б ерезовский В., Федор Стравинский, M.-Л., 1951.

СТРАДЕЛЛА (Stradella), Алессандро [1642-28 (или 25).II.1682] - итал. композитор, певец и скрипач. Учился пению в Венеции. Из опер С. при его жизни была пост. "Сила отцовской любви" (1678, т-р "Фальконе", Генуя), посмертно "Глупый опекун Тре-споло" (1686, Модена). С. написал 8 прологов (в т. ч. к операм М. А. Чести "Дори" и "Тит", Ф. Каваллп - "Язон"), 6 интермедий, сценич. кантату "Катание на лодке" (1681, Генуя), 6 ораторий (в т. ч. "простонародная" оратория - на итал., а не на лат. яз.- "Св. Иоанн Креститель", 1676) и мн. кантат. Творчество С.- важное звено в развитии мелодич. и гармонич. стиля, муз. форм итал. вок. и сценич. музыки. Жизни композитора поев. опера Ф. Флотова "Алессандро Страделла" (1844).

Лит.: Р о л л а н Р., Опера в XVII веке в Италии, Германии, Англии, пер. с франц., М., 1931, гл. 5; Н e s s H., Die Opern A. Stradellas, Lpz., 1906. ? Щ

СТРАДОМСКАЯ, Елена Ивановна (3.V1.1900-2.XII. 1959) - рус. сов. актриса, режиссер, педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1947). Училась в Драматич. мастерской в Симферополе (1920-21) и в Москве в Студии им. Шаляпина (1924-26). В 1926-27 была актрисой, а затем режиссером-педагогом в Студии Малого т-ра (рук. Ф. Н. Каверин). В 30-е гг. С.-режиссер ТРАМа Пролетарского р-на, ТРАМа Ленсовета, а затем Моск. т-ра Ленсовета. Здесь осуществлены первые самостоят. режиссерские работы С.: "Дворянское гнездо" по Тургеневу, "Мария Стюарт" (оба в 1940) и др. В 1937-48 С.- режиссер Моск. т-ра Драмы (ныне Моск. т-р им. Маяковского), где пост. спектакли: "Лисички" Л. Хел-ман (1945), "Хлеб наш насущный" Вирты (1948), "Русские люди" (1942), "Фронт" (1943)-оба совм. с Н. М. Горчаковым, "Молодая гвардия" (1947, совм. с Н. П. Охлопковым). В 1948 С. перешла в моск. Малый театр. За пост. (совм. с А. Д. Диким) пьесы "Московский характер" Софронова (1948) получила Гос. пр. СССР (1949). В 1950 перешла в т-р им. Моссовета, где в 1951 пост. спектакль "Шторм" (совм. с Ю. А. Завадским). С. была гл. обр. режиссером-педагогом, большое внимание уделяла работе с актерами, созданию ансамблевых спектаклей. С. Д

СТРАНЙЦКИИ (Stranitzky), Йозеф (10.IX.1676- 19.V.1727) - австр. актер и драматург. Основоположник австр. проф. т-ра. В юности выступал в странствующих труппах, играл роль Гансвурста. Этот образ, созданный С., близок Арлекьсну итал. комедии дель а рте, но актер придал ему реальные жизненные черты, создал реалистич. образ австр. крестьянина из Зальцбурга. В вес„лых импровизац. шутках Гансвурста в исполнении С. высмеивались знать, духовенство, богачи. Иск-во С. отличалось высоким мастерством перевоплощения, часто в одном представлении он изображал людей разл. социальных групп, давая им острую, выразит, характеристику. Будучи образованным человеком, С. выступал также как драматург, руководитель актерских трупп. Используя лит. наследство итальянского т-ра, славянский и австр. фольклрр, С. писал тексты коротких сценок и "главных и государственных действ"', уменьшал риторич. пафос этого жанра, гл. внимание уделял нар. теме. Труппа С. с 1706 работала в Вене, выступала на площадях. В 1712 С. организовал первый австр. стационарный т-р, игравший на нем. яз., и получил право на показ спектаклей в "Кернтнертортеатре", где ранее выступали только итал. труппы. Руководил т-ром до 1726, передал его Г. Прегаузеру, к-рый продолжил дело С.

Соч.: Ollapatrida des durchgetriebenen Fuchsmundi (1711), W., 1886.

Лит.: R o m m e 1 O., Altwiener Volkskomodie, W., 1952; Sieczynski R., Altwiener Volkskomiker, W., 17. Д. Лоб.

СТРАСБЕРГ ( (Strasberg), Ли (p.17.XI.1901)- амер. режиссер, театр. деятель, педагог. В 1925 начал творч. деятельность актером в одном из "малых т-ров" Нью-Йорка. В том же году переш„л в т-р "Гилд", где работал актером и помощником режиссера, одновременно изучал систему Станиславского в театре-студии "Американский лабораторный т-р". Был в числе основателей (1931) т-ра "Груп", в 1935-37 - один из тр„х директоров этого т-ра. Выступал как режиссер и педагог, обучая актеров этого т-ра системе Станиславского. В т-ре "Груп" пост.: "Дом Коннели" Грина (1931), "Люди в белых халатах" Кингсли (1933), "Джонни Джонсон" Грина (1936) и др. В 1937 уш„л из т-ра, работал режиссером в т-рах Бродвея, где пост.: "Пятая колонна" Хемингуэя (1940, т-р "Гилд"), "Столкновение ночью" Одетса (1941, Т-р Беласко) и др. После 2-й мировой войны целиком посвятил себя педаго-гич. деятельности, став одним из ведущих педагогов США. С 1948 препода„т в Студии актера, к-рой руководит с 1951. Изучал и пропагандировал систему Станиславского. С. превратил Студию актера в одну из прогрессивных актерских школ США. Среди воспитанников Студии актеры и режиссеры: М. Брандо, Дж. Харрис, М. Степлтон, Э. Уоллок, Дж. Роббинс и др. С. читает лекции по театр. иск-ву во многих университетах страны, автор статей по вопросам театр. иск-ва. Приезжал в СССР (1934 и 1936).

Соч.: Acting and the training of the actor, в кн.: G a s-s n e r J., Producing the play, N. Y., [1953], p. 128-62; Предисловие в кн.: Cole Toby, Acting. A handbook of the Stanislavski method, N. Y., 1947.

Лит.: С 1 u r m a n H., The fervent years, N. Y., 1945;

Current biography, N. Y., 1961. К. Г.

СТРАТОКЛ (Stratocles, 2тратохА) (1-2 вв. н. э.)- др.-рим. комический актер. О популярности и славе С. свидетельствуют Ювенал (Сатиры, III, 99) и Квин-тилиан (Об образовании оратора, XI, 3, 178-181). С. обладал резким голосом, большой подвижностью, пользовался успехом в ролях злых стариков, пара-ситов, сводников, хитрых рабов и т. д. Он мог вызывать смех даже вопреки содержанию пьесы, сознательно угождая вкусам низших слоев населения.

Лит.: Friedlander L., Darstellungen aus der Sittengeschichte Roms, Bd 2, Lpz., 1881. Лид. Ф.

СТРАУСОВА, Анастасия Гавриловна (р. 12.X.1905)- марийская сов. актриса. Нар. арт. Map. ACCP (1954), засл. арт. РСФСР (1960). Чл. Коммунистич. партии с 1959. Деп. Верх. Совета Map. ACCP 5-го созыва. В 1924 вступила в труппу Марийского т-ра им. Шке-тана. В 1927-29 училась в театр. студии в Йошкар-Оле. В 1929 вернулась в т-р им. Шкетана. Игра актрисы отличается непосредственностью и искренностью. Ей близки сильные, цельные характеры.

Роли: Дочь бога ("Живая вода" Чавайна), Степанида, жена Сидора ("Лоскутник Харитон", "Кривоносый лапоть" Шкетана), Федосья, Орина, Ранда ("Летняя ночь", "Новая песня", "Сват и сваха" Арбана), Акулина, Лукерья ("Ксения", "Весенний ветер" Волкова), Елена Кошевая ("Молодая гвардия"), Кабаниха ("Гроза"), Матр„на ("Власть тьмы"), Агафья Тихоновна и Сваха ("Женитьба"), Пошл„пкина ("Ревизор") , Леди Мильфорд; Беатриче ("Бабьи сплетни" Гольдони) и др. Л. Ним.

"СТРАХ" - пьеса в 4 д. 9 карт. А. Н. Афиногенова. Соч. 1930. Пост. 31 мая 1931 в Ленингр. Академич. т-ре драмы (реж. Н. В. Петров, худ. Акимов; Бородин - Певцов, Валентина - Вольф-Израель, Бобров - Вивьен, Захаров - Усач„в, Кастальский - Лавров, Варгасов - В. Воронов, Амалия Карловна - Есипович, Макарова - Ра-шевская. Цеховой - Романов, Наташа - Карякина, Клара - Корчагина-Александровская, Кимбаев - Вальяно, Невский - Богданов), 24 дек. 1931 - МХАТ (реж. Судаков, худ. Шифрин; Бородин - Леонидов, Валентина - Титова, Бобров - Ершов, Захаров - Вишневский, Кастальский - Прудкин, Варгасов - Вербицкий, Амалия Карловна - Зуева, Макарова - Тарасова, Цеховой - Добронравов, Наташа - Морес, Клара - Соколовская, Кимбаев - Ливанов, Невский - Новиков). "С." ш„л в крупнейших т-рах страны, гл. обр. в 1931-33: в 1931 -в Воронежском, Костромском, Одесском т-ре Революции, Рязанском, Самарском, Саратовском, Свердловском, Тульском и др., в 1932 - в Калининском, т-ре "Красный факел", Рос-товском-на-Дону, Смоленском, Ульяновском и многих других т-рах.

Издания: Первая публикация "С." - М.-Л., 1931 Из последующих изд. -Афиногенов А., Страх, Л. 1932, М., 1933; Афиногенов А., Пьесы, М.-Л., 1947 Пьесы советских писателей, т. 2, М., 1958; Афиногенов А. Н., Пьесы, М., 1956. А. Шн.

СТРАШИМЙРОВ, Антон [15 (27).VI.1872-7.XII. 1937] - болг. писатель и драматург. Один из крупнейших представителей кри-тич. реализма в болг. лит-ре. i Лит. деятельность начал в 1889. К циклу т. и. "сельских драм и комедий" С. принадлежат пьесы: "Мрак" (1901) о борьбе с сельскими суевериями; "Свадьба в Бо-лярово" (1900, труппа "Слеза и смех") - драма из жизни южноболг. деревни; "Вампир" (1901, там же), "Ангелина" ("Пристанушка", 1910). Среди др. пьес: "Серебряная струна" (1906), "Свекровь" ('1907, Нар. т-р),

"Строители" ("Дом", 1914, там же), "У Влахернских ворот" (1912) о жизни болг. интеллигенции и буржуазии и др. Истории болг. и македонского революц. движения поев. драмы: "Святые из Прилепа" (1901), "По ту сторону" (1906), "Чужие" (1912); моральные проблемы поднимаются в пьесах "Ревекка" (1908) и "Висячий мост" (1910). В своих последних пьесах С. обратился к легенда рно-историч. сюжетам - трагедия "Св. Иван Рыльский" (1911), драма "Над могилами без крестов" (1910, Нар. т-р). Комедии С. остро сатиричны. Герои его драм часто вступают в конфликт с окружающим их миром и терпят поражение. В 1909 С. совм. с С. Бычваровым принимал участие в создании передвижного т-ра "Слеза и смех".

Соч.: Пиеси, т. 1, София, 1910; Творчество и живот. Автобиографични страници, София, 1931; "Свекровь". Комедия, в сб.: Классическая драматургия стран народной демократии, т. 2, М., 1955.

Лит.: Златоров А., Общественик и гражданин. Речь произнесена на 15.XI.1931 г. в Нар. театър по случай юбилея на Антон Страшимиров, София, 1931; Антон Стра-шимиров. Личност и дело, [София, 1931]; Б о н e в Б., Антон Страшимиров. Спомени и бележки, "Септември", 1949, ј 1;Инджева Н., Идейно-етичната основа на драматур-гията на А. Страшимиров, "Театър", 1959, ј 2; М и т о в Д. Б., Антон Страшимиров. Литературно-критически очерк, София, 1959. А. Ив.

"СТРАШНЫЙ ДВОР" ("Зачарованный за мок"; "Straszny dwor") - опера С. Монюшко, либр. Я. Хейциньского по одноим. рассказу К. Вуйцицкого. Пост. 28 сент. 1865, Варшава (дириж„р Монюшко; Стефан -Добр-ский, Збигнев - Трошель, Мечник - Козерацкий, Мацей - Кейлер, Сколу ба - Прохазка, Ганна - Довяковская, Ядвига - Гесс. Жена кравчего - Майежановская). Пост. в др. городах: Лемберг (Львов, 1877), Прага (1891), Вена (1892,. на польск. яз.), Базель (1939).

Впервые в России пост. в Киеве, 1873.

В Сов. Союзе пост. в концертном исполнении 24 апр. 1946,. Ансамбль сов. оперы ВТО, Москва (пер. С. Болотина и Т. Сикорской, под рук. С. Попова). В 1952, Белорус. т-р оперы и балета (пер. М. Танка, дириж„р Любимов, пост. Александровской, худ. Масленников, хорм. Приселков, балетм. Мул-лер; Стефан - Лазарев, Збигнев - Ворвул„в, Ганка - Нижникова, Чесникова - Друкер, Мацей - Сердобов, Да-маза - Болотин). В 1952 показана в Москве в исполнении Польск. оперного т-ра, Познань (дириж„р Бердяев, реж. Рене, худ. Яроцкий, хорм. Бухвальд, балетм. Мищик). В 1953 пост. Ленингр. Малым оперным т-ром под назв. "Таинственный замок" (пер. В. Павло-вской-Боровик, дириж„р - Гамалей, реж. Н. Смолич, худ. Мосеев, хорм. Е. Лебедев, балетм. Фенстер; Стефан - Довенман, Збигнев - Модестов, Ганна - Яшинникова, Ядвига - Мещерякова, Чесникова - Овчаренко, Мацей - Булатников, Дамаза - Лентов-ский).

Издания: "С. д." - партитура и клавир, Warsz., Towarzystwo Wydawnicze Muzyki Polskiej, 1937-38.

Я. Гр.

СТР‚ЛЕР (Strehler), Джордже (p. 14.VIII.1921) - итал. режиссер, театр. деятель. В 1940 окончил Академию любителей драм. иск-ва (Милан). В 1941 осуществил первую режиссерскую работу в университетском т-ре г. Новары. Призванный в фашистскую армию, С. в 1943 бежал в Швейцарию, где ставил спектакли для интернированных итальянцев. В 1944 организовал (под псевд. Ж. Фирми) в Женеве труппу у в к-рой пост. "Убийство в соборе" Элиота, "Калигулу" Камю (впервые на сцене). Вернувшись в Италию после капитуляции гитлеровских войск (в 1945), С. объединил вокруг себя группу прогрессивных театр. деятелей, составивших ядро первого в стране стационарного т-ра - "Пикколо-театров (Милан), к-рый открылся в 1947 (с 1955 С. - один из директоров т-ра). Спектакли: "Слуга двух господ" (1947), "Ричард II", "Буря" (оба в 1948), "Ричард III" (1952), "Макбет", "Юлий Цезарь" (оба в 1952) Шекспира, "Чайка" (1948), "Вишн„вый сад" (1955); "Сегодня мы импровизируем" (1949), "Шесть персонажей в поисках автора" (1952) Пиранделло и особенно "Тр„хгрошовая опера" (1956), "Добрый человек из Сезуана" (1958), "Швейк во второй мировой войне" (1961) Брехта сыграли большую роль в культурной жизни Италии и определили популярность "Пикколо-театро".

С. вв„л в репертуар этого т-ра пьесы "На дне" и "Мещане", "открыл" для итал. зрителя произв. лом-бардского драматурга К. Бертолацци ("Наш Милан", 1955, и др.), выражающие идеи социализма. Во мн. пост. С. проявилось увлечение экспрессионизмом ("Смерть Дантона" Бюхнера, 1950, "Гоп-ля, мы жив„м!" Толлера, 1951, и др.), но в целом его иск-во развивается в русле реализма. Один из наиболее видных итал. режиссеров, С. стремится утверждать драматургию, отражающую важнейшие проблемы современности, обновлять стилистику выразит, средств т-ра.

Среди др. пост.: "Униженные и оскорбл„нные" по Достоевскому (1948), "Ревизор" (1952); "Дом Бернарды Альбы" Гарсиа Лорки (1955). "Три четверти луны" Скуарцины (1955), "Гольдони и его шестнадцать новых комедий" Феррари (1956), "Визит пожилой дамы" Дюрренматта (1959).

Лит.: Муции Э., Реалистические тенденции в итальянской режиссуре, "Театр", 1958, ј7; Gaipa E., Giorgio Strehler, В., 1963. Я. Каг.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница