Наши партнеры

Выгодная аренда https://www.rexrent.ru/city/arenda-avtomobilya-krasnaya-polyana-sochi/ в компании РексРент.

Театральная энциклопедия
(страница 383)


САФАРОВ, Назир (р. 9.1.1905) - узб. сов. писатель, драматург. Засл. деят. иск-в Узб. ССР (1950). Чл. Коммунистич. партии с 1929. Лит. деятельность начал в 1926. В 1931 в соавторстве с Зия Саидом написал драму "История заговорила", разоблачающую бурж. националистов (пост. в Т-ре им. Хамзы и в др. т-рах республики). Автор пьес "Пробуждение" (1939, Т-р им. Хамзы) о тяж„лой жизни народа дореволюц. Узбекистана, "Заря Востока" (1951, там же) о борьбе народа за установление Сов. власти в Узбекистане. В 1963 в Т-ре Мукими пост. муз. драма "Кому радость, кому печаль" о совр. жизни раб. класса. Соч.: Пьесы, Ташкент, 1959. Лит.: Узбекская советская драматургия, M., 1у58.

В. Д.

САФИЛЛИН, Халяф Гатеевич (12.III.1921 - 13.IV.1965) - башк. сов. артист балета. Нар. арт. РСФСР (1955). В 1934-41 учился в Ленингр. хореографич. уч-ще. С 1941 - солист Башкирского т-ра оперы и балета (Уфа). Для танца С. характерен л„гкий прыжок, стремительность вращении; он успешно исполнял героич. партии.

Партии: Гирей ("Бахчисарайский фонтан"), Арсланбай ("Журавлиная песня" Степанова), Тиморгал ("Горная быль" Ключар„ва), Ли Шан-фу ("Красный цветок"), Касымбай ("Гюльназира" Сабитова) и др.

Выступал и как балетмейстер, пост. "Лебединое озеро"; "Горная быль" Ключар„ва. В 1945-47 - худ. рук. Ансамбля нар. танца Башк. АССР. С 1960 -худ. рук. и педагог Башк. хореографич. студии. Гастролировал в ГДР (1951), Польше (1953) и др. Ст. M.

САХАРОВ, Лев Николаевич [р. 5(18).II.1902] - марийский сов. композитор. Засл. деят. иск-в Map. АССР .(1946). В 1931 окончил Моск. консерваторию по классу хорового дирижирования Н. M. Данилина. Автор музыки к драм. спектаклям Т-ра им. Шкетана:

"Иван Шуст" Устинова (1941), "Сестры" Германа и "Давным-давно" А. Гладкова (1942), "Поднятая целина" по Шолохову (1963), "Антоний и Клеопатра" Шекспира (1964) и др,; муз. комедий (совм. с Н. M. Арба-ном): "Летняя ночь" (1943), "Новые песни" (1953), "Свет и сваха" (1958) и др., а также музыки к спектаклям Марийского т-ра кукол. А. Ив.

САХЙОБА - вид древнегруз. т-ра. В 12-18 вв. С. наз. придворный т-р, представления к-рого включали декламацию, пение, танец, выступления акробатов, жонгл„ров, состязания в зрелищных жанрах. В С. участвовали разл. представители сценич. иск-ва: мемгере - драматич. актер, махиобели - мимич. актер, мгосани - певец, музыкант-импровизатор, мроквели - танцовщик и танцовщица, му-шаити - акробат, жонгл„р. Они выступали как в специально предназначенных для С. зданиях (сахли сатамашо - дом для представлений), так и на ипподромах во время празднеств. САХНбВСКИЙ, Василий Григорьевич [17.11(1. III).1886 - 26.II.1945) - рус. сов. режиссер, театровед, педагог. Нар. арт. РСФСР (1938). Доктор искусствоведения (1939). В 1904-07 учился на философском ф-те Фрейбургского ун-та, затем на историко-фи-лологич. ф-те Моск. ун-та, к-рый окончил в 1910. С 1907 С. начал печатать статьи, сначала по вопросам рус. лит-ры, затем по разл. вопросам т-ра. В 1912-14 сотрудничал в журналах "Студия", "Маски" и др., в 1912 С. начал работать в Студии Ф. Ф. Комиссаржев-ского (с 1914 - Т-рим. В. Ф. Комиссаржевской) в качестве лектора, затем режиссера-педагога. В 1914 совм. с Комис-саржевским пост. спектакль

"Димитрий Донской" Озерова, затем самостоят. пост. "Ванька ключник и паж Жеан" Ф. Сологуба (1916), "Скверный анекдот" по Достоевскому (1916), "Реквием" Андреева (1917), "Лулу" ("Ящик Пандоры") Ведекинда (1918) и др. В этих спектаклях сказалось увлечение С. теорией "романтического театра" Ф. Ф. Комиссаржевского. В 1918 С. пост. на сцене Дворца Октябрьской революции (б. Т-р Суходольского в Эрмитаже) спектакли: "Стенька Разин" Каменского и "Карманьола" Эрвье-Чулко-ва. В организованном им в 1919 Показательном т-ре С. стремился ставить спектакли, созвучные идеям революции. В 1922-26 С. работал режиссером и художественным руководителем в Моск. драм. т-ре, в Т-ре комедии (б. Т-р Корша) и во вновь возникшем по его инициативе в 1924 Т-ре им. В. Ф. Комиссаржевской. В эти годы он пост.: "Великая Екатерина" Шоу, "Гроза"; "Дон Карлос"; "Алхимик" Вен Джонсона, "М„ртвые души"; "Шейлок" ("Венецианский купец", 1926, Гос. белорус. евр. т-р) и др. Эти спектакли отличались оригинальностью режиссерского решения, оформления, сильным актерским ансамблем. С. осуществил пост. "Волки и овцы" (1926, б. Т-р Корша)- спектакль, вошедший в сценич. интерпретацию драматургии Островского на сов. сцене. В 1926 С. был приглаш„н в МХАТ, на сцене к-рого широко раскрылась характерная для его творчества огромная эрудиция, тонкость интеллекта, стремление к глубокому психо-логич. анализу. С. считал, что режиссер должен подходить к раскрытию спектакля с позиций философского и социального смысла драм. произведений. В МХАТе С. пост.: "Унтиловск" Леонова (1928), "Дядюшкин сон" по Достоевскому (1929, худ. рук. постановки В. И. Немирович-Данченко), "М„ртвые души" 1932, худ. рук. пост. К. С. Станиславский), "Егор Булычев и другие" (1934, худ. рук. пост. В. И. Немирович-Данченко), "Анна Каренина" по Л. Толстому (1937, совм. с Немировичем-Данченко), "Половчан-ские сады" Леонова (1939), "Трудовой хлеб" Островского (1940). С 1932 С. был зам. директора МХАТ по художеств. части, с 1937 - зав. художеств. частью, с 1943 - С. член художеств.-режиссерской коллегии МХАТ.

С.- автор работ по теории режиссуры, методике, в„л большую педагогич. работу. В 1926 он руководил группой молодых режиссеров и художников при ГАХН, с 1933 возглавлял реж. ф-т ГИТИСа, руководил кафедрой режиссуры, с 1943 - худ. рук. вновь организованной при МХАТе Школы-студии им. Не-мировича-Данченко. С.- автор книг по различным вопросам т-ра, автор воспоминаний о Станиславском.

С о ч.: в кн.: О Станиславском. Сб. воспоминаний, М., 1948; И. М. Москвин, в кн.: Ежегодник МХАТ. 1946г., М., 1948; В. В. Лужский, там же; Художественный театр и романтизм на сцене, М., 1917; Работа режиссера, М.- Л., 1937; Режиссура и методика ' ее преподавания, М.- Л., 1939; Мысли о режиссуре, М.- Л., 1947; Театр А. Н. Островского, М., 1919; Крепостной усадебный театр. Л., 1924;

Игра и спектакль, в кн.: В спорах о театре, М.. 1913; Достоевский и театр. "Культура театра", 1922, .ј 1-2; Работа над спектаклем "Егор Булычев и другие", в кн.: J" постановке "Егор Булычев и другие" М. Горького, М., 1934;

О спектакле "М„ртвые души", в кн.: К спектаклю. Н. В. 1 о-голь. "Мертвые души", М., 1937; Работа над спектаклем "Анна Каренина", в кн.: Л. Н. Толстой. Анна Каренина. Сцены из романа, М., 1938; О путях воспитания режиссерской смены, в кн.: Записки Гос. ин-та театральн. иск-ва, М.- Л., 1940; А. Н. Островский на сцене МХАТ, в кн.:

Ежегодник МХАТ. 1943 г., М., 1945; Режиссерские комментарии к пьесам А. Н. Островского: "На всякого мудрец! довольно простоты", М., 1931; "Бедность не порок", М., 1935; "Свои люди - сочтемся" и "Бешеные деньги", М.. 19:7. Лит.: Горчаков Н. М., В. Г. Сахновский, в кн.:

Сахновский В., Мысли о режиссуре, М.- Л., 1947; его же, В. Г. Сахновский. Жизнь и творчество, в кн.:

Ежегодник МХАТ, 1945, т. 1, М., 1948. С. Г.

САХНбВСКИЙ, Юрий Сергеевич [13(25).IX.1866- 2.1 V.I 930] - рус. композитор, муз. критик, дириж„р. В 1899 окончил Моск. консерваторию по классам проф. С. И. Танеева, А. С. Аренского и М. М. Ипполитова-Иванова. С 1901 работал муз. критиком в разл. газетах. Член дирекции Рус. муз. общества, С. являлся инициатором гастролей ряда известных зап.-европ. композиторов и дириж„ров. Автор оперы "Альманзор" (либр. М. И. Чайковского; не законч.), одной из первых сов. оперетт на совр. тематику "Людовик ...надцатый" (1928, Моск. т-р оперетты), а также популярных романсов, хоров и др. соч. Среди исполнителей произв. С. был Ф. И. Шаляпин.

Лит.: Янковский М.О., Советский театр оперетты. Очерк истории, Л.-М., 1962, с. 16, 151, 165.

САХЬЯНОВА, Лариса Петровна (р. 13. II. 1930) - бурят, сов. артистка балета. Нар. артистка СССР (1963). В 1937-42 и в 1945-46 училась в Моск. хореографии. уч-ще. С 1946 - солистка Бурятского т-ра оперы и балета (Улан-Удэ). Исполнительское иск-во С. отличается эмоциональностью, глубокой осмысленностью и драматизацией танца.

Партии: Одетта-0диллия(1948);

Мария ("Бахчисарайский фонтан", 1950), Лауренсия (1953);

Сюимбике ("Шурале", 1955), Сэсэг ("Свет над долиной" Ряузова,

1955), Аврора (1956); Жизель

(1957); Ангара ("Красавица Ангара" Книппера и Ямпилова, 1959), Катя ("Последний бал" Бирюкова, 1962) и др.

Гастролировала в ГДР (1951), Монголии (1956, 1957, 1963), -КНР (1960), Болгарии (1962), Иране, Афганистане (1964).

Лит.: "Театральная жизнь", 1964, JST" 12, с. 8-9. Cm. M. САД, Илья Александрович {18(30).IV.1875-11(24). Х.1912] - рус. композитор. В 1899 учился в Моск. консерватории по классу композиции С. И. Танеева. В 1907 окончил Моск. филармонич. уч-ще как дириж„р. С 1906 - зав. муз. частью, композитор и дириж„р МХТ. С. стремился к органпч. синтезу музыки и драматич. действия. Тонкостью и живописностью отличается музыка С. к спектаклю "Синяя птица" Метерлинка (1908), глубоким трагизмом - музыка к спектаклям "Драма жизни" Гамсуна (1907) и "Гамлет" (1911). К. С. Станиславский писал: "Я думаю, что за все существование театра И. А. Сац впервые явил пример того, как нужно относиться к музыке в нашем драматическом искусстве... Его музыка была всегда необходимой и неотъемлемой частью целого спектакля" (Собр. соч., т. 1, 1954, с. 311, 312).

Музыка к др. пост.: в МХТ - "У жизни в лапах" Гамсуна, "Мизерере" Юшкевича, "Жизнь Человека" и "Анатэма" Л. Андреева; в Малом т-ре - "Коринфское чудо" Косоро-това; в Драм. т-ре В. Ф. Комиссаржевской - "Цезарь и Клеопатра"; в Петрогр. Старинном т-ре - "Сказание о Теофиле", "Робэн и Марион" и др. Автор опер-пародий "Не хвались, идучи на рать", "Восточные сладости", "Месть любви", детской оперы "Сказка о золотом яичке", оратории "У приказных ворот", мелодекламаций, песен, романсов, фп. и скрипичн. пьес.

Лит.; Илья Сац. Сборник, М.-П.,1923; Станиславский К. С., Моя жизнь в искусстве,Собр. соч., т. 1, М., 1954; Сац Н., Дети приходят в театр. М., 1961; е е ж е, Всегда с тобой, М., 1965 (в печати). Лил. П.

САЦ, Наталья Ильинична [р.14(27).VIII.1903'] - рус. сов. режиссер и драматург. Дочь композитора И. А. Саца. Засл. арт. РСФСР (1933). Кандидат искусствоведения (1962). Одна из основательниц сов. т-ра для детей. В 1917 окончила Муз. техникум им. Скрябина в Москве. С 1918 заведовала детским отделом Теамузсек-ции Моссовета. Была инициатором организации спектаклей и концертов для детей, инициатором создания Детского т-ра Моссовета - первого постоянного т-ра для детей. Здесь давались представления кукольного и теневого т-ров, балетные спектакли. В 1920 С. вошла в состав директории созданного в этом же году Гос. детского театра.

В 1921-37 была директором и художеств. рук. Моск. т-ра для детей (с 1936 - Центральный детский т-р). С. привлекла к работе в детском т-ре мн. драматургов (Н. Огнева, Н. Я. Шестакова, А. Н. Толстого), композиторов (Л.А. Половинкина, Т. Н. Хренникова, Д. Б. Кабалевского), художников (А. А. Веснина, К. Ф. Юона, Г. П. Гольца, В. Ф.Рындина). Поставила на сцене Моск. т-ра для детей ряд спектаклей: "Алтайские робинзоны" (1928), "Аул Гидже"(1929) Шестакова, "Про Дзюбу" Сац (1929), "Сер„жа Стрельцов" В. Любимовой (1935, совм. с В. Д. Корол„вым), "Золотой ключик" А. Н. Толстого (1936, совм. с Корол„вым). Внесла большой вклад в развитие сов. т-ра для детей; утверждала принципы синтетич. т-ра, в к-ром сочетаются слово, музыка и танец. Стремясь расширить сферу художеств. воспитания юного зрителя, С. вводила в репертуар симф. концерты и муз. спектакли для детей (детская опера Л. А. Половинкина "Сказка о рыбаке и рыбке", симф. сказка С. С. Прокофьева "Петя и волк").

В 1944-50 С.- гл. режиссер первого Казахского т-ра для детей и юношества (Алма-Ата), инициатором и организатором к-рого она была, пост. спектакли:

"Красная шапочка" Шварца (1945), "Двенадцатая ночь" (1947), "Два капитана" Каверина, "Молодая гвардия" (оба в 1948); "Два веронца" Шекспира

(1949) и др. С 1964 С.- руководитель организованного по е„ инициативе первого Гос. муз. детского т-ра (Москва). Ставила также оперные спектакли для взрослых: "Фальстаф" Верди (1931, Берлинская гос. опера), "Свадьба Фигаро" Моцарта, "Кольцо Нибе-лунга" Вагнера (1931, т-р "Колон", Буэнос-Айрес)" "Чио-Чио-сан" Пуччини (1944, Т-р оперы и балета им. Абая, Алма-Ата), "Сказка о царе Салтане" (1954,, Саратовский т-р оперы и балета).

С.- автор пьес для детского т-ра: "Негрит„нок и обезьяна" (совм. с С. Г. Розановым, 1927), "Фриц Бауэр" (совм. с В. Селиховой, 1928), "Про Дзюбу" (1929) и др.,. книг и многочисленных статей по вопросам эстетич. воспитания. В 1953 окончила ГИТИС (театроведч. ф-т).

С о ч.: Театр для детей, Л., 1925 (совм. с С. Розановым);

Пять лет работы (Опытная школа эстетического воспитания), М., 1925 (совм. с С. Розановым); Наш путь, М., 1932;

The Moscow theatre for children,M., 1934; Дети приходят втеатр. М., 1961; Вот компания какая!, Сб. пьес, М.,1964;

Всегда с тобой, М., 1965 (в печати); Волшебные очки М., 1965.

Лит.: Наталия Сац. 10 лет среди детей, [М.], 1928;. [3 а к В.], Добрый и умный друг, "Советская музыка", 1963, ј 11. Б. Рос.

САШИН-НИКОЛЬСКИЙ, Александр Иванович [р. 31.VIII(12.IX).1894] - рус. сов. актер. Нар. арт. РСФСР (1949). С 1915 учился в Моск. филармонич. уч-ще (класс PI. А. Рыжова, И. С. Платона), выступал в подмосковных дачных т-рах. В 1919-55 - актер Малого т-ра. С.-Н. проявил себя как мастер небольших характерных ролей: Ломов ("Предложение" Чехова), Яша Гуслин ("Бедность не порок"), Трактирный слуга ("Ревизор"), Федосыч ("Ледолом" по К. Я. Горбунову), Первый мастеровой ("Растеряева улица" по Успенскому). К лучшим ролям С.-Н. принадлежит роль Пикалова в спектакле "Любовь Яровая". Играя в пьесах Островского, актер раскрывал тему "маленького человека": Елеся ("Не было ни гроша"), Шмага; Бобыль ("Снегурочка") и др. Мягкий, т„плый юмор окрашивает большинство образов, созданных актером,- Перчихин ("Мещане"), Тимохин ("Отечественная война 1812" по "Войне и миру" Л. Н. Толстого), Митька Юлка ("Жизнь" Панф„рова), Учитель ("Люди доброй воли" Мдивани). актеру свойственны и сатирич. оттенки: Хлопов ("Ревизор"), Глеб Мерку-лыч ("Правда - хорошо, а счастье лучше" Островского).

Лит.: Березина А. И., А. И. Сашин-Никольский, в кн.: Ежегодник Малого театра. 1953-54, М.,1956; Мастер маленькой роли, "Театр", 1955, ј 2. Е. X.

САЯ, Казис (р. 27.VI.1932)-литов. сов. драматург. В 1958 окончил Вильнюсский педагогич. ин-т. В своих комедиях "Пари" (1954), "Сильва-студент" (1957), "Семь козьих шкур" (1957), "Петушиные шпоры" (1964) и др. поднимает современные проблемы, пишет о жизни колхозников Литвы, о воспитании молод„жи. Автор пьес "Первая драма" (1961), "Тревога" (1963), "Солнце и столб" (1964). Для творчества С. характерны гражданский пафос, колоритность бытовых деталей и языка, чувство юмора, острая сатирич-ность. И. Лан.

САЯН (Sayao), Виду (р. 11.V.1906) - браз. артистка оперы (лирико-колоратурное сопрано). В 1923-25 занималась у Я. Решке в Ницце. В 1926 дебютировала на оперной сцене в Риме. Гастролировала в Буэнос-Айресе и в городах Италии, в т-ре "Гранд-Опера". После выступления С. в концерте А. Тосканини в Нью-Йорке (1936) была приглашена в т-р "Метрополитен-опера" и с 1937 в течение 15 лет была ведущей солисткой этого т-ра. В концертах пропагандировала соч. Э. Вила Лобоса и др. браз. композиторов.

С. - первая браз. оперная певица, получившая междунар. признание. Обладала подвижным голосом яркого прозрачного тембра, драм. дарованием, выступала с Э. Пинца (в операх Моцарта) и Ю. Бь„рлин-гом (во франц. и итал. репертуаре).

Лучшие партии: Манон (о. п. Массне), Джульетта, ("Ромео и Джульетта" Гуно), Лакме, Розина, Мими; Сюзанна, Церлина ("Свадьба Фигаро", "Дон Жуан" Моцарта).

Вс. Т. "СВАДЬБА В МАЛИНОВКЕ" - оперетта Б. А. Александрова, либр. (на укр. яз.) Л. Юхвида, рус. текст В. Я. Типота. Пост. 10 нояб. 1937, Моск. т-р оперетты (дириж„р Залевский, пост. Ярона, рвж. Мызникова, худ. Соболь, ба-летм. Бойко; Назар Дума - Бравин, Софья Михайловна - Бах и Новикова, Яринка - Лебедева, дед Нечипор - Карпов, Гапуся - Савицкая, Андрейка - Качалов, Петря - Евков и Хмельницкий, Павла - Кузнецов, Вася - Шушля-ков, Марченко - Неживенко, Яшка - Володин, Грициан - Стравинский, Попандопуло - Ярон, Балясный - Кротов, Триндычиха - Грановская, Василина - Качалина); 1938 - Ленингр. т-р муз. комедии (дириж„р Орланский, пост. Энри-тона, худ. Басов, балетм. Вайнонен; Назар Дума - Соколов и Артамонов, Софья Михайловна - Адицкая, Яринка - Ломач и Колесникова, дед Нечипор - Герман, Гапуся - Астафьева, Андрейка - Боровский, Петр - Масленников, Яшка - Свидерский, Грициан - Ливанов, Попандопуло - Янет); 1951, там же (дириж„р Воловац, пост. Янета, худ. Кузьмин, балетмейстеры Пельцер и Бейзельман); в 1956 возобн. в Моск. т-ре оперетты (дириж„р Синицын, пост. Ярона, худ. Рындин, балетм. Варковицкий; в ролях: Володин, Ярон, Савицкая, Зарубеев, Юнаковская, Белая, Матвеев и др.).

Пост. в др. городах Сов. Союза: Свердловск, Иванове (1938), Минск, Таллин (1941), Киев (1944), Ташкент, Ленин-абад(1948), Новосибирск, Донецк (1963). Ц, Гр.

"СВАДЬБА КРЕЧЙНСКОГО" - комедия в 3 д. А. В. Сухово-Кобылина (первая часть трилогии; 2-я и 3-я части - "Дело" и "Смерть Тарелкина"). Соч. 1854. Пост. 28 нояб. 1855 в Малом т-ре, бенефис Шумского (Муромский - Щепкин, Лидочка - Воронова, Атуева - Рыкалова, Нелькин - Васильев, Расплюев - П. Садовский, Бек-Турчанинов, Щебнев - Н. Никифоров, Ф„дор -Дмитриевский); 7 мая 1856 - в Александрийском т-ре, бенефис Бурдина (Муромский - Григорьев, Лидочка - Владимирова, Атуева - Громова, Нелькин - Максимов, Кречин-ский - В. Самойлов, Расплюев - Бурдин, позднее - Мартынов). Из последующих возобновлении: в Малом т-ре 1859 [Кречинский - Милославский (как гастрол„р)]; 1871 (Лидочка - Ермолова); 1899, бенефис Макшеева (Муромский - К. Рыбаков, Лидочка - Домашева, Атуева - Федотова, Нелькин - И. Рыжов, Кречинский - Южин, Расплюев - Макшеев). Из возобновлении в Александринском т-ре:

1872 (Кречинский - И. Монахов, Расплюев - П. Васильев);

1880 (Муромский - Свободин, Атуева - Жулева, Кречинский - Киселевский, Расплюев - Давыдов), 1894 (Расплюев - П. Медведев), 1902 (Муромский - Варламов, Кречинский - Далматов), 1910 (Кречинский - Аполлонский), 1917 (реж. Мейерхольд и Лаврентьев, Кречинский - Кор-вин-Круковский, Юрьев, Расплюев - Давыдов). "С. К." ставилась в Т-ре Корша (1889, 1895, 1911) и др. Пьеса шла на мн. крупных провинц. сценах (Воронеж, Казань, Киев, Нижний-Новгород, Одесса, Харьков и т. д.). Роли Кречин-ского и Расплюева входили в гастрольный репертуар артистов моск., петерб. и провинц. т-ров; Расплюева с успехом исполнял в своих многочисленных поездках по провинции В. Н. Андреев-Бурлак. В мае 1900 в Ярославле, по случаю 150-летия рус. проф. т-ра, одним из юбилейных спектаклей была "С. К." с участием артистов Александрийского т-ра - Варламова (Муромский), Рыкаловой (Атуева), Ленского (Кречинский), Давыдова (Расплюев) и др.

"С. К." на сов. сцене: филиал Малого т-ра (Т-р им. Сафонова) - 1924 (Атуева - Турчанинова, Яблочкина, Кречинский - Ленин, Расплюев - Давыдов); 1926 (Кречинский - Ленин, позднее - Юрьев, Рыбников, Расплюев - Ст. Кузнецов); 1940 (реж. Л. Волков, худ. Варпех, Муромский - Хлебников, Атуева - Рыжова, Расплюев - Н. Яковлев). В 1933 "С. К." была пост. в Т-ре им. Мейерхольда (премьера в Ленинграде, реж. Мейерхольд, худ. Шестаков; Атуева - Тяпкина, Кречинский - Юрьев, Расплюев - Ильинский). Др. т-ры: Самарский (1933), Ленингр. академич. т-р драмы (1936, Атуева - Корчагина-Александровская, Кречинский - Юрьев, Расплюев - Горин-Горяинов), Горьковский т-р (1938, реж. Соболыпиков- Самарин), Центр, т-р транспорта в Москве (1940, 19 50); Бакинский рус. т-р (1940), Т-р им. Грибоедова (1944, реж. и исполнитель роли Кречинского - Сми-ранин, Муромский - Мюфке), Ленингр. т-р Комедии (1944, реж. Ханзель, Нелькин - Б. Смирнов, Кречинский - Хан-зель, Лецкий, Расплюев - Кровицкий, Злобин), Т-р им. Марджанишвили (1948, реж. Журули, Кречинский - Коба-хидзе, Расплюев - Годзиашвили), Ленингр. Большой драма-тич. т-р (1948, Муромский - Лариков, Лидочка - Кибар-дина, Никитина, Атуева - Е. Грановская, Кречинский - А. Жуков, Расплюев - Софронов), Т-р им. Моссовета (1949, реж. и исполнит, роли Расплюева - Ванин, худ. М. Виноградов; Муромский - Герага, Атуева - Викланд, Кречинский - Названов), Куйбышевский т-р (1951), Т-р им. Пушкина, Москва (1951, реж. и исполнитель роли Расплюева - Ванин); Т-р им. Заньковецкой, Львов (1953, реж. и исполнитель роли Муромского - Романицкий, Атуева - Любарт, Кречинский - Гай, Расплюев - Козачковский) и мн. др. т-ры (всего св. 60).

"С. К." за рубежом: в рус. посольстве в Константинополе (1887), т-р "Ренессанс", Париж (1902), Браильский т-р, Румыния (1954) и др.

Издания: Первая публикация "С. К." - ж. "Современник", 1856, т. 57, ј 5; в этом же году вышла отдельным оттиском; Сухово-Кобылин А. В., "Картины прошедшего" (Трилогия), М., 1869; Сухово-Кобылин А. В., Свадьба Кречинского, М., 1898 (как приложение к ж. "Будильник"). Из советских изд.: Л., 1922 (литографич.);

Сухово-Кобылин А. В., Трилогия, М.-Л., 1925; под тем же названием, М.-Л., 1927, 1938, 1955, 1959.

Лит.: Кононов Н. Н., "Уч. зап. Рязанского Гос. педагогического ин-та", 1949, ј8; Юрьев Ю М, Записки, М.-Л., 1948, с. 313-53; Рудницкий К., Сухово-Кобылин, М., 1957; Клейнер И., Драматургия Сухо-во-Кобылина, М., 1961. 4. Шн.

"СВАДЬБА ФИГАРО" ("Le Nozze di Figaro")- опера В. А. Моцарта, либр. Л. Да Поите по о. п. П. Бомарше "Безумный день, или Женитьба Фигаро". Пост. 1 мая 1786, "Бургтеатр", Вена (граф Альмавива - П. Мандини, графиня - Ласки-Момбелли, Сюзанна - Стораче, Фигаро - Бенуччи, Керубино - Сарди-Буссани, Дон Базилио и Дон Курцио - 0'Келли, Бартоло и Антонио - Ф. Буссани, Барбарина - Готлиб, Марселина - М. Мандини). Опера ставилась в т-рах мн. стран мира.

В России впервые исполнена в 1836 нем. оперной труппой в Петербурге; пост. 13 янв. 1851 т-ром итал. оперы там же. последний спектакль итал. оперы - 19 февр. 1884 (граф Альмавива - Буйи, Фигаро - Котоньи, Графиня - Фюрш-Мади, Сюзанна - Рипетто, Керубино - Нордика, Барто-ло - Ломбарделли, Дон Базилио - Кореи). В 1891 и 1895 спектакли оперного класса Петербургской, 1888, 1903 и 1909 - Моск. консерваторий. 25 сент. 1901, Мариинский т-р (пер. М. Чайковского, дириж„р Крушевский, пост. Па-лечека, худ. Аллегри, балетм. Ширяев; граф Альмавива - Касторский, Графиня - Черкасская, Сюзанна - Михайлова, Фигаро - Бухтояров, Керубино - Гладкая, Марце-лина - Фриде, Бартоло - Антоновский, Дон Базилио - Чупрынников, Дон Курцио - Угринович, Барбарина - Носилова, Антонио - Климов).

На сов. сцене пост. 23 нояб. 1926 Эксперимент, т-ром в Москве (пер. либр. В. Мориц, дириж„р Ипполитов-Иванов, пост.-реж. А. Петровский, реж. Шаломытова, художники М. Петровский и Сапегин; граф Альмавива - Бугайский, Графиня - Гайдамович, Сюзанна - Зорич, Фигаро - Бурлак, Керубино - Глухоедова, Марцелина - Шервинская, Дон Базилио - Барышев, Дон Курцио - Новоженин, Бартоло - Малышев, Барбарина - Рубанова, Антонио - Чаплыгин); 1935, концертное исполнение артистами Всесоюзного радио, Москва (пост. и дириж„р Г. Себастьян, Хоровая капелла под упр. Свешникова; граф Альмавива - Дейнека, Графиня - Рождественская, Фигаро - Абрамов, Сюзанна- Аматова); то же, 1948 (дириж„р Зандерлинг; граф Альмавива - Захаров, Сюзанна - Казанцева, Бартоло - Корол„в);

1936, Ленингр. Малый оперный т-р (дириж„ры Штидри и Шерман, пост. Зона, режиссеры Сойникова и Чеснаков, худ. Штоффер, балетм. Чеснаков); 1936, Большой т-р (дириж„р Штидри, пост. Зона, худ. Штоффер, реж. и балетм. Чеснаков, хорм. Рыбнов; граф Альмавива - Модестов, Графиня - Кругликова, Фигаро - Волков, Сюзанна - Межерауп, Керубино - Гагарина, Марцелина - Макарова-Шевченко);

1956, Большой т-р (дириж„р Хайкин, режиссеры Покровский и Ансимов, худ. Рындин, хорм. Шорин, балетм. Чу-динов; граф Альмавива - Отдел„нов, Графиня - Л. Масленникова, Фигаро - Кисел„в, Сюзанна - И. Масленникова, Керубино - Дян, Барбарина - Звездина, Дон Базилио - Годовкин, Бартоло - Николау, Марцелина - В. Петрова). Опера ставилась в оперных студиях консерваторий: Киевской (1940), Ленинградской (1953)" Московской (1956). В 1962 пост. в Риге.

Издания: "С. Ф." - партитура, Bonn - Koln, Sim-rock, 1819; клавир, Bonn, Simrock, 1796; акад. изд., партитура: Wolfgang Amadeus Mozart's Werke, Serie V, .ј 17, Lpz., Breitkopf und Hartel, [1879]; клавир с рус. текстом, перевод М. И. Чайковского, М., Юргенсон, [1884]; сов. издание клавира, М., Музсектор, 1925, последнее изд., М., Муз-гиз, 1956. Я. Гр.

СВАНХОЛЬМ (Svanholm), Сет (p.2.IX.1904) - швед. артист оперы (драматич. тенор). В юности работал органистом. В 1927-29 учился в Стокгольмской консерватории, в 1930-31 - в Стокгольмской оперной школе (у И. Форселя). В 1930 дебютировал на сцене Королевской оперы в Стокгольме как баритон в партиях Сильвио ("Паяцы") и Фигаро ("Севильский цирюльник"). В течение 6 лет пел баритоновые, в дальнейшем теноровые партии. В 1937-56 регулярно выступал в Королевской опере. В 1940-х гг. гастролировал в Берлине, Вене, Будапеште, Милане, Лондоне и др. городах Европы. После дебюта в т-ре "Метрополитен-опера" (1946) приобр„л мировую известность как выдающийся исполнитель вагнеровского репертуара - преемник Л. Мельхиора. Голос С.- "героический" тенор, мощный по звуку, сочного, искристого тембра, с гибким и блестящим верхним регистром, особенно выразительный в кантилене.

Лучшие партии:Лоэнгрин, Тангейзер; Зигфрид, Тристан, Парсифаль, Вальтер, Эрик, Риенци ("Кольцо Нибелунга", "Тристан и Изольда", "Парсифаль", "Нюрнбергские мейстерзингеры", "Летучий голландец", "Риенци" Вагнера), Отелло (о. п. Верди),Радамес, Канио; Питер Граймс (о. п. Бриттена).

В 1956 С. занял пост директора Стокгольмской Королевской оперы и оставил сцену. Вс. Т.

СВАХЧЯН, Меликсет Григорьевич (24.X.1916- 25.III.1946) - арм. сов. театр. художник. В 1941 окончил Ленингр. Академию художеств (занимался у М. Бобышова), в том же году начал работать в Лени-наканском драм. т-ре им. Мравяна, с 1942-гл. художник этого т-ра. Сотрудничал с видными режиссерами- А. Бурджаляном, В. Аджемяном, Т. Шамирханяном. Первое оформление - "Профессор Мамлок" Вольфа. Лучшие работы: "Слуга двух господ" (1942), "Двенадцатая ночь" (1944), "Свадьба Кречинского"; "Ара Прекрасный" Н. Зарьяна (1946) - Ленинаканский т-р; "Ут„с" В. Папазяна (1944), "Монастырское ущелье" В агаршяна, "Страна родная" Демирчяна (1945)-Т-р им. Г. Сундукяна. Лаконизм, слияние скульптурных деталей с элементами живописи, выразительность художественного языка, яркая фантазия сделали С. одним из виднейших представителей театрально-декоративного иск-ва Армении. Выполненные в реалистич. манере работы С. отличаются эмоциональностью, жизнеутверждающим звучанием.

Лит.: Халатян Л., Меликсет Свахчян, Ереван 1956 (на арм. и рус. яз.). Л. Хал

СВАЧЯН,Арутюн [22.X(3.XI).1831-3(15).V.1874]- арм. публицист, лит. и театр. критик. Прогрессивный деятель нац. культуры. Соратник М. Налбандяна. Способствовал организации арм. проф. т-ра в Константинополе (Стамбул) в 1861. Написал много статей о т-ре и историч. драму - "Аранцар Аматуни", противостоявшую арм. классицистич. псевдопатриотич. трагедиям. Б. А.

СВЕЖАВСКИЙ (Swierzawski), Кароль Боромеуш (1731-1806) - польский актер. В 1765 дебютировал в Варшаве в "Т-ре Народовы" в комедии Ю. Белявского "Докучные". Не имея специального образования, готовил дебют под рук. А. Чарторыйского, советами и указаниями к-рого пользовался и в дальнейшем. С. обладал хорошими внешними данными, красивым голосом, выступал преимущественно в комедийных ролях. Став ведущим комедийным актером "Т-ра Народовы", получил от короля Станислава Августа Помятовского звание "Первого актера Польши". Особую популярность завоевал в т. н. "кунту-шовых" ролях, требовавших выразительной передачи характерных особенностей польского быта (Староста - "Возвращение депутата" Немцевича; Богац-кий-"Школа злословия" Богуславского по Шеридану). Выступал в иностранном репертуаре (Арган- "Тартюф", Бартоло - "Севильский цирюльник" Бомарше). Б. Рос.

СВЕНСЕН (Svendsen), Юхан Северин (30.IX.1840- 14.VI.1911) - норв. композитор, скрипач и дириж„р. Учился в Лейпцигской консерватории. В 1883-1908 был придворным капельмейстером в Копенгагене. Видный представитель романтизма в норв. музыке. Из произв. С. известны увертюры к пьесам "Сигурд Злой" Б. Бь„рнсона (1871), "Ромео и Джульетта" Шекспира (1876), камерная музыка.

Лит.: R a v n О. Е., Johan Svendsen, [Oslo], 1944.

Ал. М.

СВЕНТИЦКАЙТЕ, Тамара Модесто (р.14.X.1922)- литов. сов. артистка балета. Нар. арт. Лит. ССР (1959). В 1932-38 училась в балетной студии в Каунасе. С 1938 - солистка Т-ра оперы и балета г. Каунаса (позднее Литов. т-р оперы и балета, Вильнюс).

Исполняет ведущие партии в литов. балетах: Марите и Ванда ("Невеста" Пакальниса), Оне и Касте ("На берегу моря" Юзелюнаса), Эгле ("Эгле, королева ужей" Бальсиса). Др. партии: Одетта-Одиллия, Аврора, Раймонда, Жизель, Китри, Эсмеральда.

В 1957-60 преподавала в Вильнюсской муз. школе (классич. танец). Гастролировала в Польше (1960), Румынии (1960), Болгарии (1962). Л. P уз.

СВЕРДЛИН, Лев Наумович [р.З(16).Х1.1901 ]- рус. сов. актер. Нар. арт. СССР (1954). В 1921 поступил в Театр. техникум им. А. В. Луначарского (курс В. Э. Мейерхольда), затем учился в Гос. театр. мастерских В. Э. Мейерхольда. С 1926 - актер Т-ра им. Мейерхольда. В 1937-41 работал в Т-ре им. Вахтангова, с 1943 - в моск. Т-ре им. Маяковского. С. начал свой творч. путь преим. как комедийный, эксцентрич. актер. Он виртуозно владел телом, достигал особой ч„ткости сценич. формы, был ассистентом Мейерхольда по "биомеханике". Уже первые комедийные роли С. выявили многоплановость его творч. индивидуальности, склонность к углубл„нному психологии, анализу образа. Хотя герои С. часто отличались внешней необычностью, экстравагантностью, им был присущ своеобразный проникновенный лиризм. В нек-рых ролях С. достигал острого драматизма. Большой удачей С. стало исполнение роли Счастливпева (1926), где бравурная театр. буффонада сочеталась с тонким раскрытием характера персонажа, мягким юмором и глубиной. Высокой поэзией и напряж„нным драматизмом было проникнуто исполнение С. роли Нунбаха в спектакле "Вступление" Германа (1933). С годами игра С. обрела мудрую и ясную простоту, покоряющую естественность.

С.- художник острой мысли, точного, полного и органич. перевоплощения. Играет преим. в сов. драматургии. Неисчерпаемое душевное богатство, нравственную чистоту, человечность, высокую принципиальность и безграничную преданность Родине раскрывает С. в образах современников - академик Верейский ("Закон чести" Штейна, 1949), директор завода Степанов ("Директор" Ал„шина, 1952), работник обкома Павел Михайлович ("Сонет Петрарки" Погодина, 1957). Строгим к себе и к людям и одновременно душевным, самозабвенно влюбл„нным в свою профессию был в исполнении С. потомственный кораблестроитель Илья Журбин ("Журбины" Кочетова и Кара, 1954). Глубокую драму чувств человека, исключ„нного по ложному обвинению из партии, актер гневно раскрыл в роли Хлебникова в спектакле "Персональное дело" Штейна (1955). Душевная чистота, стремление познать правду определяли образ писателя Косогорова в спектакле "Побег из ночи" б р. Тур (1958). Мудр, саркастичен, человеколюбив в исполнении С. судья Аздак ("Кавказский меловой круг" Брехта, 1964). В классич.репертуаре С. играл роли Тихона ("Гроза", 1954), Полония ("Гамлет", 1955).

С. снимается в кино. За исполнение ролей Валь-ко ("Молодая гвардия"), Верейского ("Закон чести"), парторга Залкинда ("Далеко от Москвы") С. в 1947, 1949 и 1951 был удостоен Гос. пр. СССР. С 1924 С. вед„т педагогич. работу: в 1924-31 -вУзб. гос.дра-матич. студии в Москве, с 1962 - худ. рук. актерского курса во ВГИКе, с 1963 - в ГИТИСе.

Соч.: Разговор с товарищами по искусству, М., 1960.

Лит.: ВелеховаН., Непростая простота, "Театрала ная жизнь". 1961, ј 2. А. О

Предыдущая страница Вернуться к оглавлению Следующая страница