Наши партнеры

Магазин женской одежды Electra Style.
https://forum.zaymex.ru/
Смотрите подробности индийские фильмы на нашем сайте

Театральная энциклопедия
(страница 385)


"СВОЙ ЛЮДИ - СОЧТ‚МСЯ" - комедия в 4 д. А. Н. Островского (начальные варианты названия: "Несостоятельный должник", "Банкрут", "Банкрут, или Свои люди - сочт„мся"). Соч. 1849. До 1860 пьеса была запрещена к исполнению. Неоднократно читалась автором в разл. кругах моск. общества; 3 дек. 1849 - в доме М. П. Погодина, присутствовал Н. В. Гоголь. Дважды, в обход запрещения, была пост.: в нояб. 1857 - в Иркутском т-ре, в апр. 1860 - в Воронежском т-ре; шла на любительской сцене: в Петерб. пассаже (1863, Болыпов - Стахович, Подхалюзин - автор) и др. Официально, в искаж„нной цензурой редакции, пьеса была разрешена к представлению 9 дек. 1860. В этой редакции (державшейся до 1881) "С. л.-с." пост. 16 янв. 1861 в Алек-сандринском т-ре, в бенефис Ю. Н. Линской (Болыпов - Бурдин, Большова - Воронова, Липочка - Левкеева, Подхалюзин - П. Васильев, Устинья Наумовна - Лин-ская, Рисположенский - Зубров, Фоминишна - Громова, Тишка - Горбунов, Квартальный - Волков), 31 янв. 1861- в Малом т-ре. в бенефис П. М. Садовского (Болыпов - Щепкин, Большова - Акимова, Липочка - В. Бороздина 1-я, Подхалюзин - П. Садовский, Устинья Наумовна - Б. Бороздина 2-я, Рисположенский - В. Живокини, Фоминишна - Кавалерова, Тишка - М. Садовский). Среди последующих пост. пьесы в Александрийском т-ре - 1870 (Болыпов - Полтавцев, Подхалюзин - Новиков), 1886 (Большов - Писарев), 1896 (Большов - Варламов, Подхалюзин - Сазонов, Устинья Наумовна- В. Стрельская, Рисположенский- Давыдов), 1907 (на сцене Мариинского т-ра, в юбилейный бенефис Стрельской; Большов - Варламов, Липочка - Потоцкая, Подхалюзин - Ст. Яковлев, Устинья Наумовна - Стрельская), 1909. В Малом т-ре - 1869 (Большов - П. Садовский), 1892 (Большов - К. Рыбаков, Липочка - Уманец-Райская, Подхалюзин - М. Садовский, Устинья Наумовна - Садовская, Рисположенский - Макшеев, Правдин), 1896, 1904. Др. дореволюц. пост.: Орловский т-р (1864), Пушкинский т-р в Москве (1881, впервые без цензурных искажений; Большов - Писарев, Подхалюзин - Андреев-Бурлак), Ачинский т-р (1890), Т-р Корша (1894), моск. Об-во иск-ва и лит-ры (1895), Новый т-р, Москва (1899), Ярославский т-р (1900), Киевский т-р Соловцова (1912) и мн. др.

"С. л.-с." на сов. сцене: Петроградский гос. акад. т-р драмы (ныне Ленингр. т-р драмы им. Пушкина) (1923, реж. Евт. Карпов; Большов - Малютин, Большова - Корчагина-Александровская, Липочка - Потоцкая, Подхалюзин - П. Лешков, Устинья Наумовна - Чижевская; 1939), Лен-тюз (1927, 1933, 1944), Малый т-р (1928, Липочка - В. Орлова, Подхалюзин - Н. Яковлев; 1946; 1959, реж. Л. Волков, худ. А. Васильев; Большов - Любезнов, Подхалюзин - Анненский, Устинья Наумовна - Бел„вцева, Рисположенский - Владиславский, Шарлахов); передвижной Рабочий т-р (1933), Госцентюз, Москва (1932, 1938), Казанский (1941), Рязанский (1944), Моск. (1945), Ашхабадский, Куйбышевский (1947), Бакинский ТЮЗы (1948), Одесский т-р им. Октябрьской революции (1949), Художеств. т-р им. Я. Райниса, Рига (1951), Ленингр. т-р им. Ленинского комсомола (1952), Ростовский-на-Дону т-р (1952) и ряд др. т-ров.

Издания: Первая публикация - ж. "Москвитянин", 1850, ј 6; сов. изд.: Островский А. Н., Собр. соч., т. 1, М., 1959. А. Шн.

СВОЛЬФС (Swolfs), Лоран (р. 8.III.1878) - белы. артист оперы (драматич. тенор). Музыке учился в Брюсселе. В 1902 дебютировал на оперной сцене в Антверпене, где выступал до 1906. Затем был приглаш„н в т-р "Де ла Монне" (Брюссель) и др. европ. т-ры. В 1907 гастролировал в городах Франции, в 1908 - в Вене и др. После 1-й мировой войны отош„л от активной артистич. деятельности и стал видным вок. педагогом в консерваториях Брюсселя и Гента. С. был талантливым исполнителем партий в муз. драмах Вагнера. Он привн„с в героико-патетич. строй вагне-ровских образов характерные для франц. вок. школы лиричность, мягкость, тонкость нюансов. Событием в истории муз. т-ра стало выступление С. в партиях Зигмунда и Зигфрида ("Кольцо Нибелунга") на сцене "Гранд-Опера" в 1918.

Среди др. партий: Парсифаль (о. п. Вагнера), Тангей-зер, Лоэнгрин; Самсон ("Самсон и Далила" Сен-Санса), Ирод ("Саломея" Р. Штрауса), Эней ("Взятие Трои" Берлиоза). рс у

CEAP (Ceard), Анри (18.XI.1851-16. VIII. 1924) - франц. писатель, драматург. Друг и ученик Э. Золя, один из членов т. н. "Меданской группы". С 1876 был журналистом, театр. критиком. В 1885 инсценировал роман бр. Гонкур "Рене Мопрен" (1886, т-р "Одеон"). Драматургич. деятельность С. связана со "Свободным театром", возглавлявшимся А. Антуаном. В этом т-ре были пост. драма С. "Вс„ ради чести" (1887)-переделка новеллы Золя "Капитан Бурль", комедия "Покорившиеся" (обе в 1889). В творчестве С. получили наиболее последоват. выражение принципы натуралистич. эстетики. В его пьесах, лиш„нных ч„ткого сюжета, ярких характеров, фиксировались отдельные моменты жизни, давались натуралистич. зарисовки нравов.

Лит.: Антуан А., Дневники директора театра, [пер с франц.], М.-Л., 1939; В е и с h a t Ch., Histoire du naturalisme francais, v. 2, P., 1949, p. 125-144; Lemaitre J., Impressions de theatre, v. 1-5, serie 5, P., 1892. И. Лил.

СЕБАСТЬЯН (Sebastian), Георг (р. 17.VIII.1903) - венг. дириж„р. В 1921 окончил Будапештскую муз. академию по кл. 3. Кодая и др. Дирижированию обучался у Б. Вальтера (под рук. к-рого в 1921-22 работал стаж„ром в Мюнхенской опере), Р. Штрауса и А. Тосканини. В 1923-24 был дириж„ром "Метрополитен-опера", затем работал в оперных т-рах Гамбурга (1924-25), Лейпцига (1925-27), Берлина (1927-31). Гастролировал как симф. дириж„р в странах Европы и Америки. После захвата власти фашистами эмигрировал в СССР. В 1933-37 С. жил в Москве. На Всесоюзном радио осуществил концертное исполнение опер "Дон Жуан" (1934), "Волшебная флейта" (1934), "Свадьба Фигаро" (1935), "Похищение из сераля" (1936) Моцарта, "Фиделио" Бетховена (1936) и др. Концертные спектакли проходили в мизансценах С., к-рый проявил себя как режиссер. Исполнению мн. опер С. предпосылал статьи о сценич. истории этих произв. С. принял участие в дискуссии о сов. опере (1935), приветствовал появление оперы Шостаковича "Леди Макбет Мценского уезда" ("Катерина Измайлова", 1936).

В 1938-45 С. был дириж„ром разл. оперных т-ров и симф. оркестров США, с 1946 - т-ров "Гранд-Опера" и "Опера комик" в Париже. Среди пост.оперы Пуленка, Бартока и др. В 1961 С. выступал в СССР как симф. дириж„р.

Дириж„рскому иск-ву С. свойственны отличное понимание муз. стиля, темпераментность и импульсивность исполнения, склонность к импровизаций, большое разнообразие динамики. В. Ю.

СЕБАСТЬЯН (Sebastian), Михаил (18.Х.1907- 29. V. 1945) - рум. писатель и драматург. В 1936 написал лирич. комедию "Игра в каникулы" (1938, т-р "Комедия", Бухарест) о честном интеллигенте, мечтающем о счастье, но не находящем его в бурж. обществе. Этой же теме посвящена комедия "Безымянная звезда" (1944, т-р "Альгамбра", Бухарест; пост. в СССР - Большой драматич. т-р, Ленинград, 1956;

МХАТ - 1957). В 1946 в бухарестском Нац. т-ре была пост. пьеса "Последняя сенсация" (1955, в Т-ре сатиры, Москва), где основная тема творчества С. приобретает более глубокий социальный смысл. Автор смело разоблачал бурж. демократию, разложение нравов финансовой олигархии. Лиризм, доминирующий в первых пьесах С., сочетается здесь с юмором, с язвительной сатирой, пьеса написана в традициях И. Л. Ка-раджале. Комедии С. ставятся не только в Румынии, но и за рубежом. Среди др. пьес - "Ночи без луны" (1945, по Дж. Стейнбеку) и переработка пьесы М. Бергера "Потоп".

С‚БРИС, Карл Карлович (р.18. II.1914)-латыш.сов. актер. Нар. арт. Латв. ССР (1964). В 1938 по окончании латыш, драм. курсов под рук. Зелтматиса вступил в труппу Нац. т-ра (ныне Т-р драмы Латв. ССР). В сов. т-ре С. создал разнообразные, яркие образы, отмеченные темпераментом, мастерством перевоплощения.

Роли: Вискрелис ("В огне" Блаумана), Фредис ("Сын рыбака" Лациса), Сатин ("На дне"), Филип ("Дон Карлос"), Порфирий Петрович ("Преступление и наказание" по Достоевскому), Виранауда ("Морские ворота" Зигмонте), Эннесимо Лупус ("Центр нападения умр„т на заре" Кусани), Шоу ("Милый лжец" Килти), Сальери ("Моцарт и Сальери" Пушкина), Епиходов ("Вишн„вый сад"), Клавдий ("Гамлет"). Д. J.

СЕВАСТЙКОГЛУ (2еЭазт1'хо7), Георгос (р. 12.X. 1913) - греч. режиссер и драматург. Окончил юри-дич. ф-т Афинского ун-та. Первая пьеса С. "Праздник Константина и Елены" была пост. в 1943 в "Художеств. т-ре" К. Куна. С. был участником Сопротивления, в годы оккупации руководил нелегальной театр. студией, где изучал опыт сов. т-ра и системы Станиславского. Был режиссером "Т-ра народа" (1944) и т-ра "Объедин„нных артистов" (1945-46), здесь ставил пьесы прогрессивных греч. драматургов ("Пробуждение" Кодзиаса), сов. авторов ("Дальняя дорога" Арбузова) и др. зарубежных драматургов. С 1949 жил в эмиграции, в СССР. В 1951-55 - режиссер т-ра греч. политэмигрантов в Ташкенте. С. - автор одноактных пьес "Освободить окованных" (1951), "Матушка Марусо" (1956, рус. пер. 1958), драм "Борьба с Хароном" (изд. 1953), "Ангела" (1958, Т-р им. Вахтангова), "Смерть королевского прокурора" (1965), в к-рых показан процесс пробуждения, формирования общественного самосознания людей в условиях современной Греции. Выступает также как киносценарист. В 1965 вернулся в Грецию. Д. С.

С‚ВЕРО-ОСЕТЙНСКИЙ ТЕАТР. В 1904-05 во Владикавказе (ныне г. Орджоникидзе) и с„лах Северной Осетии организовывались первые любительские спектакли на осетинском яз., участниками которых были представители интеллигенции, учащаяся молод„жь. Они ставили переводы пьес: "Женитьба"; водевили Чехова, "Гроза" и др., а также первые национальные пьесы Е. Бритае-ва, Р. Кочисовой, Д. Ко-роева, А. Токаева и др. Однако из-за гонений со стороны цензуры и чиновников кружки быстро распадались.

Лишь после победы Октябрьской революции и установления Сов. власти начался расцвет культуры и иск-ва Осетии. Большую работу по развитию самодеятельного иск-ва в Сев. Осетии (сначала авт. области, затем республики) в„л Б. И. Тотров. В 1926 под его руководством во Владикавказе возник первый театрализованный хореографич. ансамбль "Дети гор". В 1930 при Обл. отделе нар. образования был организован т-р малых форм (Темаф). В 1931 в Моск. ин-те театр. иск-ва (ЦЕТЕТИС, затем ГИТИС) была создана осетинская студия. Руководители студии Р. Н. Симонов, В. Я. Станицын, И. М. Раевский и др. воспитали яркий, самобытный коллектив, к-рый в 1935 вернулся на родину со спектаклями "Лгун" Гольдони, "Судьба" Циновского и "Платон Кречет". 10 нояб. 1935 в г. Орджоникидзе состоялось открытие С.-О. т. Ху-дож. рук. коллектива была назначена режиссер Е. Г. Маркова-выпускница этого же института (1935-39, 1944-48). Затем гл. реж. был В. С. Фотиев (1939-44).

Деятельность С.-О. т. способствовала развитию нац. драматургии. Т-р поставил ряд спектаклей, поев. жизни осет. народа: "Земля" (1938), "Хадзимет Ра-монов" (1949) Кусова, "Две сестры" Бритаева (1947), "Коста" Епхиева и Джанаева (1939), "Вождь Багатар" (1941), "Сыновья Бата" (1943) и "Авхардты Хасана" Мамсурова, "Фатима" (1941), "Желание сердца" (1944), "Мать сирот" (1953) и "Сказка" (1945) Туаева, "Молодая невеста" (1940) и "Ч„рный туман" (1944) Джимиева, "Враги" (1948) и "На восходе" (1955) Уруймаговой, "Фатима" по Хетагурову, "Женихи" Токаева (1949), "Чер-мен" Плиева (1949), "Братья" Цопанова, "Песня Софьи" Хубецовой и Хугаева (1957), "Перед грозой" по Уруймаговой (1956) и др. Эти спектакли рассказывают о совр. и прошлой жизни народа, прославляют мужество, непримиримость в борьбе за свободу, стремление лучших людей из народа к знаниям, их скромность, почтение к старшим, трудовую доблесть, показывают эпизоды нац. истории, образы фольклора, нар. юмор. Т-р ставил классич. и совр. драматургию др. республик:

Трактирщица" (1939), "Гроза" (1939), "Васса Железно ва" (1940), "Отелло" (1940), "Нашествие" (1943); "Олеко Дундич" Ржешевского и Каца (1943), "Кремл„вские куранты" (1945), "Женитьба Фигаро" (1945); "Жорж Данден" Мольера (1946), "Любовь Яровая" (1946); "Победители" Чирскова (1948), "Много шума из ничего" (1948), "Король Лир" (1948), "Егор Булычев и другие" (1950); "Макар Дубрава" Корнейчука (1952), "Горячее сердце" (1951), "Женитьба" (1952), "Без вины виноватые" (1952), "Двенадцатая ночь" (1954); "Доктор философии" Нушича, "Чудак" Хикмета (1958), "Дочь Ганга" по Р. Тагору (1961), "Ромео и Джульетта" Шекспира (1962), "Испанцы" Лермонтова (1962), "Макбет" (1963); "Медея" Еврипида (1965).

Коллектив С.-О. т. уже в первое десятилетие своего существования стал монолитным организмом, объедин„нным общей школой. актеры С.-О. т. склонны к яркой романтич. форме, им близки трагедии, бытовые комедии. Развитие нац. т-ра определяли: нар. арт. СССР В. В. Тхапсаев, нар. арт. РСФСР С. Г. Ика-ева, В. С Каргинова, Т. X. Кариаева, нар. арт. С.-О. АССР-П. К. Цирихов, М. К. Цаликов, Н. М. Саламов, К.Г. Сланов, С. К. Таутиев, засл. арт. РСФСР А. Цару-каев, Е. С. Туменова; засл. арт. С.-О. АССР 3. Г. Кочи-сова, В. Д. Уртаева и др., а также режиссеры 3. Е. Бри-таева (с 1951 гл. режиссер), Г. Д. Хугаев, М. К. Цаликов; художники Г. П. Ф„доров, А. Туаева, А. Сам-бур, Т. А. Гаглоев и др.

В 1958 труппа т-ра пополнилась выпускниками Щукинского уч-ща. В 1959 С.-О. т. был реорганизован в муз.-драматич. т-р. В 60-х гг. здесь были пост. оперы "Евгений Онегин", "Травиата", балет "Эсмеральда" и нац. муз. комедии - "Весенняя песня" (1950); "Ха-мат и Зарина" Хаханова, "Три друга" Плиева (1963) и др. В 1960 т-р участвовал в декаде сев.-осет. иск-ва и лит-ры в Москве. М. Лит.

"СЕВИЛЬ" - пьеса в 4 д. Дж. Джабарлы (на азерб. яз.). Соч. 1928. Пост. 29.X.1928 в Т-ре им. Азизбекова (реж. Ту-ганов; Севиль - Давудова, Балаш - Тахмасиб, Гюлюш - Оленская, Атакши - С. Рухулла, Бабакиши - М. Алиев, Абдул-али-бек - Идаятзаде, Мамед-али-бек - А. Курба-нов; нов. пост. 1931, 1938; 1952, реж. А. Шарифов). "С." ставили мн. азерб. и др. т-ры: Азерб. драматич. т-р, Ереван (1929), Рус. т-р им. С. Вургуна, Баку (1930), Кумыкский муз.-драм. т-р им. Салавата, Махачкала (1931), Т-р им. Джабарлы, Кировабад (1936), Татский т-р, Дербент (1937), Лакский т-р, Кумух (1943, 1954) и др.

Издания: Азерб. изд. "С." - Баку, 1938; "Севил", "Алмас", Баку, 1959; рус. изд.- Дж. Джабарлы, "Севиль", Баку, 1939 (пер. Азиза Шарифа); Дж. Джабарлы, Пьесы, Баку, 1951, то же. Баку, 1958 (пер. автора).

Лит.: Искусство Азербайджана, т. 1,3, Баку, 1949, 1950;

Р з а е в С., Азербайджанский театр в Армении, Баку, 1963. А. Шн.

"СЕВЙЛЬСКИЙ ЦИРЮЛЬНИК" ("II Barbiere di Siviglia"), первонач. назв."Альмавива, или Тщетная предосторожность" ("Almaviva, ossia La precauzione inutile")-опера Дж. Россини, либр. Ч. Стербини по комедии П. Бомарше "Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность". Пост. 20 февр. 1816, т-р "Арджентина", Рим (граф Альмавива - М. Гарсиа-отец, Розина - Джорджи-Ригетти, Фигаро - Замбони, Дон Ба-зилио - Витарелли, Бартоло - Боттичелли). Опера ставилась в т-рах мн. стран мира. В России впервые исполнена в 1821 в Одессе на итал. яз. На рус. яз. в пер. Р. Зотова-27 нояб. 1822 в Петербурге. Опера постоянно входила в репертуар итал. оперной труппы в Петербурге. В 1843 в партии Розины выступала П. Виардо-Гарсиа. 13 окт. 1882 пост. в Мариинском т-ре (дириж„р Направник; граф Альмавива - Лодий, Розина - Славина, Фигаро - Прянишников, Бартоло - Стравинский, Дон Базилио - Корякин). В Москве шла в Новой опере (дириж„р Сук; граф Альмавива - То-марс, Розина - Ван-дер Брандт, Фигаро - Камионский, Дон Базилио - Антоновский, Бартоло - Фюрер). 15 нояб. 1913, Большой т-р (дириж„р Купер, реж. Шаляпин; граф Альмавива - Лабинский, Розина - Нежданова, Дон Базилио - Шаляпин). Среди выдающихся рус. исполнителей:

Салина, Мравина (Розина), Камионский (Фигаро), Стравинский (Дон Базилио). До 1917 опера ставилась оперными т-рами Москвы и Петербурга.

На сов. сцене впервые пост. 6 марта 1918, Петроград, б. Мариинский т-р (дириж„р Похитонов, реж. Тартаков, худ. Коровин; граф Альмавива - Ростовский, Розина- Волевач, Фигаро - Каракаш, Дон Базилио - Серебряков, Бартоло - Лосев, Фиорелло - Денисов, Берта - Степанова). 1924, ГАТОБ (дириж„р Похитонов, реж. Н. Смолич, худ. Головин). 1933, Оперный т-р им. Станиславского, Москва г

(пер. П. Антокольского, трио 2-го акта взято из оперы "Севильский цирюльник" Паизиелло; пост. Станиславского, режиссеры Алексеев, В. Виноградов и Степанова, дириж„р Хайкин, худ. Нивинский, хорм. К. Виноградов; граф Альмавива - Смирнов, Розина - Воздвиженская, Фигаро - Мокеев, Дон Базилио-Панчехин, Бартоло - Степанов). Возобн. 1944, там же. В 1935 пост. в Большом т-ре (дириж„р Штейнберг, реж. Баратов, худ. Макаров; граф Альмавива - Лемешев, Розина - Барсова, Фигаро - Головин, Дон Базилио - А. Пирогов). 1940, Т-р оперы и балета им. Кирова (дириж„р Ельцин, реж. Каплан, худ. Акимов);

1958, там же. 1944, Большой т-р (дириж„р Небольсин, реж. Захаров, худ. Макаров); 1951, там же.

Среди исполнителей на сов. сцене: А. Алексеев, Козловский, Юдин, Середа, Орф„нов, Г. Большаков, Бугаев, Хром-ченко (Альмавива); Катульская, Юдина, Фирсова, Звездина, И. Масленникова, Гаспарян (Розина), Бурлак, Гришко, Журавленке, Норцов, Гнатюк (Фигаро), Кривченя, И. Петров, Е. Иванов, Огнивцев, Дашков (Дон Базилио) и др.

Пост. в др. городах Сов. Союза: Ереван (1933, 1943, 1953) Минск (1936, 1945), Тбилиси, Одесса (1938), Саратов (1940, 1952, 1963), Пермь (1944), Львов (1945, 1957), Куйбышев (1946, 1954, 1963), Горький (1946, 1953), Новосибирск (1946) Рига (1947, 1960), Фрунзе (1954), Вильнюс, Свердловск (1956), Душанбе (1959), Кишин„в (1962), Ташкент (1963), Баку (1963, 1965) и др.

Издания: "С. ц." - клавир с рус. текстом, М., Юр-генсон, [1897]; последнее изд., М., Музгиз, 1956. Я. Гр.

СЕВУМЯН, Ованес (Ови) Мамиконович (1878- 1920) - арм. режиссер, актер, театр. деятель. Рефор матор арм. т-ра, последователь системы Станиславского. В 1906 совм. с Л. и М. Манвелянами организовал в Александрополе (ныне Ленинакан) арм. труппу, следовавшую принципам МХТ, но отсутствие материальной базы привело к закрытию т-ра. В 1910 работал как практикант в МХТ.

Пост.: "На дне" (1909), "Ревизор" (1914); "Евгения"

Ширванзаде (1911), "Пэпо" Сундукяна (1911), "Старые боги" Шанта (1913), "Живой труп" (1912); "Царь Ф„дор Иоанно-вич" (1910), "Смерть Ивана Грозного" (1912) А. К. Толстого, "Маскарад" (1917).

Роли: Сатин, Городничий; Каренин ("Живой труп"), Элизбарян ("Из-за чести" Ширванзаде), Яго, Шейлок; Неизвестный ("Маскарад"), Борис Годунов ("Царь Ф„дор Иоан-нович" А. К. Толстого), Дикой ("Гроза").

В своих статьях и творч. практике С. последовательно боролся за реализм, за создание исполнительского ансамбля, он призывал к расширению связей арм. т-ра с рус. и др. т-рами. Опубликовал в 1913 в Тифлисе брошюру "О желаемых преобразованиях армянского театра". В условиях царской России планы С. не могли быть осуществлены. В 1917 С. организовал в Тифлисе студию, к-рая проработала только год. В 1919 С. создал в Пятигорске первый гос. арм. сов. т-р, просуществовавший до вторжения в город белогвардейцев . Б. А.

СЕГЕЛЬКЕ (Segeiske), Туре (р. 23.IV.1901) - норв. актриса. В 1921 дебютировала на сцене Норвежского т-ра (Осло). В 1924-28 - актриса "Нац. сцены" (Берген), в 1933-35 - Нового т-ра (Осло), в 1923-33 и с 1935 работает в Нац. т-ре (Осло). Роли: Офелия, Дездемона; Берит ("Любовь юноши" Грига), Анне Петерсдоттир (о. п. Вирс-Енсена), Раневская ("Вишн„вый сад"), Медея (о. п. Ануя), Соня ("Раковина" Крога) и др. Образы Агнес ("Бранд"), Хильде ("Йун Габриэль Боркман"), Эллиды ("Женщина с моря"), фру Альвинг и особенно Норы определили популярность С. как крупнейшей совр. исполнительницы ибсеновского репертуара.

Лит.: Gjesdah1 Р., Premierer og portretter, Oslo, 1957; S k a v l a n E., Norsk teater. 1930-1953, Oslo, 1960.

Вл. M. СЕГУРА (Segura), Мануэль Асенсио (23.VII.1805- 18. X. 1871) - перуанский драматург. В 1833 начал лит. деятельность комедией "Пепа" (изд. 1953), сатирой на военно-полицейский строй Гамарра - президента Перу. С.- автор стихотворных комедий: "Сержант Кануто" (1839, т-р "Колисео де комедиа"), перекликавшейся с "Хвастливым воином" Плавта; "Донья Кати-та" (1845, Т-р Национальной комедии, г. Лима), обличающей алчность мещанской среды; "Три вдовы" (1862, т-р "Принсипаль") о тяж„лом положении женщины, и др. Писал также сайнете, фарсы. В пьесах С. выступали видные перуанские актеры - Т. Миранда, Э. Перес, Э. Саморано и др.

Соч.: Comedias, Lima, 1924.

Лит.: U g а г t e Chamorro G., Manuel A. Segura, creador de la comedia peruana. Lima, [1957] (на мимеографе). Ал. Р.

СЕДЕН (Sedame), Мишель Жан (4.VII.1719-17.V. 1797) - франц. драматург. Чл. Франц. академии (с 1789). развивал принципы Ж. Ж. Руссо в области комич. оперы. Автор либретто опер П. А. Монсиньи, пост. в т-ре "Ком„ди Итальенн" (Париж): "Король и фермер" (1762), "Роза и Кола" (1764), "Алина, королева Голконды" (1766, т-р "Опера"), "Дезертир" (1769) и др. Ученик и последователь Д. Дидро. Наиболее значит. произв. С.- мещанская драма "Философ, сам того не зная" (1765, т-р "Ком„ди Франсез"), осуждающая дворянские сословные предрассудки и характеризующаяся ч„ткой идейной направленностью, жизненностью образов, увлекательным действием. Творчество С. способствовало демократизации франц. т-ра и драматургии в духе бурж. просветит, идей.

В России оперы на либретто С., в т. ч. "Дезертир" ("Беглый солдат", 1781), "Царица Голкондская" (1786), "Панург" (1792), ставились в т-ре Н. П. Шереметева и др. крепостных т-рах.

Соч.: Oeuvres choisies, Р., 1860; в рус. пер.-"Философ, сам того не зная", в сб.: Французский театр эпохи Просвещения, т. 1, М., 1957 (там же см. ст. Мокульский С. С., Французская драматургия эпохи Просвещения).

Лит.: Мокульский С., История западноевропейского театра, т. 2, М.-Л., 1939.

С‚ДЕРБЕРГ (Soderberg), Яльмар (2 .VII. 1869- 14. X. 1941) - шведский драматург. Лит. деятельность начал в 1894. Большой популярностью пользовалась драма С. "Гертруда" (1906, Драм. т-р, Стокгольм), отражающая влияние драматургии Г. Ибсена и показывающая бунт женщины против бурж. морали. В одноактном психологич. этюде "Вечерняя звезда" (1912, там же) тема духовного кризиса либеральной интеллигенции окрашена тоскливо-безысходной элегичностью. Пьеса "Роковая пора" (1922) отразила растерянную угнет„нность С. после 1-й мировой войны.

На рус. сцене ставилась пьеса "Гертруда" под назв. "Любовь - вс„" (1910, Малый т-р, Москва, труппа М. Ф. Багрова, Одесса).

С о ч.: Skrifter. 1919-1921, Bd I-X, Stockh., 1943; в рус. пер.-Гертруда. Драма, М.изд. "Польза", В. Антик, [1908];

Amor-omnia (Любовь - вс„), в сб.: Фиорды, СПБ, 1909. Лит.: Веселовский Ю. А., Яльмар С„дерберг, М, 1911; Bergman В., Hjalmar Soderberg, Stockh., [1951]; Henriques A., Svensk litteratur. 1909-1940, Kbh., 1942. Вл. М.

СЕДЕФЧЯН, Романос (1837-1905) - арм. актер и драматург. Один из старейших деятелей арм. "Восточного т-ра" в Константинополе (Стамбуле). Автор историко-романтич. драм, ставившихся на сценах западноарм. т-ров: "Айк богатырь", "Падение династии Рубинянов", "Вартан, спаситель родины", "Тигран великий", "Ренегат Васак" и др. Б. А.

СЕДМАР (наст. фам. - Т а л ь я н), Мариам Григорьевна [12(24).VI.1899-24.1.1958] - арм. сов. артистка оперы (меццо-сопрано). Нар. арт. Арм. ССР (1950). Училась в Тифлисской консерватории у Б. Б. Корсова. Сценич. деятельность начала в 1919 как артистка оперетты. С 1933 - солистка Т-ра оперы и балета им. Спендиарова. Замечательная исполнительница партии Графини ("Пиковая дама").

Партии: Нани ("Ануш" Тиграняна), Сона, Шушан ("На рассвете", "Героиня" Степаняна) - первая исполнительница:

Шпаник ("Намус" Ходжа-Эйнатова), Барбале ("Кето и Котэ" Долидзе), Ольга и Няня ("Евгений Онегин"), Аксинья ("Тихий Дон"), Зибель ("Фауст"), Маддалена ("Риголетто"), Кар-н и др. Цн. Г.

СЕДОВА, Юлия Николаевна (р. 1880) - рус. артистка балета, педагог. В 1898 окончила Петерб. театр. уч-ще (класс Э. Чеккетти) и была принята в Ма-риинскийт-р; в 1903-16 - солистка балетной труппы этого т-ра. В 1911-14 выступала в Германии, Франции, США и др. совм. с E. В. Гельцер и М. М. Мордки-ным. В 1918 эмигрировала во Францию. За рубежом работала в разл. т-рах в качестве балетмейстера и педагога. С 20-х гг. руководит школой танца в Ницце.

Партии: Царь-Девица ("Кон„к-Горбунок" Пуни), Аврора;

Пахита (о. п. Дельдевеза), Одетта-Одиллия; Китри ("Дон-Кихот"), Низия ("Царь Кандавл" Пуни) и др.

При несколько сухой, недостаточно выразительной внешней манере исполнения С. была виртуозной танцовщицей, обладала большой элевацией. Исполняла партии, требующие быстрых темпов.

Лит.: Худеков С. Н., История танцев, ч. 4, СПБ, 1917, с. 144; Борисоглебский М. [сост.]. Материалы по истории русского балета, т. 2, Л., 1939; Светлов В. Я., Терпсихора, СПБ, 1906, с. 348-51; Фокин М., Против течения, Л.-М., 1962. П. Л.

СЕЗОН театральный- часть года, в течение к-рого театр систематически показывает свои спектакли публике.

СЕИДБЕЙЛЙ, Гасан Мехти оглы (р. 22. X 11.1920) - азерб. сов. писатель и драматург. Засл. деятель иск-в Азерб. ССР (1960). Чл. Коммунистич. партии с 1955. В 1943 окончил Гос. ин-т кинематографии. Лит. деятельность начал в 1942. В соавторстве с писателем И. Касумовым написал пьесы: "На дальних берегах" (1956, Т-р им. Азизбекова), "Море любит отважных" (1954, Бакинский рус. т-р) - о трудовых подвигах бакинских нефтяников, "Зачем ты жив„шь?" (1959, там же) - о моральном облике сов. человека, "За закрытой дверью" (1961, Т-р им. Азизбекова), "Экзамен" (1959, Азерб. ТЮЗ). Автор либретто муз. комедии "Золотоискатели" (1960, Азерб. т-р муз. комедии), сценариев фильмов. К. Кае.

СЕЙДЗАДЕ, Мехти Гасан оглы (р. 11.XI.1907) - азерб. сов. поэт и драматург. Засл. деятель иск-в (1960). Чл. Коммунистич. партии с 1945. Лит. деятельность начал в 20-е гг. Автор пьес-сказок: "Нергиз" (1936), "Аяз" (1937), "Золотая птица" (1938), пост. в Азерб. ТЮЗе. Для кукольного т-ра написал пьесы:

"Горхмаз" (1943), "Гамер" (1944) - об отечественной войне, "Хрустальный замок" (1945), "Мальчик с пальчик" (1955). В них фантастика, сказочные мотивы сочетаются с реалистич. сюжетами. К. Кае.

СЕЙДОВА, Иззет Алиевна (р. 20.XI.1910) - азерб. сов. художник. Засл. деятель иск-в Азерб. ССР (1944). Чл. Коммунистич. партии с 1949. В 1938 окончила ленингр. Академию художеств (театр. отдел живописного ф-та). С 1939 работает в Т-ре оперы и балета им. М. Ф. Ахундова.

Оформила спектакли: "Пиковая дама" (1939); "Ануш" Тиграняна (1941), "Красный цветок" (1940), "Демон" 1949); "Севиль" Дж. Джабарлы (1953, совм. с Э.Алмасзаде), "Шах Исмаил Магомаева (1956), "Лейли и Медж-нун" У. Гаджибекова (1958), "Сказки Гофманам Оф-фенбаха (1962), "Маскарад" Зейдмана, "Вэтэн" Караева и Гаджиева (1945) и др. К. Кае.

СЕЙТОВ, Реимбай (р. 25. V.I 915) - каракалпакский сов. актер и режиссер. Нар. арт. Узб. ССР (1957). Чл. Коммунистич. партии с 1949. Сценич. деятельность начал в 1936 в Кунграде. С 1944 - актер Каракалпакского т-ра (Нукус). Играет характерные роли (Кошкинбай"Насильно мил не будешь" Ходжания-зова, 1957). Острой сатиричностью отмечено исполнение ролей: Казый ("Проделки Майсары" Хамзы, 1940), Гульда ("Русский вопрос", 1948), играл также героич. роли: Алпамыс (о. п. Довкараева, 1944, 1961), Эрназар Алагоз ("Бердах" Аймурзаева, 1958). Пост. спектакли: "Айша" Ходжаниязова (1944), "Дорогой доктор" Аймурзаева (1960) и др. Т. Б.

СЕИДЛЬ, Зейдль (Seidi), Антон (7.V.1850- 28.III.1898) - австр. дириж„р. В 1870-72 учился в Лейпцигской консерватории. В 1879 по рекомендации Р. Вагнера стал капельмейстером Лейпцигской оперы. С 1882 был в составе труппы А. Неймана, исполнявшей "Кольцо Нибелунга" Вагнера. Затем самостоятельно гастролировал в Германии, Голландии, Англии, Италии и др. странах Европы. Был выдающимся интерпретатором произв. Вагнера. С 1885 выступал в Нью-Йорке в т-ре "Метрополитен-опера", на эстраде. Исполнял вагнеровские оперы в Байр„йте (1886), Лондоне (1897) и т. д.

Лит.: Krehbiel Н. Е., A. Seidi, "Scribners Magazine", N. Y., 1898, [v.] 23; A. Seidi. A memorial by his friends, N. Y., 1899; E w e n D., Dictators of the Baton, Chi.- N. Y., [1944]. Ал. М.

СЕЙДНИЯЗОВ, Мурад (p. 1915) - туркм. сов. актер, режиссер. Чл. Коммунистич. партии с 1953. Нар. арт. Туркм. ССР (1955). Сценич. деятельность начал в 1934 в Туркм. драм. т-ре. актер яркого комедийного дарования. Вед„т реж. работу.

Роли: Пикалов ("Любовь Яровая"), Кемине (о. п. Амано-ва), Сганарель ("Лекарь поневоле" Мольера), Крикун ("Фронт"), Бобчинский ("Ревизор"), Миловзоров ("Без вины виноватые"), Пеленг ("На берегу Мургаба" Мухтарова), Бср-ди ("Сын пастуха" Мухтарова и Сейтлиева), Беркели ("Кто преступник?" Мухтарова), Селимов ("Испытание" Аннануро-ва), Вахидов ("Ширванская красавица" Мамедханлы), Ра-хим ("Судьба" Деряева).

Пост. спектакли: "Семья Аллана" Мухтарова (Гос. пр. СССР, 1951), "Озеро счастья" Аннанурова (1950), "Чужая тень" Симонова (1951), "Счастливая молодость" Пурлиева (1952), "Земной рай" Васильева (1953), "Больные зубы" Каххара (1956) и др. Снимался в кино. Перев„л на туркм. яз. пьесы Островского, Голь-дони и др. Л. АН.

С‚ЙЛЕР (Sayler), Оливер Мартин (р. 23. X.I 887) - амер. театр. критик и театровед. В конце 1910-х гг. выступил со статьями, разоблачающими коммерч. направленность амер. т-ра, противопоставляя ей прогрессивную деятельность т. н. "малых т-ров". Свои взгляды на т-р С. изложил в книге "Наш американский театр" (1923). С. пропагандировал достижения лучших европ. т-ров, в частности МХАТа, к-рый он называл "лучшим т-ром мира". В 1918 посетил Сов. Союз. В своих работах высоко оценил достижения рус. т-ра ("Русский театр", 1922, "Русские актеры в Америке", 1923, и др.).

Соч.: The Russian theatre under the revolution, Boston, 1923; The Russian theatre, N. Y., 1922, 2 ed., L., [1923]; Our American theatre, N. Y., [1923]; Max Reinhardt and his theatre, N. Y., 1924; Inside the Moscow Art theatre, N. Y., 1925;

Revolt in the arts, N. Y., 1930. К. Г.

СЕЙТЛЙЕВ, Кара (р. 1915) - туркм. сов. поэт, драматург. Чл. Коммунистич. партии с 1950. Лит. деятельность начал в 1938. Написал пьесу "Д жахан". В соавторстве с Г. Мухтаровым - комедии "Серебряный портсигар", "Ответственный секретарь", "Дочь садовника", драму "Сын пастуха", либретто оперы "Айна" (муз. А. Шапошникова и Д. Овезова). Л. АН.

СЕЙФЙ, Алекпер Сейфулла оглы (р. 19.III.1901) - азерб. сов. актер драмы. Нар.'арт. Азерб. ССР (1961). Учился в студии при т-ре Руставели. Проф. сценич. деятельность начал в 1921 в Тбилисском азерб. т-ре драмы. В 1929-32 - актер бакинского тюркского Рабочего т-ра (с 1933 в Кировабаде), был директором этого т-ра. В период культа личности был незаконно репрессирован. В 1956 вернулся к театр. деятельности, вновь стал директором Кировабадского т-ра.

Играл характерные роли: Карамали ("Гаджи Кара" Ахундова), Мешади Орудж ("Мертвецы" Мамедкулизаде), Шейх Кабир ("Шейх Санан" Джавида), Добчинский ("Ревизор"), Патер, Гофмаршал ("Разбойники", "Коварство и любовь") и др. Перев„л на азерб. яз. ряд пьес. /f /f

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница