Наши партнеры

Выгодно аренда машины сочи премиум в компании РексРент.
Смотрите подробности индийские фильмы на нашем сайте

Театральная энциклопедия
(страница 387)


СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (от франц. sentiment - чувство) - направление в европ. иск-ве 2-й пол. 18 в. С. развился как одно из течений позднего Просвещения под влиянием растущего идейного расслоения третьего сословия и отразил настроения наиболее демократии, слоев этого сословия. В центре внимания С.- человеческая личность, борьба против сословного деления общества, за раскрепощение человека, утверждение его естественных прав. В. И. Ленин писал: "...капитализм, оторвавший личность от всех крепостных уз, ... создал подъем чувства личности" (Соч., т. 1, стр. 394-395). Этот "подъем чувства личности" подготовил С.

С. зародился в лирике и романе, а затем проник в драматургию и театр. иск-во, оказав влияние на возникновение жанров "сл„зной комедии, мещанской драмы.

Представители С. выступили против эстетики классицизма, рационализма ранних просветителей, они способствовали становлению просветительского реализма. Борясь с рационалистич. канонами и нормами, сентименталисты создали культ чувства и воображения. С. значительно расширил рамки драматургии показом частной жизни человека, разработкой семей-но-психологич. сюжетов, любовным изображением природы, стремлением максимально приблизить драму и театр к жизни третьего сословия. В пьесах изображаются чувствительные ситуации, строго размеренный стих сменяется прозой, передающей оттенки живой разговорной речи, авторские ремарки не только конкретизируют место действия, но и подч„ркивают эмоциональное состояние героев. Вместо условных неизменных классицистских декораций (дворцовые залы в трагедии, безликие статичные интерьеры в комедии) появляются сельские виды, уедин„нные хижины, детали обстановки, окружающей "простолюдина".

Обществ, содержание С. неоднородно. Наряду с демократич. иск-вом, направленным против существующей действительности, утверждающим нового героя - защитника интересов третьего сословия, существовала тенденция к идеализации, примирению социальных противоречий.

С. возник в Англии, уже пережившей в 17 в. бурж. революцию, в творчестве поэтов Т. Томсона, Т. Грея и Э. Юнга - автора программного трактата "Об оригинальном творчестве" (1759). Сво„ название направление получило от романа Л. Стерна "Сентиментальное путешествие" (1768). В драматургии С. проявился в драмах Дж. Лилло ("Лондонский купец", 1731, "Роковое любопытство", 1736), Э. Мура ("Игрок", 1753), Р. Камберленда ("Таинственный супруг", 1783). Англ. С. развивался в условиях кризиса Просвещения, в н„м преобладала семейно-моральная проблематика, интерес к замкнутому внутр. миру человека.

Наиболее полное выражение С. получил во Франции, стоявшей на пороге бурж. революции конца 18 в. Элементы С. проявились уже в "сл„зных комедиях" П. К. Лашоссе. Глава франц. С. - Ж. Ж. Руссо - родоначальник "руссоизма", выразитель наиболее радикальных устремлений третьего сословия. Театрально-эстетич. взгляды Руссо неотделимы от его враждебного отношения к феодальной цивилизации. Его "Письмо к Д'Аламберу о зрелищах" (1758) содержит беспощадную критику совр. ему франц. т-ра, условностей и фальши чуждого народу классицизма, к-рому он противопоставляет массовые нар. празднества, вскоре осуществл„нные якобинцами. Театр. теория Руссо была развита и во многом дополнена Л. С.Мерсье, создавшим на совр. и историч. материале яркие образцы социальной драмы, проникнутой чувствительностью ("Дезертир", 1771, "Неимущий", "Жан Аннюйе", обе в 1772, "Портрет Филиппа II, короля Испании", 1885). Трактат Мерсье "О театре, или Новый опыт о драматическом искусстве" (1773), направленный против драматургии и т-ра классицизма, призывающий следовать Шекспиру, утверждающий демократич., эмоционально насыщенное иск-во, стал манифестом мн. деятелей т-ра, оказал большое влияние на т-р 2-й пол. 18 в. Элементы С. заметны в драматургии П Бомарше, а также в мелодраме революц. лет.

В отсталой феодальной Германии С. был проникнут протестом против сословных оков. Незрелость бюргерства обусловила неопредел„нность положительных идеалов нем. сентименталистов, трагич. разрешение Конфликта между могучей, рвущейся к свободе личностью и убогой действительностью. Тенденции С. прозвучали- в теоретич. сочинениях представителей т. и. "швейцарской школы" - И. Я. Бодмера, И. Брейтингера, а также Ф. Г. Клопштока, И. Г. Гер-дера ("О немецком характере и искусстве", 1773). Особенно ярко нем. С. проявился в деятельности драматургов "Бури и натиска" - Ф. М. Клингера ("Близнецы", 1776, "Буря и натиск", 1777), Я. Ленца ("Солдаты", 1776, "Гуверн„р", 1778) и др., создавших многочисл. мещанские драмы, проникнутые антифеодальным бунтарством. Манифестом нем. театр. С. стал трактат Ленца "Замечания о театре" (1774), написанный под влиянием трактата Мерсье. Влияние С. проявилось в раннем творчестве И. В. Г„те и Ф. Шиллера.

Отказ от рационалистич. метода, от напевной декламации и статуарности классицизма дали возможность актерам 2-й пол. 18 в. углубл„нно раскрывать внутр. мир героев, вносить динамику в развитие образа, передавать интонации живой взволнованной речи. Вс„ это способствовало утверждению реали-стич. тенденций и в разл. степени проявилось в деятельности выдающихся актеров этого времени. Д. Гар-рик возродил на англ. сцене Шекспира, эмоционально насыщенно воплотил образы его драматургии. Ф. Л. Шредер обратился к драматургии "Бури и натиска" и Шекспиру, осуществил репертуарную реформу нем. т-ра. Проникновенно-чувствительные образы создал И. Ф. Брокман. Влияние С. испытало даже иск-во франц. актеров, тесно связанное с поэтикой классицизма.

В России развитие С. в конце 18 - нач. 19 вв. было тесно связано с ростом антифеодальных настроений. В рус. сентименталистской драматургии получили выражение антикрепостнич. мотивы, тема обличения городской цивилизации, любовное изображение сельской жизни, противопоставление богатства и нищеты. В драматургии С. проявился в творчестве Н. И. Ильина ("Лиза, или Торжество благодарности", 1802, "Великодушие, или Рекрутский набор", 1803), В. М. Ф„дорова ("Лиза, или Следствие гордости и обольщения", 1803), Ф. Ф. Иванова ("Награжд„нная добродетель, или Женщина, каких мало", С. Н. Глинки ("Наталья, боярская дочь", 1806). Влияние С. в рус. актерском иск-ве сказалось на творчестве А. Д. Каратыгиной, Я. Е. Шушерина, В. П. Померанцева.

Лит.: Ленин В. И., Экономическое содержание народничества, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1, М., 1958;

Плеханов Г. В., Французская драматическая литература и французская живопись XVIII века с точки зрения социологии, в его кн.: Искусство и литература, М., 1948;

История английской литературы,- т. 1, вып. 2, М.- Л., 1945, ч. V, отд. II, гл. V; История французской литературы, т. 1, М., 1946, отд. III, гл. VII; История русской литературы, т. 4. ч. 2, М.-- Л., 1947, гл. 2; История немецкой литературы, т. 2, М., 1963, гл. 12-14; Мокульский С. С., История западноевропейского театра, т. 2, М., 1939; Хрестоматия по истории западноевропейского театра, состав. и ред. С. С. Мокульского, т. 2, 2 изд., М., 1955; Мокульский C.C., Французская драматургия эпохи Просвещения, в кн.: Французский театр эпохи Просвещения, М., 1957; Бомарше, Очерк о серьёзном драматическом театре, Избр. произв., пер. с франц., М., 1954; Г e р-дер И. - Г., Соч., пер. с нем., М.- Л., 1959; История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 2, М., 1957; Данилов С. С., Очерки по истории русского драматического театра, М.- Л., 1948, гл. XII;

Mercier L. S., Du theatre, ou Nouvel essai sur l'art dramatique, Amst., 1773; L e n z J. M., Gesammelte Schriften, Bd 1-4, Lpz., 1917. Л. Лев.

СЕНТПЕТЕРИ (Szentpeteri), Жигмонд (31.VII. 1798-13.XII.1858) - венг. актер. Сын священника-кальвиниста. В юности уш„л из семьи и стал актером бродячего т-ра. В 1815-36 выступал в городах Миш-кольце, Дебрецене, Коложваре (Клуже), Кошице и др. С 1837 - актер т-ра "Мадьяр синхаз в Пеште; с 1840 - Нац. т-ра. С. утверждал в сво„м творчестве рост нац. и социального самосознания венг. народа накануне революции 1848-49. Выступал в драм. и муз. спектаклях, в трагедиях и комедиях. Наибольший успех имел в героич. ролях венг. патриотов. Обладал выразительной внешностью. Вопреки популярной в те годы школы декламации стремился к естественной речи, простоте исполнения. Был первым исполнителем роли Петура в драме "Банк-бан" Катоны, исполнял роли Заха ("Клара Зах" Кишфалуди), Ба-ранга ("Жертва" В„р„шмарти) и др.

Играл также роли в пьесах Шекспира: Клавдий, Полоний ("Гамлет"), Фальстаф ("Генрих IV"), Банко ("Макбет"), Кент ("Король Лир"), Лоренцо ("Ромео и Джульетта"), Ме-нений Агриппа ("Кориолан") и др.

Лит.: История западноевропейского театра, т. 4, под общей ред. С. С. Мокульского, Г. Н. Бояджиева и Е. Л. Финкелыптейн, М., 1964, с. 353-54; [D e r у n e -S z e p-p a t a k i R.] Deryne naploja, kot. 1-3, Bdp., 1900 и 1957, то же; Hazadnak renduletlenul. A mavar nep aranykonyve, Bdp., 1955, old 101. * А. Ив.

СЕНЬЕ (Seigner), Луи (р. 23.VI.1903) - франц. актер. Дебютировал на сцене "Т-ра селестинцев" (Лион), затем учился (с 1919) в парижской Консерватории. В нач. 20-х гг. по приглашению Ф. Жемье был принят в т-р "Одеон" (Париж); с 1939-в труппе т-ра "Комеди Франсез", где является "сосъетером". С. легко, изящно, не смягчая сатирич. содержания образа, играет роль Журдена ("Мещанин во дворянстве"), с чувством меры и художеств. такта исполняет буффонные трюки, проявляя мастерство высокого комизма. Строгая сдержанная манера игры, скупость внешнего рисунка характерны для исполнения ролей Оргона и Тартюфа ("Тартюф"), Аргана ("Мнимый больной"), Лепика ("Рыжик" Ренара). В 1954 выступал в Сов. Союзе. Снимается в кино.

СЕПП, Пауль [16(28).X.1885-18.II.1943] - эст. режиссер. Театр. деятельность начал в Петербурге в 1903 (драм. кружок Эст. школьного и просветительного общества); в 1906-07 учился в театр. школе Ю. М. Юрьева. В 1920 основал первую эст. театр. студию (Таллин). Работал как режиссер в т-рах "Дра-мастудио", "Ванемуйне" (Тарту) и "Эстония" (Таллин).

Пост.: "Царь Эдип" Софокла (1922), "Орлеанская дева" Шиллера (1923), "Мария Стюарт" (1923); "Жертва" Тагора (1922), "Соната призраков" Стриндберга (1923), "Пер Гюнт" (1927) и др. К. Каск.

СЕПТЕТ (нем- Septett, от лат. septem - семь) - 1) ансамбль из 7 музыкантов-исполнителей (инструменталистов или вокалистов). 2) Муз. произв. для 7 инструментов либо вок. сочинение для 7 певч. голосов. Инструментальный С., как и квартет, квинтет и т. п.,- один из видов камерной музыки. Вок. С. встречается гл. обр. в операх, в к-рых, как секстет и квинтет, обычно имеет значение узлового момента, кульминации драматургич. действия (С. в операх "Отелло" Верди, "Орлеанская дева" Чайковского). Р. Л.

СЕРАМПА, правильнее с и р и м и и,- форма театр. представлений Индонезии. Осн. средство сценич. выразительности С.- танец и пантомима. С. исполнялись при дворах яванских феодалов девушками из знатных семей. Танцы и пантомима ведут сво„ начало от нар. истоков. Позы и движения танцовщиц С. заимствованы из традиционного танца, исполняемого в широко распростран„нном в Индонезии т-ре теней. В основе муз.сопровождения С.лежат нац. индонез. мелодии. Исполняется обычно четырьмя танцовщицами - пары воспроизводили движения и позы другой. Сюжеты С. заимствованы из нар. сказаний. Популярность сюжетов, выразительность танцев сделали ненужным участие в представлениях С. даланга. Мел. Б.

СЕРАФИМОВИЧ (наст. фам. -Попов), Александр Серафимович [7(19).1.1863-19.1.1949] - рус. сов. писатель. Чл. Коммунистич. партии с 1918. В 1883 поступил на физико-математич. ф-т Петерб. ун-та. В 1887 был выслан за революц. деятельность в Архангельскую обл. (1887-90). Лит. деятельность начал в 1889. Первые драматургич. опыты С.- пьесы "Разбитый дом" (1906), "В семье", "На мельнице" (обе в 1907) и др. Пьеса С. "Девушка за стеной" (1911) была пост. в моск. Т-ре Корша. В сов. время С. написал пьесу "Марьяна" (1918, пост. в 1920 фронтовой труппой Пролеткульта), поев. жизни деревни. В центре пьесы молодая женщина, к-рая приходит к пониманию необходимости революц. борьбы. Гл. герои пьесы предвосхищали образы Виринеи и Павла Суслова из "Виринеи" Сейфуллиной. Роман "Железный поток" (1924) о героич. походе таманской Красной Армии в 1918 был инсценирован автором совм. с И. Всеволожским и пост. в 1934 в Реалистическом т-ре (реж. Н. П. Охлопков).

Гос. пр. СССР (1943).

Др. пьесы: "Именины в 1919 году" (1919, в 1922-23 ставилась в самодеят. т-рах), "Иголка" (1919-20), драматич. хроника "Шахт„ры" (1927-28) - обе пьесы не опубликованы, "Так жил мой отец" (инсц. рассказа "Сменщик", 1939). С о ч.: Собр. соч. в 7 тт., т. 4 и 6, M., 1959. Лит.: Т а м а ш и н Л., Советская драматургия в годы гражданской войны, М., 1961; Головашенко Ю-, Героика гражданской войны в советской драматургии, Л., 1957.

СЕРАФЙН (Serafin), Туллио (р. 8.XII.1878)- итал. дириж„р. Учился в Миланской консерватории. Как оперный дириж„р дебютировал в 1903 в Ферраре, затем выступал в разл. городах, преим. Италии (т-р "Ла Скала" и др.). Гастролировал в т-рах "Ковент-Гарден" (1907), "Гранд-Опера" (1912), "Метрополитен-опера" (1924) и др. т-рах мира. С.- один из крупнейших итал. дириж„ров 20 в.

Дирижировал премьерами опер: "Изабо" П. Масканьи l9l2), "Любовь тр„х королей" И. Монтемецци (1913); первыми итал. пост.: "Кавалер роз" (1910) и "Саломея" (1912) Р. Штрауса, "Псковитянка" (1912); "Воццек" А. Берга (1925), "Золотой петушок" (1940); "Питер Граймс" Б. Бриттена (1947);

"Садко" (1930, 1-я пост. в США) и мн. др.

Соч.: Stile, tradizioni e convenzioni del melodramma italiano del XVII-XIX secolo, MiL, 1958 (совм. с А. Toni). Св. Г.

СЕРБСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Первые сведения о т-ре Сербии относятся к 13 в., когда в праздничные дни устраивались нар. уличные представления. Тур. иго (14-17 вв.) задержало развитие сербской театр. культуры. Становление е„ началось в 18 в. в Воеводине (входила в состав Австрии), свободной от тур. завоевания. Первое театр. представление состоялось в 1736 в Сремских Карловнах; ученики "Латинской школы" под рук. учителя - киевского богослова Э. Козачинского пост. его историч. пьесу "Тра-гедокомедия". После полувекового перерыва школьные представления возобновились в Темешваре (1793), Вршце (1793), Пеште (1794),'Нови-Саде (1802, 1811) и др. В 1818 они были запрещены властями. В нач. 19 в. под влиянием усилившейся нац.-освободит. борьбы сербского народа против Турции возникает светский т-р. Первый публичный спектакль ("Попугай" Коцебу) состоялся в Пеште в 1813 по инициативе театр. деятеля И. Вуйича, к-рого называют "отцом сербского т-ра". Деятельность Вуйича вызвала появление многочисл. любит, трупп. В 40-е гг. нек-рые из них становятся проф. т-рами - "Передвижное любит. об-во" (1840-42), об-во "Нови-Сад" и др. Эти любит, передвижные проф. труппы закладывают основы нац. театр. иск-ва. Первая оригинальная сербская драма - трагедия С. Стефановича "Смерть царя Уроша V" была пост. в 1825 любит, труппой А. Николича в Нови-Саде. Крупнейшим сербским драматургом 1-й пол. 19 в. был И. С'терияПопович, автор историч. драм: "Ненависть, или Светислав и Милева" (1827), "Милош Обилич" (1828), "Смерть Стефана Дечан-ского" (1849), "Гайдуки" (1842), "Владислав" (1842) и др. Комедии -"Враль и подвирало" (1830), "Скупой, или Кир-Яня" (1837), "Тыква, возомнившая себя чашей" (1838), "Патриоты" (1849) и др.-высмеивают сербское привилегированное общество. Пьесы Стерии-Поповича составили осн. часть репертуара любительского и проф. сербского т-ра. Развитию нац. драматургии способствовало творчество драматургов Л. Лазаревича ("Владимир и Косара", 1836, "Друзья", 1837) и Николича ("Альпийская пастушка", 1826, "Королевич Марко и арап", 1841, "Построение Раваницы", 1861, и др.). Были опубликованы драмы черногорского поэта П. П. Негоша ("Горный венок", 1902, и "Лжецарь Шчепан Малый"). В 1835-36 при дворе князя в Кра-гуевце работал постоянный т-р - "Княжеско-серб-ский т-р", директором и режиссером к-рого был Вуйич. Здесь ставились пьесы Вуйича, а также аллегорич. пьесы патриотич. содержания "Гибель Сербии", "Воскресение Сербии" и др. В 1840 Николич возобновил театр. представления в Крагуевце. В 1830-33 Сербия становится автономным княжеством. В 1841 в Белграде - столице сербского автономного княжества - открывается т. н. "Театр в Таможне", основанный Ни-количем и Стерией-Поповичем. Вначале т-р работал как любительский, а с нач. 1842 - как профессиональный. Здесь ставились спектакли: "Смерть царя Уроша Пятого" Стефановича, "Женитьба и замужество", "Обман за обманом", "Владислав" Стерии-Попо-вича, "Юран и София, или Турки около Сесака" Кукуле-вича, "Эрнани" Гюго и др. В 1842 т-р закрылся. Театр. представления в Белграде возобновились в 1847-48, когда там выступала полупроф. труппа Н. Джуркови-ча из Панчево. Во 2й пол. 19 в. в обстановке политич. и обществ, подъ„ма возобновляется деятельность любит. трупп, начинается борьба за создание постоянного нац. т-ра. В 1861 в Нови-Саде был создан сербский Нар. т-р, основателем и директором к-рого был драматурги режиссер Й.Джорджевич. Вначале спектакли устраивались на открытом воздухе, в 1872 т-р получил собственное здание. Возникнув по инициативе и на средства патриотич. настроенного сербского населения, работая в условиях нац. гн„та, сербский Нар. т-р становится в 1-й пол. 19 в. центром сербской культуры, хранителем нац. традиций. В 1868 часть труппы во главе с Джорджевичем основала в Белграде Нац. т-р ("Народно .позориште").

Появление постоянных т-ров способствовало дальнейшему развитию нац. драматургии. Гл. место в репертуаре занимала историко-патриотич. драма. Помимо пьес Стерии-Поповича, Лазаревича, Николича, ставились историч. драмы И. Суботича ("Герцог Владислав", "Звонимир", "Неманя", "Милош Обилич"), М. Бана ("Мейрима", 1849; "Миленко" и "Добрила", 1850), М. Цветича ("Неманя", 1877), М.П.Шапчани-на ("Задужбина царя Лазаря"), историч. драмы в стихах поэтов-романтиков Л. Костича ("Максим Црное-внч", 1866; "Пера Сегединац", 1882) и Дж. Якшича ("Переселение сербов", 1864; "Елизавета, княгиня черногорская", 1868; "Станое Главаш", 1878). Во 2-й пол. 19 в. комедийные традиции Стерии-Поповича продолжил К. Трифкович ("Поздравляю", 1871, "Школьный инспектор", 1871; "Разборчивая", 1872; "Любовное письмо", 1873, н др.). Популярностью пользовались т. н. "народные пьесы с пением" ("Джпдо" Веселинови-ча, "Сельский гуляка" Тота и др.). В последнее десятилетие 19 в. в репертуаре т-ров появляется реали-сгич. драма: сатирич. комедии из крестьянской жизни М. Глишича - "Два цванцика" (1883, Нац. т-р, Белград) и "Обман" (1885, там же); "Клятва" Матавуля (1896, сербский Нац. т-р, Нови-Сад), "Барсук перед судом" Кочича, комедии Б. Нушича - "Протекция" (1890, Нови-Сад), "Депутат" (1896, Нац. т-р, Белград), "Обыкновенный человек" (1900, там же), "Путешествие вокруг света" (1911, там же) и др. В первом десятилетии 20 в. в серб. драматургии сказывается влияние натурализма ("За божьей спиной" Нушича, "Наши сыновья" и "Наш зять" Йовановича). Историч. драмы в этот период пишут А. Шантич ("Ха-санагиница"), Боич ("Женитьба Уроша"). Ставятся также пьесы хорватских драматургов: "Потурченец" Кукулевича, "Пограничники" Фрейденрейха, "Психея", "Эквиноций", "Дубровницкая трилогия", "Смерть матери Юговичей" Войновича и др., классич. драматургия (Мольер, Шекспир, Гольдони, Г„те, Гюго, Дюма, Сарду и др.). В нач. 20 в. в репертуаре появляются рус. пьесы ("Ревизор", "Женитьба", "На дне"), а также пьесы Г. Ибсена, Г. Гауптмана, М. Метер-линка. В труппах т-ров Белграда и Нови-Сада играли актеры: Д. Ружич, Т. Йованович, М. Гргурова, М. Маркович, В. Нигринова, А. Бачванский, М. Гаврилович, П. Добринович, И. Станоевич и др.; режиссеры И. Джорджевич, А. Хаджич, В. Милькович и др.

В 1870 при белградском т-ре была организована первая театр. школа (руководители Джорджевич и Бачванский). Помимо двух постоянных т-ров, в Сербии во 2-й пол. 19 в. существовало много передвижных проф. трупп. В Боснии первая любит, труппа была организована в 1840 в Сараево (под рук. Бановича), затем в 1865 возникла труппа в г. Трешань (под рук. С. Петрановича), в 1871-78 - в Сараево (под рук. бр. Стипичей). Попытки создания постоянного т-ра в Боснии относятся к 1898 (г. Тузла), в 1903 создан Первый сербский нац. т-р Боснии и Герцеговины (Сараево), в 1912-13- Сербский любит, т-р (Сараево), в 1913 - Гос. нац. т-р (Сараево). В 1910-15 в Це-тинье работал Гос. черногорский нац. т-р, репертуар к-рого составляли в основном пьесы серб. (Костича, Трифковича, Бана и др.) и черногорских авторов (Негоша, Р. Рогановича и др.). В Македонии первые театр. представления устраивались в 40-е гг. 19 в. силами учеников начальной школы в Скопье. В 1895- 1912 существовала передвижная труппа В. Черно-дринского.

После окончания первой мировой войны возобновили работу Нац. т-р в Белграде (1918), сербский Нац. т-р в Нови-Саде (1919). Деятельность этих т-ров в период между двумя мировыми войнами протекала в условиях напряж„нной борьбы с правительственной реакцией за демократич. традиции, за утверждение реалистич. иск-ва (см. Югославский театр и Югославская драматургия).

Музыкальный театр. К сер. 19 в. в серб. т-ре выработался особый муз. сценич. жанр - т. н. "пьесы с пением" (тип серб. зингшпиля). Особого расцвета этот жанр достиг в творчестве Д. Енко ("Сельский гуляка", 1878, "Девичья клятва", 1887, "Джидо", 1892, и др.),

П. Крстича ("Коштана", 1907) и С. Христича ("Чу-чук-Стана", 1907) (все пост. в Нац. т-ре, Белград). В 1882 в Белграде была пост. первая серб. оперетта- "Колдунья" Енко. В конце 19 в. делаются попытки создания оперы (музыка Енко к драме "Прибислав и Божана" Д. Илича). В 1894 в Белграде пост. опера "В колодце" чеш. композитора В. Блодека, а в 1903первая серб. опера "На заре" С. Бинички (на сюжет Б. Нушича). В 1911 пост. опера И. Байича "Князь Иво из Семберии" (по драме Б. Нушича) о борьбе сербов против тур. ига. В нач. 20 в. опера и оперетта прочно входят в репертуар серб. т-ров. В Нац. т-ре (Белград) и серб. Нац. т-ре (Нови-Сад) ставились оперы И. Зайца ("Никола Шубич Зриньский"), В. Пармы ("Ксения"), С. Альбини ("Барон Тренк") и др. югосл. композиторов, а также Дж. Верди, П. Масканьи, Р. Леонкавалло и др. Исполнителями опер и оперетт были в осн. музыкально одар„нные драм. актеры. См. Югославский театр (музыкальный).

Балет. Формирование нац. балета в Сербии началось только после образования Королевства сербов, хорватов и словенцев (1918). В 1920, после организации пост. оперы в Белграде, отд. балетные номера ставили в оперных спектаклях. Первыми балетмейстерами были К. Исаченко и М. Боголовская, Е. Полякова, под рук. к-рой были поставлены первые балеты:

"Шехеразада" на муз. Римского-Корсакова, "Коп-пелия". В дальнейшем на сцене т-ра в Белграде ставились: балеты хорватских композиторов - "Пряничное сердце", "Имбрек с носом" Барановича (1927, 1937), "Ч„рт в селе" Лотки (1938) и др.; классич. балеты - "Жизель", "Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Щелкунчик", "Раймонда"; совр. балеты Стравинского ("Жар-птица", "Петрушка"), Равеля ("Дафнис и Хлоя"), Р. Штрауса ("Тиль Уленшпигель") и др. В 30-е гг. в балетной труппе т-ра работали: балетмейстеры - Н. Кирсанова, Ф. Фроман, П. и П. Млакар, М. Ростич; солисты - М. Ростич, Н. Бошкович, А. Прелич, Н. Милошевич, С. Стани-славлевич, Т. Полонская, А. Рое, М. Оленина, М. Йованович, С. Лакетич. В 1921-28 в Белграде существовала частная школа Е. Поляковой, в 1928 танцовщиков готовило хореографич. отделение Средней муз. школы при Муз. академии.

После освобождения страны от фашистской оккупации (1945) балетная труппа при Нац. т-ре возобновила деятельность. Большое место в репертуаре заняли произведения югославских композиторов: "Охридская легенда" Христича (1947), "Баллада о средневековой любви" Лотки (1950), "Золотая рыбка" Логара (1953) и др. В балетной труппе т-ра: балетм.- Н. Кирсанова, Д. Парлич и др.; солисты - М. Санина, Р. Пар-нел, В*. Костич, И. Бегоевич, Д. Сифниос, Б. Маркович, М. Момчилович. Труппа выезжала на гастроли в Эдинбург (1951), Грецию (1952, 1957), Женеву (1953), Флоренцию (1955), Вену (1955), Париж (1957) и др.

В 1948 организовалась балетная труппа при серб. Нац. т-ре в Нови-Саде. Здесь также ставились балеты:

"Охридская легенда" Христича (1951), "Ч„рт в селе" Лотки (1952), "Пряничное сердце" Барановича (1955) и др. Балетм. М. Оленина, М. Кирбос, Г. Македонски.

В 1946 создана хореографич. студия при Нац. т-ре и хореографич. отделение при Муз. академии в 1948, хореографич. отделение при Академии театр. иск-в, в 1947 - восьмилетняя балетная школа.

В 1948 в Нови-Саде создана Средняя балетная школа (с 1954 - отделение Средней школы театр. иск-ва).

Лит.: С I п (1 г 1 6 Р., НгуааЫ 1 згрзЫ 1еа1аг, [2а геЬ 1960]; Споменица 1861-1961, Нови-Сад, 1961 (Српско народно позориште у Новом Саду); Зборник прилога истори?и ?угославенских позоришта, Нови-Сад, 1961; Зборник Му-зе?а позоришне уметности, Београд, 1962; А п с1 г е 1 8 ? С V е ; Ь о В., Оиг1;-К1а?п 8., топ?з?л гаг-уо? питбе Ьи11иге и ?ие081аУ1]1, 2а„ГгеЬ, 1962. Алъб К СЕРВАНДОНИ (Servandoni), Джованни Никколо (2.V.1695-19.1.1766) - итал. архитектор, живописец, театр. художник, машинист сцены. С 1724 жил в Париже, где с 1728 занимал должность "первого художника-декоратора Королевской академии музыки". Создавал декорационное оформление опер: "Пирам и Фисба" Ребеля и Франк„ра (1724), "Прозерпина" (172,7), "Тезей" (1729), "Фаэтон" (1730) Люлли, "Галантная Индия" Рамо (1735) и др. Был видным представителем классицистского направления в театраль-но-декорац. иск-ве 1-й пол. 18 в. С. воспроизводил на сцене помпезные, монументальные, строгие здания, гармонировавшие со стилем франц. драматургии этого времени. Развивая декорац. принципы худ. К. Биб-биены, С. создавал систему классически простых, лиш„нных орнамента арок, пересекающих сцену по диагонали, верх зданий терялся в колосниках. В 1738- 1742 и 1753-58 С.работал в помещении "Зала театральных машин" в королевском дворце Тюильри, где устраивал своеобразные "декоративные спектакли" на ми-фологич. темы, состоявшие из демонстрации под музыку часто сменяющихся декораций: "Пандора" (1739), "Сошествие Энея в ад" (1740), "Геро и Леандра" (1742), "Награжд„нное постоянство" (1757) и др. В 40-х гг. 18 в. был декоратором в т-рах Лисабона, Бордо, Брюсселя, Дрездена.

Лит.: Z u с k e r Р., Die Theater-Dekoration des Klas-sicismus. В., 1925; В a talli e M. L., Servandoni, в кн.: D i m i e r L., Les peintres francala du XVIII siede, t. 2, Brux.-P., 1930, р. 379-90; Reymond S.,Decu-g is N., Le decor de theatre en France du Moyen age..., Р., 1953. В. Мюл.

СЕРВАНТЕС де Сааведра (Cervantes de Saa-vedra), Мигель (29. IX.1547, Алькала-де-Энарес, - 23.IV.1616, Мадрид) - йен. писатель, драматург. Создатель всемирно известного романа "Дон Кихот". Род. в семье обедневшего дворянина, в 1570-75 был рядовым солдатом. В 1575-80 находился в плену в Алжире. После возвращения на родину нек-рое время был сборщиком недоимок, до конца жизни жил в нищете.

К драматургии обратился после 1580, написав ок. 30 драм. произв. Пьеса "Алжирская жизнь" (1581?) о жизни рабов-христиан в Алжире исполнена ненависти к рабству, страстной любви к свободе. Национально-патриотич. героич. трагедия "Нумансия" (после 1588?) рассказывает о подвиге народа, предпочитающего смерть позорной жизни в плену. В переработке поэта Р. Альберти "Нумансия" ставилась "Т-ром сарсуэлы" в Мадриде во время героич. обороны исп. столицы от фашистских армий (1938). Эти пьесы, связанные нек-рыми драматургич. при„мами с уч„но-гуманистич. драмой, отличаются глубоким демократизмом, подлинным новаторством, героем в них являются не отдельные личности, а народ. Нек-рые из ранних пьес были позднее, по-видимому, переработаны С. и включены им в сб. "Восемь комедий и восемь интермедий" (изд. 1615). В пьесах "Алжирская каторга", "Доблестный испанец", "Великая султанша" С. также развивает тему борьбы за свободу, против рабства; в пьесе "Пед-ро де Урдемалас", используя традиционную композиционную схему плутовской повести, С. воссозда„т образ героя исп. фольклора. В комедии "Занятная" и 1-м акте пьесы "Блаженный негодник" преобладают реалистические бытовые мотивы, особенно ч„тко обнаруживающиеся в интермедиях С. (все интермедии перев„л А. Н. Островский в 1886). Развивая традиции народно-комич. фарсового т-ра и связанных с ним пасос Л. де Руэды, С. дал в интермедиях ("Судья по бракоразводным делам", "Саламанкская пещера", "Театр чудес", "Избрание алькальдов и Дагансо") яркие зарисовки обществ, жизни Испании, в них содержится критика разл. сторон феодальной действительности. В пьесах С., а также в "Дон Кихоте", "Путешествии на Парнас" и др. содержатся высказывания о драматургии и актерском мастерстве. Отстаивая реализм как основу театр. иск-ва, С. требует от актеров психологич. правды, выразительности мимики.

Сюжет "Дон Кихота" послужил основой опер Г. Перселла, Дж. А. Ристори, Дж. Паизиелло, Н. Пиччи-ни, А. Сальери и др., балетов Ж. Буамортье, С. Мер-каданте. Романтич. образ Дон Кихота создал Ф. И. Шаляпин в одноим. опере Ж. Macene (1910, Париж). Среди сценич. переработок "Дон Кихота" выделяется инсценировка актера П. А. Каратыгина (1847), использовавшаяся при последующих пост. романа С. на рус. сцене. Среди сценич. интерпретаций С. в рус. т-ре: балет "Дон, Кихот" Минкуса, инсценировки "Дон Кихота" в драм. т-рах: Ленингр. т-р юных зрителей, 1926, Ленингр. т-р драмы им. Пушкина, 1941, Т-р им. Вахтангова, 1941, и др. К образу сервантесовского героя обратился А. В. Луначарский в пьесе "Освобожд„нный Дон Кихот". Интермедии С. включались в репертуар проф. т-ров ("Два болтуна", 1912, Старинный т-р, Петербург; "Саламанкская пещера", "Два болтуна", "Ревнивый старик", две первые 1918-19-Студия Н. М. Фореггера, все три - 1935, Студия под руководством А. Д. Дикого, и др.), ставились студентами театральных учебных заведений.

Соч.: Obras completas, v. 1-19, Madrid, 1914-41 (пьесы в тт. 1-5); Teatro, Р., 1947; Entremeses, Madrid, [1945]; Собр. соч., т. 1-5, M., 1961(Драм. произв. - т. 4).

Лит.: Державин К. Н., Сервантес. Жизнь и творчество, М., 1958; Узин В. С., Общественная проблематика драматургии Сервантеса и Лопе де Вега, М., 1963; его ж е, Сервантес об актерском искусстве, в сб.: Ежегодник Института истории искусств АН СССР, [т.] II, [М.1, 1948, с. 189-204; Февральский А. В., Сервантес-драматург, в кн.: Сервантес. Интермедии, М.-Л., 1939; G г i s-m e г R. L., Cervantes: a bibliography, N. Y., 1946; В a 1-bin Lucas R., La construccion tematica de los entremeses de Cervantes, в кн.: Acta de la Asamblea cervantina, Madrid, 1948; Casalduero J., Sentido y forma del teatro de Cervantes, Madrid, 1951; Cotarelo y Valledor A., El teatro de Cervantes, Madrid, 1915; Diaz de Escovar N., Apuntes escenicos cervantinos, Madrid, 1905;

Julia Martines E., Estudio y technica de las comedias de Cervantes, в кн.: Acta de la Asamblea cervantina, Madrid, 1948. J. П.

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница