Наши партнеры

Выгодная аренда https://www.rexrent.ru/city/nedorogaya-arenda-avto-v-moskve-bez-voditelya/ в компании РексРент.

Театральная энциклопедия
(страница 396)


СМИРНбВА, Екатерина Александровна [р.9(22). XI.1907]- рус. сов. актриса. Нар. арт. Удм. АССР (1955), засл. арт. РСФСР (1957). Чл. Коммунистич. партии с 1947. Окончила студию при Ивановском т-ре и в 1929-35 работала в Иванове. Играла характерные роли: Мария Антоновна ("Ревизор"); Галчиха ("Без вины виноватые"), Клара ("Страх"). В дальнейшем С. работала в т-рах Вологды (1935-37), Слободском Кировской обл.. Калуги (1940-41), Тулы (1942-45), Рязани (1945-49), Барнаула (1945-51). С 1951 - актриса Рус. т-ра в Ижевске.

В 1937 С. сыграла в Слободском т-ре Вассу Желез-нову - одну из своих лучших ролей. Играла также:

Анну Каренину; Наталию Петровну ("Месяц в деревне" Тургенева), Ольгу ("Три сестры"), Кручинину ("Без вины виноватые"), Забелину ("Кремл„вские куранты"); госпожу Стессель ("Порт-Артур" Степанова и Попова), Василису ("На дне"); Хозяйку Нискавуори ("Каменное гнездо" Вуолийоки), Бабушку ("Деревья умирают стоя" Касоны). Л. Ним,

СМИРНОВА, Надежда Александровна (1873-5.VII. 1951) - рус. сов. актриса и педагог. Засл. арт. РСФСР (1932). В 1893-96 училась на драм. курсах Моск. театр. уч-ща (ученица М. П. Садовского и А. П. Ленского), после окончания курсов в 1896- 1906 играла в провинции (Рязань, Вологда, Пенза, Киев, Ростов-на-Дону, Саратов, Казань и др.). Роли: Катерина ("Гроза"), Гурмыжская; Маргарита Готье ("Дама с камелиями" Дюма-сына), Мария Стюарт; Зейнаб ("Измена" Сумбатова) и др. В 1906 С. вышла замуж за известного критика, театроведа Н. Е. Эфроса. В 1906-08 играла в моск. Т-ре Корша, где работала с режиссером Н. Н. Синельниковым. Роли: Лариса, Кручинина; Юлия Тугина ("Последняя жертва"), Настасья Филипповна ("Идиот" по Достоевскому), Лия ("Евреи" Чи-рикова), Сара ("Бог мести" Ш. Аша) и др. С 1908 С.- в труппе Малого т-ра; роли: Глафира ("Холопы" Гнедича), Марфа ("Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский" Островского), Елизавета ("Мария Стюарт"), т„тя Аня ("Роман т„ти Ани" Найд„нова), леди Макбет и др. С. была актрисой яркого темперамента, обладала хорошим голосом, высокой актерской техникой. Созданные ею образы отличались оригинальностью трактовки, ч„ткостью сценического рисунка. Особенно удавались С. роли сильных, волевых женщин. Исполнение комедийных ролей С. отличалось мастерством ведения диалога, наблюдательностью, юмором. В 1928 С. ушла со сцены. В 1918-22 преподавала в школе-студии при моск. Малом т-ре; курс, к-рый она вела совм. с В. Н. Пашенной, после выпуска превратился в самостоятельный т-р (с 1925 - Студия Малого т-ра, с 1932-Новый т-р, в 1936-44-Моск. драм. т-р).

Соч.: Воспоминания, М., 1947; Ермолова в пьесе П. И. Гнедича "Холопы", в сб.: М. Н. Ермолова, М., 1955;

Мария Петровна, в сб.: М. П. Лилина, М., 1960.

Лит.: Россов Н., "Макбет" на сцене Малого т-ра, "Рампа и жизнь", 1914, .ј5;Федоров В., Н. А. Смирнова, "Современный т-р", 1928, ј 12. С. Г.

СМИРНОВА (по мужу -Невахович), Татьяна Петровна (1821-1871)-рус. артистка балета. В 1829 училась в Петерб. театр. уч-ще, по окончании к-рого была зачислена солисткой в труппу Мариин-ского т-ра. Училась у А. А. Лихутиной, К. Дидло, Я. Люстих, А. Титюса. Большое влияние на творчество С. оказало иск-во М. Тальони. Следуя лучшим традициям романтич. балета, С. достигала в сво„м иск-ве особой пластичности, л„гкости и превосходной техники. С. исполняла партии из репертуара Тальони; гл. партии в балетах: "Сильфида" Шнейцгоффера, "Тень" Маурера, "Дая, или Португальцы в Индии" и "Воспитанница Амура" Келлера, "Дева Дуная" Адана и др. С. была первой .в России исполнительницей партии Повелительницы виллис в балете "Жи-зель", а также первой рус. балериной, выступившей на сцене Парижской Оперы (1844, балет "Сильфида"). В 1854 оставила сцену.

Лит.: Борисоглебский М. [сост. ], Материалы по истории русского балета, т. 1, Л., 1938; К р а с о в-ская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.- М., 1958. Г Д

СМИРНбВ-СОКОЛЬСКИЙ, Николай Павлович [5(17).III. 1898-13.I. 1962] -артист сов. эстрады. Нар. арт. РСФСР(1957). Был газетным репорт„ром, писал текст для артистов эстрады. Дебютировал как куплетист в дачных т-рах (1915), затем в "Одеоне" (1916), в т-ре Струйского (1917) в Москве. В годы гражд. войны исполнял злободневные куплеты в рабочих клубах и красноармейских частях. С 1920 выступал на эстраде как фельетонист. Создал жанр устного сатирико-публици-стич. эстрадного фельетона, имеющего форму импровизированной и эмоциональной ораторской речи, произносимой от лица рядового совр. человека, к-рый не может мириться с пережитками прошлого и бичует отрицательные явления жизни. Отсюда подч„ркнуто разговорный, нередко уснащ„нный прибаутками язык, местами близкий к рифмованной прозе ра„шников, насыщенный смелыми метафорами, особая бытовая интонация, своеобразное построение монологов. С.-С. выступал как рассказчик-собеседник, у которого мысли подчиняются произвольным ассоциациям, ирония часто сменялась лирикой, серьёзное чередовалось со смешным. С.-С. обладал мощным голосом, ч„ткой дикцией, намеренно грубоватой, но выразительной жестикуляцией и мимикой. Выступал в традиционном костюме - ч„рная бархатная куртка, пышный белый бант. Его выступления сочетали сатиру и патетику, были исполнены публицистич. пафоса. С.-С. стремился сделать эстраду политич. трибуной. Среди его лучших работ - фельетоны о мещанстве ("Всероссийская ноздря", "Канарейка с розовым бантом", "Роптать желаю!", "Советский карандаш", "Император всероссийский"), фельетоны, направленные против грубости, хулиганства в разл. областях жизни. Со второй пол. 30-х гг. С.-С. обращается к вопросам иск-ва и лит-ры ("Отелло", "Театральный разъезд"), к вопросам морали, норм поведения сов. человека ("На вс„ Каспийское море", "Проверьте ваши носы!", "Коварство и любовь", "Во поле бер„зонька стояла"), от стихотворного текста он переходит к прозе, применяет афоризмы, гиперболы, гротески. В поисках новых выразительных средств С.-С. обращался к театрализации, использовал декорации, куклы, кино-кадры ("Тайная вечеря", "Разговор с Христофором Колумбом", "Путешествие на Олимп"). В послевоенные годы С.-С. уделял особое внимание работе над текстом. Был одним из организаторов т-ра Эстрады в Москве.

С.-С. был знатоком и любителем книг, собрал ок. 20 тыс. ценнейших изданий. Автор библиографич. работ: "Рассказы о книгах" (1959), "Рассказы о прижизненных изданиях Пушкина" (1962), статей об эстраде.

Лит.: Д м и т р и ев Ю., Н. Смирнов-Сокольский, в кн.: Ежегодник Ин-та истории искусств АН СССР. Театр. М., 1958; Золотницкий Д., Разговоры Смирнова-Сокольского, "Театр", 1963, ј 3. М.З.

СМИЯН, Сергей Константинович (р. 17.V.1925) - укр. сов. режиссер. Заслуженный деят. иск-в УССР (1964). Чл. Коммунистич. партии с 1950. Окон-нил актерский ф-т Киевского ин-та театр. иск-ва им. И. Карпенко-Карого (1948). В 1948-50- актер Днепропетровского украинского драматич. театра им. Т. Шевченко. Гл. режиссер Запорожского укр. драм. т-ра им. Н. Щорса (1950-51), Полтавского укр. муз.-драм. т-ра им. Н. Гоголя (1951-59), Львовского т-ра оперы и балета им. И. Франко (1959-61); с 1961 - гл. реж. Львовского укр. драм. т-ра им. М. Занько-вецкой. Лучшие спектакли С. отличаются глубиной, монументальностью, актерским ансамблем.

Пост.: "Разлом", "Шторм", "Оптимистическая трагедия";

"Интервенция" Славина, "Третья патетическая" Погодина, "На грани ночи" Иванчука, "Остановитесь" Рачады, "Украденное счастье" Мейтуса, "Назар Стодоля" Данькевича. Р.Б.

СМОКТУНОВСКИЙ, Иннокентий Михайлович (р. 18.III.1925) - рус. сов. актер. Засл. арт. РСФСР (1964). В 1945-46 учился в студии при драм. т-ре им. Пушкина в Красноярске. В 1946-51 - актер 2-го Заполярного драм. т-ра им. Горького в Норильске. В 1951-52 - актер рус. т-ра им. Горького в Махачкале, в 1952-55 работал в Волгоградском т-ре им. Горького, в 1955-57 - в Центр, студии киноактера при "Мосфильме". Дарование актера раскрылось во время его работы в Ленингр. Большом драматич. т-ре им. Горького (1957-60). Крупным событием театр. жизни было исполнение С. роли князя Мышкина в спектакле "Идиот" по Достоевскому (1957). С тонкой одухотвор„нностью выражал актер гуманистич. идею спектакля, трагическую сущность судьбы своего героя. В Большом драматич. т-ре С. играл также роли Сергея ("Иркутская история" Арбузова), Дзержинского ("Кремл„вские куранты"), читал текст от автора в спектакле "Поднятая целина" по Шолохову. С 1960 С. работает гл. обр. в кино, где создал ряд значит, ролей в фильмах "Девять дней одного года", "Ночной гость", "Високосный год" и др. В 1965 за исполнение роли Гамлета (в одноим. фильме) С. удостоен Ленинской пр.

СМОЛИК (Smolik), Франтишек (р.23.1.1891) - чехословацкий актер. Нар. арт. ЧССР (1953). В 1908 окончил драматич. школу Я. Строугла и К. Желен-ского и поступил в труппу Я. Фальтыса. Выступал в одной из трупп в Вост. Чехии, передвижном т-ре Б. Ержабека, Ф. Жольнера и др. С 1934 - актер Нац. т-ра в Праге. В сво„м творчестве С. опирается на реалистич. традиции чеш. актеров-комиков 19 в., достигает мастерства перевоплощения.

Роли: Колинский ("Дочь поджигателя" Тыла), Сганарель ("Скупой" Мольера), Фирс ("Вишн„вый сад"), профессор Горностаев ("Любовь Яровая"), доктор Гален ("Белая болезнь"

Чапека), Сторог ("Битва женщин" Клицперы), профессор Полежаев ("Беспокойная старость" Рахманова), Арган ("Мнимый больной") и др. Выступает и как актер кино.

Лит.: С е г п у Fr., Narodni umelec Frantisek Smolik, "Divadlo", Praha, 1955, ј 9, s. 742-55. Л.Сол.

СМОЛИН, Дмитрий Петрович [18(30) .V.1891 -19.XII.1955] - рус. сов. драматург. В 1910 окончил Моск. академию коммерч. наук. Печататься начал в 1918. С.- автор пьес: "Товарищ Хлестаков" (1921, Масткомдрама) "Елизавета Петровна" (1925, Вторая студия МХАТа; Елизавета Петровна - B.C. Соколова), "Пугач„в и Екатерина II" (1925, Т-р б. Корш), "Семь ж„н Иоанна Грозного" (1925, Малый т-р). Пьеса С. "Иван Козырь и Татьяна Русских" была первой пьесой С., поев. сов. действительности (пост. в Малом т-ре, 1925, реж. Платон; Татьяна-Пашенная, Иван - Ольховский). Перев„л комедию Аристофана "Лиси-страта" (1923, Муз. т-р им. Немировича-Данченко), написал либретто оперы "Иван-Солдат" (1925, филиал Большого т-ра), либретто бал'ета "Крепостная балерина, или Душенька" (1927, Ленингр. т-р оперы и балета им. Кирова). Историч. пьесы С. были обычно построены на историч. анекдотах "из придворной жизни", но они имели успех, т. к. обладали занимательностью, сценичностью. С. Г.

СМОЛИЧ, Дмитрий Николаевич (р.11.IV.1919) - сов. оперный режиссер. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1953). Засл. деят. иск-в РСФСР (1958). Нар. арт. УССР (1960). Нар. арт. БССР (1964). Чл. Коммунистич. партии с 1956. Депутат Верх. Совета БССР 5-го созыва. Сын Н. В. Смолича. В 1941 окончил Оперно-драм. студию им. К. С. Станиславского. В 1941-56 - реж. Т-ра оперы и балета им. Шевченко, 1956-58 - гл. реж. Челябинского, 1958-61 - Одесского т-ров оперы и балета. С 1962 - худ. рук. и гл. реж. Белорусского т-ра оперы и балета.

Пост.: в Т-ре оперы и балета им. Шевченко: "Травиата" (1945), "Севильский цирюльник", "Кармен" (1946); "Галька" Монюшко (1947), "Иван Сусанин" (1953), "Пиковая дама", "Демон", "Борис Годунов" (1954); "Молодая гвардия" Мейтуса (1955); в Т-ре оперы и балета им. Палиашвили - "Богдан Хмельницкий" Данькевича (1954); в Челябинском т-ре оперы и балета - "Чио-Чио-сан", "Князь Игорь", "Пиковая дама" (1956); "Город юности" Шантыря (1957); в Одесском т-ре оперы и балета - "Город юности" Шантыря

(1961), "Макбет" Верди, "В степях Украины" Сандлера

(1962); в Белорус. т-ре оперы и балета - "Обручение в монастыре" Прокофьева, "К его и Котэ" Долидзе (1962), "Джоконда" Понкьелли, "Орестея" Танеева, "Отелло" Верди, "Ясный рассвет" Туренкова (1963), "Октябрь" Мурадели (1964) и др. с. и Я. Hue.

СМОЛИЧ, Николай Васильевич [р.12(24) .VI .1888 ]- рус. сов. актер и режиссер. Нар. арт. СССР (1944). Чл. Коммунистич. партии с 1946. Б 1905-08 учился на историко-филологич. ф-те Петерб. ун-та. В 1908 поступил на драм. курсы при имп. т-pax, к-рые окон-чилв1911 (класс С. И. Яковлева и В. Н. Давыдова). В1911-17 - актер Алекса н-дринского (затем Петрогр. академич.) т-ра. Роли: Митро-фан ("Недоросль"), Раскольников ("Преступление и наказание" по Достоевскому), царь Ф„дор Иоаннович (о. п. А. К. Толстого), Хлестаков и др.

С 1916 стал работать как режиссер. Пост. в этом т-ре:

"Декабрист" Гнедича (1918), "Женитьба Фигаро" (1918);

"Заговор Фиеско" Шиллера (1920), "Эльга" Гауптмана (1922), "Канцлер и слесарь" Луначарского (1923) и др. Этапной работой для т-ра явилась пост. С. драмы "Посадник" А. К. Толстого (1922). После 1917 С. входил во Временный комитет, возглавлявший работу т-ра, в 1920 был назначен руководителем художеств. части. С 1922 одновременно работал оперным режиссером в ГАТОБе (с 1935-Т-р оперы и балета им. Кирова). Пост. спектакли: "Травиата" (1923), "Севильский цирюльник" (1924), "Гугеноты" (1935, 1951), "Фауст" (1949), "Кармен" (1956). Особенно плодотворной была деятельность С. в Ленингр. Малом оперном т-ре (в 1924-30 был художеств. руководителем и директором этого т-ра), где пост. синтетич. агитзрелище "Двадцать пятое" (текст В. Маяковского, участники - артисты драмы, оперы и балета ленингр. т-ров), что способствовало утверждению совр. тематики в муз. т-ре. Пост. С. в этом т-ре отличались смелыми поисками новаторского решения. С. прин„с в оперный т-р культуру драм. сцены, он стремился привить солистам и хору навыки актерского иск-ва, создать художеств. ансамбль. Впервые на сов. сцене здесь были пост. оперы: "Нос" (1930), "Леди Макбет Мценского уезда" ("Катерина Измайлова", 1934) Шостаковича, "Именины" Желобинского (1935), "Свадьба Кречинского" Пащенко (1949). В 1930-38 С.- гл. реж. Большого т-ра, в 1938-47-гл. реж., худ. рук. и директор Т-ра оперы и балета им. Шевченко. В 1961-63 был педагогом Моск. консерватории.

Др. пост.: в Ленингр. Малом оперном т-ре - "Золотой петушок" (1923); "Там, где жаворонок по„т" (1923) и "Ж„лтая кофта" (1925) Легара, "Испанский соловей" Фалля (1924), "Прыжок через тень" (1927) и "Джонни наигрывает" (1928) Кшенека, "Снегурочка" (1928), "Евгений Онегин" (1937); "Разбойники" Оффенбаха (1948), "Суворов" Василенко (1952), "Сорочинская ярмарка" Мусоргского (1952), "Таинственный замок" ("Страшный двор") Монюшко (1953), "Дон Паскуале" Доницетти (1954), "Дон Карлос" Верди (1955); в Большом т-ре-"Загмук"Крейна, "Руслан и Людмила", "Пиковая дама" (все 1931); "Отелло" Верди (1932), "Тихий Дон" (1936) и др.; в Т-ре оперы и балета им. Шевченко - "Перекоп" Мейтуса, Рыбальчемко, Тица (1939), "Шевченко" ("18 47 год") Йориша (1940), "Честь" Жуковского (1947), "Тарас Бульба" Лысенко (1941, 1947) и др.; в Ленингр. т-ре муз. комедии - "Кето и Котэ" Долидзе (1950); в Т-ре оперы и балета им. Палиашвили - "Пиковая дама" (1932), "Аида" (1934); в Т-ре оперы и балета им. Спен-диарова - "Мазепа" (1949); в Петрозаводском муз.-драм. т-ре - "Кумоха" Пергамента (1959).

Лит.: "Рабочий и театр", 1933, янв., .ј 2 (ст. И. Соллер-тинского); "Красная газета", 1935, 1 апр., .ј 73 (ст. А. Пиотровского); "Театральная декада", 1936, .Na I (37) (ст. К. С. Станиславского); Очерки истории русского советского драматического театра, т. 1, М., 1954; Малый оперный театр. Л., 1961. А. Ив.

СМОЛЬЦОВ, ВикторВасильевич[р.25.1(6.II).1900]- рус. сов. артист балета. Засл. арт. РСФСР (1933). В 1918 окончил Моск. хореографйч. уч-ще (ученик Н. П. Домаш„ва и В. Д. Тихомирова). В этом же году был принят в труппу Большого т-ра (Москва), где дебютировал одновременно в двух партиях-невольник Мутчи и Океан ("Кон„к-Горбунок" Пуни). Сильный классич. танцовщик, С. занял в труппе ведущее положение, исполнял лирич., героич.,романтич.и характерные партии. С. был партн„ром выдающихся рус. танцовщиц. В 1922 С. выступал совм. с А. П. Павловой во время гастролей в Париже.

Партии: Зигфрид ("Лебединое озеро"), Дезире ("Спящая красавица"), Жан д„ Бриен ("Раймонда"), Колен ("Тщетная предосторожность"), Альберт ("Жизель"), Дон Кихот; Петрушка (о. п. Стравинского), Классический танцовщик "Шопенпана"), Куман (половецкие пляски в опере "Князь Игорь"), Гирей ("Бахчисарайский фонтан"), Лоренцо ("Ромео и Джульетта"), Босс ("Красный цветок", Гос. пр. СССР, 1950).

С 1925 вед„т педагогич. деятельность: в Моск. хоре-огр. уч-ще, затем в "Моск. Художеств. балете" под рук. В. В. Кригер (1931-32). В 1960 уш„л на пенсию.

Лит.: Виктор Васильевич Смольцов, М., 1953 (буклет); Большой театр СССР. Опера и балет, М., 1958, с. 265-66. Л. Дин.

СМОЛЬЦОВ, Иван Васильевич [p.24.VIII(5.IX). 1892] - рус. сов. артист балета, педагог. Засл. арт. РСФСР (1933), засл. деят. иск-в РСФСР (1951). Брат Виктора Васильевича С. В 1910 окончил Моск. балетное уч-ще (класс Н. П. Домаш„ва) и был принят в труппу Большого т-ра. Был участником новаторских постановок А. А. Горского. Иск-во С. чуждо изысканности, внешней красивости, оно мужественно и строго. Образы С. отличаются теплотой и человечностью.

Партии: Зигфрид ("Лебединое озеро"), Дезире ("Спящая красавица"), Принц ("Волшебное зеркало" Корещенко), Колен ("Тщетная предосторожность"), Индусский танцовщик ("Баядерка" Минкуса), Квазимодо ("Эсмеральда"), Ли Шан-фу ("Красный мак") и др.

Выступал и как балетмейстер, пост. "Жизель" (совм. с В. В. Кудрявцевой) в моск. балетном т-ре "Остров танца" (1932-33).

Педагогич. деятельность начал ещ„ будучи учеником выпускного класса уч-ща. Преподавал в Моск. хореографйч. уч-ще. Среди учеников С.: И. А. Моисеев, М. М. Габович, А. М. Мессерер, В. Д. Го-лубин, А. М. Руденко. В„л классич. танец в Хореографйч. техникуме им. Луначарского, тренировочные классы в балетной труппе Большого театра и др. Л. Дин.

СМОЛЯК, Виталий Елисеевич (р. 25.IV.1915) - сов. укр. режиссер и актер, нар. арт. УССР (1965). Чл. Коммунистич. партии с 1943. В 1935-47-артист Харьковского передвижного т-ра им. М. Кропивниц-кого, затем Киевского т-ра транспорта. С 1955 - гл. реж'. Полтавского т-ра им. Н. В. Гоголя.

Роли: Овод (о. п. Войнич, 1937), Корчагин ("Как закалялась сталь", 1941), Полежаев ("Беспокойная старость" Рахманова, 1944), Титов ("Иван Рыбаков" Гусева, 1946), Хлестаков (1948), дон Сезар ("Дон Сезар де Базан" Дюма-нуара и Деннери, 1950), Грозный ("Василиса Мелентьева" Островского, 1953), Лука ("Любовь на рассвете" Галана, 1953), Виговский ("Навеки вместе" Дмитерко, 1949), Ромодан ("Крылья" Корнейчука, 1954). Спектаклям С. присущи разнообразие сценич. при„мов, эмоцион. насыщенность, нац. своеобразие.

Среди пост.: "Васса Железнова" (1955), "Обыкновенный человек" (1954), "Одна ночь" Горбатова (1957), "О личном" Пистоленко (1958), "Интервенция" Славина (1957), "Видны щляхи полтавские" Барабаша (1959), "Шуми, Диброво" Котляра и Майорчика (1960), "Ради своих ближних" Лаврентьева (1961), "Где тво„ солнце?" Коломийца (1961), "Кубинская новелла" Шевцова (1963), "Мария Тюдор" Гюго (1962), "Платон Кречет" (1963); "Вес„лка" Зарудного

(1963), "Дума о Британке" Яновского (1964), "Конотопская ведьма" Квитки-Основьяненко (1960), "Страницы дневника" Корнейчука (1965), "Украденное счастье" Франко

(1964)., , Л. Б.

СМОТРЫ ТЕАТРАЛЬНЫЕ - см. Театральные смотры.

СМЫШЛЯЕВ, Валентин Сергеевич (14.III.1891- 3. X. 1936)-рус. сов. актер, режиссер, педагог, театровед. Засл. арт. РСФСР (1935). В 1912-17 учился на юридич. ф-те Моск. ун-та, одновременно в 1913-15- сотрудник Моск. Художественного т-ра. В 1915-24 работал в 1-й Студии МХТ, в 1924-31 во МХАТе 2-м. Свою актерскую, а затем и режиссерскую работу С. совмещал с организаторской, педагогич. и театр.-обществ, деятельностью, руководил фронтовыми бригадами (1917, 1919), был организатором и зав. театр. отделом Моск. пролеткульта, зав. секцией массовых представлений Тео-Наркомпроса, зав. художеств. частью Центр, арены Пролеткульта. С. был основателем, педагогом и режиссером Белорусской театр. студии в Москве (1922-26), педагогом и режиссером евр. театр. студии "Культур-лига" в Москве (1925-27) и др. Среди ролей С.: в 1-й Студии МХТ - Чарли ("Потоп" Бергера), сэр Эндрью ("Двенадцатая ночь"), на осн. сцене МХАТа - Слепой старик ("Моцарт и Сальери" Пушкина), Ал„шка ("На дне"); во МХАТе 2-м - Рогач„в ("Чудак" Афиногенова).

В 1920 С. начал режиссерскую деятельность. Пост. во МХАТе 2-м спектакли: "Укрощение строптивой" (1923), "Гамлет" (1924, совм. с В. Н.Та-тариновым и А. И. Чебаном), "Орестея" Эсхила (1926), "Митькино царство" Липскерова(1928,совм.с С. Г. Бирман) и др. В 1931-33 С.-худ. рук. и режиссер т-ра "Семперанте", затем был худ. рук. и режиссером Моск. драматич. т-ра (1933-36). Пост.: "Цвет радости", сценарий Ю. В. Болотова (1932), "Особое мнение", сценарий О. М. Брика и О. Л. Леонидова (1933)- в т-ре "Семперанте","Евгений Базаров" по роману Тургенева "Отцы и дети"( 1933), "Красное и ч„рное" по о. п. Стендаля (1934), "Скупой" Мольера (1935)-Моск. драматич. т-р. Среди реж. работ С.: "Мексиканец" по Дж. Лондону (1921, Центр, арена Пролеткульта), нар. представление "Царь Максимилиан" (1924, на арене 2-го Моск. гос. цирка), "Сон в летнюю ночь" Шекспира (1926), оперные спектакли "Каменный гость" Даргомыжского (1926) и "Кашей бессмертный" Римского-Корсакова (1927), "Черевички" Чайковского (1928), "Русалка" Даргомыжского (1931) - оперно-симфонич. коллектив и оперный класс Московской консерватории; "Бруски" по Панф„рову (1929, Первый рабочий театр Пролеткульта) .

С. обладал тонким вкусом, разносторонними знаниями, но ряд его работ отмечен чрезмерным увлечением постановочной стороной, гротеском, буффонадой ("Мексиканец", "Скупой").

Соч.: Теория обработки сценического зрелища, Ижевск, М., 1921; "Клубная сцена", 1928, Ns 4; "Театр и драматургия", 1936, ј 5.

Лит.: Соболев Ю., Валентин Сергеевич Смышляев, "Советское искусство", 1936, 5 окт., ј 46. А. Шн.

"СНЕГУРОЧКА"- опера ("весенняя сказка") Н. А. Римского-Корсакова, либр. композитора по одноим. пьесе А. Н. Островского. Пост. 29 янв. 1882, Мариинский т-р (дириж„р Направник, реж. Кондратьев, художники Бочаров и Шишков, балетм. Богданов; Весна-красна - Каменская, Дед Мороз - Стравинский, Снегурочка - Велин-ская, Лель - Бичурина, Купава-Макарова, Мизгирь- Прянишников, Бобылиха- Шредер, Берендей - Васильев 3-й, Бермята - Корякин, Леший - Соболев). В 1885 пост. Моск. рус. частной оперой (дириж„р Бевиньяни, худож.ники Васнецов, Левитан и Коровин). 1893, Большой т-р (дириж„р Альтани, художники Вальц, Савицкий и Смирнов, балетм. Мандес; Весна-красна - Крутикова, Дед Мороз - Власов, Снегурочка - Эйхенвальд, Берендей - Барцал, Лель - Звягина, Купава - Дейша-Сионицкая, Мизгирь - Корсов, Бобыль - Клементьев. Бобылиха-Павленкова, Бермята - Трезвинский). 190 7,там же (дириж„р Сук, реж. Василевский, художники Коровин, Васнецов, Клодт, балетм. Горский); 1911, там же (реж. Лосский). Пост. в Харькове (1887, 1896), Киеве (1895).

На сов. сцене впервые пост. 14 дек. 1917, б. Мариинский т-р (дириж„р Малько, реж. Мейерхольд, худ. Коровин, балетм. Ширяев). В 1928 пост. Ленингр. Малым оперным т-ром (дириж„р Самосуд, пост. Н. Смолича, худ. Бобышев, хорм. Бауер, балетм. Чекрыгин; Весна-красна - Самарина, Дед Мороз - Белянин, Снегурочка - Горская, Берендей - Балашов, Лель -Мшанская, Купава - Кузнецова, Мизгирь - Болотин, Бобыль - Засецкий, Бобылиха - Сабинина

Бермята - Фомин). 1934, там же (дириж„р Самосуд, пост. Шкафера, худ. Коровин, хорм. Бауер). 1947, там же (дириж„р Грикуров, пост. Киреева, худ. Коровин, хормейстеры Лебедев и Мурин). 1954, Большой т-р. (дириж„р Кондрашин, реж. Покровский, худ. Рындин, хорм. Шорин, балетм. Вайнонен).

Среди исполнителей на рус. и сов. сцене: Салина, Нежданова, Люце, Степанова, Лаврова, Барсова, И. Масленникова (Снегурочка), Ершов, Собинов, Козловский, Лемешев (Берендей), Головина, Борисенко (Весна-красна), В. Петров, Журавленко (Дед Мороз), Петрова-Званцева, Любатович, Максакова, Авдеева (Лель), Грызунов, Бакланов, Сливин-ский, Кисел„в (Мизгирь), Успенский, Нэлепп (Бобыль), Друзякина, Ермоленко-Южина, Вишневская (Купава) и др. Пост. в др. городах Сов. Союза: Харьков (1928), Куйбышев (1937, 1943), Баку (1946), Пермь (1951), Казань (1953), Саратов (1960).

Пост. за рубежом: Прага (1905), Париж (1908, на франц. яз., пер. П. Гальперина и П. Лало, т-р "Опера комик"; 1929, на рус. яз.), Загреб (1921), Нью-Йорк (1922, на франц. яз.;

1935), Барселона (1922, на рус. яз.), Берлин (1923, на нем. яз., пер. А. Бернарда), Антверпен (1927), Будапешт (1928), София (1929), Буэнос-Айрес (1929, на русском языке;

1958), Лондон (1933), Турин (1931, на русском языке), Рим (1954).

Издания: "С." - партитура (литогр.) и клавир (ли-тогр.), В. Бессель, СПБ, 1881; акад. изд.- Полное собрание сочинений. Партитура, т. 3/А, Б/ (том подготовлен Д. Д. Шостаковичем), М..-Л., Музгиз, 1953; клавир, т. 31 (том подготовлен Д. Д. Шостаковичем), М.-Л., 1953; поел. изд. партитуры, М., Музгиз, 1959. ff рр

СН‚ЖИНА, Елена (1880-17.II.1944) - болг. ар тистка. Жена А. Кирчева. В 1904-06 училась в школе МХТ. Вернувшись в Болгарию, поступила в "Свободный т-р". С 1906 - актриса Нар. т-ра (София). Игра С. отличалась тщательной разработкой сценич. деталей, с особым успехом играла лирич. роли.

Среди лучших работ С.: Тодорка ("Иванко" Друмева), Зон ("Борислав" Вазова), Раневская ("Вишн„вый сад");

Катерина ("Гроза); Ирина ("Женщина с моря" Ибсена), Ада ("Гибель Содома" Зудермана), Роксана ("Сирано де Берже-рак"), мадам Сан-Жен (о. п. Сарду), Вильма ("Сказка про волка" Мольнара) и др.

Лит.: Кирчева-Фикова О., Елена Снежина, "Изгрев", 1945,5 декември, ј 362, с. 4. А. Ив

СН‚ЛЬМАН (Snellman), Рут (р.23. XI. 1894) - фин. актриса. Дочь композитора Я. Сибелиуса. В 1911 училась в театр. школе при Фин. нац. т-ре и за границей. С 1913 - актриса Фин. нац. т-ра. Выступала в Таммерфорсском т-ре, в т-pax Выборга и др. городах, а также за границей.

Роли: Герда ("Буря" Стриндберга), Клеопатра ("Цезарь и Клеопатра" Б. Шоу), Оливия, Ариель ("Двенадцатая ночь" и "Буря" Шекспира), г-жа Эрлин ("Веер леди Уиндермиер" Уайльда), Регина фон Эммериц (о. п. Топелиуса).

Лит.: Veistaja V., Kasvot naamion takana, Helsinki, 1953, s. 325-331. С. Л.

СНЕТКбВА, Фанни(Федосья) Александровна(1838- 13.II.1929) - рус. актриса. Окончила Петерб. театр. уч-ще (1858). Дебютировала на петерб. сцене в 1856 в роли кокетливой девочки-княжны Ольги ("Владимир Заревский" Ефимовича), завоевав симпатии зрителей красотой, обаянием, эмоциональностью игры. С 1858- актриса Михайловского т-ра (Петербург). Считалась лучшей "инженю" петерб. сцены. М. С. Щепкин хвалил актрису за интуицию, артистич. восприимчивость. Была первой исполнительницей роли Катерины ("Гроза", 1859) на петерб. сцене. Не сумев передать всю глубину этого образа, С. покорила зрителей (и самого Островского) неотразимой женственностью, поэтичностью своей героини. Выйдя замуж, С. в 1863 оставила сцену.

Роли: Корд елия ("Король Лир", 1858), Дездемона (1859), Офелия (1863); Белоногова и Елецкая ("Холостяк", 1859, и "Нахлебник", 1862, Тургенева), Софья ("Горе от ума", 1862), Краснова и Оленька ("Старый друг лучше новых двух", 1860, и "Грех да беда на кого не жив„т", 1862, Островского), Курчаева ("Испорченная жизнь" Черныш„ва, 1861) и др.

Лит.: Вольф А. И., Хроника Петербургских театров. С конца 1855 до начала 1881 года, ч. 3, СПБ, 1884; Эфрос Н., Первые Катерины, в сб.: Островский. 1823-1923. К столетию со дня рождения. Юбилейный сборник, M., 192.0'. Боборыкин П., Три любимицы, "Артист", 1890, ;ј 11. E. M.

СНУК (Snoek), Андрис (14.XI.1765-3.1.1829) - голл. актер. Учился на священника; увлекался любит. т-ром. В 1789 примкнул к передвижной труппе У. Бингли. В 1793 организовал собств. труппу, с к-рой успешно дебютировал в Амстердаме в 1795. Быстро выдвинулся как актер на героич. роли, чему способствовали хорошая сценич. внешность, сильный, звучный голос. Известность С. принесло исполнение роли Родриго ("Сид" Корнеля), получившее в 1803 высокую оценку Тальма. В 1811-20 С.совм. с видными голл. актерами И. Зисенис-Ваттир (до 1817) и Т. Май-офски возглавлял "Амстердамский городской т-р" (см. "Схаубур г"). Выдающийся трагический актер, С. был крупнейшим представителем сценического искусства классицизма в Голландии (18 - нач. 19 вв.). Успешно выступал также в мещанской драме и мелодраме.

Роли: Гейсбрехт ван Амстел (о. п. Вондела), Ахилл (о. п. Х„йдекопера), Гамлет, Макбет, Отелло; Нерон, Ипполит, первосвященник Иоад ("Британник", "Федра", "Аталия" Ра-сина), Магомет, Оросман, Эдип ("Магомет", "Заира", "Эдип" Вольтера), Маринелли ("Эмилия Галотти" Лессинга), Мейнау ("Ненависть к людям и раскаяние" Коцебу) и др.

Лит.: HellwaldP.von, Geschichte des hollandischen Theaters, Rotterdam, 1874. Вл. о.

"СОБАКА НА СЕНЕ" (др. назв.- "Собака садовника"; "El Perro del поеапо-медия в 3 д. в стихах Лопе де Вега (см. Вега Карпъо). Первая редакция - 1613 (предположительно), окончательная - 1618. Из новейших постановок "С. на с." - Т-р Мариньи, Париж (1955, реж. и исполнитель роли Теодоро -Ж. Л. Бар-ро, Диана - М. Рено).

В России впервые пост. в Александрийском Т-ре (1891, Диана - Савина, Теодоро - Дальский, Марсела - Мичурина, Тристан - Варламов). Затем пьесу ставили: Малый т-р (1893, Диана - Лешковская, Теодоро - А. Ильинский, Тристан - Макшеев); Т-р лит.-художеств. об-ва, позднее- Малый т-р, Петербург (1903, 1912).

Из пост. "С. на с." на сов. сцене: Малый т-р (1919, реж. Санин, худ. Юон; Диана - Шухмина, Теодоро - Остужев, Тристан - Н. Яковлев), Т-р им. Сундукяна (1925, реж. Бурд-жалян; 1955), Ленингр. т-р Комедии (1936, реж. и худ. Акимов; Диана - Гошева, Юнгер, Теодоро - Ханзель, Лецкий, Марселла - Гурецкая, Тристан - Суханов), Калининский т-р (1936), Моск. т-р Революции (1937, реж. Власов, худ. Фаворский; Диана - Бабанова, Теодоро - Лукьянов, Тристан - Дм. Орлов, Толмазов), Волгоградский т-р, Куйбышевский т-р (реж. Асеев; Диана - Чекмасова, Теодоро - Бурэ, Тристан - В. Михайлов), Свердловский т-р (реж. Ефремов, Диана - Скальская, Теодоро - Молчанов, Тристан - Георгиевский) - все в 1938; Ростов-ский-на-Дону т-р (1940, реж. Брилль, Тристан - Леондор), Смоленский т-р (1940), Латв. т-р драмы (1948), Каунасский муз.-драматич. т-р (1950), Горьковский т-р (1958), т-р "Красный факел" (1962, Тристан - И. Поляков) и др.

Издания.- Первая публикация - Comedias de L. de Vega Carpio sacadas de sus originales, pt. XI, Madrid - Barcelona, 1618. Первое рус. изд., [пер. H. Пятницкого] под назв. "С. на с." - ж. "Библиотека для чтения", СПБ, 1843, т. 58, отдел П; позднее, под назв. "Садовничья собака", "Отечественные записки", СПБ, 1853, т. 90, ј 9, отд. 1, с. 30- 88; Из сов. изд.: "Собака садовника", пер. А. Бежецкого (Мас-лова), М., [1921] (литогр. изд.); пер. В. Пяста, М., 1936 (стеклогр. изд.); в пер. М. Лозинского, Л., 1938 и М.-Л., 1938; Лопе де Вега Ф., Избр. драматич. произв., т. 1, М., 1954; Лопе де Вега Ф., Собр. соч. в 6 тт., т. IV, М., 1963. А. Шн.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница