Наши партнеры

Выгодно прокат авто в саратове в компании РексРент.

Театральная энциклопедия
(страница 401)


СОФРОН (2](uppu)v) (4 в. до н. э.) - др.-греч. мимограф. Родом из Сиракуз. По др. свидетельствам,- автор наиболее популярных мимов. От них сохранились отрывки и заглавия ("Вестник", "Несчастная", "Охотник на тунцов" и др.). Аристотель высоко ценил мимы С. ("Поэтика", I, 1447, 9). Филолог эл-линистич. школы Аполлодор написал о С. спец. исследование, к-рое цитирует писатель Афиней (2-3 вв.). Лит.: История греческой лит-ры, под ред. С. И. Соболевского [и др.], т. 1, М.-Л., 1946, с. 432. Лид. Ф.

СОФРОНОВ, Анатолий Владимирович [р. 6(19).!. 1911] - рус. сов. поэт, драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1940. Работал на заводе Ростсельмаш (1929- 1934), был фрезеровщиком, слесарем, секретар„м редакции заводской газеты. В 1937 окончил лит. ф-т Ростовского педагогич. ин-та. С 1929 выступает как поэт (в 1934 вышла первая книга стихов С. "Солнечные дни"). С.- автор текстов ряда сов. песен и либретто оперетт. Первая пьеса С.- "В одном городе" (1948, Т-р им. Моссовета; Гос. пр. СССР, 1948), поев. трудным судьбам людей, возрождающих разрушенное войной хозяйство. Пьеса "Московский характер" (1948, Малый т-р; Гос. пр. СССР, 1949) показывает столкновение передовых людей с узкоместнической, собственнической позицией. Пьесы С. "Сердце не прощает" (1955,

МХАТ), "Деньги" (1956, Малый т-р), "Человек в отставке" (1958, Т-р им. Маяковского) поев. вопросам морали, борьбе с пережитками прошлого.

С.- автор жизнерадостных комедий, высмеивающих мещанство и пошлость, утверждающих радость труда:

"Миллион за улыбку" (1959, Т-р им. Моссовета), трилогии "Стряпуха" (1959), "Стряпуха замужем" (1961) и "Павлина" (1964). Эта трилогия о тружениках из кубанского колхоза, о трудовой гордости сов. человека, о рождении нового коммунистич. сознания. Первые две пьесы пост. Р. Н. Симоновым в Т-ре им. Вахтангова. Пьесы С. широко идут в т-pax страны, они отличаются актуальностью тем, сценичностью, живым юмором.

Др. пьесы: "Карьера Бекетова" (1949, Ленингр. т-р Комедии), "В наши дни" (1952, Т-р им. Вахтангова), "Варвара Волкова" (1953, Т-р им. Моссовета), "Честность" (1961, Малый т-р), "Последние соловьи" (1961,Моск. т-р им. Пушкина) "Берегите живых сыновей" (1963), "Судьба-индейка" (1964 Моск. драматич. т-р), "Обручальное кольцо" (1964, Т-р им Моссовета).

С о ч.: Избр. произв., т. 1-2, М., 1955. Драмы, М., 1959 Стряпуха, М., 1960; Павлина, "Театр", 1965, .ј 2. Вл.П

СОФРОНОВ, Василий Яковлевич (30.1.1884- 10.X.1960) - рус. сов. актер. Нар. арт. СССР (1956). Будучи студентом Петерб. ун-та, одновременно выступал в любительских спектаклях. В 1907-10 учился на курсах при т-ре Лит .-художеств. об-ва. С 1910 работал в этом т-ре. В 1918 стал одним из организаторов и актеров Ленингр. Большого драматич. т-ра, в к-ром проработал всю свою жизнь. Играя роли Руководящего лица ("Мой друг" Погодина), Рябинина ("Достигаев и другие" Горького), Громова ("Аристократы" Погодина), Годуна ("Разлом"), комиссара Кошкина ("Любовь Яровая"), С. воссоздавал характер большевика, передового рус. человека, строящего новый мир. Эту же тему С. развивал в сценич. образе В. И. Ленина ("Человек с ружь„м"). С.- выдающийся исполнитель ролей в горь-ковской драматургии: Суслов ("Дачники"); Перчихин ("Мещане"). Роли в классич. репертуаре - король Лир и Ричард III, Робинзон ("Бесприданница") и др.

Творчество С. отмечено высокой театр. культурой, остротой и глубиной мысли, сдержанностью, строгостью сценич. рисунка. Он выступал и как режиссер, пост. спектакль "Кремл„вские куранты" (1958), в к-ром играл роль Забелина. В 1951 С. присуждена Гос. пр. СССР за исполнение роли Берсенева ("Разлом"). . Дм. Д.

СОХАДЗЕ, Екатерина Тарасовна [р. 3(16).III. 1907] - груз. сов. артистка оперы. Нар. арт. Груз. ССР (1946). В 1925-28 училась пению в Кутаисском муз. техникуме, в 1930 окончила Тбилисскую консерваторию по классу О. А. Бахуташвили-Шульги-ной. В 1930-53 - солистка Т-ра оперы и балета им. Палиашвили.

Партии: Этери, Маро ("Абесалом и Этери", "Даиси" 3. Палиашвили), Нино ("Сказание о Шота Руставели" Аракишви-ли). Нестан-Да реджан ("Сказание о Тариэле" Мшвелидзе), Тамара, Татьяна, Марфа, Микаэла; Дездемона ("Отелло" Верди), Чио-Чио-сан; Наталья ("Тихий Дон") и др. Л Ц

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ - творческий метод, основанный на правдивом, исторически-конкретном изображении действительности в е„ революционном развитии. Опираясь на опыт всей предшествующей художественной культуры и прежде всего реалистич. иск-ва (см. Реализм), С. р. выступает как его новый, высший историч. этап. Ростки С. р. в иск-ве появляются в 19 в., в пору выхода на историч. арену рабочего класса и возникновения коммунистич. идеологии, однако окончательно он формируется и развивается на почве социального опыта 20 в. ив первую очередь опыта Октябрьской революции, как обобщение практики нового, революц. иск-ва.

Опираясь на научное мировоззрение, С. р. рассматривает действительность во всей е„ реальной сложности и противоречивости и одновременно в историч. перспективе движения к коммунистич. обществу, в перспективе разрешения противоречия между "человеком и человеком", "индивидом и родом", "свободой и необходимостью" (см. К.Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произв., 1956, с. 588), что, в свою очередь, вед„т к новому соотношению между идеалом и действительностью, "целью и средством", "словом и делом". Все эти предпосылки определяют осн. эстетич. принципы С. р.- глубокую правдивость, прогрессивную идейную направленность, историч. конкретность и гуманистич. сущность.

Диалектика характеров и обстоятельств, детерминированность личности социальными условиями, средой и значение личности в изменении этих условий, представление о человеке как "объекте" и "субъекте" истории получают в иск-ве С. р. наиболее глубокое выражение. Иск-во С. р. показывает, что "совпадение изменения обстоятельств и человеческой деятельности может рассматриваться и быть рационально понято только как революционная практика" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3,с. 2). Исторически это связано с появлением на сцене представителей народа и прежде всего нового, рево-люц. класса, уже не в качестве "фона" или страдающей массы, как это чаще всего было в иск-ве прошлого, а как активного творца истории. Раскрывая роль нар. масс в истории, иск-во получает тем самым возможность впервые раскрыть и значение активного, самостоятельного действия человека в разрешении противоречий жизни. Особая историч. заслуга в этом отношении принадлежит одному из основоположников С. р.- М. Горькому, творчество к-рого пронизывает мысль: "Не я, но мы - вот начало освобождения личности" (Собр. соч., т. 24, 1953, с. 18). "Хозяин тот, кто трудится", "Права не дают, права берут" ("Мещане")- эти положения символизируют новый этап осознания человеком своего отношения к действительности, осознания себя хозяином "собственной судьбы". Поступая по внутр. убеждению, свободно, герой опирается на революц. опыт масс, его действия постоянно соотносятся с этим опытом, к-рый выступает как высший критерий в оценке личности, е„ "направленности" и поведения. В этом заключается одно из важнейших завоеваний социалистич. иск-ва.

В С. р. получает наиболее глубокое воплощение принцип народности иск-ва, сформулированный В. И. Лениным. "Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понято этими массами и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их" (цит. по кн.: 2 е 1 1с 1 п С., Егшпегипеп ап Ьешп, В., 1957, 8. 17). Отражение интересов народа, насущных проблем его жизни, приближающее "искусство к народу и народ к искусству" (там же), служит эстетическому воспитанию народных масс, формированию гармонич., всесторонне развитой личности и раскрепощению самого иск-ва, реализации всех его эстетич. возможностей. В этом смысле иск-во С. р. разрешает противоречия, характерные для предшествующих этапов развития художеств. культуры.

С народностью внутренне связан один из важнейших эстетич. принципов С. р.- его партийность, к-рая заключается в открытом, сознательном служении художника интересам рабочего класса, в наших условиях - всего народа. Мировоззренч. позиция, ставшая внутр. убеждением художника, связывающая его с историч. миссией наиболее последовательно-ре-волюц. класса, оказывается источником подлинной свободы творчества и предпосылкой, дающей возможность иск-ву отразить глубокую правду действительности. В этом смысле партийность С. р. противоположна бурж. партийности в иск-ве, часто скрывающей под маской "абсолютной свободы" творчества зависимость художника от господств, капиталистич. отношений и искажающей его взгляд на действительность.

В свете мировоззрения, раскрывающего закономерности истории, правдивость реализма приобретает в социалистич. иск-ве новые качества, обогащается более широким и глубоким взглядом на обществ, конфликты, тенденции времени и их перспективы. Понимание реальных путей истории и социального прогресса влияет и на характер эстетич. идеала в иск-ве - он перестает выступать просто как некая желанная, конечная цель, какой он во многом ещ„ оста„тся в иск-ве критич. реализма, а включает в себя и определенные пути достижения этой цели, борьбу за новые общественные отношения. Не умозрительно сконструированный "идеальный** герой, а идеальное в реальном человеке оказывается в центре внимания иск-ва С. р. Все это определяет его и утверждающий и критический пафос. Слияние в С. р. действенности и осознанного историч. смысла, художеств. цельности и высокой идейности, о к-ром говорил Ф. Энгельс, размышляя о драме будущего (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 29, с. 492), открывает пути к созданию подлинно интеллектуального и активно действующего героя, думающего над важнейшими обществ, проблемами времени, сознающего личную ответственность за судьбы страны, общества, совр. мира, его революц. преобразований, героя, рассматривающего "бытие как деяние" (М. Горький), духовное богатство и идейная зрелость к-рого проявляются в действии. Отсюда такие эстетич. качества С. р., как глубокий социальный подтекст событий, их историч. перспектива, новое соотношение героевинар. масс, пристальное внимание к действенному началу драмы. Эти качества проявляются уже в таких связанных со становлением С. р. спектаклях, как:

"Бронепоезд 14-69" в МХАТе, "Любовь Яровая" в Малом т-ре, "Разлом" в Т-ре им. Вахтангова, "Шторм" в Т-ре МГСПС и др. (см. Театр. разд. Советский театр). Диалектика формирования новых отношений личности и общества ставится в центр внимания театр. иск-ва С. р. Это во многом определяет поиски и противоречия сов. т-ра 20-30-х гг., напр. творч. устремления В. В. Вишневского и Н. Ф. Погодина, уделявших особое внимание движению масс, ходу истории, эстетич. принципы драматургии А. Афиногенова, А. Киршона, А. Корнейчука, характеризующиеся пристальным вниманием к индивидуальности. В русле развития С. р. обогащается система Станиславского;

"сверх-сверхзадача", "перспектива" артиста и роли наполняются новым содержанием; "массовая сцена" превращается в подлинно нар. сцену.

С. р. предполагает широкий диапазон жанров и художеств. форм, к-рый отражает в конечном сч„те богатство и многообразие самой реальной действительности. Включая в себя формы воспроизведения жизни, связанные с подробным и тщательным исследованием действительности во всем е„ реальном богатстве, иск-во С. р. не чуждо и более условных форм, дающих особые возможности художеств. обобщения социальных тенденций и явлений, активизации зрительского восприятия (т-р В. Вишневского и В. Маяковского, Б. Брехта и Н. Хикмета и др.). Наряду с детальным воссозданием картин жизни возникают и подч„ркнуто лаконичные, условные решения, иногда связанные с обращением к смежным иск-вам (в т. ч. к кино). Представляя собой разные аспекты художеств. осознания действительности, эти формы взаимно дополняют и обогащают друг друга. Стремясь расширить возможность многостороннего отражения совр. действительности, е„ сложных социальных и психологич. конфликтов, театр. иск-во использует вместе с драматич. началом эпич. и лирич. элементы: "лицо от автора", лирич. монологи героев, "хор" - при„мы, позволяющие взглянуть на развивающиеся события "извне" и "изнутри", дать им прямую оценку, соотнести с тем, что непосредственно не изображено. Однако во всех случаях в центре внимания оста„тся действующий актер (см. Искусство актера, режиссерское искусство).

Изменяясь и обогащаясь, художеств. диапазон С. р. вместе с тем всегда исторически конкретен. Границы и формы С. р. определяются его эстетич. сущностью, задачей художеств. осмысления логики обществ, процессов, значения нар. масс и личности в развитии этих процессов. Правда человеч. характера, логика действий человека, выражающих его отношение к др. людям и обществу, оста„тся важнейшим эстетич. критерием С. р.

Метод С. р. получает широкое распространение в совр. театр. иск-ве и связан с творчеством Ф. Вольфа, Б. Брехта, Л. Кручковского, Л. Шиллера, М. Давидог-лу, Шона 0'Кейси и мн. др. крупнейших художников т-ра разл. стран. Давая возможность наиболее глубокого осознания социальных конфликтов современности, историч. перспектив их разрешения, формируя подлинно творческое, свободное отношение к действительности, метод С. р. открывает перед театр. иск-вом широкие горизонты, к-рые определяют его место в совр. прогрессивной художеств. культуре.

Лит.: К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. 1-2, М., 1957; В. И. Ленин о культуре и искусстве, М., 1956; Программа КПСС, М., 1961;АнастасьевА., БояджиевГ., Образцова А.,Рудницкий К., Новаторство сов. театра, [М., 1963]; Б е х е р И. Р., В защиту поэзии, пер. с нем., М., 1959; Брехт Б., О театре. Сб. ст., пер. с нем., М., 1960; Проблемы социалистического реализма, М., 1961;

М. Горький о литературе, М., 1961; Иезуитов А., Вопросы реализма в эстетике Маркса и Энгельса, Л.-М., 1953; Луначарский А. В.,О театре и драматургии. Избр. статьи, т. 1-2, М., 1958; Немирович-Дан-ч е н к о В. И., Статьи. Речи. Беседы. Письма, М., 1952 (Театральное наследие, т. 1); Станиславский К., Статьи. Речи. Беседы. Письма, М., 1953; Творческий метод. Сб. статей, М., 1960 (ст.-В. Щербина, "Соц. реализм как творческий метод"); Фридлендер Г.,К. Маркс и Ф. Энгельс и вопросы литературы, М., 1962. А. Кар.

СОЮЗ СЦЕНИЧЕСКИХ ДЕЯТЕЛЕЙ (В с е р о c'си иски и союз сценических деятелей) - всероссийское объединение работников т-ра в системе Российского театрального общества (РТО). Было создано в 1905. В числе организаторов С. с. д.- О. В. Арди-Светлова, К. В. Бравич, Д. В. Га-рип-Виндинг, В. Н. Давыдов, В. П. Далматов, В. Ф. Комисса ржевская, А. Р. Кугель, Н. А. Попов, В. В. Чарский, Ф. И. Шаляпин, А. И. Южин и др. По замыслу организаторов, С. с. д. должен был способствовать поднятию театр. дела в России, повышению идейного и художеств. уровня актерского иск-ва. Однако вскоре С. с. д. отошел от своих задач, стал заниматься преим. делами бытового и правового характера (формирование актерских товариществ для провинции и др.), в результате чего значит, часть членов объединения вышла из его состава. С. с. д. просуществовал до 1917. А. Шн.

СОЮНОВА, Нурджемал (р. 1913) - туркм. сов. актриса. Нар. арт. Туркм. ССР (1954). С 1930 - актриса Туркм. драм. т-ра в Ашхабаде. Играет гл. обр. характерные роли.

Роли: Гуль ("18 утопленников" Караджабунова), Мать ("Айна" Карлиева), Учительница ("Девушка из аула" Аманова), Халли Гузель и Хаджар ("Кеминэ" Аманова), Джамиля ("Бай и батрак" Хамзы), Мирандолина; Варвара ("Гроза"), Галчиха ("Без вины виноватые"), Пошл„пкина ("Ревизор"), Надя ("Враги"), Бианка ("Отелло"), Хамбро-биби ("Ш„лковое сюзане" Каххара), Акгюль ("Сын пастуха" Мухтарова и Сейтлиева); Агсак-аян ("Тридцатые годы" Мухтарова). Снималась в кино. Л. АН.

СОЯ (Soya), Карл Эрик Мартин (р. 30.X.1896) - датский драматург. Лит. деятельность начал в 1923. Уже в первой пьесе С. "Паразиты" (1929, Социальный т-р, Копенгаген), изображающей мир мелких собственников, намечена осн. его тема творчества - моральный распад мелкобурж. среды, кризис либеральных иллюзий, торжество циничной идеологии буржуа, готового на любое преступление ради личного успеха. Эта тема развивается в пьесах: "Искушение" (1935), "Плевелы, подхваченные ветром" (1937), эксцентрич. драме "Шас" (1938, Королевский т-р, Копенгаген), высмеивающей "новые времена" с характерным для них рекламным ажиотажем, духом скандальной сенсации. В комедиях "Смеющаяся йомфру" (1930, Королевский т-р), "Популярная фамилия" (1931, Новый т-р, Копенгаген), "Кто я?" (1932, Новый т-р), "Лорд Нельсон срывает фиговый листок" (1934) протест против социальной несправедливости ослаблен чрезмерной эксцентричностью формы, фрейдистскими тенденциями. Против мещанства и бюрократии С. выступал и тетралогии "Частицы образчика" (1940, Нар. т-р, Копенгаген), "Две нити" (1943, Королевский т-р), "30 лет отсрочки" (1944, Нар. т-р), "Свободный выбор" 1948, т-р в Орхусе). С. написал остро сатирич. памфлет "Умбабумба" (1935, Новый т-р), где под личиной африканских правителей выведена гитлеровская клика. После опубликования аллегорич. рассказа "Гость"

(1941), призывавшего к борьбе с оккупантами, С. был посажен в концлагерь. В драме "После" (1947, Нар. т-р) С. заклеймил дат. коллаборационистов. В пьесе-диспуте "Лев в корсете" (1950) показана опасность новой войны. Контраст между благопристойной видимостью и духовной растленностью бурж. общества выведен в пьесе "В светлую ночь" (1956, т-р в Оденсе). С. не верит в возможность коренных социальных преобразований, но в его лучших произв. критика гос. и моральных устоев бурж. демократии сочетается с верой в нравств. превосходство трудящихся. Пьесы С. представляют собой синтез реалистически-бытовых и гротесково-сатирич. мотивов.

Соч.: Fire Komedier, pt 1-2, Fredericia, 1946; в рус. пер.- Паразиты, М., 1959 (см. послесловие Вл. Матусеви-ча). Вл. М.

СПАДАВЕККИА, Антонио Эммануилович [р. 21. V(3.VI).1907 ] - рус. сов. композитор. По национальности итальянец. Засл. деят. иск-в РСФСР (1963). Чл.Коммунистич. партии с 1944. В 1937 окончил Моск. консерваторию по классу композиции В. Я. Шебалина. Позднее брал уроки у С. С. Прокофьева. Автор опер: "Акбузат" ("Волшебный конь") на сюжет башк. легенды (совм. с X. Займовым, 1942, 2-я ред. 1957, Башк. т-р оперы и балета), "Хозяйка гостиницы" по о. п. Гольдони (1949, Муз. т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко), "Хождение по мукам" по о. п. А. Н. Толстого (1953, Пермский т-р оперы и балета), "Овод" по о. п. Э. Войнич (1957, там же; пост. на сценах ок. 30 т-ров, в т. ч. Чехословакии и Болгарии), "Бравый солдат Швейк" по Гашеку (1963, Свердловский т-р оперы и балета); балетов на совр. темы - "Враги" (1938, Хореографич. уч-ще Большого т-ра), "Берег счастья" (1948, Муз. т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко;

2-я ред. 1955); муз. комедий - "Нежданная свадьба" (1944, Уфа), "Сердце скрипки" (соч. 1954). С. принадлежит музыка к комедийным и детским сказочным спектаклям моск. т-ров, а также к кинофильмам (в т. ч. "Золушка", 1947).

Лит.: Полякова Л., А. Спадавеккиа и его опера "Овод", "Сов. музыка", 1958, ј 2; История русской советской музыки, т. 4, ч. 1-2, М., 1963. Б. Ш.

СПАНДАРЯН, Спандар (1849-1921) - арм. лит. театр. критик. Отец революционера-большевика С. Спандаряна. Высшее образование получил в Германии. Редактор-издатель арм. газеты "Нор дар" ("Новый век"). Один из лучших театр. рецензентов 80-х годов. С. принадлежит ряд статей об арм. трагике П. Адамяне. Б. А.

"СПАРТАК" - балет А. И. Хачатуряна, либретто Н. Д. Волкова. Пост. 27 дек. 1956, Ленингр. т-р оперы и балета им. Кирова (Спартак - Макаров, Эгина - Шелест, Моисеева, Фригия - Петрова, Зубковская; балетм. Якобсон, дириж„р Фельдт, худ. Ходасевич). В 1958 - Большой т-р (Спартак - Бегак, Эгина - Плисецкая, Фригия - Ры-женко; балетм. Моисеев, дириж„р Файер, худ. Константи-новский). Нов. ред. 1962 (Спартак - Бегак, Лиспа, ЭгинаРыженко, Фригия - Плисецкая, Кондратьева; балетм. Якобсон, дириж„р Жюрайтис, худ. Рындин и Клементьев). Пост. в т-рах оперы и балета др. городов: Рига (1961), Вильнюс (1961), Ереван (1961), Одесса (1962), Донецк (1963), Минск (1964). За рубежом пост.: Прага (1957). Л. 77.

СПЕЙБЛ, Ш п е и б л (Spejbl),- персонаж чеш. т-ра марионеток - "Т-р Спейбла и Гурвинека"; гротесковая театр. кукла создана в 1920 худ. К. Носе-ком. В 1926 Г. Носек создал партн„ра С.-Гурвинека, внешне схожего с С., но по характеру являющегося его полной противоположностью. Живой, наивный и любознательный Гурвинек ставит в тупик наивными вопросами медлительного, ортодоксального, консервативного С. Выдающийся чеш. кукловод И. Скупа постоянно выступал с этими куклами, и их имена стали нарицательными,

Лит.: Образцов С. В., Актер с куклой, М.-Л., 1938; М а 1 i k J., Narodni umelec Josef Skupa, Praha, 1962. Л. Сол. "СПЕЙБЛА И ГУРВИНЕКА ТЕАТР" - чехословацкий т-р кукол. Осн. в 1930 в Пльзене И. Скупой, к-рый в дальнейшем руководил этим т-ром. Сво„ название т-р получил по имени двух популярных среди чеш. зрителей кукол, созданных И. Скупой и худ. К. Но-секом. Т-р преимущественно гастролировал в Пльзене, в зимние месяцы работал в Праге. Во время оккупации деятельность т-ра была прервана; с 1945 т-р работает в Праге. В своих спектаклях т-р использует куклы-марионетки. Представление обычно состоит из неск. номеров, объедин„нных одной темой. Репертуар созда„тся творч. объединением актеров т-ра, в составе к-рого: Я. Дворжак, М. Хакен, Л. Гмола, М. Кирш-нер и М. Вомела. Среди пост. т-ра - "Цирк в театре", "Сверхграндтеатр Спейбл","Спейбл в Гронове","Спейбл в яме у льва". Т-р ставит спектакли для взрослых и для детей. В детских спектаклях наряду со Спейб-лом и Гурвинеком участвуют персонажи - кукла Маничка, собачка Жерик (созданы Скупой, худ. Г. Но-секом и И. Трнкой для спектакля "Ревю по необходимости", 1930). С 1957, после смерти Скупы, художеств. руководство т-ра осуществляет И. Скупова. Т-р выезжает на зарубежные гастроли: Болгария, Польша, Австрия, Швейцария, ГДР и др.; дважды был в СССР (1949 и 1963).

Лит.: Театр кукол (из серии: Театр в Чехословакии), Прага, [б. г.]; М а 1 i k J., Narodni umelec Josef Skupa Praha, 1962. Л. Сол\

СПЕКТАКЛЬ (франц. spectacle, от лат.- spec-taculum - зрелище) - произведение театрального иск-ва, создаваемое театральным коллективом (актеры, художник-декоратор, композитор и др.), возглавляемым в совр. т-ре режиссером-постановщиком. Процесс подготовки С. начинается с выбора пьесы, к-рый определяется духовными и эстетич. запросами зрительской аудитории, возможностями данной труппы и т. п. Затем т-р приступает к работе над С. В замысле С. обычно бывают в осн. чертах предрешены и цель (по Станиславскому - "сверхзадача", по Немировичу-Данченко - "зерно" С.) - во имя чего ставится данный С., и его будущий облик. Исходя из этой цели, постановщик определяет истолкование пьесы в целом и е„ осн. ролей, а также общие очертания сценической формы представления. Замысел постановщика конкретизируется в работе с художником, к-рая имеет огромное значение для определения стилистич. особенностей С., его внешней формы (см. Декорационное искусство).

Одним из наиболее важных моментов в постановке С. является определение его мизансценич. рисунка (см. Мизансцена), т. е. расположения актеров относительно друг друга и в определ„нном сочетании с вещественным оформлением С. в каждый конкретный момент действия. С построением мизансценич. рисунка связана и организация темпа и ритма С. Темп определяет ускорение или замедление действия; ритм - подъ„мы и спады драматического напряжения.

Однако и декорац. оформление С., и его мизансценич. рисунок, темп и ритм оживают только при условии органич. и одухотвор„нного актерского исполнения (см. Искусство актера}. Поэтому осн. задачей постановщика С. является работа с актерами в процессе репетиций (см. режиссерское искусство). Во время репетиций режиссер добивается активного выражения идеи драм. произв. в художественно целостном С., форма к-рого выражает содержание драмы, е„ гл. мысль.

Мизансцены С. проверяются в условиях уже заверш„нного оформления, в костюмах и гримах, согласовываются с музыкой (см. Музыка в драматическом театре), шумами (см. Шумовое оформление спектакля) п т. п., окончательно устанавливается световая

34 Театральная энциклопедия, том 4. партитура (см. Свет на сцене). Последний этап работы над С.генеральная репетиция, к-рая, в отличие от всех предшествующих, проводится на публике и да„т возможность понять участникам С., в какой мере достигнуты цели, к-рые они ставили перед собой. См. также ст. Театр. К. Р.

СПЕНДИАРОВ, Александр Афанасьевич [20. Х (1.XI). 1871, Каховка,-7.V.1928, Ереван] - арм. сов. композитор. Нар. арт. Арм. ССР (1926). Окончил гимназию в Симферополе (1890) и юридич. ф-т Моск. ун-та (1895). Теорию композиции изучал у Н. С. Кле-новского в Москве (1892-94) и Н. А. Римского-Кор-сакова в Петербурге (1896- 1900). Мн. годы жил в Крыму, где работал как композитор, в„л муз.-обществ, деятельность, дирижировал в симф. концертах. Творчество С. развивалось под влиянием передовой арм. и рус. культуры, в тесном общении с Н. А. Римским-Корсаковым, А. К. Глазуновым, М. Горьким, О. Туманяном, М. Сарь-яном и др.

В сво„м творчестве С. утверждал иск-во реалистическое, близкое и понятное народу. Для него характерны: светлая, внутренне сдержанная лирика, колоритные бытовые зарисовки, поэтичные муз. пейзажи. Значит, место занимают картины историч. прошлого, образы нар. борьбы. С. написал много симф. соч., романсов, соч. в разл. жанрах. За симф. картину "Три пальмы", легенду "Бэда-проповедник" и мелодекламацию с оркестром "Мы отдохн„м" на текст монолога Сони из пьесы "Дядя Ваня" (1910) С. трижды была присуждена Глинкинская пр. (в 1908, 1910 и 1912).

После Октябрьской революции С. сразу же стал в ряды строителей новой культуры. Он руководил первыми самодеят. хорами и оркестрами в Крыму, участвовал в организации муз. школы, обрабатывал рус., укр. и др. нар. песни, в т. ч. революционные. В 1924 С. переехал в Ереван и полностью посвятил себя развитию нац. муз. иск-ва Сов. Армении. Он принимал активное участие в работе Ин-та науки и иск-ва Арм. ССР, Ереванской консерватории, в организации муз. изд-ва, симф. оркестра, оперного класса, в воспитании молодого поколения музыкантов, выступал как дириж„р. Творчество С. достигло в этот период наивысшего расцвета.

С. проявлял большой интерес к театр. музыке. В 1909-10 он работал над оперой "Шамирам". В 1912 М. М. Фокин пост. балет "Семь дочерей короля джи-нов" на муз. симф. картины "Три пальмы" (премьера - в янв. 1913 в Берлине, в гл. партии - А. Павлова). В 1919 С. написал музыку к детской пьесе "Танцовщица и солдатик", а в 1926 - к спектаклю Т-ра им. Сундукяна "Отелло". С 1916 и до последних дней своей жизни С. работал над созданием героико-патрио-тич. оперы "Алмаст" по поэме "Взятие Тмкаберта" Туманяна об освободит, борьбе арм. народа против персидских захватчиков в 18 в. Написанная в традициях рус. оперной классики, опера отличается вместе с тем ярким нац. своеобразием. Опираясь на арм. нар. музыку, С. создал разв„рнутые оперные формы; опера содержит колоритные массовые нар. сцены (хоры, танцы), драматически насыщенные эпизоды, выразит, характеристики героев. Большую роль в муз. драматургии оперы играют сквозное симф. развитие, сложная и разветвл„нная система лейтмотивов. "Алмаст" пост. впервые в Москве в 1930 на сцене филиала Большого т-ра (в ред. М. О. Штейнберга), в 1933 - в Ереване; опера шла и в др. городах СССР. В 1945 в Ереване был пост. балет "Хандут" по эпосу "Давид Сасунский" на музыку из разл. соч. С.

Творчество С. сыграло выдающуюся роль в развитии арм. нац. композиторской школы, в формировании е„ эстетич. принципов и стилистич. особенностей. Он обогатил арм. музыку новыми идеями и образами, опытом и традициями рус. классич. музыки, расширил круг жанров, форм и выразит, средств. Яркая, жизнеутверждающая музыка С., отличающаяся свежестью мелодий, красочностью гармонии и оркестровки, пользуется любовью и признанием народа. Именем С. назван Т-р оперы и балета в Ереване.

С о ч.: Автобиография, "Сов. музыка", 1938, ј 4 Письма, Ер., 1962.

Лит.: Шавердян А. А., А. Спендиаров. Жизнь и творчество. Кр. очерк, М.-Л., 1939, [2 изд.], М., 1957;

Тигранов Г., А. А. Спендиаров, М., 1959; С п е нд и а р о в а М., А. Спендиаров, М., 1964.

Г. Г.

СПЕРАНСКИЙ, Евгений Вениаминович [р. 9(22). VII. 1903]-рус. сов. актер, режиссер и драматург т-ра кукол. С 1925 работал в Т-ре кукол при Центр, доме художеств. воспитания детей. С 1931 - актер Гос. центр, т-ра кукол, был одним из основателей этого т-ра. С.-один из выдающихся актеров т-ра кукол. Его сценич. образы отличаются мягким юмором, пси-хологич. тонкостью и ч„ткостью рисунка.

Роли: Аладин и Мудрейший ("Волшебная лампа Алади-на" Гернет), Кот ("Кот в сапогах" Владычиной), Фадинар ("Соломенная шляпка" Эрдмана по Э. Лабишу), Кон„к ("Кон„к-Горбунок" Курдюмова по П. П. Ершову), Конферансье ("Необыкновенный концерт"), Петр Томилин ("Дело о разводе", автор С.) и др.

Написал пьесы: "Порос„нок в ванне" (1932), "Краса ненаглядная" (1943), "Дело о разводе" (1954), "Га-сан - искатель счастья" (1957), "Необыкновенное состязание" (1956), "Под шорох твоих ресниц" (1949), "И-го-го" (1964) и др. Инсценировки: "Каштанка" по Чехову (1935), "Ночь перед рождеством" по Гоголю (1941), "Король-Олень" - сценич. редакция по Гоцци (1943).

Среди пост. С.: "Кот в сапогах" (1937), "Любит- не любит" Полякова (1952), "Буратино" Борисовой (1953) и др. Б. Дис. СПЕРАНСКИЙ, Николай Иванович [18(30) .VII. 1877-5.II 1.1952] - рус. сов. артист оперы (бас), вокальный педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1946). Род. в семье земского врача. В 1895 окончил Саратовское муз. уч-ще, в 1899 - юридич. ф-т Моск. ун-та. Брал уроки пения у К. Эве-рарди, М. Баттистини, фп. - у С. В. Рахманинова, актерского иск-ва - у Г. Н. Федотовой. В 1901 дебютировал на сцене Моск. частной рус. оперы. В

1904-05 был артистом тифлисской оперы. В

1905-16 - ведущий солист Оперного т-ра Зимина в Москве. Обладал голосом большого диапазона (пел партии драматического - баритона), драматическим дарованием. Муз.-сце-нич. образы С. отличались скульптурной выразительностью, точным внешним рисунком (грим, костюм).

Лучшие партии: Борис, Варлаам, Рангони ("Борис Годунов"), Светлейший, Кочубей ("Черевички", "Мазепа" Чайковского), Мельник; Галицкий ("Князь Игорь"), Мефистофель ("Фауст"), Эскамильо. С. -первый исполнитель партий: Додон, ("Золотой петушок", 1909), Сулейман ("Измена" Ипполитова-Иванова, 1910) и др.

В 1916 оставил оперную сцену. В„л режиссерскую деятельность. В 1917 вместе с артистом Мариинского т-ра М. Е. Медведевым организовал в Саратове первый сов. оперный т-р. Пост.: "Травиата", "Евгений Онегин", "Майская ночь" и др. В 1920 создал оперную труппу в Ростове-на-Дону. Преподавал в консерваториях: Саратовской (1916-20), Ростовской (1920-24), Бакинской (1924-32). Профессор Моск. консерватории (1939-52) и Муз.-педагогич. ин-та им. Гнесиных (1946-51). Среди учеников: В. А. Багадуров, М. Ба-гиров, Н. Л. Вельтер, П. В. Валовое, Г. Гаджибаба-беков, А. А. Дроздов, Е. В. Иванов, Р. Мамедов (Бюль-Бюлъ) и др.

Лит.: "Театр", 1912, ј 1045, с. 5; 1914, ј 1457, с. 9;

"Рампа и жизнь", 1912, J\o 3, с. 9; В а с и л е и к о С., Страницы воспоминаний, М.-Л., 1948, с. 147-48. М Р

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница