Наши партнеры

https://forum.zaymex.ru/
Продажа Квартиры в Бенидорме alexhomeinvest.com/city/kvartiry-v-benidorme/.

Театральная энциклопедия
(страница 392)


"СКАЗКА" (вариант первонач. названия "Золотая долина") - пьеса в 4 д. (10 карт., 5 интермедий) М. А. Светлова. Соч. 1938. Пост.: 23 нояб. 1938 в ЛенТЮЗе (реж. Рашевская, худ. Бейер, комп. Ходжа-Эйнатов; Иван Анисимович- Макарьев, Таня - Орлова, Шурик - Охити-на. Катя - Казаринова, Моисей - Шифман); 1939 - Центр. детский т-р (новый вариант; реж. Пыжова и Бибиков, худ. Вишневецкая и Фрадкина, комп. Оранский; Иван Анисимович - Гушанский, Таня - Звягина, Шурик - Булкина, Катя - Нестерова, Виктор - Петров, Моисей - Сажин). Три года подряд "С." ставили почти все ТЮЗы страны; в

1939 - Архангельский, Иркутский, Новосибирский, Ро-стовский-на-Дону, Таганрогский, Тамбовский ТЮЗы; в

1940 - Горьковский, Грозненский, Ивановский, Куйбышевский, Свердловский, Симферопольский, Тбилисский (реж. Товстоногов), Фрунзенский, Харьковский. Среди пост. др т-ров: 1940 - Магнитогорский т-р, 1941 - Ижевский, Краснодарский, Орловский, Пензенский т-ры, Саратовский и Минский ТЮЗы и др. В последующие годы "С." ставили Рижски ТЮЗ (1946), Центр, детский т-р, Москва (1957). Курганский т-р (1959) и мн. др.

Издания: Первая публикация "С." - М., 1939; Из последующих изданий: Светлов М. А.. Сказка, пьеса в 4 д. режиссерская трактовка Б. В. Бибикова и О. И. Пыжовой, М., 1939; Сказка. Пьеса в 4 д., М.-Л., 1940;

Избранные стихи и пьесы, М., 1950; Стихи и пьесы, М 1957. А. Шн.

"СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ" - опера Н А Риде ского-Корсакова, либр. В. И. Бельского по о. п. А. С. Пушкина, с сохранением мн. стихов лит. первоисточника. Пост. 21 окт. 1900, Москва, Т-р Солодовникова, артистами Товарищества рус. оперы (дириж„р Ипполитов-Иванов, реж. Лентовский, худ. Врубель; Салтан - Мутин, Милитриса - Цветкова, Ткачиха - Ростовцева, Повариха - Веретенникова, Баба-риха - Страхова, Гвидон - Секар-Рожанский, Царевна-Лебедь - Забела, Старый дед - Шкафер, Гонец - Шевел„в, Скоморох-Левандовский); 1902, Большой зал консерватории, Петербург, артистами антрепризы У. Гвиди (дириж„р Зел„ный, реж. Дума); 1906, Оперный т-р Зимина, Москва (дириж„р Ипполитов-Иванов); 1913, Большой т-р (дириж„р Купер, реж. Лосский, худ. Коровин; Салтан - Г. Пирогов, Милитриса - Балановская, Ткачиха - Павлова, Повариха - Гукова, Бабариха - Правдина, Гвидон - Орешкевич, Царевна-Лебедь - Е. Степанова и Нежданова, Гонец - Савранский); 1915, Мариинский т-р (дириж„р Коутс, реж. Лосский, художники Коровин и Головин, балетм. Романов; Салтан - Шаронов, Милитриса - Николаева, Ткачиха - Ланская, Повариха - Р. Степанова, Бабариха - Збруева, Гвидон - Ершов, Царевна-Лебедь - Бронская, Старый дед - Угринович). На сов. сцене в 20-30 гг. опера входила в репертуар Ле-нингр. т-ра оперы и балета и Большого т-ра в старых пост. Новая пост. 1937, Т-р оперы и балета им. Кирова (дириж„р Лазовский, реж. Лосский, художники Билибин и Щекотина-Потоцкая, хорм. В. Степанов, балетм. Бер„зова; Салтан-Жу-равленко, Милитриса- Белухина и Кузнецова, Ткачиха- Иваницкая, Повариха - Кашеварова, Бабариха - Вербицкая, Гвидон - Нэлепп, Царевна-Лебедь - Розен, Дед - Кабанов, Гонец - Виттельс, Скоморох - Водзинский); 1959, Большой т-р (дириж„р Небольсин, реж.-пост. Ансимов, режиссеры Сучков и Шароев, худ. Клементьев, хормейстеры Хазанов и Лицвенко). Среди исполнителей на рус. и сов. сцене: Богданович, Долинин, Райский, Большаков, Ивановский (Гвидон), И. Петров (Салтан), Фирсова (Царевна-Лебедь) и др. Пост. в др. городах Сов. Союза: Рига (1947), Одесса (1949), Куйбышев (1959), Фрунзе (1964).

Пост. за рубежом: Барселона (1924, на рус. яз.), Рига (1925), Брюссель (1926), Буэнос-Айрес (1927), Ахен (1928), Париж (1929, на рус. яз.), Милан (1929, т-р "Ла Скала"), Лондон, София (1933), Прага (1935), К„льн (1959) и др.

Издания: "С. о ц. С." - партитура, СПБ, В. Бессель, 1901; клавир, СПБ,3. Бессель,1900. Акад. изд.-Полное собр. соч., партитура, т. 10 (А, Б) и клавир, т. 38 (тома подготовлены А.Н. Дмитриевым), М.-Л., Музгиз, 1957. ff, Гр.

"СКАЗКИ ГОФМАНА" ("Les Contes d 'Hoffmann")- опера Ж. Оффенбаха, либр. П. Ж. Барбье и M. Kappe на основе пьесы этих же авторов по новеллам Э. Т. А. Гофмана (опера осталась незаконченной. После смерти Оффен-баха оркестрована Э. Гиро). Пост. 10 февр. 1881, т-р "Опера комик" Париж (дириж„р Данбе, хорм. Kappe; Олимпия, Антония и Стелла - Изаак, Никлаус - Угальд, Голос - Дюпюи, Гофман - Талазак, Линдорф, Коппелиус и Миракль - Тас-кен, Спаланцани - Гурдон, Креспель - Бельом, Лютер - Труа, Натанаэль - Шеневьер, Герман - Тест, Андре, Кошениль и Франц - Гриво). Опера ставилась во мн. т-рах мира.

В России пост. 17 февр. 1899, Мариинский т-р (Гофман - Фигнер, Морской и Климов 2-й, Джульетта и Антония - М. Фигнер и Больска, Никлаус - Фриде и Насилова, Олимпия - Мравина и Будкевич, Коппелиус, Миракль и Дапертутто - Тартаков и Шаронов, Лютер - Климов 1-й, Креспель - Серебряков, Спаланцани - Титов, Голос - Слатина, Кошениль и Франц - Угринович и Чупрынников). В 1916 пост. т-ром Муз. драмы, Петроград (дириж„р Фитель-берг, реж. Лапицкий; Антония - Бриан, Коппелиус - Журавленко).

На сов. сцене пост. 1 марта 1922, т-р Муз. драмы, Москва (дириж„р Шефер, пост. Лапицкого, худ. Кальбе, балетм. Дыс-ковский; Гофман - Курганов и Пумпянский, Кукла - Кит-тель и Незванова, Никлаус - Ребонэ и Баклина, Миракль - Малихов, Коппелиус - Львов и Соколовский, Джульетта - Немченко); 1924, Ленингр. Малый оперный т-р (дириж„р Самосуд, пост. Лапицкого, худ. Плешаков; Гофман - Ершов, Герман и Шлемиль - Кисел„в, Никлаус - Мшанская); 1948, Моск. муз. т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко, под назв. "Любовь поэта" (пер. С. Левика в переработке С. Це-нина, дириж„р Акулов, пост. Маркова, реж. Еелякова и Степанова, худ. Эрдман; Гофман - Белугин, Линдорф - Канделаки, Никлаус - Янко, Олимпия - Юдина, Джульетта- Смирнова-Немирович, Антония - Федосеева, Спаланцани - Ценин, Шлемиль - Мокеев, Креспиль - Коробков).

Пост. в др. городах Сов. Союза: Минск (1941), Тбилиси (1942), Рига (1954), Вильнюс (1960), Ереван (1962), Пермь (1963). Показана в Москве во время гастролей Будапештского оперного т-ра в 1958 (дириж„р Комор,-реж. Надашди, худ. Фюлюп), т-ра "Комише опер", Берлин (1959, дириж„р Нейман, реж.-пост. Фельзенштейн, худ. Генрих, хорм. Шмидт -Болендер), т-ра "Латерна магика", Прага (1963).

Издания: "С. Г." - клавир, Р., Choudens, [s. d.];

Lpz., С. F. Peters, [s. d.]. Я. Г p.

СКАЙДРИТЕ (наст. фам. - В а р н а), Юлия Михайловна (7.1.1871-26.1.1942) - латышская актриса. В 1888 была приглашена в Митавский т-р (ныне Ел-гавский) на роль Скайдрите (отсюда псевдоним актрисы) в пьесе Алунана "Кто без солнца песню пел". В 1889-1908 - актриса Рижского латыш, т-ра. С.- трагедийная актриса, она обладала большим темпераментом и создала монолитные, сильные образы. Игра е„ отличалась возвышенностью чувств, драматич. пафосом.

Роли: Матильда ("Блудный сын" Блаумана, 1893), Ася ("Жрица" Аспазии, 1894), Иоанна ("Орлеанская дева", 1895), леди Макбет (1896); Мария и Елизавета ("Мария Стюарт", 1897), Катарина ("Укрощение строптивой", 1898), Джульетта ("Ромео и Джульетта", 1899).

В 1908-09 работала в Новом рижском т-ре, в 1909-18 в Рижском латыш, т-ре.

Роли: Эльга (о. п. Гауптмана, 1911), Анна Каренина (1911), Маргарита Готье ("Дама с камелиями" Дюма-сына, 1912).

С 1919 - актриса Национального т-ра в Риге. Легковесный репертуар, к-рый С. пришлось исполнять в бурж. т-ре, ограничивал е„ творчество. В. X.

СКАЛА (Scala), Фламинио (р. во 2-й пол. 16 в.- ум. в нач. 17 в.) - итал. актер. Был известен под именем Флавио. Работал в .разл. итал. труппах комедии дель арте: "Джелози", "Дезиози", "Аччези", руководил труппой "Конфиденти", выступал в Лионе, Париже, Мантуе и др. городах. Пользовался успехом в ролях "любовников". С. принадлежит первый печатный сборник сценариев комедии дель арте, сюжеты к-рых использовали в дальнейшем мн. видные актеры комедии дель арте, а также Мольер и К. Гольдони.

Соч.: Il teatro delle favole rappresentative, ovvero la ricreazione comica, boscareccia e tragica, Venezia, 1611.

Лит.: Дживелегов А. К., Итальянская народная комедия..., 2 изд., М., 1962. ff. Мок.

"СКАЛА" - см. Ла Скала".

"СКАЛА" (Scala)- австр. т-р. Открыт в Вене в 1948 группой актеров на паях. Руководитель т-ра-режиссер и актер В. Хейнц. Коллектив ставил перед собой культурно-просветит, задачи и сразу выделился среди бурж. коммерч. т-ров. В т-ре ставились пьесы Шекспира, Шиллера, Ф. Раймунда, И. Н. Нестроя, Л. Ан-пенгрубера; пьесы рус. и сов. драматургов: "Ревизор", "Живой труп", "Враги", "Мещане", "Дети солнца";

"Путь в жизнь" (по "Педагогической поэме" А. С. Макаренко), "Хирург" ("Платон Кречет" Корнейчука). Т-р стремился ставить прогрессивную драматургию, создать полноценный ансамбль исполнителей. В труппе были талантливые актеры: К. Парила, Э. Пели-ковская, Г. Раки, Ф. Лобе и др. Финансовые трудности и постоянные нападки реакц. прессы привели к закрытию этого прогрессивного т-ра. Последний спектакль - "Жизнь Галилея" Брехта - состоялся 30 июня 1956.

Лит.: "Theater der Zeit", 1956, Heft. 4, 8. Л. Лоб.

СКАЛИГЕР (Scaliger), Жюль Сезар (наст. имя и фам. - Джулио Чезаре Скалиджеро) (1484-21.X.1558) - франц. филолог, гуманист. Крупнейший теоретик драмы эпохи Возрождения. Род. в Италии.С 1529 жил во Франции. Автор критич. комментария к соч. Аристотеля, ставшего основой его собств. труда-"Поэтики" (1561),где впервые создана стройная теория драмы. С. сформулировал понятие трагического, требовал ч„ткого разграничения драм. жанров, призывал подражать античным образцам. Вв„л в теорию драмы правило тр„х единств. Теоретич. взгляды С. оказали влияние на формирование классицизма.

Соч.: Poetices libri septem, Genovae, 1561, 2 ed., p., 1581.

Лит.: История западноевропейского театра, т. 1, под общей ред. C.C. Мокульского, М., 1956. А. Мих.

СКАЛОВА (Skalova), Ольга (р. 25.IV.1928) - чехословацкая артистка балета. Засл. арт. ЧССР (1958). Ученица И. В. Псота. В 1957 занималась в Москве у С. М. Мессерер. В 1944-52 работала в Брно, затем ведущая танцовщица Нац. т-ра (Прага). Гос. пр.(1956)

Лучшие партии: Одетта-Одиллия, Зарема; Фригия ("Спартак" Хачатуряна), Беатриче ("Слуга двух господ" Бургхаузера), Дездемона ("Отелло" Гануша), Хозяйка Медной горы ("Каменный цветок" Прокофьева), Куртизанка ("Блудный сын" Прокофьева), Мехмене Бану ("Легенда о любви" Меликова).

Лит.: Schmidova L., Ceskoslovensky balet, Pra ha, 1962; R у b i n o v a N., Vecer tri baletu, "Tanecni listy", 1963, ј 3. Я. Шер.

СКАЛЬКОВСКИЙ, Константин Аполлонович[6(18). IV.1843-6(19).V.1906]рус. театр. и балетный критик. Сын рус. историка А. С. Скальковского. По образованию горный инженер. Автор книг и статей о балете. Выступал в периодич. изданиях ("Санкт-Петербургские ведомости", "Новое время"). Иногда подписывался псевдонимом "Балетоман". Не всегда объективные (иногда фельетонного характера), но ценные по фактологич. материалу статьи С. представляют интерес для исследователей т-ра.

Соч.: Балет. Его история и место в ряду изящных искусств, СПБ, 1882; В театральном мире. Наблюдения, воспоминания и рассуждения, СПБ, 1899; Новые путевые впечатления. Вдоль и поперек Европы. Несколько дней в Варшаве.- Лондон,-Париж.- В Испании и Марокко, СПБ, 1889; За год. Воспоминания. Исторические очерки. Публицистика..., Путевые впечатления, СПБ, 1905.

Лит.: Бертенсон В. Б., Из воспоминаний о К. А. Скальковском, СПБ, 1912; Борисоглебский М. [сост.]. Материалы по истории русского балета, т.1,Л., 1938. Г. Ш.

СКАРАМУЧЧА (итал. Scaramuccia, франц. Scara-mouche) - персонаж итал. комедии делъ арте. Первоначально С. был одним из вариантов Капитана и отличался от него только ч„рным костюмом. Выдающийся неаполитанский актер Т. Фьорилли, выступавший со 2-й пол. 40-х гг. 17 в. в Париже, изменил характер этой маски. Он превратил Капитана в светского хвастуна, отказался от деталей, указывавших на его воен. профессию, не носил маски (белил лицо мукой или мелом). Высокое иск-во мимики Фьорилли, его песенки, игра на гитаре разрушали устаревшие каноны комедии дель арте.

Лит.: Дживелегов А. К., Итальянская народная комедия. "Commedia dell*arte", 2 изд., M., 1962.

СКАРАМУШ- см. Скарамучча. СКАРЛАТТИ (Scarlatti), Алессандро (2.V. 1660, Палермо,-24.X.1725, Неаполь) - итал. композитор, капельмейстер и педагог. Глава неаполитанской оперной школы. С 12 лет жил в Риме. На муз. развитие С. оказали влияние композиторы Б. Паскуини, А. Корелли. 19 лет С. дебютировал оперой "Ошибки из-за сходства" (1679, театр "Карпаника", Рим). С 1679 - придворный капельмейстер в Риме,с 1684- в Неаполе. С 1702 в Риме руководил церк. капеллой, писал оперы для Флоренции и др. горОг дов. В 1708 был приглаш„н на прежнюю должность в Неаполь. Своим творчеством С. подв„л итог вековой эволюции итал. оперы и определил пути развития оперы-се-риа в 18 в.; был основоположником этого оперного жанра. Написал ок. 115 опер (сохранилось ок. 50), кантаты, мессы, оратории, мотеты, мадригалы, оркестровые и др. произв. Стиль С. определился в опере "Пирр и Деметрий" (1694, т-р "Сан-Бартоломео", Неаполь). Среди лучших соч.: "Падение децемвиров" (1697, там же), "Митридат Евпатор" (1707, т-р "Сан-Джованни Гризостомо", Венеция), "Тигран" (1715, т-р "Сан-Бартоломео"). С. писал также комедийные оперы: "Любовные недоразумения, или Розаура" (1690, Рим), "Торжество чести" (1718, т-р "Фьорентини", Неаполь) и др.

С творчеством С. связан расцвет иск-ва бель канто. Красивое мелодич. пение, преим. сольное, становится основой жанра оперы-сериа. Драматургия произв. С. строится гл. обр. на чередовании арий и речитативов. В операх С. сохраняется равновесие между за-конч. муз. формами и драм. действием. Он утвердил осн. типы арий - лирич. и бравурной, господствующую форму арии да капо (3-частной, последняя часть повторяет первую, с украшениями), две гл. манеры оперного пения - певучую для лирики (кантилена) и виртуозно-бравурную для патетики (колоратура), два типа речитатива - "сухого" для диалога (под аккомпанемент клавесина) и "аккомпанированного" (сопровождаемого оркестром) для монолога, переходящего в арию, и, наконец, тип неаполитанской (тр„хчастной, с медленной средней частью) оперной увертюры - прообраза классич. симфонии. Сюжеты опер С. в осн. взяты из др.-греч. и др.-рим. мифологии и истории, действие строится на любовной интриге.

Музыка выражает гл. обр. эмоциональные состояния героев; в ней различимы связи с итал., преим. неаполитанской, нар. песней, танцем.

С. преподавал в одной из неаполитанских консерваторий. Его ученики - сын Доменико С. (1685- 1757), выдающийся клавесинист и композитор, автор многочисл. сонат и 13 опер, композиторы А. Гассе, Ф. Джеминьяни и др.

Лит.: Р о л л а н Р., Опера в XVII веке в Италии, Германии, Англии, пер. с франц., М., 1931; D e n t E. J., A. Scarlatti. His lifeand works, 2 ed., L., 1960; L o r e n z A., A. Scarlatti's, Jugendoper, Bd 1-2, Augsburg, 1927; T i b у О., La Famiglia Scarlatti. Nuove ricerche o documenti. Roma, 1947. Б. Ili.

СКАРПЕТТА (Scarpetta), Эдуарде (13.III.1853-29.XI.1925) - итал. актер, драматург. В 15-летнем возрасте дебютировал как актер на сцене т-ра "Сан-Карлино" (Неаполь), затем выступал в разл. районах Калабрии с труппой М. Боцци. Вернувшись через 2 года в Неаполь, С. вступил в труппу А. Летито а после его смерти возглавил т-р "Сан-Карлино". Создал здесь образ дона Феличе Шошамокки, заменивший традиционную маску Пульчинеллы. Это выдвинуло С. в число лучших комедийных актеров неаполитанского диалектального т-ра. Дон Феличе стал гл. персонажем многочисл. комедий С., сатирически изображающих выскочек-буржуа. Отказываясь от маски Пульчинеллы, заменяя е„ живым человеческим характером, актер более глубоко и полно показывал совр. действительность. Мн. пьесы, близкие по стилю к фарсу, С. писал, перерабатывая комедии франц. драматургов (Э. Лабиша, Ж. Фейдо, А. Н. Эннекена и др.). В его комедиях щедрый комизм, жизнеутверждающая темпераментность сочетаются с критикой нек-рых сторон жизни Неаполя, подлинным демократизмом, точным изображением неаполитанского быта, характеров. Лучшая пьеса С.- "Беднота и знать" (1888), показывающая жизнь двух семей, к-рых голод и нищета довели до отчаяния, не утратила социальной остроты до наст. времени.

С. принадлежат книги автобиографич. характера:

"От Сан-Карлино до Фьорентини" (Da San Carlino ai Fiorentini, Napoli, 1895), "Дон Феличе" (Don Felice, Napoli, 1883), "Пятьдесят лет на сцене" (Cinqu-ant'anni di palcoscenico. Napoli, 1922).

Лит.: ScarpettaM., Felice Sciosciammocca, mio padre, Napoli, 1950; на рус. яз.-Де Филиппе Э., Страницы истории неаполитанского театра, "Театр", 1958, ј 7. р /fn.

CKAPPOH (Scarron), Поль (4.VII.1610-7.X.1660)-* франц. писатель, поэт, драматург. Автор бурлескных поэм и знаменитого "Комического романа", рисующего полную драматизма жизнь бродячих комедиантов, противопоставленную миру смешных и порочных обывателей. С. написал комедии "Жодле, или Хозяин-слуга", "Смешной наследник" (1645, 1649, т-р "Бургундский отель"), "Три Доротеи, или Обесчещенный Жодле" ("Жодле-дуэлист"), "Дон Яфет Армянский" (1646, 1652, т-р "Маре"), в к-рых использовал бурлескный при„м пародирования сюжетов исп. комедии. Во мн. свои пьесы С. вв„л в качестве гл. персонажа фигуру популярного фарсового актера Жодле. Образы Жодле и Криспена ("Саламанкский школяр, или Великодушные враги", 1652, "Маре") утвердили во франц. т-ре и драматургии тип энергичного, вес„лого слуги, получивший дальнейшее развитие в комедиях Ж. Б. Мольера, Ж. Ф. Реньяра, А. Р. Лесажа. Показывая слугу в роли дворянина, С. средствами гротеска, пародии разрушал традиц. представление о дворянстве. С. широко использовал фарсовые традиции; живой, гибкий диалог его комедий построен на резких столкновениях.

Соч.: Oeuvres, t. 1-7, Р., 1786; Le roman comique, V. 1-2, Р.,1951; в" рус. пер. -Комический роман, M.-Л., 1934; Комедии, М., 1964 (ст. и примеч. В. ЛозовецкогОд с. 5-30).

Лит.: M o r i 1 1 о t Р., Scarron et le genre burlesque, Р.. 1888. В. Л\ СЕАРСКАЯ, Надежда Ф„доровна (1869-17.VI. 1958) - рус. актриса, театр. деятель, педагог. Засл. арт. Республики (1927). Дочь Ф. П. Комиссаржевско-го, сестра В. Ф. Комиссаржевской. В 1899 дебютировала на любительской сцене. В том же году была принята в МХТ; играла здесь один сезон. Затем работала в Т-ре К. Н. Незлобина в Н. Новгороде, в 1901-02в труппе П. П. Гайдебурова в Елисаветграде и Н. Новгороде. В 1903 вместе с Гайдебуровым (впоследствии муж С.) возглавила организованный ими Общедоступный т-р при Лиговском нар. доме в Петербурге. В 1905 на базе этого т-ра Гайдебу-ров и С. создали Первый передвижной драматический театр. Деятельность этих т-ров носила просветительский характер. С. исполнила здесь св. 200 ролей, преим. в классич. репертуаре: Катерина ("Гроза"), Антигона (о. п. Софокла), Офелия и Гертруда ("Гамлет") и др. Играла в пьесах А. П. Чехова (Соня-"Дядя Ваня", Сарра- "Иванов", Маша - "Три сестры", Раневская - "Вишн„вый сад"), Л. Н. Толстого (Матр„на - "Власть тьмы", Звездинцева - "Плоды просвещения"), Ибсена (фру Альвинг - "Привидения", Гедда Габлер - о. п.).

В иск-ве С. драматизм, лирич. взволнованность сочетались с ясностью мысли. Была постоянной партн„ршей Гайдебурова. В 1918 С. возглавила студию, созданную в том же году при Передвижном т-ре (с 1921 - "Палестра"), в к-рой вместе с Гайдебуровым работала над воспитанием актеров. В 1928 после тяж„лой болезни С. оставила сцену и целиком перешла на педагогич. работу.

Лит. см. к ст. Гайдебуров и Первый передвижной драматический театр. ( р

"СКАТУВЭ" (лат. Skatuve-сцена)-латыш, сов. т-р. Организован в Москве в 1919 по инициативе Е. Вахтангова как студия; руководитель -ученик Вахтангова О. Глазниек (Глазунов). Коллектив воспитывался на принципах Станиславского и Вахтангова; среди педагогов были актеры Т-ра им. Вахтангова. В 1924 состоялся первый выпуск студии. В 1930 со спектаклями "Пан" Лерберга и "Разлом" студия выступала на 1-й Всесоюзной олимпиаде нац. т-ров. В 1932 преобразован в Гос. латышский т-р. В репертуаре т-ра преобладали сов. пьесы.

Лучшие спектакли: "Разлом" (1927); "Вей, ветерок!" Райниса (1932), "После бала" Погодина (1934), "Авантюра" Апина и Йокума (1935), "Волки" Эйдемана (1935). В числе ведущих артистов были: Я. Балтаус, Р. Банцан, М. Лейко, Э. Мишке и др. Т-р "С." достиг значительных творч. успехов, но в 1932 многие деятели его были незаконно репрессированы и т-р был закрыт.

Лит.: Teatra "Skatuve" 15 gadu darbs, в кн.: Valsts Lat-viesu teatris "Skatuve", Maskava, 1935; М i k e Е., Valsts latviesu teatris "Skatuve". 1919-1938, Riga, 1963. /f. /f.

СКВОЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ - термин, широко применяемый в сов. т-ре. Введ„н К. С. Станиславским (см. Станиславского система). С. д. наз. гл. линия дра-матургич. развития пьесы, обусловленная идеей пьесы, творч. замыслом драматурга. Верное понимание С. д. помогает режиссеру и актерам достигнуть последовательного, целеустремл„нного раскрытия идейного содержания роли и пьесы в целом. . Н. Гор.

СКВОРЦОВА, Мария Васильевна (25.1.1888- 25.XII.1964) - сов. цыганская актриса. Засл. арт. РСФСР (1947). Чл. Коммунистич. партии с 1944.

В детстве и юности кочевала с табором. С 1904 на-чала выступать в цыганском хоре И. Г. Лебедева в Москве, исполняла цыганские песни и танцы. С 1931 С.- актриса цыганского т-ра "Роман". В 1939 сыграла роль Матери в спектакле "Кровавая свадьба" Гарсиа Лорки, создав глубоко драматич. образ. Среди ролей С.: Гельби ("Песнь об Урсаре" Ром-Лебедева), Настасья Филипповна ("Венчальная" Финна), Мануй-лиха ("Олеся" по Куприну), Матр„на ("Верность" Лу-ковского), Гордыля ("Цыганка Аза" Старицкого), Мария Васильевна ("Кабачок Макрель" Ром-Лебедева), Мать ("Марианна Пинеда" Гарсиа Лорки), Доротея ("Кармен из Трианы" по Мериме) и др. В творчестве С. органически сочетались иск-во драмы, песни, танца. Актрисе присущи артистизм, большое обаяние, е„ сценич. образы исполнены человечности, теплоты, глубокого драматизма.

Лит.: Альтман И., Гарсия Лорка и театр "Ромэн". "Театр", 1939, ј 4; Московский цыганский театр "РОМУН",М., 1961; Рыжова В., Необычные судьбы, "Театральная жизнью, 1962, ј 4. С. Г.

СКЕНА (греч. стхт, основное значение - палатка, дерев. будка) - одна из тр„х частей др.-греч. театра. В ранний период (до Эсхила) С.временное деревянное помещение для переодевания и выхода актера, исполнявшего разл. роли. С усложнением театр. действия и введением 2-го и 3-го актеров, позади орхестры или по касательной к е„ окружности была построена стена, получившая назв. С.

С. являлась резонатором, на ней же укреплялись рисованные на досках или холсте декорации (позже для этой цели используется проскений). В сер. 5 в. к С. были пристроены боковые крылья - параскении. От древнегреч. слова (JT.T и лат. scaena происходит совр. слово "сцена".

Лит.: Варнеке Б. В., История античного театра, М.-Л., 1940; Колобова М.М., Древний город Афины и его памятники, Л., 1961; См. также ст. Древнегреческий театр. Древнеримский театр и лит. к ним. Над. М.

СКЙБИН (Skibine), Жорж (р. 30.1.1920) - амер. артист балета. По национальности русский, ученик О. И. Преображенской, А. И. Вильтзака и др. С 1938- в труппе "Балет Рене Блюма" (Монте-Карло), с 1940- солист "Орижиналь балле рюсс" (там же), с 1941 - "Балле тиэтр" (Нью-Йорк), где исполнял ведущие партии, в т. ч. Алеко (о. п. на муз. Чайковского), принца Сапфира ("Синяя Борода" на муз. Оффенбаха) и др. В 1947-56 - танцовщик труппы "Гран балле де Монте-Карло". С 1956 - солист балетной труппы "Гранд-Опера" в Париже, а в 1958-63-гл. балетмейстер этого т-ра. С 1964 - рук. труппы "Харкнес балле" (США). Пост. спектакли: "Трагедия в Вероне" на муз. Чайковского (1950), "Аннабель Ли" Шифма-на (1954), "Идилия" Серрета (1954), "Кавказский пленник" на муз. Хачатуряна (1951), "Серый ангел" на муз. Дебюсси (1953), "Возвращение" на муз. Прокофьева (1954), "Ахилл" на муз. Ларошфуко (1955), "Ромео и Джульетта" на муз. Берлиоза (1955) и др. - все в труппе "Гран балле дю маркиз де Куэвас". В 1958 выступал в Москве с труппой "Гранд-Опера".

Лит.: Glotz М., George Skibine, P., 1955. Ham. P. СКИВН‚ВСКИЙ, Александр Брониславович [р. 26.111(8.IV). 1903] - рус. сов. режиссер и педагог. Засл. деят. иск-в Удм. АССР (1945) и БССР (1952). В 1925 окончил реж. отд. ГЭКТЕМАСа. В 1926-28- худ. рук. Читинского т-ра, в 1929-30-Туркменского т-ра, Ашхабад, в 1931-33-Польского т-ра в Киеве, в 1940-46-рус. т-ра в Ижевске, затем гл. реж. Т-ра им. Кирова, Киров (1946-47), Ульяновского т-ра (1947-49), Т-ра им. Я. Колоса, Витебск (1949-58), Харьковского рус. т-ра им. Пушкина (1958-63). С 1958 препода„т режиссуру в Харьковском ин-те иск-в, заведует кафедрой режиссуры в ин-те культуры. Автор многочисленных статей по вопросам т-ра, нескольких пьес и монографий ("Народный артист А. К. Ильинский", Минск, 1954). Пост. спектакли: "Любовь Яровая" (1938), "Русские люди" (1942), "Гроза" (1943), "Плоды просвещения" (1945, 1959), "Русский вопрос" (1947), "Молодая гвардия" (1947);

"День чудесных обманов" Шеридана (1948), "Три сестры";

"Семья" Попова (оба в 1950), "На дне" (1951); "Разор„нное гнездо" Купалы (1952), "Извините, пожалуйста" Мака„нка (1954), "Свет с востока" Глебки, "Люди и дьяволы" Крапивы (оба в 1958), "Последняя туча" Муратова, "Братья Ершовы" по Кочетову (оба в 1959), "Иркутская история" Арбузова (1960).

Лит.: Майстри укрансько радянсько сцени, Кив, 1962, с. 309. Г. К. СКИПА (Schipa), Тито (р. 2.1.1888) - итал. артист оперы (лирич. тенор). Ученик А. Герунда и Э. Пик-коли. Дебютировал в 1910 в Верчелли в партии Альфреда. Затем пел в Риме, Милане, Буэнос-Айресе, Неаполе. В 1915 впервые выступил на сцене т-ра "Ла Скала" в партиях Владимира Игоревича ("Князь Мгорь") и де Грие ("Манон" Массне). В последующие годы пел в Лисабоне, Барселоне, Мадриде, Монте-Карло, Чикаго, Нью-Йорке ("Метрополитен-опера"), т-рах Италии. В 1955 оставил сцену, до 1958 выступал в концертах, позже посвятил себя преподаванию. В 1957 на Всемирном фестивале молод„жи в Москве был председателем жюри конкурса вокалистов. С.- один из лучших оперных певцов 20 в. Особенно прославился в лирич. партиях поэтич. и элегич. характера: де Грие, Вертер;

Неморино ("Любовный напиток" Доницетти), Эльвино ("Сомнамбула" Беллини). Среди партий С.: Герцог;

Альмавива ("Севильский цирюльник" Россини и о. п. Паизиелло), Оттавио ("Дон Жуан" Моцарта), Лионель ("Марта" Флотова), Эдгар, Эрнесто ("Лючия ди Лам-мермур", "Дон Паскуале" Доницетти), Федерико ("Ар-лезианка" Чилеа), Рудольф, Каварадосси; Джеральд ("Лакме") и др. Автор оперетты "Принцесса Лиана" (1929, т-р "Адриано", Рим) и мн. песен. Снимался в муз. фильмах.

Лит.: Monaldi G., Cantanti celebri, Roma, 1929;

L a u r i -V o 1 p i G., Voci parallele, Milano, 1955. Св. Г.

СКЛЯРЕНКО, Владимир Михайлович (р. 7. VI. 1907) - укр. сов. режиссер. Нар. арт. УССР (1954). Чл. Коммунистич. партии с 1945. В 1926 окончил реж. ф-т Киевского муз.-драм. ин-та им. Н. Лысенко. В 1926-35 - режиссер т-ра "Берез?ль" (ныне Т-р им. Шевченко), в 1935-47-худ. рук. (в 1944-47 и директор) Харьковского ТЮЗа (с 1944 во Львове), в 1947-52- гл. реж. Львовского, 1952-54-Харьковского, 1954-62- Киевского т-ров оперы и балета, с 1962- гл. реж. Т-ра им, И. Франко.

Среди спектаклей С.: "Хозяин" и "Мартин Боруля" Карпенко-Карого, "Зямка-копач" Даниэля, "Горе от ума"; "Дал„кое" Афиногенова, "Скупой"; "Где ковыль шумел" Шияна, "Марина" Зарудного; в оперных т-рах - "Тарас Бульба" Лысенко, "Галька" Монюш-ко, "Война и мир" Прокофьева, "Русалка" Дворжака, "Далпбор" Сметаны, "Аскольдова могила" Верстов-ского, "Арсенал" Майбороды. Особенно удаются С. спектакли, в к-рых есть нар. сцены и образы героев отличаются романтич. приподнятостью. Его пост. красочны, в них доминируют светлые тона, солнечная, т„плая атмосфера. В совр. спектаклях С. стремится показать высокий гуманизм советского человека: "Арсенал" (1962), "Милана" Майбороды (1957), "Неизвестные солдаты" Первомайского (1931), "Русские люди" (1944); "Миссия мистера Перкинса" А. Корнейчука (1946), "Владимирская горка" Лукашова (1959). С. много работает с молодыми актерами и начинающими драматургами республики. Вед„т педаго-гич. работу; в„л курсы режиссуры и актерского мастерства в Харькове (1927-41), в Львовской консерватории (1944-52). Л. Б,

СКОДА (Scoda), Альбин (27.IX.1909-22.IX. 1961) - австр, актер С 9 лет играл детские роли в "Бургтеатре", В 1928 окончил театр. школу-семинар M. Рейнхардта. В 1929-32 работал в т-pax Гамбурга, Кенигсберга, Мюнхена. В 1933-45-в Нем, т-ре

(Берлин), в 1946-61-в "Бургтеатре" (Вена). актер тонкого, глубокого интеллекта, С обладал вдохновенным, пламенным темпераментом. Счачала создавал образы молодых романтич. героев - Ромео; Орест ("Ифигения в Тавриде" Г„те), Дон Карлос; Арпэль ("Буря" Шекспира). В условиях присоединения Австрии к гитлеровской Германии (1938) и господства фашизма в творчестве актера появляются новые, трагич. черты. Он становится суровым обличителем жестокости и преступлений. Роли: Гамлет (1947), Франц Моор (1947); Цавиш ("Счастье и гибель короля Оттокара" Грильпарцера, 1944), Яго (1954), Ричард II (1952), Ричард III (1955); Генрих IV (о. п. Шекспира, 1959), Анжело ("Мера за меру" Шекспира,, 1956), Геслер ("Вильгельм Телль" Шиллера). Воссоздавая мир преступных страстей, актер стремился утверждать идеи справедливости. Мудрым, добрым философом играл он шута ("Как вам это понравится" Шекспира, 1953). Продолжая традиции И. Кайнца, С. придавал большое значение сценич. слову, использовал яркие контрасты. Снимался в кино.

Др. роли: Вурм ("Коварство и любовь"), Сирано де Берже-рак (о. п. Ростана), Петя Трофимов, Тузенбах ("Вишн„вый сад", "Три сестры"), Улисс ("Троянской войны не будет" Жироду). Лит.: Fontana O., Albin Scoda, W. - Stuttg., 1962. Л. Лоб.

"СКОМОРОХ" - русский театр. Создан в Москве антрепрен„ром и режиссером М. В. Лентовским как т-р для народа. Был открыт в 1882, но вскоре закрылся (1883). Вновь открыт в 1885 спектаклем "Фрол Ско-беев" Аверкиева. В репертуар т-ра, наряду с произв. А. Ф. Писемского, А. Н. Островского, А. К. Толстого, входили псевдоисторич. пьесы Н. В. Кукольника, Д. В. Аверкиева, С. А. Гедеонова, а также феерии и мелодрамы. Спектакли т-ра (режиссеры Лентов-ский и М. В. Аграмов, художник-декоратор К. Ф. Вальц) были пышно и красочно оформлены, большое внимание в них уделялось светотехнич. эффектам, музыке. В т-ре играли А. Стрелкова, Н. Н. Кудрина, П. К. Красовский, М. Т. ИвановКозельский, В. Н. Андреев-Бурлак и др. В 1895 здесь была пост. "Власть тьмы". В 1891 т-р переш„л к антрепрен„ру А. А. Черепанову, в 1896 - к Д. А. Вольскому. В 1897 был закрыт.

Лит.: Гиляровский В л., Люди театра, М.-Л., 1941;Кошаев Хр., Толпится публика в рубахах и тулупах, "Театральная жизнь", 1960, ј 22. С. Г.

СКОМОРОХИ-странствующие актеры Др. Руси. Первое летописное упоминание о С. относится к 1068. Представление С. изображено на фресках Софийского собора в Киеве (1037). С.- выходцы из нар. среды. Они выделились из участников обрядов и игр. Постепенно наиболее талантливые из них профессионализировались. Татаро-монгольское нашествие надолго задержало развитие экономики и культуры на Руси, в т. ч. и развитие театр. иск-ва. После освобождения от татарского ига (15 в.) иск-во С. снова получило широкое распространение. С. выступали как певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты, звукоподражатели и т. п. Гл. герой представления С.- вес„лый и разбитной мужик себе на уме, обычно облекающий свою сметливость в личину простоты. Выступая на улицах, площадях в окружении толпы людей, С. непосредственно общались со зрителями, вовлекая их в свою игру, использовали для выступлений разл. маски (в т. ч. и звериные).

В скоморошьих сценках и песенках, часто направленных против правящих классов и церкви, сочувственно упоминалось о нар. бунтах и крестьянских войнах. Иск-во С. прославляло земные радости и противостояло аскетизму, к-рый насаждался церковью. Это вызывало жестокие преследования С. В 16-17 вв. С. образуют большие группы- ватаги, включающие до 100 и более человек. К ватагам С. присоединялись беглые крестьяне, что усиливало враждебное отношение к С. царского правительства. Нападки на С. особенно участились в 40-е гг. 17 в., в годы нар. восстаний. В 1648 царь Алексей Михайлович запретил их выступления. М. Горький писал: "Но когда воцарился первый Романов, а особенно при его сыне Алексее, церковь и боярство истребили ,,скоморохов" и калик перехожих, а тех холопов, которые помнили и пели скоморошьи песни, велено было "нещадно бить кнутом"" (Собр. соч., т. 26, 1953, с. 421). Значит, часть С. была выслана в сев. губернии. Однако представления с участием С. (по преим. любителей) разыгрывались во время нар. праздников. Некоторые традиции иск-ва С. были использованы придворными шутами и проникли в представления церковного школьного т-ра. Эти традиции получили развитие при возникновении придворного и публичного т-ров (особенно в исполнении комедийных ролей).

Иск-во С. оказало влияние на представления балаганных т-ров 18-19 вв., особенно на выступления дедов-ра„шников', от них скоморошья традиция перешла на эстраду и цирковую арену.

Лит.: Ф а м и н ц ы н А. С., Скоморохи на Руси, СПБ, 1889; Беляев, О скоморохах, "Временник императорского Московского об-ва истории и древностей российских", 1854, кн. 20;Барщевский И., Несколько слов из истории искусства скоморохов, Ростов-Ярославский, 1914; Всеволод с к и й-Г ернгросс В., Русский театр. От истоков до середины XVIII века, М., 1957, гл. 1-3. Ю. Д.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница